Горьковатый привкус калины смягчается когда ягоды прихватит мороз схема предложения

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

дидактический материал "Сложное предложение"
материал по русскому языку (5 класс) на тему

Спишите, расставляя запятые. Составьте схемы предложений.

1. Сильно рванул ветер и со свистом закруж…л по степи. 2. Над осокой прол…тели знакомые три бекаса и в их писке слышались тр…вога и досада. 3. Обоз весь день прост…ял у р…ки и тронулся с места когда с…дилось со…нце. 4. З…леный огонь погас и тени исчезли. 5. Юрта охранялась гр..мадными черными с…баками и они встретили нас свирепым лаем. Вскоре пок…зался хозяин и пригласил нас в свою юрту.

5 класс Простые и сложные предложения.

В тексте дана одна часть сложного предложения с союзом и . Придумайте другую часть и запишите все предложение. Поставьте знаки препинания и составьте схему.

1. Все небо было усеяно звездами и ______ . 2. ______ и деревья казались сказочными богатырями. 3. Солнце перед самым закатом вышло из-за туч и ________ . 4. ______ и облака рассеялись. 5. Налетел порывистый ветер и _________ . 6. _______ и вода напоила молодые деревца. 7. Поблекли листья на деревьях и _______. 8. _______ и журавли улетели в теплые страны. 9. Заря засияла на востоке и ________ .

5 класс Простые и сложные предложения.

Каждый из начатых примеров продолжите дважды: а) чтобы получилось сложное предложение, простые в котором соединены союзом и , б) чтобы получилось простое предложение с однородными членами, соединенными союзом и.

Образец Море глухо роптало и ________. А) Море глухо роптало , и волны бились о берег. Б) Море глухо роптало и билось о берег.

1. С горизонта надвигались тяжелые облака и __. 2. В небе ярко сверкнула первая звездочка и ____ . 3. Солнце перед самым закатом вышло из-за туч и ___ . 4. Налетел порывистый ветер и ___. 5. Поблекли листья на деревьях и _____ . 6. Грачи носятся над поблекшей травой и ____. 7. В окнах домов замелькали огоньки и _____ .

5 класс Сложные предложения

№ 402.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Горьковатый привкус калины смягчается когда ягоды прихватит мороз.
  2. Весной белые цветы украшают калину а осенью на ней горят яркие плоды.
  3. Ледяные кристаллики соединяются друг с другом льдинки группируются на неровности на еле заметных царапинах на стеклах и постепенно на окне вырастает ледяной сад.
  4. Клюква растет на торфяных кочках и ягоды лежат прямо на мху.

5 класс Сложные предложения

№ 403.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Молодые деревца выросли из тех орехов которые зимой птицы не нашли.
  2. Ландыш украшает лес и осенью когда созревают его плоды.
  3. Ты идешь по осеннему лесу и над твоей головой кружатся осенние листья падают к твоим ногам.
  4. Листья облетят но на ветках останутся почки.
  5. Обычно гусеницы окукливаются осенью куколка зимует а весной из нее появляется бабочка.

5 класс Сложные предложения

№ 404.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Когда у кайрят вырастают маховые и рулевые перья они вместе со взрослыми начинают самостоятельно добывать корм.
  2. Малыш удирает а медведь голову склонил на бок и одним глазом на него смотрит.
  3. Позолотились березы раскалились докрасна дубы и зарделись клены.
  4. Цветет рябина поздней весною когда оденутся в зеленую одежду леса поют на опушках и на берегах рек соловьи.
  5. Трава вокруг дома белела цветочками земляники и ее запах мешался с запахом прозрачной росы.

5 класс Сложные предложения

№ 406.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Волна ударяется об острый форштевень крутые борта раскалывают ее пополам.
  2. Спит вода спит рыба спят птицы и только совы летают у костра.
  3. Старые перышки одно за другим начинают выпадать птичка становится боязливой и прячется от всех в траве и листьях.
  4. У воды белели песчаные косы а дальше клубилась лиственная зелень.
  5. Когда я проходил мимо обезьянка протягивала мне холодную ручку.

5 класс Сложные предложения

№ 405.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Просвистит в лесу рябчик и прокличут в небе пролетающие косяком журавли.
  2. В конце осени бывают такие дни когда вдруг отступают первые заморозки.
  3. В солнечный летний день золотом отливает лесная поляна на которой растут и цветут одуванчики.
  4. Длинные сережки ольхи покачиваются от ветра а над ними поднимаются облачка желтой пыльцы.

5 класс Сложные предложения

№ 407.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Свистящим шепотом перекликнулись между собой столетние сосны сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.
  2. Крестьяне начали косить и запах свежескошенной травы молодого сена разносится далеко вокруг.
  3. Загорелась вершина дуба но пошел дождь и залил огонь.
  4. Листва берез висит тихо и только роса стекает по белым стволам.

5 класс Сложные предложения

№ 408.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Кончились чащобы ольшаника выбежали к воде на цыпочках стройные березки за ними робко показался с трепетной листвой осинник потом пришли поклониться ручейку рябины даже гордые дубки появились а мы все шли.
  2. Гроза посылает на землю сильный дождь а после дождя вся природа оживает.
  3. Раздалось какое-то ужасно знакомое шипение и четко забили пружинные звуки.

5 класс Сложные предложения

№ 429.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Весной у ежихи появятся ежата с мягкими иголками которых она выкармливает молоком.
  2. Стульчик проломился и девочка упала на пол.
  3. Послышался шорох сухих листьев фырканье и недалеко от нас с необычайно деловым видом пробежал через поляну еж.
  4. Люди обрывают ягоды рябины после заморозков когда ягоды приобретают горьковатый вкус.
  5. Большая туча прорвалась и полил ужасающий дождь.

5 класс Сложные предложения

№ 433.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Комарики не уставали играть на своих скрипочках лунные зайцы плясали и выла собака.
  2. Молчит опаловая даль моря и певуче плещут волны на песок.
  3. Струйки послушали друг дружку приумолкли и вдруг под сугробом снега смело залопотал первый ручеек.
  4. Затрубили рога и охотники пустились скакать во всю прыть.

5 класс Сложные предложения

№ 409.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Лосю в жизни пришлось выдержать не один бой но сейчас он может попасть в руки браконьеров.
  2. Колючий утренник предупреждал что суровые заморозки на земле и в воздухе вошли в силу.
  3. Еще на полях лежит рыхлый снег но уже кое-где образовались первые проталины прилетают и начинают петь жаворонки.
  4. Муравьям приходится работать в темноте поэтому основным органом чувств у них является не зрение а осязание.

5 класс Сложные предложения

№ 410.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Листья задевают друг за друга и со всех сторон слышится легкий шорох.
  2. Корабль переваливается через волну и соскальзывает с нее но новая волна поглощает его.
  3. Взошел месяц и все потонуло в фантастическом свете.
  4. Привлекает снегирей рябина которую они охотно поедают зимой.

5 класс Сложные предложения

№ 411.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Закукует кукушка лес закутается зеленым туманом прилетят ласточки и белыми звездочками зацветет черемуха.
  2. На человека рысь обычно не нападает но в случае ранения она становится опасной.
  3. Еще не кончилась весна не все поля освободились от снега а солнце повело уже новое наступление на самые крепкие укрепления зимы.

5 класс Сложные предложения

№ 412.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Раскололось небо грянул гром блеснула саблями молния.
  2. Скоро пчелкам станет тесно в ульях и они начнут роится.
  3. В солнечные морозные дни можно увидеть на снегу темные пятна а с крыш свисают первые сосульки.
  4. Солнце сжигает посевы гроза спасает урожай.
  5. Фиалку прикрепляли к громадному шесту посреди лужайки и люди собирались поплясать и повеселиться.

5 класс Сложные предложения

№ 413.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Старые деревья давно облетели и только молодые березки сохраняют свои желтоватые листья.
  2. Часы щелкнули и кузнец ударил молотком по маленькой наковальне.
  3. Старик поехал в поле пахать а старуха осталась одна дома.
  4. Ползет алая морская звезда солидно ходят по камням усатые лангусты боком двигается краб.

5 класс Сложные предложения

№ 1.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Налетел ветер и затрепетала листьями осинка.
  2. Улетает с цветка тяжелый шмель и цветок слегка качается.
  3. Давно угомонился дождь но капельки воды долго не пропадали на листьях.
  4. Ветер крепчал и на востоке появлялись громады туч.
  5. Неслись мимо леса мелькали реки.

5 класс Сложные предложения

№ 2.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Я чувствовал что город оставался у нас справа.
  2. Когда мы уходили щенок скулил около забора.
  3. Забор трещал потому что мы навалились на него все сразу.
  4. Наступила осень и птицы потянулись к югу.
  5. Он поражался тому как быстро вязала на спицах мама.

5 класс Сложные предложения

№ 3.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Мы увидели что пролезла вместе с волчатами в нору.
  2. Когда мы приближались к тропинке звон колокольчика удалялся.
  3. Всю ночь зима вязала кружевные узоры чтобы принарядить деревья.
  4. Зацвели сады и вся земля в саду побелела от лепестков яблонь.
  5. Трава появлялась там где сильнее пригревало солнце.

5 класс Сложные предложения

№ 4.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Дед догадался что огонь приближается к нему.
  2. Мы поклялись поймать кота и вздуть за его проделки.
  3. Специальные приборы показывают что самолет летит верно.
  4. Ваня завернул зайца в одеяло и понес домой.
  5. Когда мы вернулись домой началась гроза.

5 класс Сложные предложения

№ 5.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Через окно я увидел что большая птица села на ветку клена в саду.
  2. Я слышал как посапывает во сне кот.
  3. Когда ветка закачалась с нее посыпался снег.
  4. Синицы смотрят на подоконник где лежит ломоть черного хлеба.
  5. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой.

5 класс Сложные предложения

№ 6.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Легкий ветерок пробежал по саду и затих.
  2. Кончился дождь и высохли капельки воды на деревьях.
  3. Когда часы пробили полночь мы зажгли на елке разноцветные лампочки.
  4. Все заглядывали вперед где качался шар.
  5. Лодка продвигалась с трудом потому что мешали плавающие бревна.

5 класс Сложные предложения

№ 7.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Когда я вернулся домой мама уже спала.
  2. Вот показалось солнце и залило всю окрестность ярким светом.
  3. Утром я увидел что выпал снег.
  4. Ветер засвистал в ушах и поднялась с двух сторон снежная пыль.
  5. Чувство родины складывается из любви к тому месту где ты родился.

5 класс Сложные предложения

№ 8.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Вдруг вспыхнула близко молния и осветила застывшие на миг столбы низкие кустарники.
  2. Плотина не выдержала когда новый поток прибавил воды.
  3. Только поэтому и догадались мы что у берега уже образовался слой льда.
  4. Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птенцы.
  5. Он сделал все чтобы мы пришли вовремя.

5 класс Сложные предложения

№ 9.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Снега покрылись твердым настом по которому голодные волки подходили по ночам к самой усадьбе. 2. В лесу еще снег лежит а на просеке уже чернеют пятна земли. 3. Я пригляделся и увидел что синичка ловит ртом снежинки. 4. И лягушкам не поется если осень настает. 5) Месяц под косой блестит а во лбу звезда горит.

5 класс Сложные предложения

№ 10.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Бежит заяц по полю а след за ним тянется. 2. Я увидел что выпал снег. 3. Летом будет хороший урожай трав если в апреле на заливных лугах стоит вода. 4. Как-то раз Кот узнал что король собирается на прогулку по берегу реки. 5. Во всем сестры спрашивали совета у Золушки потому что у нее был хороший вкус.

5 класс Сложные предложения

№ 11.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Потянул свежий ветерок и белая туча вскоре заволокла горизонт. 2. Когда мы проснулись солнце уже поднялось высоко. 3. Я заметил что мои спутники устали. 4. Весенний лес не смолкает ни на минуту и ухо ловит невольно каждый звук. 5. Солнце уже скрылось и длинные тени быстро надвигались со стороны леса.

5 класс Сложные предложения

№ 12.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Когда мы поднялись на гору я увидел большое селение внизу. 2. Петя не пойдет в поход потому что заболел. 3. Вдруг я увидел что из кустов выскочила лисица. 4. На деревьях шелестела молодая листва а в кустах звонко щебетали птицы. 5. Жилин знал что его письмо не дойдет.

5 класс Сложные предложения

№ 13.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Уж роса пала а Жилин до края леса не дошел. 2. Осенью олени перебираются к югу где они находят много корма. 3. Когда мы ложились спать ежик бегал по дому. 4. Дверь тихонько отворилась и царевна очутилась в светлой горнице. 5. Когда на небе вспыхнула вечерняя заря лес спокойно заснул.

5 класс Сложные предложения

№ 14.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Мы перебрались через лесной овраг и перед нами открылась большая поляна. 2. Когда из-за вершин деревьев выглянуло солнце в каждой капле росы зажегся фонарик. 3. Я разбудил брата и мы пошли на рыбалку. 4. Буря утихла и по воде поплыли большие льдины. 5. Но вот зашуршал камыш и на воде появились кружки от первых капель.

5 класс Сложные предложения

№ 15.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Была ночь когда охотник вышел из леса на берег моря. 2. Неожиданно он увидел впереди малышей которые играли посреди бульвара. 3. Рожь уже выколосилась и по ней плыли легкие тени от облаков. 4. Снег в лесу стаял и на лесных тропинках заголубел лед. 5 Наступил день и на городской улице появились бродячие циркачи.

5 класс Сложные предложения

№ 15.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Повалил снег и вскоре белое одеяло скрыло все следы. 2. Я направился к тому месту где вчера охотники устроили привал. 3. Он-то и рассказал мне что вчера медведь приходил на пасеку. 4. Неопытный человек скажет что все соловьи поют одинаково. 5. Ударили первые морозы и скоро земля потонула в белой пелене метелей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по теме "Сложноподчиненное предложение" содержит СПП с разными видами придаточных. Может быть использован для индивидуальной и групповой работы при освоении названной темы.

Дидактический материал-исследование на тему"Обособленные кострукции как вид осложнения простого предложения".

Дидактический материал по теме "Постановка знаков препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами".


Дидактический материал. Карточки по теме "Простые предложения с однородными членами и сложные предложения" для учащихся 5 класса (В.П.Астафьев "Васюткино озеро")

Карточки предназначены не только для обучающихся 5 класса. Такие карточки можно раздавать и в 6 - 7 классах. В 5 классе по программе В.Я. Коровиной изучается произведение В.П. Астафьева "Васюткино озе.


Дидактический материал. Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 8 – 9 классов (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

Карточки по русскому языку составлены на основе произведения А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Карточки предназначены для обучающихся 8 - 9 классов. Материал поможет учащимся закрепить знани.


Дидактический материал. Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 5 класса (К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»)

Карточки по русскому языку предназначены для обучающихся 5 класса. Материал составлен на основе произведения К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Карточки помогут учащимся закрепить занния о про.


Дидактический материал. Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 5 класса (Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»)

Карточки по русскому языку предназначены для обучающихся 5 класса. Материал составлен на основе произведения Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Карточки помомгут закрепить знания учащихся о.

Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы. 1. Горьковатый привкус калины смягчается когда ягоды прихватит мороз.
2. Весной белые цветы украшают калину а осенью на ней горят яркие плоды.
3. Клюква растет на торфяных кочках и ягоды лежат прямо на мху.
4. Ландыш украшает лес и осенью когда созревают его плоды.
5. Листья облетят но на ветках останутся почки.
6. Люди обрывают ягоды рябины после заморозков когда ягоды приобретают горьковатый вкус.
7. Колючий утренник предупреждал что суровые заморозки на земле и в воздухе вошли в силу.
8. Раскололось небо грянул гром блеснула саблями молния.
9. Старик поехал в поле пахать а старуха осталась одна дома.
10. Когда мы приближались к тропинке звон колокольчика удалялся.

2.постоянные признаки - совершенный вид; непереходный; 1 спряжение; непостоянные признаки - изъянительное наклонение; прошедшое время; множеств.число; 3 лицо.

1.(что делают? )клубятся.начальн.форма-клубиться.

2.постоянные признаки-совершенный вид; непереходный; 2 спряжение; непостоянные признаки - изъяснительное наклонение; настоящее время; множественное число; 3 лицо.

3.пары(что делают? ) клубятся.

1.(что делают? )поют.начальная форма-петь.

2.постоянные признаки-совершенный вид; непереходный; 1 спряжение; постоянные признаки - изъяснительное наклонение; настоящее время; множественной число; 3 лицо.

3.жаворонки(что делают? )поют.

1.(что сделал? )подул.начальная форма-дуть.

2.постоянные признаки-совершенный вид; непереходный; 1 спряжение; постоянные признаки - изъяснительное наклонение; настоящее время; единственное число; 2 лицо.

3.ветер(что сделал? )подул.

1.(что делает? )подул.начальная форма-всплывать.2.постоянные признаки-несовершенный вид; непереходный; 1 спряжение; постоянные признаки - изъяснительное наклонение; настоящее время; единственное число; 2 лицо.3.солнце(что делает? )всплывается.

остальные глаголы,а именно хлынет,встрепенётся,едете,поднимается,будет славная, разберёте по-моему образцу.

Дидактический материал для 5-х классов к урокам русского языка

Готовясь к уроку, довольно часто приходится тратить много времени, чтобы подобрать дидактический материал к уроку. Именно эта проблема и заставила меня заняться подготовкой дидактического материала к урокам. Материал расположен по принципу от простого к сложному, учитывает особенности учащихся, даёт возможность скорректировать задания для каждого класса. Подобные дидактические материалы подготовлены для 5–8 классов, 11 класса. Вниманию коллег предлагается три варианта дидактического материала по теме «Правописание приставок на –з – -с», дидактический материал к уроку «Основа и окончание» для 5 класса по УМК В.В. Бабайцевой.

Правописание приставок, оканчивающихся на З – С. (1)

Задание 1.

Спиши, раскрой скобки, графически выдели приставки.

П..щадить, (ф,в)б..рать, (с,з)сгибать, п..р..т..реть, з..ст..лать, пр..д..ставить, (ф,в)торогод-ник, ..т..брать, (ф,в)катить, (с,з)дание, (с,з)густок, пр..бабушка, на..пись, (ф,в)бить, (ф,в)тесаться, (с,з)горбленный.

Задание 2.

Проанализируй лингвистический материал, попытайся сформулировать орфографическое правило «Правописание приставок, оканчивающихся на З-С».

Задание 3.

Образуйте из предложенных словосочетаний с предлогом словосочетания без предлога, преобразовав предлог в приставку, помните о правильном написании приставок на З-С.
Ночь без сна, человек без страха, даль без предела, жидкость без цвета, роза без шипов, человек без чувств, переход без опасности, жизнь без печали, ребёнок без вины.
Какой вывод необходимо сделать, если сравнить правописание омонимичных предлогов и приставок?

Задание 4.

Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, приставки обозначьте графически.

Ра..краска, ра..бег, во..ход, и..пуг, и..мерять, бе..церемонный, ра..дробить, и..бавить, ра..грузочный, и..следовать, ра..чёска, ра..дразнить, и..ранить, бе..волосый, бе..козырка, и..жарить, и.пепелить, и..лучать, ра..крутить, ни..падать, и..нос, и..мучить, во..стать, ра..гадка, ра..каз, во..пламенится, бе..кормица, в..весить, и.тлеть, бе..просветный.
Письменно ответьте на вопрос: «Зачем нужны знания фонетики»?

Приставки, оканчивающиеся на З – С.(2)

1. Раздел науки о языке, изучающий состав и образование слов, называется … или ….
2. Слово состоит из …, …, …, …, ….
3. Значимая изменяемая морфема, стоящая в конце слова и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, называется…
4. Часть слова без окончания называется ….
5. Значимая неизменяемая морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов, называется …
6. В корне кас – кос пишется А, если …
7. Приставки на-, за-, по-, во-, в-, об-, от-, под-, перед-, пере-, с-, со-, обо-, ото, до- всегда пишутся …
8. В русском языке нет приставки …

Задание 1.

Распределите данные ниже слова в два столбика в зависимости от гласного звука, который вы будете обозначать, приставку выделите графически.

З..хотеть, ..чаровать, п..дцепить, п..читать, пр..шагать, з..шевелить, д..штриховать, з..щитить, пр..явить, з..городка, н..готовить, п..дготовка, н..гребать, з..громоздить, д..грызть, п..грузить, з..грустить, з..грязнить, пр..гулять.

Пусть никто никогда не забудет,
Что З приставкой не была и не будет.

Задание 2.

От данных слов образуйте новые слова с приставкой С .
Делать ––> сделать.
Держать, бросить, давить, толкнуть, жульничать, горбиться, крутить, гореть, шить, дёрнуть, дать, глодать, жать, сыпать.

Внимательно рассмотрите примеры, попытайтесь сформулировать правило правописания приставок, используя знания фонетики.

Развить. Расфуфыренный. Бездна. Бестолковый.
Разбить. Распался. Низверг. Ниспадает.
Разгибаться. Раскаяться.
Воззвал. Восстал.
Извоз. Исчез.

Живут на свете, людям помогая,
Приставки ВОЗ-, ИЗ-, ЧЕРЕЗ-, РАЗ-, и БЕЗ-,
Но если звук глухой согласный их встречает,
Мы пишем их лишь с буквой «ЭС».
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить.
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Ты запомни, что приставки
ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, БЕЗ- и ЧЕРЕЗ-
Перед согласными глухими
Всегда меняют З на С.

Задание 3.

Придумайте 10 слов с приставками, оканчивающимися на З/С.

Задание 4.

  • Бездушное слово сердце морозит.
  • Глупый завяжет, а умный не скоро развяжет.
  • Кто словами рассказывает, а кто руками показывает.
  • В июле жарко, а расставаться с ним жалко.
  • Дело право, лишь рассматривай прямо.

Задание 4.

Спишите, вставьте пропущенные буквы З или С, обозначьте графически приставки и правило.

Бе..сердечный, ра..сказ, ра..вод, и..возчик, чре..мерный, ра..сержен-
ный, ра..бег, во..ход, ра..ставание, и..пытание, ра..кат, бе..смертник, во..поминание, во..стание, во..звание.
Письменно ответьте на вопрос: почему в некоторых словах пишутся удвоенные буквы?

Приставки на З – С. (3)

Задание 1.

Распределите слова в два столбика, графически обозначить орфограммы «Чередующийся гласный в корне», «Правописание приставок». Может быть, лучше запомнить правило правописания этих корней тебе поможет стихотворение?

Есть на свете суффикс -А-,
В букву «И» влюблён слегка.
Если встанет после корня,
Хоть в субботу, хоть во вторник,
В корне пишем букву «И» –
На урок её бери.
Если суффикс -А- уйдёт,
Корень букву «Е» найдёт.
Это длится много лет:
Суффикс -А- то есть, то нет,
То приходит на свиданье,
То лепечет: «до свиданья!»
Есть в корнях чередование.
А примеры – по желанию:
ЗамЕреть – но замИрАть
От восторга в цирке,
ВыбЕру – но выбИрать
Бублики без дырки.

Соб..раться, зам..рать. отп..реть, ст..рать, прот..рать, выж..гать. подж..чь, бл..стает, пост..лить, забл..стел, над..рёт, расст..лает, отт..реть, оп..реться, расп..рающий.
И Е

Задание 2.

Укажите, какая буква пропущена.

1. Соб..рать автографы.
2. Соб..ру пазлы.
3. Доверие изб..рателей.
4. Переизб..рем председателя.
5. Уб..ри инструмент.
6. Бл..стать эрудицией.
7. Ослепительно бл..стеть.
8. Заж..гать иллюминацию.
9. Наст..лать паркет.
10. Выт..рать о траву.

Задание 3.

Спишите слова, обозначьте орфограмму «Правописание приставок на З/С».

Бездорожье, беззащитный, бескрылый, бесплатный, бессердечный, безжалостный, бессонница. Бесстрашный, взб..раться, восстание, вспахать, издалека, сбросить, воззвание, сбить, изрезать, расхвалить, избежать, исчезнуть, иссушить, распилить, раскрошить, расположить, распорядок, сдать, изменить, испечь, сбегать, сбор.

Задание 4.

Образуйте от данных слов новые слова с приставками рас-, раз-, бес-, без-, нис-, низ-, ис-, из- .

Бег, ход, пугать, церемонный, дробить, следовать, дразнить, крутить.

Задание 5.

Спишите, вставьте согласные З/С, графически объясните орфограмму.

Задание 5.

Запишите слова в три столбика: в первый – слова с одной приставкой, во второй – с двумя, в третий – тремя. Обозначьте приставки и корни.

Безвкусный, поразмыслить, понавыдёргивать, безразмерный, выносить, поназачёркивать, занавеска, приободрить, предрасположение, принажать, обледенеть, беспосадочный, пробуждение, переоценка, переподготовка.

Задание 6.

Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте полный пунктуационный разбор предложения.

Хату и пышный ч..ртог и..б..раешь ты вольная птица домом св..им.

Задание 7.

Основа и окончание.

Задание 1.

Вспомним основные термины:

  1. Раздел науки о языке, изучающий состав (строение) слова, называется …
  2. Часть слова без окончания называется …
  3. Морфема – это …
  4. Корень, приставка, суффикс, окончание – это …
  5. Изменяемая часть слова, служащая для связи слов в словосочетаниях и предложениях, называется …
  6. Изменение слова по падежам и числам называется …
  7. Система окончаний любого слова называется …
  8. Морф – это…
  9. Словообразование – это…
  10. Праздник, празднику, праздником, о празднике – это

Задание 2.

Выделите в данных словах основу и окончание, после проделанной работы письменно составь правило определения окончания в любом слове, подумай, о чём необходимо помнить. Как при определении окончания тебе может помочь знания фонетики?

Парад, малина, гигантский, жюри, объединение, орфография, справа, печалит, лисий.

Задание 3.

Выпишите сначала имена существительные, которые имеют нулевое окончание, затем – остальные существительные. Обозначьте в них основу и окончание. Укажите синонимы.

У нас человек человеку – товарищ,
И брат, и соратник, и родич, и друг!
И, значит, как другу и брату, ты даришь
Плоды вдохновенья, труды твоих рук.

Задание 4.

  1. Труд кормит, а лень портит.
  2. В школе мы приобретаем трудовые навыки.
  3. Все богатства на земле созданы трудом человека.
  4. Мы все к труду готовы.
  5. Будешь трудиться, будешь сыт.
  6. Трудно бывает в начале пути.
  7. Человек счастлив в труде.
  8. Большинство трудоёмких работ сейчас механизировано.

Задание 5.

Формы одного и того же слова в русском языке в основном образуются с помощью окончания. Меняется окончание в слове – меняется и его грамматическая форма (грамматическое значение).

Таким образом, аффиксы информируют нас о важных языковых характеристиках слова: о его лексическом значении, грамматических признаках, грамматической форме.
Давайте докажем это экспериментально, а для этого прочитайте внимательно текст и попытайтесь его пересказать.

Пуськи бятые

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку.
И волит:
– Калушата, калушаточки! Бутявочка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали.
И подудонились.
А Калуша волит:
– Оее, оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит:
– Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.
А бутявка волит за напушкой:
– Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

  • Найдите предложения.
  • Первое предложение разберите по членам предложения.
  • Составьте словосочетание, разберите его.
  • Приведите примеры разных частей речи из текста.
  1. Что такое окончание?
  2. Чем окончание отличается от других морфем?
  3. Для чего служит окончание?
  4. Что такое нулевое окончание?
  5. Как определить окончание в слове?
  6. Все ли слова имеют окончание? Почему?

Задание 6.

  1. Ветерок, раскачивать, её, лёгкий.
  2. К, земля, тяжёлый, рожь, наклоняться, колосья,
  3. Уборка, завтра, начинать, урожай.

Задание 7.

1. В каком ряду во всех словах нулевое окончание?

1) Луна, свет, чёрт, луж.
2) Зелёная, красная, светлый, игривая.
3) Круч, ветер, папин, сургуч.
4) Справа, назад, гулять, пить.

2. В каком ряду во всех словах окончания обозначают форму женского рода, единственного числа, творительного падежа.

1) Широкая, парта, папа, вина.
2) Кругом, веером, советом, учебником.
3) Книгами, зимами, рябинами, клюквами.
4) Орфографией, телеграммой, террасой, синицей.

3. В каком ряду во всех словах окончание обозначает форму именительного падежа, среднего рода, единственного числа?

1) Праздное, малиновое, единственное.
2) Окно, пальто, жюри.
3) Было, сияло, снимало.
4) Трудно, холодно, свежо.

4. В каком ряду во всех словах чистая основа?

1) Рисует, играет, пылит.
2) Даль, свист, прах.
3) Бегать, кофе, снизу.
4) Кипуч, праздник, кафе.

Закрепление темы 'Пунктуация в простом и сложном предложении'

1. Спишите, расставьте недостающие знаки препинания, начертите схемы.

1) Город спал только в некоторых окнах мелькали огни.

2) Перемена в жизни Егорушки очевидно была к лучшему.

3) Запах солёных бухт и сухой травы доходил до порога хибарки.

4) А берёзка мила и при солнце и в самый серый день и при дождике.

5) Земля размякла сверху трава пожелтела намокла и поникла.

6) Они ещё видели как лёгкий кораблик на всех парусах исчез за поворотом реки.

7) Тут всё вокруг закачалось вокруг меня и я уснул крепче прежнего.

8) В ранние морозы когда на реке и на озёрах стал лёд взял я ружьё с двенадцатью патронами и пошёл на охоту.

9) К полыньям пошёл где от ключей вода льдом не затягивается.

10) В лесу запели чижи синицы и корольки.

Произведите синтаксический разбор 3, 5 предложений.

2. Спишите, расставьте недостающие знаки препинания, начертите схемы.

1) Алёша помоги мне поймать курицу кричала кухарка.

2) Какая ты Чернушка смешная сказал Алёша.

3) Попугай смотрел на Алёшу и хлопал глазами серая кошка опять умывалась лапками.

4) На столе стоял букет из полевых цветов ромашки медуницы дикой рябинки.

5) Прощай Мальвина прощай навсегда плаксивым голосом пропищал человечек.

6) Ночь уже ложилась на гору и туман уже начинал бродить по ущельям.

7) Зима для все тяжела для птиц для зверей и для муравьёв.

8) Если хочешь понять душу леса найди лесной ручей и отправляйся его берегом.

9)Ель и сосна вечные соперницы.

10) Беловежская пуща древнейший в мире заповедник.

Произведите синтаксический разбор 4, 8 предложений.

3. Спишите, расставьте недостающие знаки препинания, начертите схемы.

1) Мещёра остаток лесного океана.

2) Слышно было мерное дыхание спящих да треск горящих в костре сучьев.

3) Приют наш мал зато спокоен.

4) Лес и поле и река покрылись туманом.

5) Сухие листья лежали везде на дорогах на крышах тракторов и автомобилей.

6) Не видно ничего ни камышей ни плотины ни берегов.

7) Друзья мои прекрасен наш союз.

8) Скажи нам атаман честной как жил ты в стороне родной.

9) Рита пожала ему руку и тихо сказала Желаем удачи.

10) Горьковатый привкус калины смягчается когда ягоды прихватит мороз.

Произведите синтаксический разбор 5, 10 предложений.

4. Спишите, расставьте недостающие знаки препинания, начертите схемы.

1) Алексей выбрал место где обрыв сменился пологим спуском.

2) Вскоре вспыхнул и весело заплясал огонь от которого ещё больше загустели сумерки.

3) Снег падал пушистыми хлопьями приятно касался лица.

4) Грачи это наши первые весенние гости.

5) Грачи любят компанию они и в поле вместе кормятся и птенцов вместе выводят.

Дидактический материал для 6-х классов к урокам русского языка

Важный путь повышения качества урока – рациональное использование учебного времени. Полное использование всего времени на уроках достигается в упорной и целенаправленной учебной работе каждого ученика, в его учебе с интересом и увлечением. Как вызвать интерес учащихся и поддерживать его все 45 минут? Каждый из нас знает, что нельзя проводить весь урок в одном ключе, не меняя методов, приемов и форм работы. Необходимо чередовать в течение занятий виды деятельности учащихся. На своих уроках я использую дидактический материал. Готовясь к уроку, довольно часто приходится тратить много времени, чтобы подобрать его к уроку. Именно эта проблема и заставила меня заняться подготовкой дидактического материала к урокам. Материал расположен по принципу от простого к сложному, учитывает особенности учащихся.

Приставки, оканчивающиеся на гласный. Приставки, оканчивающиеся на согласный

Спиши, раскрой скобки, графически выдели приставки.

П. щадить, (ф,в)б. рать, (с,з)сгибать, п. р. т. реть, з. ст. лать, пр. д. ставить, (ф,в)торогод-ник,. т. брать, (ф,в)катить, (с,з)дание, (с,з)густок, пр. бабушка, на. пись, (ф,в)бить, (ф,в)тесаться, (с,з)горбленный.

Распределите данные ниже слова в два столбика в зависимости от гласного звука, который вы будете обозначать, приставку выделите графически.

З. хотеть,. чаровать, п. дцепить, п. читать, пр. шагать, з. шевелить, д. штриховать, з. щитить, пр. явить, з. городка, н. готовить, п. дготовка, н. гребать, з. громоздить, д. грызть, п. грузить, з. грустить, з. грязнить, пр. гулять.

Проанализируй лингвистический материал, попытайся сформулировать орфографическое правило «Правописание приставок, оканчивающихся на З-С».

Раз- – рас- Безвыходный – бесформенный.

Разжать – расширить. В – Ф

Достать из жара ––>

Образуется из пара ––> беззвёздное небо.

Образуйте из предложенных словосочетаний с предлогом словосочетания без предлога, преобразовав предлог в приставку, помните о правильном написании приставок на З-С.

Ночь без сна, человек без страха, даль без предела, жидкость без цвета, роза без шипов, человек без чувств, переход без опасности, жизнь без печали, ребёнок без вины.

Какой вывод необходимо сделать, если сравнить правописание омонимичных предлогов и приставок?

Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, приставки обозначьте графически.

Ра. краска, ра. бег, во. ход, и. пуг, и. мерять, бе. церемонный, ра. дробить, и. бавить, ра. грузочный, и. следовать, ра. чёска, ра. дразнить, и. ранить, бе. волосый, бе. козырка, и. жарить, и. пепелить, и. лучать, ра. крутить, ни. падать, и. нос, и. мучить, во. стать, ра. гадка, ра. каз, во. пламенится, бе. кормица, в. весить, и. тлеть, бе. просветный.

Письменно ответьте на вопрос: «Зачем нужны знания фонетики»?

От данных слов образуйте новые слова с приставкой С.

Держать, бросить, давить, толкнуть, жульничать, горбиться, крутить, гореть, шить, дёрнуть, дать, глодать, жать, сыпать.

Внимательно рассмотрите примеры, попытайтесь сформулировать правило правописания приставок, используя знания фонетики.

Развить. Расфуфыренный. Бездна. Бестолковый.

Разбить. Распался. Низверг. Ниспадает.

Выпишите из предложенных пословиц и поговорок слова с приставками, оканчивающиеся на З/С, графически обозначьте орфограмму.

• Бездушное слово сердце морозит.

• Глупый завяжет, а умный не скоро развяжет.

• Кто словами рассказывает, а кто руками показывает.

• В июле жарко, а расставаться с ним жалко.

• Дело право, лишь рассматривай прямо.

Спишите, вставьте пропущенные буквы З или С, обозначьте графически приставки и правило.

Бе. сердечный, ра. сказ, ра. вод, и. возчик, чре. мерный, ра. сержен-

ный, ра. бег, во. ход, ра. ставание, и. пытание, ра. кат, бе. смертник, во. поминание, во. стание, во. звание.

Письменно ответьте на вопрос: почему в некоторых словах пишутся удвоенные буквы?

Задание 1. И или Е

Распределите слова в два столбика, графически обозначить орфограммы «Чередующийся гласный в корне», «Правописание приставок».

Соб. раться, зам. рать. отп. реть, ст. рать, прот. рать, выж. гать. подж. чь, бл. стает, пост. лить, забл. стел, над. рёт, расст. лает, отт. реть, оп. реться, расп. рающий.

Укажите, какая буква пропущена.

1. Соб. рать автографы.

3. Доверие изб. рателей.

4. Переизб. рем председателя.

5. Уб. ри инструмент.

6. Бл. стать эрудицией.

7. Ослепительно бл. стеть.

8. Заж. гать иллюминацию.

9. Наст. лать паркет.

10. Выт. рать о траву.

1. Подб. рать литературу.

2. Разб. раться в музыке.

3. Соб. русь в командировку.

4. Бл. стательный художник.

5. Бл. стящие надежды.

6. Оп. ршись на локоть.

7. Оп. раясь на трость.

8. Зам. рающие звуки.

9. Совершенно зам. рли.

10. Выб. ру направление.

Образуйте от данных слов новые слова с приставками рас-, раз-, бес-, без-, нис-, низ-, ис-, из- .

Краска ––>рас краска.

Бег, ход, пугать, церемонный, дробить, следовать, дразнить, крутить.

Спишите, вставьте согласные З/С, графически объясните орфограмму.

Запишите слова в три столбика: в первый – слова с одной приставкой, во второй – с двумя, в третий – тремя. Обозначьте приставки и корни.

Безвкусный, поразмыслить, понавыдёргивать, безразмерный, выносить, поназачёркивать, занавеска, приободрить, предрасположение, принажать, обледенеть, беспосадочный, пробуждение, переоценка, переподготовка.

Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте полный пунктуационный разбор предложения.

Хату и пышный ч. ртог и. б. раешь ты вольная птица домом св. им.

Выпиши номера простых предложений.

1. Дунул ветер и сорвал листья с деревьев.

2. Было в башенке и светло, и тепло, и уютно.

3. Видишь, Валя, этот лес?

4. Горьковатый привкус калины смягчается, когда ягоды прихватит мороз.

6. Спит вода, спит рыба, спят птицы, и только совы летают.

Основа и окончание.

Вспомним основные термины:

1. Раздел науки о языке, изучающий состав (строение) слова, называется …

2. Часть слова без окончания называется …

4. Корень, приставка, суффикс, окончание – это …

5. Изменяемая часть слова, служащая для связи слов в словосочетаниях и предложениях, называется …

6. Изменение слова по падежам и числам называется …

7. Система окончаний любого слова называется …

9. Словообразование – это…

10. Праздник, празднику, праздником, о празднике – это

Выделите в данных словах основу и окончание, после проделанной работы письменно составь правило определения окончания в любом слове, подумай, о чём необходимо помнить. Как при определении окончания тебе может помочь знания фонетики?

Парад, малина, гигантский, жюри, объединение, орфография, справа, печалит, лисий.

Выпишите сначала имена существительные, которые имеют нулевое окончание, затем – остальные существительные. Обозначьте в них основу и окончание. Укажите синонимы.

У нас человек человеку – товарищ,

И брат, и соратник, и родич, и друг!

И, значит, как другу и брату, ты даришь

Плоды вдохновенья, труды твоих рук.

Из данных предложений выпишите сначала разные формы одного и того же слова, а затем – родственные слова. Обозначьте в них основу и окончание.

1. Труд кормит, а лень портит.

2. В школе мы приобретаем трудовые навыки.

3. Все богатства на земле созданы трудом человека.

4. Мы все к труду готовы.

5. Будешь трудиться, будешь сыт.

6. Трудно бывает в начале пути.

7. Человек счастлив в труде.

8. Большинство трудоёмких работ сейчас механизировано.

Формы одного и того же слова в русском языке в основном образуются с помощью окончания. Меняется окончание в слове – меняется и его грамматическая форма (грамматическое значение).

зеленоват ЫЙ – ед. ч., м. р., им. п.

ОГО – ед. ч., м. р. (ср. р., род. п.

АЯ – ед. ч., ж. р., им. п.

УЮ – ед. ч., ж. р., вин. п.

Таким образом, аффиксы информируют нас о важных языковыххарактеристиках слова: о его лексическом значении, грамматических признаках, грамматической форме.

что текст построен по законам русского языка. Докажите это.

• Первое предложение разберите по членам предложения.

• Составьте словосочетание, разберите его.

• Приведите примеры разных частей речи из текста.

1. Что такое окончание?

2. Чем окончание отличается от других морфем?

3. Для чего служит окончание?

4. Что такое нулевое окончание?

5. Как определить окончание в слове?

6. Все ли слова имеют окончание? Почему?

Составить и записать предложения из данных слов. Обозначьте в них основу и окончание.

1. Ветерок, раскачивать, её, лёгкий.

2. К, земля, тяжёлый, рожь, наклоняться, колосья,

3. Уборка, завтра, начинать, урожай.

1. В каком ряду во всех словах нулевое окончание?

1) Луна, свет, чёрт, луж.

2) Зелёная, красная, светлый, игривая.

3) Круч, ветер, папин, сургуч.

4) Справа, назад, гулять, пить.

2. В каком ряду во всех словах окончания обозначают форму женского рода, единственного числа, творительного падежа.

1) Широкая, парта, папа, вина.

2) Кругом, веером, советом, учебником.

3) Книгами, зимами, рябинами, клюквами.

4) Орфографией, телеграммой, террасой, синицей.

3. В каком ряду во всех словах окончание обозначает форму именительного падежа, среднего рода, единственного числа?

1) Праздное, малиновое, единственное.

2) Окно, пальто, жюри.

3) Было, сияло, снимало.

4) Трудно, холодно, свежо.

4. В каком ряду во всех словах чистая основа?

1) Рисует, играет, пылит.

2) Даль, свист, прах.

3) Бегать, кофе, снизу.

4) Кипуч, праздник, кафе.

Дидактический лексический материал «Золотая осень» Картинный материал по лексической теме " Осень". Осень бывает ранняя и поздняя. Раняя осень называется золотой. Красивое время года. Еще.

Дидактический материал для приобщения к экологической деятельности детей дошкольного возраста «Усадьба на окне» Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного.

Дидактический материал к конструктору «Велькрошка» Методическое сопровождение к конструктору "Велькрошка" Знакомство Задачи: развитие мелкой моторики рук, ориентировка в пространстве, знакомство.

Дидактический материал «Карта мира» для детей дошкольного возраста
Дидактический материал «Карта мира» для детей дошкольного возраста Дидактический материал «Карта мира» для детей дошкольного возраста Автор: Тарара Серафима Вячеславовна воспитатель МБДОУ ДС № 3 «Вишенка».

Дидактический материал по обучению мерам и правилам пожарной безопасности для дошкольников ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОБУЧЕНИЮ МЕРАМ И ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Материал для работы педагога с детьми. «Загадки по пожарной.

Мастер-класс и дидактический материал для развития мелкой моторики «Цветные макароны»
Мастер-класс и дидактический материал для развития мелкой моторики «Цветные макароны» Вам понадобиться: - 4 пластиковые бутылки 1,5 л; - гуашь 4-х цветов (желтый, красный, синий и зеленый); - 4 шнурка (такого же цвета, что.

Дидактический материал для проведения занятий с детьми с ОВЗ
Дидактический материал для проведения занятий с детьми с ОВЗ Для проведения своих занятий как групповых так и индивидуальных я готовлю пособия (дидактический материал). Мои пособия соответствуют возрасту.

Примерный дидактический материал в речевом уголке Примерный дидактический материал в речевом уголке Задачи Дидактические пособия Дидактические игры 1. Формирование речевого дыхания «Рыбки»;.

Проект «Снегурочка» (дидактический материал)
Проект «Снегурочка» (дидактический материал) При реализации проекта "Снегурочка" был разработан дидактический материал: "Математические пазлы" За основу взяла открытки СССР в которых.

Читайте также: