Hummer h3 слабые места

Обновлено: 05.07.2024

Советы покупателям Hummer H3

Не можете определиться с выбором автомобиля? Читайте советы покупателям от владельцев!

Его просто нужно любить и своевременно заботиться, тогда он будет верным спутником.

  • Надежный автомобиль
  • Простота конструкции
  • Большинство деталей имеют адекватную цену
  • Хороший аппетит от 20 до 32 литров (может и больше)
  • Дорогая кузовщина (при текущем курсе)

23 февраля 2015

По нраву тем кто сможет полюбить все его недостатки. Он того стоит.

Малый спрос на угон

Хорошая тенденция на рынке медленно падает в цене.

Как ранее говорил

Отсутствие роскоши в изначальном интерьере (я так ничего и не поменял).

Расход :) я привык (да и на метро в Мск стало быстрее)

В глубине души к Н3 хочу Н2 и Н1 :)дорогоооооо

  • Подвеска
  • Внешность
  • Хрюндель
  • Проглот
  • Американский пластик

Его надо любить и хотеть или болеть, тогда ему можно многое простить. Считаю: бери и не пожалеешь.

  • Брутальность
  • Нечему ломаться
  • Отсутствие бамперов
  • Рамная конструкция
  • Набор офф роад
  • Американский пластик
  • Примитивная, но крепкая коробка автомат
  • Не заяц, а скорее черепаха
  • Хрюша
  • Слабый обзор в заднем стекле

29 декабря 2010

Если вы молоды, живете в мегаполисе и любите погонять, то машина однозначно не для вас. Если вы уже в возрасте и любите спокойную, размеренную и комфортную езду и часто бываете за городом, где дороги оставляют желать лучшего, то эта машина вам понравится. H3 очень быстро дешевеет с годами, поэтому вполне целесообразно взять слегка б\у, 2-3 летняя машина может стоить в 1.5-2 раза дешевле новой, а как показывает практика пробег в 100к и более не пробег для них вовсе, целесообразней взять двигатель 3.7

Подержанный Hummer H3

Модель Н3 создали с использованием платформы пикапов Chevrolet Colorado/GMC Canyon. Но это не просто другой кузов, нахлобученный на пикапную основу. Поменялась рама, передняя торсионная и задняя рессорная подвески были модернизированы, ну а главное отличие – иная полноприводная трансмиссия.

РОДОМ С БАЛТИКИ
В Россию H3 попадали по двум каналам: либо б/у из Северной Америки, либо новыми, собранными в Калининграде на заводе «Автотор». Последних большинство, тем более что одно время они продавались по акции с довольно привлекательным ценником. Немного остановимся на особенностях отечественной сборки, ведь похоже, что некоторые косяки имеют к ней прямое отношение. Сам процесс выглядел так. Готовый автомобиль из-за океана привозили в Польшу. Там с него демонтировали двигатель, колеса, частично разбирали кузов. Далее это все отправляли через таможенную границу, а на калининградской земле прикручивали обратно. Присваивая попутно дополнительный второй идентификационный номер VIN.

ПОТНЫЕ, ДРОЖАЩИЕ
Последствия этих игр в конструктор проявляются в первую очередь глюками электрической части. Слабо прикрученные провода, идущие к «массе», плохой контакт и окисление разъемов, неправильно закрепленные жгуты – все это попортило немало крови владельцам. Еще для «российских» H3 характерны такие неприятности, как дрожание и запотевание фар. Впрочем, и чистокровные «американцы» по части электрики также не без греха. Так, система контроля давления в шинах в нашем климате ведет себя непредсказуемо. Да и соединительные фишки разъемов, находящихся снизу, сервисмены рекомендуют герметизировать. Известны случаи из серии «да он издевается над нами» – например, может перестать закрываться люк или окно.

КАК В ТАНКЕ
Как говорится в старинной пословице, «покойник и к гробу привыкает». Вот так же и тот, кто уже купил Hummer, привыкает к ограниченной во все стороны обзорности. Безусловно, бойницы окон выглядят вполне в стиле милитари, но велика вероятность не заметить сквозь них какого-либо участника дорожного движения или изменение ландшафта. Поэтому неплохо знать, что кузовные запчасти ну совсем недешевы. Так, например, дверь стоит 34 500 руб., фара (не ксеноновая) – 12 500 руб., а стекло задней пятой двери – и вовсе 45 500 руб.

Как игрушечный, только настоящий: опыт владения Hummer H3


Во втором десятилетии XXI века лицо автопрома поменялось коренным образом. Благодаря Tesla электромобильные стартапы растут как грибы после дождя, каршеринг становится новым видом общественного транспорта, а автопилоты скоро захватят мир. Под натиском несущегося прогресса герои всего лишь десятилетней давности выглядят чуть ли не доисторическими реликтами. Вот один из таких, вымерший маленький динозавр благостной нефтедолларовой эпохи – Hummer H3.

Снаружи

С охранить фирменное лицо марки, расширяя модельный ряд, особенно при заходе на неизведанную территорию – дело рискованное. Дизайнер должен быть аккуратнее сапёра. Один неверный росчерк карандаша, лишнее движение мышкой — и рынок не простит, покупатели засмеют. Примеров масса, но Н3 не из их числа, какой бы абсурдной и попсовой ни казалась сама идея бэби-Хаммера.

Плоские кузовные панели, квадратная кабина, узкие бойницы окон, крупные фары и прямоугольная облицовка радиатора — коробчонка вышла ладная, однозначно узнаваемая и при всей грубоватости форм вовсе не агрессивная. Причем дело не в цвете. Ярко-красный окрас, что уже стало традицией марки, идет Hummer куда больше, чем другим внедорожникам, а хромированные бирюльки не выглядят безвкусицей. Но в любом другом цвете H3 выглядит таким же добродушным сельским парнем, который приехал поглазеть на большой город и понял, что смотрится во сто раз круче городских пижонов.

Hummer H3 красный

Hummer H3 красный вид спереди

Hummer H3 красный вид сзади

Hummer H3 красный

Внутри

Интерьер H3 рождает двойственные чувства. Тем, кто знаком со старшими Хаммерами, будет скучно в салоне с традиционной передней панелью без выставленных напоказ саморезов, громадных перископов дефлекторов, поручня перед передним пассажиром и самолётной рукоятки автомата. Зато не склонные к эпатажу пользователи оценят человеческую, без чудачеств эргономику. Внутри Н3 похож на среднестатистический американский трак, и в данном случае это комплимент.

Пухлый кожаный руль оказался неожиданно удобным, приборы порадовали наглядностью и отсутствием лишних шкал, а рыжая подсветка наполнила салон теплотой и уютом. Я с удобством развалился в широком кожаном кресле и качаю головой в такт бухающему в багажнике сабвуферу. Аудиосистема не поражает количеством динамиков (их всего лишь шесть) зато звучит мощно, напористо и в то же время чисто.

В свое время Н2 поразил меня богатой комплектацией, так контрастировавшей с грубоватой внутренней отделкой. С H3 все наоборот. Пластик повсеместно жесток, но не выглядит дешево, зато список оснащения даже конкретной особой версии Adventure – наглядное доказательство того, что имиджевый и премиальный автомобиль — не всегда одно и тоже. Есть люк и электроприводы кресел, но погодой заведует кондиционер, нет регулировки руля по вылету, обогрева зеркал и даже бортового компьютера.

Досталось и задним пассажирам. Диван мягок и просторен, места предостаточно даже при полностью отодвинутых передних сиденьях, но центральный подлокотник отсутствует как класс. Любой другой автомобиль такой набор парадоксов прикончил бы на старте продаж, но Hummer – особый зверь, не поддающийся привычной логике.

В движении

У Н3 даже двигатель – «не как всегда». Особенности моторной компоновки не оставили младшему из рода Hummer шанса: либо восемь цилиндров, либо пять – как у большинства обитающих в России экземпляров, включая наш. Пятицилиндровый двадцатиклапанный Vortec объемом 3,7 литра (до рестайлинга 2007 года — 3,5 литра) – это 4,2-литровая «шестерка» от Trailblazer, лишенная одного цилиндра. Мотор оснащён электронной дроссельной заслонкой и системой изменения фаз газораспределения. В итоге имеем 242 л.с. и 328 Нм, что с учётом снаряженной массы малыша в 2 100 кг кажутся лишь разумно достаточными. Но последнее слово, как всегда, за трансмиссией.

Hummer H3 двигатель

Старый, проверенный в боях автомат 4L60-E не подвёл. Переключения плавны и едва заметны даже под полным дросселем. Нестись вперёд, сидя в толстостенной стальной коробке в полутора метрах от земли, обозревая мир через узкие бойницы стекол – эмоции, доступные считанным единицам. А звук — ни на что не похожий нечетный рык крупнообъемной рядной «пятерки» — способен разбудить нешуточный азарт. Расплата за акустические удовольствия в 20 литров расхода 92-го бензина видится справедливой.

Поступь у маленького слоненка уверенная. В городе подвеска легко переваривает замаскированные под снегом ямы и не замечает подкравшихся незаметно лежачих полицейских. Крены в поворотах небольшие, реакции на руль достаточно четкие. Обзорность специфическая, но габариты чувствуются прекрасно. В огромных «лопухах» боковых зеркал все видно, как на ладони. Большой угол поворота колёс облегчает маневрирование во дворах и на парковках. К тому же если подойти к Н3 с рулеткой, то окажется, что по размерам он не крупнее бизнес-седанов, а значит, вполне приспособлен к жизни в городских условиях.

Hummer H3 красный вид три четверти

Набираем 100, 110, 120 км/ч — на шоссе Hummer стабилен, отлично держит дорогу, не требуя подруливаний. В салоне тише, чем ожидаешь от автомобиля с аэродинамикой кирпича — шумоизоляция на очень достойном уровне. Но стоит съехать с дороги как от былых хороших манер не остается и следа. Быстрая езда по грейдеру на Н3 — чистый мазохизм. Подвеске (спереди независимая торсионная, сзади — рессоры) хоть бы что, энергоемкость на запредельном уровне, но руль колбасит так, что вырывает из рук.

Расход в городском цикле, л Расход по трассе, л Расход в смешанном цикле, л
20 13 16

В канаве и том, что начинается за ней — другое дело. Благодаря постоянному полному приводу (по умолчанию крутящий момент между осями делится в соотношении 40/60), клиренсу в 231 мм, коротким свесам и малым угла въезда и съезда (40 и 37 градусов соответственно) тут Н3 в своей стихии. Место, где опробовать двухступенчатую раздатку BorgWarner с понижающим рядом (4:1), блокировки заднего, межосевого и – фишку комплектации Adventure – переднего дифференциала еще нужно поискать. О сохранности железных внутренностей можно не беспокоиться. Картер, раздатка и бензобак имеют надежную защиту, а неприкрытая трансмиссия утоплена глубоко в недра кузова. Н3 не боится диагональных вывешиваний и легко форсирует полуметровый брод. Специально чтобы владельцу как можно дальше было идти за трактором, ABS натаскана на позднее срабатывание, а ESP допускает небольшие пробуксовки.

Мыть слоненка придется часто. Кузов в мгновение ока покрывается грязью после дождя или внедорожных вылазок. Невелика проблема, если в душе не зачах мальчишка, любящий большие красивые игрушки. Может, в чем-то бессмысленные, зато настоящие, железные и не как у всех. Женщины любят повторять, что мужчины – как дети. Глядя на Н3, так и хочется обернуться и сказать воображаемой маме: «Хочу такую машинку!».

Hummer H3 красный вид сзади

История покупки

Обычно автомобили не задерживались у Николая дольше чем на год. BMW X5, Dodge Ram, Volkswagen Touareg — ничто не цепляло надолго. Полтора года назад, продав свежую, но уже успевшую надоесть «трешку» BMW, Николай снова был на распутье, и тут вспомнил о Hummer. Когда-то у него был H3, впечатления остались хорошие, так почему не войти в эту реку второй раз?

Hummer H3 красный вид три четверти

Процесс подбора достойного экземпляра, при том что поиски велись по всей России, занял четыре месяца. Четыре автомобиля Николай даже свозил на диагностику. Увы, варварское отношение к технике оставило на каждом из них свой отпечаток. Зато пятый автомобиль из города Удомля оказался тем что надо. Н3 последнего года выпуска, к тому же купленный новым у официального дилера – сам по себе редкость. А тут яркий красный цвет, богатая на полезные опции комплектация Adventure и пробег в 150 000 км. Чистый, опрятный, наполированный Hummer встретил Николая в отапливаемом частном гараже. Состояние было соответствующим, поэтому цена в районе миллиона рублей за ухоженный автомобиль от первого хозяина без следов внедорожных покатушек и беспощадного тюнинга казалась вполне справедливой.

Hummer H3 красный вид сбоку

Ремонт

После покупки потребовалась замена крестовины заднего кардана и сальника в раздатке, при этом сам уровень и состояние масла были в допуске. Спустя несколько месяцев пришла очередь замены масел в двигателе, коробке и заднем мосту. Заодно была проведена контрольная проверка трансмиссии (задний мост, передний редуктор, ШРУСы, карданные валы с крестовинами, раздаточная коробка) на люфты, шумы и протечки. Никаких замечаний выявлено не было, к тому же оказалось, что особенность Н3 в виде изнашиваемого сайлентблока переднего редуктора, идущего только в сборе с самой балкой, уже решена предыдущим владельцем. Заодно выяснилось, что внедорожник очень удобен для самостоятельной диагностики – о состоянии большинства элементов подвески можно судить без подъемника, достаточно лишь фонарика.

Осенью пришлось решать проблему подбора подходящих щеток стеклоочистителя. Из-за плоского лобового стекла это не так просто, как кажется. Вот почему на Н3 правый и левый дворники имеют разную конструкцию. В превентивных целях, чтобы влага и грязь не повредили проводку, Николай провел чистку дренажных отверстий. При пробеге в 160 000 км, когда передняя ось слегка просела, пришлось подтянуть торсионы передней подвески. Благодаря тому, что Н3 в комплектации Adventure с 2008 года поставлялись для досборки на калининградский Автотор не из США, а из ЮАР, удалось избежать ряда типичных для других Hummer недочетов. Так что запотевание оптики и глюки электрики полного привода обошли Николая стороной.

Hummer H3 красный вид передней части

Эксплуатация

Сейчас на одометре Н3 170 000 км. Hummer используется как повседневный автомобиль. Иногда Николай даже привлекает его для рабочих целей и очень веселится, видя реакцию своих клиентов, которым привезли заказанный ламинат на Хаммере. Несмотря на то, что жизнь конкретного Н3 обходится без внедорожных покатушек, интересных историй на эту тему у Hummer достаточно. Николай вытаскивал из кювета Газель и поднимал на гору по раскисшей весенней грязи Chevrolet Niva.

С обслуживанием внедорожника нет никаких проблем. Запчасти, как оригинальные, так и заменители, доступны на любой вкус. Главное – определиться с грамотным сервисом, а желательно изучить матчасть самому. Hummer прост в конструкции и относительно надежен, но как и любой специализированный инструмент, не терпит дилетантского отношения вроде быстрой езды по бездорожью с включенной понижайкой.

Расходы:

  • Регулярное ТО с заменой масла в двигателе и воздушного фильтра – каждые 10 000 км
  • Регулярное ТО с заменой масла в коробке и заднем мосту – каждые 40 000 км
  • Расход топлива в городском цикле – 20 л / 100 км
  • Расход топлива по трассе – 13 л /100 км
  • Расход топлива в смешанном цикле – 16 л / 100 км
  • Топливо – АИ-92

Планы

Тюнинговать, а тем более продавать надежный и неприхотливый внедорожник у Николая нет никакого желания. Собственно, поэтому он и не принял недавно поступившее предложение расстаться с Н3 за 1 300 000 рублей.

Hummer H3 красный вид сзади

История модели

Младший из Хаммеров, логично получивший имя Н3, появился в 2005 году. Построенный на базе пикапа Chevrolet Colorado внедорожник получил независимую торсионную подвеску спереди и зависимую на полуэллиптических рессорах сзади.

Hummer H3 отзывы владельцев: недостатки и достоинства

Автомобили Hummer никогда не считались бюджетными как в плане приобретения, так и эксплуатации. Тем не менее в России немало поклонников этой марки, доказательством чему являются многочисленные отзывы владельцев о модели H3 .

Hummer H3 отзывы владельцев с фото

  • при грозном и внушительном облике внутри не так много места, как это может показаться снаружи. Салон маленький, да и багажник похвастать объемами не может. Габаритным людям будет некомфортно;
  • тяжело продать. Когда выбирал машину, заметил, что одни и те же объявления о продаже висят на сайтах месяцами. Думаю, что при продаже у меня возникнут серьезные проблемы, хотя на любой товар найдется свой покупатель – вопрос времени.
  • внешний вид – на 5 баллов! Машина выделяется в транспортном потоке, на улицах постоянно смотрят. Для кого-то, может, это и плохо, ибо излишнее внимание не каждому по душе, но мне нравится;
  • в салоне находиться комфортно, несмотря на упомянутые выше размеры. Эргономика продумана до мелочей, от пребывания внутри испытываешь эстетическое удовольствие – уж очень всё красиво сделано (кнопки, подсветка). Кресла оборудованы массой регулировок;
  • потрясающая маневренность, что кажется просто невероятным с такими габаритами! Припарковаться можно даже в условиях ограниченного места, радиус разворота маленький.
  1. передняя ступица (неоригинальная запчасть, цена 9000 рублей) и сайлентблок (2500 р.). Работа обошлась в 7000 р.
  2. Фильтры (воздушный, масляный и в коробке) – итого 2000 р.
  3. Лобовое стекло из-за трещины, которая была изначально (8000 р.).

Hummer H3 отзывы с фото

  • высокий клиренс;
  • короткий и высоко расположенный над землей капот. Благодаря подобной особенности конструкции, обошлось без повреждений, когда провалился в канаву;
  • отличная проходимость по любому типу поверхности;
  • продуманная эргономика – до любой нужной кнопки можно дотянуться, не приподнимаясь с сиденья, показания приборов видны через руль;
  • безупречный внешний облик – внимание на дорогах обеспечено, из соседних автомобилей постоянно смотрят;
  • прочная ходовая часть. За год езды при разнице температур от +30 до -50 градусов по самым разным дорогам и их отсутствию поменял только амортизаторы;
  • если заказывать неоригинальные запчасти, обслуживание недорогое, если же покупать в России, то разоришься.
  • летом при включенном кондиционере потребление топлива превышало 30 литров. Учитывая нынешний ценник на бензин, выходит накладно;
  • в жару очень гудит до головной боли какой-то вентилятор (в обычную погоду он не запускается);
  • в салоне тесновато, втроем на заднем сиденье сидеть неудобно. При отделке используется много пластика, из-за чего смотрится мрачновато;
  • выбираться с заднего сиденья неудобно из-за коротких дверей;
  • обзорность недостаточно хорошая, ладно хоть есть камера заднего вида, встроенная в зеркало, которая не раз помогала;
  • сильно пачкается (после езды по лужам грязь даже на крыше, двери так вообще черные).

Хаммер Н3 отзывы владельцев с фото

  1. Выглядит брутально, но сборка далеко не идеальна (рама покрашена кое-как, рычаги подвески вовсе не имеют покрытия, ввиду чего уже через пару месяцев езды покрылись ржавчиной). Сразу надо ставить брызговики, иначе все двери будут вечно заляпаны.
  2. Салон классический, хотя и смотрится несколько простовато. Резиновые уплотнители на окнах и дверях провисают. В интерьере чувствуется аскетизм – это далеко не уровень класса люкс.
  3. Посадка, расположение за рулем, эргономика – 5 баллов. Но при этом обзор специфичен – справа имеется мертвая зона, надо быть осторожнее. Очень порадовала качеством звука аудиосистема.
  4. Автомобиль создан явно не для участия в гонках, хотя и отличается хорошей маневренностью. Уровень шумоизоляции высокий, курсовая устойчивость на трассе при скорости 120 км/ч – на пятерку. Практическим путем выяснил, что идеальная скорость передвижения по городу – не выше 60 км/ч (по ощущениям вообще кажется, что едешь все 90 км/ч). Резкие и быстрые перестроения – не для Хаммера.

Хаммер Н3 отзывы с фото

Отзывы Хаммер Н3 с фото

  • удобная посадка, салон кажется широким;
  • автоматическое выключение света фар при прекращении работы двигателя;
  • умеренное потребление горючего – 11 литров по трассе и около 20 при езде по городу.
  • руль регулируется только по высоте;
  • на заднем сиденье не меняется наклон спинки, вследствие чего во время длительных поездок у пассажиров быстрее наступает ощущение усталости;
  • маленький багажник – только в магазин за продуктами ездить;
  • при передвижении по гравийной дороге возникает чувство дискомфорта.

Что вы думаете об этом авто? Пишите свои мысли в комментариях.

Hummer H3

Hummer H3

Покупкой Hummer H3 очень доволен. Проехал на нем уже 23 тыс.км. Колеса 285/75 R16 и высокий просвет позволяют спокойно переезжать через бордюры, колодцы, бревна, земляные и снежные отвалы и прочие препятствия, созданные иногда специально жителями дворов и недоступные для подавляющего большинства машин. По этой же причине всегда можно найти себе место для парковки, например, прямо на сугробе, яме или земляном отвале. «Раздатка», пониженная передача, блокировки колес включаются кнопками, но надо обязательно потренироваться их включать, перед тем как залазить в снег или в грязь по фары. Очень подкупает, что машина, на которой достаточно приятно с комфортом передвигаться по городу, позволяет проехать в любую погоду, в общем-то, практически везде, куда мне надо, то есть в лес или к водоему.

В общем, по ходовым и внедорожным качествам Hummer H3 - машина изумительная, то, что надо для России, где зимой и летом проблемы с дорогами, а природа как нигде красивая. На самом деле расход точно не замерял, на «глазок» - 15 литров по шоссе при 120 км/ч и 20 литров по городу, но как-то не жалко - меня ж возит, а не кого-то чужого. Какого-то ремонта делать пока не довелось, но ценами интересуюсь, не выше чем на другие джипы, например амортизаторы на Hummer H3 по 4 тыс. руб. Менять пока не собираюсь, машина из тех, что рекомендуют попробовать каждому.

Достоинства : универсальность. Надежность. Практичность. Шумоизоляция. Комфорт.

Недостатки : грязь от колес пачкает дверные ручки.

Hummer H3, 2006 г

Пересел волею судеб на Hummer H3 с Volvo C30. С обзором, конечно, дела не очень. Панорамное зеркало не помогает. Боковые зеркала, несмотря на их внушительные размеры, имеют слепые зоны, в которые может поместиться в принципе любая легковая машина класса C и ниже. Зато вперед видно далеко. Переднее стекло, ну почти вертикальное, поэтому камушки собирает в легкую. Обстановка внутри спартанская (у меня комплектация без камеры заднего вида). Левый подрулевой рычаг перегружен - дальний свет, круиз-контроль, передние дворники, передний омыватель лобового стекла, «поворотники». Интенсивно работать с этими функциями не получится. Динамические качества Hummer H3 приемлемые, но вследствие большой массы эту машину лучше не использовать в режиме газ/тормоз - слишком большая инерция.

Позволяет с легкостью двигаться по обочинам - многократно пользовался этим на федеральных трассах. По чистому бездорожью не катался, броды не преодолевал и бревна не переезжал - хотя судя по всему такие препятствия «Хаммеру» не помеха. Оптика приличная - дорогу ночью видно хорошо. Ну и если всё-таки нажать газ до упора и двинуть по левой полосе МКАД, то в отличие от моих предыдущих авто (BMW 525, Alfa Romeo 156, Volvo C30) многие предпочитают освободить полосу. По надежности - опыт эксплуатации небольшой, но налицо - перегрев охлаждающей жидкости, когда в Москве было +40 (в официальном сервисе причину не диагностировали), запотевание одной из фар, слегка троит на низких оборотах.

Достоинства : брутальный вид. Передний обзор. Проходимость.

Недостатки : простой интерьер. Задний обзор.

Hummer H3, 2008 г

Салон удобный, только задние сиденья низковаты. Многим кажется сначала, что салон у Hummer H3 тесноват, но это исключительно из-за кажущихся большими габаритов машины. Багажник средних размеров, мне хватает, трансформируется неплохо. Кондиционер. Печка работает очень хорошо, практически сразу в салон идет теплый воздух. Кнопки 2-позиционного подогрева расположены неудобно, включать приходится вслепую, и иногда нажимаются случайно. Кожа сидений неплохая, отделка салона - жесткий пластик, но меня не напрягает, да и мыть удобно. Подушка безопасности пассажира автоматически отключается, если нет пассажира. Зеркало заднего вида с компасом и показывает показания с датчика температуры наружного воздуха из зеркала выезжает дисплей камеры заднего вида, что приводит в восторг впервые увидевших сей «девайс». Подсветка приборов Hummer H3 нормальная: разметка в км, мелким дублированы показания в милях.

Прямую Hummer H3 держит неплохо, четырехступенчатый автомат не блещет мгновенными реакциями. На сильный боковой ветер реакция чувствуется при езде по кольцевой. Подвеска мягкая, дороги сразу становятся «лучше». При переезде лежачих полисменов слегка поскрипывают рессоры и подпрыгивают задние пассажиры. Крены в поворотах несильные. В машине не укачивает, что немаловажно. Лично мне хватает динамики и в городе, и на трассе, и на обгонах.

Достоинства : неординарная машина по неплохой цене.

Недостатки : сложно сказать.

Hummer H3, 2007 г

Автомобиль очень валкий, при любом торможении Hummer H3 сильно клюет носом, в поворотах кренится. Подвеска очень жесткая, плавные неровности проходит хорошо, а вот на мелких трясет здорово, это и понятно с рессорами и торсионами то. Шумка достойная, с КИА Мохаве не сравнить, а вот «Патфайндер» явно был шумнее. Арки зашумлены отлично, а движок слышно, но не критично. Салон простором не блещет, он пошел в жертву дизайну, крылья выступают по 10 см, вот и минус 20 см от ширины салона. Четырехступенчатого автомата явно не хватает, машина не для гонок, хотя если надо ускоряется неплохо, но при заявленной мощности хотелось бы большего. Теперь самый главный вопрос про расход топлива, компьютера нет, так что замерял опытным путем. Реально при пенсионной езде по городу, т.е. не превышая 2 тысяч оборотов, выходит не меньше 20 литров, а если топить представьте сами. По трассе не намного меньше, может, если ехать 90 будет и меньше, но я так не езжу, средняя скорость 120-130, расход литров 18, опять же «спасибо» древнему автомату. Проходимость Hummer H3 испытывал на пересеченной местности, полное отсутствие свесов и огромный клиренс делают свое дело, проехать можно везде, легко заезжает по лестнице, в инструкции есть раздел «как переехать через бревно», также есть «понижайка» и блокировка заднего моста. По надежности, как не странно, пока ничего не менял и ничего не просится, хотя машина 2007 года, видимо все косяки устранил бывший хозяин. Машина с большой харизмой, все обращают внимание, даже фотографируют, про уважение на дороге молчу.

Достоинства : внешний вид. Шумоизоляция. Проходимость. Относительный комфорт. Неубиваемая подвеска.

Недостатки : расход. Маленький багажник. Трансформация салона. 4АКПП. Жесткая подвеска.

Hummer H3, 2008 г

Владею Hummer H3 уже год, я второй хозяин, машине два года. По гарантии заменил сальник, возвратную пружину и подшипник «раздатки». Небольшой люфт шаровой и скрип крестовины карданного вала также устраню по гарантии. Да, согласен, машина капризная, но как выясняется большинство проблем возникает из-за незнания и неправильной эксплуатации полноценных внедорожников с полным приводом, а именно: нельзя переключать АКПП до полной остановки. Нельзя ездить по жёстким дорожным покрытиям (асфальт, любые сухие грунты) на втором положении полного привода 50/50. Пониженную и блокировку использовать только в очень тяжёлом бездорожье и не более 20 км/ч. Не гонять машину на бездорожье, для этого машина должна быть специально подготовлена. Полноприводные внедорожники не любят частых «педаль в пол» это же вам не спорт кар. Высокие скорости более 140 км/ч также пагубно влияют на полный привод и раздатку. И самое главное - нужно любить и беречь своего коня, тогда и он к вам кормой не повернётся. Для многих машина - это «первая жена», потому-то вторая может и подождать. И те, кто тут пишет, что машины таких или других марок плохие, просто некультурные и злые люди. Ведь нет идеальных авто, кто-то красивей, кто-то надёжней, кто-то оригинальней и каждому джентльмену своё.

Достоинства : харизма. Комфорт. Проходимость.

Недостатки : мелкие.

Hummer H3, 2009 г

О плюсах Hummer H3. Отличный ход. Не плавный, чтобы засыпать за рулём, а упругий, словно поезд. Прекрасно себя чувствуешь. До Питера я ехал около 15 часов и 940 км. Блеск. Плюс высокое расположение, устаёшь гораздо меньше. Еду 120-130 по трассе - то, что надо. И дорогу держит и на тахометре 1800 об./мин. По снегу и каше, грязи на дороге, когда все едут 40-50 км/ч, на заблокированном межосевом можно уверенно ехать 80-90 км/ч. Нет обвеса, проходит где угодно без повреждений. Понятно, что засадить можно и «Хамви», но если потренироваться в обращении с системами полного привода, можно очень далеко залезть. Без обвесов проще парковаться. Вообще в городе нет проблем с парковкой - видишь кучу грязи (снега, бордюр и пр.) где никто не может встать, вот и припарковался. Надёжная подвеска. И сам по себе достаточно надёжный. У меня из поломок - только лампочки. Никаких турбин и электропримочек в движке - самый простой и проверенный временем V8. Коробка - аналогично. Старая добрая гидромеханическая. Харизма. Это не только необычный внешний вид. Мне нравится, как Hummer H3 просто и со вкусом сделан внутри. Кому-то покажется немного (или много) дубовым, я считаю именно таким он и должен быть, это не S-class. Большой угол поворота колёс. При маневрах несколько компенсирует габариты авто. Неугоняемый. Отличная музыка - громкая, с сабвуфером. Прекрасная шумоизоляция. Шума резины и улицы нет совсем, я когда переобулся, не почувствовал шума зимних колёс.

Hummer H3 имеет свои недостатки, многие из которых нам дарит Калининградский автотор. Купите американца - не столкнётесь. Капризная электрика полного привода. Лечится проверкой всех цепей, летом на час работы с перекурами и обедом. Потеют фары (у меня не было, на форумах много информации как лечить). Опора переднего редуктора - к 70000 км сайлентблок рвётся. Всё лечится. Тусклый свет. Лечится установкой мощных ламп (или ксенона). Бывает, опускается передок (ослабляются торсионы). Нужно подтягивать. Неликвид. Хотя тут всё относительно. Спрос на Hummer H3 небольшой, но стабильный. Бывает, трескает радиатор, у меня не было. Нет настройки руля по вылету, только верх/низ. Не пишу негативно про расход (14 трасса, 20 смешанный, до 25 город, бензин 92) и транспортный налог, я знал, на что иду.

Достоинства : в отзыве.

Недостатки : в отзыве.

Hummer H3, 2009 г

Впечатления от Hummer H3 странные. Во-первых, интересно, сидел ли в нормальной машине тот человек, которые занимался разработкой салона? Почему, для того, чтобы воспользоваться кнопками управления стеклоподъёмников, надо так изгибать руку? Почему кнопка включения передних противотуманок круглая и с желтой подсветкой, а задних - квадратная, расположена под рулём и красная? Почему, вообще, подсветка такая разноцветная? Таких ляпов в эргономике там масса. Во-вторых, о качестве сборки. В машине руль стоял криво, не работал круиз-контроль, про помутившиеся влагой фары я уж и не говорю. Вообще, стиль вождения напоминает ГАЗ 53. Также медленно и нудно набирает скорость, так же при переключении передач надо делать двойной выжим и перегазовку. Для такого объёма двигателя ждёшь приличной тяги на низах, а для того, чтобы преодолеть грязь, или снег, надо «крутить» мотор. Всё-таки, не дизель. Но есть и плюсы. Реально очень хорошая геометрическая проходимость. Легко везёт 750 кг цемента (сказываются гены пикапа). Опять же, салон не жалко. За такие деньги, что ещё можно купить такое большое. И постепенно привык. Особенно в эту зиму, на радость детей и умалишенных, можно около дома заехать на вершину любого сугроба, решив проблемы с местом для парковки. А по поводу расхода бензина 17-18 л, чего же вы хотите от тяжелого рамного полноприводного бензинового автомобиля? Надо смириться. Вообще, как мне кажется, самый большой минус Hummer H3 - бензиновый двигатель.

Достоинства : простой, недорогой рамный внедорожник. Один из немногих с постоянным полным приводом.

Недостатки : бензиновый двигатель. Эргономика салона. Ножник вместо ручника.

«Молот» и горяч: как выбрать Hummer на вторичном рынке

Хаммер

Во-первых, быть владельцем Hammer – это очень по-мужски. Во-вторых, это смело. В-третьих, Хаммер – это не бюджетный автомобиль. Сервис «Автокод» проверил уже не один десяток Хаммеров и готов поделиться их главными «болячками».

Hummer H1

Хаммер

На момент создания этого материала в сервисах с бесплатными объявлениями нашлось всего 13 машин на продажу. При этом самый дешевый стоил 2,5 млн рублей, а самый дорогой – 8 млн. Более того, почти все модели – для коллекций. Такой высокий ценник на автомобили родом из 90-х гг. легко объясним. Первые гражданские модели H1 принадлежали Арнольду Шварценнегу, реклама с которым навсегда заложила стереотип о стопроцентной маскулинности бренда.

В 1992 году появилась первая гражданская модель военного внедорожника – H1. Задумывавшийся изначально как вездеход для военных действий, H1 не особо изменился внешне к выходу на общедоступный рынок: все такой же угловатый, с широко расставленными колесами, высоким клиренсом и возможностью преодолевать отвесные спуски и броды. Неторопливость, мягко говоря, не лучшая маневренность и низкое качество сборки тоже остались чертами первого Хаммера с еще военных времен. Как только H1 появился в продаже, мир разделился на две части: одни безоговорочно полюбили автомобиль, невзирая ни на что, другие – крутили пальцем у виска и без устали критиковали его. Но даже с практически полным отсутствием комфорта, машина выпускалась аж до 2010 года. И до сих пор стоит бешеных денег.

Официально в России Hummer H1 не продавался. Его везли подержанным из США. О том, стоит ли покупать б/у машины из Штатов, читайте в другом нашем материале

Hummer H2

Хаммер 1

Если H1 – это прямой потомок военизированного вездехода, то H2 – его гламурный дальний родственник. Подумать только: брутала переодели в гламурное одеяние. Любимчик поколения 00-х гг. поддался беспощадному тюнингу, чего с ним только не делали! Обилие блестящего хрома позволило даже сделать из H2 свадебный лимузин. Другие – ставили его на 30-дюймовые колеса.

Внутри – это все еще Hummer, но комфорту отдали уже больше места, чем в H1. Нарочитый жесткий пластик и огромные саморезы выставлены напоказ, не давая забыть о военном прошлом. Зато кресла теперь обиты кожей и регулируются при помощи электроники.

6-литровый мотор V8 с 322 лошадиными силами 20 лет назад внушал опасение и чувство превосходства. Впрочем, в 2018 ничего не поменялось. Однако динамика – это не про 3 тонны Хаммера. В рекламных кампаниях никто не делал ставку на разгон до сотни больше, чем за 10 секунд. Расход – тоже не самая сильная сторона H2 – в городе можно сжечь до 30 литров!

Технически H2 хорош даже после стотысячного пробега км. Простые атмосферные двигатели и вовсе вечные и неприхотливые.

  • абсолютная нестойкость к коррозии, каждые несколько лет придется обновлять антикорр;
  • дешевый пластик, который то трескается, то скрипит;
  • «неродные» аккумуляторы не выдерживают нагрузки Hummer и «летят» каждые 2 года;
  • если предыдущие владельцы ездили по бездорожью, то есть риск, что придется заменить АКПП и рулевую систему: они не выдерживают экстремальных нагрузок.

Главное, что необходимо понять: купить Hummer – это смело и решительно. Дешево эта покупка обойтись не может. Ремонт машины, которую уже не производят, и запчасти для которой уже раскуплены, тоже влетит в копеечку.

Стоимость на рынке подержанных автомобилей от 1 до 3 млн рублей.

Hummer H3

Хаммер -2

H3 – значительно компактнее своих предшественников. Салон «тройки» тоже сильно отличается: никаких саморезов, выдающейся практичности, простоты и угловатости. На дворе 2010-ее гг., в моде округлые формы, матовый пластик и эргономика. Эволюция Хаммеров от утилитарного военного автомобиля до компактного «джипа» легко прослеживается по салону:

  • H1 не мог похвастаться даже минимальным комфортом хотя бы для водителя;
  • внутрь H2 даже заглянул дизайнер, знакомый с кожей и саморезами;
  • а вот H3 смог уже похвастаться нормальным салоном для людей с потребностями в комфорте, удобстве и эргономике.

Даже мотор у H3 – не такой, как у предшественников. В России производились пятицилиндровые 3,7-литровые двигатели. И динамика снова – не сильная сторона Hummer. Мощные моторы не тянут настолько тяжелые авто. Зато базовая комплектация H3 напоминает еще военные машины: она пустая настолько, что даже нет подогрева зеркал.

Главная особенность модели и одновременно ее недостаток – российская сборка. Да, на нашем рынке продавались машины, собранные на «Автоторе». С одной стороны, это удешевляет запчасти и увеличивает их количество. С другой – повышает их необходимость. Менеджеры в салонах клиентам предлагали сразу после покупки заняться герметикой проводки, потому что именно с ней проблем у H3 больше всего. Запотевают и дрожат фары, плохо закрепленные еще при сборке. Катушки зажигания, бачок охлаждающей жидкости и сайлент-блоки – расходный материал для H3 – почти все владельцы модели отмечают проблемы с этими узлами.

А вот с подвеской у всех трех Хаммеров все в порядке. «Автоматы» из-за своей простоты тоже не ломаются пару сотен тысяч километров.

В России Hummer H3 продается за 700 000–1,5 млн рублей — наиболее выгодный, современный и самый спорный представитель семейства Hummer.

Найдем несколько вариантов на сайтах с объявлениями:

Хаммер продажа

Интересный вариант 2006 года с небольшим пробегом. Посмотрим, что нам скажет отчет «Автокод»:

Проверка Хаммер

У автомобиля было 4 владельца, один неоплаченный штраф на 500 рублей, что не очень критично. В объявлении указан пробег в 80 000 км. В отчете — 36 521 км. Из этого следует, что за 2018 год автомобиль проехал более 40 000 км. Обязательно стоит поинтересоваться у владельца о показателе пробега. А в целом – полный порядок.

Продажа Хаммера

Вот еще одно объявление с Хаммером 7-го года.

Проверка Автокод Хаммер

Видим абсолютный отчет автомобиля. И пробег, в среднем, совпадает, и основные показатели. Никаких обременений и ограничений нет. Правда, смущает количество владельцев. Их у этого Хаммера было 6 за 11 лет. Вероятно, чем-то он всё-таки не приглянулся бывшим хозяевам. Вопрос только, чем. Рекомендуем проверить техническое состояние автомобиля. В этом поможет, например, выездная диагностика.

Невозможно посоветовать, покупать ли Хаммер: его либо нужно любить, либо даже не думать о такой серьезной покупке. Он требует денег, как и любой автомобиль. Но в отличие от других машин, Hummer требует еще и душу владельца.

А что думаете вы о покупке Hummer? Делитесь своим мнение в комментариях внизу текста.

Hummer H3 (2005-2010 гг.)

Hummer H3 – последняя и, возможно, самая удачная модель легендарного подразделения GM. Этот внедорожник, появившийся в 2005 году, сочетает в себе удивительную харизматичность и недюжинные внедорожные способности.

Hummer H3

Его конструкция по современным меркам просто уникальна, а великолепная ремонтопригодность вряд ли заставит нахмурить брови даже неопытного сервисмена. Однако вопрос о том, как часто придётся посещать станцию техобслуживания новоиспечённому владельцу, всё же остаётся открытым.

Как и говорилось ранее, конструктивно Hummer H3 уникален. Он имеет жёсткую стальную раму, переднюю торсионную подвеску и задний неразрезной мост на рессорах. Всё это является ни чем иным как наследием донора – Chevrolet Colorado. Прибавим к этому проверенную временем 4-х ступенчатую «гидромеханику», низкооборотистые двигатели конструкции 90-х годов и получим теоретически неубиваемый аппарат.

Но это только теоретически. В реальности всё несколько интереснее. Дело в том, что H3 собирали из готовых комплектов у нас, в России, на Калининградском заводе «Автотор», а сам процесс, видимо, происходил после бурной ночи работников с разговорами на тему: «Кто и кого уважает». Последствия такой «игры в конструктор» могли сказаться на всех узлах и агрегатах. Но, как правило, больше всех доставалось электрочасти. Самыми распространёнными, практически поголовными неприятностями, стали запотевающие фары головного света и окислившиеся разъёмы проводки. Поэтому после покупки в сервисах рекомендуют сразу же заняться их герметизацией.

Фактически у младшего Hummer существуют всего две кузовные проблемы: узкие колёсные арки и невероятно маленькие окна-бойницы, стилизованные под концепцию Military. И то, и другое служат одной цели – ограничению обзора. Если с окнами всё понятно, то в случае с арками дело обстоит следующим образом: после дождя или «покатушек» автомобиль так забрызгивает сам себя грязью, что заляпанной становится даже крыша, об окнах и говорить нечего. Вот и приходится двигаться на ощупь, пытаясь на дороге не проехаться по крышам легковушек, а на стоянке не бороться с фонарными столбами, учитывая, что кузовные панели стоят весьма прилично.

Доставшаяся H3 от Chevrolet Colorado ходовая часть сюрпризов не преподносит. Оно и понятно, это вам не какой-нибудь McPherson от кроссовера. Передние торсионы и задние рессоры чрезвычайно выносливы, а мощная стальная рама способна стерпеть любые мыслимые нагрузки. Однако слабое место всё-таки нашлось. Шаровые опоры, как и у большинства современных внедорожников, едва ли выходят за порог в 100 тыс. км.

Рулевое управление на автомобилях первых лет выпуска также не отличалось хорошей надёжностью. Но после модернизации рулевых тяг проблемы практически закончились. Остались лишь периодически появляющиеся стуки, виной которым зачастую является износ крестовины рулевого вала.

Коробок предлагалось две на выбор: 5МКПП или четырёхступенчатый «автомат». Первый вариант ставился только с пятицилиндровыми моторами и встречается достаточно редко. Кроме тугой педали сцепления, про «механику» ничего не известно.

«Автомат» же, устанавливаемый практически на все экземпляры, отличается архаичной конструкцией и, в связи с этим, неплохой надёжностью. В отдельных случаях отмечались течи сальников, но, как правило, эти проблемы устранялись первым владельцем.

Hummer H3 – выдающийся боец бездорожья. Он оснащён постоянным полным приводом, задней межколёсной и межосевой 100% блокировками дифференциалов, а в версии Adventure также присутствует блокировка дифференциала переднего. Автомобилей, так серьёзно подготовленных в стандарте, можно пересчитать по пальцам одной руки человека, работающего с циркулярной пилой в состоянии алкогольного опьянения. А ведь есть ещё две версии демультипликатора с передаточными числами 2.64 и 4.03.

Hummer H3

Проблем с полноприводной частью не много. В основном они касаются потёкших сальников раздаточной коробки и её пробития, когда не справляется штатная защита. Вот, собственно, и всё.

Такие автомобили, как Hummer H3, нельзя просто мерить линейкой. Их можно либо любить, либо ненавидеть. А на этот вопрос каждый потенциальный покупатель должен ответить себе сам. Если решение будет положительным, то H3 в долгу не останется.

Испытываем в деле обновлённый Hummer H3

Мотор Hummer H3 прибавил 200 миллилитров объёма и 22 лошадиные силы. На революцию это не тянет, но эффект всё же есть.

«Да что же вы делаете?!» — сказал лётчик и грязно выругался, когда мы сломали жёсткую сцепку, на которой наш Hummer H3 тащил его . Какая связь между внедорожниками Hummer и авиацией? А никакой. Тем более что 1200 килограммов «мокрого» веса для обновлённого Hummer H3 с новым мотором — семечки. Хотя организаторы обещали нам не его, а . Но, видимо, тогда буксир не выдержал бы и первого рывка. Новую сцепку нам, кстати, всё же нашли — так что поставить самолёт на стоянку в итоге получилось, и лётчик уехал домой счастливым.

Конечно, все такие вещи безумно интересны, да и парковать самолёт с точностью до пары десятков сантиметров было очень увлекательно, но приехали мы не за этим. Помимо взлётного поля, целый день в нашем распоряжении была внедорожная трасса длиной в десяток километров. И если у философа Гераклита существовало четыре стихии: воздух, земля, вода и огонь, то для Hummer надо завести ещё одну — грязь. Посмотрим, его ли это стихия.

Не успели захлопнуться двери автобуса, который доставил кучку журналистов к месту «боевых» действий, как мы уже хлопали дверями предоставленных в наше распоряжение Хаммеров. Я тоже открыл дверь H3. Ну что тут сказать — интерьер, конечно, не блещет утончённостью и лоском, но выглядит весьма прилично. Жёсткий, но в большинстве мест хороший пластик, аккуратненькие зазоры. За $53910, которые просят за базовый H3 с «механикой» и тканевым салоном, — вполне себе. Версии с «кожей-рожей» и «автоматом» будут подороже — от $57120 до $67150. Но для Hummer это всё — вещи третьестепенные (хотя владельцы могут считать иначе). Главное — что скрыто внутри.

Тыдыщ! Подпрыгнув на разбитой грунтовке, мы считаем шишки и констатируем жёсткое приземление. А заодно и то, что подвеску не пробило. Ямы по дороге попадались такие, что какой-нибудь городской хэтчбэк провалился бы в них по крышу. Но H3 всё нипочём. И это, пожалуй, самое яркое впечатление от Hummer H3.

Понижающие передачи, блокировки дифференциалов — всё это понятно. Но то, как этот слон скачет по ухабам — это просто нечто. Непробиваемая подвеска и минимальные свесы — с таким набором можно смело отправляться на ралли. Когда несёшься со скоростью километров в час по дороге, на которой любая другая машина ползла черепахой, забываешь и про скромный салон, и про то, что у руля есть лишь регулировка по высоте (да и то, мне её не хватало), — да вообще про всё.

А вот когда мы с коллегой поменялись местами, и по «спецучастку» вваливал уже он, а я сидел сзади, то снова вспомнил о более приземлённых материях. , назад забираться очень неудобно, и вероятность запачкать штаны о мускулистый борт H3 (а он, скажу я вам, свинья редкостная) я оцениваю в 89,53%. А , сидеть сзади ужасно неуютно — хотя, подозреваю, дело не в машине, а в том, как на ней ездили. хватает по всем измерениям (разве что пассажиры «кому за 190» жаловались на низкие потолки), но как же трясёт! за рулём я такого не чувствовал.

Пока коллега, прямо как Цезарь, одновременно тестировал сразу две вещи — Hummer H3 и мой вестибулярный аппарат — мы приехали на пляж. Там во время покорения водных преград мы удачно потеряли одну из накладок на диск и заграбастали для фотобанка несколько замечательных кадров.

В , на протяжении всей трассы не было места, где действительно нужна бы была понижающая передача, хотя коллеги неизменно включали её и под дикий вой мотора забирались на детские холмики и пригорки.

Кстати, о моторе. Ведь он стал причиной наших полевых сборов. Его уместнее назвать не новым, а обновлённым — ведь построен двигатель на базе предыдущего пятицилиндрового Vortec объёмом 3,5 литра. Основные отличия — увеличенный на 200 «кубиков» рабочий объём и другая система изменения фаз газораспределения — более быстрая и точная. Кстати, интересно, что фазы у H3 меняются не на впуске, а только на выпуске — для того чтобы обеспечить мотору тягу с самых низов.

И он тянет. Хотя сейчас пик крутящего момента (327 Нм) приходится на 4600 об/мин, он прилежно трудится почти с холостых. Но сказать, что 242 л.с. превращают Hummer в самолёт (хотя бы в тот же ), нельзя. Разгон на шоссе не особо впечатляет, впрочем, и медленной машину я тоже не назову. Но ездить на H3 по асфальту — то же самое, что ходить по дому в резиновых сапогах. Если уж совсем припрёт, то можно, но каждый день не стоит. Управляется он так себе да и изысканным комфортом не балует — рамный внедорожник с торсионной подвеской спереди и рессорной сзади — с чего бы ему обладать хорошими манерами? Но всё меняется, когда асфальт заканчивается.

Тут длинноходная подвеска, высокий клиренс, минимальные свесы и колёса с пухлой резиной позволяют практически полностью игнорировать ландшафт дороги. А не бояться зацепить днищем позволяет мощная защита картера, раздатки и топливного бака. Трансмиссия, правда, у H3 ничем не прикрыта, но утоплена очень глубоко в днище, так что достать её сможет не каждый булыжник.

Ну а когда начнётся посерьёзнее, в дело вступят понижающая передача (с передаточным отношением 4:1) и два жёстко блокируемых дифференциала — центральный и задний. Кстати, электронные помощники тоже настроены под бездорожье — ABS «натаскана» на позднее срабатывание, а ESP позволяет небольшие пробуксовки. И это правильно. Стихией Hummer, даже самого младшего, остаётся грязь. Или земля, при условии, что она неровная. Или, на худой конец, вода — если предстоит преодолевать брод. Но уж точно не воздух.

Читайте также: