Идут камазы вдоль по енисею

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

От Рябинино до Гладкой Качи

От платформы Рябинино до платформы Лесной, которая лежит на берегу речки Гладкая Кача, напрямик едва наберется двадцать километров. Но на этих километрах сумело разместиться великое разнообразие ландшафтов, растительных сообществ, биоценозов. Да это и не Диво. Железная дорога, идущая от Красноярска на запад, медленно взбирается на Обь-Енисейский перевал, и перепад высот на самой дороге превышает тут триста метров. А ведь в наших местах каждые пятьдесят метров подъема вверх — это то же самое, что переезд на градус к северу. Вот и выходит, что в лесах на верхней Каче мы гуляем вроде бы уже не около Красноярска, а много севернее, где-нибудь под Ярцево, на реке Сым.

Горы, плоские, поросшие тайгой, речные долины с пойменными лугами, болотами, заросли ягодных кустарников по лесным ключам, светлые, веселые березняки и темные, угрюмые ельники, в которых не только бактерий, но и комаров не встречается (фитонциды!), сухие сосняки, продуваемые ветрами, с ядреными рыжиками в конце лета.

Однажды в начале августа мы нашли в лесах междуречья Гладкой и Крутой Качи целую толпу белых грибов, сразу чуть ли не полное ведро собрали — чем не достопримечательность этого большого участка!

Рельеф здесь определяется речной сетью Качи и ее притоков, Караульной и ее притоков, истоков текущей в Енисей Большой Листвянки. Одни реки создали себе за тысячи лет узкое ложе в теле гор, и теперь поднимаются над ними крутые, скалистые берега, кое-где похожие на настоящие Столбы, — такова Кача в ее течении от железной дороги до Московского тракта; другие распахали для себя широкую долину, по которой они и сейчас блуждают, заболачивая пойму. На Качу выйдешь — Саяны, порогами шумит река, скалы над ней вздымаются. На другую реку выберешься — северные мари и лиственницы по ним. Прямо не пригородные окрестности, а пейзаж Эвенкии, только что оленей не хватает…

Тут есть места глухие, куда, кажется, годами человек не заглядывает, места темные, зверю лесному раздолье. Вдоль дороги дачные поселки вытянулись почти в сплошную линию, а чуть отойди от них на юг, и вот тебе следы зверей лесных: марала, лося, лисы, волка, медведя. Марала, волка и лису тут нам видать доводилось, следы медведя встречали неоднократно, видели и следы сохатого в заболоченной долине Крутой Качи.

Встреча со зверем на лесной поляне, молнией пронесшийся между деревьями соболь, тяжелый взлет глухаря чуть ли не из-под самых ног, щедрое обилие крупных ягод красной смородины — это тоже все достопримечательности участка Рябинино — Гладкая Кача.



Венерин башмачок занесен в Красную книгу | Бабочка-боярышница

Это уже не простой район в отношении ориентирования. При отсутствии навыка запросто можно убежать неизвестно куда, например, в Курбатово-Сырское Белогорье, и неделю спустя оказаться в степи около Балахты. Следовательно, тут надо уже заранее спланировать путь и при движении не терять надежных ориентиров, особенно когда мы отправимся в район верховий Гладкой Качи или ее верхних правых притоков.

Весь этот довольно большой район, занимающий около ста пятидесяти—двухсот квадратных километров, мы разобьем на участки, и на каждом из них проложим маршруты походов нашего отдыха. Первым таким районом будет для нас Рябинино.

От Караульной платформы до платформы Рябинино по прямой линии всего три-четыре километра, но железная дорога делает здесь большую дугу, сильно отдаляя остановку от остановки. Рябинино расположено в бассейне правых притоков Караульной речки, некоторые из них безымянные, другие сохранили свои старые имена-Названия. Наиболее крупный приток вытекает из узкого ущелья, расположенного между Караульной платформой и Рябинино, он пересекает линию железной дороги в километре от Караульной, под вторым мостом. Название этой речки — Кандалашная. Вдоль нее в среднем течении по левому берегу идет дорога, от Рябинино по Кандалашной и вверх — на просеку ЛЭП. При выходе речки из узкого ущелья — развилка дорог.

Если идти вдоль реки вверх, то правая дорога пойдет резко в гору и выведет на просеку ЛЭП, а вторая — к старым лесосекам. Между дорогой и просекой в нижней части местности, на своеобразной террасе у гор, по старому березовому лесу идут частые поперечные просеки — с востока на запад. Они не доходят до просеки ЛЭП, им там преграждает дорогу ручей, сливающийся из двух истоков и текущий вдоль просеки к железной дороге. Длина ручья до железной дороги около километра.

Первый участок — Рябининский — находится в границах: железная дорога, просека ЛЭП между Рябинино и Снежницей, вершины Кожушного хребта (Кожушный хребет начинается от Лысой горы на юго-востоке и тянется вдоль дороги до долины Крутой Качи у Еловки), долина Кандалашной речки. Это небольшой участок, но настолько красивый, что некоторые красноярцы за все лето никуда больше и не ходят — только сюда. В чем прелесть Рябининского участка? В насыщенности разнообразием, в парковости созданной природой планировки. Старые березняки, выше по склону с примесью сосны, замшелые камни в темнохвойных галереях прирусловых лесов, сеть троп, ведущих как бы в никуда, тишина заветерья, папоротниковые заросли, кипрей на просеках, луга на лесных полянах, осинники по старым вырубкам и, конечно, рябиновые кусты. При этом — доступность места: рядом две остановки, и на Рябинино останавливаются все электрички, на любую садись.

Возьмем один маршрут этого района. От платформы Рябинино любой тропой отправимся в южном направлении, к горам. Осинники, еловый лес, пихта, березняки и снова осинники, поляны — в начале лета на них цветут жарки, потом ромашка и тмин. К осени луга скошены, лежат с копнами сена. Просеки с молодым подростом, долина ручья с густым пихтовым древостоем, под которым даже в солнечный полдень темно и прохладно. У склонов горы мы выходим на поперечные тропы, а дальше на дорогу. Тут свернем на восток и скоро выйдем к речке Кандалашной, перед которой торная, разъезженная машинами дорога. Темна и первобытна Кандалашная речка, невольно задумываешься, с какими кандалами связано имя ее, кто и когда мыкал тут свою судьбу, дав таежному ключу такое странное название.

Громадные березы, громадные ели над речкой. Красная смородина. Волчье лыко.

Пересекаем речку и выходим на возвышение. Тут кое-где такие густые заросли пихты, что сквозь них и пробраться трудно. Храмовый запах стоит, ладаном пахнет, праздником и лесом. Мы идем в восточном направлении, которое взяли, когда подошли к горе. Если мы пойдем сравнительно низко, то скоро увидим дачный поселок и по дачной дороге выйдем к платформе Караульной. Если мы возьмем правее и чуть выше, то выйдем на тропы или дорогу, которая ведет все к той же Караульной остановке электрички.

Второй маршрут от Рябинино уведет нас уже во второй участок этого района. Выберемся от станции на просеку ЛЭП западнее Рябинино. Можно было бы идти и лесом, но на нашем пути встанут то дачи, то ручей, тропы вдоль которого уведут нас совсем не туда, куда нам надо. Выйдем на просеку и двинемся по ней вверх и вверх. Тут достаточно хорошая дорога, она нам поможет выбраться на вершину Кожушного хребта. В самой последней части подъема склон крут, требуются и силы и выдержка. И вот мы наверху, но вид отсюда только на восток: все верхнее течение Караульной речки, начинающейся у платформы Еловка, ее правые притоки (левых притоков у нее, кажется, совсем нет). Отсюда видны даже истоки далекой речки Еловки, которая бежит к поселку Емельяново и там впадает к Качу.

По дороге мы пройдем с полкилометра, пока не увидим притоки Енисея, берущие начало вот тут, на южных склонах этого же хребтика. По вершине вправо уходит тропа на запад, по ней мы и отправимся дальше. Слева от нас видны зеленые долины — это истоки Крутой Качи, которая пересекает железную дорогу только у Щебзавода. От просеки до Щебзавода по Крутой Каче не меньше пятнадцати километров по тропе.

Мы выберемся к истокам речки Каменки, тоже притока Караульной, и по ее левому берегу пойдем вниз, к станции Снежница. Длина речушки Каменки от истока До дороги около двух километров. В этих местах, особенно в нижней части тропы, водится много птиц. По тропе, которая в самом низу покидает речку и поворачивает влево, мы выходим к станции Снежница.

Весь переход от Рябинино до Снежницы через вершинки Кожушного хребта составил чуть больше десяти километров. Красиво тут в любое время года. Снега на хребте в тайге лежат долго, в иные годы в середине мая можно увидеть остатки зимних сугробов. По верховьям Крутой Качи много ельника, старого, крупноствольного, высокого. Изредка встречается кедр.

Каждый на этой тропе найдет что-то интересное для себя: один — пейзаж для фотокадра, другой — песни птиц на магнитную ленту, третий просто подышит насыщенным лесными запахами воздухом тайги, в котором, как утверждают биологи, почти нет вредных микроорганизмов.

Караульная, Рябинино, Снежница, Еловка, Полезная, Щебзавод, Кача, Известковая, Лесная — на любой из остановок сходите и отправляйтесь в безграничность лесную, в любую сторону, по любой речке, хотите — вверх, хотите — вниз. Везде найдете, что посмотреть.

Вот один из маршрутов небольшого похода. Полезная — Щебзавод — Кача. От Полезной идем по березовому лесу вдоль железной дороги, правее ее на запад. Хороший разросшийся березовый лес, кое-где с таким густым подлеском, что, кажется, и не проберешься сквозь него. Однако и пробираться не надо, ищите тропы. Их тут достаточно много, и ведут они в нужном направлении.

От Полезной до Качи (станции) по прямой линии около семи километров, но мы двинемся не прямо, поэтому пройдем не меньше пятнадцати километров: местность тут довольно изрезана — лога, овраги, речки, ручьи, леса разного типа. Есть тут и два ограничивающих ориентира: с юга — железная дорога, с севера — просека ЛЭП. При движении вы и будете придерживаться этих ориентиров, правда, южнее дороги забираться можно, там местами тропы получше, пейзажи пооткрытее, место повыше. Березняки сменяются сосновыми лесами, а сосняки снова переходят в березняки. Поляна, железнодорожная ветка, мы переходим ее и движемся дальше. Вдоль железной дороги — севернее ее — и появляется хорошая грунтовая дорога, а рядом с нею — пешеходная тропа, и вот мы уже подходим к поселку Щебзавода, от него нас отделяет речка Крутая Кача, истоки которой мы уже видели, когда шли вершинами от Рябинино на Снежницу. Здесь ее среднее течение; у поселка Щебзавода в нее слева впадает Малая Кача, которая берет свое начало южнее деревеньки Кача у станции того же названия.

Крутая Кача выше поселка Памяти 13 Борцов сливается с Гладкой Качей, образуя Качу. Крутая Кача летом и осенью небольшая речка, которую легко перейти вброд. Другое дело — весна. Весной Крутая Кача — бурный поток, тогда ее можно перейти по мосту железной дороги.

За поселком Щебзавода к станции Кача лучше всего идти по северной стороне железной дороги — там суше, природа разнообразнее. Тайга южнее железной дороги от Щебзавода до Качи — глухая, черная. Только перед самой станцией начинаются радующие глаз пейзажи. I Севернее дороги (снова два ограничивающих ориентира: дорога и просека ЛЭП) старые еловые леса, старые сосняки, могучие березы. Ближе к станции Кача встречаются поляны, которые выкашивают в середине лета, а до того стоят они, полные цветов и лесных ароматов.

Не подходите слишком близко к железной дороге, там есть сильно заболоченные места. Держитесь ближе к линии ЛЭП. По ней вы выйдете к ограничивающему ориентиру. Прямо около станции Кача эту просеку ЛЭП пересекает поперечная ЛЭП, под линией есть дороги и тропы, по ним легко выйти к станции Кача.

Любая остановка электрички годится для исходных маршрутов в придорожные леса. Среди всех этих пунктов особое место занимает станция Кача. Ее походные маршруты многообразны и интересны. Тут есть где походить" и есть что посмотреть. Например, Качинские Столбы.

От железной дороги до Качинских Столбов не менее пятнадцати трудных километров. Лучшее время походов в августе-сентябре, когда уровень воды в реке минимален, и тогда в нужном месте легко преодолеть Качу вброд. В конце весны и до середины лета тут, как почти везде в красноярских окрестностях, встречаются клещи. В районе Качинских Столбов водятся и гадюки, уже сильно поистребленные в других местах вокруг города.

Две Качи — Гладкая и Крутая — довольно круто падают от железной дороги к Емельяновско-Качинской лесостепи, теряют до двухсот метров по высоте. Их долины глубоко врезаны в окружающую местность. Над речками поднимаются в некоторых местах высокие скалы, утесистые, крутые. По левому берегу они состоят, в основном, из известняков, а по правому встречаются граниты и другие трудноразрушающиеся породы. Особенно хороши скалы на Каче в трех-пяти километрах от поселка Памяти 13 Борцов. С правобережных скал открывается вид на нижнюю Качу — обширная панорама с поселками, пашнями, дорогами.

В тайге у скал есть включения необычной для этой зоны растительности: чабрец, редкие виды таволги. Замечательны и леса вдоль Качи — древние, столетиями не тронутые деревья, выросшие в густолесий, а потому — высокие и стройные даже в своей старости. По ручьям, впадающим в Качу, по пойме и террасам много ягодных кустарников, черемухи, в конце лета обилие грибов.

Поход на Качинские Столбы со станции Кача, от платформы Лесная или Щебзавод (по Крутой Каче) можно совершить, имея уже хороший навык пеших путешествий.

Второй поход от станции Кача можно совершить к верховьям реки Гладкой Качи. При этом возвращение с истоков возможно двумя путями: по Большой Листвянке на Дивногорск и по Каче на платформу Лесная.

Дорога, ведущая в мир

Урянхайский край всегда был для русских первопроходцев объектом интереса – геополитического, хозяйственного, да и просто человеческого.

Таким близким – от южных форпостов рукой подать, и таким недосягаемым, благодаря матушке-природе, закрывшей будущую Туву с севера Саянскими хребтами, многочисленными опасными реками, топями и болотами. Но никакие преграды не страшны тем, кого манят горизонты – так повелось с древности. И сегодня старинная тропа в Урянхай ложится под колеса людей, которые не ищут легких путей.

Мирской тропой через горы

Бизнес как двигатель прогресса

Из истории тракта

Из записей бывшей ученицы Григорьевской средней школы Г. Тенсиной, работавшей с архивными документами:

Великая стройка

К началу 1910 года проект Усинского тракта, разработанный инженером А. Глебовичем, длиной 165 верст – до границы с Тувой, был готов: сметы и чертежи весили около одного пуда. Собственно строительство началось в августе, подрядчиками стали крестьяне Алексей Курилов и Константин Иванов, которые вложили в залог 12 тысяч рублей в Красноярское казначейство. Рабочую силу набирали из ближайших деревень, поэтому большую ее часть составляли крестьяне, – кирка, лом, кувалда, железный клин, топор, тачка, телега, лошадь и порох были основными инструментами строителей тракта. Грунт долбили кирками, породу возили в грабарках (тарантайках), уплотняли деревянными катками.

Весной 1916 года для строительства дороги прибыла первая партия каторжан, около 2000 человек – они строили отрезок от станции Кулумыс до Медвежки: рубили просеку, возили гальку, проводили земляные и взрывные работы. В местечке Оленья речка стояли бараки каторжан. Кстати, на всем тракте были построены станции с жилыми помещениями для ямщиков, конюшнями и складами, расстояние между станциями составляло один дневной переход. Первый обоз с товарами из усинских селений пришел по еще недостроенному тракту в Григорьевку 17 декабря 1914 года, а первый автомобиль из Минусинска – за полгода до этого.

Усинский тракт в цифрах и фактах

Первый участок Усинского тракта (Минусинск-Верхне-Усинское) был построен к 1917 году.

Ширина тракта была три сажени (сажень-2,1336м), основание и покрытие – гравийное, мосты - деревянные.

В состав обозов входило от 10 до 100 подвод, на каждой подводе перевозилось по 20 пудов груза.

Строительство тракта было законсервировано с 1917 до 1933 года, к 1937-му Усинский тракт был снабжен новыми мостами, реконструирован под автотранспорт и официально принят в эксплуатацию.

Сегодня тракт проходит в пределах природного парка «Ергаки», движение по нему разрешено только на лошадях и велосипедах, на автомобилях – только по спецпропускам.

Новая жизнь старого тракта

Усинский был соединен с участком федеральной автодороги М-54 «Енисей» в 1966 году, когда проложили асфальт от Абакана до Красноярска. На юге от Кызыла он протянулся к государственной границе с Монголией через Шуурмакский перевал и Эрзин. В 70-х г.г. прошлого века участок Танзыбей - Оленья речка пришел в упадок, и было принято решение соединить эти пункты федеральной автодорогой – это дало бы возможность транспорту сократить время поездки через Ергаки. Сегодня от Танзыбея – последнего поселка перед Саянами, начинается «тягун» на Буйбинский перевал с крутыми поворотами и петлями, в высшей точке перевал оборудован знаменитой «полкой» – противолавинной галереей. Слева от трассы открывается панорама хребта Ергаки, а с отметки 605-й км начинается одноименный природный парк. У Оленьей речки трасса М-54 встречается с Усинским трактом и дальше «вместе» они бегут на юг к единственной в этой части Саян деревне Арадан и перевалу «нулевка» от которого и начинается спуск в Урянхайский край – туда, куда издавна стремились русские первопроходцы.

Путями предков

Сегодня редко кто из путешественников заглядывает на Усинский, многие туристы вообще не подозревают о его существовании. А между тем, по колдобинам и размытым участкам тракта проходит один из самых интересных в крае веломаршрутов. От Оленьей речки байкеры направляются в сторону легендарного Каменного города – уникального скального уголка, созданного самой природой на хребте Кулумыс. Со стен города открывается потрясающий вид на Ойский и Араданский хребты, гору Амбук и долину Горной Ои. Последняя петляет «на радость» путникам, – ведь живописные руины мостов старинного тракта совсем не пригодны для проезда, и каждый раз ледяную реку приходится бродить. Сохранились вдоль тракта остатки станций разных лет, дренажных сооружений, а близ Танзыбея можно даже прокатиться по бетонным плитам, которыми укрепляли дорогу после войны. Что можно еще увидеть на Усинском? Бескрайние поля жарков и водосборов, знаменитые саянские ели, хрустальные ручьи и снежники, которые даже в июле украшают тайгу, перевалы, с которых видны высочайшие вершины Западного Саяна… А самое главное – намотать на свои колеса порядка 80 км условно проезжабельной дороги, чувствуя своей пятой точкой все те трудности и превратности судьбы, которые испытывали почти 200 лет наши предки, которым как и нам никогда не сиделось на месте.

О том, какие еще тайны хранит Усинская котловина, в комментарии нашего эксперта .

Красноярцам показали, как проходит круиз по Енисею за 1 млн рублей

Несмотря на напряженную обстановку с коронавирусом, круизы по Енисею не отменяют. Поездка на теплоходе в Дудинку и обратно обойдется в 1 млн руб. Первые туры уже проданы. Как выглядит пятизвездочный отель на Енисее и что входит в стоимость люксового тура – в сюжете «ТВК Красноярск».

Капитан судна показал каюту класса «стандарт». В ней действительно есть все: кровать, телевизор, полностью оборудованная ванная комната, панорамные окна с хорошим видом и даже wi-fi. Все новое – при том, что теплоходу уже около 50 лет. По словам капитана, после ремонта он не узнал судно. Теперь оно словно пятизвездочный отель.

«От интерьера, конечно, сразу шокировался сразу. Теплоход я бы не узнал вообще. Каким он был раньше и каким он стал сейчас. Он совершенно другого типа. Я даже не знаю, что сказать – это нужно просто увидеть», – поделился Юрий Синцов, капитан теплохода «Максим Горький».

«Если взять десерты – это у нас сорбеты из ягод, которые растут в лесах Сибири. Сорбет очень вкусный. Кроме нашего региона таких десертов нигде нет», – рассказала Ирина Якушева, директор судового ресторана.

«К сожалению, в этом году мы работаем в тех условиях, которые есть. Но мы надеемся, что в следующем году у нас уже будут иностранцы, когда они смогут уже въезжать свободно в Сибирь. И они откроют для себя удивительную и загадочную Сибирь, о которой так много говорят. Но мало кто здесь был. Поскольку это наша возможность показать регионы», – отметила Юлия Верхушина, руководитель агентства по туризму Красноярского края.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене



Прайс-лист радиоканала Ретро ФМ Красноярск на размещение агитационных материалов к выборам 19 сентября 2021 года
Прайс-лист радиоканала Радио Шансон Красноярск на размещение агитационных материалов к выборам 19 сентября 2021 года
Прайс-лист радиоканала Бизнес ФМ Красноярск на размещение агитационных материалов к выборам 19 сентября 2021 года
Прайс-лист ИА «Запад24» на размещение агитационных материалов к выборам 19 сентября 2021 года
Прайс-лист телеканала ТВК на размещение агитационных материалов к выборам 19 сентября 2021 года
Прайс-лист телеканала ТВК-город ("Че") на размещение агитационных материалов к выборам 19 сентября 2021 года
Прайс-лист Прайс-лист сетевого издания ТВК Красноярск на размещение агитационных материалов к выборам 19 сентября 2021 года

Войны в ФНЛ: игра лидера в 6 утра, старые счеты Новикова и миллиард против 120 миллионов

6-й тур первенства ФНЛ полон интриг. Три междусобойчика лидеров, схватка бумажных фаворитов, матч надежды для и. о. главного тренера «Енисея» и тест для «Кубани» без Первушина.


ФНЛ. 6-й тур

14 августа, суббота

  • 06:00 «СКА-Хабаровск» — «Торпедо»
  • 13:00 «Енисей» — «Олимп-Долгопрудный»
  • 17:00 «Оренбург» — «Велес»
  • 17:00 КАМАЗ — «Металлург»
  • 18:00 «Нефтехимик» — «Факел»
  • 18:00 «Краснодар-2» — «Волгарь»
  • 19:00 «Кубань» — «Текстильщик»
  • 19:00 «Ротор» — «Балтика»

15 августа, воскресенье

  • 13:00 «Томь» — «Акрон»
  • 18:00 «Спартак-2» — «Алания»

«С нетерпением ждем «Торпедо» в Хабаровске!»

Эту фразу Сергей Юран бросил после кубкового матча в Лужниках, в котором черно-белые взяли верх над «СКА-Хабаровском» в серии пенальти. Действительно, с нетерпением. Настолько, что игру назначили на 6 утра по московскому времени. По местному будет 13 часов, регламент не нарушен, хотя так рано армейцы не начинали даже в короткий световой день. Год назад матч этих команд в Хабаровске стартовал в 08:00, и все помнят жесткую фразу Лебеденко: «Это не Fair Play!» Что, Игорь, скажете теперь?

Тогда «Торпедо», между прочим, победило 4:2, уступая к перерыву в два мяча, а маэстро стал одним из героев фантастической концовки.

Перед матчем Кубка России Юран отправил шестерых бойцов домой готовиться к «Краснодару-2», тем самым расставив акценты. На старте у хабаровчан было четырехматчевое турне, они утянули 8 очков, и это прибавило им амбиций. В отличие от прошлого сезона, когда и. о. губернатора края Михаил Дегтярев объявил о штурме РПЛ, сейчас воздух кулаками в Хабаровске никто не сотрясает. Даже Юран, как раньше, не рассказывает, в какие дали он поведет команду. Меньше говорят и больше делают — но в премьер-лигу хотят. Игра с «К-2», правда, не удалась, однако на залитом дождем поле запузырилась бы и «Алания». Хорошо, что вообще выиграли благодаря Караеву, пробив в створ лишь один раз с 11-метрового.

Александр Бородюк в Кубке тоже проводил ротацию, но оборонительную линию за исключением вратаря не трогал. У черно-белых в этом плане в ФНЛ, к слову, выигрышная позиция: место «лимитчика» занимает голкипер Ботнарь (на кубковые соревнования правило игрока 2000 г. р. и моложе не распространяется). Бородюк может делать все замены на усиление. Со СКА же с 63-й минуты у него был почти оптимальный состав. Тем не менее обставить хабаровчан, у которых живой горой в центре обороны стоял огромный, похожий на бывшего капитана «Бенфики» Луизао конголезец Эммерсон, удалось только в лотерею. Привет бывшему клубу передал Довбня.

В трех играх у лидера всего один гол, и это отсыл к весне. По статистике все прилично. С «Олимпом» — 19 ударов, 7 в створ — второй показатель в туре после «Алании». А по количеству голевых моментов даже ее превзошли: 11! Другое дело, что момент моменту рознь. Спортивный директор «Торпедо» Максим Ляпин, у которого я брал интервью для рубрики «Взгляд изнутри», изменился в голосе, когда услышал, что два контратаки «О-Д» стоили десятка угроз черно-белых: «У нас таких выходов три в два не могло быть априори! Мы атаковали, а соперник оборонялся большим числом». Он прав. И Бородюк прав, говоря, что против торпедовцев многие будут ставить «автобусы». Значит, надо больше креативить — а что остается?

Проблема не в кадрах. Калмыков — «золотой фонд» ФНЛ, не случайно клинья к нему подбивает «Оренбург». Мегаполезен Лебеденко, который за 135 минут пребывания на поле положил 3 мяча. Такого КПД нет даже у плеймейкера «Факела» Акбашева и челнинского «нашего все» Гаглоева. А у «Торпедо» в загашнике еще травмированный Маркин и наколотивший 17 мячей за ростовский СКА Гонгадзе. И у кого нападение сильнее?

Послушайте, если бы Калмыков при его объеме работы еще и использовал хотя бы каждый третий шанс, он бы играл в премьер-лиге. Выставляя порой трех опорников, Бородюк сам делает крен в сторону надежности. Остальное — лирика. В качестве примера приведу Максимова, который в «Торпедо» никакого следа не оставил. Хотя в «Факеле» к нему имеются вопросы по реализации, три мяча уже вогнал. А потому, что моменты воронежцы создают «чище». Это не критика Бородюка. Это о его философии. Александр Генрихович в 2014 году так уже выводил «Торпедо» в светское общество. Смотрите таблицу. И футбол в 6 утра.

Кредитная история Новикова

В апреле «Нефтехимик» остановил 7-матчевую победную серию «Факела», ухватившись в Воронеже за 1:1. После чего Кириллу Новикову прилетело от Олега Василенко: «Прокомментирую словами коллеги, который сказал, что с «Волгарем» победил антифутбол. Стоять 90 минут на своей половине поля, лежать на земле — это не футбол». Туром ранее Новиков аналогично приложил астраханца Виталия Панова, друга Василенко. Это в РПЛ все причесано и корректно, а в ФНЛ миндальничать никто не будет. У Кирилла Александровича, однако, уже приличная кредитная история.

Против того «Факела» с забивакой Разборовым (он сейчас в лазарете) нижнекамцы по-другому и не сдюжили бы. Да и нет нынче смысла рвать на себе тельняшки. Воронежцы — команда-обманка. Создают иллюзию превосходства соперника, но чуть зазеваешься — пленных не берут. Проходят поле в три касания. В 5-м туре по обостряющим передачам опять были впереди планеты всей. При этом и инстинкт самосохранения развит. С «Велесом» и «Акроном», оберегая 1:0, отдавали мяч и раскорячивались так, что к ним было не подобраться. Их вроде душат, но опять же иллюзия.

У «Нефтехимика» своя «фишка»: высокий прессинг. Ему тоже комфортнее в быстрых атаках. 67 процентов владения «Балтики» против нижнекамцев — это пыль. В штрафную ее не запускали, оттуда был только один удар под занавес. «Нефтехимик» пропустил всего один гол. Это не «автобус», а рационализм Новикова, чей состав — седьмой-восьмой в лиге. А задача — попасть в четверку. Единственный минус — молчит Уридия. Мераби, в предыдущих двух сезонах настрелявший с игры 28 мячей в 64 матчах, пока отличился только с пенальти.

Все ходят по земле

Фантасмагория: матч «Оренбург» — «Велес» опять в топе. У одних бюджет под миллиард, у других — 120 миллионов. У одних есть зарплаты за миллион, как у белоруса Сивакова, и они, по моим данным, готовы положить оклад с шестью нулями спартаковцу Руденко — тот, правда, еще рассматривает Данию. У других самые высокооплачиваемые — Галоян и Майга, возможность приглашения которого помимо «Стандарда» изучает ЦСКА, — зарабатывают около 200 тысяч в месяц. Тем не менее и те, и другие ходят по земле. «Велес» с 12 очками — третий, уральцы с 10-ю — пятые.

Если бы «Велеса» не было, его бы стоило придумать. 20-летний Лопатин, забивший в «Родине» за два года пять мячей, выходит вместо сломавшего кость Джикии и в 5-м туре становится единственным, кто набирает два балла по системе «гол+пас». Нигериец Абдуллахи, номинальный опорник, выдает два крепких матча на краю обороны, тонко ассистирует Лопатину и попадает в символическую сборную. Как они их находят?!

Победа «Оренбурга» в Томске — не показатель, хотя нельзя не отметить, что возвращение из лазарета Аюпова стало для Марцела Лички мощным подспорьем. Уральцы, если разобраться, тоже большие молодцы. В средней линии и атаке не побоялись сделать ставку на молодежь при высокой задаче. Молодежь не заиграет, если ей не доверять. Однако какими бы радужными ни были перспективы того же Миронова из «Локо», Личка перебирает четки: с «Томью» Алексея в основу не поставил. Есть сомнения в том, что оренбуржцы возьмут «крылатых быков» на классе. Надо включаться по максимуму.

(Не)глянец в Волгограде

Будь это первый тур, центральной, конечно, стала бы игра в Волгограде. «Ротор» и «Балтика» — клубы с солидными бюджетами и стадионами ЧМ-2018. Чего лукавить, после недопуска в РПЛ «Оренбурга» у многих сидит мысль: этих будут тащить. Пока они тащат себя сами. Получается не очень.

«Ротор», кое-как победив в Липецке, вынырнул, но надо учитывать уровень сопротивления. Его 7 очков при четырех домашних матчах не шибко отличаются от 4-х «Балтики», которая тоже четырежды сгоняла вничью. У Дмитрия Хохлова в оппонентах, кроме СКА, не было никого, кто бы рассматривался под десятку. А Евгений Калешин прошел через бурелом: «Факел», «Оренбург», статный по комплектованию «Акрон», «Нефтехимик»…

«Ротор» опять первенствовал в номинации «навесы»: 34! 26 раз мяч доставляла верхом «Балтика», по 22 — «Торпедо» и «Алания». Вариативности у волжан нет. Возможно, в середине поля поможет завязать игру арендованный у «Урала» Юрий Бавин.

У «Балтики» же все три мяча с игры забил Ян Казаев, он же чуть не похоронил в компенсированное время «Акрон». А где же нападающие? Как-то у Калешина они не приживаются. Хотя уж на что мощно начинал Аллеф! Посмотрим на набирающего кондиции Муртазаева. Его, к слову, до последнего вело «Торпедо». Одна из причин, из-за которой москвичи отказались от казахстанца, — то, что из-за отлучек в сборную Роман пропустит за сезон порядка 7 матчей. А от свидания с «Ротором» отлучены удаленный за симуляцию Гелоян и схвативший лимитный «горчичник» на скамейке Кашчелан. Такое практикуется, если игрок травмирован, но здесь скорее были эмоции.

Брать флеш-интервью у тренеров — все равно что лезть к расспросам к космонавтам после полета. Калешин после «Нефтехимика» был на взводе, отвечал отрывисто и дал понять интервьюеру: «Вы смотрели другой матч». Опустим это. Смущает то, что в игре «Балтики» нет разнообразия: как в потолок уперлись. Мои источники сообщают, что Калешин подвис конкретно. В этот раз его может не спасти и Тажутдин Качукаев. Хотя фанатичная поддержка тренера гендиректором вызывает уважение, другое крыло в Калининграде уже зондирует почву насчет нового наставника.

Едва ли кого-то удивит, если «Балтика» прямо сейчас начнет сочную серию, как это уже бывало. Тем не менее в Волгограде антикризисная дуэль, а не матч-глянец.

Укротить «барса»!

«Спартак-2» без столпа обороны Миронова против «Алании» может спасти только бонусный момент. Как весной, когда красную карточку схватил Засеев и все закончилось фестивальными 3:3.

Фраза в подзаголовке — про Гогниева. «С нервами Спартака надо что-то делать» — написал один из болельщиков «Алании» после переделки с «Кубанью», из которой «барсы» вышли победителями, горя 0:2. Жгучий матч, традиционно шикарные замены от Гогниева. Сумасшедшие эмоции на скамейке «Алании» в концовке. Только Гогниева там уже не было: в перерыве судьи его удалили. Что-то сказал, что им не понравилось. Заседание КДК РФС — в пятницу. Учитывая, что тренер «Алании» после встречи с «Томью» 27 февраля подвергался дисквалификации на 7 матчей за толчок судьи, за рецидив ему могут накинуть.

Спартак, у вас классная команда! Самая играющая в ФНЛ, самая яркая и изобретательная. Какие придумки со штрафных! Уже две зашли. Вы — прогрессивный тренер. Но, право, так реагировать на решения арбитров… В сезоне-2020/21 «Алания» пробила 14 пенальти, будем объективны, не все однозначные, да и в Красноярске недавно были недовольны судейством в игре с владикавказцами. Но такие страсти не разжигает никто. Спартак, «Алании» ведь лучше с вами на скамейке, чем без вас.

«На заре я вышел в туман…»

Будет ли лучше «Кубани» без Сергея Первушина? На мой взгляд, увольнять тренера после шести матчей при том, что выходец из ПФЛ начал формирование за 20 дней до старта, — дичь. Никому не нравится, во что играют краснодарцы. Но так рубить, когда человек только вникает в специфику лиги и кумекает над оптимальными сочетаниями….

Ну, не Архимед Первушин! Не мог он в одночасье прийти, в частности, к тому, что оборону надо строить на арендованном у «Ахмата» Кармаеве. Тот прилично провел последние две игры и не зря получил вызов в российскую молодежку. Да, многовато травм: в Астрахань и Владикавказ не ездили Логашов, Петров, Гурфов, Андрей Козлов. С одной стороны, это зона ответственности тренера, с другой — Логашов два месяца в «Ростове» ничего не делал, поэтому организм и заскрипел под нагрузками.

В подвальном противостоянии с «Текстильщиком», который пропустил 3 мяча супротив 11 у «Кубани», краснодарцев будет инструктировать Тимур Шипшев. Новым же рулевым, вероятно, станет Александр Точилин, который сейчас в ФНЛ нарасхват.

В «Енисее» вновь утвердят временщика?

В неожиданное русло развернуло ситуацию с главным тренером в «Енисее». В Красноярске выбирали между Мурадом Мусаевым и Точилиным, но их оперативное назначение было невозможным. Первый держит в уме РПЛ, второй из-за причитающейся ему неустойки до сих пор не уволен из «Олимпа-Долгопрудного», который «львы» примут в субботу. Уступи «Енисей» в Кубке «Акрону», пришлось бы решать экстренно. Возможно, с третьим кандидатом — Робертом Евдокимовым. Но с Виктором Треневым за это время были обыграны и тольяттинцы, и «Текстильщик». И — вуаля, ему решили дать шанс. Говорят, за Тренева похлопотали и футболисты: он знает их, они его. Категория Pro у него есть.

Год назад в «Енисее» после побега в Болгарию Александра Тарханова с приставкой «и.о.» назначили Александра Алферова — и после каскада из пяти побед состоялась его инаугурация. История повторяется? Кажется, у боссов «Енисея» сейчас голова больше занята другим: ищут замену Цховребову, который, как и Глушков, выбыл до конца года из-за надрыва крестообразных связок.

Из Красноярска в Дудинку. Плавание по Енисею на рейсовом теплоходе "Валерий Чкалов"

Рейсовые теплоходы в наше время - очень редкая роскошь. Особенно это касается речного флота. В мире осталось очень мало мест, где можно вот так плыть по несколько дней по реке, наслаждаться видами берегов из каюты. Асфальтовый каток наступает всё активнее, и там, куда ещё вчера нельзя было добраться на колёсах, сегодня спокойно доезжают автобусы и фуры.. В 2013 году мы так плавали по Амазонке, но, блин.. Есть же речные кораблики и поближе.

К счастью, в России много диких мест, и регулярное пассажирское судоходство благополучно сохранилось и до наших дней как минимум на четырёх реках. В 2016 году мы плавали на теплоходе "Родина" по Иртышу и Оби, а теперь пришла очередь Енисея! Маршрут "Красноярск - Дудинка".

На линии 2 корабля: "Валерий Чкалов" и "Александр Матросов". В пути вниз по течению они идут 4 дня, обратно - 6. Интервал отправлений между рейсами выходит 6 суток. Навигация длится с июня по начало октября. Билеты можно купить на сайте компании. Про то, какие есть каюты и как корабль устроен, мы поговорим в отдельном посте.

Тогда на "Родине" восхищало, что это корабль 50-х годов выпуска. Построенный в ГДР, он сохранил аутентичные родные интерьеры, каюты, коридоры, кают-компания и прочее. Я думал, что это что-то невероятно уникальное и таких теплоходов совсем немного. Оказалось, что енисейские корабли точно такие же аутентичные и прикольные внутри. Конкретно "Валерий Чкалов" был построен вообще в 1953 году. При этом он значительно больше "Родины": четырёхэтажный/трёхпалубный с двумя ресторанами и 140 каютами.

Давайте представим, как оно проходит. Из Красноярска корабль уходит рано - в 8 утра. Посадка начинается с 7. Перед ней нужно, согласно современной эпохе, пройти досмотры.

Плаванье на корабле - та самая ускользающая от нас романтика, та атмосфера, которую сложно передать, её надо самому прочувствовать. Особенно когда этот корабль такой старинный и атмосферный, а вокруг по берегам невероятные места. Когда вокруг вода, когда под "прощание Славянки" теплоход отчаливает от речного вокзала, и ещё около часа проплывает мимо районов Красноярска и прочих портов. В глушь, в тайгу, в тундру, где нет цивилизации, интернета, вообще ничего нет, кроме медведей и ягод.

В 8.00 сигнал к отправлению. Под "Прощание Славянки" теплоход плавно отчаливает от причала красноярского речного вокзала и берёт курс на север! Первые полтора часа под аккомпанемент песен уже про сам теплоход, мимо нас проплывают пейзажи самого Красноярска. Те самые, по которым гулял в предыдущие дни.

По левому борту остаётся пароход-музей "Святитель Николай, на котором плавал Николай 2-й, а позже в ссылку плыл Ленин.

Спальные районы Краснояска, заводы и ТЭЦ.

Ближе к северным окраинам Красноярска начинаются огромные речные порты. Они обеспечивают северный завоз в регионы, и принимают от этих самых регионов древесину.

Часа через 2 подплываем к бункеровочной станции и начинаем бункеровку. Или, по-нашему, заправку топливом.

В первый день цивилизации ещё довольно вдоль берегов. Постоянно то на одном, то на другом берегу какие-то деревни, посёлки. Здесь остановок не делается.

Плыть по Енисею куда интереснее, чем по Иртышу: особенно в первый день, когда за бортом скалистые берега, покрытые тайгой. По пути вам в мегафон рассказывают всякие интересные факты про проплываемые места.

В отличие от морского плаванья тут всегда есть что посмотреть за окном - пейзажи так или иначе меняются. Уже просто приятно сидеть на палубе, дышать свежим северо-сибирским воздухом и созерцать их.

Через несколько часов начинаются Казачинские пороги. В этом месте уровень воды понижается на несколько метров, а корабль должен аккуратно лавировать, чтобы не сесть на мель. В обратную сторону ему иногда подняться непросто.

Для помощи на берегу всегда дежурит специальный буксир. Туер "Енисей" с дизель-электрическим мотором. Работает здесь уже более 50 лет, с 1964 года. До этого тут вытягивал суда вверх по течению через порог его предшественник туер "Ангара", аж с начала 20-го века. Интересно, что это, чуть ли, не последний туер в мире - в других местах такую технологию для прохождения порогов уже давно перестали использовать.

К вечеру проплываем место впадения Ангары. Темно, но можно разглядеть, что, вон она, там. Через некоторое время крупная остановка - город Енисейск. Старинный, интересный. К сожалению, прибываем в Енисейск мы в темноте с опозданием, и посмотреть его даже мельком нет возможности.

Енисейск - последнее место, куда ещё можно добраться по автомобильной дороге. В 40 км к югу от него есть город Лесосибирск, куда ведёт даже железная дорога из Ачинска. Дальше начинается полная сибирская таёжная глухомань!

На второй день нам встречается наш коллега "Александр Матросов", идущий обратным рейсом. Капитан предусмотрительно сообщил об этом по громкой связи, предложив пассажирам поприветствовать корабль.

После полудня приплываем в село Ярцево.

Тут стоянка полчаса, и около пристани образовывается стихийный рынок.

Можно купить ягод, варенья, рыбы, картошечки, вязаных варежек и много всего другого.

Ещё через несколько часов такое же село - Ворогово.

Тут рыночек поменьше. Но тоже можно много чего купить. Село, кстати, известно ещё с 1613 года.

Интересно, что причалы практически на всех станциях выглядят однотипно.

К вечеру на средний Енисей приходят роскошные закаты!

А теплоход проплывает интересные места - скальные острова Кораблик и Барочка. Назвали их так, что они имеют формы корали и баржи, соответственно.

Возвышающиеся на 100-150 м над водой, они, по мнению многих, пожалуй, самые живописные места на Енисее. Кстати, сюда когда-то ссылали монахов из располагавшегося неподалёку Спасского монастыря.

К концу второго дня мы проплываем устье первой Тунгуски -
Подкаменной. Обидно, конечно, что все эти места мы должны были проходить днём, но из-за опоздания проходим в сумерках. Но что-то более-менее разглядеть можно.

В устье Подкаменной Тунгуски находится одноимённый посёлок. В него теплоход не заходит. Но на другой стороне Енисея расположился посёлок Бор - довольно крупный по местным меркам. Здесь живёт 2,5 тыс. жителей.

В Бор помимо нашего теплохода ещё также плавает катер из Енисейска. Идёт от 7-8 часов, ходит ежедневно.

После Бора идут многочисленные мелкие деревни: Бахта, Чулково, Верещагино, Верхнеимбатск, Костино, Сургутиха.. Во всех них живёт совсем мало народа, и даже нет пристани! Теплоход останавливается прямо посреди реки, после чего к нему подплывают лодочники, чтобы посадить одних пассажиров и забрать других. Погрузка проходит прямо из лодок - зрелище феерическое!

Нужно успеть как можно быстрее: очередь сзади большая, да и теплоход торопится. Для лодочных пассажиров матросы специально выставляют лестницу. Обычно у всех приезжающих в эти деревни с собой очень много вещей. Оно и понятно: этот корабль для многих жителей - фактически единственная возможность что-то доставить сюда с большой земли.

В отдельных деревнях ещё интереснее: тут своих лодочников нет, и чтобы доставить пассажиров к берегу, матросы спускают спасательную шлюпку.

Забавно наблюдать как её с помощью тросов и специального механизма спускают из пазлов и обратно потом ставят их. Матросы при этом грузятся до спуска на воду, шлюпка опускается уже вместе с ними.

К вечеру третьего дня "Валерий Чкалов" прибывает в Туруханск. Город в устье ещё одной реки Тунгуски - Нижней. Снова типовой причал.

Туруханск уже сильно на севере, тоже довольно старинный город, с которого начиналось освоение северной Сибири ещё в 17- веке. Город не очень хорошо сохранился, сейчас это небольшой посёлок. Хотя по местным меркам - прямо-таки мегаполис! 4,5 тысячи жителей. Кстати, известен Туруханск тем, что тут отбывал ссылку будущий генералиссимус Иосиф Сталин.

А к утру следующего уже четвёртого дня мы приплываем в Игарку. Это уже полноценный город с многоэтажками. Однако население Игарки с советского времени сократилось аж в несколько раз! И сейчас оно уже стало меньше, чем в Туруханске (при том, что в 1989 году здесь проживало 18 тысяч).

Одно расстраивало - из-за опоздания стоянки в Туруханске и Игарке были сокращены с часа до 20 минут. За такое время никуда от причала не уйдёшь особо. И час то - не очень много. А хотелось бы город осмотреть. В Игарке есть, кстати, музей вечной мерзлоты. Слышал, что в обычных условиях есть возможность взять такси, съездить в него, посмотреть за 40 минут, и вернуться обратно на корабль.

В Игарку должна была прийти железная дорога - та самая 503-я стройка или Трансполярная магистраль, строившаяся заключёнными ГУЛАГа в конце 40-х/начале 50-х. Чуть выше по течению в районе села Ермаково есть даже место, где была построена станция и были привезены паровозы. Но со смертью Сталина стройка была остановлена и заброшена.

Последний 4-й день - Енисей уже стал очень широким. Ещё бы - в него влились Ангара, 2 Тунгуски и ещё куча речек поменьше.

Корабль преследуем чайками.

Места тут совсем глухие! Иногда, конечно, попадаются отдельные домики, являющиеся, скорее всего, даже не населёнными пунктами, а какими-нибудь специальными сторожками.

За четвёртый день лишь одна остановка - в Потапово. Тут тоже нет пристани, но поток пассажиров очень большой. И перед теплоходом выстраивается целая кавалькада моторных лодок. Посадка растягивается минут на 30..

Потом севшие в Потапово пассажиры штурмуют корабельную кассу.

С одной стороны, конечно, из-за этого опоздания многие интересные пункты не удалось посмотреть. С другой - решён был вопрос с ночёвкой в Дудинке. Не пришлось искать гостиницу, тратить деньги на неё и т.д. Вот такой скромный посадочный зал в крупном портовом заполярном городе.

Сразу после прибытия, к другому борту "Чкалова" пристал круизный корабль "Максим Горький". Он шёл по схожему маршруту, но в круизном формате - с длительными остановками, культурной программой и прочим.

И вот мы в Заполярье - город Дудинка, 69-я широта. Мы сходим на сушу, а корабль "Валерий Чкалов" уже спустя несколько часов отправляется обратно на юг, в Красноярск.

Так что советую. Цена вопроса 12 тыс. за место в каюте на нижней палубе. Можно и подороже взять в более красивой. Корабли ходят раз в 6 дней: помимо "Чкалова" есть ещё точно такой же "Александр Матросов" Окажетесь в Дудинке, на крайнем севере, посмотрите по дороге глубинные уголки нашей необъятной. Говорят, "Чкалова" скоро хотят списать, уже ему даже замену строят. Поэтому торопитесь пока дают!

Проплыть под парусом четыре северных моря, попасть в шторм и встретить моржей

В сентябре завершилась экспедиция «Полстраны под парусом»: команда петербуржцев на катамаране добралась из Красноярска до Архангельска, преодолев часть Енисея, Карское, Печорское, Баренцево и Белое моря.

В партнерском материале с «Газпром нефтью», которая поддерживала проект, «Бумага» рассказывает о путешествии по северу России.

Как не замерзнуть в Арктике, где достать пресную воду и интернет, зачем ложиться спать в гидрокостюмах и с ножами и чем опасны путешествия по Заполярью? Руководитель экспедиции Сергей Северин рассказал «Бумаге» о том, как путешественники готовились к поездке и почему прошли маршрут на месяц быстрее, чем рассчитывали.


Сергей Северин

У нас сформировалась большая компания, около 50 человек, с которыми мы вместе куда-то ездили. В свое время мы решили, что о наших зачастую небанальных путешествиях нужно писать и рассказывать. Так появился общий проект Plan X Adventure Team.

Мы много путешествовали по нашим ближайшим северам: объездили вдоль и поперек Кольский полуостров, ходили в горные походы в Хибины, праздновали Новый год в Териберке. Очень полюбили север как наш, так и зарубежный: например, ездили в Норвегию на мыс Нордкап.

Мы долго думали, как расширить нашу северную, заполярную географию путешествий на восток. Хотелось посмотреть сразу много, и мы решили, что самым оптимальным способом будет путешествовать на водном транспорте. Два года назад собрались вчетвером у меня в гостях, начали обсуждать и в итоге решили: едем в Арктику на парусном катамаране.


Во-первых, у меня уже был небольшой опыт с парусным катамараном в Мексике. Мне очень понравилось, потому что за час я научился работать с парусами и управлять катамараном. Во-вторых, нам нужен был «разборный» вариант: в перерывах между путешествиями судно хранится у меня в гараже, а при необходимости забрасывается в транспортную компанию и доставляется до любой точки России или даже мира.

Вообще, в мире распространены катамараны пляжных вариантов, на которых катаются возле береговой линии. А крейсерские катамараны длиной от 7 метров и выше популярны в основном в России. У нас получилось найти бэушное судно за 300 тысяч. Тогда мы поняли, что пути назад нет.

74 дня

6000 км

4 человека

21 кв. м

73 градуса

самая северная точка (о. Шокальского)

4 моря

Старт запланировали на начало лета, потому что период, когда в Арктике расходятся льды, относительно короткий. Изначально была мысль пройти весь северный морской путь — от Архангельска до Анадыря — это порядка 12 тысяч километров. Но существовал такой фактор, как ледовая обстановка в районе Таймыра: там льды могут разойтись только к сентябрю — тогда у нас осталось бы два очень холодных и штормовых месяца на то, чтобы пройти еще половину маршрута. Мы не хотели зависеть от того, на что сами не можем повлиять, и переформатировали маршрут, сделав его короче, но интереснее. Совместили два этапа: речной — 2 тысячи километров от Красноярска до устья Енисея — и еще 4 тысячи километров по морям.


Подготовка

Когда мы начали советоваться на форумах, среди опытных яхтсменов было много скепсиса: моря Северного Ледовитого океана считаются одними из самых сложных для экспедиций плюс у нас было очень мало опыта. С момента покупки катамарана до старта у нас оставалось 1,5 года, чтобы разобраться абсолютно во всём.

Тренировались мы на Ладожском озере. Это ближайший полигон, который нас очень хорошо подготовил, потому что на Ладоге бывают совершенно разные условия: постоянные сильные ветра, высокая волна, сложные заходы, где-то можно на скалу налететь, а где-то — мелководные берега.

Дальше судно нужно было оборудовать. На корме, где постоянно находится рулевой, мы сделали каюту из морской фанеры 4×2 метра. Туда поместили надувные матрасы, чтобы было теплее. Каюта разделялась на две части: в носу — спальное место, а ближе ко входу — тамбур, в котором стояли герметичные рундуки (ящики на судне, в которых хранятся личные вещи экипажа — прим. «Бумаги») со всей электроникой, а также две газовые горелки, на которых готовили пищу.

Мы пошили штормовой комплект парусов для сильных ветров: он меньше по площади, но более плотный. Баллоны (боковые надувные элементы катамарана, удерживающие его на воде — прим. «Бумаги») усилили, дополнительно наклеив слой ПВХ-ткани: в Карском море встретилось огромное количество дрейфующих бревен, которые вполне могли бы проткнуть баллон.


Путешествие

В южной части Енисея останавливались практически каждый вечер на ночевку: подходили к берегу, бросали якорь и ложились спать. В населенных пунктах нам ничего не нужно было, но мы стали заходить туда где-то через неделю после старта, потому что очень захотелось хлеба. Рыбацкие деревеньки по 50–100 человек там встречаются каждые 100 километров.

На морском этапе мы не заходили в поселки планово, а просчитывали наши переходы: смотрели по прогнозу погоды, куда успеем дойти. Допустим, заходили в Варандей (вахтовый поселок на побережье Печорского моря — прим. «Бумаги») и останавливались. Там есть порт, в котором можно стоять в любую погоду. Следующая точка по маршруту [где можно остановиться] — это поселок Тобседа (находится на берегу Колоколковской губы Печорского моря — прим. «Бумаги»). Расстояние до нее 250 км. Если дуют попутные ветра 6–8 м/с, то этот промежуток проходится за сутки. Если дуют встречные ветра, то это может растянуться на 2,5 суток.

Кроме того, на морском этапе где-то раз в четыре дня нужно было пополнять запасы пресной воды — либо в населенных пунктах, либо в реках.

Мы соблюдали вахтовый режим: два человека спят внутри, а два — на вахте. Один рулит, а второй подносит ему чай, работает с парусами, готовит еду. Потом все меняются. В конце вахты обязательно готовили еду на всех. Полтора месяца стояли белые ночи — разницы между днем и ночью не было вообще, и это позволяло идти очень свободно. Когда они где-то к середине августа кончились и ночью стало темно, идти, конечно, стало сложнее.


Вспомогательный мотор для катамарана у нас был совсем крошечный — всего 5 лошадиных сил. В основном шли на парусах, а мотором пользовались при заходе в мелководные бухты или когда нужно было быстрее пройти участок, чтобы успеть в погодное окно.

Для подзарядки общей электросистемы судна использовался бензогенератор, обычно запускали его часов на восемь раз в три дня. На катамаране стоял обычный автомобильный аккумулятор с подключенным к нему самодельным разветвлителем прикуривателей. Через них мы заряжали телефоны, ноутбуки, фотоаппараты, подавали питание к огню на топе мачты, подсветке компаса.

Соответственно, требовался бензин, и у нас было две точки пополнения: порт Дудинка в конце речного этапа и Амдерма — примерно на середине маршрута. Мы зимой договаривались, чтобы в Амдерму люди из Воркуты на гусеничном транспортере по зимнику (автомобильной дороге, эксплуатировать которую можно только зимой — прим. «Бумаги») завезли бочку с 200 литрами бензина.

В Амдерме мы простояли дольше всего — чуть больше десяти дней. Изначально планировали простоять там дней пять, пока штормит, и лебедкой затащили катамаран на берег. Но когда шторм утих и наступил полный штиль, остаточные явления еще пять дней разгоняли такой прибой, что выйти через него не удалось.







Погода

На самом деле было тепло, мы готовились к гораздо более холодным условиям: взяли с собой газовую печку, но в итоге так ее ни разу и не запустили.

На Енисее стояла лютая жара — 28–30 градусов. Мы шли, переваливаясь [искупаться] за борт и заползая обратно. Даже когда вышли в Заполярье, в начале Енисейского залива, стояла жара. Мы купались и думали: «Наверняка в Петербурге дожди, там никто не купается, а мы купались в Арктике». Холодно стало только к концу августа: ночью температура падала до 4–5 градусов, днем — до 10–15. Но даже когда задувал северный ветер, было совершенно нормально. Спишь в теплом зимнем спальнике, который рассчитан на минус 30, — и очень тепло. А на вахте стоишь — надеваешь несколько слоев термобелья и сверху теплую куртку и штаны.


Интернет, еда и встречи с местными

Самое главное, что нужно в таких походах из снаряжения, это связь. В Арктике она спутниковая: сотовая есть только в населенных пунктах и то не во всех. У нас было два устройства. Первое — это спутниковый трекер, с которого мы каждый вечер отправляли нашим близким на Большую землю координаты, где мы находимся. Кроме того, там есть кнопка SOS, которая при активации посылает в МЧС координаты. Второе устройство — спутниковый терминал, который позволяет выходить в интернет и звонить.

При этом тариф спутниковой связи на месяц составляет 17 тысяч рублей за 25 мегабайт. Мы в эти 25 мегабайт старались укладываться с учетом того, что нужно было каждый день получать прогнозы погоды, чтобы безопасно двигаться, а также вести дневники экспедиции и отсылать их на Большую землю с фотографиями.


Провизию брали с собой сразу на весь маршрут. Общая масса составила около 360 кг, которые мы распределили на шесть сумок. В основном это были макароны или какая-то крупа — гречка, рис, пшенка — плюс тушенка. И всевозможные сладости: козинаки, сгущенка, варенье. На берегу мы ели блины, которые жарили на костре.

На Енисее, когда рассказывали, что идем в Архангельск, люди говорили, что мы сумасшедшие и это очень далеко. Для жителей приенисейских поселков Архангельск — это как другая планета. Но когда мы шли по морям, там уже относились гораздо спокойнее, потому что в основном все местные люди имеют морской опыт и знают этот маршрут. Поэтому они меньше удивлялись, но больше давали ценных советов.

В любом случае, где бы мы ни были, нас очень тепло принимали, угощали всем, чем можно, — и рыбой, и олениной. Старались провести какие-то экскурсии, в баню звали. Полярники нам отдавали еду. На севере вообще очень доброжелательный и гостеприимный народ.


Впечатлила встреча с нефтяниками в Варандее. Это настоящий островок цивилизации среди безлюдной тундры. На берегу Печорского моря стоит комплекс, напоминающий гостиницу, — перевалочная база «Газпром нефти». Сюда сотрудники компании прилетают самолетами с Большой земли и потом отправляются в море на добывающую платформу «Приразломная»

Вахтовый поселок в Варандее продуман до мелочей. Тут и столовая, и спортивные залы, и собственная прачечная. Организован даже раздельный сбор мусора. Это очень выделяет его на фоне многих мест в Арктике. Кстати, только здесь сотовая связь ловила как в большом городе.


Риски

Среди рисков — погодные условия, встречи с крупными хищниками, поломки, проблемы со здоровьем.

Один раз в Карском море мы попали в хороший шторм. Немного не рассчитали скорость и не дошли буквально 40 км до укрытия, когда задул встречный ветер до 16 м/с. Он раскачал такую волну, что пришлось разворачиваться в обратную сторону, ставить штормовые паруса и на них идти по направлению шторма, пока он не утих. Это единственный случай, когда, сдав вахту, мы легли спать в гидрокостюмах, потому что была вероятность перевернуться. Гидрокостюмы позволяют продержаться на воде шесть часов: они держат тепло и внутрь вода не затекает. Мы закрыли палатку, потому что с кормы приходили волны, но взяли с собой ножи, чтобы разрезать ткань и выползти, если судно перевернется.





Конечно, было волнительно, когда крупные морские животные находились рядом с катамараном. Моржи, например. Один раз в Печорском море мы посмотрели и увидели, как из воды высунулись головы и наблюдают за нами. Моржи очень здоровые — весом в тонну. Сперва они любопытствовали и поглядывали издалека, но потом поняли, что бояться нечего и начали выныривать совсем рядом. Мы опасались, что из любопытства они могут попробовать вылезти на палубу и проткнуть баллон. Потом мы наблюдали совершенно удивительную картину, как один морж лежал на спине, шевелил ластами и разглядывал облака. Он проплыл в двух метрах от катамарана настолько вальяжно — я был впечатлен. В Баренцевом море мы видели косаток: хотя они проплывали на глубине метров 10, в прозрачной воде их было отлично видно.

Нам повезло: белых медведей мы не встретили. Хотя в последние годы далеко не все уходят вместе со льдами на север: много медведей, как рассказали местные жители, остается на материке. Хотя их не так много, как бурых, которые водятся на Енисее, там их следами истоптан весь берег.

Огнестрельного оружия на этот случай у нас не было никакого, но мы взяли фальшфейеры (пиротехническое сигнальное устройство — прим. «Бумаги»), сигналы охотника и американские антимедвежьи баллоны — по сути, это очень мощная перцуха.


Ну и главный риск всего этого мероприятия — недостаточная скорость движения. Изначально мы рассчитывали, что экспедиция займет четыре месяца и придется зависнуть там до октября. Не думали, что сможем действительно двигаться круглосуточно, и предполагали, что гораздо чаще будем вставать на ночевку. Естественно, на крайние случаи просчитывали точки выхода с маршрута, например, если произошло какое-то чепэ, мы могли уйти и в Нарьян-Мар, и в Мезень. Но в итоге путешествие заняло только 2,5 месяца.


Наш экипаж очень сработавшийся: в студенческие годы мы вместе работали промышленными альпинистами абсолютно такой же бригадой. Потом много путешествовали вместе, даже квартиру снимали, поэтому проблем со взаимоотношениями не было.

Быть готовым ко всему невозможно, и ты просто руководствуешься здравым смыслом. Но тот уровень комфорта, который мы обеспечили за счет подготовки и подбора снаряжения, позволил успешно пройти этот маршрут.

Читайте также: