Из чего делается лада

Обновлено: 15.04.2024

Как устроен АВТОВАЗ – анатомия крупнейшего в России автозавода

В одной из своих публикаций интернет-версия Forbes писала: "Мрачноватые серые корпуса АВТОВАЗа видны еще на подъезде к Тольятти". Хороший литературный прием, но на самом деле это не так. Автозавод расположен на окраине одноименного автозаводского района города и не виден ни с одной трассы — ни со стороны Самары, ни со стороны Сызрани, ни со стороны Дмитровограда и Ульяновска. Главные же районы города, Центральный и Комсомольский, находятся на значительном удалении от заводского периметра.

Производственный периметр

Производственный периметр АВТОВАЗа включает следующие единицы: сборочно-кузовные производства LADA Priora, LADA Кalina, LADA 4х4, производство автомобилей на платформе альянса Renault-Nissan и опытно-промышленное производство. В периметре завода также находятся: металлургическое, прессовое, энергетическое производство и производство пластмассовых изделий.

SVA_8441.JPG

Металлургическое производство (МтП)

МтП называют «заводом в заводе», и это совершенно справедливо, потому что это полноценный металлургический завод, разделённый на семь подразделений: основные (кузнечное, чугуннолитейное и алюминиевое литьё) и вспомогательные (ремонтное, инструментальное, ремонтно-литейное и ремонтно-кузнечное).

• 120 000 тонн чугунного литья (90 наименований заготовок из высокопрочного чугуна)

• 35 000 алюминиевого литья (120 наименований деталей)

• свыше 103 000 тонн штампованных заготовок

• порядка 1115 тон металлокерамики (84 позиции)

• более 1 миллиона блоков цилиндров для двигателей

В кузнечных цехах делают 170 наименований штамповок и поковок — среди них блоки шестерен, шатуны, поворотные кулаки, полуоси, пружины подвесок. При этом используют методы горячей, полугорячей и холодной объемной штамповки.

Прессовое производство (ПрП)

Прессовое производство АВТОВАЗа считается лучшим в Европе. Этой информацией Бу Андерссон поделился с нами во время проекта «Один день из жизни Президента». Ежегодно ПрП выпускает более 1 миллиона автокомплектов. Они поставляются на заводской конвейер, на предприятия внешней сборки, дочерние фирмы и рынок запчастей.

Энергетическое производство ЭП

В состав ЭП входит 5 энергоцехов: западной зоны, восточной зоны, главного корпуса, металлургического производства, внешних объектов. Водоснабжение поддерживается работой трех цехов: очистные сооружения воды, очистные сооружения канализации, оборотное водоснабжение и канализация. Кроме того, в число подразделений ЭП также входят: электросиловой цех, электротехническая лаборатория, цех противопожарных автоматов, цех контрольно-измерительных приборов и автоматики, цех газоснабжения, цех аварийной техники и спецмашин, цех тепловодоснабжения и ремонта сетей и электромеханический цех.

sdsssgsgsfs.jpg

• 2,5 миллиарда киловатт-часов электроэнергии в год (этой энергии хватило бы для города с 1,5 миллионами жителей)

• 100 миллионов кубометров хозпитьевой воды в год

• миллиарды кубометров сжатого воздуха в год

• миллиарды кубометров сжатого воздуха, триллионы — кондиционированного (в год)

• сотни тысяч кубометров ацетилена и углекислого газа в год

• более 1000 мегаватт установленной мощности головных трансформаторов

• 3,5 миллиона гигакалорий тепла

• тысячи километров трубопроводов, кабельных и воздушных линий электропередач, шинопроводов и воздуховодов

Помимо указанного ежегодно в ЭП очищаются сотни миллионов кубометров различных стоков, и даже этим деятельность подразделения не исчерпывается.

Производство пластмассовых изделий (ППИ)

ППИ — сравнительно молодое производство АВТОВАЗа, оно было создано в 1995 году. Большая честь интерьерного и экстерьерного пластика для автомобилей Lada изготавливается в ППИ. Помимо потребностей АВТОВАЗа это производство обеспечивает пластиком и предприятие GM-AVTOVAZ, где выпускают Chevrolet Niva.

Механосборочное производство (МСП)

Сейчас МСП преобразовано в три самостоятельных подразделения — производство двигателей, шасси и коробок передач. И это полностью отражает его структуру — все узлы автомобиля (за исключением связанных с кузовом) действительно собирают в МСП. Каждый год тут производят более 1 миллиона комплектов для обеспечения выпуска автомобилей на главном конвейере, в комплексе «Lada Kalina», производстве Lada 4x4, на предприятии GM-AVTOVAZ, а также для поставок на предприятия внешней сборки и на рынок запчастей.

SVA_8629 (1).JPG

Сборочно-кузовное производство (СКП)

Сборка автомобилей на АВТОВАЗе ведётся на трёх линиях. На так называемом главном конвейере сейчас две «нитки» — на одной делают Lada Priora в трёх типах кузова, а на другой — автомобили на французской платформе B0, в том числе и Lada Largus. Отдельный сборочный цех имеет трёхдверная Lada 4х4. И ещё один отдельный цех — открытый в 2004 году цех сборки машин на платформе Granta; помимо «Гранты» это Lada Kalina в вариантах хэтчбек и универсал, а также седан и хэтчбек японского бренда Datsun. А опытно-промышленное производство в полном смысле слова стоит особняком — оно вынесено за основной периметр завода, а собирают там мелкосерийные пятидверную Lada 4x4 и «Приору» в кузове купе.

SVA_8908.JPG

Сотрудники

На конец 2014 года численность персонала на АВТОВАЗе составляла 52 500 человек. Такое количество — это результат оптимизации персонала, сокращений. Для сравнения приведем официальные цифры, которые были обнародованы годом ранее. В конце 2013 года на предприятии работало 65 800 человек. Что касается средней зарплаты на АВТОВАЗе, то на основании данных прошлого года можно говорить о 26 980 рублях. По сравнению с 2013 годом рост составил 11%.

На каждого работника предприятия в 2014 году приходилось 40 выпущенных автомобилей. А по заверениям Бу Инге Андерссона, в 2015 году эта цифра должна подняться до 60. Если оглянуться назад, в то время, когда оптимизация персонала рисовалась в качестве ужасающей перспективы, а было это в 2013 году, то каждый работник в год «выпускал» 20 автомобилей. А в 2011 году этот показатель составлял лишь 5 (!) автомобилей, «выпущенных» в год одним сотрудником. В цифрах выпущенных авто это выглядит так: за 2014 год АВТОВАЗ выпустил 511 894 автомобиля.

Следите за публикациями в рубрике «Спецпроект Lada 2015». В ближайшем будущем мы расскажем о привлекательности АВТОВАЗа для рабочих и многом другом, чего вы не знали.

Индийские ладду – блюдо с восточным оттенком

Потрясающая индийская сладость

Восточная сладость – ладду, очень популярна в Индии и представляет собой ароматный, вкуснейший десерт, который отличается оригинальностью в приготовлении. Индийские ладу выглядят как шарики средних размеров, которые готовятся на праздники и торжественные события. Основной «фишкой» данного блюда является наличие в его составе чечевицы маш, нутовой или гороховой муки. Также для готовки может использоваться и манная крупа. Все это гармонично сочетается с пряностями. Рассмотрим пошагово и с фото, как сделать индийский ладу в четырех разнообразных вариациях.

Классический рецепт лакомства «ладду»

Вкусно и красиво

Оригинальное название данного яства – Nei Urundai. Эти сладенькие колобки получатся очень нежными, что будут таять во рту.

  • По 2/3 чашечки кешью и миндаля;
  • Кардамон – 8 зернышек;
  • Крупа маш (вид чечевицы – как зеленый горошек) – две чашки;
  • Масло гхи – 180-200 г (или 400 грамм сливочного маслица хорошего качества);
  • Сахарная пудра – 1,5 чашечки.

Готовая сладость

Схема готовки такая:

  1. Греем духовочку до 180 градусов;
  2. Масло гхи самостоятельно делается путем медленного топления сливочного маслица в толстостенной кастрюльке на маленьком пламени в несколько этапов. Процесс топления продолжается, пока не получится однородная жидкость янтарного цвета с орехово-сливочным ароматом. На дне кастрюльки должен остаться осадок. Готовое остывшее маслице нужно пропустить через марлю и перелить в отдельную емкость;
  3. Крупу маш промываем и насыпаем на противень тоненьким слоем. Ставим в духовочку, чтобы она подсушилась и зарумянилась до золотого оттенка;
  4. Кешью и миндаль моем и дробим ножом или в блендере. Крошка должна получиться не очень меленькой;
  5. Разогреваем сковородочку на маленьком пламени. Помещаем на нее крошку и поджариваем ее до золотистости;
  6. Готовую крупу маш чуть остужаем и перемалываем в муку, используя кофемолку. Перемалывать лучше частями. Возьмите сито и просейте ее в мисочку, потому что могут остаться неперемолотые частички. Их добавьте опять в кофемолку с другой порцией для перемолки. В конце процедуры неперемолотыми останутся не больше двух больших ложек зернышек;
  7. К полученному составу добавьте пудру сахарную и крошку из орешков;
  8. Перемолите кардамон при помощи ступки или кофемолки, добавьте к смеси;
  9. Для того чтобы сформировать шарики ладду, возьмите небольшую емкость, в которой по частям нужно смешивать все компоненты. Это делается из-за того, что гхи быстро застывает. Поместите в посуду четыре больших ложки смеси и добавьте две столовые ложки готового и немного остывшего масла гхи;
  10. Хорошенько все смешайте до получения влажной крошки. Она на вид рассыпчатая, но при сжимании легко должна держать форму;
  11. Сформируйте шарики размером больше, чем грецкий орех;
  12. Повторите процесс смешивания гхи и смеси, затем долепите оставшиеся колобки;
  13. Если переборщите с маслом, шар «поплывет», поэтому регулируйте его количество;
  14. Готовые изделия уберите в холодильную камеру часика на два. Перед подачей украсьте сахарной пудрой.

«Бесан ладду» из нутовой муки

Бесан Ладду

Этот вариант состоит из минимума ингредиентов, но результат просто превосходный.

  • Пудра сахарная – 200 г;
  • Масло гхи – 60-70 мл (плюс две большие ложки по необходимости);
  • Мука нутовая – 160-180 г;
  • Порошочек кардамона – 1/2-1/4 маленькой ложки;
  • Шафран – щепоточка (по желанию);
  • Кокосовая стружка или орехи (для украшения).

Оригинальный десерт

Сейчас рассмотрим, как приготовить индийское ладу в домашних условиях:

  1. Разогреваем маслице на среднем огне и добавляем в сковородочку заранее просеянную муку, тщательно перемешиваем;
  2. Обжариваем массу 9-10 минут, не переставая помешивать;
  3. Засекаем время — для первого приготовления это важно. Недожаренная мука будет «отдавать» горохом, пережаренная — горчить. При обжарке она из желтой станет орехово-золотистой. Поменяются и ее вкусовые качества: начальный вкус нута через десять минут будет очень нежным и ароматным, с нотками ореха;
  4. Массу периодически пробуем на вкус, но осторожно. Она сильно может нагреться;
  5. Выключаем огонь и перекладываем смесь в другую посуду;
  6. Добавляем специи, мешаем и оставляем на пять минут;
  7. Сахарную пудру надо добавить в немного остывшую массу;
  8. Готовый продукт будет как мокрый песок. Охлаждаем его еще пять минут и разделяем на равные части, формируем шарики;
  9. Надо убедиться, что наше индийское блюдо хорошо сформировано. Для этого «уроните» заготовку на стол с маленькой высоты. Если она будет целой и не развалится, то прекрасный шедевр из нутовой муки удался;
  10. Пока заготовочки тепленькие, смесь хорошо принимает нужную форму. При окончательном охлаждении шарики станут твердыми и будут напоминать халву;
  11. Еще теплая индийская сладость украшается сухофруктами, орехами, а при желании обваливается в кокосовой стружке;
  12. Охлаждаем и подаем гостям.

Вкусный десерт принесет вам много положительных эмоций, ведь рецепт индийского ладу предполагает готовку с натуральных продуктов.

Ладу из манной крупы

Десерт из манки

Это традиционное индийское лакомство представлено в виде терпких, аппетитных пирожных. Такой десерт особенно придется по вкусу маленьким детям.

История АВТОВАЗа: от «копейки» до Х-дизайна

История АВТОВАЗа: от «копейки» до Х-дизайна

Предприятие стало одним из крупнейших производителей легковых автомобилей в Европе. За всю историю автозавода в Тольятти было собрано более 29 млн машин 50 различных серийных моделей. Каждая новая модель становилась событием не только в масштабах предприятия, но и всей страны. История АВТОВАЗа – это история отечественного автопрома.

Предлагаем вспомнить, с чего все начиналось 53 года назад, как появлялись знаковые вазовские модели, которые оказали значительное влияние на развитие автозавода и страны.

Рождение автогиганта

Советские граждане могли приобретать автомобили еще в начале 1950-х годов, но тогда выбор был невелик: самым доступным по цене легковым автомобилем являлся «Москвич», самым дорогим – «Победа». Количество выпускаемых «Москвичей» было недостаточным, чтобы покрыть спрос.

Страна нуждалась в по-настоящему «народном автомобиле». В какое-то время на эту роль претендовал даже «Запорожец». Однако многие слои населения автомобиль, относившийся к микролитражному классу, не устраивал. В итоге правительство предложило построить новый автомобильный завод, который мог бы выпускать свыше полумиллиона легковых автомобилей в год и таким образом удовлетворять автомобильный бум в стране.

1.jpg

Для ускорения создания такого предприятия было решено привлечь иностранных специалистов. Выбор пал на итальянский концерн FIAT, легковые автомобили которого были популярны в Европе. В частности, в 1966 году концерн представил свою новую модель FIAT 124, признанную «автомобилем года». Производство именно этой машины и предстояло освоить в СССР.

Решение о строительстве нового автомобильного завода в городе Тольятти было официально принято 20 июля 1966 года. Стройка стала грандиозной – оборудование для нового предприятия изготавливали на 844 машиностроительных заводах СССР, на 900 заводах других стран, в том числе ФРГ, Италии, Великобритании, Франции.

2.jpg

На такую масштабную стройку было выделено шесть лет, однако предприятие было возведено в рекордные сроки – за три с половиной года. Уже в 1970 году с конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули».

Первая «копейка» в копилке моделей

Первая модель была создана на платформе FIAT 124, однако можно сказать, что это был уже другой автомобиль. Собранный полностью из местных комплектующих, он имел по сравнению с прототипом более 800 доработок, которые были призваны приспособить автомобиль к местным дорогам и климату. В частности, был усилен кузов, увеличен дорожный просвет. Кроме того, ВАЗ-2101 обзавелся новым, более мощным, карбюраторным двигателем объемом 1,2 л.

3.jpg

ВАЗ-2101, или «копейка», как прозвали этот автомобиль в народе, не только сократил автомобильный дефицит в стране, но перевернул представление советских автолюбителей о легковых машинах. Высокий уровень комфорта, хорошая динамика, легкость управления, экономичность позволили в кратчайшие сроки первому автомобилю Волжского автомобильного завода стать по-настоящему «народным» автомобилем.

ВАЗ-2101 и его модификации выпускались до 1988 года, за это время было выпущено около 4,8 млн «копеек». Но и сегодня, спустя три десятилетия после того как с конвейера сошла последняя «копейка», многие из них в отличном состоянии бегают по дорогам страны и за рубежом. Кстати, с 1971 года автомобили ВАЗ-2101 поставлялись за рубеж. Именно тогда автомобиль получил экспортное имя LADA, в то время как на внутреннем рынке машина известна была как «Жигули» (по названию гор).

Популярная «шестерка»: четыре миллиона авто

Второй самой популярной за всю историю АВТОВАЗа моделью является «шестерка» (ВАЗ-2106). Ее серийное производство началось в 1976 году и продолжалось вплоть до 2006 года. Всего было выпущено более 4 млн «шестерок».

4.jpg

Базой для ВАЗ-2106 стал автомобиль FIAT 124 Speciale 1972 года. «Шестерка» имела сравнительно мощный двигатель объемом 1,6 л и мощностью 75 л. с. и развивала скорость до 152 км/час.

Это был четырехдверная пятиместная модель с четырех- или пятиступенчатой коробкой передач и кузовом типа «седан». В отделке нового автомобиля появились современные детали: пластмассовая окантовка передних фар, радиаторная решетка, подсветка номерного знака. В салонах улучшилась шумоизоляция, передние сиденья снабдили подголовниками, а кресла – рельефностью.

«Нива»: всегда готова к трудностям

В 1977 году на Волжском автозаводе вышел с конвейера первый ВАЗ-2121 «Нива». Эта модель открыла новую эру в истории полноприводных машин. На внедорожниках тех времен основной ведущей осью была задняя, а передняя подключалась при съезде на бездорожье. «Нива» в любой момент готова к преодолению трудных участков, так как на ней полный привод задействован всегда. Впервые на внедорожнике такого класса были применены «легковые» атрибуты, такие как несущий кузов, независимая передняя подвеска, передние дисковые тормоза. Также, в отличие от внедорожников того времени, «Нива» получила высокооборотный двигатель.

5.jpg

Ну и, пожалуй, самый примечательный факт: ВАЗ-2121 «Нива» стал первым полностью оригинальным автомобилем, разработанным на Волжском автозаводе.

«Нива» ВАЗ-2121 является наиболее экспортируемым советским и российским автомобилем. Были времена, когда до 70% «Нив» поставлялось за рубеж. Праворульная модификация «Нивы» даже продавалась в Японии, Великобритании и других странах с левосторонним движением.

2586395.jpg

Всего с 1977 года было выпущено около 2,5 млн внедорожников ВАЗ-2121. За свой путь «Нива» прошла несколько циклов модернизации, в 2005 году сменила название на LADA 4х4. Самая современная модификация – Urban. Машина получила кондиционер, электропакет, пластиковые бамперы в цвет кузова, металлизированную окраску, литые диски колес, более комфортабельный салон. При этом сохранен постоянный полный привод и раздаточная коробка с понижающей передачей. Обновления продолжаются и в настоящее время. Например, в 2016 году на LADA 4х4 появились газонаполненные амортизаторы и необслуживаемые подшипники передних ступиц.

Новая эпоха: последние модели с советскими корнями

После распада Союза Волжский автозавод оказался в тяжелом состоянии, как и многие предприятия в стране. Но уже к середине 1990-х предприятию удалось наладить собственное производство автомобилей.

Первой моделью АВТОВАЗа в постсоветское время стала «десятка» – ВАЗ-2110. Из-за трудностей переходного периода она вышла с задержкой на три года, лишь в 1995-м. На российском рынке этот автомобиль вполне мог конкурировать с популярными иномарками того времени, такими как Daewoo Nexia, Audi 80 или даже Opel Astra. Почти сразу была выпущена так называемая «одиннадцатая» модель, а еще через несколько лет АВТОВАЗ выпустил ВАЗ-2112. В 2007 году с конвейера выходит Priora ‒ последняя модель АВТОВАЗа с советскими корнями (за исключением LADA 4×4).

6.jpg

В 2008 году, в период экономического кризиса, АВТОВАЗ наладил сотрудничество с компанией Renault. Это послужило стимулом для получения финансовой поддержки от российского правительства и открыло новую страницу в истории развития предприятия. В партнерстве с французским концерном были созданы новые модели LADA: Largus, Granta и Kalina второго поколения.

Новейшая история: время «икс»

Новые времена потребовали новых автомобилей. Объединившемуся с Renault и Nissan АВТОВАЗу нужна была новая платформа, способная конкурировать с европейскими и корейскими популярными моделями. Так появилась Vesta, ставшая основой новейшей истории АВТОВАЗа.

2.jpg

Днем рождения Vesta можно считать 10 июня 2010 года, когда была представлена идея новой платформы АВТОВАЗа, которая должна к 2020 году обеспечить смену модельного ряда. Особенность этой машины не только в конструкции. Появление LADA Vesta значительно повысило имидж марки: по статистике, сегодня каждый третий покупатель LADA Vesta пересаживается на нее с автомобиля другой марки.

Новые модели LADA Vesta и LADA XRAY, которые вышли в 2015 году, стали настоящим прорывом для марки. Используемая Х-графика – это отличительная черта современного АВТОВАЗа. Стиль разработан командой дизайнеров завода во главе с директором по дизайну Стивом Маттином. Главные акценты нового стиля LADA – это четко выраженная Х-графика, объединяющая фары, решетку радиатора и нижние воздухозаборники, подкрепленная двумя индивидуальными хромированными элементами буквы X.

После начала выпуска обеих моделей АВТОВАЗ распространяет новый стиль LADA и на другие существующие и перспективные модели. Формируется более понятный и современный модельный ряд. У каждого потребительского сегмента свои модели: семейство LADA Granta – это бюджетные автомобили, Vesta и XRAY – автомобили подороже, и две узкоспециализированные модели – LADA 4×4 и Largus.

Самой популярной LADA по итогам продаж за первую половину 2019 года стала LADA Granta – своих покупателей нашли почти 64 тыс. автомобилей этого семейства, что на 40% превышает показатели прошлого года. LADA Vesta заняла вторую строчку рейтинга: за полгода продано более 55 тыс. автомобилей.

История не раз доказывала, что выпуск даже самых удачных автомобилей приходит к концу. Когда-то конвейер остановится и для Vesta, как в свое время для популярной «копейки». Но АВТОВАЗ останавливаться не намерен – до 2026 года завод пообещал запустить в серию восемь новых моделей.

Ладу: рецепт приготовления, ингредиенты. Индийские сладости Ладду

Ни один большой праздник в Индии не обходится без сладкого угощения. На больших блюдах подают горы спиралей джалеби, прямоугольников халвы, пастилы и бурфи, шариков ладду. Повсюду разносятся ароматы корицы, кардамона, мускатного ореха, гвоздики и шафрана. Индийские десерты тают во рту. Изысканный вкус восточным лакомствам придают ароматные приправы, которые индийцы щедро применяют в своих блюдах. Сегодня мы расскажем, как готовить ладу. Оно идеально заменит традиционные конфеты, которые, к слову сказать, в отличие от нашего десерта, совсем не полезны для здоровья. Освоить наши простые рецепты под силу даже неопытным кулинарам.

ладу рецепт

Главные компоненты индийского десерта

Научиться готовить индийские сладости не трудно. Самое главное в них - необычные для русского вкуса ингредиенты, такие как нутовая мука, маш, масло гхи и другие. Огромное значение имеют пряности. В настоящее время все компоненты для приготовления самых разных экзотических блюд достаточно просто найти в магазинах индийских товаров. Что касается ладу, рецепты которых мы предлагаем в статье, то вы увидите, что продукты для различных вариантов подбираются под вкус и возможности повара. По сути, каждый индиец имеет своё собственное представление о том, каким должно быть идеальное ладду.

Вариантов приготовления этого блюда масса. Как правило, в основу ладду входят мука из гороха маш или нут, сахар или мёд, масло, орехи, семечки кунжута, сухофрукты, пряности, иногда добавляют воду или молоко.

Гхи – это масло из молока буйволиц. Оно очень похоже на сливочное из коровьего молока, но гораздо насыщеннее. Для ладду вполне подойдёт топлёное коровье масло.

Сахар использовать не рекомендуется из-за его крупитчатой структуры. Лучше брать сахарную пудру или мёд.

Пряности измельчаются в порошок при помощи ступки или кофемолки и добавляются в тесто, а иногда и в посыпку.

индийские сладости

Подготовка орехов

Орехи для ладду очищают от скорлупы и тонкой плёнки, высушивают, а фундук и грецкий обжаривают. Затем их измельчают, но не блендером, а завернув в полотняную тряпочку, разбивают молотком – они получаются достаточно мелкими, но хорошо ощутимыми на вкус. Внутрь шариков иногда помещают орех или кусочек сушёного финика, абрикоса, изюм и пр.

Поверхность ладду может быть гладкой, но иногда шарики обваливают в сахарной пудре с крошкой из мускатного ореха, в кокосовой стружке, жареном кунжуте, маке и т.д. на вкус повара.

ладу из гороховой муки

Аппетитные шарики

Шарики ладду делают размером с абрикос. Самое трудное в приготовлении десерта – добиться такой консистенции теста, чтобы оно удерживало заданную шарообразную форму, не крошилось и не расползалось. Если шарик ладду уронить на стол с небольшой высоты, и он не распадётся и не расплющится, значит, десерт удался. Добиться этого с первого раза удаётся не всем. Секрет правильной консистенции в постепенном смешивании всех ингредиентов небольшими частями с тёплым топлёным маслом. После нескольких экспериментов это обычно хорошо получается у всех.

В классическом описании мы подробно объясним, как подготавливаются основные ингредиенты ладду. В дальнейших рецептах они должны обрабатываться аналогично.

как готовить ладу

Классическое индийское лакомство

Классическое ладу, рецепт которого мы рекомендуем как наиболее близкий к аутентичному, делается следующим образом.

Для него потребуется:

  • 2 стакана зелёного маша;
  • по 2/3 стакана кешью и миндаля;
  • 8 зёрен зелёного кардамона;
  • полтора стакана сахарной пудры;
  • 150-200 г масла гхи;
  • мускатный орех для посыпки.

Масло нужно поставить в тёплое место или на водяную баню для растапливания. Маш промыть, высушить в духовке и растолочь в муку (можно при помощи кофемолки).

Подготовленные орехи (очищенные, обжаренные и раздробленные) вместе с растёртым в ступке кардамоном сложить в миску, туда же всыпать муку из маша и сахарную пудру. Размешать.

Далее начинается самое ответственное - растопленное масло следует небольшими частями вливать в миску с сухой смесью и всё время размешивать. Лучше это делать руками в полиэтиленовых перчатках. Когда все ингредиенты равномерно увлажнятся и станут напоминать крутое тесто, добавление масла необходимо прекратить – слишком мягкое тесто будет расплываться.

Сформировать шарики, величиной с абрикос, разложить на плоской тарелке и убрать в холодильник. Перед подачей к столу посыпать сахарной пудрой, смешанной с тёртым мускатным орехом.

нутовая мука корица

Бейсан

Бейсан ладу делается из нутовой муки, корицы, кардамона, шафрана, масла гхи и сахарной пудры и кокосовой стружки.

Нужно взять около 70 г масла гхи и растопить в сковороде. В масло всыпать около 180 г нутовой муки. Греть на маленьком огне при постоянном помешивании, в течение 10 минут. Смесь должна приобрести нежный, напоминающий орехи, вкус. После этого её следует слегка охладить и соединить с половиной чайной ложки молотого кардамона и щепоткой порошка шафрана, чайной ложкой корицы и половиной стакана сахарной пудры. Всё тщательно вымесить. Сформировать шарики, обвалять их в кокосовой стружке и поставить на холод для окончательного затвердевания.

мускатный орех кокосовая стружка

В основе этого рецепта не гороховая мука, а манная крупа. Приготовить ладу из манной крупы не труднее, чем из нутовой или машевой муки.

В состав равы ладду, помимо манки, входят масло гхи, орехи кешью, сгущённое молоко, мелкий изюм без косточек, кокосовая стружка и ваниль.

Один стакан манки нужно высыпать в сковороду, добавить туда две столовые ложки масла гхи и столько же измельчённых орехов кешью. На слабом огне довести до чуть небольшого изменения цвета и появления аромата. После этого сразу начать вливать сгущённое молоко. Во время всего процесса, во избежание пригорания смеси, её нужно непрерывно перемешивать ложкой. В самом конце всыпать столовую ложку изюма (его нужно предварительно замочить в кипятке на пару часов), кокосовую стружку и ванилин. Стружка кокоса нужна как для вкуса, так и для создания необходимой консистенции, поэтому ее количество определяется индивидуально. Чуть тёплое тесто скатать в шарики. Сверху вставить по половинке ореха. Остудить в холодильнике и подать к столу.

ладу из манной крупы

Из нутовой муки

Нутовую муку (1 стакан) следует прокалить на сухой сковороде до слегка кремового цвета. Как только начнёт ощущаться приятный запах, её нужно снять с огня. Всыпать половину стакана сахарной пудры и добавить чайную ложку корицы, щепотку мускатного ореха и растёртые бобы шамбалы (кофейную ложку). Затем в смесь нужно вмешать растопленное масло гхи. Делать это следует очень осторожно. Необходимо, чтобы масса стала достаточно пластичной. В завершение взять орех кешью и облепить его нутовым тестом так, чтобы получился шарик, размером с абрикос.

Для красоты можно обсыпать ладду кокосовой стружкой или жареными кунжутными семечками.

Нутовую муку не всегда легко найти в продаже, однако её вполне можно заменить гороховой. Ладу из гороховой муки получается ничуть не хуже.

ладу из манной крупы

Из миндальной муки

Для приготовления этого лакомства нужно взять 1 стакан неочищенного сладкого миндаля, обдать кипятком и очистить от шелухи. Затем измельчить миндаль в блендере до состояния каши. Нутовую муку в количестве половины стакана прокалить на сковороде до появления приятного запаха. Смешать муку с миндальной массой, добавить половину стакана сахарной пудры, растёртые в порошок рыльца шафрана (штук 5), 1 гвоздику, 3 зерна кардамона и пластинку корицы.

Для придания смеси более нежного вкуса, а также для улучшения её консистенции, нужно растопить сливочное масло и постепенно вмешать в миндальное тесто. В результате оно должно хорошо отставать от рук и легко формоваться. Скатать шарики, в которые запечатать по кусочку финика. Для красоты ладду можно обкатать в ореховой крошке и остудить в холодильнике. Перед подачей на стол сложить на блюде в виде пирамиды.

мускатный орех кокосовая стружка

Из сухофруктов

Вариаций рецептов ладу великое множество. При отсутствии нутовой муки и масла гхи, ладду делают из одних сухофруктов с орехами. Данный рецепт ладу можно порекомендовать даже постящимся, которым запрещено есть молочные продукты. Дело в том, что в качестве связующего компонента здесь выступает не масло, а мёд.

Курагу, инжир и финики нужно пропустить через мясорубку с мелкоячеистой решёткой. Орехи кешью изрубить ножом. Фундук обжарить на сковороде, очистить от кожуры и раздробить. Кунжутные семечки также слегка прокалить на сковороде.

Все ингредиенты, за исключением кунжута, сложить в миску и размешать. Для придания большей вязкости ввести немного жидкого мёда. Руки смазать растительным маслом и скатать шарики. Прокатать их в остывшем кунжуте.

Ладу, как и другие, аналогичные ему индийские сладости, принято подавать к чаю, кофе или тёплому молоку. Также это лакомство восхитительно сочетается с вином из винограда кислых сортов.

История «АвтоВАЗа» — от «копейки» до криминальных войн и кризисов

Строительство завода и первые годы работы

К середине 1960-х годов у советского правительства встал вопрос развития автомобильной промышленности в стране. Предполагалось создать крупный завод полного цикла с привлечением иностранных партнёров. Правительство рассматривало 54 строительные площадки по всему СССР, но выбор был сделан в пользу Тольятти.

В 1950-х годах недалеко от города была построена Жигулёвская ГЭС, которая могла обеспечить стройку и завод электроэнергией. Ещё одним фактором стала транспортная доступность — недалеко от Тольятти располагались автомобильная дорога (ныне федеральная трасса М-5 «Урал») и крупный железнодорожный узел в Куйбышеве (ныне Самара).

Иностранным партнёром был выбран итальянский Fiat. 15 августа 1966 года президент Fiat Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом. По контракту на итальянскую компанию возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.

Первым директором завода стал Виктор Поляков. До назначения на ВАЗ, он работал директором Московского завода малолитражных автомобилей и занимал руководящие посты в Совете народного хозяйства Москвы. Поляков руководил строительством завода и самим предприятием в первые годы его работы.

В 1970 году на заводе началась сборка автомобилей. Первой моделью стала легендарная «копейка» — ВАЗ 2101. Её прообраз — автомобиль FIAT-124. 19 апреля того года с главного конвейера сошли первые шесть автомобилей, а в октябре отправлен первый эшелон «Жигулей» в Москву.


24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода. 10 января 1972 года Государственной комиссией подписан акт о приёмке второй очереди. Официально завод был принят Государственной комиссией с оценкой «отлично» 22 декабря 1973 года.

Развитие «АвтоВАЗа» непрерывно связано с Тольятти. Параллельно с возведением завода строился новый, Автозаводский район. Благодаря строительству и привлечению строителей и рабочих, население города за 1962-1982 годы увеличилось более чем в 6 раз.


В 1971 году выпущен первый автомобиль модели ВАЗ-2102, в 1972 — ВАЗ-2103. В 1973 году был выпущен миллионный автомобиль, а в 1974 году завод вышел на проектную мощность — 660 тысяч автомобилей в год. В 1975 году директор ВАЗа Виктор Поляков перешёл на должность министра автомобильной промышленности СССР. В 1995 году Виктору Полякову присвоено звание почётного гражданина Тольятти. Около здания заводоуправления «АвтоВАЗа» установлен памятник первому директору.

Расширение модельного ряда, «логическая бомба» и открытие научно-технического центра

В 1975 году директором завода стал Анатолий Жидков. При нём продолжилось расширение модельного ряда ВАЗа. В 1976 году изготовлены первые автомобили «Нива» (сейчас — Lada 4x4), которые предназначались для труднопроходимых условий. В том же году началось производство ВАЗ-2106 — одного из самых популярных автомобилей завода. Он выпускался вплоть до 2005 года, всего было выпущено 4,3 млн «шестёрок».

В 1979 году выпущен пятимиллионный автомобиль, а в 1980 году — первый автомобиль модели ВАЗ-2105. В 1982 году директором завода стал Валентин Исаков, завод продолжил расширять модельную линейку и начал производство модели ВАЗ-2107.


В том же году на «АвтоВАЗе» произошёл примечательный случай — впервые на советском предприятии с помощью «логической бомбы» был остановлен конвейер завода. «Логическая бомба» — программа, которая запускается в определённое время и исполняет вредоносный код для несанкционированного доступа или уничтожения данных. По сути, этот инцидент был первым проникновением в программное обеспечение столь крупного предприятия в те годы.

В 1986 году после визита Михаила Горбачёва началось строительство научно-технического центра «ВАЗа», которое занимается разработками и тестированием новых автомобилей. К середине 1990-х годов он был укомплектован всем оборудованием.

До 1988 года завод расширил линейку автомобилей несколькими моделями: в 1984 году началось производство первого грузопассажирского автомобиля ВАЗ-2104 и первого переднеприводного для «ВАЗа» автомобиля — ВАЗ-2108. В 1986 году завод выпустил 10-миллионный автомобиль.

В 1987 году стартовало производство ВАЗ-2109, в 1988 году — автомобиля ВАЗ-111 «Ока», который позиционировался как недорогая семейная машина.

В том же году завод возглавил Владимир Каданников, при котором предприятие претерпело большие изменения. После распада СССР в 1992-1993 годах в стране начались приватизация и акционирование крупных промышленных предприятий. Под эту волну попал и «АвтоВАЗ», который с 1993 года стал акционерным обществом.

Криминальные войны, «десятое» семейство и переход под контроль «Рособоронэкспорта»

Вместе с изменением организационно-правовой структуры компании, «АвтоВАЗ» стал центром криминальных войн. В 1992 году при заводе появились незаконные посреднические организации по торговле автомобилями. Этой ситуацией воспользовались представители криминальных структур — они начала собирать «дань» с таких предприятий за «крышевание» нелегального бизнеса.

Ещё одной важной точкой передела преступников стал официальный магазин по продаже автомобилей «Жигули», который был единственным официальном дилером ВАЗа в начале девяностых годов.

К середине 1990-х годов большая часть сбыта продукции шла через руки криминальных структур. По некоторым подсчётам, в те годы доходы преступных групп достигали около 700 миллионов рублей.

К концу 1998 года правоохранительным органам удалось изъять у большинства представителей преступных сообществ пропуска на завод, что лишило их основного контроля над сбытом автомобилей и запасных частей.

Несмотря на сложную криминальную обстановку, в 1990-х годах завод работал практически без остановок и сбоев. В 1993 году был собран 15-миллионный автомобиль. В 1995 началась сборка модели нового, «десятого» семейства — ВАЗ-2110. В 1996 стартовало производство «одиннадцатой» модели, в 2000 — «двенадцатой». В 90-е годы объём производства не падал ниже 529 тысяч автомобилей в год.

В конце 1990-х годов началась разработка второго поколения семейства Lada Samara. Первым автомобилем стал ВАЗ-2114, который считается преемником ВАЗ-2109.

В 2001 году «АвтоВАЗ» и компания General Motors открыли совместное предприятие GM-Avtovaz по производству внедорожников Chevrolet Niva. В начале 2000-х годов началась разработка новой модели — Lada Kalina, производство которой началось в 2004 году.


До 2005 года основными акционерами завода был трудовой коллектив и топ-менеджмент «АвтоВАЗа». Однако из-за сложной криминальной ситуации в городе в девяностные годы, завод было решено передать собственникам федерального масштаба. С 2005 года основной контроль над предприятием ушёл в «Рособоронэкспорт».

С 2005 по 2009 годы у завода сменилось три генеральных директора: Игорь Есиповский, Владимир Артяков и Борис Алёшин. В 2007 году «АвтоВАЗ» начал производство Lada Priora. В целом, в 2006-2008 годах «АвтоВАЗу» удалось добиться объёма производства в 810 тысяч автомобилей в год.


В конце 2007 года Сергей Чемезов на совете директоров «АвтоВАЗа» сообщил о намерении французской Renault приобрести 25% акций предприятия. Весной 2008 года сделка состоялась и к осени основными акционерами компании стали Renault, «Ростехнологии» и «Тройка диалог» — у них было примерно по 25% акций «АвтоВАЗа». Остальные 25% остались у миноритарных акционеров.

В 2009 году предприятие оказалось в сложном положении. Из-за экономического кризиса и снижения спроса, «АвтоВАЗ» произвёл всего 295 тысяч автомобилей, что в 2,74 раза меньше, чем в прошлом году. Из-за этого значительную часть сотрудников отправили в частично оплачиваемые отпуска, в августе конвейер завода был остановлен.

За 2009 год убытки предприятия составили 35 млрд рублей, сообщал Игорь Комаров, в то время президент-генеральный директор «АвтоВАЗа». Долги предприятия перед банками к 2009 году превысили 37 млрд рублей.

30 марта 2009 года Правительство России решило выделить «Ростехнологиям» 25 млрд рублей на поддержку «АвтоВАЗа». Госкорпорация должна была передать предприятию эту сумму в виде беспроцентной ссуды сроком на год. Также модельный ряд «АвтоВАЗа» попал под программу субсидирования процентных ставок по автокредитам.

Ещё одной мерой по спасению завода стали крупные сокращения. Во второй половине 2009 года численность персонала была сокращена на 27,6 тысяч человек, среднесписочная численность сотрудников составила около 75 тысяч человек.

Осенью 2009 года подписано соглашение о рекапитализации «АвтоВАЗа». По нему государство оказывало заводу финансовую поддержку в объёме 54,8 млрд рублей, а Renault должен был заняться обновлением модельной линейки и запустить на заводе платформу для производства новых автомобилей Lada, а также автомобилей марок Renault и Nissan.

В том же году генеральным директором «АвтоВАЗа» стал Игорь Комаров. При Комарове на «АвтоВАЗе» появилась платформа B0, которая стала основой для производства новых моделей Lada и автомобилей альянса Renault-Nissan.

В 2010 году «АвтоВАЗу» удалось выйти на операционную прибыль. В следующем году завод начал производство новой модели Lada Granta. Тогда же тольяттинский автогигант купил предприятие «ИжАвто» в Ижевске.

К 2011-2012 году объём производства завода достиг уровня в 500-590 тысяч автомобилей в год. В том же году началось производство автомобиля Lada Largus и модификации Lada Granta с автоматической коробкой передач. В следующем году компания представила обновлённую Lada Kalina.


В 2013 году Игорь Комаров покинул должность генерального директора «АвтоВАЗа» в связи с переходом в «Роскосмос». Его кресло занял Бу Андерссон, который до этого 4 года возглавлял «Группу ГАЗ».

В том же году оформилась нынешняя структура собственности завода. ОАО «АвтоВАЗ» на 74,5% принадлежит компании Alliance Rostec Auto B.V., в которой 67,13% акций принадлежит альянсу Renault-Nissan и оставшиеся 32,87% — госкорпорации «Ростех».

Бу Андерссон, Lada Vesta и XRAY, сокращения и новое руководство


Бу Андерссон запомнился необычной для «АвтоВАЗа» манерой ведения дел — так, в свои первые рабочие дни он распорядился обеспечить идеальную чистоту во всех помещениях завода. Ветераны завода находили сходства в стиле руководства между шведом и первым директором ВАЗа Виктором Поляковым.

Также Бу Андерссон заставил своих подчинённых использовать в служебных целях автомобили «АвтоВАЗа», а корпоративные иномарки Infiniti приказал продать. Сам швед пользовался автомобилем Lada Largus Cross.

В профиле Андерссона на Linkedin указано, что за 2 года работы удалось запустить две новые модели — Lada Vesta и Lada XRAY, сократить количество уровней менеджмента на предприятии с девяти до пяти, сократить численность персонала компании с 70 до 44,4 тысяч человек.

Одной из важнейших проблем предприятия на момент прихода Андерссона считался имидж компании. Весной 2015 года компания представила новый логотип и фирменный стиль, который должен был обозначить новую веху в развитии бренда.

В 2015 году началось производство двух новых моделей Lada — Vesta и XRAY. Lada Vesta — автомобиль B-класса, получивший новый, «X-образный» дизайн. Собирается на платформе Lada B в Ижевске и Усть-Каменогорске (Казахстан). По данным официального сайта «АвтоВАЗа», автомобиль в минимальной комплектации можно купить за 499 тысяч рублей.

В апреле 2016 года автосалоны зафиксировали резкий рост продаж Lada Vesta, сообщал РБК. Если в январе месячные продажи новой модели составляли 1,6 тысяч штук, то к апрелю уровень продаж составил 4,6 тысяч штук. Согласно данным за июнь, было продано 5,1 тысяча автомобилей этой марки. Изначально «АвтоВАЗ» планировал продать в 2016 году 50-60 тысяч автомобилей этой модели при среднемесячных продажах 4-5 тысяч автомобилей.


Lada Vesta. Источник: Пресс-служба Президента России

Lada XRAY позиционируется компанией как «городской кроссовер». Производится в Тольятти на платформе B0, где также выпускаются автомобили Renault и Nissan. По последним данным, в июне 2016 года было реализовано более 1,7 тысячи автомобилей этой марки.

Несмотря на разработку и выпуск новых моделей Lada, оптимизацию работы завода, адаптацию производства автомобилей Renault, Nissan и Datsun, 2014-2015 годы «АвтоВАЗ» заканчивал с убытками. Так, в 2015 году чистый убыток составил 73,9 млрд рублей, что почти втрое превысило показатели 2014 года.

В конце 2015 года «АвтоВАЗ» объявил о переходе на четырёхдневную рабочую неделю. Эта мера объяснялась сложной экономической ситуацией и недопущением массовых увольнений и сокращений. Летом текущего года появлялась информация о переходе на трёхдневную рабочую неделю, однако сотрудники компании её опровергли.

Убыточность «АвтоВАЗа» пошатнуло позиции Андерссона, и в марте 2016 года глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов подтвердил досрочную отставку шведского управленца. Как сообщали «Ведомости», основной причиной отставки формально стало недовольство финансовой ситуацией в компании. Также Чемезов был недоволен активным использованием иностранных комплектующих и называл это «большой ошибкой» Андерссона.

На смену шведу пришёл генеральный директор румынской Dacia Николя Мор, который приступил к работе в апреле 2016 года. По его словам, основной задачей на посту президента «АвтоВАЗа» станет выравнивание операционной деятельности компании и развитие экспортных поставок.

20 июля 2016 года «АвтоВАЗ» начал праздновать своё пятидесятилетие и выпустил к юбилейной дате сайт об истории бренда и специального бота в Telegram.

По информации официального сайта «АвтоВАЗа», сейчас важнейшими приоритетами компании являются достижение рыночной доли в 20% на российском рынке, повышение эффективности производства, выход на операционную прибыль.

Читайте также: