Как бурлаки тянули баржи по волге

Обновлено: 06.07.2024

Мельница мифов: бурлаки на Волге

Откуда мы знаем о тяжелой доле бурлаков, тянувших по рекам и озерам суда в дореволюционной России? Ну, конечно, главным образом, благодаря известной картине Ильи Репина "Бурлаки на Волге", репродукции которой есть даже в школьных учебниках.

Мельница мифов: бурлаки на Волге

Но вот насколько соответствует все изображенное на ней исторической правде - это очень и очень большой вопрос.

Еще в старой советской школе нам, тогдашним ее ученикам, рассказывали о тяжелом труде волжских бурлаков, а мы должны были, глядя на картину Репина, пересказать слова учительницы своими словами. В итоге получалось так, что несчастнее людей не было на свете, ну и понятно, покончивший со всем этим Великий Октябрь был событием в высшей степени справедливым.

Однако потом я как-то прочитал книгу американского писателя Бернарда Шульца "С индейцами в Скалистых горах" и вот там тоже был описан труд местных бурлаков-кордильеров, которые хотя и тащили габару вверх по течению, по вечерам и песни пели и, вообще, отнюдь не показаны несчастными людьми. Впрочем в сознании это хотя и отложилось, но к каким-то выводам я тогда не пришел. Мол, американская габара это одно, а наша волжская баржа — совсем другое.

Но потом я как-то раз сам оказался на Волге, и вопросы посыпались один за другим. Оказалось, что берега у Волги разные.

  • низменный,
  • пологий
  • и песчаный.
  • высокий
  • и обрывистый.

Причина этого в том, что Волга течет в меридиональном направлении и на ее течении действует "сила Кориолиса", подмывающая правый берег.

А вот теперь давайте посмотрим на карту и прикинем, как долго пришлось бы тащить баржу бурлакам вверх из Астрахани в Нижний Новгород на торговую ярмарку?! Левым берегом идти неудобно, хотя он и пологий, именно из-за той же "кориолисовой силы", а правой — просто невозможно, так как обрывы там подходят вплотную к берегу, который к тому же зарос кустарником.

И как же они тогда шли? Особенно если учесть, что на картине Репина они идут как раз по правому берегу! А все дело в том, что показано на полотне художника не совсем то, что было на самом деле. Просто автору его захотелось единичное явление сделать массовым, и поскольку он был талантлив, то это ему вполне удалось. Репин был человеком впечатлительным, интеллигентным, вот на него они тяжкое впечатление и произвели.


"Какой однако это ужас, — говорю я уж прямо. — Люди вместо скота впряжены! Савицкий, неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки с кладями, например, буксирными пароходами?" — вспоминает свои впечатления Илья Ефимович на страницах автобиографической книги "Далекое близкое".

Другой, более поздний, отзыв его был таким:

"Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам".

Между тем, если бы художник слушал все это повнимательнее, то… сюжет картины вполне мог быть совершенно другим!

Бурлаки не тащили баржи по берегу, как на картине Ильи Репина

Дело в том, что картина эта реально живописует труд бурлаков совсем не таким, каким он был на самом деле, и в этом нетрудно убедиться, обратившись к монографии И. А. Шубина "Волга и волжское судоходство, изданной в СССР в 1927 году. Дело в том, что настоящие бурлаки работали совсем по-другому. Они же баржи снизу вверх по реке гнали, и как тут берегом вдоль реки можно было идти? Хоть левый, хоть правый берег бери — все одно вдоль воды далеко не уйдешь!

Поэтому на баржах верхняя палуба была всегда ровной — понятно, что это были те баржи, что плыли вверх по течению самоходом шли, потому как были еще и баржи буксирные. На корме такой баржи стоял большой барабан. А на нем был трос намотан, а к нему цеплялись три якоря. Движение начиналось с того, что люди садились в лодку, забирали с собой канат с якорем и плыли вверх по течению, а якорь бросали. Потом другой, третий, до тех пор, пока им каната хватало.

А тут уж и бурлакам приходилось браться за работу. Подходили они к этому канату, цеплялись за него своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, а там, на корме, его наматывали на барабан. Получалось, что шли они назад, а палуба у них под ногами проходила вперед. Потом они опять бежали на нос баржи, и все это повторялось. Вот так баржа и плыла вверх по течению до самого первого якоря, который потом поднимали, а после и второй, и третий. То есть поочередно их все время и ставили, и поднимали, так что баржа как бы сама собой по канату ползла против течения. Понятно, что это был труд нелегкий, но не такой, чтобы люди от него падали!

Бурлаки на Волге могли есть красную икру ложками

Зато всякая артель бурлацкая при найме на работу сговаривалась о харчах. И за такой труд в день им обычно давали:

  • хлеба уж не меньше, чем по два фунта,
  • мяса по полфунта,
  • а рыбы — сколько съедят(!),

да к тому же еще сколько-то

  • масла,
  • сахара,
  • соли,
  • чаю,
  • табака,
  • крупы —

все-все оговаривалось. Отдельно на палубе ставилась бочка с красной икрой — у кого желание было — тот мог подойти, горбушку хлеба от своей доли отрезать и ложками сколь хочешь есть. После обеда всегда спали, работать было грех.

При каких условиях бурлакам на Волге приходилось баржу по берегу

И только если уж лоцман по пьянке посадит баржу на мель, тогда лишь приходилось всей артелью лезть в воду, и вот так, как Репин это написал, баржу с нее стаскивать. И то… перед этим особо договаривались о том, за сколько бурлацкая артель будет это делать, а после купец-то им за это еще и водки ставил!

Сколько зарабатывали бурлаки на Волге?

И денег за летний сезон хороший бурлак зарабатывал столько, что в зимнее время мог и ничего не делать, и все равно ни он сам, ни его семья при этом не бедствовали. А если он не пьянствовал по кабакам, а давал деньги в рост своему хозяину, так ему и вовсе была хорошая жизнь.

Хозяева таких ценили, старались всячески услужить и добиться их расположения. К таким шли самые сильные и сноровистые артели, поэтому и на ярмарку в Нижний Новгород они добиралась раньше других, и имели барыша поболе, чем другие! Вот это и было общее, а то, что мы видим на картине у Репина, — единичное. А зачем он это так написал тоже понятно: вызвать у зрителя жалость к трудящимся. Это в то время мода такая была у русской интеллигенции, и Илья Ефимович был отнюдь не одинок в том, чтобы представить его страдания "пожалостливее"!

А были ведь еще и баржи-коногонки — где вместо бурлаков работали лошади, вращавшие этот самый барабан. Вот только особых преимуществ перед людьми они не имели. То есть, да, в работе "коногонки" обходились куда дешевле, тем более, что и сено и овес для лошадей покупали прямо на стоянках, а с собой не везли. Но зато как быть, если баржа вдруг села на мель? Стаскивать ее лошадьми? Очень даже это было неудобно во всех отношениях. А держать на этот крайний случай на борту бурлаков — невыгодно. То есть нужно было куда-то ехать их искать, а время-то дорого, не говоря уж о том, что в страду все артели были давно уже разобраны. Вот поэтому-то они широкого распространения и не получили и никто картин о труде этих коняг не написал!

Интересно, что написанная Репиным картина очень понравилась Федору Достоевскому, который в своем "Дневнике писателя" высказался о ней, как о подлинном торжестве правды в искусстве. Но самое удивительное, что потом за 3000 рублей ее купил великий князь Владимир Александрович и повесил в бильярдной комнате Владимирского дворца:

  • и pacстpигy пoпa Kaнинa,
  • и coлдaтa Зoтoвa,
  • и нижeгopoдскoгo бoйцa,
  • и нeтepпeливoгo мaльчишкy —

Бурлаки

1. Бечевник — истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка — бригадир бурлаков. Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.

3. Подшишельные — ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него. По левую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое — 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.

4. «Кабальные», как человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5. Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

бурлаки

6. В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.

7. Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

8. Косный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.

9. Расшива — вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 т.

10. Флаг — к порядку полос на государственном флаге относились не очень внимательно и часто поднимали флаги и вымпелы вверх ногами, как здесь.

11. Лоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.

12. Бечева — трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил. В этот момент шишка затянет запевку: «Вот пошли да повели, / Правой-левой заступили. / Ой раз, еще раз, / Еще разик, еще раз. » и т. д., пока артель не вой дет в ритм и не двинется вперед.

13. Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

14. Парус поднимался при попутном ветре, тогда корабль шел гораздо легче и скорее. Сейчас парус убран, а ветер встречный, так что бурлакам тяжелее идти и у них не получается делать широкий шаг.

15. Резьба на расшиве. С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафа

19 фото, проливающих свет на жизнь и труды бурлаков (19 фото)

Чем было на самом деле бурлачество? В нашей памяти остался запечатлённым образ бурлака, как нищего работяги, из последних сил налегающего на лямку за кусок хлеба, насколько это соответствовало действительности?

19 фото, проливающих свет на жизнь и труды бурлаков

С XVI века до эпохи паровых двигателей - движение речных судов вверх по реке осуществлялось с помощью бурлаков. Волга была главной транспортной артерией России. Десятки тысяч бурлаков тянули вверх по реке тысячи судов.

С XVI века до эпохи паровых двигателей - движение речных судов вверх по реке осуществлялось с помощью бурлаков. Волга была главной транспортной артерией России. Десятки тысяч бурлаков тянули вверх по реке тысячи судов.

По самым приблизительным оценкам, в середине XIX века бурлацким промыслом в нашей стране занималось от 300 до 650 тысяч человек.

По самым приблизительным оценкам, в середине XIX века бурлацким промыслом в нашей стране занималось от 300 до 650 тысяч человек.

Работа сложная, опасная и трудная. Однако.

Работа сложная, опасная и трудная. Однако.

По берегу лодки тянули лишь на незначительных участках - например преодолевая мели или небольшие пороги

По берегу лодки тянули лишь на незначительных участках - например преодолевая мели или небольшие пороги

Существовали также женские бурлацкие артели.

Существовали также женские бурлацкие артели.

Посмотрите русло любой реки и вы, на большей ее части, увидите камни, деревья, кустарники. Так что думать, что бурлаки тащили судно от начала пути до его конца - не верно

Посмотрите русло любой реки и вы, на большей ее части, увидите камни, деревья, кустарники. Так что думать, что бурлаки тащили судно от начала пути до его конца - не верно

Вот так описывал эту работу И. Шубин: на баржах устанавливали большой барабан с намотанным на него тросом.

Вот так описывал эту работу И. Шубин: на баржах устанавливали большой барабан с намотанным на него тросом.

Бурлаки зарабатывали приличные деньги и за сезон (лето) они скапливали денег достаточно для проживания в течении полугода

Бурлаки зарабатывали приличные деньги и за сезон (лето) они скапливали денег достаточно для проживания в течении полугода

Формировались целые артели бурлаков - т.е. представление о том, что туда загоняли насильно, делая людей несчастными, не верно в корне

Формировались целые артели бурлаков - т.е. представление о том, что туда загоняли насильно, делая людей несчастными, не верно в корне

Бурлачеством или «судовой работой» в России называли различные виды работ на речных судах, а также сплаве леса.

Бурлачеством или «судовой работой» в России называли различные виды работ на речных судах, а также сплаве леса.

А вы знали, что впереди идущего бурлака называли шишкой? Он возглавлял и направлял все шествие. С тех пор большого и важного человека называют важной шишкой.

А вы знали, что впереди идущего бурлака называли шишкой? Он возглавлял и направлял все шествие. С тех пор большого и важного человека называют важной шишкой.

Бурлаки существовали не только в России - везде в мире, где имелось речное судоходство применяли бурлацкую силу

Труд бурлаков широко применялся во многих странах

Не успеваем дочитать до конца бессмертные некрасовские строки, как тут же перед глазами встает облик 11 волжских бурлаков со знаменитого творения Ильи Репина. По сути дела, все наши знания об этой, с позволения сказать, отрасли отечественного судоходства укладываются в вышеприведенное четверостишие и известную картину. «Бурлаки на Волге» в буквальном смысле этого слова служили иллюстрацией тяжелого труда простого люда в дореволюционной России.


Однако труд бурлаков широко применялся во многих странах. В Западной Европе (например, в Бельгии, Нидерландах и Франции) передвижение речных судов с помощью живой силы сохранялось до тридцатых годов XX века. В Германии использование людей для буксировки грузов по рекам прекратилось чуть ранее – во второй половине XIX века. До середины XIX века массовым порядком подобный труд применялся в Австро-Венгрии для буксировки барж по болотистым равнинным рекам. Занимались этой очень тяжелой работой каторжники, и назначали на нее изрядных преступников, которых раньше, до отмены в империи смертной казни, обязательно бы повесили.

Что касается реалистичности картины Репина, то подобный, крайне тяжелый способ ведения баржи против течения был далеко не единственным. Часто на корме судна устанавливался большой барабан, на который наматывался трос, к которому цеплялся якорь. Далее лодкой якорь заводился вверх по течению. Тут уже вступали в работу бурлаки: цеплялись за трос своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, а на корме наматывали его на барабан. Потом бегом на нос – и все сначала. Выбрав якорь, его заводили снова, и баржа по этому канату как бы ползла против течения. Ясно, труд был нелегким, но, безусловно, не столь изнуряющим, как на картине. Порой для наматывания троса на больших баржах использовались лошади, так называемые баржи-коногонки. С одной стороны, использование конной тяги обходилось дешевле, но в форс-мажорных ситуациях, как, например, посадка баржи на мель, нужны были люди, чтобы стащить судно с мелкого места. Поэтому предпочтение отдавалось бурлакам.

Денег за летний сезон хороший бурлак зарабатывал столько, что мог с семьей не бедствуя пережить зиму. Обратим внимание на слово «хороший». Несмотря на разношерстность бурлацкой массы, она четко делилась на профессионалов и случайных людей. Первые, бурлачившие всю свою жизнь, отлично знавшие реку, всегда нанимались в «коренные», или так называемые шишки, они были самым надежным элементом бурлацких артелей. Хорошими бурлаками были и крестьяне, в том числе крепостные на оброке, уходившие на заработки главным образом из Симбирской, Саратовской, Самарской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Рязанской, Тамбовской и Пензенской губерний. Более того, порой эта категория бурлаков везла на барже и свой товар, чтобы потом его продать с выгодой.

Однако большей частью в бурлаки подавались, что называется, люди лихие… люмпен-пролетарии, бродяги. Те, которых сейчас называют бомжами. В частности, во главе репинских бурлаков колоритный персонаж – поп-расстрига (все 11 картинных бурлаков имели своих реальных прототипов.) Вот они свой заработок большей частью пропивали и прогуливали, частенько авансом, и бурлачили порой исключительно за еду.

Набор рабочей силы, как правило, проходил с конца февраля до начала апреля. Бурлацкие «базары» собирались в Костроме, Кинешме, Юрьевце, Городце, Балахне, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, а на Каме – в Перми, Чистополе.

Бурлаки объединялись в артели от 4–6 до 10–40 человек, в зависимости от величины перевозимого груза: на каждые 1000 пудов судовладелец должен был нанять не менее трех бурлаков. В 1810 году был принят даже закон, определяющий наем бурлацкой силы. Если рабочий заболевал, грузовладелец обязан оставить его только в населенном пункте, снабдив деньгами (хозяин ничего не терял, он платил из артельных денег). Нанимались в основном на одну путину, иногда удавалось поработать и дважды, желающих было много, конкуренция – высокой. На начало XIX века на Волге работало около 600 тысяч бурлаков. Бурлацкий труд использовали и на других реках: Дону, Амуре. Кстати, сам Репин впервые увидел бурлаков на Неве, тогда и возник у него замысел будущего полотна, для чего он специально приезжал на Волгу.

Тянули баржу-расшиву весь световой день, за который проходили порядка 25 километров. Бечевой называлась прочная веревка толщиной три дюйма (7,5 см) и длиной порядка 100 саженей (214 м). При попутном ветре на барже поднимали парус. Зато встречный ветер мог гнать такую волну, что за день не проходили и 5 км. Наиболее активно бурлаки работали на участке от Астрахани до Рыбинска протяженностью 2645 км. (Именно в Рыбинске установлен единственный в стране памятник бурлаку.) Расстояние от Астрахани до крупнейшего торгового центра Поволжья Нижнего Новгорода (2172 км) груженые расшивы преодолевали за 2,5–3 месяца. Наиболее распространенными были расшивы грузоподъемностью 20 000 пудов.

Но вернемся к репинским бурлакам. Картина была закончена в марте 1873 года, и ее сразу купил великий князь Владимир Александрович – младший брат императора Александра III, известный меценат, товарищ (заместитель) президента, а затем президент Императорской академии художеств – и в том же году отправил на Всемирную выставку в Вене.

Следует признать, что министр был прав. К 80-м годам XIX столетия паровые буксиры фактически полностью вытеснили бурлаков. Основным типом буксиров были колесные пароходы (винтовые из-за ограниченных глубин широкого распространения не получили). Русские судостроители создавали весьма совершенные суда, значительно превосходящие лучшие зарубежные образцы, особенно буксирные и пассажирские. Судостроением и судоремонтом занималось большое число предприятий, среди которых были крупные заводы – Сормовский, Коломенский, Ижорский.

К 1913 году на долю речного транспорта приходится около 23% общего грузооборота России. Сеть эксплуатируемых водных путей в 1913 году составляла 64 тысячи км. Длина искусственных водных путей достигала 1,7 тысячи км (в Германии – 5,4 тысячи км, во Франции – 4,5 тысячи км). Глубина же на многих, даже магистральных водных путях составляла всего 1,2–1,5 м.

Речные суда принадлежали многим судовладельцам. Так, флот, находившийся в эксплуатации, в 1913 году принадлежал 59 акционерным предприятиям, 110 товариществам и нескольким тысячам отдельных владельцев. Основными грузами на речном транспорте были нефть (32% грузооборота), лес (25,8%) и хлеб (17,2%). Нефть и нефтепродукты перевозились в основном по Волге и ее притокам, причем из 10,3 млн тонн нефти, добывавшейся в 1913 году в стране, 5,3 млн тонн перевозил речной транспорт. Лес доставляли по Волге, Каме, Вятке, а также рекам Севера и Северо-Запада. Потоки хлебных грузов шли из пунктов Волги через Мариинскую систему и далее в Петербург, а также по Дону на Ростов и по Днепру до Херсона. Из Петербурга и Херсона часть хлеба отправлялась на экспорт.

Из общего грузооборота речного транспорта 94,3% приходилось на европейские бассейны (в том числе Волжско-Камский – 70,6%). По Ангаре, Енисею, Лене и другим рекам Сибири и Средней Азии перевозили всего несколько тысяч (иногда сотен) тонн за навигацию (5,7%).

Судоходство: от бурлаков к пароходам

ВЕСЬ XVIII в. и первую половину XIX в. мимо Решмы артели бурлаков тянули суда вверх – до Рыбинска.

В 1807 г. в «Словаре географическом российского государства» Афанасий Щекатов писал о Решме: «Мимо оной слободы по реке Волге весною и в межень (когда засухи не бывает) ходят струга с хлебом, солью и железом до Рыбной, до Твери и Санкт-Петербурга из Нижнего Новгорода, Камы, Чебоксар, села Козловки и прочих низовых мест» 42.

Часть жителей Решмы и Решемской округи занимались бурлачеством.

«. вся бурлацкая масса, – писал историк волжского судоходства И.А. Шубин, – довольно резко делилась на два разряда. Первый составляли бурлаки-профессионалы, почти все с коренной Волги (. ) и жители (. ) верхнего Поволжья, бурлачившие из года в год всю жизнь, знавшие Волгу, как пять своих пальцев, сметливые и ловкие в привычной судоходной работе, которую считали своим природным занятием. Они всегда нанимались в «коренные» – на всю путину, были наиболее надежным элементом среди остальных бурлаков и чаще других выбивались в «шишки»*, «косные», «подручные» и пр. (. ) Второй разряд составляли случайные бурлаки (. ) – из крестьянской бедноты и городской голытьбы, шедшие на реку из крайней нужды. » 44.

Волга под Юрьевцем. Художник А.К. Саврасов. 1871 г.

Среди решемских бурлаков преобладали представители первого разряда, то есть бурлаки-профессионалы.

В 1862 г. костромской краевед И.П. Корнилов опубликовал очерк «Волжские бурлаки», в котором немало говорилось о бурлаках из Решмы.

«Наём бурлаков, – писал он, – бывает в великом посту. На первой неделе поста идут ряды бурлаков в Городце, Балахне, Юрьевце, Пучеже, Кинешме, Костроме. Ряды кончаются, по большей части, в один базар» 45.

«Проходя мимо той пристани, где бурлаки нанимались, например, мимо Решмы (. ), – судно бросает якорь, а бурлаки, которым хозяин при этом случае дает по чарке вина, уходят в «заходку», то есть в свои жила (дома – Н.З.), дня на два или три не более, отдохнуть, выпариться в бане и снести домой купленное ими на низу пшено. Каждый бурлак, при ряде, уговаривается, чтобы хозяин уступил ему без барыша, своей ценой и без платы за провоз, пуд или два пшена» 46.

На участке Волги от Кинешмы до Юрьевца Решма играла для бурлаков особую роль: здесь находилась одна из бурлацких «перемен». И.П. Корнилов поясняет: «Переменами называются постоянные бурлацкие станции, которые не всегда бывают в жилых местах, но иногда возле какого-нибудь урочища.

* Шишка – бурлак, идущий в лямке первым. Косные – два бурлака, которые идут последними 43.

Когда судно следует по течению, на гребках (веслах – Н.З.), то гребцы, соблюдая между собою очередь, сменяются на переменах; но когда судно идет на бичеве или подаче против воды, то смены работников бывают не по переменам, а «по десятинно», то есть чрез каждые десять верст» 47. На плёсе от Рыбинска до Нижнего «перемены» находились друг от друга на расстоянии от 18 до 25 верст 48. На участке от Василёвой слободы (совр. г. Чкаловск) до Кинешмы в первой половине XIX в. было семь «перемен»: 1) Василёва слобода, 2) Пучеж, 3) Сокольское, 4) Юрьевец, 5) Никола-Ёлнать, 6) Решма, 7) Кинешма 49.

Известна поговорка: «Кинешма да Решма кутить да мутить, а Солдога горюха – убытки платить». И.П. Корнилов объясняет её происхождение из бурлацкого быта: «Эта поговорка ведется от того, что в Кинешме и Решме, томойки* сходятся обыкновенно на берег в заходку, и при этом случае пьянствуют, а в Солдоге, по мелководью, судохозяева покупают или нанимают паузки**, что убыточно хозяевам и накладно бурлакам» 52.

Со слов волжских бурлаков, И.П. Корнилов писал о решемских бурлаках не слишком уважительно: «Решмаки, – зовутся они «мочальными гашниками», – хоть и костромичи, а последнего сорта бурлаки, и плата им последняя.

Их прозывают промеж бурлаков: «четверо – коровашик*** съели», зовут их еще «осиновыми пестами», потому что их промысел – топтать ногами в ступах решемские сукна. Махлята, да ячменцы с заборцами**** – вот настоящие томойки, а решмаки с нами и не мешаются. Решмаки – народ хоть рослый, да жидкий, слаботельный, для волжного хода неловок, дела не знает» 53.

Обычно, считается, что бурлаки тянули судно от начала до конца путины.

Это не совсем так. В большинстве случаев бурлаков тянули парусные суда, которые при наличии попутного ветра шли под парусами. В истории бурлаки остались неотделимыми от образов судов, которые они тянули. В первую очередь, речь идет о расшивах – наиболее массовом типе волжского парусного судна XVIII – первой половины XIX в.

Выше мы цитировали «Описание Костромского наместничества 1792 г.» И.К. Васькова, который писал, что «для перевозки коего (хлеба – Н.З.) некоторые из них (жителей Решмы – Н.З.) имеют свои собственные суда, называемые разшивы, в которые вмещают груз от 18 до 27 тысяч пуд» 54. Вероятно, решемские купцы владели расшивами и в первой половине XIX в.

Художники Г.Н. и Н.Н. Чернецовы оставили в своем путевом дневнике яркое описание каравана из расшив, который они увидели в Рыбинске утром 8 июня 1838 г. (несколькими днями раньше этот караван прошел мимо Решмы):

«Из-за крыш домов мы увидели вьющиеся змейками по воздуху вымпелы на мачтах передовых судов приближающегося первого каравана. Народ на улицах засуетился, послышался говор: «Караван, караван идёт!» Жители спешили на берег Волги любоваться на величественное вступление мирного флота-кормильца в Рыбинскую пристань. Но как изобразить пером картину, которую в первый раз в жизни удалось нам увидеть!

* Томойки – общее название костромских бурлаков 50.

** Паузок – «речное мелководное судно, для перегрузки клади с больших судов на мелководье» 51.

*** Коровашик – коровай хлебный, весом от 10 до 15 фунтов (Прим. И.П. Корнилова).

**** Махлята, ячменцы и заборцы – названия жителей разных мест Юрьевецкого уезда.

Несколько верст ниже города, из-за поворота Волги (. ), показались суда, выплывающие на белых парусах и, как лебеди, горделиво выставляя полные, питательные груди свои, надуваемые ветром, стаей приближались к городу, на рубеже его поднимали разноцветные свои флаги при пушечных выстрелах и, опережая друг друга, то рядом, то группами неслись на своих огромных парусах. Проходя мимо собора, рабочие снимали шляпы и усердно молились о благополучном свершении пути, радостно смотря на Рыбинск, которым оканчиваются путина их и тяжкие труды. Солнце живописно освещало стройно идущие суда и, бросая тени от их исполинских парусов, разыгрывало и целое, и части; разноцветные флаги украшали пестротою своею всю эту флотилию. » 55.

Расшивы, как правило, были очень богато украшены. И.А. Шубин описывает расшивы 30-40 годов XIX в.: «В целях украшения, на плечах судна или на переднем огниве (носу судна – Н.З.) рисовались разные изображения: солнце, глаза, сирены с загнутыми рыбьими хвостами и проч.; борта по верху и корма также расписывались различными узорами или украшались резьбой, окрашиваемой зеленой и красной красками, а иногда и покрываемой позолотой; на наружной стороне носового огнива, кроме живописных изображений или вместо них, вырезалась надпись: «Бог – моя надежда» и название судна или имя и фамилия его владельца и год постройки; иногда на огниве ставилась только первая надпись (или даже просто узоры), название же судна и имя владельца помещались на кормовом транце. На вершине мачтовой стеньги, заканчивавшейся обыкновенно флюгером и сверху его вырезным из железа изображением Михаила-архангела с трубой или Георгия Победоносца на коне, прикреплялась, вместо флага, длинная (до 5-6 сажен) и узкая шерстяная лента красного или белого цвета. (. ) Наконец, в праздничные дни и при подходе к большим городам расшивы украшались разноцветными флагами (. ). Всё это вместе взятое, при соразмерности и оригинальности форм расшив, делало их очень красивыми, особенно, когда они распускали свои огромные белые крылья-паруса, горделиво скользя по величавой шири реки подобно гигантским птицам» 56.

Доставив груз на место, бурлаки возвращались обратно по домам: «Снаряжаясь домой, например, из Рыбинска в Кострому, артель покупает целковых за четыре дощаник или соминскую лодку*. Лодка покупается иногда не артелью, а сложатся два, три бурлака, купят лодку и пускают на нее желающих, с которых берут, смотря по расстоянию, от 10 до 30 копеек серебром. (. ) Гребут бурлаки на своем дощанике или соминской лодке посменно, от перемены до следующей перемены» 58.

Решма попала в бурлацкий фольклор. В конце XIX в. было записано несколько вариантов длинной путевой песни, в которой бурлаки упоминали все наиболее крупные селения, встречаемые ими на пути от Астрахани до Рыбинска. В песне упоминалась и Решма.

* Соминские лодки изготовлялись в с. Сомине Устюженского уезда Новгородской губ., стоящем на р. Сомине 57.

В одном варианте говорилось:

Город Юрьевец поволжский
Постройкою взял.
Ах, ну, ох ты мне,
Постройкою взял.
Решма да Кинешма –
Пить да кутить.
Солдога горюха –

Убытки платить.
Ах, ну, ох ты мне,
Убытки платить.
А вот город Кострома –
Гульливая сторона.
Ах, ну, ох ты мне,
Гульливая сторона 59.

В другом варианте пелось:

А вот город Кострома – гульливая сторона,
А пониже её Плёс, чтоб шайтан его пронес,
Ах ну! Ох ты мне! Чтоб шайтан его пронес.
За ним Кинешма да Решма – тамой девушки не честны,
А вот город Юрьевец – что ни парень, то подлец.

Ах, ну! Ох ты мне! Что ни парень то подлец 60.

В 20-30 годы XIX в. на Волге появились первые пароходы, своим появлением производившие поначалу сильное впечатление на прибрежных жителей.

«Первым впечатлением в широких народных массах, – писал И.А. Шубин, – был темный и жуткий страх пред непонятным явлением и необъяснимой силой, двигавшей судами, которую невежественные люди считали «нечистой», приписывая ее дьяволу. Завидев «чертову расшиву», – как окрестил народ первые пароходы, – население разбегалось с улиц и пряталось во дворах и на гумнах, выглядывая оттуда украдкой в щели стен и заборов и читая молитвы и отплевываясь троекратно от «нечистой силы» при приближении парохода. Были даже случаи (. ), когда не только в глухих деревнях, но даже и в крупных селах, как например, в с. Исадах, Нижегородской губернии, служили молебны о том, чтобы бог погубил «большого черта», плавающего по Волге и очистил бы оскверняемую им воду реки, с каковою целью даже выходили с образами на берег Волги и «святили» речную воду» 61.

В 1851 г. молодой писатель А.А. Потехин, совершавший на лодке путешествие по Волге из Костромы до Кинешмы, увидел один из первых пароходов. Он пишет: «Но откуда вдруг поднимается какой-то смутный глухой шум, который всё приближается и всё больше растёт. Вдали вы замечаете на воде огненный сноп, движущийся вместе с темною огромною массой; эта масса ближе к вам, и вы уже различаете какое-то чудовище, у которого, как рассказывает русская сказка, из ушей дым столбом, из ноздрей пламя пышет и которое с неимоверною силою бьёт по волнам своими мощными лапами и несётся прямо на вас. Это гений Волги, это пароход – будущая сила и могущество нашей огромной реки; но посторонись перед ним наша утлая ладья. С громом и треском, взметая волны, мгновенно пролетело мимо вас чудовище, извергая тучи дыма и тучи искр» 62.

С середины XIX в. пароходы стали вытеснять бурлаков. Постепенно волжское бурлачество уходило в прошлое.

Кинешемский тракт. Спуск с Решемской горы к устью речки Решемки. Фото начала XX в.

К.Д. Ушинский, проезжавший по Волге в Костромской губернии в 1860 г., писал: «Бурлаки, надев на себя лямку, привязанную к канату, тянут судно за мачту и тихо, тяжело, утешая себя грустными песнями, идут по берегу. (. ) К счастью, впрочем, пароходы подрывают теперь сильно бурлацкий промысел и скоро заставят, может быть, бурлаков сидеть дома и пахать землю. Грустно смотреть, как эти люди, оборванные, обожженные солнцем и ветром, грудью напирают на лямку, пробираясь по берегу, то песчаному, то каменистому, то обрывистому, то заросшему кустами. Одна партия сменяет другую, которая идет отдыхать на барку, и судно беспрестанно подвигается медленно, чуть заметно. Неужели эти люди, эти заросшие головы, эти черные груди, в которых бьётся человеческое сердце, неспособны ни к чему лучшему, кроме этой лошадиной работы, от которых в других странах даже и лошадей освободил теперь благодетельный пар? Понятно, как радуются бурлаки, когда сильный попутный ветер надувает громадные паруса судна, белые полотняные, иногда рогожные, и сам потащит судно вверх, освобождая бурлаков от труда.

Подъезжая к Костроме, я видел прекрасную картину: десятки громадных судов, окрыленных белыми парусами, поднимались вверх по реке и казались издали какими-то чудовищными птицами; бурлаки спали на палубах, раскинувшись в живописных позах, другие горланили какую-то песню, до меня долетело несколько слов (. )» 63.

На Нижегородском тракте

С НЕЗАПАМЯТНЫХ времен через Решму и Нагорное проходила большая сухопутная дорога, связывающая Кинешму и Нижний Новгород. В первой половине XIX в. этот тракт официально именовался Нижегородским.

Однако жители Решмы и Нагорного в просторечии называли ту часть тракта, которая шла на Кинешму, – Кинешемским трактом, а которая шла на Юрьевец – Юрьевецким.

Как писалось выше, по этому тракту в октябре 1834 г. проехал император Николай I.

Кинешемский тракт. Мост через речку Решемку. Фото начала XX в.

Сохранилась описание тракта в 1848 г.: «От Кинешмы до Юрьевца дорога идет по нагорному берегу р. Волги, пересекается многими оврагами и речками, и от того довольно гористая; самая большая гора находится при с. Нагорном при подъёме от р. Решемки, но она хорошо обработана и вымощена камнем; прилежащая же к реке гать при большой воде затопляется из р. Волги, чрез что происходят повреждения, могущие делать остановки в следовании, особенно тяжестей» 64.

1861 год: отмена крепостного права

19 ФЕВРАЛЯ 1861 г. император Александр II подписал главный документ своего царствования – Манифест об отмене крепостного права. 10 марта 1861 г. в Смоленской церкви, до отказа заполненной решемскими крестьянами, еще вчера крепостными господина генерал-майора Л.Н. Горского, после Божественной литургии о. Феодор Богословский зачитал его с амвона. Под сводами храма прозвучали заключительные слова Манифеста: «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного» 65.

Вслед за отменой крепостного права в том же 1861 г. была проведена административная реформа, вводившая в сельской местности частичное самоуправление. С этого времени каждый уезд стал делиться на волости, во главе которых стояли выборные волостные старшины. Примечательно, что в 1861 г.

Решма и Нагорное и вошли в состав разных волостей. Решма вошла в Зименковскую волость, которая узкой полосой вдоль Волги тянулась от Решмы на запад. Центром её стала д. Зименки (более старое название – Лабутин Починок), где и разместилось волостное правление. Нагорное вошло в Шевалдовскую волость, территория которой от Нагорного простиралась на восток (до р. Ёлнати) и на юг. Центром волости стала д. Шевалдово на р. Юхме.

В составе Зименковской и Шевалдовской волостей Решма и Нагорное оставались вплоть до 1924 г.

Бурлаки в СССР: как появился бессовестный фейк сталинской эпохи

Все мы отлично знаем картину Репина «Бурлаки на Волге». В СССР она была неотъемлемой частью учебников истории и литературы, иллюстрируя человеконенавистнический царский режим и эксплуатацию простого народа буржуазными кровопийцами.

Бурлаки широко тиражировались в советских исторических фильмах и их фото, якобы сделанные в конце 19 и начале 20 веков, любили публиковать в прессе. Как оказалось, почти все эти снимки были сделаны при Сталине, а люди на них тащили против течения советские баржи.

«Ну какая нелегкая Вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!»

Высокопоставленный имперский чиновник был прав — бурлацкий труд в конце 19 столетия использовался крайне редко, а в 1900 году сохранился только на женской каторге. Что касается снимков, которые бережно вырезают из старых газет и хранят в папках с тесемками фанаты СССР, то почти все они сделаны после Октябрьской революции.

Настоящих снимков с бурлаками царской эпохи совсем немного и найти их в сети непросто. А вот сделанных в СССР полно, но все они подписаны дореволюционными датами. Одной из наиболее известных можно назвать вот эту фотографию, которую относят к 1910 году. На снимке изможденные, неопрятно одетые женщины тянут баржу по реке Сура.

На самом деле снимок, пробуждающий в людях ненависть к эксплуататорам, сделан в 1920—1930-х годах советским фотографом В.В. Лепехиным. Этот мастер документального фото сделал большинство известных нам работ, на которых запечатлены трудовые будни бурлаков.

Фотографию, сделанную товарищем Лепехиным в 20-е годы в Юрьевском уезде так легко перепутать с дореволюционной. Грязные лохмотья, всклокоченные бороды, обреченные, каменные лица — кто бы подумал, что эти люди уже освобождены от гнета самодержавия и устремлены в светлое будущее.

Вот компания этих же граждан, сделанная с другого ракурса. Кто эти люди, почему они тянут бечеву, доброволен их труд, или это осужденные кулаки и представители контрреволюции? На эти вопросы ответы мы вряд

Все это кажется ужасным, неправдоподобным поклепом на советскую эпоху, в которой имели место перегибы, но рабочий люд в целом жил хорошо, отдавая стране по способностям и получая взамен блага по потребностям. Чтобы у вас не возникало сомнений в существовании советских бурлаков, мы предлагаем оценить еще одну фотоработу, на этот раз подписанную. Снимок был сделан советским фотографом Копыловым в 1931 году на берегах могучего Енисея.

Получается, что образы, которые в 1873 году стали причиной обвинения Репина в сгущении красок, перестали быть редкостью спустя полвека в самой счастливой рабоче-крестьянской стране мира. В Советском Союзе человеческая жизнь и здоровье ничего не стоили и подтверждений этому не счесть.

Вот вам для сравнения реальный дореволюционный снимок саратовских бурлаков. Вам не кажется, что при царизме эти несчастные выглядели не такими изможденными и угнетенными?

Кто становился бурлаками и сколько они зарабатывали?

Картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» стала одним из символов тяжёлого положения русских крестьян. Лямка, которую эти люди тянули всю жизнь — метафора каждодневного невыносимого труда ради пропитания. Действительно ли этот труд был адским, или художник приукрасил реальную жизнь?

Фактрум рассказывает о настоящих, а не нарисованных бурлаках.

«Бурлаки на Волге» Илья Репин

«Бурлаки на Волге» Илья Репин

Для начала немного о Волге, великой русской реке и «рабочем месте» бурлаков. Она течёт с севера на юг, впадает в Каспийское море и с давних пор является важнейшим торговым путём.

Правый берег Волги очень крутой и высокий, там полно обрывов; левый — наоборот, пологий и песчаный. Но и там хватает препятствий — камней, кустов, канав, ручьёв. В итоге получается, что протащить корабли по земле от Астрахани до Нижнего Новгорода просто невозможно по природным причинам. Не хватило бы никаких человеческих сил. Даже если бы корабль находился в воде, а бурлаки — на земле, их снесло бы сильным течением. Так как же бурлаки в таких условиях справлялись со своей задачей?

Совсем не так, как изобразил Репин.

Бурлак на Волге

Бурлак на Волге. Начало XX века

На корме каждого торгового корабля, курсировавшего по Волге, был установлен барабан с длинным канатом, на котором крепилось несколько якорей. Бурлаки покрепче садились в лодку, брали с собой якоря, отплывали как можно дальше вверх по течению и сбрасывали свой груз в воду. После этого за канат хватались бурлаки, оставшиеся на палубе, и вручную подтягивали корабль к якорям. Канат вновь наматывался на барабан, после чего процесс повторялся.

Да, это тоже нелёгкий труд, но вовсе не такой убийственный, как показано на картине. Подобные ситуации, разумеется, тоже возникали, но достаточно редко: например, когда корабль садился на мель, и его требовалось вытянуть вручную.

Теперь о деньгах. В бурлаки люди шли не от хорошей жизни: среди них хватало безземельных крестьян и просто бродяг. Заработок был, конечно, нерегулярный, плюс многое зависело от «шишки», как бурлаки называли своего бригадира, но обычно труд щедро вознаграждался. Сезон позволял работникам каната и лямки безбедно жить весь остальной год и содержать семью: в переводе на современные деньги они получали от девятисот тысяч до полутора миллионов рублей.

И это — не считая питания, которое предоставлял работодатель. Последний был больше всех заинтересован в том, чтобы его сотрудники были сыты и полны сил: порой даже день задержки в пути мог вогнать купца в серьёзные долги. Хлеб, мясо, масло, рыба, чай, табак, даже икра — в России девятнадцатого века так питались далеко не все.

Также стоит заметить, что существовали и баржи, на которых роль бурлаков исполняли лошади. Такие суда называли коногонками. Они обходились владельцам намного дешевле, но использовались достаточно редко. Почему? Как раз потому, что если судно садилось на мель, то вытащить его при помощи лошадей было очень сложно, а найти толковых бурлаков в разгар сезона — практически нереально.

Женщины-бурлачки

Женщины-бурлачки. Начало XX века

Справедливости ради надо указать, что некоторые бурлацкие артели работали почти так же, как на картине: выстраивались в ряд, надевали лямки и шли по берегу, таща за собой лодку. Но суть в том, что такой вид бурлачества был распространён на мелких узких реках и каналах, где отсутствовало течение.

Кстати, картину в России встретили неоднозначно и поначалу сильно критиковали. После того, как её выставили в Санкт-Петербурге, один из министров сокрушался, что Репин неправдоподобно запечатлел бурлацкий труд. Дело в том, что к тому времени он уже почти ушёл в прошлое из-за массового применения пароходов. Иные современники усматривали в этом «разные гражданские мотивы и худосочные идейки», а искусствоведы открыто называли картину профанацией.

Но так или иначе критика не помешала картине стать одним из шедевров русского искусства, и теперь именно по ней — к счастью или к сожалению — наши современники судят о бурлацком труде.

Как бурлаки тянули баржи по волге

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Самый сок!

всё то интересное в сети, что попало в мои сети

Бурлаки на Волге — кто все эти люди

О чем рассказывает картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» и почему важна каждая деталь.


Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка — бригадир бурлаков


Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.

3. Подшишельные — ближайшие помощники шишки


По левую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое — 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.


«Кабальные», как этот человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5. Кашевар Ларька


Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.


В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.


Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

8. Косный или косной


Косный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.

9-10. Расшива и флаг


Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.

К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно, и часто поднимали вверх ногами, как здесь.

11 и 13. Лоцман и водолив


Лоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.

Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

12 и 14. Бечева и парус


Бечева — трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил.

В этот момент шишка затянет запевку:

«Вот пошли да повели,
Правой-левой заступили.
Ой раз, еще раз,
Еще разик, еще раз. »

и так до тех пор, пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.

15. Резьба на расшиве

С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.


Когда Достоевский увидел эту картину Ильи Репина, он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста.

В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил:

«. бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: „Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!“ И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику. Славные, знакомые фигуры: два передовые бурлака почти смеются, по крайней мере, вовсе не плачут и уж отнюдь не думают о социальном своем положении. Солдатик хитрит и фальшивит, хочет набить трубочку. Мальчишка серьезничает, кричит, даже ссорится — удивительная фигура, почти лучшая в картине и равна по замыслу с самым задним бурлаком, понуренным мужичонкой, плетущимся особо, которого даже и лица не видно.

Ведь нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу. Ведь эта бурлацкая „партия“ будет сниться потом, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы такого впечатления и не составили бы такой картины».

Достоевский не мог даже представить, сколько банальностей еще будет сказано об этой картине и каким бесценным документом она будет теперь для тех, кто захочет понять организацию труда бурлаков.

Читайте также: