Как ехать на ниве по грязи

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Вездеходная Шевроле Нива: езда по грязи – обзор и видео

Лучшим отечественным автомобилем для бездорожья по праву считается Нива: езда по грязи – видео материал в избытке имеется в сети – даст возможность окончательно убедиться во внедорожных свойствах машины. Изначально, Шевроле Нива позиционировалась на рынке, как достойная замена легендарного ВАЗ-2121. И действительно, у нового авто показатели прохода бездорожья поистине великолепные: не хуже, чем у предшественника.

Благодаря такой особенности, а также ввиду надежности, неприхотливости в эксплуатации и обслуживании и, естественно, по причине низкой рыночной стоимости, новая Нива обрела ошеломляющую популярность. Давайте детальнее ознакомимся с внедорожным потенциалом автомобиля, а также посмотрим некоторые видеоматериалы в подтверждение приведенных ниже фактов.

На бездорожье

Технические параметры Нивы

Осведомленность о возможностях внедорожника и его технических параметрах, является залогом спокойного и уверенного выезда на Ниве далеко за пределы асфальтных дорог. Наличие в конструкции машины шнорхеля обеспечит прохождение транспортным средством бродов, глубиной до полуметра. Также версия Limited Edition имеет штатное место для крепежа лебедки.

Габариты и конструкционные особенности

Для грамотного управления Нивой по городу и бездорожью, владельцу обязательно необходимо знать размеры и массу автомобиля. Фактическая протяженность машины составляет 4 метра, а ширина - 1,7 метра. При этом тоннаж авто равен всего 1 800 кг. Сравнительно с марками других внедорожников, это большой плюс, поскольку очень мало шансов сесть «на брюхо» при прохождении грязи или пересеченной местности.

Бездорожье для Нивы не страшно: конструкционно в моделе предусмотрен солидный 200-миллиметровый клиренс. Отправляясь на рыбалку или охоту, водитель может спокойно грузить в свой автомобиль все необходимые вещи, ведь грузоподъемность «Шеви» составляет 450 кг, а вместительность багажника – 650 литров (при сложенных задних сидениях).

Конструкция пружинных подвесок автомобиля такова:

  • передняя - независимая и 2-х рычажная;
  • задняя - зависимая и 5-ти рычажная.

Двигатель и КПП

Простой 4-х цилиндровый движок обеспечит резвый ход Шеви Нива в грязи: видео материал, представленный на странице, тому откровенное подтверждение. Объем мотора автомобиля равен 1,7 л. Параметр мощности - 80 л.с., что вполне достаточно для бездорожья. Работает движок с 5-ти ступенчатой механикой и 2-х ступенчатой раздаточной коробкой.

Фото тест-драйва

При езде можно полностью полагаться на пониженную передачу на Ниве – она выручит всегда, даже в чрезвычайно сложных ситуациях. Активация пониженной передачи позволит машине медленно, но верно продвигаться вперед по самой коварной грязи. Сочетается раздаточная коробка с блокируемым межосевым дифференциалом.

Шевроле Нива оборудована постоянным полным приводом – основополагающим элементом, без которого прохождение бездорожья было бы немыслимым.

Поведение авто на бездорожье

Описание технических характеристик Нивы, безусловно, позволило опытным автомобилистам по достоинству оценить ее главные внедорожные способности. Однако описание того, как автомобилю приходится ходить по бездорожью, позволит составить более полную картину. Ведь езда по пересеченной местности и прохождение вязких грязевых "каш" требует исключительной работы авто и мастерства водителя.

Прохождение по пересеченной местности

Заход на бездорожье на средней скорости сразу же позволяет дать первый комментарий: Шеви уверенно проходит по пересеченной, однако относительно твердой поверхности. Без капли сомнения машина буквально сминает под собой ухабы, кочки и бугры, благо подвеска достаточно мягкая. Разогнаться особо не получится, но бездорожье и не предполагает быстрой езды

Не стоит злоупотреблять способностью внедорожника легко преодолевать препятствия, поскольку велик риск приземления на защиту поддона картера после прохождения очередной крупной горки, неказисто разместившейся на пути следования авто.

В лесу

Шевроле нива спокойно покоряет ямы, крутые горки, склоны и т.п. Достигается это благодаря тому, что автомобиль имеет высокий дорожный просвет. Однако значительная роль здесь принадлежит специально обустроенным углам въезда и съезда. Измерения первого соответствуют 37°, а второго – 35°. Также важно, чтобы при езде водитель был внимателен во избежание контактов днища с поверхностью земли.

Преодоление грязевой колеи

При езде на Ниве по глубокой грязной колее, очевидным становится тот факт, что автомобиль легко преодолевает серьезные препятствия бездорожья, которые встречаются на пути. Весомую положительную роль для стремительного хода авто играет его небольшая масса.

Даже когда машина заседает в грязи, благодаря малой массе она может запросто вырваться, главное, чтобы водитель достаточно ее раскачал.

При прохождении автомобилем глинистого вязкого месива, в которое превратилась разбитая грунтовка после дождя, становятся ощутимы плавь машины и ее постоянное стремление уйти куда-то в сторону. И все это при прохождении глубокой колеи - настоящей мышеловки для авто. Однако Chevrolet Niva в очередной раз показывает высший пилотаж и заслуженность титула «Внедорожник года 2009».

На песке

Противоречия, которые обнаруживаются при езде на Ниве по грязи:

  • плюс заключается в том, что блокирующийся дифференциал и понижающая передача отлично выполняют свои функции, ввиду чего автомобиль уверенно «тянется» вперед даже из тяжелой грязи;
  • минус обнаруживается в недостаточной, как для автомобиля с внедорожным потенциалом, мощности двигателя.

Наглядно демонстрируют, как ходит Нива Шевроле по грязи – видео, имеющиеся в интернет сети благодаря любителям этого внедорожника. При просмотре таких отчетов, становится очевидно, что Нива блестяще преодолевает грязь и по праву достойна называться гордостью отечественного автопрома. Этот автомобиль стал достойной сменой ВАЗ-2121, а в чем-то и превзошел своего предшественника. Нива – царица бездорожья.

Нива. Внедорожная проповедь или как ездить на ниве) часть1

Всем Хай)
Многие люди столкнулись с такой болячкой как "Нива-головного мозга" Болячка очень тяжелая и трудно излечимая!)) На ранних стадиях еще есть шансы, но стоит перейти первые две стадии, как приходит капут) И так эта тема для тех, кто только хапнул эту "заразу" Здесь мы поговорим о приемах вождения нивы! Наберайтесь терпения, читать придется много! Ну поехали!

ЧТО ТАКОЕ ПОЛНЫЙ ПРИВОД?
Прежде, чем начать разговор об особенностях управлений Нивы, давайте попробуем разобраться в том, что из себя представляет полноприводный автомобиль. Лучше всего это сделать с помощью несложных теоретических выкладок.

Итак, за счет чего движется автомобиль?

Потенциальные возможности движения определяет сила тяги, развиваемая двигателем. Для движения автомобиля надо, чтобы она по своей величине была как минимум равной сумме сил сопротивления движению. Для того, чтобы автомобиль мог тронуться с места, сила тяги должна непременно превосходить все «сопротивляющиеся» силы.

С другой стороны, сила тяги при движении автомобиля реализуется через ведущие колеса и ограничивается их сцеплением с дорогой: недостаток тягового усилия заставит двигатель заглохнуть, а избыток приведет к неизбежному проскальзыванию (буксованию) ведущих колес.

Сила сцепления колес с дорогой определяется весом, приходящимся на ведущие колеса (именно они реализуют силу тяги), умноженным на величину коэффициента сцепления покрытия. Для сухого асфальта он, к примеру, составляет 0,8, а для льда — 0,1. То есть реализуемая сила тяги на льду в 8 раз меньше. Вот почему в зимних условиях возникают проблемы с троганием. Впрочем, и с торможением тоже.

Для автомобиля с колесной формулой 4x2 (всего колес — 4, ведущих — 2), вес, приходящийся на ведущие колеса, составляет от 40 до 60% общего веса автомобиля. Для автомобиля с колесной формулой 4x4 на ведущие (читай — все) колеса приходится 100% веса. Именно поэтому у полноприводного автомобиля реализуемое тяговое усилие примерно в два раза больше, чем у машины с колесной формулой 4x2.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НИВЫ. ПОСТОЯННЫЙ ПОЛНЫЙ ПРИВОД
Давайте разберемся, насколько Нива приспособлена к возможностям движения вне дорог, определим ее «вездеходный статус». Но прежде сделаем небольшое, но очень важное отступление.

По своей сути описываемый нами автомобиль является вездеходом примерно на 25, максимум на 30 процентов, ибо несмотря на свои внедорожные способности, он, главным образом, рассчитан на езду по твердым дорогам. Поэтому ни в коем случае не следует безвылазно гонять Ниву по тяжелому бездорожью — она этого просто не выдержит.

Итак, Нива имеет постоянный привод на все колеса или, как говорят, постоянный полный привод. Это значит, что крутящий момент от двигателя постоянно подводится и к передней, и к задней оси. Почему передний мост сделали неотключаемым? Такой вопрос задают многие автолюбители.

Концепция постоянного полного привода покоится на «трех китах».

«Кит» первый — проходимость. Водителю нет необходимости думать и гадать, надо ли подключать второй мост и когда его лучше выключить: Нива всегда готова к преодолению препятствий.

«Кит» второй — управляемость. Дело в том, что частым следствием резкого маневра на скользкой дороге для автомобиля с задними ведущими колесами является занос задней оси, а для переднеприводного — снос передней. Занос и снос — явления различные и требуют неодинаковых приемов по их предупреждению, контролю и устранению. Как правило, грамотные водители такими приемами владеют, но лишь на тех автомобилях, за рулем которых им приходится ездить. Попробуйте, например, после длительной езды по зимним дорогам пересесть с ВАЗ-2108 на «пятерку». Разницу почувствуете сразу!
У полноприводного автомобиля возможен как занос, так и снос. Соотношение вероятности их возникновения не постоянно, так как определяется характеристиками управляемости, которые, в свою очередь, зависят от режима движения, коэффициента сцепления дорожного покрытия, загрузки автомобиля, состояния шин и давления в них и многих других факторов. Так что водитель полноприводного автомобиля обычно знаком и с первым, и со вторым явлением. Если же прекратить передачу крутящего момента на переднюю ось (как говорят, «отключить мост»), то автомобиль превращается в заднеприводный. Критическое явление управляемости здесь, как мы уже выяснили, — занос. С ним-то водитель и привыкает бороться, совершенно не подозревая о возможности соскальзывания передней оси.

Теперь представьте себе ситуацию, когда требуется проехать скользкий участок. Водитель переводит трансмиссию в полноприводный режим и на повороте, приготовившись откорректировать занос задней оси, сталкивается вдруг со сносом передка — явлением, доселе ему неведомым. Нет необходимости доказывать, что любое неожиданное поведение автомобиля может привести к непоправимым последствиям. Так что в этом смысле постоянный полный привод безопаснее, и его обладатель — Нива — в большинстве случаев не меняет характера управляемости.

«Кит» третий — возможности производства. Здесь все идет под девизом максимального использования деталей от машин семейства ВАЗ2101-2106.

Полная масса Нивы заметно больше (1550 кг), чем самого тяжелого из Жигулей — 2106 (1450 кг). К тому же суммарное передаточное число трансмиссии на первой передаче на 20% больше, выше и величина крутящего момента, который передается на редуктор и полуоси. Постоянное распределение момента между двумя осями позволяет снизить нагрузки на эти узлы и детали. Поэтому совершенно неправы те владельцы Нив, которые экономят, сняв один из карданных валов: эксплуатация машины в таком варианте приводит к интенсивному износу и быстрому выходу из строя деталей трансмиссии — от шарниров карданного вала до полуосей. Помните: в трансмиссии Нивы применяются детали от легковых автомобилей!

Чтобы избежать паразитных моментов, возникающих в трансмиссии при движении по твердым дорогам (на поворотах и при переезде неровностей все четыре колеса, как известно, проходят разные пути и, соответственно, имеют разные скорости вращения), между осями установлен дифференциал. Выполняет он те же функции, что и межколесные — дает возможность вращаться с различными скоростями (не прерывая передачи крутящего момента) деталям, между которыми он находится. Называется такой дифференциал межосевым и расположен он в раздаточной коробке.

Для того, чтобы избавиться от известного недостатка межосевого дифференциала, когда при заметной разнице в коэффициенте сцепления дорожного покрытия буксует та ось, колеса которой находятся на более скользком покрытии, а на колеса, стоящие на твердом фунте, крутящий момент не передается, существует режим блокировки дифференциала. Крутящий момент при этом распределяется между осями поровну — между ними как бы вводится жесткая связь. Блокировкой межосевого дифференциала целесообразно пользоваться в следующих случаях:

— на скользких подъемах;

— при движении по сильно пересеченной местности, когда есть вероятность вывешивания одного из колес;

— при трогании с места при условии, что колеса одной из осей находятся на покрытии с низким коэффициентом сцепления.

Не следует использовать блокировку дифференциала при движении по твердым дорогам. Помните, что это средство повышения проходимости и при наличии жесткой связи между осями всегда идет более интенсивный износ шин и деталей трансмиссии.
ТЯГОВОЕ УСИЛИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО УВЕЛИЧЕНИЯ

ывают случаи, когда силы тяги не хватает. Такое возможно на крутом подъеме, вязких и сыпучих фунтах. При движении по сухому песку, например, к ведущим колесам необходимо приложить силы в 20(!) раз большие, чем при движении по ровному асфальту. Для того, чтобы обеспечить возможность движения в таких условиях, в дополнение к основной коробке передач на Ниве имеется раздаточная коробка. Это, по сути, вторая коробка передач, поставленная последовательно с основной. Ее использование дает возможность удвоить передаточный ряд : коэффициент редукции 1,2 используется для «верхнего» ряда, 2,13 — для «нижнего». Особенность Нивы состоит в том, что передаточные числа первой «верхней» и второй «нижней» очень близки — 4,40 против 4,47, поэтому основных рабочих ступеней получается не восемь, а семь (речь идет о модификациях с четырехступенчатой коробкой передач).

Грамотное использование всей гаммы передач позволяет подобрать наиболее подходящую для конкретных дорожных условий. Как правило, необходимость использования «нижнего» ряда раздаточной коробки возникает при нехватке крутящего момента на первой передаче «верхнего» ряда, то есть, когда двигатель «задыхается», и автомобиль не едет. Такое может быть при движении по песку, снегу, глубокой грязи, на крутых подъемах, кроме этого, применение «нижнего» ряда трансмиссии оправдано и на твердых дорогах: при буксировке тяжелого прицепа, начале движения в зимнее время сразу после запуска двигателя и, наконец, в случае маневрирования в тех местах, где требуется особая осторожность.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОХОДИМОСТИПрежде, чем начать активно эксплуатировать автомобиль на пересеченной местности, необходимо уяснить для себя такие понятия, как геометрические параметры проходимости. Чаще всего оперируют тремя из них. Передний свес автомобиля (расстояние от передней оси до крайней точки передка) определяет угол въезда, то же, но применительно к задней части машины — угол съезда. Эти углы ограничивают крутизну подъема или спуска, которые автомобиль может преодолеть без задевания за грунт наружными элементами кузова. Следует иметь в виду, что установка буксирного устройства, лебедки, защитных дуг непродуманной конструкции уменьшает эти углы и отрицательно сказывается на проходимости.

База автомобиля и дорожный просвет формируют третий угол — угол рампы. Данный параметр определяет максимальный поперечный перегиб дорожного профиля, который автомобиль способен преодолеть, не касаясь его верхнего перелома.

Угол въезда «работает» не только на крутых подъемах, но и на предельных спусках, когда есть риск утыкания передним бампером (зеленый автомобиль)

НИВА В ГОРОДЕ И НА ШОССЕ
Если вести речь о дорогах с твердым покрытием, то описывать какие-либо отличия в поведении Нивы по сравнению с другими автомобилями никакой необходимости нет — в обычных режимах движения таковых просто-напросто не существует. Хочу только предупредить некоторых ретивых «гонщиков». Не надо блокировать межосевой дифференциал в надежде получить более интенсивный разгон: никакого выигрыша в динамике вы не получите. Помните, что блокировка дифференциала на Ниве есть средство повышения проходимости, и пользоваться ей в обычных условиях не стоит.

А вот с демультипликатором ситуация иная. Задействовать «нижний» ряд трансмиссии порою случаев весьма полезно. Если требуется предельно осторожное маневрирование в стесненном пространстве, работа в качестве тягача, старт на непрогретом двигателе в зимних условиях — смело обращайтесь к раздаточной коробке. Этим вы облегчите жизнь себе и своей машине.
ВЫ РЕШИЛИ СЪЕХАТЬ С АСФАЛЬТА.
Прежде всего необходимо принять правильную посадку. Подушку сиденья расположите так, чтобы левая нога, выжав до конца педаль сцепления, оставалась слегка согнутой. Это необходимо для обеспечения надежной работы педалью.

Спинку установите как можно круче (разумеется, в пределах разумного), ибо вертикально расположенный позвоночник человека способен выдерживать большие нагрузки и безболезненно переносить толчки и удары при проезде неровностей. Вдобавок, такая посадка поможет вам крепко и надежно держать руль обеими руками и обеспечит удобный доступ к рукоятке рычага коробки передач.

Обратите внимание на способ захвата рулевого колеса. Большие пальцы рук должны лежать на ободе по окружности, чтобы при ударном контакте управляемых колес с фунтом спицами «баранки» вам не выбило суставы.

Никогда не держите левую ногу на педали сцепления — ее место на опорной площадке. Во-первых, при такой посадке вы получаете дополнительную опору для поддержания равновесия. А во-вторых, постоянное «поглаживание» ступней педали сцепления может привести к очень большим неприятностям и дело здесь не только в износе накладок. При резком крене или «клевке» автомобиля водитель от неожиданности теряет равновесие и рефлекторно ищет опору левой ногой. А нога-то на сцеплении… В предельных условиях, когда автомобиль движется из последних сил, достаточно на секунду прекратить передачу тяги на колеса (а именно это вы сделаете, наступив на педаль), и он остановится. Поверьте, тронуться с места на сложном участке куда труднее, чем пройти его ходом.

Научитесь фиксировать и надежно удерживать ступню правой ноги на педали акселератора. Это нужно, чтобы обеспечить постоянную подачу топлива при проезде неровностей. В то же время, следует быть готовым к резкому сбросу газа или, наоборот, к значительному добавлению.

При преодолении сложного участка следует заранее выбрать нужную передачу, которая заведомо позволит вам пройти его без переключений и включить блокировку межосевого дифференциала. Сомнения в выборе передач решаются в пользу низшей. Если случилось так, что вы не угадали или данная часть местности оказалась сложнее, чем вы думали, переключайтесь в процессе движения, но очень быстро, при необходимости — «ударным» способом. Помните, что если запас хода невелик, то даже кратковременное прерывание передачи крутящего момента на колеса (при переключениях это неизбежно) может заставить автомобиль остановиться. При экстренных манипуляциях с коробкой передач передние колеса должны быть расположены прямо, дабы снизить сопротивление качению автомобиля.

Включать блокировку межосевого дифференциала на Ниве можно в любых режимах движения. Единственное и обязательное условие — отсутствие пробуксовки колес. Легче всего блокировка включается при смене нагрузок: плавно потяните за рычаг и сбросьте или добавьте газ. Сцепление выжимать не нужно.

С переключением передач в раздаточной коробке сложнее. Манипулировать рычагом демультипликатора следует только после полной остановки автомобиля. Впрочем, если вы в совершенстве владеете приемом двойного выжима сцепления, то, применив его, можно переключиться на хода, но только с низшей передачи на высшую. Скорость при этом не должна быть выше 30 км/ч. Низшую передачу в раздаточной коробке в любом случае можно включать, только полностью остановив автомобиль. Не забывайте об этом!

Сражаясь с бездорожьем, поглядывайте на приборы. Проблем с перегревом у Нивы практически не бывает, так что если вы не заставляете свой джип в течение часа буксовать в песке, то за температурный режим двигателя можете быть спокойны.

Подмигивание лампы аварийного давления масла при кренах автомобиля сообщит вам о недостаточном уровне моторного масла. Если масляная лампа моргает, откажитесь от штурмов крутых подъемов: при наклоне машины есть риск осушения маслозаборного патрубка. А переведя двигатель в режим масляного голодания, вы, в то же время, заставите его работать под большой нагрузкой.

Указатель уровня топлива на Ниве — прибор курьезный. При хорошем крене он может мигнуть лампочкой резерва даже если в баке литров тридцать. Кстати, запас хода по бездорожью у Нивы мал: «прожорливость» в тяжелых условиях может превышать 20 л/100 км, так что отправляясь на очередное сафари, положите в багажник канистру с бензином. При этом обязательно проверьте ее герметичность и надежно привяжите, например, к спинке заднего сиденья.

Канавы и гребни следует проезжать наискось. Постарайтесь, чтобы отрыв колес от грунта происходил поочередно
Очень полезными спутниками во внедорожных путешествиях будут лопата и легкая ручная лебедка.
КОЛЕИ, КАНАВЫ И ГРЕБНИ
Движение по колее, глубина которой не превышает величину дорожного просвета автомобиля, достаточно безопасно, однако определенные «подводные камни» у этого вида бездорожья есть. Неприятности, как правило, связаны с «гулянием» дорожного просвета при работе подвески: на ходе отбоя он увеличивается, а при сжатии становится меньше. Поэтому, если двигаясь по колее, вы увлеклись скоростью, Нива может удариться балкой передней подвески о грунт. Повреждений такой контакт не нанесет, однако, дополнительное сопротивление движению будет гарантировано. Так что, пуская Ниву даже в самую безобидную колею, старайтесь не злоупотреблять скоростью и ни в коем случае не позволяйте машине сильно раскачиваться.

Заведомо глубокие колеи следует преодолевать, пустив одну из промоин между колес. Двигаться в этом случае необходимо крайне аккуратно, ибо любое неосторожное действие рулем или незначительная пробуксовка колес могут спровоцировать сползание машины в колею. Если такое случилось, и ваш автомобиль не сел на «брюхо», попробуйте выбраться сами. Дайте Ниве небольшой разгон и, уменьшив обороты двигателя, поверните руль в сторону предполагаемого выхода. Добавлять газ в момент зацепления колес за кромку грунта можно только в том случае, если автомобиль укомплектован «грязевыми» шинами ВлИ-5 (или аналогичными): имея специальный рисунок, это колесо в состоянии само прорезать себе дорогу. Если же на вашей Ниве стоят другие колеса, выходить из колеи следует только под сброс газа — этим вы сведете к минимуму вероятность пробуксовки. Не отчаивайтесь, если скользкая колея упорно не хочет вас выпускать из своих объятий — попробуйте выбраться задним ходом, а коль и такой способ окажется бесполезным, примените метод раскачки. Его суть в следующем. Двигаясь по колее, раскачайте машину плавными поворотами руля влево-вправо и, как только почувствуете, что Нива вошла в резонанс, активным рывком руля с одновременным сбросом газа «выдерните» машину из плена.

Главная опасность, подстерегающая вас при преодолении канав и гребней, называется диагональным вывешиванием. Это ситуация, когда контакт с фунтом теряют одновременно два колеса, расположенные по диагонали (например, левое переднее и правое заднее). Чтобы свести риск диагонального вывешивания к минимуму, старайтесь придерживаться следующих правил.

Если при пересечении препятствия возможен отрыв колес от грунта, всегда и обязательно заранее включайте блокировку межосевого дифференциала.

Направляйте машину по такой траектории, чтобы, вне зависимости от крена, три колеса всегда имели контакт с фунтом и отрывались от поверхности по очереди.

И, наконец, постарайтесь правильно выбрать скорость движения. С одной стороны, она должна быть достаточной для обеспечения запаса хода в момент вывешивания. С другой — скорость не должна заставлять автомобиль прыгать, ведь при любых прыжках колеса неизбежно теряют сцепление с покрытием.

Если диагональное вывешивание все-таки произошло, и автомобиль остановился, следует повернуть передние колеса в одну или другую сторону до упора и еще раз попробовать плавно тронуть машину вперед или назад. Помните — вам необходимо зафузить третье колесо, поэтому используйте для этого все возможные способы: попросите, например, пассажиров пересесть на один борт. Ничего страшного, если кому-то из них придется выполнять роль балласта, стоя на бампере. Главное — заставить Ниву наклониться и достать вывешенным колесом до фунта.

На этой фотографии показан правильный «внедорожный» хват руля.
Обратите внимание на положение больших пальцев рук

Уясните главное правило — три колеса всегда должны иметь надежную опорную поверхность

Классический случай диагонального вывешивания. Причина — в неправильно выбранном угле проезда препятствия

Приблизительно так нужно заставлять Ниву проезжать гребни

Для обеспечения надежного контакта колес с грунтом используйте запас хода подвески

Нива для бездорожья

Нива для бездорожья

В далеком 1977 году, более сорока лет назад, с конвейера сошла первая Нива ВАЗ-2121 и с тех самых пор она является, пожалуй самым популярным российским внедорожником.

Советская Нива 2121 и охотники

Советская Нива 2121 и охотники

Легкая, безрамная конструкция Нивы, полный привод с понижающим рядом на раздатке - все это вполне конкурирует и со стандартным УАЗиком и многими другими внедорожниками.

Нива 4х4 фото

Девушка и Нива в зимнем лесу

Девушка и Нива в зимнем лесу

Конечно, тюнинг Нивы довольно затруднителен, при лифте и установке колес большего размера приходится усиливать и трансмиссию, но зачастую для деревни, поездок в лес или на рыбалку по грунтовкам, всего этого не требуется. Она и в стандарте - неплохо лазит по бездорожью.

Нива 2121 на заснеженной грунтовке

Нива 2121 на заснеженной грунтовке

Нива рыбака с лодкой в прицепе

Нива рыбака с лодкой в прицепе

И тем не менее, на Ниву имеется довольно много тюнинга: начиная от блокировок, заканчивая украшениями внешнего вида.

Детали для тюнинга Нивы

Блокировка Иж-техно на Ниву

Блокировка Иж-техно на Ниву

Установка блокировки дифференциала на ниву

Установка блокировки дифференциала на ниву

Расширители арок Lapter на Ниву

Расширители арок Lapter на Ниву

Расширители колесных арок ВАЗ Нива 2131

Расширители колесных арок ВАЗ Нива 2131

Нива с бампером из трубы и лебедкой

Нива с бампером из трубы и лебедкой

Бампер с лебедкой на Ниву

Бампер с лебедкой на Ниву

Передний силовой бампер на Ниву от OJeep

Передний силовой бампер на Ниву от OJeep

Нива с багажником, силовым обвесом и лебедкой

Нива с багажником, силовым обвесом и лебедкой

Багажник на Ниву

Багажник на Ниву

Тюнинг Нивы

Подготовленные и не очень, тюненые Нивы:

Тюнинг Нивы для соревнований по трофи-рейдам

Тюнинг Нивы для соревнований по трофи-рейдам

Нива для оффроада

Нива для оффроада

Нива пятидверая, тюнинг фото

Нива пятидверная, тюнинг фото

Трехмостовая нива

Подготовленная Нива на портальных мостах

Подготовленная Нива на портальных мостах

Постройка Нивы на раме, с мостами и тракторными колесами

Постройка Нивы на раме, с мостами и тракторными колесами

Нива черный принц пикап

Нива черный принц пикап

Нива пикап красивый тюнинг

Нива пикап красивый тюнинг

Нива с высокой крышей

Нива с высокой крышей

Нива в камуфляже с багажником

Нива в камуфляже с багажником

Нива на военных мостах и шинами боггер

Нива на военных мостах и шинами боггер

Нива на гусеницах

Нива на гусеницах

Нива из Еревана. Аратюнинг.

Нива из Еревана. Аратюнинг.

Нива в рапторе, камуфляж, на больших внедорожных колесах

Нива в рапторе, камуфляж, на больших внедорожных колёсах

Нива в рапторе на зубастой резине

Нива в рапторе на зубастой резине

Нива 2121 переделана под летний прогулочный вариант

Нива 2121 переделана под летний прогулочный вариант

Лада Бронто пикап

Лада Бронто пикап

Красивый тюнинг Нивы

Красивый тюнинг Нивы

Нива на соревнованиях

Из-за своего "бараньего" веса, Нива пользуется популярностью и у спортсменов участников трофи-рейдов.

Подготовленная Нива на соревнованиях по трофи-рейдам

Подготовленная Нива на соревнованиях по трофи-рейдам

Нива с каркасом безопасности на соревнованиях

Нива с каркасом безопасности на соревнованиях

Нива с тракторными колесами на бездорожье

Нива с тракторными колесами на бездорожье

Нива на Ладоге (Ladoga Trophy)

Нива на Ладоге (Ladoga Trophy)

Нива на соревнованиях чуть не перевернулась

Нива на соревнованиях чуть не перевернулась

Белая Нива на соревнованиях

Белая Нива на соревнованиях

Нива на трофи-рейдах

Нива на трофи-рейдах

Нива для спринта. Соревнования внедорожников.

Нива для спринта. Соревнования внедорожников.

Заряженая Нива фото с соревнований

Заряженая Нива фото с соревнований

Нива для путешествий

Как экспедиционный автомобиль Нива тоже пользуется популярностью. Даже не смотря на скромный по размеру салон внедорожника, путешественники умудряются ездить на своих Нивах в дальние поездки в несколько тысяч километров.

Нива в северной экспедиции

Нива в северной экспедиции

Нива для экспедиций

Нива для экспедиций

Нива 4х4 на больших колесах

Нива 4х4 на больших колесах

Длинная нива для экспедиций

Длинная нива для экспедиций

Две нивы на перевале Дятлова

Две нивы на перевале Дятлова

Лада 4х4 Vision

Лада Нива 4х4 выпускается уже много десятилетий. Время требует перемен и завод Автоваз работает над будущей нивой.

На московском автосалоне АвтоВАЗ показал концепт будущей Нивы, то есть модели Лада 4x4 нового поколения.

В настоящий момент это всего лишь концепт-кар, серийную версию Лада 4х4 нового поколения нужно ждать не раньше 2021 года, поэтому за предстоящее время еще многое может измениться. Однако и в этом виде Лада 4х4 Vision заслуживает пристального внимания.

Лада 4х4 Vision концепт

Лада 4х4 Vision концепт

Больше фото Лада 4х4 Vision уже на сайте.

Нива на видео

Две Нивы! На ЛЮТОМ бездорожье.

Видео про покатушки на Нивах. Едут по серьезному бездорожью, периодически дергают друг друга динамической стропой.

УАЗ или НИВА? Бездорожье, грязь и брод.

Видео о том, как два УАЗа и четыре НИВЫ поехали сплавляться вдоль реки. Кто из них круче выясним по дороге. Бездорожья, грязи и воды по самые стекла!

Новая Лада 4х4 или старая Нива на бездорожье. оффроуд испытание, грязь, песок, болото урбан 2017

На нашем оффроуд полигоне оказался интереснейший эксземпляр. Это самый настоящий Русский "проходимец" Лада 4х4 с двигателем 1.7 мощностью 83 л.с. МКПП. В видео вы увидите внедорожное сравнение Урбана с классической Нивой. Тест драйв проходил как по песку и сложному лесному рельефу, так и по грязи, болотистой местности и воде. Для стандарной Лады оказалось жёстко.

САМАЯ ПРОХОДИМАЯ НИВА на бездорожье! Пол метра просвета и колесные редуктора решают!

Видео про ниву на колесных редукторах, которая вместе с другими внедорожниками проходит сложную трассу.

Подводя итог, можно смело утверждать, что ВАЗ Нива 4x4 - достойный и популярный отечественный внедорожник, вот уже более 40 лет бороздящий просторы и бездорожье не только в России и странах СНГ, но и по всему миру.

Блог Lada Niva Travel: ищем предел проходимости


Парни из иркутского клуба «Протектор» тактично не послали меня… за грязевой «резиной». Но в ответ на предложение заявить стоковую «Шниву» в самый низший трофийный класс было столько молчаливого недоумения, что я решил — поехать на ежегодную Майoffку поеду, однако вне зачета. И то верно — шноркелем за раскисший в начале мая суглинок не зацепишься. «Кордиантом», который носит громкий титул All-Terrain (все же не «шоссейка»!) — тем более. Впрочем, забегая вперед, скажу — мои выводы о внедорожных качествах неподготовленной «Нивы» оказались поспешными.



Из нее получился бы отличный автомобиль для автошкол. Кроме шуток, девочки, кто боится «механики» — здесь едва ли не идеальный привод сцепления, будто специально ориентированный на ножку в каблучке. Педалька мягкая и одновременно упругая, как волнующий всех мужчин элемент женского тела. А рычаг коробки нет нужды вколачивать всей пятерней — его, словно джойстик, можно перемещать двумя наманикюренными пальчиками.

Хотя совдепию из коробки не вытравили до сих пор. Иной раз рычаг обо что-то там «спотыкается» и в первую и в заднюю передачи входит, будто шпатель в гипсовый раствор.

Подвеска — из разряда «что мне ваши дороги». Можно не шарахаться из стороны в сторону, отыскивая асфальт получше, а невозмутимо парить над ямами. Правда, коготки стоит поберечь — на крупных неровностях лишенный демпфера руль может их пообломать.


Наконец, двигатель… Вы никогда не выдавите из него столько, чтобы ваш инструктор успел поседеть. Но я-то закончил автошколу больше 20 лет назад. И хорошо помню, как при активном участии наставника («давай, жми!») размаслал 412-й «Москвич» до 120 км/ч. А «Шнива» так не может. Ну если только под горку. В остальное время — встали в правый ряд, и неважно, сколько вам лет, представляете, что 65 и вы уже никуда не спешите. На Култукском тракте (Иркутск — юг Байкала) возникали моменты, когда хотелось подоткнуть вторую передачу. Так что если у вас какая-нибудь «литрушка» или, упаси, 660-кубовый атмосферный кей-кар, прокатитесь на «Шниве». Динамика собственного автомобиля потом впечатлит.


Но давайте уже о бездорожье! Вечерняя поездка в базовый лагерь Майoffки продемонстрировала хороший ближний и дальний свет и опять же нехватку двигателя. В прибайкальские сопки по грунтовочке забирались даже легковушки. Но Lada Niva в этих тепличных условиях отказывалась ехать на второй передаче, требуя первую или пониженную. Зато ночевать в ней тепло и вполне удобно. Хотя скромные размеры багажника и невозможность организации из заднего дивана полноценного спального места ограничивают ее туристическое применение.


Мерзлый грунт стартовой поляны к утру раскатали в абсолютную кашу. И было забавно наблюдать, как по ней, треща имитациями блокировок, ползают кроссоверы.



Niva тут в своей стихии. Надо лишь не миндальничать с газом и сцеплением. Остальное сделает демультипликатор и энергоемкая подвеска.

С другой стороны, никто не отменял заслуг тяговитого мотора и наличия межколесных блокировок. И разных мнений о том, каким должен быть внедорожник — пусть и в таком по габаритам формате. Представляем вашему вниманию точки зрения людей из джиперской среды.


— Не ожидал, что «Шнива» окажется такой собранной и приятной в управлении. От руля с насыщенным реактивным действием и от энергоемкой подвески можно получать наслаждение. Скажем, Duster, как прямой конкурент, мягче. Но лупить на нем в таком же режиме по грунтовкам не будешь — и жалко, и некомфортно. Артикуляция колес внушительная. При отсутствии межколесных блокировок подобной и должна быть. И она же — тот фактор, который позволяет не обращать внимания на то, что под колесами.



Единственный неприятный момент в ходовой — пробой задних амортизаторов. Да, в машине нас было четверо, зато багажник почти пустой. Жесткость задних пружин должна быть выше.

Пока автомобиль новый, достаточно четко работает коробка передач. Хотя в задней ступени и воет чисто по-нивовски. Молчит пластик салона, и неожиданно в хорошем смысле удивили сиденья.


Отлично, что есть камера заднего хода. Правда, она долго включается.


Нельзя не отметить Cordiant. Внешне типичный All Terrain без ярко выраженного протектора. Однако хорошо цепляющийся и в грязи, и в поперечном направлении на снегу. Заезжал на подтаявшую наледь и думал, что сейчас соскользну, но Cordiant показал себя чуть ли не всесезонными шинами.



Что касается внедорожных качеств, то стандартная Niva, безусловно, интересный автомобиль, на который так и просится лифт в пару дюймов и «резина» класса Mud Terrain. Вот только с таким двигателем… Его не хватает даже в «понижайке». И это, пожалуй, единственный значительный недостаток «Шнивы».


— Извечная беда «Нивы» — недостаток мощности и момента. Судите сами, на пониженном ряду тяга сопоставима с моим Дастером. Но на нем нет понижающего ряда (хотя первая передача частично его имитирует)! А на повышенном ряду «Нива» хоть в сколько-нибудь сложных условиях готова ехать только на оборотах и под запах горелого сцепления.

Вдобавок у педали сцепления слишком большой ход, но схватывает диск только в самом его конце, что лично мне неудобно. Хорошо, что хотя бы изменили ее кронштейн — разнесли по ширине с педалью тормоза. Раньше водить в большой обуви было неудобно.


После рестайлинга Niva получила приставку Travel, но с таким мотором какой тревел? Четверо взрослых в салоне полностью исчерпали возможности двигателя. И ладно на проходимой для легковушек гравийке спасает «понижайка». Так ведь в какое-то далекое путешествие с таким силовым потенциалом не отправишься.


На бездорожье по части трансмиссии тоже есть свой недостаток — пониженная с блокировкой то не желает включаться, а то рычаг не хочет выходить обратно в повышающий ряд. И почему с завода нет возможности приобрести «Ниву» с главными парами не 3,9:1, а, например, 4,3 или 4,44? Да хотя бы 4,1:1! С таким передаточным отношением она ехала бы веселее.



Спорным, на мой взгляд, получился дизайн — остро спереди и округло сзади. И жаль, что в погоне за внешними эффектами забыли о чисто бытовых вещах. Лючок и пробка бензобака по-прежнему не запираются. В передних дверных проемах есть дополнительный уплотнитель, в задних — нет.



Водительская дверь уже скрипит.

Чего у «Нивы» не отнять, так это превосходного шасси. И ходы колес для таких габаритов максимальные. И подвеска энергоемкая. И руль на ступняке не бьет. И Cordiant на удивление оказался способным на многое. А то, что задний мост иногда замыкается на отбойники, — не страшно. Жестких ударов все равно не наблюдается. Duster в этих условиях не позволяет ехать столь напористо. Кроме того, ABS срабатывает довольно поздно, что для условий бездорожья только благо. Кузов пока еще обладает неплохой жесткостью — вывесив колесо, без труда открыли и закрыли дверь багажника.



Сиденья здесь удобнее, чем в Renault, и имеют боковую поддержку. Оценю и следующее решение — подлокотник для водителя, который превращается в подстаканники для задних пассажиров. А вот потолочный наплыв, начинающийся от кнопок ЭРА-ГЛОНАСС, остался непонятым — зачем такой массивный, если он внутри пустой?


Но основной вопрос, конечно, к мотору. Другого, видимо, уже не дождемся, а с этим существовать «Ниве» сложно.


— Сколько она стоит? От 800 до почти 950 тысяч? Да ей красная цена — 600 000. Чтобы целевая аудитория — люди перед пенсией или уже на ней — могли бы без проблем расплачиваться по автокредиту. А на кого еще ориентирована «Шнива»? С таким-то мотором! И подлокотник здесь ни к чему. Одной рукой тут надо рулить, второй вытирать слезы радости — купил, повезло!


Подвеска, конечно, хороша. Вопрос в том, насколько ее хватит с точки зрения надежности. Неплоха и проходимость — даже в базовом исполнении. Ведь по своим габаритам «Шнива» фактически «паркетник». Но максимально приближенный к джипам. Вот только нормальный внедорожник должен помогать водителю. А Lada может подвести в самый неподходящий момент. Нужно оперативно воткнуть пониженную и блокировку? Однако рычаг упирается и требует особого подхода — покататься вперед/назад, повтыкать. Та же ситуация с выключением.


Так что купил бы ее, только если хотел бы кому-то подарить и таким образом отомстить. За ее стоимость есть масса бэушных джипов — с нормальными моторами, надежные, у которых до сих пор все работает нормально.


— Двигателя «Ниве» не хватает настолько, что обязательно нужно следовать правилу — чуть съехал с асфальта, включай пониженную! В некоторых совершенно безобидных ситуациях она отказывалась ехать на второй повышенной, в то время как первая уже заканчивалась. Но ох уж эти манипуляции с рычагом «раздатки», а также нежелание с первого раза попадать в заднюю передачу…


Качество исполнения вообще не сильная сторона «Нивы». Пластик в районе кнопок включения света и в целом на передней панели гуляет. Открывается/закрывается с брелока машина не всегда сразу.


Зато хороша обзорность, понравились удобные сиденья. Если делать скидку на неважные тяговые возможности мотора, то на высоте окажется и проходимость. Короткие свесы, большая артикуляция подвески, которую можно дополнить самоблокирующимся задним дифференциалом. Хотя не уверен, что это выдержат полуоси.

Наконец, Cordiant отлично гребет в глинистых колеях. Если еще давление в колесах приспустить… Однако возможности шасси и так превосходят потенциал двигателя. «Шнива» прекрасно чувствует себя на любых покрытиях — от раскисшей грунтовки до гравийки со ступняком.

Поделимся еще кое-какими наблюдениями по итогам нашего короткого, но интенсивного знакомства. Так, один из респондентов отметил, что загадочное исчезновение антифриза преследовало и его «Шниву» — еще ту, что была до первого рестайлинга. Проблема известная и, увы, не решенная до сих пор.

Двигатель, несмотря на металлическую защиту снизу, закидывает грязью. Достается и шумоизоляции капота.



Пластиковые «брызговики» тут явно лишние. В общий стайл, конечно, вписываются, но оторвать их можно запросто. И почему-то крепятся они саморезами не под крестовую отвертку — под торкс-шестигранник.



А так ездить можно. Но с двигателем — беда. Его 80 л.с. и 127 Нм — это уровень 70-х годов прошлого века. Откуда, собственно, и он сам, и вся «Шнива», как ее ни называй и в какие обвесы ни упаковывай.

Читайте также: