Как изменилась волга после строительства гэс

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Укрощение реки. 5 фактов о прошлом, настоящем и будущем Волжской ГЭС


На Волжской ГЭС идет замена гидроагрегатов – сердца станции, преобразующего энергию воды в электричество. Корреспонденты «АиФ-Волгоград» своими глазами увидели, как происходит модернизация, и вспомнили самые яркие факты из истории гидроэлектростанции.

Прошлое: масштаб стройки

Строительство ГЭС в еще не до конца восстановленном после войны Сталинграде было всесоюзной стройкой. Стройплощадка ГЭС раскинулась на 12 километров. Для транспортировки грузов через Волгу на высоте 40 метров сделали канатную дорогу. Каждые сутки с правого берега на левый доставлялось свыше 5000 м3 стройматериалов.

Начальник строительства Федор Логинов в газете «Правда» 5 сентября 1950 года писал: «На сооружении гидроузла на Волге и магистрального канала нам предстоит вынуть свыше 600 миллионов кубометров земли, уложить свыше 7 миллионов кубометров бетона и железобетона».


Специально для стройки был изготовлен гигантский экскаватор с емкостью ковша 18 кубометров. Длина котлована под будущую ГЭС составила 1 километр, ширина – 500 метров, глубина – 40 метров. Если весь грунт, что вырыли и насыпали при строительстве, уложить башней, то высота ее составит 18 километров, и вершина достигнет стратосферы.

Прошлое: новое русло

Возведение Волжской ГЭС было настоящим укрощением реки. Само здание станции возводилось на острове Песчаном. Для этого в 1952 году рабочие начали рыть котлован. Вокруг него сделали ограждающие перемычки, чтобы вода не мешала строительству. Круглые сутки насосы откачивали воду.

В 1958 году были закончены все подготовительные работы, построено здание ГЭС, левобережная плотина, водосливная плотина. Волга в это время шла по старому руслу шириной около 300 метров. 23 октября, взорвав перемычку, воду пустили через плотину, и она заполнила котлован. После этого гидростроевцы перекрыли старое русло реки от правого берега и до здания ГЭС. В районе перекрытия навели понтонный мост. По нему пошли самосвалы и сбросили в реку 4,5 тысячи десятитонных бетонных пирамид, 9 тысяч бетонных кубов, горы щебня. Через 10 часов бетонные пирамиды показались над водой. Затем земснаряды начали намывать на бетонное основание песок. Чтобы плотину не размыло, ее склоны закрепили со стороны водохранилища бетонными плитами. Волга пошла по новому руслу.

Прошлое: как изменилась Волга

Многие считают, что из-за ГЭС значительно снизилось количество рыбы в Волге. Сторонники этой точки зрения говорят, что плотина Волжской ГЭС, являющейся нижней ступенью каскада, перекрыла путь на нерест проходным рыбам Каспийского моря. На станции долгое время работал специальный рыбоподъемник. Но сейчас он законсервирован, и рыба может пройти только через судоходные шлюзы.

Плотина ГЭС подняла уровень воды в Волге на 26 метров. Вода разлилась по долине реки, и образовалось огромное водохранилище протяженностью 540 километров. Средняя глубина там – 10 метров, а у плотины – 40.


Выселять людей с территории, на которой сейчас разлилось водохранилище, начали в 1951 году. Строения и целые населенные пункты - Дубовка, Верхнепогромное и другие – переносились подальше от реки. Пойменные леса сжигались, кладбища очищали от крестов, памятников и оград.

Настоящее: трудовые династии

Руководство Волжской ГЭС гордится тем, что в коллективе есть несколько трудовых династий, насчитывающих три поколения одной семьи: Бурины, Ручко, Жилины, Сусловы-Евсеевы, Рябцевы, Сукенник. В этих семьях не только дети, но и внуки пошли по стопам старших. Общий трудовой стаж Сусловых-Евсеевых – около 150 лет.


Такой преемственности поколений во многом способствуют различные льготы и компенсации, положенные сотрудникам Волжской ГЭС. Например, материальная помощь для родителей первоклассников и выпускников, целевой 10-дневный отпуск в начале учебного года для мам и пап первоклашек, компенсация 50% затрат на тренажерные залы, бассейны и спортивные секции для всей семьи, льготы и выплаты усыновителям и опекунам, дополнительное пенсионное обеспечение.

Будущее: 58,4 миллиарда на модернизацию

В 2003 году на Волжской ГЭС начался первый этап реконструкции. Половина силового оборудования уже заменена. Если бы этого не произошло, то уже сейчас агрегаты, которые выработали свой нормативный ресурс, пришлось остановить. Программа комплексной модернизации гидроэлектростанции рассчитана до 2025 года. По словам директора филиала ОАО «РусГидро» — «Волжская ГЭС» Сергея Бологова, к 2021 году планируется заменить все турбины и генераторы. При этом часть оборудования будет импортным, так как в России аналогов нет. После модернизации серьезного ремонта оборудованию не потребуется еще 30-40 лет.


Итог модернизации будет заметен невооруженным взглядом – снаружи будут убраны опоры ГЭС, исчезнут желтые козловые краны. Планируемые расходы – 58,4 миллиарда рублей. Если бы Волжская ГЭС строилась в наши дни, на это ушло бы около 2,5 триллиардов рублей. При этом окупалась бы гидроэлектростанция около 8 лет.

Как плотины ГЭС превратили главную русскую реку в ядовитую помойку

Все знают, что Волга — национальное достояние России, но мало кто сейчас осознает масштабы постигшего ее бедствия. Она погибает, и с точки зрения науки она уже не река. Что убивает Волгу и чем опасна для всех нас эта вялотекущая экологическая катастрофа, «Ленте.ру» рассказал врио директора Института экологии Волжского бассейна РАН, профессор, доктор биологических наук Сергей Саксонов.

Цветет река Волга

Со строго научной точки зрения, можно ли сейчас считать Волгу рекой? Или она уже представляет собой каскад водохранилищ?

Вы сами ответили на свой вопрос. Конечно, Волга уже не река, а каскад водохранилищ — вернее, каскад гидротехнических сооружений с непроточным режимом.

По каким гидрологическим критериям различают настоящую реку и каскад водохранилищ?

Каких-либо жестких критериев нет, но если река по всему течению зарегулирована, то ее уже никак нельзя считать полноценной рекой. Русло Волги, как известно, перегорожено плотинами в восьми местах — от Тверской области до Волгоградской.

Остались ли на Волге собственно речные участки? Например, не все жители моего родного Ярославля знают, что на самом деле город стоит уже на берегах не Волги, а Горьковского водохранилища.

На Волге остались лишь небольшие фрагменты риофильных участков, расположенных, как правило, за плотинами водохранилищ. Например, естественное течение сохранилось на небольшом отрезке от Жигулевска до Самары, где в воде еще живут речные организмы. Увы, но как естественный водоем и как реку мы Волгу потеряли.

Некоторые экологи утверждают, что Волга стремительно превращается в болото.

Дело не в этом. Заболачивание берегов волжских водохранилищ — это не главная беда. В любом случае вся их водная поверхность полностью в болото никогда не превратится. Основная проблема в другом: в Волге исчезает естественная биомасса и появляются чужеродные для нее организмы.

Например?

Сине-зеленые водоросли, которые при особых условиях размножения дают колоссальную биомассу и приводят к цветению воды. К тому же они агрессивно поглощают кислород, вытесняя из Волги другие живые организмы. Вот где настоящая беда — органическое загрязнение Волги сейчас просто колоссально.

Стучат со дна

Почему сине-зеленые водоросли так активно размножаются?

Их подпитывают неочищенные стоки из канализации, со свалок и удобрения с полей. Воздействие на Волгу сейчас настолько огромное и глубокое, что река просто не успевает самоочищаться. Мы недавно оценили ущерб, который постоянно наносится биологическим ресурсам Волги. По самым скромным подсчетам, у нас получилась сумма в 70 миллионов рублей ежегодно.

Правда ли, что из-за каскадов водохранилищ скорость течения воды в Волге теперь уменьшилась в 10 раз?

Да, так оно и есть. Проточная вода лучше сопротивляется загрязнению. Если раньше, до постройки Волжско-Камского каскада ГЭС, речная вода расстояние от Валдая до Астрахани преодолевала за месяц, то теперь это может тянуться годами.

Я читал, что именно из-за этого на волжском дне образовался многометровый слой ила, где накапливаются вредные вещества.

Заиливание дна — это еще одна серьезная беда водохранилищ на Волге. На многих из них берега не сформированы и должным образом не укреплены, из-за чего там регулярно случаются оползни. В результате органика оседает в донных отложениях, которые до определенного момента их впитывают подобно губке, образуя своеобразный резервуар всех поступающих в Волгу нечистот.

Но так не может продолжаться бесконечно. Наши недавние исследования Куйбышевского водохранилища показывают, что в нем донные отложения максимально напитались этими вредными веществами и теперь начался процесс вторичного загрязнения волжской воды — только уже от ее дна. Не удивлюсь, если подобная ситуация складывается и на других участках Волжско-Камского каскада ГЭС.

Насколько все это серьезно?

Это все очень серьезно, если учитывать, что в бассейне Волги живут более 60 миллионов человек и сосредоточено около половины всего промышленного и аграрного производства России. Любая экологическая система, особенно искусственная, должна саморегулироваться и со временем сбалансироваться. В биологии это называется сукцессией. Но в наших водохранилищах это невозможно, и сукцессия дальше первой стадии никогда не заходит.

Наследие Сталина

Почему?

Потому что главная задача волжских водохранилищ — выработка электроэнергии. Этой цели подчинено абсолютно все, а потом мы вдруг удивляемся, почему в Волге рыба погибает и качество питьевой воды снижается.

Как появление водохранилищ повлияло на климат всего Поволжья?

Трудно сказать. Во-первых, сейчас вообще наблюдается глобальное изменение климата. Идет аридизация (иссушение) больших территорий и перераспределение осадков с летнего сезона на зимний. Поэтому тяжело вычленить влияние этого глобального фактора от воздействия водохранилищ на климат Поволжья. Во-вторых, всерьез говорить о таком влиянии нам не позволяют сроки. Ведь климат нужно изучать на протяжении больших временных циклов.

Но, например, о Рыбинском водохранилище говорят, что зимой его поверхность превращается в огромную льдину, которая становится гигантским холодильником для всего Верхнего Поволжья.

Я не уверен, чтобы даже такое большое водохранилище, как Рыбинское, способно сильно изменить климатические условия в своем регионе. Но, опять же, этот вопрос еще слишком мало изучен.

Рыбинское водохранилище стало одним из первых на Волге. До него в 30-х годах XX века возвели Иваньковскую и Угличскую ГЭС. Известно, какими чудовищными издержками и бедствиями все это сопровождалось: были уничтожены десятки населенных пунктов (в том числе древние города), затоплены плодородные прибрежные территории, не говоря уже о том, что при строительстве плотин погибли десятки тысяч заключенных ГУЛАГа.

Да, это была колоссальная трагедия.

Но насколько построенные такой ценой водохранилища оказались полезными и эффективными, если судить об этом с высоты сегодняшнего дня?

Все зависит от конкретной задачи. Конечно, на тот момент сталинская энергетика обеспечила существенный импульс развитию страны и ее промышленности. В краткосрочном плане эти три гидроэлектростанции свои задачи выполнили. Но в долгосрочной перспективе все более очевидными становятся проблемы (в том числе экологические), которые они породили. Поэтому ясно, что с ними что-то надо делать.

Что делать?

В конце 80-х годов некоторые экологи предлагали радикальное решение этой проблемы: просто спустить весь Волжско-Камский каскад ГЭС. Это реально?

Нет, конечно. Возьмем, например, Куйбышевское водохранилище, рядом с которым находится наш институт. Как известно, оно крупнейшее в Европе и третье по площади в мире.

И его тоже строили заключенные ГУЛАГа.

Да, но сейчас речь не об этом. Представьте, что Куйбышевское водохранилище спустят. Миллионы гектаров его илистого дна превратятся в ядовитую пыль, которую ветер разнесет во все стороны. И тогда мы получим новый Чернобыль!

Что же тогда делать?

На этот вопрос нет прямого и однозначного ответа. Например, геоморфолог Глафира Обедиентова, которая еще в годы советской власти не побоялась открыто сказать, что создание каскада водохранилищ на Волге принесло нашей стране больше вреда, чем пользы, предлагала следующее решение. Чтобы остановить разрушение берегов Куйбышевского водохранилища и накопление донных отложений, она советовала понизить его уровень до естественного уступа древнего Хвалынского моря, существовавшего здесь в четвертичный период.

И как вам эта идея?

Она хорошая, но, боюсь, сейчас неосуществимая.

Почему?

Потому что в наше время электроэнергии требуется все больше и больше. Пока не найдем альтернативные и сравнительно дешевые ее источники, вряд ли что-то изменится. Но пока можно попытаться хотя бы сбалансировать водохранилища Волги.

Как?

Для этого достаточно не загрязнять стоки органическими отбросами с нечистотами и не делать из них питательный бульон, как это происходит сейчас.

Чебоксарский недострой

Насколько надежны плотины первых волжских ГЭС, построенных много десятилетий назад?

Опять же я могу привести пример расположенной рядом с нашим институтом Жигулевской ГЭС. Когда во время весеннего паводка через ее водосливные шандоры идет сброс воды, в Комсомольском районе Тольятти во многих зданиях ощущается вибрация и нередко появляются трещины на жилых домах. То есть возникает небольшая искусственная сейсмичность, хотя в геологическом отношении территория Самарской области стабильна.

Но я знаю, что компания «РусГидро», которой принадлежит почти весь Волжско-Камский каскад ГЭС, постоянно следит за состоянием плотины Куйбышевского водохранилища, поэтому сейчас говорить о риске ее обрушения не приходится. Но не так давно у нас в институте проводилось исследование, в котором моделировалась подобная гипотетическая ситуация. В таком случае ничего хорошего близлежащие территории, конечно, не ждет — это стало бы для них катастрофой колоссального масштаба.

Еще есть проблема Чебоксарской ГЭС, ставшей последней из запланированных при советской власти, так как Ржевский гидроузел и Нижневолжскую ГЭС около Астрахани так и не начали строить. Она ведь так и не вышла на проектную мощность, и сейчас это породило множество проблем — от неполностью загруженных турбин до подтопления побережья Волги в трех регионах.

Проблема недостроенной Чебоксарской ГЭС — это сложный вопрос, требующий отдельного рассмотрения. Видимо, не все рассчитали советские инженеры в 1970-х годах, если возникли такие трудности. Но теперь надо определиться с приоритетами, что важнее: затапливаемые и подтапливаемые земли с живущими на них людьми или дешевая и доступная электроэнергия.

Почему Волгу до сих пор продолжают активно загрязнять, если с 90-х годов немало промышленных предприятий в ее бассейне закрылись?

Возьмем Тольятти, где находится наш институт. В городе с населением свыше 700 тысяч человек до сих пор вся ливневая канализация не имеет системы очистки. И таких городов на берегах Волги много. Вот вам и ответ.

Небрат-близнец Днепр

Конечно. Можно воспользоваться опытом США и Канады по решению экологической проблемы Великих озер. Власти этих стран в свое время пошли на радикальные и непопулярные меры — убрали промышленные предприятия от побережья, модернизировали очистные сооружения, ужесточили экологическое законодательство. В итоге это помогло.

Когда-то самой грязной рекой Европы считался Рейн, хотя, в отличие от Волги, он никогда не был зарегулирован плотинами. Но сейчас и там нет такой проблемы. А если говорить про нашу страну, то у меня складывается ощущение, что у нас многие рассуждают так: «В России воды много, на мой век хватит».

Есть ли сейчас пример похожей экологической ситуации в других странах? Или задыхающаяся и запруженная многочисленными плотинами Волга уникальна?

Разве что Днепр на Украине. Он тоже зарегулирован несколькими плотинами и водохранилищами, которые строились примерно в те же годы и точно таким же образом, что и на Волге. Но какая там сейчас экологическая обстановка, мне сказать трудно. Хотя я подозреваю, что ситуация с Днепром не лучше, чем с Волгой.

Насколько необратим процесс гибели Волги? Можно еще что-то сделать?

Вы задаете очень сложный вопрос. Если говорить образно, то сейчас Волга просто взмолилась: «Хватит меня насиловать! Я уже не выдерживаю». По некоторым параметрам деградация ее экосистемы зашла слишком далеко — по загрязнению, по ядовитым донным отложениям. Чтобы переломить нынешнюю тяжелейшую ситуацию с нашей главной национальной рекой, надо действовать уже прямо сейчас.

Уровень воды в Волге у Самары до строительства ГЭС

В очередной раз обсуждали мы недавно с френдом karl_snov уровень воды в Волге у Самары до строительства ГЭС волжского каскада.

Мое мнение, которое я основывал на анализе старых открыток с видом Самары и некоторых других данных - уровень воды в межень был тогда ниже нынешнего на 6-7 метров.

Судите сами - на этой открытке видна подпорная стенка Жигулёвского пивоваренного завода:

Еще пара дореволюционных фотографий, по которым можно судить об уровне Волги (фото из блога Вадима Кондратьева):

Конечно, однозначно утверждать, что на фото - уровень воды в межень, было б не логично - это может быть как весенний разлив, так и осенний минимум, но, тем не менее.

Сравним с современным уровнем Волги относительно подпорной стенки (фото 05.07.2015, уровень воды был практически меженный - 28.03м):

Теперь попробуем выяснить, на каком уровне (хотя бы приблизительно) находилось основание подпорной стены Жигулёвского пивзавода.

В этом нам поможет "Приложение В к пояснительной записке от 17/30 апреля 1911 г. за № 97500 инженера В.Г. Линдлея", представляющее собой чертёж трассировки дождевых каналов самарской канализации, нанесённый на план города Самары 1907 г., составленный землемером-таксатором П.Богдановичем.

План составлен на основе нивелировки 1907 года, и на нём нанесены горизонтали через 1 сажень и полугоризонтали через полсажени - вот копия пояснений к этому плану:

Таким образом, выясняется, что нуль самарского водомерного поста (у Заводской улицы) находился на отметке 9.48 саженей от уровня Балтийского моря.

Таким образом, нуль самарского водомерного поста в 1907 году находился на отметке 20.226 м от уровня Балтийского моря.

Раз уж речь зашла о Жигулевском пивзаводе, обратимся снова к плану Самары - на нем обозначена территория Жигулёвского пивзавода, но вблизи него на плане не обозначено горизонталей.
Однако нечто похожее на горизонталь обнаруживается возле Струковского сада, на высоком берегу у бывшей Александровской улицы (сейчас - Вилоновская) - и там вроде бы усматривается высота в 23 сажени, т.е. - 49.07 м:

Заодно посмотрим на Жигулёвский пивзавод на карте г. Самары с прилегающими окрестностями 1934 г. - на ней нанесены горизонтали с шагом 10м, полугоризонтали - через 5 м, и отлично видна отметка 25 м на полугоризонтали, идущей от стрелки к пивзаводу:

Впрочем, нам уже не нужны отметки высот у основания подпорной стены - ведь у нас есть нулевая отметка самарского водомерного поста в 1907 г. - 20.23 м от уровня Балтийского моря.
Осталось выяснить, на каком уровне находится нулевая отметка в наши дни, и каков сегодняшний уровень реки в Балтийской системе высот.

Для Саратовской ГЭС по данным РусГидро:

ФПУ — 31.4 м
НПУ — 28 м
УМО — 27 м
Уровень — 27.71 м 0.13
Свободная ёмкость — 522 млн.м3 234
Приток — 5210 м3/c 163
Общий расход — 5714 м3/c 154
Расход через водосбросы — 0 м3/c

ФПУ – форсированный подпорный уровень, максимальная технически возможная отметка наполнения водохранилища, м
НПУ - нормальный подпорный уровень, отметка полного наполнения водохранилища в обычных условиях, м
УМО – уровень мертвого объема, отметка предельной сработки водохранилища, м

Уровень - текущая отметка уровня воды в водохранилище на 8:00 (МСК), м
Свободная ёмкость – свободный объем водохранилища, разница между текущим уровнем и НПУ, км3
Приток – количество воды, поступившей в водохранилище за предыдущие сутки, м3/с (среднесуточное значение)
Общий расход – общее количество воды, пропускаемой через гидроузел (турбины и водосбросы) за предыдущие сутки, м3/сек (среднесуточное значение)
Расход через водосбросы - количество воды, сбрасываемой через водосбросы мимо турбин за предыдущие сутки, м3/с (среднесуточное значение)

Напомню, что нормальный подпорный уровень наполнения Саратовского водохранилища составляет 28м в Балтийской системе высот, и на сегодня этот уровень у плотины Саратовской ГЭС составляет 27,71 м:

Поскольку всё-таки Самара стоит выше уровня плотины Саратовской ГЭС, выясним уровень воды у Самары на сегодня:

Осталось выяснить, на какой отметке находится нуль поста у г. Самара в наше время:
Координаты гидропоста, г. Самара
GPS координаты: 53.241512, 50.152801.
Отметка нуля поста располагается на высоте 25.00 м. над уровнем моря.

Что ж мы имеем в итоге?

Нуль самарского водомерного поста в 1907 году составлял 20.226 м от уровня Балтийского моря.
Отметка нуля поста в наше время располагается на высоте 25.00 м. над уровнем того же моря.

Сегодняшний уровень нуля поста у г. Самара выше дореволюционного на 4.77 м.

Обратите внимание - нулевая отметка современного самарского водомерного поста располагается как раз на уровне полугоризонтали 25м, отмеченной на карте 1934 года - и она заметно выше уровня Волги в 1934 году (горизонтали между отметкой 25м и уровнем реки не отмечено):

Впрочем, окончательно поставить точку может только график дореволюционных замеров уровня реки относительно нуля водомерного поста - но таковых данных я нигде не нашел, сколь ни искал.

P.S.
Ну и что б 2 раза не вставать:
Самый большой подъем уровня Волги наблюдался в 1926 г., когда горизонт воды достигал 36,76 м над уровнем Балтийского моря, или 15,5 м над уровнем самарского водомерного поста.

У северного и южного концов Самарской Луки Волга имеет разницу в отметках уровня воды на 6 метров на длину русла в 175 км, или в среднем 3 см понижения на каждый километр протяжения.

Река Волга — круизы и судоходство, гидроэлектростанции и основные характеристики

Монумент «Волга» у Рыбинского гидроузла

Волга — это самая большая река в Европе и одна из крупнейших рек в мире. Ее бассейн занимает более трети Русской равнины и, как писал Твардовский, «в нее смотрелось пол-России». Волга — это мать русских рек, с ней связана история и культура нашей страны.

«Волга матушка-река», «красавица народная, как море полноводная, как Родина, свободная, широка, глубока, сильна!» Воспетая в песнях и стихах Волга является символом и душой России.

Карта Волги с городами, зелеными стоянками и гидроэлектростанциями

Название

До сих пор происхождение названия реки Волги остается загадкой. В какое время и какой народ дал ей название?

Как изменялось со временем название реки:

  • В I веке нашей эры греческий ученый Клавдий Птолемей и древнеримский историк Аммиан Марцеллиин называли Волгу словом Ра
  • В IX веке она именовалась Атель (у разных народов она называлась по-разному: Итиль, Этель или татарским словом Идел), то есть рекой рек или великой рекой
  • В «Великой польской хронике» появляется название Булга, что объясняется проживанием в бассейне Волги и нижней Камы волжско-камских булгар
  • В начале XII века в «Повести временных лет» река описывается уже под названием Волга: «Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское».

Происхождения названия реки:

  • В верховьях реки проживали древние балты и, согласно балтийскому происхождению названия реки, латышское valka в переводе означает «ручей, текущий через болото», «небольшая заросшая травой речка». Именно так и выглядит Волга в верхнем своем течении
  • В переводе с финно-угорского языка слово valkea означает «светлый» и «белый»
  • Древнеславянское Vьlga — «волога» переводится как «влага».

История Волжского судостроения

В XVI веке после присоединения Казани и Астрахани, перед Русью открылись водные дороги на Урал и Каспий. Волга стала главной водной дорогой, по которой караваны из 500–600 стругов перевозили самые разные товары.

Струг — это плоскодонное парусно-гребное судно, служившее в XI–XVIII веках для транспортировки людей и грузов. Обычно его длина составляла 20–45 метров и ширина — 4–10 метров.

Позже волгари научились строить так называемые расшивы, в ветреную погоду они шли под парусами, а в безветрие их тянули бурлаки.

Первый пароход был построен в 1816 году на заводе в поселке Пожва, расположенном на одноименной реке, притоке Камы. Особенно успешно пароходство стало развиваться после отмены в России крепостного права.

Для транспортировки нефти волгари соорудили нефтеналивные парусники, а затем были построены первые в мире железные нефтеналивные баржи «Елена» и «Елизавета». Метод перевозки нефти наливом получил широкое распространение по всему миру и получил название «русский способ».

Волжские судостроители обогнали мастеров из стран Западной Европы — именно на Волге было пущено комфортабельное пассажирское судно, без существенных изменений сохранившееся до настоящего времени.

В начале XX века на нефтеналивном судне «Вандал» впервые были установлены двигатели внутреннего сгорания, работавшие на нефти вместо керосина. Также был усовершенствован теплоход «Сармат», а вскоре на Волгу вышел первый в мире буксирный теплоход «Мысль». В 1910 году на Коломенском заводе был сооружен первый в мире колесный пассажирский теплоход «Урал», а в следующем году был пущен знаменитый винтовой теплоход «Бородино».

Гидроэлектростанции на Волге

На Волге построено восемь гидроэлектростанций, входящих в Волжско-Камский каскад гидросооружений. Суммарная мощность Волжских ГЭС составляет 10 Гвт (10 млн квт), а среднегодовая выработка электроэнергии — более 40 млрд кВт/ч.

Начало созданию комплекса гидроэлектростанций положило строительство канала Москва — Волга и его главное сооружение — Иваньковский гидроузел, построенный недалеко от города Дубны Московской области. Иваньковская ГЭС была пущена в 1937 году, ее проектная мощность составляет 30 Мвт (30 тыс. квт), судоходный шлюз однокамерный однониточный. В 1941 году при приближении немецких войск оборудование гидроэлектростанции было разобрано и эвакуировано, в мае 1942 года ГЭС была вновь запущена.

Угличская ГЭС мощностью 110 Мвт расположена в городе Угличе Ярославской области, была введена в 1940 году, судоходный шлюз однокамерный однониточный, длина камеры составляет 290 метров, ширина — 30 метров.

Угличская ГРЭС на реке Волге

Угличский шлюз

Рыбинский гидроузел построен на реках Волге и Шексне, мощность Рыбинской ГЭС — 330 Мвт. Имеется два судоходных однокамерных двухниточных шлюза, длина каждой камеры составляет 283 метра, ширина — 30 метров. Рыбинская и Угличская ГЭС сыграли значительную роль в обеспечении Москвы электроэнергией во время Великой Отечественной войны.

Шлюзы в Рыбинске

В Нижегородской области у Городца в 1948–1962 годах построена Нижегородская ГЭС мощностью 520 Мвт. Общая протяженность плотин гидроузла составляет 18,6 км, судопропускные сооружения включают четыре двухниточных двухкамерных шлюза.

Городецкий шлюз, фото

Шлюзы Городецкого гидроузла

Шлюзы Городецкого гидроузла

Строительство Чебоксарской ГЭС велось с 1968 по 1981 годы, её мощность — 1,4 Гвт, расположена у города Новочебоксарска в республике Чувашия, шлюз двухкамерный одноступенчатый.

Чебоксарская ГЭС

Жигулевская ГЭС ранее называлась Волжской ГЭС имени В.И. Ленина. Расположена выше Самары и является второй в комплексе Волжского гидроузла (её мощность — 2,3 Гвт). 17-ти метровый перепад реки преодолевается двумя ступенями шлюзов.

Плотина Волжской ГЭС имени Ленина

Плотина Волжской ГЭС имени Ленина

выход из шлюза Волжской ГЭС в акваторию речного порта Тольятти

выход из шлюза Волжской ГЭС в акваторию речного порта Тольятти

У города Балаково построена Саратовская ГЭС мощностью 1,29 Гвт, судоходный шлюз двухниточный.

Шлюз в г. Балаково, впереди теплоход «Нижний Новгород»

Шлюз в г. Балаково, впереди теплоход «Нижний Новгород»

Выше Волгограда построена Волгоградская ГЭС имени XXII съезда КПСС мощностью 2,54 Гвт, это крупнейшая ГЭС в Европе, построена в 1952–1961 годах, судоходные шлюзы двухниточные двухкамерные.

Волгоградский гидроузел, шлюзы 30 и 31

Волгоградский гидроузел, шлюзы 30 и 31

Исторически сложилось так, что гидроэлектростанции называли в честь расположенных рядом городов, некоторые из которых находятся немного ниже по течению. От названия электростанции получало название и водохранилище, образованное этой электростанцией и находящееся выше. Поэтому Казань стоит на Куйбышевском водохранилище, Самара (бывший Куйбышев) — на Саратовском, а Саратов — на Волгоградском водохранилище.

Судоходство

Со строительством гидроэлектростанций и образования водохранилищ Волга стала глубоководной, что позволяет проходить по ней пассажирским судам, а также большинству грузовых судов из Каспийского моря в северные районы страны.

Благодаря строительству Волго-Донского канала появился водный путь к Дону и Черному морю. Волго-Балтийский путь открыл дорогу к Ладожскому и Онежскому озерам, Санкт-Петербургу и Балтийскому морю, а через Беломорско-Балтийский канал суда могут попасть в Белое море. Канал имени Москвы (канал Москва — Волга) связывает реку со столицей России.

В настоящее время Волга, Волго-Балтийский канал и Волго-Донской канал — это важные пути экспорта нефти и нефтепродуктов. В отличии от трубопроводов поставка нефтепродуктов на судах класса река-море обладает большей гибкостью, поскольку позволяет доставлять товар непосредственно потребителю в Европе независимо от наличия там трубопровода.

Создание Единой глубоководной системы России улучшило условия плавания судов. На основном ее протяжении, за исключением нескольких участков, установлены гарантированные глубины судового хода 4 метра.

Вместе с тем, кроме положительных аспектов — производства электроэнергии и создание глубоководного пути, в процессе строительства гидроэлектростанций были потеряны целые деревни и города.

Так, при сооружении Рыбинского водохранилища были затоплены древняя княжеская столица Молога и поселок Абакумово, находившийся на реке Шексне, а также большая часть Весьегонска, расположенного в 140 км от Рыбинска.

Молчаливым укором стоит в воде, в центре Угличского водохранилища, затопленная колокольня Никольского собора города Калязина. При строительстве Куйбышевского водохранилища полностью перенесен из зоны затопления на новое место Ставрополь-на-Волге, ныне город Тольятти.

Затоплены город Скнятин и Корчева, Балаганск и многие другие поселки, села и деревни.

Кроме того, после сооружения Волгоградской ГЭС осетровые рыбы не поднимаются выше плотины, что привело к многократному снижению их улова. Плотина отрезала 80% нерестилищ русского осетра и, несмотря на создание специальных рыбоподъемников и искусственное разведение этого вида рыб, численность осетра катастрофически падает.

Волга — это по сути уже не река, а цепь из девяти водохранилищ, но несмотря на это в последние годы наблюдаются трудности с судоходством в районе города Городец. На 40-километровом участке от этого города до Нижнего Новгорода глубины на судовом ходу составляют менее 2,5 метров. В связи с этим транспортные суда вынуждены либо недогружаться, либо производить перегрузку на другие виды транспорта, что ведет к большим экономическим потерям.

Круизы по Волге

Путешествие по Волге — это один из самых популярных видов отдыха. Во время круиза на теплоходе Вы познакомитесь с российскими городами, их историей и культурой, узнаете много интересного о республиках и областях, расположенных на Волжских берегах и, конечно, увидите удивительно красивые места.

По берегам реки располагаются четыре города-миллионника, это Казань и Нижний Новгород, Самара и Волгоград. Во время путешествия Вы познакомитесь со старинными городами Золотого кольца России — Костромой и Угличем, а также жемчужиной древнерусских городов — Ярославлем.

Ширина реки меняется от ручейка в верховьях до необъятных размеров в среднем и нижнем течении. Леса сменяются степями, а извилистые участки пути — водными просторами.

Почти во всех волжских городах есть турфирмы, организующие круизы именно из этого или из ближайшего города.

Туристам предлагаются как короткие маршруты (так называемые маршруты выходного дня продолжительностью 2–3 дня), например Казань → Самара → Казань или Нижний Новгород → Ярославль → Нижний Новгород, так и более продолжительные.

Больше всего теплоходов отправляется из Москвы. Но поскольку Москва не стоит на Волге, все круизы из столицы начинаются с путешествия по каналу имени Москвы, затем они проходят по Волге.

Круизы выходного дня из Москвы:

  • Москва → Углич → Москва
  • Москва → Углич → Мышкин → Ярославль → Москва
  • Москва → Тверь → Москва и другие.

Стоит отметить, что в таких круизах можно увидеть только небольшой отрезок Верхней Волги. Познакомиться почти со всей Волгой можно, пожалуй, в самом продолжительном круизе Москва → Астрахань → Москва продолжительностью 20–22 дня. Существуют и круизы в одну сторону, например, Москва → Астрахань с возвращением поездом или самолетом. На протяжении этого маршрута можно увидеть почти всю Волгу и посетить все крупные города на Великой русской реке.

Самые популярные города и зеленые стоянки (перечислены, начиная с верховий Волги):

Основные характеристики

  • До строительства Волжского каскада ГЭС длина реки была 3690 км, в настоящее время ее протяженность — 3530 километров
  • Число впадающих притоков — более 200
  • Исток расположен на высоте 228 м над уровнем моря, а устье находится на 28 м ниже уровня моря, то есть перепад высот составляет 256 метров, уклон реки — 0,07 %
  • Средняя скорость течения небольшая и составляет 2–6 км в час.

Исток

Водный путь реки начинается на Валдайской возвышенности. Здесь на окраине деревни Волговерховье Тверской области из земли бьет несколько родников, один из которых огражден часовней — это и есть начало великой русской реки. Родники впадают в водоем, из которого вытекает небольшой ручей шириной не более метра и глубиной 25–30 см. Высота над уровнем моря в этом месте составляет 228 метра.

Этот ручей длиной почти 3,2 км впадает в озеро Малые Верхиты, затем проходит озера Большие Верхиты и Стерж. Последнее озеро является частью Верхневолжского водохранилища, после которого начинается Верхняя Волга.

Верхняя Волга

От истока реки до первого города на ее берегах Ржева — 200 км, далее располагается Тверь и начинается Иваньковское водохранилище, также его называют Московским морем. Далее идут Угличское и Рыбинское водохранилища, после которых Волга поворачивает и течет не на северо-восток, а на юго-восток.

Монумент «Волга», фото

Монумент «Волга» у Рыбинского гидроузла

На дамбе Рыбинского водохранилища установлена скульптурная композиция «Волга», посвященная строителям гидросооружения. Высота памятника вместе с постаментом составляет 28 метров. Скульптура изображает женщину, приветствующую проходящие мимо корабли. В руке она держит свиток с чертежами, внизу изображена парящая чайка. Надпись на постаменте: «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны».

Авторы композиции — архитектор Н. Донских, скульпторы — С. Д. Шапошников и В. Малашкина.

Первоначально со стороны водохранилища планировалось установить скульптурную композицию Веры Мухиной «Рабочий и крестьянка», но поскольку строительные работы к тому времени еще не были завершены, ее установили на временной площадке рядом с ВДНХ.

Выше Нижнего Новгорода находится Городец, рядом с которым построена Нижегородская ГЭС, образующая Нижегородское водохранилище длиной 427 км. По его берегам расположены города Рыбинск и Ярославль, Кострома и Плёс.

Средняя Волга

У Нижнего Новгорода в Волгу впадает самый большой ее правый приток — Ока. В этом месте начинается Средняя Волга. Став полноводной, река течет на восток к Чебоксарам, где построена Чебоксарская ГЭС и находится Чебоксарское водохранилище.

Вскоре река изменяет направление на юго-восточное, а после Казани поворачивает на юг. По настоящему могучей река становится после впадения в нее Камы, самого крупного левого притока и по многим своим параметрам превосходящей Волгу.

По некоторым геодезическим показателям можно считать, что Волга является притоком Камы, а не наоборот. В месте слияния этих рек Кама несет 4300 кубических метров воды в секунду, а Волга — только 3100!

Нижняя Волга

Участок от устья Камы до устья самой реки считается Нижней Волгой. Здесь расположены такие города как Ульяновск и Тольятти, Самара и Саратов, Волгоград и Астрахань.

Самое крупное водохранилище на Волге построено в районе города Тольятти, где находится Куйбышевская ГЭС и Куйбышевское водохранилище, длина которого составляет 500 км, а ширина — 40 км.

Двигаясь в южном направлении, в районе Самары, Волга огибает Жигулевские горы и образует излучину, так называемую Самарскую Луку. Это уникальное и очень красивое место, полное загадок и привлекающее как туристов, так и ученых.

Ниже по течению находится Саратовское водохранилище длиной 341 км, образованное построенной плотины у города Балаково.

От Саратова до Волгограда река течет в юго-восточном направлении. Выше Волгограда от нее отделяется рукав — Ахтуба, которая течет параллельно и вместе с Волгой образует известный рыболовный регион — Волго-Ахтубинскую пойму.

Выше Волгограда построены Волгоградская ГЭС и Волгоградское водохранилище, протяженность которого составляет 540 км, а ширина — 17 км.

Дельта

Ниже города-героя начинается дельта, самая большая в Европе, имеющая ширину 40 км и длину — 160 км. Это уникальный район, в который входит более 500 рукавов, мелких речек и протоков, где водятся такие редкие животные, как пеликаны и фламинго, произрастает лотос. За последние 130 лет уровень Каспийского моря снизился и площадь дельты значительно увеличилась. Теперь эта уникальная территория признана заповедной зоной и взята под защиту государством.

Хоть сегодня Волга не является главной магистралью России из-за развития других видов транспорта, все же ее роль остается очень важной. Продолжают функционировать гидроэлектростанции, которые вносят значительный вклад в производство энергии в стране. Главная русская река остается важной рекреационной зоной — по берегам расположены санатории и базы отдыха, а также многочисленные дачные участки. Пейзажи не перестают поражать туристов, отправившихся в круизы по Волге.

Укрощение реки. 5 фактов о прошлом, настоящем и будущем Волжской ГЭС

Строительство ГЭС в еще не до конца восстановленном после войны Сталинграде было всесоюзной стройкой. Стройплощадка ГЭС раскинулась на 12 километров. Для транспортировки грузов через Волгу на высоте 40 метров сделали канатную дорогу. Каждые сутки с правого берега на левый доставлялось свыше 5000 м3 стройматериалов.

Начальник строительства Федор Логинов в газете «Правда» 5 сентября 1950 года писал: «На сооружении гидроузла на Волге и магистрального канала нам предстоит вынуть свыше 600 миллионов кубометров земли, уложить свыше 7 миллионов кубометров бетона и железобетона».

Сергей Лемешев, народный артист СССР, выступает перед строителями Сталинградской ГЭС, 1958 год. Фото: АиФ / Степан Курунин

Специально для стройки был изготовлен гигантский экскаватор с емкостью ковша 18 кубометров. Длина котлована под будущую ГЭС составила 1 километр, ширина – 500 метров, глубина – 40 метров. Если весь грунт, что вырыли и насыпали при строительстве, уложить башней, то высота ее составит 18 километров, и вершина достигнет стратосферы.

Прошлое: новое русло

Возведение Волжской ГЭС было настоящим укрощением реки. Само здание станции возводилось на острове Песчаном. Для этого в 1952 году рабочие начали рыть котлован. Вокруг него сделали ограждающие перемычки, чтобы вода не мешала строительству. Круглые сутки насосы откачивали воду. Справка Вечный огонь на площади Павших борцов в 1963 году был зажжен от искры Волжской ГЭС.

В 1958 году были закончены все подготовительные работы, построено здание ГЭС, левобережная плотина, водосливная плотина. Волга в это время шла по старому руслу шириной около 300 метров. 23 октября, взорвав перемычку, воду пустили через плотину, и она заполнила котлован. После этого гидростроевцы перекрыли старое русло реки от правого берега и до здания ГЭС. В районе перекрытия навели понтонный мост. По нему пошли самосвалы и сбросили в реку 4,5 тысячи десятитонных бетонных пирамид, 9 тысяч бетонных кубов, горы щебня. Через 10 часов бетонные пирамиды показались над водой. Затем земснаряды начали намывать на бетонное основание песок. Чтобы плотину не размыло, ее склоны закрепили со стороны водохранилища бетонными плитами. Волга пошла по новому руслу.

Прошлое: как изменилась Волга

Справка После прохождения через Волгоградский узел Волга до Астрахани течет в естественных берегах. Создание Волжско-камского каскада ГЭС сильно изменило реку. С точки зрения гидрогеологии, после сооружения плотин и создания системы водохранилищ Волга уже не река, а проточное озеро. До постройки ГЭС длина реки составляла 3690 километров, сейчас, как утверждают некоторые специалисты, 3430 километров. Вода в Волге стала холоднее - летом вода на поверхности не прогревается выше 23–24°С. Льдом река покрывается теперь раньше.

Многие считают, что из-за ГЭС значительно снизилось количество рыбы в Волге. Сторонники этой точки зрения говорят, что плотина Волжской ГЭС, являющейся нижней ступенью каскада, перекрыла путь на нерест проходным рыбам Каспийского моря. На станции долгое время работал специальный рыбоподъемник. Но сейчас он законсервирован, и рыба может пройти только через судоходные шлюзы.

Плотина ГЭС подняла уровень воды в Волге на 26 метров. Вода разлилась по долине реки, и образовалось огромное водохранилище протяженностью 540 километров. Средняя глубина там – 10 метров, а у плотины – 40.

Волга до и после постройки ГЭС. Фото: АиФ-Волгоград / Григорий Белозеров

Выселять людей с территории, на которой сейчас разлилось водохранилище, начали в 1951 году. Строения и целые населенные пункты - Дубовка, Верхнепогромное, Краснооктябрьский и другие – переносились подальше от реки. Пойменные леса сжигались, кладбища очищали от крестов, памятников и оград.

Настоящее: трудовые династии

Руководство Волжской ГЭС гордится тем, что в коллективе есть несколько трудовых династий, насчитывающих три поколения одной семьи: Бурины, Ручко, Жилины, Сусловы-Евсеевы, Рябцевы, Сукенник. В этих семьях не только дети, но и внуки пошли по стопам старших. Общий трудовой стаж Сусловых-Евсеевых – около 150 лет.

Руководство ГЭС гордится тем, что в коллективе есть несколько трудовых династий. Фото: АиФ-Волгоград / Григорий Белозеров

Такой преемственности поколений во многом способствуют различные льготы и компенсации, положенные сотрудникам Волжской ГЭС. Например, материальная помощь для родителей первоклассников и выпускников, целевой 10-дневный отпуск в начале учебного года для мам и пап первоклашек, компенсация 50% затрат на тренажерные залы, бассейны и спортивные секции для всей семьи, льготы и выплаты усыновителям и опекунам, дополнительное пенсионное обеспечение.

Будущее: 58,4 миллиарда на модернизацию

В 2003 году на Волжской ГЭС начался первый этап реконструкции. Половина силового оборудования уже заменена. Если бы этого не произошло, то уже сейчас агрегаты, которые выработали свой нормативный ресурс, пришлось остановить. Программа комплексной модернизации гидроэлектростанции рассчитана до 2025 года. По словам директора филиала ОАО «РусГидро» — «Волжская ГЭС» — Сергея Бологова, к 2021 году планируется заменить все турбины и генераторы. При этом часть оборудования будет импортным, так как в России аналогов нет.

Волга уже не та. Что стало с главной рекой России и куда она уходит?

Здесь нет ни времени, ни границ. Все — в ее власти. Непостижимая, великая река Волга. Одна из крупнейших на Земле и самая протяженная в Европе. А еще, конечно, самая красивая. И сколько ни смотри, не наглядеться. Ведь в ней, кажется, вся глубина русской души. Но вот самой Волге глубины уже не хватает.

Могучая, звонкая, вечно бурлящая река вдруг затихла в середине мая. Вода отступила, обнажая берега на сотни метров. Фантастические, просто немыслимые пейзажи, больше напоминающие кадры пустыни, — изумрудная волжская гладь покрылась песчаными островами. И такая ужасающая картина — сразу в нескольких регионах, где великая русская река потеряла берега, а вместе с ней и крупные притоки — Каму, Казанку, Свиягу. Вот и Городец теперь, словно и не на Волге, — на мели.

Но так, конечно, было не всегда. Первый город Нижегородского Поволжья — почти ровесник Москвы — всю свою историю живет Волгой. И главные легенды этих мест — о рыбных богатствах.

Архивный фотоснимок Городца начала ХХ века позволяет нам оценить, сколько же много было воды в Волге. И старожилы вспоминают, что весной в затоне ловили рыбу корзинами прямо с лодок.

О половодье этой весной здесь только мечтали. Большая вода так и не пришла. Да и погода как назло выдалась жаркая, сухая. Какая уж тут рыбалка, если Волга по колено!

"Народ ревет, потому что раньше матушка-Волга кормила нас. Рыбы не стало на Волге, она вообще сюда не заходит, потому что воды мало", — сказал один из рыбаков.

А ведь этот участок реки у берегов крошечного Городца и без того называют "бутылочным горлышком". Узкий и мелководный канал — это транспортный коридор, что делит главную водную артерию страны на две части, — северную и южную. Но даже в лучшие годы глубина фарватера не более четырех метров. Сейчас — около двух. И чтобы пройти этот сложный участок, сухогрузы и танкеры ждут своей очереди неделями, ведь уровень воды здесь повышают технически, — холостыми сбросами с Нижегородской гидроэлектростанции. Но лишней воды сейчас нет.

"То, что сейчас происходит, — яркий пример того, что развитие речного транспорта является неким заложником того, есть вода или нет", — отметил Александр Лисин, доцент кафедры управления транспортом ВГУВТ, член Экспертного совета при Федеральном агентстве морского и речного транспорта.

Заложником воды, а точнее ее отсутствия, в первую очередь оказалось Куйбышевское водохранилище — самое крупное на реке Волга, что в народе называют "жигулевским морем". А появилось оно после строительства Жигулевской гидроэлектростанции.

Это была всесоюзная стройка. Ударными темпами. И 9 августа 1958 года сам Хрущев, символично перерезав алую ленту, торжественно объявил о запуске крупнейшей в мире ГЭС.

С тех пор Волга — в ручном управлении. Так что в привычном понимании это и не река вовсе, а целый комплекс контролируемых гидроузлов и водохранилищ.

"Волга уже не та, которая была до начала создания первой ГЭС. Сегодня девять таких ГЭС на Волге, несколько гидроэлектростанций на Каме. Все они выполняют свою функцию. Особенности в том, что каждый регион заинтересован, чтобы в этом регионе была вода", — сказал Дмитрий Иванов, заместитель директора по научной работе Института проблем экологии и недропользования.

Уровень воды в Куйбышевском водохранилище к середине мая опустился до 50 метров вместо запланированных 53-х. Тогда у берегов Казани обнаружили древнюю мостовую, что раньше была затоплена. Вымощенная булыжником дорога была построена в XIX веке и соединяла пристань с центром города.

Но есть и то, на что снижение уровня воды в Волге не повлияло. Это пассажирское судоходство. Навигацию, несмотря ни на что, открыли вовремя, и по реке пошли скоростные и туристические теплоходы.

Правда, часть круизных маршрутов все же ненадолго пришлось отменить. Пассажирские суда не могли причалить к берегам Болгара и Свияжска. Но уже к концу мая рейсы вниз по Волге возобновились, вода ведь постепенно прибывает.

"Прогноз на апрель месяц, составленный Гидрометцентром ,полностью оправдался. Поэтому все разговоры относительно того, что синоптики неправильно спрогнозировали, что было много снега, что она ушла в почву, — это несостоятельно", — заявил Сергей Захаров, начальник Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Татарстана.

Эта весна действительно была маловодной — на 30% ниже нормы — что подтвердили и прогнозы Росгидромета. Но цифры вовсе не катастрофические.

"Уровень Волги, конечно, настораживает многие субъекты, многие задают вопросы, тем не менее, надо понимать, что вокруг есть водохранилища, которые регулируют подъем воды. Будет сделано все для того, чтобы не нарушить экосистему", — заверил Дмитрий Кобылкин, министр природных ресурсов и экологии РФ.

Уровень этих водохранилищ регулируется вручную специальной межведомственной комиссией, которая и принимает решения, сколько воды пропустить, а сколько — накопить.

Тишь да гладь. Словом, красота. Но такая идеальная картинка – скорее, исключение, ведь в это время года здесь должно быть шумно. Водосливная плотина Жигулевской ГЭС, где сбрасывают лишнюю воду. Сейчас все затворы закрыты. Сбрасывать просто нечего. Большая вода сюда так и не пришла.

Пока плотина молчит, Волга наполняется. Каждый день уровень повышается примерно на 10-15 сантиметров.

"У нас идет постепенное повышение отметки Куйбышевского водохранилища, на сегодня отметка составляет 51 метр и 91 сантиметр. Это на 2 метра выше тех минимальных отметок, которые у нас были после прохождения максимума сбросов в середине мая", — сказал Олег Леонов, директор филиала Жигулевской ГЭС.

Эти максимальные сбросы спасли Нижнюю Волгу от засухи. Но рыбакам воды все равно мало. Экологическая ситуация осложняется еще и тем, что самоочищаемость Волги за последние 50 лет снизилась в десятки раз. Загрязнение промышленными и бытовыми стоками привело к тому, что привычный ход реки изменился навсегда. И если раньше, еще до строительства плотин, волжская вода от Рыбинска до Волгограда двигалась 50 суток, а в половодье – 30, то сейчас путь с севера на юг занимает почти 500 дней.

Главная река страны — национальное достояние — нуждается в очищении и оздоровлении, ведь не будет Волги — не будет и России.

Читайте также: