Как отцентровать коленвал иж юпитер 5

Обновлено: 01.07.2024

Как отцентровать коленвал иж юпитер 5

«Прочитали в февральском номере журнала «За рулем» за этот год, что в мастерской г. Каунаса ремонтируют коленчатые валы мотоциклов «Ява» заменой шатуна. Расскажите, пожалуйста, как проверяют после этого центровку вала. От группы «явистов» — П. Русанов, г. Ставрополь».

«При ремонте двигателя мотоцикла ИЖ Планета уронил коленчатый вал. Как восстановить теперь его центровку! — К. Пусков, г. Вышний Волочек».

Соосность, цапф коленчатого вала (и коренной шейки в трехопорных валах) — обязательное условие нормальной работы двигателя. Чем больше их несоосность, тем сильнее вибрация двигателя, выше механические потери и меньше срок службы коренных подшипников коленчатого вала (внутренние их кольца перекашиваются и защемляют шарики или ролики). Иногда страдают даже посадочные гнезда в картере. Коленчатые валы отечественных мотоциклов (кроме «Днепра»), а также «Явы» и «Паннонии» выполнены составными (рис. 1). Их цапфы и шейки (пальцы) соединены со щеками (маховиками) посредством прессовой посадки — диаметр отверстия при этом меньше диаметра пальца или цапфы. В коленчатых валах двухцилиндровых ижевских двигателей мотоциклов ИЖ Юпитер, ИЖ Юпитер 2 цапфы после сборки приварены к щекам.

Рис. 1. Центрирование коленчатого вала - коленвала

Чтобы обеспечить соосность (в пределах до 0,01 мм), на заводе цапфы шлифуют уже на собранном коленчатом валу. Вследствие этого наружная (шлифуемая) часть цапфы становится эксцентричной по отношению к запрессованному концу; при ремонте вала замена цапфы без последующей шлифовки невозможна.

Необходимость проверить соосность коленчатого вала возникает обычно после его ремонта, разборки двигателя без соответствующих приспособлений (исключающих деформацию вала) и в других подобных случаях.

Ремонт коленчатого вала, связанный с заменой шатунных подшипников, предусмотрен только на мотоциклах «Ява». Для них завод выпускает специальный комплект: шатун в сборе с роликовым подшипником и пальцем. Методика этой работы подробно изложена в книге «Ремонт мотоциклов «Ява» (А. К. Михеев и Б. В. Синельников, «Машиностроение», 1971).

Соосность цапф (и коренной средней шейки) вала определяют по биению их посадочных поверхностей при вращении вала в поверочных центрах или центрах токарного станка (рис. 2). Величину биения — она- вдвое больше величины несоосности — измеряют закрепленным на стойке индикатором часового типа с ценой деления 0,002—0,01 мм.

Рис. 2. Центрирование коленчатого вала - коленвала

В домашних условиях, при отсутствии таких центров соосность вала с достаточной точностью можно определить на ровной поверхности стола или стекла. На цапфы надевают коренные подшипники так, как они располагаются в двигателе. Если внутренние кольца их садятся со значительным натягом (например, у мотоциклов Ява ), лучше воспользоваться другими, технологическими подшипниками, даже изношенными, внутреннее отверстие которых шлифуют (хотя бы шкуркой) для более легкой их установки. В противном случае можно повредить вал при монтаже и снятии подшипников.

Рис. 3. Центрирование коленчатого вала - коленвала

Далее кладут вал на М-образные подставки, деревянные или металлические, устойчиво закрепленные на столе (рис. 3).К концам вала подводят индикаторы (в крайнем случае можно работать одним) и, вращая вал, определяют на одинаковом расстоянии от подшипников наивысшие и низшие точки цапф, отмечая их соответственно знаками «+ » и « — ».

Рис. 4. Центрирование коленчатого вала - коленвала

Поворачивают вал так, чтобы ось шатунного пальца располагалась горизонтально в одной плоскости с цапфами. Наивысшие (или низшие) точки должны находиться при этом примерно в одной плоскости. Если это условие нарушено, значит, щеки развернуты одна относительно другой на шатунном пальце (рис. 4).Ударами молотка по выступающей щеке поворачивают ее в сторону другой щеки до совмещения их в одной плоскости. Добившись этого, вновь определяют места наибольших отклонений цапф и ставят вал так, чтобы шатунный палец находился вверху. Если при этом обе точки «+» окажутся вверху (рис. 5), щеки нужно сжать с противоположной пальцу стороны молотком или струбциной, а если внизу (рис. 6), — наоборот, раздвинуть щеки рычагом. Постепенно меняя их положение, добиваются минимального биения цапф. Допустимой считается величина до 0,03 мм.

Рис.5. Центрирование коленчатого вала - коленвала

Иногда места наибольших отклонений цапф располагаются по обе стороны от оси вала. Это значит, что цапфы отстоят на разных расстояниях от шатунного пальца. Биение, вызываемое этим обстоятельством, устранить правной вала невозможно. Если оно превышает 0,05 мм, вал следует заменить.

Рис. 6. Центрирование коленчатого вала - коленвала

Центровку коленчатого вала двигателя Ява 350, имеющего среднюю коренную шейку, проводят аналогичным образом. Сначала добиваются соосности одной цапфы со средней шейкой, а затем другой.

motoizh.ru


Центрование коленчатых валов. Как это делать?

Центрование коленчатых валов. Как это делать?

Соосность, цапф коленчатого вала (и коренной шейки в трехопорных валах) — обязательное условие нормальной работы двигателя. Чем больше их несоосность, тем сильнее вибрация двигателя, выше механические потери и меньше срок службы коренных подшипников коленчатого вала (внутренние их кольца перекашиваются и защемляют шарики или ролики). Иногда страдают даже посадочные гнезда в картере. Коленчатые валы отечественных мотоциклов (кроме «Днепра»), а также «Явы» и «Паннонии» выполнены составными (рис. 1). Их цапфы и шейки (пальцы) соединены со щеками (маховиками) посредством прессовой посадки — диаметр отверстия при этом меньше диаметра пальца или цапфы. В коленчатых валах двухцилиндровых ижевских двигателей мотоциклов ИЖ Юпитер, ИЖ Юпитер 2 цапфы после сборки приварены к щекам.

Чтобы обеспечить соосность (в пределах до 0,01 мм), на заводе цапфы шлифуют уже на собранном коленчатом валу. Вследствие этого наружная (шлифуемая) часть цапфы становится эксцентричной по отношению к запрессованному концу; при ремонте вала замена цапфы без последующей шлифовки невозможна.
Необходимость проверить соосность коленчатого вала возникает обычно после его ремонта, разборки двигателя без соответствующих приспособлений (исключающих деформацию вала) и в других подобных случаях.
Ремонт коленчатого вала, связанный с заменой шатунных подшипников, предусмотрен только на мотоциклах «Ява». Для них завод выпускает специальный комплект: шатун в сборе с роликовым подшипником и пальцем. Методика этой работы подробно изложена в книге «Ремонт мотоциклов «Ява» (А. К. Михеев и Б. В. Синельников, «Машиностроение», 1971).
Соосность цапф (и коренной средней шейки) вала определяют по биению их посадочных поверхностей при вращении вала в поверочных центрах или центрах токарного станка (рис. 2). Величину биения — она- вдвое больше величины несоосности — измеряют закрепленным на стойке индикатором часового типа с ценой деления 0,002—0,01 мм.

В домашних условиях, при отсутствии таких центров соосность вала с достаточной точностью можно определить на ровной поверхности стола или стекла. На цапфы надевают коренные подшипники так, как они располагаются в двигателе. Если внутренние кольца их садятся со значительным натягом (например, у мотоциклов Ява ), лучше воспользоваться другими, технологическими подшипниками, даже изношенными, внутреннее отверстие которых шлифуют (хотя бы шкуркой) для более легкой их установки. В противном случае можно повредить вал при монтаже и снятии подшипников.

Далее кладут вал на М-образные подставки, деревянные или металлические, устойчиво закрепленные на столе (рис. 3). К концам вала подводят индикаторы (в крайнем случае можно работать одним) и, вращая вал, определяют на одинаковом расстоянии от подшипников наивысшие и низшие точки цапф, отмечая их соответственно знаками « » и « — ».

Поворачивают вал так, чтобы ось шатунного пальца располагалась горизонтально в одной плоскости с цапфами. Наивысшие (или низшие) точки должны находиться при этом примерно в одной плоскости. Если это условие нарушено, значит, щеки развернуты одна относительно другой на шатунном пальце (рис. 4). Ударами молотка по выступающей щеке поворачивают ее в сторону другой щеки до совмещения их в одной плоскости. Добившись этого, вновь определяют места наибольших отклонений цапф и ставят вал так, чтобы шатунный палец находился вверху. Если при этом обе точки « » окажутся вверху (рис. 5), щеки нужно сжать с противоположной пальцу стороны молотком или струбциной, а если внизу (рис. 6), — наоборот, раздвинуть щеки рычагом. Постепенно меняя их положение, добиваются минимального биения цапф. Допустимой считается величина до 0,03 мм.

Иногда места наибольших отклонений цапф располагаются по обе стороны от оси вала. Это значит, что цапфы отстоят на разных расстояниях от шатунного пальца. Биение, вызываемое этим обстоятельством, устранить правной вала невозможно. Если оно превышает 0,05 мм, вал следует заменить.

Выпуск 12.Ремонт коленчатых валов мотоцикла ИЖ Юпитер.

Выпуск 12.
В этом выпуске:
Мы покажем один из способов восстановления прослабленной посадки подшипников на коленчатый вал, а также один из наиболее доступных способов выставления соосности его щёк.
моторемонт г. Иваново
Мастер: Дунаев Михаил
Телефон мастера

скорее расскажите как поставить поршни на юпитер водянку, очень актуальная проблема.

по Явам бы видео.

респект,жаль в нашем городе таких мастеров нету

Мастер на все руки,Кто за палец вверх.

Ох как я жду продолжения с 400кой и не только!

а электро сваркой можно укрепить палец.

А почему не нарастили подшипник?

хороший способ и доступный подскажите чтоб приготовить раствор цинк должен полностью растворится

золотые руки! зделал из китайского говна конфетку!

Респект и уважуха. Очень хочется увидеть мастер клас по форсированию Иж Ю5.

Спасибо,что вы есть!

какая сука дислайкнула?

prjam himik charodej :) poka vali russkije podshibniki kak nado vstavali,no na zametku kak reshenije problemi postarajus zapomnitj! spasibo za video interesnoje

Хотелось бы узнать как можно синхронизировать 2 кабра на Ю5., Как считаете стоит ли ставить клапана и резонатор на впуск??

Даже не смотрел еще, напишу молодец . ;)

Блин, какие шикарные ящики над столом, где такие же взять? Я искал даже бу на авито по тегам бюро, ящики и т.д. но ничего подходящего нет.

а что то по ремонту явовского коленвала можете предложить?

Цинкование это вариант!Имеется коленвал от м 72,искал долго и упорно в своем городе доступную гальванику(хотел шлифовать шейки,хромировать)буду цинковать

Я буду очень благодарен если снимете ролик.

Почему же? По-моему классно мелочевку всякую туда складывать? И так где такой достать?:)

Никогда не думал что коленвал от таких ударов смещается. А советские тоже так двигаются или там все нормально?

Снимите пожалуйста видео по переборке мотора иж планета 4 или 5.

конфеты поедаете во время съемок?

здравствуйте!!я конечно оценил ваш ролик но хочу сказать следующие что колен вала на юпитре (китайские) даже не стоит их так обрабатывать так как они выдут из строя примерно тысяч через 10 у меня на юпитере вышли точ в точ из строя через 3 тысячи ездил аккуратно !!

огромное спасибо! снимайте дальше, ваши видео очень полезны!

Очень хорошая информация.Снимайте побольше про Юпитер 5.

Мотоциклов нет, но познавательно

Здравствуйте при сварке смешение не происходит ?

на заказ купить у вас такой вал(уже обработанный) нельзя?

бо больше видио о ремонте мотоцкла минск ато неодного нет а так мастер на все руки

Оочень интересно! спасибо!

подшипники всегда сначала запрессовываются в картер, а потом уже запрессовывается вал. кто делает иначе, потом удивляется - почему в картере посадочные места подшипников разбиты?

а что там про Минск показывать? Он простой, проще некуда. А приемы работы те же, только проще из за одного цилиндра, а не двух. да и коробка проще регулируется и собирается.

разбивают в основном из-за проворота на шатунной шейке, или заклинивания подшипников, когда сепаратор рассыпается. но это уже хозяин виноват - услышал, что двигатель застучал и не тянет, глуши и не насилуй.

где он раньше был

удивительная вещь - мне нафиг не нужно как это делать, но смотреть интересно и смотрю не могу оторваться хорошая подача материала делает многое :)

ах ха,спасибо.Комментарий доставил :-)

Очень нравятся твои видеоуроки. Можешь как нибудь по возможности снять видео по Иж Юнкер.

а что за индикатор использовался?

Благодарю за видео. Отцентровал по нему перепрессованные коленвалы. Снимайте ещё.

Станок для центровки необязателен - достаточно изготовить центра. На таких самодельных без усилий выставил биение в 2 сотки.

Кстати, раствором плавких цинковых вставок можно паять тросики :)

A mogliby perebrac motor v 50 s rucznym perekliuczenijam peredacz

это раствор просто одна серная кислота и всё

Мастер на все руки

после всех видео на тему юпитер я захотел сдать свою колошу в чермет

Соляную - в хозмаге, полюбому должна быть. Серную - в автозапчастях (не везде есть). Но везде есть аккумуляторный электролит - из него вполне можно выпарить (осторожно и не на кухне)

А как называется индикатор которым биение измеряли?

вместо соляной кислоты какую нибудь другую можно использовать?

мужик, жму тебе руку сняв шляпу. молодец, КРАСАВЧЕГ. учитесь ребята, как надо относится к своему делу!

sypostat1 можете показать как ровнять щеки друг относительно друга?

а когда ты кольцо поворачивал одевал противогаз ?

Какие коленвалы лучше ? На игольчатых подшипниках или на втулках.

Из-за чего звенит двигатель иж ю4? и как с этим бороться ?

подскажите пожалуйста как отцентровать двигатель при замене крышек кривашипно шатунных камер, все началось с того что я сломал крышку правую, с тех пор часто клинит правый коленвал, сил нет моих спасибо жду ответа

Спасибо У меня на иже левая крышка КШМ с №116 возможно ли найти правую крышку с таким же номером? у нас в селе нет таких токарей которые взялись бы мне гнезда под подшипники.

итак на часах 3.21 ночи,только пришол домой из токарки. пытался отбалансировать колено от иж 56 61гв. зажимал двумя конусами в токарном станке,итог правое посадочное место под подшибник биение 18соток левое 7 соток. писец

ребята есть у кого нибудь правая крышка КШМ №116 на иж ю5,? или это оригинальные номера 2й такой нету?

молодец ивановский мужик. молодеж сейчас только и может купить да продать.

это же корвет-402 или 403.. у него в шпинделе есть посадочное отверстие морзе3. не поленитесь, сделайте монолитный центр специально для таких дел. с патроном погрешностей много будит..

то есть, вы только по наружнему диаметру центрируете?

у вас есть видео про балансировку коленвалов?

Здравствуйте, мне очень нравятся ваши видео ролики по ремонту, если это возможно я хочу попросить вас сделать несколько видео урал и днепр.Мне нужны знания по ремонту (если это возможно прошу вас помочь) буду вам очень благодарен!

Вот убищная китайская продукция. (((

А где такую соляную кислоту купить можно?

подобные вещи делаю электронатиранием.Вал вращается в самодельном станке,небыстро,ток к валу-через графитовую щетку ,прижимаемую к торцу,кусок цинка с прикрученным проводом заворачиваю в хб ткань,смачиваю электролитом.Цинк прижимаем к вращающейся (чистой) шейке.Происходит все быстро,за пару минут,надо замерять,чтоб не положить слишком толстый слой.

Ремонта Планеты не ожидается?

Если изготовить М-образные подставки и на коренных подшипниках проверять биение и центровать,будет ли достаточной точность?

Здраствуйте михаил я бы был рад если бы вы сняли выпуск по полной зборке иж планеты5 дело в том что я собираю двигатель и хотел бы просмотреть ваше видео ролик уточнить кое какие нъюансы

Здраствуйте михаил я бы был рад если бы вы сняли выпуск по полной зборке иж планеты5 дело в том что я собираю двигатель и хотел бы просмотреть ваше видео ролик уточнить кое какие нъюансы

Перезалейте видео с ИЖ ЮПИТЕР 5(ремонтом) 2 ЧАСТЬ

А почему 42205 а не обычный шариковый 205,он лучше будет?

Скользящая посадка это как раз то что было до цинковки.А после,получилась уже с натягом:)

мало что намеришь возле поддерживающего центра! мерить надо на щеках!

плавкие пластины для предожранителя они полностью из цинка или покрыты просто цинком?

Здравствуйте уважаемый Михаил! У меня такая же проблема с посадкой на шейках коленвала и на том же валу как на зло. но вот незадача никак не могу найти цинк. Не могли бы подсказать где взять его еще?

Перепресовка коленвала


В случае износа кривошипа, при работе которого слышен стук, не следует эксплуатировать мотоцикл. На поверхностях кривошипного пальца и шатуна при этом образуются повреждения от наклепа и выкрашивания, которые не удается устранить шлифованием. Ролики также нельзя больше использовать.

Кривошип можно распрессовать небольшим прессом или специальным съемником. На рис. 40 показан съемник, изготовленный на токарном станке и предназначенный для разборки кривошипов двигателей М-61 и ему подобных. Съемник надевают на съемочные выступы наружной щеки кривошипа так, чтобы винт (диаметром 27 мм, шаг резьбы 3 мм) упирался в кривошипный палец. Съемник закрепляют в больших тисках или приваривают к стальной балке. Под винт съемника надо подложить шайбу и густо смазать ее и резьбу универсальной среднеплавкой смазкой (солидолом). При завинчивании винта съемника надо пользоваться длинным воротком. Для выпрессовки кривошипа двухтактного двигателя можно обойтись без подобного съемника и пользоваться прессом.


При сборке коленчатого вала двигателя типа М-61 на прессе можно прежде запрессовать кривошипные пальцы цилиндрическими концами в среднюю щеку и затем напрессовать на конусные концы крайние щеки, обеспечивая осевое перемещение шатуна между щеками в пределах 0,04—0,14 мм. Центрирование коленчатого вала производят в центрах токарного станка с помощью индикатора. Биение коренных шеек на длине 20 мм не должно превышать 0,05 мм.

Если шейки параллельны, но не соосны, то их положение выравнивают ударами алюминиевого молотка по щекам (рис. 41, б), а если расположены под углом, то сжимают в тисках (рис. 41, а).

У кривошипа одноцилиндрового двухтактного двигателя М-103 и ИЖ «Юпитер» биение шеек на длине 20 мм не должно превышать 0,02 мм, у двигателей ИЖ 56, ЙЖ «Планета» — не более 0,03 мм.


При установке новых шатуна, пальца и роликов необходимо, чтобы радиальный зазор в подшипнике шатуна двигателя мотоцикла М-61 был равен 0,01—0,02 мм (причем шатуны с подшипником правого и левого цилиндров должны иметь одинаковую массу), двигателей мотоциклов М-103 — не более 0,012 мм и двигателей мотоциклов ИЖ-56, ИЖ «Планета», ИЖ «Юпитер» — не более 0,016 мм. При незначительном увеличении радиального зазора срок службы роликоподшипника шатуна немного уменьшится; в результате сборки без зазора роликоподшипник может разрушиться в течение первых часов работы двигателя. Кроме того, следует обеспечить правильный осевой зазор роликов подшипника. В противном случав ролики будут притормаживаться с торца и скользить (а не катиться), вследствие чего на них образуются лыски и подшипник выйдет из строя.
Диаметры роликов не должны отличаться один от другого более чем на 0,002 мм. Так точно измерить диаметр роликов вне заводских условий нелегко. Поэтому надо проверить размеры роликов в комплекте микрометром, чтобы не допустить большого отклонения в размере отдельных роликов. Даже при наличии в комплекте одного ролика, диаметр которого значительно больше диаметра остальных роликов, подшипник при работе выйдет из строя. Следует обращать внимание на качество шлифования новых роликов и на формы роликов, бывших в употреблении, на наличие и полировку закругления перехода цилиндрической части в торец.

В случае отсутствия запасных частей умеренно изношенные кривошипный палец и отверстие в шатуне иногда восстанавливают шлифованием на станке или с помощью притира и устанавливают ролики увеличенного диаметра. При отсутствии запасной сменной втулки нижней головки шатуна, например у двигателей типа М-72, можно расточить головку (лучше отшлифовать) шатуна и установить в нее кольцо толщиной 2,5—3 мм, сделанное из стали 12ХНЗА и подвергнутое цементации и закалке. Кроме того, можно использовать внутреннее кольцо шарикоподшипника (сталь- ШХ15) соответствующего внутреннего диаметра (50 мм), отшлифовав его снаружи под размер шатуна. При запрессовке кольцо охлаждают сухим льдом, а шатун подогревают.


Нагревать коленчатый вал при разборке и сборке не требуется. Все опереции произваодятся на холодную

Вот фото последнего собранного вала. Работа была интересная.



magdino1951, на яваолде вы писали, что есть размеры пресса. Не поделитесь?
Интересуют общие габариты, расстояние от бутылки домкрата в сдвинутом состоянии до нижней опорной площадки и из какого профиля сделан. Хотя бы примерно.

Хочу соорудить подобный пресс, но дополнить функцией трубогиба.





Прошу прощения за качество-снимал утром в цеху на мобилку,как вышло.На эскизе размеры в миллиметрах,все сварено из швеллеров,под домкрат усиленная площадка толщина 12 размер 150х120,опирается на швеллера на70,смещено от центра влево,так удобнее выпрессовывать палец из щеки.Да,сама площадка с домкратом может свободно перемещаться вперёд и назад для настройки в направляющих уголках из жести,привинченном к швеллерам на 70 слева и справа.
К вопросу о работе домкрата вверх ногами отвечу уважаемому обществу:


Была у меня на Иж-56 страшная вибрация на оборотах чуть выше среднего - поршень то магазинный тяжелее родного раза в полтора, а магазинные поршня на таких древних аппаратах до планеты-2 отлично служат.
Раз поршень тяжелый значит ему нужен противовес на щеках коленвала. Но это надо сверлить отверстия, зачеканивать в них более тяжелый металл , например свинец, это я посчитал относительно геморойным делом + хотел отбалансировать попробывать только в плане эксперимента. Поэтому я просто взял и сточил лишний метал со стороны НГШ на щеках перед спресовкой коленвала убив двух зайцев - сточил металла применно на разницу массы поршней магазинного и родного + проточил тем самым дополнительные каналы смазки НГШ. Даже чуть больше сточил мем разница массы поршней и в итоге получил на холостых несколько большую но совем не критичную вибрацию чем была у мотора с завода, зато во всем остальном диапазоне оборотов до предельных вибрации нет вообще или я её не чувствую совсем - даже лучше чем у этого мотора с завода. Тоесть я еду на карпатах - чувствую виврацию, на пилоте 4т, на газуле - тоже чувствую вибрацию не хилую. Хотя раньше считал её незначительной, до того как на "отбалансированном" Иже пару дней покатался.
Теперь сажусь на Иж - вообще как на иномарке еду - мотора с новым комутатором от маховичкового генератора вообще почти не слышно в шлеме, хотя раньше из-за пропусков искры он больше ревел чем ехал, вибраций нет, ну прям мечта, если забыть на время что это всего-лишь Иж

Тоесть по логике выходит что чем тяжелее поршень, тем тяжелее должен быть противовес на щаках коленвала с противоположной стороны НГШ или НГШ должна быть легче. У Григорьева (не путать с гламурным колхозником дядей Гришей, Вагнер который) в этом духе написано все подробненько + зависимость противовеса от массы поршня.
И на мои опыты стоит опираться только когда Григорьева прочтете если повторить захотите, причем внимательно читайте, тут то я только опирался на григорьева, а расчеты и прикидки все "от себя" делал.

Вот собственно мои проточки, афигел, но помогло. Кстати коленвал от П-3 имеет уже эти проточки, только шире раза в 3, но у него немного инная балансировка с завода, так что работали до переделки что от Иж-56 что от П-3 коленвалы одинаково на одном и том же моторе с одним и тем же поршнем.


Наутилус,
вот зачем в воздух слова свои кидать, неподумав? Грамотно отремонтированный коленвал с хорошими комплектующими ходит не меньше хорошего нового
поддержанный советский может и походит чуть больше нового "новодела" но это не ремонт
если сами не умеете ремонтировать коленвалы, то лучше обратиться к специалистам этого дела( тут они присутствуют)

ПЕРЕПРЕССОВКА, ЦЕНТРОВКА КОЛЕНВАЛ ИЖ ЮПИТЕР! ОПЕРАЦИЯ "РЕАНИМАЦИЯ" Двигателя ИЖ Юпитер 5 -Часть 1

Один вопрос на сколько прочный шатуны Минска на юпитера? Минск 125 а юпитер 175! Нормально ходят не ломает?

Александр Стрельников

Здраствуйте не падскажеш на какой иномарке поршневой палец на 29 зарание благадарен

МОТО КЛОУН

На прессе нужно сделать плоскую пяточку это рас.палец отрезаеться после сборке чисто окуратно зачисным кругом.так и ширина подгоняеться идеально и палец при зачистки тепло каленвалу передает.и фаски на пальце лучше округлить брусочком нождачным.и при присовке лучше смазывать палец литолом .так он быстрей в дырку поподает

Михаил

А палец нгш от минска по диаметру совпадает с юпитерским? Там же должен быть обеспечен натяг в сотках или даже тысячных, он есть? Сепаратор минска вгш под юпитерский палец нормально подходит, не болтается? По ширине тоже норм?

Vadim Agabalaev

я думал покажешь как будешь их центровать. Учусь перепресовывать, уже перепресовал, а отцентровать чет не получается

василий середович

Уважаемый, вопрос на засыпку, мне перепресовали коленвалы иж юпитер, сколько должен быть люфт шатуна между щеками коленвалов в избежание клина сепаратора, мне сделали 1 мм шатун влево и право ходит между щек

Sitro Cola

Ты с Новосибирска?

Рама Дверная

Здоров))можно ли ставить коленвала если шатун люфтит 2 мм и другой 1,5 мм,этот замер сделан в верху где палец под поршень,перебираю мотор,есть ли допуски или вообще не должно быть люфтов?

Vladimir Miftakhov

Как с вами можно связаться по Вацап, мне нужна ваша помощь виде совета, так как собираюсь колоть двигатель первый раз, буду очень благодарен

Николай Королёв

На призмах не центруются коленвалы юпитера из за выработки на цапфах. Это наркоман только центрует

Николай Наумов

12 тонный домкрат осилит эту работу ?? планирую тоже сам перепресовать валы юпитера. До вас я не знал что домкрат вверх ногами может работать)

Ukrop

а где центровка?

Артём Касьянов

Здравствуйте. Очень нравится ваш канал, удачи вам в будущем. Хотел бы узнать, можно с вами связаться ВК, если можно, отдать вам коленвала перепрессовать, нахожусь в Иркутске. Если вы не против, дайте знать, буду иметь ввиду

Юрiч_33 -

Дружище, лучшее радио. Лучшие песни. Лучший видос. С лучшими объяснениями. Удачи тебе и твоему каналу👍👍👍

Дима Рачков

Если можно, то, пожалуйста сними Типо обзора на свою призму, где валы центруешь. Вижу Вы понимаете в этом деле, а мне только учиться) Тоже Юпитеры люблю)

ИЖ Юпитер Балансировка коленвалов

А смысл вообще есть ли их балансировать? Что это даст?

@Алексей Попов та нет, бывает при выравнивании массы между поршнями в 10 грамм то так много приходится срезать, а это уже не правильно, жесткость поршня ухудшается. Не вариант.

@Viktor Vetushnyak а с поршня тогда нельзя лишнее строчить?

Поршни бывают сильно по массе отличаются от заводских стандартных. По этому лучше уравновесить.

Молодец ! Очень кропотливо и ответственно ! Дай маленькую но высокочастотную вибрацию на стенд, И ТОЧНОСТЬ ВОЗРАСТЁТ В РАЗЫ ! ( Можно заведомо разбалансированный микромоторчик прикрепить или вибру от мобильника и давать ей кнопкой во время проверки вольт 9 .

Как свами переговорить вк уатцап?

Пишите в Вайбер 0682044257

Коленвал балансируешь без поршней, ты адекват? Коленвал балансируется с комплекте с поршнями

Отбалансируй с поршнями, кто тебе мешает?

вы забыли про стопорные кольца

@Viktor Vetushnyak я думаю когда вы мерили поршневую, их тоже можно было кинуть внутрь поршня вместе с пальцами и кольцами, может и не было бы переменного результата

Нет. Их просто эти веса не чувствуют они меньше 2грамм,

нельзя сверлить завихрение топлива будет

@Телевизор Самса все там норм, лучше будет смесеобразование, я сделал под два карба, смтри видео позднее, уже заводил, но пока не ездил, надо настраивать

этот цилиндр некогда недогонит второй с одним карбом или наоборот

можна шатун облегчить

Скажите пожалуйста как результат получился?Как мотор себя ведет?

Мотоцикл ещё в стадии постройки, но двигатель заводил. Видео смотри про резонаторы и последнее видео на канале

дятька вот ты датошный жаль что это все безтолку новые запчасти дерьмо еще то нада было от дать троечные коленвалы на реставрацию дороже да зато надежней и деньги не в пустую

Считаю что нужно балансировать сразу 2 коленвала и между ними маховик ,а так по отдельности каждый и будет дисбаланс,что скажите ?У меня барабан сцепления еще очень сильный дисбаланс был ,советую проверить.

@Серега У меня другая проблема появилась, я поставил CDI зажигание со скутера, работает вроде норм, но тот ротор огромный и ещё й производители конус переходной кривой сделали или конус на валу кривой, в общем биение есть приличное ну и дисбаланс будет. Видео по этому поводу позже засниму выложу, пока думаю как бы переходной конус переделать, нужно грамотного токаря найти за дну установку такую деталь что бы сделал.

Барабан проверте он тяжелый и очень сильно вносит дисбаланс.

@Viktor Vetushnyak Ясно ,ну пожно попробывать сделать 3 опоры ,просто 3 прутка в горизонте,так сила трения меньше влияет .

Если в отдельности отбалансировать коленвала и маховик то это уже хорошо. А балансировать все в сборе тоже отлично но для этого нужна спецприспособа и что бы она была изготовлена в заводских условиях, так как очень важно выдержать соосность всех опор на которые будут опираться цапфы кв. А просто в сборе положить на две опоры как у меня например это не правильно, будет прогиб так как маховик по средине.
Корзину свою забыл проверить.

И сколько биение на таких коленвалах?

@Viktor Vetushnyak благодарю тебя

вот видео снял на эту тему
ua-cam.com/video/0j93d-tlW94/v-deo.html

а поршень де з поршнем буде добре

Здравствуйте , где описано какой коэффициент подходит для конкретных оборотов ? Подскажите литературу , хотелось бы прочесть .

@sergm411 Для Планеты я принял коэффициент 0,47.

@Viktor Vetushnyak для планеты например какой диапазон ?

По Григорьеву указан предел. Коэффициент балансировки К = (0,45÷0,6)
выбирается в зависимости от ожидаемых под нагрузкой оборотов двигателя). Например,
для оборотов коленчатого вала 6000-6500 об/мин этот коэффициент берется равным
0,5.
Чем выше обороты коленчатого вала, тем коэффициент балансировки берется большим
(для n =8000 об/мин, К = (0,55 - 0,57).
Исходя из этой информации можно методом интерполирования высчитать коэффициент под свои обороты.

Юпитеру эта балансировка нахрен не нужна. Второй цилиндр с маховик все это компенсируют. И еще: формула для подсчета веса балансировочного груза содержит коэффициент, который можно принять и 0,6 и 0,9. К примеру кроссовый ск7 имел коэффициент 0.9

@VAVA Da я чёт тоже сомневаюсь в такой балансировке, лучше бы по моему это собрать все воедино тоесть валы с маховиком поршневую собрать навесить а потом уже балансировать, веть маховики тоже все разного веса

Я так тоже думаю, все что он делает это простая трата времени коленвал балансировать зачем? их два автор ты чего у них должен быть противовес у тебя при эксплуатации двигателя износ будит сильнее чем в штатной комплектации ну вы конкретные кулибины, одевай оба вала и маховик

ПЕРЕПРЕССОВКА, ЦЕНТРОВКА КОЛЕНВАЛ ИЖ ЮПИТЕР! ОПЕРАЦИЯ "РЕАНИМАЦИЯ" Двигателя ИЖ Юпитер 5 -Часть 1

Один вопрос на сколько прочный шатуны Минска на юпитера? Минск 125 а юпитер 175! Нормально ходят не ломает?

Александр Стрельников

Здраствуйте не падскажеш на какой иномарке поршневой палец на 29 зарание благадарен

МОТО КЛОУН

На прессе нужно сделать плоскую пяточку это рас.палец отрезаеться после сборке чисто окуратно зачисным кругом.так и ширина подгоняеться идеально и палец при зачистки тепло каленвалу передает.и фаски на пальце лучше округлить брусочком нождачным.и при присовке лучше смазывать палец литолом .так он быстрей в дырку поподает

Михаил

А палец нгш от минска по диаметру совпадает с юпитерским? Там же должен быть обеспечен натяг в сотках или даже тысячных, он есть? Сепаратор минска вгш под юпитерский палец нормально подходит, не болтается? По ширине тоже норм?

Vadim Agabalaev

я думал покажешь как будешь их центровать. Учусь перепресовывать, уже перепресовал, а отцентровать чет не получается

василий середович

Уважаемый, вопрос на засыпку, мне перепресовали коленвалы иж юпитер, сколько должен быть люфт шатуна между щеками коленвалов в избежание клина сепаратора, мне сделали 1 мм шатун влево и право ходит между щек

Sitro Cola

Ты с Новосибирска?

Рама Дверная

Здоров))можно ли ставить коленвала если шатун люфтит 2 мм и другой 1,5 мм,этот замер сделан в верху где палец под поршень,перебираю мотор,есть ли допуски или вообще не должно быть люфтов?

Vladimir Miftakhov

Как с вами можно связаться по Вацап, мне нужна ваша помощь виде совета, так как собираюсь колоть двигатель первый раз, буду очень благодарен

Николай Королёв

На призмах не центруются коленвалы юпитера из за выработки на цапфах. Это наркоман только центрует

Николай Наумов

12 тонный домкрат осилит эту работу ?? планирую тоже сам перепресовать валы юпитера. До вас я не знал что домкрат вверх ногами может работать)

Ukrop

а где центровка?

Артём Касьянов

Здравствуйте. Очень нравится ваш канал, удачи вам в будущем. Хотел бы узнать, можно с вами связаться ВК, если можно, отдать вам коленвала перепрессовать, нахожусь в Иркутске. Если вы не против, дайте знать, буду иметь ввиду

Юрiч_33 -

Дружище, лучшее радио. Лучшие песни. Лучший видос. С лучшими объяснениями. Удачи тебе и твоему каналу👍👍👍

Дима Рачков

Если можно, то, пожалуйста сними Типо обзора на свою призму, где валы центруешь. Вижу Вы понимаете в этом деле, а мне только учиться) Тоже Юпитеры люблю)

Мотоциклы → какой из коленовалов лучше на Юпитер 5.

Мотоциклы: какой из коленовалов лучше на Юпитер 5
подскажите какой лучше с игольчатым подшибником или с втулками.

  • 0
  • 05 августа 2011, 17:06

Дмитрий Гурьянов
21 мар 2010 в 13:56

не более оборотистый, а ему легче раскручиваться будет..

оппа..старй ник всплыл)))

ну так.чо нам понадобиться.
1-коленвал на перепресовку
2- новый шатун с пальцем,сепаратором и 2 шайбами
3 -молоток и топор(или молоток)
4-подставка для коленвала.я использовал кусок рельсы,положенный на бок)))

начинаем.
1--в 3-5 местах делаем метки на обоих щеках колена с помощью железной линейки.операция важная..если просрать метки.колено криво соберется.
2--метки сделаны.распрессовываем коленвал.молоток вставляем в щель между щеками и бьем.потом так же в противоположном месте.и так после многих ударов колено распресуется.все.
3--вбиваем новый палец в одну щеку,надеваем шайбу,шатун,другую щайбу.
4--начинаем набивать вторую щеку.набиваем до половины.придерживаясь меток.потом надо очень часто контролировать метки.сбиваем до конца.
все, колено собрано.
для уверенности можно в токарный станок вставить его и покрутить рукой.резец приставив к щекам.биение будет видно сразу.
таким способом я сделал оба коленвала.
двиг набирал обороты как и положенно.быстро и высоко.зажигание нормально выставлялось.гонял на юпаке часто.постоянно по трасее 120-125 с 18 звездой.проехал гдето 4-5 тыс.потом мот был продан.чо с ним сейас незнаю.
свернуть ветку

у меня завалялось два лопнутых новых, левых коленвала.еще на воздушке они почему то лопались О_о.а как взял водянку,там они были подушатаны.вот и пришла мысль,перепресовать шатуны.

да блины,после полной посадке смещаются ударами молотка по одной из щек.причем смещаются неособо и трудно,но и не легко.

имеешь ввиду предел забивания. он легко вычисляется по осевому премещению нгш на пальце.перемещение должно быть минимально.если переборщил,и шатун зажался то легко щеки опять раздвинуть 2 молотками.но потом центровка по меткам опять необходима.
но всеже лучше с одного раза все собрать.

вот и мне как раз и нравиться разгон,макс скорость пох,важно ускорение))18 звезда самое то,золотая серидина.
какраз,сейчас на машине и добиваюся лучшей разгонной динамики)
свернуть ветку

Перепрессовка коленвала иж юпитер


Перепрессовка коленвала
авиамодельный двигатель ветерок 0.8

Купить новый коленвал конечно проще, но цена коленвала в раз пять больше чем цена шатуна с пальцем и игольчатым подшипником. Тут сразу возникает проблема как распресовать коленвал самому в домашних условиях, а затем спрессовать и устранить биение. Конечно для устранения биения любой мастер будет искать токарный станок, но это уже лишняя проблема. Есть способ устранения биения коленвала в домашних условиях без токарного станка, придуманный мной.

Если решились на самостоятельную замену шатуна в коленвале мотоцикла то эта статья для Вас. Зачем платить лишние деньги за новый коленвал, когда смена шатуна преобразит поломанный коленвал в новый.

Только не вздумайте нагревать коленвал, все делается на холодную.

Распресовка колевала

Распресовывать коленвал можно разными способами в домашних условиях. Мне больше нравиться раздавливание щек коленвала при помощи зубила или любого конусного железного бруска. На фото ниже показано раздавливание щек коленвала при помощи зубила и молотка. Принцип такой, с двух сторон от шатуна вставляются конусы, затем поочередно наносятся по ним удары, конусы раздвигают щеки коленвала. Если ширина конуса не позволяет раздвинуть щеки коленвала до его разъединения, под щеку можно дополнительно подкладывать кусок метала.

Фото. Коленвал мотоцикла перед распресовкой.

После разъединения щек коленвала можно снять старый шатун с пошипником. Обычно палец коленвала выходит с оной щечки коленвала, но остается в другой, его можно выбить при помощи крепкой оправки слегка тоньше пальца коленвала. Выбивайте палец тяжелым молотком, если пытаться выбивать легким молотком процесс может затянуться. Старый палец выбивается с наружной стороны щеки коленвала.

Чуть не забыл, чтобы правильно спрессовать коленвал и не испортить нужные зазоры между шатуном и щечками, замерьте штангелем внутренний размер между щечками коленвала перед распресовкой, запомните его или запишите.



Балансировка коленвала самостоятельно – трудно, но возможно

Желание продлить жизнь своего двухколёсного друга заставляет владельцев постигать самые невероятные приёмы ремонта, среди которых перепрессовка коленвала. Достаточно сложная и ответственная процедура обязательно заканчивается проверкой правильности сборки, а для устранения перекосов необходима балансировка коленвала.

Если автолюбители имеют возможность обратиться за помощью в многочисленные автомастерские, то мотолюбители вынуждены пользоваться исключительно возможностями собственного гаража. Проблема заключается в том, что найти сервис, в котором производилась бы, к примеру, перепрессовка коленвала Ява, практически невозможно.

Подобная сложность ожидает любой двухколёсный транспорт отечественного и даже зарубежного производства советского и постсоветского периода. Благо запчасти к любимым мотоциклам найти ещё можно.

Проблемы ремонта кривошипов

На видео балансировка коленвала с маховиком

Для любого мотора внутреннего сгорания коленвал является ключевым элементом, на который возложена задача превращений возвратно-поступательного движения поршня во вращательное. Исправно работая долгие годы, коленвал переносит существенные механические перегрузки.

Главным образом от износа страдает шатунный подшипник. Если в автомобиле эта деталь разбирается с помощью гаечных ключей и меняется, то в мотоциклетных кривошипах для замены шатуна и подшипника необходимо выпрессовать палец, а затем запрессовать новый обратно.

Процедура это непростая, но выполнимая, для чего необходимо иметь:

  • специальный винтовой съёмник (который выполняют на заказ опытные токари) или гидравлический пресс;
  • верстак с большими тисками.

Учитывая, что палец (шатунная шейка) очень плотно запрессована в щёки коленвала, для извлечения придётся приложить немалые усилия. Шейка всегда после разборки вставляется новая, вместе с шатуном. Для извлечения шейки с помощью съёмника, его следует очень надёжно закрепить в тисках или приварить сваркой к верстаку, раме гаражных ворот и так далее.

Щека коленвала укладывается в выемку, а под рабочую часть воротка устанавливается гайка, наружные габариты которой позволят ей пройти в отверстие, оставшееся в месте установки шейки. Для проворачивания винта придётся воспользоваться длинным рычагом. Гидравлический пресс позволит разобрать конструкцию за считанные минуты.

Восстановление коленвалов продолжается запрессовкой новой шейки, что производится в обратном порядке. Далее перед доморощенным механиком встаёт вопрос о том, как отбалансировать коленвал. Даже при очень аккуратной сборке соосность полуосей, параллельность щёк будут нарушены, что в итоге приведёт к нестабильной работе мотора и быстрой поломке. Эту процедуру также можно провести самостоятельно.

Балансировка коленвала в домашних условиях

На видео балансировка коленвала в гаражных условиях
Особенность мотоциклетного коленчатого вала заключается в том, что для правильной его регулировки достаточно вывести его полуоси на одну линию, а щёки выставить идеально параллельно без скручивания относительно шатунной шейки.

Для проверки основных размеров достаточно провести детальный промер расстояния между внутренними поверхностями щёк с помощью микрометра. Если имеются отклонения, то выправляются они таким способом:

  • щёки расходятся – производится сдавливанием в тисках;
  • щёки сходятся – в самом узком месте вбивается клин из твёрдой породы древесины;
  • щёки перекручены относительно оси шатунной шейки – ударами алюминиевым молотком производится выравнивание.

Для проверки правильности балансировки изготавливают стенд, подобный тому, который используют для автомобильных коленвалов. На твёрдой поверхности закрепляют два отрезка Т-образного профиля. Верхние кромки устанавливают строго по уровню параллельно друг другу на одинаковой высоте (как рельсы).

Полуоси коленвала устанавливаются на кромки, и коленвал прокатывается вдоль профилей. Наблюдение за концами полуосей и щёками позволяет заметить даже незначительные искривления. Имея доступ к самому простому токарному станку можно произвести регулировку и настройку максимально точно. Сделать это поможет динамическая балансировка коленвала.

Порядок проверки и регулировки коленвал в станке

Для того, чтобы максимально точно проверить коленвал, необходимо установить его в токарный станок. Один конец зажимается в патрон, а противоположный фиксируется конусным держателем, конец которого упирается в осевую выемку полуоси. Для начала проверки включаются минимальные обороты. Наблюдение за вращающейся деталью позволяет выявить места деформации. При измерении микрометром следует учитывать, что биение коренных шеек в месте установки подшипников (по ширине – поле около 20 мм) не должно превышать 0,03 мм.

Балансировка коленвала своими руками должна предусматривать постепенное увеличение частоты вращения вала станка, что позволит убедиться в правильности сборки. Существенное увеличение частоты вращения приведёт к появлению естественной вибрации от перевешивающего шатуна. Использование подобных методов позволяют с высокой точностью настроить коленвал без привлечения специалистов.



Запрессовка коленвала

Запрессовать коленвал несложно, я не стал распресовывать хороший коленвал, объясню все словами. Желательно спрессовывать коленвал на наковальне или старом чугунном автомобильном блоке. Новый палец забивайте в ту щеку коленвала в которой остался палец при распресовывании, это позволит легче запрессовать вторую щеку. Новый палец забивается с внутренней стороны коленвала до конца. Одевайте новый игольчатый подшипник и шатун на палец. Положите щеку коленвала с забитым пальцем на наковальню, так чтобы палец уперся в наковальню. Направьте вторую щеку на палец, и забивайте тяжелым молотком как показано на фото ниже.

Когда будите набивать вторую щеку на коленвал, будьте внимательны чтобы не ударить по резьбе или конусу оси коленвала. Сильно заморачиваться в этот момент о соосности валов коленвала не надо, достаточно примерно поставить правильно.

Колевал спрессовали, теперь проверьте штангилем размер между щечками, если меньше разведите щечки, если больше побейте щечки до нужного размера.

Также будьте внимательны чтобы палец коленвала не выходил наружу с одной из щек, если вышел оправкой вбейте его.

Фото. Запрессовка коленвала мотоцикла

Распрессовка коленвала — подготовительные операции

Далее рассмотрим, как распрессовать коленвал двигателя. Это требуется, если вышел из строя один из опорных подшипников. Проводить разборку следует очень аккуратно. Некоторые умельцы считают, что погнуть коленчатый вал при разборке практически невозможно. Но это не так. Когда происходит повреждение:

  • при снятии генератора;
  • при демонтаже вариатора;
  • во время разборки кривошипно-шатунного механизма (КШМ), чтобы этого избежать, желательно использовать специальный съемник;
  • при съеме подшипника.


Для снятия коленвала нужно убрать крышку картера. Для этого ее следует расконтрить, затем раскрутить все удерживающие ее болты. Теперь доступ открыт, остается правильно вынуть коленвал. Он сидит плотно, поэтому это будет тоже своего рода выпрессовка, и потребуется спецприспособление. Однако можно обойтись и постукиванием по концу вала чем-нибудь твердым, но избегайте резких и сильных движений, чтобы не повредить деталь.


После того, как коленвал уже снят, проводят внешний осмотр узла на предмет люфта и прогибов. Далее штангенциркулем делают промер по всей окружности. Если дефекты не обнаружены, то для промеров используют микрометр для более тщательного осмотра. Максимальное допустимое отклонение не должно превышать 0,05 мм.

Чтобы определить, в какую сторону изогнут вал, его зажимают в тисках в вертикальном положении. Для ремонта требуется предварительно немного раздвинуть щеки, что обеспечит их лучшую центровку. Делают это при помощи деревянных конусных брусков.

Центровка коленвала

Коленвал собрали, осталось устранить биение валов (отбалансировать), многие думают что без токарного станка здесь не обойтись, но все гениальное просто.

Замерьте штангелем каждую шеку как показано на фото ниже, обычно они бывают одного размера, но бывает и немного разные в размерах. Этот размер нужно учитывать при центровке коленвала.

Фото. Замеряем щечки коленвала.

Остается только приложить штангель к щеке коленвала как показано на фото ниже. Это будет так, сначала приложите к одной щеке штангель и прижмите пальцем, штангель ляжет на щеку идеально ровно, если эта щека смещена вверх проявиться зазор между штангелем и второй щекой. Если щека окажется ниже штангель ляжет немного наискось.

Фото. Показан коленвал мотоцикла со штангелем, стрелкой показан зазор между штангелем и щекой.

Ваша задача достичь соосность щек коленвала без зазоров прикладывая штангель поочередно на каждую щеку. На фото ниже показано как можно ударом молотка смещать щеку коленвала. Только обязательно учитывайте крепость щек коленвала, коленвал на котором я показываю с кроссового ЧЗета, он каленный и не боится ударов. Но большая часть коленвалов с дорожных мотоциклов имеет мягкий метал, поэтому бить можно только по тому месту к которому не прикладывается штангель.

Фото. Так можно смещать щечку коленвала.

Если одна щечка коленвала оказалась в диаметре больше другой, то при центровке коленвала учитывайте зазор между щекой и штангелем, этот зазор визуально должен быть одинаков прикладывая штангель к большей щечки с обоих сторон.

Фото. Отцентрированный коленвал мотоцикла, штангель лежит без зазоров на щеках коленвала.

Если все сделайте как надо, все будет правильно, сэкономите деньги на новом коленвале, заменив только шатун на старом, для этого нужны только руки и неглупая голова.

Можно заменить щечку коленвала взяв ее с другого?

Делал по разному, но желательно не менять щеку коленвла, так как бывает что есть небольшое смещение от центра отверстия и центра коленвла, поэтому собирая щеки с разных коленвалов не удается убрать осевое смещение валов. Но бывает что даже разные щеки садятся как родные. Коленвалы сверлятся на одном станке с одной настройкой, если коленвал из другой партии то он сверлился на другом станке а здесь может быть небольшое смещение в сотые и десятые миллиметров, на движок эта мелочь не влияет, а при сборки коленвла с разных щек может быть смещение.

Читайте также: