Как отключить массу на камазе

Обновлено: 05.07.2024

Выключатель массы дистанционный от Камаза на ваз 2114

Всем привет
Многие не знают о существовании данного приспособления, а кто и знает тот думает что он будет работать только от 24 Вольт.
Речь пойдет о выключателе массы от автомобиля Камаз всех его семейств, так же он называется дистанционный выключатель массы.

Многие владельцы автомобилей ваз задаются вопросом о том, что делать если вдруг пыхнет проводка и чем старше их автомобиль тем больше они задаются этим вопросом.
Еще это утечки тока в проводке в следствии чего разрядка АКБ и поэтому приходится отключать массу.
Но самая главная проблема если вдруг не дай бог произойдет возгорание проводки то ни каким огнетушителем вы ее не потушите пока не отключите питание от АКБ
Если возгорание произошло под капотом то отключить клемму от АКБ становится не то что сложно, а порой невозможно, а сделать это нужно довольна быстро
Даже если возгорание произошло не под капотом и есть доступ к клеммам АКБ тут есть еще один фактор, все клеммы прикручены болтами не у всех в машине бываю ключи с собой.
Даже если и будет ключ под рукой все равно открутить клемму нужно время.
Исходя из вышеперечисленного и статистики предлагаю некое решение проблемы
Система до безумия проста и реализовать ее сможет любой автовладелец ни каких специальных навыков не нужно.
Вот несколько схем по которым можно подключить выключатель

Принцип работы следующий:
На большую клемму выключателя подключаем провод от минуса АКБ на вторую подключаем провод идущий на массу (на кузов "и, или" двигатель)
Так же на выключателе имеются управляющие контакты на фото будет видно тут не важно где плюс где минус
их подключаем от АКБ следующим образом минус берем на прямую от АКБ можно прикрутить прям к большой клемме выключателя только к той клемме к которой прикручен прямой провод от АКБ это нужно для того что бы после выключения массы у нас была возможность так же и включить ее с кнопки.

-->Инструкции для ремонта грузовой техники -->

При разборке выключателя массы батарей для зачистки контактов нужно не нарушать положения штока 17 (рис.74), ввернутого в якорь 1 по резьбе. Если случайно шток будет вывернут из якоря или завернут в него, то его положение необходимо отрегулировать. При неотрегулированном положении штока не будет осуществляться фиксация выключателя во включенном положении.

Для регулировки шток вворачивается в якорь настолько, чтобы его поверхность при вдвинутом в соленоид якоре, выступала над поверхностью прокладок 8 на 2±0,5 мм (положение штока 16).



Выключатель (рис. 7.110) предназначен для отключения аккумуляторных батарей от корпуса автомобиля при длительной стоянке, снятии и установке аппаратов и приборов электрооборудования.

Выключатель имеет следующее устройство. В корпусе 12 в пластмассовых втулках установлены зажимы 14, к которым крепятся провода от аккумуляторной батареи и корпуса автомобиля. К корпусу тремя винтами крепится электромагнит 4. Обмотка электромагнита с помощью кнопки, расположенной в кабине водителя, подключается к аккумуляторной батарее. В сердечник 8 ввернут толкатель 9, который упирается в шток 3 запорного устройства. Изменением длины толкателя регулируют четкое срабатывание запорного устройства. На штоке 3 закреплены подпружиненные контактные пластины 1 и 2. Шариковый фиксатор 10 и собачка 11 служат для удержания контактов в замкнутом положении. Кнопка 6, закрытая резиновым чехлом 5, служит для механического управления выключателем.

Работает выключатель аккумуляторных батарей следующим образом. При подключении обмотки электромагнита 4 к батарее сердечник 8, преодолевая усилие возвратной пружины 7, втягивается внутрь электромагнитом и толкателем 9 перемещает шток 3. Контактная пластина 1, а затем и 2 соединяют зажимы 14 между собой. Шариковый фиксатор 10 входит в углубление собачки 11, что обеспечивает удержание контактов в замкнутом состоянии. Когда водитель отпускает кнопку, то под действием возвратной пружины 7 сердечник и толкатель возвращаются в исходное положение. Для отключения батареи водителю необходимо вновь нажать кнопку дистанционного управления выключателем аккумуляторных батарей. При этом сердечник втягивается и толкателем нажимает на верхний рычаг собачки 11. Шариковый фиксатор 10 освобождается, и под действием двух пружин 13 контактные пластины 1 и 2 размыкают цепь батареи. Применение контактной пластины 1 значительно уменьшает эрозию основных контактных пластин 2.

Для недопущения отключения аккумуляторных батарей от корпуса автомобиля Камаз 6560 при работающем двигателе с помощью дистанционного выключателя "массы", на атомобилях существует блокировка выключателя массы. Работает она следующим образом: после поворота ключа выключателя приборов и стартера (ВПС) в первое положение электрический ток от клеммы "КЗ" ВПС через предохранитель на 10 А блока F3 поступает на обмотку реле К3, что приводит к размыканию контактов реле между его выводами "30" и "88", а следовательно, к невозможности подключения обмотки электромагнита выключателя "массы" К17 к аккумуляторным батареям.

Выключатель массы аккумуляторной батареи — Виды, советы по выбору и установке на автомобиль

Все Мы, владельцы автомобилей беспокоимся за целостность и сохранность своего автомобиля. Прийти утром на стоянку или в гараж и обнаружить, что автомобиль сгорел, не хочется никому. Чтобы этого избежать, ставится выключатель массы АКБ, который прерывает питание.


Сегодня, Автопортал 100.ks.ua со своей командой специалистов и поддержкой некоторых автоэлектриков из каталога, постарается ответить на все вопросы по выключателю массы аккумуляторной батареи. Расскажем обо всем:

  • Зачем нужен выключатель массы?
  • Какие бывают выключатели массы?
  • Как подключить выключатель массы?
  • Как выбрать выключатель массы?
  • Как сделать выключатель массы?
  • Как работает выключатель массы?
  • Как сделать выключатель массы в салоне?
  • Какой выключатель массы лучше?
  • Почему греется выключатель массы?

Что это такое выключатель массы?


Выключатель массы — это устройство обеспечивающее разрыв питания от аккумулятора автомобиля в массе. Тумблер может быть изготовлен из разного материала и выглядеть совершенно по-разному, но основная цель — прервать питание от АКБ.

Чаще всего, выключатель массы используют при долгой стоянке автомобиля, в гараже или на стоянке. Чтобы аккумулятор не разрядился либо, не произошло короткого замыкания. При частой эксплуатации автомобиля, коммутирующее устройство без надобности.

Типы выключателей массы


Сегодня, на автомобильном рынке можно найти 4, принципиально разных, вида выключателей массы:

  • Механический выключатель массы;
  • Автоматический выключатель массы;
  • Электромагнитный выключатель массы;
  • Электронные или тиристорные выключатели массы.

При выборе выключателя массы, нужно понимать будущую нагрузку на него. К примеру, электронные выключатели хорошо справятся с нагрузками на ВАЗ, Нива, Москвич, а вот на современных иномарках либо грузовиках, напряжение больше и такие устройства не справятся с ними. В целом же, размыкатели ставяться на все транспортные средства:

  1. Автобус
  2. Грузовой автомобиль
  3. Землеройная техника
  4. Легковой автомобиль
  5. Подъемная техника
  6. Сельскохозяйственная техника
  7. Спецтехника

Монтаж выключателя массы


Установка выключателя массы задача не сложная и реализуется несколькими простыми шагами:

  1. Необходимо минусовой провод подключить к одному выводу тумблера.
  2. Новый провод, такого же сечения, подключить от выключателя, до клеммы аккумулятора.


Это самый просто способ, самых примитивных разрывателей массы. Если Вы не хотите размещать разрыватель под капотом, а хотите где-то спрятать, то Вам необходимо прокладывать новую более длинную линию проводов. Схема подключения не меняется, главное хорошо все заизолировать, соединить и поместить в защищающие кожуха, чтобы провода не перетерлись и не замкнули.

В случае, если Вы хотите поставить разрыватель массы как дополнительное средство от угона автомобиля, то замаскируйте разводку проводов более изящно.

Как установить дистанционный включатель массы

Монтаж дистанционного включателя массы, мало чем отличается от простого. Разница лишь в том, чтобы сделать систему более хитро мудрой и найти разрыватель массы было намного сложнее. Если разбить установку по шагам, то можно получить следующую последовательность:

  • Как и в случае обычного разрывателя, выключатель монтируется в подкапотное пространство, поближе к аккумулятору. Это требуется для сокращения длины "массового" провода.
  • К клеммам выключателя массы, в разрыв подключить минусовой провод от аккумулятора.
  • На один выход, к обмотке электромагнита подключается минусовая клемма АКБ. Вторая, к кнопке включателя, которая размещена в любом удобном месте автомобиля.
  • Второй выход на кнопке выключателя разрывателя, подсоединяется к массе авто. Это может быть как кузов транспортного средства, так и любой "+" электрооборудования.

И самое главное, когда Вы ставите дистанционный выключатель массы в салон, на кнопку повесить предохранитель. Автоэлектрики заявляют, что хватит самого обычного на 5 А.


Подключение разрывателя массы в обход сигнализации

Для тех, кто хочет обезопасить свой автомобиль от угона и не выключать, разрывателем, от питания все авто, можно использовать данную методику монтажа.

На минусовую клемму крепится тонкий провод, с предохранителем. Проконсультировавшись с автоэлектриком, можно подобрать оптимальное сечение провода. В идеальном варианте, он должен выдерживать исключительно сигнализацию, предохранитель — аналогично. Данный провод, через предохранитель подключается к кузову автомобиля. Этого провода, хватает, чтобы питать сигнализацию, но при попытке завести двигатель, предохранитель перегорает и машина не запуститься совсем.

Этот вариант отлично компонуется с дистанционным разрывателем массы и хорошо защищает автомобиль от угона.

Какие последствия отключения массы в современных авто?


Включатель массы начали устанавливать еще наши деды, если не раньше. В нынешнее время, это устройство не столь востребовано, так как все автомобили, после 2000 годов, напичканы различными электронными системами. Отключение питания от этих систем, зачастую грозит сбросу настроек.

Но если Вы все же надумали ставить разрыватель массы, Вы должны знать следующее:

  • При отключении массы, время и даты на автомобиле, будут сбрасываться. Также, могут "слететь" настройки с мультимедийной системы.
  • При монтаже разрывателя, автономная сирена на сигнализации, может сработать. Если автономного питания нет, то охранная система может отключится и сама не запустится снова.
  • На автомобилях с инжекторным типом двигателя, при отключении питания, с контроллеров "слетают" все настройки до заводских.
  • Большинство автоэлектриков утверждают, что в случае самопроизвольного выключения массы при включенном зажигании, может отвязать иммобилайзер. А значит, Вы на полном ходу можете потерять управление, особенно если на повороте заблокируется руль.

Но вот чего бояться действительно не стоит, как многие пишут на форумах, так это того, что при отключении массы, сбрасываются настройки в ЭБУ.

Типичные неисправности, ремонт и обслуживание включателя массы


Тумблер массы — это простое и даже в неком роде, примитивное устройство. Оно долговечно и редко когда ломается. В случае, если Вы неудачно установили разрыватель и на него постоянно попадает влага, то он может покрываться коррозией и перестать нормально функционировать. В этом случае его легко можно разобрать и почистить. Задача на 5 минут.

Бывают и более сложные случаи поломки, обрыв обмотки электромагнита, поломка фиксатора и многое другое. При таких неисправностях, устройство проще и дешевле просто поменять. Если обобщить, то это одноразовая деталь, ее проще менять, чем думать о ремонте.

Какой выбрать и купить включатель массы

Выбор должен ложится исключительно на тот вариант, какой Вы хотите монтировать. Сегодня ассортимент позволяет выбрать любой вариант как механизка, так и способа монтажа.

Название Фото Цена
Выключатель массы 12В СОАТЭ
589,66 грн.
Выключатель массы 12В винтовой Авто-Электрика
27,00 грн.
Выключатель массы поворотный (бабочка)
65,00 грн.
Размыкатель массы на клемму АКБ
55,80 грн.
Выключатель массы универсальный 12/24В
355,00 грн.
Выключатель массы механический 12/24В
130,00 грн.
Выключатель аккумуляторной батареи Compact, 100 А
378,00 грн.
Выключатель массы с кронштейном для грузовиков
331,00 грн.
Размыкатель массы
224,00 грн.
Выключатель массы Kangaroowinch 400A
1622,00 грн.

Самые популярные производители размыкатели масс в Украине

Alsa DK Decaro Emos
Goldenship Marine Rider S.I.L.A.
SORL Seaflo Sunfine Marine TATA
ААА Дорожная карта КамАЗ СОАТЭ
СтартВольт Украина ТД Экран Элемент

Выключатель массы аккумуляторной батареи — Итоги сказанного


С одной стороны, это нужное приспособление, ведь при помощи него, можно не только обезопасить автомобиль от короткого замыкания и пожара, но даже защитить от угона. С другой стороны, большинство современных авто не нуждаются в этом устройстве, ведь оно отключает все электронные устройства от питания, а значит, большинство настроек попросту слетят.

Команда Автопортала 100.ks.ua советует хорошо подумать, перед покупкой и принять решение, нужно ли оно Вам. Если у Вас современный автомобиль на котором Вы ездите каждый день, то разрыватель массы поможет Вам только защитить авто от угона. Если до 1996 года, когда начали "пичкать" автоэлектронными системами, то можно установить для защиты от разряда АКБ.

Мы рассказали о всех нюансах выбора и установки выключателя массы, надеемся материал был Вам полезен. Если остались вопросы, пишите комментарии и делитесь с друзьями.

Как отключить массу на камазе

Предназначение выключателя массы

Когда автомобиль стоит длительное время, батарея постоянно разряжается. Потому что, присутствует потребитель тока. К ним относятся такие элементарные вещи, как часы, магнитола, сигнализация. После стоянки в 1-3 дня, заряда аккумулятора вполне хватит для того, чтобы завести автомобиль, а вот после длительной передышки в неделю, а то и две – аккумуляторная батарея истощиться полностью.

Чтобы подобного избежать следует отключать массу. Но всегда удобно лазить в аккумуляторный отсек. Куда проще сделать это одним нажатием пальца на кнопку. Этого требует и пункт в ДОПОГ, что обязательно к соблюдению компаниями, которые занимаются грузоперевозками.

Оборудование автомобиля выключателем массы

Группа компаний «СпецДорАвто» оказывает услуги по установке и доработке уже установленных устройств согласно необходимым требованиям. Доработка главного выключателя аккумуляторной батареи (выключатель массы) в соответствии с требованиями п.9.2.2.8 ДОПОГ на Камаз-5490 дает следующие преимущества:

Кнопка отключения расположена в кабине, либо на шасси автомобиля

Быстрое отключение батареи

Выполняет противоугонное средство

Что касается последнего пункта, то это действительно действенный способ защитить транспортное средство. Скрытно установленная кнопка в кабине водителя, не позволит злоумышленнику осуществить угон транспортного средства. При обесточенном автомобиле, он попросту не сможет его завести. В противном случае – придется взломать отсек с расположением аккумулятора.

Сегодня существует несколько видов исполнения описанного устройства – это электронные и электромагнитные. Высококвалифицированные специалисты Группа компаний «СпецДорАвто» в короткие сроки произведут установку выключателя в соответствии со всеми требованиями безопасности. Гарантия и качество работ по доступной цене – это выгодное условие для клиентов.

Доработка главного выключателя АКБ (выключатель массы) ДОПОГ на Камаз-5490
Доработка главного выключателя АКБ (выключатель массы) ДОПОГ на Камаз-5490
Доработка главного выключателя АКБ (выключатель массы) ДОПОГ на Камаз-5490
Доработка главного выключателя АКБ (выключатель массы) ДОПОГ на Камаз-5490
Доработка главного выключателя АКБ (выключатель массы) ДОПОГ на Камаз-5490

Офис: Россия, РТ, Набережные Челны, Промышленно-коммунальная зона, Промзона, Производственный проезд, 45, Проходная № 1,
оф. № Б 215 ( ОАО «КИП «МАСТЕР»).

Сервисный центр: Россия, РТ, Набережные Челны, Автосборочный проезд 10, КИП Мастер,
площадка №2.

Схема подключения дистанционного выключателя массы газель


Схема электрооборудования КАМАЗ-5320 цветная, как правило, используется для ремонта электропроводки и устройств автомобиля. Благодаря электросхеме автовладелец может найти вышедшие из строя или неисправные узлы для их дальнейшего ремонта или замены. Подробнее об особенностях электрооборудования, его неисправностях и диагностике вы сможете узнать из этого материала.

Особенности электрооборудования

Начнем с описания — какие элементы и подсистемы включает в себя съема электропроводки КАМАЗ-5320:

  1. Световая сигнализация и поворотные огни.
  2. Система отопления, энергоснабжения, а также очистки лобового стекла.
  3. Наружное освещение, включающее в себя ближний и дальний свет, габаритные огни, противотуманные фары, если таковые имеются.
  4. Внутреннее освещение салона авто.
  5. Система запуска мотора.
  6. Также схема проводки включает в себя систему контрольно-измерительных устройств, расположенных на приборной панели автомобиля. На приборке находится не только спидометр и тахометр, но и множество индикаторов, а также датчики, предназначенные для обеспечения более удобного управления машиной.
  7. Звуковая сигнализация.
  8. Аудиосистема, если она имеется.

Нормальная работа электросхемы КАМАЗ 43118 возможна исключительно при правильном функционировании двух основных узлов:

  1. Аккумулятора. Этот прибор обеспечивает систему зажигания напряжением во время запуска двигателя, а также позволяет питать основное электрооборудование при выключенном ДВС.
  2. Генератора. Этот узел обеспечивает питание всех устройств и оборудования во время езды на авто. Также с помощью генератора обеспечивается восполнение заряда аккумулятора, который тот потратил на запуск мотора.











Классический запуск

Порядок действий при запуске КамАЗ в стандартных условиях, следующий:

  • Довести помпой подкачки уровень горючего в трубопроводах до открытия клапана перепуска;
  • Выставить кулису в свободную позицию;
  • Выставить шток тормоза силовой установки в нижнюю позицию;
  • Выжать ножной рычаг акселератора;
  • Нажатием запустить массу аккумулятора;
  • Ключом зажигания запустить стартер;
  • После старта установки как можно быстрей бросить ключ;
  • Привести обороты к отметке 1300-1600 мин-1;
  • Прогреть мотор перед эксплуатацией до температуры не ниже 40°С.

Кабина автомобиля КамАЗ:


Если запуск не удался, попробовать провести процедуру 3-4 раза через 1,5-2 минуты, с запуском стартера на время, до 15 секунд. При отсутствии желаемого результата, обнаружить и починить образовавшуюся поломку. Прогретый двигатель заводится без манипуляций с подкачкой топлива и нажатием педели акселератора. Так же можете прочитать про Габариты КамАЗа (самосвал).

Как определить неисправность?

Выявление поломок в работе оборудования возможно с привлечением специалиста либо в домашних условиях.

В целом существует два состояния транспортного средства, при которых можно определить неисправность цепи:

  1. Мотор не заводится, эксплуатация авто невозможна. Причин поломки в данном случае может быть много. Диагностику оборудования следует начать с проверки замка зажигания, распределительного устройства, свечей, высоковольтных проводов, стартерного узла и, разумеется, аккумулятора. В большинстве случаев причину можно решить путем заряда аккумуляторной батареи, очисткой свечей зажигания от нагара или заменой высоковольтных проводов. Кроме того, причина может заключаться и в вышедшем из строя генераторе. Перед тем, как приступить к демонтажу и разбору узла, следует проверить качество натяжения генераторного ремня. Возможно, ремешок ослаб или его натяжка очень сильная, что также не очень хорошо для авто.
  2. Двигатель можно завести, но оборудование не работает или работает частично. Возможно, не работает группа устройств. Например, в вашем авто одновременно перестали работать повороники и щетки стеклоочистителя. Казалось бы, как эти устройства могут быть связаны между собой? Но нужно учитывать, что эти две системы работают от подрулевого переключателя. И если он вышел из строя или на его схеме плохой контакт, то узлы просто не могут быть запущены. Если мотор заводится, то часть узлов не работают, то сначала следует проверить предохранители в блоке, вполне возможно, что один или часть из них просто перегорела. Если предохранительные элементы рабочие, а в работоспособности электрооборудования вы уверены на 100%, то необходимо заняться диагностикой проводки (автор видео — канал CarEnergy).

Обратите внимание на технологические нюансы

Хороший выключатель снабжается предохранителями и служит для обесточивания аккумулятора автомобиля. Именно это обстоятельство является дополнительной проблемой для потенциальных угонщиков. Если вы решили приобрести выключатель массы, следите, чтобы он был новым. Не стоит пользоваться бывшим в употреблении! В таком состоянии ВМ легко нанесёт вред электросистеме машины.


Когда проводится обесточивание аккумулятора, существует большая вероятность отключения автомобильного компьютера. Это, в свою очередь, грозит сбоями, такими как стирание из памяти информации, необходимой для полноценной работы. Как предотвратить подобное развитие событий, какой источник энергии купить и каким образом его подсоединить – эти вопросы следует обсудить с профессионалами.

Возможные неисправности проводки

Все неисправности в работе электропроводки можно разделить на несколько групп:

  1. Поломка самого оборудования. Такое случается не так часто, но подобная проблема все же может иметь место.
  2. Выход из строя предохранителя. Как известно, в монтажном блоке сосредоточены предохранительные устройства, отвечающие за безопасность проводки КАМАЗ. Если в системе происходят скачки напряжения, то для того, чтобы не допустить поломки оборудования, используются предохранители, которые перегорают в первую очередь. Если в бортовой сети периодически происходят скачки напряжения, то перед тем, как заменить выгоревшие предохранители, необходимо избавиться от причины.
  3. Плохой контакт электроцепи с оборудованием. В данном случае причин может быть несколько. Как правило, плохой контакт обусловлен обрывом провода где-то на участке цепи. Для диагностики вам потребуется мультиметр, который, собственно, используется всегда для обнаружения неисправностей в проводке. Также причина может заключаться в окислении или подгорании контактов. Если это так, то решить проблему можно путем их зачистки либо замены.
  4. Утечка тока. В большинстве случаев такая проблема обусловлена пробоем в проводке. При помощи мультиметра определяется дефектный провод, который в результате нужно будет либо заменить, либо тщательно заизолировать.
  5. Износ составных элементов генератора. Потребуется разборка узла для выявления дефектных деталей с последующей их заменой.
  6. Сел аккумулятор или в нем недостаточно электролита. В этом случае нужно проверить уровень жидкости в банках АКБ, а также произвести замер параметра его заряда.

Чтобы машина не сгорела: как отключить массу, не мешая работать штатному электрооборудованию


Внезапное возгорание автомобиля – история, к счастью, не слишком частая, но при этом достаточно распространенная, чтобы вызывать у многих водителей серьезные фобии. Особенно у тех, кто хоть раз в жизни видел полыхающую машину или её черный «скелет» на обочине. Многие считают, что спастись от подобного поможет только выключатель массы. Они правы, но неудобства от выключателя часто превосходят его пользу. Впрочем, как минимум один правильный вариант установки выключателя есть.

П ричиной возгорания автомобиля в движении служит утечка топлива, воспламенение предметов, попавших на раскаленную систему выпуска, или замыкание электропроводки. В пожаре, охватившем стоящий без вмешательств извне автомобиль, в 99% случаев виновато электричество. Других причин просто нет: выпуск – холодный, а топливо, сочащееся или даже капающее, практически никогда не воспламеняется само по себе. Беспокойство по поводу такого возгорания снимается при помощи выключателя массы, обесточивающего бортсеть целиком и полностью. Спасет простой механический ручной «рубильник» за две-три сотни рублей, популярное в тусовке джиперов недешевое «мерседесовское реле» Грюнер-750 или любой иной вариант.


Вот только минусов у выключателя массы не меньше, чем плюсов (извините за каламбур).

На относительно современной машине штатная электроника не любит отключения питания, теряя настройки, адаптации и память. Вдобавок многим блокам требуются порой десятки минут на корректное «засыпание», а приплясывать возле открытого капота, выжидая, пока все электронные процессы корректно завершатся, чтобы затем вырубить массу — безумие. Тем более, что визуально это завершение и не определить.

Полно и иных неудобств. С отключенным аккумулятором не поставишь машину на сигнализацию, не откроешь потом с брелока двери, без питания становятся бесполезны системы комфорта типа открывания багажника ногой, доводчиков стекол и многого другого. Однако есть способ, который поможет и защититься от пожара, и не обесточить электронику.

Звучит подобное странно и взаимоисключающе… Но один из наших читателей, Александр Цаплин, поделился с сообществом «Колес» собственной оригинальной и очень простой разработкой. Подходит этот способ владельцам неновых машин, которые разбираются в элементарной электрике и знают, с какого конца браться за паяльник.

Итак, первое, что мы делаем — устанавливаем-таки выключатель массы. Самым обычным образом, как это делают всегда – отключая от кузова провод, идущий с минусовой клеммы аккумулятора, и подключая его обратно уже через мощный «рубильник». Выключатель массы используем любого типа, какой нравится – ручной размыкатель с рукояткой или ключом, электрически управляемый контактор от грузовика, специализированное реле или что-то другое.


Теперь нам нужно приобрести несколько метров провода сечением около 2,5 мм2, соответствующее количество тоненькой защитной гофры для проводов, два обычных пятиконтактных автомобильных реле и автомобильные клеммы. Из всего этого мы соберем, согласно нижеприведенной схеме, простейшую дополнительную проводку, идущую от аккумулятора к штатным лампам дальнего света в фарах.

Видео «Подробная инструкция по ремонту подсветки и проводки в КАМАЗе»

Как правильно произвести ремонт подсветки, а также электроцепи в грузовике — смотрите на видео ниже (автор — Никита Вагин).

Система электрооборудования автомо­билей КамАЗ однопроводная с номиналь­ным напряжением 24 В. С массой авто­мобиля соединены отрицательные полюсы источников тока и потребителей тока

От­рицательный вывод аккумуляторных бата­рей подсоединен к массе автомобиля через выключатель, поэтому все потребители электроэнергии работают только при со­единении батарей с массой. Для надежнос­ти контакта между кабиной и рамой, рамой и двигателем использованы дополнитель­ные провода массы.










Лада 4×4 3D › Бортжурнал › Выключатель массы СОАТЭ, он же Камаз

Два года отработал у меня самый простенький – с красным флажком — китайский выключатель массы. Отработал и типа сломался. Типа, потому что не сгорел, не рассыпался, и массу выключает. И включает. Но не до конца.
Двое соревнований мучился стартером. Вроде работает, но как на старом грузовике. Оборот – пауза. Еще оборот и снова пауза. И только потом неспешное вжжж-жж-жж. После первой гонки стартер перебрали, поставили и все нормально. Снова бодро крутит. Но на очередных соревнованиях все повторяется. Крутит лениво-лениво. Стали искать проблему. Подтянули все соединения, зарядили аккумулятор. И стало хуже, вообще не крутится. Меряем напряжение – все нормально, фары светят, музыка играет. А под нагрузкой стартера проседает до 7-8 вольт. Вот и не крутится.

Кинули провод с минуса прямо на кузов – стартер никогда до этого так быстро не крутился. Подключили все в обход выключателя массы – работает.

Выключатель снял и разобрал – внутри все чисто, следов подгорания нет. Конструкция добротное, контакты цвета меди и гораздо массивнее, чем предполагал. Само пятно контакта тоже огромное. Но почему-то не замыкается полностью.

Проще всего было бы поставить такой же выключатель как и стоял, но это не интересно и не факт, что новый проработает хотя бы столько же.

Как всегда углубился в интернет узнать какие есть варианты, кроме грюнера и камаза.

А вариантов-то особо и нет. Китайских выключателей с ключом-флажком, такой как был у меня — полно. По разной цене, с разными заявленными циферками силы тока, но одинаковым принципом. А одно говно менять на другое смысла нет.

Кто может делать хорошую электрику, которая должна работать при повышенной влажности, в том числе и в воде? Производители лебедок? А вот хрен. Может варн и делает, а вот бюджетники просто лепят свою наклейку на говнокитайские выключатели. Я такой на массу не хочу ставить, не то что лебедку таким отключать.

Уже не в первый раз, когда ищу электрику, просматриваю каталоги производителей для яхт и катеров. До этого ничего интересного не находил, а сейчас наткнулся на американскую фирму Синее Море. Есть и механические выключатели массы и переключатели аккумуляторов на любую силу тока. Почитал отзывы – спортсмены на лебедки ставят и не жалуются. Все отлично, кроме цены. Они дороже грюнера выходят.

И не смотря на то, что не все хвалят качество грюнера, для меня цена у грюнера это был единственный недостаток. А раз достойная альтернатива еще дороже, то и решил его заказать. Так как продавец один, стал искать где же его магазин. Или где у него сайт. Точнее сайт нашелся быстро, но никакой формы заказа там нет. По виду сайт привет из прошлого века и не обновлялся лет десять, а за более свежей информацией он отсылал в ЖЖ. Ну ладно, монополист может себе такое позволить. Написал на указанную почту и стал ждать ответа.

День прошел, второй. Посмотрел грюнер в автодоке – ценник второе выше, все-таки на мерседес запчасть. Подожду еще. Третий день ответа нет, машину собирать надо. Решил больше не ждать, купил камазовский выключатель и правильно сделал — ответ пришел только через неделю. Такой сервис неприятно удивил. К камазовским выключателям претензий обычно две – низкое качество и маленькая сила тока. Про качество ничего не скажу – пока работает. Да и хоть называют такой выключатель камазовским, предназначен он для газелей и спецтехники и рассчитан на 12В.

Как отключить массу на камазе

Поскольку уже неделю морозы, то решил снять аккумулятор и ночью малость подзарядить. Повернул отключатель массы - свет горит. Снова включил - свет все равно горит. Что за напасть.. Я понимаю, если бы в результате поломки в машине массу отрубило, но чтобы ее нельзя было отключить - даже странно.. вобщем, скинул клеммы с аккумулятора без предварительного отключения массы и понес домой. Но вот теперь думаю, отключатель массы полностью "отключился" и его надо менять или поскольку масса включена все время, то махнуть рукой ,и ездить с ним?

Поставить кнопочный выключатель и забыть про него;),стоял у меня,который поворачивается,сильно грелся всегда,а позже стал шелчок пропадать,когда поворачиваешь

Поскольку уже неделю морозы, то решил снять аккумулятор и ночью малость подзарядить. Повернул отключатель массы - свет горит. Снова включил - свет все равно горит. Что за напасть.. Я понимаю, если бы в результате поломки в машине массу отрубило, но чтобы ее нельзя было отключить - даже странно.. вобщем, скинул клеммы с аккумулятора без предварительного отключения массы и понес домой. Но вот теперь думаю, отключатель массы полностью "отключился" и его надо менять или поскольку масса включена все время, то махнуть рукой ,и ездить с ним?

Если двигатель инжекторный, то масса вообще противопоказана.
А вдруг при заведенном двигателе масса сломается(сама выключится), то есть в массе контакт пропадет. Тогда всю электронику можно спалить и МИКАС тоже.

Поскольку уже неделю морозы, то решил снять аккумулятор и ночью малость подзарядить. Повернул отключатель массы - свет горит. Снова включил - свет все равно горит. Что за напасть.. Я понимаю, если бы в результате поломки в машине массу отрубило, но чтобы ее нельзя было отключить - даже странно.. вобщем, скинул клеммы с аккумулятора без предварительного отключения массы и понес домой. Но вот теперь думаю, отключатель массы полностью "отключился" и его надо менять или поскольку масса включена все время, то махнуть рукой ,и ездить с ним?

Похоже залипли контакты в выключателе массы. По-хорошему надо его менять, иначе они могут подгорать и в конечном итоге выгореть в самый неподходящий момент.

Поскольку уже неделю морозы, то решил снять аккумулятор и ночью малость подзарядить. Повернул отключатель массы - свет горит. Снова включил - свет все равно горит. Что за напасть.. Я понимаю, если бы в результате поломки в машине массу отрубило, но чтобы ее нельзя было отключить - даже странно.. вобщем, скинул клеммы с аккумулятора без предварительного отключения массы и понес домой. Но вот теперь думаю, отключатель массы полностью "отключился" и его надо менять или поскольку масса включена все время, то махнуть рукой ,и ездить с ним?

Гляньте электросхему на Вашу модель авто. Дело в том, что при выключении массы в 31514(31519) разетка для переносной лампы НЕ отключается от минуса АКБ. Т.е. кроме указанных выше причин (неисправность выкл массы), возможны проблемы с проводкой этой разетки. Редко, но возможно.

А если ,вдруг,внезапное короткое,что делать будешь?Менять машину или МИКАС ?

А с завода почему идут УАЗы без массы .
Я тоже раздобыл массу с УАЗа с консервации. Дата изготовления массы вроде 1973 год. Сейчас такие продают, но они только внешне похожи, а внутри всё китайское гуано.
Я показываю массу электрику и спрашиваю, где бы лучше поставить.
На что он ответил, что выкинь и забудь. Эти массы хоть и советского исполнения, но имеют свойство глючить. Если при заведенном двигателе контакт в массе разойдется, то всю электронику запорешь.
Потом говорит, что есть хорошие массы, которые идут сейчас на новых Камазах, но размером они как половина аккумулятора и стоят примерно под 10 тысяч рублей. И отключают они не минус, а плюс, что гораздо удобнее в экстренных случаях.
Ну, а если уж так критично по поводу отключения в случае замыкания, то: Надо, чтобы масса была в салоне, а не в моторном отсеке.
Или можно обойтись без массы, но это чуть сложнее: в салон надо завести минусовой провод от АКБ. Можно, чтобы он заходил петлёй, т.е. не делать разрыв при заводе в салон. А можно завести в салон и прикрепить к кузову, и тут же от этого места присоединения вывести провод обратно под капот. То есть, получается, что в салоне вместо массы будет простое крепление к кузову болтом.
И где-то рядом постоянно должны лежать кусачки, что бы за долю секунды можно было их схватить и перекусить провод. Произошло замыкание- кусачками по проводу "клась" и нет массы. Скорость отключения минусового провода кусачками почти такая же, как и переключателем. Только Переключатель может со временем заглючить, а соединение болтом нет. А ещё лучше, как я и писал, минусовой провод сделать вход в салон и выход из салона без разрывов. Получается, что в салоне как бы петля будет. И в любой момент кусачками "клась" по этой петле и всё.
Я себе так и сделаю- петлёй.

И в любой моменткусачками "клась" по этой петле и всё.

Потренируйся немного , а то вдруг придется клась,клась,клась,клась,клась,клась,клась и все , поздно.

Во блин. воистину "эквилибристы матершинники на колючей проволке" . Скорость отключения нифига не такая.
Мне чтоб вырубить массу нужно гдето 1-2 секунды . С водительского места дотянуться до выключателя и повернуть его (выключатель стоит штатно перед пасажиром, внизу). Отключаю/включаю массу постоянно в гараже, ну и возле дома иногда если машину оставляю. Проблем с выключателем небыло никогда.

Вот я бы посмотрел на тебя: "Повалил дым из под приборки.. начинаешь метаться в панике. да гдеж ети пи-пи кусачки пи-пи. ах вот они. пи-пи. где ента петля. какой муд ее так прицепил. какой ган делал етот провод, никусается, изоляция двойная. пи-пи. нафига я такой провод толстый поставил. пи-пи . ой. пи-пи.. "
Да ты хоть на веревку кусачки привяжи к проводу. нужно их разжать, на провод прицелиться. потом сжать. с первого раза как всегда на получиться и надо раза два, три. а ето время. а уже пламя под приборкой. и еще дихлофос (огнетушитель) нужно достать. накрайняк просто подумать про ето. :)
В общем Все ето дохлый номер. утопия.

Магнитолла как подключена?

могло быть и такое. это когда майфуну ставят чтобы настройки радива ни сбивались кидают доп провод на аккум..

Если двигатель инжекторный, то масса вообще противопоказана.
А вдруг при заведенном двигателе масса сломается(сама выключится), то есть в массе контакт пропадет. Тогда всю электронику можно спалить и МИКАС тоже.

Если вам страшно тогда Нужно (просто необходимо ;)) поставить 2 выключателя массы паралельно. :) вероятность отсутствия массы уменьшиться в 2 раза.
повернуть 2 выключателя будет гораздо быстрее чем руками провод рвать.

да и тестить раз в пол года по сопротивлению выключатели (для своевременного обнаружения поломки)
удачи

Итак, более-менее понятно.. Конечно, пока не верится, что переключатель испортился.. Может как-то морозы повлияли, может действительно окислились контакты, но по крайней мере когда его крутишь шелчки раздаются. А возможно, что и в самом деле неаккуратно как-то провод от аккумулятора проходил и что задевал. Поставлю завтра сутречка обратно аккуулятор - посмотрю.

Но учитывая тот факт, что на уазбуке слишком часто втречаются нарекания на этот самый массовый выключатель, то на самом деле возникает мысль где-нибудь летом, когда на даче буду првоодить профилактику машину, заменить сейй девайс. Но вот действительно вопрос - на что его заменить. По описаниям здесь так и не понял, какой именно этот самый кнопоынчый выключатель (от какой модели, чтобы конкретно навести на него мысль продавца).

Гляньте электросхему на Вашу модель авто. Дело в том, что при выключении массы в 31514(31519) разетка для переносной лампы НЕ отключается от минуса АКБ. Т.е. кроме указанных выше причин (неисправность выкл массы), возможны проблемы с проводкой этой разетки. Редко, но возможно.

Я от той розетки магнитолу подключил,и ездил больше месяца пока не увидел, что после выключения массы лампочки горят в пол накала. Искал причину долго,до сих пор удивляюсь как не сжог магнитолу!

По описаниям здесь так и не понял, какой именно этот самый кнопоынчый выключатель (от какой модели, чтобы конкретно навести на него мысль продавца).

По описаниям здесь так и не понял, какой именно этот самый кнопоынчый выключатель (от какой модели, чтобы конкретно навести на него мысль продавца).

А с завода почему идут УАЗы без массы .
Я тоже раздобыл массу с УАЗа с консервации. Дата изготовления массы вроде 1973 год. Сейчас такие продают, но они только внешне похожи, а внутри всё китайское гуано.
Я показываю массу электрику и спрашиваю, где бы лучше поставить.
На что он ответил, что выкинь и забудь. Эти массы хоть и советского исполнения, но имеют свойство глючить. Если при заведенном двигателе контакт в массе разойдется, то всю электронику запорешь.
Потом говорит, что есть хорошие массы, которые идут сейчас на новых Камазах, но размером они как половина аккумулятора и стоят примерно под 10 тысяч рублей. И отключают они не минус, а плюс, что гораздо удобнее в экстренных случаях.
Ну, а если уж так критично по поводу отключения в случае замыкания, то: Надо, чтобы масса была в салоне, а не в моторном отсеке.
Или можно обойтись без массы, но это чуть сложнее: в салон надо завести минусовой провод от АКБ. Можно, чтобы он заходил петлёй, т.е. не делать разрыв при заводе в салон. А можно завести в салон и прикрепить к кузову, и тут же от этого места присоединения вывести провод обратно под капот. То есть, получается, что в салоне вместо массы будет простое крепление к кузову болтом.
И где-то рядом постоянно должны лежать кусачки, что бы за долю секунды можно было их схватить и перекусить провод. Произошло замыкание- кусачками по проводу "клась" и нет массы. Скорость отключения минусового провода кусачками почти такая же, как и переключателем. Только Переключатель может со временем заглючить, а соединение болтом нет. А ещё лучше, как я и писал, минусовой провод сделать вход в салон и выход из салона без разрывов. Получается, что в салоне как бы петля будет. И в любой момент кусачками "клась" по этой петле и всё.
Я себе так и сделаю- петлёй.

Не особо силен в электричестве,но как камазовская масса выключает плюс,когда аккум обычной полярности а не обратной? На экскаваторе кат знаю что отключатеся плюс,но там полярность обратная у аккума,камазовский выключатель не механический,а электрический,и как я думаю на нем постоянно должна быть напруга,ведь включается он дистационно,из кабины

Как подключить кнопку массы на камазе?

Выключатель массы дистанционный: надежная защита АКБ от разряда

Как подключить кнопку массы на камазе?

В грузовых автомобиля и автобусах, в том числе и в автобусах ПАЗ, используется простое и надежное средство защиты аккумулятора от разряда во время длительной стоянки — дистанционный выключатель массы. Об особенностях установки аккумулятора в автобусах ПАЗ и о выключателе массы читайте в данной статье.

Установка аккумуляторной батареи в автобусах ПАЗ

Во всех автобусах ПАЗ устанавливается бортовая электрическая система с рабочим напряжением 12 вольт (хотя есть и модификации на 24 В). В качестве источника тока для работы стартера и электрической системы при остановленном двигателе используется автомобильные кислотно-свинцовые аккумуляторы различных типоразмеров (обычно длиной 353 мм, но нередко применяются и большие АКБ длиной 513 мм).

Установка АКБ производится в специальном аккумуляторном отсеке. На различных моделях автобусов ПАЗ аккумуляторный отсек обычно находится в одном и том же месте — с правой стороны автобуса, слева от передней входной двери. Отсек закрывается крышкой, которая ограничивает доступ к аккумулятору и препятствует постороннему вмешательству.

В автобусах ПАЗ установка аккумулятора производится таким образом, чтобы максимально упростить и ускорить процесс его извлечения и замены. Это реализовано с помощью простого механизма с салазками, на которых аккумулятор выдвигается из отсека. Основу устройства составляет открытый сверху и спереди металлический короб, на дне которого с обеих сторон находятся направляющие салазок. Передняя стенка короба выполнена в виде откидной рамки, боковые части которой являются продолжением направляющих, расположенных на дне короба. Рамка при откидывании удерживается складными металлическими растяжками, расположенными по обе стороны короба.

Аккумуляторная батарея устанавливается на салазки, в нижней части которых находятся четыре ролика. Крепление АКБ к салазкам производится с помощью прижимной рамки, устанавливаемой в верхней части аккумулятора, и четырех шпилек, протянутых между салазками и прижимной рамкой. Прижим рамки к аккумулятору производится с помощью гаек типа «барашек».

Установка аккумуляторной батареи производится следующим образом: АКБ помещается в салазки и фиксируется рамкой и «барашками», эта конструкция устанавливается на откинутые направляющие, по которым задвигается до упора в короб. Передняя часть короба с направляющими поднимается и запирает аккумулятор.

Подключение аккумулятора производится с помощью длинных гибких кабелей, которые выходят в аккумуляторный отсек. Монтаж клемм производится на батарею до задвижки в короб, что значительно упрощает эту процедуру.

Здесь же, в аккумуляторном отсеке, могут располагаться и другие дополнительные устройства. В первую очередь — дистанционный выключатель массы, который обеспечивает отключение аккумулятора от бортовой электросети во время длительных стоянок.

Назначение и роль дистанционного выключателя массы в электросистеме

Выключатель массы — коммутирующее устройство, обеспечивающее отключение аккумуляторной батареи от «массы» транспортного средства. Это предотвращает разряд батареи во время длительных стоянок автомобиля или автобуса. Также выключатель массы может выступать в роли простейшего противоугонного устройства, которое не даст завести двигатель, так как кнопка управления выключателем может иметь скрытое расположение.

На сегодняшний день наиболее удобным, современным и эффективным является дистанционный выключатель массы, который пришел на смену традиционным ручным выключателям. Выключатель дистанционного типа более удобен и имеет ряд преимуществ:

• Управляется одной кнопкой, расположенной в салоне автомобиля (кабине автобуса); • Для отключения и включения массы не нужно открывать аккумуляторный отсек или капот;

• Благодаря скрытой установке может выступать в роли противоугонного средства.

Дистанционные выключатели массы имеют несложное устройство и принцип действия, поэтому отличаются высокой надежностью и эффективной работой.

Устройство и принцип работы дистанционных выключателей массы

На сегодняшний день самое широкое распространение получили электромагнитные дистанционные выключатели массы, которые отличаются простым устройством и надежностью. Некоторое распространение имеют электронные тиристорные выключатели массы, однако они больше подходят для использования на легковых автомобилях, а на грузовиках и автобусах практически не применяются. Поэтому здесь расскажем только об электромагнитных выключателях, используемых на Павловских автобусах.

Конструктивно дистанционный выключатель массы представляет собой цилиндрический корпус, внутри которого (в верхней части) располагается электромагнит с якорем, фиксатор (в середине) и контактное устройство (в нижней части). С внешней стороны якорь выходит за габарит катушки и удерживается в таком положении с помощью цилиндрической пружины. Сверху якорь закрыт резиновым колпачком, который является кнопкой — нажатием на якорь можно отключить и включить «массу» вручную.

С обратной стороны якорь соединен с фиксатором, который, в свою очередь, оканчивается контактным устройством. Нижняя часть контактного устройства несет на себе тарельчатый контакт, который может прижиматься к расположенным в нижнем торце выключателя силовым контактам (в их роли выступают две шпильки, на которые накручиваются гайки). Сбоку на корпусе выключателя также находятся контакты для подачи тока на катушку электромагнита.

Работает выключатель массы очень просто. При кратковременной подаче тока на катушку электромагнита якорь втягивается, толкает контактное устройство, тарелка которого замыкает контакты — происходит подключение аккумуляторной батареи к массе. Фиксатор удерживает контактное устройство в таком положении, поэтому катушка электромагнита может быть отключена. При необходимости отключить массу снова подается ток на катушку электромагнита, якорь втягивается (но его ход ограничен) и воздействует на фиксатор — в этот момент фиксатор освобождает контактное устройство, и вся конструкция под действием пружины поднимается вверх, отключая массу.

Управление выключателем осуществляется кнопкой без фиксации — с ее помощью ток на короткое время подается на обмотку электромагнита. Кнопка может быть установлена в салоне, в то время как сам выключатель располагается рядом с аккумулятором — именно поэтому он называется дистанционным.

Установка дистанционного выключателя массы

Прежде, чем производить установку выключателя, необходимо выбрать устройство, которое подойдет для данного конкретного автобуса или автомобиля. Выбирать выключатель массы нужно по двум параметрам — рабочему напряжению бортовой электрической сети, и по максимально допустимому току. Для большинства автобусов ПАЗ подходят выключатели с рабочим напряжением 12В и на ток от 50А, хотя ток можно и увеличить.

Монтаж дистанционного выключателя не отличается сложностью, производится он следующим образом.

Силовые контакты выключателя (большие, расположены в торце) служат для его подключения в разрыв провода «массы» (обычно в автомобилях и грузовиках отечественного производства в качестве «массы» выступает минусовой провод). То есть, от клеммы «-» аккумулятора провод подключается к одному контакту выключателя, а от второго контакта отходит провод, идущий на корпус («массу») автобуса и двигателя. Эти подключения необходимо производить многожильными проводами большого сечения, так как через них будут проходить большие токи, которые в момент запуска двигателя могут достигать 200-300 и более ампер.

К силовому контакту, который непосредственно подключен к минусовой клемме аккумулятора, также подключается провод малого сечения, который соединяется с одним из контактов катушки электромагнита (расположен на выключателе сбоку). От второго контакта электромагнита выводится провод на кнопку выключения, которая будет установлена в салоне или в кабине. Для обеспечения безопасности на пути от контакта электромагнита до кнопки необходимо предусмотреть предохранитель на 5А.

Второй контакт кнопки любым проводом подключается к плюсовой клемме аккумуляторной батареи. Обычно подключение кнопки производится не непосредственно на плюсовую клемму аккумулятора (так как для этого пришлось бы использовать слишком длинный провод), а к плюсовому контакту других устройств, расположенных в кабине или салоне — замка зажигания, магнитолы, блока предохранителей и т.д.

Необходимо использовать кнопку без фиксации, то есть — кнопку, которая после нажатия возвращается в исходное положение, размыкая цепь. Обычно для этого используются малогабаритные кнопки, которые можно легко спрятать и замаскировать. Нередко эта кнопка устанавливается в перчаточном ящике («бардачке»), под приборной панелью, под водительским креслом и в других скрытых местах.

Необходимо отметить, что все монтажные работы нужно проводить с отключенными от аккумулятора клеммами, так как в противном случае высок риск вывести из строя электрооборудование автомобиля. При правильной установке дистанционный выключатель не требует наладки и сразу начинает работать.

Эксплуатация дистанционного выключателя массы

Работает дистанционный выключатель массы крайне просто. Управлять им можно двумя способами:

• С помощью кнопки в салоне;
• С помощью кнопки на самом выключателе.

Управление с кнопки в салоне сводится к следующему: для включения и выключения «массы» нужно кратковременно нажать кнопку. Долго держать кнопку не нужно, так как срабатывание выключателя происходит быстро, а длительная подача тока на катушку электромагнита приводит к ее нагреву и чревато повреждением.

Управление кнопкой на выключателе также простое, однако, оно требует получения доступа к самому выключателю. Для включения и выключения «массы» нужно нажать на кнопку, расположенную в верхней части выключателя. При включении «массы» нажимать кнопку следует до ее фиксации, а при отключении должен почувствоваться щелчок фиксатора — после него кнопку можно отпустить и «масса» выключится.

Дистанционный выключатель массы отличается высокой надежностью и может служить на протяжении многих лет, предотвращая преждевременный разряд аккумулятора, и сохраняя автобус от угона.

Еще в этом разделе

Выключатель массы дистанционный: простая защита заряда аккумулятора

Многие автомобили и автобусы, особенно отечественного производства, комплектуются простым и эффективным средством защиты аккумулятора от разряда во время длительной стоянки — дистанционным выключателем массы. Все об этом устройстве, его конструкции, работе, установке и эксплуатации читайте в статье.

Назначение дистанционного выключателя массы

Дистанционный включатель массы — электромеханическое либо электронное коммутирующее устройство, предназначенное для отключения АКБ от всех потребителей бортовой электрической сети автомобиля. Данный выключатель, как понятно из его названия, управляется дистанционно с помощью кнопки в кабине.

Дистанционный выключатель массы выполняет две ключевых функции:

  • Полное отключение АКБ от бортовой сети автомобиля/автобуса;
  • Выполнение функций противоугонного средства (иммобилайзера).

Таким образом, выключатель помогает не только сохранить заряд батареи, но и предотвращает угон транспортного средства. Скрытная установка выключателя (а также и его кнопки у водительского места) не позволяет злоумышленнику запустить мотор автомобиля или потребует от него взлома аккумуляторного отсека, что привлечет внимание окружающих.

Следует отметить, что дистанционные выключатели массы используются преимущественно на грузовых автомобилях и автобусах, и практически не получили распространение на легковых авто (за исключением УАЗов и им подобных). Дело в том, что грузовики и автобусы не оснащаются сигнализацией и другими средствами, которые нуждаются в постоянном подключении к источнику тока. Если же на авто установлен тахограф или спутниковая система контроля транспорта, то в этих устройствах обычно есть свой аккумулятор.

Типы и конструкция выключателей массы

В настоящее время существует два принципиально разных типа дистанционных выключателей массы:

  • Электромагнитные выключатели;
  • Электронные (тиристорные) выключатели.

Основу выключателя массы составляет корпус (обычно цилиндрический), в котором находится три узла:

  • Электромагнит с якорем и штоком — находится в верхней части. Обычно якорь объединен с кнопкой, закрытой герметичным резиновым колпачком. Сбоку на корпусе выключателя предусмотрены две клеммы для подачи тока на обмотку;
  • Фиксатор (механизм передачи усилия от якоря на контактное устройство) — располагается в средней части, он обеспечивает передачу усилия от якоря на контактное устройство и фиксацию контактов в замкнутом положении (такой же механизм используется в обычных кнопках с фиксацией);
  • Контактное устройство — располагается в нижней части выключателя, состоит из контактного диска, установленного на фиксаторе, и двух силовых клемм (резьбовых с гайками).

Функционирует включатель массы следующим образом. При кратковременной подаче тока на обмотку электромагнита происходит втягивание его якоря, а связанный с ним шток через фиксатор приводит в движение контактное устройство — контактный диск соединяет клеммы и АКБ подключается к массе. При этом фиксатор устанавливается в данном положении и обеспечивает постоянный прижим диска к контактам. После подключения аккумулятора к массе подача тока на электромагнит больше не нужна, так как контактное устройство удерживается фиксатором.

Для отключения АКБ от массы нужно еще раз подать ток на обмотку электромагнита, якорь вновь втянется и штоком надавит на фиксатор — в этом случае фиксатор переключится и поднимет контактный диск. В результате произойдет отключение АКБ от массы.

Управлять включателем можно и вручную. Для этого на нем предусмотрена кнопка, которая непосредственно связана с якорем электромагнита. При нажатии на кнопку якорь входит в обмотку электромагнита и происходят все описанные выше процессы.

Варианты и особенности инсталляции дистанционных включателей массы

Монтаж включателя массы производится довольно просто, здесь нужно отметить несколько основных моментов:

Для безопасности подключение обмотки электромагнита к кнопке осуществляется через предохранитель (обычно на 5 А), а для удобства между кнопкой и массой рекомендуется устанавливать контрольную лампу. При необходимости кнопка может подключаться к выключателю массы через дополнительное реле, это оправдано при использовании кнопки, рассчитанной на малый ток, в грузовиках и автобусах с электросистемами, имеющими мощных потребителей.

Типичные неисправности, ремонт и обслуживание включателя массы

Выключатель и вся связанная с ним электрическая цепь отличается надежностью и может без проблем служить многие годы. Однако при неудачном расположении выключателя (например, если он плохо защищен от влаги и грязи) в нем может возникнуть коррозия, которая приведет к ухудшению контакта между контактным диском и клеммами, а также между клеммами и соединенными с ними проводами. В этом случае выключатель можно разобрать и прочистить.

Иногда возможны и более серьезные неисправности выключателя — обрыв обмотки электромагнита, поломка фиксатора, проседание или поломка пружин, деформация штока якоря и другие. В этих случаях гораздо проще и дешевле полностью заменить выключатель.

При правильной инсталляции и бережной эксплуатации дистанционный включатель массы будет на протяжении длительного времени защищать аккумулятор от потери заряда и автомобиль от угона, не требуя к себе никакого внимания.

Читайте также: