Как поставить приборы от ваз 2106 на оку

Обновлено: 03.07.2024

Автомобиль Ока: тахометр и варианты его подключения

Тахометр Ока

Тахометр

Нужен ли тахометр на автомобиле Ока? Конечно! Его присутствие как минимум не повредит, а наличие будет полезно как опытному водителю, так и новичку, только что севшему за руль автомобиля.

Возможные трудности

Ока

Ока

Базовая конфигурация оборудования на Оку старых версий не предусматривает наличие тахометра. Соответственно и место для него будет отсутствовать. Проводить установку и закрепление придется самостоятельно. В этом деле может сильно пособить двусторонний скотч. Некоторые тахометры комплектуются дополнительной ножкой. Тогда можно будет просто прикрутить его с помощью любого болта или самореза. Но все же, двусторонний скотч более удобен и не менее надежен.

Дело в том, что на Оку сложно подобрать подходящий тахометр. Почему? Все дело в количестве цилиндров. Покупая тахометр, нужно убедиться, что он поддерживает работу в таком режиме. В этом и все трудности.

Преимущества тахометра

Зачем нужен этот замечательный прибор? Главная его функция в автомобиле Ока – регулировка холостого хода. Не менее полезным он будет и для новичков, только что пересевших за руль. Определять обороты на слух достоверно нельзя, а вот с тахометром можно всегда точно знать текущее значение.

Станет проще подбирать оптимальное время для переключения передач. А это уменьшение нагрузки двигателя, расхода топлива и увеличение тяговой мощности автомобиля. Несмотря на практически полное отсутствие шумоподавляющих элементов салона, бывают ситуации, когда работу двигателя просто не услышать. Например, при включенной музыке.

Тахометр Ока

Тахометр Ока

Подытожим. Вот для чего нужен тахометр.

  1. Регулировка холостого хода.
  2. Переключение передач на оптимальных оборотах.
  3. Удобство для новичков.
  4. Определение оборотов в любое время.
  5. Экономия топлива.
  6. Уменьшенный износ двигателя.
  7. Повышение мощности (за счет своевременного переключения передачи).
  8. Определение оборотов в шумной обстановке.

Подключение

Существует несколько различных типов соединения. Давайте рассмотрим их поподробнее.

Прикуриватель

Подключение через прикуриватель на Оку не просто удобно. Таким образом можно избежать многих проблем и серьезно расширить список возможных вариантов. В большинстве случаев, такой тахометр — это оптимальный вариант. Он пользуется огромной популярностью среди автолюбителей.

Первый способ

Для подключения достаточно просто вставить штекер в разъем прикуривателя. Никаких действий, регулировок и дополнительных операций это не потребует. Нужно будет только выбрать любое удобное место, чтобы установить тахометр.

Примечание

Такая установка имеет несколько негативных качеств. Показания будут иметь относительно большую погрешность. Замаскировать провод между прикуривателем и дисплеем будет проблематично, потому он будет создавать дополнительные неудобства.

Способ второй

Здесь уже придется немного повозиться. В этом случае осуществляется все то же подключение к прикуривателю, но будет использоваться пайка. Порядок действий следующий.

  1. Изымаем прикуриватель из гнезда.
  2. Оголяем небольшую часть провода вблизи штекера для прикуривателя (на проводах тахометра).
  3. Заводим провода тахометра за торпеду. Чтобы они не болтались на лицевой части.
  4. Осуществляем подпайку, учитывая полярность.
  5. Возвращаем прикуриватель в гнездо.
  6. Закрепляем тахометр на торпеде в удобном месте.
  7. Фиксируем излишки проводов любым удобным способом.

Все очень просто. Преимущества перед первым способом:

  • отсутствие свисающих проводов на передней панели;
  • уменьшение погрешности;
  • освобождение гнезда прикуривателя.

Цифровой тахометр

Чем он отличается от аналогов? Основное отличие, которое сразу же бросается в глаза, это многофункциональность. Удобство применения уже оценили все обладатели такого прибора.

Цифровым приборам свойственна повышенная точность измерения. Именно поэтому спрос остается неизменно высоким с момента поступления в продажу. В автомобиле Ока он может выполнять функции главного и единственного тахометра, а может служить для проверки показателей основного, ведь погрешность аналоговых и механических измерительных приборов в несколько раз больше.

Еще одно существенное отличие – дисплей. Здесь не применяется шкала, а сразу отображаются обороты. Это одновременно и плюс, и минус устройства. Во время вождения намного удобнее смотреть на шкалу-циферблат, чем всматриваться в цифры.

А вот регулировку работы двигателя удобнее осуществлять как раз по цифровым показателям.

Установка

Особых проблем с подключением возникнуть не должно. Подключение осуществляется согласно инструкции на коробке и может отличаться от аналогов цветовой схемой. Но, в целом, имеется определенный стандарт, согласно которому проводится следующее подключение.

  • «+» к реле зажигания, колодке предохранителя;
  • «–» к «массе» автомобиля;
  • «сигнал» к коричневому проводу на катушке.

Примечание

«Сигнал» можно подключить и к датчику Холла, но делать это не рекомендуется, если требуется удлинение провода. Этот же провод можно подключить к коммутатору на коричневый контакт.

Подключение тахометра на 4 провода

По сути, дополнительный провод обеспечивает подсветку, но может выполнять и другие функции. Подключение можно провести с помощью проводов, расположенных под чехлом рулевой колодки. Имеем следующее:

  • «красный» на «+» зажигания;
  • «черный» на «массу»;
  • «зеленый» на выход катушки;
  • «подсветка приборов» на «белый» провод.

Примечание

Подключение без инструкции проводится на свой страх и риск, потому как цвета и место их подключения может не совпадать с приведенными выше вариантами.

Схема подключения тахометра ВАЗ-2106 на ВАЗ-2101

Схема подключения тахометра ВАЗ-2106 не отличается сложностью. Этот прибор можно устанавливать на автомобили как с контактной системой зажигания, так и с бесконтактной. При желании можно поставить тахометр (прибор для измерения частоты вращения) на бензопилу или даже электродвигатель. Нужно только правильно подключить устройство считывания информации – датчик. На некоторых моделях автомобилей нет тахометра, а начинающим водителям он крайне необходим. Более опытные могут обойтись и без этого прибора, так как они «чувствуют» работу двигателя.

Особенности тахометра «шестерки»

Сразу нужно отметить, что схема подключения тахометра ВАЗ-2106 на ВАЗ-2101 будет выглядеть аналогично. Но вот только если вы заботитесь о виде интерьера, то нужно сто раз подумать, прежде чем городить такой «тюнинг». Места для тахометра в панели нет, поэтому его придется ставить где-то сверху. Он может загораживать лобовое стекло, что не очень хорошо сказывается на безопасности. Поэтому лучшим вариантом окажется установка приборной панели от ВАЗ-2106 на "копейку". По размерам она практически не отличается, а внешний вид намного симпатичнее.

схема подключения тахометра ВАЗ-2106

Большинство агрегатов "копейки" и "шестерки" взаимозаменяемы – начиная от элементов кузова и заканчивая двигателями. Поэтому приборная панель от ВАЗ-2106 обойдется без внушительных переделок. Панель на вторичном рынке, в зависимости от состояния, имеет стоимость 1000-2000 рублей. А это относительно недорого – аналогичный декор для ВАЗ-2114 стоит не менее 13000 рублей.

Что учитывать при установке

Если все же решились ставить тахометр ВАЗ-2106 на "Оку", схема подключения его к системе зажигания будет такой же. А вот к выбору места установки нужно подойти более основательно. Вам нужно учитывать такие особенности:

  1. Тахометр, установленный на панели, не должен закрывать обзор.
  2. Он не должен мешать управлению автомобилем. Особенно это актуально для таких машин, как "Ока".
  3. Обязательно нужно выбрать вариант декорирования устройства. Он не должен выделяться, вот только добиться этого трудно.

Прекрасно подойдет для изготовления корпуса под тахометр листовая жесть. Некоторые автомобилисты используют большие кофейные банки. Но прежде чем ее использовать для изготовления корпуса, нужно ее зачистить до блеска, зашлифовать, покрыть слоем грунта и покрасить. Это позволит увеличить срок службы.

тахометр ВАЗ-2106 схема подключения на инжектор

Желательно после этого покрыть корпус каким-нибудь материалом, чтобы он гармонировал с общим видом салона – подойдет кожзам или дермантин. Если вы найдете привлекательный пластиковый корпус, то это просто замечательно – он будет смотреться намного лучше. Да и готовить место для установки не нужно – черный пластик очень хорошо смотрится в салоне "Оки" или "копейки".

Подключение прибора

Схема подключения тахометра ВАЗ-2106 с электронным зажиганием такая же практически, как и с контактным. Нужно учесть, что в прибор встроено еще несколько ламп:

  1. Указателя закрытия воздушной заслонки.
  2. Индикатора наличия зарядки на аккумуляторной батарее.
  3. Указателя включения стояночного тормоза.

схема подключения тахометра ВАЗ-2106 на Оку

В случае с электронной системой зажигания подключаться тахометр будет следующим образом:

  1. Вывод «+» к питанию – к аккумуляторной батарее.
  2. Вывод «–» к кузову автомобиля.
  3. Сигнальный провод – к катушке зажигания и первому выводу коммутатора.

В случае если на автомобиле установлена контактная система зажигания:

  1. Вывод «+» к питанию – к АКБ.
  2. Вывод «–» к кузову автомобиля.
  3. Сигнальный провод – к выводу «К» катушки зажигания. Он же идет к контактной группе прерывателя.

Нужно обратить внимание на то, что коленчатый вал вращается вдвое медленнее распределительного. Следовательно, прибор для подсчета количества оборотов должен полученное значение умножать на 2.

Микроконтроллерные устройства

Можно приобрести готовый прибор – стоимость такого устройства с ЖК-дисплеем довольно низкая. Но если имеется желание самостоятельно что-то сделать, то дерзайте. Найти место для установки такого прибора намного проще, нежели для громадины от "шестерки". В любом случае нужно будет прокладывать провод от катушки к прибору, а также от замка зажигания и кузова. Взять сигнал можно не только от катушки зажигания, вы можете поставить датчик на коленчатом или распределительном валу. Но совершенно незачем проделывать лишние действия, если можно взять импульс на катушке.

схема подключения тахометра ВАЗ-2106 с электронным зажиганием

Обязательно при программировании микроконтроллера нужно учитывать особенность: на один оборот коленчатого вала происходит два оборота распределительного. Если же сигнал вы будете брать непосредственного с коленчатого вала, то ничего учитывать не нужно. Один оборот вала даст 1 импульс на контроллер. Таким образом можно реализовать схему подключения тахометра ВАЗ-2106 на инжектор. Достаточно взять сигнал от датчика коленвала.

Выбор микроконтроллера

Для работы идеально подойдет микроконтроллер AtMega128. Он, конечно, приелся уже многим, но именно на нем радиолюбители делают разнообразные конструкции. Стоимость у микросхемы небольшая, что позволяет сократить расходы на элементную базу. Вот только один минус – число входов и выходов ограничено, поэтому очень сложные устройства сделать на микросхеме не получится.

Для управления ЖК-дисплеем потребуется использовать усилительный каскад. Изготовить его можно как на сборке Дарлингтона, так и на полевых транзисторах. Чтобы обезопасить вход микроконтроллера, необходимо установить делитель напряжения. Желательно перед началом сборки устройства изучить все даташиты на используемые элементы, чтобы уменьшить погрешность прибора.

Заключение

схема подключения тахометра ВАЗ-2106 на ВАЗ-2101

Как можно заметить, схема подключения тахометра ВАЗ-2106 очень простая. Но вот только у прибора имеется один недостаток – габариты у него немаленькие. А это создает проблемы при установке его на автомобиль. Найти место даже в отечественной "классике" очень сложно. Но можно забыть о такой идее и купить небольшой тахометр с ЖК-дисплеем, который без труда можно вмонтировать в приборную панель или торпедо. И смотреться он будет намного лучше, нежели стрелочный индикатор. Не придется придумывать оригинальный корпус и прятать прибор от посторонних глаз. И закрывать обзор он не сможет. Именно эти факторы имеют большое значение при выборе конструкции тахометра.

Как поставить тахометр на оку

Давненько хотел себе установить тахометр от ваз 2106, после приобретения тахометра я начал собирать информацию, как подключать, что куда нужно соединять. для точной работы тахометра нужно припаять обычный конденсатор на 0,22 МикроФарад, параллельно родному. вообщем то ничего сложного нету а результат порадовал, подсветку сделал из диодной ленты синего света 10 см. Засунул его в кофейную банку и снаружи натянул карпетом.

Схема подключения ниже!

Меня все время бесила дырка в заднем бампере, что бы её прикрыть было решено поставить задний противотуманник и подключил его к стоп сигналу)) теперь он работает как доп стоп))

Мне все время ночью не хватало освещения спидометра. Перепробывал стевить туда разные лампочки и синею ставил одно диодною, и белую семи диодную, но она отказалась долго гореть, и было решено установить диодную ленту длинной 25 см. светить очень даже не плохо, ночью не мешает.

Обороты под контролем

Казалось бы, зачем нам тахометр? Чтобы спокойно путешествовать по родным просторам, вполне хватит спидометра. Если еще время от времени поглядывать на дорожные знаки, то спидометр поможет сэкономить «кровные» при встречах с блюстителями порядка. Тахометр же информирует о чем-то почти абстрактном: сколько раз коленвал успевает обернуться за минуту. Зачем и кому нужна такая информация?

Прежде всего водителю автомобиля с форсированным мотором. Он требует жесткого контроля оборотов — тут вся мощь упрятана в узкий диапазон скоростей движения на каждой передаче, и тахометр помогает определить момент перехода на следующую передачу — без провалов или перекруток.

Есть и эстетическая сторона дела. Люди, как могут, украшают автомобиль, а броский циферблат на панели приборов — это модно. Далеко не все задумываются, что скрывается за показаниями прибора. Не потому ли выносные тахометры, которых полно в магазинах, порой отличаются завидным — до 25–30% — пренебрежением к точности показаний. С такими связываться не советуем — благо есть честные приборы, о которых мы и поговорим.

По соотношению цена-качество лучшие тахометры — штатные. Их работа основана на разных принципах.

Механический привод — гибким валом (тросиком), таким же, как в приводе простейшего спидометра, здесь рассматривать не будем. Он давно устарел. Современные тахометры совершенно другие — как по конструкции, так и по способу подсчета оборотов. Один из самых распространенных — счет импульсов зажигания. Такой прибор устанавливается на карбюраторные автомобили. Он преобразует частоту сигнала в пропорциональное ей напряжение, движущее стрелку.

На четырехцилиндровых четырехтактных моторах каждому обороту коленвала соответствуют две вспышки в цилиндрах, иначе говоря, два импульса в цепи зажигания. Конечно, предназначенный для «четверки» тахометр нельзя бездумно поставить на двигатель с иным количеством цилиндров — врать будет безбожно! На шкале иностранного тахометра обычно ставят цифру, указывающую число цилиндров. Отечественные рассчитаны на четыре. Захотите поставить на «Оку» — показания будут вдвое ниже фактических.

Особенности тахометра «шестерки»

Сразу нужно отметить, что схема подключения тахометра ВАЗ-2106 на ВАЗ-2101 будет выглядеть аналогично. Но вот только если вы заботитесь о виде интерьера, то нужно сто раз подумать, прежде чем городить такой «тюнинг». Места для тахометра в панели нет, поэтому его придется ставить где-то сверху. Он может загораживать лобовое стекло, что не очень хорошо сказывается на безопасности. Поэтому лучшим вариантом окажется установка приборной панели от ВАЗ-2106 на «копейку». По размерам она практически не отличается, а внешний вид намного симпатичнее.

схема подключения тахометра ВАЗ-2106

Большинство агрегатов «копейки» и «шестерки» взаимозаменяемы – начиная от элементов кузова и заканчивая двигателями. Поэтому приборная панель от ВАЗ-2106 обойдется без внушительных переделок. Панель на вторичном рынке, в зависимости от состояния, имеет стоимость 1000-2000 рублей. А это относительно недорого – аналогичный декор для ВАЗ-2114 стоит не менее 13000 рублей.

Схема подключения тахометра ВАЗ-2108 и 2109

Сразу отметим, что здесь не играет особой роли система подачи топлива – инжектор или карбюратор. Как известно, в настоящее время наиболее распространенными являются автомобили со следующими типами двигателя: бензиновые или дизельные. В зависимости от этого и подбирается тахометр, если, конечно, он не идет в стоковой версии. Все дело в том, что на бензиновых двигателях тахометр считывает данные с катушки зажигания, вернее, возникающие здесь импульсы. Однако конструкция дизельных силовых установок не предусматривает этого узла. Соответственно, здесь тахометр считывает импульсы не с катушки зажигания (за неимением таковой), а генератора.


Первые два провода (12-вольтовый и Сигнал) – к контактам «Б» и «К» катушки зажигания соответственно. Осталось закрепить массу в любом удобном месте.

Полезное: Схема подключения стартера ВАЗ

Что учитывать при установке

Если все же решились ставить тахометр ВАЗ-2106 на «Оку», схема подключения его к системе зажигания будет такой же. А вот к выбору места установки нужно подойти более основательно. Вам нужно учитывать такие особенности:

  1. Тахометр, установленный на панели, не должен закрывать обзор.
  2. Он не должен мешать управлению автомобилем. Особенно это актуально для таких машин, как «Ока».
  3. Обязательно нужно выбрать вариант декорирования устройства. Он не должен выделяться, вот только добиться этого трудно.

Прекрасно подойдет для изготовления корпуса под тахометр листовая жесть. Некоторые автомобилисты используют большие кофейные банки. Но прежде чем ее использовать для изготовления корпуса, нужно ее зачистить до блеска, зашлифовать, покрыть слоем грунта и покрасить. Это позволит увеличить срок службы.

тахометр ВАЗ-2106 схема подключения на инжектор

Желательно после этого покрыть корпус каким-нибудь материалом, чтобы он гармонировал с общим видом салона – подойдет кожзам или дермантин. Если вы найдете привлекательный пластиковый корпус, то это просто замечательно – он будет смотреться намного лучше. Да и готовить место для установки не нужно – черный пластик очень хорошо смотрится в салоне «Оки» или «копейки».

Процесс работы:

Вот собственно и все… Вставки в приборы я не делал, слишком геморно для меня руки резать… На все про все потратил около 3-х дней. День на покупку деталей, день мозговал с подключением, день паял и минут 40 ставил.

Схема подключения тахометра ВАЗ-2106 не отличается сложностью. Этот прибор можно устанавливать на автомобили как с контактной системой зажигания, так и с бесконтактной. При желании можно поставить тахометр (прибор для измерения частоты вращения) на бензопилу или даже электродвигатель. Нужно только правильно подключить устройство считывания информации – датчик. На некоторых моделях автомобилей нет тахометра, а начинающим водителям он крайне необходим. Более опытные могут обойтись и без этого прибора, так как они «чувствуют» работу двигателя.

  • В помощь автолюбителю: схема подключения тахометра на ВАЗ 2109 карбюратор

Подключение прибора

Схема подключения тахометра ВАЗ-2106 с электронным зажиганием такая же практически, как и с контактным. Нужно учесть, что в прибор встроено еще несколько ламп:

  1. Указателя закрытия воздушной заслонки.
  2. Индикатора наличия зарядки на аккумуляторной батарее.
  3. Указателя включения стояночного тормоза.

схема подключения тахометра ВАЗ-2106 на Оку

В случае с электронной системой зажигания подключаться тахометр будет следующим образом:

  1. Вывод «+» к питанию – к аккумуляторной батарее.
  2. Вывод «–» к кузову автомобиля.
  3. Сигнальный провод – к катушке зажигания и первому выводу коммутатора.

В случае если на автомобиле установлена контактная система зажигания:

  1. Вывод «+» к питанию – к АКБ.
  2. Вывод «–» к кузову автомобиля.
  3. Сигнальный провод – к выводу «К» катушки зажигания. Он же идет к контактной группе прерывателя.

Нужно обратить внимание на то, что коленчатый вал вращается вдвое медленнее распределительного. Следовательно, прибор для подсчета количества оборотов должен полученное значение умножать на 2.

Если прибор не работает или работает некорректно

Схема подключения тахометра на автомобиль ВАЗ-2106 достаточно проста. Однако после установки, если ее осуществлял автовладелец самостоятельно, прибор не всегда работает корректно. Часто проблемы в работе прибора возникают, если автовладельцы устанавливают б/у тахометры ВАЗ-2106 на Москвич или Оку. В таком случае устройство может показывать более низкие обороты. Причин тому несколько. В любом случае при обнаружении неисправности следует выполнить ряд действий, которые помогут определить причину неполадки и устранить ее.
Прежде всего, надо проверить наличие подключения прибора к катушке зажигания. Затем убедитесь, что вы случайно не перепутали «+» и «–» в аккумуляторе. Нарушения в работе прибора могут возникнуть из-за проводов зажигания, если они силиконовые. В таком случае поменяйте сопротивление номинала резистора. Если ваш автомобиль инжекторный, скорее всего, неполадка возникла из-за каких-либо нарушений в цепи от модуля зажигания к 5-му контакту КП.

Одной из наиболее частых неполадок таких приборов является дергание стрелки. Поиск причины такой неисправности нужно осуществлять, начиная с проверки проводки. Надо проверять не только уровень напряжения, но и качество контактов. В обязательном порядке проверяйте «массу». Стрелка может дергаться из-за плохих контактов трамблера. Еще одна причина – выход из строя конденсатора, который расположен на трамблере. Конденсатор часто пробивает. И это является самой распространенной причиной поломки приборов, измеряющих количество оборотов двигателя.

Подобные неполадки с прибором могут возникнуть в машинах с электронным зажиганием. Если предыдущие действия не позволили определить и устранить проблему, вероятно, она кроется в самой системе зажигания. Сбои в этой цепи могут привести к сбоям в функционировании тахометра. Некорректная работа прибора часто вызвана неправильной настройкой. Проверьте, правильно ли он стоит. Затем проверьте положение нуля. Для его корректировки используйте тумблер задней панели.

Войти

Поставил себе новые приборы 2106 с белыми шкалами. Колхоз, но приятно, да и ночью их лучше видно. Но вот незадача, обороты показываются в 2 раза ниже. Но оно вполне понятно, т.к. у ВАЗ 2106 4 цилиндра, а у ОКушки 2

Установка тахометра на оку

Схема подключения тахометра ВАЗ-2106 не отличается сложностью. Этот прибор можно устанавливать на автомобили как с контактной системой зажигания, так и с бесконтактной. При желании можно поставить тахометр (прибор для измерения частоты вращения) на бензопилу или даже электродвигатель. Нужно только правильно подключить устройство считывания информации – датчик. На некоторых моделях автомобилей нет тахометра, а начинающим водителям он крайне необходим. Более опытные могут обойтись и без этого прибора, так как они «чувствуют» работу двигателя.

Особенности тахометра «шестерки»

Сразу нужно отметить, что схема подключения тахометра ВАЗ-2106 на ВАЗ-2101 будет выглядеть аналогично. Но вот только если вы заботитесь о виде интерьера, то нужно сто раз подумать, прежде чем городить такой «тюнинг». Места для тахометра в панели нет, поэтому его придется ставить где-то сверху. Он может загораживать лобовое стекло, что не очень хорошо сказывается на безопасности. Поэтому лучшим вариантом окажется установка приборной панели от ВАЗ-2106 на «копейку». По размерам она практически не отличается, а внешний вид намного симпатичнее.

схема подключения тахометра ВАЗ-2106

Большинство агрегатов «копейки» и «шестерки» взаимозаменяемы – начиная от элементов кузова и заканчивая двигателями. Поэтому приборная панель от ВАЗ-2106 обойдется без внушительных переделок. Панель на вторичном рынке, в зависимости от состояния, имеет стоимость 1000-2000 рублей. А это относительно недорого – аналогичный декор для ВАЗ-2114 стоит не менее 13000 рублей.

Recommendations

Comments 10

Почти полноценая статья, только забыл на фото указать какие провода подключаются, а то тоже от шахи лежит, но не знаю как подключить, а в инете что то одну шляпу выдает, так нормальной схемы не нашел, чтобы имено фото тахометро было и указано что куда подключено.Если выложишь, хотябы и в этой же статье буду благодарен.А пока в закладки.

Набери -» тахометр ВАЗ-06 на ОКу установка «. ☺

пошел смотреть спасибо.

Почти полноценая статья, только забыл на фото указать какие провода подключаются, а то тоже от шахи лежит, но не знаю как подключить, а в инете что то одну шляпу выдает, так нормальной схемы не нашел, чтобы имено фото тахометро было и указано что куда подключено.Если выложишь, хотябы и в этой же статье буду благодарен.А пока в закладки.

На самом тахометре три клеммы. На последней фотографии верхняя на массу, средняя на коричневый провод между коммутатором и катушкой и нижняя на провод, на котором при включении зажигания появляется +, например оранжевый на предохранителе номер 2.

Давненько хотел себе установить тахометр от ваз 2106, после приобретения тахометра я начал собирать информацию, как подключать, что куда нужно соединять. для точной работы тахометра нужно припаять обычный конденсатор на 0,22 МикроФарад, параллельно родному. вообщем то ничего сложного нету а результат порадовал, подсветку сделал из диодной ленты синего света 10 см. Засунул его в кофейную банку и снаружи натянул карпетом.

Схема подключения ниже!

Что учитывать при установке

Если все же решились ставить тахометр ВАЗ-2106 на «Оку», схема подключения его к системе зажигания будет такой же. А вот к выбору места установки нужно подойти более основательно. Вам нужно учитывать такие особенности:

  1. Тахометр, установленный на панели, не должен закрывать обзор.
  2. Он не должен мешать управлению автомобилем. Особенно это актуально для таких машин, как «Ока».
  3. Обязательно нужно выбрать вариант декорирования устройства. Он не должен выделяться, вот только добиться этого трудно.

Прекрасно подойдет для изготовления корпуса под тахометр листовая жесть. Некоторые автомобилисты используют большие кофейные банки. Но прежде чем ее использовать для изготовления корпуса, нужно ее зачистить до блеска, зашлифовать, покрыть слоем грунта и покрасить. Это позволит увеличить срок службы.

тахометр ВАЗ-2106 схема подключения на инжектор

Желательно после этого покрыть корпус каким-нибудь материалом, чтобы он гармонировал с общим видом салона – подойдет кожзам или дермантин. Если вы найдете привлекательный пластиковый корпус, то это просто замечательно – он будет смотреться намного лучше. Да и готовить место для установки не нужно – черный пластик очень хорошо смотрится в салоне «Оки» или «копейки».

Подключение прибора

Схема подключения тахометра ВАЗ-2106 с электронным зажиганием такая же практически, как и с контактным. Нужно учесть, что в прибор встроено еще несколько ламп:

  1. Указателя закрытия воздушной заслонки.
  2. Индикатора наличия зарядки на аккумуляторной батарее.
  3. Указателя включения стояночного тормоза.

схема подключения тахометра ВАЗ-2106 на Оку

В случае с электронной системой зажигания подключаться тахометр будет следующим образом:

  1. Вывод «+» к питанию – к аккумуляторной батарее.
  2. Вывод «–» к кузову автомобиля.
  3. Сигнальный провод – к катушке зажигания и первому выводу коммутатора.

В случае если на автомобиле установлена контактная система зажигания:

  1. Вывод «+» к питанию – к АКБ.
  2. Вывод «–» к кузову автомобиля.
  3. Сигнальный провод – к выводу «К» катушки зажигания. Он же идет к контактной группе прерывателя.

Нужно обратить внимание на то, что коленчатый вал вращается вдвое медленнее распределительного. Следовательно, прибор для подсчета количества оборотов должен полученное значение умножать на 2.

Чего идет сигнал на тахометр на оке

Как подключить тахометр на оку?

Тахометр в автомобиле используется для индикации количества оборотов коленчатого вала двигателя. Рассмотрим, почему не работает тахометр, как найти и устранить причину поломки. Обязательно остановимся на устройстве и принципе работы, что поможет выяснить, почему перестал работать тахометр, стрелка дергается либо ведет себя неадекватно.

Классификация по принципу работы

  • Механические либо электромеханические тахометры с прямым приводом. На стрелочный указатель обороты передаются через гибкий вал, который посредством червячной передачи получает вращение непосредственно от коленчатого вала или одного из валов трансмиссии. Принцип работы индикатора основывается на явлении индукции вихревых токов. Работа и устройство магнитного тахометра крайне схожи с принципом действия автомобильного спидометра. В современных авто подобная конструкция тахометра не применяется.
  • Электромашинные. Отличительная черта – подключение к генератору. Используется преимущественно на дизельных двигателях, но в целях унификации устройство такого типа может использовать и на бензиновых моторах.
  • Электронные. Сигнал может быть взят как с системы зажигания, так и непосредственно с ЭБУ. Устанавливается на бензиновые и дизельные ДВС.

Устройство и принцип работы

Основные компоненты электромашинных и электронных тахометров:

  • измерительный блок, или преобразователь сигнала. Может базироваться на элементах аналоговой схемотехники либо построен с использованием специальных микросхем;
  • блок индикации с аналоговым или цифровым отображением количества оборотов;
  • вспомогательные элементы.

Работа электронных тахометров основывается на преобразовании отдельных сигналов или импульсов, улавливаемых от ЭБУ, системы зажигания либо генератора, в «понятный» для блока индикации сигнал.

Схема подключения

При поиске причины, из-за которой не работает тахометр, в первую очередь важно понимать схему подключения и тип сигнала. Существуют 3 типовые схемы подключения:

  • к бесконтактной системе зажигания (провод тахометра подключается к первичной цепи катушки зажигания). Принцип работы основывается на измерении частоты скачков напряжения в первичной цепи системы зажигания. Расчет угла зажигания невозможен без ориентирования на количество оборотов коленчатого вала, поэтому частота искрообразования прямо зависит от скорости вращения коленвала. На 4-цилиндровых ДВС полному обороту коленчатого вала соответствует 2 импульса напряжения в первичной цепи. Соответственно, чем выше скорость вращения коленвала, тем большей будет частота скачков напряжения;
  • подключение к контактной системе зажигания. Принцип работы и схема подключения схожи с БСЗ, но устройство измерительного блока будет иметь отличия в зависимости от вольтажа входной цепи;
  • подключение к ЭБУ двигателя. Принцип работы все так же основывается на регистрации импульсов напряжения в первичной цепи системы зажигания, но сигнал к тахометру поступает от блока управления двигателем;
  • подключение к генератору (сигнальный контакт тахометра подключается к выводу W генератора). Вращение шкива генератора осуществляется ременной передачей от коленчатого вала, поэтому скорость вращения ротора генератора будет всегда пропорциональна частоте вращения коленвала. Изменение количества оборотов коленчатого вала можно рассчитать, постоянно измеряя генерируемую на обмотке величину ЭДС. По своему принципу работы электромашинный тахометр напоминает обычный вольтметр.

Характерные неисправности

Если на автомобиле перестал работать механический тахометр, имеет место механическое повреждение какого-либо из элементов конструкции. Обломанный трос гибкого вала, износ элементов червячной передачи, появлению люфтов, деформаций – все эти причины могут вывести индикатор количества оборотов двигателя из строя.

На что обратить внимание, если не работает электронный тахометр:

  • целостность электропроводки. При этом важно проверять не только сигнальный провод, но и «массу», питание приборной панели;
  • качество контактов. Наличие окислов, неплотный контакт внутри фишек вполне могут стать причиной выхода тахометра из строя;
  • целостность элементов измерительного блока, которые находятся за защитным стеклом внутри приборной панели. Среди механических повреждений транзисторов, перегорания микросхем, дорожек или вздутия резисторов самой распространенной причиной неработающего тахометра является нарушение целостности пайки. К примеру, на Mitsubishi Padjero II появление микротрещин в местах пайки элементов тахометра – общепризнанная болезнь.

Микроконтроллерные устройства

Можно приобрести готовый прибор – стоимость такого устройства с ЖК-дисплеем довольно низкая. Но если имеется желание самостоятельно что-то сделать, то дерзайте. Найти место для установки такого прибора намного проще, нежели для громадины от «шестерки». В любом случае нужно будет прокладывать провод от катушки к прибору, а также от замка зажигания и кузова. Взять сигнал можно не только от катушки зажигания, вы можете поставить датчик на коленчатом или распределительном валу. Но совершенно незачем проделывать лишние действия, если можно взять импульс на катушке.

схема подключения тахометра ВАЗ-2106 с электронным зажиганием

Обязательно при программировании микроконтроллера нужно учитывать особенность: на один оборот коленчатого вала происходит два оборота распределительного. Если же сигнал вы будете брать непосредственного с коленчатого вала, то ничего учитывать не нужно. Один оборот вала даст 1 импульс на контроллер. Таким образом можно реализовать схему подключения тахометра ВАЗ-2106 на инжектор. Достаточно взять сигнал от датчика коленвала.

Подключение

Существует несколько различных типов соединения. Давайте рассмотрим их поподробнее.

Прикуриватель

Подключение через прикуриватель на Оку не просто удобно. Таким образом можно избежать многих проблем и серьезно расширить список возможных вариантов. В большинстве случаев, такой тахометр — это оптимальный вариант. Он пользуется огромной популярностью среди автолюбителей.

Первый способ

Для подключения достаточно просто вставить штекер в разъем прикуривателя. Никаких действий, регулировок и дополнительных операций это не потребует. Нужно будет только выбрать любое удобное место, чтобы установить тахометр.

Примечание

Такая установка имеет несколько негативных качеств. Показания будут иметь относительно большую погрешность. Замаскировать провод между прикуривателем и дисплеем будет проблематично, потому он будет создавать дополнительные неудобства.

Способ второй

Здесь уже придется немного повозиться. В этом случае осуществляется все то же подключение к прикуривателю, но будет использоваться пайка. Порядок действий следующий.

  1. Изымаем прикуриватель из гнезда.
  2. Оголяем небольшую часть провода вблизи штекера для прикуривателя (на проводах тахометра).
  3. Заводим провода тахометра за торпеду. Чтобы они не болтались на лицевой части.
  4. Осуществляем подпайку, учитывая полярность.
  5. Возвращаем прикуриватель в гнездо.
  6. Закрепляем тахометр на торпеде в удобном месте.
  7. Фиксируем излишки проводов любым удобным способом.

Все очень просто. Преимущества перед первым способом:

  • отсутствие свисающих проводов на передней панели;
  • уменьшение погрешности;
  • освобождение гнезда прикуривателя.

Цифровой тахометр

Чем он отличается от аналогов? Основное отличие, которое сразу же бросается в глаза, это многофункциональность. Удобство применения уже оценили все обладатели такого прибора.

Цифровым приборам свойственна повышенная точность измерения. Именно поэтому спрос остается неизменно высоким с момента поступления в продажу. В автомобиле Ока он может выполнять функции главного и единственного тахометра, а может служить для проверки показателей основного, ведь погрешность аналоговых и механических измерительных приборов в несколько раз больше.

Еще одно существенное отличие – дисплей. Здесь не применяется шкала, а сразу отображаются обороты. Это одновременно и плюс, и минус устройства. Во время вождения намного удобнее смотреть на шкалу-циферблат, чем всматриваться в цифры.

А вот регулировку работы двигателя удобнее осуществлять как раз по цифровым показателям.

Установка

Особых проблем с подключением возникнуть не должно. Подключение осуществляется согласно инструкции на коробке и может отличаться от аналогов цветовой схемой. Но, в целом, имеется определенный стандарт, согласно которому проводится следующее подключение.

  • «+» к реле зажигания, колодке предохранителя;
  • «–» к «массе» автомобиля;
  • «сигнал» к коричневому проводу на катушке.

Примечание

«Сигнал» можно подключить и к датчику Холла, но делать это не рекомендуется, если требуется удлинение провода. Этот же провод можно подключить к коммутатору на коричневый контакт.

Подключение тахометра на 4 провода

По сути, дополнительный провод обеспечивает подсветку, но может выполнять и другие функции. Подключение можно провести с помощью проводов, расположенных под чехлом рулевой колодки. Имеем следующее:

  • «красный» на «+» зажигания;
  • «черный» на «массу»;
  • «зеленый» на выход катушки;
  • «подсветка приборов» на «белый» провод.

Примечание

Подключение без инструкции проводится на свой страх и риск, потому как цвета и место их подключения может не совпадать с приведенными выше вариантами.

Выбор микроконтроллера

Для работы идеально подойдет микроконтроллер AtMega128. Он, конечно, приелся уже многим, но именно на нем радиолюбители делают разнообразные конструкции. Стоимость у микросхемы небольшая, что позволяет сократить расходы на элементную базу. Вот только один минус – число входов и выходов ограничено, поэтому очень сложные устройства сделать на микросхеме не получится.

Для управления ЖК-дисплеем потребуется использовать усилительный каскад. Изготовить его можно как на сборке Дарлингтона, так и на полевых транзисторах. Чтобы обезопасить вход микроконтроллера, необходимо установить делитель напряжения. Желательно перед началом сборки устройства изучить все даташиты на используемые элементы, чтобы уменьшить погрешность прибора.

Установка торпеды ваз 2106 на ваз 2101

Схема подключения тахометра на автомобиль ВАЗ-2106 достаточно проста. Однако после установки, если ее осуществлял автовладелец самостоятельно, прибор не всегда работает корректно. Часто проблемы в работе прибора возникают, если автовладельцы устанавливают б/у тахометры ВАЗ-2106 на Москвич или Оку. В таком случае устройство может показывать более низкие обороты. Причин тому несколько. В любом случае при обнаружении неисправности следует выполнить ряд действий, которые помогут определить причину неполадки и устранить ее.

Прежде всего, надо проверить наличие подключения прибора к катушке зажигания. Затем убедитесь, что вы случайно не перепутали «+» и «–» в аккумуляторе. Нарушения в работе прибора могут возникнуть из-за проводов зажигания, если они силиконовые. В таком случае поменяйте сопротивление номинала резистора. Если ваш автомобиль инжекторный, скорее всего, неполадка возникла из-за каких-либо нарушений в цепи от модуля зажигания к 5-му контакту КП.

Особенности тахометра «шестерки»

Сразу нужно отметить, что схема подключения тахометра ВАЗ-2106 на ВАЗ-2101 будет выглядеть аналогично. Но вот только если вы заботитесь о виде интерьера, то нужно сто раз подумать, прежде чем городить такой «тюнинг». Места для тахометра в панели нет, поэтому его придется ставить где-то сверху. Он может загораживать лобовое стекло, что не очень хорошо сказывается на безопасности. Поэтому лучшим вариантом окажется установка приборной панели от ВАЗ-2106 на «копейку». По размерам она практически не отличается, а внешний вид намного симпатичнее.

Инструкция по замене панели приборов 2101 на 2106

Замена панели приборов 2101 на 2106 технологически состоит из этапов: механическая установка и электрическое подключение. Оговорюсь сразу что некоторые виды приведенных ниже работ могут в жизни отличаться от изложенного, в связи с низким качеством приборных панелей имеющихся сейчас в продаже. Сразу отмечу что к приборной панели 2106 устанавливалась панель радиоприемника (консоль) 2106, поэтому некоторые пункты могут бвть написаны применительно к такой установке.Также на фото имеет место прочая не штатнаяя проводка (под ЦЗ и т.п.)– не пугайтесь, к нашей теме она не имеет отношения.

Что учитывать при установке

Если все же решились ставить тахометр ВАЗ-2106 на «Оку», схема подключения его к системе зажигания будет такой же. А вот к выбору места установки нужно подойти более основательно. Вам нужно учитывать такие особенности:

  1. Тахометр, установленный на панели, не должен закрывать обзор.
  2. Он не должен мешать управлению автомобилем. Особенно это актуально для таких машин, как «Ока».
  3. Обязательно нужно выбрать вариант декорирования устройства. Он не должен выделяться, вот только добиться этого трудно.

Прекрасно подойдет для изготовления корпуса под тахометр листовая жесть. Некоторые автомобилисты используют большие кофейные банки. Но прежде чем ее использовать для изготовления корпуса, нужно ее зачистить до блеска, зашлифовать, покрыть слоем грунта и покрасить. Это позволит увеличить срок службы.


Желательно после этого покрыть корпус каким-нибудь материалом, чтобы он гармонировал с общим видом салона – подойдет кожзам или дермантин. Если вы найдете привлекательный пластиковый корпус, то это просто замечательно – он будет смотреться намного лучше. Да и готовить место для установки не нужно – черный пластик очень хорошо смотрится в салоне «Оки» или «копейки».

Итак стянули вроде-бы все, теперь к работе:

Снимаем штатную приборку вместе с рулем. Съем приборной панели 2101 подробно приведен в руководстве по 2101. Руль можно не снимать, но тогда сильно возрастает неудобство при работе.

Примеряем приборную панель к посадочным местам на кузове. Сразу становятся видны различия в приборках 2101 и –06.:

Начинаем устранять перечисленные помехи:

Установка и рычажков печкии и места для несовпадающего крепления (рис.6)

Трос крана отопителя получается коротким. Посмотрев внимательно на конец троса, который одевается на рычаг крана отопителя видим – что он закручен колечком в 3 раза – вот он необходимый запас. Раскручиваем колечко – оставляя 1 виток (рисунок

С тросами разобрались. Теперь разберемся с местом для смещенного крепежа!

Изготавливаем П-образную скобу (рис.9)

Рисунок 9 – скоба для крепежа

И привариваем ее к намеченному месту для крепежа приборной панели –06. В итоге получается картина – рис.10

Рисунок 10 – Смещение точки крепежа

Теперь займемся подсосом – необходимо изготовить для него кронштейни разместить приблизительно в месте старого подсоса. Кронштейн изготавливается по чертежу TheForesterа (зы:отдельное спасибо!)

Рисунок 11 – Самодельный кронштейн для подсоса

Рисунок 12 – Кронштей хенд-мейд для подсоса

Привариваем этот образец очумелых рук к поперечине:

Рисунок 13 – Приварено к поперечине

После сварочных работ не забываем грунтовать воизбежание ржавления.

В изготовленный кронштейн вставляем трос с подсосом и вкручиваем концевик.

Есть еще один важный момент – т.к. спидометр в 2106 смещен правее чем в 2101, то надо перезавести трос сидометра по другому (см. рис.14), однако в силу того что трос 2101 длиннее, то в новом месте длина его оказывается чрезмерной и после установки панели из-за превышений радиусов изгибов троса может дрожать стрелка спидометра, поэтому рекомендую завести трос от 2103, 2106 имеющий меньшую длину.

Рисунок 14 – расположение троса спидометра

На этом, собственно и заканчивается механическая часть установки и начинается электрическая:

Прикручиваем датчик указателя давления масла с тройником (рис.4) и затягиваем провод от датчика в салон , не забываем одеть пыльник (2101-3724114 рис.4). Затягиваем провод от клеммы К – катушки зажигания в салон Выполняем соединение с жгутом приборной панели 2106 Схема соединений при подсоединени новых приборов может сильно отличаться от модели к модели в в силу различия в расцветке цветов проводов бортсети, да и самого жгута приборки 2106, поэтому правильным будет смотреть свою схему по-месту и производить соответствующие соединения.

Вкратце опреция сводится к банальному пересоединеию проводов. В 2101 имеют место 2 разъема по 6 контактов слева и справа, в 2106 – левый разъем имеет 8 контактов, а правый тоже 6 как и 2101.

Пересоединение левого разъема:

из имеющегося левого разъема 2101 отгибая стопорную пластину контакта вытягиваем контакт и вставляем в соответствующее гнездо нового 8 контактного разъема. Соответствие определяем по бумажной схеме своей 2101 и 2106 жгута. Часто и густо бывает что цвета проводов на бак (на контакт КЛ и реостат) перепутаны – в схеме указан один вариант а по факту наоборот. Переставив все 6 контактов левого разъема 2101 в новый 8 контактный, доставляем еще 2 провода с контактами предварительно затянутыми нами в п.1,2.

Отход от производства – старый 6 контактный разъем 2101.

Пересоединение правого разъема:

Подключение кнопок проблем, я думаю, не вызовет.

Так как разговоры разговаривать на бумаге-это очень хорошо, но хочется и что-то для примера, то на рисунке 15 приведена схема подключения к проводке ВАЗ 2101 (именно 2101). Использовать схему следует как ориентировочную, не забывая о возможных отличиях по факту. Я думаю она поможет вам быстрее разобраться.

Далее для полного сходства с 2106 нужно установить еще консоль магнитофона 2106, но это уже на любителя- и по сути тема отдельной статьи, т.к. там необходимо будет установить аварийку, лампу контроля ТЖ, и реостат, который имхо не нужен вообще – лучше оставить выключатель в торпеде как в 2101.

Ставим приборку 2106, крепим ее, накручиваем тросик спидометра, не забываем надеть контакт на концевик подсоса, устанавливаем руль на родину! Немножко хенд-мейд чтобы закрепить боковину и выключатель вещевого ящика (видно по-месту).

Подключение прибора

Схема подключения тахометра ВАЗ-2106 с электронным зажиганием такая же практически, как и с контактным. Нужно учесть, что в прибор встроено еще несколько ламп:

  1. Указателя закрытия воздушной заслонки.
  2. Индикатора наличия зарядки на аккумуляторной батарее.
  3. Указателя включения стояночного тормоза.


В случае с электронной системой зажигания подключаться тахометр будет следующим образом:

  1. Вывод «+» к питанию – к аккумуляторной батарее.
  2. Вывод «–» к кузову автомобиля.
  3. Сигнальный провод – к катушке зажигания и первому выводу коммутатора.

В случае если на автомобиле установлена контактная система зажигания:

  1. Вывод «+» к питанию – к АКБ.
  2. Вывод «–» к кузову автомобиля.
  3. Сигнальный провод – к выводу «К» катушки зажигания. Он же идет к контактной группе прерывателя.

Микроконтроллерные устройства

Можно приобрести готовый прибор – стоимость такого устройства с ЖК-дисплеем довольно низкая. Но если имеется желание самостоятельно что-то сделать, то дерзайте. Найти место для установки такого прибора намного проще, нежели для громадины от «шестерки». В любом случае нужно будет прокладывать провод от катушки к прибору, а также от замка зажигания и кузова. Взять сигнал можно не только от катушки зажигания, вы можете поставить датчик на коленчатом или распределительном валу. Но совершенно незачем проделывать лишние действия, если можно взять импульс на катушке.


Обязательно при программировании микроконтроллера нужно учитывать особенность: на один оборот коленчатого вала происходит два оборота распределительного. Если же сигнал вы будете брать непосредственного с коленчатого вала, то ничего учитывать не нужно. Один оборот вала даст 1 импульс на контроллер. Таким образом можно реализовать схему подключения тахометра ВАЗ-2106 на инжектор. Достаточно взять сигнал от датчика коленвала.

Итак имеющиеся исходные материалы:

Приборная панель в сборе с приборами рис.1. (обязательно наличие позиций 1, 5-9,15-19. позиции 2,3,10 – можно взять с 2101, кронштейн 14 – обязателен при установке консоли 2106)

Рисунок 1 – Панель приборов

На рисунке 2 в разделе «вещевой ящик» – в качестве боковушки бардачка приведен элемент 2101-5303015, что на самом деле не сответствует действительности(наверное опечатка в книге), ибо панель 2106 в сечении имеет другую конфигурацию – деталь можно попытаться найти на рынке или вырезать из пластмассы по месту.

Рисунок 2 – каталожные номера

Следующая необходимая запчасть — жгут проводов к приборам 2106 – рисунок 3 – 2106-3724030.

Рисунок 3 – Жгут проводов и приборы

Когда я просил на рынке жгут мне предложили «переходник с 2101 на 2106», при детальном изучении оказалось что отличие от приведенных на схеме состоит в том, что в «переходнике» отсутствует выход на реле лампы ручника (2101-3803150), т.к. на 2101 реле это висит на входящих в салон проводах. Т.е можно взять безо всяких колебаний штатный жгут 2106 – и переместить реле.

Хотя на новых схемах 2106 реле на ручнике отсутствует вообще, в таком случае «переходник» по сути может являться просто жгутом с электрооборудования 2106 нового образца.

Концевой выключатель для подсоса – рис.3 – 2101-3803130

Подсос, либо его рукоятка с выступом для выключателя – рис.4 – 2103-1108100

Для соединения с жгутом проводов 2106 нужен пустой разъем на 8 контактов (мам)

Для того чтобы работал указатель давления масла необходимо купить датчик ММ393А (2103-3810300 – рис.4) и тройник (2103-3810610 , 10282460), резиновый пыльник на контакт датчика ММ393А (2101-3724114)

Тросик спидометра от ваз2103, -06 – Если оставить штатный тросик спидометра, то более длинный трос 2101 при установке приборов перегибается слишком малым радиусом, из-за чего стрелка может дрожать! Цена троса 2103 сегодня – 20грн, стоит ли экономить на этом?

Рычажки на печку и воздухозаслонку – рис.5 2103-8109020-10. Рычажки в отличие от 2101 расчитаны на крепление не к приборной панели, а к металлической поперечине для нижнего крепления приборной панели.

Выбор микроконтроллера

Для работы идеально подойдет микроконтроллер AtMega128. Он, конечно, приелся уже многим, но именно на нем радиолюбители делают разнообразные конструкции. Стоимость у микросхемы небольшая, что позволяет сократить расходы на элементную базу. Вот только один минус – число входов и выходов ограничено, поэтому очень сложные устройства сделать на микросхеме не получится.

Для управления ЖК-дисплеем потребуется использовать усилительный каскад. Изготовить его можно как на сборке Дарлингтона, так и на полевых транзисторах. Чтобы обезопасить вход микроконтроллера, необходимо установить делитель напряжения. Желательно перед началом сборки устройства изучить все даташиты на используемые элементы, чтобы уменьшить погрешность прибора.

Читайте также: