Как работает система экстренного торможения на ниссан кашкай

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.10.2024

Всё об автомобиле Nissan Qashqai (Ниссан Кашкай)

Электронная безопасность (безопасная электроника?)
Почитал мануал, вопросы остались.
Предлагаю дополнить «народный мануал» в этой части. Начну.

EPAS – электрический усилитель рулевого управления. В поворотах «тяжелеет».

Вопрос: работает ли в связке с ESP? У RAV-4 система объединенная: руль при опасной ситуации «тяжелеет» в неправильном направлении. У Qшака скорее всего, нет.

ABS – Anti-Blocking System. Антиблокировочная система тормозов. «…управляя торможением каждого колеса, позволяет предотвратить блокировку колес при экстренных торможениях автомобиля, а также при служебных торможениях на скользком дорожном покрытии».

NBA - Nissan Brake Assist. В мануале отсутствует, есть в прайсе. «Усилитель тормоза». Электронная система, которая реагирует на резкое нажатие тормозной педали водителем и обеспечивает более эффективное торможение в экстренных ситуациях.

EBD - Electronic Brake Distribution В мануале отсутствует, есть в прайсе. Тормозная система с электронным перераспределением тормозной силы на каждое колесо отдельно.

Судя по контексту, NBA и EBD просто «засунули» в описание ABS.

ESP - Electronic Stability Programm- электронная система динамической стабилизации. «…постоянно следит за курсом, задаваемым водителем, и сравнивает его с действительной траекторией движения. Для поддержания курсовой устойчивости автомобиля система постоянно регулирует давление в рабочих тормозных цилиндрах и крутящий момент двигателя».

ABSL – Active Brake Limited Slip. «…подтормаживая буксующее колесо, обеспечивает соответствующее увеличение крутящего момента на другом колесе моста, которое имеет лучшее сцепление с опорной поверхностью».

Вопрос: в чем отличие от EBD? Или это оно и есть? Перекидывается ли момент АВТОМАТИЧЕСКИ на уровне дифференциала, или его перекидывает ESP? Вопрос не праздный. У меня – Acenta и мне интересно поведение авто без ESP.

Думаю, разобравшись в деталях, можно будет понять и внедорожное поведение Qшака.

Тест систем автоторможения: кроссоверы останавливаются, но не всегда

На спецдороги полигона выезжают четыре популярных на российском рынке кроссовера: Mazda CX-5, Volkswagen Tiguan, Skoda Kodiaq, Subaru XV. Все участники находятся в одинаковых условиях и выполняют одни и те же упражнения по разработанной экспертами «За рулем» специально для этих тестов методике. Каждому кроссоверу предстоит пройти полный цикл испытаний: остановка перед неподвижным объектом, замедление при торможении идущего впереди автомобиля и другие. Чтобы ни испытатели, ни машины не пострадали, тормозить автомобили будут перед мягкотелой установкой. При контакте она смягчит удар и тем самым позволит избежать неприятных последствий.

Итак, нам предстоит выяснить, насколько своевременно их системы предупреждают водителя об опасности. И самое главное — сможет ли автоматика в критической ситуации предотвратить аварию? Автомобили в нашем рассказе расставим по заслугам — от менее удачливых участников теста к его лидерам.

ЧЕТВЕРТОЕ МЕСТО: MAZDA CX-5

Дело техники

На Мазде СХ-5 обязанность самостоятельно тормозить в экстренной ситуации возложена на систему Smart City Brake Support (SCBS). На кроссовере предыдущего поколения автоматика была попроще — она опиралась на данные лидара (лазерный радар) и работала в диапазоне скоростей от 4 до 30 км/ч. Попавший к нам на тест CX-5 оснащен модернизированной системой Smart City Brake Support (SCBS, умная помощь при торможении в городе). Лидар сменила фронтальная камера, которая стала распознавать не только автомобили, но и пешеходов, а максимальная скорость срабатывания выросла до 80 км/ч.

Результаты теста оказались скромнее данных производителя. В дуэли с неподвижной установкой Mazda почти без сбоев дошла до 45 км/ч. «Почти» — потому что на 40 км/ч она единожды все-таки слегка пнула Ларгус. Но затем срабатывала без сбоев, в том числе и на более высоких скоростях. Правда, делала это излишне резко — видимо, всякий раз перестраховывалась. Зато на относительно малых скоростях предупреждала об опасности идеально — давая ровно столько времени, чтобы затормозить без вмешательства АБС. На средних и высоких скоростях индикация и звуковая сигнализация предательски молчали.

Динамические испытания Mazda отработала в целом неплохо, разве что в догонялках на высокой скорости в одной из попыток чуть коснулась установки. Возможно, система поздно замечает объект. Это предположение подтверждается и тем, что машина тормозит резко и нервно — словно водитель, заметивший опасность в последний момент.

На относительно малых скоростях автоматика предупреждала об опасности идеально — давая водителю ровно столько времени, чтобы торможение обошлось без вмешательства АБС. На средних и высоких скоростях индикация и звуковая сигнализация предательски молчали. В результате — довольно низкие оценки за это упражнение.

Вывод

Mazda в целом отработала неплохо, но инженерам есть над чем поработать. Причины сбоев кроются, скорее всего, в сыром софте системы SCBS. Под новое «железо» его пришлось обновить, а на тщательную доводку времени, видать, не хватило.

ТРЕТЬЕ МЕСТО: VOLKSWAGEN TIGUAN

Дело техники

В прошлый раз мы сняли с теста Volkswagen Golf из-за технической неисправности системы автоторможения. В этом тесте система Front Assist, предупреждающая об опасном сближении и выполняющая автоторможение, работала на Тигуане без сбоев. Ее единственное видящее око — новый доплеровский радар, разработанный компанией Continental, — контролирует ближнюю (до 40 м) и дальнюю (до 170 м) зоны перед автомобилем. Многие функции, которые на прежних системах требовали наличия многофункциональной камеры (в том числе режим торможения с невысоких скоростей), завязаны теперь только на радар.

Статику Tiguan отработал без запинок — четко распознавал объект и останавливался перед Ларгусом спокойно и уверенно. Но на скорости 39–40 км/ч самостоятельно останавливаться перестал.

На низкой скорости Tiguan безупречно выполнил остановку перед «пробкой», а в быстрых догонялках останавливался очень близко к установке и один раз даже чуть-чуть коснулся ее.

На 20 км/ч Tiguan не предупреждает водителя об опасном сближении, пока дистанция не станет критической, а потом… тормозит сам! На средней скорости он подает сигнал, но в большинстве случаев времени избежать столкновения не остается — гарантированно можно успеть затормозить, лишь когда контроль дистанции выставлен в режим «рано». На 90 км/ч система не видит опасности, а потому не подает сигналов бедствия.

Вывод

Tiguan немного разочаровал. От столь продвинутой в техническом плане компании, как Фольксваген, ждешь соответствующего результата, но его пока нет. С ростом скорости автоматика начинает запаздывать — в работе появляются сбои. Когда же у системы достаточно времени, чтобы оценить обстановку, электроника всё делает по-немецки четко и эффективно.

ВТОРОЕ МЕСТО: SKODA KODIAQ

Дело техники

Два года назад Skoda в нашем тесте не участвовала: нечем было похвастаться. Впервые система автоторможения появилась на Супербе и теперь постепенно обживает другие модели. Дебютант Kodiaq выступил неплохо. В чем-то даже лучше своего старшего товарища — Тигуана. И это странно, ведь и по «железу», и даже по расположению радарного датчика, прощупывающего обстановку впереди, системы этих автомобилей похожи, как близнецы. Предположу, что причина кроется в настройках и рабочих алгоритмах.

Перед неподвижной мишенью Kodiaq останавливается уверенно. Скоростной предел срабатывания системы — 50 км/ч. Это на 15 км/ч выше, чем у Тигуана.

Нагоняя движущуюся установку, Kodiaq тормозил увереннее и надежнее, чем Tiguan, причем ни разу ее не коснулся. И чуть раньше сигнализировал о возможном столкновении, предоставляя водителю больше времени для маневра.

И у Тигуана, и у Кадьяка системы сигнализируют об опасности на малой и средней скоростях, но почему-то молчат на высокой. Алгоритм системы превентивной безопасности схож с фольксвагеновским: при автоторможении со скорости свыше 25 км/ч автоматика натягивает ремни, чтобы снизить риск травм у водителя и пассажиров, — всё как на Тигуане.

Вывод

Место в серединке — неплохой результат для новичка. В нашем тесте ученик превзошел учителя. Свою лепту в успех Кадьяка внесла хорошая электронная база, обкатанная на других автомобилях концерна Volkswagen.

ПЕРВОЕ МЕСТО: SUBARU XV

Дело техники

Разрабатывать системы активной безопасности фирма Subaru начала почти три десятка лет назад. В процессе эволюции появлялись электронные помощники, которые получали информацию с видеокамер, радио- и лазерных радаров. Перепробовав разные схемы и накопив опыт, японцы остановились на системах, базирующихся на стереокамерах. И подняли их на такой уровень, что в эффективности они не уступают радарным комплексам, при том что существенно дешевле. В 2008 году пошла в серию первая такая система безопасности, получившая название EyeSight. Но в России она появилась лишь в 2017 году: на кроссовер XV ставят систему EyeSight третьего поколения.

Все упражнения в статике XV выполнил как под копирку: и при 15, и при 50 км/ч система предупреждала об опасности коротким торможением и, не получив ответной реакции, полностью брала инициативу в свои руки. Тормозила не очень деликатно, зато четко и без сбоев.

Успешно выдержал Subaru и все тесты в динамике. Маленькое замечание: при выполнении быстрых догонялок XV останавливается на грани. Будь разница скоростей чуть больше, случился бы контакт с препятствием.

Система EyeSight добросовестно предупреждает водителя об опасном сближении, но значительно раньше, чем требуется. Даже у нерасторопного водителя достаточно времени, чтобы затормозить. Последующие тесты на дорогах общего пользования показали, что система не докучает срабатываниями индикаторов и зуммеров. А значит, дополнительный запас времени — только плюс в борьбе за безопасность.

Вывод

Subaru не без оснований тянула время с выводом комплекса EyeSight на российский рынок. Японцы испытывали и тщательно доводили электронику, чтобы в наших условиях она работала стабильно. Результат испытаний — первое место среди кроссоверов-бюджетников (и третье в общем зачете). Очень достойно, если учесть, что XV — самая доступная в тесте машина.

Первый этап испытаний закончен. Как видите, кроссоверы по-разному ведут себя в экстренной ситуации. И не всегда высокая цена говорит о соответствующем техническом уровне подготовки автомобиля.

Через несколько дней мы расскажем, как тормозили автомобили премиум-сегмента. Там результаты получились еще интереснее. Следите за нашими публикациями!

ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ДИНАМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ (ESP) (если имеется) Ниссан Кашкай

ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ДИНАМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ (ESP) (если имеется)

• При интенсивном ускорении или движении по скользкому дорожному покрытию колеса автомобиля могут начать пробуксовывать и скользить в поперечном направлении. Электронная система ESP динамической стабилизации способна по сигналам датчиков обнаружить потерю курсовой устойчивости автомобиля и помочь водителю удержать автомобиль на нужной траектории. Система динамической стабилизации управляет тормозными механизмами колес и при необходимости снижает мощность, развиваемую двигателем автомобиля.

- При включении системы ESP в работу начинает мигать контрольная лампа ухудшения сцепных свойств дорожного покрытия, расположенная на приборной панели.

- При включении в работу только ан-типробуксовочной системы TCS, которая входит в систему ESP, также начинает мигать контрольная лампа ухудшения сцепных свойств дорожного покрытия.

- Если мигает контрольная лампа ухудшения сцепных свойств дорожного покрытия, это значит, что автомобиль движется по скользкой дороге.

Сигнализация об отказе системы ESP

При нарушении нормального функционирования системы ESP загораются контрольная лампа ухудшения сцепных свойств дорожного покрытия и индикатор отключения системы динамической стабилизации (ESP OFF), расположенные на приборной панели. До тех пор, пока горят указанные лампы, система динамической стабилизации автомобиля функционировать не будет.

• Система динамической стабилизации автомобиля (ESP) использует систему активного подтормаживания буксующего ведущего колеса (Active Brake Limited Slip - ABLS) для того, чтобы улучшить тяговые свойства автомобиля. Система ABLS действует аналогично дифференциалу повышенного трения и срабатывает, когда одно из ведущих колес оказывается на опорной поверхности с низким коэффициентом сцепления и начинает буксовать. Система ABLS, притормаживая буксующее колесо,обеспечивает соответствующее увеличение крутящего момента на другом колесе моста, которое имеет лучшее сцепление с опорной поверхностью.

• При отключении системы ESP не будет действовать ни одна из функций этой системы, а также не будет работать антипробуксовочная система TCS. Однако, система активного под-тормаживания буксующего колеса (ABLS) и антиблокировочная тормозная система (ABS) будут продолжать функционировать и при выключенной системе ESP, При срабатывании системы ABLS начнет мигать контрольная лампа , и Вы можете услышать характерный шум и/или почувствовать пульсацию усилия на тормозной педали. Это является нормальным явлением и не свидетельствует о неисправности системы.

• Система динамической стабилизации автомобиля использует также систему FBS (Fade Brake Support) (если имеется), которая обеспечивает сокращение тормозного пути при нагретых тормозных механизмах. Кроме того, система FBS повышает безопасность движения на затяжных спусках, когда водитель по необходимости применяет частое торможение.

• В процессе работы системы динамической стабилизации (ESP) Вы можете почувствовать пульсацию усилия на тормозной педали и услышать характерный шум или ощутить вибрацию из-под капота автомобиля. Это является нормальным явлением и подтверждает нормальное функционирование системы ESP.

• Встроенная в блок управления ESP программа диагностики проверяет исправность системы при каждом запуске двигателя и движении автомобиля на малой скорости передним или задним ходом. В процессе самодиагностики неисправностей Вы можете услышать характерный шум и/или почувствовать пульсацию усилия на тормозной педали. Это является нормальным явлением и не свидетельствует о неисправности системы.

• В некоторых случаях может оказаться полезным выключить систему ESP, чтобы колеса могли вращаться с пробуксовкой:

Как работают системы активной безопасности

Начать стоит с системы курсовой устойчивости (или, как ее еще называют, системы динамической стабилизации), которая для автомобилей Nissan входит в перечень стандартного оборудования. На самом деле ESP (Electronic Stability Program) — это целый комплекс, куда входят и модуль антиблокировочной системы тормозов (ABS), и система распределения тормозных усилий (EBD). Внешние параметры, к которым относятся положение автомобиля относительно дороги, степень сцепления колес с дорогой и некоторые действия водителя, отслеживаются датчиками. Датчики фиксируют угол поворота рулевого колеса, давление в системе тормозов, частоту вращения колес, величину продольного и поперечного ускорения, а также угловую скорость автомобиля. Сигналы с датчиков анализируются блоком управления ESP, который перенаправляет информацию подконтрольным системам, в числе которых не только ABS и EBD, но и блоки управления двигателем и коробкой передач. За долю секунды ESP успевает проанализировать соответствие действий водителя реальной ситуации и в случае «дисгармонии» включиться в работу. Система также определяет оптимальный вариант выхода из аварийной ситуации: изменение крутящего момента двигателя, подтормаживание соответствующих колес или комплекс мер, включающий оба варианта.

системы курсовой устойчивости nissan

Например, при прохождении поворота у автомобиля развивается недостаточная поворачиваемость (траектория автомобиля стремится наружу поворота). Для ликвидации подобного эффекта через блок ABS система курсовой устойчивости подтормаживает заднее внутреннее колесо автомобиля. Если же поворачиваемость избыточная и занос может развиться из-за увода автомобиля внутрь поворота, подтормаживается переднее наружное колесо, и траектория автомобиля распрямляется. Одновременно с включением систем ABS и EBD меняется крутящий момент двигателя. Но если работа системы ESP во многом позволяет избежать аварии в тот момент, когда ситуация на дороге близка к критической, то «ниссановская» система интеллектуального полного привода ALL Mode 4x4-i является хорошей «профилактической» мерой. С помощью сигналов с датчиков системы ESP она в конкретный момент времени определяет склонность автомобиля к сносу или заносу и, в зависимости от дорожных условий, моментально перебрасывает необходимый крутящий момент на переднюю или заднюю ось. Причем распределение крутящего момента между передней и задней осями может доходить до 50/50. Еще две системы — Active Trace Control и Active Engine Brake — оказывают владельцам автомобилей Nissan ненавязчивую помощь в управлении. Первая, система активного управления траекторией, позволяет при прохождении автомобилем поворота, путем подтормаживания соответствующих колес, удерживать его на заданной траектории. Вторая, система активного торможения двигателем, при сбросе газа в повороте или торможении на прямом участке подбирает соответствующие передаточные числа вариатора Xtronic, что обеспечивает оптимальное замедление автомобиля без излишней нагрузки на тормозные механизмы.

Как работают системы активной безопасности

Так, схематично, работает система активного торможения двигателем

В автомобилях Nissan с вариатором в трансмиссии также может использоваться система ARC (Active Ride Control), гасящая продольные колебания кузова на неровностях дороги. Опция нелишняя, так как при раскачке автомобиля на дорожных волнах значительно снижается эффективность сцепления колес с дорогой. Система распознает особенности дорожного покрытия, при наличии волн регулирует крутящий момент двигателя (для моторов объемом 2 литра) и одновременно подтормаживает соответствующие колеса, устраняя саму вероятность раскачки. По такому же принципу работает и система помощи при старте в гору (Hill Start Assist): на 2–3 секунды блокируются все четыре колеса, удержи от скатывания, а при нажатии на педаль акселератора давление в тормозной системе понижается, не препятствуя дальнейшему движению автомобиля.

Как работают системы активной безопасности

Система Active Ride Control гасит продольные колебания кузова автомобиля при движении по неровной дороге

Еще целый ряд систем помощи водителю сегодня входят в список тех опций, которые хотели бы иметь на вооружении многие владельцы автомобилей. И они действительно помогают значительно снизить риск возникновения аварийных ситуаций. Если вернуться к Nissan, то разработчики компании постоянно работают над внедрением новых и усовершенствованием уже применяемых систем активной безопасности и систем помощи водителю. Вот, к примеру, усовершенствованная система мониторинга слепых зон Blind Spot Warning, работающая при скорости движения свыше 32 км/ч. Камера заднего вида отслеживает появление транспортного средства в радиусе трех метров позади вашего автомобиля, и система предупреждает вас об этом включением светового индикатора на передней стойке.

Как работают системы активной безопасности

С помощью расположенной сзади камеры система MOD мониторит пространство, предупреждая о появлении транспортных средств в соседних рядах

Не заметили сигнала о наличии другого транспортного средства в «слепой» зоне и решили перестроиться в соседний ряд? Система BSW еще раз предупредит вас об опасности, но на этот раз двукратным звуковым сигналом. Пропускать пешеходов, переходящих проезжую часть по переходу, постепенно становится у российских водителей доброй привычкой. Важно того самого пешехода увидеть, особенно в темное время суток. В этом водителям автомобилей Nissan поможет система распознавания движущихся объектов Moving Object Detection. При обнаружении пешехода в зоне работы системы MOD подается звуковой сигнал, а на экране, расположенном на центральной консоли, высвечивается зона, на которой обнаружен пешеход. С помощью передней камеры осуществляется работа системы Lane Departure Warning, контролирующая движение в рамках занимаемой полосы. Во время движения автомобиля со скоростью свыше 60 км/ч при пересечении линии разметки без включения указателя поворота подается звуковой сигнал и включается индикатор на панели приборов.

Как работают системы активной безопасности

Система Lane Departure Warning с помощью камеры контролирует движение в рамках занимаемой полосы

Еще одна опция, используемая в автомобилях Nissan, — это система контроля усталости водителя (Driver Attention Support). В начале движения система анализирует манеру езды водителя и, «заметив» впоследствии изменение в стиле вождения, с помощью аудио- или визуального предупреждения напоминает о необходимости сделать перерыв в нахождении за рулем.

lane departure warning system

В работе электронной системы стабилизации Nissan задействованы все необходимые компоненты: и Active Ride Control, и Active Engine Brake, и Active Trace Control…

О каждой из этих систем с точки зрения технологий и примененных в них инноваций можно рассказать более подробно, и оно этого стоит. Но вышло так, что затронутая в одном из предыдущих номеров нашего журнала тема о ряде преимуществ, касающихся владения автомобилями Nissan, получила продолжение и в этой, казалось бы, чисто технической истории. «Оценивая стоимость владения новым автомобилем, мы часто «зрим в корень», стараясь тщательно учесть очевидные, на первый взгляд, расходы», — именно так начиналась предыдущая статья, касавшаяся стоимости владения автомобилями Nissan. А на этот раз мы говорили о системах, которые позволят владельцам автомобилей Nissan свести к минимуму или вовсе избежать расходов, связанных с неприятными дорожными ситуациями.

Как работают системы активной безопасности

Система Active Trace Control может работать в любой точке поворота, если определит, что автомобиль уходит с оптимальной траектории

В будущем Пэт Симондс хочет снова вернуться в Формулу -1. Техник работал много лет с Benetton и команде наследования Renault. В 2009 году британец был впутан в скандал Сингапура 2008. Когда афера раскрылась, он вынужден был покинуть команду, и договорился с FIA о том, что он сможет работать в Формуле- 1 только с 2013 года.

Однако, договорённость была таковой, что Симондс может выступать только в роли консультанта. «Есть все еще много вещей, которые я хотел бы сделать. Теперь я работаю как консультант и делаю многое в гоночном спорте, но также и в других областях. Я все еще люблю технический аспект Формулы -1».

Редакция рекомендует:


«Галогенки» Osram Night Breaker 200: как улучшить свет фар и ничего не нарушить


Как вернуть неокрашенному пластику кузова черный цвет?


Как победить коррозию? Эффективный способ для самостоятельного устранения ржавчины

До Карелии на автопилоте. Тест-драйв Nissan Qashqai с технологией ProPilot


Фото: Пресс- служба Nissan

Для начала — немного теории. Кроссоверы Nissan для российского рынка получили продвинутые электронные системы помощи водителю. Комплекс называется ProPilot, доступен он пока для двух моделей, которые выпускаются на заводе в Санкт-Петербурге, — это популярные в России Qashqai и X-Trail. Дополнительное оборудование включает в себя радар, расположенный в передней части, — машины с ProPilot легко опознать по прозрачному экрану в центре решетки радиатора (он защищает от грязи и повреждений), — и специальную камеру за лобовым стеклом.





Радар нужен для определения препятствий перед машиной, он имеет более дальний радиус действия, чем камера, которая отслеживает дорожную разметку. Так как это оборудование стоит дополнительных денег, то доступно оно только в двух самых дорогих комплектациях: LE+ и LE Top. То есть только у полноприводных Qashqai и X-Trail с вариаторами.

Мы стартовали из Москвы и почти сразу выехали на платную трассу М-11 до Санкт-Петербурга. Здесь ProPilot работает прекрасно. Нужно всего лишь нажать пару кнопок на руле — активировать систему и установить желаемую скорость движения. Убираю ноги с педалей — и двухлитровый Nissan Qashqai послушно держит разрешенные 110 км/ч до тех пор, пока перед ним не возникнет препятствие. Если это более медленный автомобиль, то машина сама держится за ней с заданной дистанцией. А в случае экстренной ситуации Nissan способен самостоятельно затормозить до полной остановки.





Не считая старой трассы М-10, куда пришлось съехать для объезда Твери, и дозаправки, к педалям я вообще не прикасалась. Но если убрать руки с руля, то ProPilot через несколько секунд подаст звуковой сигнал. Если вы на это не реагируете, машина просто начинает плавно тормозить.

Конечно, система не всесильна: например, радар не считывает пешеходов или животных, а в качестве препятствия распознает только автомобили, поэтому не стоит читать книгу или пользоваться мобильным телефоном за рулем — за дорогой надо следить. Специально для России перенастроен диапазон задаваемой дистанции, но все равно хочется ее еще сократить — чтобы между «Ниссаном» и машиной впереди, к которой «цепляется» радар, не вклинивались другие участники движения. Потому что в такие моменты Qashqai вдруг интенсивно замедляется, нервируя тех, кто едет сзади.





Есть нюансы и с разгоном. Вот впереди уходит из левой полосы грузовик, а Qashqai неспешно набирает заданные 130 км/ч. Позже я опробовала Nissan X-Trail с более мощным (167 л. с.) двигателем 2,5 литра — у него на шоссе дела обстоят получше. Но все равно ProPilot здорово облегчает жизнь на магистралях: «с кнопками» можно комфортно доехать вплоть до Сортавалы — на двухполосных дорогах технология поддерживает скорость потока, а резко разгоняться приходится только при обгонах.

«Ниссаны» с ProPilot также могут самостоятельно останавливаться на светофорах, но для этого перед вами обязательно должен быть другой автомобиль — считывать сигналы система не умеет, только определяет препятствия впереди . Стоит это учитывать, чтобы случайно не выкатиться на перекресток на красный свет. Если время ожидания не превышает трех секунд, то машина сама тронется с места при начале движения впереди. Если стоим дольше — придется нажать на педаль газа. Кстати, в ситуациях, когда выключается радар (например, если его залепляет снежной кашей зимой), есть возможность переключиться на обычный «пассивный» круиз-контроль.

Второй компонент автопилота — способность машины удерживаться в нужной полосе. И здесь у ProPilot ограничений гораздо больше. Да, пока дорога относительно прямая, можно доверить управление электронике, но все равно Nissan чуть гуляет от одной линии разметки к другой.




После городка Лахденпохья дорога А-121 превращается в одно из главных карельских удовольствий. Перепады высот, роскошные виды на леса и озера, ровный асфальт и коварные повороты поднимут настроение любому водителю. Так что до самого Петрозаводска лучше рулить самому. Тем более ProPilot все равно может удерживать машину в полосе только в пологих дугах.

Если поперечное ускорение окажется сильнее порогового значения, система удержания в полосе также отключится (хотя активный круиз-контроль продолжит работать). Выходит, полноценным автопилотом ProPilot пока назвать нельзя. Но даже в таком виде ProPilot позволяет меньше уставать в дальних дорогах — доверять электронике управление на шоссе можно и нужно. И чем больше будет автомобилей с подобными комплексами, тем безопаснее станет движение.

Как это работает: Nissan Safety Shield

Nissan Safety Shield — щит безопасности Nissan Qashqai

Первыми предлагать подобные комплексы начали дорогие марки. В 2002 году ансамбль под названием Pre-Safe появился на Mercedes-Benz S-Class. В гонку вооружений включилась и Audi со своим комплексом Pre-Sense. Тем не менее, как это обычно и бывает в автоиндустрии, со временем технологии по чуть-чуть спускаются с небес на землю. Добрались превентивные системы безопасности, многие из которых сперва дебютировали на премиальных Infiniti, и до второй генерации Nissan Qashqai, премьера которой состоялась в ноябре 2013.

Названием Safety Shield маркетологи японской компании объединили семь систем безопасности, многие из которых уже известны автомобилистам, внимательно следящим за новостями индустрии. Как и в случае с аналогичными ансамблями от премиум-брендов, основной задачей ниссановского «Щита безопасности» является не обеспечение безопасности пассажиров во время ДТП (за это в ответе подушки безопасности), а недопущение возникновения самой аварийной ситуации. Все дело в том, что параллельно с водителем за дорогой следят еще и электронные помощники, которые могут как предупредить, так и взять управление автомобилем на себя.

Если раньше компания предлагала Safety Shield только для Nissan Patrol, то в 2013 году комплекс стал доступен и для более бюджетных моделей. Одной из первых таких машин стал последний Note, продажи которого в Европе начались осенью. Перспективы хетчбэка на нашем рынке пока туманны, поэтому в Украине первым более массовым и доступным по сравнению с Patrol автомобилем, оснащенным «Щитом безопасности», станет новый Qashqai, продажи которого начнутся в мае. Правда, даже в Европе Safety Shield доступен лишь для топовых версий кроссовера. Комплекс включает целый ряд аббревиатур FEB, DAA, TSR, LDW, BSW, MOD, HBA. Выясняем, что за ними скрывается.

Forward Emergency Braking — система предотвращения фронтальных столкновений

Nissan Safety Shield — система предотвращения фронтальных столкновений

«Глазами» системы являются встроенные в передней части автомобиля сверхчувствительные радары, основной задачей которых является обеспечение работы адаптивного круиз-контроля. Тем не менее даже когда последний выключен, они продолжают сканировать дорогу перед машиной и передавать информацию в блок управления. Электроника соотносит показатели датчиков со скоростью автомобиля и при опасности столкновения предупреждает водителя звуковым сигналом. В случае его бездействия система начинает плавно притормаживать без участия водителя. С сокращением расстояния до препятствия тормозное усилие увеличивается вплоть до применения экстренного торможения и полной остановки.

Driver Attention Alert — контроль усталости водителя

Nissan Safety Shield — система контроля усталости водителя

Несмотря на то, что в Nissan уже давно полным ходом идет разработка технологий, позволяющих анализировать мимику и даже направление взгляда водителя, система Driver Attention Alert представляет собой менее изощренный способ определения усталости человека, находящегося за рулем. Разбудит она водителя звуковым сигналом и предложит сделать паузу лишь в том случае, если прилагаемые им усилия на руль и педали покажутся ей чересчур слабыми. Тем не менее в некоторых случаях и этого может оказаться достаточно, чтобы уберечь водителя от непоправимого.

Traffic Sign Recognition — система распознавания дорожных знаков

Nissan Safety Shield — система распознавания дорожных знаков

Функциональность системы обеспечивается с помощью камеры, которая устанавливается перед центральным зеркалом заднего вида. Электроника Safety Shield распознает знаки ограничения скорости и запрета обгона, которые затем дублируются на дисплее приборной панели.

Lane Departure Warning — система контроля рядности

Nissan Safety Shield — система контроля рядности

Все подобные системы делятся на два типа: пассивные и активные. Последние не только предупредят о смене полосы, но и при необходимости возьмут управление автомобилем на себя, задействовав руль или тормозные механизмы. Тем не менее в случае с Lane Departure Warning речь идет только о звуковом предупреждении. Во время движения камера, которая используется системой распознавания знаков, следит параллельно еще и за разметкой, пересечение которой должно регламентироваться поворотниками. Если соответствующий указатель не включен, система оповестит водителя звуковым сигналом, напомнив тем самым о необходимости подкорректировать траекторию.

Blind Spot Warning — система контроля «слепых» зон

Nissan Safety Shield — система контроля слепых зон

Незаменимый помощник на многополосных городских дорогах и не только. Система работает в паре с широкоугольными камерами фирменного ниссановского кругового видеообзора, который предлагался еще для первой генерации Qashqai после рестайлинга. Теперь он придет на помощь водителю не только во время парковки, но и во время езды в плотном потоке. Если слева или справа от кроссовера будет находиться автомобиль, то возле бокового зеркала загорится специальный световой индикатор. Таким образом еще перед перестроением водитель будет проинформирован о помехе. Если же невнимательный водитель все равно начнет перестроение, грозящее столкновением, то световой индикатор начнет активно мигать и на этот раз уже со звуковым сопровождением.

Moving Object Detection — система распознавания двигающихся объектов

Nissan Safety Shield — система распознавания двигающихся объектов

Система в первую очередь пригодится при выезде с парковочного места в условиях ограниченной видимости, когда обзор налево и направо водителю перекрывают параллельно стоящие автомобили. На помощь вновь придут четыре широкоугольные камеры. Как только они заприметят помеху, будь это пешеход или проезжающая машина, система тот час же подаст звуковое предупреждение. Изображение на центральном мониторе в дополнение подскажет и сторону, где двигающийся объект был обнаружен.

High Beam Assist — система автоматического переключения света

Nissan Safety Shield — система автоматического переключения света

Светодиодная оптика головного света, которая применяется в Nissan Qashqai и не только, обучена хорошим манерам загородного поведения. Электроника, анализирующая картинку с фронтальной камеры высокого разрешения, умеет распознавать встречные машины со включенными фарами. Благодаря этому переключение между дальним и ближним светом может происходить в автоматическом режиме.

Наглядный ролик, демонстрирующий работу некоторых превентивных систем безопасности, входящих в комплекс Nissan Safety Shield:

Как работает автопилот* на Nissan Qashqai?

Ниссановская система помощи водителю ProPilot добралась до России — ее начали ставить в две самые популярные машины японского бренда на нашем рынке — Qashqai и X-Trail. Технически систему можно считать автопилотом — согласно классификации Американской ассоциации автомобильных инженеров (SAE), это автопилот первого уровня. Другое дело, что Tesla Autopilot, который фактически сам управляет машиной в некоторых режимах, считается вторым уровнем. И между первым и вторым — пропасть.

К тому же, на конвейер в Санкт-Петербурге встали машины с ProPilot первого поколения, а в Японии же уже два года существует ProPilot 2.0. К тому же наш ProPilot лишили ряда функций. Но обо всем по порядку. Тестировать новинку журналистов пригласили в Карелию — с ее непривычно приличными по российским меркам дорогами и привычно прекрасной природой.

Итак, ProPilot использует для работы радар, спрятанный за эмблемой Nissan на решетке радиатора, и камеру на лобовом стекле. Для нашего рынка функционал был урезан — система не распознает дорожные знаки (у нас их не всегда ставят по ГОСТу), а также не видит пешеходов, животных, велосипедистов и припаркованные машины. Кроме того, система ориентируется на разметку, а не на край дороги: нет разметки — не будет работать. Если кратко, наш отечественный ProPilot — это адаптивный круиз-контроль и помощник удержания автомобиля в полосе с функцией защиты от столкновений.

8 секунд свободы

Включается полуавтоматическое управление очень просто — нужно лишь нажать синюю кнопку на руле, установив текущую скорость, после чего отрегулировать ее клавишами Set+ и Set-.

В компании отмечают, что ProPilot лучше всего работает на загородных трассах, но в ходе тест-драйва удалось проверить систему и в городских условиях. На автомагистрали с хорошей разметкой она работает прекрасно: после активации режима можно спокойно убирать ноги с педалей и наслаждаться дорогой — так и должен работать адаптивный круиз. А вот руки с руля убирать нельзя — спустя 8 секунд система начнет пищать, в случае дальнейшего бездействия водителя кроссовер начнет резко подтормаживать, чтобы попытаться растормошить задремавшего водителя. Если реакции не будет, машина начнет сбрасывать скорость до полной остановки. А вот аварийку не включит, хотя это стоило бы сделать.

В целом, главная задача системы, как и любого другого ассистента — подкорректировать ошибку водителя, который засмотрелся в навигатор или зеркало заднего вида и стал уходить с полосы. Лишний реверанс мадам безопасности — всегда полезно, ставим лайк.

В городских условиях ProPilot со своими функциями справляется неплохо — дистанцию за автомобилем спереди можно установить на минимум, и машина будет ускоряться за «лидером» вполне активно — вклиниться никому не даст. А вот к Stop-n-Go есть некоторые вопросы. Если вы простоите на месте более трех секунд (а в пробках иногда можно простоять без движения и три минуты), трогаться вперед Qashqai уже не будет. В Nissan объясняют это соображениями безопасности. Например, если машина перед вами решит поехать на красный сигнал светофора, будет не очень здорово, если ваш автомобиль решит последовать за ним. Поэтому старт после трехсекундной остановки — опять же, с синей кнопки на руле. В принципе, на кнопку нажать не слишком трудно.

Теряя фарватер

На дорогах с плохой разметкой контроль удержания полосы, как и следует ожидать, отключается. Разметка пропадает — раздается звуковой сигнал, мигает индикатор — дальше вы едете сами. В России такие дороги встречаются часто, вокруг больших городов — реже. На шоссе с хорошей разметкой между полосами лучше не прыгать — во-первых, это раздражает нормальных водителей вокруг, во-вторых, система будет терять ориентиры и путаться.

А вот адаптивный круиз-контроль будет работать и на дорогах категории Б — до первых крупных колдобин. Когда мы на небольшой скорости проезжали железнодорожные пути в окрестностях Петрозаводска, система выдала предупреждение «Плохие дорожные условия» на экране и грустно отключилась.

Доступна и необычная функция — это автоматическое ускорение при включении поворотника: если вы едете на круизе и хотите обогнать попутную машину, вы включаете поворотник и машина начинает ускоряться сама, чтобы при перестроении можно было быстрее совершить маневр. В Nissan подчеркивают, что эта функция предназначена для опережения по попутной полосе многополоски, а не для обгонов по встречной.

Завести мотор по отпечатку пальца

Помимо ProPilot, в кроссовере появилась система Nissan Connect Services — возможность управлять некоторыми функциями автомобиля через смартфон. Сейчас через мобильное приложение можно открыть и закрыть машину, запустить двигатель на 10 минут (а потом еще раз на 10, после чего автомобиль автоматически глохнет), включить фары и подать звуковой сигнал (чтобы найти машину, затерявшуюся на большой парковке), посмотреть историю поездок (но есть и режим «инкогнито», в котором маршруты не сохраняются).

Кроссоверы Nissan взбунтовались: началось расследование, что делать – непонятно

Национальное управление безопасностью дорожного движения США (NHTSA) начало расследование в отношении компании Nissan в связи с многочисленными жалобами потребителей на немотивированное срабатывание системы автоматического аварийного торможения (AEB) кроссоверов Nissan Rogue. Из-за дефекта, причина которого ещё не установлена, уже произошли 14 аварий, в которых пострадали пять человек.

Расследование началось по инициативе независимой организации под названием Центр автомобильной безопасности (The Center for Auto Safety, сокращённо CAS), основанной при участии Ральфа Нейдера – того самого, что в середине 60-х книжкой «Опасен на любой скорости» погубил прогрессивную по тем временам модель Chevrolet Corvair корпорации General Motors. Организация по сей день стоит на страже интересов американских автомобилистов, аккумулирует всевозможные жалобы на качество машин и передаёт их в государственные надзорные ведомства с требованием прищучить нерадивых производителей.

Nissan Rogue Sport

По словам автовладельцев, система срабатывает совершенно на ровном месте, когда никакой объективной опасности, вроде стоящего в полосе автомобиля или перебегающего дорогу пешехода, нет. Понятно, что экстренное торможение в оживлённом транспортном потоке может спровоцировать аварию, поэтому CAS резонно требует от NHTSA обязать компанию Nissan провести массовый отзыв, который потенциально затронет 553 860 автомобилей. Но отзыва пока нет. Вместо него Nissan предлагает владельцем кроссоверов Rogue добровольно явиться в сервис на перезаливку софта для системы автоматического аварийного торможения, но при этом не гарантирует, что процедура полностью исключит риск сбоя. Сейчас компания параллельно с NHTSA проводит внутренне расследование, которое должно выявить природу возникновения дефекта и дать чёткий рецепт по его устранению.

Нынешнее поколение Rogue производится уже шестой год, то есть пора бы показать преемника, но он, судя по всему, пока не готов – компания переживает не лучшие времена в связи с кадровой чехардой, слабой отчётностью и испорченными отношениями с Renault. Чтобы встать на ноги, руководство Nissan решило прибегнуть к массовым увольнениям и прореживанию модельной линейки – в частности недавно стало известно о снятии с производства нескольких модификаций пикапа Titan.

Nissan Qashqai и X-Trail с «автопилотом»: как они едут

Полноценный автопилот, однако, пока остается мечтой для всех производителей — как минимум, такие системы никак не регулируются законодательно. В разных странах разрешены испытательные поездки при определенных условиях, но за этим исключением управлять машиной все-таки должен водитель.

Что умеет Nissan ProPilot?

Комплекс ProPilot — это своего рода будущий автопилот. Разработчики Nissan между собой называют систему «ад», то есть AD — от autonomous driving. Но у той версии, что появилась на российских версиях Qashqai и X-Trail, конечно, от настоящего автопилота есть не так много.

Две основные функции российской версии ProPilot — адаптивный круиз-контроль и удержание полосы. В Nissan подчеркивают, что эти ассистенты предназначены для использования на трассе, а не в городе. В этом ключевое отличие от аналогичных систем в автомобилях Skoda. У чехов пакет опций с адаптивным «круизом» и удержанием полосы даже и называется Traffic Jam Assist, то есть ассистент движения в пробке.

Почему мы говорим именно о «российской» версии ProPilot? Изначальную европейскую систему серьезно дорабатывали для нашей страны в исследовательском центре Nissan, созданном в РФ.

В России отключена функция распознавания дорожных знаков и, соответственно, возможность автоматически ехать «по знакам». Сделано это по понятным причинам — порядок в расстановке знаков у нас далек от европейского.

Кроме того, у нас по правилам не везде нужны знаки отмены, а оригинальный ProPilot ориентируется на них. Сыграли свою роль и традиционные «+20» к разрешенной скорости. В алгоритмы электроники закладывать допустимое превышение скорости как минимум неэтично, но и заставлять наших водителей ехать 60 км/ч везде, где написано «60», в Nissan не рискнули.

Как работает адаптивный круиз-контроль?

Задача адаптивного круиз-контроля — удерживать заданную скорость и автоматически снижать ее, если впереди есть другой автомобиль. Машина спереди перестроится — Nissan ускорится. Ноги с педалей можно убрать, но контролировать дорожную ситуацию нужно.

Несмотря на то, что производитель, с одной стороны, подчеркивает, что использовать систему лучше всего на трассе, в ProPilot входит и функция, облегчающая вождение в пробке. При наличии автомобиля спереди адаптивный круиз-контроль работает на любой скорости от 0 до 170 км/ч. Если длительность остановки в пробке не превышает 3 секунд, то автомобиль при включенном «адаптиве» тронется с места сам. Когда спереди нет другого транспорта — до скорости 30 км/ч система не будет включаться.

Как работает система удержания в полосе?

Задача системы удержания полосы в рамках ProPilot — не вести машину за водителя, а сохранить траекторию автомобиля, если человек по какой-то причине бросит управление. Когда водитель не прилагает никакого усилия к рулю на протяжении 8 секунд, система сигнализирует об опасности.

Если реакции нет и дальше, то автомобиль начнет плавно притормаживать — до полной остановки. Указанные 8 секунд — это наши собственные замеры во время теста. В Nissan точного времени не назвали, но подтвердили, что речь идет о примерно таком промежутке. «Аварийка» при такой экстренной автоматической остановке в Nissan, в отличие от автомобилей некоторых других марок, не включится.

Как пользоваться «автопилотом» в Nissan

Что порадовало при знакомстве с российской версией ProPilot — система включается действительно удобно и интуитивно. Пожалуй, это одна из лучших реализаций на нашем рынке.

Чтобы включить сразу оба ассистента, достаточно один раз нажать на заметную голубую клавишу на руле. Затем кнопкой Set устанавливается скорость — при нажатии фиксируется актуальная скорость, а клавишами + и — можно ее скорректировать.

При включенном «адаптиве» на дисплее между тахометром и спидометром загорится индикатор Cruise и появится информация об установленной максимальной скорости и дистанции (полоски между схематичным изображением собственного капота и впереди идущего автомобиля)

Ассистент полосы запускается одновременно с «адаптивом». О его работе сообщают зеленые полосы на дисплее. Если электроника «теряет» разметку, то одна или обе зеленые полосы погаснут, и автомобиль выдаст звуковое предупреждение. Это решение необычно для российского рынка и на самом деле слегка напрягает. Если разметка не идеальна, то машина «теряет» ее достаточно часто, и на трассе звуковые сигналы раздаются буквально каждый километр.

Если разметка не считывается, то, естественно, не работает ассистент полосы. О том, что все в порядке, сигнализирует зеленый значок в виде рулевого колеса.

Все ассистенты ProPilot отключаются при нажатии на педаль тормоза, но после торможения можно заново вернуться к установленным настройкам. Есть вариант и совсем их отключить — достаточно снять соответствующие галочки в меню на приборной панели. Тогда и для запуска потребуется лезть в это меню. Это стандартная схема для всех автомобилей с подобными функциями.

Отличается ли система Nissan от других?

Во время движения каких-то принципиальных отличий мы не заметили. Но есть небольшая разница в том, как машина реагирует на дорожную ситуацию. Минимальная дистанция, которую держит Nissan до впереди идущего транспорта, субъективно кажется меньшей, чем, например, у Audi, Volvo или Land Rover. Как следствие — перед Nissan, едущим на «адаптиве», перестраиваются как будто реже, и для движения в наших условиях эта система вроде бы удобнее.

В Nissan говорят, что работу алгоритмов в части дистанции, по сравнению с европейскими настройками, для России не меняли, а с параметрами конкурентов не сравнивали. Поэтому подтвердить или опровергнуть субъективные ощущения нельзя — открытые данные о том, какая дистанция для какой скорости заложена в алгоритмы разных автопроизводителей, отсутствуют.

При этом в Nissan подтверждают, что для РФ были сделаны корректировки в параметрах ускорения. Это требовалось прежде всего потому, что в России ProPilot ставится на кроссоверы с двухлитровыми моторами, а таких двигателей в Европе нет. Изначальные европейские настройки моторов на «адаптиве», соответственно, нам не подходили. И вот, создавая российские алгоритмы, разработчики постарались обеспечить достаточно интенсивное ускорение, больше подходящее отечественным водителям, чем плавное европейское.

Еще одно небольшое, но все же отличие — ProPilot лучше многих других справляется с ситуацией, когда перед Nissan резко перестраивается другой автомобиль. В городском трафике во время теста таких эксцессов у нас не было, а вот на трассе — были. В ситуациях, в которых некоторые другие машины на «автопилоте» резко «бьют по тормозам» даже на скорости 130 км/ч, Nissan реагирует почти как живой человек. Или слегка притормаживает, или вообще не сбавляет, просчитав, что до «вклинившейся» машины еще далеко.

Читайте также: