Как работают шлюзы на волге

Обновлено: 02.07.2024

Как это работает? | Как работает судоходный шлюз

Первый судоходный шлюз, в котором осуществлялось попеременное выравнивание уровня воды, был изобретен Цяо Вэйюэ в 984 году и возведен на Великом Китайском канале. Шлюз представлял собой прямолинейный участок длиной 76 метров, который был ограничен с двух сторон воротами. Они были изготовлены из деревянных брусьев и перемещались вертикально. Берега шлюза были укреплены, а над ним размещался навес. В течение 11 века строители возводили шлюзы по всей длине Великого Китайского канала. Как же работает современный судоходный шлюз? Об этом в сегодняшнем выпуске!

Итак, шлюз — это гидротехническое сооружение на судоходных и водных путях, которое обеспечивает переход судов из одного водного бассейна в другой с различными уровнями воды в них. С двух сторон шлюз ограничен затворами или воротами, между которыми располагается герметичная камера с регулируемым уровнем воды. Камера любого шлюза имеет габариты, достаточные для размещения в ней одного или нескольких судов. При этом, в отличие от судоподъемников, камера шлюза не может менять свое положение или габариты. Однако уровень воды в ней может изменяться.

Ворота представляют собой металлические щиты, расположенные на обоих концах камеры. Они служат для пропускания и выпускания судов и герметизируют камеру во время переправки кораблей. В подходных каналах обеспечиваются безопасные условия движения и стоянки судов у причальных стенок.

Одним из самых важных в конструкции шлюзов является водопроводное устройство. Оно предназначено для наполнения и опустошения камеры. Как правило, в качестве такого устройства используется плоский щитовой затвор. В крупных шлюзах могут применяться и специальные насосы.

Принцип работы шлюза заключается в следующем: сначала открываются входные ворота, и судно заходит внутрь камеры и швартуется к тумбам. Затем входные ворота закрываются, и открывается перепускной клапан, вызывая падение или подъём уровня воды в камере с находящимся в ней кораблем. Это достигается за счет переливания или перекачивания воды из соседнего резервуара по направлению следования судна. Когда вода достигает необходимого уровня, равного тому, который имеется за выходными воротами камеры, затворы открываются, и судно выходит из шлюза.

Процесс пропускания судна через шлюз длится, как правило, от 10 до 20 минут в зависимости от размера камеры и перепада уровня воды. При шлюзовании чередуют направление пропускания судов: после того как судно, идущее вниз по течению, завершило шлюзование, в камеру с уже пониженным уровнем воды заходит судно, движущееся в обратном направлении. Таким образом не приходится выполнять лишнее заполнение либо слив воды из камеры.

При необходимости преодоления значительного напора или перепада воды строят многокамерные шлюзы. Они представляет собой несколько последовательно расположенных шлюзов. В этом случае судно поочередно перемещается по цепочке камер. В Китае на крупнейшем в мире гидроузле «Три ущелья» сооружен пятикамерный шлюз. А в Великобритании на канале Эйвон построен 16-камерный! Такие шлюзы принято называть «лестницами».

Как устроен шлюз

Башни управления шлюзом, узкие при взгляде на них сбоку, обращены фасадом друг к другу. Шесть колонн вдоль фасада как бы поддерживают мощный парапет. На парапете каждой башни - выразительные скульптуры, посвященные труду инженеров, проектировавших и строивших канал.

Перед тем как начнется шлюзование, познакомимся кратко с устройством и действием шлюзов.

Хотя шлюзы выглядят по-разному, что зависит от их архитектурного оформления, но все они устроены в общем по одному принципу и служат для подъема и спуска судов там, где образуется резкая разница уровней воды.

Шлюз - это большая прямоугольная камера, обычно бетонная, имеющая с двух сторон ворота. Одни ворота отделяют ее от водохранилиша либо от той части канала, где уровень воды выше, - как говорят, от верхнего бьефа. Другие ворота отделяют камеру от той части реки или канала, где уровень воды ниже, т. е. от нижнего бьефа.

Наше судно вошло в шлюз. Нам надо опуститься на одну "ступеньку" к Волге. Вахтенный начальник поворачивает рукоятку ключа автоматического управления шлюзованием. Он затратил на это усилий не больше, чем нужно затратить, допустим, для перестановки с места на место чернильного прибора. Но сколько механизмов, послушных сигналу, начали действовать друг за другом!

Там, где только что прошло наше судно, поднимается из воды сегментный затвор - верхние ворота шлюза. Затвор может двигаться только вверх и вниз; теперь он отделил камеру шлюза от верхнего бьефа. В тот же момент электрический сигнал привел в действие механизмы, управляющие щитами-заслонками водопроводных галерей, соединяющих камеру шлюза с нижним бьефом. Щиты приподнялись. Вода хлынула по трубам в нижний бьеф. В камере она быстро убывает, а вместе с ней опускается и судно. Как только уровни в камере и нижнем бьефе сравнялись, открываются нижние ворота. Судно может продолжать путь.

А как действуют механизмы, если судну нужно не опуститься, а подняться на одну "ступеньку"?

После того как оно вошло в камеру и нижние ворота закрылись, вахтенный поворачивает рукоятку ключа в другом направлении. Опускаются щиты водопроводных галерей. Затем механизмы немного приподнимают сегментный затвор и в камеру начинает течь вода. Если бы верхние ворота открывались обычным путем, то в первые минуты она била бы в образовавшуюся щель таким мощным потоком, что судно вряд ли могло бы уцелеть.

Когда уровни воды в шлюзе и верхнем бьефе сравнялись, поплавок-автомат "докладывает" об этом, и механизмы снова приводят в движение сегментный затвор. На этот раз он опускается в глубокую подводную нишу. Тотчас зажигается зеленый огонь светофора. Над "спрятавшимся" затвором судно выходит на верхний бьеф.

Многое из того, что здесь описано, вы можете увидеть сами при прохождении шлюзов, которых на вашем пути встретится немало. Правда, вы не увидите находящегося в башне черного блестящего пульта управления шлюзом, не увидите и всех механизмов, но теперь вы в общих чертах знаете, как они действуют.

Как работают шлюзы на волге

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Про то, как шлюз работает

Эту поездку я планировал с весны, и наконец, она состоялась. Мы нашей дружной компанией с комрадом zfly и Романом Яровициным отправились в Городец. Этот города на северо-востоке Нижегородской области славится многим: музеями, пряниками, но сегодня речь пойдет не об этом, а о шлюзах, которые расположены в Городце.

Шлюз (голл. sluis, от лат. exclude — исключаю, удерживаю, отделяю) судоходный, гидротехническое сооружение, расположенное между водоёмами с различными уровнями, через которое проходят суда (или плоты). Ш. возводят в речных гидроузлах, каналах и в морских портах, акватории которых подвергаются приливам и отливам с большой амплитудой колебаний уровней.

В состав Ш. входят камеры, головные части (головы) и подходы. Камера, в которой размещаются поднимаемые (опускаемые) суда, образуется двумя продольными стенами и днищем, выполняемыми, как правило, из железобетона; с торцов она ограничена металлическими воротами (затворами), расположенными в пределах соответствующих головных частей. По числу последовательно расположенных камер (зависящему от величины падения уровня и рельефа местности) различают Ш. однокамерные и многокамерные (многоступенчатые). Для увеличения пропускной способности Ш. устраивают параллельно две (или более) нитки камер. Основные размеры камер (длину и ширину) выбирают при проектировании Ш. в зависимости от категории водного пути , перспективного грузооборота на нём, размеров наибольшего расчётного судна или состава (каравана) судов, одновременно пропускаемых через Ш. Камеры наиболее крупных Ш. имеют ширину до 33 м, длину до 400 м при глубинах на порогах от 5 до 15м (на морских Ш.). Наполнение и опорожнение камер осуществляется с помощью оборудованных затворами водопроводных устройств (системы питания Ш.) в течение заданного времени (от 5 до 15 мин). В головных частях (обычно массивных напорных сооружениях), кроме ворот, поддерживающих разность уровней воды и обеспечивающих пропуск судов при выровненных уровнях смежных бьефов , размещаются водопроводные галереи с затворами, устройства для гашения энергии воды, ремонтные и аварийные заграждения, механизмы для управления оборудованием и системы автоматического регулирования. Примыкающие к верхним и нижним головным частям подходы представляют собой каналы или участки акватории с причальными сооружениями и устройствами для швартовки судов, ожидающих шлюзования, и направляющими сооружениями — для безопасного входа судов в Ш.

Процесс пропуска судов через Ш., называется шлюзованием, состоит из ряда последовательных операций (открывание и закрывание ворот и затворов, наполнение камер водой и опорожнение их, ввод и вывод судов и др.), выполняемых по командам с центрального пульта. Число шлюзований в течение суток (при непрерывной работе Ш.) определяет пропускную способность Ш.

Это макет Городецкого шлюза

01. Очень редкое явление - шлюз №13 находится на плановом ремонте в связи с чем он совершенно пуст. Три ряда решеток перед вами - наполнители шлюзовой камеры. снаружи их толщины 30 см. внутри 1,3 метра. Это сделано для того,чтобы вода равномерно поступала в камеру.

02. Собственно, вот так выглядит шлюзовая камера со стороны верхнего бьефа

03. А вот это вход в шлюзовую камеру №14 со стороны верхнего бьефа

04. А вот так выглядит заполненная шлюзовая камера. Перепад уровня воды составляет 7,5 метра. Высота стенок - 11 метров

05. А вот и наш клиент - на подходе со стороны верхнего бьефа сухогруз

08. Судно проходит под мостом, через который наверняка многие нижегородцы ездили, но с которого не фига не видно, так уж мост устроен

09. До ворот 200 метров. Дистанция необходима капитану, хотя, по признаниям работников шлюза, матёрые капитаны могут с закрытыми глазами швартоваться

10.Вид на шлюзовую камеру

11. Наш "Елец" пришвартовался и ждет когда уровень воды понизится

12. Судя по ватер-линии судно пустое

13. Конечная дистанция

14. А вот ворота нижнего бьефа. Вода бурлит это через специальные каналы вода сливается с камеры в нижний бьеф - вода в камере понижается. Кстати, каждая створка весит 200 тонн

15. Я плавая очень хорошо, но здесь бы не хотел оказаться.

16. Вода вытекает вниз по Волге

17. Это не памятник рыбам, это фонтан. Мне кажется, что тут карась и рыба-меч, но zfly утверждает, что это стерлядь. Кстати, несколько лет назад, когда шлюз де-факто не охранялся, кто-то спилил у рыбы-меча левый плавник - рыбы медные

18. Вот, кстати, вода бурлит перестала - значит, уровни сравнялись и сейчас мощные установки начнут приводить створки ворот в движение

19. Створки ворот открываются

20. почти открылись. Уже виден но "Ельца"

21. Ворота полностью открыты - "Елец" отдает швартовы

22. Капитанская рубка

23. Роман Яровицын глядит на меня с высока

24. То не гюйсы с флагами, а трусы с тельнягами

25. "Елец" вышел из шлюзовой камеры

26. Фонтан, как и шлюз №13 на ремонте, но нам пообещали, что вскоре заработает

27. zfly осматривает фонтан

28. Чайка. Взлет с воды

29. А вот уже в полете

30. Вид на ремонтируемый шлюз со стороны нижнего бьефа

31. Вид с другой стороны

32. Швартовый кнехт - к нему привязываются суда, он поднимается вместе с уровнем воды, или наоборот, опускается

33. Вот покрупнее вид на систему распределения воды

34. Мы поднимаемся наверх в Центральный пункт управления. Лифт сделан более 60 лет назад в Германии. Сотрудники шлюза шутят, что на нем Гитлер ездил. Лифт уникальный - двусторонний, двери вручную открываются
,

35. пульт управления

37. шлюз управляется элементарно - с одного пульта, но только на первый взгляд.

38. Дежурный на шлюзе связывается с капитанами судов

39. Вид из окна диспетчерской на гавань

40. Диспетчер смотрит за тем, как суда входят в "ворота"

41. Красивые виды, но к ним местные работники привыкли.
- Красиво?, - спрашиваем мы
- Да как обычно, - рассказывают нам сопровождающие

42. Вид на шлюзовую камеру

43. А вот такие щуки живут на Волге, в пасть которой запросто влезает стакан

44. А вот ворота верхнего бьефа (вид сверху). Они опускаются - вода заливается

45. Ворота опускаются

46. И вот они скрылись под водой

47. на подходе к шлюзу очередное судно

49. "Аполлон" в шлюзе стоит и ждет

50. А ждет он сухогруза "Акрополь", который идет вслед за ним. Длина и ширина шлюза позволяют за раз пропускать несколько судов

51. такой сухогруз может принять на борт ДВЕ ТЫСЯЧИ ТОНН. для понимания, это 300-400 слонов

52. Вид сверху на капитанскую рубку

53. Суда в камере

54. "Акрополь" пришвартован.

55. Ворота открылись и "Акрополь" покидает камеру шлюза

56. "Акрополь" проходит створку ворот. Ворота, кстати, обшиты деревом - чтобы суда не задевали створки бортами

57. Каждый корабль сопровождаю вечно голодные чайки

58. А вот снизу Волги заходят суда. Это снова баржа с щебенкой

60. Баржу ведет толкач "Владимир Барсуков"

61. Следом за ним идет еще сухогруз с металлоломом

62. найдите девушку среди говна

63. Вот суда в камере, а следом еще пустой толкач пустой еще втискивается

64. Ага, вот как верхние "ворота" устроены: на первом плане бетонная конструкция стоит на месте, а на втором плане железная конструкция опускается. Вода заливается уровень выравнивается.

Все самое интересное у меня в ТВИТТЕРе
Посмотреть и почитать как на этом же шлюзе открывали навигацию можно ТУТ
Посмотреть как готовят суда к навигации можно ТУТ
А как мы катались на новом теплоходе можно ТУТ

Выражаем благодарность за помощь в подготовке материала всему коллективу шлюза, которые профессионально и четко отвечали на наши вопросы и пресс-секретарю Верхневолжского бассейнового управления Татьяне Еланиной.

Шлюз (гидротехническое сооружение)

В отличие от судоподъемников, при использовании шлюзовых систем требуется большое количество воды, что приводит к снижению их пропускной способности и в том числе к меньшей скорости пропуска судов. Преимуществом является их более простое и дешевое в обслуживании техническое оснащение по сравнению с судоподъемниками.

Содержание

Основные сведения

Процесс пропускания судна через шлюз называется шлюзованием. Перевод судов посредством судоходного шлюза осуществляется последовательным переводом в смежную камеру после выравнивания в них уровня воды. Использование шлюзов главным образом направлено на то, чтобы сделать водные пространства с различными уровнями воды в них более пригодными для судоходства.

Каждый шлюз имеет три главных элемента:

Принцип работы шлюза следующий:

Шлюзование длится как правило от 10 до 20 минут в зависимости от размера камеры и перепада уровня воды. В случае, если судно движется вверх по течению, процесс реверсируется: судно входит в полупустую камеру, затем открывается клапан, наполняя камеру водой и поднимая судно.

При шлюзовании как правило стараются чередовать направление пропускания судов: после того, как судно, идущее, к примеру, вниз по течению, завершило шлюзование, в камеру уже пониженным уровнем воды в ней может сразу же зайти судно, движущееся в обратном направлении. Таким образом не требуется выполнять лишнее заполнение, либо слив воды из камеры.

Использование шлюзов в речной навигации

Использование шлюзов необходимо в случаях, когда для осуществления прохода судов создаётся искусственный обводной канал в обход таких препятствий, как пороги, плотины, дамбы и проч. Плотина увеличивает глубину водного пространства перед ней, в таком случае шлюз может быть установлен либо непосредственно в плотине, будучи её составной частью, либо в устье бьефа. Река, оснащённая такого рода сооружениями, носит название водного пути. Также с помощью установки шлюза в устье реки можно добиться того, чтобы река перестала быть подверженной влиянию приливов и отливов в крупных водоёмах, в которые она впадает. Для усовершенствования водного пути на реке используются дополнительные шлюзы:

  • В верхней части обводного канала устанавливается водоспускной шлюз для предотвращения наводнений.
  • Чем длиннее обводной канал, тем больше разница уровня воды в реке между началом и концом канала, таким образом очень длинный обводной канал может потребовать установки дополнительных групп шлюзов в разных местах канала (см, например, Волго-Донской канал).

Шлюзы также служат для поднятия и опускания воды в водохранилищах.

Использование шлюзов в каналах

При строительстве первых искусственных каналов, возводимых, как правило, на довольно плоских,негористых участках местности, их инженеры и строители предпочитали строить обводы в случае попадания на пути канала холмов, либо низин. Однако, удлинение канала влекло за собой чрезмерное удорожание его строительства и увеличивало длительность прохождения по нему судна. Для решения этой проблемы стали применяться шлюзы. Далее, по мере усовершенствования технических знаний и возможностей, для прохождения препятствий стали применяться всё новые решения: акведуки, туннели, дамбы. И в каждом из таких сооружений продолжили использовать шлюзы, ставшие с тех времён и по сей день неотъемлемой частью практически любого гидросооружения.

См. также

Литература

  • Каналы
  • Гидротехнические сооружения

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Шлюз (гидротехническое сооружение)" в других словарях:

Шлюз, гидротехническое сооружение — Шлюзы Панамского канала Cудоходный шлюз гидротехническое сооружение на судоходных и водных путях для обеспечения перехода судов из одного водного бассейна (бьефа) в другой с различными уровнями воды в них. С двух сторон ограничен затворами, между … Википедия

Шлюз (гидротехнич. сооружение) — Шлюз (голл. sluis, от лат. exclude ‒ исключаю, удерживаю, отделяю) судоходный, гидротехническое сооружение, расположенное между водоёмами с различными уровнями, через которое проходят суда (или плоты). Ш. возводят в речных гидроузлах, каналах и в … Большая советская энциклопедия

Гидротехническое сооружение — Плотина Усть Илимской ГЭС. На переднем плане слив Гидротехническое сооружение сооружение гражданского, военного или другого назначения, установленное (построенное) на искусственном или естественно … Википедия

ШЛЮЗ — ШЛЮЗ, гидротехническое сооружение, обеспечивающее судоходность рек или каналов в тех случаях, когда между местностями, по которым они протекают, имеется перепад уровней. Обычно шлюз состоит из двух заслонов, перегораживающих водоток, и устройств … Научно-технический энциклопедический словарь

Как устроен шлюз и зачем он нужен?

Начало большой навигации на реках Европейской части страны не за горами (осталось примерно около месяца) и сегодня мы хотели бы рассказать о шлюзах на наших реках. Зачем они нужны? Как они устроены и пр.

Итак, начнем с самого начала. Все наши равнинные реки, к коим относится и Волга, и Кама, и Ока и др. имеют между собой много общего. Если попробовать разрезать все русло реки от истока до устья по оси, то получится продольный профиль реки. Если река течет в своем естественном русле, то этот профиль будет иметь вот такой вид

Условно все реку можно разделить на три участка: верхнее течение или горный участок как на рисунке, среднее течение и нижнее течение. Все эти участки имеют свои особенности.

Так горный участок или верхнее течение, как правило, характеризуется небольшими глубинами, малой шириной, но при этом довольно высокими скоростями течения. Также на этом участке очень много порогов и перекатов. Судовой ход (если он есть) чаще всего очень извилистый.

В среднем течении скорость течения и количество перекатов уже заметно снижается, а вот плесов (то есть широких и глубоководных участков) увеличивается. Увеличивается и ширина русла. Судовой ход более ровный.

В нижнем течении плесов, чаще всего, еще больше (хотя и не всегда). Глубины здесь максимальные и ширина тоже. Но здесь прослеживается еще один момент: практически все взвешенные частицы, находящиеся в воде, в местах с невысокими скоростями течения начинают оседать (физика, однако), образуя перекаты.

Как с этим бороться? Проще всего, построить плотину. Уровень воды выше плотины поднимется и затопит пороги, что создаст более благоприятные условия для судоходства. И если на реке построить несколько плотин, то продольный профиль будет больше похож на лесенку.

Чтобы речной теплоход мог попасть из верхнего бьефа в нижний или наоборот строят специальные судопропускные сооружения – шлюзы. Собственно шлюзование – это процесс перемещения судна из одного бьефа в другой.

Давайте посмотрим на конструкцию типового шлюза

Шлюз состоит из трех основных элементов: верхняя голова А, нижняя голова Б и камера шлюза В. Сверху и снизу к шлюзу примыкают подходные каналы 2. Для отстоя судов в ожидании шлюзования в подходных каналах делают специальные причальные стенки 1. А чтобы теплоходы могли заходить в камеру и выходить из нее при неблагоприятных условиях (сильный ветер и пр.) делаются специальные направляющие палы 3.

Наполнение или опорожнение камеры шлюза происходит через специальные водоводные галереи 5, которые перекрываются специальными затворами 4. Когда затвор открывается вода самотеком наполняет или опорожняет камеру шлюза (принцип сообщающихся сосудов). Но перед этим, камера шлюза должна быть полностью изолирована от верхнего и нижнего бьефа при помощи ворот 6. Ворота шлюзов могут быть различных систем. В настоящее время нижние ворота обычно делают двустворчатыми распашными, а верхние — сегментными или плоскими опускными. В открытом состоянии створки распашных ворот находятся в специальных шкафных нишах 7 чтобы не мешать судам при их прохождении.

Все вместе: водоводные галереи, затворы и ворота называются – головой шлюза.

Как видно из рисунка наиболее мелкими местами подходных каналов являются верхний и нижний пороги шлюза 8. Причем нижний порог имеет свое специальное название – король шлюза.

Из-за того, что уровень воды в нижнем бьефе во многом зависит от попусков воды через водосливную плотину гидроузла, глубина на короле шлюза может служить весьма серьезным препятствием к прохождению шлюза судами. Ведь все теплоходы, которые ходят по нашим рекам должны строго соблюдать минимальный запас воды под днищем. И если запас будет недостаточным, то диспетчер шлюза не разрешит заход такого теплохода в камеру.

Шлюзы могут отличаться друг от друга. Например, по количеству камер. По числу последовательно расположенных камер шлюз может быть однокамерным, двухкамерным, трехкамерным и т. д.

Однокамерные шлюзы строят для малых и средних напоров. Такие шлюзы имеют Волго-Донской судоходный канал имени В.И.Ленина, Канал имени Москвы, шлюзы в Угличе, Рыбинске, Чебоксарах, Балаково и др.

Если перепад высот между верхним и нижним бьефами велик, то тогда сооружают многокамерные шлюзы. У таких шлюзов общий перепад высот (напор) делится на несколько камер, которые располагаются последовательно одна за другой. Например, два шлюза канала имени Москвы (№7 и №8) состоят из двух камер с напором по 9 м в каждой камере. А в Перми на Камской ГЭС шлюзы вообще шестикамерные!

Но не всегда условия местности позволяют построить многокамерные шлюзы. Тогда шлюзы разделяют соединительным судоходным каналом — межшлюзовым бьефом. Длина межшлюзовых бьефов различна, например у Горьковских шлюзов — 2 км, у Куйбышевских — 4 км.

При очень большом напоре вместо многокамерных строят однокамерные шлюзы шахтного типа. Камера такого шлюза представляет собой глубокую шахту. Со стороны нижнего бьефа делается глухая стенка, которая в своей нижней части имеет отверстие для прохода судов, перекрываемое плоским подъемным затвором. Или судоподъемники. В России работает в настоящее время всего один судоподъемник в составе Красноярской ГЭС.

Камеры шлюза могут располагаться и параллельно друг другу. По числу параллельно действующих камер шлюзы могут быть однониточные (один шлюз), двухниточные (два рядом расположенных шлюза) и т. д. Двухниточные шлюзы применяют на реках с большим грузооборотом. Например, гидроузлы на Волге, начиная с Рыбинского и кончая Волгоградским, имеют двухниточные шлюзы.

В процессе шлюзования в камере шлюза возникают сильные течения, а также образуются волны. Для того, чтобы теплоход не поплыл вслед за уходящей или прибывающей водой в камерах делают специальные швартовные устройства, для надежной швартовки судов. Устройства эти называются рымы или по простому крюки. Рымы могут быть плавучими и неподвижными.

Неподвижные рымы — это крюки намертво вмонтированные в стенку шлюза через равные промежутки. В процессе шлюзования, швартовный трос время от времени перекидывают с одного крюка на другой.

Подвижные рымы больше похоже на большие поплавки. Они располагаются в специальных нишах (впрочем как и неподвижные). По мере наполнения или опорожнения камеры они движутся вместе с уровнем воды.

Плавучий рым в камере шлюза.

Плавучий рым в камере шлюза.

Но есть еще шлюзы с небольшим напором, например на реке Москве, в которых суда швартуются за специальные тумбы, установленные сверху на стенке шлюза. По мере изменения уровня воды в камере швартовные тросы приходится либо потравливать (увеличивать их длину) или выбирать (уменьшать длину).

Подытоживая, можно так описать процесс шлюзования:

· теплоход из нижнего или верхнего бьефа входит в камеру шлюза.

· открываются затворы водоводных галерей.

· происходит наполнение или опорожнение камеры.

· закрываются затворы и открываются ворота с противоположной стороны.

· теплоход выходит из камеры шлюза.

Надеемся, что смогли в статье ответить на большую часть вопросов, относительно того – зачем нужны шлюзы и как они работают.

Если понравилась статья - ставим лайки и подписываемся на наш блог.

Принцип работы судоходного шлюза

Судоходные шлюзы используются с древних времен. В наши дни такие сооружения продолжают активно эксплуатироваться. Сегодня мы расскажем для чего они нужны и как работают.

Принцип работы судоходного шлюза

Согласно дошедшим до нас историческим хроникам, впервые судоходный шлюз с попеременным выравниванием уровня воды появился в 984 году на Великом Китайском Канале. Этот объем длиною в 76 м ограничивался с двух сторон воротами, выполненными из дерева и способными подниматься вертикально. Оба берега были укреплены строителями, а сам шлюз укрывался навесом. К XI веку подобных объектов на протяжении Великого Китайского канала было несколько и все они активно использовались. Сегодня мы расскажем для чего строят судоходные шлюзы и как они работают.

Конструкция и назначение судоходного шлюза

Судоходный шлюз

Гидротехнический объект, рассматриваемый нами, позволяет обеспечить перемещение судов между водными бассейнами с разным уровнем воды. С обеих сторон шлюза имеются заслоны, огораживающие специальную камеру, в которой регулируется уровень воды. Размеры камеры таковы, что она способна вместить одно или несколько судов. Примечательно, что размер камеры шлюза не может изменяться. Заслоны или ворота представляют собой своеобразные металлические щиты, которые пропускают суда и играют важную роль в процессе герметизации камеры при перемещении водоплавающих средств.

Важнейшую роль в конструкции судоходного шлюза играет водопроводная система. Она применяется для заполнения внутренней камеры водой, а также для ее откачки. Чаще всего основой для подобной системы служит плоский щитовой затвор. В конструкции современных судоходных шлюзов зачастую используются мощные насосы, способные при необходимости достаточно быстро откачать воду или же наполнить камеру.

Как работает судоходный шлюз?

Схема работы судоходного шлюза

Когда к шлюзу подходит какое-либо судно, происходит открытие входных ворот. Судно заплывает в камеру и причаливает к специальной тумбе. После этого закрываются ворота и в дело вступает водопроводная система, с помощью которой откачивается или накачивается вода. Соответственно уровень воды в камере поднимается или опускается, изменяя тем самым положение судна. Когда требуемый уровень воды набирается, происходит открытие вторых ворот и судно покидает камеру.

Обычно весь процесс работы шлюза укладывается в 10-20 минут. Шлюз используется поочередно для пропускания судов в оба направления движения. Такой подход избавляет от необходимости проделывания лишней работы, связанной с наполнением или опустошением камеры.

stvolinsky

Несколько дней назад я вернулся из путешествия по маршруту Москва-Калязин и обратно. Мы прошли Канал имени Москвы через шлюзы. Отчёт появится здесь через несколько часов, а пока - техническая информация о прохождении канала, которой не хочется перегружать рассказ о путешествии.

Всем известен мем сталинских времён, что Москва - порт пяти морей, но не все могут ответить на вопрос, что это значит. Смысл этого лозунга в том, что, сев на лодочку у стен Кремля, можно по воде попасть в Балтийское, Белое, Азовское, Чёрное или Каспийское море, а следовательно, и вообще уплыть к чортовой матери из этой страны. Крупные реки и озёра соединены сетью каналов, которые были построены благодаря бесплатному труду многомиллионной армии заключённых ГУЛАГа. Вряд ли такой инфраструктурный проект когда-либо состоялся бы без рабской рабочей силы.
Небольшой частью канальной системы является канал имени Москвы, соединяющий Москву-реку с Волгой. Длина только этого участка почти такая же, как у Суэцкого канала. Число погибших заключённых при строительстве только канала имени Москвы некоторыми историками оценивается в миллион человек.
На канале действуют 11 шлюзов. Если стартовать с Севера Москвы, то до Волги нужно пройти шесть. Первым на пути окажется шлюз номер шесть в Икше, дальше почти подряд ещё три шлюза до Яхромы. Эти шлюзы работают в связке - после того как вы зашли в икшинский шлюз, следующие шлюзы уже будут готовы принять вас по цепочке, если вы не застрянете где-нибудь по причине технических неисправностей. Между третьим и вторым шлюзом отрезок пути более 40 км. Здесь скоростные лодки могут оторваться и попробовать пройти следующий шлюз раньше. После второго шлюза участок канала около 10 километров пересекают две паромные переправы, после чего канал выходит в Волгу - в Иваньковское водохранилище. Если на выходе из канала повернуть направо - то сразу за поворотом будет шлюз номер один, через который можно попасть на следующий участок Волги - в Угличское водохранилище.
Что нужно знать, иметь и уметь для прохождения шлюзов.
Первое - маломерный флот шлюзуется от восхода до заката. Причём, до заката нужно не подойти к шлюзу, а быть готовым из него выйти. Исходя из этого, нужно расчитывать график движения по каналу. Прохождение четырёх шлюзов - с шестого по третий - занимает около четырёх часов. Прохождение второго - около часа. Всё это - без учёта возможного ожидания у входа в шлюз, поскольку маломерные суда отдельно шлюзуют очень неохотно. Как правило, маломерки ждут прохождения большого корабля и шлюзуются за компанию.
Второе - для шлюзования на канале имени Москвы необходимо заключить с каналом имени Москвы договор и получить регистрационный номер. Это бесплатно. Можно сделать это по сети, но я предпочёл съездить лично на улицу Водников. Более подробная информация есть на сайте канала.
Третье - для шлюзования нужна рация речного диапазона. Я использовал Navcom CPC-303A и не пожалел ни разу. Общение с диспетчерами шлюзов происходит на третьем канале, вызов судов - на пятом. При подходе к шлюзу происходит примерно такой радиообмен:

- Шестой шлюз яхте Бискай.
- Кто вызывает Шестой?
- Яхта Бискай, регистрационный номер ХХХХ, на борту всё проверено, исправно, экипаж в спасательных жилетах, следую к вам со стороны Икшинского водохранилища, хотим шлюзоваться в сторону пятого.
- Бискай, сейчас в камере шлюзуется вам навстречу Волго-Дон-5053, на подходе с вашей стороны Речной-37. Шлюзоваться будете с ним, ожидайте.
(Наблюдаем, как к шлюзу подходит буксир с баржей. Из шлюза выходит большой сухогруз. Стоим недалеко от шлюза, но так, чтобы не мешать большим пароходам. Когда Волго-Дон вышел, шлюз вызывает.)
- Речной-37, можете заходить в камеру, швартуетесь правым бортом, пятый-седьмой рым.
- Речной принял.
- Бискай, можете заходить после Речного-37, швартуетесь левым бортом на второй рым.
- Бискай принял.

Получив информацию о том, каким бортом нужно швартоваться, вешаем на этот борт побольше кранцев и швартовый конец. Как вешать швартов - существуют различные мнения. Я цеплял петлю за носовую утку, проводил свободный конец снаружи вант и пропускал через кормовую утку, завязав на конце восьмёрку - чтобы верёвка не вылетела из-под утки. При подходе к рыму матрос багориком накидывет получившуюся петлю на рым, а я подтягиваю лодку за свободный конец и фиксирую его на кормовой утке. Дальше матрос садится на крышу рубки и одерживает лодку, чтобы не болтало и не било о стенки.

После того, как вошли в камеру и привязались указанным бортом к указанному рыму, сообщаем диспетчеру:
- Бискай в шестом шлюзе на второй рым ошвартован.
- Понятно, Бискай. Начинаю опускать камеру, за швартовами следите. Выход из камеры будет в порядке захода.

Когда ворота откроются, над ними загорится зелёный свет - можно выходить, напоследок сказав спасибо за шлюзование, если это не помешает радиообмену с другими судами.

После прохождения второго шлюза нужно преодолеть две паромные переправы. Паром там ездит через канал по тросу, поднятому над водой. При прохождении судов паром причаливает к берегу, трос опускается на дно. Естественно, паромщики заинтересованы в том, чтобы паром ездил и трос опускался пореже. Но при прохождении больших кораблей трос опускают сразу, без вариантов. Поэтому, на выходе из второго шлюза целесообразно сесть на хвост большому кораблю, переключить рацию на пятый канал и сказать:

- Третья паромная яхте Бискай.
- Третья паромная слушает.
- Выхожу из второго шлюза с Речным-37, следую в вашу сторону, пропустите меня вместе с ним, пожалуйста.

Третья паромная переправа находится примерно в километре от второго шлюза. Вторая паромная переправа деградировала до маленькой лодочки, которая возит пассажиров, вызывать её не нужно. Первая паромная находится уже практически в городе Дубна.

Вот, собственно и всё, что нужно знать для прохождения северного участка Канала имени Москвы.

Тема: Шлюзование

Шлюзование

В нашей стране в качестве судопропускных сооружений исполь­зуют шлюзы. Единственный судоподъемник был введен в эксплуата­цию в 1976 г. (в створе Красноярского гидроузла).
За последние тридцать лет в СССР сооружено более семиде­сяти крупногабаритных судоходных шлюзов в створах комплекс­ных и транспортных гидроузлов.а также на трассах межбассей­новых судоходных или комплексного назначения каналах. На рис. 1 приведена схема судоходного шлюза. Шлюзы бывают однокамерными и многока­мерными, в одну нитку и параллельные. Однокамерные шлюзы успешно работают при напоре до 23 м на нескальных грунтах и до 42 м — на скальных.


Параллельные, или парные, шлюзы строят на водных путях с интенсивным судоходством. Большинство из них двухниточные, возможно строительство и большего количества ниток. Многокамерные шлюзы возводят при значительных напорах или в связи со спецификой грузопотоков. Эксплуатация многокамерных шлюзов сложнее эксплуатации однокамерных, так как растет число операций при шлюзовании и снижается пропускная способность системы. Наибольшее распространение на реках и судоходных каналах СССР получили однокамерные шлюзы.

Однокамерный шлюз состоит из камеры, верхней и нижней го­лов (рис. 2). В камере шлюза, расположенной между головами, при изменении уровней воды находятся шлюзующиеся суда, со­ставы и плоты. При этом они преодолевают сразу весь перепад (Н) от уровня верхнего бьефа до уровня нижнего бьефа. Каме­ра шлюза ограничивается с боков стенами, на которых размещают причальные устройства в виде стационарных тумб и плавучих ры­мов для швартовки судов. На всю длину верхней части стен уст­раивают массивные железобетонные парапеты, которые могут вос­принимать ударную нагрузку от шлюзуемых судов и составов. В головах шлюза находятся ворота различной конструкции.


Самая высокая часть днища шлюза называется королем или порогом. Вертикальная грань порога образует стенку па­дения. Емкость, в которую непосредственно поступает вода из верхнего бьефа в процессе наполнения шлюза, называется каме­рой гашения энергии. Глубина на верхнем короле шлюза со стенкой падения и дна подходного канала задается исходя из осадки судов, принимаемых на расчетную перспективу с учетом запаса воды под днищем судна от наинизшего динамического уровня воды верхнего бьефа, а также с учетом предвесенней сра-ботки уровня водохранилища.

Нижняя голова отличается от верхней низким расположением короля. Судоходная глубина на нем обеспечивается при наиниз­шем динамическом уровне воды в нижнем бьефе с учетом возмож­ного понижения его вследствие естественного размыва дна потоком, идущим из водохранилища, и производства землечерпатель­ных работ. В стенах головы проходят водопроводные галереи с затворами для опорожнения камеры. Судоходные отверстия обыч­но закрываются двустворчатыми воротами, поддерживающими уро­вень верхнего бьефа в камере. Обе створки ворот при уровне ниж­него бьефа, вращаясь на вертикальных осях, заходят в ниши, на­зываемые шкафами, и освобождают отверстия для движения судов. Шлюз оборудован механизмами для открытия и закрытия во­рот и затворов галерей, причальными устройствами для швартов­ки судов и плотов, направляющими палами, сигнализацией и дру­гими устройствами для управления процессом шлюзования.

Типы ворот и затворов. Ворота — одно из важных конструк­тивных элементов шлюза, от состояния и работы которых зави­сит выполнение операций по пропуску судов и плотов. Они долж­ны быть надежны в работе и удобны в эксплуатации. В зависимости от назначения и условий работы ворота подраз­деляются на основные, ремонтные и аварийные. Основ­ные ворота предназначаются для непосредственного выполнения операций по пропуску судов и плотов через шлюз; ремонтные — для закрытия судоходного отверстия при ремонтных рабо­тах в подводных частях сооружения; аварийные — для перекры­тия потока воды в отверстии в случаях повреждения основных во­рот.
В шлюзах в качестве основных применяют различные типы во­рот (рис. 3) — двустворчатые, плоские и сегментные, опускные, подъемные, клапанные, откатные, полноповоротные сегментные и др. Конструкция ворот зависит от характера их использования, на­пора на них и соотношения между полезной шириной камеры b п и высотой ворот h в .

Двустворчатые ворота получили наибольшее распро­странение. Их применяют на нижних и промежуточных головах, а также на верхних головах с галерейным наполнением, при

Высота ворот в зависимости от напора может доходить до 35 м. В открытом положении створки ворот располагаются в нишах устоя головы шлюза.

Плоские подъемно-опускные ворота широко применяют на верхних головах, стенка падения которых превышает высоту ворот. Опускные ворота можно использовать и для наполнения камеры: сначала они поднимаются над порогом для пропуска воды в камеру, а после наполнения камеры опуска­ются в нишу.
Сегментные ворота, как и опускные, приме­няют на верхних головах шлюзов со стенкой падения и использу­ют для наполнения камеры. Ворота такого типа могут перекры­вать отверстия шириной до 30 м и иметь высоту до 8 м. Они хо­рошо себя зарекомендовали на шлюзах канала имени Москвы. Их недостаток—необходимость удлинения головы шлюза для их размещения, увеличение объема бетона и стоимости.
Клапанные ворота применяют на верхних го­ловах шлюзов со стенкой падения при галерейном наполнении ка­меры, при ширине отверстия до 30 м и высоте до 8 м. Ворота такого типа применены на Угличском и Рыбинском шлюзах. Этими воротами трудно маневрировать при отрицательных тем­пературах, при наличии шуги и льда. Поэтому при строительстве новых шлюзов сегментные и клапанные ворота, по существу, не применяются.
Откатные ворота используются в широких шлюзах при сравнительно небольших напорах и при соотношении b п к h в ³ 3: 4. В открытом положении ворота размещаются в боковой нише од­ного из устоев головы. Применены на Пермском шлюзе.
Полноповоротные сегментные ворота устанавливают на верхних и нижних головах шлюзов с напором до 3 м. Наполнение и опорожнение камеры произво­дятся из-под ворот. Применены они на шлюзах Москворецкой системы.
Для открывания и закрывания наиболее распространенных на шлюзах двустворчатых ворот служат механизмы с различными си­стемами приводов: жесткими в виде рейки или штанги, гибкими — тросовыми и гидравлическими. На механизмах с жестким приво­дом применяют две различные кинематические схемы — колес­ную и штанговую.


Затворы водопроводных галерей. Водопроводные затворы шлю­зов предназначены для перекрытия системы питания при наполне­нии-опорожнении камер после окончания всего процесса выравни­вания уровней воды. В работе этих затворов особенно важное значение имеет ре­жим их открытия, так как от последнего зависят условия стоян­ки судов в камере шлюза и подходных каналах. Работа затворов происходит под напором, достигающим иногда значительных ве­личин (до 42 м). Они должны быть рассчитаны таким образом, чтобы беспрепятственно закрывать галерею при любом возмож­ном напоре (в аварийных случаях). Применяют затворы плоские, подъемные, вертикальные, ци­линдрические и сегментные, а на верхних головах со стенкой па­дения — также ворота-затворы. Основные эксплуатационные требования к водопроводным за­творам сводятся к следующему: благоприятные гидравлические характеристики наполнения и опорожнения камер и относительная легкость маневрирования при открытии, водонепроницаемость в закрытом состоянии, удобство осмотра и ремонта и главное — надежность в работе.

Системы питания шлюзов. Системой питания или водопровод­ной системой шлюзов называется совокупность устройств, кото­рые служат для наполнения и опорожнения камер. По способу подачи и выпуска воды из камеры системы разделя­ются на сосредоточенные и распределительные (рис. 4). При сосредоточенной системе вода подается в камеру или вы­пускается из нее в одном месте по длине камеры, чаще у верхней и нижней головы, в последнем случае системы питания называ­ются головными. Распределительная система питания бывает про­стой, при которой вода поступает в камеру через выпуск из основ­ных продольных водопроводных галерей, расположенных в дни­ще или в стенках камеры, и сложной, при которой вода подается в галереи через промежуточные камеры гашения или из основных галерей в систему вспомогательных поперечных галерей и через выпуски в них — в камеры (из камеры вода выпускается в обрат­ном порядке).

Забор воды из верхнего бьефа для наполнения камеры и сброс ее в нижний бьеф для опорожнения могут производиться по двум системам питания: с забором воды непосредственно из подходных каналов и сбросом ее в подходные каналы, а также с забо­ром воды из верхнего бьефа и сбросом ее в нижний бьеф при помо­щи трубопроводов с водоприемниками и водоспусками, располо­женными вне подходных каналов (рис. 5).Применяется также смешанная система питания. Основное конструктивное различие между системами питания состоит в том, что при распределительных системах продольные га­лереи размещаются в стенах или днищах камер, а при головных — галереи в камерах отсутствуют. Это позволяет облегчить и упро­стить конструкцию бетонных и железобетонных голов камеры.

Условия и границы применения головных и распределительных систем питания камер, а также забора и выпуска воды при напол­нении и опорожнении камер через подходные к шлюзам каналы или в обход их обычно определяются следующими основными требова­ниями:
- продолжительностью наполнения и опорожнения камер, отве­чающей заданной пропускной способности шлюза;
- условиями отстоя и вертикальными скоростями перемещения судов, находящихся в камере шлюза;
- условиями отстоя ожидающих судов и составов в подходных каналах и продольными скоростями течения воды в них;
- строительными затратами;
- лучшей сохранностью элементов шлюза и доступностью их осмотра и ремонта.

Водные ворота Москвы: путешествие по шлюзам

Мы знаем Москва-реку как настоящую, довольно полноводную реку. Если встать, например, на Крымском мосту, не успеешь соскучиться, как под тобой проплывут несколько туристических теплоходов и огромная баржа с песком. Меньше чем сто лет назад главная река города выглядела совсем иначе.

Ни туды и ни сюды

Жителям в 1930-е годы приходилось ограничивать себя в воде: работало множество предприятий, потребляющих воду, всяческих бань, опять же лошадей надо напоить. Так что в день на каждого из 3,2 млн москвичей оставалось всего 80 литров воды (житель Лондона тогда потреблял 450 литров воды в сутки, Нью-Йорка - 500). О судоходстве по мелкой речке и речи не могло быть - рядом с Кремлем ее можно было перейти вброд. В итоге пришло решение брать для столицы воду из Волги. В 1933 году началось строительство канала Москва-Волга, в 1937 он был открыт и активно используется до сих пор (в 1947 году к 800-летию города был переименован в Канал имени Москвы).

1937tush.jpg

Шлюз №8 и мост Рижской железной дороги в Тушино. Фото: wikipedia/commons

Канал от Волги до Москва-реки собирался построить еще Петр I, но ему не хватило для этого человеческих ресурсов и техники. С задачей справились в 1930-е годы с помощью современного оборудования и огромного количества рабочих-заключенных в основном с инструментами петровской эпохи: заступом, лопатой и тачкой. В сентябре 1932 года для строительства канала появился «Дмитлаг». За пять лет через него прошли более полумиллиона человек, умерли и были расстреляны несколько десятков тысяч - точные цифры неизвестны никому






Канал им. Москвы


Схема канала им. Москвы


Из Волги в Москва-реку

dub272616.jpg

Шлюз №1 в Дубне. Фото: wikipedia/commons

От Волги воду поднимают на высоту 15-этажного дома самыми большими в мире насосами по северному склону Клинско-Дмитровской возвышенности, потом она самотеком добирается до столицы через ряд шлюзов, водохранилищ и других гидротехнических сооружений.

Все основные действующие сейчас механизмы шлюзов честно служат с момента установки в 1930-е годы. Несколько лет назад на шлюзе в Дубне стесались зубья на огромной шестеренке, которая приводит в действие створки ворот. Непонятно было, где изготовить такую же. Тогда решили не менять шестеренку, а только ее отремонтировать - вырезали часть и вварили новый кусок.

78shl.jpg

Шлюзы №7 и №8 в Тушино. Фото:wikipedia/commons

Через шлюзы суда попадают в реку Москва. Они нужны, чтобы корабль мог перейти из одного водного бассейна в соседний с другим уровнем воды. Всего на канале 11 шлюзов: первый на заборе воды из Волги в Дубне, пять - на северном склоне канала, два на южном, четыре в черте города: №7 и №8 в Тушино на Канале имени Москвы, на Москва-реке №9 в Мневниках, и №10 в Коломенском. Одиннадцатый шлюз в Коломенском для маломерных судов сейчас используется как сухой док для ремонта. Еще один московский шлюз находится на Шлюзовой набережной Яузы, но его ворота редко открывается, потому что выше по течению река не судоходна.

trudkom.jpg

«Трудкоммуна» в Дзержинском. Фото предоставлено ФГБУ Канал имени Москвы

Ниже по течению на Москве-реке за МКАД построено еще несколько современных гидроузлов, которые относятся уже к Москворецкой системе, первый, самый близкий к столице – «Трудкоммуна» в Дзержинском.

Шлюзы в период навигации (с апреля по ноябрь) работают круглосуточно, летом, в разгар сезона, они пропускают несколько десятков судов в сутки.

Москвичка Ульяна вспоминает, как однажды купалась в Химкинском водохранилище: «Плывешь-плывешь себе, бац - вода ушла, и тебя унесло». Так произошло, потому что к шлюзу №8 подошли несколько кораблей, которым надо было попасть ниже по течению: заработал шлюз.

Как это работает

3727261122.jpg

Шлюзы №7. Фото:wikipedia/commons

Камеру шлюза запирают огромные ворота. Корабли подходят к ним с обеих сторон и ждут своей очереди. Сначала в камеру пропускают суда с той стороны, которая ниже по течению: сюда помещается, например, большой сухогруз, два пассажирских теплохода и яхта. Все они швартуются, створки закрываются, и камера через водоводы в стенках сооружения (внутри опускаются массивные заслонки) наполняется водой. После этого открываются верхние ворота, суда выходят, на их место становятся те, которые плывут вниз. И процедура повторяется в обратном порядке: вода из камеры сливается до уровня нижнего водоема, корабли выходят. Механизмы приводятся в действие электричеством. Чтобы пройти все московские шлюзы, кораблю потребуется около восьми часов, на каждый - около часа: примерно полчаса на ожидание своей очереди, еще столько же на сам шлюз.

Сколько стоит

Шлюзование любых судов бесплатно, однако судовладельцы оплачивают навигационный сбор за пользование инфраструктурой Канала им. Москвы. Плату не взимают с маломерных судов (длиной не больше 20 метров, максимум с дюжиной пассажиров). Величина сбора зависит от объема корабля и пройденного расстояния (руб./1000 куб. м за 1 км пути). Например, навигационный сбор для пассажирского четырехпалубного теплохода на маршруте Москва-Ярославль составит 6182 рублей за 414 км, а за баржу грузоподъемностью 1000 тонн с буксиром от Федякинского переката на Оке рядом с Рязанью до поселка Беседы у МКАДа - 743 рубля (по шоссе - 170 км). В то же время, например, за 100-километровый участок платной трассы Москва-Петербург с каждой фуры, которая перевозит 20 тонн груза, берут 440 рублей ночью и 770 рублей днем.

Где посмотреть

9230822675_3e35a412f4_k.jpg

Гидроузел «Софьино». Фото: Artem Svetlov/flickr

Все шлюзы относятся к режимным объектам, просто так на их территорию не попадешь, они окружены заборами с колючей проволокой, периметр контролируют видеокамеры.

Увидеть, как работает шлюз, можно с воды: во время навигации проводятся специальные экскурсии на теплоходах с шлюзованием и подробным рассказом. Речная прогулка с проходом шлюзов занимает от двух до четырех часов, стоит 600-1000 рублей.

Весь процесс шлюзования прекрасно видно и с берега. Пройти к шлюзу №7 легко от метро «Тушинская»: рядом с пересечением улицы Долгова и Большой Набережной улицы прямо над нижними воротами шлюза перекинут пешеходный мостик. Следующий, восьмой шлюз находится у станции метро «Спартак»: нужно обойти стадион, и за парком будет шлюзовая насыпь. Между этими шлюзами под каналом проложен тоннель Волоколамского шоссе. Здесь пересекаются маршруты максимального количества видов транспорта: по каналу проходят корабли, под ними проезжают машины и трамваи, над водой по мосту проносятся поезда.

К девятому шлюзу можно добраться от станций метро «Октябрьское поле» или «Крылатское»: наблюдать работу гидроузла лучше всего с Карамышевского автомобильного моста.

Попасть к шлюзу №10 на Коломенской набережной просто от станции метро «Коломенская» - пешком мимо парка.

Шлюз «Трудкоммуна» отличается от остальных московских шлюзов, выглядит современно и даже футуристично - его построили в 1980-е годы. Находится он за Николо-Угрешским монастырем в городе Дзержинский.

Собрать информацию о гидросооружениях столицы корреспонденту МП помог Тарас Чубчик, историк водного транспорта Москвы, который шесть лет ведет речные экскурсии по шлюзам. Он считает, что если исчезнет канал, соединяющий Волгу со столицей, 10 млн москвичей срочно придется куда-то переселять - для них просто не хватит московской воды. Ну и о кораблях на реке, конечно, придется забыть.

Читайте также: