Как установить рхх на ваз

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Замена датчика холостого хода на ВАЗ 2114

Датчика холостого хода на ВАЗ 2114

Назначение и признаки неисправности РХХ на ВАЗ 2114

В специальной литературе имеется несколько названий этого прибора. На двигателях оснащенных карбюраторами он называется электромагнитным клапаном. На инжекторных ДВС его называют регулятором или датчиком холостого хода. Также он имеет название клапан холостого хода.

На ВАЗ 2114 применяется РХХ с шаговым электродвигателем. Фактически он является приводом конусной иглы, которая, перемещаясь, регулирует подачу воздуха через дроссельный патрубок. Расположен регулятор на дроссельном узле и крепится к нему двумя винтами.

РХХ связан с ЭБУ и контроллер обеспечивает работоспособность ДВС в непрогретом состоянии, обеспечивая дополнительную подачу воздуха для обеднения смеси при закрытой дроссельной заслонке.

О проблемах в работе этого прибора может сообщить бортовой компьютер, установленный на машине. На дисплее БК в этом случае высвечиваются ошибки:

  • 0505 — ошибка регулятора холостого хода;
  • 0506 — низкие обороты холостого хода;
  • 0507 — высокие обороты холостого хода.

Однако наиболее выразительными могут оказаться внешние признаки неисправности прибора:

  • на малом газу обороты двигателя гуляют с большой амплитудой или движок самопроизвольно глохнет;
  • во время движения, при установке рукоятки переключателя скоростей в нейтральное положение, двигатель выключается;
  • сразу после запуска на холодном двигателе невозможно увеличить обороты;
  • на неразогретом ДВС при включении дополнительного оборудования обороты заметно падают.

Обнаружив какой-нибудь из признаков неисправности датчика, до того как поменять датчик холостого хода на ВАЗ 2114, можно проверить его работоспособность достаточно простыми способами.

  1. Самый простой — открутить два винта и снять РХХ, вытащив его из гнезда. Подключить разъем к клеммам датчика и легким прикосновением приложить палец к игле, ни в коем случае не нажимая на нее. При включении зажигания должны чувствоваться легкие толки кончиком иглы. Если они проявляются, значит РХХ исправен, если никаких толчков нет — значит прибор неисправен и требуется замена датчика холостого хода на ВАЗ 2114.
  2. Регулятор — это по сути электродвигатель и проверить в рабочем он состоянии или нет можно замерив сопротивление на его обмотках. Оно должно быть 53 ом. Если сопротивление не соответствует, тогда нужна на ВАЗ 2114 замена регулятора холостого хода.

Одной из причин неработоспособности РХХ может быть отсутствие сигнала от ЭБУ. В этом случае требуется проверить разъем и проводку.

Порядок замены РХХ на двигателе ВАЗ 2114

Перед тем как заменить регулятор холостого хода ВАЗ 2114 надо подготовить датчик, необходимый инструмент и материалы:

  • в качестве прибора на замену можно купить РХХ с маркировкой 2112-1148300-04 «КЗТА» или «омега» 2112-114830. При выборе надо обязательно проверить выход штока иглы на расстояние не больше 23 мм;
  • для работы нужна крестовая средняя отвертка, а также ключ на «13»;
  • обязательно приготовить ветошь, WD-40 и карбюраторный очиститель.

Перед заменой прибора требуется:

  • Установить автомобиль на ровной площадке и поставить его на ручной тормоз.
  • Поднять крышку капота и зафиксировать ее в открытом положении.
  • Отключить аккумулятор, при замене РХХ это не дежурное, а обязательное условие.
  • Снять крышку, которая является защитным кожухом двигателя.
  • Ослабив хомут, отсоединить резиновую трубку от патрубка воздушного фильтра, иначе она будет мешать при отсоединении самого патрубка.
  • Открутить хомут крепящий патрубок ВФ, отсоединить и отодвинуть гофру патрубка в сторону.
  • Ослабить крепежный винт и вытащить тросик идущий от педали газа к дроссельной заслонке.
  • С помощью ветоши вычистить поверхность дроссельного узла и вокруг него.
  • Смазать гайки крепления ДУ и винты крепления РХХ с помощьюWD-40, для того чтобы они лучше откручивались.
  • Открутить две гайки на «13» и снять дроссельный узел целиком.
  • Отключить разъем РХХ, сняв его с клемм датчика.
  • Если в местах крепления и прилегания РХХ к корпусу ДУ имеется грязь, то ее необходимо удалить, тщательно все протерев приготовленной ветошью.
  • С помощью крестовой отвертки открутить два винта, которыми крепится РХХ к ДУ.
  • Извлечь клапан из гнезда крепления.
  • Дроссельный узел желательно промыть карбюраторным очистителем.
  • Приготовленный для замены регулятор установить на дроссельный узел в том же положении, в котором стоял только что снятый прибор.

Резиновую прокладку, которая должна продаваться вместе с датчиком, предварительно смазать моторным маслом.

  • Закрутить два винта и убедиться в плотном прилегании РХХ к корпусу ДУ.
  • Установить дроссельный узел на место и убедиться в плотном закручивании крепежных гаек.
  • Подсоединить разъем к клеммам клапана.
  • Закрепить тросик к дроссельной заслонке и подсоединить патрубок ВФ и резиновую трубку, затянув хомуты.
  • Установить защитный кожух на двигатель.
  • После установки РХХ должен быть откалиброван. Для этого подсоединить клеммы аккумулятора и включить зажигание на десять секунд. Калибровку ЭБУ проделает самостоятельно. После этого РХХ готов к работе.

Замена РХХ на ВАЗ 2114 успешно выполнена

Бывают ситуации, когда по тем или иным причинам купить новый регулятор не представляется возможным. Тогда возникает необходимость отремонтировать старый прибор.

Замена РХХ на ВАЗ 2114

Замена РХХ на ВАЗ 2114

Первым делом надо попробовать отмыть «неисправный» датчик. Для этого его нужно снять, обмакнуть ватную палочку в карбюраторный очиститель и промыть контакты. После этого обильно смазать очистителем иглу, шток и пружину. Взять зубную щетку и хорошенько вычистить смазанные поверхности. Еще раз промыв РХХ, установить его на место. Бывает, что этого оказывается достаточно для того, чтобы обороты прекращали «плавать».

Более сложный способ ремонта прибора заключается в следующем:

  • взять датчик и прочистить его внешнюю часть от грязи;
  • вынуть три шпильки, которые фиксируют корпус регулятора;
  • самым аккуратным образом снимается корпус, чтобы не повредить контакты;
  • если после снятия корпуса обнаружен обрыв припоя, то необходимо припаять провод на место крепления и покрыть это место специальным лаком, это делается во избежание коррозии;
  • если в корпусе РХХ обнаружены зазоры, надо с помощью герметика их устранить, чтобы избежать подсасывания воздуха через клапан.

В случае, если обнаружены износ иглы или проблемы с обмотками, то необходима замена этого датчика на новый РХХ.

Датчик холостого хода ВАЗ 2110 (РХХ): ремонт и замена

Регулятор холостого хода

Регулятор холостого хода

Датчик холостого хода ВАЗ 2110 (сокращенно ДХХ) является исполнительным приспособлением, а попросту клапаном состоящим из электродвигателя, пружины, штока на котором установлена запорная игла (можно посмотреть на фото). Именно посредством которой дозируется объем воздуха. То есть, когда дроссель ВАЗ 2110, 2112 полностью закрыт, а контроллер определяет, что нужно повысить обороты холостого хода, то РХХ формирует команду на изменение положения иглы. Она перемещается, приоткрывая частично или полностью впускное отверстие, через которое воздух идет в обход дросселя, а затем смешивается с топливом. В результате двигатель не глохнет.

Признаки неисправности РХХ

Как снять РХХ

Если обнаружены признаки неисправности свойственные РХХ, то его нужно будет снять (сначала для проверки). На ВАЗ 2110 данный датчик, имеющий небольшие размеры (легко помещается на ладони) расположен в посадочном месте на корпусе дроссельного узла (можно посмотреть на фото).

Демонтаж регулятора холостого хода

Демонтаж регулятора холостого хода

Выполняется демонтаж в следующей последовательности:

  1. ВАЗ 2110 ставится на ручной тормоз;
  2. Отсоединяется минусовая клемма АКБ;
  3. Отсоединяется жгут проводов подведенных к РХХ;
  4. Обязательно зачищается место соединения датчика с корпусом дросселя, чтобы предотвратить попадание грязи, ржавчины в отверстие;
  5. Выкрутить винты крепления удерживающие датчик холостого хода ВАЗ 2110.

Как проверить датчик?

При наличии тестера проверку выполнить несложно:

Схема РХХ

Когда в результате указанных проверок датчика обнаружено несоответствие показаний, то его следует заменить. Также нерабочее состояние данных датчиков двигателя ВАЗ 2110, 2112, в открученном положении, можно проверить, присоединив к ним колодку, затем необходимо включить зажигание.

Спасибо за подписку!

Чистка РХХ

Любой нерабочий датчик холостого хода ВАЗ 2110 рекомендуется помыть, почистить, чтобы точно убедиться в его неисправности. Процесс очень простой, много времени не отнимет. Для выполнения работы необходим: очиститель карбюратора, WD-40. Выполняются следующие действия:

Когда РХХ ВАЗ десятого семейства не заработал в штатном режиме, то износились направляющие иглы, оборвался провод внутри корпуса. В данных случаях регулятор холостого хода подлежит обязательной замене.

На ВАЗ 2110 датчик холостого хода монтируется в порядке обратном демонтажу.

Плавают обороты холостого хода на ВАЗ 2110, диагностика и замена РХХ

Многие недооценивают значение датчики, или же регулятора холостого хода. Но на самом деле именно от правильной работы РХХ зависит стабильность оборотов. Также он позволяет машине не заглохнуть, когда рычаг коробки переключения передач оказывается в промежуточном положении.

В данном материале мы поговорим о значении, устройстве, признаках неисправности данного устройства. А также расскажем, как своими руками можно достаточно легко выполнить замену РХХ.

Внешний вид устройства
Внешний вид устройства

Роль устройства

На инжекторных двигателях, которые устанавливаются на ВАЗ 2110, регулятор ХХ служит для контроля за стабильной работой силового агрегата. Вряд ли вас приятно удивит ситуация, при которой начнут плавать обороты на холостом ходу, то и дело автомобиль будет глохнуть.

Принято считать, что при наличии инжектора, прогревать двигатель нет необходимости. Мнение ошибочное. Не перенапрягайте двигатель, а сперва дайте ему некоторое время поработать без повышенных оборотов. Это положительно скажется на надежности и сроке службы мотора.

Расположение

Внешне РХХ выглядит достаточно просто. Он представляет собой с виду небольшой электродвигатель. В его конструкцию включены три детали:

  • Шаговый электродвигатель;
  • Пружина;
  • Шток с иглой на конце.

А располагается искомый регулятор возле механизма, который отвечает за изменение положения дроссельной заслонки. Сложной системы крепления не предусмотрено. Для демонтажа нужно просто демонтировать крепежные болты.

Как он работает

Функция РХХ заключается в регулировании количества подаваемого топлива. Он может сообщить о необходимости увеличить или уменьшить количество. Важный нюанс заключается в том, что выполняет датчик свои функции непосредственно при включении холостых оборотов.

Само действие увеличения или уменьшения происходит за счет выдвигания или втягивания иглы на конце штока. Игла отвечает за перекрытие ил открытие в необходимой степени специального канала.

Учимся отличать подделку от оригинала

Сегодня многие жалуются на обильное количество контрафактной продукции на рынке автозапчастей.

Если говорить конкретно про регулятор ХХ для ВАЗ 2110, то есть несколько ключевых признаков, по которым подделку можно отличить от оригинала. Ориентируйтесь на эти данные, чтобы не установить случайно на свой автомобиль устройство сомнительного качества и происхождения.

Подделка и оригинал
Подделка и оригинал

  1. На подделках черный корпус, выполненный из металла, короче на 1 миллиметр по сравнению с настоящей деталью.
  2. На трех белых заклепках на корпусе в случае с подделкой отсутствуют шляпки. В оригинале они должны присутствовать. А диаметр шляпок составляет 3 миллиметра.
  3. На подделках пружина выполнена в белом цвете и обладает более частой навивкой. В оригинале навивка реже, а сама пружина черная.
  4. Обратите внимание на резиновое кольцо регулятора. На подделках оно черное и тонкое, а в случае с настоящей деталью заметен красноватый оттенок. Плюс толщина больше.
  5. Присмотритесь к наконечнику. В подделках он более темный по сравнению с оригинальной запчастью.
  6. На упаковке контрафакта отсутствуют отметки, внешне коробки заметно отличаются.
  7. На оригинальном желтом стикере, расположенном на корпусе, должна присутствовать внешняя рамка. Изготовители подделок про нее, видимо, забыли.

Разница в коробках
Разница в коробках

Признаки поломки

По определенным признакам можно определить, что РХХ вышел из строя и нуждается в ремонте, либо полноценной замене на новое устройство.

К таковым признакам относят:

Проверка функциональности

Если двигатель глохнет, обороты плавают, оказываются повышенными, нужно обязательно проверить, работает ли РХХ.

Для проверки потребуется для начала демонтировать крепления дроссельного узла, а потом аккуратно сместить его буквально на 10 миллиметров.

Вам понадобится вольтметр, с помощью которого можно проверить, идет ли на датчик напряжение и какие его показатели. Заранее подключите минусовую клемму от аккумуляторной батареи на массу, а вольтметр подключите к выводам, обозначенным буквами A и D. Далее сверяемся с таблицей.

Показания

Что означают

На вольтметре менее 12В

Это говорит о том, что вероятнее всего аккумулятор разрядился

На измерителе нет никаких данных

Проблему следует искать в цепи проводки или же в электронном блоке управления двигателя

Вольтметр показывает 12В и более

Проверка тестером

Дополнительно сделайте попарную проверку. При этом сопротивление должно оказаться бесконечно большим. Если датчик ХХ показывает другие цифры, тогда регулятор нуждается в обязательной и немедленной замене.

Есть другой способ проверки работоспособности устройства. Для этого нужно достать датчик и подсоединить колодку. Пальцем нажимайте на иглу и наблюдайте за ее выдвижение. При выключении зажигания должен произойти толчок иглы.

В случае отсутствия толчка можно еще попробовать решить проблему методом простой чистки устройства. Воспользуйтесь универсальным и всемогущим средством под названием WD40. Смочите им тщательно весь механизм и, вооружившись ватными палочками, очистите все, до чего сможете добраться. Особое внимание при очищении уделяйте игле со штоком.

Если эти меры не помогли, не остается ничего другого кроме как заменить РХХ.

Замена

Чтобы выполнить замен регулятора ХХ, профессионалом быть не обязательно. Сделав работу самостоятельно, вы получите полезный опыт, а также сможете сэкономить приличную сумму денег.

Вся процедура должна выполняться в строгой последовательности, что позволит сделать все грамотно и качественно. Может даже лучше, нежели на станции технического обслуживания.

Снятие устройства
Снятие устройства

Демонтированный РХХ

Описание регулятора холостого хода автомобилей ВАЗ


В инжекторной системе двигателей устанавливается огромное количество различных датчиков отвечающих за конкретную функцию ДВС. Большое наличии датчиков позволило улучшить работу двигателя, сделать ее более ровной и стабильной. Инжектор позволил тратить меньше топлива при той же скорости.

В автомобилях Лада инжекторная система появилась в конце 90-х и начале 00-ых. Каждый датчик связан между собой через электронный блок управления и выход из строя одного датчика способен наделать много проблем в работе ДВС, попросту сбив весь механизм.

В данной статье речь пойдет о регуляторе холостого хода на автомобилях Лада, таких как 2110, 2112, 2114, 2115 и 2170. Данный датчик является одинаковым для всех автомобилей Лада.

Описание регулятора

Регулятор холостого хода является одним из важнейших датчиков в инжекторной системе автомобиля. Именно он корректирует стабильные обороты холостого хода. Регулятор участвует в работе двигателя только на холостом ходу.


РХХ представляет собой электрический моторчик постоянного тока цилиндрической формы с червячной передачей. На червячном валу устанавливается запирающий клапан, который при формировании топливовоздушной смеси перекрывает поступление воздуха в дроссельную заслонки.

Работа РХХ является только механической посредствам перекрытия канала поступаемого воздуха в дроссельной заслонке. То есть при появлении необходимости в повышенных оборотах на ХХ, регулятор перекрывает воздушный канал, тем самым формируя топливную смесь с большим количеством топлива, вследствие этого обороты ДВС становятся более высокими.

Устройство РХХ

Как было сказано выше, РХХ является электрическим моторчиком постоянного тока с червячной передачей. Ниже на картинке показан РХХ в разрезе с описанием всех его элементов находящихся внутри.

  1. Подвижная головка (клапан);
  2. Прижимная плоскость;
  3. Обмотка статора;
  4. Червячный вал;
  5. Разъем;
  6. Подшипник;
  7. Корпус;
  8. Ротор;

Где находится


Местонахождение РХХ на дроссельном узле, крепиться он с обратной стороны ДУ двумя винтами под крестообразную отвертку. Ниже на картинке указано местонахождение РХХ на автомобилях Лада.

Кстати РХХ на автомобилях с системой Е-ГАЗ – НЕТ, там процесс регулирования оборотов на ХХ осуществляется положением дроссельной заслонки.

Признаки неисправности РХХ

Так как РХХ является исключительно механическим датчиком, то сведения о его неисправности не будет отображаться на приборной панели в виде индикатора «CheckEngine»

Диагностировать неисправность регулятор можно по косвенным признакам:

  • Остановка двигателя на ХХ;
  • Плавают обороты ХХ (самопроизвольно поднимаются и падают);
  • На холодном пуске обороты ДВС не поднимаются;
  • Двигатель глохнет в момент переключения передач или движении на нейтральной передаче;

Проверка РХХ

Проверка регулятора осуществляется в два этапа – визуальный и с помощью мультиметра. Подробнее разберем каждый из этапов.

Визуальный

Необходимо смотреть визуальное состояние датчика на наличие повреждений, целостность корпуса, отсутствие щелей между разъемом и металлической частью.


Так же проверяется состояние заклепок. Их отсутствие свидетельствует о наличии неучтенного подсоса воздуха.


Проверить состояние уплотнительного кольца, оно должно быть без зазубрин, повреждений и плотно прилегать к РХХ, в противном случае кольцо необходимо заменить.


Проверить червячный механизм на загрязнения, на нем не должно быть следов нагара, пружинка должна быть целая.


При загрязнении в червячном механизме необходимо промыть РХХ очистителем карбюратора.

Мультиметром

Проверка мультиметром осуществляется замером сопротивления между контактами. Это позволит определить целостность обмотки моторчика и установить его пригодность к дальнейшей эксплуатации.

Для проверки необходимо на мультиметре выставить переключатель в режим измерения сопротивления на 200 Ом.

Подключаем щупы к центральным выводам РХХ. Сопротивление на экране мультиметра должно быть 50 Ом. Если мультиметр показывает 1, то вероятнее всего РХХ неисправен вследствие обрыва внутренней обмотки.

Стоимость

В таблице приведены РХХ, которые по отзывам владельцев автомобилей Лада, являются самыми надежными и доступными.

Изготовитель Артикул Цена, (рублей)
LADA 2112114830002 990
АвтоВАЗ 21120114830004 600
Стандарт 21120-1148300-81 680
Пегас 2112-1148300-03 805
ERA FJ480 370

Замена

Замена осуществляется быстро и без особого труда, достаточно лишь следовать указанной ниже инструкции.

Замена регулятора холостого хода ВАЗ 2107 (инжектор)

Неисправный регулятор холостого хода приводит к различным сбоям в работе мотора. Одно из них, когда при сбрасывании оборотов двигатель глохнет, что чревато аварийной ситуацией. Как определить неисправность РХХ и провести его замену в статье.


Часто водители называют РХХ датчиком холостого хода, что в корне неправильно. Датчик «снимает» показания и выводит их на экран (или прибор), а регулятор непосредственно управляет работой двигателя. Однако грешен и сам нередко так его называю в силу привычки.

Обычно на инжекторных семёрках установлен РХХ с артикулом 2112-1148300-04 (последняя цифра версия РХХ).

Установлен датчик холостого хода на инжекторной ВАЗ 2107 в нижней части дроссельной заслонки справа. Заменить его на новый не сняв её не получится, но разбирать придётся немного. Но об этом ниже, а сначала рассмотрим признаки неисправности. Хотя замечу, что всё таки реально не снимать заслонку можно, при наличии специальной отвёртки.

Признаки неисправности РХХ ВАЗ

Признаки неисправности регулятора различны, вот основные:

  • глохнет двигатель при отпускании педали газа;
  • плохой запуск двигателя;
  • плавающие обороты двигателя;
  • повышенные обороты.

Следует учитывать, что некоторые симптомы сломанного РХХ могут совпадать с неисправностью других датчиков: положения коленвала, дроссельной заслонки или массового расхода воздуха. Поэтому точно определить его неисправность можно проведя некоторые измерения самостоятельно или с помощью компьютерной диагностики.

Как проверить регулятор ХХ

Самостоятельная проверка исправности РХХ ВАЗ 2107 да и других моделей заключается в измерении напряжения на колодке подключения, проверки сопротивления между выводами датчика и измерение длины штока.

На рисунке ниже приведён рисунок устройства регулятора холостого хода. Привожу её, чтобы лучше понимать необходимые проверки.



Устройство регулятора холостого хода ВАЗ

Как видно на датчике присутствуют 2 обмотки. Это шаговый электродвигатель, одна обмотка которого выдвигает шток, вторая – втягивает. Обрыв этих обмоток, замыкание между витками или даже обмотками говорит о его неисправности.

Ремонту регулятор не подлежит и при выявлении неисправности, необходима его замена.

Для проведения проверки регулятора необходим мультиметр и штангенциркуль (или линейка).

  1. Для начала нужно отсоединить колодку и включив зажигание проверить наличие напряжения на клеммах A и D. Оно должно быть равно напряжению бортовой сети. Его отсутствие может говорить о неисправности ЭБУ или цепи питания РХХ. Иногда в ЭБУ обрывается резистор и питание не поступает.
  2. Далее, переводим мультиметр в режим измерения сопротивлений и смотрим сопротивление между обмотками A-B и C-D. Оно должно составлять около 52 Ом. В других положениях никаких сопротивлений не должно быть.
  3. Измерьте длину выдвинутого штока, она должна составлять 23 мм. Отклонение от неё так же говорит о неисправности.

Как заменить регулятор холостого хода

Чтобы заменить регулятор можно пойти тремя путями:

  1. с полной разборкой дроссельной заслонки;
  2. частичной;
  3. без снятия.

Я менял регулятор с полной разборкой, так как обнаружил забитые трубки, а внутри ресивера гремела выпавшая заглушка. При разборке и чистке пользовался очистителем карбюратора. Хотя это тот же ацетон и можно было сэкономить.


Очиститель карбюратора если он не нужен под давлением можно легко заменить на простой ацетон

Во втором варианте замена производится без снятия трубок, но со снятием дросселя. В этом случае ослабляется хомут воздуховода, откручивается дроссель и немного, отодвигая снимается со шпилек. Нужно немного провернуть, это даст доступ к болту крепления датчика.

В третьем варианте необходимо наличие специальной отвёртки способной открутить винт крепления датчика. Обычно, это гибкая отвёртка для труднодоступных мест или угловая насадка на шуруповёрт.

Необходимый инструмент

Для замены датчика понадобятся:

  • Плоская отвёртка.
  • Крестовая отвёртка.
  • Торцовый или рожковый ключ на 13.

Замена датчика холостого хода

Чтобы не обжечься замену проводите на остывшем или тёплом двигателе.

рхх 2107 на ресивере со снятыми патрубками

  1. отсоедините трос управления заслонкой;
  2. снимите колодку с датчика положения дроссельной заслонки;
  3. снимите колодку с регулятора ХХ;
  4. отсоедините трубки подвода охлаждающей жидкости от корпуса дроссельной заслонки;
  5. снимите патрубок вентиляции картера.
  6. отсоедините патрубок подвода воздуха;
  7. стяните шланг подводящего пары топлива к дроссельной заслонке;
  8. открутите винты и снимите РХХ.

Снятый регулятор ВАЗ

Снятый регулятор ВАЗ


Снимаем неисправный регулятор

Вытаскиваем и устанавливаем на место заглушку

Вытаскиваем и устанавливаем на место заглушку


Очищенная дроссельная заслонка

Сборка проводим в обратном порядке.

В идеале, при запуске на холодной машине, обороты должны подняться до 1500 об/мин и по мере прогрева снизится до 800.

Какой РХХ выбрать

При покупке обращайте внимание на наличие штампов ОТК, даты. Проверяйте люфт штока и отсутствие его прокручивания. Наличие на рынке китайской подделки довольно большое.

Должен ли быть клапан с широкой или узкой шляпкой мне кажется разницы нет. Так как основную роль играет узкая часть до расширения.


Как работает регулятор холостого хода

Как видите на фото клапан при пуске двигателя открывает байпасный канал и по мере прогрева закрывает его. В работе участвует узкая часть клапана.

Все, что нужно знать о регуляторе (датчике) холостого хода ВАЗ 2107

Нарушения в работе двигателя ВАЗ 2107 на холостых оборотах — достаточно распространённое явление. И если речь идёт о силовом агрегате с распределённым впрыском, то очень часто причиной подобных неполадок является неисправность регулятора холостого хода (РХХ). О нём мы и поговорим в этой статье.

Регулятор (датчик) холостого хода ВАЗ 2107

В обиходе РХХ называют датчиком, хотя он таковым не является. Дело в том, что датчики относятся к измерительному оборудованию, а регуляторы — к исполнительному. Иными словами, он не собирает информацию, а выполняет команды.

Предназначение

РХХ является узлом системы питания двигателя с распределённым впрыском, регулирующим объем воздуха, поступающего во впускной коллектор (ресивер) при закрытой заслонке дросселя. По сути, это обычный клапан, который приоткрывает запасной (байпасный) воздушный канал на заданную величину.

Устройство РХХ

Регулятор холостого хода — это электродвигатель шаговой конструкции, состоящий из статора с двумя обмотками, магнитного ротора и штока с подпружиненным клапаном (запорным наконечником). При поступлении напряжения на первую обмотку, ротор проворачивается на определённый угол. Когда оно подаётся на другую обмотку, он повторяет своё движение. Благодаря тому, что шток имеет на своей поверхности резьбу, при вращении ротора, он двигается вперёд-назад. За один полный оборот ротора шток совершает несколько «шагов», перемещая наконечник.

Устройство регулятора холостого хода

Принцип действия

Работой устройства управляет электронный блок (контроллер). Когда зажигание выключено, шток РХХ максимально выдвинут вперёд, из-за чего проходное отверстие байпасного канала перекрыто полностью, и воздух в ресивер не поступает вообще.

При запуске силового агрегата электронный контроллер, ориентируясь на данные, поступающие с датчиков температуры и оборотов коленвала, подаёт определённое напряжение на регулятор, который, в свою очередь, приоткрывает проходное сечение обходного канала. По мере нагрева силового агрегата и снижения его оборотов, электронный блок через РХХ уменьшает поступление воздуха в коллектор, стабилизируя работу силового агрегата на холостом ходу.

Схема подключения РХХ

Когда мы жмём на педаль акселератора, воздух в ресивер поступает уже через главный канал дроссельного узла. Байпасный канал при этом перекрыт. Для правильного определения количества «шагов» электродвигателя устройства, электронный блок дополнительно использует информацию, поступающую с датчиков положения заслонки дросселя, расхода воздуха, положения коленчатого вала и скорости.

При возникновении дополнительной нагрузки на двигатель (включении вентиляторов радиатора, отопителя, кондиционера, обогрева заднего стекла), контроллер посредством регулятора открывает запасной воздушный канал для поддержания мощности силового агрегата, предотвращения провалов и рывков.

Где находится регулятор холостого хода на ВАЗ 2107

РХХ расположен в корпусе дроссельного узла. Сам узел прикреплён к тыльной части впускного коллектора двигателя. Определить местоположение регулятора можно по жгуту проводов, подходящему к его разъёму.

Расположение регулятора холостого хода

Регулирование холостого хода в карбюраторных двигателях

В карбюраторных силовых агрегатах ВАЗ 2107 холостой ход обеспечивается при помощи экономайзера, исполнительным узлом которого является электромагнитный клапан. Клапан установлен в корпусе карбюратора и управляется специальным электронным блоком. Последний получает данные о количестве оборотов двигателя с катушки зажигания, а также о положении дроссельной заслонки первичной камеры карбюратора с контактов винта количества топлива. Обработав их, блок подаёт напряжение на клапан, или же отключает его. В основе конструкции электромагнитного клапана находится электромагнит с запорной иглой, которая открывает (закрывает) отверстие в топливном жиклёре холостого хода.

Признаки неисправности РХХ

Признаками того, что регулятор холостого хода вышел из строя могут быть:

  • нестабильный холостой ход (двигатель троит, глохнет при отпускании педали акселератора);
  • снижение или увеличение количества оборотов двигателя на холостом ходу (плавающие обороты);
  • снижение мощностных характеристик силового агрегата, особенно при дополнительной нагрузке (включении вентиляторов отопителя, радиатора, обогрева заднего стекла, дальнего света и др.);
  • усложнённый запуск двигателя (мотор заводится только при нажатии на педаль газа).

Но здесь следует иметь в виду, что подобные симптомы могут быть присущи и неисправности других датчиков, например, датчикам положения дроссельной заслонки, массового расхода воздуха или положения коленвала. К тому же, при неисправности РХХ контрольная лампа «CHECK ENGINE» на щитке не загорается, и считать код ошибки двигателя не получится. Выход один — тщательная проверка устройства.

Проверка электрической цепи регулятора холостого хода

Прежде чем перейти к диагностике самого регулятора, необходимо проверить его цепь, ведь причиной того, что он перестал работать, может быть обычный обрыв проводов или неисправность электронного блока управления. Для диагностики цепи потребуется только мультиметр с возможностью измерения напряжения. Порядок действий следующий:

  1. Поднимаем капот, находим на дроссельном узле жгут проводов датчика.
  2. Отсоединяем колодку жгута проводов.

Колодка жгута проводов разъема РХХ

Проверка цепи регулятора холостого хода

Напряжение между массой и каждым из выводов должно соответствовать напряжению бортовой сети, т. е. примерно 12 В. Если оно меньше этого показателя, или его вообще нет — нужно провести диагностику проводки и электронного блока управления.

Диагностика, ремонт и замена регулятора холостого хода

Чтобы проверить и заменить сам регулятор, потребуется демонтировать дроссельный узел и отсоединить от него устройство. Из инструментов и средств будут необходимы:

  • отвёртка с крестовидной битой;
  • шлицевая отвёртка;
  • круглогубцы;
  • торцевой ключ или головка на 13;
  • мультиметр с возможностью измерения сопротивления;
  • штангенциркуль (можно использовать линейку);
  • чистая сухая тряпка;
  • охлаждающая жидкость на долив (максимум 500 мл).

Демонтаж дроссельного узла и снятие РХХ

Чтобы снять дроссельный узел, необходимо:

  1. Поднять капот, отключить от аккумулятора минусовой провод.
  2. При помощи шлицевой отвёртки зацепить наконечник троса привода дроссельной заслонки и снять его с «пальца» педали газа.
  3. На дроссельном блоке круглогубцами отсоединить фиксатор на секторе привода заслонки дросселя.

Отсоединение пружинного фиксатора

Отсоединение наконечника троса дроссельной заслонки

Ослабление крепления троса заслонки

Снятие троса

Снятие шлангов со штуцеров подвода и отвода охлаждающей жидкости

Снятие шланга со штуцера вентиляции картера

Снятие воздушного патрубка

Снятие шланга отвода топливных паров

Демонтаж дроссельного узла

Отсоединение дроссельного узла

Снятие пластиковой втулки

Снятие регулятора холостого хода

Снятый РХХ

Видео: снятие и чистка дроссельного узла на ВАЗ 2107

Как проверить регулятор холостого хода

Для проверки РХХ следует выполнить следующие действия:

  1. Включить мультиметр в режим омметра с пределом измерения 0–200 Ом.
  2. Подсоединить щупы прибора к выводам A и B регулятора. Замерить сопротивление. Повторить замеры для выводов C и D. У исправного регулятора сопротивление между указанными выводами должно составлять 50–53 Ом.

Проверка обмоток регулятора

Если величина сопротивления между перечисленными выводами не соответствует указанным показателям, или вылет штока больше 23 мм, регулятор холостого хода необходимо заменить. Пытаться ремонтировать устройство нет смысла. В случае обрыва или замыкания в обмотках статора, а именно эти неисправности являются причиной изменения сопротивления на выводах, регулятор восстановлению не подлежит.

Проверка вылета штока РХХ

Чистка регулятора холостого хода

Если же сопротивление в норме и с длиной штока все в порядке, но он не двигается после подключения напряжения, устройство можно попытаться почистить. Проблема может заключаться в заклинивании червячного механизма, благодаря которому перемещается шток. Для чистки можно использовать жидкость для борьбы со ржавчиной типа WD-40 или её аналоги.

Жидкость наносится на сам шток в том месте, где он входит в корпус регулятора. Но не переусердствуйте: заливать средство внутрь устройства не нужно. По истечении получаса возьмитесь за шток и аккуратно покрутите его из стороны в сторону. После этого проверьте его работоспособность путём подключения проводов от аккумулятора к выводам D и C, как было описано выше. Ели шток регулятора начал двигаться, устройство снова можно использовать.

Видео: чистка РХХ

Как выбрать РХХ

При покупке нового регулятора особое внимание рекомендуется обращать на производителя, ведь от него зависит качество детали, а, следовательно, и срок её службы. В России регуляторы холостого хода для инжекторных автомобилей ВАЗ выпускаются под каталожным номером 21203–1148300. Эти изделия практически универсальны, так как подходят они и к «семёркам», и ко всем «Самарам», и к представителям ВАЗ десятого семейства.

С конвейера ВАЗ 2107 сходили со штатными регуляторами производства ОАО «Пегас» (г. Кострома) и КЗТА (г. Калуга). РХХ производства КЗТА сегодня считаются наиболее надёжными и долговечными. Стоимость такой детали в среднем составляет 450–600 рублей.

Установка нового регулятора холостого хода

Для установки нового РХХ необходимо:

  1. Покрыть уплотнительное кольцо тонким слоем моторного масла.
  2. Установить РХХ в корпус дроссельного блока, зафиксировать его двумя винтами.
  3. Установить собранный дроссельный узел на шпильки коллектора, закрепить его при помощи гаек.
  4. Подсоединить магистральные шланги охлаждающей жидкости, вентиляции картера и отвода паров топлива. Зафиксировать их хомутами.
  5. Надеть и зафиксировать хомутом воздушный патрубок.
  6. Подключить колодки проводов к регулятору и датчику положения заслонки дросселя.
  7. Подсоединить трос привода заслонки.
  8. Проверить уровень охлаждающей жидкости и долить её при необходимости.
  9. Подключить аккумулятор и проверить работу мотора.

Как видите, ничего сложного ни в устройстве, ни в процессе проверки и замены регулятора холостого хода нет. В случае его неисправности вы без проблем сможете решить эту проблему без посторонней помощи.

ваз 2114 где находится датчик холостого хода

Как правило, ремонт и обслуживание «пятнашки» можно осуществить своими руками. Многие владельцы автомобиля так и делают. Иногда в ВАЗ 2115 появляется проблема с работой двигателя на холостом ходу. И тогда возникают вопросы: где находится датчик холостого хода на ВАЗ 2115 и как проверить его исправность? Обязательно ли требуется замена детали?

Где находится РХХ на ВАЗ 2115?

Регулятор холостого хода (или как его чаще называют датчик холостого хода) расположен в посадочном отверстии на корпусе дросселя. Деталь представляет собой цилиндр с двумя небольшими ушками для крепления и с конусообразной иглой на конце.

Где находится РХХ на ВАЗ 2115?

Функция датчика холостого хода (это касается не только ВАЗ 2115, но и любого автомобиля) состоит в том, чтобы регулировать обороты двигателя на нейтральной передаче или во время переключения с одной передачи на другую. Клапан, находящийся снаружи корпуса, регулирует подачу воздуха в камеры сгорания. Его задача – приоткрывать дроссельную заслонку в том случае, если необходимо обеднить топливную смесь (добавить к горючему немного воздуха). Исправная работа элемента способствует увеличению оборотов на холостом ходу.

Важное дополнение: РХХ установлен только в моделях ВАЗ 2115, оснащенных механическим дроссельным узлом. В машинах с 2010 по 2013 годы выпуска, где педаль газа электронная, с работой датчика справляется электроника.

Признаки неисправности

РХХ ВАЗ 2115

Если в работе автомобиля наблюдаются следующие неполадки, это может быть признаком неисправности регулятора холостого хода:

  • Двигатель троит на холостом ходу. Автомобиль может дребезжать и трястись.
  • Машина глохнет на ХХ. Это может произойти в момент переключения передач или на нейтральной передаче.
  • При запуске холодного двигателя не увеличиваются обороты. Если клапан работает исправно, обороты должны подниматься с достаточной скоростью по мере того, как прогревается двигатель. При поломке детали тахометр будет показывать низкий уровень.
  • Резко увеличиваются или уменьшаются обороты на холостом ходу. Это будет заметно по сильным колебаниям стрелки прибора.

Иногда перечисленные проблемы могут возникать и по другим причинам. Например, их может спровоцировать поломка датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Тем не менее, в первую очередь рекомендуется проверить именно РХХ.

Еще один признак неисправности датчика холостого хода – это снижение оборотов двигателя в момент включения фар или отопления. Или же автомобиль просто глохнет при старте. Однако поставить точный «диагноз» возможно лишь после тщательной проверки детали.

Как проверить датчик холостого хода на ВАЗ 2115?

Некоторые трудности в обслуживании РХХ на ВАЗ 2115 состоят в том, что коды ошибок этого узла не выводятся на табло бортового компьютера. В отличие, например, от ДПДЗ, данные которого отражаются на бортовике. Следовательно, проверить исправность датчика холостого хода владелец автомобиля может только вручную. Для этого, конечно, необходимо помнить, где этот датчик расположен. Провести проверку можно вооружившись мультиметром и попросив поучаствовать помощника.

Для начала нужно открыт капот и отключить от датчика колодку, которая обеспечивает питание. Кроме того, потребуется отодвинуть на некоторое расстояние от РХХ крепление дросселя.

Фишка РХХ

Не стоит игнорировать состояние цепи регулятора, его лучше всего проверить в первую очередь. А может быть проблема в неисправном или разрядившемся аккумуляторе. В любом случае, мультиметр покажет, где именно возникли неполадки. Саму проверку можно осуществить благодаря следующим действиям:

  1. На мультиметре установить режим вольтметра.
  2. Черный щуп («минус») подключить к массе, а красный («плюс») – к крайним боковым выводам колодки (A и D).
  3. Теперь помощнику нужно включить зажигание, а проверяющему – посмотреть на вольтметр. Прибор должен показывать не менее 12 вольт. Если показания ниже, значит в проверке нуждается аккумулятор или генератор. Если же на мультиметре нет вообще никаких показаний, это сигнал о неисправности проводки или блока управления двигателем. Именно эти элементы нужно продиагностировать.

В том случае, если в цепи все в норме, стоит перейти непосредственно к проверке РХХ. Также потребуется мультиметр, но уже в режиме омметра. Диагностика заключается в следующем:

  1. Щупы мультиметра подключаются к выводам с левой стороны клапана (A и B), а затем к выводам с правой стороны (C и D). В норме показания на мультиметре должны быть приблизительно 53 Ом.
  2. Щупы подключаются к выводам A и C, а после к выводам B и D. На приборе должен появиться значок бесконечности.

Проверка РХХ ВАЗ 2115

Другие показания на мультиметре свидетельствуют о неисправности клапана. Есть два варианта: либо заменить неисправную деталь на новую, либо почистить ее очистителем карбюратора.

Замена РХХ на ВАЗ 2115

Первое, что необходимо сделать, – это купить новый датчик. Многие автовладельцы пришли к выводу, что он практически универсален для разных моделей мотора. В автомобиле с двигателем объемом 1,5 л замена детали не составит труда, а с объемом 1,6 л придется немного попотеть. Вот какие шаги нужно проделать:

  1. С двигателя снимается защитный кожух. Важно отключить при этом клеммы аккумулятора.
    Замена РХХ ВАЗ 2115
  2. Патрубок воздушного фильтра отсоединяется.
    Замена РХХ ВАЗ 2115
  3. Трос заслонки дросселя снимается.
    Замена РХХ ВАЗ 2115
  4. Понадобится ключ на 13: нужно открутить две гайки и убрать дроссель.
    Замена РХХ ВАЗ 2115
  5. Два винта выкручиваются и провода отсоединяются от регулятора.
    Замена РХХ ВАЗ 2115
  6. Регулятор холостого хода достается из своего посадочного места.
    Замена РХХ ВАЗ 2115
  7. Теперь на его место устанавливается новый датчик, и все шаги проделываются в обратном порядке.

После установки нового клапана требуется проверить его. Чтобы это осуществить, надо включить зажигание и через несколько секунд запустить мотор. Как и полагается при исправном РХХ, обороты будут постепенно увеличиваться вместе с нагреванием двигателя. Если вся работа проделана правильно, то беспокоившие до этого проблемы должны прекратиться.
Итак, в этой статье мы рассказали о том, где находится датчик холостого хода у ВАЗ 2115, перечислили симптомы выхода его из строя, а также описали процесс замены данной детали. Если у вас появились вопросы, то обязательно задавайте их в комментариях.

Читайте также: