Какая хитрость позволила строителям сделать крайслер билдинг самым высоким зданием

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Строительство небоскреба Крайслер-билдинг

Небоскреб Крайслер-билдинг в Нью-Йорке (The Chrysler Building) проектировали и строили как штаб-квартиру автомобилестроительной компании Chrysler. Это определило технические мотивы в дизайне здания и интерьере холла. Строительство Крайслер-билдинг было частью высотной гонки на Манхеттене. Обогнав предыдущего рекордсмена Эйфелеву башню , небоскреб Крайслера на 11 месяцев стал самым высоким сооружением в мире.

Небоскреб Крайслер-билдинг в Нью-Йорке

Где находится небоскреб Крайслед-билдинг?

Небоскреб Крайслер-билдинг расположен в Нью-Йорке в восточной части Среднего Манхеттена в квартале Залив Черепахи (Turtle Bay neighborhood) на пересечении Восточных 42-й и 43-й улиц с Лексингтон-авеню. Через один квартал находится Гранд-централ-терминал – центральный вокзал Нью-Йорка и крупнейший пересадочный узел нью-йоркского метро. По 42-й улице в нескольких кварталах к западу – Нью-Йоркская публичная библиотека , к востоку – штаб-квартира ООН .


Строительный бум в Нью-Йорке. Что предшествовало строительству небоскреба Крайслер-билдинг?

В 1920-е годы научно-технический прогресс набирал обороты. Радиоприемники, фотоаппараты и автомобили в развитых странах становились товарами массового потребления. В те годы автомобильный рынок в США занимали 3 крупных компании: Форд, Дженерал Моторс и Крайслер. Основатель последней – Уолтер Крайслер – в 1927 г. по версии журнала Тайм (Time) был назван «Человеком года».

Экономический подъем 1920-х и растущий спрос на недвижимость вызвали строительный бум в Нью-Йорке и в особенности на Манхеттене. Еще с XIX века земля на острове стоила очень дорого, и архитекторы увеличивали площадь зданий за счет этажности. Поэтому здесь начался настоящий небоскребный бум. В этот период были построены самые высокие здания того времени и самые красивые. В их числе небоскреб Крайслер-билдинг. В результате Нью-Йорк с 1908 года по 1974-й обладал самыми высокими в мире зданиями. В 1974-м его обогнал Чикаго со своим Уиллис-тауэр высотой 442 м.

Изначально проект небоскреба Крайслер-билдинг принадлежал бывшему губернатору штата Нью-Йорк Уильяму Рэйнолдсу (William Reynolds). В 1911-м пожар уничтожил принадлежавший ему парк развлечений на Кони Айлэнд. После этого миллионер переключил свое внимание на Манхеттен, где решил построить самое высокое здание в мире. В 1921-м бизнесмен взял в аренду участок земли на углу Лексингтон-авеню и 42-й улицы. Через шесть лет в 1927-м он нанял архитектора Уильяма Ван Алэна (William Van Alen). Уже известный в своей области, зодчий должен был удовлетворить амбиции американского богача.

Небоскреб Крайслер-билдинг в Нью-Йорке

Конусообразная крыша со шпилем – отличительная черта небоскреба Крайслер-билдинг – изначально была идеей Рейнольдса. Его главный архитектор Ван Алэн протестовал, но заказчик настаивал. В темное время суток пирамидальная корона должна была сиять над городом словно драгоценная диадема.

Однако бывший губернатор не потянул столь дорогой проект. 15 октября 1928 г. Рэйнольд уступил арендованный участок и продал план здания за 2 млн. долларов другому финансовому воротиле Уолтеру Крайслеру. Автомобильный король переделал проект под штаб-квартиру для своей компании. Однако главная цель – построить самое высокое в мире здание – сохранилась.

Гонка к небу. Строительство небоскреба Крайслер-билдинг

Строительство Крайслер-билдинг началось в ноябре 1928 года с выемки грунта. Земляные работы завершились в январе 1929-го, когда достигли твердых скальных пород на глубине 21 м.

К возведению каркаса здания приступили 21 января 1929 г. Сразу же был взят беспрецедентный темп строительства: 4 этажа в неделю. Но даже с такой спешкой ни один рабочий не погиб во время монтажа стальных конструкций. Возведение несущего каркаса завершили к сентябрю.

Затем начались кладочные работы. Больше 3 млн. 800 тыс. кирпичей строители уложили вручную. 16 октября 1929 г. небоскреб Крайслера обогнал по высоте предыдущего рекордсмена – нью-йоркский небоскреб Вулворт-билдинг .

В начале строительства Крайслер-билдинг соревновался за титул самого высокого здания в мире с другим строящимся небоскребом на Уолл-стрит, 40 . Последнее строилось на деньги банкира Джорджа Л. Орстрема (George L. Ohrstrom).

Строительство Крайслер-билдинг

С 1899 по 1929 годы 300-метровая Эйфелева башня была самым высоким сооружением в мире. Но в октябре 1929-го Крайслер-билдинг навсегда обогнал не только своего конкурента Уолл-стрит 40, но и парижскую «железную мадам». И, таким образом, детище Крайслера стало высотным рекордсменом не только среди зданий, но и среди всех сооружений того времени.

Правда, этот триумф длился всего 11 месяцев. В сентябре 1930-го его обогнал строящийся небоскреб Эмпайр-стейт-билдинг. Здание Имперского штата удерживало планку самого высокого в мире сооружения до 1956 года и самого высокого в мире здания до 1972 года.

Самые высокие сооружения в мире в конце XIX – первой половине XX веков

Строительство Крайслер-билдинг завершилось к апрелю 1930-го. Небоскреб Крайслер-билдинг официально открыт 27 мая 1930 года. В холле установили бронзовую табличку с надписью «В знак признания вклада мистера Крайслера в гражданское строительство». К июню было сдано под офисы 65 % коммерческих помещений. В целом критики положительно восприняли здание. Нью-йоркские газеты прозвали Ван Алэна «Доктором высоты» и «Зигфридом от архитектуры». О Крайслер-билдинг писали, что оно

Прозвища небоскреба Крайслер-билдинг

Небоскреб Крайслер-билдинг. Основные данные

Несмотря на критику, здание Крайслера было очень популярно среди ньюйоркцев. По американской традиции присваивать городам и штатам звучные прозвища, небоскреб тоже получил несколько имен. Одно из таких прозваний – «Краса Манхеттена» (The Beaty of Manhattan).

Официальный статус и общественное признание

Небоскреб Крайслер-билдинг признан наивысшим архитектурным достижением 1920-х. В те годы на Манхеттене возводили изысканные каменные небоскребы в стиле ар-деко. Они формировали самобытный облик «Большого Яблока». Вместе с Флэтайрон-билдинг здание Крайслера считается самым эстетичным зданием Нью-Йорка.

Подробнее об архитектурном стиле небоскреба Крайслер-билдинг читать здесь.

Принципиальный Рокфеллер и хитрый Крайслер

Пока готовил пост про Рокфеллер центр наткнулся на одну интересную вещь. Оказывается в 1960х годах в нём повесили мемориальную доску с десятью принципами Джона Рокфеллера.

    I believe in the supreme worth of the individual and in his right to life, liberty, and the pursuit of happiness.
    Я верю в верховную ценность человека и в его право на жизнь, свободу и стремление к счастью.

А ещё, в рассказе о Top of the Rock я предложил самым внимательным угадать, какое из известных нью-йоркских зданий плохо видно с этой смотровой площадки. Правильно ответил только oachkatze , назвав здание Крайслер:

В тех же 1960х годах между Рокфеллер центром и Крайслер билдингом возвели здание Met Life, которое почти полностью скрыло вид. Так что, если хотите посмотреть на этот красивый небоскрёб, придётся лезть на Empire State Building.

Кстати, очень интересна история того, как это здание получило свою иконическую форму. В конце 1920х годов, во время его стройки, небоскрёб конкурировал с башней по адресу 40 Wall street за звание самого высокого в мире. Архитекторы несколько раз по очереди меняли планы, делая свои проекты всё выше и выше. И вот, после очередного раунда, казалось, что 40 Wall street всё же выиграет.

Но у строителей Крайслера, был коварный план: они дождались завершения строительства конкурирующего здания, а потом присобачили к своему небоскрёбу 37-метровый шпиль. Эти планы хранились в строгой тайне, шпиль был доставлен в здание в четырёх частях. 23 октября 1929 года, рабочие закрепили основание шпиля наверху почти законченной башни. К ней был приделан следующий кусок, затем ещё два. Всё случилось очень быстро. За полтора часа Крайслер вырвал у соперников корону первенства, заодно переплюнув и Эйфелеву башню и став самым высоким рукотворным строением в мире.

Правда на этой позиции Крайслер Билдинг продержался не долго. Через 11 месяцев Empire State Building побил рекорд Крайслера на 125 метров, и держал первенство почти 40 лет. Зато своей хитростью Крайслер создал моду на небоскрёбные шпили, которая остаётся с нами и по сей день. A 40 Wall street в итоге купил Дональд Трамп (да-да, тот который хочет стать президентом США) и назвал его своим именем.

Крайслер-билдинг. Chrysler Building

Крайслер-билдинг (Chrysler-building) входит в число зданий участвовавших в гонках за звание самого высокого здания в мире. В течение 11 месяцев Крайслер-билдинг считалось самым высоким зданием в мире. Однако в первую очередь, это здание славится своим уникальным дизайном, а не высотой.

Крайслер-билдинг, по мнению многих современных архитекторов, считается одним из самых красивых зданий в мире. В 2005 году Музей небоскребов Нью-Йорка (New York's Skyscraper Museum) предложил известным архитекторам, строителям, критикам, инженерам и историкам выбрать 10 лучших небоскребов Нью-Йорка. Крайслер-билдинг уверенно занял первое место, собрав 90% голосов.

Проект здания был разработан архитектором Уильямом Ван Аленом, заказчиком проекта был бывший сенатор Уильям Рейнольдсон. Предложение Ван Алена было очень амбициозным. На вершине здания он предложил построить декоративную «алмазную» корону, высотой в 12 этажей, украшенную огромными треугольными окнами. Однако такую планку Рейнольдс взять не смог, и проект был предложен промышленнику Уолтеру Крайслеру.

chrysler-building
Крайслер хотел построить огромное здание на площади расположенной в восточной части 42-й улицы. Он считал, что благодаря строительству большого современного здания, сможет вдохнуть жизнь в некогда популярное место в Нью-Йорке. Его задумка была настолько грандиозной, что Ван Алену пришлось внести в проект ряд кардинальных изменений.

Целью Крайслера было строительство самого высокого здания в мире.

Дизайн здания должен был отражать дизайн автомобилей «Крайслер», выпущенных после 1920 года. Горгульи и орлы, украшающие здание, выглядели также как их уменьшенные копии, красующиеся на капотах «Плимутов», а угловые орнаменты были выполнены в стиле радиаторной крышки «Крайслера» 1929 года.

chrysler-building
Идея строительства самого высокого здания в мире, родилась благодаря высокомерию Уолтера Крайслера. В образе Крайслер-билдинг, он видел огромный памятник самому себе. Проект финансировался непосредственно из его кармана, без привлечения сторонних инвесторов. Таким образом, после смерти Крайслера, права собственности переходили только его сыновьям. В новом здании специально для Крайслера был построен огромный офис, апартаменты на верхних этажах и изысканная столовая. Особым заданием для строителей стало строительство туалета, который должен был находится на вершине здания, чтобы Крайслер мог смотреть вниз с вершины Манхэттена и «посылать дерьмо на Генри Форда и остальной мир».

Планы строительства самого высокого здания в мире сохранялись в строжайшем секрете.

Крайслер-билдинг был построен 28 мая 1930 года, одновременно со зданием Уолл Стрит 40 (Wall Street 40), которое также может похвастаться званием самого высокого здания в мире. Строительство Уолл Стрит 40 финансировалось 34-летним банкиром по кличке «Малыш». Проектировщиком здания был Крейг Северенс, бывший партнер Ван Алена.

Чтобы стать выше, чем Крайслер-билдинг, шпиль Уолл-стрит 40 был удлинен на 60 футов. После этого высота здания стала 925 футов (282 м), что на 85 футов выше здания Уолтера Крайслера.

В ответ на эту дерзость, Крайслер приказал Ван Алену построить шпиль высотой в 186 футов. Без всякой огласки, 4 части шпиля были подняты на вершину здания и установлены всего за 90 минут. Это стало большим сюрпризом для Малыша т.к. он уже успел отпраздновать окончание строительства самого высокого здание в мире - Уолл Стрит 40, не подозревая, что его здание уже не самое высокое.

chrysler-building
В статусе самого высокого здания, Крайслер-билдинг пробыл целых 11 месяцев, после чего эстафету принял Эмпайр Стейт Билдинг.

Крайслер-билдинг уже давно не самое высокое здание в мире, но благодаря дизайну Ван Аллена, оно является самым красивым зданием в Нью-Йорке и одним из самых красивых в мире.

Крайслер Билдинг

Небоскрёб Крайслер Билдинг (Chrysler Building) – неизменный символ Нью-Йорка вот уже на протяжении 85 лет.

Здание в стиле арт-деко за свою историю успело побывать и самым высоким в мире и самым красивым небоскрёбом в США.


История строительства Крайслер Билдинг

Строительство небоскреба началось в 1928 года. В те времена Нью-Йорк обрастал высотками, каждая из которых стремилась стать самым высотным сооружением в мире. Сначала заказчиком строительства был бывший сенатор США Уильям Х. Рейнольдс. Однако вскоре проект здания выкупил автомобилестроитель Уолтер П. Крайслер. Магнат планировать сделать сооружение штаб-квартирой своей корпорации.



Темпы строительства небоскреба шли со скоростью 4 этажа в 7-10 дней, и уже через 2 года он был открыт для публики. Строительство велось архитектором Уильямом Ван Эленом.


Архитектура здания как внутри, так и снаружи выполнена в типичном для того времени стиле арт-деко. Тогда и на сегодняшнее время это здание является одним из самых красивых в мире.



Снаружи здания украшают металлические скульптуры орлов на 31 этаже. Такие же фигурки в те времена использовались на капотах автомобилей марки Крайслер. Немного выше на 61 этаже высотного здания расположены фигуры горгульей, которые выполнены из нержавеющей стали. Из этого же материала изготовлен и шпиль здания, благодаря которому небоскреб хоть и на короткое время, но стал самым высоким в мире.



В темное время суток здание освещается множеством прожекторов, со всех его сторон. Внутренний дизайн небоскреба славится особой роскошью и элегантностью, включая холлы, вестибюли и лифты.


Во время строительства небоскрёб задумывался как штаб-квартира автомобильного магната Уолтера П. Крайслера. Однако во владениях компании здание пробыло до 1957 года, после чего его купила Массачусетская компания по страхованию жизни, а поле них Инвестор из Вашингтона.



Каждый раз, меняя владельца, здание изменялось. До сегодняшнего дня в нем частично переделан фасад, практически полностью изменен вестибюль на первом этаже. Сейчас 90% акций здания владеет Совет инвестиций из ОАЭ.


Этот небоскреб является одним из самых любимых среди жителей США. Его вносят в различные рейтинги, где он располагается далеко не на последних местах. На сегодняшний день ему принадлежит звание самого высокого кирпичного здания в мире.

  1. В здании находится 34 лифта, которые обслуживают персонал, гостей и перевозят груз;
  2. Всего в небоскребе насчитывается 77 этажей;
  3. Стоимость высотки оценивается в 15 миллионов долларов;
  4. При строительстве было использовано около 400 тысяч заклепок;
  5. Высота вместе со шпилем составляет 319, 5 метров или 1048 футов;
  6. Попасть на верхние этажи здания невозможно, свободный доступ открыт лишь для некоторых вестибюлей на первом этаже;
  7. Площадь всех помещений здания составляет более 2 млн. квадратных футов.

Во время возведения небоскреба рядом строилось еще одно высотное здание, претендующие идти на рекорд. Его архитектор знал про задумку сделать Крайслер самым высотным и поэтому добавил к своему сооружение несколько этажей, однако У. А. Элен втайне от всех добился установки на свой небоскреб шпиля и таким образом перехитрил конкурента.

В честь 75-летия небоскреба в 2005 году владельцы здания открыли доступ к знаменитым орлам и горгульям на 31 и 61 этаж. Это стало частью роскошного гала представления. Именно тогда и был полностью отреставрирован вестибюль здания.



Это один из главных и узнаваемых символов города и его визитная карточка. Крайслер Билдинг был замечен практически во всех фильмах, сериалах и компьютерных играх, где события развиваются в Нью-Йорке.

Топ-10 секретов Chrysler Building в Нью-Йорке


1. Здесь работал гламурный клуб с тайным алкоголем


The Cloud Club когда-то принадлежал к группе элитных обеденных мест Нью-Йорка на самых известных небоскребах города. The New York Times называет The Cloud Club «вдохновением для многих других». Первоначально он был разработан для Texaco, который занимал 14 этажей Chrysler Building и использовался как ресторан для руководителей. Во время открытия здесь присутствовали 300 членов бизнес-элиты Нью-Йорка.

The Cloud Club сочетал в себе разные стили: начиная от футуристического в оформлении главной столовой, заканчивая стилем Tudor в гостиной и старинной английской гриль-комнате. Возможно, из-за его дизайна, он никогда не стал таким пафосным, как Rainbow Room в Рокфеллер-центре, но у него были такие удобства, как парикмахерская и раздевалки, которые, кстати, использовали во времена сухого закона, чтобы прятать в них алкоголь. Клуб закрылся в конце 1970-х годов, и его помещения были разделены между арендаторами.

На верхнем этаже располагались квартира и офис хозяина здания Уолтера П. Крайслера, который, по слухам, хвастался самым высоким туалетом в Манхэттене. А в другой квартире на 61-м этаже жила фотограф LIFE Маргарет Бурк-Уайт, известная своими фото на небоскребах в 1920-х и 30-х годах. Именно на этом этаже сама Бурк-Уайт была сфотографирована на одной из горгулий в 1934 году.
Аренда квартиры была подписана компанией Time, Inc., потому что владельцы здания не хотели сдавать ее женщине, несмотря на ее богатство и славу. Маргарет платила 387,92 доллара в месяц, чтобы там жить, в то время это была солидная сумма.

3. Когда-то в подвале Chrysler Building был завод по разливу воды

В подвале здания функционировала мини-фабрика по разливу воды, обозначенная в старых планах здания как “hydrozone water bottling”. Дэвид Стравитц в книге The Chrysler Building: Creating a New York Icon Day by Day пишет: «Водопроводную воду фильтровали через сложную систему, а затем разливали в бутылки для кулеров, которые разносили арендаторам. Большая комната, где все это происходило, была великолепной, с невероятной фаянсовой черепицей. Весьма экзотично для места, которое большинство людей никогда не видели».

4. Общественная обсерватория на 71-м этаже больше не доступна для общественности

В 1931 году, когда Chrysler Building только построили, гости могли подняться в обсерваторию на 71-го этаже (в шпиле) и насладиться видом на город со всех четырех сторон. Билет стоил всего 50 центов. В 1945 году обзорная площадка закрылась, и, согласно книге Hidden Cities Мозеса Гейтса, в настоящее время она занята частной фирмой.

5. Chrysler Building не платит налогов Нью-Йорку


Ни один доллар налогов Chrysler Building никогда не уходил Нью-Йорку, потому что земля под небоскребом принадлежала Cooper Union с 1902 года и являлась пожертвованием для колледжа. Вместо этого владельцы Chrysler Building платят за аренду Cooper Union, который не облагается налогом.

6. На первых двух этажах здания был автосалон

Изначально предполагалось, что в здании будет располагаться штаб-квартира Chrysler, однако это никогда так и не было воплощено в жизнь. Между тем в вестибюле здания находился автосалон. В 1997 году The New York Times сообщала, что демонстрационный зал фактически занимал первые два этажа лобби. Лобби с мраморными стенами из марокканского мрамора, желтыми мраморными полами, украшениями из хромированной стали и фресками было архитектурным памятником в то время.

7. В верхней части шпиля все из бетона

Существует популярный городской миф о том, что шпиль Chrysler Building изготовлен из реальных колесных колпаков, но на самом деле это нержавеющая сталь. По словам Стравитца, материал был «изготовлен на листовой основе под названием Enduro KA-2 из Германии. Затем он был установлен вручную на месте с двух верхних этажей в здании. Представьте себе точность этих сложных углов!».

9. Шпиль был установлен примерно за 90 минут


Чтобы конкурировать за титул самого высокого здания мира с небоскребом 40 Уолл-стрит, который строился в то же время, шпиль на Крайслере был тайно построен внутри строения. 23 октября 1929 года четыре куска шпиля были подняты на купол здания и приварены друг к другу. Шпиль был в общей сложности 197 футов и весил 300 тонн.

10. Листы металла для Chrysler отливали вручную


В отличие от Эмпайр-стейт-билдинг, который был построен из существующих материалов, для Chrysler Building металлические детали отливали из листового металла на 65-м и 66-м этажах, в тех же мастерских, которые также создали шпиль здания.

Крайслер Билдинг – здание, построенное специально для владельца марки автомобилей «Крайслер» Уолтера Крайслера. Небоскреб находится на восточной стороне острова Манхеттен. Стоит он на перекрестке двух улиц – Лексингтон Авеню и 42 улицы недалеко от вокзала Гранд Централ. По популярности это здание стоит на втором месте после Эмпаир Стейт Билдинг. Является одним из архитектурных объектов, символизирующих Нью-Йорк.

Строительство здания

Конец 20-х годов прошлого столетия для Нью-Йорка ознаменовался интенсивным строительством высотных зданий. В воздух взмыли такие гиганты, как Эмпаир Стейт Билдинг, здание с Уолл-стрит 40 и Трамп Билдинг. Здание Крайслер Билдинг тоже не стало исключением, и приняло участие в знаменитой гонке небоскребов.

Архитектором этого замечательного строения стал Уильям ван Ален. Изначально он разрабатывал проект для Уильяма Рейнольдса, по которому высота здания составляла 246 метров. Однако все права на этот проект выкупил Уолтер Крайслер, которому требовалась штаб-квартира для собственной компании по производству автомобилей.

Небоскреб Крайслер-Билдинг

Проект ван Алена первоначально предусматривал строительство небоскреба со стеклянной крышей похожей на корону, украшенную бриллиантами. Также он планировал сделать основание для строения с большими окнами и стеклянными углами, чтобы создать эффект легкости и невесомости. Архитектор хотел, чтобы это гигантское сооружение как бы парило над землей.

Позже проект был доработан, добавлены этажи, и общая высота здания должна была составлять 282 метра. К тому же некоторые элементы небоскреба призваны были подчеркнуть принадлежность его к автомобильной корпорации. Были добавлены горгульи и статуи в виде частей машин производства Крайслер, например, капотов автомобиля.

Расчистка площади под строительство и последующее возведение здания началось в 1928 году. Небоскреб Крайслер строился очень быстро – по 4 этажа за неделю. Крайслер Билдинг соревновался по высоте с крупными зданиями Нью-Йорка и мира. Соперник Алена Крэг Северанс, который добавил на свой небоскреб 15-метровый флагшток для того, чтобы хоть ненамного опередить своего конкурента по высоте. Поэтому под самый конец строительства ван Ален соорудил шпиль для Крайслера Билдинга. Он был собран внутри здания под куполом, чтобы никто из конкурентов его не видел до открытия.

Благодаря этому шпилю высота Крайслер Билдинг достигла 319 метров, а установка его заняла всего 90 минут. Такой хитрый ход позволил небоскребу опередить по высоте не только многие здания Нью-Йорка, но саму Эйфелеву башню в Париже. Официальное открытие состоялось в 1930 году.

История Крайслер Билдинг

Крайслер Билдинг после своей постройки стал высочайшим зданием Нью-Йорка. Но первенство свое среди небоскребов он сохранял совсем недолго. Примерно через год состоялось открытие легендарного Эмпаир Стейт Билдинг, который имел 102 этажа, в отличие от 77-этажного здания Крайслера. Но по сравнению с новым гигантом, строительство Крайслер Билдинг не забрало ни одной человеческой жизни. Хотя техника безопасности в работах над высотными сооружениями в те времена была не лучшей.

Оформление фасада Крайслер-Билдинг

Здесь была оборудована специальная смотровая площадка для посетителей. Она располагалась на 71 этаже. Но ее закрыли в 1945 году.

В 1947 году здание было продано семьей Крайслер. Автомобильная компания Крайслера переехала в 1950. Следующими владельцами небоскреба стали лидеры недвижимости и страховая компания Нью-Йорка. У здания Крайслера с тех пор сменилось множество владельцев. Какое-то время отсюда вещались теле- и радиопередачи на верхних этажах технического назначения. Но затем эту функцию взял на себя первый по высоте небоскреб в Нью-Йорке.

До 70-го года на трех этажах был расположен «Облачный клуб». В 1976 году Крайслер Билдинг стал Национальным памятником в Соединенных Штатах. Сейчас здесь расположенных офисы многочисленных фирм, поэтому в свободном посещении только вестибюль первого этажа.

Внешний вид

Внешний вид небоскреба Крайслер Билдинг позволил ему войти в список самых красивых зданий мира. Хотя он подвергся многочисленной критике, с момента постройки его полюбили жители Нью-Йорка и туристы. «Красавица Манхеттена» — одно из прозвищ этого сооружения. Сверкающий в лучах солнца блестящий небоскреб Крайслер из стекла и стали привлекает множество взглядов. Он построен в классическом стиле – арт деко. При его создании использовали такие строительные материалы, как кирпич и нержавеющая сталь.

Для его верхушки в виде сверкающей колонны было использовано большое количество стальных элементов. Она сделана из семи арок символизирующих узоры на дисках автомобилей Крайслер.

Знаменитый орел, украшающий Крайслер-Билдинг

Верхние этажи имеют очень низкие потолки и использовались только в технических целях. Исторический шпиль здания имеет длину 38 метров. В ночное время суток корона подсвечивается. Так, что Крайслер Билдинг можно увидеть со всех точек Нью-Йорка, в любую погоду и в темноте.

На протяжении всей высоты здания так же были вставлены элементы, выполненные в автомобильной тематике. Например, на углах сооружения на высоте 31-го этаже сделаны стальные орлы. Подобные фигуры в 1929 году были украшением для капотов автомобилей фирмы Крайслер.

Высота здания Крайслер Билдинг составляет 319 метров. А на уровне 61 этажа, с углов небоскреба на город смотрят знаменитые горгульи с головами орлов.

Хотя небоскреб необычайно красив издалека оформление нижних этажей скучновато. По замыслу архитектора фасад должны были украшать полосы серой, черной и белой кирпичной кладки в византийском или восточном стиле. Но, к сожалению, ограничились карнизами, показывающими устремленность вверх.

Внутренняя отделка

Внутреннее оформление отличается стилем и элегантностью, также как и внешний вид здания. Вестибюль оформлен в теплых оттенках благодаря красному марокканскому мрамору и янтарному ониксу. Стены, двери и лифты отделаны с применением редких пород деревьев. Освещение вестибюля неяркое и теплое.

Рассеянный свет очень хорошо обыгрывает терракотовые и желтые мраморные стены. Для оформления потолка применена фреска «Энергия и результат, мастерство и транспорт» художника Эдварда Тарнбулла. На ней изображен Крайслер Билдинг и строители в ходе работ. Эту фреску в 1970 году закрасили, и только в 1999 она была восстановлена.

Крайслер Билдинг, хотя и недолго являлся самым высоким небоскребом Нью-Йорка, и сейчас он пользуется большой популярностью среди местных жителей и туристов.

CHRYSLER BUILDING – великолепное здание которое можно видеть на многих фото Нью-Йорка — один из самых известных и узнаваемых небоскребов. Когда-то его дизайн критиковали за излишнюю легкомысленность, а теперь его называют шедевром мировой архитектуры и символом века джаза и самым красивым сооружением на Манхеттене.

Chrysler Building расположен на пересечении Лексингтон Авеню (Lexington Avenue) и 42-ой улицы (42nd Street). В здании 77 этажей, а его высота вместе со шпилем составляет 319 м. Без шпиля высота здания была бы всего 282 м. Изначально здание служило в качестве штаб квартиры для корпорации Крайслер (Chrysler Corporation).

История Chrysler Building

Считается, что своим врешним видом обязан Уильяму Рейнольдсу (William H. Reynolds), бывший сенатор США, положивший начало парку Дримлэнд на Кони Айленде. Он нанял архитектора Уильяма Ван Алена для проектирования 67-этажного здания, которое могло бы стать известным под именем Рейнольдс Билдинг.

Работы по расчистке территории начались в октябре 1928 года, а через шесть месяцев началась закладка фундамента. Спустя полгода стальной остов здания был полностью возведен.

77-этажный небоскрёб Крайслера был частью сумасбродного соревнования за звание самого высокого здания в мире. За этот с башней Крайслера боролись компания Банк Манхеттена со зданием Уолл-стрит 40, а также Эмпайр Стейт Билдинг.

Вид на на Эмпайр Стейт Билдинг из треугольного окна башни Крайслера

Chrysler Building удерживал статус самого высокого здания в мире в течение одиннадцати месяцев, пока не был побеждён небоскребом Эмпайр Стейт Билдинг, отрывшемся в мае 1931 года. По некоторым данным Уолтер Крайслер был единственным из знаменитых людей, кто отказался от приглашения посетить новый небоскреб Рекордсмен.

Перевернутая рыба-меч

Крайслер по остается одним из самых экстравагантных офисных зданием, когда-либо возведенным в качестве штаб-квартины для корпорации. Также оно считается самым высоким занием в мире из кирпича.

В 50-е годы семья Крайслер продала здание, и с тех пор Крайслер Билдинг сменил много владельцев.

Крайслер Билдинг (Chrysler Building)

крайслер билдинг (chrysler building)

Здание компании Крайслер (Chrysler Building) — небоскреб в стиле арт-декое, расположенный на восточной стороне Манхэттена в районе Turtle Bay на пересечении 42-й улицы и Легсингтон авеню. Возвышаясь на 319 метров, это здание в течение 11 месяцев было самым высоким зданием в мире, пока его не обошло здание Эмпайр Стейт-билдинг (Empire State Building) в 1931 году. После разрушения Всемирного торгового центра оно снова стало вторым по высоте зданием в Нью-Йорке до декабря 2007 года, пока на Башне Банка Америки (Bank of America Tower) не возвели шпиль, достигавший 365,8 метров в высоту, что отодвинуло здание Крайслер-билдинг на третью позицию. Кроме того, здание редакции газеты Нью-Йорк Таймс (New York Times), открывшееся в 2007 году, достигает точного уровня здания Крайслер-билдинг.

Здание Крайслер-билдинг — классический пример архитектуры в стиле ар деко, многие современные архитекторы считают это здание одним из лучших в Нью-Йорке. В 2007 году оно стало девятым в списке «Самых любимых архитектурных зданий Америки», составленном Американским институтом Архитекторов.

История

Крайслер-билдинг был спроектирован архитектором Уильямом Ван Аленом для Корпорации Крайслер (Chrysler Corporation). Когда 19 сентября 1928 года началось строительство, в Нью-Йорке уже вовсю шло соперничество, кто построит самое высокое здание в городе. Несмотря на бешеный темп (здание строилось в среднем по четыре этажа в неделю), ни один рабочий не погиб за время строительства этого здания.

Начало проекта

Первоначальный дизайн Ван Алена предполагал в качестве украшения стеклянную крышу в виде бриллианта. В проекте также было обозначено основание, в котором выставочные окна были увеличены по высоте в три раза и имели над собой 12 этажей со стеклянными углами, что должно было создавать визуальный и физический эффект легкости, будто башня парит в воздухе. Также первоначально небоскреб должен был составлять 246 метров в высоту. Однако проект посчитали слишком опережающим время, да к тому же дорогим для его заказчика Уильяма Г. Рейнолдса, который не одобрил первоначальный план Ван Алена. Тогда дизайн и аренды были проданы Уолтеру П. Крайслеру, который работал с Ван Аленом и переделал дизайн небоскреба, добавив несколько этажей; в итоге он доходил до 282 метров в высоту. Так как Уолтер Крайслер был председателем Автомобильной корпорации Крайслер (Chrysler Automobile Corporation), различные архитектурные детали и особенно статуи и горгульи на здании были сделаны в виде продуктов компании Крайслер, например, в виде капотов Plymouth; они представляли собой механический век в 1920-ых годах (смотрите ниже).

Строительство

Строительство началось 19 сентября 1928 года. В общем, было использовано почти 400 000 заклепок и примерно 3 826 000 кирпичей были положены вручную, чтобы создать ненесущие стены небоскреба. Для координации строительства к подрядчикам, строителям и инженерам присоединились и другие эксперты строительных служб.

За некоторое время до своего завершения здание сравнялось со своим главным соперником – зданием Трамп-билдинг на 40 Уолл-Стрит (40 Wall Street), спроектированном Г. Крейгом Северенсом. Северенс увеличил высоту своего проекта и публично заявил, что это самое высокое здание в мире (исключая здания, не полностью жилые, такие как Эйфелева Башня). В ответ на это Ван Ален получил разрешение на строительство шпиля 56,3 метра высотой, который он тайно создавал внутри здания. Шпиль доставляли на место строительства в четырех частях. 23 октября 1929 года нижняя часть шпиля была установлена на купол здания и снижена до 66 этажа. Оставшиеся части шпиля доставили и пристроили к первой в определенной последовательности всего за 90 минут.

Завершение

По завершении 28 мая 1930 года добавленный шпиль здания помог Крайслер-билдинг превзойти Трамп-билдинг и стать самым высоким зданием в мире, а также превзойти Эйфелеву Башню в категории самой высокой нежилой структуры. Это было первое созданное человеком здание выше 305 метров. Удовлетворение и радость Ван Алена наверняка была приглушена отказом Уолтера Крайслера выплатить баланс его гонорара. Менее чем через год после того, как здание было открыто публике 27 мая 1930 года, Крайслер-билдинг перестало быть самым высоким зданием в мире – его обогнало здание Эмпайр Стейт-билдинг, однако Крайслер-билдинг до сих пор остается самым высоким кирпичным зданием со стальной опорой в мире. (Самым высоким кирпичным зданием без стали в мире является церковь святого Мартина в Ландсхуте, основанная в 1389 году).

Собственность

В 2001 году 75% акций здания были проданы за 300 миллионов долларов немецкому филиалу инвестиционного фонда TMW со штаб-квартирой в Атланте. 11 июня 2008 года сообщалось, что Совет инвестиций Абу-Даби ведет переговоры по покупке 75% акций у TMW и 15% акций у Tishman Speyer Properties, а также доли организации Trylons по-соседству за 800 миллионов долларов. 9 июля 2008 года объявлялось, что сделка была совершена, и что теперь Совет инвестиций Абу-Даби владеет 90% акций на здание.

Архитектура

Крайслер-билдинг считается шедевром архитектуры в стиле арт-деко. Отличительное украшение здания было основано на деталях, которые использовались на автомобилях Крайслер. Углы 61-го этажа украшают орлы – именно они изображались на капоте автомобиля Крайслер в 1929 году; на 31-ом этаже в качестве украшений были использованы крышки радиатора автомобиля Крайслер 1929 года. Здание выполнено из каменной кладки со стальной рамой и металлическим покрытием. В целом на данный момент здание имеет 3 862 окна со стороны фасада и 4 линии из восьми лифтов, спроектированных компанией по производству лифтов Otis Elevator Corporation. В 1976 году здание было объявлено национальным достоянием.

Украшение короной

Крайслер-билдинг также известно своей короной, украшающей переднюю сторону крыши. Имеющий семь полукруглых арок террасы, дизайн короны Ван Алена представляет собой крещатый свод, сделанный из семи полукруглых частей с переходными скосами, возведенными один за другим. Покрытия из нержавеющей стали закреплены и скованы в солнечный узор с многочисленными треугольными сводчатыми окнами, переходящими в небольшие сегменты семи узких скосов фасада короны. Сама корона выложена из серебристого металла «Эндуро КА-2» - аустенитной нержавеющей стали, разработанной в Германии компанией Krupp и поставляемой на рынок под названием «Нироста» (немецкий акроним слова nichtrostender Stahl – нержавеющая сталь».

Использование короны

Когда здание первоначально открылось, оно имело галерею, доступную публике, на 71-ом этаже, которая была закрыта в 1945. Теперь этот этаж – самый высокий из всех занимаемых этажей в здании, совсем недавно занимаемый офисной компанией. Частный клуб «Cloud Club» занимал пространство на трех этажах – с 66 по 68, но он был закрыт в конце 1970-ых. Выше 71-го этажа здание представляет собой, в основном, лестницу на шпиль. Эти очень узкие этажи с низким косым потолком служат исключительно для хранения радио и другого оборудования. Телевизионный канал WCBS-TV (второй канал) первоначально вещал с крыши Крайслер-билдинг в 1940-х и начале 1950-х, прежде чем переехать в Эмпайр-стейт-билдинг. В течение многих лет радиостанции WPAT-FM and WTFM (теперь WKTU) также использовали Крайслер-билдинг в качестве своей вышки, но они также переехали в Эмпайр-стейт-билдинг к 1970-ым годам. В данный момент в Крайслер-билдинг нет радиостанций.

Освещение

На шпиле и его украшении есть два вида освещения. Первый - V-образные входы освещения в самом здании. Позднее была добавлена группа прожекторного освещения на кронштейнах осветительных столбов, направленных на заднюю сторону здания. Это позволяет осветить крышу здания огнями различного цвета по особым случаям. Это освещение было установлено электриком Чарльзом Лонднером и его командой во время строительства здания.

Популярность и любовь

За последние годы Крайслер-билдинг продолжает оставаться любимым зданием жителей Нью-Йорка. Летом 2005 года Музей Небоскреба (Skyscraper Museum) в Нью-Йорке попросил 100 архитекторов, строителей, критиков, инженеров, историков и ученых выбрать 10 самых любимых зданий из 25 башен Нью-Йорка. Крайслер-билдинг заняло первое место, так как 90% опрошенных назвало его в десятке любимых зданий.

Отличительный дизайн Крайслер-билдинг вдохновил архитекторов на строительство подобных ему зданий, включая комплекс Либерти Плес Башня 1 (One Liberty Place) в Филадельфии.

Культурное наследие

Являясь одним из символов Нью-Йорка, Крайслер-билдинг «засветился» практически во всех видах искусства – фильмах, фотографии, видеоиграх, живописи, рекламе, музыке, литературе и даже моде, так как выбор проведения различных событий частенько падает на него.

Что касается музыки, на обложке альбома американского певца Мита Лоуфа «Bat Out of Hell II: Back Into Hell's», выпущенного в 1993 году, изображена демоническая летучая мышь, сидящая на крыше здания Крайслер-билдинг. Обложку рисовал Майкл Велан. Крайслер-билдинг широко известно своими «ролями» в кино. Здание появлялось в таких фильмах, как «Столкновение с бездной» (Deep Impact) в 1998 году, в котором небоскреб окружает стена воды, и можно увидеть, как люди на смотровой площадке 61 этажа бегут на другую сторону здания. Башня также появлялась и была уничтожена в фильмах «Годзилла» 1998 года и «Армагеддон», в котором в небоскреб попал метеорит, его шпиль отвалился и упал на землю. В другом фильме «Фантастическая четверка: вторжение серебряного серфера» (Fantastic Four: Rise of the Silver Surfer), когда Джонни Сторм преследует Серебряного серфера по Манхэттену, тот пролетает прямиком через здание Крайслер. В конце фильма Стивена Спилберга «Искусственный разум» (A.I.: Artificial Intelligence) можно увидеть, как Крайслер-билдинг скрылся под водой, когда мехи пролетают на своем корабле мимо руин Манхэттена. В фильме «Человек-паук» главный герой оплакивает гибель своего дяди Бена на одной из горгулий здания.

Крайслер-билдинг также появлялось в многочисленных видеоиграх, таких как Grand Theft Auto IV, в которой его переименовали в «Zirconium Building».

Крайслер-билдинг

Содержание

История здания

Небоскрёб Крайслер был открыт для публики 27 мая 1930.

Необыкновенно элегантен холл, а на вершине здания находилась обзорная площадка, которая через несколько лет была заменена рестораном. Но все эти предприятия перестали окупаться, когда началась Великая депрессия, и бывшая площадка обозрения была превращена в частный «Облачный клуб», откуда можно было увидеть весь Нью-Йорк. Самые верхние уровни здания узкие с низкими потолками, их создавали преимущественно для обозрения снаружи и использовали для радиооборудования и других механических и электрических аппаратов.

В свое время здание подвергалось критике за «легкомысленный» дизайн, отошедший от прямого и функционального модернизма. К примеру, наверху есть громадные серебристые статуи в виде орлов. Но в целом публика принимала здание с восхищением и увлечением и даже давало прозвища, одним из которых было «Красавица Манхэттена». Со временем небоскрёб Крайслер был признан многими как наивысшее архитектурное выражение эпохи 1920-х годов.

В 2007 году комиссия по архитектуре Нью-Йорка определила небоскрёб Крайслера «Самым красивым Небоскрёбом Манхеттена». Оно вошло в десятку красивых небоскрёбов Нью-Йорка, заняв первое место.

В массовой культуре и искусстве

Крайслер-билдинг фигурирует во множестве художественных и документальных фильмов, среди которых: «Армагеддон», «Жизнь после людей», «Ученик чародея», «Секс в большом городе 2», «Клошар», «Люди в чёрном 3», во многих мультфильмах, например: «Человек-паук», «Союз зверей». Кроме того, здание появляется во многих компьютерных играх, среди которых: Parasite Eve, Freedom Fighters, GTA IV и Mafia II.

См. также

Ссылки

23 Marina • 175 Greenwich Street • Ahmed Abdul Rahim Al Attar Tower • Al Hamra Tower • Al Yaquob Tower • APIIC Tower • Central Market Project • China 117 Tower • DAMAC Heights • Diamond Tower Gift • D1 Tower • Dubai Towers Doha • Elite Residence • Emirates Park Towers • Faros del Panamá • Комплекс Федерация • ВТЦ 1 • Gate of Kuwait • Guangzhou Twin Towers West Tower • Башня Индия • Infinity Tower • JW Marriott International Finance Centre • Keangnam Hanoi Landmark Tower • Kingdom Tower • Kingkey Finance Tower • Lam Tara Towers • Lanco Hills Signature Tower • Lotte World Premium Tower • Marina 101 • Меркурий Сити Тауэр • Башня Россия • Northeast Asia Trade Tower • Ocean One • Ocean Heights • Pearl River Tower • Пентоминиум • Princess Tower • Гостиница Рюгён • Международный финансовый центр Пинань • Башня Федерация • Шанхайская башня • Shenzhen Nikko Tower • Sky Tower Dubai • Square Capital Tower • Tianjin International Trade Centre • The Marina Torch • Torre Gran Costanera • Trump International Hotel and Tower •

868 Towers Offices and Hotel • BDNI Center 1 • Busan Lotte World Tower • Dalian International Trade Center • Plaza Rakyat • Songdo Incheon Towers • Tianlong Hotel • Waterview Tower • Xiamen Post & Telecommunications Building • Чикаго-Спайр

  • Ар-деко
  • Сверхвысокие строения
  • Здания и сооружения Манхэттена
  • Небоскрёбы высотой от 300 до 349 метров
  • Небоскрёбы Нью-Йорка
  • Появились в 1930 году

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Крайслер-билдинг" в других словарях:

Крайслер-Билдинг — Координаты: 40°45′06″ с. ш. 73°58′31″ з. д. / 40.751667° с. ш. 73.975278° з. д … Википедия

Крайслер Билдинг — Координаты: 40°45′06″ с. ш. 73°58′31″ з. д. / 40.751667° с. ш. 73.975278° з. д … Википедия

Крайслер билдинг — Координаты: 40°45′06″ с. ш. 73°58′31″ з. д. / 40.751667° с. ш. 73.975278° з. д … Википедия

Эмпайр-Стейт-Билдинг — Координаты: 40°44′52″ с. ш. 73°59′09″ з. д. / 40.747778° с. ш … Википедия

Эмпайр-Стэйт-Билдинг — Координаты: 40°44′52″ с. ш. 73°59′09″ з. д. / 40.747778° с. ш … Википедия

Эмпайр-Стейт-билдинг — Координаты: 40°44′52″ с. ш. 73°59′09″ з. д. / 40.747778° с. ш … Википедия

Эмпайр Стейт билдинг — Координаты: 40°44′52″ с. ш. 73°59′09″ з. д. / 40.747778° с. ш … Википедия

Знаменитый небоскреб Крайслер Билдинг (Chrysler Building), построенный в 1930 году в Нью Йорке на 42-й Стрит, в течение многих десятилетий украшает силуэт крупнейшего мегаполиса Америки и является уникальным памятником архитектуры, символом расцвета индустриального величия США.

«Гонка в небо» или краткая история строительства Крайслер-билдинг

Здание Chrysler Building

Здания Chrysler Building и Chrysler East Building на 42-й Стрит в Нью Йорке. Фото Агентства Vikmar (Викмар) ©

Историю возведения этого всемирно известного небоскреба в СМИ часто называют «Гонкой в небо» (Race to the Sky) в период бурного экономического, индустриального и культурного расцвета Америки в конце «ревущих двадцатых» годов (The Roaring Twenties) прошлого столетия.

«Строительный бум» и растущий спрос на недвижимость в США в это эпохальное время, стимулировали возведение высотных зданий в Нью-Йорке, который олицетворял творческую свободу и индустриальное величие новой Америки.

В 1928 году Уолтер Перси Крайслер, «Человек года» по версии журнала «Time» и владелец крупнейшей автомобильной компании США, приехал в Нью-Йорк, чтобы построить штаб-квартиру для своей корпорации. Но впоследствии его намерения изменились и в итоге он построил «памятник себе» («a monument to me»), как он сам позднее это называл. Для этого он выкупил у Уильяма Рейнольдса (William H. Reynolds), девелопера недвижимости и бывшего сенатора от штата Нью-Йорк, завершенный проект и права на аренду на 84 года земельного участка в Нью-Йорке, на котором планировалось строительство здания «Reynolds Building». Окончательный вариант проекта этого 67-и этажного небоскреба был опубликован в журнале Американского института архитекторов (American Institute of Architects) в августе 1928 года.

Высотное здание «Reynolds Building» предполагалось построить в Манхеттене на углу 42-й Стрит и Лексингтон-авеню (Lexington Avenue), в одном квартале от знаменитого Гранд Централ Терминала (Grand Central Terminal). Проектированием небоскреба «Reynolds Building» в то время занимался американский архитектор Уильям Ван Ален (William Van Alen, 1883–1954). Он родился в Бруклине в Нью-Йорке и завершил свое архитектурное образование во Франции в знаменитой Школе изящных искусств. Свою известность в Нью-Йорке он получил благодаря реализованным оригинальным проектам магазинов «Lucky Strike» и «Delman», а также шестиэтажного здания с рестораном «Childs Restaurants» на Пятой авеню в Манхеттене.

Уолтер Крайслер был ценителем и знатоком архитектуры. Поэтому он предложил Ван Алену разработать новый проект небоскреба Крайслер-билдинг. Талантливый архитектор принял это престижное предложение и выполнил корректировку проекта офисного здания, который он ранее разработал для Уильяма Рейнольдса. Когда стали известны намерения Уолтера Крайслера построить в Нью-Йорке самое высокое здание в мире, началось проектирование и подготовка к возведению еще двух небоскребов в Манхеттене: 70-и этажного здания «Bank of Manhattan Trust Company» (The Trump Building) и 102-х этажной башни Эмпайр Стейт Билдинг (Empire State Building).

Окончательным вариантом проекта Крайслер-билдинг стало 77-и этажное кирпичное здание на основе стального несущего каркаса, общей высотой 1046 футов или 318,9 метров. Небоскреб имел выразительный и стройный силуэт с семиярусной конусообразной «короной» из нержавеющей стали, переходящей в иглоподобный высокий шпиль. На углах уступов здания небоскреба симметрично расположены стилизованные скульптуры из нержавеющей стали (аналоги фасадных элементов типа «гаргулий», прим. ред.), повторяющие форму декоративных украшений автомобилей компании «Chrysler» и образ белоголового орлана, национального символа США.

При возведении небоскреба Крайслер Билдинг, имевшего 77 этажей и общую площадь 111 тысяч квадратных метров, были выполнены рекордные для того времени объемы земляных, общестроительных, монтажных и отделочных работ:

  • При рытье котлована для сооружения фундамента небоскреба глубиной 21 метр, было извлечено 48 тысяч тонн скальной породы и 16 тысяч тонн грунта, что составляет более 60% массы всего здания;
  • Установлены каркасные конструкции из высокопрочной стали общим весом 21 тысяча тонн (по другим данным 30 тысяч тонн, прим. ред.) и 392 тысячи монтажных заклепок;
  • Уложено вручную в стеновые конструкции 3,8 миллиона кирпичей;
  • В здании смонтировано 32 лифта, движущихся со скоростью 900 футов в минуту, или 270 метров в минуту. Это показатель значительно превышал ограничения скорости перемещения лифтов в зданиях, установленных в тот период времени;
  • В помещениях было проложено 750 миль кабельной электропроводки;
  • В здании установлено 3862 оконных блока и 10 тысяч электрических ламп;
  • При выполнении отделочных работ было использовано 4,5 миллионов штук плитки и более 100 тысяч квадратных метров облицовочного мрамора. Общая площадь окрашенных поверхностей помещений небоскреба составила около 3 миллионов квадратных метров.

Благодаря внедрению новых для того времени инженерных технологий, Крайслер-билдинг стал первым в мире небоскребом, помещения которого были оборудованы системой кондиционирования воздуха. Мечта Уолтера Перси Крайслера об обладании самым высоким зданием в мире сбылась 23 октября 1929 года. В этот день на вершине семиярусной короны его небоскреба был установлен 185-футовый шпиль, и высота Крайслер Билдинг превзошла рекорд 60-и этажного здания Вулворт Билдинг (Woolworth Building), одного из первых американских небоскребов, построенного в 1913 году в Нью-Йорке.

В одном из городских мифов Нью-Йорка утверждается, что шпиль небоскреба сделан из металла настоящих колпаков колес автомобилей марки «Chrysler». На самом деле он был изготовлен по указанию самого Уолтера Крайслера из особой марки хромоникелевой нержавеющей стали, произведенной в Германии, и доставленной в Нью-Йорк. Интересно отметить, что установка в проектное положение 27-и тонного металлического шпиля, была выполнена за рекордные 90 минут. По свидетельству очевидцев, сияние стальной «короны» Крайслер-билдинг видно даже с кораблей стоящих на рейде у городской гавани Нью-Йорка.

Общие затраты на возведение высотного здания Крайслер Билдинг составили 20 миллионов долларов США. Торжественное открытие небоскреба состоялось 27 мая 1930 года. И хотя рекорд Крайслер Билдинг, как самого высокого в мире здания продержался всего 11 месяцев, детище Уолтера Крайслера оказалось успешным коммерческим предприятием, а новаторская и оригинальная архитектура здания была удостоена самых высоких оценок в американских СМИ и мировом архитектурном сообществе.

К сожалению, после завершения строительства здания «Chrysler Building» Уильям Ван Ален не смог разделить заслуженную славу своего выдающегося творения. Публичный конфликт архитектора с Уолтером Перси Крайслером отказавшегося оплатить его работу по проектированию и строительству небоскреба, а также последующие за этим судебные разбирательства и десятилетие «Великой депрессии», негативно отразились на творческой карьере Уильяма Ван Алена. Через непродолжительное время он был вынужден завершить свою архитектурную практику и перейти на преподавательскую работу в Институт дизайна изящных искусств в Нью-Йорке (The Beaux Arts Institute of Design in New York).

Несмотря на это, даже спустя многие десятилетия оригинальный образ небоскреба Крайслер Билдинг продолжает оказывать влияние на архитектуру современных высотных зданий мира. Наглядным примером этого является комплекс «Liberty Place» в Филадельфии в штате Пенсильвания, комплекс «The Business Central Towers» в Dubai Media City в эмирате Дубай и многие другие высотные архитектурные комплексы.

Интересные факты о небоскребе Крайслер Билдинг

Вид на Крайслер-билдинг

Вид на здание Крайслер-билдинг и Гранд Централ Терминал в Нью Йорке со стороны Мэдисон-авеню (Madison Avenue). Фото Агентства Vikmar (Викмар) ©

По мнению многих исследователей американского культурного наследия, знаменитый 77-и этажный небоскреб Крайслер Билдинг относится к наименее изученным историческим достопримечательностям Нью Йорка. Вестибюли этого высотного офисного комплекса является единственной доступной частью здания для свободных посещений. К сожалению, многие проектные архивы, имеющие прямое отношение к строительству и декорированию Крайслер Билдинг, в настоящее время полностью утрачены после смены многочисленных владельцев этого легендарного «трофейного» небоскреба.

Вестибюль здания Крайслер Билдинг

Вестибюль или «лобби» здания Крайслер Билдинг в стиле «Ар-Деко» является одним из самых роскошных и дорогих в Нью-Йорке. Его стены облицованы редким марокканским красно-коричневым мрамором с декоративными вставками орнамента из хромированной стали. Потолок вестибюля украшает монументальная роспись Эдварда Трамбулла (Edward Trumbull) «Транспорт и человеческие усилия» (Transport and Human Endeavor). Она была выполнена в 1930 году в сдержанной охристо-золотой палитре в реалистичной манере, оригинально иллюстрирующей «Золотой век авиации и машинной эры». Мягкое и приглушенное декоративное освещение вестибюля усиливает особую образную атмосферу его пространства.

«Облачный клуб» небоскреба Крайслер Билдинг

«Облачный клуб» в Крайслер-билдинг был создан по инициативе американской нефтяной компании «Texaco, Inc.». Эта крупная международная корпорация была намерена арендовать 14 этажей в здании небоскреба и иметь изысканный ресторан для своего руководства. После своего открытия в 1930 году, «Облачный клуб» насчитывал в своем составе 300 персон, представителей политической, промышленной и финансовой элиты Нью-Йорка. На протяжении четырех десятилетий членами этого престижного закрытого клуба являлись владельцы и топ-менеджеры двух сотен крупнейших корпораций США. Интересным фактом является то, что элитный клубный комплекс в Крайслер-билдинг не работал по вечерам и в его состав не входили женщины.

Планировка и дизайн интерьеров «Облачного клуба» стали результатом компромисса между архитектором Уильямом Ван Алленом, приверженцем модернистского направления, и самим Перси Крайслером, имевшего более консервативные взгляды на эстетику роскоши того времени. Именно поэтому в декорировании интерьеров «The Cloud Club» были использованы архитектурные элементы английской готики эпохи «Тюдоров» (Tudor Architecture), Неоклассицизма и Ар-Деко.

Главный вход в «Облачный клуб» располагался на 66-м этаже. Дизайн лифтового холла был выполнен в стиле «Ар-Деко». Пространство этажа было оформлено в сочетании стилей «неоклассицизма» и поздней английской готики Тюдоров, с характерными деревянными дощатыми полами, потолочными балками, коваными люстрами и резными дубовыми панелями на стенах. Главный обеденный зал клуба на 80 мест располагался на 67-м этаже с великолепным панорамным видом южной части Манхеттена, одной из основных изюминок этого элитного клуба. На этом же этаже располагались отдельные столовые Перси Крайслера и главы компании «Texaco», которые были украшены монументальными настенными росписями. В состав вспомогательных помещений клуба входили парикмахерская, хранилище коллекции сигар со всего мира хьюмидор, кухонные и гардеробные помещения.

По примеру «Облачного клуба» в Нью Йорке впоследствии были созданы аналогичные элитные клубные комплексы:

В 1977 году офис и руководство компании «Texaco, Inc.» переехало из Крайслер-билдинг в здание новой штаб-квартиры расположенной на знаменитой «Платиновой Миле» северном пригороде Нью-Йорка в округе Уэстчестер (Westchester County). А спустя 2 года «Облачный клуб» был окончательно закрыт. Более поздние проекты по переоснащению его клубных помещений в ночной развлекательный центр с дискотекой и гастрономический ланч-клуб для банкиров так и не были реализованы.

Квартиры апартаменты в Крайслер Билдинг

В здании Крайслер-билдинг расположено несколько квартир, одна из которых принадлежала самому Уолтера Крайслеру, а в другой жила фотограф Маргарет Бурк-Уайт (Margaret Bourke-White). Также известно, что еще одни апартаменты, расположенные в легендарном небоскребе арендовал врач, более известный как «Небесный стоматолог» (Dentist in the Sky). По свидетельству Дэвида Стравица (David Stravitz), автора книги «Здание Крайслер: создание нью-йоркской иконы день за днем» (The Chrysler Building: Creating a New York Icon Day by Day), сам Уолтер Крайслер редко посещал свои апартаменты, а основное время он проводил в Детройте в штаб-квартире своей знаменитой корпорации.

Обзор подготовлен на основе информации американских СМИ Агентством зарубежной недвижимости Vikmar (Викмар) © Copyright 2019

Читайте также: