Какие катера ходили по оке

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Ока от Серпухова до Нижнего?

Если собираетесь идти вниз по Оке от точки выше Озерского моста (г. Озеры) то первый "подводный камень" - это сам мост. Обслуга моста крайне упертая в плане его разводки для пропуска маломеров. Варианта прохода 2: либо ждать редких проходов судна типа Путейский (а других там мало ходит, так как между Озерами и Серпуховым сильно мелко летом), либо решать вопрос "смазкой". Тут на форуме проскакивал пост о том , что отдавали за проход моста аж 5000 руб, но думаю это просто не смогли договориться. мы прошли за 500 руб
Далее у вас будут 2 шлюза - Белоомутский и Кузьминский. Тут главное иметь регистрационный номер шлюзового договора (сделать заранее в конторе канала им Москвы в Тушино, для маломеров бесплатно), пропускают на ура, мы на пути и туда и обратно шлюзовались совершенно одни, никаких проблем, всё очень радушно, заранее на подходе произвели стандартный радиообмен с диспетчером и всё. Причем на Кузьминском шлюзе при нашем подходе сверху диспетчер перепутал и открыл ворота нижнего бьефа (а камера была заполнена и соответственно ему пришлось спустить воду), тактично по рации сказали ему, что мы сверху:br: , так они там сами с шутками повторили всю процедуру наполнения и нас без проблем прошлюзовали.
На заметку: На Белоомутском перепад высот около 3 метров, на Кузьминском где-то 5 метров. Плавучих рымов нет, швартовые тумбы находятся на удалении метров 5 от привальной стенки, соответственно рассчитывайте длину швартовных концов. Шлюзовые швартовщики всегда помогали нам, когда шли снизу подавали багор, мы на него подавали швартов, так что упражняться с "метанием лассо" не приходилось, повторюсь, отношение персонала шлюзов очень доброжелательное. Да, кранцы не понадобились, в обоих шлюзах сделана привальная обрешетка из бруса 200х200 на всю глубину камеры, очень удобно.

Путь от ВМК "Нептун" (находится прямо под мостом новой Каширской трассы М4) до стрелки Н. Новгорода составил 924 км в один конец.

На пути встречается около 10-12 паромных переправ тросового типа, проблем никаких не было, троса лежат глубоко. Наплавных мостов 5: Сверху вниз: Озерский (г. Озеры), Троицкий (Спасск-Рязанский), Спасский (Спасск-Рязанский), Муромский (Муром), Павловский (Павлово).

По проходу Озерского писал выше, Троицкий и Спасский довольно старые, из армейских понтонных парков, причем Троицкий тонет, на середине стоит мотопомпа, постоянно откачивают воду. Разводной пролет не работает, для прохода судов мост стаскивают БМКшкой прямо с берега:be: Рации на этих 2х мостах присутствуют и даже работают, но ответа на вызов не дождаться - р/с стоит и бубнит в комнате, а работники на улице в домино режутся:ay: так что приходилось приставать к берегу и идти с просьбой разводки пешком
на Троицком нам горько сетовали на тяжесть разводки, но при этом сказали, что не пропустить нас они не имеют права, т.к. все необходимые документы присутствуют. в процессе разводки мост поддавался тяжело, БМК с разгона толкал его, другой с противоположной стороны тянул тросом, в общем апокалипсис, так что видя эти мучения пришлось немедленно выдать персоналу пива на смазку трущихся частей и механизмов:bq: со смазкой дело пошло распрекрасно и на обратном пути нам развели этот мост даже без запроса просто при нашем подходе. Спасский мост находится в более приемлемом тех. состоянии, разводится легко.
Муромский мост - нового образца, высокие пролеты между понтонов, так что бескаютный катер проходит и без разводки, диспетчер всегда на связи, разводят без проблем, к тому же движение на реке в Муроме довольно интенсивное, так что можно просто дождаться разводки для прохода крупного судна.
Павловский мост - также никаких проблем, всегда на связи. нарочито строгий диспетчер, но пропускают без проблем, при проходе обратно мы по собственному почину подвезли на мост пару пива для установления добрых отношений :bs:

По ночевкам: мы оставляли катер в Павлово в ГИМСе, в Муроме на лодочной станции (100 руб/ночь), в Рязани в ВМК (200 руб). В Павлово, Муроме, Рязани можно вызвать такси прямо к месту стоянки катера и уехать в гостиницу, либо множество вариантов ночевки лагерем на природе, типа нашел где красиво, встал. Между Муромом и Павлово налажен просто таки промышленный лов рыбы, снасти стоят и на судовом ходу, лов идет ватагами, когда наматываешь снасти на винт рыбаки не обижаются, зато сильно обижаются, когда чужие начинают поднимать их снасти, в этом случае стреляют с берега - первый раз в воздух, второй по ватерлинии. об этом нас предупредили в наши ребята в Павлово.

Идея для выходных: прогулка на теплоходе.Как я отправилась в путешествие по Оке

Как известно, сейчас туго с путешествиями на далекие расстояния (да и работу никто не отменял), так что мы вовсю пытаемся разнообразить свои выходные и ищем интересные варианты. Ведь до зимы осталось совсем немножко, нужно ловить момент:) Немного поковырявшись в интернете, я нашла путешествия на теплоходе по Оке. Мне подходит!

Информации в интернете очень мало - на сайте порта только цена и маршрут. Ни отзывов, ни подробностей поездки (еда, остановки), ни фотографий. даже билет онлайн нельзя купить ! В наше время это вообще преступление против общества, я считаю:) Но обо всем по порядку, расскажу и о плюсах, и о минусах .

Мы выбрали 7-часовую прогулку по Оке на теплоходе Москвич-1 с остановкой и экскурсией в Поленово (уже потом мы узнали, что экскурсия будет не в Поленово, а только на самом теплоходе).

Порт, с которого отправляется теплоход, находится в городе Серпухов (Московская область). Я живу в Домодедово, к тому же никогда раньше не ездила на машине на такие дальние расстояния, так что пришлось проснуться пораньше:) Теплоход отправляется в 11:00, поэтому в 8:30 мы уже выехали из дома.

Билеты на теплоход

Огромный минус состоит в покупке билета на теплоход ! Онлайн купить нельзя, а продаются билеты только в порту Серпухов в будние дни до 17:00, что для нас, как для не местных, анриал. Осталось надеяться на покупку билета на борту теплохода, по телефону нас заверили, что все будет ок.

По факту, на прогулку пришли очень много людей и 80% из них были уже с билетами . Их пропустили на палубу в первую очередь без вопросов. Потом уже начали продавать билеты остальным людям - осталось 15 мест, а желающих было человек 40! Хорошо, что мы стояли в очереди третьими и все-таки получили билеты. Очень неприятно из-за такой неорганизованности, так как многие люди приехали с других городов и обломались.

Стоимость билета - 1200 р/чел (детям 50% скидка). Дороговато, конечно, но прокатиться хочется!

Маршрут прогулки Серпухов-Поленово-Серпухов

Итак, мы погрузились на теплоход и путешествие началось. У всех были закрепленные за ними места и небольшие столики перед ними. Экскурсовод начала в микрофон вещать исторические факты о Серпухове, Нарве и Оке, а кораблик медленно пошел в сторону Поленово.

Скажу сразу - то, что они назвали экскурсией , нам вообще не понравилось) Женщина просто монотонно рассказывала всякие исторические факты, отдаленно касающиеся местности. Сухо и неинтересно. Мы наслаждались видами реки, ее берегов и одиноких рыбаков! :)

В итоге в Поленово мы плыли больше ТРЕХ часов ! Сначала было интересно, а потом уже скучно:) Но у нас были чипсики, пирожки и прохладительные напитки. Ах да, еще мы на борту покупали мороженое! Стоит заметить, что на борту был дешевый буфет (обычно в таких местах ценник огого, а здесь дешевле, чем в магазине, не знаю, как это работает).

Какие катера ходили по оке

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Владимир Буракшаев

Декабрь 2020
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Линия Серпухов - Сады.
Фото Владимира Буракшаева (с).

Два десятилетия назад, в нашем советском прошлом, на территории Подмосковья
и соседних областей, помимо электричек и автобусов в летнее время действовал
регулярный, общедоступный водный транспорт. Рейсы теплоходов "Москвич", "Москва",
"Луч", "Заря" и "Ракета" осуществлялись в интересах местных жителей на направлениях:
Калуга - Алексин, Алексин - Серпухов, Серпухов - Кашира, Серпухов - Прилуки, Коломна -
Серпухов.

По состоянию водного пути Ока делится на два характерных участка: от Калуги до
Коломны (при впадении р. Москвы в р. Оку) и от Коломны до Нижнего Новгорода.
При добыче в больших объемах песка и песчано-гравийной смеси, а также
производимых речными портами навигационных дноуглубительных работ в русле
Оки произошла посадка уровня реки. Она колеблется от 0,8 до 2,0 м в зависимости
от геоморфологических условий. Поэтому транзитное судоходство на участке от
Калуги до Коломны практически прекратилось. Сегодня судоходство возможно лишь
на отдельных, небольших по протяженности участках реки. Пригородные перевозки
в Московской области остались только на двух маршрутах: Серпухов - Сады - 3 км и
Коломна - Притыки - 24 км. (http://caspynews.ru/news/full/514)

Несколько раз в день от городской пристани Серпухова, у стен Веденского Владычного
монастыря, в свой короткий рейс выходит теплоход "Зуша". Небольшое, проходимое по
мелководью судно, вместимостью 80 человек, развозит местных жителей на дачи,
расположенные на берегу Оки. В пути - две промежуточные остановки. Никаких трапов
и длинных стоянок. Посадка-высадка прямо на песок, кондукторша отрвет от рулона
билет и судно следует дальше. В жаркие летние дни маленькая "Зуша" переполнена:
едут не только дачники, но и желающие порыбачить, позагорать и просто отдохнуть у
реки.

Окское судоходство переживает далеко не лучшие ремена. Услуги Серпуховского порта
так не востребованы, как в советские времена. Помимо этого, есть два прогулочных
рейса: в Пущино и Тарусу. Прогулочных - значит без высадки пассажиров и совсем по
другой цене. Идет перевозка песка, песчано-гравийной смеси, щебня - для потребителей
Москвы, Серпухова, Коломны. В незначительных количествах везут уголь, металл,
в единичных случаях - оборудование для предприятий Алексина и Калуги.

В летний выходной день на причале столпотворение.

Маломестная "Зуша" с трудом берет всех желающих.

В Оку судно выходит по небольшой извилистой Наре.

Ее заросшие кустарником берега не очень подходят для купания, тут вотчина рыболовов.

Тихиходную "Зушу" обгоняют частные катера и яхты.

Мелководье. Растущая из-под воды зелень говорит о колебаниях уровня реки.

Конечный пункт маршрута - Сады. Высадка, посадка, и - едем обратно.

Пассажиры, приобретаем билеты! Всего 22 рубля.

Есть такая работа - не круизы возить, а простых местных жителей.

Ока у города Серпухов.

Не доходя моста, поворачиваем в реку Нару.

Устье Оки и Нары.

Навстречу неоднократно попадаются моторные лодки.

И опять рыболовы.

Вид с палубы: "Зуша" на реке Наре. Места едва хватает разойтись с моторной лодкой.

До свидания, "Зуша"!

Поездка окончена, теперь отправимся смотреть город. Сначала - в расположенный
рядом монастырь, среди паломников известный тем, что в нем находится чудотворная
икона Богородицы "Неупиваемая чаша". Со всей страны сюда стекаются люди
в надежде избавиться или спасти своих родных от пьянства. Затем посещаем мужской
Высоцкий монастырь.

Вид на Введенский женский монастырь.

Высоцкий мужской монастырь.

Вид с горы у Высоцкого мужского монастыря на Кафедральный собор Николы Белого

Частный сектор и каменные "высотки" Серпухова.

В городе много других, менее знаменитых храмов.

Окраина города. Тут можно увидеть мощеную булыжником улицу.

Встречаются водоразборные колонки.

И архаичные номера домов.

В центре самое знаменитое место - Соборная гора. На ней стоял раньше белокаменный
кремль, разобранный в советское время ради. строительства московского метро!
Рядом с земляным валом находится Успенский, Ильинский и Троицкий храмы.

Это только малая часть достопримечательностей, не считая многочисленные музеи,
промышленные здания, особняки.

Круизы по Оке

Круизы по Оке: цены и скидки, расписание 2021 г. Большой выбор круизов по Оке со скидками, а также круизные пакеты с авиа и трансферами представлены в данном разделе сайта компании Круизный Дом.

Отправляясь в круиз по Оке, вы сможете посетить целый ряд интереснейших речных портов России, в которых делают остановки круизные речные теплоходы. В первую очередь, это, конечно, порты центрального региона России, отличающиеся интересными историческими, архитектурными и культурными достопримечательностями. Круиз по Оке – это не только уникальная возможность увидеть сразу несколько городов центрального региона России в одном круизном путешествии, но и узнать много нового - круизные речные компании стремятся разнообразить программу круизов во время плавания, включая в нее развлекательные мероприятия и интересные экскурсии. Вы можете выбрать любой из круизных маршрутов по Оке – и в одном круизе побывать в местах с удивительно красивой природой, посетить интересные музеи и увидеть старинные русские города. Теплоходы в круизах по Оке посещают целый ряд интересных речных портовых городов: Москва, Коломна, Калуга, Рязань, Константиново, Касимов, Муром, Павлово, Нижний Новгород. По Оке ходят почти все самые популярные речные круизные компании России. Маршруты их речных теплоходов по посещению включают самые интересные портовые города региона.

Поиск по выходу круизов из портов Оки

Круизы по Оке

Круизы из Камбоджи, Китая и Лаоса

Круизы из Индии

Круизы из Мьянмы и Бирмы

Круизы из Вьетнама

Порты Оки

Нижний Новгород, Россия

Нижний Новгород, Россия

Что можно увидеть в круизе по Оке

Число маршрутов и видов круизных теплоходов по этому региону достаточно разнообразно – несколько десятков. По Оке ходят почти все самые популярные круизные компании России. Маршруты их речных теплоходов по посещению включают самые интересные портовые города региона. Во время круиза по Оке из Москвы вы можете не только насладиться красотой русской природы, но и речными пейзажами, посетить такие российские порты как Коломна, Калуга, Рязань, Константиново, Касимов, Муром, Павлово, Нижний Новгород. Длительность круизов по Оке очень разнообразна: от круизов выходного дня по Оке до двухнедельных маршрутов, которые включают в себя посещение почти всех самых крупных речных российских портов.

Речной вояж по Оке – это прекрасная возможность сочетать отдых на природе и познавательные экскурсии.

Круизы по Оке из Москвы для пенсионеров можно приобрести со значительной скидкой: специальные цены на речные круизы для людей в возрасте позволяют качественно и экономно отдохнуть в окружении замечательной русской природы на оздоравливающем речном воздухе.

Путешествие по реке Оке не только удобно, так как туристы передвигаются по сути на комфортабельном плавучем отеле и каждый день посещают новый речной порт, но и выгодно экономически. Очень часто речные круизные компании предлагают дешевые круизные путевки или устраивают сезонные распродажи круизных билетов. В спецпредложениях цена круизов по Оке может быть существенно снижена – туристам остается только внимательно следить за круизными акциями.

Большая часть российских портов отличается друг от друга своей историей, неповторимыми архитектурными и природными красотами. Например, в небольшой деревеньке Константиново расположен знаменитый Государственный музей-заповедник С.Е. Есенина.

Нижний Новгород расположен на слиянии Оки и Волги – необыкновенно красивую панораму можно увидеть прямо от Кремля.

Считается, что именно в Муроме родился древнерусский богатырь Илья Муромец – в городе есть памятник сказочному персонажу и громадный пень, оставшийся от векового дуба, который по легенде срубил богатырь.

Когда поехать в круиз по Оке

В холодное время года, когда российские реки стоят подо льдом, речная навигация закрыта. В речной круиз по Оке из Нижнего Новгорода или Москвы можно поехать с апреля по октябрь. Для путешествий по центральному региону России лучше выбирать самые теплые месяцы – умеренно-теплый российский климат одинаково хорош для купания в речках и осмотра достопримечательностей.

Речные круизы делают так называемые «Зеленые стоянки» - остановки в красивых маленьких портах или бухтах, где туристам предлагается просто позагорать, искупаться, поиграть в активные игры на свежем воздухе, купить сувениры на местных рыночках. Если вы любите понежиться на солнышке и хотите ощутить всю прелесть речных пляжей, лучший период для круизного отдыха - лето. Именно в эти месяцы круизные компании предлагают наибольшее число туров разной продолжительности в круизах по Оке. Речной климат просто идеален для здорового отдыха на природе!

Какие теплоходы ходят по Оке

Многие крупные круизные компании организуют круизы по Оке из Нижнего Новгорода или Москвы. Они отличаются в первую очередь в стоимости и уровне сервиса. Что касается портов захода – они одни и те же у всех операторов. Маршруты по Оке отличаются длительностью от 2-3 дней до 10 и более дней с заходом в самые интересные прибрежные города, например, Муром, Касимов, Рязань.Круизы по Оке предлагают такие речные круизные компании как Мостурфлот, Инфофлот, Гама.

Круизный Дом – российский туроператор, предлагающий круизы 13-ти самых популярных речных круизных компаний разного класса: класса эконом, класса стандарт, класса премиум и класса люкс. Круизный Дом предлагает не только купить круизную путевку на любой речной круиз по Оке, но и оформить онлайн сразу полный круизный пакет с авиаперелетом, с трансферами, с экскурсиями, что намного выгоднее и дешевле (до 15%) по сравнению с выбором одной круизной услуги. Оформление полного круизного пакета по Оке онлайн – это возможность получить выгодную цену на круиз по Оке и другим рекам России.

Разнообразные возможности для увлекательного времяпровождения предлагают все речные теплоходы на борту: обязательно проводятся развлекательные программы, во все маршруты включены обзорные экскурсии по городам следования, в стоимость круизов включен разный тип питания: от трехразового до "только завтрак". Выбирая теплоход, обращайте внимание на наиболее комфортабельные корабли с высочайшим уровнем сервиса – Княжна Виктория, Александр Грин, Михаил Шолохов, Принцесса Анабелла, Михаил Булгаков, Александр Бенуа, Андрей Рублев, Тихий Дон.

Ходили по Оке «Ракеты»

В декабре этого года исполняется 100 лет со дня рождения Р.Е. Алексеева – советского кораблестроителя, создавшего быстроходные суда на подводных крыльях. «Ракета», пожалуй, самая распространенная модификация таких пассажирских лайнеров. Мы помним их на Оке.

25 августа 1957 года в свой первый эксплуатационный рейс из г. Горького в г. Казань совершил пассажирский теплоход на подводных крыльях «Ракета». В Рязанском порту перевозки пассажиров этими теплоходами были освоены 55 лет назад, в 1961 году, на маршруте Рязань – Касимов. Капитаном нового теплохода «Ракета-33» стал опытный судоводитель Александр Тихонович Чеботов, капитаном-дублером – Владимир Иванович Дорофеев, механиком – Константин Иванович Громов. А.Т. Чеботов родился в 1916 году в г. Мышкине Ярославской области. Окончил Рыбинский речной техникум, работал на Оке, с 1949 года – на пристани Рязань. Он в числе первых осваивал совмещение профессий судоводителя и механика, был награжден медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», «За трудовую доблесть». На борту подчиненного ему теплохода размещалось 66 пассажиров, судно развивало скорость 60 кмчас, имело двигатели мощностью 900 лошадиных сил. Летом теплоход отправлялся из Рязани в Касимов утром, обратно – вечером. «Ракеты» доставляли пассажиров и в есенинское Константиново. Линию Касимов – Горький обслуживали суда, приписанные Дуденевской РЭБ (ремонтно-эксплуатационная база) флота Московского речного пароходства.

В процессе эксплуатации скоростных судов не обходилось без происшествий. Так в сентябре 1971 года теплоход «Ракета-2», следовавший из Касимова в Рязань, сел на мель, гребным винтом коснулся грунта – из-за недостаточной глубины судового хода. Теплоход резко затормозил и встал, один из пассажиров повредил ключицу.

В навигацию 1972 года в порту находилось три теплохода на подводных крыльях – «Ракета-2» (экипаж – В.И. Дорофеев, А.Г. Алексеев, А.А. Зотов), «Ракета-140» (экипаж – П.Г. Максюков, А.П. Зуев, В.М. Зайцев) и «Ракета-156» (экипаж – В.Т. Жилин, Н.И. Щербаков В.П. Игнатов). В 1973 году «Ракета-2» была передана Рыбинскому порту. В 1975 году на место «Ракеты-156» пришла «Ракета-53», капитаном которой стал В.Т. Жилин. В 1976 году пришло время заменить «Ракету-140» на теплоход «Ракета-59», капитаном которой вновь стал П.Г. Максюков.

Навигация 1982 года стала последней для теплоходов на подводных крыльях в Рязанском порту, так как стоимость поездки из Рязани в Касимов по реке стала в два с лишним раза дороже, чем поездка по асфальтовой дороге на автобусе.

В то время, когда ходили по Оке из Рязани в Касимов «Ракеты», начальником Рязанского порта был Николай Дмитриевич Кутузов, много сделавший для улучшения его работы. Он родился в г. Городец Горьковской области в 1923 году. После окончания ускоренных курсов Саранского военного пехотного училища ушел на фронт. В 1944 году был ранен и демобилизован, учился в Горьковском институте инженеров водного транспорта и с 1951 года работал в Рязани. В 1970 году он стал начальником Рязанского порта. Николай Дмитриевич неоднократно избирался депутатом райсовета, стал почетным работником речного флота РСФСР, заслуженным работником транспорта РСФСР, награжден орденом «Знак Почета». Умер Н.Д. Кутузов в 1988 году.

Расскажу о том, что удалось узнать о других судоводителях «Ракет». Сергей Николаевич Илюхин был первым помощником механика на «Ракете-140», потом стал капитаном-наставником и работал в этом качестве до ухода на пенсию.

Владимир Михайлович Зайцев родился в 1941 году в деревне Торбаево Кораблинского района. В Рязанском порту работал с 1962 года после окончания Касимовского индустриального техникума. Работал Владимир Михайлович на командных должностях на теплоходах «РТ-378», «Заря-82», «Окский-68», «Ракета-140». Стал капитаном-наставником, ему присвоено звание «Ветеран порта», имя его занесено в Книгу почета.

Анатолий Александрович Зотов без отрыва от работы окончил Ленинградский институт водного транспорта, работал главным инженером в Рязанском районе гидросооружений Управления Канала имени Москвы.

Работавший капитаном на пассажирских судах «Ракета» с 1969 года Владимир Тимофеевич Жилин родился в 1937 году в Саранске. По окончании в 1955 году училища работал рулевым на пароходе, потом стал штурманом и капитаном. Заочно окончил техникум речного транспорта и Рязанский пединститут. С 1978 года В.Т. Жилин работал в Государственной речной судоходной инспекции Московского бассейна.

Анатолий Павлович Зуев работал на «Ракете-140» с 1967 года, а вообще – на судах Рязанского речного порта с 1961 года. Был мотористом-рулевым, помощником механика. В 1972 году ему было присвоено звание «Лучший капитан-механик Министерства речного флота». С 1974 года Анатолий Павлович работал мастером механического участка Рязанского речного порта, более десяти лет был председателем профкома, победителем социалистического соревнования.

Евгений Николаевич Назаров и сейчас работает в Рязани капитаном теплохода «Речной-93», а когда-то был рулевым-мотористом теплохода «Ракета-2» и в 1973 году стал лучшим рулевым-мотористом Рязанского речного порта, его имя было занесено в Книгу почета порта.

Капитаном последней в Рязанском порту «Ракеты-59» был Владимир Васильевич Кирцов, сейчас он на пенсии.

Опустела река Ока без теплоходов на подводных крыльях. Рязанские речники и многие рязанцы с грустью вспоминают о том, как они мчались по Оке на «Ракете».

Ни баб, ни рыб. Как я сплавлялся на надувной лодке по Оке


В детстве я проводил много времени над географическими картами. Я мысленно путешествовал по разным странам, плавал по рекам, а также по озёрам и вдоль морских побережий, огибал мысы с одинокими маяками, заходил в глубокие фьорды. Я мечтал о своей яхте, или хотя бы лодке. Но время шло, я вырос, повзрослел и стал довольно мрачным типом. Основную часть моего времени занимала сразу же надоевшая мне работа, оставшуюся часть – алкоголь. Мечта о яхте-ну-или-хотя-бы-лодке всё отодвигалась в неопределенное будущее… и растаяла уже практически совсем. Пока в моей жизни не появилась Она!

Здесь я заранее прошу прощения у своей жены. Пусть она, благоразумная женщина, не читает дальше, закроет эту страницу и пойдет приготовить мне ужин. Я люблю тебя, дорогая. Но здесь, в этом тексте речь пойдёт о надувной лодке. Это – Она, которую я люблю не меньше своей любезной супруги. Ведь я хотел Её с детских лет, и всё-таки Она стала моей. Я расскажу вам, как это случилось. И пусть примолкнут внештатные острословы, если у них появилось сейчас желание острить на эту тему! В наше время, когда устои расшатаны и скрепы вконец проржавели, смеяться над человеком, признающимся в любви к резиновой лодке, вам, должно быть, кажется забавным и безопасным. Ну и чёрт с вами, смейтесь! Однако послушайте мою историю.

Первое путешествие

Лодку Voyager 500 я купил в спортивном магазине четыре года назад. Я принёс её домой и полез в интернет — смотреть географические карты. Наметил сразу пять или шесть возможных маршрутов. Лодку расстелил на полу, надул, лёг в неё и заснул. Через полтора часа проснулся, свернул лодку обратно и убрал под кровать. Там она провела два года.

Спустя два года после покупки я решил попробовать свои силы и отправился с лодкой на Истринское водохранилище под Москвой. Я очень хотел взять жену, но та в последний момент отказалась. Тогда я взял побольше бухла и поехал один.


Первое фото лодки, еще безымянной

На водохранилище я прибыл уже сильно навеселе. Насос сразу же сломался, и надувать корабль пришлось своими собственными лёгкими. Я довольно быстро справился с этой задачей, возрадовался, выпил ещё немного и вышел в своё первое плавание. Нет, меня не одолела морская болезнь, но я почти ничего не помню из этого короткого путешествия. Только то, что быстро стемнело, я заночевал в лодке где-то на берегу, проснулся один на пустынной песчаной косе, без бухла, и стало очень холодно. Так что я почёл за лучшее быстро-быстро вернуться домой, в зону комфорта.

Этот неудачный опыт научил меня тому, что употреблять алкоголь в плавании не следует совсем, а вот что действительно необходимо – так это вести бортовой журнал, то есть записывать всё, что происходит со мной в путешествии. А ещё – что моей лодке нужно имя. И оно было ей дано!

«Гештальт»

Второй мой поход начался 1 июля 2018 года в 10 часов утра из деревни Полухтино, что в Касимовском районе Рязанской области. Здесь, в этой деревне я провёл часть детства и сюда же вывёз свою лодку, когда осознал, что пылиться под кроватью в Москве ей совершенно незачем. Первые пять километров до реки Гусь были преодолены на удивление легко. Достигнув реки, я наполнил питьевую канистру водой из родника и вышел на точку старта — небольшой пляж в том месте, где гусевскую долину пересекает линия электропередачи.


Были встречены братья по разуму: мужчина с сыном на лодке «Романтика». Они рыбачили и ловили раков.

Сразу же возникла проблема сильного встречного ветра. Там, где глубина позволяла плыть, приходилось отчаянно работать веслами. На подходе к селу Погост задуло так, что лодку, несмотря на все старания, стало сносить против течения. Пришлось побурлачить, но недолго. В Погосте успешно преодолел препятствие — старый низкий деревянный мост, забитый корягами. Проскочил.

В нижнем течении Гуся «Гештальт» шел хорошо, но в самом устье пришлось вновь побороться с ветром. Близость Оки и радовала, и тревожила. Но вот и она!


После узкого Гуся Ока кажется морем. Барашки на волнах говорили о том, что плавание будет сложным, а все прежние ухищрения показались плесканием в бассейне. Отдохнув на стрелке, где самый ветродуй, я решился продолжать путь.


Привыкнув к простору и убедившись, что Ока мне по силам, я решил сделать остановку. Выйдя на берег у деревни Аниково, я обратил внимание на мешок с дровами, оставленный, видимо, кем-то из рыбаков про запас. Я решил, что не нанесу слишком большого ущерба, если прихвачу несколько поленьев (выбрав те, что без гвоздей). Таким образом, «Гештальт» принял на борт запас дров. За этой удачей сразу последовала и другая — ветер стих, и моя скорость увеличилась. Чуть больше скорости пешехода, но меньше, чем у велосипеда.

А еще больше внимания я обращал на предгрозовое небо. Но видно, мой запас везения в этот день был велик: гроза прошла мимо, даже не зацепив дождем, и река успокоилась совершенно. Я стал задумываться о ночевке.

Возле села Малеево Ока поворачивает к востоку, и на левом берегу я нашел отличную стоянку. Оставив лодку внизу, поднялся по крутому склону, где под дубами обнаружил несколько кострищ (тут и пригодились реквизированные дрова) деревянный стол со скамьями, пружинный матрас и, к сожалению, помойку. Свой собственный мусор я решил везти с собой (его, впрочем, оказалось не так и много).


Наконец, взошла луна, и семья ежей (видимо, питающаяся на упомянутой помойке) решилась подойти к моему матрасу поближе, чтобы узнать, нет ли у меня чего. Метнувшегося в кусты от моего крика ежа я опознал по его нелепой походке. И сразу же уснул.

Проснулся я от мысли о том, что все бы отдал за нормальную человеческую постель. Так же ясно стало, что нужно продолжать путь. Доев свои макароны с тушенкой, я покинул гостеприимный матрас, и вовремя: как только я стал загружать вещи в лодку, на берегу появились дикари. Молодые люди, в подпитии после футбольных побед, решили порыбачить и выбрали именно эту стоянку. Церемония передачи места с матрасом была недолгой. Рассвет я встретил на воде.


Было очень тихое утро, плескала рыба. Справа я оставил село Телебукино, слева тянулись низкие, заросшие ивой берега. Возле Крутого Яра Ока заворачивает к северу. Появились рыбаки в лодках. Промычало стадо коров. Пока я раздумывал, может ли корова переплыть реку, впереди в дымке показался касимовский автомобильный мост.

Я сделал остановку и докурил остатки табака. Предстоял решающий отрезок пути. По мере того, как приближался мост, нагнеталась жара. Тело горело. Мост вблизи поражал своим гигантизмом, но касимовские рыбаки не обращали на него никакого внимания. До самого Касимова оказалось еще очень прилично — дотянуть помогла известная песня. Наконец, «Гештальт», обогнув высокий дебаркадер пристани, причалил на городском пляже. Его первое большое путешествие окончилось.

Ни баб, ни рыб

Следующий поход на лодке по реке был намечен ещё зимой — на улице лежал снег, а я уже продумывал детали плавания. Маршрут оставил прежний, опробованный в прошлом году. С тоской ждал отпуска, считая дни, отделяющие меня от речной навигации. И вот я в деревне. Но обстоятельства сложились так, что тряхнуть стариной немедленно по прибытии в этот комариный край не получилось. Должна была пройти неделя, прежде чем я смог выйти в поход.


За это время, впрочем, я успел подготовиться. Составил список нужных вещей, что я беру с собой. Слово «нужных» подчеркнул. Съездил в Касимов и купил бинокль. Зачеркнул слово «нужных», написал — «необходимых». Бинокль авансом был отнесен к их числу. А также палатка, спальный мешок, удочка с набором блёсен, канистра на 10 литров для питьевой воды, ещё одна небольшая фляга для питья, походная миска для приготовления еды, ну и сама еда: две банки тушёнки, крупы (гречка и рис) в пакетиках, восемь варёных яиц и четыре свежих огурца, несколько кусочков хлеба, соль. Да, ещё термос с чаем, запас сухой заварки и шоколад. Всё это было уложено в рюкзак, где ещё поместился комплект сухих вещей в непроницаемом мешке, а также разные (необходимые!) мелочи, как-то: нож, столовые приборы, зажигалка и бумага для растопки, пакеты для мусора. Тетрадь для записей, ручка и ещё один блокнот, в котором я веду дневник. Телефон для связи и деньги в непромокаемом пакете – на дорогу обратно. Что-то ещё? Ах да, лодка.

Лодка, сложенная в отдельный рюкзак – самая тяжёлая часть снаряжения. В прошлый раз я нёс её на себе и, прямо скажу, горевал. Ещё пришлось надеть спасжилет – лёгкий, но способствующий чрезмерному потоотделению. Теперь я чувствовал себя, как Королёв, снаряжающий ракету для Гагарина, как для самого себя. «Что хочешь делай, а вес мне ещё дай», — говорил главный конструктор советских ракет своим подчиненным, имея в виду, конечно, облегчение массы оборудования (это я прочитал в мемуарах Чертока). Моя «ракета» весила столько, что один раз поднять её было нетрудно, но нести на расстояние больше километра – уже слишком. И потом – как же я понесу ещё один рюкзак и остальное? Выход из положения был найден в последний момент перед стартом: есть же тележка! Погрузив на неё лодочный рюкзак со спальным мешком, я мог нести вещевой ранец на спине, удочку с пустой канистрой в одной руке, и ещё оставалась одна свободная рука – отбиваться от настырных насекомых! Да, чуть не забыл средство от комаров. На этом я счел свою экипировку почти идеальной. Последним компульсивным движением в боковой карман одного из рюкзаков запихнул зонтик — из принципа «когда берёшь зонт, дождя не будет» — и ведь сработало! Накануне выхода над деревней прошла гроза, и толкователи погоды не сулили ничего определенного. Я решил, будь что будет, прогулка под дождём — тоже опыт, и с песней отправился к реке Гусь.

Один час ушёл на дорогу к реке — тележка не подвела, тросики отлично держали поклажу – и ещё один час — на последние приготовления. Наполнил ёмкости водой из источника, надул лодку, а на пустую тележку погрузил дрова, собранные тут же, на берегу — в основном это были высушенные солнцем обломки речных коряг. Позавтракал. Наконец, 7 июля 2019 года в 10 часов 10 минут утра «Гештальт» был полностью готов идти в свой второй речной поход (пьяный дебют Истринском водохранилище не в счет). Над долиной Гуся, высоко в небе был замечен парящий орёл — я счел это хорошим напутствием.


Далее привожу записи из моего бортового журнала.

7 июля, 10.25 – Выход на р. Гусь. Погода облачная, переменчивая. Кучевые облака. Как и в прошлый раз, сел на мель на перекате. Увлёкся селфи и повернул не в тот рукав. Провёл пешком.

11.30 – Остановка у о. Ивановского (он же о. Ивистый) для купания. Нагишом, ведь кругом никого. Ветер слабый, лодку почти не сносит. Тележка с дровами на носу прибавляет ей устойчивости.

12.30 – Остановка у села Погост. Второй завтрак и купание. Звонок жене. Осмотр местной церкви в бинокль: на колокольне замечены каменные изваяния. Интересно, кого изображают эти фигуры?

12.45 – Успешно прошёл под низким деревянным мостом у Погоста. Пространство между сваями забито речным сором, но уровень воды высокий, проскочил. Кажется, препятствий до Касимова больше не будет?


13.25 – А вот и нет! При прохождении порогов в нижнем течении Гуся пропорол днище (одну надувную камеру из трёх). В прошлом году я прошёл здесь нормально и совсем забыл про эти камни. А зря! Беспечность: кэп заранее слышал шум порогов, но решил пройти на авось, вместо того, чтобы выйти из лодки и провести её с берега. Теперь дно лодки сдувается, на борту царит смятение. Но воды внутри нет.

13.35 – Стоянка в устье Гуся для осмотра и ремонта лодки. Так и есть – два пореза под капитанским седалищем. Есть комплект для ремонта, но клея в тюбике слишком мало для такой прорехи. Досада, что не включил в число необходимых вещей запас водостойкого клея. Увы мне грешному, увы окаянному!

14.15 – Ремонт окончен в связи с израсходованием клея. Заплата оказалась бесполезной – несмотря на различные заговоры, камера пропускает воздух. Однако принято решение продолжать поход по Оке на двух основных бортовых камерах. В путь!

14.20 – Вышел в Оку. В небе сразу два орла! Ветер свежий, попутный — подгоняет вниз по течению. По-прежнему переменная облачность. Солнце не жарит.

Около 15.00 и 16.00 – Две остановки по естественной потребности. Пополнен запас дров. На левом, ближнем ко мне берегу много туристов и рыбаков. Но я не тороплюсь со стоянкой, ещё полно времени. Разглядываю в бинокль окоём.


16.40 – Высадка на безымянном островке из намытого песка посереди Оки. Общение с чайками и ещё с другими птичками, которые быстро бегают по песку и пищат. Наверное, песчаные пискуньи. Обнаружены гнёзда этих речных птиц, в каждом по 1-3 маленьких пятнистых яиц. Решил не разорять, не зря же они пищат, теперь ясно о чём. Пусть живут птенцы, а у меня запас еды свой имеется. Разговор с мамой по телефону. Купание, нанесение надписей на песок, фотографирование. Водружение национального флага с присвоением островку моего скромного имени. Острову Круга быть!

17.30 – Кажется, собирается дождь с грозой.

17.40 – Высадка на стоянку Дубовый берег. Ура, здесь никого! Прошлогоднего матраса нет, зато есть дрова. Вместе с моим запасом можно топить всю ночь.

18.30 – Выгружены вещи, установлена палатка, помыта лодка. Начинаю разводить костёр. Дождь так и не собрался.

20.00 – Окончен ужин. Ведение журнала. Чай.

20.30 – Подготовлена рыболовная снасть. Полтора часа ловил на блесну с берега – ничего.

22.00 – Купание в реке под луной. Ну, вы понимаете.

22.40 – Устроился на ночлег в домике. Шум листвы — сначала принял его за дождь. Выглянул перед самым сном — всё сухо.


Записи второго дня похода носят более отрывочный характер. Приведу здесь сначала их, а потом уже — свой комментарий по поводу всего путешествия.

3.45 – Проснулся. Вылез и сразу же залез обратно.

4.00 – Окончательный и решительный подъем. Приготовление завтрака.

5.00 – Подготовка к отплытию.

5.25 – Покинул Дубовый берег. Рыбалка у Телебукино. Ноль рыб поймано.

7.40 – Остановка после Крутоярского, в виду Касимовского автомоста. Снова рыбалка. Много других рыбаков, но ни одной юной купальщицы. И опять – ни рыбы, ни женщин. Эх!

Около 9.00 – Жарко, солнце палит вовсю. Компресс из мокрой футболки на голову, всё тело закрыто (учтён печальный опыт прошлых лет). Последняя попытка кого-то поймать под опорами автомоста.

10.30 – Прибытие в Касимов.

11.30 – Упаковка лодки и пожитков окончена. Антистапель ок! Правда, не без некоторого подтупливания.

12.00 – Обед в таверне «Нож и вилка». Самая вкусная шаверма!

12.40 – Прибытие с проклятой тележкой на автовокзал.

13.05 – Отбытие в Полухтино автобусом спецкласса с курящим водителем.

Около 14.00 – Прибытие в Полухтино. Последняя пара километров – пешком. Частые остановки для того, чтобы перевести дух. Но мы сделали это!

В целом, второй поход дался мне намного легче, чем в прошлый раз. Я уже не лежал пластом в касимовской гостинице остаток второго дня, чтобы ввечеру выбраться в аптеку за целебными мазями и в магазин за портвейном, чтобы не так страшила первая ночь на суше. В этот раз я пил только чай в прохладное время и воду в жару. Страхов по поводу предстоящих трудностей стало намного меньше, а оставшиеся притупились. Не было паники ночью. А в эпизоде с порогами на Гусе и порезом лодки я даже проявил некоторое безрассудство. Но это дало и лодке проявить себя: «Гештальт» показал значительный запас плавучести! На сдутом днище мне стало даже удобнее сидеть, меньше приходилось скрючивать ноги. А потом я и вовсе забыл о сдутой камере и выходил на самую середину Оки.


О рыбалке. Когда-то мы разговаривали с одним другом о разнице между рыболовом и рыбаком. Она ведь есть, не зря же в русском языке это два разных слова. Рыболов – это тот, кто ловит рыбу, самое важное для него – улов и только улов. Рыбак же – тот, кто сосредоточен на самом процессе ужения рыбы. Для него важна не цель — хотя она должна наличествовать — а путь. Его взгляд обращен не на поплавок, а внутрь самого себя. Он входит в мир рыб в метафизическом смысле слова и сам становится рыбой. Благословенна катушка спиннинга его! Такие люди нередко отпускают пойманное – рыболов этого не поймёт. В общем, что касается меня, я ничего не поймал и остался этим очень доволен.

Наконец, о женщинах. Я не встретил ни одной. Хотя вовсю использовал бинокль, изначально предназначенный для лучшего поиска ориентиров и расширения пространства окоёма. Однако обнаженные купальщицы на пляж так и не пришли. Но может быть, в следующий раз?

Жена моя! Ты, конечно, прочитала всё это, хотя я и предупреждал тебя этого не делать. Но ты женщина образованная и должна понимать разницу между художественным текстом и документальным описанием событий. Между личностью автора и его лирическим героем (тьфу, все школьные годы долбали меня этим «лирическим героем», и вот только сейчас я понял, для чего он на самом деле нужен!). Так вот, обнаженные купальщицы, конечно же, здесь продукт воображения лирического героя. Не было никаких купальщиц! А то, что они отсутствуют даже в художественном повествовании, свидетельствует тебе о моей всегдашней любви и преданности. Но любить можно не только женщину, не правда ли? Можно, например, любить лодку. Ведь она всегда ждёт меня и никогда ни в чём не упрекнёт…

Пароходства на Оке


Путеводитель В. Н. Добрынкина «Муром прежде и теперь», выпущенный в 1903 году, сообщал, что первым судном, прошедшим мимо Мурома, был буксирный пароход «Касимов» касимовского купца Д. С. Баркова. Было это в 1845 году.

Прибытие парохода было целым событием, горожане приходили посмотреть на судно и считали такое событие достойным отметки в дневнике. Так купец В. М. Емельянов записал: «В 1856 году в Муроме был 1-й раз пароход под названием «Скороход», шел на Выксу принять клад, народа собралось до 5000 человек, набрав пассажиров человек 12 прокатил и ставши на мель возвратился обратно через 24 часа».

С тех пор пароходов на Оке прибавилось: в 1859 г. в свой первый рейс из Мурома в Нижний Новгород отправился буксирный пароход «Илья Муромец», построенный в Выксе по заказу купца Г. Д. Зворыкина, «и шел целую неделю». В 1860-х годах рейсы по Оке стали более регулярными. Их осуществляли пароходы купцов А. Я. Бородачева из Выксы, Куракина, муромского купца Н. В. Зворыкина, москвича И.В. Колчина. Пароходы последнего «Друг» и «Радость» отправлялись в Нижний Новгород два-три раза в неделю и прибывали туда на третий день. В 1869 г. линию по Оке открыло Общество «Самолет». Его пассажирские пароходы с названиями мифических водных существ «Нимфа», «Нереида» и «Ундина» проделывали путь от Мурома до Нижнего Новгорода за двое суток.

В 1872 г. по верхней Оке, между Касимовым и Рязанью, начал ходить пассажирский пароход «Дмитрий Донской», принадлежавший крестьянину села Ерахтур Касимовского уезда Рязанской губернии А. В. Качкову и его партнеру А. П. Самгину. Вскоре ими был приобретен второй пароход — «Касимов». В 1873 г. начались ежедневные рейсы Рязань-Касимов, а вскоре их пароходы начали ходить до Нижнего Новгорода. В 1881 г. А. В. Качков выкупил пароходы и пристани компании «Самолет» и последняя перестала работать на Оке.


А. В. Качков и А. П. Самгин

Остальные пароходчики попытались задушить конкурента ценой, понизив ее вполовину от Ватажек до Нижнего Новгорода. Гладков так же понизил цену. Еще одна неприятность его ждала в Нижнем Новгороде. Чтобы подойти к пристаням при понижении уровня воды, пароходства строили деревянные мостки. Гладков, чья пристань располагалась рядом с пристанью конкурентов, предложил пароходствам войти в долю, но они отказались. Тогда Гладков договорился с соседями по берегу - купцами Башкировыми, от мельницы которых был построен такой же помост и продлил его до своей пристани. Помосты оказались рядом и пассажиры стали пользоваться обоими, не разбирая, где чьи пароходы. Конкуренты поставили посредине своего кассу и двух матросов, но в конце концов возник скандал и губернатор распорядился кассу убрать.

О Гладкове вспоминала Н. П. Вощинина-Киселева, его внучка:

В 1889 году было учреждено «Товарищество по реке Оке», которое объединило касимовцев А. В. Качкова, А. П. Самгина, А. Я. Бородачева, К. К. Штейерта, Н. В. Кленова с принадлежавшими им пароходами «Густав Струве» и «Император Александр III», построенными на Коломенском заводе, и муромского купца Н. В. Зворыкина с пароходом «Ярославль».

К концу 1890-х гг. «Товарищество по Оке» прекратило существование. Качков учредил пароходство«Потомственного почетного гражданина А.В. Качкова». 13 декабря 1904 г. он скончался и предприятие перешло к сыновьям Ивану и Василию под названием «Товаро-пассажирское пароходство на Оке, Москве и Клязьме В.А. Качкова и наследников».

В 1906 году они открыли буксирное пароходство между Москвой и Нижним Новгородом и товарно-пассажирское от Рязани до Москвы, а с 1911 года пошли по Клязьме. В 1916 году в пароходстве Качковых работали 10 пароходов американского типа, 2 полуамериканского, 1 товарный, 4 буксирных, 25 пассажирских дебаркадеров, около 20 баркасов и барок, затон в Касимове, имелись собственные склады в Москве на Комиссариатской набережной.

Еще одним пароходовладельцем на Оке был муромский купец К. Н. Зворыкин (пароходная компания «Зворыкин и Кo»). Пароходством он владел с 1905 года. Его компаньоном был К. А. Зворыкин. Контора пароходства в зимнее время находилась в доме К. А. Зворыкина на улице Никольской (современная Первомайская, 4). Штат конторы был немногочисленным, в него входили бухгалтер и двое конторщиков.

Товариществу первоначально принадлежало 4 парохода: «Владимир», «Зворыкин», «Николай» и «Ярославль», затем «Владимир» и «Ярославль» были проданы.


В. К. Зворыкин (слева) на палубе теплохода.

Сын К. А. Зворыкина, будущий изобретатель телевидения, Владимир, писал в воспоминаниях:



Пристани в Муроме

Читайте также: