Камаз разработает карьерный самосвал грузоподъемностью 220 тонн

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

КамАЗ создаст самосвал грузоподъемностью в 220 тонн

КамАЗ намерен создать линейку карьерных самосвалов с грузоподъемностью в диапазоне 30-220 тонн. Проект получил название «Юпитер» и на него уже выделяется финансирование от государства. Такие машины вполне могут заменить БелАЗы.

Источник фото — kamaz-bauman.bmstu.ru

Финансирование

По данным от издания «Бизнес Online», федеральный бюджет ассигновал на разработку «Юпитера» 400 000 000 рублей. В результате завод должен создать 4 типа самосвалов с разной грузоподъемностью:

Такое решение даст возможность отказаться от импорта карьерных самосвалов.

Машины

Сейчас завод проводит испытания крупных самосвалов – это 5-осные «Атланты» на 60 тонн, которые в значительной степени унифицированы с простыми КамАЗами. Впрочем, согласно проекту «Юпитер», грузовики должны быть оборудованы электрифицированным двигателем и мотор-колёсами.

Автомобили с грузоподъемностью не более 90 тонн вообще не получат топливный мотор, а самосвал на 125 тонн обзаведется традиционным ДВС, но работающим на газу. По части 220-тонной модификации данных все еще не имеется.

Шоферы

Примечательно, что КамАЗ создает проект «Юпитер» как в обычном, так и в беспилотном исполнении. Теоретически, для карьерных самосвалов все значительно проще, так как маршрут постоянный, да и посторонних в карьере не наблюдается.

Источник фото — abiznews.net

Состояние

В «Бизнес Online» утверждают, что КамАЗ весьма далеко продвинулся в отношении создания 125-тонного варианта, так как уже идет процесс формирования конструкторской документации. Также ясно, что в конструкции отечественных машин будет много импортных компонентов. Но нет данных по партнерам. Так, предполагается, что газовые двигатели предоставит компания Weichai (КНР). А вот на счет комплексов автономного вождения и батарей информации нет.

В целом завод весьма оптимистично смотрит в будущее. Прототип «Юпитера» на 220 тонн должен быть готов в 2023 году. В год планируется собирать 100 таких грузовиков.

КамАЗ разработает карьерный самосвал грузоподъемностью 220 тонн

КамАЗ разработает семейство карьерных самосвалов грузоподъемностью от 30 до 220 тонн. Под глобальный проект под названием «Юпитер» уже выделяется государственное финансирование, а первый прототип 220-тонного грузовика автогигант может сделать в 2023 году. В перспективе самосвалы КамАЗ могут заменить на карьерах БелАЗы.

Новый капотный тягач КамАЗ: раскрыты характеристики

Газета «Бизнес Online» разузнала подробности о проекте КамАЗ «Юпитер». По данным издания, на разработку карьерных самосвалов из федерального бюджета уже выделено около 400 миллионов рублей. Цель — создание четырёх типов самосвалов грузоподъёмностью 30, 90, 125 и 220 тонн. Производство тяжёлых грузовиков на КамАЗе позволит отказаться от закупки карьерников на стороне.

В настоящий момент челнинский завод уже тестирует самосвалы большой грузоподъёмности — речь идёт о линейке пятиосных грузовиков «Атлант», во многом унифицированных с обычными дорожными КамАЗами. Однако проект «Юпитер» подразумевает иной конструктив — электрифицированную силовую установку с мотор-колёсами. На грузовиках грузоподъёмностью до 90 тонн топливный двигатель не планируют ставить вовсе, на 125-тонном самосвале установят ДВС на сжиженном природном газе. Об агрегате для 220-тонного самосвала информации пока нет.


Пятиосный КамАЗ-65805 «Атлант» грузоподъёмностью 60 тонн

Вся линейка КамАЗ «Юпитер» проектируется как с традиционной кабиной, так и в беспилотном варианте. В теории создать автономную спецтехнику проще, поскольку посторонних в карьере нет, а маршрут движения неизменен. Однако никто из конкурентов КамАЗа разработку беспилотного самосвала до сих пор не завершил.

Инсайдер «Бизнес Online» сообщает, что проект 125-тонного грузовика продвинулся достаточно далеко: КамАЗ и партнёры занимаются созданием конструкторской документации. Уже понятно, что в российских самосвалах будет много импортных комплектующих. О поставщиках информации нет — если с газовым двигателем может помочь китайская фирма Weichai, то производители тяговых батарей и систем автономого вождения неизвестны.

Предварительные планы оптимистичны: первый прототип 220-тонного «Юпитера» могут построить уже в 2023 году, а расчётная производственная мощность — 100 карьерных грузовиков в год.

КамАЗ опубликовал видеообзор на 87-тонный пятиосный самосвал

На официальном сайте КамАЗа никаких сведений о проекте «Юпитер» нет, но на сайте Научно-образовательного центра «КамАЗ-Бауман» разработка многотонных роботов-самосвалов подтверждается, хотя технические подробности не указываются.

Батькозамещение: Когогин бросает вызов монстрам БелАЗа

«Юпитер» — проект с таким названием стартует на КАМАЗе. Конструкторы должны создать четыре типа карьерных самосвалов, в том числе сверхбольшой грузоподъемностью 220 тонн. Сегодня Россия такие машины покупает — у американцев и японцев, а главный поставщик — Беларусь. Челнинцы хотят не просто повторить достижения конкурентов, но и удивить всех модными новшествами. Мнения экспертов «БИЗНЕС Online» разделились: одни уверены — никаких челнинских карьерников не будет, а другие полагают, что КАМАЗ способен сделать все, хоть подводную лодку.

Колеса для «Умного карьера»

Как стало известно «БИЗНЕС Online», научно-технический центр автогиганта запустил под кураторством главного конструктора по инновационным автомобилям Сергея Назаренко проект «Юпитер»: планируется создать четыре типа карьерных самосвалов грузоподъемностью 30, 90, 125 и 220 тонн. Мы предложили КАМАЗу рассказать о начинании, но на момент выхода статьи ответа не получили. Возможно, молчание связано с тем, что тема политически щекотливая. Может сложиться впечатление, что в российском руководстве опасаются прекращения поставок «БелАЗов», что может произойти в случае краха режима Александра Лукашенко.

В СССР гигантские карьерные самосвалы родом из окрестностей Минска были таким же символом индустриальной мощи, как достижения в авиастроении, освоении космоса и Арктики. Без кадров с «БелАЗами» не обходился ни один пропагандистский фильм о строителях социализма. С развалом Союза завод в Жодино оказался в независимой Беларуси, и сегодня Россия вынуждена покупать у нее карьерные самосвалы.

По нашим данным, в камазовском проекте также участвуют МГТУ им. Баумана (Москва), потенциальный заказчик — холдинг «СДС-Уголь» (Кемерово), а головным исполнителем выступает Кузбасский государственный технический университет (Кемерово). КАМАЗ и КузГТУ, у которого большой опыт проектирования горного оборудования, подали заявку на конкурс, ежегодно проводимый по постановлению правительства РФ №218. Это «розыгрыш» федеральных субсидий «на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, выполняемых с участием российских образовательных организаций высшего образования». В конце 2019 года челнинский завод и кемеровский политех победили с проектом «Разработка и создание высокотехнологичного производства автономных тяжелых платформ для безлюдной добычи полезных ископаемых в системе „Умный карьер“». Вуз и предприятие заключили договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКТР) по созданию опытного карьерного самосвала грузоподъемностью 125 тонн. Финансирование (2019–2021 годы) проекта паритетное: 217 млн рублей выделяет государство, столько же — КАМАЗ как получатель субсидии.

В 2020-м партнеры выиграли конкурс «Создание высокотехнологичного производства семейства роботизированных карьерных самосвалов грузоподъемностью до 90 т с электромеханической трансмиссией на основе цифровых технологий». На этот раз стороны выделяют по 188 млн рублей. Недавно подана заявка на 220-тонник. «Ждем одобрения в ближайшее время», — сообщил «БИЗНЕС Online» заместитель директора по науке Института информационных технологий, машиностроения и автотранспорта, руководитель научного центра «Цифровые технологии» КузГТУ Дмитрий Дубинкин. А 30-тонником КАМАЗ занимается в паре со своим давним партнером по военным программам — МГТУ. Если точнее, то тему ведет научно-образовательный центр «КАМАЗ-Бауман» под руководством Александра Карташова.

Челны хотят перекрыть Минску экспортный кислород?

Насколько актуально импортозамещение в данной сфере? Сегодня в Россию завозят карьерники от американских Terex и Caterpillar, японских Euclid-Hitachi и Komatsu, но две трети импорта — «БелАЗы». Из свежих новостей: «Сибирский антрацит» приобретает 10 220-тонных «БелАЗов» и 14 — 130-тонных, сумма контракта — $45 миллионов. «Кузбассразрезуголь» получит 39 белазовских 220-тонников.

По словам Дубинкина, анализ показал: каждый год российские компании покупают до 1 тыс. карьерных самосвалов грузоподъемностью 90–400 т, при этом прогнозируется 30-процентный рост спроса (уточним, что он цикличен, с шагом в пятилетку). В целом интерес к карьерникам таков, что Caterpillar, Komatsu, Terex пытались наладить их производство в России, однако дело не пошло.

В сентябре минувшего года и Минск предлагал локализовать производство «БелАЗов» в России. Но, судя по тому, что федеральный центр финансирует камазовский проект, предложению Минска в Москве зеленый свет не дали. Да и в принципе идея вложить миллиарды долларов или евро в строительство в России завода по сборке белорусских карьерных самосвалов выглядит весьма странной, поскольку грузовики производятся под боком, на территории члена Союзного государства, с которым у России нет таможенной границы.


Другое дело — вообще избавиться от зависимости и создать альтернативу весьма ершистому союзнику. Наверняка КАМАЗ интересует и экспорт. К примеру, белорусские карьерные самосвалы пользуются спросом в Китае, Индии, Индонезии, Вьетнаме, ЮАР, Иране. По силам ли челнинцам их вытеснить? «КАМАЗ по своему потенциалу превосходит белорусский автозавод, но „БелАЗ“ — это бренд, который дорогого стоит, — подчеркнул в беседе с „БИЗНЕС Online“ заместитель главного редактора журнала „Рейс“ Николай Мордовцев. — КАМАЗу будет непросто убедить потенциальных заказчиков, что его машина лучше».

В свою очередь, шеф-редактор журнала «Грузовик Пресс» Юрий Петров уверен, что экспортные успехи БелАЗа в дальнем зарубежье сильно преувеличены и главный клиент белорусов — Россия. Как пишет портал TUT.BY, в 2019 году белорусский производитель отправил за рубеж 790 самосвалов на $641 млн, при этом на российский рынок пришлось 75%: 593 машины на $550 миллионов. Но и у КАМАЗа, по мысли Петрова, надежды на внешний рынок нет, в отличие от внутреннего.

Петров указал еще на один момент. У крупных производителей (в том числе у БелАЗа) самосвалы, как правило, венчают цепочку техники для карьеров — это экскаваторы, погрузчики, бульдозеры. «Не исключаю, что КАМАЗ хочет пойти по тому же пути, возможно, купив ряд предприятий, — рассуждает эксперт. — Было бы логично».

Любопытно, что как замещение «БелАЗам» позиционируется еще один проект КАМАЗа, о котором говорят (без подробностей) уже примерно с год. Это семейство «Атлант» — тяжелые самосвалы грузоподъемностью 50 и 70 тонн. Есть два пятиосных прототипа — «КАМАЗ-65805» и «КАМАЗ-65807». На автогиганте полагают, что «Атланты» заменят легкие карьерные двухосники БелАЗа. Преимуществом челнинских машин называют унификацию (а значит, удешевление) с серийными «КАМАЗАМи» и возможность передвижения в снаряженном состоянии по дорогам общего пользования.

Если все это так, то челнинцы намерены перекрыть БелАЗу кислород. На соответствующий политический момент указал Мордовцев: в 2008 году челнинский автогигант взялся за создание специальных колесных шасси и колесных тягачей (СКШТ) для монтажа пусковых установок и буксировки вооружения и военной техники (НИР «Платформа» и ОКР «Платформа-О»). Шасси должны заменить продукцию еще одного серьезного белорусского предприятия — Минского завода колесных тягачей (МЗКТ), на которой сегодня базируются подвижные грунтовые ракетные комплексы с межконтинентальными ракетами.

Вкалывают роботы…

Принципиально важный момент: надеясь обогнать МЗКТ, в Челнах сделали ставку на использование нетрадиционного для военной техники решения — дизель-электрического привода с электромоторами, которые встроены в ступицы колес. Такой опыт, безусловно, поможет КАМАЗу в новом проекте: для карьерных самосвалов мотор-колеса — уже давно традиционное решение, «Юпитеры» так и задуманы. Однако челнинцы и на этот раз намерены заглянуть за технологический горизонт.

Прежде всего двигатель. На 30-тоннике его вообще не предполагается, на 90-тоннике — тоже. Это полноценные электромобили, но первый прототип будет с движком — в роли генератора. Насколько можно понять, тяговые аккумуляторы — вообще одна из главных проблем. «Пока никто не может просчитать, что будет с батареей через 5–10 лет, — объяснил „БИЗНЕС Online“ главный редактор журнала „За рулем“ Максим Кадаков. — Батарею большой мощности в жаркое время надо охлаждать, а в холодное — подогревать, то есть в такой идее есть смысл, если решить задачу термостатирования». Также он указал, что на российском рынке нет мощных зарядных станций и в целом просчитанной экономики коммерческих электромобилей. Кроме того, Кадаков добавил, что в России нужные аккумуляторные батареи не производятся.

По открытой информации, КАМАЗ усиленно ищет поставщика мощных литий-ионных батарей. Рассматриваются предложения корейцев, американцев, но самое выгодное дали китайцы. По словам Мордовцева, усилия себя оправдают: «батарейки» — чрезвычайно актуальная вещь для карьеров, где нередка сильная задымленность.

На 125-тоннике вместо традиционного дизеля, работающего на электромоторе, установят силовой агрегат на сжиженном природном газе. Такой двигатель еще требуется создать. «Это мотор большой мощности, объемом 60 литров, что в 5 раз больше, чем тот, что КАМАЗ выпускает сегодня», — говорит Мордовцев. По его словам, челнинцы совсем не зря затеяли двигателестроительное СП с китайским Weichai…

Для 220-тонника концепции силовой установки пока нет — там применят опыт, наработанный на его более легких собратьях.

Кроме того, по словам Дубинкина, все машины проектируются в традиционном (с водителем) и беспилотном вариантах. Во втором случае реализуют челночное движение, т. е. возможность передвигаться вперед и назад без разворота. Обещают, что камазовский карьерник с водителем будет не дороже «БелАЗа», а за беспилотник придется доплатить.

«За рубежом тоже занимаются „обеспилочиванием“, — говорит Дубинкин. — В 2016 году Caterpillar представил на выставке такой образец, но информации об испытаниях в открытых источниках нет». Известно, что 15-тонные карьерные беспилотники тестирует Volvo. Caterpillar разрабатывает автономные машины грузоподъемностью 240 тонн. Утверждают, что компания получает много заявок от клиентов на дооснащение самосвалов беспилотной технологией: роботы трудятся в среднем на два с половиной часа дольше. Komatsu создала систему управления беспилотными моделями через LTE-сети. Дистанционно управляемый и двигающийся по заданной траектории самосвал испытывал и БелАЗ, но о развитии темы пока не слышно.

По мнению Мордовцева, беспилотные карьерные самосвалы — это правильный путь, поскольку один оператор может управлять 3–4 машинами. Кадаков добавляет, что в условиях карьера реализовать беспилотные намного проще: туда не допускаются посторонние и другой транспорт, есть возможность поставить дополнительные метки для автоматики управления.

«КАМАЗ и подводную лодку способен создать, хотя и небыстро»

По словам Дубинкина, со 125-тонником КАМАЗ с партнерами продвинулся очень серьезно — идет этап создания рабочей конструкторской документации. Наш собеседник признает, что в новом самосвале будет немало импортных комплектующих, например для беспилотного управления движением, а свое — рама, ходовая часть, грузовая платформа и силовое электрооборудование.

Судя по всему, большие надежды возлагают на 220-тонник. Объяснить это можно тем, что основная тенденция карьерных перевозок — увеличение грузоподъемности. Особенно эффект заметен на больших месторождениях, экономия на транспортных расходах составляет до 25%. Идеологи камазовского 220-тонника уже подсчитали, что один такой гигант обойдется покупателям в 200 млн рублей. Срок окупаемости проекта по разработке — 2–3 года, в зависимости от того, сколько самосвалов продадут в 2024–2025-х. По предварительным планам, в 2023-м КАМАЗ должен построить одну машину, в 2024-м — 3, в 2025-м — 5, в 2026-м — 10, в 2027-м — 15. Как говорится в техзадании, потенциальный спрос после выхода на полную производственную мощность — 100 единиц в год.

Автоэксперт Сергей Асланян не разделяет оптимистичного прогноза. Он уверен: у КАМАЗа нет компетенций для реализации столь сложной программы, что, по мнению Асланяна, доказывается тем, что автогигант «до сих пор не может смастерить внятную замену единственной своей модели 1976 года». Эксперт полагает, что перед нами попытка под предлогом уникальности проекта получить деньги из бюджета. «У КАМАЗа это не первый такой сценарий, — говорит Асланян. — Заводу нужны деньги, и он должен что-нибудь придумывать».

Действительно, хотя «Платформа» одобрена минобороны, к этому камазовскому изделию много вопросов, и о серийном выпуске пока ничего не слышно. «У КАМАЗа проекты успешны только до той поры, пока на них не посмотришь пристально, — продолжает Асланян. — Как только начинаешь разбираться, что сделали, из чего и достигли ли заявленных показателей, приходится стыдливо отводить глаза». Впрочем, по его мнению, дело тут не в одном КАМАЗе: «Чтобы создать что-то новое на уровне материалов, конструкции, технологии, должны быть свободные люди, которые работают не за зарплату. Свобода — это не пустая фигура речи, не странная мечта. Когда ты ненавидишь свою работу, начальника, размер зарплаты, дело, которым ты занимаешься, что мы видим на КАМАЗе, АвтоВАЗе, УАЗе, ты не можешь двигаться вперед. И когда в этой атмосфере говорят: „Сейчас мы сделаем то, чего никогда не производили, — грузовик на 220 тонн. “»

Мордовцев придерживается другой точки зрения. «КАМАЗ и подводную лодку способен создать, хотя и небыстро», — считает он. С ним согласен Петров: «Если БелАЗ может делать, то КАМАЗ — подавно, особенно если есть госзаказ».

По словам Дубинкина, на предварительные испытания камазовский 125-тонник должен выйти до конца текущего года. Это было бы символично: в 2021-м исполняется 60 лет, как БелАЗ построил первый опытный образец советского карьерного самосвала.

Карьерный самосвал КАМАЗ Геркулес


Россия так завораживающе гибла на этой неделе, что даже британские моряки решили заглянуть на огонёк.

КАМАЗ, например, завершил сборку прототипа гигантского карьерного самосвала «Геркулес». В движение Геркулес грузоподъемностью 40 тонн (полная масса 75 тонн) приводит силовая установка типа «последовательный гибрид», в которую входит турбодизель КАМАЗ Р6 (450 л. с.), 517-сильные электромоторы, генератор, батарея. Максимальная скорость самосвала составляет 35 км/ч.

Это вам не Тойода Примус какой-то. Как тебе такое, Илон Маск?

Ну и другие российские предприятия тоже радуют:

Объединенная двигателестроительная корпорация разработала двигатель для новейших корветов проекта 20386. Два двигателя изготовлены, успешно испытаны и готовы к передаче заказчику. Предполагается, что М90ФР станет основой для перспективных морских двигателей. В частности, в настоящее время ОДК прорабатывает варианты создания двигателя мощностью 25 МВт на базе М90ФР.

Двигатель М90ФР имеет максимальную мощность 27500 л.с. Вместе с ним в качестве маршевых на корабли устанавливаются дизельные двигатели 10Д49 (5200 л.с), вместе с редуктором РО55Р они входят в состав дизель-газотурбинного агрегата.

Холдинг «Высокоточные комплексы» начал серийное производство новейшего двухсредного автомата АДС. АДС построен по компоновочному принципу «булл-пап», что обеспечивает меньшую длину автомата по сравнению с традиционными схемами при той же длине ствола, лучшую балансировку, а также исключает необходимость раскладывания-складывания приклада.

Ученые НИТУ «МИСиС» разработали технологию получения уникального термостойкого алюминиевого сплава повышенной прочности, который сможет заменить более дорогие и тяжелые медные проводники в летательных аппаратах и в скоростном железнодорожном транспорте. Авторам удалось получить термически стабильную структуру, которая существенно превосходит по термической устойчивости известные алюминиевые сплавы, сохраняющие свои свойства до 250-300 градусов Цельсия.

«РОССЕТИ ФСК ЕЭС» начала внедрение автономных ВИЭ-генераторов для повышения энергоэффективности подстанций. Пилотный проект реализован на подстанции 500 кВ «Астрахань» мощностью 501 МВА. На объекте установлены солнечные и ветрогенераторы, а также литий-ионные аккумуляторы, которые позволяют использовать накопленную энергию в темное время суток. Ожидаемый эффект – экономия до 90 тыс. кВт-ч электроэнергии в год.


«КамАЗ» представил самый большой российский карьерный самосвал

«КамАЗ» представил самый большой российский карьерный самосвал

На проходящей в Москве международной выставке машин и оборудования для горнодобывающей и горнообрабатывающей промышленности MiningWorld Russia-2021 «КамАЗ» представил абсолютно новый автомобиль в линейке карьерных самосвалов — «КамАЗ-65807», рассказали в пресс-службе компании. На данный момент это самый большой самосвал российского производства.

Полная масса автомобиля составляет 95 тонн, грузоподъемность — 65 тонн. Он стал уже вторым представителем абсолютно нового семейства транспортных средств в линейке настоящих карьерных самосвалов «КамАЗа».

Напомним: первая модель этого ряда — «КамАЗ-65805» — была презентована на аналогичной выставке в октябре 2020-го года. Обе модели предназначены для транспортировки скальной и горной породы в средних и малых карьерах в районах с умеренным и холодным климатом. Само же семейство будет состоять из карьерных самосвалов с колесной формулой 8х4 и 10х6 и грузоподъемностью от 45 до 70 тонн.

Как пояснил главный конструктор инновационных автомобилей Научно-технического центра компании Сергей Назаренко, благодаря своим техническим характеристикам новый самосвал «КамАЗ-65807» обеспечивает лучшие показатели в отрасли. Его длина — 11 040 мм, ширина — 3 500 мм, высота — 4 100 мм. Однако несмотря на свои внушительные размеры, машина обладает маневренностью на уровне самосвалов 8х4.

Под капотом «КамАЗ-65807» установлен новый рядный 12-литровый дизельный двигатель «КамАЗ Р6» (910.10-550) экологического класса «Евро-5» и мощностью 550 л.с. Коробка передач представляет собой гидромеханический семиступенчатый автомат, что для карьерной техники в таком классе грузоподъемности является самым подходящим решением, поскольку позволяет переключать передачи без разрыва потока мощности.

Колесная формула автомобиля — 10х6. Три задних моста — ведущие, при этом две первые оси и последний задний мост — управляемые, то есть с поворачивающимися колесами. Такое решение, как подчеркивают в компании, позволяет повысить маневренность самосвала при работе в карьере.

На ведущие колеса приходится более 72% сцепного веса автомобиля, что выше, чем у дорожных самосвалов 8х4, и практически достигает показателей самосвалов 6х4, обеспечивая тем самым хорошие показатели проходимости, в том числе и по мокрой дороге внутри карьера.

Задние ведущие мосты представляют собой полноценный тридем: распределение крутящего момента происходит в равной пропорции между ними. Самосвальная платформа с днищем и боковинами из специальной стали увеличенной толщины используется для погрузки больших и твердых глыб горной породы. Благодаря ее обогреву отработавшими газами двигателя решен вопрос с примерзанием мокрого зимнего грунта.

Кузов, угол наклона которого равен 50 градусам, имеет специальный защитный козырек над кабиной, защищающий водителя, агрегаты и узлы самосвала от падения скальной породы. Объем самосвальной платформы в скальном исполнении — 30 куб. метров. Внутренняя ширина самосвальной платформы — три метра.

Международная выставка MiningWorld Russia-2021 проходит в Москве с 20-го по 22-е апреля.

«КАМАЗ» презентовал новейший карьерный самосвал

Разработка инженеров компании – карьерный самосвал КАМАЗ-65805 – презентован на международной выставке машин и оборудования для горнодобывающей и горнообрабатывающей промышленности MiningWorld Russia-2020, которая проходит в эти дни в Москве.

Лидером отечественного грузового автомобилестроения на крупнейшей специализированной бизнес-площадке представлен карьерный самосвал КАМАЗ-65805-002-91 – первый представитель абсолютно нового семейства автомобилей в линейке настоящих карьерных самосвалов КАМАЗ. Семейство будет состоять из карьерных самосвалов с колёсной формулой 8х4 и 10х6, грузоподъёмностью от 45 до 70 тонн. Презентованный самосвал разработан и изготовлен в Научно-техническом центре «КАМАЗа». Дебютировавший этим летом 60-тонный автомобиль предназначен для транспортировки скальной и горной породы в средних и малых карьерах в районах с умеренным и холодным климатом.

«В силу своих технических характеристик автомобиль обеспечивает лучшие показатели в отрасли, – рассказал главный конструктор инновационных автомобилей Научно-технического центра компании Сергей Назаренко. – КАМАЗ-65805 проектировали под увеличенные до 12 т допустимые нагрузки на рулевые оси и ведущие мосты с нагрузкой до 21 т.

Как пояснил Назаренко, если у «карьерников» с колёсной формулой 4х2 на шесть колёс шириной 600 мм приходится 90-95 т, (26,39 т на 1 м линейный), то у КАМАЗа при меньшей на 3-9% полной массе, на пять осей давление распределяется через 16 колёс шириной 325 мм при меньшем линейном давлении (16,73 т/м). С учётом диаметра колеса (2,2 м против 1 м у КАМАЗа) получается удельное давление в пятне контакта у КАМАЗа ниже на 10-30%, что значительно снижает нагрузку на дорожные покрытия (асфальт, бетон, гравий, щебень) технологических дорог.

Длина самосвала – 11040 мм, ширина – 2530 мм, высота – 3950 мм. При этом, несмотря на свои внушительные размеры, машина обладает манёвренностью на уровне самосвалов 8х4. А соответствие габаритов требованиям ПДД позволяет автомобилю без груза перемещаться и по дорогам общего пользования.

Под капотом КАМАЗ-65805 установлен новый рядный 12-литровый дизельный двигатель КАМАЗ Р6, мощностью 500 л.с. Коробка передач представляет собой гидромеханический автомат, что для карьерной техники в таком классе грузоподъёмности является самым подходящим решением, т.к. позволяет переключать передачи без разрыва потока мощности.

Колёсная формула автомобиля – 10х6. Три задних моста – ведущие. При этом две первые оси и последний задний мост – управляемые, то есть их колёса поворачиваются. Такое решение позволяет повысить манёвренность автомобиля при работе в карьере. На ведущие колёса приходится более 72% сцепного веса автомобиля, что выше, чем у дорожных самосвалов 8х4, и практически достигает показателей самосвалов 6х4. Это обеспечивает высокие показатели проходимости автомобиля, в том числе и по мокрой дороге внутри карьера.

КАМАЗ представил новейший карьерный самосвал: чем ответят конкуренты?

Одна из главных премьер выставки - карьерный самосвал от КАМАЗа с колесной формулой 10х6. Строго говоря, завод эту машину впервые показал еще летом, но на домашней территории. Теперь настал черед представить новинку широкой публике. Напомним, что это первый автомобиль из абсолютно нового семейства карьерных самосвалов марки с колесной формулой 8х4 и 10х6, грузоподъемностью от 45 до 70 тонн. Представленный 60‑тонный самосвал предназначен для транспортировки скальной и горной пород из карьеров. Допустимая нагрузка на передние оси — 12 тонн, на оси строенной задней тележки — 21 тонна. Все ведущие мосты, кстати, производства Sisu.

КАМАЗ представил новейший карьерный самосвал: чем ответят конкуренты?

КАМАЗ-65805 с колесной формулой 10х6. Объем кузова составляет 26 м 3 . Три задних ведущих моста выдерживают нагрузку в 63 тонны.

При этом две первые оси и последний задний мост — управляемые. Такое решение позволило повысить маневренность 11‑метрового автомобиля при работе в карьере. На ведущие колеса приходится более 72 % сцепного веса автомобиля. Это выше, чем у дорожных самосвалов с колесной формулой 8х4, но практически достигает показателей самосвалов в исполнении 6х4. Задние ведущие мосты представляют собой полноценный тридем, где распределение крутящего момента происходит в равной пропорции.

Так как у новинки удельное давление в пятне контакта ниже на 30 %, это снизило нагрузку на дорожное покрытие, а значит, такой самосвал при снаряженной массе в 25 тонн может передвигаться по дорогам общего пользования без оформления специального разрешения, и это самое главное. Подобный автомобиль, по сути, стирает грань между карьерной и строительной техникой.

Самосвальная платформа, как и положено, снабжена мощным козырьком над кабиной. Объем надстройки, подогреваемой отработавшими газами, составляет 26 м 3 .

Под кабиной КАМАЗ-65805 установлен новый рядный 12‑литровый дизельный двигатель КАМАЗ Р6 мощностью 500 л. с. Коробка передач — 7‑ступенчатый автомат с гидротрансформатором. Для карьерной техники наличие АКП приветствуется, так как она позволяет переключать передачи без разрыва потока мощности.

Самое интересное, что самосвал сделан в рамках проекта Autonomous Ready. Иными словами, узлы и агрегаты машины готовы для превращения его в беспилотный. Для этого надо будет лишь установить элементы машинного зрения, сенсоры, систему связи и блок принятия решений. После этого КАМАЗ-65805 можно запускать на маршрут в карьер без участия водителя.

Вторая новинка пока не достигла такой автономности. Карьерные машины Sсania Hagen с колесной формулой 6х4 на рынке известны давно. Однако до последнего момента те, что поступали к нам, были оборудованы самосвальной надстройкой польского производства. Теперь карьерники из Швеции будут комплектовать кузовами известного российского машиностроительного завода «Бецема». Одна машина уже трудится на Севере страны. На выставке представили самосвал с кузовом № 2.

КАМАЗ представил новейший карьерный самосвал: чем ответят конкуренты?
Sсania Hagen с отечественной надстройкой. Форма кузова скошена с подъемом к задней части. К надрамнику прикреплены камневыталкиватели. Это опция. КАМАЗ представил новейший карьерный самосвал: чем ответят конкуренты?
КАМАЗ представил новейший карьерный самосвал: чем ответят конкуренты?

Надстройка сделана из стали Quard производства НЛМК. Это отечественный аналог известных износостойких шведских сталей. Толщина днища — 12 мм, бортов — 8 мм. Кабину защищает козырек толщиной 6 мм. Высота козырька позволяет спокойно опрокидывать кабину самосвала для профилактических работ с двигателем. Задний борт снабжен выносными запорными рычагами. Кузов имеет запатентованную форму днища, она скошена с подъемом к задней части. Это сделано для лучшей сходимости скальной породы при разгрузке. Боковые борта формованные, без вертикальных ребер жесткости. Гидравлика — от известной компании Hyva.

Так как машина будет использоваться исключительно для работы в карьерах, к надрамнику в зоне ведущих колес прикреплены камневыталкиватели. Задние крылья на машине выполнены из морозоустойчивой резины. Производитель надстройки заметил, что резина гораздо устойчивее, чем аналогичные из металла. По нижнему срезу надстройки есть много отверстий. Они предназначены для крепления специальных резиновых фартуков. Часть из них защищает заднюю светотехнику самосвала. По шасси, двигателю и КП никаких изменений нет: двигатель мощностью 440 сил и 12‑ступенчатая механическая коробка передач.

К нюансам можно отнести то, что самосвал «обут» в специальные многослойные шины Michelin XDL для карьерной техники, размерностью 325/95R24. Главное достоинство этих шин в том, что при хороших показателях по грузоподъемности они хорошо сопротивляются низким температурам. К слову: почти аналогичными по размерности шинами и того же производителя был оснащен и карьерник от КАМАЗа. Камская новинка щеголяла в Michelin X Works типоразмера 395/95R24. Этих гигантов на выставке разделяли почти 30 м выставочной площади. Между «россиянином» и «шведом» была выставлена третья машина, без которой не обходится добыча полезных ископаемых — смесительно-зарядный агрегат для буровзрывных работ компании «Азоттех». Установка смонтирована на шасси Sсania P 380 XT.

Если все вышеперечисленные автомобили были снабжены традиционным ДВС, то питерская компания Indeq показала электротранспорт для перевозки шахтеров в забое. Это третья новинка выставки. Подобную технику делает канадская компания Miller Technology. В качестве шасси выступает Toyota Land Cruiser 70. Идея использовать подобные пикапы в шахте в качестве подземного транспорта не нова — они работают на горнодобывающих предприятиях в ЮАР, Казахстане и нашей страны. Однако до сих пор компания поставляла подобные аппараты с дизельным мотором, теперь подошел черед варианта на электротяге. Мощность электромотора — 128 кВт. Подземный «джип» может перевозить 11 горняков.

КАМАЗ представил новейший карьерный самосвал: чем ответят конкуренты?

Подземный электротранспорт от Miller Technology. Вмещает 11 горняков.

Естественно, что автообзор по такой выставке не обходится без упоминания одного из самых заметных игроков, компании БЕЛАЗ. Но на стенде были выставлены только сувениры и прочий маркетинговый материал. «Новинок пока нет!» — ответили мне представители завода.

Редакция рекомендует:


«Галогенки» Osram Night Breaker 200: как улучшить свет фар и ничего не нарушить

КамАЗ разработает карьерный самосвал грузоподъемностью 220 тонн

КамАЗ разработает карьерный самосвал грузоподъемностью 220 тонн

КамАЗ разработает семейство карьерных самосвалов грузоподъемностью от 30 до 220 тонн. Под глобальный проект под названием «Юпитер» уже выделяется государственное финансирование, а первый прототип 220-тонного грузовика автогигант может сделать в 2023 году. В перспективе самосвалы КамАЗ могут заменить на карьерах БелАЗы.

Газета «Бизнес Online» разузнала подробности о проекте КамАЗ «Юпитер». По данным издания, на разработку карьерных самосвалов из федерального бюджета уже выделено около 400 миллионов рублей. Цель — создание четырёх типов самосвалов грузоподъёмностью 30, 90, 125 и 220 тонн. Производство тяжёлых грузовиков на КамАЗе позволит отказаться от закупки карьерников на стороне.

В настоящий момент челнинский завод уже тестирует самосвалы большой грузоподъёмности — речь идёт о линейке пятиосных , во многом унифицированных с обычными дорожными КамАЗами. Однако проект «Юпитер» подразумевает иной конструктив — электрифицированную силовую установку с мотор-колёсами. На грузовиках грузоподъёмностью до 90 тонн топливный двигатель не планируют ставить вовсе, на 125-тонном самосвале установят ДВС на сжиженном природном газе. Об агрегате для 220-тонного самосвала информации пока нет.

КамАЗ разработает карьерный самосвал грузоподъемностью 220 тонн

Вся линейка КамАЗ «Юпитер» проектируется как с традиционной кабиной, так и в беспилотном варианте. В теории создать автономную спецтехнику проще, поскольку посторонних в карьере нет, а маршрут движения неизменен. Однако никто из конкурентов КамАЗа разработку беспилотного самосвала до сих пор не завершил.

Инсайдер «Бизнес Online» сообщает, что проект 125-тонного грузовика продвинулся достаточно далеко: КамАЗ и партнёры занимаются созданием конструкторской документации. Уже понятно, что в российских самосвалах будет много импортных комплектующих. О поставщиках информации нет — если с газовым двигателем может помочь китайская фирма Weichai, то производители тяговых батарей и систем автономого вождения неизвестны.

Предварительные планы оптимистичны: первый прототип 220-тонного «Юпитера» могут построить уже в 2023 году, а расчётная производственная мощность — 100 карьерных грузовиков в год.

На официальном сайте КамАЗа никаких сведений о проекте «Юпитер» нет, но на сайте Научно-образовательного центра «КамАЗ-Бауман» разработка многотонных роботов-самосвалов подтверждается, хотя технические подробности не указываются.

«КАМАЗ» представил самый большой в России карьерный самосвал


ПАО «КАМАЗ» представил самый большой в России карьерный самосвал КАМАЗ-65807. Автомобиль полной массой 95 тонн и грузоподъемностью 65 тонн является новой разработкой инженеров компании из Набережных Челнов. Презентация прошла в рамках международной выставки машин и оборудования для горнодобывающей и горнообрабатывающей промышленности MiningWorld Russia-2021, которая проходит в эти дни в Москве.

Это уже второй представитель абсолютно нового семейства автомобилей в камазовской линейке карьерных самосвалов. Напомним, первая модель этого ряда – КАМАЗ-65805 была презентована на аналогичной выставке в октябре 2020 года. Обе модели предназначены для транспортировки скальной и горной породы в средних и малых карьерах в районах с умеренным и холодным климатом. Семейство будет состоять из карьерных самосвалов с колесной формулой 8х4 и 10х6, грузоподъемностью от 45 до 70 тонн.

Как пояснил главный конструктор инновационных автомобилей НТЦ компании Сергей Назаренко, КАМАЗ-65807 обеспечивает лучшие показатели в отрасли. Длина самосвала – 11 040 мм, ширина – 3500 мм, высота – 4100 мм. При этом, несмотря на свои внушительные размеры, машина обладает маневренностью на уровне самосвалов 8х4.

Под капотом нового автомобиля установлен рядный 12-литровый дизельный двигатель КАМАЗ Р6 (910.10-550) экологического класса «Евро-5», мощностью 550 л.с. Коробка передач представляет собой гидромеханический семиступенчатый автомат. Колесная формула автомобиля – 10х6. Три задних моста – ведущие. При этом две первые оси и последний задний мост – управляемые, то есть их колеса поворачиваются, что позволяет повысить маневренность автомобиля при работе в карьере. На ведущие колеса приходится более 72% сцепного веса автомобиля, что выше, чем у дорожных самосвалов 8х4, и практически достигает показателей самосвалов 6х4. Это обеспечивает высокие показатели проходимости автомобиля.

Самосвальная платформа с днищем и боковинами из специальной стали увеличенной толщины используется для погрузки больших и твердых глыб горной породы. Благодаря ее обогреву отработавшими газами двигателя решен вопрос с примерзанием мокрого зимнего грунта. Кузов, угол наклона которого равен 50 градусам, имеет специальный защитный козырёк над кабиной, защищающий водителя, агрегаты и узлы самосвала от падения скальной породы. Объем самосвальной платформы в скальном исполнении – 30 куб.м. Внутренняя ширина самосвальной платформы – три метра.

Читайте также: