Карина андреевна чаленко проблема утомления и переутомления

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Усталость, утомление и переутомление во время самостоятельных занятий физической культурой

Молодежное общество, как правило, подвержено сильному влиянию моды и модных тенденций. В современном мире все большую популярность набирает движение здорового образа жизни. Взрослые люди, априори, имея достаточное образование, широкое мировоззрение и жизненный опыт – грамотно подходят к решению этого вопроса. Учащейся молодежи гораздо сложнее постольку, поскольку гиперболизированное желание следовать модным тенденциям и отсутствие необходимых компетенций для реализации этого желания приводят к тому, что вместо развития физических качеств, укрепления здоровья – происходит разрушение уже имеющихся базовых функций организма, появление заболеваний. Все это, зачастую, является далеко не воздействием каких-то факторов внешней среды, а банальным незнанием и неумением грамотно организовать тренировочный процесс.

Углубляясь в причины данной проблемы, становится очевидным: основным информационным полем современной молодежи является интернет. Визуализируя яркие фотографии, на которых изображены мускулистые юноши и девушки, предлагающие приобрести некую «авторскую» программу па развитию тех или иных физических качеств, увеличению уровня мышечной массы. Подросток теряет границы и пространственное мышление, приобретает данный продукт. Система внутренних потребностей подавляет защитные механизмы и запускает мотивационные механизмы. Это приводит к тому, что подросток идет в тренажерный зал и самостоятельно занимается по данной программе, рекомендованной людьми, которые «сделали сами себя».

На первый взгляд, в этом нет ничего плохого. Сложные для понимания спортивные термины, подкрепленные большим объемом информации, картинками с примерами, схемами. Но, сложность заключается в том, что все программы физического развития должны быть сугубо индивидуальны, в них должны быть сведены такие индексы, как генотип человека, особенности труда и отдыха, факторы питания, образ жизни, индивидуальные биологические часы и т.д. На основе всего этого составляется макроцикл, мезоцикл и микроцикл тренировочного процесса. И только потом данная программа находит своего пользователя, но никак не наоборот: не должен пользователь брать «примерную» программу и работать по ней.

Но, что делать, если вы уже используете готовую программу. Рассмотрим вариант с использованием программы тренировок, написанный профессиональным тренером или заимствованный у кого-то. Можно и нужно научиться самостоятельно контролировать свое самочувствие и дозировать физическую нагрузку. Для этого каждому занимающемуся необходимо знать такие термины, как усталость, утомление, переутомление.

Усталость - кратковременное снижение работоспособности, вызванное длительными либо большими нагрузками. Основные признаки усталости – локальная мышечная боль, учащенное дыхание, повышение пульсовых значений до 160-180 ударов в минуту во время выполнения упражнений небольшой интенсивности и не снижающийся пульс в состоянии покоя, после выполнения упражнений. Как правило, усталость нивелируется в состоянии покоя, в течении 3-5 минут. При выполнении больших объемов работы компенсаторные механизмы включаются чуть позже, и период восстановления увеличивается до 7-10 минут. В любом случае, усталость во время тренировочных занятий служит индикатором полученной нагрузки и защитным механизмом.

Утомление – длительное снижение работоспособности, вызванное повышенной физической нагрузкой, а также нагрузкой, имеющей большие объемы, интенсивность, дозированность [1]. Основными признаками утомления являются:

1) Повышенное потоотделение;

2) Побледнение или покраснение кожных покровов;

3) Снижение концентрации внимания;

5) Снижение эффективности выполнения упражнения: уменьшение угловых характеристик, увеличение времени выполнения, появление технических ошибок;

6) Побледнение носо-губного треугольника;

7) Тремор конечностей;

8) Головокружение или головные боли;

9) Локальная боль в мышцах, захватывающая 2 и более группы мышц. Переход от локальных болевых ощущений к глобальным;

10) Вялость или раздражительность.

Необходимо понимать, что утомление является прежде всего сигналом для человека, говоря о том, что физическую нагрузку необходимо уменьшить, изменить вектор или прекратить. Очень сложен для понимания механизм утомления, отметим лишь факт того, что ведущую роль в нем выполняет нервная система и, в первую очередь, блуждающий нерв, тормозя процессы возбуждения, в том числе и уменьшая ЧСС, увеличивая при этом объем кровотока за счет силы сердечных сокращений. Важную роль играет и гуморальная система, способствующая своевременному "ответу" сосудов на объем и ток крови. У спортсменов процессы утомления происходят первым делом за счет "мышечного утомления", в то время как у начинающих любителей здорового образа жизни превалирует "сердечное" утомление. В любом случае нервно - мышечная и сердечно - сосудистая системы являются первообразующими в системе утомления. По описанным выше признакам занимающемуся должно быть понятно, какая система на данном этапе тренировок первой вступила в фазу утомления и какие меры необходимо принимать для того, чтобы выйти из этого состояния.

Наиболее оптимальным путем восстановления является активный отдых. Важно знать, что при выполнении тяжелой работы одной группой мышц во время фазы активного отдыха работа должна совершаться другой группой мышц либо этой же группой мышц, но низкодинамичная работа, например, растяжка. Не рекомендуется пассивный отдых, но в тренировочном цикле по развитию силы максимальным методом или как его еще называют "до отказа", например, отдых между подходами должен быть не менее 5-10 минут строго пассивно.

Исчезновение внешних симптомов утомления еще не говорит о том, что фаза утомления сменилась на фазу новой физической активности. Окончательное решение о продолжении тренировки или о ее окончании, а равно как и к переходу к другому виду работы необходимо принимать только после измерения ЧСС через 3 минуты после легкой физической работы, 5 минут после работы средней интенсивности и 10-12 минут после высокоинтенсивной нагрузки. Пульс в покое после отдыха между подходами должен быть не более 110-130 ударов в минуту. Кроме того, пульсовое значение должно быть сопоставлено с собственными ощущениями человека. Если даже после 10 минутного отдыха присутствует головокружение или головная боль, занятие следует прекратить либо перейти в фазу растяжки, используя упражнения с низкой интенсивностью и амплитудой. Единственным критерием который обычно не берется во внимание - это локальная боль в мышцах, так как накопление молочной кислоты - неизбежный процесс, но даже в этом случае, если боль переходит в глобальную, занятия стоит прекратить.

Куда опаснее и коварнее хроническое утомление или переутомление. Переутомление - многосложный процесс снижения функций организма на фоне воздействия физических и психических нагрузок [2]. Основными симптомами переутомления являются:

1) Глобальная боль в мышцах, иррадиирующая во внутренние органы либо переходящая на большие группы мышц;

2) Резкие головные боли;

3) Снижение уровня проявления всех физических качеств человека на 30-50%;

4) Раздражительность или сонливость;

5) Нарушение сна, потеря аппетита;

6) Судороги мышц;

7) Потеря концентрации внимания;

8) Снижение рефлексов.

9) Повышение утренних значений ЧСС до 100-120 ударов в минуту;

10) Повышение либо понижение АД.

Способы борьбы с переутомлением включают в себя: применение лекарственных препаратов, пассивный отдых, оздоровительное плавание, прогулки на свежем воздухе, массаж, релакс-ванны, крио-ванны. Необходимо знать, что если процесс переутомления возникает через 5-6 дней после начала занятий, то данную программу тренировок необходимо корректировать в сторону понижения нагрузки и возобновлять процесс только после того, как все показатели соматического здоровья придут в норму.

Резюмируя вышесказанное необходимо сказать о том, что отсутствие или недостаточность знаний о методике самостоятельных занятий физической культурой является серьезной проблемой. Физиологические механизмы усталости, утомления и переутомления являются своеобразным светофором для любого человека, занимающегося самостоятельно. Зная и разбираясь в этих механизмах можно добиться хороших спортивных результатов, предупредить и избежать травм, получить положительные эмоции от занятий.

1. Коц Я.М. - Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры. - c 174.

2. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред, и высш. учебных заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.— c 27.

Признаки утомления и переутомления, их причины и профилактика



В статье авторы пытаются выделить основные признаки утомления и переутомления,определить причины их возникновения и предложить меры по их предупреждению.

Ключевые слова: переутомление, утомление, деятельность, активный отдых.

Результативность любого вида деятельности, любой работы лимитируется утомлением. Термин «утомление» имеет до 100 различных определений. Утомление — одно из основных понятий физиологии и гигиены труда, но до конца так и не согласованное между представителями этих дисциплин. Утомление — это функциональное состояние человека, проявляющееся в ряде субъективных ощущений, таких как усталость, ухудшение самочувствия, боли в конечностях, мышцах, желание прекратить работу [1].

Одним из первых, кто попытался разобраться куда тянутся нити утомления, был И. М. Сеченов. Прекрасные исследования И. М. Сеченова «Участие нервной системы в рабочих движениях человека» и «Очерк рабочих движений человека» и по сей день являются основными источниками для иследователей. Занимаясь вопросами утомления, И. М. Сеченов искал не только причины утомления, но и пытался найти меры борьбы с этим состоянием. Именно он ввёл понятие «активный отдых». И. М. Сеченов доказал, что основная составляющая отдыха в процессе трудовой деятельности — это не полный покой, а смена деятельности [5].

Психофизиологи выделяют 3 стадии утомления. В первую стадию чувство усталости незначительно, производительность труда не снижается. Во вторую стадию наблюдается значительное снижение производительности труда. Третью стадию расценивают как острое переутомление: сопровождается выраженным переживанием утомления.

При утомлении существенно изменяется деятельность органов и систем: уменьшаются мышечная сила и выносливость, меняется частота сердечных сокращений, требуется больше времени для анализа и переработки информации. Меняются технико-экономические показатели, например возрастает продолжительность выполнения операций, уменьшается продолжительность микропауз, возрастает количество ошибочных движений, увеличивается брак [1].

Утомление представляет собой естественную реакцию организма на более или менее напряженную работу. Изменения в функциональном состоянии организма, возникающие при утомлении, исчезают после сна и достаточного отдыха [3].

Исторически сложилось так, что наиболее исследовано утомление, возникающее при физической работе.

Существует две теории: гуморально-локалистическая и центрально-нервная. Сначала возникли представления о том, что утомление вызывается из-за нарушений в работе мышц. Мышцы не воспринимают сигналы, которые идут из ЦНС и вызывают в норме сокращение. Были проведены опыты с изолированными мышцами, например портняжной или икроножной мышцами лягушки. Они показали, что при ритмической электростимуляции мышцы есть возможность увидеть все три классические фазы работоспособности — врабатывания, устойчивой максимальной работоспособности и падения работоспособности. [1].

В профилактике утомления важную роль играет мероприятия физиологическая рационализация трудовых процессов. Прежде всего это касается обеспечения рациональной рабочей позы и рабочего места. Рациональной называют свободную, ненапряженную позу, в поддержании которой участвует минимальное количество мышц.

Важное значение в повышении работоспособности играют положительные эмоции, что обеспечивается хорошей организацией производственного процесса, нормальными гигиеническими условиями на рабочих местах, хорошей организацией бытовых условий, питания и отдыха. Важное место в формировании положительных эмоций принадлежит средствам промышленной эстетики, производственной музыке, созданию доброжелательных отношений в коллективе и др. [2].

Переутомление рассматривают как патологическое состояние, характеризующееся стойким снижением работоспособности. Переутомление развивается на фоне постоянного утомления. Последствиями переутомления могут быть неврозы, появление и обострение сердечно-сосудистых заболеваний, появление язвенной, гипертонической болезней.

Признаки переутомления: снижение внимания, памяти, мышления, а также головные боли, апатия, вялость, сонливость днем, бессонница ночью, ухудшение аппетита, мышечная слабость [4].

Признаки переутомления сохраняются даже после продолжительного сна и отдыха. Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервнопсихических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях — комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики [3].

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Как вы считаете как есть ли необходимость интеграции в школьные учебные заведения робототехники?

Я являюсь студентом ВУЗа, подскажите где я могу опубликовать свою статью в коротки сроки?

Усложняется термообработка, также и механическая обработка данных сплавов

Инагамов С.Я. - д.т.н., проф. Очень интересная работа. Влияние климатических условий на содержание белка в листьях лекарственного растения полыни беловатого. Желаю удачи.

Спасибо ,очень интересна ваша работа .









ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССОВ УТОМЛЕНИЯ И ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Актуальность. Значительная академическая нагрузка у студентов медицинского ВУЗа зачастую сопровождается развитием утомления, которое проявляется вследствие достаточно продолжительного процесса умственной деятельности и характеризуется снижением работоспособности, отсутствием интереса к какой-либо работе, понижением эмоционального тонуса. Замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и перераспределения внимания, усвоения теоретического материала.

Однако сильное утомление негативно влияет на организм, поскольку происходит чрезмерное напряжение резервных возможностей организма, что может осложняться развитием переутомления. Переутомление представляет собой патологическое состояние организма, которое развивается под действием длительного утомления. Важным фактором развития переутомления является недостаточность и неполноценность периодов отдыха, которые не приводят к восстановлению работоспособности и резервных возможностей организма[1].

Цель работы: оценить влияние учебной нагрузки на развитие процессов утомления и переутомления у студентов-медиков.

Материалы исследования. Группой респондентов являлись 112 студентов (96 девушек и 16 юношей) 1-6 курса, обучающихся в учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет». При этом 67,9% составили студенты 3 курса, 12,5% – 1 курса, 11,6% – 4, 3,6% – 2 курса, 2,7% – 5 курса, 1,8% – 6 курса. 50,9% – студенты лечебного факультета, 30,4% – педиатрического факультета, 11,6% – медико-психологического факультета и 7,1% – медико-диагностического факультета.

Результаты и их обсуждение. В процессе исследования было установлено, что большей части опрошенных студентов для подготовки к занятиям необходимо более 3 часов (75,9%), некоторым достаточно 1-3 часа (24,1%). При этом 91,1% студентов ответили, что делают перерывы на отдых во время подготовки к занятиям, причём 53,6% из них отдыхают каждый час, 25% – каждые 2-3 часа, 8,9% – реже, чем каждые 2-3 часа, 3,6% – чаще, чем раз в час. Часть студентов(1,8%) делают перерывы на отдых иногда, в зависимости от самочувствия. И 7,1% студентов не делают перерыв на отдых во время подготовки к занятиям.

На вопрос: « Как Вы проводите время в перерывах между учёбой? » были получены следующие результаты: 75% - сплю, 69.6% - слушаю музыку, 59,8% - смотрю фильм, 56,3% - гуляю, 40,2% - читаю, 1,8% - лежу, 0,9% - кушаю, 0,9% - рисую, 0,9% - провожу время за компьютером, 0,9% - танцую, 0,9% - занимаюсь спортом, 0,9% - листаю ленту в соц. сетях.

Можно отметить, что 47,3% студентов отдыхают 1–2 часа, 28,6% – более 2 часов, 24,1% – менее часа.

Время ночного сна у 24,1% студентов составляет менее 5 часов, у 67% - от 5 до 7 часов и у 8.9% - более 7 часов. На периодические проблемы со сном в виде бессонницы указали 25,9% студентов. Учитывая то, что большая часть студентов не соблюдают норму ночного сна, 93,8%. опрошенных жаловались на повышенную дневную сонливость.

Также 82,1% жалуются на частые головные боли в связи с повышенной учебной нагрузкой.

При проведении опроса было установлено, что 56,3% студентов не могут долго заниматься одним видом деятельности, на фоне чего и возникает чувство повышенной раздражительности. Чувство апатии часто возникает у 33% студентов, иногда - 56,3% и только 10,7% опрошенных ответили, что не имеют таких проблем. После выполненной подготовки к занятиям 50% студентов постоянно испытывают усталость и бессилие, 44,6% – иногда, и только 5,4% – чувствуют себя хорошо.

Довольно большой процент студентов (86,6%) стали замечать, что часто не могут вспомнить мелкие детали и быстро забывают информацию.

Вывод. Таким образом, значительная академическая нагрузка у студентов медицинского ВУЗа сопровождается развитием длительного утомления,а при недостаточности и неполноценность отдыха может привести к переутомлению.

Стороженко, Т. Н. Проблема утомления и переутомления студентов медицинских ВУЗов / Т. Н. Стороженко, А. В. Косых, К. А. Чаленко // Научные горизонты. – 2019. – № 2. – С. 197–203.

О профилактике переутомления

Проблема переутомления очень актуальна в современном обществе. Постоянная и сложная работа, которая требует полной отдачи сил, домашние заботы, отсутствие отдыха и другие жизненные составляющие приводят к тому, что организм человека ослабевает и наступает переутомление.

Причин, вызывающих переутомление много, это:

Частые стрессы, которые сопровождают человека и дома, и на работе;

Отсутствие отдыха при каждодневной, продолжительной работе;

Плохое качество и недостаточная длительность сна;

Отсутствие физической нагрузки при регулярной умственной активности;

Несбалансированное питание и нарушения в режиме питания;

Длительный монотонный и однообразный труд;

Существует два вида переутомления: физическое и умственное. Причем первое развивается постепенно и для его устранения достаточно хорошо отдохнуть, выспаться, принять ванну или сделать на массаж. А вот переутомление от умственной работы часто наступает незаметно для человека. Различают 4 степени умственного переутомления: первое - начинающееся, второе - легкое, третье - выраженное и четвертое - тяжелое. Так как же остановить развитие переутомления на начальной стадии?

Для этого рассмотрим основные симптомы переутомления:

1. Снижение работоспособности;

2. Снижение внимательности;

4. Сложности в переключении внимания;

5. Усталость и апатия;

6. Покраснение глаз;

7. Раздражительность, нервозность;

8. Головная боль;

9. Приступы тошноты обмороки;

10. Отсутствие или повышение аппетита;

11. Нарушение режима сна.

Безусловно, каждый человек устает, но чтобы не было переутомления необходимо:

Правильно организовать свой рабочий день. Можно заранее расписать список дел, которые необходимо сделать за сегодня, главное рассчитать свои силы и не пытаться сделать больше, чем это возможно.

Достаточно спать. Оптимальная продолжительность сна для взрослого человека - 8 часов.

Следить за питанием. Сбалансированное питание - залог здорового организма и сильного иммунитета.

Отдыхать. Чтобы не было переутомления, и работа была продуктивной необходимо делать перерывы на отдых.

Адекватно использовать физические нагрузки. Больше ходите пешком, выбирайтесь в парк на прогулку, найдите время для занятия каким-либо видом спорта. Вы немного смените обстановку, в результате чего улучшится Ваше настроение и самочувствие. А вот заниматься спортом ночь сокращая тем самым сон, не следует, этим Вы только нанесете вред своему здоровью.

  • Найти занятие, которое интересно. Это может быть вязание, вышивание, просмотр фильма, сериала, чтение книги и многое другое. Главное, чтобы от этого процесса вы получали только положительные эмоции.

Не стоит доводить себя до крайнего состояния, постоянно изнуряя организм работой. Порой лучше выспаться, прогуляться или просто отдохнуть, чтобы потом с новыми силами вновь приступить к работе.

Карина андреевна чаленко проблема утомления и переутомления

Астения – это не болезнь, это такой комплекс симптомов, который предполагает наличие физической и психологической усталости. Человек испытывает эмоциональное истощение, измучен, отмечается раздражительность, повышенная или не совсем адекватная чувствительность. Фактически, все функционирование его организма кричит о том, что он перегружен, ему необходимо изолироваться, минимизировать стресс, в котором он сейчас находится. Если обратиться к биологии и миру животных, то астения – это, скорее всего, лабораторный феномен. В живой природе ослабленное животное или растение достаточно быстро становится пассивным участником пищевой цепочки, то есть, погибает. Человек в этом плане более совершенен и общество дает ему право быть слабым, истощенным. Этим правом следует уметь пользоваться.

Астенический синдром – расплата за жизнь на износ

Мы все живем в таких реалиях, когда требования к организму на физическом и интеллектуальном уровне предъявляются очень серьезные. Изо дня в день, находясь в погоне за каким-то результатом приходится испытывать большое напряжение, с которым нужно справляться, переживать его, расслабляться. Но, напрягаться все умеют, а расслабляться - нет.

Полюс активности современного человека смещен в сторону интеллектуальной нагрузки, поэтому очень много времени занимает компьютер, смартфон или планшет. Соответственно, возникает состояние гиподинамии, когда происходит крайне мало движений, часто выполняется однообразная работа, которая требует сосредоточения и напряжение внимания. В результате, возникает своеобразный перекос в функционировании – отказываясь от движения, человек слабеет, сначала физически, а затем – эмоционально и интеллектуально.

Люди начали предъявлять к себе завышенные требования, совершенно не задумываясь о том, что их жизненные ресурсы ограничены, и стали жить на износ. Для нашего общества такое поведение сейчас очень характерно. Стремление к повышению благосостояния и успеху вынуждает многих отдавать работе все свои часы бодрствования, совершенно не заботясь о полноценном отдыхе. В результате возникает астения, при которой работоспособность существенно падает. Не смотря на это, человек не уменьшает требования к себе, считая по-прежнему, что должен работать как можно больше и доводит свой организм до полного физического и интеллектуального изнеможения. Трудоголик считает, что всего необходимо добиваться тяжким непрерывным трудом. Не достигнув высоких достижений, он считает, что не состоялся как личность и ничего не добился в жизни.

Результаты нервного истощения

На фоне таких издевательств над собственным организмом, а также вследствие болезней, стрессов, жизненных потрясений появляется нервное истощение – синдром, характеризующийся полным отсутствием сил и маскирующийся под лень, депрессивное состояние, дурной характер. Появляется сильная утомляемость даже после обычной нагрузки, которая сопровождается снижением работоспособности, внимания, наличием тревожности, раздражительности и плохого самочувствия. Астенический синдром часто сопровождается головной болью и головокружением, болью в мышцах конечностей, нарушением сна. Сон становится неглубоким и беспокойным. В дневное время возникает слабость, желание прилечь, но отдых не восстанавливает силы. Постепенно формируется малоподвижный образ жизни, который только усугубляет проявления астении. Часто астению связывают с синдромом хронической усталости, эмоционального выгорания от большого количества контактов с людьми.

Астенический синдром характеризуется состоянием, когда никого не хочется видеть. Попытки разговоров приводят к еще большему конфликту и его усугублению. Человеку с нервным истощением полезно сделать паузу, немножечко отойти в сторону, отдышаться, попытаться разобраться, с чем связано напряжение, обратиться за помощью к специалисту, который обязательно поможет выйти из тупиковой ситуации.

Астения вызывается хроническими конфликтами, внутренней эмоциональной утомительной работой, длящейся в течение значительного времени. Если сравнить организм астеничного человека с батарейками, то можно сказать, что у него заканчивается заряд - нервные клетки получают мало питания. Человек нуждается в обретении баланса активности и отдыха. Стимулирование на повышенную продуктивность в этом случае, подстегивание и мотивация – это как попытка выжать заряд из этих севших батареек, пытаясь их как-то расплющить, постучать по ним. Как правило, такие действия приводят к дополнительной декомпенсации, то есть последствия будут еще драматичнее.

Обращение к психотерапевту гарантирует восстановление психологического здоровья

Вся усталость делится на физическую и моральную. Физическая усталость довольно легко восстанавливается хорошим сном, нормальным питанием, одним словом – отдыхом. Если человек психологически вымотан, уставший и его тяготят какие-то переживания, сном и бездействием эту проблему не решить. Дело в том, что организму, чтобы восстановиться во сне, также нужны психологические ресурсы. Отдохнуть во сне не получается - бессонница и расстройства сна мешают..

Поэтому лучший подход к терапии астенического синдрома предполагает обращение к психотерапевту, который для восстановления хорошего самочувствия займется решением внутренних конфликтов, в которых человек в этот момент находится. Специалист посоветует такую смену деятельности, которая позволит человеку пережить радость и восторг. Общение с психотерапевтом поможет подобрать комплекс действий, при котором человек с нервным истощением будет находиться в балансе, сможет понимать конфликты и проблемы, которые его тяготят, определит, за счет чего они могут быть решены.

Витамины и адаптогены – это средства, которые в данном случае, скорее всего не повредят, но восстановиться организму при нервном истощении они помогут лишь в случае устранения стрессового фактора. Найти его – задача работы с психотерапевтом. Он поможет найти баланс, благодаря которому человек с астенией компенсирует свою жизнь отдыхом, это позволит больше радости и удовольствия.

В арсенале психотерапевтов существует большое количество методов помощи людям с астеническим синдромом. Основной метод коррекции таких расстройств – научить чередованию отдыха и напряжения. Врач может назначить занятия физическими упражнениями, с учетом того, что нервное переутомление часто ведет к быстрому физическому истощению. Он расскажет, в каком темпе необходимо будет входить в физические упражнения, объяснит, что быстрая усиленная физическая активность сможет усугубить эмоциональное напряжение, подскажет, каким образом от пеших прогулок переходить к более затратным нагрузкам.

И все же, основная работа с астеническим синдромом лежит в области психологии.

Когда незавершенные конфликты накапливаются, у человека возникает состояние, при котором он все свое раздражение выливает на людей, совершенно не причастных к его конфликтным ситуациям. Здесь тоже очень уместны будут занятия с психотерапевтом, помогающие разрешить внутренние конфликты до конца, что означает - разрешение проблемной ситуации с наименее отсроченным эффектом. Незавершенные внутренние конфликты превращаются в лавину, которую трудно сдерживать. Тогда к человеку приходит чувство, что он находится на грани, что ему трудно справляться и невозможно ничего контролировать. В этом случае следует незамедлительно обращаться к психотерапевту. Учитывая, что нервное переутомление является маской многих заболеваний, люди ошибочно идут к врачу общей практики, гастроэнтерологу, невропатологу, лечат следствия, не обращая внимания, на причину своего состояния.

Процесс саморегуляции учебной деятельности как фактор предупреждения переутомления школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Кобяков, Василий Демьянович

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Кобяков, Василий Демьянович

Глава I. Проблемы перегрузки и предупреждения переутомления учащихся в современной школе

1.1. Научное определение утомления, его критерии и психическое состояние человека при утомлении

1.2. Утомление, как ощущение дефицита энергии

1.3. Факторы обуславливающие переутомление

1.4. Методы исследования утомления

Глава II. Адекватная технология и педагогическое мастерство как основа профилактики переутомления

2.2. Выбор формы организации занятий, как фактор реализации педагогического мастерства при профилактике переутомления

2.3. Основные теории учения и поиск природосообразных методов обучения.

Глава III. Организация и проведение эксперимента

3.1. Описание методик применяемых в исследовании

3.2. Исследование состояния учащихся по их самооценке

3.3. Исследование состояния симпатического тонуса и подвижности внимания учащихся

3.4. Работоспособность учащихся при пятидневной и шестидневной учебной неделе

3.5.Результаты работы в условиях оптимизированного образовательного пространства

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Деятельность педагогического коллектива по предупреждению переутомления и сохранению здоровья школьников в процессе обучения 2005 год, доктор педагогических наук Зотова, Фируза Рахматулловна
Предупреждение умственного переутомления младших школьников средствами нетрадиционной гимнастики 2009 год, кандидат педагогических наук Кастальский, Олег Олегович
Психологические и психофизиологические средства оздоровления личности в раннем онтогенезе в процессе учебной деятельности 1999 год, доктор психологических наук Уфимцева, Людмила Петровна
Педагогические условия развития физической и умственной работоспособности младших школьников 2005 год, кандидат педагогических наук Велиева, Наталья Зиядиновна
Научно-теоретические основы развития системы валеологического образования младших школьников 2004 год, кандидат педагогических наук Бачиева, Эльмира Юнусовна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Процесс саморегуляции учебной деятельности как фактор предупреждения переутомления школьников»

Проблема исследования и ее актуальность. Создание альтернативных учебных заведений в конце восьмидесятых начале девяностых годов нашего века стимулировало общественный интерес не только к новым предметам и образовательным технологиям, но и к состоянию физического и психического здоровья учащихся.

Рост уровня заболеваний учащихся из проблемы узких специалистов стал тревожной проблемой всего общества. В опубликованных материалах ([35], [179] и другие) отмечается, что около 90% детей имеют отклонения физического и психического здоровья; 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в школе в пять раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения; до 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы к службе в армии.

Медицина, занимающаяся проблемой охраны здоровья, на современном этапе развития общества уже не справляется с решением этой серьезной задачи. Многие ученые. (И.А.Аршав-ский, Н.М.Амосов, И.И.Брехман, В.П.Зинченко, В.В.Рубцов, Д.И.Фельдшейн и др.) справедливо указывают на то, что сегодня разрешить эти проблемы можно только с привлечением к совместным исследованиям специалистов в области психологии, педагогики, физиологии, социологии, экологии и других наук.

Публикации в периодической печати, посвященные перегрузке школьников, содержат больше эмоциональных оценок, чем конкретных, научно обоснованных предложений по профилактике переутомления и сохранению здоровья детей и подростков.

Анализ работ отечественных и зарубежцых авторов (Г.А.Аминев, Л.С.Выготский, А.С.Егоров, К.Х.Кекчеев, Г.Л.Комендантов, О.А.Конопкин, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Ш.Матрос,

B.Д .Менделевич, Ю.М.Пратусевич, В.И.Рождественская, В.В.Розенблат,

C.Л.Рубинштейн, М.Н.Скаткин, Г.В.Фольборт, Д .Б.Эльконин, К.Вилли, В.Детье, Дж.Салли, Л.Р.Хаббард и др.) показал, что существенным аспектом данной проблемы является определение основных принципов, на которых могут строиться программы сохранения и развития здоровья детей.

Одним из ведущих принципов является личностно-деятель-ный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), позволяющий рассматривать ученика, как целостную систему в многоплановых взаимосвязях с образовательным пространством школы. Другими принципами выступают: единство сознания и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), принцип развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин), принцип ответственности за свое здоровье (Л.Р.Хаббард), принцип соотношения физического и психического в развитии ребенка как активного субъекта жизнедеятельности.

Однако, если вопросы психического развития личности достаточно широко изучены, то проблемы обусловленности и взаимосвязи физического и психического при развитии переутомления школьника разработаны недостаточно. В психологической литературе мы не нашли описания комплексного подхода к диагностике и предупреждению состояния переутомления.

Поэтому изучение и обобщение накопленного опыта в области создания оптимизированных образовательных пространств, практическая реализация современных образовательных технологий, позволяющих наиболее рационально использовать физические и психические силы учащегося, представляются актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане.

Объектом исследования явилось психофизиологическое состояние школьников, обучающихся в традиционных и нетрадиционных образовательных пространствах.

Предметом исследования стало влияние временно-организационных факторов и психолого-педагогических технологий обучения на работоспособность и утомляемость учащихся.

Цель исследования состояла в выявлении наиболее значимых факторов и условий, обеспечивающих профилактику переутомления, сохранение и развитие психического и физического здоровья детей.

Гипотеза исследования. Если в процессе исполнения социального заказа (всестороннее развитие личности ребенка) из-за переутомления в школе происходит систематическое нарушение деятельности механизмов саморегуляции, т.е. идет запрограммированное разрушение физического и психического здоровья учащихся, то негативные последствия могут быть минимизированы путем оптимизации образовательного пространства школы, которое может быть осуществлено путем соблюдения ритма учебных нагрузок и отдыха, предотвращения деятельности учащихся в режиме дефицита психо-энергетического потенциала и применения природосообразных технологий, развивающих творческое мышление.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

• изучить психофизиологические состояния учащихся в процессе учебной деятельности в традиционных и инновационных образовательных учреждениях;

• выявить причины, способствующие развитию переутомления в школе;

• определить организационные формы, позволяющие оптимизировать образовательное пространство школы и практически реализовать психоэнергосберегающие технологии;

• экспериментально обосновать психофизиологическую при-родосообразность основных составляющих компонентов оптимизации образовательного пространства: спаренного 35-минутного урока, пятидневной учебной недели и технологии развивающего обучения.

Методологическую основу исследования составили общетеоретические положения отечественной психологии о закономерностях физического и психического развития ребенка (JI .И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), социально-нормативная концепция развития личности в онтогенезе (Д.И.Фельдштейн), концепция формирования здорового образа жизни (И.И.Брехман).

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, разносторонним анализом психолого-педагогической литературы по проблеме, длительностью эксперимента, проверкой результатов исследования как экспериментально, так и методами математической статистики.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

• психосоматические заболевания учащихся развиваются в результате естественной активизации защиты организма, переводящей его в гипнотическое (сноподобное) состояние;

• обоснована природосообразность 35-минутного урока и его значимость для профилактики переутомления при переходе учебных заведений на пятидневную учебную неделю;

• предложен авторский вариант организации образовательного пространства, позволяющего рационально использовать имеющийся энергетический потенциал школьников;

• рассмотрен и описан процесс развития переутомления как результат нарушения энергообеспечения механизмов психофизиологической саморегуляции, и предложен подход к четкому разграничению утомления и переутомления.

Практическая значимость работы состоит в том, что на основе анализа факторов, влияющих на уровень утомляемости, разработана авторская модель образовательного пространства школы, позволяющая создать условия для практической реализации закона оптимального действия, предупреждать переутомление, сохранять и развивать здоровье школьника. Это обеспечивается за счет:

• предоставления детям большего времени для рекреации;

• обеспечения ритмичности образовательного процесса;

• введения природосообразного урока, развивающего творческое мышление и оптимально использующего активность школьника;

• высокого уровня работоспособности учащихся, сформировавшейся на основе развития их творческого мышления;

• применения природосообразных технологий обучения;

• естественного включения механизмов систематизации изучаемого материала, подаваемого укрупненными блоками.

Адаптированная для школы классификация переутомления учащихся К.К.Платонова позволяет не только облегчить диагностирование утомления, но и определить систему профилактических мероприятий на ранних стадиях развития.

Экспериментальной базой исследования были Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Республики Татарстан, Камскополянский экспериментальный учебно-педагогический комплекс и школа N1 поселка Камские Поляны Республики Татарстан.

Этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось в четыре этапа.

На первом этапе П989-1991гЛ изучалась психологическая и педагогическая литература по проблеме исследования, анализировалась деятельность инновационных школ и нормативно-законодательная база образования. Это позволило определить проблему, объект и предмет исследования.

На втором этапе (199 1-1995г.) сформулирована гипотеза оптимизации образовательного пространства школы, работа в котором позволяет минимизировать переутомление - основную причину разрушения здоровья учащегося, разработана концепция и создан Камскополянский экспериментальный учебно-педагогический комплекс (КЭУПК), выявлены критерии, определяющие уровень работоспособности и утомляемости учащихся.

На третьем этапе П995-1997г.) проводилась экспериментальная проверка системы психолого-педагогических условий сохранения и развития здоровья учащихся в массовой школе-гиганте в условиях пятидневной и шестидневной учебной недели; продолжалась работа по созданию системы диагностики утомления.

На четвертом этапе П997-1998гЛ на ряду с продолжением опытно-экспериментальной работы в авторском образовательном пространстве КЭУПК произведена статистическая обработка результатов.

Теоретические положения и полученные результаты докладывались на:

По теме исследования опубликовано 9 работ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ведущими факторами развития переутомления и психической дестабилизации учащихся являются: нормативно узаконенные учебные планы, неприродосообразые образовательные технологии информационного типа, инструктивно-регламентное ограничение выбора учебного процесса и неоптимальное использование индивидуальной психофизиологической энергетики личности.

2. Гипноидные микропаузы на уроке являются основным фактором дестабилизации психофизиологического функционирования организма школьника.

3. Необходимым условием профилактики переутомления, активизации систем саморегуляции учебной деятельности и процесса развития личности является создание природосообраз-ного образовательного пространства.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Она изложена на 157 страницах, содержит 9 таблиц и 24 рисунков. К диссертации прилагается 12 приложений. Библиографический список насчитывает 227 наименований, из которых 24 на иностранных языках.

Профилактика переутомления школьников

Переутомление — временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки.

  • поведенческое переутомление — снижение производительности деятельности, уменьшение скорости и точности работы;
  • физиологическое — затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике нервных процессов;
  • психологическое — снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере.

Признаки утомления при умственной деятельности

Признаки Незначительная усталость Значительная усталость Острая усталость
Внимание Редкие отвлечения Внимание рассеянное, частые отвлечения Внимание рассеянное, реакции на новые раздражители (новые словесные указания) отсутствуют
Движения Потягивание ног и выпрямление туловища. Движения точные Частая смена позы, повороты головы в разные стороны, поддерживание головы руками. Движения неуверенные, медленные Стремление положить голову на стол, выпрямиться, откинувшись на спинку стула. Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка).
Интерес Живой интерес Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия.

Причинами усталости у школьников могут быть: недосыпание, чувство голода, неполное восстановление сил после перенесенной болезни, первые симптомы болезни и т.д. Различают субъективные критерии выяснения усталости (в чувство утомления, которое определяется путем опроса учащихся в течение учебного процесса) и объективные (эффективность учебного процесса, состояние функциональных систем организма школьников (опорно-двигательной, кровеносной, дыхательной, сенсорной, высшей нервной деятельности и т.д.), которые определяют с помощью специальных методов исследования).

Профилактика переутомления

  • Ночной сон для учащихся в 1–4 классе должен составлять 10–10,5 часа. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов. Младшие школьники не должны ложиться спать позднее 22 часов и делать уроки «на ночь».
  • Условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы питание было полноценным и разнообразным. Особенно полезны «для головы» молоко, творог, кефир, сыр, мясо, рыба, яйца, зелень, бобовые, грибы, орехи, семечки, бананы и морепродукты.

Переутомление

Анализ крови на антитела к короновирусу

Вакцинация препаратом "М-М-P II"

Для профилактики кори, паротита и краснухи. Сохранение уровня антител в крови более 11 лет.

Ликвидация любых аномалий зубов, восстановление эстетики и полноценных функций

Фото: Shutterstock

Астения в переводе с древнегреческого означает «бессилие». В этом болезненном состоянии усталость, недосып, рассеянность и другие симптомы могут быть не ярко выраженными, но продолжительными. Другими словами, астения — это фоновое состояние, которое оказывает существенное влияние на качество жизни. Есть множество причин, по которым оно может возникнуть. Первая большая группа предпосылок — это хронические и прогрессирующие заболевания: инфекционные, неврологические, эндокринные и другие, а также нарушения в работе иммунной и пищеварительной систем. Вторая — более острые состояния, часто психической природы: сильный стресс, неврозы, депрессивные эпизоды, а также послеродовой период. Часто симптомы астении принимают за банальную усталость и не придают им значения. Но есть несколько важных факторов, которые помогут отличить одно от другого.

На что обращать внимание

Симптомами астении могут быть общее снижение работоспособности, когда на выполнение привычных дел требуется гораздо больше времени и усилий; нервное истощение с перепадами настроения, повышенной раздражительностью и симптомами выгорания; постоянная головная боль средней интенсивности, любые продолжительные нарушения сна и даже сниженное либидо — все это, особенно вкупе, может служить признаком более серьезного состояния, чем простое утомление.

Фото: Zohre Nemati/Unsplash

Чем опасно такое состояние

Помимо ощутимого снижения работоспособности и ухудшения общего физического состояния, астения несет с собой большую психологическую нагрузку. Можно начать обвинять себя в отсутствии силы воли, галлонами пить кофе, зачитываться статьями о повышении эффективности и все больше зарываться в собственном бессилии. Искренние дружеские советы окружающих могут только усугубить и без того упадническое настроение. Рекомендации вроде «Займись спортом!» или «Просто возьми себя в руки» в случае с астенией не работают. Корень проблемы — в нарушении работы конкретных участков мозга, поэтому решить ее может системный комплексный подход.

Как вернуться в норму

Во-первых, наладить общий режим — добавить в ежедневную рутину физические активности и прогулки, стараться вставать и ложиться в одно и то же время. Главное — не перетруждаться и наращивать интенсивность нагрузок постепенно. Во-вторых, скорректировать питание. Правильный рацион — один из ключевых элементов борьбы с переутомлением. Достаточно придерживаться базовых принципов здорового питания: максимально разнообразить меню, добавить побольше богатых витаминами и минералами овощей и фруктов (в идеале овощи должны занимать половину тарелки в каждый прием пищи), есть часто и небольшими порциями, не злоупотреблять кофе и сахаром. При астении не стоит впадать в крайности — садиться на жесткие диеты или заедать усталость большим количеством сладкого. А вот побаловать себя кусочком шоколадки или бокалом хорошего вина вполне можно.


Наконец, третий важный элемент восстановления — препараты, регулирующие мозговую деятельность. Долгое время в стандартных рекомендациях чаще всего встречались ноотропы, которые улучшают метаболизм в мозге, а также растительные тонизирующие средства (женьшень, элеутерококк и другие). Однако и то и другое имеет слишком общее действие и может служить лишь сопутствующим инструментом для лечения астении. Препаратом, имеющим направленное действие против симптомов функциональной астении (1) , таких как переутомление, сопровождающееся повышенной утомляемостью, снижением работоспособности и слабостью, является Энерион®. Он содержит вещество сульбутиамин, которое является производным витамина В1 и выборочно действует на участки мозга, ответственные за поддержание нормального уровня активности (2) . Важно помнить, что астения — это патологическое состояние, с которым совершенно необязательно бороться в одиночку. Можно проконсультироваться с терапевтом и подобрать максимально комфортную программу восстановления, включающую физические активности, здоровую диету и прием витаминов и препаратов. С грамотным подходом к делу переутомление обязательно отступит и вы снова сможете жить полной жизнью.

Читайте также: