Когда мама вошла в комнату осколки вазы валялись на полу и дети пытались их собрать

Обновлено: 15.05.2024

Русский язык. Синтаксис и пунктуация сложного предложения. 9 класс. - Зотов В.В.

В сложносочинённых предложениях части отделяются друг от друга знаками препинания:
1) запятой,
2) точкой с запятой,
3) тире.

1) Запятая – это самый распространённый знак. Он ставится перед сочинительными союзами. Вспомните их.

Сочинительные союзы. Разряды по значению

  1. Соединительные: и, да(=и: щи да каша), и…и…, не только… но и, как… так и, тоже, также
  2. Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
  3. Противительные: а, но, да (=но: хорош собой, да беден), однако, зато
  4. Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
  5. Пояснительные: то есть, а именно
  6. Присоединительные: тоже, также, да и, и притом, причем

И перед одиночными или повторяющимися союзами.

Люди, умеющие веселиться, не имеют денег, 1 / а люди, имеющие деньги, не умеют веселиться 2 (Б. Шоу).

То Маша мечтала о театральном, 1 / то её трясло от одной мысли о судьбе актрисы 2 .

Схема: То […] 1 , то […] 2 .

2) Точка с запятой может ставиться, если части предложения значительно распространены и уже имеют внутри себя запятые или в случае, если в предложении несколько частей, например:

Женщина хочет жить своей жизнью, 1 /а мужчина – своей; 2 / и каждый старается свести другого с правильного пути 3 (Б. Шоу).

Схема: […], 1 a […]; 2 и […] 3 .

3) Тире может ставиться, если части содержат резкое противопоставление, передают резкую смену событий, например:

Лишь на мгновение зависла пауза – 1 /и вдруг раздался резкий крик 2 .

Знаки препинания не ставятся

1. Если есть общий член предложения, например:

Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

(Осенью – общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью. Запятая не нужна.)

2. Если есть вводное слово, общее для частей, например:

К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

(к удивлению – вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)

3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например:

Когда мама вошла в комнату, 1 /осколки вазы валялись на полу 2 / и дети пытались их собрать 3 .

(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)

Примечание:

В случаях, перечисленных в пп. 1– 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например:

Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.

(есть общий член: осенью , но есть и повторяющийся союз: и… и…, поэтому запятая нужна)

К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.

(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли…, поэтому запятая нужна)

Алгоритм выполнения задания №16 ЕГЭ по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоритм выполнения задания № 16 ЕГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм выполнения задания №16 ЕГЭ по русскому языку»

1. Формулировка задания.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Кто умолял меня о встрече и тем самым склонил к предательству интересов фирмы?

2) Сердце Курочкина скатилось под уклон «русских горок» и бешено забилось где-то в районе солнечного сплетения.

3) Мальчишки и девчонки нашего класса а также их родители приняли участие в школьном спектакле.

4) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.

5) В России континентальный климат и здесь особенно суровая зима.

2. Алгоритм выполнения задания.

1. Найдите в предложении однородные члены.

2. Определите, какие союзы их соединяют:

• если это одиночный соединительный или разделительный союз (и, или, либо, да (= и), запятая перед ним не ставится;

• если это двойной союз (как…,так и; не столько…, сколько; не только…, но и; хотя…, но), запятая ставится только перед второй частью двойного союза;

• если это повторяющиеся союзы, то запятая ставится только перед теми из них, которые находятся между однородными членами;

• перед противительными союзами между однородными членами всегда ставится запятая.

3. Проверьте, нет ли в предложении однородных членов, связанных попарно. Помните: если однородные члены в предложении соединяются попарно, то запятая ставится между парными группами и всего одна !

4. Запятая в сложносочиненном предложении не нужна в следующих ситуациях:

1. Если есть общий второстепенный член предложения. Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

2. Если есть общее для частей вводное слово, словосочетание, или предложение, частица, обособленный член предложения (сравнительный оборот). К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара. Да здравствует свет и скроется тьма. Дальнейшие встречи были так же приятны и беседы так же полезны, как в первый раз.

3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть. Когда мама вошла в комнату,1/осколки вазы валялись на полу2/ и дети пытались их собрать. Как это часто бывает, вспоминается плохое и забывается хорошее.

4. Если части сложносочинённого предложения являются: 1) вопросительными предложениями; 2) побудительными предложениями; 3) восклицательными предложениями; 4) назывными предложениями; 5) безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемых. 1) Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться? 2) Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится! 3)Как у вас хорошо и как мне всё нравится! 4)Жара и духота. Холод и дождь. 5) Жарко и душно. Холодно и дождливо.

1. При наличии общего второстепенного члена предложения запятая перед союзами ставится, если союз повторяется: В такую погоду и волк не рыщет, и медведь не вылезает из берлоги.

2. Не является объединяющим элементом противительный союз, после которого или перед которым находятся два соединенных союзом и простых предложения, поэтому запятая перед и ставится: Ибрагим был бы очень рад избавиться, но ассамблея была дело должностное, и государь строго требовал присутствия своих приближённых (П.); Он подавил вздох и не спеша стал сворачивать папироску, но почему-то дрогнули руки, и он рассыпал на колени табак (Ш.); Гроза прошла, и тучи рассеялись, но духота.

ЕГЭ по русскому. Задание 15. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами

Задание 15 направлено на выявления ваших знаний по темам:

Запятая перед и ставится

1. Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и разделяет простые предложения в его составе

Стало холодно, и мы затопили печь.

Запятая перед и не ставится

1. Простое предложение с однородными членами и неповторяющимся союзом и

Белые, красные и жёлтые розы цвели у крыльца.

2. Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и не ставится, если его части имеют общий второстепенный член (распространитель) или в других случаях, приведённых ниже*.

Зимой на даче холодно и мы топим печь.

1) холодно (когда?, где?) зимой на даче
2) мы топим печь (когда?, где?) зимой на даче
[общ.распространитель] и [ ]

В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном – две и более.

1. Пунктуация при однородных членах предложения

Запятая не нужна:

1) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, изучали и систематизировали их.

2) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их.

2) в устойчивых сочетаниях, например:

ни пуха ни пера, и смех и грех, ни свет ни заря

Запятые не ставятся, если несколько определений не являются однородными членами.

Запятая ставится:

1) между однородными членами, не связанными союзами, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.

Схема: о, о, о, о, о (здесь и далее: о – однородный член)

2) между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, но организовать выставку в то время они не могли.

Схема: о, о, о, но о

3) между однородными членами, связанными повторяющимися союзами:
сочинительными и, да (в значении и), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то) , например:

Сотрудники музея и хранили коллекции, и систематизировали, и изучали их, и организовывали выставки, и публиковали научные статьи.

Схема: и о, и о, и о, и о, и о

4) перед второй частью двойных союзов не только…, но и…; как…, так и…; не столько…, сколько; хотя и…, но…; если не…, то и др., например:

Сотрудники музея не только хранили коллекции, но и систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.

Схема: не только о, но и о, о, о, о

5) между парными однородными членами, связанными союзами и и или, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи.

Схема: о и о, о и о

2. Пунктуация в сложносочинённом предложении с союзом и

Знаки препинания не ставятся:

1. Если есть общий член предложения, например:

Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

(Осенью – общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью. Запятая не нужна.)

2. Если есть вводное слово, общее для частей, например:

К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

(к удивлению – вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)

3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например:

Когда мама вошла в комнату, 1 /осколки вазы валялись на полу 2 / и дети пытались их собрать 3 .

(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)

В случаях, перечисленных в пп. 1– 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы.

Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.

(есть общий член: осенью, но есть и повторяющийся союз: и… и…, поэтому запятая нужна)

К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.

(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли…, то ли…, поэтому запятая нужна)

4. Если части сложносочинённого предложения являются:

  • вопросительными предложениями, например: Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?
  • побудительными предложениями, например: Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!
  • восклицательными предложениями, например: Как у вас хорошо и как мне всё нравится!
  • назывными предложениями, например: Жара и духота. Холод и дождь.
  • безличными предложениями, например: Жарко и душно. Холодно и дождливо.

Желаем Вам успешной сдачи экзамена!

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

Готовимся к ЕГЭ "Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами"

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

ЗАДАНИЕ16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1.Или вот сидишь за столом что-нибудь выпил или съел и в животе как заурчит и кто-нибудь на тебя так посмотрит дескать ну как так можно…

2.Солнце то выглядывало то скрывалось за пушистыми облаками.

3.От восторга тот вроде бы запьянел на миг и рогатая голова пошла кругом.

4.Но Ёжик открыл люк спустился в погреб достал и грибков и брусники и орехов - всего что было у них в доме.

5.В шкафу и на столе оказались фрукты и разнообразные сладости

с одиночными союзами

с повторяющимися союзами

с двойными союзами

В саду расцвели розы, лилии, ромашки

соединительными союзами и, да(=и), или

Вдруг налетела буря с крупным И частым градом.

Осеннею свежестью, листвой И плодами благоухает сад.

союзами противительными а, но, да(=но), зато, однако

Не железным ключом открывается сердце, А добротой.

или Ο, или Ο, или Ο

Мне чудятся ТО шумные пиры, ТО ратный стан, ТО схватки боевые.

Ты меня не слышишь, ИЛИ не понимаешь, ИЛИ просто игнорируешь.

Метели И вьюга, стужа И темнота не помешали полярникам высадиться на льдины.

не столько сколько

Запятая ставится перед второй часть союза!

не только Ο, но и Ο

Эти нормы под силу вспомнить КАК мастерам спорта, ТАК И новичкам.

фразеологизм

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

Ловушка Фразеологические обороты

(устойчивые сочетания слов):

  • Ни с того ни с сего
  • И день и ночь
  • И стар и млад
  • И смех и горе
  • И там и сям
  • Ни взад ни вперед
  • Ни да ни нет
  • Ни за что ни про что
  • Ни рыба ни мясо
  • Ни свет ни заря

Запятая внутри них не ставится!

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в сложносочинённом предложении

Сложносочинённое предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинит­ельными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.

Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.

В сложносочинённых предложениях части отделяются друг от друга запятыми.

А, НО, ДА (в значении НО),

  • Мы были не только удивлены, но и обрадованы.
  • Гаврила хотел что-то возразить, да сжал губы.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в сложносочинённом предложении

Знаки препинания не ставятся

1. Если есть общий член предложения, например:

Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

(Осенью – общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью. Запятая не нужна.)

2. Если есть вводное слово, общее для частей, например:

К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

(к удивлению – вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)

3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например:

Когда мама вошла в комнату,1 /осколки вазы валялись на полу2/ и дети пытались их собрать3.

(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в сложносочинённом предложении

В случаях, перечисленных в пп. 1– 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например:

Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.

(есть общий член: осенью , но есть и повторяющийся союз: и… и…, поэтому запятая нужна)

К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.

(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли…, поэтому запятая нужна)

4. Если части сложносочинённого предложения являются:

  • вопросительными предложениями, например: Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?
  • побудительными предложениями, например: Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!
  • восклицательными предложениями, например: Как у вас хорошо и как мне всё нравится!
  • назывными предложениями, например: Жара и духота. Холод и дождь.
  • безличными предложениями, например: Жарко и душно. Холодно и дождливо.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо.

2) Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал.

3) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.

4) Эти гигантские каменные сооружения свидетельствуют о зарождении монументальных форм в корейской архитектуре.

(5) Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни ни остывший чай не могли изменить настроение гостя.

(Нет однородных членов, предложение простое).

1. Находим грамматические основы. Все предложения простые.

2. Устанавливаем, как связаны однородные члены, чертим схемы.

1.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1 1) Между тем отряды соединялись и со всех сторон приближались к злодейскому гнезду. 2) Эта высокая цель жизни самой своей таинственностью и начертанием новых обязанностей резко и глубоко проникла в. душу мою. 3) Мы утешались в нашем бездействии мыслию о скором прекращении скучной и мелочной войны с разбойниками и дикарями. , 4) Речки разлились и дороги стали непроходимы. 5) Марью Ивановну снарядили и через несколько дней она отправилась в дорогу с верной Палашей и с верным Савельичем.

Конспект урока по теме Готовимся к ЕГЭ: различение простых предложений с однородными членами и ССП.

Цель: обобщить ранее полученные знания по темам "Осложнённое предложение однородными членами", "Пунктуация при однородных членах предложения"; развивать грамотность, орфографическую зоркость; закреплять пунктуационные навыки.
Орфоэпическая разминка.
Вариант 1.
Агент, алфавит, аэропорты, балованный, баловать. балуясь , банты, бороду, брала, бралась, бухгалтеров, верба, верна, вероисповедание, взяла, взялась, включён , включённый, включим, включит, включишь , влилась, вовремя, ворвалась, восприняла, воссоздала, вручит.
Вариант 2.
Гнала, гналась, гражданство, давнишний, дефис, диспансер, добела, добрала, добралась, довезённый, доверху, договорённость, дождалась, дозвонится, дозвонятся , дозировать. докрасна, документ, донельзя, донизу, досуг, досуха, еретик, жалюзи, ждала, жилось, завидно.
Повторение ранее изученного по теме «Однородные члены предложения».
Основные случаи постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
[о, о, о, о]
[о и о]
[о, а о]
[о, о, о и о]
[и о, и о, и о]
[о, и о, и о]
[о и о, о и о]
[как о, так и о]
Знаки препинания не ставятся:
1. Если есть общий член предложения, например:
Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.
(Осенью – общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью. Запятая не нужна.)
2. Если есть вводное слово, общее для частей, например:
К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.
(к удивлению – вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)
3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например:
Когда мама вошла в комнату,1 /осколки вазы валялись на полу2/ и дети пытались их собрать3.
(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)
Примечание:
В случаях, перечисленных в пп. 1– 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например:
Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.
(есть общий член: осенью, но есть и повторяющийся союз: и и, поэтому запятая нужна)
К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.
(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли то ли, поэтому запятая нужна)
4. Если части сложносочинённого предложения являются:
вопросительными предложениями, например: Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?
побудительными предложениями, например: Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!
восклицательными предложениями, например: Как у вас хорошо и как мне всё нравится!
назывными предложениями, например: Жара и духота. Холод и дождь.
безличными предложениями, например: Жарко и душно. Холодно и дождливо.

Тренировочное упражнение.
1) Перед обедом из окон высовывались мамы и бабушки и звали детей домой.
2) Ирина любила бегать к автостанции и к морю и часто залезала с мальчишками на нефтяную вышку.
3) На площади стоял сказочный ледяной терем с резным крыльцом да кружевными наличниками по окнам.
4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах "Слова о полку Игореве".
5) Сквозь шум ветра до нас доносился не то собачий лай не то уханье филина.
6) Уснув в незнакомом месте, проснулся я ни свет ни заря.
Упражнение для закрепления.
Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. 1) То левой то правой лапой медведь катил в берлогу ворох листьев.
2) Подводить итог сказанному может предложение или целый абзац.
3) Уже увяли и почернели травы и цветы.
4) Стоял он в сторонке ни жив ни мертв.
5) Как декоративное растение пион культивируют в Китае уже полторы тысячи лет и там же он является любимым национальным растением, как хризантема у японцев, роза у европейцев.
2.1) Темнота раннего зимнего утра скрывала и площадку на берегу и поселок и самих людей.
2) Мимо меня шли измученные походом солдаты и изо всех сил поддержать их весёлой шуткой старался какой-то молодой офицер.
3) Эти стихи взволновали и тронули меня простотой и особым ритмом.
4) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или березка с клейкими листочками.
5) Мне понравился не столько сюжет спектакля сколько игра актёров и их энергия.
3.1) Разделяете вы точку зрения автора или не согласны с ним?
2) И лежат в земле груды золота и во всех концах света белого про тебя идёт слава громкая.
3) От верхушки до основания пень как бы тлел то ярко-сияющими то тускло-серебристыми пятнами.
4) Мы увидели и созвездие Дельфина и туманные огни и огненную черту Персея.
5) Раскольников старается контролировать свои мысли и чувства и не дает возможности своей совести «выбраться» наружу.
4.1) В этом магазине вы можете приобрести не только продукты но и электротовары косметику и книги.
2) В Средневековье в руках ученых появились термометр и барометр телескоп и микроскоп первая печатная книга и газета.

·3) У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских и азиатских стран.
4) Староста деревни не то снова опаздывал на собрание не то просто забыл о нем.
5) Речка оказалась неглубокой и её без труда удалось перейти вброд.
5.1) Уже три раза приезжал я в Москву по различным делам и каждый раз приходилось заново привыкать к этому большому шумному городу.
2) Эта машина приводила в движение как воздуходувки и прокатные станки так и все машины прокатного цеха.
3) Дымы дальних пожаров медленно всходили к небу или отдельными кучными облаками летали по горизонту.
4) Везде её встречали весело и дружелюбно и уверяли ее в любви и вечной преданности.
5) Дядя Ерошка и в горы ходил и у русских воровал и в остроге два раза сидел.
6.1) Волк каждый год линяет да своего обличия не меняет.
2) В слове тысячелетиями накапливаются и живут мысли и опыт народа.
3) Яркое летнее солнце коснулось линии горизонта и всё вокруг внезапно окрасилось в розовые и красные тона.
4) Одна Анютка осталась дома щи варить да горницу прибирать.
5) Молнии разрезали небо и слева и справа и впереди.
7. 1) Марина встала ни свет ни заря и всё равно не успела ни доделать работу ни приготовить ужин.
2) Ему нравилось гулять по паркам и лесам и наблюдать за людьми птицами природой.
3) Над поляной блистали стрекозы и неумолчно трещали кузнечики.
4) Он подложил в костер сухой травы и хворосту и раздул пламя.
5) Ветер на кургане особенно силен и видно отсюда степь до самого горизонта.
8.1) В городском саду играл духовой оркестр и пел хор ветеранов.
2) Тогдашнею критикою и тогдашнею публикой были равно не поняты как недостатки так и достоинства «Полтавы».
3) Мама приготовила суп и салат и поджарила картошку.
4) То ли какая-то неуловимая песня звенела в памяти то ли весенние запахи не давали покоя.
5) Челкаш завидовал или сожалел об этой молодой жизни или подсмеивался над ней.

Домашняя работа.
Задание 15 ЕГЭ.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых
нужно поставить ОДНУ запятую.
1.1) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
Она просто клала голову на сложенные бутербродом ладони и в
следующую секунду уже видела какой-нибудь приятный сон.
Осенью и природа засыпает и люди готовятся к зиме.
Без нитки да иголки шубы не пошить.
2. 1) Индивидуальность писателя проявляется даже в предпочтении того или иного цветового эпитета.
2)Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.
3) Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
4)Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.
5) Как наше так и вражеское войско томилось в ожидании настоящего боя.
3. 1)Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.
2)В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.
3)На улице весь декабрь то снег то дождь
4)Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
5) Ни на стенах ни на окнах не было никаких украшений.
4. 1) Мне хотелось застать медведя за едой или за рыбной ловлей на берегу реки.
2) Берёзовые рощи и аллеи вызывают чувство радости и умиротворённости.
3) Рябина прекрасна и по весне и осенью.
4) Ни на воде ни на земле ни в воздухе настоящий турист не чувствует растерянности.
5) Наташа подмигнула брату и оба удерживались недолго и звонко расхохотались.
5. 1) Старый князь был ещё в городе и его ждали каждую минуту.
2) Человек должен соблюдать как юридические так и нравственные законы.
3) Океан и небо перемешались и понеслись над головой потоками воды.
4) Артист читал басни и рассказы и лирические миниатюры.
5) Полина любила находиться в кабинете мужа или в библиотеке.
6. 1) Гущин набирается смелости и задает вопрос тихим и робким голосом.
2) Лесные ягоды лучше всего собирать или утром или вечером.
3) Самоварчик уже был готов и стоял на столе.
4) Владимира пленяли усадьбы и дачи по сторонам и тишина вокруг.
5) Соревнования из-за дождя не состоялись и решено было перенести
их на ближайшее воскресенье.
7. 1) Много желал да ничего не поймал.
2) Идеальный дворянин должен был походить и на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребенка в училище живописи.
4) Соревнования из-за дождя не состоялись и решено было перенести их на ближайшее воскресенье.
5) В лесу одному шумно и жутко и весело

Практикум по пунктуации 9-11 класс
учебно-методический материал по русскому языку (9, 10, 11 класс)

Отработка пунктуационных навыков при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

ВложениеРазмер
praktikum_po_punktuatsii.docx 22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум по пунктуации. 9-11кл

1 . Укажите предложение(-я) с пунктуационной ошибкой.

1) Старик снял с левого плеча палку, и ощупывая ею тротуар, направился вверх по Прорезной.

2) С запада навстречу мутноватой заре, предвещавшей непогоду, катились, шумя, невысокие волны.

3) Как истинный француз, в кармане Трике привез куплет Татьяне.

4) Родина Макара — глухая слободка Налган — затерялась в якутской тайге. 5) Много веков сушили эту землю ветры - суховеи, и палило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом.

6) Прошел короткий ливень, и на улицах запахло горькой сладостью каких - то цветов.

2. Укажите предложение(-я) с пунктуационной ошибкой. 1) Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса.

2) О, первый ландыш, из-под снега ты просишь солнечных лучей.

3) Иван Сергеевич посмотрел на меня, но, должно быть, не узнал.

4) Овсянников придерживался странных обычаев не из суеверия (душа в нем была довольно свобод-ная), а по привычке.

5) Холодный ветер, резкий и упорный, кидает нас и тяжело грести.

6) Здесь же по ночам ухает филин, и тоскливо надрывается лесная сирота-кукушка.

3. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) все знаки препинания расставлены верно.

1) Он вспомнил, что, уходя не запер дверь на террасу, и возвращаясь назад, на дачу в сердцах проклинал и себя, и всех гостей. 2) Решив это, Маша, ожидающая его в переполненной комнате, не обращая ни на кого внимания, молча пошла по лестнице, ведущей наверх, и не спеша открыла дверь.

3) Вечером в десятом часу, прихрамывая, он побрел, по огибающей березовый лес дороге, медленно, неторопливо.

4) К.Г.Паустовский считал, что «милый чудак и поэт», датский сказочник Андерсен, с произведениями которого он познакомился в семилетнем возрасте, научил его вере в победу солнца над мраком и доброты человеческого сердца над злом.

5) И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах, голоса в чаще леса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок.

6) Карманы их вечно были наполнены всякой дрянью: как-то бабками, свистелками, сделанными из перышек, недоеденным пирогом, а иногда даже и маленькими воробьенками.

4. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) все знаки препинания расставлены верно.

1) Мы, туристы очень спешили, но за неимением билетов, смогли уехать на поезде, отправляющемся на час позже.

2) Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед нами, уходя в бесконечную даль.

3) Я люблю эти темные ночи, эти звезды, и клены, и пруд.

4) Впрочем, он может быть пристрастно судил о вещах, мало ему знакомых, и встретив недоумевающий взгляд, промолчал.

5) Просто и спокойно пахло влажной землей и сладостью полевых цветов.

6) Наш кораблик, украшенный флагами по случаю бури, долго стоял в гавани ловко примостившись между судами - великанами.

5. Укажите предложение (-я), в котором (-ых) все знаки препинания расставлены верно. 1) Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово или взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, все это крупинки золотой пыли.

2) Конечно мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берем в руки роман или повесть, чтобы отдохнуть, а то и развлечься.

3) Ученые в строгой последовательности, в определенной системе излагают факты, и рассматривая их, стремятся установить и сформулировать закономерности, причины и следствия явлений, а результаты своих исследований они выражают в цифрах, лекциях, выводах.

4) Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без доста-точного основания противна здравому смыслу и вкусу, но она вредит не русскому языку, не русской литературе, а только тем, кто одержим ею. 5) Дел у меня много, к концу будущей недели я, однако, надеюсь все-таки навестить вас.

6) Старый сад всю ночь гудел угрюмо, дождь шумел, и, словно капли слез, падал он в холодный снег на землю с голых сучьев стонущих берез.

6. В каком(-их) предложении(-ях) есть пунктуационная ошибка?

1) Сергейчеву необходимо было встретиться с Валей – ему надоела неопределенность в их отношениях.

2) «Обыкновенная история» – первое произведение Гончарова – громадный росток, только что пробившийся из земли, ещё не окрепший, зеленый, но переполненный свежими соками.

3) Сказка в фольклоре – это устный рассказ о выдуманном событии, носящий фантастический, приключенческий или анекдотический характер.

4) Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков.

5) Вечером похолодало и пошел снег.

6) Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.

7. В каком(-их) предложении(-ях) есть пунктуационная ошибка?

1) Я убежден в одном: вдохновение приходит лишь во время труда.

2) На печи лежать – богатства не видать.

3) В избе у нее всегда было опрятно: стены чисто побелены, висели на окнах натянутые гармошкой белые шторки.

4) С приближением к воде менялась растительность – показал из воды свою малиновую башенку чистец лесной, выбросила пурпурные стрелы плакун-трава.

5) Вот у кур есть курятник, у лошадей – стойло, у собаки – конура, а только я один должен был скитаться где попало.

6) Как две капли воды походили близнецы друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела и ненавидели друг друга непримиримо.

8. В каком(-их) предложении(-ях) есть пунктуационная ошибка?

1) Колесо чугунное вертится и гудит, и ветром отдает.

2) И калина не растет меж ними, и трава не зеленеет.

3) Твоя сестра - по моему мнению, сокровище.

4) За станцией, дрожа и, покрывая свист метели, оглушительно загудел гудок.

5) Альпинизм немыслим без риска и потому немыслим без настоящих друзей.

6) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.

9. Укажите предложение (-я), в котором (-ых) все знаки препинания расставлены верно.

1) Все, кто любит поэзию, знают А. Фета, как тонкого лирика, певца искусства, любви и природы.

2) По некоторым мелочам, по тому, например, как оба они вместе варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.

3) Когда мама вошла в комнату, осколки вазы валялись на полу, и дети пытались их собрать.

4) А сколько радости приносит елка на Новый год, когда, наряженная, сияющая свечами, вносит она в комнату смолистый запах леса.

5) К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

6. Внизу, около самой земли горело всё: и сухая трава, и опавшая листва, и валежник.

ПУНКТУАЦИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Задание № 16 Задание направлено на выявления ваших знаний по темам:

- постановка запятой при однородных членах;

- постановка запятой в ССП.

Теория

Запятая при однородных членах

В сложносочиненном предложении между двумя грамматическими основами обычно ставится запятая.

Природа просыпается, и люди готовятся к зиме.

Запятая в сложносочиненном предложении не нужна

1.При наличии общего второстепенного члена предложения запятая перед союзоми ставится, если союз повторяется:

В такую погоду и волк не рыщет, и медведь не вылезает из берлоги.

2.Не является объединяющим элементом противительный союз, после которого или перед которым находятся два соединенных союзом и простых предложения, поэтому запятая перед и ставится:

Ибрагим был бы очень рад избавиться, но ассамблея была дело должностное, и государь строго требовал присутствия своих приближённых (П.); Он подавил вздох и не спеша стал сворачивать папироску, но почему-то дрогнули руки, и он рассыпал на колени табак (Ш.); Гроза прошла, и тучи рассеялись, но духота ещё сохранялась.

Тренировочные задания

160.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.

4) Три раза зимовал он в Мирном и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.

5) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.

161.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ.

2) Рано утром я вышел полюбоваться рассветом и подышать свежим прохладным воздухом.

3) Он подошёл к окну и увидел одни трубы да крыши.

4) Хорошо бы в нашем музее когда-нибудь увидеть картины Рембрандта или Тициана.

5) Многие из участников литературного общества «Беседа» были последовательными классицистами и некоторые из них довели до совершенства традиционные классицистические жанры.

162.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Некоторые акварельные произведения относятся как к живописи так и к графике.

2) Океан словно замер и рокочет тихо и вкрадчиво.

3) Ответы вы можете дать или в устной или письменной форме.

4) Арбуз и спел и сахарист и очень вкусен.

5) Со стороны улицы у штакетника стоял пышный багряный клён и ронял свои листья в маленький садик.

163.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Жизнь для равнодушного человека быстро теряет краски и он остаётся один со своим благополучием.

2) Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.

3) Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

4) Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.

5) Человеческое мышление формируется с помощью языка и оказывается с ним прочно связанным.

164.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В древней Индии умело использовали медь и бронзу и отливали металлические изделия.

2) В XVIII веке казачьи атаманы порой отправляли в столицы детей — пленников войн — в качестве подарков императорской семье или знатному вельможе.

3) Он чувствовал какой-то испуг перед новой жизнью и она казалась ему смертельной борьбой за право существовать на земле.

4) За ужином я заговорил о Хоре да о Калиныче.

5) Заморосил мелкий дождик и весь видимый горизонт обложило тучами.

165.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Из листового металла делают и корпуса машин и приборы и посуду.

2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.

4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

5) Тучи стали чернеть за горами и только яркими лучами блистало солнце.

166.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.

2) Зимним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют её бурые серёжки.

3) В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.

4) Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.

5) Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин лиственниц и берёз и дышать прелым запахом травы.

167.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Для измерения тех или иных научных объектов или явлений используются единые для всего мира единицы.

2) Тучи на горизонте то сходились и расходились то выстраивались в причудливые замки.

3) Редкие желтоватые звезды мелькали между тучами и небо понемногу светлело на горизонте.

4) Споры шляпочных грибов очень мелкие и лёгкие и переносятся потоком воздуха.

5) Видны были только белые стволы ближайших берёз да кусочек аллеи.

168.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.

2) По ночам земля быстро выхолаживалась и к рассвету степь покрывалась налётом недолговечного инея.

3) Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.

4) Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.

5) Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.

15 задание теория

Не путай:
В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном – две и более.
Рассмотрим основные случаи подробнее.
I. ПУНКТУАЦИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЗАПЯТАЯ НЕ НУЖНА:
1) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом, например:
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, изучали и систематизировали их.
2) в устойчивых сочетаниях, например:
ни пуха ни пера, и смех и грех, ни свет ни заря
Примечание:
Запятые не ставятся, если несколько определений не являются однородными членами.
ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ:
1) между однородными членами, не связанными союзами, например:
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.
2) между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато, например:
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, но организовать выставку в то время они не могли.
3) между однородными членами, связанными повторяющимися союзами:сочинительными и, да (в значении и), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то) , например:
Сотрудники музея и хранили коллекции, и систематизировали, и изучали их, и организовывали выставки, и публиковали научные статьи.
4) перед второй частью двойных союзов не только…, но и…; как…, так и…; не столько…, сколько; хотя и…, но…; если не…, то и др., например:
Сотрудники музея не только хранили коллекции, но и систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.
5) между парными однородными членами, связанными союзами И и ИЛИ, например:
Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи.
Запомни:
1. На столе лежали яблоки, и груши, и сливы.
2. На столе лежали и яблоки, и груши, и сливы.
II. ПУНКТУАЦИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С СОЮЗОМ И
*Знаки препинания не ставятся:
1. Если есть общий член предложения, например:
Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.
2. Если есть вводное слово, общее для частей, например:
К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.
(к удивлению – вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)
3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например:
Когда мама вошла в комнату,1 /осколки вазы валялись на полу2/ и дети пытались их собрать3.
(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)
Примечание:
В случаях, перечисленных в пп. 1– 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например:
Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.
(есть общий член: осенью , но есть и повторяющийся союз: и… и…, поэтому запятая нужна)
К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.
(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли…, поэтому запятая нужна)
4. Если части сложносочинённого предложения являются:
вопросительными предложениями, например: Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?
побудительными предложениями, например: Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!
восклицательными предложениями, например: Как у вас хорошо и как мне всё нравится!
назывными предложениями, например: Жара и духота. Холод и дождь.
безличными предложениями, например: Жарко и душно. Холодно и дождливо.
15 задание ЕГЭ – практическая часть
1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Уже страданьям нашим не найти ни меры ни названья ни сравненья.
Только жёлтые квадратики окон бревенчатой избы прорезают тьму да в центре метельного хоровода пляшет ярко-красный язычок.
Птичьим пересвистом и пощёлкиванием встречается утро в лесу и в прибрежных кустарниках.
Орехи или размалывают в муку на ручной мельнице или кладут на ночь в воду и наутро разминают в тесто.
Время было осеннее и утренние морозы уже раскрасили деревья и травы в тёмно-фиолетовые пурпурные и золотисто-оранжевые тона.

2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
С пугающей торопливостью туман покидал болото и его белые клочья были похожи на взмывающих в небо лебедей.
В тёмных и влажных еловых лесах с большим количеством черники грибов мало.
Возок то подпрыгивал то опускался куда-то в глубину то покачивался.
Не только у славян но и у всех древних народов дуб почитался священным деревом.
Во время загадочного происшествия в горах не было ни грозы ни снежного обвала.

3. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Только под стеной бригадного барака да у столбов жердевой изгороди торчат пучки пропыленной травы.
То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель то закрякает дикой уткою.
Осеннее солнце и ветер высушили на деревьях листья и окрасили их в жёлтые и коричневые цвета.
Целыми днями бродил я по лесу забирался в самые дебри и рассматривал следы на земле.
Ветер бесновался рябил холодные лужи гнул к земле стройные гибкие тополя.

4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
В комнаты падала тень от старых почерневших деревьев и потому в квартире всегда было сумрачно и холодно.
Встревоженный лебедь приподнялся над водой и замахал широкими серебряными крыльями.
Кочевая жизнь ничего не изменила ни во внешности ни в характере ни в речи Оськи.
Я маялся от ощущения не то подступающих неприятностей не то начинающейся болезни.
Зайцы-русаки ночами бегают по полям откапывают хлебную озимь оставляют на снегу путаные следы.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Я вышел за дверь и у ступеней крыльца увидел лисичку.
Ежедневные походы в школу через тёмный глухой бор закалили не только мышцы Глебки но и его характер.
Сами улицы казались то ущельями то руслами рек.
Позже привык Глебка и к шорохам и к шумам лесным и к темноте.
Цветки появляются над водой лишь в утренние часы или вечером.

6. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Ночь похолодела и от реки потянуло сыростью.
Лида дрожала не то от холода не то от страха.
Цветы тонко и нежно пахнут свежестью реки и сеном.
Всё пространство от края села до озера было заставлено палатками прилавками возами и автомобилями.
На другой день Михаил Прокофьевич спокойно уходил в Сокольники или Коломенское гулял предавался размышлениям.

7. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
За всеми этими событиями Петька да Васька позабыли на несколько дней про палатку.
Солнце опустилось в багровые тучи и несколько раз принимался накрапывать дождь.
Густые кроны деревьев в господском саду тихо задумчиво лепетали и еле слышный шорох их сливался и угасал в глубоком безмолвии ночи.
Наутро дед надел чистые онучи и новые лапти взял посох и кусок хлеба и побрел в город.
Каждый куст и каждое дерево собирает дождевую воду на листьях и крупными каплями осыпает путника с головы до ног.

8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Марина успешно миновала первый и второй просмотры и была допущена к экзамену перед государственной комиссией.
Вокруг не только бело но и необычайно тихо.
Вокруг глаз у бабушки лучиками разбегались маленькие морщинки а из глаз бежали струйки смеха привета и чуть заметной умной хитрости.
Льдина под ногами зашевелилась и трещина на глазах стала расти.
Только наша северная весна так легко играет ветрами и туманами дождями и заморозками.

9. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Перед вечером на станции собрался народ не только из станицы но из всех соседних посёлков.
Я бросил решать задачку и побежал в сад к ребятам.
Один день он [Михаил Прокофьевич] мог целиком проспать зато затем всю ночь напролёт писал или читал книги.
В течение секунды Седлецкому удавалось увидеть и струи дождя и мокрые крыши домов и чёрный бурлящий каньон в низине.
Человек снял шапку сунул ее под мышку вытер пот единственною своей рукой и спокойно огляделся вокруг.

10. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Можно было прекрасно разглядеть не только выражение лиц но и мельчайшие детали одежды шитьё на кафтанах.
Палуба и надстройки слились с темным небом и морем.
Осторожный ветер снимал с веток миллионы пушинок и по всем окрестным дворам и улицам начинала кружить медленная тополиная метель.
Наше командование интересовалось передвижением немецких кораблей а также обстановкой в портах.
Лена много была на воздухе каталась на санках лепила снежных баб и за всю зиму не болела ни разу.

Читайте также: