Линкольн боролся с рабством

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.10.2024

Его убили за свободу: чем знаменит Линкольн и как он повлиял на отмену рабства в США

1 февраля 1865 года — великий день в истории Америки. В результате вступление в силу тринадцатой поправки на свободе оказались около 4 миллионов рабов. Это случилось в основном благодаря действующему президенту Аврааму Линкольну , который посвятил всю жизнь борьбе за справедливость. За свои идеи он получил пулю в голову , а в дальнейшем — всенародную любовь. Разбираемся в судьбе Линкольна и американского рабства в материале altapress.ru

Семья рабов в доме Гейнса

Путь в президенты

Путь Авраама Линкольна к посту президента оказался весьма непростым. Он родился 12 февраля 1809 года в семье разорившегося фермера. Мать Авраама умерла , когда ему едва исполнилось 9 лет. Спустя некоторое время отец мальчика повторно женился , и новая мама Линкольна очень быстро нашла общий язык с ребенком , даже смогла привить ему любовь к чтению. Линкольн наизусть знал библию , что помогло ему в дальнейшем в ораторском искусстве.

Будущий политик с детства немного отличался от других детей. Поначалу он не проявлял охоту к исполнению домашних дел , которые сопровождали пограничный образ жизни его семьи. Его даже считали ленивым. Но это было не так. Спустя какое-то время он стал выполнять все поручения и старался заработать денег для своей семьи. Всё шло в семью. Он работал лесорубом , лодочником , на почте и в поле , но намеренно обходил охоту и рыбалку — личные убеждения не позволяли.

Линкольн стремился к самообразованию. Он изучал труды Бенджамина Франклина , Томаса Джефферсона и французских деятелей Просвещения. С этого момента он начал укрепляться в мысли о том , что рабство абсолютно неприемлемо. Переехав в штат Иллинойс , где к тому моменту рабства не было больше 10 лет , он занялся политикой.

От поста в нижней палате Иллинойса он пришел к сенату США. На выборах в сенат он проиграл , но его речь «Дом разделенный» во время дебатов произвела большое впечатление и возвысило его на политической арене.

Инаугурация Авраама Линкольна

6 ноября 1860 года Линкольн победил на выборах. Свое предпочтение в его адрес выразили почти 2 миллиона рядовых избирателей , 40% от общего числа участников. Во время инаугурации Линкольн произнес программную речь про то , что США не может разделиться.

…Одна часть нашей страны считает , что рабство — правое дело и его следует распространять , в то время как другая считает , что это зло и его не следует распространять. Это единственный спор по существу. Статья Конституции о беглых рабах и закон , направленный на прекращение зарубежной работорговли , соблюдаются , пожалуй , столь же добросовестно , как и любой другой закон в обществе , где моральные устои людей таковы , что они ошибочно поддерживают сам закон.

…Реально говоря , мы не можем разделиться. Мы не можем оградить и нашей страны друг от друга или построить между ними непреодолимую стену. Муж и жена могут развестись и выйти за пределы сферы общения друг с другом и досягаемости друг друга , но различные части нашей страны не могут сделать это. Они не могут не оставаться лицом к лицу и сношения между ними , дружественные или враждебные , должны продолжаться.

Фигура Линкольна не устраивала Юг. Уже в следующем году южные штаты провозгласили отделение. Линкольн предпринимал попытки сгладить углы конфликта , заявив , что правительство не будет отменять рабство в уже существующих штатах.

От своих идей он не отказался. В 1862 году утвердил гомстед-акт , который закреплял за каждым американцем , не воевавшим в гражданской войне на стороне Юга , право получение земли. Этот акт послужил огромным толчком к повсеместной отмене рабства.

Вкус свободы

Некоторые штаты утвердили документ значительно позже. Например , Кентукки — в 1976 , а Миссисипи только в 2013 году. В 1865 году поправку приняли 27 штатов. Для вступления документа в силу этого было достаточно , но фактически рабство повсеместно перестало существовать на территории Америки лишь в 2016 году.

Последний спектакль

14 апреля 1864 Линкольн получил пулю в голову. Это случилось во время спектакля «Наш американский кузен» в театре Форда. Выстрел произвел актёр Джон Уилкс Бут , который не был задействован на сцене , но отлично знал театр изнутри , разбирался в его репертуаре. Он был сторонником южан , которым «перешел дорогу» Линкольн

После стрельбы Бут скрылся , но его быстро нашли и смертельно ранили. В своих последних словах Бут подчеркнул , что мстил за свою страну и за отмену рабства. Линкольн скончался на следующий день — 15 февраля 1965 года.

Авраам Линкольн: свобода рабов как смертный приговор

Авраам Линкольн: свобода рабов как смертный приговор

22 сентября 1862 года президент Соединенных Штатов Авраам Линкольн сделал эпохальное заявление о грядущей отмене рабства в стране. Этим заявлением он определил магистральный путь государства и подписал себе смертный приговор.

Согласно некоторым версиям, заявление Линкольна планировалось на 23-е число, однако день осеннего равноденствия сочли более благоприятным по ряду причин именно эзотерического характера.

Значение этого события по просьбе "АН" сегодня оценивает петербургский историк, депутат Законодательного собрания Петербурга Максим Резник. Он считает шестнадцатого президента Соединенных Штатов Америки величайшим деятелем всемирной истории и сравнивает его русским царем Александром II.



- Мое отношение к нему искреннее восхищение, как, например, и к Александру II в России. Можно искать в любом глазу соломинку или бревно, но что Линкольн в Америке, что Александр II в России, не просто выступили против рабства, а приняли на себя всю ответственность, за столь радикальный шаг, приведший к освобождению большого количества людей - несомненный исторический факт.

Судьбы же и одного, и второго, как мы знаем, оказались невероятно трагичными. Но - главное - оба этих государственных деятеля повели свои страны в нужном направлении.

- Мотивы решений царя и президента, по-вашему, полностью идентичны?

- Во всяком случае, данное сравнение логично: в 1861 году Александр II отменил в России крепостное право, за что вошел в историю как великий реформатор и освободитель крестьян. Менее чем через год по этому же пути пошел президент Соединенных Штатов Америки, объявивший о том, что с 1 января грядущего года все рабы «отныне и навсегда будут свободными», и 30 декабря подписал «Прокламацию об освобождении». Линкольн был уверен - рабство должно умереть, чтобы нация могла жить. Последние слова - ключевые, абсолютно применимые и к российской исторической "почве". И результат налицо - согласитесь, сам факт пребывания ныне на президентском посту Барака Обамы суть прямое следствие действий Линкольна.

- Безусловная прогрессивность освобождения, как такового, многими деятелями исторической науки оценивается не в полностью радужных тонах. И применительно к России, и применительно к США тех времен, имеются рассуждения о чрезмерной спешке, неподготовленности данных решений. И популярность Александра II и Линкольна в периоды их правления считается отнюдь не высокой, как это видится сегодня.

- Все действительно не так просто. Прежде чем стать президентом Соединенных Штатов, Авраам Линкольн проиграл в 18 выборных компаниях. Зато он выиграл самые главные выборы! Линкольн считал отмену рабства, самым важным делом своей жизни.

Насчет поспешности. История свидетельствует: Линкольну действительно было решиться на такое. Сначала он выступал за постепенное освобождение рабов на компенсационной основе и запрете рабства на новых территориях. Но. Напомню, что президентство Линкольна совпало с войной, имевшей самые большие потери в истории Соединенных Штатов, потребовавшей более 600 000 убитых (360 000 со стороны союза, 260 000 на Юге). По мобилизации всех имеющихся резервов солдат, материалов и технических возможностей американская гражданская война предвосхитила, по определенным структурным признакам, современные тотальные войны XX века. И первоначальные неудачи северян в войне, ее затягивание постепенно меняли отношение Линкольна к вопросу о рабовладении. Он приходил к мысли, что Соединенные Штаты либо станут полностью свободными, либо полностью рабовладельческими. Становилось ясно, что главная цель войны - единство страны - недостижима без отмены рабства.

В конституционном отношении эта война явилась двигателем централизации, как это доказали создание новой банковской системы на основе Закона о Национальном банке.

- Кстати, ряд ваших коллег, историков, склонны считать истинной причиной отмены рабства чистой воды экономику, а конкретно - готовы тогда вот-вот разразиться банковский кризис.

- Можно искать много причин той гражданской войны и увязнуть в них. Однако, это, на мой взгляд, в опрос не финансовой или экономической политики. Это вообще вопрос не политики, а совести, вот и все. Когда стоит вопрос о жизни и свободе человека, все остальное - детали. Потому что человек это не скот.

Линкольн собственным примером демонстрировал уважение к человеческому достоинству. Он принимал посетителей - афроамериканцев, чего прежде не делал ни один президент США, а одним из его друзей был бывший раб Фредерик Дуглас. Линкольн понимал и любил свой народ, и американские граждане в итоге ответили ему всеобщей поддержкой. 8 ноября 1864 г. на очередных выборах он был избран президентом на второй срок. 9 апреля 1865 г. войска южан под командованием генерала Роберта Ли капитулировали. Гражданская война в США закончилась, но президент стал одной из последних жертв этой кровопролитной войны.

14 апреля 1865, в страстную пятницу на спектакле в театре Форда в Вашингтоне фанатичный сторонник южан актер Джон Уилкс Бут проник в президентскую ложу и выстрелил Линкольну в голову. Утром следующего дня, не приходя в сознание, президент скончался.

Миллионы американцев, белых и черных, пришли отдать последний долг своему президенту во время длившегося две с половиной недели путешествия траурного поезда из Вашингтона в Спрингфилд, где Линкольн был похоронен на кладбище Оук-Ридж. Трагическая смерть Линкольна во многом способствовала созданию вокруг его имени ореола мученика, погибшего за освобождение рабов.

А после смерти Линкольну тоже не было покоя - его тело перезахоранивали 17 раз. Это происходило либо из-за реконструкции гробницы, либо по причинам безопасности. При этом шесть раз его гроб вскрывался. Только в 1901 году, через 36 лет после смерти, президент нашёл окончательный покой. Существует поверье, что призрак Линкольна часто посещает Белый дом.

И в конце приведу слова нашего великого соотечественника, гениального русского писателя Льва Николаевича Толстого. О Линкольне им сказано так: "Он был тем, чем Бетховен был в музыке, Данте в поэзии, Рафаэль в живописи, Христос в философии жизни". И я с этим полностью согласен.

Киевский политолог Белашко: на Украине может вспыхнуть «гражданская война» по сценарию Гаити

Имперская династия Руси до Рюрика

Military Watch: ракеты нового российского комплекса С-500 могут стать проблемой для США

Sina: российский Су-57 пресек доминирование США в создании высокотехнологичных истребителей пятого поколения

«Мужики победили. Временно»: историк Виктор Кондрашин об антикоммунистических восстаниях во время Гражданской войны

The Clash: история знаменитого тройного альбома «Sandinista!»

«Дырку в космосе пыталась просверлить явно американская женщина»

«ПолитРоссия»: пилот НАТО «опозорился» над Балтикой после «издевок» над самолетом РФ

Боевые отряды талибов находятся ближе, чем в 11 км от Кабула, это крах обороны проамериканских сил в стране

Шведский экономист Ослунд призвал Запад нанести санкционный удар «в полную силу» для победы над Россией

Эксперт Оленченко о словах польского журналиста о «предательстве» со стороны США и ФРГ: «Они американский инструмент»

Подросли те, кто учил историю родной страны по вопросам к тестам

National Interest: присоединив Крым, Россия «украла военно-морской флот Украины»

В России усиливается неравенство зарплат - 165 тысяч рублей в месяц против 12 тысяч

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

    Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки

АВРААМ ЛИНКОЛЬН НЕ ХОТЕЛ ОТМЕНЫ РАБСТВА

12 февраля 1809 года на ферме в штате Кентукки родился человек, который в современной Америке почитается как один из величайших деятелей в истории страны и мировой истории.

Авраам Линкольн — самый популярный президент в истории США. Таковым он выходит из большинства опросов общественного мнения. А если иногда уступает Вашингтону, Кеннеди или одному из Рузвельтов, то всё равно всегда остается в первой тройке или пятерки рейтинга. И ведь есть за что. Он освободил Америку от рабства. Он самый лучший, самый прогрессивный, самый либеральный и демократичный.

Авраам Линкольн — политический идеал не только для либералов, прогрессистов и правозащитников. Даже президент Трамп, который по общему мнению излишней прогрессивностью и демократизмом не страдает, всегда говорит, что Линкольн был лучшим президентом.

Когда Дональд Трамп только обсуждал с дочерью и сыном возможность баллотироваться, он скал им: «Если мне доведется стать президентом, я оправдаю доверие как никто другой». И рассмеявшись прибавил: «Я могу быть более подходящим на пост президента, чем любой другой президент, который когда-либо управлял этой страной, за исключением Авраама Линкольна, потому что… никто не сможет превзойти Авраама Линкольна».

Все помнят Линкольна как великого и благородного освободителя.

Как праведника, который возглавлял Белый дом. Если же кто пытается в споминать о грешках и недостатках «Честного Эйба» — то это воспринимается как признак дурного тона.

О днако эта репутация была у Линкольна не всегда. При жизни Линкольн не считался великим президентом. И ладно бы только в южных штатах, где сплошь и рядом презирали и его, и его дело. Он не был даже очень популярным среди своих сторонников.

Социальный историк Барри Шварц отмечает в своем важном исследовании «Авраам Линкольн и подделка национальной памяти»: « Когда Авраам Линкольн проснулся в последний день своей жизни, почти каждый что-то в нем не любил ».

Реальный Линкольн был человеком далеко не идеальным, не лишённым недостатков и критикуемым со всех сторон.

В глазах многих южан, да и северян, демократов, да и республиканцев, он был не праведник-освободитель, а главным виновником кровопролитной войны, политиком покусившимся на независимость и самоуправление штатов.

"Мирные демократы" называли его тираном, аболиционисты упрекали в том, что он использует освобождение рабов только как тактическое средство, чтобы ослабить боевую силу Юга. Даже среди его республиканских друзей по партии было много таких, которые критиковали Линкольна за слабость, непоследовательность, нерешительность, они тосковали по "сильному мужчине", как президент Эндрю Джексон.

Трагическая гибель президента стала началом его мифологизации. Похоронная процессия, проходившая через многие штаты союза до его родного города Спрингфилда и наблюдавшаяся миллионами людей, стоявшими вдоль дороги, стала манифестацией американской "гражданской религии" .

В глазах большинства потомков 16-й президент США стал человеком, который пожертвовал своей жизнью во имя сохранения страны и ликвидации рабства.

Линкольна сочли «великим» лишь после его смерти, и даже тогда его слава усиливалась и меркла в зависимости от общего событийного фона в стране.

Каждый поворотный момент в американской истории заставлял иначе взглянуть и на самого Линкольна, и на то, к чему он стремился (и чего достиг).

Ошибки, просчёты, слабости остались в тени, и о них спорят только историки-специалисты. А для современных американцев он просто «Честный Эйб», совесть нации.

Сегодня в Америке помнят Линкольна как одного из первых героев борьбы за гражданские права: человека, который изо всех сил отстаивал идею, что «все люди сотворены равными», что белые и чернокожие должны быть равны перед законом, что чернокожих рабов следует освободить и дать им одни права и свободы с их бывшими хозяевами.

И обычно не помнят другую сторону Линкольна. До гражданской войны Линкольн не боролся за гражданские права. Его взгляды со временем изменились. Что ж, такое бывает: взгляды меняются. Но почему такая избирательная память об историческом деятеле.

Линкольн не был аболиционистом и отрицал равенство белой и черной рас.

Если он до занятия поста президента и критиковал рабство, то не потому, что считал негров равных белыми.

Линкольн открыто выступал против идеи расового равенства: во многом потому, что считал это невозможным из-за «физического различия» между чернокожими и белыми (это его собственные слова!). ,По этой же причине он выступал против межрасовых браков.

Линкольн не стремился к отмене рабства. Он не стремился к тому, чтобы чернокожие стали равными гражданами.

Линкольн считал, что чернокожие не должны иметь право голосовать, выполнять функции присяжных заседателей и иметь одни права и обязанности с белыми.

Ему казалось немыслимой перспектива совместного проживания двух разных рас на американском континенте, так как он полагал, что эта аномальная ситуация будет постоянно чревата разрушительными конфликтами.

Единственное против чего он выступал — это против распространения рабства на новые штаты.

Главная причина, побуждавшая Линкольна отрицательно оценивать рабство, относится к области “морально-экономической”.

Линкольн был человеком добропорядочной протестантской нравственности, которая исходит из того, что каждый должен сам чистить свои туфли, не используя для этого людей второго сорта. Он это постоянно демонстрировал. И скорее всего и сам в это верил.

Есть байка про то как Линкольн в ожидании визита представителя церкви, который должен быть явиться с каким-то прошением, чистил туфли в своем кабинете. И к нему неожиданно вошел секретарь со срочным вопросом. Пораженный видом президента с ваксой и щеткой в руках, он растерянно спросил: «Господин президент, вы чистите свои туфли?» На что Линкольн раздраженно ответил: «Чьи же еще туфли я должен чистить?»


Линкольн считал глубоко аморальной ситуацию, когда работник, пусть и ничтожный, и так не равноправный от природы, не может воспользоваться плодами своего труда, не получая ни продукта, ни денежного вознаграждения.

Кроме того рабовладельческая экономика плохо совместима с рыночной. Она тормозит свободное предпринимательство. Снижает мотивацию работающих. Не способствует техническому прогрессу. Уменьшает потребительские расходы.

Почему Республиканская партия выдвинула именно Линкольна, который не был самым ярким и популярным политиком? Республиканская партия выдвинула его кандидатом в президенты именно потому, что его мнение относительно рабства было весьма умеренным. Выдвинула в расчёте на то, что его умеренная позиция сделает его компромиссной фигурой, устраивающей большинство.

В ходе четвертых дебатов со Стивеном Дугласом в 1858 году он сказал недвусмысленные и поразительные слова:

«Я не сторонник социального и политического равенства белой и черной рас, и никогда им не был… А вдобавок скажу, что существует физическое различие между белой и черными расами, которое, на мой взгляд, никогда не позволит этим расам сосуществовать в условиях социального и политического равенства».

По нашим меркам, это чистой воды расизм.

Но если Линкольн публично высказывал такие идеи, почему его всюду считают сторонником гражданских прав? Это не входило в его намерения. Но история — это то, что происходит когда у вас другие планы.

Когда Авраам Линкольн в 1860 году был избран президентом США, большой политический конфликт разгорался не по поводу отмены рабства вообще. Спор шел не о южных штатах.

В своей первой речи в качестве президента, 4 марта 1862 года, Линкольн сказал: «У меня нет цели, прямой или косвенной, вмешиваться в ситуацию с рабством в тех штатах, где оно существует. Я не думаю, что у меня есть законное право делать это, и у меня нет никакого желания делать это».


Вопрос был в другом:о возможности рабовладения на новых территориях США на западе, в штатах, которые там создавались (на 1861 год США состояли из 34 штатов вместо нынешних 50). Северные штаты были резко против. Южане грозили выходом из состава в США


Это имело значение для баланса власти в Конгрессе, где штаты-рабовладельцы и свободные штаты всегда имели равное влияние. Южные штаты боялись, что избрание республиканца Линкольна, который был противником распространения рабства, в перспективе подорвало бы их положение и тем самым институт рабства как таковой. В этом смысле рабство было основанием конфликта.


И семь южных штатов, за которыми позднее последовали еще четыре, решили выйти из Соединенных Штатов Америки, декларируя свой выход протестом - защитой прав отдельных штатов от нападок федерального правительства.


Но нет никакого сомнения, что причиной было их желание сохранить рабов на юге. Однако мало кто из политиков на севере, и уж точно не Линкольн, хотел отменить рабство там, где оно уже существовало. Линкольн считал, что насильственная отмена рабства в южных штатах невозможна, поскольку это нарушит права плантаторов на их частнгую собственность и может привести к расколу в государстве.


Новому президенту, стороннику умеренности и компромиссов, предстояло сделать непростой выбор.

12 апреля 1861 года южане атаковали форт Самтер в бухте Чарлстон, после многочасового обстрела заставив его сдаться.

Линкольн объявил Юг находящимся в состоянии мятежа, начал призыв добровольцев в армию, отдал приказ о блокаде Конфедерации с моря.

Но южане к войне в её начальной стадии были готовы значительно лучше, несмотря на промышленный потенциал Севера. Федеральная армия потерпела серию поражений, внутри неё было немало генералов, избегавших масштабных действий и склонявшихся к заключению договора с южанами.

Война затягивалась, человеческие жертвы и экономические потери росли, брожение начиналось и в Республиканской партии. С огромным трудом Линкольну удалось избежать раскола среди соратников.

К лету 1862 года вопрос об отмене рабства так и не был решён. Линкольн говорил журналистам, что его куда больше волнует вопрос о сохранении Союза. «Если бы я смог спасти союз, не освободив ни одного раба, я бы сделал это», — говорил президент.

Когда северные штаты вступили в войну — они сделали это не для того, чтобы отменить рабство, а чтобы принудить бунтующие штаты вернуться в союз.

Но чем дольше шла война, тем отчётливее понимал Линкольн — одними компромиссами и полумерами её не выиграть.

Позиция Линкольна менялась. И менялась вынуждено. В августе 1861 г. Линкольн не счел возможным поддержать генерала Фримонта, который объявил принадлежавших мятежным рабовладельцам Юга рабов свободными людьми и, более того, сместил его с поста командующего силами северян в Миссури. Однако два месяца спустя президент дал генералу Шерману указание принимать в качестве наемных рабочих беглых рабов и разрешил даже, при известных условиях, вооружать их.

22 сентября 1862 г. Линкольн почти «переходит Рубикон». Линкольн решил опубликовать прокламацию, в которой содержалось предупреждение, что в случае, если восставшие штаты не возвратятся в Союз к 1 января 1863 г., все рабы, находящиеся в пределах их территории, будут объявлены «свободными отныне и навечно».

То есть даже прокламации Линкольна об освобождении рабов, изданной 1 января 1863 года и дававшей свободу рабам во всех восставших штатах, предшествовал трехмесячный период, в течение которого всем штатам, которые добровольно вернулись бы в союз, было обещано позволить сохранить рабство.

А ещё. рабы в штатах, уже занятых федеральными войсками, как и рабы в пограничных и южных штатах, не присоединившихся к Конфедерации, не подлежали освобождению, так как такое решение администрации Линкольна могло озлобить «лояльных» плантаторов-рабовладельцев этих штатов и ослабить их поддержку федерального правительства.

Штаты Конфедерации проигнорировали предупреждение, и тогда 1 января 1863 года была издана вторая прокламация, которая превратила вопрос об освобождении рабов в объявленную цель войны и неизбежно привела в конечном счете к ликвидации рабства во всей стране. Разрешение неграм служить в федеральной армии с оружием в руках придало Гражданской войне Севера характер крестового похода против рабства. «Вооруженный негр» — кошмар, преследовавший южан на протяжении многих десятилетий, стал реальностью и оказал заметное влияние на дальнейший ход событий. То есть освободителем негров и борцом за равноправие Линкольн стал вынужденно.

Какие из этого можно сделать выводы?

Авраам Линкольн был человеком своего времени, человеком XIX века; реальный Линкольн заметно отличается от иконы Линкольна, возникшей в американском “культурном воображаемом”.

Более тог, если бы он не был таким как был, а был бы таким каким его сегодня рисуют, н никогда не избрался бы президентом в 1860 году. Его бы не выбрали.

Когда Авраам Линкольн ещё не был президентом, а сравнительно скромным политиком второго ряда, он в качестве убедительнейшего примера государственного деятеля, которому ударила в голову власть, приводил такого, который втянет США в войну или отменит рабство.

История использует для выполнения важных задач государственных деятелей вне зависимости от их первоначальных намерений.

История — это то, что происходит когда вы имеете другие намерения и планы. Политик, который начинает путь с определенными намерениями, может зайти много дальше, чем он изначально планировал. Поскольку пути истории имеет свою логику, которая может сильно отличаться от представлений государственного деятеля, который на историческом перекрестке выбирает путь, ещё не зная, как далеко он его заведет.

И когда люди ищут в истории символов, которые необходимы им, они всегда и неизбежно делают это в свете нынешней ситуации. И наделяют исторического деятеля положительными качествами из нынешнего джентельменского набора.

Прошлое не застыло неизменным во времени. Оно всегда трансформируется в сознании, в зависимости от того, чем сознание занято здесь и теперь. Коллективная память – это, по сути, реконструкция прошлого, которая адаптирует образ исторических фактов к верованиям и духовным нуждам настоящего. .

Авраам Линкольн и рабство: миф об освободителе

Не следует думать, что освобожденные чернокожие на Севере радостным потоком вливались в толпу белых горожан. Север не освобождал своих негров, он вытеснял их на Юг.

Рабство было отменено по необходимости, под давлением обстоятельств.

Сам Авраам Линкольн в 1858 году, еще будучи кандидатом в сенат от штата Иллинойс, высказался вполне однозначно: «Я не выступаю и никогда не выступал за социальное и политическое равноправие белой и черной расы… за то, чтобы наделить негров избирательными правами или разрешить им быть присяжными, или за то, чтобы допустить их к занятию должностей, или позволить им смешанные браки с белыми… между двумя расами существуют настолько глубокие физические отличия, что я не верю, что они когда-либо смогут жить вместе на началах социального и политического равноправия». Эти заявления и многие последующие успокоили избирателей. Линкольн прошел в сенат, а затем выиграл президентские выборы.

Линкольн был гибким и прагматичным политиком. В разгар Гражданской войны он скажет: «Моя главнейшая задача в этой борьбе – спасти Союз, а не спасти или уничтожить рабство. Если бы я мог спасти Союз, не освобождая ни одного раба, я бы сделал это, и если бы мне для его спасения пришлось освободить всех рабов, я бы тоже сделал это».

В 1861 году Линкольн и республиканцы оспаривали право южных штатов на выход из состава США, а вовсе не их право на сохранение у себя института рабства. Северяне всьерьез опасались открытого бунта в лояльных Северу рабовладельческих штатах и протестов в саободных (в этом отношении показательно высказывание генерала северян и впоследствии президента США Улисса Гранта: «Если бы это была война за освобождение рабов, мой меч принадлежал бы другой стороне»).

Когда командующий силами северян в Миссури генерал Джон Ч. Фремон 30 августа 1861 года издал приказ, по которому собственность жителей штата, выступавших за отделение, подлежала конфискации, а все рабы штата получали свободу, он был отменен Линкольном. Фремон отважился на такой шаг не из отвращения к рабству. В Миссури, где рабовладельческие хозяйства были сосредоточены главным образом в одном районе, вопрос об отделении расколол общество. По сути, там началась своя собственная маленькая гражданская война, в которую и Север, и Юг, естественно, вмешались, поскольку штат в стратегическом отношении был для обеих сторон очень важен. Фремон, посланный Линкольном на помощь местным юнионистам, потерпел серьезное поражение от южан, и его приказ был в известной степени актом отчаяния, попыткой спасти положение.

Линкольно отправил генералу письмо, в котором просил привести документ в соответствие с актом конгресса от 6 августа 1861 года, согласно которому конфискации подлежало только то имущество (включая рабов), которое непосредственно использовалось в военных целях против Союза. Никакого освобождения рабов, даже в рамках одного штата, акт не предусматривал. «Это встревожит наших друзей и сторонников на Юге и отвратит их от нас», - писал президент. Фремон упорствовал. Тогда Линкольн просто отменил приказ генерала и вскоре снял его с должности.

На первом этапе войны вопрос о рабстве вообще не стоял на повестке дня. В это время президент и верхушка республиканцев еще надеялись на ьыструю победу малой кровью. В конце концов, столица новоявленной Конфедерации, Ричмонд, находилась на таком смехотворно малом расстоянии от Вашингтона, что казалось: один хороший удар – и враг капитулирует. Линкольн в то время вовсе не жаждал крови – он предпочел бы быстрое возвращение к довоенному статусу-кво.

Участники Black Lives Matter ополчились против памятника Аврааму Линкольну, который отменил рабство

В Америке очередь дошла наконец и до старины Линкольна. Активисты движения «Черные жизни имеют значение» взяли в осаду его памятник. В чем дело? Казалось бы — ведь именно Линкольн отводил афроамериканцев от векового рабства. Ему, наоборот, сторонники Флойда должны быть благодарны.

Но в этом все и дело! На этом знаменитом памятнике — вот он, черный стоит, преклонив колено перед белым Линкольном. А? Скажете: куда это годится? Просто вопиющая история! Все должно быть наоборот. Белый Линкольн должен стоять на коленях перед вчерашним рабом.

И тут есть два варианта. Первый — заказать Церетели. Он сделает быстро. Но можно еще быстрее. Вот, смотрите. По цвету они ведь не различаются? А если вот так? Вот. Все встало на место. Дарю идею. Совершенно бесплатно. И таблички не надо. Все остальное — у Юлии Ольховской.

В Вашингтоне чернокожие и белые жители схлестнулись у памятника Линкольну. Для одних легендарный президент США — герой. Для других — расист. Самое смешное, что этот памятник возвели здесь почти полтора века назад на деньги бывших рабов, которые хотели отблагодарить своего освободителя.

Именно Линкольн искоренил в Америке рабство. Но у активистов движения Black Lives Matter — «Жизнь черных имеет значение» претензии к композиции. Афроамериканец перед президентом преклоняет колено. Поэтому монумент требуют снести.

Война с историей перешла все грани разумного. Даже самый известный памятник американским президентам — портреты, высеченные в гранитных скалах Южной Дакоты — больше не вписывается в современные культурные тренды. В социальных сетях одни призывают взорвать монумент на горе Рашмор, другие — подкорректировать: «Давайте оставим Линкольна, добавим Кеннеди и Обаму. И одно место зарезервируем для первой женщины-президента (когда бы она ни появилась)».

«Это больше не борьба за равенство, это радикальное переписывание нашей истории, и мы в Южной Дакоте этого не поддержим», — заявил губернатор Южной Дакоты Кристи Ноэм.

В Висконсине жертвой радикальной цензуры стал памятник норвежцу Хансу Кристиану Хегу — просто потому что он был белым. Хотя и боролся с рабством и в Гражданской войне бился против конфедератов. Монумент обезглавили и утопили в озере.

Хоть какое-то рациональное зерно в действиях протестующих искать, кажется, просто бессмысленно после того, как в США потребовали заменить и американский гимн.

Гимн «Знамя, усыпанное звездами» был написан Фрэнсисом Скоттом Ки, который родился в богатой рабовладельческой семье в Мэриленде. Он был очень состоятельным адвокатом в Вашингтоне и в конце концов сблизился с президентом Эндрю Джексоном, Дональдом Трампом своего времени, а это значит, что было много ненависти, насилия и разногласий.

Кто провоцирует в обществе насилие — понятно по кадрам с протестов. Агрессивная толпа не хочет никого слушать. Оскорбляет полицию и не дает снимать журналистам. Защитники черных, феминистки, трансгендеры. Все вместе — противники Трампа.

У Белого дома чуть не пострадала журналистка NBC. От удара по голове Андреа Митчелл спасли охранники. Ее первые слова: «А где полиция?» Этим же вопросом наверняка задавалась съемочная группа телеканала Fox.

ем более на руках полно оружия. Среди митингующих в Оклахоме на этой неделе были люди с автоматическими винтовками.

- Вы из какой организации?

- Какое еще ополчение?!

- Мы — вооруженные люди, которые объединились для общей цели защищать наше общество!

- Защищать от кого?

А в Балтиморе, одном из самых «черных» городов Америки, защищать белых похоже просто некому. Это теперь новая форма протеста — стрелять в идеологических противников фейерверками. То же самое происходило на улицах Нью-Йорка. Дошло до того, что некоторые штаты в срочном порядке запрещают розничную продажу петард.

Лукавый дар Линкольна. Почему отмена рабства в США не принесла счастья?


Мировая история полна мифов, складывающихся вокруг реальных событий, и зачастую трактующих их в совершенно ином ключе, чем это было на самом деле.

Из уроков мировой истории школьники могут вынести информацию о том, что Гражданская война в США 1861-1865 годов вспыхнула из-за проблемы рабства, а президент Авраам Линкольн был горячим сторонником отмены рабовладения в Соединенных Штатах.

В реальности причины конфликта Севера и Юга лежали в экономической сфере. Например, стороны кардинально по-разному подходили к вопросу налогов на ввозимые товары — промышленно развитый Север выступал за введение высоких налогов, а Юг добивался свободы торговли с остальным миром. Фактически северяне продавливали законы, которые были выгодны им, и перекладывали стоимость индустриализации на плечи южан, которым такая политика грозила разорением.

Новый президент США Авраам Линкольн, избранный в 1860 году, объявил, что все новые штаты в составе страны будут свободными от рабства. Такая перспектива сулила устойчивый перевес северян в Конгрессе и во властных структурах, что позволило бы им принимать любые удобные для них законы без учёта мнения Юга.

Именно это и подтолкнуло южан к активным действиям по защите собственных интересов.


Борец с рабством поневоле

Взгляды Авраама Линкольна, с которыми он шел на президентские выборы, были далеки от взглядов борца с неравноправием — он был противником предоставления чернокожим избирательных прав, а также выступал против межрасовых браков, полагая, что «превосходство белой расы всегда будет очевидным».

Поставить вопрос об отмене рабства в южных штатах Линкольна заставил неудачный для Севера ход войны. Президент США говорил журналистам: «Если бы я смог спасти союз, не освободив ни одного раба, я бы сделал это».

В 1862 году Линкольн убедился, что придется идти на крайние меры. 22 сентября 1862 года был издан первый из двух указов, составляющих «Прокламацию об освобождении рабов». Согласно указу, свободными объявлялись все рабы в любом штате, не возвратившемся в состав США до 1 января 1863 года.

Второй указ, изданный 1 января 1863 года, назвал 10 отдельных штатов, на которые будет распространяться отмена рабства.

За этот документ Линкольна подвергли критике сторонники отмены рабства. Дело в том, что он распространялся на штаты, где федеральные власти не имели контроля.

А вот четырёх рабовладельческих штатов, воевавших на стороне Севера — Делавэр, Кентукки, Миссури и Мэриленд — эта мера не касалась.

Тем не менее, «Прокламация об освобождении рабов» сыграла свою роль в переломе хода войны в пользу северян.


Тринадцатая поправка

31 января 1865 года Конгресс США проголосовал за принятие Тринадцатой поправки к Конституции США, запрещавшей рабство на всей территории страны. К 6 декабря 1865 года она была ратифицирована достаточным для окончательного утверждения количеством штатов, и 18 декабря вступила в силу.

Авраама Линкольна к тому моменту уже не было в живых — в апреле 1865 года всего через неделю после окончательной капитуляции Юга он был застрелен сторонником проигравших Джоном Бутом.

Тринадцатая поправка не вызывала восторга во многих штатах. Достаточно сказать, что штат Кентукки ратифицировал документ лишь в 1976 году, а последний документ о ратификации был направлен в Федеральный реестр США из штата Миссисипи 30 января 2013 года.

Но все-таки рабство было отменено, и вчерашние невольники обрели личную свободу.

Об обратной стороне этой свободы говорят куда менее охотно. Судьба десятков тысяч освобожденных чернокожих была трагичной.


«Черные кодексы»: рабство в новой обертке

Как уже говорилось, большинство политических деятелей Америки того времени, включая борцов за отмену рабства, исходили из постулата о превосходстве белой расы над чернокожими.

Поэтому личная свобода для рабов не означала обретения ими гражданских прав.

Сразу после принятия Тринадцатой поправки в южных штатах были приняты так называемые «Черные кодексы», определявшие порядок жизни чернокожего населения.

Например, в штате Миссисипи неграм под страхом пожизненного тюремного заключения отказывалось в праве вступать в брак с белыми, запрещалось носить оружие, ограничивалось их право владеть землей.

«Закон о подмастерьях» гласил, что все негры — подростки до 18 лет, не имеющие родителей, или дети бедных родителей, отдавались в услужение белым, которые могли их насильно удерживать в услужении, возвращать в случае побега по суду и подвергать телесным наказаниям.

Отдельно стоит сказать о входивших в «Черные кодексы» «Законах о бродяжничестве».

Поскольку освобождение бывших рабов происходило без наделения землей, вчерашние хозяева выбрасывали свободных людей на улицу, оставляя их без куска хлеба и крыши над головой.

Тут они попадали под действие «Закона о бродяжничестве». Согласно ему, чернокожие, не имевшие постоянной работы, объявлялись бродягами, заключались в тюрьму и отправлялись в каторжные бригады, либо они оказывались на плантациях у прежних хозяев. Альтернативой была уплата штрафа за бродяжничество, но денег у несчастных просто не было. При этом эксплуатация «бродяг» была порой еще более жестокой, нежели до отмены рабства.

Американская плантация 1784 года.

Реконструкция Юга

Чернокожие, выброшенные на улицу, не имеющие средств к существованию, стали совершать кражи и грабежи. Это, в свою очередь, стало поводом для создания различных объединений белого населения для борьбы с неграми. Самой известной такой организацией стал Ку-клукс-клан, члены которого развернули террор в отношении чернокожих, а также белых сторонников расового равенства.

Федеральному правительству подобные тенденции категорически не нравились. В период с 1865 по 1877 годы проходила так называемая Реконструкция Юга. На территориях южных штатов была введена военная администрация, которая должна была привести законы Юга к федеральным нормам.

В 1868 году была принята Четырнадцатая поправка к Конституции США, которая предоставляла гражданство любому лицу, родившемуся на территории США, вне зависимости от цвета его кожи. В 1870 году была принята Пятнадцатая поправка, запрещающая властям на уровне государства или отдельных штатов ограничивать граждан страны в активном избирательном праве по признаку «расы, цвета кожи или в связи с нахождением в рабстве в прошлом».

Благодаря этим документам, в законодательных органах южных штатов появились первые чернокожие парламентарии.

Федеральное правительство, озабоченное ростом популярности Ку-клукс-клана, в 1871 году издало специальный закон, дававший президенту полномочия на силовые действия против активистов данной организации. После арестов сотен активистов, Ку-клукс-клан был формально распущен. Однако фактически на местах акты террора продолжались.

Ку-клукс-клан в штате Нью-Йорк, 1924 год.

Сегрегация как норма жизни

Особую популярность приобрели так называемые «суды Линча» — убийства человека, подозреваемого в преступлении или нарушении общественных обычаев, без суда и следствия.

После Гражданской войны в США главными жертвами «судов Линча» становились афроамериканцы. Излюбленным методом убийц на таких судах было повешение несчастных или даже их сожжение.

Точной статистики по «судам Линча» нет. Специалисты Университета Миссури, изучая этот вопрос, пришли к выводу, что в период между 1882 и 1920 годами линчеванию подверглись около 3500 афроамериканцев. Критики полагают, что в данном случае речь идет лишь о самых громких публичных случаях, а общее количество чернокожих, убитых расистами, измеряется десятками тысяч человек.

Реконструкция Юга завершилась в 1877 году, однако решить вопросы равенства в правах людей с разным цветом кожи она не смогла. Началась эпоха так называемых «Законов Джима Кроу», которые установили расовую сегрегацию в американском обществе.

Формально Пятнадцатая поправка наделяла чернокожее население южных штатов избирательными правами, однако местное законодательство было выстроено таким образом, что подавляющее большинство афроамериканцев оставались бесправными.

Например, на выборах 1900 года в Алабаме из 181500 человек чёрного населения допустили к голосованию лишь 3000.

Сегрегация касалась не только избирательных прав, но и всех сфер жизни. Разделение белых и цветных было узаконено в учебных заведениях, отелях, магазинах, ресторанах, больницах, транспорте, туалетах. На автобусных станциях белые и негры должны были ждать своего рейса в разных залах ожидания, а в самом автобусе сидеть на разных местах. Даже Библия для принесения присяги в суде была для них разной.


Развлечение по-американски: сжечь чернокожего и подарить открытку маме

Подобные законы только усиливали расистские настроения среди белых жителей южных штатов. Участие в линчевании чернокожих рассматривалось как весьма достойное дело.

Справедливости ради, нужно сказать, что в конце XIX — первой половине XX века линчевали более 1000 белых преступников. Разница лишь в том, что чернокожих казнили чаще всего за незначительные преступления, а порой и вовсе без каких-либо доказательств вины.

Сегодня любой желающий с легкостью найдет в интернете фотографии улыбающихся американцев на фоне обезображенных человеческих останков. Фотографироваться на фоне повешенного или сожженного человека участники линчевания считали честью. Более того, такие фотографии превращали в почтовые открытки, с помощью которых поздравляли родственников. Прислать фото чернокожего, повешенного на дереве, с надписью «Мама, с Рождеством!» — обычное дело для США первой половины XX века.

23 января 1906 года в городе Чаттануга (штат Теннесси) была изнасилована белая женщина. По обвинению в преступлении был арестован чернокожий Эд Джонсон. 6 февраля 1906 года Джонсона признали виновным и приговорили к смертной казни. Казнь была назначена на 20 марта. 19 марта суд разрешил подать апелляцию. В эту же ночь толпа ворвалась в городскую тюрьму. Джонсона подвергли безжалостным побоям, затем повесили на мосту, и всадили в мертвое тело десятки пуль. В данном случае власти довели расследование до конца, и участники линчевания получили по 60 дней тюремного заключения.

В 1916 году 17-летний чернокожий Джесс Вашингтон был приговорен к смертной казни через повешение за убийство белой женщины. Разъяренная толпа вырвала его из рук тюремщиков. Вашингтона вытащили на улицу, раздели и избили палками, лопатами и кирпичами. Затем в присутствии 15 000 человек его сожгли на костре на площади перед мэрией. Отрезанные пальцы рук и ног пошли на сувениры.

В 1919 г. в Небраске судили чернокожего Уилла Брауна, изнасиловавшего 19-летнюю белую девушку. Толпа штурмовала суд, вытащила оттуда преступника, тут же его повесила, затем в труп выпустили сотню пуль, протащили по улицам, отрубили конечности, облили бензином и сожгли.

Мартин Лютер Кинг.

Десантники против расистов: как подавляли сегрегацию

Принять законы против линчевания пытались сразу несколько американских президентов, включая Франклина Рузвельта, однако их попытки потерпели неудачу. Лишь в 1960-х годах линчевание стало рассматриваться как убийство с отягчающими обстоятельствами.

Лишь в июне 2005 года Сенат США принял резолюцию, в которой официально принес извинения за бездействие в отношении линчевания нескольких тысяч человек, в основном чернокожих.

Что касается законов о расовой сегрегации, то их ликвидация происходила в США уже после Второй Мировой войны. Причем федеральным властям приходилось применять для этого чрезвычайные меры.

В 1954 году Верховный суд США после серии процессов в разных штатах признал, что сегрегация в школах лишает чернокожих детей «равной защиты законами», что противоречит Четырнадцатой поправке к Конституции США. Решением суда был установлен юридический запрет на расовую сегрегацию в школах.

Но это решение еще надо было выполнить. Для того, чтобы в 1957 году в городе Литтл-Рок штата Арканзас чернокожие ученики смогли пойти в одну школу с белыми, в населенный пункт была введена 101-я воздушно-десантная дивизия. Десантникам было приказано выполнить решение суда, несмотря на сопротивление местных властей.

Свобода есть? Есть борьба за свободу

В 1964 году президент Линдон Джонсон утвердил Акт о гражданских правах, полностью ликвидировавший расовую сегрегацию на территории США. Это произошло накануне 100-летия принятия Тринадцатой поправки, ликвидировавшей рабство.

Волнения на расовой почве, впрочем, и сегодня остаются в Америке обычным делом. Многие афроамериканцы полагают, что даже после правления первого чернокожего президента сегрегация никуда не делась. Так что борьба за свободу, дарованную Авраамом Линкольном, продолжается.

Читайте также: