Масляный фильтр камаз 53501 где находится

Обновлено: 03.07.2024


Долгий ресурс работы двигателя авто заключается не только в качественном использовании смазки, но и надежной очистке масляной системы. Без тщательной фильтрации и очистки автомобиля цикл работы блока цилиндров КАМАЗа ограничен несколькими сотнями километров. Почему замена системы очистки так важна, какие последствия могут быть при несоблюдении этого правила – обо всем подробнее ниже.

Сроки замены масляного фильтра

Согласно сервисной книжке автомобиля, замена масляных фильтров двигателя на КАМАЗе проводится одновременно со сменой масла. Цикл пробега автомобиля, при котором выполняется обязательный слив и залив новой смазки авто, составляет 15-20 тыс км.

Не рекомендуется менять смазку системы очистки, не выполнив смену масляных фильтров. На всех моделях автомобиля КАМАЗ (включительно после выпуска 79 года) установлены сменные бумажные фильтры. Выполняется замена обоих фильтрующих колпачков системы очистки. Следовательно нельзя допускать ситуацию, при которой меняется только один фильтр авто, а второй остается или меняется спустя длительное время после регулярной эксплуатации машины. В этом случае, абразивные вещества, сажа и другая грязь все равно попадут в масляный картер системы блока цилиндров.


Виды фильтров на автомобили КамАЗ

В зависимости от места установки и рабочей среды, очистители, используемые на грузовиках и самосвалах Камского автозавода, подразделяются на:

  • воздушные;
  • топливные;
  • масляные.

Рассматриваемые машины комплектуются одним воздушным фильтром, двумя топливными – грубой и тонкой очистки, а также двумя масляными.

Расположение фильтра в Камазе

Система очистки расположена с правой стороны блока цилиндров автомобиля. Масляные фильтры авто вертикально закреплены напротив картера. Для того чтобы заменить элемент очистки, необходимо провести работу под днищем автомобиля или загнать авто на эстакаду.


Корпус системы масляной очистки в авто состоит из следующих элементов:

  • фильтрующий элемент, изготовленный из прессованного картона;
  • перепускной клапан фильтрующего элемента;
  • обратный клапан;
  • корпус, в котором помещен масляный фильтр (другое техническое обозначение – «Стакан»).

Смазка, нагнетаемая в картере двигателя автомобиля, имеет замкнутый полнопоточный цикл. Следовательно смазка нагнетается под действием центробежной силы – топливной центрифугой. Обратите внимание на прочность корпуса при установке в авто – он должен выдерживать давление в 10 Бар. Если корпус выполнен из непрочного материала (например, тонкий лист алюминия), под действием высокой температуры (свыше 100 градусов Цельсия) его может просто разорвать.

Механизм работы фильтра смазки в системе авто

В момент запуска автомобиля, масло холодное и обладает высокой вязкостью. Такая консистенция не пройдет через стенки бумажного фильтрующего элемента системы. Для этого, перепускной клапан освобождает давление в канале и выпускает в картер двигателя неочищенную смазку. Такое повторение возможно только при холодной температуре одномоментного запуска авто.

Обратный клапан не выпускает масло обратно в картер. То есть в момент запуска соответствующего автомобиля, в фильтре должно быть какое-то количество масла, для того чтобы поршни в цилиндре получили смазку. Если обратный клапан не качественный или износился – смазка вытечет из фильтрующего элемента.

Верхнюю часть масляного фильтра уплотняют кольца, отвечающие за герметичность и устранение возможной утечки смазки авто.

Признаки замены элемента очистки масляной системы авто:

  • два корпуса, в которых расположены масляные элементы дают течь – уплотнители износились и не выдерживают давление;
  • показания давления масла в двигателе. Изменение объема масла в картере двигателя указывают на падение уровня смазки авто;
  • замена масляных фильтров на Камазе 43118 была выполнена в последний раз с существенным превышением текущего пробега (за 30-40 тыс км). Фильтрующий элемент просто развалится в корпусе, горячее масло начинает центробежное движение под высоким давлением, двигатель авто получает большое количество абразивных частиц – появляется глухой стук, падают обороты.

Подготовка к замене

Подготовка к замене масляного фильтра в Камазе включает наличие следующих инструментов:

  • гаечный ключ на 22;
  • дизельное масло (М 10 ДМ). Например, замена масляного фильтра на Камазе 65117 с камнем требует ровно 36,8 литров. Рекомендуемый объем – до 40 литров;
  • пустая тара для сбора остатков отработанного масла;
  • два фильтрующих элемента.

Процесс замены масляного фильтра

Как уже ранее было отмечено, замена элемента системы очистки в картера двигателя должна проходить одновременно со сливом отработанного масла в двигателе автомобиля.

Процесс смены элемента очистки в автомобиле включает следующие этапы:

  • ключом на 22 откручиваем колпаки слива системы смазки;
  • смазку сливаем в тару, подложенную под днище автомобиля;
  • снимаем колпаки, извлекаем фильтрующие элементы. В автомобиле они одноразовые;
  • выполняем очистку колпаков изнутри отработанной смазки. Для этого потребуется незначительное количество дизельного топлива или бензина автомобиля. Сушим колпаки системы очистки;
  • вставляем новые элементы для очистки масляного картера двигателя. Масляный фильтрующий элемент невозможно перепутать – он может быть установлен верхней или нижней частью, в два разных колпака (стакана);
  • до того, как закрутить колпаки, заливаем в каждый стакан по 1 литру смазки. Это необходимо для подачи достаточного количества смазки в картер двигателя автомобиля;
  • после того, как промыты два элемента, сливаем масло с двигателя через сливное отверстие;
  • выполняем очистку масляной системы картера двигателя автомобиля;
  • заливаем новое масло в систему (допустимый объем картера двигателя и масляного поддона – до 40 литров);
  • запускаем двигатель авто, следим за уровнем давления. Поскольку масло холодное и вязкое, температура двигателя авто также не увеличилась – давление будет балансировать на нулевой отметке. После прогрева двигателя автомобиля и активного движения смазки внутри системы авто стрелка поднимется до показателя 2-4 кгс/кв см.

Используйте только те элементы очистки двигателя, которые рекомендованы заводом-производителем Камаза. Масляные фильтры стоят недорого, но последствия несвоевременной замены поставят под угрозу работу всего блока цилиндров авто. Ремонт и время простоя не ограничатся несколькими днями. Полноценный ремонт двигателя, системы очистки двигательного картера может составить несколько недель.

Особенности масляной системы двигателей КАМАЗ 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300

Смазочная система комбинированная с «мокрым» картером
Система включает масляный насос, фильтр очистки масла, водомасляный теплообменник, картер масляный, маслоналивную горловину, трубку указателя и указатель уровня масла.

Схема смазочной системы показана на рис. 1

Из картера 13 масляный насос 1 подает масло в фильтр очистки масла 3 и через водомасляный теплообменник 6 в главную магистраль, далее к потребителям.

В смазочную систему также включены клапан системы 2, обеспечивающий давление в главной масляной магистрали 400-550 кПа (4,0-5,5 кгс/см 2 ) при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, предохранительный клапан 14, отрегулированный на давление 931-1127 кПа (9.5-11,5 кгс/см 2 ), перепускной клапан 4, отрегулированный на срабатывание при перепаде давления на фильтре 150-220 кПа (1,5-2,2 кгс/см 2 ) и термоклапан 11 включения водомасляного теплообменника.

При температуре масла ниже 95 °С, клапан открыт и основной поток масла поступает в двигатель минуя теплообменник.

При температуре масла более 110° С, термоклапан закрыт и весь поток масла проходит через теплообменник, где охлаждается водой.

Тем самым обеспечивается быстрый прогрев двигателя после запуска и поддержание оптимального температурного режима в процессе эксплуатации.

Конструктивно термоклапан расположен в корпусе масляного фильтра.

Масляный насос (см. рисунок) закреплен на нижней плоскости блока цилиндров.

Ведущее зубчатое колесо напрессовано на передний конец коленчатого вала и имеет 64 зуба, ведомое 52, то есть передаточное отношение 0.8125.

Зазор в зацеплении приводных зубчатых колес регулируется прокладками, устанавливаемыми между привалочными плоскостями насоса и блока, который должен быть 0,15-0,35 мм, момент затяжки болтов крепления масляного насоса к блоку должен быть 49-68.6 Н.м (5-7 кгс.м).

Масляный насос шестеренчатый, односекционный. Содержит корпус 2, крышку 1 и шестерни.

В крышке расположен клапан смазочной системы 13, с пружиной 11. В нагнетающем канале установлен предохранительный клапан, состоящий из шарика, пружины и регулировочных шайб.

Масляный фильтр (см. рисунок) закреплен на правой стороне блока цилиндров и состоит из корпуса 1, двух колпаков 9 и 11, в которых установлены полнопоточный 8 и частично-поточный 4 фильтроэлементы.

Колпаки на резьбе вворачиваются в корпус. Уплотнение колпаков в корпусе осуществляются кольцами 2 и 3.

В корпусе фильтра также расположен перепускной клапан 15 и термоклапан включения водомасляного теплообменника.

Очистка масла в фильтре комбинированная.

Через полнопоточный фильтроэлемент 8 проходит основной поток масла перед поступлением к потребителям, тонкость очистки масла от примесей при этом составляет 40 мкм.

Через частично — поточный фильтроэлемент 4 проходит 3-5 л/мин. где удаляются примеси размерами более 5 мкм.

Из частично-паточного элемента масло сливается в картер. При такой схеме достигается высокая степень очистки масла от примесей.

Масляный картер штампованный, крепится к блоку цилиндров через резинопробковую прокладку. Момент затяжки болтов крепления картера 8 — 17,8 Нм (0,8 — 1,8 кгс.м).

Термоклапан включения водомасляного теплообменника состоит из подпружиненного поршня 13 с термосиловым датчиком 6.

При температуре ниже 93 °С поршень 13 находится в верхнем положении и основная часть потока масла, минуя теплообменник, поступает в двигатель.

Оригинальный фильтр КАМАЗ: артикулы, цена

Серийный номер на фильтр масляныйЦена в рублях
7406.1012015 КАМАЗ 651167405.1012040 КАМАЗ 652257405.1012040-03 КАМАЗ 65222 (Евро 3)От 250 — 350
740.20-1012068 КАМАЗ 6522 (Евро 3)740.20-1012070 КАМАЗ 551027405.1017040 КАМАЗ 53212От 250 – 350
7405.1017040-02 КАМАЗ 53215740.20-1014587 КАМАЗ 6460 (Евро 3)740.20-1019657 (Евро 4)От 250 – 350
*цены указаны состоянием на июль 2021 года

Неоригинальные фильтры: артикулы, цена

Технические характеристики (размер):

  • наружный диаметр: 99,5 мм для грубой и 92,5 мм для тонкой очистки;
  • винтовая резьба: M20x1,5;
  • внутренний диаметр: 69,4 мм. для грубой и 72,5 мм для тонкой очистки.

Как отличить подделку от оригинального фильтра


Приобрести расходные материалы можно:

  • на авторынке;
  • в специализированном магазине;
  • в интернет каталогах;
  • воспользовавшись услугами посредников.

Учитывая широту выбора запчастей, для неопытного владельца повышается риск покупки неоригинальной продукции. Обязательно проверяйте наличие:

  • фирменной картонной упаковки, ее целостность;
  • голографической защиты с фронтальной части упаковки;
  • заводского оттиска с номером партии, даты изготовления, страны – производителе;
  • резинового уплотнителя на корпусе;
  • сертификата качества, другие документальные материалы, указывающие на происхождение продукции. В случае возникновения сомнения по качеству товара – откажитесь от приобретения.

Рекомендации по замене масла в двигателе КамАЗ

Через сколько менять масло в двигателе КамАЗ?

Согласно регламенту технического обслуживания замену следует осуществлять каждые 10-15 тысяч километров.

Нарушение регламента замены масла может негативно влиять на ресурсе двигателя, например, образование нагара, преждевременный износ поршневой группы и маслосъёмных колпачков, коррозия поверхностей двигателя.

К факторам, сокращающим интервал между заменами, относятся сложные условия эксплуатации автомобиля, плохое дорожное полотно, частый переход от разгона к торможению, использования некачественного топлива, продолжительная работа на нестандартном тепловом режиме. Учтите, что дизельные моторы гораздо чувствительнее к качеству масла, чем другие виды двигателей. Если есть сомнения в состоянии масла — обратитесь в специализированный сервис.

Процедура замены масла в двигателе КамАЗ

— Необходимо прогреть мотор до температуры охлаждающей жидко­сти 70-90 °С. — Остановить мотор и слить масло, вывернув из картера сливную пробку, ввернуть сливную пробку. — Открыть горловину и за­лить масло до о на указателе уровня масла. — Запустить мотор и дать ему поработать 5 мин с малой частотой вращения коленчатого вала для заполнения масляных поло­стей. — Остановить мотор. После остановки должен постоять в выключенном состоянии 4-5 минут, после чего доливается масло до о.
Нарушение регламента замены масла может негативно влиять на ресурсе двигателя, например, образование нагара, преждевременный износ поршневой группы и маслосъёмных колпачков, коррозия поверхностей двигателя.

Замена элементов масляного фильтра

— Выверните сливные пробки на обоих колпаках и слейте масло в емкость. — Отверните колпаки «от руки» или специальным ключом за ребра, или ключом S=27 за бобышку. — Выньте элементы из колпаков. — Промойте дизельным топливом внутреннюю полость колпаков. — Заменить фильтрующие эле­менты и собрать фильтр. — Проверить, нет ли течи масла в со­единениях фильтра при работающем двигателе. При подте­кании масла подтянуть болты крепления колпаков или заменить резиновые уплотнители. Рекомендуется при обслуживании использовать элементы фильтра, рекомендованные ПАО «КамАЗ».

Автомобили КАМАЗ 4350, 43501, 5350, 53501, 53504, 6350, 63501 и 6450: Общие данные

Автомобили КАМАЗ мод. 4350, 43501, 5350, 53501, 53504, 6350, 63501 и 6450 - многоцелевого назначения с колесной формулой соответственно 4x4, 6x6 и 8x8 (рис. 1-1. 1-19) предназначены для перевозки личного состава и различных грузов, буксировки прицепных систем, монтажа вооружения и военной техники в согласованном объеме, а также для монтажа унифицированных кузовов-контейнеров типа «К» и «КМ» и специализированных кузовов. Автомобили и шасси в составе транспортного средства могут эксплуатироваться по всем видам дорог и местности.

Автомобили, изготавливаемые в исполнении «У» по ГОСТ 15150, рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 50°С до плюс 50°С, относительной влажности воздуха до 100 % при температуре плюс 25 С. Автомобили сохраняют работоспособность в любое время суток и года при запыленности воздуха до 1,5 г/м 3 , скорости ветра до 20 м/с, при интенсивности дождя до 180 мм/ч в течение 5 минут и может эксплуатироваться в горных районах, расположенных на высоте до 4000 м над уровнем моря, с преодолением перевалов до 4655 м, при соответствующем изменении тягово-динамических характеристик, свойств и топливной экономичности.



Рис. 1-7. Автомобиль-тягач КАМАЗ-4350. Габаритные размеры.


Рис. 1-8. Автомобиль-тягач КАМАЗ-43501. Габаритные размеры для автомобиля с шинами КАМА-1260 (КАМА-430).


Рис. 1-9. Шасси автомобиля-тягача КАМАЗ-43501. Габаритные размеры для автомобиля с шинами КАМА-1260 (КАМА-430).


Рис. 1-10. Автомобиль-тягач КАМАЗ-5350. Габаритные размеры.


Рис. 1-11. Автомобиль-тягач КАМАЗ-53501. Габаритные размеры.


Рис. 1-12. Автомобиль-тягач КАМАЗ-53501. Габаритные размерьте платформой 6112x2470).


Рис. 1-13. Шасси автомобиля-тягача КАМАЗ-53501. Габаритные размеры.


Рис. 1-14. Автомобиль-тягач седельный КАМАЗ-53504. Габаритные размеры


Рис. 1-15. Автомобиль-тягач КАМАЗ-6350. Габаритные размеры.


Рис. 1-16. Шасси автомобиля-тягача КАМАЗ-6350. Габаритные размеры.


Рис. 1-17. Автомобиль-тягач КАМАЗ-63501. Габаритные размеры


Рис. 1-18. Шасси автомобиля-тягача КАМАЗ-63501. Габаритные размеры.


Рис. 1-19. Автомобиль-тягач седельный КАМАЗ-6450. Габаритные размеры

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

1. Пуск двигателя через розетку внешнего пуска, расположенную на левом крыле кабины, допускается от аккумуляторных батарей емкостью, не превышающей 190 А.ч, или других источников электрической энергии с напряжением, не превышающем 24 В при силе тока 0 А и 18,3 В при силе тока 1000 А.

2. Движение автомобиля нужно начинать после прогрева двигателя до температуры охлаждающей жидкости плюс 70°С.

3. В экстренных случаях допускается начинать движение при меньших температурах охлаждающей жидкости (плюс 40°С) и двигаться на низших передачах с постепенным увеличением нагрузки на двигатель до достижения нормального температурного режима.

4. Переключать передачи в раздаточной коробке необходимо после полной остановки автомобиля. Наличие съемного с раздаточной коробки механизма блокировки передач требует от водителей особой осторожности при ремонтных работах: трогание автомобиля с места при снятом корпусе блокировки категорически запрещается, так как при этом одновременно включаются две передачи в раздаточной коробке, что приводит к ее разрушению. Для исключения таких случаев болты крепления механизма блокировки заблокированы.

5. Для устранения самопроизвольного выключения высшей передачи в раздаточной коробке при отсутствии сжатого воздуха в ресиверах движение нужно осуществлять на низшей передаче, т. е. при положении I рукоятки крана управления раздаточной коробкой.

6. При загорании сигнализатора аварийного падения давления в смазочной системе двигателя следует остановить двигатель, найти и устранить неисправность.

7. Нужно следить за показаниями индикатора засоренности воздухоочистителя; при срабатывании индикатора надо провести техническое обслуживание воздухоочистителя.

8. Для предотвращения возникновения трещин в бобышках блока цилиндров под болты крепления головок цилиндров необходимо предохранять резьбовые отверстия под болты от попадания жидкости или загрязнений при разборке двигателя и особенно перед установкой головок цилиндров.

9. При стоянке автомобиля необходимо отключить аккумуляторные батареи от системы электрооборудования, нажав кнопку дистанционного выключателя батарей. Кнопку надо нажимать кратковременно (не более 2 с).

10. Нельзя отключать аккумуляторные батареи выключателем батарей при работающем двигателе.

11. При проведении электросварочных работ на автомобиле аккумуляторные батареи должны быть отключены дистанционным выключателем и сняты провода с выводов «+» и Ш генератора. Провод массы сварочного аппарата должен быть подсоединен в непосредственной близости от сварного шва.

12. Нужно следить за температурой жидкости в системе охлаждения двигателя; при загорании сигнализатора аварийного перегрева жидкости надо остановить двигатель, найти и устранить неисправность.

13. Нельзя блокировать межосевой дифференциал в момент буксования колес, а также при движении по дорогам с твердым покрытием и сухим грунтовым дорогам.

14. Не разрешается движение автомобиля при включенной блокировке межколесного дифференциала на сухой твердой дороге и на повороте в связи с возможной перегрузкой полуосей и их скручиванием. Включение блокировки необходимо производить после остановки автомобиля или при медленном прямолинейном движении.

15. При наличии на трубе реактивной штанги вмятины глубиной более 2 мм, трещины или погнутости более 3 мм на всей длине реактивную штангу надо заменить.

16. При выводе автомобиля из колеи запрещается двигаться с повернутым в крайнее положение рулевым колесом более 15 с.

17. При появлении в дорожных условиях неисправностей, связанных с утечкой охлаждающей жидкости, можно кратковременно использовать воду в системе охлаждения, но только на время следования до места, где могут быть устранены неисправности.

19. Движение автомобиля по дорогам с твердым покрытием и укатанным грунтовым дорогам при давлении в шинах ниже 450в20 кПа (4,5вО,2 кгс/см 2 ) не допускается.

20. Для обеспечения работоспособности системы термодинамической осушки воздуха надо не допускать загрязнения поверхности трубок радиатора водоотделителя и не укрывать его утеплителем.

В связи с постоянной работой по совершенствованию автомобиля, повышающей его надежность и улучшающей условия эксплуатации, в его конструкцию могут быть внесены незначительные изменения, не отраженные в настоящем руководстве.

1. Не разрешается прогревать двигатель в закрытых помещениях с плохой вентиляцией.

2. Следует помнить, что охлаждающая жидкость TOCOЛ, применяемая в системе охлаждения двигателя, и жидкость «Нева», используемая в механизме привода сцепления, ядовиты; обращаться с ними надо осторожно во избежание отравления при попадании внутрь организма.

3. Необходимо содержать в чистоте и исправности двигатель и предпусковой подогреватель, так как замасливание картера двигателя и течь топлива могут явиться причиной пожара.

4. Открывать пробку расширительного бачка перегретого двигателя следует осторожно во избежание ожога рук паром.

5. Нельзя разбирать на автомобиле пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер во избежание несчастных случаев. Разборку нужно производить в мастерской, используя специальные приспособления.

6. Нельзя работать под автомобилем, если он поднят домкратом без подставки.

7. Перед подъемом кабины автомобиль должен быть заторможен стояночной тормозной системой, рычаг переключения передач поставлен в нейтральное положение, двери кабины закрыты.

При работе под поднятой кабиной положение ограничителя надо зафиксировать стопорной шпилькой.

При опускании кабины следует убедиться в надежности закрывания запорного механизма и правильной установке предохранительного крюка в пазу опорной балки.

8. Перед началом движения необходимо убедиться, что левое и правое запорные устройства кабины закрыты.

9. Нельзя эксплуатировать прицеп с неподсоединенными, а также неисправными тормозной и электрической системами.

10. При работе с лебедкой нельзя стоять перед перемещаемым грузом или под ним, а также вблизи натянутого троса. Не допускаются перегибы и узлы на тросе.

При протягивании троса через дорогу надо выставить охрану и поставить знаки запрещения проезда.

11. При опускании запасного колеса нельзя находиться в зоне действия откидного кронштейна держателя.

12. При торможении вспомогательной тормозной системой нельзя переключать передачи в коробке передач.

13. Не следует выключать двигатель при движении накатом, так как при этом выключаются компрессор пневмопривода тормозной системы и рулевой гидроусилитель.

Выбор масляного фильтра КАМАЗ

Аналогичная схема очистки внедрена в топливный контур КАМАЗа, ГАЗона, УРАЛа. Процесс обслуживания МФ, профилактики, замены вовсе не сложный. К тому же, расположение МФ таково, что не нужно демонтировать, опрокидывать кабину водителя. Для удобства проведения диагностики, замены достаточно использовать смотровой канал, придорожную эстакаду.

Рекомендованный интервал профилактики МФ 20000 км. Сроки проведения технического осмотра не нарушайте, так как от этого зависит общий ресурс транспортного средства. В случае возникновения сложностей с ремонтом обратитесь за помощью в мастерскую СТО.

Камаз

Оригинальный фильтр КАМАЗ: артикулы, цена

Серийный номер на фильтр масляный Цена в рублях
7406.1012015 КАМАЗ 651167405.1012040 КАМАЗ 652257405.1012040-03 КАМАЗ 65222 (Евро 3)От 250 - 350
740.20-1012068 КАМАЗ 6522 (Евро 3)740.20-1012070 КАМАЗ 551027405.1017040 КАМАЗ 53212От 250 – 350
7405.1017040-02 КАМАЗ 53215740.20-1014587 КАМАЗ 6460 (Евро 3)740.20-1019657 (Евро 4)От 250 – 350
*цены указаны состоянием на июль 2019 года

Неоригинальные фильтры: артикулы, цена

Технические характеристики (размер):

  • наружный диаметр: 99,5 мм для грубой и 92,5 мм для тонкой очистки;
  • винтовая резьба: M20x1,5;
  • внутренний диаметр: 69,4 мм. для грубой и 72,5 мм для тонкой очистки.

Как отличить подделку от оригинального фильтра

Фильтры

Приобрести расходные материалы можно:

  • на авторынке;
  • в специализированном магазине;
  • в интернет каталогах;
  • воспользовавшись услугами посредников.

Учитывая широту выбора запчастей, для неопытного владельца повышается риск покупки неоригинальной продукции. Обязательно проверяйте наличие:

  • фирменной картонной упаковки, ее целостность;
  • голографической защиты с фронтальной части упаковки;
  • заводского оттиска с номером партии, даты изготовления, страны – производителе;
  • резинового уплотнителя на корпусе;
  • сертификата качества, другие документальные материалы, указывающие на происхождение продукции. В случае возникновения сомнения по качеству товара – откажитесь от приобретения.

Когда требуется замена МФ на КАМАЗ

  • наступил плановый срок технического осмотра (20000 км пробега);
  • наличие трещины, следов деформации корпуса после удара, столкновения с дорожным препятствием, встречным автомобилем;
  • после запуска мотора на приборном щитке длительное время не гаснет индикатор – контрольная лампа давления масла в двигателе;
  • под днищем машины в области расположения МФ видны следы утечки жидкости.

Расположение МФ

Замена масляного фильтра КАМАЗ

Необходимые материалы, инструменты: головка на «17», тара для слива отработки (40 литров), ветошь. Перед сменой моторного масла прогреваем ДВС до рабочей температуры в 40°.

  • установка машины над смотровым каналом;
  • опрокид кабины водителя;
  • выкручивание пробки заливной горловины;
  • отвинчивание сливной пробки с поддона картера;
  • стачивание отработки в тару;
  • выкручивание штока корпуса фильтра грубой очистки;
  • аналогичные действия с фильтром тонкой очистки;
  • извлечение масляных фильтров;
  • замена уплотнительных резинок;

Уплотнительные резинки

  • проведение дефектовки цилиндров;

Проверка цилиндров

  • укладка новых МФ;
  • вставка цилиндров, завинчивание;

Цилиндры

  • заливка моторного масла на минеральной основе (36,8 литров);
  • опускание кабины;
  • запуск силового агрегата;
  • проверка уровня моторного масла. Доливка по мере необходимости.

На этом процесс замены МФ своими руками завершен. Плановая профилактика через 20 тыс. км.

Доступ к МФ из-под днища транспортного средства, а также, через верх рамы при условии опрокинутой кабины. Выбирайте наиболее приемлемый для вас вариант проведения профилактики, диагностики. Проверьте состояние топливного очистителя, установите новые по мере необходимости.

Водителю на заметку. Масляный фильтр грубой очистки имеет больший размер, а тонкой – меньший. Учитывайте размеры при установке цилиндров.

Отзывы о выборе фильтров на КАМАЗ

Александр Владиславович, 39 лет: покупал КАМАЗ пять лет назад, особых нареканий на качество машины нет. Бережно отношусь, соблюдаю график проведения технического осмотра (ТО). Перед посещением мастерской всегда закупаю расходные материалы самостоятельно. Топливный и масляный фильтры беру с оригинальными серийными номерами (740.20-1012068, 740.20-1012070, 7405.1017040). На расходных материалах не экономлю.

Петрович, 38 лет: покупал КАМАЗ с рук, состояние хорошее. За три года эксплуатации капительных ремонтов не было. Расходные материалы, фильтры в оригинальном исполнении не покупаю. Ограничиваюсь аналогами, они дешевле, таким образом экономлю.

Данилович, 44 года: покупаю заводские расходники (740.20-1012068, 740.20-1012070, 7405.1017040). Несколько раз покупал аналоги, мне не понравились, несмотря на дешевизну.

Владислав Константинович, 43 года: технический осмотр КАМАЗу провожу своими силами. Расходники беру с заводскими серийными номерами, запчасти покупаю в фирменном магазине. Для меня в приоритете качество, гарантия от производителя.

Виталий, 28 лет: покупал грузовик КАМАЗ с рук, пробег 60000 км. Устанавливаю неоригинальные расходники. Не считаю, что они сильно отличаются по качеству от оригинальных.

КамАЗ-53501 – универсальный большегрузный автомобиль для армии и не только

Грузовой автомобиль КамАЗ-53501

В настоящее время КамАЗ является российским лидером по производству и выпуску крупнотоннажных грузовых автомобилей и главным поставщиком военных грузовиков повышенной проходимости и грузоподъёмности не только для российской армии, но для многих армий СНГ.

Главной моделью, предназначенной как для военных, так и для гражданских нужд является КамАЗ-53501. В армии России этот автомобиль используется не только для перевозки личного состава и различных грузов, но и как платформа для установки специального оборудования и крановых конструкций.

История появления КамАЗ-53501

Разработка специальных грузовиков для нужд армии на базе КамАЗ началась ещё в Советском союзе. 24 июня 1987 года вышло правительственное постановление, которое и послужило началом разработок грузовых автомобилей повышенной проходимости семейства «Мустанг» на заводе «КамАЗ».

Так как военные ЗИЛы и КРАЗы уже давно требовали замены на более экономичные и грузоподъёмные автомобили оснащённые дизельным двигателем, Министерство обороны СССР дало задание на разработку новых грузовиков для нужд армии. Согласно заданию, завод «КамАЗ» должен был разработать целое семейство унифицированных грузовиков, которые отличались бы следующими техническими характеристиками:

  • Унификация всех автомобилей семейства должна была составлять не менее 80 %;
  • Грузовики должны были перевозить грузы 4,6 и 10 тонн (различные модели по разному);
  • Масса буксируемого прицепа должна была быть до 12 тонн;
  • Грузовики должны были обладать отличной проходимостью по дорогам с различным типом покрытия и по бездорожью;
  • Грузовики должны были работать в условиях экстремальных температур и на горных перевалах с высотой более 4 600 метров.

Платформа грузовиков нового семейства должна быть предназначена для установки широкого спектра различного военного оборудования, а также для установки на неё различных специальных военных надстроек.

КамАЗ-53501 на бездорожье

Первые прототипы новых моделей КамАЗ появились уже в начале 90-х годов. В 1995 году Камский автозавод представил опытную партию грузовиков, в которой было представлено 3 модели с различной колёсной формулой:

  • 4х4;
  • 6х6;
  • 8х8.

ТТХ моделей семейства «Мустанг» полностью соответствовали заданию Министерства обороны. Мощный дизельный двигатель, в отличие от двигателя ЗИЛ-131, у которого расход бензина в среднем составлял 50 литров на 100 км, очень экономно расходовал горючее.

Технические характеристики КамАЗ-53501

Военная модель грузовика повышенной проходимости КамАЗ-53501 была разработана на базе КамАЗ-5350, который отлично зарекомендовал себя. Модель начала серийно выпускаться с 2003 года. Новый экземпляр получил более длинную базу, так как военные неоднократно жаловались, что базы КамАЗ-5350 недостаточно для перевозки контейнеров. Теперь длина базы грузовика стала 3 690 мм, вместо 3 340 мм. Грузовая платформа получила специальные крепления-фитинги, которые предназначаются именно для перевозки контейнеров.

Основные ТТХ КамАЗ-53501 следующие:

  • Длина военного автомобиля составляет 8 600мм, из них 5 300 мм приходится на базу;
  • Снаряженная масса автомобиля составляет 16 180 кг;
  • Полная масса – 20 750 кг;
  • Грузовик имеет колёсную формулу 6х6 и односкатные шины;
  • Способен преодолевать водные преграды глубиной до 1,75 метров и препятствия высотой до 0,6 метров.

Вездеходные качества нового транспорта ничем не уступают, а даже превосходят характеристики военных грузовиков прошлых лет, благодаря установке более мощного дизельного двигателя.

КамАЗ-53501 с цистерной

Военные КамАЗы серии 53501 способны перевозить грузы до 10 тонн. Эксплуатация может проходить даже в условиях Крайнего Севера, таккак они легко заводятся при температуре до минус 45 градусов.

Краткие характеристики двигателя, трансмиссии и кабины

Увеличить грузоподъёмность военного грузовика помог новый двигатель КамАЗ-740.30-260 (Евро-2). Характеристики данного дизельного двигателя следующие:

  • Это V-образная восьмёрка, с верхним расположением клапанов;
  • Объём двигателя составляет 10,85 литра;
  • Мощность двигателя – 260 л/с. Добиться такой мощности и тяги удалось в связи с установкой турбины;
  • Крутящий момент двигателя – 1200-1400 оборотов;
  • Максимальная скорость грузовика – 95 км/ч.

Расход топлива на КамАЗ-53501 достаточно небольшой для его массы. Его средний показатель составляет 28,5 литров на 100 км. Запас топлива составляет 170 литров в основном и 125 в дополнительном баке.

  • Сухим однодисковым сцеплением;
  • Механической коробкой передач КамАЗ-154, имеющей 10 скоростей и передний делитель;
  • Двухступенчатой раздаточной коробкой с блокируемым межосевым дифференциалом.

Передний привод у автомобиля постоянный и не имеет возможности отключения.

На панели приборов водитель может видеть всю информацию, касающуюся всей информационно-управляющей системы. Также на панели отображается техническое состояние автомобиля и выводится информация о поломках.

Бронированная версия грузовика

Бронированный КамАЗ-53501

Кабина бронированного военного грузовика существенно отличается от других модификаций. Она оснащена надёжной бронезащитой 6-го класса. Все стёкла в кабине имеют мощные металлические рамки, которые для надёжности закреплены болтами прямо на корпусе кабины грузовика. Кабина рассчитана на 3-х человек и имеет качественную термо- и шумоизоляцию. В ней предусмотрен специальный щиток для крепления личного стрелкового оружия экипажа. Пол кабины дополнительно защищён специальными панелями.

Военная модификация имеет специальный бронированный модуль для перевозки личного состава, который так же, как и кабина, имеет 6 класс защиты. Самая популярная военная бронированная версия называется «Медведь». Внутри модуля имеются рядные сиденья, расположенные вдоль боковых стен. В стенах имеются бойницы для ведения огня. Для экстренной эвакуации на крыше модуля предусмотрены люки.

Модуль для личного состава имеет свои независимые от водительской кабины системы обогрева и кондиционирования воздуха. Для связи с водителем предусмотрено стационарное переговорное устройство.

Другие модификации на базе КамАЗ-53501

В 2007 году на вооружение после 2-х лет испытаний была принята система «Мультилифт». Данная система годится не только для перевозки личного состава. Главным её преимуществом является возможность транспортировки крупногабаритных военных контейнеров. В данных контейнерах может перевозиться как военная техника, так и широкий спектр сыпучих грузов.

Имеется модификация с установленным на его базе самопогрузчиком. Данная модификация называется ЛДС-7927. Грузовик с лёгкостью перевозит контейнеры и буксирует тяжёлые прицепы в условиях отсутствия дорог.

ЛДС-7927

Имеется интересная модель с установленной на её базе экскаваторной установкой. Конечно, для серьёзного капитального строительства данная машина не слишком подходит, но решать военные задачи, связанные с копанием незначительных траншей и котлованов, данный аппарат вполне способен. Укороченное шасси КамАЗа получило экскаваторную установку производства ивановского завода. Для того, чтобы свести проблемы с пуском и работой оборудования, экскаваторная установка получила экономичный немецкий двигатель «Deutz». Данный дизельный двигатель использует всего 12 литров топлива за час работы.

Крановая установка на базе КамАЗ-53501 и её особенности

Хотя крановые установки производятся на различных шасси грузовых марок автомобилей, для военной машины, оснащённой подъёмным краном, нужна база, отвечающая следующим требованиям:

  • Высокая внедорожная проходимость модели, на которую будет установлена крановая установка;
  • Надёжность самой автомашины и способность работать в самых тяжёлых условиях;
  • Надёжность самой крановой установки.

В качестве шасси для установки крана, был выбран КамАЗ-53501, который получил крановую установку Клинцовского автокранового завода. Конструкция данной специальной машины такова, что автокран может работать без опорного оборудования. Добиться этого удалось благодаря использованию тяжёлого шасси КамАЗ-53501.

Крановая установка имеет дополнительный тормоз. Данное требование было обязательным, так как военному автокрану часто приходится заниматься погрузкой/выгрузкой взрывчатых веществ. Работа автокрана предполагается с использованием 2-х человек, водителя и оператора крана. Связь между ними должна осуществляться с помощью специальных переговорных устройств.

Автомобили оснащаются различными вариантами крановых установок. Это зависит от рода войск, для которых предназначается данный специальный автомобиль.

КамАЗ-53501 с крановой установкой

Расконсервация и первый запуск двигателя грузового автомобиля КамАЗ-53501

Новый автомобиль обязательно должен пройти процедуру расконсервации. Для этого следует провести с автомобилем следующие манипуляции:

  1. Снять все пломбы, которые находятся на автомобиле. Они будут на дверях, форточках, ручках, вентиляционных люках и тому подобных деталях, которые имеют свойство открываться;
  2. Все металлические детали автомобиля в обязательном порядке нужно очистить от консервационной смазки. Для смывки нужно использовать специальную жидкость. Удалять консервационную смазку с помощью бензина не рекомендуется;
  3. Удаляется защитная плёнка, которой оклеена приборная панель, стеклянные элементы и все прочие поверхности, которые легко подвержены повреждениям;
  4. В аккумулятор заливается электролит, после чего аккумулятор заряжается до максимума.

На этом процедура расконсервации заканчивается. Теперь можно приступать к первому запуску автомобиля.

Колонна КамАЗ-53501

Перед первым запуском двигателя нужно провести ряд следующих манипуляций:

  1. Проверить и подготовить все электрические цепи автомобиля к работе;
  2. Проверить все системы двигателя автомобиля на предмет отсутствия утечек топлива и различных технических жидкостей. В случае с техническими жидкостями, необходимо убедиться в их наличии и соответствии положенному уровню;
  3. Проверить крепления колёс, убедиться в соответствии их давления нормативам;
  4. Проверить состояние и работоспособность рулевой и тормозной систем.

В случае, если проверка состояния основных узлов автомобиля обнаружит серьёзные неисправности, которые нельзя устранить своими силами в короткие сроки (например, долить технические жидкости, затянуть крепления или накачать покрышки), следует отказаться от запуска двигателя и вызвать представителя гарантийного центра для осмотра и устранения неполадок. Неисправный автомобиль эксплуатировать строго запрещено.

Если проверка автомобиля перед запуском прошла успешно, можно запускать двигатель. После первого запуска, мотор должен некоторое время поработать на холостых оборотах. После того, как он прогреется до рабочей температуры, следует совершить пробную поездку на расстояние не более 25 км. Далее, производится процедура обкатки. Первые 1 000 км пробега нежелательно разгонять КамАЗ-53501 до скорости более 50 км/ч.

Руководство по обслуживанию автомобиля включает в себя рекомендации по своевременной замене фильтров и технических жидкостей автомобиля, постоянному предрейсовому визуальному осмотру и так далее. Движение на автомобиле КамАЗ-53501 можно начинать только тогда, когда давление воздуха в тормозной системе достигнет своей рабочей величины. Запрещается отключать аккумулятор автомобиля при работающем двигателе, а также включать раздаточную коробку при вращении вала двигателя. В случае сигнализации датчиков на панели, указывающих на неисправности в какой-либо системе автомобиля, требуется немедленно прекратить движение и выяснить причину.

КамАЗ-53501

Автомобиль КамАЗ-53501 является современным, мощным и надёжным примером того, каким должен быть армейский грузовик повышенной проходимости. Множество модификаций позволяют использовать его не только для транспортировки личного состава. Бронированные версии могут успешно участвовать и в боевых операциях.

Мустанг, но не Ford: изучаю армейский КАМАЗ-53501 2021 года в необычной комплектации

Вот уже два десятка лет основной моделью полноприводного КАМАЗа на внутреннем рынке остается «трехоска» 43118. Но за прошедшее время конструкция этой машины весьма серьезно поменялась. Если сравнить между собой грузовики КАМАЗ-43118 выпуска 2001 и 2021 года, то у них найдется большое количество различий. У нынешних машин – другие интерьеры кабин, тормоза с ABS, совсем другие моторы стандарта Евро-5. Между тем, на дорогах нашей страны по-прежнему продолжают появляться совершенно новенькие КАМАЗы, комплектация которых практически не изменилась в сравнении с машинами двадцатилетней давности! Речь, конечно же, о грузовиках, предназначенных для Вооруженных сил РФ! Пару недель назад я рассмотрел один из таких КАМАЗов 2021 года выпуска более детально.

Итак, знакомьтесь: КАМАЗ-53501-0001390 из семейства военных грузовиков «Мустанг». Само по себе это семейство разрабатывалось челнинскими конструкторами с 1990 года и первоначально состояло из трех базовых моделей: 4350 (4х4), 5350 (6х6) и 6350 (8х8). А версия 53501 – это длиннобазное шасси с повышенной до 12 тонн грузоподъемностью на базе «трехоски» 5350. Но шасси на моих фотографиях тоже не совсем простое. Посмотрите внимательнее на его габариты:

Не заметили ничего необычного? Колесная база – длинная, а задний свес рамы – совсем короткий: это специальная комплектация шасси под размещение речного звена понтонно-мостового парка ПМП-М (изготовлением надстройки занимается Машиностроительный завод «БЕЦЕМА» из Красногорска). Такими машинами в армии постепенно заменяются прежние ПМП еще советской постройки, базировавшиеся на шасси КрАЗов.

Гражданские полноприводные КАМАЗы сейчас можно купить с тремя типами двигателей уровня Евро-5: с дизелем Cummins ISB объемом 6,7 литров, дизелем КАМАЗ-740.705-300 объемом 11,8 литров или газовым мотором КАМАЗ-820.92-300 того же объема. А вот на военные грузовики до сих пор ставятся дизели КАМАЗ-740.30-260 стандарта Евро-2, в конструкции которых нет никакой электроники, никаких EGR и SCR. Как в старые добрые времена: механический ТНВД, к которому идет система тяг от напольной педали газа, и ручная «глушилка» под панелью приборов!

В конце 1990-х мощность мотора КАМАЗ-740.30-260 в каталогах принято было указывать равной 260 л.с., на что и указывает соответствующий индекс после дефиса. Однако это было значение по уже выходящей тогда из употребления методике измерения «брутто». Сейчас в ходу только методика «нетто», согласно которой этот дизель развивает 244 силы.

Трансмиссия серийных «Мустангов» 2000-х годов сильно отличается от той, что разрабатывалась для них предварительно в 1990-х. Как были устроены самые первые «Мустанги», я как-нибудь расскажу отдельно, но в производстве взяла верх унификация, и на серийные военные машины все-таки стали ставить те же 10-ступенчатые коробки передач модели КАМАЗ-154 и те же 2-ступенчатые «раздатки» КАМАЗ-65111, что и на гражданские грузовики КАМАЗ-43118. Хотя теперь уже на гражданских версиях чаще встречается 9-ступенчатая коробка передач ZF, что собирается на совместном предприятии «ЦФ КАМА» в Челнах.

На фото выше хорошо видна конструкция со шлангами, пристыкованная сзади к раздаточной коробке: это насос фирмы Blue Ascend Hydraulics, который приводит в действие гидравлическую лебедку. Это, к слову, одна из особенностей автомобилей семейства «Мустанг»: на них изначально, еще в 1990 году, была запроектирована именно гидравлическая лебедка взамен серийной механической. Ту советскую лебедку разработали конструкторы московского ЗИЛа, а выпускать ее собирались в Калининграде. Увы, нынче своих подходящих гидролебедок в родном отечестве никто не выпускает, поэтому даже на военную технику приходится ставить импортные. В данном случае использована шведская лебедка Sepson.

КАМАЗ-53501 имеет два межосевых дифференциала. Первый, несимметричный, стоит в раздаточной коробке и делит момент между передним мостом и задней тележкой. Его в случае застревания нужно блокировать в первую очередь. Второй межосевой дифференциал встроен в проходной средний мост и делит поровну момент между мостами тележки. Разумеется, он тоже может блокироваться при помощи пневматики. И после того, как заблокирован и он, допускается воспользоваться блокировками межколесных дифференциалов мостов тележки. Межосевые блокировки включаются рукоятками пневмокранов в кабине, а межколесные – кнопкой на панели приборов.

В следующей галерее покажу еще несколько особенностей комплектации шасси КАМАЗ-53501. Комментарии приведены в подписях к фотографиям:

Ну и самая интересная часть знакомства с военным КАМАЗом – это экскурсия по его кабине! Открываем водительскую дверь…

Вот это ностальгия! На гражданском КАМАЗе с таким интерьером кабины я ездил последний раз более десяти лет назад! И, честно сказать, даже не думал, что кабины с такой «внутрянкой» все еще выпускаются.

В кабине – три кресла с высокими спинками и спальная полка. Вместо кондиционера – вентилятор над ветровым стеклом на поворотном кронштейне. Единственный электронный прибор – одометр с ЖК-дисплеем, встроенный в аналоговый спидометр. Но система зеркал почти современная: не хватает лишь переднего зеркала, обязательного для гражданских тяжелых грузовиков. Впрочем, прежде чем дело дойдет до пользования зеркалами в поездке, водителю придется выучить назначение всех кнопочек и лампочек, хаотично разбросанных по всей кабине. Тому, кто впервые сядет на КАМАЗ, могу только посочувствовать! Одна часть ручек и кнопок просто не подписана совсем, другая часть кнопок и контрольных ламп снабжена одинаковыми пиктограммами… В общем, для новичков тот еще квест!

А знаете, с чего тот квест начнется? С попытки понять, как вообще завести этот КАМАЗ! Машина-то армейская, и никаких ключей от нее не существует в принципе. А соответственно, нет ни замка зажигания, ни противоугонного устройства в рулевой колонке. Мотор запускается голыми руками, вот только ни одной подсказки в кабине, как это именно делается, нет. В общем-то, оно и правильно: кому надо – и так знает, а кому не надо – знать незачем! Правильная последовательность такая: сначала включаем «массу» большой красной кнопкой, расположенной в левой части «доски приборов» (на следующем фото она помечена стрелкой).

Потом нужно повернуть безымянный флажок на дополнительной панельке, пристроенной снизу к «доске приборов» правее рулевой колонки. В первом фиксированном положении включится электропитание приборов, во втором нефиксированном положении заработает стартер. На следующей фотографии флажок-«заводилка» помечен цифрой 1.

И даже завести мотор – это еще полдела. Выключать его тоже надо уметь! Крутить в обратную сторону флажок, которым включался стартер, бесполезно: он лишь «отрубит» комбинацию приборов, а «механический» дизель продолжит тарахтеть. Можно, конечно, поступить варварски – включить передачу, нажать тормоз и отпустить сцепление. Но правильнее воспользоваться «глушилкой», которая спрятана слева от рулевой колонки: тянешь за рукоятку, и дизель умолкает. Разумеется, «глушилка» в лучших традициях КАМАЗа никак не подписана. Равно как не промаркирована вторая точно такая же рукоятка справа от рулевой колонки, выполняющая функцию ручного газа.

Ниже добавлю еще одну фотогалерею, на которой покажу другие особенности комплектации «мустанговской» кабины.

Читайте также: