На все лады звенят жаворонки

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Контрольные диктанты по русскому языку для 3 класса
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Мамедова Лейла Ализада кызы

Цель работы: проверить навык правописания слов на диапазоне изученных правил и элементарные знания по русскому языку. Текст диктанта включает все изученные во 2 классе орфограммы: гласные после шипящих, раздельное написание предлогов со словами, звонкие и глухие согласные на конце и в корне слова, безударные гласные, непроизносимые согласные, разделительный ь, большая буква в собственных именах.

Объём текста: 40 – 45 слов.

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

  1. Составь предложение из слов, подчеркни главные члены предложения. Выпиши словосочетания с вопросами.

I вариант II вариант

Листья, падают, берёз, с, золотые ногами, шуршит, трава, сухая, под

2. Разбери слова по составу.

I вариант II вариант

  1. Выполни звуко-буквенный разбор слов.

I вариант II вариант

Пеньки, ежи Деньки, ерши

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу.

Слова для справок: с брос и ли , рябч и к.

  1. Обозначьте части речи в предложении. Выделите основу предложения.

1 вариант – 5 предложение (Они клевали гроздья сладких ягод)

2 вариант – 8 предложение (Рябчики пролетели в лесную чащу)

  1. Выпишите словосочетание (прил. + сущ.) из предложения

1 вариант – из второго предложения

2 вариант – из пятого предложения

  1. *. Запишите омонимы (3 слова)

Контрольный диктант по теме: « Слово и слог. Состав слова»

В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта ковром из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу. Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.

  1. Выписать 3 глагола с приставками, выделить их.

1 вариант – из первой части текста

2 вариант – из второй части текста

  1. Записать 3 однокоренных слова, обозначить части речи, выделить корень.

1 вариант – корм

2 вариант – свист

Контрольный диктант для 3-го класса

Цель работы: проверить, насколько прочно сформирован навык правописания слов с разделительным мягким знаком, удвоенными согласными, звонкими и глухими согласными в корне слова, безударными гласными.

Объем диктанта: 44-50 слов.

Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи. (48 слов)

1.Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.

На опушке леса растут рыжие лисички.
II вариант

Осенью деревья надели яркий наряд.

2. Подберите однокоренные слова с данными корнями.

3. Разберите слова по составу.

Осенний, пробежка, журавлёнок,

бабушка, девочка.
Лимонный, походка, тюленёнок,

Контрольный диктант по теме: « Правописание безударных гласных в корне слов»

Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята р е шили украсить её. Они повес и ли на лесную красавицу ягоды р я бины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили к о чан капусты. Утр о м над ёлкой кружил а сь стайка птиц. Вечер о м прибежали два зайца. Они угощал и сь вкусным ужин о м.

  1. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.
  2. Записать и разобрать по составу слова

1 вариант Кормушка, прилёт, подводники

2 вариант Сахарница, заход, заморозки

  1. *К данным словам подобрать и записать антонимы с приставками, приставку выделить.

1 вариант Продавать -…. выходить -……

2 вариант Помолчать …., приехать- ….

Контрольный диктант для 3-го класса

Цель работы – проверить умение применять правила правописания слов со звонкими и глухими согласными, безударными гласными в практике письма: умение обнаруживать орфограммы, проверять их написание изменением формы слова, подбором однокоренных слов.

Объем работы: 50-55 слов.

Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.

Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостиком. Полетела легкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

(По И. Соколову-Микитову)

1. Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.

Голодные синички прилетели к кормушке.

Серенькая белочка спряталась в дупле.

2. Разбери слова по составу.

I вариант II вариант

3. Запиши слова в 3 столбика.

Кр…чать, б…реза, сла…кий, ло…кий, сн…жинка, с…бака, т…желый, п…льто, ска…ка.

Стоит чудесный зимн и й день. Пад а ет лёгкий пушистый снег. Деревья о деты в бел ые шубки. Спит пруд под лед я ной корк о й. На земле лежит толстый снежный п о кро в . Ребята выбеж а ли на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки с делали ему из светлых льдинок , рот и нос из морковки, а брови из уг о льков. Радостн о и весело всем!

  1. Выписать из текста по 1 слову с безударной гласной в корне, с парным согласным в корне, с непроизносимой согласной в корне, которые проверяются ударением, указать проверочное слово.
  2. Записать и разобрать по составу слова

1 вариант Берёзка, подорожник, капуста.

2 вариант Ягодка, подберёзовик, помидоры.

  1. Образуй однокоренные слова от данных слов с помощью приставок. Выдели приставки.

1 вариант Лететь, …

2 вариант Ходить, …

Контрольный диктант по теме: «Собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Мы стали жить на берегу Волги. Зимой река замёрзла. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Рыбак Андрей взял с собой сынишку Ваню. Дал е ко выехали рыбаки. С делали во льду ямки и спустили в воду сети. Светило солнце. Всем было весело. Ваня был очень рад. Он помогал выпутывать из сетей рыбу. Рыбы наловил о сь много.

  1. Укажите части речи …

1 вариант – в первом предложении

2 вариант – в десятом предложении

  1. Подчеркните в тексте собственные имена существительные
  2. * Запишите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, по 2 слова.

Контрольный диктант по теме: « Имя существительное»

Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха. Кругом тишь. За много лет Вова изучил эту местность. Он хорошо знал всех обитателей . У берегов тих о шуршал камыш. В е г о зарослях каждую весну стро и ли свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята. Ран о утром мать выводила их на берег. Малыши щипали нежную травку. Мать была довольна.

  1. Подчеркни грамматическую основу

1 вариант – 6 предложения ( У берегов тихо шуршал камыш)

2 вариант – 9 предложения ( Рано утром мать выводила их на берег)

  1. Определи падеж и род у имён существительных

1 вариант – первого предложения ( Владимир жил в тайге)

2 вариант – десятого предложения ( Малыши щипали нежную травку)

  1. 1 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только в единственном числе
    2 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только во множественном числе

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»

Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот с реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном небе показались пр о светы, и выплыл о яркое солнце. Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней. С каждым часом пр о талины становились шир е и длиннее . Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. В воздухе зазвенели их голоса.

  1. Подчеркните имена прилагательные, выделите окончание

1 вариант – в первой части текста

2 вариант – во второй части текста

  1. Определите падеж и род у имён прилагательных…

1 вариант – пятого предложения (На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце)

2 вариант – девятого предложения (Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще)

  1. * К данным прилагательным в словосочетаниях подберите прилагательные – антонимы, запишите новые словосочетания

1 вариант Лёгкая задача -…. широкое шоссе – …

2 вариант Сладкое яблоко – …., тяжёлый портфель -…

Контрольный диктант по русскому языку

для 3-го класса за III четверть

Цель работы - проверить умения писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и непроверяемыми ударением, звонкие и глухие, непроизносимые согласные в корне слова; проверять гласные и согласные в корне; обозначать гласные и согласные в приставках; писать ъ разделительный в наиболее употребляемых словах; правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце.

Объем диктанта: 55-65 слов.

Тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. От цветов рябит в глазах. На листочках дрожат капельки росы. Весело поют зяблики. Радостная песня соловья наполняет все вокруг.

Интересно поглядеть на зверей. На дорожку выбежал зайчишка. Малыш еще не знает страха. Около норы играют лисята. Повадки лисят известны. Обнялись, повалились на траву и катают друг друга. Мать-лисица сторожит детенышей.

1. Синтаксический разбор предложения.

Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи.

Надулись на деревьях пахучие почки.

2. Выбери из группы слов синонимы и запиши их

Голубой, лазурный, бирюзовый, янтарный, небесный

Желтый, лилейный, золотой, янтарный, лимонный.

3. Разберите слова по составу.

Контрольный диктант по теме«Местоимение. Глагол»

Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножк о тепла и очень много света. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки. Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылет е ли из улья. Вот под кустиком они увид е ли синий цветочек. Эт о была синяя ф и алка. Она открыла свою чаш е чку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй , весна!

  1. Подчеркните грамматическую основу, указав части речи

1 вариант – 8 предложения (Она разбудила своих подруг)

2 вариант – 12 предложения (Она открыла свою чашечку)

  1. Выпишите глаголы, употреблённые …

1 вариант – в единственном числе (6)

2 вариант – во множественном числе (6)

  1. Подберите глаголы синонимы, употреблённые в неопределённой форме

1 вариант. Рассказывать-…, смотреть-…

2 вариант. Трудиться – …, видеть -…

Контрольный диктант по теме: «Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи»

Встреча с гадюкой

Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редк о сюда пр о никал солнечный луч. Громадные ели и сосны стояли угрюм о . Они опустили могучие ветки. Вдруг старый пень заш е велился. Там была нора гадюки. Мы вышли на лесную поляну. Радостные песни птиц встретили нас. Жу жж али мохнатые шмели. Появился лесник. Он успокоил нас. Подъехала машина, и мы отправ и л и сь домой. Шипение г а дюки звучало в ушах. Г а дюки о пасны.

  1. Подчеркните грамматическую основу. Определите части речи.

1 вариант – в 4 предложении (Они опустили могучие ветки)

  1. Выпишите имена существительные в именительном падеже, определите род

1 вариант – из первой части текста

2 вариант – из второй части текста

  1. *К выделенным словам в словосочетаниях подберите слова – антонимы, запишите новые словосочетания.

1 вариант. Высокий дом – ….. дом, громко смеяться – громко …

2 вариант. Широкая лента – …… лента, долго говорить – долго ……

Итоговый контрольный диктант для 3 класса

Цель работы – проверить умение правильно писать слова с безударными гласными в корне в более трудных случаях (слова с приставками, слова с затененными корнями); с согласными в корне (звонкими-глухими,удвоенными и непроизносимыми); слова с непроверяемыми написаниями; гласные и согласные в приставках;существительные мужского и женского рода с шипящими на конце, безударные падежные окончания имён существительных;не с глаголами; родовые окончания имён прилагательных; проверить, как учащиеся могут использовать на практике теоретические сведения об однородных членах предложения.

Объем текста – 65-75 слов.

Сколько прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи.

В весеннем лесу можно услышать певчего дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель.

Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня. Самого певца не видно в небесной вышине.

Лучший певец русского леса – соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкают чудесные звуки.

На все лады звенят жаворонки

И хотя еще не все морозы оттрещали, не все вьюги отвеяли, но день становится заметно длиннее, а в воздухе уже пахнет весной. На праздник выезжают на природу, на холм. Форма одежды и настроение - праздничные. С собой берут гуделки и сопелки, дудочки и свистульки - весну гукать; крупы разные - холм кормить. Для трапезы припасают хлеба, пироги, блины, сложную кашу, яйца, молочные продукты (творог, сыр, молоко), пиво-квас.

Первыми закликают Весну малыши. Они забегают на пригорок, звенят в колокольчики, стучат в бубенцы. Повернувшись к Солнцу, причитают:

После этого они лепят снежных баб, съезжают с горок на санках - кто дальше.

Обрядовые действа на первую закличку весны.

Гнать зиму: зиму гонят кочергой, из-под лавок, печей, выметают метлой из дома, со двора, стучат мётлами и палками по заборам, воротам, выкидывают (сжигают) старые веники, лапти, вещи. “Вон, зима, из хаты, а лето в хату”, “Провожу зиму до бору, а сама вернусь до дому”.

Обрядовое деревце. Небольшую ёлочку украшают лентами, бумажными цветами, овощами и колокольчиками. Ёлку носят по селу, возят на санях, потом приносят туда, где весну кликают, втыкают в каравай. Возле ёлки и трапезничают. Ранее не срубали дерева, в качестве обрядового использовали живое деревце.

Выкапывают небольшую ямку, в которую ссыпают гроши, пшено да мак, кашу из многих зерен - на богатый урожай. Ямку закапывают.

Весну греет - костёр из соломы.

В традиционной культуре пение воспринимается как действие, обладающее огромной силой - и созидательной и разрушительной - в зависимости от того, на что оно направлено, произведено ли с соблюдением правил и т.п. Сила и энергия поющего голоса всегда была действенным инструментом славянской магии и широко применялась в весенних обрядах.

Хороводные и другие игры.

Нам Весну гукать,
Зиму провожать
Гу-гу-гу
С песнями, цветами,
С ливнями, журавлями
Гу-гу-гу

Вторые заклички Весны.

Обычно на 9 Березеня (Но по просторам нашей страны, по местам, возможны разные варианты, вплоть до 22 Березеня)

Золотыми переливами еще блестит на солнце ледяные сосульки, под ногами хрустит снежное покрывало, а деревья находятся еще в сонной дремоте, но по лесу уже тонкими протяжными звуками разносятся весенние призывы. Ууууу…..» - распевают женские голоса, на все лады, закликая скорейшей приход Весны. Сильные, призывные звуки, мечутся среди деревьев, возносятся к небу. Это не песни, это особые фразы, произносимые речитативом наполненные особым ритмом и силой слов.

Наши предки считали, что для прихода Весны, ее необходимо было позвать, для этого пекли особое печенье - Жаворонки, играли в весенние игры и зазывали Весну, кликали, то есть кричали заклички.
Закличек было много, каждая из них имела свой ритм и заканчивалась особыми высокими звуками «аууу..», «гууу», «гу-гу», «гули-гулиии».

Жаворонки прилетайте
Зиму белу прогоняйте
Гули - гули
Зиму белу прогоняйте
Весну красну созывайте
Гули - гули
Весну красну созывайте
Землю нашу одевайте
Гули - гули
Землю нашу одевайте
Все поляны согревайте
Гули - гули
Все поляны согревайте
Солнце мило приглашайте
Гули - гули

Нам Весну гукать,
Зиму провожать
Гу-гу-гу
С песнями, цветами,
С ливнями, журавлями
Гу-гу-гу

Для закликания Весны наши предки забирались на крыши домов, сараев, вершины холмов, деревья и другие природные возвышенности, наполняя воздух непрерывным гуканьем и распевами. Вибрации создаваемые такими общенародными творениями закличек синхронизировались с ритмами природы, благотворно влияя на здоровье людей. Накричавшись, заклички (нужно было произносить их громко, чтобы звуки были слышны далеко), наигравшись с печеньем жаворонками, которые пеклись так же для зазывания Весны. Печеных птичек съедали, отдавали скоту, оставляли на деревьях для птиц, прилетевших с весной. Таким образом посредством пищи, звуков, ритмов и вибрации, сила пробуждающейся природы касалась каждого, не только людей, но и животных.

Жавороночек на приталинке
Распевает, распевает,
Он зовет себе, он зовет себе
Весну красную, весну красную.
Не лежать снежкам во чистом поле
Растопиться, растопиться,
Во синё море, во синё море
Укатиться, укатиться.

Жаворонушки
На соломушке,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лето теплое,
Соху, борону,
Унесите от нас
Зиму холодную,
Зиму холодную —
Донце с гребнем.
Нам зима надоела,
Весь хлеб поела.

Лето, лето красное, поди сюда,
А ты, зима, ступай на море,
Ты и так нам, зима, надоскучила,
Ручки с ноженьками обморозила,
Метель глазки повыхлестала,
Хлеба с солью много покушали.
Уж вы ластушки, вы касатушки,
Прилетите-ка вы к нам,
Принесите-ка вы нам
Лето теплое, весну красную
Под крылышком, под бутылышком.
Соха с бороной, езжай на поле,
Напаши, наборонуй
Хлеба родного, умолотного,
Зернистого, колосистого.

Весна, весна, на чем подошла?
На чем подошла-подъехала?
На чем подошла-подъехала?
— На сошечке, на бороночке,
на веничке.

Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.

Жаворонки, прилетите,
Красну Весну принесите.
Принесите Весну на своем хвосту,
На сохе, бороне,
На овсяном снопе.

Весна-красна, на чём пришла?
На сошочке, на бороночке,
На лошадиной голове,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку,
На пшеничном зёрнышку-у-у.

Вторая закличка Весны, имеет второе название Сороки или закличка жаворонков.

Делается уборка, выносится весь накопившейся за зиму хлам.

Женщины окуривают по углам дом вереском или можжевельником. Хвойными ветками украшают дом.

Хозяйки пекут из ржаного или любого другого теста пичуг: жаворонков и грачей, внутрь закладывают конопляное или льняное семя, сверху обмазывают медом.

Согласно Славянским верованиям, в этот день Заклички Весны, творят с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых в народе Ярилиными Плешами.

Итак, в этот день хозяйки пекли из пресного теста «жаворонков», с которыми и совершался обряд Закличек. При этом считалось, что в полную силу весеннее тепло проявится лишь через 40 дней. В некоторых домах пекли сорок «орехов» из ржаной и овсяной муки, а потом в течение сорока дней бросали их по одному на улицу, «откупаясь» так от Мороза.

Умелицы лепят птиц по образу и подобию, но делают и схематично: раскатывают тесто, из него вырезают треугольники - на вершине втыкают два зернышка-глаза, основание разрезают на несколько полосок: крайние заворачивают наверх, это крылья, а посередине - хвост. Печеных птах посылают родным и близким. Дети бегают по улицам с испеченными птицами, подбрасывают их вверх, разбрасывают крошки и кричат: “Жаворонки прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлеб поела”.

По игре Солнца судят, какой будет урожай или загадывают свою судьбу на ближайший год. При появлении Солнца женщины умываются с золота и серебра, чтобы стать богаче и краше. (положите украшения из золота или серебра в чашечку с водой для умывания)

На праздник приносят крашеные яйца (яйца-крашенки). Этот обычай не христианский, а старинный, природный, вызванный самой жизнью. Яйцо - символ мироздания на закличку красят во все цвета Солнца и Весны - красный, жёлтый, рыжий, зелёный. Яйца подкидывают вверх - кто выше подкинет, катают с горки - у кого дальше укатится. Стоящие рядом устраивают состязание: зажимают в руке яйцо и ударяют им об яйцо соседа. Затем победившие, у кого яйцо не разобьётся, состязаются между собой, пока не останется один с неразбитым яичком. ( Разбивая яйцо, человек ритуально помогает родиться новому миру, новой Весне.) Победителям дают приз или качают их на руках.

Третья закличка, обычно 25 Березеня. Вербохлёст.

Лада-хороводница вносит в круг вербные ветки.
Без вербы - не весна.
Верба распутицу несёт, гонит с реки последний лёд.
Если хорошо верба цветет - пашня будет удачной.

Итоговый контрольный диктант для 3 класса

Сколько прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи.

В весеннем лесу можно услышать певчего дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель.

Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня. Самого певца не видно в небесной вышине.

Лучший певец русского леса – соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкают чудесные звуки.

Слова для справок: звенят

Грамматическое задание.

1. Найди в тексте однородные члены предложения и подчеркни их.

2. Выполни синтаксический разбор предложения. Выпиши словосочетания.

Весной на опушке леса зацвела душистая черёмуха.

В мае над кустом сирени жужжат мохнатые шмели.

3. Выполни морфологический разбор имени существительного.

I вариант II вариант

На опушке - Над кустом -


Был тёплыйдень. Мальчик выбежал на крыльцо. В ведре с водой играл лучик солнышка. Брызги холодной воды летели в разные стороны. Это мальчик Витя умывался.

На руку мальчика села божья коровка. Она ловко и быстро
двигалась. На круглой спинке были два крепкихкрылышка. Мелькнула тёмная голова. Букашка скрылась в кустах.Малыш был очень удивлен.

1. Разберите второе предложение по членам.
2. Укажите части речи в восьмом предложении.

3. Выпишите из диктанта: 1слово с безударной гласной в корне,

подчеркните её, поставьте ударение, напишите проверочное слово.

1 слово с парной звонкой или глухой согласной, подчеркните её, напишите проверочное слово.

Контрольный диктант №3. 3 кл.

Наступили первые морозные деньки. Падают с неба белые звёздочки. Снежный коврик укрывает поля и леса. На деревьях блестят пушистые снежинки. С берёз и осин листва давно опала. На дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу.

Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Это оляпка или водяной воробей.

1. Пятое предложение разобрать по членам.

2. Выписать из диктанта однокоренные слова к слову снег, разобрать их по составу.

Контрольный диктант №4. 3 кл.

Шли ребята через лес прямой дорогой.

Тропинки замело снегом.

Побежали дети по звериным следам и заблудились.

Испугались ребята. Стали они кричать. Молчит зимний лес.

Вдруг Никита увидал знакомые следы.

Тут пробегала собака.

Собака всегда приведёт к жилью.

Так учил мальчика дедушка.

Дети направились по следам и вышли на лесную тропку.

Слова для справок: приведут, знакомые.

1. Найти предложение, в котором есть только главные члены. Подчеркнуть их.

2. Выписать из текста 2 слова с безударной гласной в корне; приписать к ним проверочные слова.

3. Выписать из текста 2 слова с парной согласной, приписать проверочные слова.

Контрольный диктант №5. 3 кл.

Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, жёлтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица!

Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им. (56 слов)

Слова для справок: будто, словно.

1. Разобрать по составу слова: зимний, грудка.

2. Разобрать по членам предпоследнее предложение.

3. Выписать 1слово с непроизносимой согласной и 1 слово с безударной гласной, подобрать проверочные, подчеркнуть указанные орфограммы.

Контрольный диктант №6. 3 кл.

У Тани был день рождения. В этот праздничный день она получила много подарков. Мама подарила Тане красивое платье. Бабушка связала внучке чудесный шарф и тёплую шапку. От сестры Таня получила кофту и платок. Папа купил дочке интересную книгу. Танячитала книгу весь день. Там были интересные сказки о животных. Потом Таня делала рисунки к сказкам.

1. Выписать третье предложение. Разобрать его по составу.

2. В 4-ом предложении определить род существительных.

3. Разобрать слова по составу: интересные, подарки.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Русский язык. Программа А.В. Поляковой

1. Выпиши из текста слова, в которых все согласные звуки произносятся твердо.
2. Из второго предложения выпиши слова с мягкими согласными. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

На выявление умения делить слова на слоги

Работа 2

матушка, Илья, большой, уголок, Мария, ёжик

Порядок работы

Слова записываются на доске.

Грамматические задания

1. Спиши слова, разделяя их чертой на слоги.
2. Подчеркни слова, которые нельзя разделить для переноса на другую строчку.

На правописание большой буквы в именах собственных, сочетаний шипящих с гласными

Работа 3 (орфографический диктант)

Жил у тёти Даши кот Шика. Он был пушистый. Шика часто ходил в чулан. Там были мыши. Кот ложился в тёмном углу и сторожил добычу.

Порядок работы

Учитель читает предложения по орфоэпическим нормам, затем диктует слова каждого предложения орфографически по одному слову с паузами между ними. После записи всех предложений учитель медленно читает их еще раз орфографически для проверки детьми написанного.

Грамматические задания

1. Подчеркни в именах собственных буквы, которые обозначают твердые согласные звуки.
2. В первом предложении обведи кружочком буквы, которые обозначают мягкие шипящие согласные звуки.
3. Поставь ударения в словах третьего предложения.

На выявление умения разбить непунктированный текст на предложения

Работа 4

У Алёнки жил пёс Рыжик он дружил с котом Васькой рыжик караулил дом и спал в конуре васька ловил мышей и спал на печке ели они из одной чашки.

Порядок работы

Непунктированный текст записывается на доске. Текст читает учитель, делая остановку после каждого предложения. После этого ученики самостоятельно читают текст еще раз, наблюдая начало и конец предложений.

Грамматические задания

1. Спиши текст, расставь точки.
2. В последнем предложении подчеркни слово, в котором звуков больше, чем букв.
3. Подчеркни все знакомые орфограммы.

Схема анализа контрольных работ

Не выписали слова с твердыми согласными звуками
Не выписали слова с мягкими согласными звуками
Не подчеркнули буквы, обозначающие мягкость согласных

Не разделили слова на слоги
Не подчеркнули слова, которые нельзя перенести

Работа 3 (орфографический диктант)

В именах собственных подчеркнули не все буквы, обозначающие твердые согласные звуки
Выделили не все буквы мягких шипящих звуков в первом предложении
Неверно проставили знак ударения

2 класс

На выявление умения составлять словосочетание и определять части речи

Работа 1

Платье (какое?) .
Лошадь (какая?) .
Мороз (какой?) .
Деревья (какие?) .

Порядок работы

На доске заранее написаны материал и инструкция: «Прочитай. Добавь подходящие по смыслу слова и запиши словосочетания».

Грамматические задания

1. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.
2. Подчеркни знакомые орфограммы в именах существительных.
3. От существительного мужского рода образуй однокоренные слова разных частей речи.
4. Раздели слово платье для переноса

На выявление умения находить части речи

Работа 2 (диктант)

Пришла весна. Пробегает слабый ветерок. Весеннее солнце сгоняет снег. По оврагам журчат ручьи. Оживает каждый кустик и травинка. На деревьях набухли почки. На голых ветках орешника показались цветы. Они похожи на серые колючки на гибких прутьях.

Порядок работы

Учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям. Орфографически диктуются слова с выделенными орфограммами. Учитель обращает внимание на знаки препинания.
После самостоятельной проверки ученики еще раз проверяют текст диктанта, который орфографически медленно читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета. Правильные исправления за ошибку не считаются.

Грамматические задания

1. Подчеркни во втором и четвертом предложениях подлежащее и сказуемое. Надпиши над ними названия частей речи, укажи число.
2. Над словами седьмого предложения надпиши части речи.
3. У глаголов в третьем и шестом предложении определи время и число.
4*. Подчеркни в тексте слова, которыми автор показывает, на что похожи цветы орешника.

Работа 3 (cписывание текста)

Текст записан на доске или на индивидуальных карточках. Учитель читает весь текст.

Разные бывают птичьи домики. У воробья гнездо маленькое, сложено из соломинок и прутьев. Самое большое гнездо у орла. Орёл делает его из толстых прутьев и выстилает пухом. У пеночки самый красивый домик. Вьёт она его на берёзе. Жильё у неё тёплое, из перьев и пуха.

Грамматические задания

1. Из второго предложения выпиши существительное и связанное с ним прилагательное, укажи их род и число.
2. В четвёртом предложении найди глаголы и подчеркни их двумя чертами.
3. К слову берёза подбери и запиши 2–3 однокоренных слова.
4. Выдели орфограммы в слове жильё.

Схема анализа контрольных работ

Не подчеркнули прилагательные
Подчеркнули не все орфограммы в именах существительных
От существительного не образовали однокоренное прилагательное
От существительного не образовали однокоренной глагол
Не разделили слово для переноса

Работа 2 (диктант)

Не подчеркнули главные члены предложения
Не надписали части речи
Не указали число
Не определили время и число глаголов
Не подчеркнули сравнение

Работа 3 (списывание текста)

Ошибки, допущенные в диктантах

3 класс

На выявление умения разобрать предложение по членам предложения и по частям речи

Работа 1

Зелёный луг блестит под лучами яркого солнца.

Порядок работы

Предложение записывается на доске.

Грамматические задания

1. Запиши предложение, разбери его по членам предложения и укажи части речи.
2. Найди в предложении словосочетания и запиши их в столбик: сначала группу подлежащего, затем группу сказуемого.
3. Выполни грамматический разбор слов в предложении. Надпиши, где нужно, род, число, склонение, падеж, время.

Примечание. По усмотрению учителя возможен другой вариант предложения.

На узнавание предложений с однородными членами

Работа 2

Ты был ранним утром на лугу? Взошло солнце. Луг заблестел. По всей окрестности разливаются запахи цветов и трав. Вот вьётся цепкий душистый горошек. Сладким медком пахнет розовый клевер. Белеют крупные ромашки с золотой серединой. Ползают по былинкам муравьи, жучки, божьи коровки.
Порхают над цветами лёгкие бабочки, стрекозы. Наш пёс Барс бегает за ними. Над лугом льются звонкие голоса птиц. Я люблю с друзьями бегать по лугу.

Порядок работы

Дети списывают текст с доски.

Грамматические задания

1. Подчеркни предложения с однородными членами.
2. В шестом предложении надпиши падежи существительных.
3. Из седьмого предложения выпиши слова с проверяемыми безударными гласными, подбери к ним проверочные.

На определение склонения имен существительных и разбор слова по составу

Работа 3

Утренняя заря румянит местность. Звезды одна за другой гаснут на небосклоне. Подул свежий ветерок. Крупные капли росы на траве засветились всеми цветами радуги.
По полю по узкой дорожке идет группа детей с учительницей. Это ребята из села Дубки. Они спешат на поезд в город. Там дети пойдут в цирк.
Поездку в цирк ребята ждали давно. Об отъезде Вера Ивановна объявила за два дня. Это было радостное известие.

Порядок работы

Текст записывается на доске заранее. Первый раз текст читает учитель. Затем ученики читают текст еще раз самостоятельно. После самостоятельного прочтения ученики переходят к выполнению письменной части задания.

Грамматические задания

1. Прочитай. Выпиши имена существительные, употребленные в тексте в единственном числе по склонениям, поставь их в начальную форму.
2. Разбери по составу слова ветерок, дорожке, поезд, небосклоне, отъезде.
3. Подчеркни известные орфограммы в корне слов: засветились, спешат, объявила, радостное.

Работа 4 (диктант)

Ранним утром проснулось солнышко, оглядело местность. Потянулись его лучи к полянке. Один луч подкрался к берёзке. Другой луч сел на верхушку ели. Очнулась она от сна.
Подкрались лучи и к речке. Засверкала, заискрилась вода и погнала лёгкий туман по глади прочь. Лучики перелетали от дорожки к дорожке, от тропинки к тропинке. Раскрылись одуванчики. Лучи разбудили всех. Настал тёплый солнечный день.
Летнее солнце плывёт над лесами, над полями, над пыльной дорогой.

Порядок работы

Учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям. Орфографически диктуются слова с выделенными орфограммами. Учитель обращает внимание на знаки препинания.
После самостоятельной проверки ученики еще раз проверяют текст диктанта, который орфографически медленно читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета. За исправление ошибок оценка не снижается.

Грамматические задания

1. Подчеркни орфограммы в корнях слов: от тропинки, оглядело, местность, лёгкий, солнце.
2. В восьмом предложении укажи падежи имен существительных. Обозначь окончания.

Схема анализа контрольных работ

Подчеркнули не все члены предложения
Надписали не все части речи
Грамматический разбор слов:

Подчеркнули не все предложения с однородными членами
Не надписали падеж существительных
Выписали не все слова с безударными гласными
Не подобрали проверочные слова

Выписали не все существительные 1-го склонения
Выписали не все существительные 2-го склонения
Не выписали существительное 3-го склонения
Выделили не все орфограммы в корнях слов: засветились, спешат, объявила, радостное.
Неверно разобрали по составу слова: ветерок, дорожке, поезд, небосклоне, отъезде.

Работа 4 (диктант)

Ошибки, допущенные в диктанте

4 класс

На различение простых предложений и предложений с однородными членами; на выявление навыков правописания окончаний прилагательных

Работа 1

Я люблю птиц. Грустно было бы жить без них на зелёной планете. Веселит глаз их дивное оперение. Радует слух их чудесное пение. Нравится наблюдать за их лёгким полётом. Много видов птиц живёт в России.
Быстро кружат в чистом воздухе ласточки. На быстром лету они пьют воду, ловят мошек. Удивляет гнездо этой птицы. Она ловко лепит его из земли и глины.
В развилке веточки заметишь гнездо иволги. Оно сделано из травки, гибких стебельков, берёзовой кожуры. Смотришь на пернатых друзей и радуешься.

(По К. Паустовскому)

Порядок работы

Текст можно записать на доске с пропуском букв на месте орфограмм в окончаниях прилагательных или продиктовать его (вариант предъявления выбирает учитель).
Ученики записывают текст.
При диктанте учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям, обращая внимание на знаки препинания. Орфографически диктуются слова с выделенными орфограммами.
Уточнить значение слова развилка.

Грамматические задания

1. Над первым словом каждого предложения во втором и третьем абзацах напиши, какое это предложение: пр. (простое), с одн. (с однородными членами).
2. Выдели окончания прилагательных и укажи падежи.
3. Разбери по составу слова: удивляет, берёзовой.

На выявление навыков правописания окончаний прилагательных, правописания глаголов 3-го лица и неопределенной формы перед -ся

Работа 2 (списывание с заданием)

Горячее солнце как-то сразу вошло в силу. На востоке оно выплывает огненным заревом. От него безбрежный степной простор словно покрывается тонкой золотой пылью. Все вокруг стало меняться не по дням, а по часам. Быстро стал одеваться сад свежей, мягкой зеленью. А степь весело пестреет цветами. Пунцовыми пятнами ярко горит дикая гвоздика. Скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка. Все блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу. В густой буйной траве по утрам дрожат и переливаются, как бриллианты, крупные капли росы.

(По А. Куприну)

Порядок работы

Текст записывается на доске с пропуском букв на месте окончаний прилагательных (горяч. ) и в глаголах перед -ся (нежи. ся).
Учитель читает полный текст. После этого ученики записывают текст, вставляя пропущенные буквы.
В тексте выделены места пропуска букв.

Грамматические задания

1. Выдели окончания прилагательных и укажи падежи.
2. Седьмое предложение разбери по членам предложения и частям речи.
3. В последнем предложении подчеркни образное сравнение.

На узнавание спряжения глаголов

Работа 3

1. В лес не съезд…шь, так и на печи замёрзн…шь.
2. Кто дружбу вод…т, тот счастье наход…т.
3. Слово скаж..шь – как узлом завяж..шь.
4. Без рук рису..т, без зубов куса..т.
5. Крепкую дружбу и топором не разруб…шь.
6. Как называются цветы, когда в руках их держ…шь ты?
7. Никто не пуга…т, а всё дрожит.
8. Скромность украша…т человека.
9. Муравей невелик, а горы копа..т.

Порядок работы

Пословицы и загадки записываются на доске. Написанное читает учитель.

Грамматические задания

1. Выпиши глаголы в две группы по спряжениям.
2. Подчеркни глаголы-исключения
3. Напиши неопределенную форму глаголов замёрзн..шь, дрожит, копа…т.

Работа 4 (диктант)

Сколько прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи.
В весеннем лесу ты услышишь певчего дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель.
Жаворонок — ранний певец. Только заиграет на горизонте луч летнего солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня.
Лучший певец русского леса — соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкает чудесная трель. Сидишь и слушаешь самый красивый голос.

Порядок работы

Учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям, обращая внимание на знаки препинания. Орфографически диктуются слова с выделенными орфограммами.

Грамматические задания

1. Третье предложение разбери по членам предложения и частям речи.
2. Над глаголом наполняет надпиши время и спряжение.
3. Разбери по составу слова заиграет, чудесная.

Схема анализа контрольных работ

Не выделили предложения с однородными членами
Указали не все падежи прилагательных
Не разобрали по составу слова удивляет, берёзовой

Указали не все падежи прилагательных
Неправильно подчеркнули члены предложения
Неверно указали части речи

Выписали не все глаголы I спряжения
Выписали не все глаголы II спряжения
Не подчеркнули глаголы-исключения
Не написали неопределённую форму глаголов

Работа 4 (диктант)

Ошибки, допущенные в диктантах

* Здесь и далее звездочкой отмечены диагностирующие задания. Оценивая контрольную работу в целом, результат их выполнения не фиксируется отметкой.

«Певчие птицы Сколько прекрасных мастеров поет в березовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи. В весеннем лесу ты услышишь певчего дрозда. Ясным голосом . »

радостная песня. Самого певца не увидишь в небесной вышине .

Лучший певец русского леса – соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкают чудесные звуки. Сидишь, слушаешь самый красивый в мире голос .

Слова для справок: лучший, сколько, лазури .

Грамматические задания:

1. Найди предложение с однородными членами. Подчеркни их в предложении .

2. В третьем предложении подпиши части речи. Выделить окончания прилагательных, существительных и глаголов .

3. В слово зап..вает вставь любую из букв и или е; рядом запиши проверочное слово .

Работа №2. Диктант с грамматическими заданиями .

Первый снег В субботу утром выпал первый снег. После сна мальчик увидел за окном удивительную картину. Летят белые хлопья, кружатся, обгоняют друг друга, садятся на ветви деревьев .

Мальчик выбежал на улицу и поймал одну снежинку на варежку .

Снежинка робко дрожала на шерстинках. Как она была похожа на звёздочку!

Одни её лучи походили на острые копья. Другие были похожи на пушистые еловые лапы. Мальчик легонько подул на снежинку. От тёплого дыхания её лучи сразу съёжились. Чудесная звёздочка превратилась в круглую каплю. Снежинка растаяла .

Но прекрасный снегопад не кончался .

Грамматические задания:

Найди в тексте любое предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые .

Выпиши из текста 11-е предложение .

1) Графически обозначь в нём главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) .

2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является .

Готовимся к Всероссийской проверочной работе. 4 класс. Русский язык. 2016 Работа №3 .

1). Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными .

Магазин, начала, понял, портфель .

В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово .

Долго бежит ручеёк по дорожке .

2). Прочитай текст и выполни задания. Запиши ответы на отведённых для этого строчках .

(1)Какими только не бывают дома! (2)Есть малюсенькие дома, они напоминают телефонную будку. (3)Такой домик построил садовник из Мордовии. (4)Но всё в этом домике, как в настоящем доме: отопление, окна, телевизор, даже есть где посидеть. (5)Скоро его владелец научит дом «ложиться на бок», тогда в нём и спать можно будет .

(6)А может, дом должен быть огромным, как у одного индийского бизнесмена?

(7)В доме есть место для трёх вертолётных площадок, парковка для ста шестидесяти автомобилей и кинозал для полсотни человек. (8)Хозяин говорит, что большой дом ему необходим, чтобы в нём собиралась и отдыхала многочисленная семья .

(9)Бывают дома, похожие на ракушки, а бывают – как разноцветные коробки .

(10)Есть жилища, которые не отличишь от камней или деревьев, а есть – словно летающие тарелки. (11)Но среди множества домов самый главный, самый лучший – родной дом. (12)«Обойди весь свет и вернись в свой дом», – советуют в Дагестане .

(13)«Восток ли, запад, а дома лучше», – подтверждает немецкая мудрость .

(14)«Свой дом – самое лучшее место», – согласны англичане. (15)Потому что «в родном доме и стены помогают» и «семья сильна, когда над ней крыша одна», – так говорят в России .

(По О. Колпаковой) Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста .

На какие части можно разделить текст? Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения .

Готовимся к Всероссийской проверочной работе. 4 класс. Русский язык. 2016 Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос .

Как ты понимаешь значение слова «садовник»? Запиши своё объяснение .

Ответ. Садовник – это_____________________________________________

Замени слово «огромный» (из 6-го предложения) близким по значению словом, запиши это слово .

Ответ. Огромный –________________________________________________ .

В 4-м предложении найди слово, строение которого соответствует схеме:

Выпиши это слово, обозначь его части .

Выпиши из 5-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они стоят в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор) .

Выпиши из 2-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор) .

Готовимся к Всероссийской проверочной работе. 4 класс. Русский язык. 2016

Твой класс побывал на экскурсии. Один из твоих одноклассников брал с собой фотоаппарат и смог сделать интересные фотографии. Обратись к нему с просьбой прислать тебе эти фотографии .

Запиши свою просьбу .

15. Укажи ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется разделительный Ь:

1) дерев_я, хлоп_я, под_ем;

2) раздол_е, певун_я, с_емка;

3) здоров_е, весел_е, вороб_и;

4) ноч_ю, об__ятия, обез_яна .

16. Укажи ряд, в котором на месте пропусков во всех словах есть Ь:

1) теплый плащ__, отреж__ кусок;

2) из сборника задач__, купили за семь тысяч___;

3) солнечный луч__, темная ноч__;

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГАОУ ВПО "КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ МИНГАЗОВ Л.Х. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА И ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА Конспект лекций Для магистров по специализац. »

«Curriculum Vitae Чернова Жанна Владимировна 12.07.1974г.ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Самарский государственный университет, социологический факультет, диплом с отличием, 1996. Магистерская программа факультета политических наук и социологии Европейского Университета в Санкт-Петербу. »

«Александр Козин Маргарита Микрюкова Святослав Максимов Дмитрий Олегович Силлов Андрей Амельянович Вадим Анатольевич Филоненко Алексей Лагутенков Дмитрий Юрьевич Манасыпов Андрей Левицкий Роман Мельников Владислав Валерьевич Выставной Ксения Сигаева Шамиль Алтамиров Никита Аверин Роман Владимирович Куликов Ми. »

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Читайте также: