Огромная территория от волги до монголии где жили кочевники которые 1 начали использовать саблю

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 05.10.2024

Огромная территория от волги до монголии где жили кочевники которые 1 начали использовать саблю

В начале времен
Эпоха палеолита Каменный век в Забайкалье датируется археологами около 800 – 400 тысяч лет назад, когда одним из центров проживания древнего человека была территория от гор Южной Сибири на севере до Тибета и равнин Китая на юге. Носителями этой культуры были архантропы, останки которых были открыты в пещере Чжоукоудянь, недалеко от Пекина. Одна из стоянок ашельской эпохи найдена возле села Засухино в Забайкалье. В период казанцевского межледникового периода (около 120 – 70 тысяч лет назад) Южная Сибирь была заселена представителями следующей ступени в эволюции человека – палеоантропами, или неандертальцами. Более 20 мест стоянок древнего человека обнаружены на берега Ангары и Байкала. Неандертальцы охотились на шерстистых носорогов, бизонов, лошадей, дзеренов – обитателей открытых степных пространств. Климат этого времени характеризуется как теплый и достаточно влажный, с тенденцией похолодания.

Около 40 тысяч лет назад в Забайкалье появляются стоянки человека современного вида, культура которого получила название верхнего (позднего) палеолита. По времени она совпала с каргинским межледнековым периодом и последним оледенением. Забайкалье оставалось в это время свободным ото льдов. По открытым пространствам Забайкалья тогда бродили крупные травоядные животные, большая часть видов которых впоследствии исчезла: мамонты, шерстистые носороги, бизоны, благородные и гигантские олени, архары, лошади, дзерены, винторогие антилопы, куланы. Эта фауна, привлекала сюда людей, которые охотились на крупных животных и жили крупными общинами.

Эпоха мезолита Появление человека разумного принесло существенные изменения в материальной культуре. Начавшееся 12 – 14 тысяч лет назад потепление привело к установлению современного климата. Ледники исчезли, а на освободившихся пространствах широко распространились леса. В забайкальских ландшафтах преобладание холодных степей сменилось господством темнохвойных лесов, Исчезли мамонты, шерстистые носороги и некоторые виды крупных копытных животных, но увеличились популяции лосей, оленей, косуль, птиц утиных и тетеревиных семейств, а реки и озера стали исключительно обильны рыбой.

К эпохе мезолита в Забайкалье к мезолиту относятся стоянки Ошурково, Куналей, Усть-Кяхта и другие. Большинство известных поселений периода 13 – 8 тысяч лет назад располагаются на берегах крупных рек и их притоков в местах удобных для рыбной ловли, возле водопоев или на пути сезонных миграций животных. Дальнейшее развитие получает обработка кости: человек эпохи мезолита изготавливает из кости и рога проколки, шилья, лощила, гарпуны, рыболовные крючки, иглы, основы сложносоставных орудий. Многие костяные иглы того времени ни формой, ни размерами не отличаются от современных металлических. Широкое распространение в мезолите получает одно из главных изобретений палеолита – лука со стрелами. Лук изменил принципы ведения охоты. Она стала дистанционной и индивидуальной.

Развитие каменной индустрии мезолита в Забайкалье привело к образованию двух культур производства каменных орудий: Селенгинской, распространенной по берегам реки Селенги и Чикойской, распространенной на восточных притоках Селенги. В отличие от ряда регионов Евразии, где ловля рыбы, появляется лишь с началом голоцена, на берегах реки Селенги – крупнейшей водной артерии Западного Забайкалья, рыболовство было развито уже в 13 – 11 тысяч лет назад. В мезолитическую эпоху человек приручил собаку, ставшую навсегда его верным помощником на охоте. К этому времени относятся предметы искусства древнего человека: скульптуры, гравюра на кости с изображением рыбы, змеи, мамонта.

Исчезновение стад крупных животных вынуждало людей разделяться на небольшие мобильные коллективы. Они освоили загонные охоты, и к этому времени их семейные общины хорошо адаптировались к природной среде. Поселения в эпоху мезолита состояли из двух- трех или даже одного жилища. Малочисленные коллективы обладали более высокой мобильностью по сравнению с большими общинами верхнего палеолита, что обеспечивало возможность постоянно передвигаться

в места, богатые дичью. Именно тогда появились первые обычаи кочевой жизни, которые со временем стали основой кочевой культуры народов Центральной Азии.

Эпоха неолита Важнейшим явлением новой эпохи стала так называемая “неолитическая революция”, когда произошел сравнительно быстрый переход от присваивающей экономики, основанной на охоте, рыболовстве и собирательстве, к производящему хозяйству, которое базируется на добывании пищи путем выращивания культурных растений и разведения домашних животных. В Бурятии обнаружено более 200 памятников неолита, которые располагаются по берегам рек и озер. Они представляют собой обширные поселения, а также вновь появившиеся погребальные комплексы, а также наскальные рисунки, на которых изображались обычно различные охотничьи сюжеты или просто таежные звери. Появилась керамическая посуда с круглым или заостренным дном. Неолитические стоянки обнаружены у Еравнинских озер, на реках Темник, Курба, Ингода, Витим и в других местах. Величайшее кладбище древних охотников и рыболовов найдено на Фофановой горе в устье реки Селенги. Время неолита в Центральной Азии совпало со временем расцвета цивилизаций, когда к северу от экватора цвели первые города, в Египте воздвигались грандиозные пирамиды, а берегам Байкала бродили еще первобытные люди, вооруженные каменными топорами.

Самые первые
Хунну (сюнну) – в переводе с китайского “человек”. Мощное государство с таким названием было создано в конце III века до нашей эры - конце I века нашей эры. Это было первым кочевым государством на территории Центральной Азии. Его образовали, по мнению Л.Н.Гумилева племена хяньюнь, хуньюй и неизвестные племена культуры “плиточный могил”. Государство представляло племенной союз, в нем были собраны различные племена, прежде всего протомонгольские, частично прототунгусские и протоиранские. Население Хунну составляло более полутора миллионов человек. Китайские летописцы оставили достаточно подробные, но иногда противоречивые записки о хунну, в которых они описывают их образ жизни, занятия, историю отношений с Китаем. “Отец китайской историографии” Сыма Цянь писал, что в течение более тысячи лет, предшествовавших созданию империи, хунну “временами усиливались, временами слабели, распадались и делились”. Таким было их положение в конце 3 века до н.э., когда восточные кочевники дунху подчинили себе хуннов, а ираноязычные кочевые племена-юечжи, обитавшие в районе Саяно-Алтая, обложили их данью.

Китайцы считали хунну дикими варварами, что не совсем соответствует исторической правде. Китайские историки описывали хунну (сюнну) как “чистых” кочевников, не знающих иных занятий, кроме скотоводства, охоты и войны. “В поисках воды и травы они переходят с места на место, и хотя у них нет городов, обнесенных внутренними и наружными стенами, нет постоянного местожительства и они не занимаются обработкой полей, тем не менее, каждый тоже имеет выделенный участок земли. У них нет письменных документов, и все распоряжения отдаются устно. Мальчики умеют ездить верхом на овцах, из лука стрелять птиц и мышей; постарше стреляют лисиц и зайцев, которых затем употребляют в пищу; все возмужавшие, которые в состоянии натянуть лук, становятся конными латниками. По существующим среди них обычаям, в мирное время они следуют за скотом и одновременно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом свое существование, а в тревожные годы каждый обучается военному делу для совершения нападений. Таковы их врожденные свойства. Из оружия дальнего действия они имеют луки и стрелы, из оружия, применяемого в ближнем бою, – мечи и короткие копья с железной рукоятью. Если сражение складывается благоприятно для них – наступают, а если неблагоприятно – отступают и не стыдятся бегства. Там, где видят для себя выгоду, не знают ни правил приличия, ни правил поведения”.

Под властью хунну оказалась огромная территория от Хингана до Тянь-Шаня и от Байкала до пустыни Гоби. Вся территория государства была разделена на 24 удела по количеству двадцати четырех родов со сложной иерархией племенных князей, “правых” (западных) и “левых” (восточных). Верховная власть принадлежала шаньюям (пожизненным верховным правителям). Этот титул переводится в китайских источниках приблизительно как “подобный небу” (или “обширный как небо”). Шаньюй был верховным правителем, главнокомандующим, жрецом и судьей. Власть на местах осуществляли 24 темника – правители уделов, способных выставить по “тьме” (условно по 10 000) воинов. 10 темников происходили из того же “золотого рода” Люаньди, что и шаньюй, остальные 14 темников были главами других аристократических родов. Наибольшего могущества Хунну достигло при шаньюе Модэ, занявшего этот пост в 209 г. до н.э. Модэ был жестоким и решительным правителем. Он осуществил государственный переворот, в котором погиб его отец – шаньюй Тумань, его любимая жена и младший сын. Захватив власть, Модэ разгромил восточных соседей, дун-ху, оттеснил далеко на запад юэчжей, покорил саянских динлинов и отвоевал у китайцев Ордос. Так создалась держава равная по силе Срединному государству (Китаю). Центром государства Хунну была территория Центральной и Северной Монголии и Южной Бурятии. В степных и лесостепных долинах реки Селенга и ее притоков Орхона, Толы, Джиды, Чикоя и Хилка найдены наиболее многочисленные следы их обитания.

Хозяйственная деятельность хунну включала занятия скотоводством, земледелием, охотой. Хунну строи

Хунну строили укрепленные поселения-городища, жилища, их образ жизни становился все более оседлым. Большое развитие получают ремесла, в том числе гончарное ремесло, выделка кож, изготовление изделий из металла, обработка кости. Декоративно-прикладное искусство хунну представлено разнообразными украшениями из бронзы, серебра, золота, камня, кости. Хунну создали самобытный вариант звериного стиля, часть их изделий является шедеврами. Изображение диких зверей и фантастических грифонов, сцен борьбы между ними – излюбленные сюжеты художников и ваятелей хунну.

Хунну вело торговлю с Китаем. Из Китая на север шел постоянный поток зерна, тканей, металлических изделий, сельскохозяйственной и ремесленной продукции и ряда других товаров. Важнейшей задачей шаньюя было обеспечение непрерывности этой фактической дани и перераспределение полученных из Китая товаров между степной аристократией. От того, насколько удачно справлялся шаньюй с этой задачей, очень часто зависела судьба верховного правителя и стабильность государства в целом. И сама торговля, и возможность контролировать торговые пути очень много значили и для хунну и для политической истории Центральной Азии. “Великий шелковый путь” из Китая на Запад был проторен во 2-1 веках до нашей эры, что совпало с периодом процветания Хунну. Тогда была проложена центрально-азиатская часть трансконтинентальной торговой магистрали, которая в 17-18 веках нашей эры превратилась в великий торговый “Чайный путь”. За право гегемонии на торговых путях государство Хунну вело непрерывные войны с Китаем. Эти войны велись с переменным успехом. В 200 году до нашей эры шаньюй Модэ разбил войска первого ханьского императора Лю Бана. Новый цикл войн начался в 133 году. Император У-ди вел успешные войны против хунну. В 119 году огромная армия Китая захватила северную ставку хунну (территория современной Бурятии) и перебила 90 тысяч воинов хунну, но и сама понесла тяжелые потери. Из ханьских летописей известно, что китайцы, преследуя хунну, доходили армией в 100 тысяч конницы до озера Байкал. Есть основание полагать, что это они в 121 г. до н.э., поднявшись на перевал хребта Хамар-Дабан у истоков рек Оронгоя и Мантурихи, в знак своих побед насыпали гигантский каменный курган диаметром 50 и высотою 20 м. Поднявшись на него, как гласят летописи, китайский полководец Хоцюйбин долго смотрел на далекий синеющий Байкал, считавшийся китайцами страшным местом упокоения душ умерших предков. По другой гипотезе это памятник эпохи Монгольской империи, так называемое “Обо Чингис-хана”. В 90 годах 70-тысячная китайская армия вторглась на земли хунну, но потерпела поражение, через 20 лет китайцы попытались взять реванш, нанеся при помощи других кочевых народов поражение хунну, в результате которого хунну потеряли третью часть своего полуторамиллионного народа.

Военное дело занимало особое место в государстве Хунну. В эпоху расцвета армия Хунну насчитывала несколько сотен тысяч быстрых и смелых воинов “которые появляются подобно вихрю и исчезают подобно молнии”. Основой войска были отряды конников вооруженных луками. Хунну изобрели сложный лук, обладавший большой убойной силой, которым впоследствии пользовались все кочевые народы. Кроме того, на вооружении у них были свистящие стрелы, стальные наконечники которых даже на дальних дистанциях пробивали вражеские доспехи, копье, меч и панцирь. Хуннские полководцы предпочитали маневренную войну, изматывающую менее поворотливого противника и повергающую его в панику неожиданными рейдами, контратаками и обходами.

На рубеже нашей эры хунну вторглись в Забайкалье, где они построившие много укрепленных городищ и поселений, возвели гигантские усыпальницы над могилами вождей. Их культура поражает роскошью и наличием большого числа китайских предметов. Хунну освоили строительство зимних отапливаемых жилищ, что позволило им создавать городища-форпосты, которые использовались ими при освоении новых территорий. По результатам раскопок реконструирован тип жилища хунну – это землянка, которая отапливалась печью, дымоход которой шел вдоль стен и использовался в

качестве лежанки. Это так называемый китайский кан. Одна из землянок находится на территории археологического комплекса Этнографического музея в г. Улан-Удэ. До наших дней сохранились развалины городища возле села Иволга (Иволгинское гуннское городище), а также кладбище гуннских вождей в Ильмовой пади возле Кяхты. Всего в Забайкалье известно более 20 могильников хуннского времени.

Причиной вторжения хунну в Забайкалье было давление китайцев, а также засухи, регулярно случавшиеся в Великой степи. В середине I века н.э. произошел раскол союза хунну и ослабление их государства. Часть кочевников – южные хунну, табгачи, ухуани, муюны и другие – двинулись на юг за Великую Китайскую стену в Среднекитайскую равнину, в бассейн Хуанхэ, основав в Северном Китае “шестнадцать царств пяти северных племен”. Они попали под влияние Китая и постепенно растворились в массе китайских племен. Северные хунну устремилась на север Центральной Азии, где под их влиянием в предгорьях южных гор Саян и Алтая сложились таштыкская и кокэльская (шурмакская) культуры. Северные хунну пытались возродить былую мощь в борьбе со своими южными соплеменниками и их сторонниками - племенами дунху и сяньби но неудачно. Они были вынуждены с боями на берега Яика и Волги. Небольшая часть укрылась в горах Тарбагатая, потом они захватили Семиречье и Джунгарию. Эта часть хунну смешалась с кыпчаками на Алтае и образовала народ половцев.

В конце I века из восточных китайских племен усилились сяньби, которые нанесли хунну окончательное поражение в 93 году нашей эры. Государство Хунну просуществовало более 300 лет, но в итоге было разгромлено. Остатки войск северных хунну двинулись на запад, завоевывая и втягивая в движение часть племен степной полосы Евразии. Это движение положило начало эпохе “великого переселения народов”. Движение хунну продолжалось около 300 лет. В 4-5 веках хунну достигли Европы, совершив там ряд сокрушительных набегов на европейские государства и разрушив Римскую империю. В Европе они стали известны под именем гунны, но до 18 века европейцы не знали, откуда пришел этот народ. Только после знакомства с китайскими летописями европейцы узнали о существовании народа с таким названием в Центральной Азии. До сих пор в науке ведется дискуссия о том, идентичны ли эти народы. Большая часть народа осела на территории современной Венгрии, которая раньше называлась Гуннией. В Великой степи после ухода хунну из разбитых табгачами родов хунну и муюнов сложилось новое государственное образование воинственных жужаней.
Из-за неполноты и противоречивости письменных источников знания о хунну очень неполны. Определенно установлено, что хунну относились к большой монголоидной расе, но в то же время специалистами зафиксировано смешение в разных пропорциях монголоидных и европеоидных черт. Самый спорный вопрос – о языке хунну, от которого в искажающей китайской передаче дошло 20 слов и одно двустишие. Разные исследователи считают хуннский язык тюркским, монгольским, тунгусским, близким к языку енисейских кетов или относящимся к вымершей, неизвестной языковой группе.

Хунну положили начало новому направлению политической жизни в Центральной Азии, когда в Великой степи на замену временным племенным союзам стали приходить крупные государственные объединения, изменившие историю не только Центральной Азии, но и Евразии в целом.

Империя степей. Аттила, Чингиз хан, Тамерлан (2 стр.)

При таких обстоятельствах периодическое массовое нашествие кочевников на культивируемые земли является законом природы. Отметим, что Тюрки или Монголы относятся к разумной, сбалансированной, практической расе, выпестованной в жестких условиях окружающей среды, подготовленные для того, чтобы командовать. Сколько оседлых обществ, часто на грани деградации, уступали под натиском, когда врывались в их города кочевники, которые после того, как стихали первые периоды кровавого разбоя, без особого труда заменяли тех повелителей, которых они устраняли вначале. Не испытывая ни малейшего чувства робости, они вступали на самые великие престолы. Вот он, великий хан Китая, шах Персии, император Индии, султан Рума. Кочевник умел приспосабливаться. В Пекине он становится наполовину китайцем, в Исфагане или Рее – наполовину персом.

Может так распорядилась судьба для того, чтобы между степью и цивилизациями обеспечивалось определенное балансирование? Вовсе нет. Неумолимые законы человеческой географии продолжают свое дело. Если китаизированный или иранизированный хан не устранялся какой-то замедленной или внезапной реакцией местного населения, тут же у границ возникали те, кто шел из глубин степей. Это были новые орды, лишенные средств и изголодавшиеся, которые несмотря на родство – Таджиков, или Тобгачей, Персов или Китайцев, вновь начинали те же самые опустошительное набеги.

Как произошло, что подобная авантюра почти каждый раз приносила успех, что каждые тринадцать веков она повторялась в том же ритме, начиная от вторжения Гуннов в Лоян до пришествия Маньчжуров в Пекин? Это происходило потому, что в течение всего этого времени, кочевники, несмотря на то, что сильно отставали в сфере материального производства, обладали преимуществом, имея огромное военное превосходство. Они были лучниками на лошадях. Невероятной мобильности кавалерия великолепных лучников – вот техническое "оружие", которое дало им превосходство над оседлыми жителями подобно тому, как в относительно современный период артиллерия дала Европе превосходство над остальной частью мира. Безусловно, этот способ ведения войны был известен как Китайцам, так и Иранцам. Начиная с III века до Рождества Христова, китайцы модифицировали военную экипировку для нужд кавалерии. Что касается Иранцев, то они со времен Парфян знали цену массированного пуска стрел нападающей конницы, которая тут же могла сменить позицию или отступить. Но ни Китайцы, ни Иранцы, ни Русские, ни Поляки, ни Венгры не могли быть равными в этом Монголам. Наученные с самого раннего детства преследовать на скаку животных на нескончаемых степных просторах, приученные устраивать незаметные засады и различного рода ухищрения охотника, терпеливо выжидать добычу, от чего зависело их пропитание, то есть сама жизнь, в данном деле Монголы были недосягаемы. Кочевники, и не из-за того, что они часто нападали на противника, а может наоборот, атаковав неожиданно, они умели исчезать, вновь появляться, обрушиваясь на врага, не давая ему возможности оказать достойное сопротивление, изматывали, неотступно преследуя и в конце концов доводя до изнеможения, добивали его, как загнанного зверя. Исключительная мобильность, необычайная вездесущность подобной кавалерии превращали ее в настоящее умное военное искусство, особенно когда ею руководили два великих стратега Чингиз-хана – Джебе и Суботай. Плано Карпини и Рубрук, которым удалось видеть это воочию, очень высоко оценили это решающее тактическое превосходство. Фаланговый строй, прохождение в виде легионов имели успех в Европе, потому что они соответствовали политическому строю Македонии или Рима, были методическим творением организованных государств, которые создавались, существовали и исчезали подобно всем государствам. Степной лучник верхом на лошади господствовал в Евразии в течение тринадцати веков, потому что он был спонтанным творением самой земли, пасынком голода и нищеты, он был единственным средством спасения для кочевников, чтобы окончательно не умереть в страшные голодные годы. Подумаем же о том, что если Чингиз-хану удалось позднее завоевать мир, то это произошло именно потому, что сирота, брошенный в глухих степях Керулена, сначала совместно с молодым братом Джучи – Тигром, стал почти ежедневно охотиться за дичью, чтобы не умереть с голоду.

Лучник на лошади, который неожиданно возникал, выпускал стрелы и скрывался, был для античного мира и средневековья воплощением невидимого стрелка, производившего почти такой же поражающий и деморализующий эффект, какого достигли артиллеристы Европы в свое время.

Чем объяснить исчезновение такого превосходства? Почему же, начиная с XVI века, кочевник перестал быть угрозой для оседлого населения? Именно потому, что оседлые страны противопоставили им артиллерию. Постепенно они достигли таким образом искусственного превосходства, которое "изменило" тысячелетние взаимоотношения. Пушечные канонады, при помощи которых Иван Грозный разгромил последних наследников Золотой Орды, то же самое, что проделал китайский император Канси для подавления Калмыков, стали началом конца определенного периода в истории человечества. В первый раз, а также вместе с тем, что военная техника перешла в руки других, цивилизованный мир оказался более могущественным, чем мир варваров. За короткий промежуток времени традиционное превосходство кочевников кануло в лету, а калмыцкие лучники, которых по своей романтической натуре Александр I выставил против Наполеона на полях битвы 1807 г., оказались такими диковинными, что сложилось впечатление, что появились охотники магдаленской эпохи.

Однако следует сказать, что прошло всего три века, как эти лучники перестали быть завоевателями вселенной.

Введение. Степь и история

Верхняя АЗИЯ, так как мы ее представляем, является свидетельством грандиознейшей геологической драмы в истории планеты. Речь идет о вздымании и изолированности этой огромной континентальной массы и конвергентном столкновении двух гигантских хребтов при образовании горных складок разных эпох античной древности: герцинская складчатость гор Тянь-Шаня и Алтая, очерченных по краям, первая, сериндинским сбросовым выступом, вторая, древней сибирской платформой Ангары; с другой стороны, альпийскими складками Гималаев, которые в эпоху миоцена заняли место древнего евразийского "Средиземноморья". Вогнутый изгиб Тянь-Шаня и Алтая на северо-западе, противоположный изгиб Гималаев окружили и изолировали Туркестан и Монголию, и эти горы, таким образом, остались в "висячем" положении над долинами периферийной зоны. Удаленность морей, в сочетании с высотой над уровнем моря, способствовала тому, что на этих возвышенных территориях сложился резко-континентальный климат, с чрезвычайной жарой в летнее время и с невероятными низкими температурами в зимний период: в Урге в Монголии температура колеблется от +38 до – 42 градусов. Исключение составляет Тибетский массив, высота которого над уровнем моря создает почти полярные растительные условия, с учетом также горного полукруга Алтая и Тянь-Шаня, который ввиду аналогичных причин, представляет альпийский климат, с традиционным ярусным распределением, начиная от предгорных лесов, заканчивая разреженной растительностью горных склонов, а почти вся оставшаяся часть Верхней Азии имеет продольную зону травянистых степей, покрытых зимой снегом и высыхающих в знойное летнее время. Степи-прерии, более живучие в ирригационных зонах, агонизируют и превращаются в пустыни в центральных обезлюденных землях и простираются от Маньчжурии до Крыма, от Урги в Верхней Монголии до городов Мерв и Балх.

Впрочем, евразийская прерия-степь севера находит свое продолжение в субтропической засушливой степи, граничащей со Средиземноморьем, Ираном и Афганистаном.

Как и многие другие древние кочевники, кипчаки были тенгрианами, то есть, поклонялись небесному богу Тенгри, которого почитали как создателя и правителя мира. Однако, помимо Тенгри, кипчаки поклонялись олицетворявшей земное начало богине Умай, а также волку, которого считали прародителм своего народа (пережиток первобытного тотемизма). Волк тоже постоянно кочует по степи и «пасет» стада диких животных, значит, как полагали кочевники, именно от него они и происходят. Иногда кипчаки «советовались» с дикими степными волками, прежде чем предпринять какое-либо дело. Русская летопись сообщает, что хан Боняк в ночь перед одной из битв вышел один в степь и по-волчьи завыл. Через некоторое время из степи завыл в ответ один волк. Хан продолжал выть, пока в ответ не раздался целый хор волчьих голосов. Вернувшись к своим воинам, хан сказал, что завтра они победят. Что, действительно, случилось. Ханы исполняли верховные жреческие функции. Однако в почете у кипчаков были также камы (шаманы), которые ритуальными приемами впадали в транс и будто бы связывались с невидимым людям миром духов. С помощью камов, от названия которых происходит русское слово «камлание», кипчаки пытались предсказать будущее, лечились от болезней.

как воевали кипчаки-половцы

В военном деле кипчаки делали главный упор на быстрое и расчетливое маневрирование своими отрядами. Главнокомандующим в военном походе был хан. В поход был обязан выступать каждый способный носить оружие мужчина в курене. Традиционно в атаку первой шла легкая конница, которая, когда битва вступала в свой разгар, начинала отступление, увлекая за собой охваченного боевым азартом противника. После того как тот, преследуя кипчакский авангард, покидал удобные для обороны позиции, на него неожиданно обрушивались тяжеловооруженные отряды. Свою боевую тактику кипчаки регулярно оттачивали в мирное время, устраивая облавные охоты на степных животных. Современники признавали исключительно высокое тактическое искусство кипчаков. Они умели и обороняться: будучи внезапно застигнутыми врагом, они ставили свои повозки, многие из которых были оснащены далеко и точно бьющими арбалетами, в круг и стойко отстреливались из-за них. Известно также, что кипчаки при нападениях на города применяли и осадное вооружение, например, горючую смесь, вызывающую опустошительные пожары. Относительно того, строили ли сами кипчаки города, историки разногласят. В русских летописях упоминаются в их землях города Шарукань (современный Харьков), Чешуев, Сугров, но нельзя с точностью сказать, были ли это действительно населенные города, или просто укрепленные опорные пункты, или города, основанные и населенные другими народами, просто признавшими вассальную зависимость от кипчаков.

После монгольского завоевания кипчаки оказались в новых социально-политических условиях, были подчинены учрежденной Чингисханом государственно-административной системе. Это лишило их возможности свободно перекочевывать в прежних обширных пределах. Изолированные таким образом в ограниченных кочевьях, разные объединения кипчакских родов стали развиваться уже самостоятельно, смешиваясь с другими народами, частично, а то и практически полностью перенимая культуру тех. Впоследствии некоторые кипчакские общины перешли к оседлой жизни. Кипчаки перестали существовать как единый этнос. Однако на их культурной базе сложилась культура многих народов, этнически сформировавшихся в основанном монголами Улусе Джучи (Золотой Орде). Древний кипчакский язык лег в основу языков многих современных народов, проживающих на бывшей этнической территории кипчаков и по соседству с ней: татар, башкир, ногайцев, казахов, крымских татар, караимов, крымчаков, карачаевцев, балкарцев, кумыков, киргизов, алтайцев.

кто происходит от кипчаков-половцев

Представители народов, в этногенезе которых принимали активное участие кипчаки, в национальной одежде

Математика и татаро-монголское иго.

Это будет первая статья, в которой я рассмотрю возможность (невозможность) питания армии кочевников в условиях длительных переходов на оккупированных территориях
Итак, на самом деле, один их самых важных вопросов в любой армии это снабжение войск. Голодный солдат слаб и в бою имеет очень мало шансов выжить. Как известно, человек не может обходиться без еды и воды. Это жизненная необходимость для любого живого организма.

Историки нас уверяют, что кочевники собирались в орды и двигались на запад. Жизнь в постоянном движении для них была нормой, поэтому и кочевать в сторону русских земель для них было обычным делом. Ну, хорошо, возьмём это утверждение за основу. Сейчас не будем рассматривать вопрос связи, управления войсками, логистики и т.п. вещей, которые настоящий историк считает незначительной чепухой. В этой статье рассмотрим только вопрос питания.

Для начала, давайте рассмотрим, как с этим обстоят дела в современной армии. Вернее в современной армии они обстоят слишком хорошо, давайте посмотрим на экстремальную ситуацию. Пусть это будет рацион бойца РККА, установленный с осени 1941 года. Напомню, что тогда 70% мобилизационных запасов СССР было утрачено, на оккупированных фашистами территориях до войны производилось 38% зерна. Посевные площади сократились в 2 раза, большая часть сельского трудоспособного населения была отмобилизована на фронт. И тем не менее, вот установленные Приказом ГКО СССР от 12.09.1941 г. нормы суточного довольствия красноармейцев боевых частей:

800 г ржаного обойного хлеба (в холодное время года, с октября по март – 900 г), 500 г картофеля, 320 г других овощей (свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы, лука, зелени), 170 г круп и макарон, 150 г мяса, 100 г рыбы, 50 г жиров (30 г комбижира и сала, 20 г растительного масла), 35 г сахара.

Напомню, что красноармеец в то время не жировал, а этот рацион обеспечивал его минимальную потребность в калориях, чтобы он мог выполнять боевые задачи. При этом, он уже имел огнестрельное оружие и передвигался на транспорте, что значительно менее энергозатратно по сравнению с конником, который воюет в рукопашную.

Итак, из этого рациона мы видим, что для обеспечения одного бойца в день надо иметь 2,125 кг различной еды. Вроде бы не много, но у нас же не один воин идёт. По данным некоторых историков их было 500 тысяч. По другим данным армия Чингиз-хана составляла примерно 119 тысяч человек. Не будем пока выяснять, откуда их столько взялось, пока возьмём за основу 1 тумен — примерно 10000 воинов. Итак, эти 10000 воинов в день съедают 21250 кг еды. Двадцать одна тонна еды в день! На недельный переход им потребуется запас в 148750 кг еды (Сто сорок восемь тонн еды на неделю).

А сколько для этого надо повозок?

По хорошему шоссе с твёрдым покрытием большинство лошадей могут везти груз, втрое больший собственной массы лошади. По более-менее прочной (не размытой дождями!) грунтовой дороге можно нагрузить повозку примерно на две массы лошади. То есть если ваша лошадь весит 400 кг, то ваша телега может весить до 800 кг (разумеется, вместе с массой самой повозки). По рыхлым или горным негоризонтальным дорогам не следует перегружать телегу массой больше чем весит сама лошадь. Источник: Сколько может увезти лошадь | Коннику на заметку © fourhoofs.ru

Пусть они передвигались по хорошей грунтовой дороге (кстати откуда они в диких местах? но допустим, это такой сферический поход в вакууме), то есть лошадь везёт 800 кг груза, значит для недельного перехода им потребовалось бы 186 повозок только для продовольствия. Для перевозки палаток и оружия нужны дополнительные повозки, мы из пока не учитываем. Вы представляете какой обоз должна тащить эта армия всего лишь на недельный переход?

Сейчас многие возразят: большая часть этого рациона — это продукция оседлого земледелия, которого у кочевников не было. Настоящие кочевники питаются мясом. Хорошо, переводим на мясо. Допустим оно в 2 раза питательнее и его надо в 2 раза меньше (что не правда, но пусть так, для упрощения), допустим ели они конину, а лошадей вели с собой и по дороге забивали и ели. Средняя современная лошадь весит 400 кг (монгольская около 300 кг), значит чистого мяса в ней килограмм 250-300, пусть 300 (будем считать, что тру-кочевники умеют съедать лошадь целиком с потрохами, костями и шкурой). Путем несложных подсчетов получаем 148750/2=74375 кг мяса требуется для этого войска на неделю. Это 278 взрослых лошадей на неделю только для еды.

А сколько едят сами лошади?

Если же мы уменьшим временный интервал с года до суток, то средней лошади весом 450-500 кг потребуется: овса — 5 кг; сена — 10-13 кг; отрубей — 1-1.5 кг; моркови — 2-3 кг. Источник: Суточный рацион лошади | Кормление © fourhoofs.ru

Итак, подведем итоги: для пропитания десятитысячного войска кочевников в одном недельном переходе требуется почти 148 тонн комбинированной пищи (186 повозок еды), либо 74 тонны мяса (278 живых лошадей), для которых, в свою очередь требуется 227,5 гектар идеального луга для выпаса. Если переход затянулся на 2 недели, значит умножаем цифры на 2, и так далее.
О скорости передвижения такого войска можно не говорить, потому что лошадь либо ест калорийное зерно 1-2 раза в день, либо как корова вынуждена весь день есть траву. Там максимум 20-30 км в день получится. Чем кормить лошадей зимой, не имея оседлого земледелия, пока не очень понятно. Но думаю знатоки-историки нам объяснят.

Вывод. Даже если брать кочевников и их лошадей за каких-то нереально выносливых киборгов, способных обойтись без разнообразия в рационе, весь день двигаться и при этом спать в любую погоду под открытым небом. То протащить даже десятитысячное войско на 200 километров уже представляется очень серьёзной задачей, требующей огромных ресурсов. А нам рассказывают, что они прошли больше 4000 км через леса, пустыни, горы, реки. Не имея никакой ресурсной базы для этого.
Ресурсы армии кочевников. Ложь про татаро-монгольское иго. Часть 2. Математика металлургии.
В предыдущей статье мы разобрали, сколько же надо питания для недельного перехода армии кочевников на лошадях (без учета запасных лошадей и обоза). В этой статье мы рассмотрим чем были вооружены кочевники и главное, сколько ресурсов нужно было потрачено на амуницию.

От гуннов до монголов. Кочевники предмонгольской эпохи

Древняя родина печенегов находилась в районе среднего течения Сыр-Дарьи. Самоназвание их было кангар. Границы заволжской Печенегии лежали между Волгой и Уралом. Основная масса печенежских погребений концентрируется на левом берегу Волги.

Гузы, или огузы, стали вытеснять печенегов, которые в конце IX в. перемещаются в южнорусские степи, но часть печенегов осталась в Поволжье. На Руси гузов или огузов называли торками.

Приводя слова Ипатьевской летописи о том, что в 1116 году «бишася половцы с торки и с печенегы у Дона, и секошася два дни и две нощи, и придоша в Русь к Володимеру торци и печенеги», П.В. Голубовский считает, что это были те самые печенеги, которые остались в огузской среде, и в дальнейших событиях печенеги являются неразрывно с тюрками.

Процесс ассимиляции печенегов в системе огузского племенного союза повсеместно завершился в XI-XII вв. Средневековые источники свидетельствуют о родстве огузов и печенегов. Махмуд Кашгарский указывает, что печенеги входят в состав племенного объединения огузов.

Поволжские печенежские погребения отличаются обилием пряжек, блях и бус, встречаются и предметы вооружения, стремена яйцевидной формы с округлым выступом для петли и узкой закругленной книзу подножкой; удила двусоставные с псалиями в виде стержней; железные стрелы, черешковые, трехлопастные.

В печенежских погребениях находят лепные глиняные сосуды без ручек с отогнутым венчиком, иногда с характерными защипами или насечками по верху венчика; металлические нашивки в виде стилизо-ванных птиц или птичьих крыльев; копоушки из овальной ажурной пластины со стержнем; бубенчики цельнолитые в виде шаровидной подвески; перстни сомкнутые с гнездом для вставки камня.

Иногда с описанными выше вещами попадаются бронзовые шаровидные пуговицы с горизонтальным швом, свинцовые грузики, стеклянные бусы, иногда бисер черного, синего, желтого цветов. С описанными предметами иногда находят кольчуги, копья, сабли, мечи.

Русские летописи и средневековые авторы довольно много вни-мания уделяли печенежско-торческому союзу племен, но, в основном, его западному крылу, от которого было больше всего беспокойств. О поволжских печенегах и торках известно очень мало, тем больший интерес приобретают исследованные археологические памятники этого времени.

Во время раскопок у села Старица Черноярского района Астраханской области экспедицией под руководством В.П. Шилова, в 1960 г., в кургане №7 было обнаружено погребение с костяком, ориентированным головой на запад, около которого нашли копыта лошади, серебряную бляху, бронзовые пряжки, два бубенца, шелковую ткань, железное кольцо, два кремня, кожаную обувь, бересту, бляхи поясного набора, прорезную бляху.

У села Петропавловка в Астраханской области был обнаружен целый могильник, исследованный Е.В. Шнайдштейн в 1972 г., где ока-зались черепа и кости коней рядом с погребенными людьми, обломки лепной керамики, изделий из железа и бронзы.

Во второй половине XI в. половцы совершают набеги на русские земли. С конца XI до начала XIII вв. половцы кочуют в Причерноморье, в степях Предкавказья, между Волгой и Яиком. Волга делила кыпчаков на западных и восточных. Степи, занятые половцами, стали назы-вать Дешт-и-Кыпчак. Русские летописи землю до Волги именуют Полем половецким. Иногда нижневолжских половцев источники назы-вают саксинами.

В Саратовской области в окрестностях села Таптулино Ртищевского района в 1966 г. обнаружили на кургане каменное изваяние из темного песчаника высотой 102 см, изображающее женщину с витой гривной на шее. В разрушенном впускном погребении кургана, кроме человеческих, оказались кости коня, а также железные удила с перегибом и большими подвижными кольцами на концах.

Полная сводка каменных изваяний Восточной Европы, детальное их описание и классификация даны С.А. Плетневой.

Наряду с сохранением старых форм курганов в конце XI-XII вв. в них появляются новые типы вещей в погребениях кочевников с восточной ориентировкой костяка. Одновременно с захоронением костей ног и черепа коня находят кости целого коня, обычно рядом с погребенным воином.

В это время продолжают бытовать мечи, сабли, кольчуги, колчаны, кресала, двусоставные удила с псалиями или без них, аналогичные тем, которые встречались в погребениях печенежско-торческого времени.

Для захоронений поздних кочевников Нижнего Поволжья XI-XII веков характерны курганные земляные насыпи, представлявшие собой простую конструкцию прямоугольных или овальных могильных ям с восточной ориентировкой погребенного. В индивидуальной яме хоронили целого коня, не изжил себя также и обряд захоронения шкуры лошади с головой и четырьмя ногами.

Степи Поволжья и Прикаспийской низменности по своим географическим и природно-климатическим условиям способствовали развитию животноводства у степных племен, здесь обитавших. Великолепными пастбищными угодьями с отличной кормовой базой и обилием воды являлись пойменные луга по берегам Волги и ее притоков. Благодаря малоснежью пастбища использовались для выпаса в течение круглого года, в основном овец, мелкого рогатого скота, верблюдов и лошадей.

Печенеги кочевали по «местам, где много дождя и кормов», они переходили с места на место в зависимости от пастбищ». Ибн Фадлан отмечал огузских баранов, которые отличались большой жирностью, печенежских овец, пасущихся на снегу, громадные стада лошадей у кочевников.

Больше всего у кочевников ценились лошади. Конь считался неразлучным спутником владельца, его боевым другом. Главным богатством были табуны коней. Конь служил средством передвижения на войне и облавной охоте. Рогатый скот также употребляли как средство передвижения, запрягали в повозки быков. Баранов держали ради мяса, шкур и шерсти.

Для круглогодичного использования пастбищ необходима их посезонная смена, что сопровождалось постоянными перекочевками. Усиленная пастьба скота на одном месте приводила к образованию передвижных сыпучих песков.

Ссылаясь на Марвази и «Худуд-ал-алем», С.Г Агаджанов пишет, что кимаки, жившие на Волге, в мирное время кочевали в огузские земли, в то же время огузы в домонгольский период совершали дли-тельные переходы, вплоть до придонских степей.

Экономическое неравенство среди кочевников, классовое расслоение в их среде прослеживается не только по письменным, но и по археологическим источникам. Кочевнические погребения разделяются на три типа: 1) богатые, с дорогими, золотыми или серебряными вещами, с оружием, сбруей и конем; 2) средние, обычно это воины-лучники, без дорогого оружия, но часто с конем; 3) бедные, без оружия, без коней и часто без вещей.

Хозяйство кочевников имело натуральный характер, и ремесло было домашним. Скотоводство обеспечивало не только продуктами питания, но и сырьем почти для всей необходимой одежды и обуви. Широко в быту использовался войлок домашнего производства. В погребениях кочевников часто встречаются кожаные сапоги, которые, как и одежда, изготовлялись самими кочевниками.

Женщины шили одежду и обувь, правили повозками и вели все домашнее хозяйство. Все виды деятельности диктовались кочевым ско-товодством и связывались, в основном, с переработкой продуктов жи-вотноводства. Мужчины делали луки, стрелы, седла, повозки, караулили лошадей, приготовляли кумыс, охраняли верблюдов и вьючили их.

Феодализация кочевнического общества и связанные с ней имущественное расслоение и социальная дифференциация являлись одной из причин оседания кочевников на земле. Пагубно отражались на кочевом хозяйстве гололеды, снегопады и засухи.

Скотоводческому хозяйству всегда сопутствует земледелие, которым занимаются сами скотоводы, если перекочевки у них сезонные, с длительными остановками, когда цикл кочевания завершается в сравнительно небольшом районе и осуществляется не всем племенем, а отдельными семьями или группами семей. Причем земледелие ведется для удовлетворения минимальных потребностей в зерновых продуктах.

Известно, что печенеги возделывали землю и сеяли просо и пшеницу. Не было чуждо земледелие и полукочевым огузам. Оседали и обедневшие половцы.

Степень развития феодальных отношений у евразийских степных народов была различной. Вместе с феодализмом к ним проникали и мировые религии: христианство, иудаизм, мусульманство, буддизм, конфуцианство. Хотя источники и сообщают о распространении этих религий у народов Восточной Европы, в степях долгое время сохранялся языческий погребальный обряд и языческие верования.

Монгольское нашествие прервало процессы оседания и классообразования у кочевников.

Свободные кочевники: 10 « школьных» заблуждений о калмыках


В XVII веке калмыки заселили приволжские степи и создали там своё ханство. Все ли они были буддистами, сражались и вооружались как кочевники и занимались скотоводством? Об этих и других заблуждениях — в материале WARHEAD.SU.

В предыдущей статье серии читайте о трудностях перевода.

В XVII веке калмыки заселили приволжские степи и создали там своё ханство. Все ли они были буддистами, сражались и вооружались как кочевники и занимались скотоводством? Об этих и других заблуждениях — в материале WARHEAD.SU.

1. Они называли себя калмыки

Самоназвание этих западномонгольских племён — ойраты. Отличительной их особенностью стала « улан зала» ( «красная кисть») на головных уборах. Дербеты, торгуты — это выделившиеся среди ойратов племенные группы.

Калмыки ( калмаки) — это тюркское название для кочевников, не принявших ислам. И так называли не только ойратов.

2. Это была новая волна монгольских завоевателей, подобно тем, которые пришли в Европу во времена Батыя

Был ли у ойратов план восстановления державы Чингисхана?

Западную Монголию в XVI–XVII веках покинули несколько групп кочевников, проигравших там в борьбе за власть. Они пытались найти себе место под солнцем.

Это не завоеватели. Это скорее беженцы и политэмигранты.

Источники позволяют хорошо проследить механизм освоения новых земель номадами. Сначала идут разведывательные рейды, затем набеги и походы. В случае успеха происходит занятие новых территорий. Так было не всегда. В 1644 калмыки предприняли поход на Северный Кавказ, где были разбиты войском кабардинцев и ногайцев. Но в целом в XVII веке калмыки завоевали себе прикаспийские кочевья, покорив часть ногайцев, а также загнали ряд племён в горы Кавказа.

3. Калмыки приняли российское подданство в 1609 году

Вообще этот процесс растянулся на несколько десятилетий. И в 1609 году никто не мог принимать присягу от имени всех калмыков.

Ойраты прикочевали в верховья Ишима, к рубежам Российского государства. В 1607 году несколько тайшей ( вождей) ойратов дали шерть — то есть принесли присягу, тарскому воеводе Гагарину. В 1609 году тайши получили разрешение построить укреплённый городок и обязались платить ясак скотом, а также выдать заложников.

Однако в последующие годы тайши фактически отказались подтвердить присягу и платить налог. В тот момент на границе кочевало несколько орд — единого лидера там не было. Более того, новые группировки приходили из Джунгарии. Одни тайши совершали набеги на русские земли, другие давали шерть.

Ойратские воины

Правый берег Волги калмыки заняли в 50-е годы XVII века. А переход в российское подданство закреплён шертями 1655 и 1657 годов. Калмыки обязались давать русскому царю воинов.

Есть точка зрения, что это было не подданство, а скорее политический союз.

4. Калмыки были свободными кочевниками

В середине XVII века ойраты фактически создали три своих государства — Джунгарское ханство в Джунгарии и западной Монголии, Хошутское ханство в Тибете и в районе Кукунора, Калмыцкое ханство в северном Прикаспии.

Калмыцкое ханство представляло собой феодальное сословное общество со строгой иерархией. Основную массу составляли албату. Они платили подати, несли повинности, а также служили в войске. Существовали и категории людей, статус которых был аналогичен рабам.

Каждый калмыцкий феодал владел определённым количеством кибиток с албату. И свободный переход от одного тайши к другому был запрещён. Феодалы оговаривали условия преследования и возврата беглых. Но в реальности эти обязательства часто нарушались.

Первым калмыцким ханом стал Аюка, правивший в 1669–1724 годах. Отношения правительства России с ним были сначала сложными, так как калмыки вступали в конфликты с казаками и башкирами. Но к 1680-м годам проблемы были в основном улажены.

Аюка был сначала традиционно « первенствующим тайшой», т. е. наиболее влиятельным из ' title=>торгутов — самого многочисленного племени. В ханском достоинстве его утвердил в 1690 году далай-лама. С этого момента и следует отсчитывать историю Калмыцкого ханства.

В начале XVIII века его как хана признало и российское правительство.

Аюка успешно воевал за Яиком с казахами, он также подчинил мангышлакских туркмен и Большую Кабарду.

Ханство было вассальным, но его владения выходили за границы России.

Аюка

Калмыки сражались в « почему» Северной войны — в нашем материале.
' title=>шведских и ' title=>турецких войнах России, четырёхтысячный отряд ойратов принял участие и в Персидском походе.

5. Калмыки были вооружены и сражались как кочевники, обитавшие на южных рубежах России

У татар и ногаев основу войска составляли конные лучники. Панцири были в основном у знати и их телохранителей. Как пишет военный историк Леонид Бобров, калмыки, оставаясь конными лучниками, принесли в Восточную Европу копейный удар, которому татары и ногаи ничего не могли противопоставить. Причём у ойратов было немало панцирной конницы.

Ойраты, исповедовавшие « самую мирную религию», были храбрыми воинами.

image

Длинные пики у калмыков переняли и казаки — ранее они вооружались ружьями и саблями. И пытались — правда, без особого успеха — крымские татары.

Часть конных стрелков у калмыков имела ружья. Но тут они отстают от джунгар, которые имели ещё и пехоту, вооружённую огнестрельным оружием. А в начале XVIII века при помощи шведского офицера Иоганна Рената в Джунгарии даже создали завод, выпускавший пушки.

Правда, как отмечает Алексей Пастухов, у джунгар по сравнению с калмыками были « тепличные условия» — их ставке в Или до 1755 года никто не угрожал. А Калмыцкое ханство было уязвимо: любая точка на его территории могла подвергнуться набегу. Например, во время Бахты-Гиреева погрома 1715 года хан Аюка лишился печати и архива. И сам едва спасся.

В XVIII веке калмыки отказались от центральноазиатских доспехов. Они стали использовать кольчуги с наручами и ' title=>шлемы, распространённые на Северном Кавказе. Количество панцирников сократилось. От центральноазиатских палашей перешли к саблям. Позаимствовали и кавказские кинжалы.

6. Ойраты сражались только в отрядах, которые выставляло Калмыцкое ханство

Помимо воинов ханства в составе русской армии были и другие полки, которые полностью или частично состояли из калмыков. Так, в середине XVIII века были сформированы Ставропольское калмыцкое войско и Астраханский казачий полк.

Свободные кочевники: 10 школьных заблуждений о калмыках

Чтобы понять, как распределялись ойраты по различным полкам, приведу пример. В « А за что мы, собственно, проливали кровь?», — спросите вы. Ответы — в нашем материале.
' title=>Семилетнюю войну ( 1756-1763) в русскую армию было отправлено две тысячи воинов из ханства. Кроме того, калмыки были в Чугуевском казачьем ( 200 человек) и Ставропольском калмыцком полках ( 500). А ещё 450 калмыков — в составе донских полков, которые отправились воевать с пруссаками.

7. Во время Отечественной войны 1812 года калмыки сражались как конные лучники

Это один из аргументов фанатов сложносоставного лука. Но факты — против.

В 1807 году в составе ' title=>ополчения были сформированы десять конных калмыцких пятисотенных полков. Всего в их составе было около 5200 солдат и офицеров ( свыше десяти тысяч лошадей). Сохранилась подробная роспись оружия по каждому из этих полков. Чтобы не утруждать читателя деталями, приведём итог: суммарно было 2370 ружей, 36 пистолетов, 2424 пики, десять саадаков ( набор вооружения конного лучника, включавший лук в налуче, стрелы в колчане, а также чехол для колчана. — Прим.ред.), 23 панциря.

То есть конный воин — либо стрелок с ружьём, либо пикинёр.

Лучников было только десять человек ( все в одном полку).

Чтобы довооружить калмыков, Александр I приказал выдать отремонтированное Тульским заводом оружие и изготовить несколько тысяч пик. Ополчение выдвинулось на фронт бить французов, но война закончилась ' title=>Тильзитским мирным договором.

Накануне ' title=>новой войны с Наполеоном было сформировано два пятисотенных полка. В Первом калмыцком астраханском на июль 1811-го было, согласно штату, 528 человек. Арсенал состоял из 268 ружей, 137 сабель и 445 пик. Формирование требовалось довооружить.

Во Втором астраханском полку к началу войны на те же 528 человек было 480 ружей, 150 сабель и 327 пик. То есть, как правило, у кавалериста были и ружьё, и пика.

На кочевников калмыки внешним видом тоже не походили. Оба полка весной 1812 года переобмундировали в форму донских казаков.

Офицер и рядовой калмыцких полков, 1812

В июле 1812 года произошёл рейд корпуса Ламберта в Герцогство Варшавское, в его составе было и два калмыцких полка. Русская кавалерия дошла тогда до Люблина. Эти калмыцкие части воевали до 1814 года. Причём это не единственные полки, в составе которых сражались ойраты.

8. Все калмыки были буддистами

Иногда калмыки бежали из ханства в русские города либо сёла. И там крестились — согласно шертям, крестившихся калмыков назад не требовали. Именно за счёт крещёных калмыков и пополнялось войско Донское. А часть калмыков получили статус казаков, оставаясь буддистами. Они стали называться « юртовыми» — и известны как « бузавы».

Крещёные калмыки с конца XVII века селились в районе Чугуева. Эта команда в 1749 году была преобразована в Чугуевский казачий полк. Там было пять рот, из них две набирались из калмыков.

В Приазовье и на слободской Украине было ещё несколько групп крещёных калмыков. К началу XIX века все они были переселены на Дон и в дальнейшем растворились среди казачества. Тем более, что чугуевцев уже тогда называли болдырами ( «полукровками»).

Крещёные калмыки ассимилировались, а донские калмыки, сохранив буддизм и служа в Войске Донском, нет. В отдельный полк их не выделяли, а разбрасывали по казачьим полкам.

Ставропольские калмыки

На левом берегу Волги в 1739 году была построена крепость Ставрополь, в окрестности которой стали переселять крещёных калмыков. И не только православных. Среди калмыков обнаружились те, кто исповедовал лютеранство, католичество и армяно-григорианство. Но к земледелию они так и не перешли, предпочитая сдавать свои огромные наделы в аренду или заниматься скотоводством.

Это поселение было преобразовано в войско по типу казачьего. Ставропольские калмыки обязаны были каждое лето отправлять 300 человек на Оренбургскую и Илецкую линии.

В 50-е годы XVIII века в Ставрополе стали селить принявших крещение беженцев из Джунгарии. Туда прибыли почти три тысячи человек, что позволило увеличить численность войска с восьми до 11 рот.

Карта земель Ставропольского калмыцкого казачьего войска в 1755 году

Почему же произошло массовое крещение? Дело в том, что переселенцев из Джунгарии было решено не оставлять при прежних нойонах, а раскидать по калмыцким. А при чужих феодалах, из других племён, жить было очень тяжело. Беженцы стали принимать православие, чтобы их поселили совместно.

В 1842 году ставропольское войско упразднили, а крещёных калмыков оттуда перевели в район Оренбурга. Там их расселили в станицах вместе с русскими, что постепенно привело к их ассимиляции.

Мусульмане

Были и калмыки-мусульмане.

image

Во-первых, это томуты — этническая группа из метисов калмыков, башкир и казахов. Они исповедовали ислам. В 1741 году большая их часть бежала в Крымское ханство. А после возвращения они откочевали к Северскому Донцу, в земли войска Донского. И получили статус « юртовых татар». В дальнейшем томуты перестали идентифицировать себя как калмыки и стали называться татарами.

Во-вторых, калмыки, которые, перекочевав в XVIII веке в Крымское ханство, приняли ислам и получили название « шереты» ( от слова шариат). В дальнейшем, после возвращения, их частично вписали в состав трухмен ( ставропольских туркмен), а частично вернули в Малодербетовский улус.

9. Калмыки в XVIII веке занимались только скотоводством

Земледелие у калмыков появилось в начале XVIII века. Они выращивали табак, просо, арбузы и дыни. Первое упоминание земледелия в ханстве в источниках относится к 1711 году.

10. В годы Великой Отечественной калмыки массово перешли на сторону Германии

В РККА было призвано 28 тысяч калмыков. Но это не только из Калмыкии ( там все мужское калмыцкое население в 1939-м составляло около 50 тысяч человек).

Свободные кочевники: 10 школьных заблуждений о калмыках

Статистика запутана. Часть из советских коллаборантов — это перебежчики, то есть учтённые в призванных. Но, так или иначе, цифры разного порядка. На стороне вермахта калмыков было заметно меньше, чем в рядах РККА.

Читайте также: