Определите в музыкальных примерах тональность и вид лада перепишите мелодии поставив ключевые знаки

Обновлено: 05.07.2024

Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами

лады народной музыки

Перед тем, как европейская музыкальная теория окончательно оформилась в виде четких правил отношения нот друг к другу, народы мира использовали в своих песнях так называемые лады народной музыки. Они представляли собой структуры, очень схожие с теми гаммами, которые мы видим сейчас, однако имели свое построение и особый окрас. В данной статье мы подробно расскажем общую теорию ладов, как они развивались со временем и как выглядят сейчас.

История ладов народной музыки

лады народной музыки

В первую очередь, лады народной музыки ассоциируются с Грецией, поскольку носят названия греческих провинций, в которых они появились. Однако подобные семиступенные звукоряды на самом деле вовсе не изобретение греков. На деле структуры, подобные известным нам ладам, появлялись в разных местах земного шара в разное время. При этом названия ладов изначально не были статичны, они менялись вместе с тем, как развивалась и менялась музыкальная мысль. Стоит также упомянуть, что помимо ладов с семью ступенями, среди народов были распространены и пятиступенные лады – их мы сейчас называем пентатоники на гитаре .

Во время структуризации музыки во времена Средневековья и Возрождения, лады также нашли свое место в европейской теории. Сначала на их основе была выстроена система церковных хоралов, которую чуть позже стали называть церковными ладами.


С появлением темперированного строя можно говорить о пропаже разницы между ряда ладов и гамм – а именно, между эолийский и ионийским ладом и натуральным минором и мажором соответственно. Сейчас эти лады считаются полностью идентичными своим гаммам.

В двадцатом веке лады, до этого использовавшиеся очень сдержанно, пережили второе рождение. Это связано с повышенным интересом к народной музыке, который продолжается до сих пор. Самый известный пример ладов народной музыки в современных композициях – фригийский лад, который постоянно используется в тяжелом металле.

Отличия от обычной гаммы

Народные лады отличаются от обычных гамм двумя чертами. Первая – это повышенные или пониженные ступени, которые как раз и создают то самое характерное звучание конкретного лада. В случае гамм на гитаре , вам потребуется понять, какая нота находится на нужной ступени и поднять или опустить ее в зависимости от того, какое звучание хотите получить.

Кроме этого, народные лады – модальны, а не тональны. Это означает, что привычные гармонические отношения тоника-субдоминанта-доминанта в них выражается гораздо слабее. Если вы находитесь внутри лада, то вам совершенно не обязательно завершать фразу доминантой в тонику, вы вольны использовать любые гармонические и фразовые ходы, которые сочтете нужными или приятными с музыкальной точки зрения.

Для аранжировщиков это так же означает значительное расширение гармонических возможностей, поскольку при помощи ладов можно не только задать композиции определенную краску настроения, но и выстроить необычную гармонию, которая будет удивлять слушателя.

лады народной музыки примеры

Группы ладов

Все народные лады разделяются на две группы.

Лады мажорного наклонения. Их отличительная черта – высокая третья ступень. К этим ладам относятся:

Лады минорного наклонения с низкой третьей ступенью. Это:

Список ладов народной музыки

Ионийский

Лад мажорного наклонения, который легче всего строить от ноты до. Не имеет в себе поднятых ступеней и соответствует натуральной мажорной гамме. Выстраивая его в тональности до-мажор вы получаете следующие ноты:

C – D – E – F – G – A – B

Данный лад параллелен Эолийскому минору.

Фригийский

Минорный лад, отличительная черта которого – пониженная вторая ступень в гамме. Отличается агрессивным, злым, очень мрачным настроением. Легче всего выстраивается от гаммы ми-минора. В нем вы получите вот такие ноты:

Лидийский

Лад мажорного наклонения с повышенной четвертой ступенью. Отличается возвышенным, радостным звуком. Легче всего строить от Фа-мажора, внутри этой тональности у лидийского лада будут следующие ноты:

Дорийский

Минорный лад, содержит в себе поднятую шестую ступень. По настроению – менее минорный и более радостный, светлый, восторженный. Легче всего строится от ноты Ре в тональности ре-минор. Является параллельным Лидийскому ладу.

Миксолидийский

Мажорное наклонение, в гамме понижена седьмая ступень. Легче всего его выстраивать от соль-мажора. Характерен для музыки Ирландии и кельтов, а также кантри, блюза и рок-н-ролла. Параллелен фригийскому ладу. В соль-мажоре имеет следующие ноты:

Эолийский

Минорный лад, который своим звучанием и структурой соответствует обычной минорной гамме. Легче всего выстраивается от ноты Ля:

Локрийский

Самый необычный лад. Внутри него понижены вторая и пятая ступени. Дает мрачное, таинственное, страшное звучание. Легче всего выстраивается из гаммы ля-минор:

B – C – D – E – F – G – A

Как вы уже заметили, основой для всех ладов народной музыки является гамма до-мажор. Каждой из гамм в народных ладах соответствует своя нота, и если внутри этой тональности играть тот же звукоряд, что вы играете внутри до-мажора – то вы автоматически будете находиться в интересующем вас ладу. При этом для того, чтобы построить народные гаммы в любой другой тональности, вам достаточно просто запомнить структуру гаммы до-мажор, и отталкиваться именно от нее.

Сольфеджио для начинающих - за 15 минут. Часть II

Сегодня поговорим о знаках альтерации, тоне-полутоне, тональности, интервалах и длительностях .

Знаки альтерации

Они меняют высоту ноты на полтона. Их ставят прямо перед нотой (случайные) или при ключе (в самом начале пьесы), например на линейке ноты ФА. Тогда каждый знак действует на все ноты ФА в этой пьесе.

  • Диез — повышает ноту на полтона;
  • Бемоль — понижает на полтона;
  • Бекар — отменяет действие любого знака

Тон и полутон

Наименьшее расстояние между нотами в классической и популярной (европейской) музыке — полутон. Тон — это просто два полутона.

Хотя в восточной музыке и блюзе используются четверть-тоны и другие дробные расстояния.

Где находятся тон с полутоном на фортепиано:

И тоже самое - на гитаре:

Тональность

Прежде чем понять что такое тональность, разберемся, что есть Лад.

Лад - это звукоряд, в котором есть ГЛАВНАЯ ступень (или Тоника). От нее отсчитываются остальные ступени. Так как лад может состоять из разного набора тонов и полутонов, он обладает определенным звучанием или настроением.

Формула мажорного лада на фортепиано - обратите внимание на состав тонов и полутонов в нем.

А тональность - это просто расположение лада по высоте!

Например, сыграем мажор от ноты До - и мы в тональности До-мажор. А мажорный лад от ноты Ре даст нам уже Ре-мажорную тональность.

Современный стандарт из 24 тональностей - 12 мажоров и 12 миноров появился, когда октаву разделили на 12 равных частей-полутонов. Это дало возможность писать музыку во всех тональностях, т.к. раньше некоторые интервалы в некоторых тональностях звучали грязно.

Интервалы

Интервал — это расстояние между двумя звуками.

Очевидно, что расстояние между основанием и вершиной интервала может быть очень большим . Стоит запомнить названия восьми основных интервалов (некоторые из них бывают большими и малыми):

  1. малая секунда (1 полутон);
  2. большая секунда (2 полутона);
  3. малая терция (3 полутона);
  4. большая терция (4 полутона);
  5. чистая кварта (5 полутонов);
  6. увеличенная кварта (6 полутонов);
  7. чистая квинта (7 полутонов);
  8. малая секста (8 полутонов);
  9. большая секста (9 полутонов);
  10. малая септима (10 полутонов);
  11. большая септима (11 полутонов);
  12. чистая октава (12 полутонов).

Длительности

Длительность - это то, сколько длится одна нота относительно других!

Тут ключевое слово относительно , тк одна и та же длительность в разном темпе (скорости пьесы) будет звучать длиннее или короче!

✔ Целая нота — самая длинная. Она длится четыре удара метронома.

✔ Половинная нота — в 2 раза короче целой ноты, на 2 удара.

✔ Четвертная нота — длится 1 удар метронома.

✔ Восьмая нота — на каждый удар метронома приходится 2 таких ноты.

✔ Шестнадцатая нота — в 2 раза быстрее, чем восьмушка, 4 ноты на каждый удар.

Определите в музыкальных примерах тональность и вид лада перепишите мелодии поставив ключевые знаки

Вы обратили внимание, что некоторые тональности названы через диез, некоторые через бемоль, а некоторые и так и эдак? Этому есть теоретическое объяснение.

Во-первых, характеристикой звукоряда тональности служат так называемые знаки при ключе: количество диезов или бемолей, которые содержит звукоряд тональности. Под ключом тут понимается скрипичный ключ на нотном стане (которому в нашем курсе мы практически не уделим времени). Я попробую объяснить эту тему без привлечения нотной грамоты.

Итак, представим состав нескольких тональностей:

Как видите, в составе до-мажора нет никаких диезов и бемолей. В двух других тональностях диезы есть. Например, в ре-мажоре у нас есть два диеза: фа и до. А в ми-мажоре их аж четыре: фа, соль, до и ре. Вот качество и количество диезов или бемолей в составе звукоряда и понимают под знаками при ключе.

Теперь разберем, почему в одних тональностях бывают диезы, а в других — бемоли.
Дело в том, что диез или бемоль выражают как-бы состояние ноты. Например, си-бемоль — это состояние ноты си, а фа-диез — ноты фа. В рамках одного звукоряда у ноты может быть только одно состояние: либо со диезом/бемолем, либо без. Также в рамках одного звукоряда не может быть диезов и бемолей одновременно.

Сравним два звукоряда:

Обе тональности содержат одинаковый набор ступеней по их высоте, однако первая тональность прописана через диез, а вторая — через бемоль. Как вы думаете, какой вариант более правильный?

Практикум 1
Как вы думаете, какой вариант — правильный:

  1. Dbm
  2. Eb
  3. Оба варианта допустимы т.к. не содержат дубликатов состояний нот.

Трезвучия внутри мажорной гаммы

На пятой струне располагаются гамма и тоники трезвучий, а на четвертой — терцовые и квинтовые тона, к которым от тоник проходят пунктирные линии.

Это справедливо и для гаммы параллельной тональности — ля-минора. Как мы уже знаем, трезвучие и будет определять тип аккорда, который расположится на этой ступени:

По вертикали у нас — ступени, а по горизонтали — тип аккорда, который располагается на этой ступени. Рекомендую выучить эту схему и забить ее в пальцы.

В предыдущих уроках мы познакомились с уменьшенными трезвучиями, но не рассматривали уменьшенный аккорд . Он строится по ступеням уменьшенного трезвучия и обозначается как dim (от англ. diminished — уменьшенный):

Зная тональность песни, вы сразу увидите на грифе, какие лады прозвучат, а какие будут диссонировать; увидите гаммы; увидите сетку аккордов тональности. Зная это, вы будете чувствовать себя как рыбка в воде во время исполнения музыки.

Существует один сложный и минимум два простых способа быстро выяснить тональность песни.

Сложный способ: определить тональности песни на слух.
Умение определять звучащую ноту на слух — это ценный навык, который требует долгих часов подготовки. За неделю/месяц такому не научишься, а нам нужен быстрый результат. Поэтому целенаправленным развитием слуха мы заниматься не будем. Однако есть и приятная новость: ваш слух будет развиваться всегда, когда вы будете учить, закреплять и анализировать что-то новое.

Простой способ № 1 : определить тональность песни с помощью тоники.
Это самый простой способ. Вам будет нужно 'на ощупь' понять, какая нота является главной и вокруг которой пляшет все остальное. Нужно только услышать лад, а после этого вы сможете выстроить все самостоятельно.

Как определить тональность мелодии?

Бывает, придёт в голову мелодия и «колом её оттудова не выбьешь» – хочется играть и играть, а еще лучше записать, чтобы не забыть. Или на очередной репетиции группы разучиваешь новую песню товарища, судорожно подбирая аккорды на слух. В обоих случаях сталкиваешься с тем, что нужно понять, в какой тональности играть, петь или записывать.

О том, как определить тональность мелодии думает и школьник, разбирая нотный пример на уроке сольфеджио, и несчастный аккомпаниатор, которого попросили подыграть вокалисту, требующему продолжения концерта на два тона ниже.

Как определить тональность мелодии: путь решения

Если не углубляться в дебри музыкальной теории, то для определения тональности мелодии алгоритм таков:

  1. определяем тонику;
  2. определяем лад;
  3. тоника + лад = название тональности.

Тоника – самая устойчивая по звучанию ступень лада, своего рода главная опора. Если вы подбираете тональность на слух, то попробуйте найти звук, на котором можно закончить мелодию, поставить точку. Этот звук и будет тоникой.

Если только мелодия не представляет собой индийскую рагу или турецкий мугам, определить лад не так и сложно. «На слуху» у нас два основных лада – мажор и минор. Мажор имеет светлый, радостный оттенок, минор – оттенок тёмный, грустный. Обычно, даже немного натренированный слух позволяет быстро опознать лад. Для самопроверки можно проиграть трезвучие или гамму определяемой тональности и сравнить на гармоничность звучания с основной мелодией.

После того, как найдена тоника и лад, можно смело называть тональность. Так, тоника «фа» и лад «мажор» составляют тональность Фа мажор. Чтобы найти знаки при ключе, достаточно обратиться к таблице соотношения знаков и тональностей.

Как определить тональность мелодии в нотном тексте? Читаем ключевые знаки!

Если нужно определить тональность мелодии в нотном тексте – обратите внимание на знаки при ключе. Одинаковый набор знаков при ключе может быть только у двух тональностей. Это правило отражено в квартово-квинтовом круге и созданной на его основе таблице соотношения знаков и тональностей, которую мы вам уже показали немножко раньше. Если, к примеру, рядом с ключом нарисован «фа диез», то вариантов два – или Ми минор, или Соль мажор. Так что следующим шагом будет нахождение тоники. Как правило, ею является последняя нота в мелодии.

Некоторые нюансы при определении тоники:

1) мелодия может заканчиваться и на другом устойчивом звуке (III или V ступень). В этом случае из двух вариантов тональностей нужно выбрать ту, в тоническое трезвучие которой входит этот устойчивый звук;

2) возможна «модуляция» – это тот случай, когда мелодия началась в одной, а закончилась в другой тональности. Здесь нужно обратить внимание на новые, «случайные» знаки альтерации, появившиеся в мелодии – они будут служить подсказкой к ключевым знакам новой тональности. Также следует отметить и новую тонику-опору. Если это задание по сольфеджио, правильным ответом будет написать путь модуляции. Например, модуляция из Ре мажора в Си минор.

Есть и более сложные случаи, в которых вопрос о том, как определить тональность мелодии, остается открытым. Это политональные или атональные мелодии, но эта тема требует отдельного обсуждения.

Вместо заключения

Научиться определять тональность мелодии – несложно. Главное – тренировать слух (чтобы распознавать устойчивые звуки и наклонение лада) и память (чтобы каждый раз не заглядывать в таблицу тональностей). По поводу последнего почитайте статью – Как запомнить ключевые знаки в тональностях? Удачи!

Ключевые понятия и тестовые задания по теме «Элементарная теория музыки». Раздел: «Тональности, лад, интервалы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке "Ключевые понятия и тестовые задания по теме «Элементарная теория музыки». Раздел: «Тональности, лад, интервалы» даётся основной обзорный материал по разделам "Тональности, лад, интервалы». Принципиальные понятия и тестовые задания для контроля усвоения материала.

Просмотр содержимого документа
«Ключевые понятия и тестовые задания по теме «Элементарная теория музыки». Раздел: «Тональности, лад, интервалы».»

Ключевые понятия и тестовые задания по теме «Элементарная теория музыки». Раздел: «Тональности, лад, интервалы».

Тональность - это строй музыкального лада в конкретном участке звукового ряда.

Гамма- конкретный участок звукового рядя.

Гамма- изображение тональности на нотном стане в виде нот и знаков.

Тоника- первая нота(ступень) этого конкретного звукоряда.

Тональность – это лад, у которого есть определенная тоника

Название первой ноты звукоряда, даёт название тонике.

Если первая нота с которой начинается гамма «До», то и тональность будет называться «До мажор» или «До минор».

Тональности могут быть: мажорные и минорные.

Различия заключаются в тональном соотношении звукоряда гаммы.

Мажор строится так:

Минор строится так:

Пример гаммы «До мажор». Тоника «До».


Пример гаммы «Ля минор», тоника «Ля».

Можно увидеть, что расстояния между нотами в тональности(ступенями в гамме) основано на тонах и полутонах. Расстояние в музыке измеряется тонами.

Между звуками в тональности есть определённое расстояние.

Расстояние от одного звука до другого называется – Интервал!

В расстоянии между звуками(ступенями) гаммы есть интервалы : Большие секунды(тон) и малые секунды(полутон)

Лад — одно из главных понятий русской музыкальной науки, центральное понятие в учении о гармонии.

Чаще всего слово «лад» употребляют по отношению к двум тональным ладам — мажору и минору («мажорный лад», «минорный лад»).

Понятие лада основано на парных оппозициях «устой»/«неустой» и «тяготение»/«разрешение». Эти термины метафоричны и относятся не к музыке, а к её восприятию субъектом [16] . В качестве примеров ладового устоя (и неустоя) обычно называют один тон (звук) или созвучие (интервал, конкорд, аккорд),

Для понимания необходимо выделить: интервал и аккорд.

Важнейшим является интервал, так как на его основе строится аккорд.

Основу Лада дают мажорные и минорные аккорды, начало которых лежит в Больших и малых терциях(интервалах).

Интервалом называют расстояние между двумя звуками. Расстояние в музыке измеряется тонами.

Определите в музыкальных примерах тональность и вид лада перепишите мелодии поставив ключевые знаки

Лад – специфически музыкальное средство, не имеющее аналогов в других видах искусств. Лад обобщает интонационный материал той или иной эпохи и превращает его в стройную логическую форму.

Лад - понятие, применяемое в различных значениях. В эстетическом смысле лад есть приятная для слуха согласованность между тонами высотной системы (в этом значении термин «лад» совпадает с понятием «гармония»). Приведем различные определения лада в музыкально-теоретическом значении.

И. В. Способин: лад — «система звуковых связей, объединенная тоническим центром в виде одного звука или созвучия» (Лекции по курсу гармонии);

Ю. Н. Тюлин: лад — «система взаимоотношений ступеней звукоряда, определяемая главенством основного опорного тона (тоники) и зависимостью от него остальных ступеней» (Краткий теоретический курс гармонии);

Т. С. Бершадская: лад — «звуковысотная система соподчинения тонов, основанная на их логической дифференциации» (Лекции по гармонии);

Ю.Н.Холопов: лад — звуковысотная система «музыкально-логического соподчинения звуков и созвучий» (Гармония).

Древнеславянский корень «лад» говорит о слаженности звуков. Это слово есть в украинском, чешском, польском языках и имеет комплекс значений, близко родственный греческому слову αρμονία (гармония). В латинском языке «лад» выражается словами «modus», «modulatio», что означает умеренность, соблюдение меры.

Среди множества средств воздействия музыки есть такие, которые обладают мощным и психологически элементарным действием, — громкость, равномерная ритмическая пульсация, ускорение темпа, crescendo и sforzando, острота ритма, сонорная тембро-структура. В отличие от них лад – это специфически музыкальное средство, не имеющее аналогов в других видах искусств. Лад обобщает интонационный материал той или иной эпохи и превращает его в стройную логическую форму. Поэтому лад можно рассматривать как интонационный комплекс, связанный с мировоззрением своего времени, как лаконичную модель мира в представлении своей эпохи. Так, например, средневековые лады - это отражение сознания феодальной эпохи с ее замкнутостью, застылостью, иерархичностью, принципом авторитарности; тональные лады мажор и минор — выражение динамизма музыкального сознания европейского нового времени. Таким образом, лад отражает наиболее высокие явления духовной жизни общества и его эстетические ценности.

Все многообразие ладов, возникших за долгую историю человечества в разных уголках мира, современная теория музыки объединяет в два типа: модальные лады и тональные лады.

Модальные лады – более ранняя форма ладовой организации. Они составляют основу древнегреческой музыки, древних восточных, африканских, европейскимх культур, народной музыки всех стран, грегорианских мелодий, древнерусских роспевов, а также европейской полифонии. Новый импульс к развитию модальное мышление получило в музыке XX в. Модальные лады опираются на определенные ладовые звукоряды.

Тональные лады (мажор и минор) — те, которые опираются на тяготение к центральному созвучию.

Приведите примеры минорных и мажорных песен или подскажите совсем не шарящему, как и где можно узнать тональность?

Странное желание, неизбежно вызывающее встречный вопрос: зачем знать тональность человеку, "совсем не шарящему" - ведь немузыканту это знание абсолютно ничего не даёт.

Попытаюсь пояснить максимально упрощенно: тональность и лад (в до мажоре "до" - это тональность, "мажор" - это лад) - это система взаимоотношений звуков в музыкальной композиции вокруг одной главной ноты, которая называется тональным центром или тоникой. По законам построения композиции, для того, чтобы тема звучала законченной, мелодия обязательно должна заканчиваться тоникой. Т.е. если, последняя нота в мелодии - это "до", значит со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что песня прозвучала в тональности "до".

Мажор это или минор - музыкант определит просто на слух, для этого нужна небольшая практика. Если вы не знаете нот, но немного владеете музыкальным инструментом, достаточно подставить к нашей финальной ноте "до" мажорный или минорный аккорд. Тот который "совпадет", как раз и определит лад.

Но определение тональности ровным счетом ничего не даёт в практическом плане, потому что вокалисты обычно меняют тональность, подстраивая песню под свой вокальный диапазон.

Мне как-то пришлось сидеть на репетиции Демиса Руссоса с местным оркестром во время его последних гастролей в России. Выйдя к микрофону, маэстро обратился к дирижеру: "Что-то я сегодня не в голосе. Давайте сыграем на тон ниже". Дирижер взмахнул палочкой - и аккомпанимент зазвучал вместо ля-мажора, как было написано в нотах, в соль-мажоре. Через пару тактов Руссос снова остановил оркестр: "Давайте еще на полтона ниже". Кое-кто из оркестрантов с досадой крякнул: фа-диез-мажор - крайне неудобная для исполнения тональность. У некоторых инструментов, в частности, у духовых, полностью меняется аппликатура (расположение пальцев на клапанах). Однако профессиональный музыкант обязан уметь играть произведение в любой тональности. В истории с Руссосом оркестр с честью выдержал проверку "на вшивость". При этом некоторые оркестранты были недовольны (из тех, что всегда чем-то недовольны), но маэстро этого не заметил, потому что он не попросил ничего особенного - просто привык работать с профессионалами.

Если вы возьмете популярное произведение, которое входит в репертуар многих исполнителей, типа "Yesterday" или "Bessame Mucho", прогуглите и выберете из YouTube'а пару десятков версий - можете не сомневаться, что найдете варианты исполнения почти во всех возможных тональностях.

Что касается мажора и минора: считается, что мажор предназначен для бодрых, оптимистических тем, а минор - для лирических. Но это, опять-таки, очень условно. Достаточно сказать, что одно из самых трагических произведений в мировой музыке, Похоронный марш Шопена (в оригинале это вторая часть его фортепианной сонаты) и начало Первого фортепианного концерта Чайковского, который считается образцом светлой, жизнеутверждающей музыки, написаны в одной и той же тональности - си-бемоль-минор.

Если вы хотите хотя бы минимально разбираться в музыкальных структурах - даже если не играете на музыкальном инструменте, а только слушаете музыку, я посоветую вам замечательную книжку: "Элементарную теорию музыки" Вахромеева. Это простой и небольшой по объему учебник, по которому последние 100 лет учатся шести-семилетние детки, которые только приступают к занятиям в музыкальных школах. Очень доходчивым языком там поясняются базовые понятия, как устроена музыка. Книжку легко можно одолеть за 3-4 дня, ну, за неделю. Гарантирую, что вы быстро начнёте "шарить" в базовых вопросах, а среди друзей приобретете репутацию глубокого знатока музыки.

Конспект занятия по сольфеджио на тему: «Переменный лад» (3 год обучения)

Данный конспект может быть использован педагогами-музыкантами.

ВложениеРазмер
dekabr_publ.peremennyy_lad.docx 448.13 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Конспект занятия по сольфеджио на тему:

Автор: Чичканова Наталья Алексеевна,

педагог дополнительного образования

Цель: разучить с учащимся понятие переменного лада.

  1. Образовательная: разучить правило о переменном ладе, закрепить вокально-интонационные навыки в переменном ладе, провести слуховой анализ произведения.
  2. Развивающая: развивать чувство метроритма, музыкальный слух, мышление, память.
  3. Воспитательная: прививать познавательный интерес к музыке.

Методы: словесный, наглядно-слуховой, сравнения, музыкального обобщения.

Материально-техническое оснащение: фортепиано, нотная тетрадь, карандаш.

Педагог: Здравствуй! Я очень рада тебя видеть, и
сегодня мы с тобой отправимся в путешествие за новыми, музыкальными знаниями! Мы изучим новые музыкальные понятия, которые очень нам пригодятся. Сегодня мы познакомимся с таким понятием, как переменный лад. Но сначала давай распоёмся.

Учащийся распевается: распевка «Добрый день, добрый день!» по звукам мажорного трезвучия.

Педагог: А сейчас спой, пожалуйста, 3 вида гаммы ми минор. Какие это гаммы?

Учащийся: Натуральная, гармоническая и мелодическая.

Учащийся исполняет в каждом виде минора тоническое минорное трезвучие с обращениями, затем разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки.

Педагог: Домашним заданием было разучить наизусть номер и сольфеджировать его с тактированием. Исполни, пожалуйста № 276 из сборника «Сольфеджио» (одноголосие) Б.Калмыкова,Г.Фридкина.

Учащийся исполняет, педагог оценивает правильность исполнения.

Педагог: А теперь послушай и повтори правило про переменный лад.

Переменный лад – это лад, в котором 2 тоники: мажорная и минорная. Произведение может начаться в мажоре, а закончиться в параллельном миноре и наоборот. Например, № 320 (I ч. «Сольфеджио» Г.Фридкина) молдавская народная песня «Марица» начинается в тональности Ми-бемоль мажор, а заканчивается в тональности до минор.

Учащийся проговаривает вслух правило.

Педагог: Перепиши в нотную тетрадь № 320 и проанализируй тональности.

Учащийся выполняет задание.

Педагог: А сейчас проиграй на фортепиано Т5/3, Т6, Т6/4 в тональностях Ми-бемоль мажор и до минор.

Учащийся играет на фортепиано.

Педагог: Теперь почитай с листа следующий музыкальный номер.

Учащийся читает с листа №316(переменный лад).

Педагог: Простучи ритм № 319 (I ч.)

Педагог: Мы не должны забывать о важности интервалов, поэтому сейчас ты должен определить их на слух.

Педагог проигрывает на фортепиано следующую последовательность: м.6 – б.2 – ч.4 – м.3 – м.2 – ч.5 – б.6 – ч.8 – б.3.Учащийся называет интервалы.

Педагог: А сейчас давай проанализируем на слух следующее музыкальное произведение А.Хачатуряна «Андантино».

Учащийся определяет лад, размер, динамические оттенки, ритмические особенности.

1.Сольфеджио / Сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин. – Ч. 1 : Одноголосие. - М.: «Музыка», 1980.

2.Сольфеджио / Сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин. – Ч. 2 : Двухголосие. – М.: «Музыка», 2006.

Теория музыки. Лад, тональность и интервалы

Теория музыки. Лад, тональность и интервалы

Мы продолжаем наш цикл статей по теории музыки, и сегодня речь пойдет о том, что такое лад, тональность и интервалы в музыке.

В прошлой статье мы с вами изучили нотное письмо и увидели, как в целом выглядит музыка в письменном виде, и какая нота за какой звук отвечает. Чтобы вам было проще вовлечься в данный урок, давайте вспомним с вами то, как выглядит звукоряд:

до мажор

Ступени гаммы от первой и до седьмой нумеруются римскими цифрами.

Каждая ступень лада имеет свое название:

Вы наверняка понимаете, что ноты в музыке находятся в определенном соотношении между собой. Поэтому нельзя просто ударить по струнам гитары или обвалиться на клавиши фортепиано, чтобы получилась ласкающая слух мелодия. И прежде всего это самое соотношение выражается в том, что в музыке существуют звуки, которые будто бы выделяются из общей массы нот. Такие звуки называются устойчивыми и зачастую завершают мелодию.

Кажется, что чего-то не хватает, правда? Хочется закончить мелодию.

Итак, мы с вами поняли, что существует определенная закономерность, по которой строится музыка. И эта закономерность называется ладом. Лад всегда лежит в основе любой музыкальной композиции и именно он организовывает все звуки в музыке, придает мелодии характер.

Чтобы продолжить наш рассказ о ладах, нам нужно немного отвлечься и рассказать вам об интервалах.

Мелодические интервалы могут быть как восходящими (то есть читаются снизу вверх), так и нисходящими (то есть наоборот). Гармонические же интервалы читаются только снизу вверх.

Интервалы, которые образуются в пределах одной октавы, называются простыми. И всего их восемь:

  1. Прима
  2. Секунда
  3. Терция
  4. Кварта
  5. Квинта
  6. Секста
  7. Септима
  8. Октава

Но все простые интервалы также делятся. Мы же помним о том, что расстояние между соседними ступенями может равняться тону или полутону. Отсюда следует, что некоторые интервалы могут быть двух видов:

Консонирующие интервалы:

1. Весьма совершенный консонанс:

  • Чистая прима
  • Чистая октава

2. Совершенный консонанс:

  • Чистая кварта
  • Чистая квинта

3. Несовершенный консонанс:

  • Малая терция
  • Большая терция
  • Малая секста
  • Большая секста

К диссонирующим интервалам относятся все остальные.

Теперь вернемся к ладам. Лады бывают разными, но мы с вами разберем самые основные: мажорный и минорный.

В мажорном ладу интервалы между ступенями располагаются таким образом: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

В минорном ладу интервалы располагаются так: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

Тональность обозначается ключевыми знаками альтерации, которые имеют строгое правило своего появления на нотном стане. Диезы пишутся в таком порядке: Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си.

Бемоли же располагаются в обратном порядке: Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа.

Читайте также: