От чего подходит поршень на иж пс

Обновлено: 02.07.2024

РЕМОНТ «ИЖ ПЛАНЕТА СПОРТ»

Эти оранжевые мотоциклы, появившиеся в нашей стране в начале 70-х годов, поражали воображение советского обывателя буквально всем: яркой окраской, единственным глушителем от 340-кубового цилиндра, открытой цепью заднего колеса. но больше всего — фантастической дли отечественного мотоцикла мощностью двигателя (32 лошадиные силы); на грани фантастики воспринималась и система раздельной смазки.

Прошли годы. Рожденная волюнтаризмом машина как-то незаметно исчезла из производственной программы ИЖмаша. Сегодня уже редко можно встретить на дороге «Планету-Спорт». Сидя на этом мотоцикле, легко отрываешься от транспортного потока на светофоре и все чаще ловишь удивленные взгляды Других участников движения. И уже не понять: то ли никогда не видели, то ли удивляются. что еще жив.

Ремонт мотоциклов «ИЖ-Планета-Спорт» сейчас представляет серьезную проблему. Ведь ресурс их моторов составлял 30 тыс. километров, и ныне большинство машин эту отметку перевалило. Вдобавок ко всему практически полностью отсутствует информация о взаимозаменяемости отдельных узлов и элементов мотоциклов, что в условиях дефицита запасных частей превращает изумительнейшую машину в бесполезный хлам.

В этой статье вы не найдете досконального описания ремонта того или иного элемента мотоцикла. Речь пойдет о деталях, взаимозаменяемых с другими ижевскими мотоциклами, а также о других возможных заменах. Уже на стадии технического обслуживания мотоцикла перед владельцем «ПС» встают два вопроса: где взять воздушный фильтр и как продлить жизнь цепи. С воздушным фильтром выходов два.

Можно поставить аналогичный по размерам фильтрующий элемент от масляного фильтра автомобильного или тракторного двигателя. Второй способ решить проблему — изготовить фильтрующий элемент самостоятельно. Для этого обычно используют длинные бумажные масляные фильтры с наружным диаметром, равным наружному диаметру «родного» фильтра. Для приклеивания нового «донышка» хорошо подходит эпоксидная смола. Практика показывает вполне приличную работоспособность таких фильтров.

В качестве фильтрующего материала может применяться и поролон. Здесь важно следить, чтобы поролон был «бензомаслостоек». Фильтрующий элемент в этом случае будет многоразовым. Что же касается цепи, то в ней используется твердая смазка — графит. Поэтому после завершения сезона цепь необходимо проварить. У графитной смазки должна быть, возможно, менее стабильная основа — жировая, а еще лучше синтетический солидол.

Перед началом следующего сезона с цепи необходимо тщательно удалить все остатки смазки, чтобы на нее не налипал песок. Такой подход позволит продлить жизнь не только цепи и ведущей «звездочки», но и, что важнее, ведомой звездочки (а ее заменить нечем). Теперь обратимся к силовому агрегату, обычно именуемому просто двигателем. В нем все подшипники унифицированы, за исключением подшипника верхней головки шатуна — он оригинален.

Иными словами, любой вышедший из строя подшипник «Планеты-Спорт» может быть заменен аналогичным от «Планеты». Кроме того, подшипники коренных шеек коленчатого вала — 2505К в случае острой необходимости могут быть заменены 205-ми, но при этом следует помнить, что эта замена ухудшит условия работы коленвала, подшипник 205 имеет меньшую грузоподъемность и долговечность, подшипник 205 на 3 мм уже 2505-го. У коленчатого вала самым слабым местом оказывается подшипник нижней головки шатуна.

Он, так же как и остальные подшипники, одинаков для всего «планетного» ряда. А потому народные умельцы покупают «планетов-ский» коленвал и переставляют палец кривошипа. Работа тонкая, квалифицированная, да еще требующая прекрасного станочного парка. Впрочем, отсутствие на рынке ремонтных валов обусловлено отнюдь не сложностью ремонта. В Москве есть предприятия, способные выполнять эти работы, да вдобавок не прибегать к столь варварскому способу «добычи» запасных частей. Вот только ремонтный коленвал значительно дороже нового «планетовского», и где набрать такую партию коленвалов для ремонта, чтобы стоимость ремонтного коленвала укладывалась хотя бы рублей в 200?

Возможно, этот вопрос удастся решить благодаря журналу? Немного хуже обстоят дела с цилиндро-поршневой группой: легче всего с поршневыми кольцами. Они появлялись в продаже еще совсем недавно. С другой стороны, автомобили «Запорожец», «Жигули», «Москвич-1360» имеют цилиндры диаметром 76 мм, а потому можно прошлифовать автомобильные кольца до толщины 2 мм, а затем — доработать по месту напильником.

С цилиндрами тоже вроде бы терпимо: для них заводом предусмотрено 2 ремонтных размера; расточку цилиндров можно сделать едва ли не на любой автобазе. Вот только растачивают цилиндры по ремонтному поршню. А его достать — дело гиблое. И не только для простых мотоциклистов, но и для мотокрос-сменов, до последнего времени получавших ижевские кроссовые мотоциклы с двигателями «Планеты-Спорт».

Впрочем с поршнями ситуация аналогична ситуации с коленчатыми валами. Чтобы закончить разговор о двигателях, замечу, что некоторые умельцы растачивают цилиндры под поршень от кроссового «ЧеЗета» диаметром 82 мм. Работа сложная, тонкая. Толщина гильзы после расточки останется запредельно малая. Кроме того, заметно снизится высота продувочных окон, а другое расстояние от оси поршневого пальца до днища поршня потребует подрезки цилиндра.

Теперь несколько слов 0 трансмиссии. Моторная передача на «ПС» зубчатая, что исключает возможность использования элементов других ижевских мотоциклов (кроме кроссового «ИЖ К-15», оснащенного двигателем «ПС»). Корзина сцепления на «ПС» по той же причине невзаимозаменяемая с корзинами сцепления других ижевских мотоциклов. Зато наиболее часто выходящие из строя детали сцепления — ведомые и ведущие диски, пружины, фасонные гайки — полностью взаимозаменяемы. Нажимной диск может иметь два исполнения: с узлом регулировки или без него.

В первом случае МОТОЦИКЛ становится более динамичным, а во втором улучшается экономичность. В колесах «ИЖ-ПС» установлены те же подшипники, что и у всех «ИЖей» — 302-е. Сальник переднего колеса — также обычный колесный «ижевский». То же можно сказать и про подшипник «звездочки» заднего колеса. Несколько необычно на «Планете-Спорт» крепление задней вилки к раме.

Вместо привычных сайлент-блоков или втулок используются шарикоподшипники 201. Эта конструкция зарекомендовала себя в высшей степени надежной, поэтому, хотя на других «ижах» эти подшипники и не применяются, проблем здесь, как правило, не возникает. Что касается передней вилки, то все детали перьев (кроме несущих труб) взаимозаменяемы с деталями мотоцикла «Тула» ТМЗ-5.952.

Тюнинг и ремонт мотоцикла ИЖ Планета Спорт

К сожалению, жизнь этих "Планет" оказалась скоротечной - их выпуск прекратили в 1985 году. Однако и сейчас "Псовый" мотор - придел мечтаний эндуростроителя. Найти его несложно, другое дело - грамотно затюнинговать.

Двигатель Иж Планета Спорт

Тот, кто поездил на дорожном "Псе" и прочувствовал его взрывной характер, со временем все равно захочет его форсировать. Мощи-то ему хватает, но от увеличения ресурса мотора еще никто не отказывался. По этому чтобы ремонт двигателя Иж Планета Спорт не стал постоянным явлением, необходимо все делать грамотно.

Полировка щек коленвала и придание телу шатуна обтекаемой формы (рис. 1) - это, скажем так, правило хорошего тона. Однако от подобной доработки многого ждать не приходится - это вам не уменьшение объема кривошипной камеры, когда мощность может возрасти на 20-30%. Тогда ее пик сместится в область высоких оборотов, то есть взрывная динамика гарантирована.

Погодите радоваться: чтобы выполнить задуманное, придется выточить из стали ЗОХМА или ЗОХГСА новые щеки (рис. 2) с внешним диаметром 133 мм. Уменьшите также балансировочную выборку под нижнюю головку шатуна до 54,5 мм. Компенсируйте дисбаланс отверстием диаметром 28 х 20 мм снизу щеки на расстоянии 38,5 мм от центра, "прикрыв" его крышкой из дюраля.

Чтобы мотор "укрутился", коленвал Иж Планета Спорт облегчают за счет выфрезеровок с лицевой стороны щек (поз. 20). Каждая из них "худеет" примерно на 300 г. Отверстия также закройте дюралевыми крышками, зачеканьте их и заполируйте "заподлицо" к поверхности щек. "Перелицованный" вал отбалансируйте: эта процедура хорошо известна опытным механикам из мастерских.

Такие переделки делают мотор Иж Планета Спорт крайне резвым, что хорошо для кроссовых покатушек. Но он теряет плавность хода и тяговитость, и не всем это по нраву. Есть еще один вариант того как можно произвести тюнинг Иж Планета Спорт - оставьте щеки коленвала в покое и принимайтесь за коренные подшипники. Это известная "слабина" мотора. Из-за нарушения центровки вала также быстро изнашивается и поршневая. А поршень Иж Планета Спорт это достаточно дефицитный компонент в этом двигателе, и желательно что бы они ходили как можно дольше!

Почему подшипники коленвала быстро "кончаются"? Серийные внутренние "ролики" 2505К чаще всего бывают низкого качества: с увеличенными зазорами или с пластиковым сепаратором они тут же рассыпаются. (Вообще на отечественные мотоциклы и на Иж Планета Спорт 350 запчасти хорошего качества найти очень проблематично) Но не в том беда. Эти подшипники смазываются смесью (с каплями масла) из кривошипной камеры. Залетевшие туда частички нагара и смолистые отложения со временем забьют смазочные каналы, и тогда подшипники "разрушатся". Вот если бы они смазывались маслом из коробки передач, как левый внешний подшипник!

Для левой стороны это организовать несложно - достаточно попутно заменить ненадежный 2505К на два сошлифованных до толщины 9 мм шарикоподшипника 6205 (поз. 4 рис. 3): сначала установите их в картер, затем нагрейте до 80-100 °С и вставьте коленвал. Для смазки этих подшипников в картере прорежьте канавку глубиной и шириной 1 мм на расстоянии 17 мм от стопорного кольца штатного наружного подшипника (поз. 3). Для герметизации кривошипной камеры с левой стороны используйте доработанный сальник от "Явы-638" (поз. 6). Под сальник придется выточить отполированное снаружи кольцо на коленвал (поз. 1) из стали 45 (НRс 35-40).

С правой стороны организовать "правильную" смазку сложнее - места там мало, а подшипник надо герметизировать с двух сторон. Выход: со стороны кривошипной камеры установите тот же "явский" сальник (с втулкой), что и слева. Запрессуйте в картер сошлифованный до толщины 10 мм роликовый подшипник 42205, а затем установите штатную крышку с сальником от "Иж-Ю сб. 1-19" (поз. 10). Заглушите маслоподводящие каналы из кривошипной камеры, а для смазки подшипника из коробки передач разместите две пластиковые трубки диаметром 4-5 мм (поз. 7). После подобной переделки ресурс мотора возрастает примерно вдвое. Конечно, здесь описаны далеко не все варианты тюнинга Иж Планета Спорт. Но и в таком виде "Пес" еще как сможет "тряхнуть стариной".

Рис. 1:Доработка шатуна.

Рис. 2:Облегченные щеки коленвала: 1 - щека; 2 - дюралевая заглушка; 3 - отверстие шатунного пальца. У штатных щек L=52 мм, самодельных L=40,5 мм.

Рис. 3:Модернизированная система смазки коренных подшипников: 1 - кольцо 30х25х11; 2 - стопорное кольцо; 3 - шарикоподшипник 304; 4 - доработанный шарикоподшипник 6205; 5 - коленвал; 6 - сальник от "Явы-638" 30 х 52 х 8; 7 - маслоподводящая трубка; 8 - штуцер; 9 - доработанный роликоподшипник 42205; 10 - сальник "Иж-Ю сб. 1-19"; 11 - кольцо 30х25х8.
Помните чем сильнее тюнинг двигателя, чем больше вы его форсируете, тем сильнее будет его износ, а следовательно чаще будете делать на своем Иж Планета Спорт ремонт!

Карбюратор Иж Планета Спорт

Помимо доработки коленвала, есть и другие проблемы с мотором "Иж-ПС".
Карбюратор совсем необязательно ставить "родной"!
Карбюратор Иж Планета Спорт, в стоке - это "Микуни" или "К-62Д". Спектр возможных замен очень широк. Если не пугает "прожорливость" мотора, поищите карбюраторы от "ЧЗ-250", "500" - они практически вечные, имеют два независимых поплавка (подспорье при движении по пересеченке) и отлично "стимулируют" двигатель. Одна беда - новых приборов не найти, а от былых времен остался лишь металлолом, впрочем, и его при желании можно реанимировать. Если же ваш эндуро, как вы считаете, не нуждается в большей мощности, есть смысл использовать карбюратор от "Явы-638".

Зажигание ИЖ Планета Спорт

Зажигание в заводском исполнении совсем ненадежно. Буквально все кроссовики ставили "Мотоплат" с "ЧЗ", но этот вариант страдает изъяном - на мотоцикле не будет света. Многодневщики раньше хитрили: свет делали чисто "формальным" - от аккумулятора. Для "серьезных" эндуро прибегнуть к подобному трюку - себе дороже.

На "Иж-М15" конца 80-х уже стояла бесконтактная электроника. От обычной она отличалась датчиком, так как у "ПС" из-за шестеренки моторной передачи вращение коленвала происходит в обратную сторону. КЭТы - не идеальный вариант из-за отсутствия заливки деталей и сильной вибрации мотора. Наш совет: используйте современные мопедные или "совиные" генераторы с БКС. Если же вы хотите повысить мощность за счет увеличения оборотов (выше 6000), спаяйте сами другой электронный коммутатор или обратитесь за помощью к специалисту.

От чего подходит поршень на иж пс



Впервые в СССР была применена система раздельной смазки двигателя собственной разработки (ИЖ-МАМИ), хотя первые 500 мотоциклов с раздельной смазкой были выпущены в 1974 году, эту партию реализовали только в 1975 году. Раздельную смазку устанавливали вплоть до конца выпуска «Иж ПС», с 1976 года двигатель с раздельной смазкой можно было отличить по дополнительной букве «М» в номере. Единственное, что после 1980 года их общее количество снизилось и основная масса поставлялась на экспорт. Двигатель рабочим объёмом 350 см³ (диаметр поршня — 76 мм, ход — 75 мм), оснащался японским карбюратором MIKUNI что позволяло ему развивать 32 л. с. при 6 700 об/мин. Таким образом, «одиночка» с сухой массой 135 кг обладала удельной мощностью 237 л. с./т (безумно популярная в СССР Jawa-350/634 обладала удельной мощностью 141 л. с./т). Благодаря этому мотоцикл обладал высокими динамическими качествами: время разгона до 100 км/ч не превышало 11 секунд. Двигатель был закреплён в раме с помощью резиновых подушек — техническое новшество того периода. Первые годы мотоциклы оснащались японским электрооборудованием и оптикой западно-германской фирмы «Hella», благодаря чему впервые на советском мотоцикле были выполнены требования ЕЭК ООН по светотехнике. Переднее колесо отличалось размером 3,0 × 19.


1 - муфта, 2 - маслонасос, 3 - левая крышка картера, 4 - пробка слива масла из емкости, 5 - клапан-датчик, 6 - смотровое окно, 7 - дозатор. 8 - масляная емкость, 9 - обратный клапан, 10 - рычаг управления, 11 - электропровод, 12 - сигнальная лампа, 13 - трос дозатора, 14 - карбюратор, 15 - трос дросселя карбюратора, 16 - распределительная муфта, 17 - трос газа, 18 - рукоядка дросселя карбюратора, 19 - форсунка, 20 - впускной патрубок, 21, 24 - маслопровод, 22 - пробка, 23 - фильтр

Более поздние выпуски «Планеты Спорт» оснащались отечественным карбюратором К-62М, из-за чего максимальная мощность снизилась до 28 л. с.

Отсутствие раздельной смазки привело к снижению мощности с 32 лс до 28 лс и не надо Пи. Ть

Дело в занижении мощности с 32 лс до 28 лс связано с отменой раздельной смазки и смешиванию бензина с маслом в бензобаке мотоцикла 1 к 25.

Это привело к снижению октанового числа бензина. Содержание масла в бензине 1 к 25 на 1 литр бензина приходится 0.04 литра масла. То есть 4% и снижение мощности 4 лс.

Раздельная смазка обеспечивала сохранение октанового числа неизменной величиной. Масло подавалось в карбюратор в патрубок на входе в цилиндр,не смешиваясь с потоком воздуха,как бензин через жиклёры.

Масло гуще смазывало кривошипно шатунные механизмы и подшипники. Поршень с кольцами от брызг масла на коленвале и не попадало в камеру сгорания цилиндра двигателя создавая нагар на свечи зажигания.

Карбюратор работал с чистым бензином создавая качественную смесь с воздухом и октановым числом, что сказалось на мощности двигателя при объёме 350 см3

Последствия смешивания бензина и моторного масла
Многие замечают, что при переливании моторной жидкости в бензин происходит падение скорости разгона транспорта. Обороты двигателя набираются значительно медленнее, чем при использовании чистого бензина. Также двигатель начинает заметнее коптить, выпуская из глушителя темный дым. Совет, который дают специалисты в таких случаях, – это точное соблюдение пропорций масло и бензила при разбавлении.

Раздельная смазка обеспечивает смазку двигателя маслом капельным способом, а питание двигателя бензином воздушно капельным способом.

Рекомендуется в маслобачок лить полусинтетику 2Т, так как это масло работает в широких интервалах температур и не густеет на холоде.

Эффект от применения такой смазки немалый. Так, масло (в виде капли, а не в пылеобразном виде) попадает непосредственно в картер, где разбрызгивается, смазывая при этом коренные подшипники (а у двухтактных двигателей они бывают сухие!), кривошип, цилиндр, поршень и поршневой палец. Излишки масла частично сгорают, а частью попадают в выхлопной патрубок. Нагара на поршне и головке цилиндра практически не образуется, и как следствие в моторе не бывает детонаций.

Иж Планета Спорт - тюнинг двигателя

Иж Планета Спорт - тюнинг двигателя

Самым "продвинутым" отечественным мотором для эндуро был и остается двигатель "Иж-Планеты Спорт 350". С 1974 года в Ижевске параллельно с дорожными мотоциклами производились модели для кросса и "многодневок" ("Иж-К15" и "Иж-М15") для участников чемпионатов СССР. К сожалению, жизнь этих "Планет" оказалась скоротечной - их выпуск прекратили в 1985 году. Однако и сейчас "псовый" мотор - придел мечтаний эндуростроителя. Найти его несложно, другое дело - грамотно затюнинговать.

Тот, кто поездил на дорожном "псе" и прочувствовал его взрывной характер, со временем все равно захочет его форсировать. Мощи-то ему хватает, но от увеличения ресурса мотора еще никто не отказывался.
Полировка щек коленвала и придание телу шатуна обтекаемой формы (рис. 1) - это, скажем так, правило хорошего тона. Однако от подобной доработки многого ждать не приходится - это вам не уменьшение объема кривошипной камеры, когда мощность может возрасти на 20-30%. Тогда ее пик сместится в область высоких оборотов, то есть взрывная динамика гарантирована.
Погодите радоваться: чтобы выполнить задуманное, придется выточить из стали ЗОХМА или ЗОХГСА новые щеки (рис. 2) с внешним диаметром 133 мм. Уменьшите также балансировочную выборку под нижнюю головку шатуна до 54,5 мм. Компенсируйте дисбаланс отверстием диаметром 28 х 20 мм снизу щеки на расстоянии 38,5 мм от центра, "прикрыв" его крышкой из дюраля.
Чтобы мотор "укрутился", коленвал облегчают за счет выфрезеровок с лицевой стороны щек (поз. 20). Каждая из них "худеет" примерно на 300 г. Отверстия также закройте дюралевыми крышками, зачеканьте их и заполируйте "заподлицо" к поверхности щек. "Перелицованный" вал отбалансируйте: эта процедура хорошо известна опытным механикам из мастерских.
Такие переделки делают мотор крайне резвым, что хорошо для кроссовых покатушек. Но он теряет плавность хода и тяговитость, и не всем это по нраву. Испробуйте другой вариант тюнинга - оставьте щеки коленвала в покое и принимайтесь за коренные подшипники. Это известная "слабина" мотора. Из-за нарушения центровки вала также быстро изнашивается и поршневая.
Почему подшипники коленвала быстро "кончаются"? Серийные внутренние "ролики" 2505К чаще всего бывают низкого качества: с увеличенными зазорами или с пластиковым сепаратором они тут же рассыпаются. Но не в том беда. Эти подшипники смазываются смесью (с каплями масла) из кри-вошипной камеры. Залетевшие туда частички нагара и смолистые отложения со временем забьют смазочные каналы, и тогда подшипники "крякнут". Вот если бы они смазывались маслом из коробки передач, как левый внешний подшипник.
Для левой стороны это организовать несложно - достаточно попутно заменить ненадежный 2505К на два сошлифованных до толщины 9 мм шарикоподшипника 6205 (поз. 4 рис. 3): сначала установите их в картер, затем нагрейте до 80-100 °С и вставьте коленвал. Для смазки этих подшипников в картере прорежьте канавку глубиной и шириной 1 мм на расстоянии 17 мм от стопорного кольца штатного наружного подшипника (поз. 3). Для герметизации кривошипной камеры с левой стороны используйте доработанный сальник от "Явы-638" (поз. 6). Под сальник придется выточить отполированное снаружи кольцо на коленвал (поз. 1) из стали 45 (НRс 35-40).
С правой стороны организовать "правильную" смазку сложнее - места там мало, а подшипник надо герметизировать с двух сторон. Выход: со стороны кривошипной камеры установите тот же "явский" сальник (с втулкой), что и слева. Запрессуйте в картер сошлифованный до толщины 10 мм роликовый подшипник 42205, а затем установите штатную крышку с сальником от "Иж-Ю сб. 1-19" (поз. 10). Заглушите маслоподводящие каналы из кривошипной камеры, а для смазки подшипника из коробки передач разместите две пластиковые трубки диаметром 4-5 мм (поз. 7). После подобной переделки ресурс мотора возрастает примерно вдвое. Конечно, здесь описаны далеко не все варианты тюнинга, применимые к моторам "Иж-ПС". Но и в таком виде "пес" еще как сможет "трях-нуть стариной".

Иж Планета Спорт - тюнинг двигателя

Рис. 1:Доработка шатуна.

Иж Планета Спорт - тюнинг двигателя

Рис. 3:Модернизированная система смазки коренных подшипников: 1 - кольцо 30х25х11; 2 - стопорное кольцо; 3 - шарикоподшипник 304; 4 - доработанный шарикоподшипник 6205; 5 - коленвал; 6 - сальник от "Явы-638" 30 х 52 х 8; 7 - маслоподводящая трубка; 8 - штуцер; 9 - доработанный роликоподшипник 42205; 10 - сальник "Иж-Ю сб. 1-19"; 11 - кольцо 30х25х8.

Помимо доработки коленвала, есть и другие проблемы с мотором "Иж-ПС".
Карбюратор совсем необязательно ставить "родной" - "Микуни" или "К-62Д". Спектр возможных замен очень широк. Если не пугает "прожорливость" мотора, поищите карбюраторы от "ЧЗ-250", "500" - они практически вечные, имеют два независимых поплавка (подспорье при движении по пересеченке) и отлично "стимулируют" двигатель. Одна беда - новых приборов не найти, а от былых времен остался лишь металлолом, впрочем, и его при желании можно реанимировать. Если же ваш эндуро, как вы считаете, не нуждается в большей мощности, есть смысл использовать карбюратор от "Явы-638".
Зажигание в заводском исполнении совсем ненадежно. Буквально все кроссовики ставили "Мотоплат" с "ЧЗ", но этот вариант страдает изъяном - на мотоцикле не будет света. Многодневщики раньше хитрили: свет делали чисто "формальным" - от батареек. Для "серьезных" эндуро прибегнуть к подобному трюку - себе дороже.
На "Иж-М15" конца 80-х уже стояла бесконтактная электроника. От обычной она отличалась датчиком, так как у "ПС" из-за шестеренкой моторной передачи вращение коленвала происходит в обратную сторону. КЭТы - не идеальный вариант из-за отсутствия заливки деталей и сильной вибрации мотора. Наш совет: используйте современные мопедные или "совиные" генераторы с БКС. Если же вы хотите повысить мощность за счет увеличения оборотов (выше 6000), спаяйте сами другой электронный коммутатор или обратитесь за помощью к специалисту.
Сцепление на "псах" откровенно слабое. Вариантов переделок этого узла - масса (вплоть до установки "сухого" сцепления от "Ч3-500").
Коробка передач в целом достаточно крепкая, если при переключениях выжимать сцепление и держать уровень масла выше рекомендованного. Вообще, возможность замены на штатную коробку "планетовских" дорожников позволяет не беспокоиться о поломках. "Гурманам" с большими возможностями можно посоветовать внедрить целиком узел от "ЧЗ-500". Однако потребуется переварить картер.

Попытка воскресить ИЖ планету Спорт [ИЖ-ПС 2 или R21]

У каждого производителя мотоциклов обязательно найдется модель которая заявила о себе громче всего, ИЖ не исключение, такой мотоцикл есть и у них. Неординарный, интересный мотоцикл ИЖ Планета Спорт, который выпускали чуть более 10 лет, а именно с 1973 по 1984, он успел перетерпеть довольно богатую историю модификаций, изменений, обрести большую аудиторию как поклонников так и наоборот тех кому он не полюбился, но это уже отдельная история. Но однажды ИЖмаш пытался "воскресить" эту модель, но уже в новом свете, что в итоге повлекло за собой появление ИЖ Планеты Спорт-2, которая так же носила название ИЖ R-21, на этот мотоцикл мы сегодня и взглянем.

В этот раз ИЖмаш пошел интересным, но оригинальным путем, в следствии которого была разработана "своя" рама для нового мотоцикла, которая должна была в будущем быть скрещена с импортным двигателем. В каком-то смысле, эта идея является верным путем для такого предприятия, так как подобная практика известна у более именитых производителей. Этот мотоцикл должен был получиться конкурентоспособным и произвести фурор как и первое поколение ИЖ Планеты Спорт, а это должно было порадовать потенциальных покупателей.

Тут уже проявилась знакомая идея применения зарубежных компонентов на мотоцикле R21 таких как: двигатель от Rotax, который кстати устанавливался на Aprilira Pegaso и BMW F650, оба мотоцикла были туристическими эндуро, двигатель был "низовой". Но возможно ИЖмаш придерживался концепции-построить одноцилиндровый ПС, как это было и у первого поколения. Тормоза Nissin, вилка Kayaba, задняя подвеска Reiger. Новая приборная ЖК-панель , как современных мотоциклов.

Отмечают довольно удачную конструкцию рамы, которая защищает практически все важные узлы, кроме радиатора, который был кстати отечественного производства. Нетипичный трубчатый маятник. Внешний вид был во многом похож на Японских собратьев.

Очередной не рожденный проект, которому возможно и получилось бы завоевать армию поклонников. Спасибо за внимание друзья! Подписывайтесь на канал, оценивайте и статью и заходите снова!

А так же могу порекомендовать к прочтению несколько интересных статей:

Легендарная Иж Планета Спорт: её история, технические характеристики

мотоцикл иж планета спорт

Появление в 1974 году на отечественном рынке мотоцикла Иж Планета Спорт стало сенсацией. Поклонники мототехники получили возможность приобрести советский мотоцикл, по своим характеристикам сравнимый с импортными машинами такого класса. В тот период его вполне можно было поставить в один ряд с такими моделями, как Yamaha 350 R5 или Kawasaki A1 Samurai.

Высокие технические характеристики Иж Планета Спорт 350 позволяли ему успешно конкурировать с продукцией чешских специалистов по производству мотоциклов, различными модификациями Jawa и CZ. Но отечественная промышленность оказалась плохо подготовлена к выпуску продукции, требующей высокой технологической культуры.

Несмотря на все усилия коллектива Ижевского мотоциклетного завода, их детище сохранило немало детских болезней, и в 1984 году было снято с конвейера под предлогом низкой рентабельности.

История Иж Планета Спорт – наглядный пример того, что создание любой технически сложной продукции неразрывно связано с технологическими возможностями промышленности и уровнем подготовки производственного персонала. Но, несмотря на ряд имевшихся конструктивных недостатков, выпущенная в количестве 215210 штук модель оставила глубокий след в сердцах любителей промчаться по хорошему асфальту на двух колёсах.

Технические характеристики Иж Планета Спорт

планета спорт

Для 1974 года мотоцикл выглядел очень современно. Покрашенный в яркий оранжевый цвет, ставший фирменным для машин этого семейства, он выделялся в потоке и был предметом зависти многих советских граждан, имевших водительские права категории «А». Но дело было не только в красивой стилистике. Под стать дизайну были и заявленные для Иж Планета Спорт технические характеристики. В 1974 году они выглядели следующим образом:

Говоря об истории создания байка, нельзя не отметить, что главный конструктор проекта, Василий Иванович Панов, разрабатывая новый Иж Спорт 350, использовал технические решения, хорошо зарекомендовавшие себя на создаваемых вместе со специалистами МАМИ спортивных мотоциклах:

  • Двигатель с раздельной системой смазки, благодаря которой узлы силового агрегата выдерживали высокие нагрузки, а расход топлива в экономичном режиме сократился до 4,5 литра на 100 км.
  • Раму закрытого типа из трубчатого профиля, прошедшую термообработку после наложения сварных швов.
  • Амортизирующие резиновые подушки, на которых силовой агрегат крепился к раме. Благодаря этому снижались вибрации и повышался эксплуатационный комфорт.
  • Подвеску современной конструкции. На переднем колесе – телескопическая вилка. Подвеска заднего колеса – маятникового типа.

Полученные на Иж Планета Спорт 350 технические характеристики достигались, не в последнюю очередь, благодаря тщательной подгонке деталей. Из-за отсутствия необходимых технологий эту подгонку подчас приходилось выполнять вручную.

Особенности конструкции и производства

мото иж

Отечественная промышленность не способна была обеспечить производителя комплектующими необходимого качества, а их поставки из-за рубежа шли с большим скрипом. Для нескольких партий машин ранних годов выпуска удалось пробить закупку компонентов иностранного производства. Счастливчики, приобретшие Иж Планета Спорт в 1974 – 1976 годах получали в своё распоряжение машины, укомплектованные:

  • Японскими электронными и электрическими компонентами.
  • Оптикой фары головного света фирм Pannonia или Hella, а для стран с левосторонним движением – Lucas.
  • Свечами зажигания PAL или Magneti-Marelli.
  • Аккумуляторами зарубежного производства.

Всё это позволило не только улучшить параметры машины, но и обеспечить высокую культуру веса. Как уже было отмечено, у ранних модификаций Иж Планета Спорт вес составлял всего 135 кг, а энерговооружённость – 237 л. с. на 1 тонну. Для сравнения, аналогичный показатель JAWA 350/634 достигал всего 141 л. с.

В итоге модель Ижевского завода разгонялась до сотни менее 11 секунд, а реальная максимальная скорость Иж Планета Спорт была значительно выше указанных в паспорте 140 км/час. Несмотря на впечатляющие динамические качества и имевшуюся в названии приставку «спорт», Иж Планета нового поколения была дорожным мотоциклом.

Его посадка, позволяла путешествовать на значительные расстояния, выдерживая тяготы российского бездорожья. Правда, имелся неприятный недостаток. Когда мотоциклист был слишком лёгок, при разгоне на высоких скоростях начинался флаттер передней вилки. При достаточной массе наездника или если за его спиной находился пассажир, такого эффекта не наблюдалось.

Отличия по годам выпуска

мото иж планета

В конструкцию мотоцикла постоянно вносились изменения. Одни были связаны со стремлением усовершенствовать технику. Другие были вызваны требованиями руководства отрасли снизить себестоимость продукции. Поднять цену Иж Планета Спорт 350 выше 1000 рублей не позволяли расценки, устанавливаемые на продукцию конкурентов.

К примеру, JAWA 350/634 стоила 1080 рублей, а CZ-350 – 980 рублей. Для ясности картины, укажем основные изменения, разделив их по годам:

  • 1975 год. Переднюю вилку удлинили на 2,5 мм, изменив размер установленных на ней гофр им верхнюю траверсу. Вместо головки цилиндра с веерным оребрением, двигатель Иж Планета Спорт получает ГЦ с более привычными, линейно расположенными рёбрами охлаждения. Переключатели и ряд электрических комплектующих, хотя и остались импортными, были от другого производителя. Карбюратор Mikuni AEX стали постепенно заменять на карбюратор Mikuni VM32-89. Увеличили толщину спиц (с 3,5 до 4 мм) и толщину стенок переднего тормозного барабана.
  • 1976 год. Вместо фары иностранного производства, используют отечественную, ФГ137. Аналогичная ситуация и со спидометром. Если ранее мотоцикл комплектовали деталью от Pannonia T5, то теперь ей на смену приходит отечественная модификация СП-102. На амортизаторах более не устанавливают верхние кожухи. Конец трубы глушителя загибают вверх. Несколько изменяют конструкцию и оребрение цилиндра.
  • 1977 год. Мотоцикл полностью комплектуют отечественными приборами наружного освещения. Меняется форма заднего крыла. Изменяется конструкция картера двигателя. Конкретно – места крепления, поскольку силовой агрегат начинают жёстко крепить к раме, отказавшись от амортизирующих резиновых втулок. Воздушный фильтр нового образца теперь занимает всё подседельное пространство, из-за чего реле-регулятор напряжения перемещают под топливный бак. Основные характеристики Иж Спорт остаются на прежнем уровне.
  • 1978 год. Карбюратор Mikuni уступает место отечественной модели К62М. Из импортной электрики остаются лишь японские поворотники. Появляется противоугонный замок.
  • 1979 год. Замена спидометра СП102 на СП102А и японских поворотников на отечественные (только для внутреннего рынка). Маятник удлиняют на 480 мм. Соответственно, увеличивается база мотоцикла (до 1440 мм) и его габаритная длина (до 2150 мм). Возрастает у Иж Спорт и вес, достигая в данной модификации 155 кг.
  • 1980 год. Трос и редуктор спидометра изготавливают не под лопатку, как ранее, а под квадрат. Несколько изменяют конструкцию впуска. На крышках инструментальных ящиков теперь красуются не наклейки, а алюминиевые шильдики.

В процессе производства мотоцикл Иж Планета Спорт претерпел столь значительное количество изменений, что это не могло не сказаться на его характеристиках. Установка карбюратора отечественного производства привела к ощутимому ухудшению технических характеристик двигателя. Мощность снизилась с 32 до 28 л. с.

С вносимыми в конструкцию коррективами связаны и разночтения в источниках, отвечающих на вопрос, сколько весит Иж Планета Спорт. Показатели сухой массы колеблются в пределах 135 – 155 кг. В том, что у поклонников двухколёсной техники особенно ценятся машины первых годов выпуска, нет ничего удивительного.

Они лучше изготовлены и укомплектованы, отличаются более высокими динамическими характеристиками. Под занавес производства в паспорте Иж Планета Спорт скорость указывали не 140, а всего лишь 135 км/час. Возрос расход топлива.

Двигатель Иж Планета Спорт

планета мото иж

Конструкция силового агрегата была весьма прогрессивна для своего времени и позволяла получить высокую мощность (32 л. с.) с рабочего объёма 340 куб. см. К главным его особенностям следует отнести:

  • Цилиндр, с гильзой из специального чугуна и рубашкой из алюминиевого сплава. Он крепился к картеру с помощью четырёх шпилек.
  • Головку цилиндра с камерой сгорания полусферической формы. В ГЦ вворачивались свеча и декомпрессор, упрощающий процесс запуска.
  • Трёхканальную систему продувки , улучшавшую наполнение цилиндра рабочей смесью.
  • Неразборный коленчатый вал , опирающийся на два роликовых (№2505) и один шариковый (№ 304) подшипник.
  • Игольчатые подшипники в верхней головке шатуна.
  • Раздельную подачу моторного масла, которое поступало во впускной тракт из отдельного бачка. За давление в системе смазки отвечает насос, приводимый в движение от коленчатого вала.

Очевидно, что разработчики Иж Планета Спорт устройству двигателя и его ремонтопригодности уделили особое внимание, понимая, насколько технические характеристики силового агрегата важны для машины такого класса. Тем не менее, спустя тридцать с лишним лет после окончания производства, у владельцев мотоциклов данной модели возникают определённые проблемы.

Ремонтные размеры поршня Иж Планета Спорт

мото спорт

Если сегодня легендарный мотоцикл попадёт к новому владельцу в неудовлетворительном состоянии, отремонтировать его будет непросто. Наибольшее количество вопросов вызывает на Иж Планета Спорт ремонт двигателя. Изначально ресурс силового агрегата был невелик и составлял порядка 30 тыс. км. пробега.

Правда, производитель предусмотрел возможность расточки цилиндра. Изначально мотор комплектовался поршнями с тремя вариантами маркировки и некоторым отличием в размерах.

Заводская маркировка Диаметр цилиндра, в мм. Диаметр поршня, в мм.
А0 76,02 (+0,01) 75,99 (+0,01)
А1 76,01 (+0,01) 75,98 (+0,01)
А2 76,00 (+0,01) 75,97 (+0,01)

С учётом расточки цилиндров под ремонтный размер, производились ремонтные поршни:

Заводская маркировка Диаметр цилиндра, в мм. Диаметр поршня, в мм.
Р 76,5 (+0,06 -0,06) 76,5 (-0,03)
Р2 77,0 (+0,06 -0,06) 77,0 (-0,03)

Сегодня приобрести поршень ремонтных размеров крайне сложно. Дефицитом являются даже новые поршневые кольца. Возможным выходом из ситуации становится установка компрессионных колец мотора ВАЗ-2101. Приходится подгонять их под размеры поршня и выпиливать на стыке замка полукруглые выемки под фиксирующий штифт.

Тюнинг Иж Планета Спорт

иж мото

Внесение изменений в конструкцию мотоцикла нецелесообразно по ряду причин:

  1. Ресурс многих узлов и агрегатов невелик. По этой причине улучшить их характеристики, не нанеся ущерба, практически невозможно.
  2. Отреставрированный до оригинального состояния Иж Планета Спорт 350 цениться значительно выше, чем его тюнингованные версии.

Тем не менее, если есть желание, кое-что сделать можно. Многие спортсмены, участвующие в соревнованиях по кроссу или кольцевым гонкам, дорабатывали двигатель Иж Планета Спорт, внося в его конструкцию различные изменения. Часто задаваемый вопрос – на сколько кубов можно увеличить объём мотора.

Тюнинг(форсировка) двигателя

Выполняя форсировку двигателя, мастера спортивных команд подвергали переделке многое, начиная с шатунно-поршневой группы, и заканчивая системой выпуска. Максимум, что удавалось получить, запрессовав гильзу от CZ 500 и воспользовавшись идущим с ней в паре поршнем, это четыреста с небольшим кубических сантиметров рабочего объёма.

Но подобная форсировка двигателя Иж Планета Спорт требует серьёзных профессиональных навыков и сложного оборудования. Тонкие стенки штатной чугунной гильзы, запрессованной в алюминиевый цилиндр, не позволяют растачивать мотор до 500 кубов.

Система выпуска не справляется с отводом увеличившегося объёма выхлопных газов, а опорные подшипники – с возросшими нагрузками. Все разговоры о том, что существовала заводская версия Иж Планета Спорт 500 кубов – не более чем сказки. Но расточка цилиндра – не единственный способ увеличить мощность и добавить резвость мотоциклу.

Тюнинг своими руками

мото иж планета спорт

Установка нового карбюратора – проверенный способ улучшить характеристики Иж Спорт, не внося значительных изменений в конструкции. За прошедшие годы фирма Mikuni выпустила много новых, всё более совершенных моделей, с диаметром диффузора 32 мм.

Тюнинг двигателя можно произвести иными способами, не затрагивая его механические составляющие. Запуск и устойчивая работа моторов с одним цилиндром всегда представляли определённые проблемы, решить которые можно, установив электронное зажигание на Иж Планета Спорт. Такие комплекты выпускают сразу несколько производителей, а их установка не занимает много времени.

Используя БКСЗ с силовых агрегатов других модификаций, следует быть очень внимательным. Монтируя зажигание от мотоцикла Минск на Иж Планета Спорт, надо помнить, что коленчатые валы моторов этих машин вращаются в противоположные стороны. Провода, идущие от катушки на массу и коммутатор, придётся поменять местами. Такая переделка двигателя вполне оправдана.

Как настроить зажигание Иж Планета Спорт

мотоцикл

Качественное искрообразование улучшает сгорание горючей смеси, повышая мощность и сокращая расход топлива. Именно поэтому регулировка зажигания должна выполняться с особой тщательностью. Если доработка двигателя Иж Планета Спорт не производилась, можно руководствоваться данными, указанными в инструкции по эксплуатации:

  • Расстояние между разомкнутыми контактами прерывателя – 0,35 – 0,55 мм.
  • Зазор контактов на свече зажигания – 0,6 – 0,8 мм.
  • Поршень не доводится до ВМТ на 2,5 – 4,2 мм. Оптимальным для нового или недавно перебранного мотора считается показатель 2,8 мм.

Установив на Иж Планета Спорт зажигание в соответствии с указанными параметрами, вы добьётесь устойчивой работы движка во всех основных режимах.

Прочие изменения в конструкцию следует вносить с предельной осторожностью. В рамках технологий, использованных при разработке и производстве Иж Спорт, технические характеристики машины почти достигли своего предела, а нарушить хрупкий баланс так просто.

Понравилась статья, про Иж Планета Спорт и характеристики этой модели – не единственное, что вас интересует в истории отечественного машиностроения? Оставайтесь на нашем сайте, и сможете узнать для себя много интересного. Например, о том, чем хорош грузовой мотороллер Муравей, или как можно произвести тюнинг Иж Юпитер 5 с максимальной эффективностью.


|расход топлива при скорости 60 км/ч=4,5 |расход топлива при скорости 90 км/ч=6,5 |расход топлива в режиме городского цикла= |длина=2 050 |ширина=730 |высота=1 100 |база мотоцикла=1 350 |дорожный просвет=147 >>

Иж Планета Спорт — дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для туристических и спортивных поездок по дорогам с разным покрытием в одиночку или с пассажиром. Выпускался Ижевским мотозаводом с 1973 по 1984 год.

Особенности конструкции и производства


Отечественная промышленность не способна была обеспечить производителя комплектующими необходимого качества, а их поставки из-за рубежа шли с большим скрипом. Для нескольких партий машин ранних годов выпуска удалось пробить закупку компонентов иностранного производства. Счастливчики, приобретшие Иж Планета Спорт в 1974 – 1976 годах получали в своё распоряжение машины, укомплектованные:

  • Японскими электронными и электрическими компонентами.
  • Оптикой фары головного света фирм Pannonia или Hella, а для стран с левосторонним движением – Lucas.
  • Свечами зажигания PAL или Magneti-Marelli.
  • Аккумуляторами зарубежного производства.

Всё это позволило не только улучшить параметры машины, но и обеспечить высокую культуру веса. Как уже было отмечено, у ранних модификаций Иж Планета Спорт вес составлял всего 135 кг, а энерговооружённость – 237 л. с. на 1 тонну. Для сравнения, аналогичный показатель JAWA 350/634 достигал всего 141 л. с.

В итоге модель Ижевского завода разгонялась до сотни менее 11 секунд, а реальная максимальная скорость Иж Планета Спорт была значительно выше указанных в паспорте 140 км/час. Несмотря на впечатляющие динамические качества и имевшуюся в названии приставку «спорт», Иж Планета нового поколения была дорожным мотоциклом.

Его посадка, позволяла путешествовать на значительные расстояния, выдерживая тяготы российского бездорожья. Правда, имелся неприятный недостаток. Когда мотоциклист был слишком лёгок, при разгоне на высоких скоростях начинался флаттер передней вилки. При достаточной массе наездника или если за его спиной находился пассажир, такого эффекта не наблюдалось.

Технические характеристики

Общие данные согласно заводским инструкциям по эксплуатации 1975 и 1983 годов (отличия в скобках) .

  • База мотоцикла 1 390 (1 440) мм
  • Длина: 2 070 (2 150) мм
  • Ширина: 790 (810) мм
  • Высота: 1 150 мм
  • Дорожный просвет: 135 мм
  • Сухая масса: 135 (155) кг
  • Максимальная скорость: 140 (135) км/час
  • Расход топлива на 100 км пути:
    • при скорости 50-60 км/ч: 3,5 л (данные по инструкции 1975 г.)
    • контрольный, не более: 7 л (данные по инструкции 1983 г.)
    • со скорости 60 км/час: 16 (18) м
    • со скорости 30 км/час: 7 м
    • Тип двигателя: двухтактный, с трёхканальной продувкой (ещё её можно назвать пятиканальной, выходных перепускных окон — пять)
    • Число цилиндров: 1
    • Диаметр цилиндра: 76 мм
    • Ход поршня: 75 мм
    • Рабочий объём: 340 см³
    • Степень сжатия: 10-10,5 (8,7-9,2) (степень сжатия можно было регулировать прокладкой под головкой цилиндра.)
    • Номинальная мощность двигателя:
      • при 5 600-6 700 об/мин: 32 л.с. (данные по инструкции 1975 г.)
      • при 5 940 ± 5 % об/мин: 28 л.с. (данные по инструкции 1983 г.)
      • Воздушный фильтр сухой, с бумажным элементом
      • Карбюратор «Микуни» (К-62М)
      • Диаметр диффузора: 32 мм
      • Производительность главного жиклёра: 270 см³/мин
      • Маркировка на главном жиклёре — Микуни «190»

      Трансмиссия

      • Моторная передача косозубыми шестернями
      • Сцепление многодисковое в масляной ванне
      • Коробка передач: четырёхступенчатая
      • Переключение передач ножное, педаль-рычаг находится под левой ногой
      • Задняя передача: открытая, втулочно-роликовой цепью
      • Передаточное число первичной передачи: 2,18
      • Передаточное число задней передачи: 2,47
      • Передаточные числа коробки передач:
        • I передачи: 3,17
        • II передачи: 1,81
        • III передачи: 1,26
        • IV передачи: 1,0

        Ходовая часть

        • Рама трубчатая, сварная, закрытая, термообработанная
        • Передняя подвеска: бесштоковая телескопическая вилка
          • Вертикальный ход оси переднего колеса не менее: 150 (160) мм
          • Вертикальный ход оси заднего колеса не менее: 95 (105) мм
          • переднего колеса: 3,00-19″, модель Л-170
          • заднего колеса: 3,50-18″, модель К-74
          • переднего колеса: 190 мм
          • заднего колеса: 170 мм

          Электрооборудование

          • Напряжение бортовой сети: 12 вольт
          • Генератор: ИЖ ГП-1, трёхфазный, переменного тока
          • Напряжение генератора: 14 вольт
          • Номинальная мощность генератора: 100 Вт
          • Аккумуляторная батарея: 6МТС-9

          На мотоциклы первых годов выпуска (до освоения выпуска 6МТС-9) устанавливались зарубежные аккумуляторные батареи:

          • 12N7-3B
          • 12N7-4А
          • 12N7-4В
          • 12N9-3А
          • 12N9-3В
          • 12N9-4В
          • 12N9-4В (Н)
          • Регулятор напряжения: ИЖ РН-1 (БПВ 14-10)
          • Свеча зажигания: А-23 (по старым стандартам наименование А-7,5 БС) (в комплект к первым «Иж ПС» прилагалась итальянская «Магнетти-Марелли» или NGK, которые рекомендовалось использовать при высоких скоростях езды (100—120 км/ч) и снятой прокладке головки цилиндра)

          Заправочные ёмкости и ГСМ

          • Топливный бак — 14 л, бензин АИ-93
          • Масляный бак — 1,5 л, авиационное масло МС-20
          • Коробка передач — 0,8 л, зимой — АС-6 или М-6Б, летом — АС-10 или М-10Б
          • Амортизаторы телескопической вилки (в каждом пере) — 0,2 л, МГП—10 (заменитель — масло веретенное АУ)
          • Амортизаторы подвески заднего колеса (в каждом) — 0,06 (0,065) л, МГП-10 (заменитель — масло веретенное АУ)

          «ИЖ Планета Спорт» в народе

          Советские мотоциклисты мотоциклу «ИЖ Планета Спорт» дали прозвища «Пёс» (от сокращённого «ИЖ ПС»), «спортак». Из-за непривычно высокого качества поговаривали, что «Планета-Спорт» предназначался для экспорта в США. Первые 500 шт имели сервисную книжку, где указывался идентификационный номер на заказ запчастей с завода.

          По причине дефицита запчастей многие занимались моторным «тюнингом» — поршень М-412 (нужного диаметра, но с большим отверстием пальца) подгоняли под штатный шатун, либо под поршневую группу кроссового 514-го «Чезет». Немного увеличивалась мощность, но ресурс снижался до одного сезона (стандартный «ИЖ Планета Спорт» выдерживал по 50-60 тысяч километров без заметного износа основных узлов).

          В настоящее время хорошо сохранившийся «ИЖ Планета Спорт» — большая редкость, которая ценится знатоками. В России за мотоцикл первых лет выпуска иногда просят и больше $1000. Немало также сейчас стоят запчасти на ПС, а оригинальных найти почти невозможно.

          История особенностей комплектации

          • Первый вариант крепления двигателя — мягкий, на резиновых демпферах
          • Особое «веерное» оребрение головки цилиндров
          • Карбюратор «Микуни» АЕХ (Япония)
          • Первоначально устанавливающиеся отечественные указатели поворотов (с базовых мотоциклов Планета-3 и Иж Юпитер-3, отличающиеся хромированием)
          • Глушитель прямой
          • Воздушный фильтр «Filtrak» А 105/153- 1500 TGLN 39-474 (ГДР)
          • На части мотоциклов (в основном — на экспорт) — стояли шины зарубежного производства «Barum» (Чехословакия) и «IRC» (Япония)
          • Зеркало заднего вида с торцевым креплением на руле (с базового ижевского автомобиля Москвич-408) к концу 70-х годов перемещается на хомут крепления рычага сцепления
          • Самоклеющиеся надписи на баке и инструментальных ящиках
          • Спидометр с мотоцикла «Паннония» — Т4 или Т5 (Венгрия), «Veglia Borletti» (Италия)
          • Первый отечественный мотоциклетный генератор с напряжением в сети 12 вольт (ГП-1)
          • Зарубежное электрооборудование и светотехника:
            • Комбинированные переключатели на руле от японского мотоцикла «Honda» CB350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
            • Звуковой сигнал «Nikko» YPL 1400 (Япония)
            • Задний фонарь «Stanley» (Япония)
            • Оптический элемент фары с мотоцикла «Паннония» — Т5 (Венгрия), позже западногерманская «Hella» 1A7 001.140.01. Для стран с левосторонним движением — фирмы «Lucas»
            • Замок зажигания PAL (Чехословакия) с мотоцикла «Jawa»
            • Свеча зажигания «Magneti Marelli» CW8N (Италия)
            • Светоотражатели на передней вилке «Stanley» RR 30 SAE B67 (Япония)
            • Зарубежные аккумуляторные батареи (Япония)
            • Устанавливается отечественный спидометр СП102. На экспортных устанавливают «Borletti»
            • Новый отечественный оптический элемент фары ФГ137 (новый светорассеиватель типа «европейский луч»)
            • Появился глушитель с изгибом концевой части (с целью повышения проходимости)
            • Из-за увеличения корпуса воздушного фильтра перемещают:
              • Ручной насос на переднюю трубу рамы около цилиндра двигателя (ранее — под баком)
              • Реле напряжения под топливный бак
              • Упраздняется мягкое крепление двигателя
              • Установлен новый отечественный карбюратор К62М. Для установки манетки управления топливным корректором имеющегося в нем, введено резьбовое отверстие в трубке руля справа
              • Вместо самоклеющихся надписей на баке вводят пластиковые логотипы с креплением на винтах
              • Постепенный переход на отечественные комплектующие электрооборудования (с целью унификации с другими базовыми моделями завода):
              • Начало установки противоугонного замка
                • замок зажигания ВК105
                • комбинированные переключатели на руле
                • задний фонарь
                • Изменение конструкции задней подвески:
                  • удлинена маятниковая вилка

                  1980 1981

                  • Прекращён выпуск оригинальных генераторов ГП-1, установка нового, унифицированного с другими моделями завода, генератора (12 вольт)
                  • Установлен новый отечественный звуковой сигнал С-205Б (12 вольт) и оптический элемент фары ФГ140 (1982)

                  Двигатель Иж Планета Спорт


                  Конструкция силового агрегата была весьма прогрессивна для своего времени и позволяла получить высокую мощность (32 л. с.) с рабочего объёма 340 куб. см. К главным его особенностям следует отнести:

                  • Цилиндр, с гильзой из специального чугуна и рубашкой из алюминиевого сплава. Он крепился к картеру с помощью четырёх шпилек.
                  • Головку цилиндра с камерой сгорания полусферической формы. В ГЦ вворачивались свеча и декомпрессор, упрощающий процесс запуска.
                  • Трёхканальную систему продувки, улучшавшую наполнение цилиндра рабочей смесью.
                  • Неразборный коленчатый вал, опирающийся на два роликовых (№2505) и один шариковый (№ 304) подшипник.
                  • Игольчатые подшипники в верхней головке шатуна.
                  • Раздельную подачу моторного масла, которое поступало во впускной тракт из отдельного бачка. За давление в системе смазки отвечает насос, приводимый в движение от коленчатого вала.

                  Очевидно, что разработчики Иж Планета Спорт устройству двигателя и его ремонтопригодности уделили особое внимание, понимая, насколько технические характеристики силового агрегата важны для машины такого класса. Тем не менее, спустя тридцать с лишним лет после окончания производства, у владельцев мотоциклов данной модели возникают определённые проблемы.

                  Ремонтные размеры поршня Иж Планета Спорт


                  Если сегодня легендарный мотоцикл попадёт к новому владельцу в неудовлетворительном состоянии, отремонтировать его будет непросто. Наибольшее количество вопросов вызывает на Иж Планета Спорт ремонт двигателя. Изначально ресурс силового агрегата был невелик и составлял порядка 30 тыс. км. пробега.

                  Правда, производитель предусмотрел возможность расточки цилиндра. Изначально мотор комплектовался поршнями с тремя вариантами маркировки и некоторым отличием в размерах.

                  Заводская маркировка Диаметр цилиндра, в мм. Диаметр поршня, в мм.
                  А0 76,02 (+0,01) 75,99 (+0,01)
                  А1 76,01 (+0,01) 75,98 (+0,01)
                  А2 76,00 (+0,01) 75,97 (+0,01)

                  С учётом расточки цилиндров под ремонтный размер, производились ремонтные поршни:

                  Заводская маркировка Диаметр цилиндра, в мм. Диаметр поршня, в мм.
                  Р 76,5 (+0,06 -0,06) 76,5 (-0,03)
                  Р2 77,0 (+0,06 -0,06) 77,0 (-0,03)

                  Сегодня приобрести поршень ремонтных размеров крайне сложно. Дефицитом являются даже новые поршневые кольца. Возможным выходом из ситуации становится установка компрессионных колец мотора ВАЗ-2101. Приходится подгонять их под размеры поршня и выпиливать на стыке замка полукруглые выемки под фиксирующий штифт.

                  Тюнинг Иж Планета Спорт


                  Внесение изменений в конструкцию мотоцикла нецелесообразно по ряду причин:

                  1. Ресурс многих узлов и агрегатов невелик. По этой причине улучшить их характеристики, не нанеся ущерба, практически невозможно.
                  2. Отреставрированный до оригинального состояния Иж Планета Спорт 350 цениться значительно выше, чем его тюнингованные версии.

                  Тем не менее, если есть желание, кое-что сделать можно. Многие спортсмены, участвующие в соревнованиях по кроссу или кольцевым гонкам, дорабатывали двигатель Иж Планета Спорт, внося в его конструкцию различные изменения. Часто задаваемый вопрос – на сколько кубов можно увеличить объём мотора.

                  Тюнинг(форсировка) двигателя

                  Выполняя форсировку двигателя, мастера спортивных команд подвергали переделке многое, начиная с шатунно-поршневой группы, и заканчивая системой выпуска. Максимум, что удавалось получить, запрессовав гильзу от CZ 500 и воспользовавшись идущим с ней в паре поршнем, это четыреста с небольшим кубических сантиметров рабочего объёма.

                  Но подобная форсировка двигателя Иж Планета Спорт требует серьёзных профессиональных навыков и сложного оборудования. Тонкие стенки штатной чугунной гильзы, запрессованной в алюминиевый цилиндр, не позволяют растачивать мотор до 500 кубов.

                  Система выпуска не справляется с отводом увеличившегося объёма выхлопных газов, а опорные подшипники – с возросшими нагрузками. Все разговоры о том, что существовала заводская версия Иж Планета Спорт 500 кубов – не более чем сказки. Но расточка цилиндра – не единственный способ увеличить мощность и добавить резвость мотоциклу.

                  Тюнинг своими руками


                  Установка нового карбюратора – проверенный способ улучшить характеристики Иж Спорт, не внося значительных изменений в конструкции. За прошедшие годы фирма Mikuni выпустила много новых, всё более совершенных моделей, с диаметром диффузора 32 мм.

                  Тюнинг двигателя можно произвести иными способами, не затрагивая его механические составляющие. Запуск и устойчивая работа моторов с одним цилиндром всегда представляли определённые проблемы, решить которые можно, установив электронное зажигание на Иж Планета Спорт. Такие комплекты выпускают сразу несколько производителей, а их установка не занимает много времени.

                  Используя БКСЗ с силовых агрегатов других модификаций, следует быть очень внимательным. Монтируя зажигание от мотоцикла Минск на Иж Планета Спорт, надо помнить, что коленчатые валы моторов этих машин вращаются в противоположные стороны. Провода, идущие от катушки на массу и коммутатор, придётся поменять местами. Такая переделка двигателя вполне оправдана.

                  Как настроить зажигание Иж Планета Спорт


                  Качественное искрообразование улучшает сгорание горючей смеси, повышая мощность и сокращая расход топлива. Именно поэтому регулировка зажигания должна выполняться с особой тщательностью. Если доработка двигателя Иж Планета Спорт не производилась, можно руководствоваться данными, указанными в инструкции по эксплуатации:

                  • Расстояние между разомкнутыми контактами прерывателя – 0,35 – 0,55 мм.
                  • Зазор контактов на свече зажигания – 0,6 – 0,8 мм.
                  • Поршень не доводится до ВМТ на 2,5 – 4,2 мм. Оптимальным для нового или недавно перебранного мотора считается показатель 2,8 мм.

                  Установив на Иж Планета Спорт зажигание в соответствии с указанными параметрами, вы добьётесь устойчивой работы движка во всех основных режимах.

                  Прочие изменения в конструкцию следует вносить с предельной осторожностью. В рамках технологий, использованных при разработке и производстве Иж Спорт, технические характеристики машины почти достигли своего предела, а нарушить хрупкий баланс так просто.

                  Читайте также: