Открытие судоходства на волге 2021

Обновлено: 05.07.2024

Открытие судоходства на волге 2021

Спросили об этом коммунальные службы, речников, эколога и ихтиолога

С 11 августа на Волжской ГЭС снизили сбросы воды

Фото: Павел Мирошкин

Федеральное агентство водных ресурсов прогнозирует нехватку воды в водохранилищах Волжско-Камского каскада. По данным ведомства, приток воды в августе 2021 года ожидается на 20–50% ниже нормальных показателей. Это стало одним из факторов изменения режимов работы Волжской ГЭС, которые действуют с 11 августа по 10 сентября. Средние сбросные расходы за месяц будут составлять кубометров воды в секунду.

Снижение сбросов не повлияет на снабжение Волгограда питьевой водой. В «Концессиях водоснабжения» заверили, что даже при таких режимах оголовки водозаборов будут находиться достаточно глубоко:

— С 11 августа по 10 сентября на ГЭС установлен сброс воды в размере 4900–5100 кубометров в секунду, — рассказали в пресс-службе «Концессий водоснабжения». — Данная отметка является нормативной для водоканала, критичные параметры — менее 4600–4700 кубометров в секунду. Таким образом, водоснабжение продолжает осуществляться в штатном режиме.

Не переживают за падение уровня воды и речники. Снижение сбросов не должно отразиться на движении речных трамвайчиков, находящихся в ведении МУП «Метроэлектротранс».

Речной пассажирский транспорт даже в этих условиях будет работать в штатном режиме

Фото: Константин Завриков

— На сегодняшний день уровень среднесуточного сброса воды через Волжскую ГЭС составляет 5700 кубометров в секунду. Все портовые службы работают в обычном режиме, — рассказали в администрации Волгограда. — Сезонное снижение сброса воды из Волгоградского водохранилища не влечет за собой резкое изменение режима работы Волгоградского речного порта. Подобные явления той или иной степени интенсивности происходят в нашем регионе ежегодно, и все речные службы заблаговременно проводят соответствующие подготовительные мероприятия. Регулярно проводятся промеры глубин на установленных маршрутах движения теплоходов, ведется постоянный мониторинг потока воды, поступающего в акваторию. В случае изменения гидрологической обстановки маршруты движения речных судов могут быть скорректированы, а также с учетом правил обеспечения безопасности перевозки пассажиров может быть снижена загрузка теплоходов.

Главный ихтиолог Нижневолжского филиала ФГБУ «Главрыбвод» Сергей Яковлев придерживается не менее оптимистичных взглядов.

— В данном случае ничего особо опасного нет, — заявил ихтиолог. — Все водохранилища заполнены достаточно неплохо. Весной паводок был хороший. Сейчас уровень держится и в Волгоградском, и в Саратовском водохранилищах, и выше. Да, будет поменьше сброс, но, даже если он снизится до пяти или четырех тысяч кубометров в секунду, ничего страшного не случится, лишь уровень воды в Волге немного упадет. Нерестовый период закончился, паводок закончился, в русле уровень воды всегда играет. Когда-то побольше, когда-то поменьше, но особо пагубных последствий я не вижу, для рыбы в том числе. На популяции рыбы это всё никак не отразится. К тому же уже середина августа, и скоро начнется похолодание, начнутся дожди. От природы не уйдешь.

Без питьевой воды город тоже не останется

Фото: Алексей Волхонский

Впрочем, не все эксперты столь оптимистичны. Заслуженный эколог России Владимир Лобойко считает, что снижение притока воды в водохранилище на 50% может привести к серьезным проблемам. Вот только причины засухи он видит не столько в природных явлениях, сколько в деятельности человека.

— У меня давно вызывают волнение действия наших Росводресурсов, — рассказал Владимир Лобойко. — Когда нам весной надо было сделать половодье нормальное и дать 27 тысяч кубометров в секунду на 10 дней, нам дали 25 тысяч кубометров в секунду на 5 дней. В то же время в городе Рыбинске заливало набережную, — возмущается Владимир Лобойко. — Водохранилища были переполнены, а нам в пойму всё равно не дали воду. Я бы не назвал это ошибками, скорее это преднамеренные действия Росводресурсов с целью выбить из бюджета больше денег на разные противопаводковые мероприятия. Может, в Волгограде и засуха, но дожди идут в Центральной России, в бассейне Волги, и прогнозируется продолжение осадков в августе. Вместо того чтобы три года подряд делать полноценное половодье, они делают искусственную засуху, зато из бюджета выделяется больше денег, соответственно, и своровать можно больше. Я считаю, что здесь надо хорошо поработать правоохранительным органам и выяснить, куда девается вода. Сейчас вода стоит дорого, воровать ее стало выгодно. Отсюда и засухи с наводнениями. Нехватка воды чревата гибелью большой части лесонасаждений, дефицитом воды в коммунальном хозяйстве. Снижение притока на 50% может привести к большой беде. Но это не природа виновата, а чиновники. Может, конечно, это мое старческое брюзжание, но факты показывают, что не может быть засухи, когда в другом месте наводнение.

Сроки навигации 2021 года: график работы шлюзов на водных путях России

22 декабря 2020 года Федеральное агентство речного и морского транспорта опубликовало распоряжение № АП-605-р о сроках работы судоходных гидротехнических сооружений в навигацию 2021 года. Сроки рассчитаны по данным многолетних гидрометеорологических наблюдений, поэтому даты не из года в год не меняются, но в связи с климатическими изменениями, приобретшими в последние годы регулярный характер, на части гидроузлов из-за этого даты могут корректироваться.

Сроки работы шлюзов на реке Волге в навигацию 2021 года (по времени открытия):

С 1 апреля по 25 ноября — шлюз №30 и шлюз №31 гидроузла Волжской ГЭС в Волжском (Волгоградская область)

С 7 апреля по 24 ноября — шлюз №25 и шлюз №26 гидроузла Саратовской ГЭС в Балаково (Саратовская область);

С 22 апреля по 20 ноября — шлюз №21, шлюз №22, шлюз №23 и шлюз №24 гидроузла Жигулевской ГЭС в Тольятти (Самарская область)

С 24 апреля по 20 ноября — шлюз №17 и шлюз №18 гидроузла Чебоксарской ГЭС в Новочебоксарске (Чувашия)

С 24 апреля по 14 ноября — шлюз №10У гидроузла Угличской ГЭС в Угличе (Ярославская область)

С 25 апреля по 17 ноября — шлюз №11 и шлюз №12 гидроузла Рыбинской ГЭС в Рыбинске (Ярославская область)

С 25 апреля по 19 ноября — шлюз №13, шлюз №14, шлюз №15 и шлюз №16 гидроузла Нижегородской ГЭС в Городце (Нижегородская область)

При благоприятных гидрометеорологических условиях возможно продление работы Угличского шлюза до 17 ноября.

Сроки навигации на Волго-Донском судоходном канале в 2021 году

С 1 апреля по 27 ноября — шлюз №1 ВДСК (Волгоград)
С 1 апреля по 27 ноября — шлюз №2 ВДСК (Волгоград)
С 1 апреля по 27 ноября — шлюз №3 ВДСК (Волгоград)
С 1 апреля по 27 ноября — шлюз №4 ВДСК (Волгоград)
С 1 апреля по 27 ноября — шлюз №5 ВДСК (Волгоградская область)
С 1 апреля по 27 ноября — шлюз №6 ВДСК (Волгоградская область)
С 1 апреля по 27 ноября — шлюз №7 ВДСК (Волгоградская область)
С 1 апреля по 27 ноября — шлюз №8 ВДСК (Волгоградская область)
С 1 апреля по 27 ноября — шлюз №9 ВДСК (Волгоградская область)
С 1 апреля по 27 ноября — шлюз №10 ВДСК (Волгоградская область, поселок Пархоменко)
С 1 апреля по 27 ноября — шлюз №11 ВДСК (Волгоградская область, поселок Комсомольский)
С 1 апреля по 27 ноября — шлюз №12 ВДСК (Волгоградская область, поселок Октябрьский)
С 1 апреля по 27 ноября — шлюз №13 ВДСК (Волгоградская область, поселок Пятиморск)

Сроки навигации на реке Дон в 2021 году

С 1 апреля по 27 ноября — шлюз №14 ВДСК (Ростовская область, Волгодонск, Цимлянская ГЭС)
С 1 апреля по 27 ноября — шлюз №15 ВДСК (Ростовская область, Волгодонск, Цимлянская ГЭС)

С 1 апреля по 27 ноября — Николаевский шлюз (Ростовская область)
С 1 апреля по 27 ноября — Константиновский шлюз (Ростовская область)
С 1 апреля по 27 ноября — Кочетовские шлюзы (Ростовская область)

При благоприятных гидрометеорологических условиях возможно продление работы шлюзов ВДСК и донских до 1 декабря.

Сроки навигации в Москве и Московской области в 2021 году:

Канал имени Москвы

С 24 апреля по 14 ноября — шлюз №1 (Московская область, Дубна)
С 24 апреля по 14 ноября — шлюз №2 (Московская область, Темпы)
С 24 апреля по 14 ноября — шлюз №3 (Московская область, Яхрома)
С 24 апреля по 14 ноября — шлюз №4 (Московская область, Деденево)
С 24 апреля по 14 ноября — шлюз №5 (Московская область, Икша)
С 24 апреля по 14 ноября — шлюз №6 (Московская область, Икша)
С 24 апреля по 14 ноября — шлюз №7 и шлюз №8 (Москва)

При благоприятных гидрометеорологических условиях возможно продление работы шлюзов до 17 ноября.

Река Москва

С 24 апреля по 14 ноября — шлюз №9 Карамышевского гидроузла (Москва)
С 24 апреля по 14 ноября — шлюз №10 Перервинского гидроузла (Москва)
С 24 апреля по 14 ноября — шлюз гидроузла Трудкоммуна (Московская область, Дзержинский)
С 24 апреля по 14 ноября — шлюз гидроузла Андреевка (Московская область, Лыткарино)
С 24 апреля по 14 ноября — шлюз гидроузла Софьино (Московская область)
С 24 апреля по 14 ноября — шлюз гидроузла Фаустово (Московская область)
С 24 апреля по 14 ноября — шлюз гидроузла Северка (Московская область)

При благоприятных гидрометеорологических условиях возможно продление работы шлюзов до 17 ноября.

Сроки работы шлюзов на реке Оке в 2021 году

С 24 апреля по 14 ноября — шлюз гидроузла Белоомут (Московская область)
С 24 апреля по 14 ноября — шлюз гидроузла Кузьминск (Рязанская область)

При благоприятных гидрометеорологических условиях возможно продление работы вышеперечисленных шлюзов до 17 ноября.

Сроки работы шлюзов на Каме в 2021 году

С 25 апреля по 10 ноября — шлюзы Нижнекамской ГЭС (Татарстан, Набережные Челны)
С 30 апреля по 3 ноября — шлюзы Воткинской ГЭС (Пермский край, Чайковский)
С 5 мая по 1 ноября — шлюзы Камской ГЭС (Пермский край, Пермь)

Сроки работы шлюзов на Волго-Балтийском канале в навигацию 2021 года

С 30 апреля по 15 ноября — шлюз №1 ВБК (Вологодская область, Вытегорский гидроузел, Вытегра)
С 30 апреля по 15 ноября — шлюз №2 ВБК (Вологодская область, Белоусовский гидроузел)
С 30 апреля по 15 ноября — шлюз №3 ВБК (Вологодская область, Новинковский гидроузел)
С 30 апреля по 15 ноября — шлюз №4 ВБК (Вологодская область, Новинковский гидроузел)
С 30 апреля по 15 ноября — шлюз №5 ВБК (Вологодская область, Новинковский гидроузел)
С 30 апреля по 15 ноября — шлюз №6 ВБК (Вологодская область, Пахомовский гидроузел)

Сроки работы шлюзов в 2021 году на реке Шексна

С 30 апреля по 15 ноября — шлюз №7 и шлюз №8 Шекснинского гидроузла (Вологодская область, Шексна)

Сроки работы шлюзов на реке Свирь в 2021 году

С 30 апреля по 15 ноября — шлюз Верхне-Свирской ГЭС (Ленинградская область, Подпорожье)
С 30 апреля по 15 ноября — шлюз Нижне-Свирской ГЭС (Ленинградская область, Свирьстрой)

Сроки работы шлюзов на реке Волхов в 2021 году

С 5 мая по 31 октября — шлюз Волховской ГЭС (Ленинградская область, Волхов)

Сроки работы шлюзов на Беломорско-Балтийском канале в 2021 году

С 20 мая по 31 октября — шлюзы №1 ББК (Республика Карелия, Повенец)
С 20 мая по 31 октября — шлюзы №2 ББК (Республика Карелия, Повенец)
С 20 мая по 31 октября — шлюз №3 ББК (Республика Карелия, Повенец)
С 20 мая по 31 октября — шлюз №4 ББК (Республика Карелия, Повенец)
С 20 мая по 31 октября — шлюз №5 ББК (Республика Карелия, Повенец)
С 20 мая по 31 октября — шлюз №6 ББК (Республика Карелия)
С 20 мая по 31 октября — шлюз №7 ББК (Республика Карелия)
С 20 мая по 31 октября — шлюз №8 ББК (Республика Карелия)
С 20 мая по 31 октября — шлюз №9 ББК (Республика Карелия)

С 20 мая по 15 октября — шлюз №10 ББК (Республика Карелия, Надвоицы)
С 20 мая по 15 октября — шлюз №11 ББК (Республика Карелия, Надвоицы)
С 20 мая по 15 октября — шлюз №12 ББК (Республика Карелия)
С 20 мая по 15 октября — шлюз №13 ББК (Республика Карелия)
С 20 мая по 15 октября — шлюз №14 ББК (Республика Карелия, Сосновец)
С 20 мая по 15 октября — шлюз №15 ББК (Республика Карелия, Сосновец)
С 20 мая по 15 октября — шлюз №16 ББК (Республика Карелия)
С 20 мая по 15 октября — шлюз №17 ББК (Республика Карелия)
С 20 мая по 15 октября — шлюз №18 ББК (Республика Карелия, Шижня)
С 20 мая по 15 октября — шлюз №19 ББК (Республика Карелия, Беломорск)

Сроки навигации на реке Северский Донец (Северско-Донецкая шлюзованная система) в 2021 году

С 25 апреля по 20 ноября — шлюз №2 СДШС (Ростовская область, Апаринский гидроузел)
С 25 апреля по 20 ноября — шлюз №3 СДШС (Ростовская область, Нижнежуравский гидроузел)
С 29 апреля по 18 октября — шлюз №4 СДШС ((Ростовская область, Краснодонецкий гидроузел)
С 2 мая по 9 октября — шлюз №5 СДШС (Ростовская область, Дядинский гидроузел)
С 5 мая по 30 сентября — шлюз №6 СДШС (Ростовская область, Нижнесазоновский гидроузел)
С 8 мая по 22 сентября — шлюз №7 СДШС (Ростовская область, Верхнекрасный гидроузел)

Примечание: шлюз №1 Северско-Донецкой шлюзованной системы расположен на реке Дон в составе Кочетовского гидроузла.

Сроки работы шлюзов на Северо-Двинском канале в 2021 году

С 5 мая по 15 октября — шлюз №2 Северо-Двинского канала (Вологодская область, Топорня)
С 5 мая по 15 октября — шлюз №3 Северо-Двинского канала (Вологодская область, Топорня)
С 5 мая по 15 октября — шлюз №4 Северо-Двинского канала (Вологодская область, река Иткла)
С 5 мая по 15 октября — шлюз №5 Северо-Двинского канала (Вологодская область, река Порозовица)
С 5 мая по 15 октября — шлюз №6 Северо-Двинского канала (Вологодская область, река Порозовица)
С 5 мая по 15 октября — шлюз №7 Северо-Двинского канала (Вологодская область, река Сухона)

Сроки работы шлюза на реке Уфа в 2021 году

С 3 мая по 1 октября — шлюз Павловского гидроузла (Республика Башкортостан, село Павловка)

Сроки работы шлюза на реке Воронеж в 2021 году

С 15 апреля по 1 ноября — шлюз Воронежского гидроузла (Воронежская область, Воронеж)

Сроки работы шлюза на реке Кубань в 2021 году

С 10 апреля по 1 ноября — Федоровский шлюз (Краснодарский край, станица Федоровская)

Сроки работы шлюза на реке Маныч в 2021 году

С 6 апреля по 23 октября — Весёловский шлюз (Ростовская область, поселок Весёлый)
С 7 апреля по 23 октября — Пролетарский шлюз (Ростовская область, город Пролетарск)
С 7 апреля по 23 октября — Усть-Манычский шлюз (Ростовская область, станица Манычская)

Сроки работы шлюзов на реке Обь в 2021 году

С 10 мая по 21 сентября — шлюз Новосибирской ГЭС (Новосибирская область, Новосибирск)

Река Енисей

С 3 сентября по 3 октября — Красноярский судоподъемник (Красноярская ГЭС)

Теплоход белый-беленький.

alt="В Ярославле в первые рейсы отправились речные трамвайчики на двух внутригородских линиях. Фото: Элина Труханова/РГ" />
В Ярославле в первые рейсы отправились речные трамвайчики на двух внутригородских линиях. Фото: Элина Труханова/РГ

В Ярославле 1 мая в первые рейсы отправились речные трамвайчики на двух внутригородских линиях: от речного вокзала до Толги и поселка Вакарево, а также на одной внутриобластной - до деревни Новые Ченцы. Еще один внутриобластной маршрут, до поселка Константиново, заработает с 8 мая. Теплоход "Борис Кустодиев" на переправе через Волгу в Тутаеве трудится еще с 13 апреля.

В Рыбинске долгожданная "мошка" - небольшой теплоход МО-513 - 1 мая связала городской микрорайон Переборы с Юршинским островом, жители которого истосковались по "большой земле" за долгий период зимы и межсезонья. С 9 мая по воде можно будет добраться из Ярославля до Брейтова и из Рыбинска до села Хопылева (пристань "Колхозник"), где восстанавливается храм, в котором был крещен будущий адмирал Федор Ушаков.

В Костроме "Москва-52" с 1 мая будет делать по два рейса до Садов и до деревни Борщино. В этот же день в первый рейс выйдет паром "СП-72" в Красносельском районе. Он курсирует по маршруту Красное - Красные Пожни: ежедневно в сторону Красных Пожней и обратно судно будет совершать 11 рейсов.

Правда, несмотря на открытие навигации, некоторые остановки на городских и пригородных маршрутах остаются пока, к сожалению, недоступны. Виной всему нынешний мощный паводок и совпавшие с ним затяжные дожди. По словам официального представителя филиала ПАО "РусГидро" - "Каскад Верхневолжских ГЭС" Натальи Малышевой, 28 апреля приток к створу Рыбинской ГЭС сохранял свою интенсивность и составил 5900 кубометров в секунду. Из-за чего нормальный подпорный уровень (НПУ) Рыбинского водохранилища уже оказался превышен: на 29 апреля уровень Рыбинского водохранилища находился на отметке 101,82 метра (НПУ - 101,81 метра).

В результате Росводресурсы в очередной раз внесли изменения в режим работы Рыбинской ГЭС: вечером 29 апреля был открыт еще один, третий по счету, затвор водосливной плотины. С 30 апреля гидроэлектростанция начала работать со среднесуточными сбросными расходами 4500 . 300 кубометров в секунду.

Увеличенные сбросы воды с ГЭС, начавшиеся в третьей декаде апреля, привели к тому, что местами оказались подтоплены прибрежные участки местности. По данным МЧС на 4 мая, в Ярославской области были подтоплены 422 дачных участка, около 90 участков вода залила в Костромской области. В Ярославле и Рыбинске затопило нижние ярусы набережных. В Ярославле, чтобы открыть навигацию на местных линиях, к речному вокзалу пришлось подогнать дополнительный плавучий причал: все стационарные ушли под воду. А по пути к этому причалу - уложить деревянные поддоны для пассажиров.

В нескольких традиционных местах остановки речных трамвайчиков высокий горизонт воды, наоборот, поставить пристани не позволил.

- У нас в некоторых местах серьезные проблемы, - рассказывает руководитель направления "Пассажирские перевозки" Ярославского речного порта Андрей Жальнин. - Вода очень большая, поэтому не везде можно установить пристани. Где можем носом в берег подходить, останавливаемся, где не можем - проходим мимо. Две остановки у нас сейчас нерабочие, на третьей причаливаем немного в стороне, тоже носом в берег. Пассажиров предупреждаем.

По словам представителя порта, такого, чтобы во время старта навигации и расстановки пристаней была такая большая вода, не было очень давно.

Первый круизный теплоход "Лунная соната" с 260 пассажирами на борту прошел через Кострому и Ярославль по маршруту Нижний Новгород - Москва 27 апреля. В Ярославле в этом году ожидают более 600 заходов судов, в Костроме - более 400. В обоих регионах это превысит прошлогодний показатель в два раза. Но до доковидного уровня, например, в Ярославле круизный турпоток все же не дотянет - из-за полного отсутствия иностранных туристов.

Фото: Сергей Михеев/РГ

- У нас в 2019 году было 999 судозаходов за сезон, - приводит цифры Андрей Жальнин. - Из-за того, что нет иностранцев, много флота стоит, все теплоходы работают только с русскими туристами.

В Рыбинске первый многопалубный лайнер "Михаил Танич" с 200 пассажирами остановился 30 апреля. Здесь тоже ждут роста турпотока, прибывающего по воде. Кстати, часть туров входит в программу туристического кешбэка.

- В прошлом году в Рыбинске сделали остановку 85 теплоходов. С учетом ограничительных мер цифра средняя. В этом году ожидаем рост туристов, которые прибудут в наш город по воде. 125 теплоходов - прогнозные цифры, но не окончательные, - говорит начальник городского управления культуры Марина Воронина.

Владимир Лысенко, и. о. директора департамента туризма Ярославской области:

- Речной круиз - один из самых популярных видов отдыха. Основное его преимущество - сочетание культурно-познавательного туризма и комфорта. Вы совершаете круиз по интереснейшим городам России, и при этом ваш отель путешествует вместе с вами. И в этом плане нам есть чем заинтересовать гостей. Ярославская земля чрезвычайно богата достопримечательностями и культурными традициями. Об этом говорят и факты: в 2018 году на теплоходах регион посетило 344843 туриста, в 2019-м - 360516, почти половина из которых - россияне.

Волге хотят вернуть статус главного круизного бренда

Туристов, в том числе из-за рубежа, намерены заинтересовать качественной инфраструктурой и новыми маршрутами по великой русской реке

Волге хотят вернуть статус главного круизного бренда

В 2021 году спрос на речные круизы среди россиян вырос на 50-60 процентов. В итоге речные путешествия стали одним из самых востребованных продуктов на туррынке, сообщила директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе на пресс-конференции в мае этого года. При этом качество сервиса на круизных судах зачастую остаётся на уровне 90-х годов прошлого века. Как сделать речные круизы более современными, обсудили в Совете Федерации 7 июля. Там рассмотрели две инициативы Астраханской области, которая претендует на статус круизной столицы России.

Волга ещё раз впадёт в Каспийское море

Губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин направил в Совет Федерации предложение принять национальную стратегию развития реки Волги с учётом всплеска международного круизного туризма по Каспийскому морю.

Интерес региона к этой теме неслучаен. Астрахань должна стать отправной точкой новых международных круизных маршрутов. В первую очередь речь идёт о водных путешествиях по Волге в Каспийское море и обратно — с заходом в Азербайджан, Туркменистан, Казахстан и Иран.

Масштабный выход в Каспий планировали начать ещё в 2019 году со спуском на воду первого российского лайнера «Пётр Великий». Однако строительство судна всё время затягивается. Теперь его обещают закончить в 2022 году — к 350-летию со дня рождения Петра I.

Правда, дело не только в лайнере. Уровню таких круизов не соответствует и инфраструктура многих российских городов, через которые они должен пройти, отметили на совещании в Совете Федерации представители круизного бизнеса.

«На Каспийском море два города — Махачкала и Дербент, — через которые проходит маршрут, — рассказала в Комитете Совета Федерации по социальной политике представитель одной из российских круизных компаний Светлана Гончарова. — В одном нет пассажирского причала, в другом — хорошей наземной инфраструктуры».

Даже в тех городах, где инфраструктура есть, она не адаптирована для иностранцев, отметила на заседании министр культуры и туризма Астраханской области Ольга Прокофьева. При этом именно на путешественников из-за рубежа и делаются главные ставки на новом маршруте.


Для более активного строительства портовой и сопутствующей инфраструктуры необходимо принять национальную стратегию развития реки Волги с учётом развития международного круизного туризма по Каспийскому морю, озвучила в Совете Федерации предложение астраханских властей Ольга Прокофьева.

«Национальная стратегия предполагает выделение средств на создание инфраструктуры, — поддержал астраханцев председатель экспертного совета по туризму Комитета Совета Федерации по социальной политике Александр Федулин. — Кроме того, считаю, что нам нужен брендовый маршрут по Волге, потому что эта река сегодня незаслуженно забыта».

География и история с борта теплохода

На том же совещании в Совете Федерации власти Астраханской области представили ещё одну инициативу — об организации образовательных водных маршрутов для школьников и студентов.

Сегодня развитие детского и молодёжного туризма является одной из важнейших государственных задач, напомнила Ольга Прокофьева. Образовательные круизы могут иметь большое патриотическое значение. Кроме того, такие путешествия можно привязать к отдельным школьным дисциплинам, предположила чиновница.

«Исторически города России располагались по берегам крупных водных объектов. Важнейший из них для нашей страны — это река Волга. Сегодня на берегах реки располагаются 15 субъектов, все они могли бы стать участниками нового водного образовательного маршрута», — считают астраханские власти.

Большой опыт познавательного туризма был накоплен в Советском Союзе. При этом большинство таких круизов традиционно проходили через Астрахань. Так, в советские годы сюда заходили до 350 теплоходов в сезон, причём половина их пассажиров были дети и молодёжь, напомнила Ольга Прокофьева.

Участники заседания, в том числе представители Ростуризма, Минтранса и Минпросвещения, идею поддержали и обещали помощь в разработке и подготовке такой программы. А одна из российских круизных компаний даже заявила о намерении запустить такой пробный маршрут уже этим летом.

«В этом году мы хотим протестировать первый детский маршрут, — рассказал в Совете Федерации Ришат Багаутдинов. — Для этого мы хотим пригласить на безвозмездной основе группы детей из Нижегородской и Астраханской областей, чтобы посмотреть, как они воспринимают такое путешествие».

При этом авторы инициативы также обратили внимание на необходимость субсидирования таких путешествий за счёт государства. Сейчас круиз по Волге на семью их трёх человек стоит несколько сотен тысяч рублей, сообщила Ольга Прокофьева.

Стратегический вопрос

Предложения астраханцев заслуживают внимания и нуждаются в поддержке, отметил на совещании представитель региона в Совете Федерации Александр Башкин. При этом такие инициативы должны иметь не региональный, а федеральный статус, считает сенатор.

«Это, конечно, тема не только Астраханской или любой другой области. Это должен быть федеральный бренд, как Золотое кольцо или Серебряное ожерелье», — сказал парламентарий.

Напомним, согласно государственной Стратегии развития туризма до 2035 года, объёмы круизного туризма в России планируется увеличить вдвое. Для этого намерены создать условия для интенсивного обновления флота и обслуживающей его инфраструктуры: портов, а также автомобильных дорог и железнодорожных путей.

По данным Российской палаты судоходства, на момент принятия Стратегии в 2019 году в стране эксплуатировалось около 100 круизных теплоходов. Средний возраст флота составлял 40 лет, при этом 50 теплоходов имели возраст старше 60 лет, остальные — от 30 до 45 лет. Для сравнения: тогда же в Европе речной круизный флот насчитывал 346 судов и являлся самым большим в мире.

Кстати, лидерство по числу судов и перевозок за последние 120 лет неоднократно было и за нашей страной. Например, в 1907 году Россия имела самый большой речной флот в мире. А в 60-е годы прошлого века по мощности судов и масштабу речных перевозок Волжское судоходство занимало второе место в мире, а по числу судов с механическими двигателями — первое место.

«Как в целом работает экономика, так и речной транспорт». В Нижнем Новгороде открыт судоходный сезон

Навигация-2021 официально открылась на Волге 22 апреля. Первым в плавание отправился буксир-толкач "ОТ-2443". Под марш «Прощание славянки» он проплыл через открывшийся шлюз в Горьковском море. А сегодня, 26 апреля, из Нижнего Новгорода в рамках летней пассажирской навигации отплыл первый круизный теплоход — «Лунная соната».

Доктор исторических наук, профессор НИУ - РАНХиГС Алексей Халин отмечает, что, несмотря на то, что пароходное судоходство на Волге существовало и в начале XX века, своего расцвета оно достигло в советское время. Именно в этот период такие гиганты производства как ГАЗ, НИТЕЛ и «Сокол» нуждались в «массовых грузах». Часто выбор делался в пользу речных перевозок – на тот момент речной транспорт был одним из самых дешевых. Грузоподъемность судов также имела большое значение.


Фото: Светлана Шуга

«Тогда создавались колоссальные по вместимости суда с очень большой грузоподъемностью, - рассказывает Алексей Алексеевич, - а когда в 1960-х годах капитан Пушкарев изобрел «метод толкания» (когда баржа идет впереди, а буксир подталкивает ее сзади), то это еще больше упростило задачу, решив проблему скорости. И такие массовые грузы как щебень, песок и зерно активно перевозили по воде. После распада СССР предпочтение стали отдавать автомобильным перевозкам. Грузы стали переходить с реки на дороги, поэтому в 1990-е годы возникло падение грузоперевозок. Хотя сейчас, в последние 5-7 лет, намечается некий положительный сдвиг. Новые суда улучшают, те получают новые заказы. Я бы сформулировал это так: речной транспорт работает так, как работает экономика. Речной транспорт работает, когда есть что возить».

В то же время ученый высказал сожаление об экологической обстановке великой русской реки: «Волга умирает на глазах. Большая территория залита водой, образуются заливы, болотистая местность, река потеряла течение – вот это я считаю действительно проблема. Вот сейчас спохватились, осознали масштаб проблемы, несколько сот миллиардов рублей выделили на оздоровление Волги.

Что касается речного судоходства - у них хороший менеджмент, они свои проблемы экономические и производственные решат, я бы сейчас больше обратил внимание общественности на аспект экологический».

Открытие судоходства на волге 2021

Проблемы судоходства по Волге обсуждались в Совете Федерации

Волга серьезно обмелела за последние годы

Фото: Наталья Бурухина

В Городце хотят построить еще одну камеру шлюза

Ряд СМИ сообщил о том, что федеральные власти все-таки приняли решение начать строительство низконапорного гидроузла в Нижегородской области. Однако в региональном правительстве нам сообщили, что это недостоверная информация. Речь идет о дополнительной камере шлюзов в Городце для улучшения прохода грузовых судов по Волге.

Зачем нужен нижегородский гидроузел?

Нижегородская плотина — крупный федеральный проект, одобренный президентом РФ Владимиром Путиным на президиуме Госсовета в августе . Проект вошел в целевую программу развития транспортной сети страны.

Проблеме обмеления Волги от Нижнего до Городца больше полувека, она возникла почти сразу после запуска в Горьковской ГЭС. За эти десятилетия из-за добычи полезных ископаемых и дноуглубления уровень воды в реке «просел» более чем на метр. Это привело к нарушению крупнотоннажного судоходства на Волге. Над решением проблемы судоходства на Верхней Волге работали многие ведущие специалисты страны с конца . Большинство предложенных вариантов могли решить проблему недостатка глубин ненадолго. От самого кардинального — подъема уровня Чебоксарского водохранилища до — отказались из-за размера ущерба.

Позже федеральные эксперты пришли к выводу: нижегородский низконапорный гидроузел сможет восстановить судоходство на . Якобы эффективность подобных проектов доказана мировым опытом, а также примерами строительства низконапорных плотин на Дону, что не привело к затоплению и улучшило судоходство.

Нижегородский гидроузел решили строить на судового хода Волги у острова Ревякинского, в границах Сормова. По проекту на участке Волги в на время навигации будут создавать сезонное водохранилище емкостью всего , площадь Волги изменится меньше чем на .

По задумке сторонников строительства нижегородского низконапорного гидроузла, он должен помочь решить проблемы с обмелением Волги и обеспечить судоходство между Нижним Новгородом и Городцом. В результате строительства гидроузла провозная способность речного флота в регионе должна увеличиться более чем в , а также будет восстановлено судоходство между Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями.

Однако нижегородцы выступают против гидроузла и даже выходят на акции протеста, да и петиции против этого проекта набирают сотни тысяч подписей.

Что федеральные власти предлагают сделать сейчас?

Проблему развития внутренних водных путей РФ обсуждали вчера на круглом столе в Совете Федерации. На нем заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай сообщил о том, что принято решение о строительстве в Городце дополнительной камеры, шлюза:

— Это, конечно, не решает всех тех задач, которые решал первоначально проект строительства низконапорного гидроузла, но все-таки это уже будет решением той проблемы (разделения Волги на две части), которую мы имели по состоянию на сегодня.

— Обеспечение нормальных судоходных условий на реке Волге необходимо. Но оно не должно оказывать негативного влияния на санитарно-эпидемиологическую и экологическую ситуацию в регионе, увеличивать зоны затопления и подтопления, наносить вред населению и окружающей среде. Считаем, что в этом вопросе крайне важна тщательная оценка последствий всех возможных решений, — уточнили в пресс-службе регионального правительства.

Кроме того, судя по всему, к предложенному в настоящее время к реализации варианту строительства дополнительной камеры шлюза в Городце принципиальных возражений наше правительство не имеет. Этот вариант якобы позволяет решить проблему судоходства и избежать рисков, связанных с реализацией варианта строительства Нижегородского низконапорного гидроузла.

Напомним, что Главгосэкспертиза этим летом выдала отрицательное заключение по второму этапу проекта низконапорного гидроузла в Нижегородской области:

— Мы переходим к вопросу устранения этих замечаний, которые были. Ожидается пауза. Поэтому сейчас мы говорим о том, что этот проект, конечно же, уже до не успеем реализовать. Поручение президента должно быть исполнено. Будем в рабочем порядке решать возникающие вопросы, — сообщил тогда еще руководитель Росморречфлота Александр Пошивай.

2021г. Новые Правила для лодочников. О самом важном

Касается и тех, чьи лодки не подлежат регистрации. Приказ подписан, новые Правила пользования маломерными судами вступают в силу в 2021 году. Уточнение: Маломерным судном - считается судно, длина которого не превышает 20 метров. Пассажировместимость не превышает 12 человек.

Суда (лодки) не подлежащие регистрации - так же считаются маломерными судами. И их судоводитель - так же обязан подчиняться Правилам. На вёслах ли, или под небольшим мотором в 5 л.с. - так же, как и все, могут быть оштрафованы за те же нарушения. Отличие одно - не надо регистрировать и получать удостоверение судоводителя. Это было и раньше. В новых правилах, просто - более чётко сформулировано.

Здесь, только некоторые (важные) изменения и уточнения. Ознакомиться с полным текстом новых правил - можно по ссылке, в конце статьи.

Каких то глобальных изменений в новых правилах нет. Но то, что есть - советую запомнить. Коротко - о самых важных изменениях:

2. Спасжилеты. Точнее "Индивидуальные спасательные средства" (далее ИСС ) (пункт 10, 11 новых правил) во время плавания должны быть надеты, если вы катаетесь на гидроцикле, либо на буксируемых "ватрушках, бананах, лыжах, вейках".

3. Якорь и швартовые приспособления. По новым правилам, если у вашего судна отсутствует якорь или сломана последняя оставшаяся швартовая утка - вам запрещена эксплуатация судна (неисправность, запрещающая эксплуатацию судна).

И ещё раз (ОЧЕНЬ ВАЖНО!) - Правила плавания для маломерных судов должны соблюдать все судоводители, на всех маломерных судах. Не зависимо от того - подлежит ли судно регистрации. Не зависимо от того - есть ли у них удостоверение судоводителя. Даже если сплавляетесь по реке на одноместной гребнушке - обязаны соблюдать правила! Как и обещал - ссылка на Приказ МЧС РФ от 06.07.2020 № 487 "Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах РФ . Ссылка на статью "Какие лодки не подлежат регистрации" .

Если статья полезна, жмите 👍 внизу. Пишите в комментариях - обсудим. На видео ниже - комментарии руководителя ГИМС по новым Правилам.

Начало проекта отложено на 2021 год из-за нерешенных разногласий

Правительство РФ и Нижегородская область так и не договорились о реализации проекта стоимостью 43 млрд руб., который должен решить проблему мелководья на Волге в районе Городца и избавить судоходную отрасль от ежегодных миллиардных потерь. К проекту низконапорного гидроузла остались экологические вопросы, при этом альтернативный вариант, предложенный областью, пока не проработан. По оценкам правительства, начало «фактической реализации» проекта теперь возможно не ранее середины 2021 года.

Как стало известно “Ъ”, строительство Нижегородского низконапорного гидроузла (ННГУ) отложено до середины 2021 года, следует из письма вице-премьера Марата Хуснуллина президенту РФ Владимиру Путину (копия письма от 30 апреля есть у “Ъ”). Правительство и Нижегородская область так и не смогли найти компромисс. Как отмечает господин Хуснуллин, проектная документация по второму (основному) этапу строительства ННГУ не получила положительного заключения госэкспертизы из-за «нерешенных вопросов, связанных с экологическими последствиями реализации проекта, а также необоснованным определением зон влияния создаваемого водохранилища».

Гидроузел, на создание которого нужно пять лет, планировалось сдать в 2021 году. Деньги на него — 43,4 млрд руб.— должен выделить бюджет. При этом из-за неоднократного переноса сроков часть денег уже перераспределена на другие проекты с поправкой, что они будут восстановлены в будущем. В рамках проекта запланировано строительство низконапорной плотины и, соответственно, сезонного водохранилища, которое будет обеспечивать необходимый уровень воды в навигацию.

Против создания ННГУ выступают общественность, активисты и власти Балахны, опасающиеся подтопления территорий и негативных экологических последствий (см. “Ъ” от 2 августа 2019 года). Область выступает за альтернативный вариант — строительство третьей нитки шлюзов в районе Городца стоимостью 7,5 млрд руб. Но, как отмечает в письме президенту Марат Хуснуллин, реализация такого альтернативного варианта «также необоснованна», так как его стадия проработки «начальная, а для разработки необходимой проектной документации и подготовки материалов инженерных изысканий потребуется еще около двух лет».

В итоге правительством вместе с РАН запланирован анализ обоих вариантов с использованием математического и 3D-моделирования, отмечает вице-премьер. В результате начало «фактической реализации» проекта ННГУ возможно не ранее середины 2021 года, заключает господин Хуснуллин. Таким образом, с учетом продолжительности стройки почти пять лет проект рискует выйти за пределы 2024 года, о чем ранее уже предупреждал Аналитический центр при правительстве (см. “Ъ” от 9 июля 2019 года). В аппарате Марата Хуснуллина отказались от комментариев.

В Росморречфлоте сообщили, что срок экспертизы второго этапа ННГУ из-за нерабочих дней продлен до 9 июня. В агентстве отмечают, что аналогичные экологические проблемы уже были подняты экспертизой в 2007 году при анализе проекта завершения строительства Чебоксарского водохранилища. При этом предусматривался комплекс инженерных мероприятий для ликвидации подтопления при существующем уровне этого водохранилища (отметка 63 м), который до сих пор не реализован, что «явилось основным негативным фактором при определении зоны влияния проектируемого водохранилища Нижегородского низконапорного гидроузла». В Росморречфлоте подчеркивают, что предлагаемый регионом альтернативный вариант не решит проблему малых глубин.

Сейчас на участке Волги от Городецких судоходных сооружений до Нижнего Новгорода гарантированная глубина составляет лишь 1,8 м вместо 4 м. Из-за этого суда вынуждены идти недозагруженными и простаивать в ожидании попусков воды из Горьковского водохранилища. В результате ряд грузопотоков ушел с реки на железную дорогу, говорит собеседник “Ъ” в отрасли: прямые убытки судоходных компаний оцениваются в 1,5–2 млрд руб. в год, а упущенная выгода от невозможности увеличения грузопотоков — в разы больше. По мнению собеседника “Ъ”, ННГУ позволяет решить проблему судоходства на проблемном участке с минимальными финансовыми и экологическими издержками.

Центр ГИМС напоминает правила выхода в акватории на маломерных судах

Центр ГИМС напоминает правила выхода в акватории на маломерных судах

Центр ГИМС Главного управления МЧС России по Самарской области напоминает, что с началом навигационного периода судовладельцам необходимо проверить техническое состояние своих маломерных судов, укомплектовать их всем необходимым имуществом, спасательными средствами и необходимым оборудованием.

Управлять маломерными судами, подлежащими государственной регистрации в реестре маломерных судов, допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами.

В этом году вступили в силу новые Правила пользования маломерными судами на водных объектах, содержащие в том числе требования к маневрированию и буксировке, а также расширенный перечень неисправностей, при наличии которых запрещается эксплуатация судна.

Для управления маломерными судами, не подлежащими государственной регистрации, наличие удостоверения на право управления маломерными судами не требуется, однако, владельцы данного типа судов должны соблюдать установленные требования вне зависимости от того, чем они управляются – веслами или маломощным мотором.

У парусного судна приоритет – их обязаны пропускать все судна, а у судов, оборудованных мотором наоборот – они пропускают все остальные типы судов.

При буксировке любого судна или устройства отдельный человек должен наблюдать за буксируемым судном или устройством. Строго запрещено заходить под парусом или мотором в акватории пляжей и мест массового прибрежного отдыха. Также запрещено швартоваться, останавливаться и становиться на якорь в пределах фарватера, возле навигационных знаков, под мостами.

Важное нововведение, касается индивидуальных спасательных средств. Они должны соответствовать размеру и массе лиц, их использующих, и при применении должны быть застегнуты и обеспечивать закрепление на теле пользователя, исключающее самопроизвольное снятие при падении в воду. Надевать спасательные жилеты необходимо на водных мотоциклах (гидроциклах) либо на буксируемых маломерными судами устройствах (бананы, водные лыжи, ватрушки), а также на беспалубных маломерных судах длиной до 4 метров. Дети в возрасте до 12 лет обязаны использовать жилет вне помещений лодки. Владельцы плавсредств неизменно обязаны комплектовать их индивидуальными спасательными средствами.

Запрещено перевозить на судне детей до 7-летнего возраста без сопровождения совершеннолетнего.

Новые пункты появились в обязанностях судоводителей. Так, лица, управляющие маломерными судами обязаны обеспечить безопасность пассажиров при посадке, высадке и на период пребывания на судне, осуществлять плавание в бассейнах, соответствующих категории сложности плавания судна, знать условия плавания, навигационную и гидрометеорологическую обстановку в районе плавания, прекращать движение судна по требованию государственного инспектора по маломерным судам и другие пункты.

Среди неисправностей, исключающих эксплуатацию маломерного судна, теперь есть:

- поврежденное швартовое оборудование;

- отсутствие или разгерметизация предусмотренных конструкцией маломерного судна герметичных отсеков, воздушных ящиков или блоков плавучести;

- утечка топлива из баков, шлангов системы питания;

- несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, установленным техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов»;

- отсутствие индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту, или их неисправность.

Начальник центра ГИМС Главного управления МЧС России по Самарской области Александр Старов рекомендует владельцам маломерных судов не забывать о соблюдении условий выхода на воду и элементарных правилах безопасности:

«Судовладельцам необходимо иметь при себе документы на управление маломерным судном на воде (судовой билет, удостоверение). Перед выходом на водные объекты необходимо постоянно проверять исправность судна и его укомплектованность в соответствии с обязательными нормами снабжения. Минимальный набор средств безопасности определен в судовом билете каждого конкретного судна и обязателен при нахождении на водоемах. На борту должен находиться достаточный запас горючего.

Если на водоеме «гуляет» высокая волна или лодка неустойчива, лучше не отходить далеко от берега. В любом случае, обязательно возьмите с собой полностью заряженный мобильный телефон, сообщите родственникам информацию о маршруте движения, предполагаемом месте нахождения и времени возвращения назад.

Необходимо помнить, что выход в плавание и прибытие к месту назначения следует рассчитывать на светлое время».

При плавании на маломерных судах запрещается:

- передавать управление судном лицу, не имеющему права управления;

- эксплуатировать суда, не несущие бортовых номеров;

- переоборудовать суда без соответствующего разрешения;

- нарушать нормы загрузки и пассажировместимости;

- эксплуатировать судно в состоянии алкогольного опьянения.

Помните о безопасности и в случае нештатной ситуации звоните по единому телефону пожарных и спасателей «101», «01»

Читайте также: