Отличия уаз 3160 от 3162

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

УАЗ-3160, УАЗ-3162 «Симбир», УАЗ-3163 "Patriot" (Патриот)

UAZ Patriot – первая принципиально новая модель комфортабельного внедорожника, спроектированная на УАЗе за последние 30 лет.

В середине 90-х стало понятно, что потребителям нужен и длиннобазный вариант новой модели. Такой 9-местной модели присвоили индекс 3162 и собственное название УАЗ «Симбир». Благодаря пропорционально широким задним дверям экстерьер «Симбира» получился гармоничнее, чем у базовой модели УАЗ-3160. Модель, кроме более просторного салона (в багажнике были размещены не два, а уже четыре пассажира), отличается возросшей плавностью хода и лучшей устойчивостью.

Сборку первых партий «60-ки» вели вручную по обходным технологиям, поэтому набор неисправностей затрагивает практически все узлы автомобиля. В дальнейшем для производства семейства на заводе был построен новый цех.

УАЗ-3160

УАЗ-3160
УАЗ-3162

УАЗ-3162
УАЗ-3161

УАЗ-3161
УАЗ-3163

УАЗ-3163 Patriot (Патриот)

УАЗы нового поколения все же отличались за счет гидроусилителя большей легкостью в управлении, хотя информативность руля стала совершенно «ватной». Значительная часть 3160 и особенно 3162 была оснащена дополнительным оборудованием, включающим в полном пакете центральный замок, электростеклоподъемники, тонированные стекла, магнитолу, кондиционер, предпусковой подогреватель-отопитель, щеточные фароочистители и люк в крыше.

С 2004 года производство малопопулярной короткобазной модели 3160 было приостановлено (последняя версия 31602-059 оснащалась впрысковым двигателем ЗМЗ-409.10). Длиннобазная модель УАЗ-3162 модернизирована в УАЗ-31622 Simbir. Ее оснастили ширококолейными( 1600 мм) мостами типа «Спайсер», переработали раму, салон (новая панель приборов) и т.д. Расширили заказную комплектацию. В общей сложности в конструкцию было внесено более 300 изменений.

Первые выпуски «60-го» и «62-го» комплектовали обычными карбюраторным двигателем УМЗ-421.10 (модификации УАЗ-31601 и УАЗ-31621), а с 2001 года перешли на современные и более мощные моторы с распределенным впрыском. В 2002-2003 гг. была произведена небольшая партия модификации с индексом 31608, оснащенная турбодизелем ЗМЗ-5143.10, ранее отдельными партиями изготовляли «экспортную» версию 31604 с итальянским дизелем VM.

Evolution Uaz. Для тех кто не знал :)

Мода на «паркетное» использование внедорожников появилась не так давно: менее 20 лет назад. Вплоть до 1970-х гг. джипы были утилитарными автомобилями для тех, кто живет в глуши. Затем появились первые внедорожники со стильным дизайном и легковой управляемостью — британский Range Rover, американский Jeep Wagoneer, советская «Нива». В начале 1980-х гг. специалисты Ульяновского автозавода также задумались о создании внедорожника, который обликом и динамическими данными был бы уместен в городе и на шоссе.
К разработке привлекли инженеров из Тольятти, хорошо знакомых с легковой тематикой и имеющих недавний опыт создания ВАЗ-2121 «Нива». С их помощью УАЗ сконструировал обтекаемый кузов и новую раму, предназначенную под пружинную переднюю подвеску.
Переход на пружинную подвеску дал ряд важных преимуществ по сравнению с УАЗ-469. Во-первых, большие углы поворота колес улучшили маневренность в стесненных городских условиях. Во-вторых, повысилась комфортабельность. В-третьих, улучшилась активная безопасность за счет повышения устойчивости. Наконец, пружинная подвеска позволила предусмотреть зоны преднамеренной деформации рамы, а значит, улучшить и пассивную безопасность.
Кроме этого, машину оснастили новой 5-скоростной коробкой передач (4-скоростная ставилась лишь на первые небольшие партии), гидроусилителем руля, травмобезопасной регулируемой по высоте рулевой колонкой, легковыми креслами и приборной панелью, а также радиальными шинами и дисковыми передними тормозами.
В исторических документах нет ответа на вопрос, почему автомобиль оказался столь коротким и высоким. Отчего-то создатели вознамерились поставить 5-дверный кузов на шасси с такой колесной базой, которая в общемировой практике соответствует 3-дверным версиям внедорожников. УАЗ-3160 изначально выглядел довольно неуклюже, словно над ним поработали тюнеры, ставившие цель сделать аппарат для трофи-рейда.
Как общий итог, по сравнению с УАЗ-469 новый УАЗ-3160 был гораздо комфортабельнее при сохранении практически прежней проходимости, значительно отставая от джипов-иномарок по управляемости и безопасности.

Из-за проблем конца 1980 — начала 1990-х гг. машина добралась до конвейера лишь в 1997 г., изрядно устарев стилистически. Первые партии собирали по обходной технологии, из-за чего машины изобиловали огрехами качества сборки. По причине своих неуклюжести, опасности в управлении, отсталости и проблем качества УАЗ-3160 так и не стал массовым.
Ульяновцы много работали в дальнейшем над улучшением модели. В 2000 г. они разработали длиннобазную версию УАЗ-3162 — «Сим-бир». Этот автомобиль и смотрелся пропорциональнее, и был более устойчивым на высоких скоростях. В следующем году достигли прогресса в комплектации: появилось много дополнительных ОПЦИЙ, включая кондиционер, люк в крыше и другие. Под заказ «Симбир» можно было получить в люксовом 6-местном исполнении УАЗ-31622-100 с тремя рядами раздельных кресел, имеющих индивидуальные регулировки и подголовники. В том же году завод сменил карбюраторные двигатели на инжекторные, более экологичные и приемистые. В 2002-2003 гг. УАЗ-3160 и УАЗ-3162 предлагались также с турбодизелями.

Решить проблемы с пассивной безопасностью оказалось не так просто, как с экологичностью. По тестам 2010 г. UAZ Patriot получил 0 звезд из 5 за лобовое столкновение, несмотря на усилия конструкторов по оснащению машины разными системами безопасности. Виноват высокий рамный кузов, создающий угрозу серьезных травм в случае деформации при столкновении.
С моделью Patriot УАЗ научился удовлетворять вкусам разных клиентов. Впервые Ульяновский автозавод предложил одну модель в нескольких комплектациях, предназначенных для разных кошельков, с богатым списком дополнительного оборудования: от электрических систем до кожаной отделки салона.
Чтобы понять, чем отличается хороший автомобиль от среднего, нужно попасть в экстремальную ситуацию. А каковы ваши риски, если вы уже вышли из возраста, когда тянет на внедорожные (или дорожные) подвиги? Вот почему многие покупатели, которые до появления Patriot лишь в шутку сравнивали продукцию УАЗ с корейскими и американскими внедорожниками, всерьез рассматривают его как альтернативу. При спокойной езде неискушенный автолюбитель и не почувствует разницы в шумности, комфортности, динамике и управляемости. А вот разница в цене весьма существенна — Patriot в 1,5-2 раза дешевле. А если так, зачем переплачивать? Железная логика!

Авто-реактор

УАЗ-3160, УАЗ-3162 Симбир

Третье поколение УАЗов начали проектировать в 80-е годы, а с начала 90-х модель УАЗ-3160 показывали на различных выставках. Новый цельнометаллический кузов был создан заново, а рамное шасси получили путем глубокой модернизации прежней конструкции. На УАЗ-3160 появился нормальный салон с «нормальной» панелью (впрочем, уже изначально старомодных очертаний) и креслами более-менее напоминающими легковые, снабженными подголовниками и всеми «легковыми» регулировками, включая поясничный подпор. Сиденье второго ряда можно сложить по частям в пропорции 2:1. Общее число мест - семь, включая два развернутых друг к другу жестких сиденья в багажнике. Их можно откидывать при перевозке громоздкого багажа. Задняя дверь с закрепленной на ней «запаской» почему-то открывается на правую сторону, для удобства посадки на задние сиденья предусмотрена откидная подножка (по заказу). Схема трансмиссии с жестко подключаемым приводом на передний мост при отсутствии блокировок дифференциалов напоминает о предшественнике, но лонжероны в передней части рамы сделаны энергопоглощающими, что стало возможным за счет применения компактной пружинной подвески переднего моста. Сзади применены малолистовые рессоры. На «60-м» появились новые мосты типа «Спайсер» с неразъемным картером и муфтами быстрого подключения полуосей переднего моста, а также более совершенными шарнирами, что позволило увеличить угол поворота управляемых колес. Коробка передач 5-ступенчатая полностью синхронизированная (на машинах раннего типа попадается и 4-ступенчатая), сцепление диафрагменного типа и мелкомодульная раздаточная коробка с косозубым зацеплением, управляется одним рычагом, а главное, гораздо меньше шумит. Рулевое управление травмо-безопасного типа снабжено гидроусилителеми, регулировкой по высоте рулевой колонки. Передние тормоза вентилируемые дисковые, задние - барабанные с устройством саморегулировки зазора.

В середине 90-х стало понятно, что потребителям нужен и длиннобазный вариант новой модели. Такой 9-местной модели присвоили индекс 3162 и собственное название УАЗ «Симбир». Благодаря пропорционально широким задним дверям экстерьер «Симбира» получился гармоничнее, чем у базовой модели УАЗ-3160. Модель, кроме более просторного салона (в багажнике были размещены не два, а уже четыре пассажира), отличается возросшей плавностью хода и лучшей устойчивостью.

Сборку первых партий «60-ки» вели вручную по обходным технологиям, поэтому набор неисправностей затрагивает практически все узлы автомобиля. В дальнейшем для производства семейства на заводе был построен новый цех.

УАЗы нового поколения все же отличались за счет гидроусилителя большей легкостью в управлении, хотя информативность руля стала совершенно «ватной». Значительная часть 3160 и особенно 3162 была оснащена дополнительным оборудованием, включающим в полном пакете центральный замок, электростеклоподъемники, тонированные стекла, магнитолу, кондиционер, предпусковой подогреватель-отопитель, щеточные фароочистители и люк в крыше. С 2001 года под заказ «Симбир» делали и в люксовом 6-местном исполнении УАЗ-31622-100 с тремя рядами раздельных кресел с индивидуальными регулировками и подголовниками.

С 2004 года производство малопопулярной короткобазной модели 3160 было приостановлено (последняя версия 31602-059 оснащалась впрысковым двигателем ЗМЗ-409.10). Длиннобазная модель УАЗ-3162 модернизирована в УАЗ-31622 Simbir. Ее оснастили ширококолейными(1600 мм) мостами типа «Спайсер», переработали раму, салон (новая панель приборов) и т.д. Расширили заказную комплектацию. В общей сложности в конструкцию было внесено более 300 изменений.

Многие экземпляры «Симбиров» облагорожены установкой защитных решеток, хромированных порогов и пластиковой обвески. За такие «навороченные»машины просят больше, но смотреть необходимо прежде всего на состояние более важных элементов конструкции. Солидным тюнингом была установка силового агрегата Toyota, что позволяло достигнуть более серьезных динамических характеристик, а также повышенной надежности.

Проходимость новых «уазиков» в сравнении с «51-й» моделью осталась почти на том же уровне, хотя длиннобазная версия незначительно отстает из-за увеличившегося угла рампы.

Первые выпуски «60-го» и «62-го» комплектовали обычными карбюраторным двигателем УМЗ-421.10 (модификации УАЗ-31601 и УАЗ-31621), а с 2001 года перешли на современные и более мощные моторы с распределенным впрыском. В 2002-2003 гг. была произведена небольшая партия модификации с индексом 31608, оснащенная турбодизелем ЗМЗ-5143.10, ранее отдельными партиями изготовляли «экспортную» версию 31604 с итальянским дизелем VM.

Новые УАЗы практически сохранили легендарную проходимость (только передаточное число «раздатки» маловато) марки и сделали настоящий рывок по комфортабельности. Однако в области управляемости и пассивной безопасности до мировых стандартов автомобилям этой марки еще далеко. Особенно моделям прежних серий. При вождении УАЗа надо иметь ввиду, что «повадки» автомобиля ближе к грузовикам, чем легковым автомобилям, к тому же при включении полного привода резко меняются. Малые объемы производства внушительно поднимают цену как самих внедорожников (к подержанным это относится в меньшей степени), так и на запчасти. Особые нарекания вызывает надежность оригинальных агрегатов «новичков». В подержанных экземплярах многие заводские неполадки часто уже устранены, но скрытые дефекты могут проявиться неожиданно. Очень переплачивать за экземпляры с «обвеской» все же не стоит: главное - хорошее техническое состояние самого автомобиля.

К приобретению внедорожников «УАЗа» вообще, а не только «новой» модели, надо подходить весьма взвешенно и осторожно - эта марка не для рядового городского автолюбителя, а для настоящего профессионала, для которого передвижение вне дорог - рабочая необходимость, и для фаната «внедорожных» покатушек.

Возможные проблемы
Двигатель:

  • Дефекты двигателей ЗМЗ и УМЗ (см. УАЗ-3151).
  • Текут сальники двигателя и трансмиссии.
  • Отказы в системе питания нового двигателя ЗМЗ-409 (бракованный бензонасос высокого давления) (с 2003 года).
  • Замерзание топливной системы дизеля ЗМЗ зимой (при некачественном дизтопливе).

Трансмиссия:

  • Износ главного и рабочего цилиндров сцепления.
  • «Неправильный» алгоритм переключения передач коробки передач производства арзамасского завода.
  • Крайне низкая надежность коробки передач производства арзамасского завода.

Ходовая часть:

  • Выход из строя гидроусилителя руля из-за течи патрубков гидросистемы.
  • Нарушение схода колес (характерный износ шин).
  • «Тяжелые»педали тормоза и сцепления.
  • «Ватный» руль.
  • Возможность опрокидывания модели 3160 в крутых поворотах на скорости от 80 км/ч (высокий центр тяжести, особенности рулевого управления и характеристики шин).

Электрооборудование:

  • Частые отказы реле указателей поворота.
  • Недостаточная мощность отопителя и вентилятора.
  • Слабые фары головного света.
  • Отказы насоса «автоматически» перекачивающего топливо из бака в бак (версии с двигателем ЗМЗ-409).

Кузов:

  • Некачественная сборка машин первых серий (1997-2000 гг.).
  • Негерметичность уплотнителей салона.
  • Плохая подгонка деталей интерьера.
  • Слабые буксирные петли.
  • Повреждения пластиковых бамперов на бездорожье.

Страна производства: Россия
Производитель: ОАО «УАЗ» (Ульяновск)
Кузов: рамный
Тип кузова: универсал
Число дверей: 5
Число мест: 7/ 9
Тип привода: подключаемый полный привод с демультипликатором, двигатель спереди продольно
Конструкция подвесок: спереди и сзади зависимая пружинная
Габаритные размеры, мм(УАЗ-3160): 4240х1828х1935
Габаритные размеры, мм(УАЗ-3162): 4630х1828х1948
Колесная база, мм (УАЗ-3160): 2400
Колесная база, мм (УАЗ-3162): 2760
Клиренс, мм: 220
Объем багажного отделения, л (УАЗ-3160): 980/ 1560
Объем багажного отделения, л (УАЗ-3162): 1250/ 3400
Снаряженная масса, кг (УАЗ-3160): 1910
Снаряженная масса, кг (УАЗ-3162): 2040
Коробка передач: механическая, 5-ступенчатая
Шины: 225/75 R16

Модификация: УАЗ-31601 (УМЗ-421)
Тип двигателя / число клапанов*: БК/ 4R/ 8
Рабочий объем, л: 2890
Мощность, л.с.: 98
Максимальный крутящий момент, Н•м: 147
Максимальная скорость, км/ч: 135
Разгон до 100 км/ч, с: Н.д.
Расход топл. 90 км/ч/ ГЦ, л: 10,8/ 15,4

Модификация: УАЗ-31602 (ЗМЗ-4092)
Тип двигателя / число клапанов*: БК/ 4R/ 8
Рабочий объем, л: 2693
Мощность, л.с.: 132
Максимальный крутящий момент, Н•м: 224
Максимальная скорость, км/ч: 150
Разгон до 100 км/ч, с: Н.д.
Расход топл. 90 км/ч/ ГЦ, л: 10,4/ 14,5

Модификация: УАЗ-31604 (VM425)
Тип двигателя / число клапанов*: БК/ 4R/ 8
Рабочий объем, л: 2499
Мощность, л.с.: 103
Максимальный крутящий момент, Н•м: 235
Максимальная скорость, км/ч: 135
Разгон до 100 км/ч, с: Н.д.
Расход топл. 90 км/ч/ ГЦ, л: 9,9/ 15,8

Модификация: УАЗ-31605 (УМЗ-4213)
Тип двигателя / число клапанов*: БК/ 4R/ 8
Рабочий объем, л: 2890
Мощность, л.с.: 102
Максимальный крутящий момент, Н•м: 211
Максимальная скорость, км/ч: 140
Разгон до 100 км/ч, с: Н.д.
Расход топл. 90 км/ч/ ГЦ, л: 10,4/ 14,9

Модификация: УАЗ-31622 (ЗМЗ-4092)
Тип двигателя / число клапанов*: БК/ 4R/ 8
Рабочий объем, л: 2693
Мощность, л.с.: 132
Максимальный крутящий момент, Н•м: 224
Максимальная скорость, км/ч: 150
Разгон до 100 км/ч, с: Н.д.
Расход топл. 90 км/ч/ ГЦ, л: 10,4/ 14,5

Модификация: УАЗ-31625 (УМЗ-4213)
Тип двигателя / число клапанов*: БК/ 4R/ 8
Рабочий объем, л: 2890
Мощность, л.с.: 102
Максимальный крутящий момент, Н•м: 211
Максимальная скорость, км/ч: 140
Разгон до 100 км/ч, с: Н.д.
Расход топл. 90 км/ч/ ГЦ, л: 10,4/ 14,9

*БВ - бензиновый, впрыск; БВТ - бензиновый, впрыск, турбонаддув; БК - бензиновый, карбюратор; Д -
дизель; ДНВ - дизель с непосредственным впрыском; ДТ - дизель, турбонаддув; ДНВТ - дизель с непосредственным впрыском, турбонаддув

Фотография. УАЗ-3162 (2002 г.)

Фотография. УАЗ-3162 (2002 г.)

Фотография. Панель приборов УАЗ-3160 (1996 г.)

Фотография. Панель приборов УАЗ-3160 (1996 г.)

Фотография. УАЗ-3160 (1996 г.)

Фотография. УАЗ-3160 (1996 г.)

Фотография. УАЗ-31602 (2001 г.)

Фотография. УАЗ-31602 (2001 г.)

Фотография. УАЗ-3162 (2002 г.)

Фотография. УАЗ-3162 (2002 г.)

Фотография. Панель приборов УАЗ-3160 (1996 г.)

Фотография. Панель приборов УАЗ-3160 (1996 г.)

Запись опубликована 08.12.2008 в 21:45 и размещена в разделе История УАЗ, УАЗ. Вы можете читать комментарии, используя RSS-ленту. Вы можете оставить комментарий. Оповещения с сайтов отключены.

УАЗ Патриот 2020 не будет оснащаться дизелем Ford

УАЗ Патриот 2020 не будет оснащаться дизелем Ford
дизелем объёмом 2,2 литра от компании Ford. И в довершение - .

ЗМЗ выпустил новый двигатель для УАЗ Патриот с автоматом

ЗМЗ выпустил новый двигатель для УАЗ Патриот с автоматом
Только четверть из этого числа будет предназначена для оснащения внедорожников УАЗ .

Предшественник УАЗ Патриот, каким он был?

Помните, что за автомобиль был перед тем как появился УАЗ Патриот?

Многие уже и забыли, что после "козлика" была как бы переходная модель: УАЗ-3160 (Симбир)

С виду неказистый, но отличающийся невиданным, по сравнению с линейкой УАЗ-469, комфортом. Достаточно сказать, что у шестидесятки опускались стекла. Была более-менее современная панель приборов и устанавливался инжекторный двигатель.

Но обо всем по порядку.

Разработка УАЗ-3160 была начата в самом конце 1980-х годов. Модель изначально задумывалась как гражданский вариант УАЗа ( в отличии от военного козлика ).

Но на заводе не было опыта проектирования подобного рода машин ( к тому же большинство конструкторов всё еще работали над военной версией УАЗ-3172 ), поэтому разработку кузова отдали на ВАЗ.

Самые первые варианты нового УАЗа немного напоминали Toyota Land Cruiser 60.

Но в этом направлении дизайнеры ушли недалеко, ведь у них прямо-таки были " скручены руки ": Дело в том, что шасси автомобиля менять не планировалось! Как была старая рама, два бензобака и рессорная подвеска, так всё это должно было остаться. Где уж тут полет фантазии .

Правда, в итоге от передних рессор всё же отказались. Сделали пружинную подвеску и дисковые тормоза. Нововведения тут же начали "обкатывать" на существующей линейке УАЗ-3151.

В остальном же, под красивым кузовом был все тот же УАЗ-469.
Хотя, надо отдать должное конструкторам - внешность они осовременили ( с поправкой на 80-е годы )

Более обтекаемый кузов позволил снизить лобовое сопротивление на 20%. Это было как нельзя кстати, ведь новая модель, по паспорту, должна была разгоняться до 150 км/ч.

Этому способствовали и новые двигатели, где наряду с уже зарекомендовавшим себя техлитровым, карбюраторным УМЗ-421 стали устанавливать высокооборотистый, 16-ти клапанный ЗМЗ-409 и итальянский турбодизельный VM-425 LTRU

Итальянский мотор ставили в основном на экспортные машины, которые были замечены как в Восточной Европе, так и в качестве утилитарных автомобилей для различных гуманитарных миссий ООН.

Так что в 1997 году с конвейера УАЗ сошла первая, опытная, партия "шестидесяток". А серийные автомобили стали выпускать с 1998 года.

Затем УАЗ-3160 все таки удлинили. Новая модель получила индекс УАЗ-3162 , она и стала прообразом нынешнего УАЗ Патриот.

Что лучше УАЗ Патриот или УАЗ Симбир

УАЗ Патриот

УАЗ Патриот, 1 поколение, 2-й рестайлинг, 10.2016 - н.в.

Езжу пока только 2 месяца, пробег 7000. С покупкой как-то сразу захотелось ездить (на других машинах в год ездил 10-12 тыщ). Патриот в максимальной комплектации очень хорош. При покупке рассматривал только ее, так как для жизни, а (ИМХО) комплектации ниже - это для работы. При этом пока что все работает, кондера хватает, климат-контроль работает, круизка, камера, парктроники и все такое. Места в салоне просто завались, проверено пока только недельным путешествием по Сибири, жили в нем вдвоем с женой. Обзорность отличная. НО, надо заставлять себя помнить про ограничения высоты при проезде ворот, на подземных парковках и т.п.

На трассе держится уверенно, но разгоняется тяжеловато (по сравнению с предыдущими авто). Автомат работает ожидаемо, на затяжных подъемах удобно переключить на М и плавно забраться на 5ой без кикдаунов. К движку и подвеске пока не привык, но я знал, на что иду.

Ощущение, когда ты можешь ехать практически везде, оно греет душу. А видели ли вы глаза людей, которые "сидят" в яме в чистом поле, а тут ты едешь??))))) Если перед покупкой сформировать у себя правильные ожидания, то, думаю, остальное решаемо. Количество Патриотов на дорогах этому подтверждение.

Расход. Чисто по трассе у меня 11-12 (на 100 км 2200 обмин примерно). Как только с трассы съехал, сразу 15+. И это еще лето. Но, опять же, это ведь известно. Вроде как все бензиновые без трассы едят сильно больше, чем на трассе. Хотите чтобы меньше, берите дизель.

Подвеска Патриота очень любит в точности повторять форму дороги. То есть, мелкие кочки, ямы, неровные люки и прочие дефекты под колесами я уже привык не замечать. Подвеска их съедает на ура. Но вот волны на трассе, лежачие полицейские, и прочие крупные рельефы, которые раньше я не замечал, теперь наоборот - боль и страдание. Машина повторяет рельеф до мельчайших подробностей, всем корпусом. Отдельно "радует", как весело подпрыгивает зад вместе с задами задних пассажиров и всем содержимым багажника при этом. Задним пассажиром полезно пристегиваться.

Остальное скорее не минусы, а особенности. Просто нужно их принять и понимать, что за звукоизоляция, как открываются двери, как рулится, что может в новом автомобиле выпасть плафон освещения, не открываться дверь багажника без пинка и все такое. А еще придется не забывать переворачивать воздухозаборник в "зимний режим" зимой, и это в 21 веке.

Мифы и реальность о УАЗ 3162 «Симбир»

Мифы и реальность о УАЗ 3162 «Симбир»

Наибольший интерес в постсоветском периоде представляли такие модели, как «гражданский» УАЗ-3160 и «Симбир», ставший предшественником «Патриота». Какие же распространенные мифы существуют об этой модели, и какие из них соответствуют действительности?

МИФ 2. Разработка внешности новой версии создавалась на ВАЗе. Это на самом деле так. Над внешним видом уже упомянутых «Симбиров», выпущенных под индексами 3170 и 3171, работали художники-дизайнеры Ульяновского завода А.М Рахманов, Ю.М. Гришин и В.В. Казанцев. Но внешний вид 3160 разработан специалистами по дизайну компании ВАЗ, работавшими над этим по договоренности с заводом УАЗ. Причиной для того, чтобы данный заказ отдали сторонней организации, стал приоритет на выполнение заказов военных ведомств. Вторым вариантом причины стало отсутствие опыта у завода УАЗ по производству исключительно гражданских и комфортабельных машин. ВАЗ же был единственным заводом, сумевшим самостоятельно создать сразу две новых модели - Ваз-2111 и 2108. Кроме того, НТЦ в Тольятти только начинал свою работу, а его возможностям могли позавидовать все остальные предприятия. Полученная внешность подходила для крупного внедорожника, а для своего времени он имел достаточно современный вид. Единственным недостатком стала короткая колесная база в 2400 мм, что привело к непропорциональности.

Мифы и реальность о УАЗ 3162 «Симбир» 3

МИФ 3. Кузов машины был только слегка растянут, в сравнении с «шестидесятой» моделью. Это утверждение не соответствует действительности. Версии с большой длиной чаще всего встречались у седанов представительского класса, тем более, что они получались из короткой версии при помощи увеличения задней двери. В случае с УАЗом, конструкторами был выбран несколько другой путь: машина была не просто вытянута в длину с увеличением колесной базы на 360 мм, но была также изменена форма и конфигурация задних дверей.

Мифы и реальность о УАЗ 3162 «Симбир» 4

МИФ 4. Появление особой шестиместной версии класса «люкс». УАЗ-3160 имел не только несуразный внешний вид, но и узкую колею в 1445 мм, которая при достаточно большой высоте в 1950 мм не лучшим образом отражалась на его внешности и ходовых качествах. Для исправления ситуации на заводе было принято решение применить новые мосты «Спайсер», обладавшие увеличенной жесткостью и надежностью, а также позволявшие осуществить ремонтные работы на редукторе даже без его снятия. Отличием версии с широкой колеей стала оригинальная крыша, приподнятая в задней части на 120 мм, что дало возможность установки третьего по ходу движения ряда сидений. В комплектации прототипа также наблюдались заметные отличия от стандартной версии «Симбира».

Мифы и реальность о УАЗ 3162 «Симбир» 5

МИФ 5. «Симбир» - народное названием, официальное - «Сибирь». В реальности же название автомобиля происходит от старинного названия города Ульяновск, называвшегося Симбирском. Вскоре от подобных экспериментом с названиями решили отказаться, а последующую модель назвали просто «Патриот».

Итог. «Симбир» стала одной из наиболее удачных моделей, выпущенных заводом УАЗ, до появления УАЗ «Патриот». Тем не менее, у неё был и целый ряд негативных моментов технического характера, чаще всего с коробкой передач с низкой степенью надежности, и неудачной сборкой. Именно поэтому, уже в 2005 году он уступил место на сборочном конвейере своему младшему брату - УАЗ «Патриот».

УАЗ 3162

УАЗ 3162

Машина хорошая, была куплена в 2003 году. На данный момент пробег составляет 250 тысяч километров. Не участвовал в серьезных авариях, разве только цепляли бока, били фары, гнули пороги об пеньки, и один-единственный раз въехала в заднюю часть «Таврия». Жаль, что тогда не было под рукой фотоаппарата, в общем, существенных повреждений не было пока. Машинка бегает неплохо, по платной дороге, где нет сотрудников ДПС, разгонял до 170 км/час. Двигатель на УАЗ 3162 стоит очень задиристый ЗМЗ 409.10. Единственное, что мне нравится в нем, так это проходимость и мощный двигатель объемом 2,7. Естественно, УАЗ 3162 - не идеальная машина, без своих доработок не обошлось. После покупки, года через два, начали отрываться с корнем передние амортизаторы. Потом еще через года два оторвалась тяга «Панара», порвало на части задний дифференциал, неоднократно рассыпалась коробка передач, что вскоре привело к ее замене на новенькую АДС. А, в общем, УАЗ мне нравится. Он проходит, где только можно, вместительный очень, грузоподъемный, бегает мягко и быстро. Бывает, конечно, подводит, но все равно едет. Доволен очень.

Достоинства : хороший двигатель ЗМЗ. Проходимость. Уверенность на бездорожье.

Недостатки : много мелких недочетов.

УАЗ 3162, 2004 г

К покупке УАЗ 3162 шел больше чем полгода. Когда увидел его в автосалоне первый раз - сразу понял что хочу. При выборе авто в салоне никаких явных проблем я не заметил. Все что входит в предпродажную подготовку (добавить смазки куда нужно, отрегулировать дворники, подключить «противотуманки» и т.д.) было сделано качественно и в срок. Были задержки с установкой сигнализации и дополнительного активатора на заднюю дверь, но это только из-за наплыва покупателей в конце года. Сразу, по рекомендации в автосалоне поменял напорный шланг ГУР на импортный, и масло тоже импортное залил. При первой заправке УАЗ 3162 выяснил, что не работает указатель уровня топлива в баках (хотя контрольная лампа пустого бака горит). И, также, придя утром на стоянку, обнаружил лужу под баком ГУР. Приехал в сервис. Приняли сразу без промедления. Подрезали и подтянули шланги от бачка ГУР. С указателем уровня топлива УАЗ 3162 было еще интересней. Электрик проверил на незаведенной машине — он работает, а когда заводишь - он не работает. Сказали что первый случай такой (решили оставить до ТО 1). Но через 2 дня указатель заработал нормально (возможно пока машина стояла 1 месяц в салоне, что-то где-то закисло и не «контачило»). Течь с бачка ГУР не проходила, все масло выливалось в течение 3 - 4 дней. В сервисе посмотрели и поменяли по гарантии бачек ГУР (снизу была небольшая вмятина и скорее всего микротрещина) теперь не течет. Из проблем УАЗ 3162 - за 1250 километров больше ничего не беспокоило. Машина хорошая.

Достоинства : двери закрываются тихо, даже задняя. Проходимость. Боковые зеркала удобные и большие. Салон более чем просторный. Пассажир с переднего сиденья не выходя из авто пересаживается назад. Легкий руль.

Недостатки : зеркало в салоне не дает достаточного обзора из-за подголовника на среднем заднем сиденье. В авто нет багажника в прямом понимании. Все что лежит сзади — все на виду. Нужно привыкнуть к ГУР. При включенном приводе на 4 колеса, если вывернуть рулю до упора, и поехать машина иногда глохнет.

УАЗ 3162, 2002 г

Автомобили в семье были разные, в т.ч. УАЗ «Хантер» на военных мостах. Купили УАЗ 3162 «Симбир», длинная база. Поменяли кое-что по мелочам. Относительно иномарок, запчасти на УАЗ недорогие и доступные. Поставили дополнительную печку и кондиционер. Полностью сменили колеса - поставили грязевую резину К151. И понеслось. За 1 раз перевезли на УАЗ 3162 «Симбир» домашние вещи из 1-комнантной квартиры: стенку, пуфы, коробки и узлы. Вместительность авто просто уникальна. Путешествуем по России. В машине оборудованы спальные места. На трассе идет плавно, не шумит и не грохочет. Ямы и ж/д переезды пролетает на раз. Расход топлива - 10 л на 100 км по трассе. Есть некие недочеты с коробкой, но не «криминал». Если руки на месте и голова работает, при правильной эксплуатации и внимательном отношении, эта машина станет надежным и верным другом на долгие годы. «Симбиров» было выпущено очень мало и сегодня на ходу их ещё меньше, так что я владею редким автомобилем. «Симбир» - это серьезная машина, не для гонок и «гламура», а для сильных мужчин и их боевых подруг. Была одна проблема - машину трясло на скорости 70-80 км/ч. То есть, на трассе вдруг машину начинает трясти, впечатление, что в руках ни руль, а отбойный молоток. Но, полностью заменили колеса и проблема исчезла. Есть проблема с коробкой передач - переключение скоростей.

Достоинства : проходимость. Вместительность салона. Подвеска.

Недостатки : переключение скоростей.

УАЗ 3162, 2003 г

Что понравилось: УАЗ 3162 недорогой в сравнении с «Патриотом», не жалко и поцарапать ветками по сравнению с более поздним собратом. Гораздо меньше электроники, что тоже немаловажно при эксплуатации за пределами города. Огромный багажник. Маленький расход бензина (по трассе от 8 л по прямой). Кто сомневается брать или не брать, так это на любителя, ну и наличие лишних денег при покупки «Патриота», да и на «Патрике» далеко не всегда сунешься туда куда можно на УАЗ 3162 заехать , ну и выехать соответственно. Такая, в общем, рабочая лошадка. Из минусов: наличие спайсеровских мостов, не годятся они для грязи (без дополнительно установленных блокировок), по трассе да, по грязи нет. Это и «Хантеров» и «Патриотов» тоже касается. Жаль, что перестали выпускать сей аппарат. Как и у любого другого отечественного авто - всегда руки по локоть в мазуте. Что мы хотим от наших УАЗиков? Будешь под ним лежать, будет и он тебе верой и правдой служить, будь это «Патриот», «Хантер» или «Симбир».

Достоинства : написал в отзыве.

Недостатки : написал в отзыве.

УАЗ 3162, 2002 г

Скажу сразу, я не представитель завода, я честный слесарь, волею судьбы, овладевший двухгодовалым автомобилем УАЗ 3162, а в частности моделью «Симбир». Вся история началась с прироста в семье и отчетливого понимания того, что в нашу 3-дверную Ниву мы уже не влезем совсем. Описание всех за и против особого смысла не имеет, приведу лишь одну вещь: эту машину можно починить в поле с помощью кувалды, проволоки, монтажки, пары крепких выражений и настойчивого желания добраться до места назначения. Чести ради, отмечу, что такого ни разу за много лет владения не случалось, УАЗ 3162 гремел, вибрировал, троил, но ехал. И вот прошло девять лет с даты выпуска, и я с грустью расстаюсь с ним. Когда оставляешь за собой буксующие «Ленд Крузеры», «Чероки», «Паджеро» и видишь как перед тобой карабкается Нива, мгновенно забываешь о гудящей раздатке, шприцовке всех шарнирных соединений, плохой шумоизоляции и проблеме со слабым аккумулятором. Ощущаешь лишь безграничное стремление ехать, причем там, где хочется, а не там где может машина. Оставив розовые сопли с сахаром, хочу отметить плохую курсовую устойчивость УАЗ 3162 из-за высокого центра тяжести и посредственный обзор при движении назад. Учитывая, что там, где начинаются стекла УАЗа, у большинства машин заканчивается крыша, плохая обзорность вполне оправдана.

Достоинства : нечеловеческая вместимость багажного помещения. Легендарная проходимость. Громадная ремонтопригодность. Большое количество универсальных деталей.

Недостатки : гниет медленно, неотвратимо и безжалостно.

УАЗ 3162, 2002 г

По сравнению с новыми «Патриотами», где коробка и раздатка алюминиевые , УАЗ 3162 «Симбир» - крепкая машинка. По крайней мере, когда кого-нибудь выдираешь из очередного болота на тросе, то не боишься, что вал раздатки выйдет сквозь тело. Положительное в этой машине почти все, эксплуатирую УАЗ 3162 уже 5 лет, выдерживает такие нагрузки, что буржуйским джипам и не снилось. Плохого в этом автомобиле: это конечно же ЛКП, покрашена ужасно, ну и качество сборки, тоже оставляет желать лучшего. Но после разборки и ручной сборки автомобиль - что надо. Только вот движок на такую машину изначально надо ставить дизельный.

Уаз-3162. большой

С опытным экземпляром удлиненного вседорожника UAZ 3162 мы познакомили читателей три года назад.* В нынешнем году завод планирует выпустить 200 таких машин.

База «большого», как ласково называют новый вездеход заводчане, на 360 мм длиннее, чем у «3160-го» (тест этой машины см. ЗР, 2000, № 2). Но задний свес в угоду проходимости не увеличили — из множества удлиненных джипов только «Мерседес» G-класса может похвастать таким решением (у остальных увеличение базы тянет за собой удлинение «хвоста»). Прирост «шестьдесят второго» ушел в задние двери и в боковые стекла; широкая стойка кузова слегка сдвинулась вперед. В профиль UAZ 3162 выглядит более гармоничным, чем короткая «шестидесятка», и вовсе не кажется удлиненным: скорее, «3160-й» — укороченный.

Интересно, что все импортные «одноклассники» «3160-го» — трехдверные, так что «шестидесятая» — своего рода уникум! Но ее узкие задние двери все равно лучше, чем неудобства трехдверного кузова.

Зато у «большого» задняя дверь королевского размера. Она не просто стала шире, а изменила конфигурацию. В самом широком месте проем увеличился на 180 мм, а в самом узком, внизу — на 225! Заднее сиденье «отъехало» назад на 100 мм и чуть приподнялось, так что посадка сзади весьма вольготна. Можно сидеть вполоборота, удобно прислонив голову к широкой стойке, а при желании даже спрятаться за нее от взоров любопытных пешеходов — почти как в «Волге».

Багажник, немаленький и на «шестидесятке» (ульяновские испытатели по привычке, оставшейся еще от старичка «469-го», называют его «собачником»), на «шестьдесят втором» еще больше. Но из-за того что дверь здесь, как и на «3160-м», открывается слева направо, неудобно грузить поклажу с тротуара. Зато боковые откидные сиденья двухместные. Так что в багажнике легко разместятся четверо нетолстых пассажиров. Итого — девять человек! Из вседорожников длиной до 5 м столько мест лишь у «Лендровера-Дефендера 110». Кстати, его длина (4,6 м) совпадает с «большим» ульяновцем один в один!

Впечатляет внутреннее пространство «шестьдесят второго», особенно при сложенном заднем сиденье. А если его совсем убрать (для этого надо открутить всего пару болтов), то длина грузовой площадки составит 186 см — целый фургон! И грузоподъемность (800 кг) подходящая.

В ходовой части изменений меньше. Передняя подвеска и трансмиссия с подключаемым передним мостом прежние. Только удлинен задний карданный вал, а чтобы он меньше вибрировал, введена промежуточная опора. Для увеличения грузоподъемности машины на 200 кг в задние малолистовые рессоры добавили по листу — теперь их по четыре. Двигатель один из двух: ульяновский трехлитровый УМЗ-4213 (этот был у нас на подопытном) и более мощный «волговский» ЗМЗ-409 объемом 2,7 л.

Недавно почти неделю ездил на UAZ 3162, поэтому накопились и водительские впечатления.

СЛОВНО ПО ЛИНЕЕЧКЕ

Первое, на что обращаешь внимание, — рулевое управление. Помнится, у «шестидесятки» с шинами Я-435А размерности 225/80R16 на хорошей скорости слегка плавал передок, вынуждая постоянно подруливать. Здесь, правда, резина другая — кировские покрышки К-152, причем интересной размерности — просто 225R16. Высота профиля в маркировке не указана, но на глаз — те же 80%. Эти шины мягче ярославских, но зато чуть больше шумят на асфальте. На них «большой» идет как по линеечке. Интересно, какова в этом роль шин и как на этой резине будет вести себя «шестидесятка»?

По асфальту «3162-й» идет, словно корабль: небольших ямок не чувствует, на пологих волнах не раскачивается. Скорее всего, это заслуга дополнительных листов в задних рессорах, а значит, увеличившегося межлистового трения. А вот на выпуклых неровностях и в больших ямах задний мост вздрагивает и толкает кузов больше, чем на «шестидесятке».

В поворотах машина почти не кренится, хорошо держит заданную траекторию. Даже с отключенным передним мостом при резком добавлении газа в повороте заноса не возникает. Избыточный крутящий момент немедленно уходит на «внутреннее» разгруженное колесо, которое с визгом проворачивается. То же происходит в скоростных поворотах, но за счет «мягкого» передка появляется небольшой крен и жестковатая рессорная подвеска позволяет внутреннему заднему колесу оторваться от полотна. Тем не менее «большой» и тремя колесами цепко держится за дорогу.

ПОСПЕШАЙ НЕ ТОРОПЯСЬ

Машина вполне уверенно ведет себя и на бездорожье, в расчете на которое создана. Но здесь лучше не торопиться. Тяги «на низах» у мотора достаточно, к тому же можно включить нижнюю ступень в раздатке. Управляется она одним рычагом, двигая который водитель сначала подключает передний мост, а затем уже добирается до пониженной передачи. Кстати, «передок» можно подключать и отключать на ходу (если, конечно, включены ступицы). Преодолев непролазный с первого взгляда участок, решаюсь на повтор, отключив «передок». «Большой» степенно ползет, пока двигатель работает внатяг. Но стоит добавить газ — колеса пробуксовывают и машина останавливается, возобновляя движение при сбросе газа. В общем, второй «грязевой» круг, пусть с большим напряжением, прополз без переднего моста — выручил тяговитый «на низах» мотор и хорошая резина.

Что касается неровных дорог, то и здесь лучше не спешить, ибо кузов норовит раскачаться так, что машина начинает «козлить», подпрыгивая задними колесами. Но и плестись нельзя, иначе на больших буераках «шестьдесят второй», задрав одно из задних колес, останавливается. Так что по скорости приходится подбирать золотую середину.

БОЛЬШЕ ГРУЗА — БОЛЬШЕ КОМФОРТА

Вторую серию заездов провели с полной нагрузкой. Выяснилось, что жесткая задняя подвеска — только у пустой машины, груженая ведет себя совсем по-другому: излишней жесткости нет и в помине. И по разбитой дороге, и по «пересеченке» «большой» идет плавно, заметно увереннее. Однако в поворотах появляются знакомые по «шестидесятке» крены. Но теперь уже машина держится за дорогу всеми четырьмя колесами. Скорее всего, задней подвеске нужна нелинейная характеристика жесткости, чтобы обеспечить комфорт независимо от загрузки. Заодно выяснили, что трехлитрового бензинового мотора с максимальным крутящим моментом чуть больше 20 кгс.м почти трехтонной (при полной нагрузке) машине маловато. Не зря на импортных аналогах подобного класса распространены дизели с крутящим моментом около 30 кгс.м.

К обзорности с места водителя, как и на «3160-м», замечаний нет, разве что маловаты наружные зеркала. Ульяновцы заверили, что большие уже разработаны и сейчас в стадии освоения. Зато зоны очистки стекла достойны высшей оценки. Левая щетка добирается до самой стойки, не «расширяя» ее слоем грязи.

Но все-таки самый интересный вывод из общения с «большим» УАЗом — даже после недолгого знакомства этот автомобиль способен перевоспитать самого «активного» водителя, убедив его в преимуществах плавной, спокойной езды.

+ Просторные салон и багажник; хорошая проходимость; высокая плавность хода.

— Мал крутящий момент двигателя для работы с полной загрузкой; жесткая для пустой машины задняя подвеска; неудобно открывается дверь багажника; малы наружные зеркала.

UAZ 31625* (в скобках — отличающиеся данные UAZ 31605*)

Общие данные: число мест — 9 (7); снаряженная масса — 2020 (1950) кг; полная масса — 2820 (2550 кг; полезная нагрузка — 800 (600) кг; максимальная скорость — 140 км/ч; расход топлива при 90 км/ч на пятой передаче — 10,8 (10,4) л/100 км; запас топлива — 2х43 л; топливо — бензин, о. ч. не менее 91. Размеры, мм: длина — 4600 (4240); ширина — 1828; высота — 1935; база — 2760 (2400); колея спереди/сзади — 1445/1445; клиренс — 210; радиус поворота — 7,1 (6,3) м; объем багажника — 820 (630) л. Двигатель: бензиновый, четырехцилиндровый, рядный, с распределенным впрыском топлива, расположен спереди продольно; рабочий объем — 2890 смз; диаметр цилиндра и ход поршня — 100х92 мм; степень сжатия — 8,2; мощность — 76,5 кВт/104 л. с. при 4000 об/мин; максимальный крутящий момент — 211 Н.м при 2800 об/мин. Трансмиссия: полноприводная, передний мост отключаемый; межосевой дифференциал отсутствует; межколесные дифференциалы — свободные; колесные муфты — с ручным включением; коробка передач — механическая, пятиступенчатая; передаточные числа: I — 3,78; II — 2,60; III — 1,55; IV — 1,00; V — 0,84; з. х. — 4,12; раздаточная коробка — двухступенчатая, с отключением переднего моста, передаточные числа: I — 1,00; II — 1,94 или 1,47; главная передача — 4,375 или 4,111. Подвеска: зависимая, передняя — пружинная на продольных рычагах с поперечной тягой и стабилизатором поперечной устойчивости, задняя — на малолистовых рессорах. Тормоза: гидравлические, с вакуумным усилителем, передние — вентилируемые дисковые, задние — барабанные с автоматической регулировкой зазора. Рулевое управление: типа «винт-шариковая гайка» с передаточным числом 17,3 и встроенным гидроусилителем. Размер шин: 225/75R16 или 225/80R16.

*Последняя цифра «5» указывает на комплектацию с впрысковым трехлитровым двигателем УМЗ-4213.10.

Стать вровень с УАЗом дано не каждому водителю.

Боковые сиденья — двухместные, а длина грузового отсека — почти полтора метра.

Фото Сергея МИШИНА

и удобный вседорожник, особенно при неспешной езде. На плохих дорогах и бездорожье у груженого автомобиля подвеска более комфортна, чем у пустого.

Уже не «козел», почти Симбир: как и зачем создавался УАЗ-3160


За несколько десятилетий слово «уазик» в нашей стране стало нарицательным настолько, что у многих автомобилистов воображение при упоминании ульяновского внедорожника до сих пор неизменно рисует облик сурового и мужественного «козлика» защитного цвета. Хотя кроме машин «четыреста шестьдесят девятого» семейства давно существуют совершенно другие УАЗы – куда более современные, комфортабельные и "гражданские". Однако история современных Патриотов и Пикапов началась куда более давно, чем можно подумать, ведь в их основе – "перестроечный" УАЗ-3160, разработанный еще в советские времена! Сегодня мы вспоминаем непростую судьбу и трудные "роды" этого автомобиля.

Начало

У Ульяновского автозавода в Советском Союзе был один главный заказчик — Министерство обороны. Именно поэтому УАЗ-469 был создан в строгом соответствии с техническим заданием военных, ну а потребителям из народного хозяйства приходилось мириться с особенностями автомобиля, связанными с его основным назначением.

Еще в начале восьмидесятых годов в Ульяновске начали работу над новыми трёх- и пятидверными внедорожниками, которые должны был прийти на смену "уазику". Как нетрудно догадаться, «музыку заказывали» военные, поэтому в восьмидесятые годы пятидверный УАЗ-3172 (ОКР Вагон) конструировали в соответствии с их требованиями. Однако военные заказы стали постепенно сокращаться, а гражданские потребители и не могли, и не хотели покупать продукцию УАЗа в больших количествах — уж слишком специфичными были "уазики", чтобы ездить на них по дорогам общего пользования.

Утилитарный УАЗ-3172

Утилитарный УАЗ-3172 в середине восьмидесятых выглядел вполне современно

УАЗ-3172

УАЗ-3172 в наши дни в выставочном павильоне-музее УАЗ (фото — Вадим Кондратьев)

Но тут завод столкнулся с другой проблемой — технологической. В силу низкой автоматизации производства условия труда были тяжелыми, а работали в этих цехах не постоянные рабочие, а "временщики" — в том числе и присланные теми, кто впоследствии получал новые машины, собранные на УАЗе. Это сказывалось на качестве автомобилей отнюдь не лучшим образом.

Именно поэтому к моменту, когда после перехода на "хозрасчетные рельсы" у завода появились собственные деньги и возможность ими распоряжаться, руководство приняло решение реконструировать кузовное производство и смонтировать роботизированные сварочные линии, на которых можно было бы выпускать не только автомобили для военных и народного хозяйства, но и продукцию для частных покупателей.

Вплоть до начала девяностых годов частник не мог купить ульяновский внедорожник новым — реально было "достать" разве что списанный "уазик". Но при переходе на рыночную экономику все резко изменилось.

Опытный образец «гражданского» варианта УАЗ-3172-01

Опытный образец «гражданского» варианта УАЗ-3172-01 в 1991 году выпустили в ЦОП УГК УАЗ (фото – Вадим Кондратьев)

Поэтому в Ульяновске решили не "допиливать" первую разработку, а создать новый кузов, подкатив под него существующее шасси модели 3151. Ведущим конструктором проекта стал Вячеслав Осипов, которому вместе с коллегами требовалось решить непростую задачу – «скрестить быка с носорогом», то есть совместить старую основу от военной машины с современным и комфортабельным «верхом», получив на выходе конкурентоспособный внедорожник с хорошим набором потребительских качеств.

Design by Lada

Но в Ульяновске поступили довольно нестандартно: для проектирования нового кузова привлекли специалистов ВАЗа — точнее, внешностью новой модели занялись в НТЦ ВАЗа, где в это время как раз работали над проектом новой Нивы под индексом ВАЗ-2123. Причин было несколько: во-первых, на самом ульяновском автозаводе для его штатных сотрудников в приоритете были работы по модели 3172 для военных. Во-вторых, только что запущенный научно-технический центр в Тольятти располагал самыми современными технологиями, а сам ВАЗ был безоговорочным лидером в создании принципиально новых моделей — достаточно вспомнить ВАЗ-2121, "восьмерку". В Ульяновске же опыта в создании "гражданских" машин с нуля просто не было — особенно в той части, которая относилась к дизайну.

Внешностью будущего УАЗ-3160 занялся В. Степанов — один из тех дизайнеров НТЦ ВАЗа, которые наряду с В. Сёмушкиным и А. Беляковым создали несколько пробных вариантов облика новой Нивы ВАЗ-2123.

Вариант ВАЗ-2123 от В. Степанова (1988 год), в котором без труда просматривается фамильный стиль вазовской «десятки» (фото из книги «Высокой мысли пламень»)

УАЗ Степанов

Свои наработки по Ниве дизайнер ВАЗа вскоре применил для создания облика нового «уазика» (фото из книги «Высокой мысли пламень»)

Именно поэтому обтекаемый кузов "шестидесятки" неуловимо напоминает. ВАЗ-2110 — плавные обводы, мягкие линии, отсутствие выступающих элементов вроде колёсных арок, скругленные переходы.

Для своего времени кузов УАЗ спроектирован по современным технологиям

Не обошлось и без ложки дёгтя. Из-за старого шасси дизайнеры не могли сделать машину шире или ниже — по сути, новый кузов пришлось в прямом смысле "натягивать" на раму старого УАЗа с довольно короткой колёсной базой (2 400 мм). Именно она и повлияла на весьма своеобразные пропорции новой машины, кузов которой в итоге получился высоким и коротким.

Ведь такое расстояние между осями обычно характерно для "трёхдверок", а не внедорожников с пятью дверями. В Ульяновске же трёхдверную модификацию даже не рассматривали по причине банальной нехватки средств даже для освоения базовой модели.

Симбир – название, которым с самого начала на заводе обозначали новое семейство. Однако в обиходе оно так и не прижилось: новый УАЗ до появления модели 3162 по-прежнему звали «уазиком».

чертеж УАЗ 3160

Обманчивое впечатление: УАЗ-3160 кажется крупным, хотя в длину он сравним с обычной малолитражкой!

Новый кузов и старое шасси плохо "дружили" не только по геометрическим размерам — во время компоновочных и доводочных работ стало очевидно, что ходовая часть тридцатилетней давности требует если не кардинального пересмотра, то хотя бы исправления самых явных недостатков. Тем более, что ульяновские конструкторы благодаря работам по семейству 3172 располагали неплохим набором наработок по элементам ходовой части, которые позволили бы хоть немного приблизить "уазик" по ходовым качествам к обычным легковым автомобилям.

Революция путём эволюции

Во время работ над УАЗ-3160 в Ульяновске в прямом смысле мечтали о новом двигателе — мощном, экологичном и тяговитом. Примерив перспективный на тот момент 16-клапанный ЗМЗ-406, в нём немного разочаровались — то, что было под стать Волге, оказалось недостаточным для крупного и тяжелого внедорожника. Эксперименты по установке французских дизелей Peugeot и итальянских VM представляли скорее умозрительный интерес — уж слишком заоблачной получилась бы цена автомобилей с импортным "сердцем". Поэтому лучшим вариантом оказался двигатель УМЗ рабочим объемом 2,89 л, который выпускался предприятием АО «Волжские моторы» (бывший Ульяновский моторный завод) как в карбюраторном (УМЗ-421.10-10, 98 л.с.), так и впрысковом (УМЗ-4213, 110 л.с.) исполнении.

Схему трансмиссии решили не менять — уж слишком много потребовалось бы нововведений, поэтому УАЗ-3160 довольствовался традиционным "парт-таймом" с жестко подключаемым передним мостом и отсутствующими блокировками дифференциалов, хотя в разработках по модели 3160 числилась и новая раздатка с межосевым дифференциалом, что позволило бы ездить с включенным передком и по дорогам с твёрдым покрытием.

Зато впереди вместо традиционных рессор применили компактную пружинную подвеску, которая позволила улучшить пассивную безопасность за счет увеличения энергопоглощающей способности передних лонжеронов рамы, а сзади — малолистовые рессоры. Интересно, что колёсная база "коротыша" по сравнению с обычным УАЗом все-таки увеличилась на 20 мм, но, увы, глаз этого не замечает.

Несмотря на первоначальные планы не трогать шасси и трансмиссию, УАЗ-3160 получил целый ряд новых узлов, которые выгодно отличали его от предшественника. Специально для "шестидесятки" на базе обычной «четырехступки» создали пятиступенчатую полностью синхронизированную коробку, которая отличалась наличием картера пятой передачи, пристыкованного к корпусу. Кроме того, была разработана и абсолютно новая «пятиступка» с общим алюминиевым картером, но серийные УАЗ-3160 её так и не дождались, а многие машины из-за нехватки комплектующих вообще оснащали четырехступенчатой коробкой передач.

В стремлении упростить водителю обращение с трансмиссией конструкторы также изменили схему управления мелкомодульной раздаточной коробкой, возложив эту задачу на один рычаг, причем включить "понижайку" без подключения переднего моста было нельзя. Да и сами ведущие мосты стали другими — вместо не самых жестких и прочных мостов типа "Тимкен" УАЗ-3160 оснащали так называемыми "чайковскими" типа "Спайсер", с неразъемным картером, причем для подключения переднего моста предусматривались флажки в ступицах передних колёс, а шарниры более совершенной конструкции позволили увеличить их угол поворота.

И это еще не всё: УАЗ-3160 получил травмобезопасную рулевую колонку с регулировкой по высоте, а также гидравлический усилитель рулевого управления, который облегчал маневрирование на малых скоростях и уменьшал удары "по рулю" во время езды по бездорожью.

Не забыли в Ульяновске и про тормоза: совместно с фирмой Lucas конструкторы разработали дисковые вентилируемые передние тормоза с двухпоршневыми суппортами, а задние барабанные получили автоматический подвод колодок к барабанам.

УАЗ-3160

Сохранив прежнюю схему трансмисии, УАЗ-3160 по технике стал намного «ближе» и «добрее» к водителю и пассажирам

Таким образом, по технической части «шестидесятка» совершила большой шаг вперёд от сурового автомобиля для военных до обычного автомобиля для рядовых граждан.

УАЗ-3160

Став куда более привлекательным внешне и удобнее внутри, УАЗ-3160 сохранил потенциал настоящего внедорожника с отличной геометрической проходимостью.

Всё для людей

УАЗ 3162 салон

УАЗ 3162 руль

Интерьер нового УАЗа – не лучше, и не хуже чем у остальных отечественных автомобилей того времени

УАЗ 3160

Со временем комбинация приборов получила окошко с цифровым одометром

При этом салон «шестидесятки» был не только симпатичным, но и функциональным: заднее сиденье можно было сложить по частям (2:1), а в багажном отделении предусматривались откидные сиденья, благодаря чему УАЗ-3160 мог взять на борт до семи человек включая водителя.

УАЗ-3160 кабина

Пятеро в салоне, двое в багажнике – УАЗ-3160 был семиместным автомобилем

Вместо откидного борта в НТЦ ВАЗ спроектировали и впоследствии запатентовали открывающуюся в сторону дверь с навешенным на неё запасным колесом, но "калитка" почему-то открывалась на правую сторону – то есть, в сторону тротуара, точно как на японских праворульных джипах.

журнала «За Рулем» за 1993

журнала «За Рулем» за 1993

Новый ульяновский внедорожник стал настоящей звездой августовского выпуска журнала «За Рулем» за 1993 год

Читайте также: