Почему датсун сняли с производства

Обновлено: 05.07.2024

Не заладилось с LADA. Почему бренд Datsun уходит с российского рынка

Datsun.

Слухи о прекращении производства Datsun в России ходили с 2019 года. Уже тогда агентство Reuters, ссылаясь на собственные источники, сообщало о планах Nissan отказаться от убыточных брендов и сконцентрировать усилия на продажах в США и Китае. В начале этого года японское агентство Nikkei распространило информацию о скором завершении продажи машин под брендом Datsun. Несмотря на опровержения российского офиса компании, в мае Bloomberg раскрыл информацию о ближайшей реструктуризации Datsun. И вот сейчас было распространено официальное заявление Nissan.

Новая стратегия

Как значится в официальном релизе компании, «в рамках новой стратегии, направленной на дальнейшее развитие и укрепление бренда Nissan, принято решение о завершении производства автомобилей под брендом Datsun на заводе АО „Автоваз“ в Тольятти в декабре 2020 года».


Компания собирается консолидировать ресурсы для продвижения автомобилей под привычным брендом Nissan. Главной движущей силой для реализации плана станут производственные мощности в Санкт-Петербурге, а также деятельность Исследовательского центра Nissan. Согласно глобальной стратегии бренда, в ближайшие годы Nissan рассматривает возможность вывести на российский рынок новый электрический автомобиль.

Как завил вице-президент Nissan Франк Торрес, отвечающий за операции Nissan в России, компания намерена оставаться активным участником российского рынка и продолжать инвестиции.

Перелицованная LADA

Решение о закрытии бренда Datsun не стало неожиданностью как для сотрудников Nissan, так и для клиентов. Дело в том, что производство седана on-DO и хэтчбека mi-DO производилось в кооперации с «АвтоВАЗом», который вошел в альянс Renault-Nissan. Соглашение, заключенное с руководством в Тольятти, предполагало использование уже функционирующего конвейера для выпуска машин. Фактически седан on-DO и хэтчбек mi-DO были немного адаптированными моделями «Гранта» и «Калина» прошлого поколения, которые получали новый облик, иные настройки трансмиссии, двигателя и рулевого управления.

Специалисты Исследовательского центра Nissan в Санкт-Петербурге разработали несколько пакетов усовершенствований, благодаря чему Datsun воспринимался российскими автомобилистами как хорошо укомплектованная и «доведенная до ума» LADA. Российские покупатели встретили их очень хорошо, и с момента запуска продаж в 2014 году бренд вошел в двадцатку самых популярных в стране.

Ford F-Series.

Усиление конкуренции

Однако разразившийся скандал с отставкой влиятельного председателя совета директоров альянса Renault-Nissan Карлоса Гона и недвусмысленное поведение японской стороны во время расследования выдвинутых против него обвинений охладили взаимоотношения внутри альянса. Концерн Renault, крупнейший акционер «АвтоВАЗа», фактически осуществляющий руководство предприятием, стал клониться к обособлению. Тольяттинцы обновили модельную линейку, провели колоссальную работу по улучшению качества продукции, всерьез взялись за доработку моделей «Гранта», которые поставлялись для Datsun, и в какой-то момент оказалось, что LADA уже предлагает более конкурентоспособную продукцию, чем Nissan-Datsun.

Седан on-DO и хэтчбек mi-DO проигрывали конкурентную борьбу. Новое соглашение французское руководство заключать в ущерб себе не спешило, и Nissan-Datsun был вынужден искать иные пути развития бизнеса.

Lada Granta Drive Active.

Datsun будет жить

Между тем решение о завершении продаж Datsun в России не затрагивает другие рынки, на которых представлен бренд. В Индии и Южной Африке он продолжит присутствовать, правда, там реализуются совсем другие модели.

Что же касается судьбы уже проданных и продающихся автомобилей on-DO и mi-DO, то они продолжат обслуживаться через сеть официальных сервисных центров Nissan, авторизованных для работы с Datsun.

Datsun уходит из России. Что будет с дилерами, гарантией и запчастями


Руководители Nissan объявили о трансформации своей работы в ближайшие четыре года. В рамках новой стратегии бренд решил полностью отказаться от продажи в России бюджетных автомобилей Datsun. Об этом топ-менеджеры Nissan объявили во время глобальной пресс-конференции 28 мая, а позже планы подтвердили в российском представительстве японского бренда.

«Мы сфокусируемся на тех сегментах, где компания проявила себя наиболее эффективно, а именно в сегменте кроссоверов и внедорожников, — объяснили в Nissan. — Производство планируется увеличить до 6 млн автомобилей в год. При этом мы сосредоточимся именно на основных и самых важных для компании моделях. К 2023 году мы полностью прекратим выпуск устаревших моделей и грузовиков. Мы отказываемся от бренда Datsun в России, а также снижаем количество моделей в нашем портфолио с 69 минимум до 55».

Как уточнили в российском офисе компании, производство автомобилей под брендом Datsun на заводе АвтоВАЗ в Тольятти прекратится в декабре 2020 года. «Это позволит консолидировать ресурсы, укрепить позиции Nissan в России сегодня, а также обеспечит прочный фундамент для дальнейшего роста и развития в будущем», — уточнили в Nissan.


Статьи 21 июля 2016 Глава Datsun: «Кризис в России – это время возможностей»

Компания пообещала продолжить предоставлять услуги послепродажного обслуживания и продажу запчастей для более чем 130 тыс. владельцев Datsun через сеть авторизованных дилерских центров Nissan. Политика предоставления гарантии останется без изменений. В Nissan также уточнили, что решение о завершении производства Datsun не затронет другие рынки, на которых представлен бренд, и никак не повлияет на работу Infiniti в России.

В России, напомним, Datsun представлен всего двумя моделями: седаном on-DO и хэтчбеком mi-DO, которые построены на базе Lada Kalina. В линейку двигателей входят 1,6-литровые моторы производства АвтоВАЗа мощностью 87 и 106 лошадиных сил. Агрегаты работают с пятиступенчатой механической коробкой передач либо с четырехдиапазонной автоматической трансмиссией японской фирмы Jatco. Цены на машины стартуют с отметки 516 000 рублей (без учета скидок и акций). Также автомобили Datsun на данный момент продают в Беларуси, Казахстане, Индии, Непале и Малайзии.


Занимавший в тот момент позицию главы бренда Datsun Винсент Кобе заверял, что автомобили хоть и построены на базе моделей Granta и Kalina, существенно от них отличаются. При этом он признавал, что дилерская сеть АвтоВАЗа гораздо мощнее: продавались автомобили Datsun исключительно через дилерскую сеть Nissan. Андерссон же говорил о том, что наработки Datsun сможет использовать при борьбе с рядом системных проблем у моделей АвтоВАЗа.

«Производитель представлен в России тремя брендами: Infiniti (премиум), Nissan (средний класс) и Datsun (бюджетный массовый сегмент). Высокая конкуренция с локальным автопроизводителем в массовом сегменте требует больших инвестиций. Изначально проект был высокорискованным, и продажи Datsun в России не оправдали ожиданий. На дилерах уход Datsun отразится нейтрально, экономика бренда практически нулевая, и продажами Datsun в основном занимались только дилеры Nissan», — сказал Петрунин в беседе с Autonews.ru.


В свою очередь глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков отметил, что в целом Nissan, как и другие бренды, сейчас переживает сложные времена. Однако в свете скандала с бывшим топ-менеджерам Альянса Карлосом Гоном и трансформацией, которую бренд начал еще до пандемии, Nissan все-таки будет справляться с ситуацией сложнее.

«Рынка на всех не хватит, мировые продажи автомобилей рухнут на 20–25%, в России — на 25–30%, поэтому выживать будут сильнейшие, а слабые — уходить, — сказал Целиков. — В России Datsun не прижился. Видимо, в 2014 году бренд решили вернуть, чтобы часть продаж Lada перешла к Nissan. Но ведь это была та же Granta, только с небольшими доработками и другим шильдиком».

Финансовый эксперт международной финансовой компании «Альпари» Александр Лосев считает, что решение Nissan обусловлено текущей рыночной конъюнктурой, а также повышением качества автомобилей Lada.

«Ослабленный бренд не смог выдержать локальную конкуренцию наряду с мировым замедлением экономики. Конкурентами Datsun в текущих реалиях стали даже поддержанные старые иномарки. Также сильным конкурном стали новые версии автомобилей Lada», — считает Лосев.


Что касается непосредственно бренда Nissan, то компания пообещала в ближайшие четыре года обновить свое портфолио в России, а также привезти новые модели, включая электрокар. Все новые модели пообещали оснащать новым поколением системы помощи водителю ProPILOT. Локализованные модели будут по-прежнему производить на заводе Nissan в Санкт-Петербурге.

Datsun уходит из России. Вот чем он нам запомнится

Седан on-DO компания представила в апреле 2014 года, и сразу стало понятно, что это перелицованная Лада Гранта.

В июле того же года седаны on-DO разбавили вереницу Lada Granta и Kalina на линии конвейера в Тольятти, а в августе на Московском международном автосалоне был показан хэтчбек mi-DO, в котором без труда угадывалась Калина.

Тем не менее датсуновцы на каждой презентации, в каждом пресс-релизе и рекламном ролике говорили, что подход к подбору комплектующих и производству автомобилей будет совершенно другим, что Datsun — бренд с богатой историей, носящий в себе настоящую японскую ДНК. Но разубедить общественность в том, что «Datsun — это Lada, только дороже», было сложно.

Однозначно японской в этих машинах была только 4-ступенчатая АКП Jatco , но и она уже больше года устанавливалась на Калину и Гранту.

Попытки стать лучше

Запуск производства Datsun на АВТОВАЗе подстегнул процесс, который начался с приходом концерна Renault-Nissan, а именно введение новых методов работы над качеством сборки и комплектующих. Это не раз признавали и сами вазовцы: сборка Datsun помогла подтянуть качество «чисто вазовских» Lada Granta и Kalina.

Схема была такая: сначала какие-то улучшения вводились на on-DO и mi-DO, а со временем распространялись на Калину и Гранту. Об этом сейчас мало кто помнит, но благодаря Датсунам на Ладах появилась более эффективная шумоизоляция, бесшумный компрессор климатической системы и некоторые другие решения, которые сегодня воспринимаются как должное.

А кроме того, с появлением Датсунов:

  • у покупателя недорогого автомобиля появился еще один вариант;
  • на рынок вышел доступный седан с гигантским багажником. В первый раз его увеличили на этапе превращения Калины первого поколения в Гранту. Второй раз то же самое проделали для седана on-DO, увеличив задний свес Гранты.

Обманутые ожидания»

С самого начала было заявлено, что на российском рынке Datsun будет представлен тремя моделями, и после последовательных, с разницей в несколько месяцев, презентаций седана и хэтчбека начало казаться, что вот-вот будет представлена и третья, а по прозрачным намекам представителей бренда получалось, что это будет кроссовер.

Но намеки так ими и остались. Слухи снова начинались, стоило бренду начать развивать тему кроссоверов на других рынках — вроде запущенного в Индонезии Datsun Cross. Строились предположения, у какой модели из выпускающихся альянсом в России российский «кросс» мог бы позаимствовать платформу. Но кроссовера Datsun Россия не увидела.

Кроме того, уже имеющиеся в России модели преследовали проблемы с комплектующими и несовершенством конструкции: носители «японской ДНК» ломались, как Лады. Иногда к типичным для российских машин неприятностям добавлялись и собственные поломки.

Последняя надежда

Едва ли кто-то будет оспаривать утверждение, что в умах многих автомобилистов Датсуны так и остались «Грантой с другим шильдиком». На это указывает и сравнительная статистика продаж. И всё же свою роль эти машинки в российском автопроме сыграли — их любят те, кому хочется чуть больше качества за свои честно заработанные.

Так чем же запомнился Datsun?

  • странным неймингом: название on-DO было воспринято в России с юмором, породило много шуток и присказок;
  • фразой «к вам приедет иномарка. », которая была (и, возможно, есть) у некоторых операторов такси при назначении клиенту автомобиля. Всегда забавно дослушать фразу до конца и узнать, что за иномарка к тебе приедет;
  • дизайном передней части кузова и «иностранной» эмблемой — очевидно, что ряд покупателей отдал предпочтение моделям Datsun по этой причине.

Вероятно, мы вспомнили не все моменты, которыми запомнился Datsun в России. Приглашаем вас дополнить их в комментариях. Особенно ждем рассказов владельцев Датсунов.

Datsun отправлен в отставку: почему легендарный бренд провалился в России

Татарстан оказался в пятерке регионов с крупнейшим автопарком бюджетного бренда.

Компания Nissan объявила о планах прекратить продажи автомобилей Datsun в России, хотя они еще почти год будут доступны у дилеров. Как говорят эксперты, проблем с обслуживанием этих машин в дальнейшем опасаться не стоит, ведь «Датсуны» практически ничем не отличаются от моделей Lada Granta.

В переводе на японский

Легендарная марка Datsun, возрожденная автоконцерном Nissan в 2012 году для ряда развивающихся рынков, похоже, вновь уходит в небытие. Вслед за Индонезией бюджетный бренд покинет и нашу страну, о чем недавно было официально объявлено. Таким образом, Datsun останется только на рынке Индии, однако надолго ли - вопрос.

Напомним, для каждого рынка присутствия Datsun были разработаны модели, ориентированные именно на предпочтения местных потребителей и, как правило, на базе уже существующих автомобилей. Так, в России бренд Datsun появился в сентябре 2014 года с седаном on-DO и хэтчбеком mi-DO, которые стали слегка перелицованными и модернизированными версиями Lada Granta и Kalina. В частности, в отличие от «доноров» автомобили Datsun получили не только вазовский 1,6-литровый двигатель мощностью 87 л.с., но и его более мощный 106-сильный вариант. А помимо механической коробки передач в пару к ним также предложили хоть и старенький, но неубиваемый «автомат» от японской фирмы Jatco.


- Дела у компании Nissan и так в последнее время не очень и страдает весь альянс. А Datsun уже не тот, и нет подобных легенд, как та же Fairlady. В нашей же стране «японец» был представлен лишь двумя моделями перелицованных «Лад», и только чуть более мощные моторы и немного другой дизайн выделяли их от отечественных машин. Больше ничего особенного в них и не было, зато цена существенно выше. Из-за необоснованно высокой стоимости многие предпочитали «Датсунам», пусть и в кредит, базовые Hyundai Solaris или Volkswagen Polo седан, где люди понимали за что отдают свои деньги, - рассказывает директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко.

Переплата за бренд

Действительно, в своем позиционировании на рынке Datsun сделал ставку на силу японского бренда, однако в бюджетном сегменте покупатели переплачивать за это не готовы. Напомним, седан Datsun on-DO предлагается сегодня по цене от 516 тысяч рублей, хэтчбек mi-DO - от 539 тысяч. Для сравнения, седан Lada Granta стоит от 465,9 тысяч рублей, а хэтчбек можно купить от 482,9 тысяч рублей.

При этом в отличие от донорского семейства Lada Granta, которое в 2018 году прошло глубокий рестайлинг, модели Datsun все эти годы выпускались без изменений. Стоит ли удивляться, что «Гранты» продаются куда лучше, чем их японские «собратья». Только в прошлом году вазовские бюджетники приобрели 135,8 тыс. россиян - это даже чуть больше, чем было продано «Датуснов» за всё время с момента выхода марки на российский рынок.

Кстати, в планах Datsun было представить у нас бюджетный кроссовер, который разрабатывался в том числе и для индийского рынка. Но модель так и не дошла до конвейера, хотя, очевидно, могла бы стать бестселлером марки в нашей стране.


По мнению управляющего «Объединенной Автомобильной Корпорации - РРТ» Сергея Новосельского, ценовая политика Datsun, основанная на «японском происхождении», не выдерживала никакой критики, а отсутствие обновлений на фоне обновления Lada Granta «добила» Datsun.

Распродажи не будет?

Между тем, несмотря на официальное заявление об уходе марки Datsun с российского рынка, эти автомобили исчезнут из продажи не сразу. Седан Datsun on-DO и хэтчбек mi-DO будут выпускаться в нашей стране до конца года, и покинут конвейер «АвтоВАЗа» лишь в декабре. Поставки дилерам продолжатся и вовсе до марта 2021 года, так что к этому времени дилеры смогут оптимизировать свои складские запасы. А значит, больших скидок в рамках распродаж ждать не приходится, к тому же низкая доходность бренда к этому и не располагает.

- Понятно, что дилеры не станут закупать автомобили массово и формировать склад. Время есть, так что плавно, до конца финансового года (а он по японскому календарю заканчивается 31 марта) будут распроданы складские остатки, и дилерам останется полноценно работать с владельцами купленных автомобилей, - говорит директор автосалона Авторитет-М (ГК «Автодель») Олег Кивико.


В свою очередь, Денис Еременко отмечает, что уход бренда Datsun будет не особо заметен, как того же «Форда», ведь игрок был откровенно слабый. Но при этом у энтузиастов, которые всё же покупали модели on-DO или mi-DO, отзывы преимущественно положительные. Поэтому остатки новых автомобилей Datsun можно покупать и дальше, если хочется чуть лучше, чем «Гранта», но дешевле той же «Весты» или Renault Logan. Благо проблем с обслуживанием не будет, ведь машины болт в болт сделаны из нашей «Лады». А в целом, к сожалению, наш рынок становится всё скуднее и скуднее.

«АвтоВАЗ» - в выигрыше

Что касается дальнейшего послепродажного обслуживания и продаж запчастей для автомобилей Datsun, то ими будут заниматься авторизованные дилерские центры Nissan. Согласно данным агентства «Автостат», по состоянию на 1 января 2020 года в нашей стране насчитывалось 125 тыс. машин японской марки, и около 55% из этого количества еще имеют гарантийный срок.

Кстати, львиную долю - 82% - в российском автопарке Datsun занимает седан on-DO (103 тыс. шт.), оставшиеся же 18% приходятся на хэтчбек mi-DO (22 тыс. шт.). Стоит также отметить, что Татарстан входит в пятерку регионов с наибольшим количеством автомобилей Datsun - по дорогам республики колесит 6,1 тыс. таких машин. Больше машин этой марки числится только в Башкирии, Самарской области и Краснодарском крае.

Как считает Сергей Новосельский, в результате ухода Datsun с российского рынка выиграет, в первую очередь Lada, в меньшей степени - «китайцы». Однако надо понимать, что доля Datsun, которая не превышала 1,3-1,5%, расстановку сил на рынке особо не изменит.


- Что же касается влияния на дилеров, то оно будет минимальным, так как все шоу-румы построены с минимальными требованиями, как правило, на основе марки Nissan. Выбор стратегии переориентации по реализуемому новому бренду, конечно, будет за собственником, а выбор на сегодня есть, как с минимальными инвестициями, например, по китайским брендам, так и дороже, - резюмирует руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Захаров.

Официально: Nissan прекратит производство Datsun в России

Nissan 28 мая опубликовал свой корпоративный антикризисный план, который дополняет стратегию оздоровления альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, обнародованную 27 мая. Самое интересное для нас — впервые официально подтверждается уход бренда Datsun из России (слухи об этом ходили с 2019 года, но всякий раз официальные лица Ниссан их опровергали).

План рассчитан на четыре года, он должен вернуть компанию к восстановлению финансовых показателей и устойчивому росту.

Цели, обозначенные в плане: к концу 2023 фискального года достичь операционной рентабельности на уровне 5% и занять 6% мирового авторынка.

Компания анонсировала несколько решительных шагов по реструктуризации, снижению затрат и повышению эффективности бизнеса. Среди них:

  • сокращение производственных мощностей на 20% — до возможности выпуска 5,4 млн автомобилей в год при условии стандартных смен,
  • повышение загрузки заводов до уровня 80% от мощности — это должно сделать их прибыльными,
  • сокращение модельного ряда на 20% — с 69 до 55 моделей,
  • снижение постоянных издержек на 300 млрд иен ($2,8 млрд),
  • закрытие завода в Барселоне (там выпускается пикап Navara и электрофургон e-NV200),
  • сосредоточение заводов в Северной Америке на ключевых для рынка моделях,
  • закрытие мощностей в Индонезии и сохранение завода в Таиланде как единственной базы для выпуска моделей на рынки Юго-Восточной Азии,
  • более тесная работа с партнерами по альянсу — взаимное использование производственных мощностей, моделей и технологий.

Касаемо действий на ключевых рынках план выглядит так:

  • концентрация Nissan на операциях в Японии, Китае и Северной Америке,
  • использование активов альянса для поддержания бизнеса на неключевых для марки рынках — в Южной Америке, Юго-Восточной Азии и Европе,
  • уход из Южной Кореи, упорядочивание операций в Юго-Восточной Азии,
  • отказ от марки Datsun в России (снятие с производства этих автомобилей),
  • фокусирование на ключевых сегментах, включая классы C, D, электромобили и спорткары,
  • выпуск 12 новых моделей в течение ближайших 18 месяцев,
  • расширение присутствия в сегменте электромобилей и гибридов, выпуск более 1 млн электрифицированных машин ежегодно к концу 2023 фискального года,
  • повышение доли электрифицированных машин в структуре продаж в Японии до 60%,
  • оснащение автопилотом ProPilot двадцати моделей, выпуск 1,5 млн машин с такой системой к концу 2023 фискального года.

Когда именно произойдет отказ от Datsun в России, не уточняется. Эта марка у нас в стране представлена всего двумя моделями — седаном on-DO и хэтчбеком mi-DO, они построены на базе Lada Kalina/Granta и с 2014 года выпускаются на заводе АвтоВАЗ в Тольятти. Вполне возможно, что эти модели протянут до завершения своего жизненного цикла, которое назначено на 2022 год.

В январе — апреле 2020-го в России было продано 5048 новых автомобилей Датсун (данные АЕБ), падение продаж относительно аналогичного периода 2019-го — минус 26,8%. Весь авторынок за тот же период упал на 19,1%.

Бренд Datsun оказался под угрозой ликвидации

Возрождение марки Datsun, начавшееся в 2012 году как часть плана Power 88, было идеей опального Карлоса Гона, который лично запускал бренд в Индии, Индонезии, Южной Африке и России. После ареста и свержения функционера его «наследие» планомерно зачищается альянсом.

Команда нового босса Ниссана Макото Утиды будет отказываться от нерентабельных продуктов и закрывать сборочные линии. Таков «план восстановления производительности», который должен вывести компанию из кризиса. Реформа сильнее всего ударит по развивающимся рынкам, чтобы высвободить ресурсы для бизнеса на главных площадках — в США и Китае. Как сообщает Reuters, одной из жертв реструктуризации, скорее всего, станет бюджетный бренд Datsun. Ему среди прочего вменяется «воровство продаж»: дешёвые малолитражки отбивают покупателей у Ниссана.

Оптимизация, по данным Reuters, поручена старшему вице-президенту Дзюну Секи, который рассматривает на предмет сокращения мощностей все рынки с заводами, за исключением Китая. Закрывать заводы целиком или выводить предприятия из какой-либо страны не планируется. В числе задач — искоренение порочной практики по продаже автомобилей с большими скидками в корпоративные парки. Мол, Карлос Гон достигал целей любой ценой и отдавал машины за бесценок, чем подрывал имидж Ниссана. Ожидается, что Дзюн Секи обнародует масштабный план уже в этом месяце. На реформу потребуется около года.

Дополнение от 3.12.2019

Японское издание Nikkei Asia Review сообщило, что производство и продажа моделей Датсуна в Индонезии и России будут прекращены в 2020 году. Дескать, затея с компактными машинками по низким ценам принесла «неутешительные результаты», инвестиции в развивающиеся страны «оказались неэффективными» и вообще — на Datsun приходится лишь один процент от глобального объёма Ниссана. Невелика, мол, потеря.

Российский Nissan не комментирует слухи, указывает на рост продаж Датсуна (+25% в первом полугодии), обещает обновить on-DO и mi-DO. Между тем газета «Коммерсант» допускает, что Nissan и сам может уйти вслед за Датсуном, поскольку его модельная линейка сократилась до минимума, спрос за десять месяцев снизился на 21%, завод в Петербурге загружен на 56,5%. Впрочем, Ниссану может помочь Mitsubishi, если переберётся из Калуги в Питер, а за Datsun, вероятно, вступится АвтоВАЗ. Будто бы новое руководство Ниссана нанесёт визит в Москву для встречи с властями.

Дополнение от 30.03.2020

Nissan свернул всё автопроизводство в Индонезии, закрыв свой последний завод в Пурвакарте. Коронавирус ни при чём — это часть оптимизации. Предприятие работало с 2014 года, выпуская три модели Датсуна: GO, GO+ и Cross. Конвейер остановился в конце января. Когда запасы машин у дилеров закончатся, индонезийский Datsun прекратит существование. Обслуживание и ремонт автомобилей Nissan берёт на себя.

Агентство Reuters отмечает, что закрытие площадок Ниссана — ожидаемый подарок конкурентам. Toyota и Daihatsu, имеющие два завода, уже оттянули на себя более 40% продаж автомобилей в стране. Honda вдобавок к легковушкам производит мотоциклы, а через пару-тройку лет в Индонезию придёт Hyundai с электромобилями.

«Датсун» — всё! АвтоВАЗ прекратил выпуск машин под японской маркой


Выпуск автомобилей Datsun для российского рынка завершился. Последние машины марки сошли с конвейера АвтоВАЗа 10 декабря.

Японская компания Nissan Motor возродила бренд Datsun в 2012 году: под этой маркой начали делать компактные недорогие машины для рынков Индии, Индонезии и ЮАР. А в 2014 году марка появилась в России. В Тольятти организовали производство двух моделей — седана on-DO на базе «Лады Гранты» и хэтчбека mi-DO, то есть перелицованной «Калины».

Хэтчбек Datsun mi-DO продавался намного хуже, чем седан

Хэтчбек Datsun mi-DO продавался намного хуже, чем седан

Автомобили Datsun пользовались неплохим спросом, но так и не стали хитом продаж. В последние годы российские дилеры марки продавали 20–25 тысяч машин ежегодно.


Финансовые проблемы у материнской компании Nissan и пандемия коронавируса заставили японцев изменить стратегию и отказаться от региональных проектов. Одним из них и стал российский Datsun, созданный на локальной, а не глобальной платформе, и продающийся только на одном крупном рынке. О закрытии проекта объявили в мае этого года.

В начале 2020 года дебютировал обновлённый седан Datsun on-DO

В начале 2020 года дебютировал обновлённый седан Datsun on-DO

А теперь, как и было обещано ранее, АвтоВАЗ завершил производство автомобилей Datsun. Запаса ранее выпущенных машин дилерам хватит ещё на два–три месяца, после чего марка окончательно покинет российский рынок. Обслуживанием автомобилей, продажей запчастей и выполнением гарантийных обязательств в дальнейшем займутся дилеры «Ниссана».

Между тем в конце ноября машины марки подорожали на 15 тысяч рублей: седан Datsun on-DO сейчас стоит от 531 000 рублей, а хэтчбек mi-DO обойдётся как минимум в 554 000 рублей.

Nissan прекратит производство автомобилей Datsun в России


В России будет прекращена сборка Datsun от японского автомобильного концерна Nissan, который решил свернуть ряд зарубежных производств. Об этом стало известно из программы трансформации и устойчивого роста компании до 2023 года.

Таким образом компания снижает количество представленных брендов в своем портфеле. «Мы сосредоточимся на производстве основных моделей. К концу 2023 г. мы полностью прекратим производство старых моделей и грузовиков. Мы также прекратим производство Datsun в России. Тем самым снизим количество моделей в нашем портфеле с 69 до менее чем 55», — отметили в Nissan.

«В рамках четырехлетнего плана Nissan примет решительные меры для трансформации своего бизнеса путем оптимизации неприбыльных операций и избыточных объектов наряду со структурными реформами», — говорится в документе.

Отмечается, что помимо прекращения сборки Datsun в России, Nissan планирует «выйти» из Южной Кореи и оптимизировать операции на рынках в АСЕАН (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии). Основные действия Nissan в ближайшие годы будут направлены на рынки Японии, Китая, Северной Америки. При этом компания рассчитывает поддерживать на должном уровне бизнес в Южной Америке и в Европе.

При этом в целом будущее Datsun на мировом рынке никак не изменится, речь идет только о производстве в России. Комментируя уход бренда с российского рынка, в представительстве Nissan «Интерфаксу» рассказали, что производство автомобилей под брендом Datsun в России завершится к концу текущего года. Тем не менее поставки дилерам сразу не прекратятся, они будут продолжены до марта 2021 года. Автомобиль также не исчезнет из розничной продажи — машины будут продаваться до последнего автомобиля со склада.

Таким образом производитель хочет укрепить бренды Nissan и Infiniti, консолидируя все ресурсы. У компании есть намерение расширить модельный ряд в сегментах кроссоверов и внедорожников. Именно эти модели автомобилей, как передает «Интерфакс», пользуются особой популярностью среди российских покупателей.

В то же время план Nissan направлен на достижение устойчивой 6%-ной доли на мировом рынке к концу 2023 г. «План преобразований направлен на обеспечение устойчивого роста, а не чрезмерного расширения продаж. Теперь мы сконцентрируемся на нашей основной компетенции и повышении качества нашего бизнеса, сохраняя при этом финансовую дисциплину и концентрируясь на чистой прибыли на единицу продукции для достижения прибыльности», — приводит пресс-служба концерна слова CEO компании Макото Учиду.

Datsun является одним из самых старых автомобильных брендов Японии. В 2012 году альянс Renault–Nissan возродил его. В России бренд официально появился лишь в 2014 году и был представлен на Московском международном автосалоне (ММАС). На рынке России автомобили под этим брендом представлены в двух моделях: седан on-DO и хэтчбек mi-DO.

Двигатели автомобилей Datsun представлены 1,6-литровыми моторами производства АвтоВАЗа. Их мощность 87 и 106 лошадиных сил. В линейке машины имеют пятиступенчатую механическую коробку передач либо с четырехдиапазонную автоматическую трансмиссию японской фирмы Jatco. Автомобили под брендом Datsun стоят от 516 тыс. рублей. Они представлены не только на российском рынке, но и на рынках Белоруссии, Казахстана, Индии, Непала и Малайзии.

Сама компания Nissan Motor является одним из крупнейших производителей автомобилей в Японии. Компания, основанная в 1933 году, входит в состав альянса Renault — Nissan — Mitsubishi. Фирма производит автомобили под такими брендами, как Nissan, Infiniti и Datsun.

При этом итоги первого полугодия 2019/2020 финансового года показывают, что чистая прибыль Nissan, которая приходится на акционеров, упала в 3,7 раза по сравнению с уровнем прошлого года. Прибыль составила порядка 600 млн долларов. Уменьшилась и выручка компании почти на 10%.

Чуть доработанные Lada Granta и Kalina. Чего ждать от подержанных Datsun

alt=" Фото: Пресс-служба Datsun." />
 Фото: Пресс-служба Datsun.

Если вы когда-нибудь покупали новые отечественные автомобили, например, "Ладу", УАЗ или даже псевдоиностранную Chevrolet Niva, то могли обратить внимание, что дилеры российских брендов предлагают покупателям довольно необычную, но востребованную у наших автолюбителей услугу. Называется она "Протяжка".

Это когда механики официального сервиса только что пришедшую с завода машину загоняют на подъемник и докручивают недокрученные болты и гайки, затягивают незатянутые хомуты, закрепляют незакрепленные патрубки и шланги, промазывают непромазанные механизмы и потенциально скрипучие соединения. А иногда даже меняют явно бракованные детали.

Так вот, если немного утрировать, отечественные "Датсуны" сделаны похожим образом. Вазовские "Гранты" и "Калины" были отправлены "на протяжку", где им до кучи чуть изменили бампера и фары, а седану немного нарастили багажник.

Фото: Борис Захаров/РГ

Официально в автомобилях подверглись модернизации или изменениям около 1000 деталей. Интересно, что, по словам создателей, проект превращения Lada в Datsun - желание наших же потенциальных покупателей. Мол, по опросам, автовладельцы с еще большим усердием покупали бы дешевые отечественные автомобили, если бы за ними не тянулся имиджевый шлейф "Жигулей". Да и обслуживаться на сервисе Nissan был бы куда лучше, чем у дилеров АвтоВАЗа, само собой, при цене последних.

В общем, для того, чтобы "Ладу" превратить в японскую иномарку по цене "Лады", единственное, что можно было сделать - назвать "Ладу" японским названием Datsun, и в силу возможностей протряхнуть ее по японскому чек-листу на сервисе. Для 130 тысяч покупателей этого оказалось достаточно, а потому на вторичном рынке сегодня крайне обширное предложение.

Купить подержанный Datsun можно, имея в кармане около 200 000 рублей. За такие деньги начинаются седаны on-DO с 87-сильным мотором на "механике" первого 2014 года выпуска. Хэтчбеки mi-Do, появившиеся с 2015 года, идут дороже - от 250 000 рублей с той же агрегатной парой. И, кстати, выбор их куда меньше - четверть от всех предложений.

Столько же в целом приходится на версии с еще диковинной тогда автоматической японской коробкой передач Jatco. Двухпедальные "Датсуны" сегодня предлагаются от 280 000 рублей. Редкой комплектацией является самый дорогой седан on-Dо с 16-клапанным 106-сильным мотором - таких на рынке около 5% по цене от 300 000 рублей.


Как уже было сказано, абсолютно вся техническая начинка досталась "Датсунам" от "Гранты" и "Калины".

Как и доноры, "Датсуны" могут докучать "плавающими" неисправностями, которые разнятся от машины к машине. Однако в силу еще небольшого возраста и, видимо, реально более внимательного сервиса, нареканий на машины правда меньше, чем на такие же "Лады".

В частности, внимания требует система ГРМ, которую от греха подальше лучше менять каждые 50 тыс.км. У машин с пробегом около 100 тыс.км могут наблюдаться подтеки масла, что исправляется заменой прокладок. В зоне риска система охлаждения - особенно термостат и помпа. Лучше почаще менять свечи и катушки зажигания. Больше всего вопросов к всевозможным датчикам: кислорода, расхода воздуха, коленвала. Также нередки сбои блока управления и неисправности генератора.


Трансмиссий на Datsun ставилось две: отечественная механика и древний японский 4-ступенчатый автомат. Хотите избавить себя от лишних проблем - берите именно второй вариант, поскольку "автомат" JF414E требует только регулярной замены хорошего масла и минимальных нагрузок без перегревов.

Фото: Владимир Саяпин/ТАСС

Вазовскую механическую коробку, известную своими неисправностями, создатели вроде как пытались доработать, но получилось видимо частично, поскольку традиционные "косяки" владельцы все равно отмечают. Синхронизаторы первых трех передач, муфты и шестерни, скорее всего, придется с известной частотой менять, причем желательно вместе с маслом. Не шибко долговечно и сцепление, слабым звеном которого является диск. Как и на "Ладах", компенсируется все это недорогим ремонтом.


Всепрощающее шасси Datsun - одно из главных отличий от Lada, поскольку нарекания на машины заметно разнятся. В японской инкарнации основные претензии к недолговечным ступичным подшипникам и скрипящим шаровым, в то время как у "Гранты" отмечались проблемы и со стойками, и с сайлент-блоками, и с тормозами.

Еще одной особенностью Datsun является глюки электроусилителя и постукивания рулевой рейки, хотя эти же неисправности встречались, например, и на обновленной "Калине".


Datsun давал шесть лет гарантии от сквозной коррозии, которая в этом году на автомобили первых лет выпуска как раз и кончилась. В целом прочным кузов не назвать - на сколах и царапинах ржавчина появляется быстро и активно прогрессирует, так что позаботиться о защите стоит.

Фото: www.vk.com/avtovaznewsspb

Что касается салона, который получил отдельные изменения, сути это не поменяло. Сделан интерьер из дешевых материалов, которые быстро изнашиваются и начинают скрипеть. Но это не так страшно, как регулярные глюки салонной электрики, доставшиеся от Lada - сбои с разной частой и временным промежутком дают буквально все элементы: управления светом и дворниками, микро-климатом, мультимедией и прочими опциями.


Можно было бы сказать, что смысла строить из "Жигулей" иномарку не было, и Datsun не далеко ушел от "Гранты". Однако чуть-чуть все-таки ушел. Доведенные до ума немного иным подходом к созданию машины, к тому же часто обслуживаемые в рамках более требовательных дилерских центров Nissan, "Датсуны" реально имеют меньшее число нареканий, чем исконно отечественные доноры.

Да, от многих проблем избавиться не удалось, однако бюджетная машина небольшого возраста и пробега, с достаточным набором потребительских характеристик, неубиваемым "автоматом" и копеечным обслуживанием за 250-300 тысяч рублей нашему вторичному рынку определенно нужна.

Читайте также: