Положение о порядке расходования средств гранта рнф

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Положение о порядке расходования средств гранта рнф

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Учреждение использовало средства гранта Российского научного фонда (РНФ) за 2018 год не по назначению (были выплачены командировочные сотруднику). Проверяющие РНФ обязали вернуть средства гранта, использованные не по назначению.
Может ли сотрудник, которого направляли в командировку, вернуть деньги? Какие бухгалтерские проводки необходимо сделать в данной ситуации?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Средства гранта, использованные не по назначению, подлежат возврату грантодателю. Анализ материалов внутреннего расследования, проведенный по результатам проверки учреждения проверяющими Фонда, позволяет установить виновное лицо и принять решение о форме возмещения ущерба.
При принятии решения о неправомерности отнесения командировочных затрат на расходы, произведенные по гранту, и, соответственно, неправомерности выплаты командировочных сотруднику, учреждение отразит в бухгалтерском учете исправление ошибки прошлых лет и оформит возврат в кассу как возврат дебиторки прошлых лет.
При принятии решения удержать с виновного лица, установленного учреждением в результате проведения внутреннего расследования, сумму ущерба, соответствующую сумме гранта, подлежащей возврату грантодателю, учреждение отразит в бухгалтерском учете поступление в кассу как сумму дохода от возмещения ущерба.

Обоснование вывода:
В рассматриваемой ситуации в ходе инициированной Российским научным фондом (далее - РНФ, Фонд) проверки целевого использования средств гранта, выделенного Фондом учреждению в 2018 году, проверяющие обнаружили, что средства гранта использованы не по назначению, а именно: необоснованно произведены командировочные расходы. Согласно Акту проверяющих учреждение обязано вернуть средства, соответствующие размеру покрытия расходов сотрудника на командировку, на лицевой счет РНФ.
По нашему мнению, в сложившейся ситуации возможны два варианта развития событий, так как порядок отражения хозяйственной операции по возврату средств гранта грантодателю в связи с расходованием не по назначению в бухгалтерском учете учреждения будет зависеть от классификации свершившегося события: искажение отчетности по гранту вследствие ошибочно отнесенных на затраты командировочных расходов или нанесение учреждению ущерба действием или бездействием виновного лица. По данному факту учреждению необходимо провести служебное расследование.
Если учреждением в ходе проведения внутреннего расследования обнаружено, что отнесение командировочных расходов на затраты гранта неправомерно (например, командировочные расходы не подтверждены документами в установленном порядке, не исполнено служебное поручение в полном объеме и пр.), то необходимо внести соответствующие корректировочные записи.
Согласно п. 27 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2017 N 274н (далее - СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки"), искажение факта хозяйственной жизни в учете (в данном случае неправомерное отнесение на затраты командировочных расходов) признается ошибкой. Принципиальное значение для выбора алгоритма действий при исправлении ошибки имеет факт утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 33 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки").
Так как на дату выявления ошибки годовой отчет уже утвержден, то в бухгалтерском учете учреждения исправления вносятся на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) датой обнаружения ошибки с использованием специальных счетов (п.п. 276, 281, 298 Инструкции N 157н, п. 17 раздела V Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62480). К таким счетам, в частности, относятся: 304 86 "Иные расчеты года, предшествующего отчетному", 401 18 "Доходы финансового года, предшествующего отчетному", 401 28 "Расходы финансового года, предшествующего отчетному".
Отметим, что детальный порядок применения указанных счетов положениями Инструкции N 174н не урегулирован. Поэтому в случае необходимости исправления ошибок прошлых лет конкретный порядок применения данных счетов бюджетному учреждению следует согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции N 174н, и закрепить положениями учетной политики.
Операции, исправляющие ошибки прошлых лет, обособляются на отдельных счетах бухгалтерского учета, в отдельном регистре и в отчетности текущего отчетного периода не отражаются (п.п. 15, 31, 52, 68 Инструкции N 33н, п. 1.7 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.07.2018 N 02-06-07/55005).
При разработке схемы корреспонденций счетов следует исходить из того, что при исправлении ошибок прошлых лет, влияющих на финансовый результат, формируемый по операциям прошлого периода, в части расходов используется счет 401 28, в части доходов - 401 18. Оформление исправительных записей, не влияющих на финансовый результат деятельности учреждения, может быть отражено с применением счета 304 86.
Таким образом, в бухгалтерском учете учреждения могут быть сделаны следующие записи:
1. Дебет 2 401 28 200 Кредит 2 208 00 667
- отражено уменьшение суммы начисленных в прошлом году командировочных расходов способом "Красное сторно";
2. Дебет 2 201 34 510 Кредит 2 208 00 667
Увеличение 17 (АнКВИ 510, КОСГУ 510)
- погашение дебиторской задолженности по расходам прошлых лет при поступлении средств в кассу учреждения;
3. Дебет 2 210 03 560 Кредит 2 201 34 610
Увеличение 17 (АнКВИ 510, КОСГУ 510), Увеличение 18 (АнКВИ 610,КОСГУ 610)
- выбытие средств поступившей в кассу дебиторской задолженности прошлых лет для внесения на лицевой счет учреждения на основании Объявления на взнос наличными;
4. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 210 03 660
Увеличение 17 (АнКВИ 510, КОСГУ 510), Увеличение 18 (АнКВИ 610, КОСГУ 610)
- внесение средств со счета учета наличных денежных средств на лицевой счет учреждения;
5. Дебет 2 304 86 830 Кредит 2 401 18 152
- скорректировано завышение объема выполнения гранта в 2018 году, на основании уточненного отчет о выполнении гранта ошибка исправляется способом "Красное сторно";
6. Дебет 2 304 86 830 Кредит 2 303 05 731
- восстановлена задолженность перед грантодателем в сумме средств, подлежащих возврату;
7. Дебет 2 303 05 831 Кредит 2 201 11 610
Увеличение 18 (АнКВИ 610,КОСГУ 610)
- возврат средств гранта в РНФ.
С другой стороны, оплата командировочных расходов является обязанностью работодателя в силу трудового законодательства. Тогда учреждением после анализа материалов внутреннего расследования может быть обнаружено виновное лицо, чьи действия (бездействие) повлекли за собой использование средств гранта не по назначению: например, неправильно сформулировано служебное задание, не предусмотрено наличие командировок сметой или условиями гранта и пр. Соответственно, принимается решение о взыскании с виновного лица нанесенного имуществу учреждения ущерба, к которому относятся и израсходованные не по назначению денежные средства. При наличии согласия виновного лица внести взыскиваемую с учреждения в пользу РНФ сумму в кассу в учете можно отразить следующие бухгалтерские корреспонденции:
1. Дебет 2 209 44 567 Кредит 2 401 10 144
- отражена сумма причиненного учреждению ущерба;
2. Дебет 2 201 34 510 Кредит 2 209 44 667
Увеличение 17 (АнКВД 140, КОСГУ 144)
- внесение средств в кассу учреждения виновным лицом;
3. Дебет 2 210 03 560 Кредит 2 201 34 610
Увеличение 17 (АнКВИ 510, КОСГУ 510), Увеличение 18 (АнКВИ 610, КОСГУ 610)
- выбытие поступивших в кассу средств для внесения на лицевой счет учреждения на основании Объявления на взнос наличными;
4. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 210 03 660
Увеличение 17 (АнКВИ 510, КОСГУ 510), Увеличение 18 (АнКВИ 610, КОСГУ 610)
- внесение средств со счета учета наличных денежных средств на лицевой счет учреждения;
5. Дебет 2 304 86 83Х Кредит 2 401 18 152
- скорректировано завышение объема выполнения гранта в 2018 году, на основании уточненного отчет о выполнении гранта ошибка исправляется способом "Красное сторно";
6. Дебет 2 304 86 830 Кредит 2 303 05 731
- восстановлена задолженность перед грантодателем в сумме средств, подлежащих возврату;
7. Дебет 2 303 05 831 Кредит 2 201 11 610
Увеличение 18 (АнКВИ 610, КОСГУ 610)
- возврат средств гранта грантодателю.

14 ноября 2019 г.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Положение о порядке расходования средств гранта рнф

Дата публикации 18.05.2020

Сотрудница филиала научно-исследовательского учреждения выиграла президентский грант. Заключено двустороннее соглашение о получении гранта в форме субсидии из федерального бюджета между Минобрнауки России, которому доведены лимиты бюджетных обязательств в соответствии с п. 4 ст. 78.1 БК РФ, и головным учреждением (институтом). Грант предоставляется на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития науки для материальной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук в целях реализации Указа Президента РФ от 09.02.2009 № 146. Ученый (руководитель проекта) - сотрудница филиала.

Сметой по гранту предусмотрено использование накладных расходов в размере 7%. Накладные расходы выделены в перечне затрат к соглашению отдельной суммой без расшифровки. Между институтом и ученым - руководителем проекта заключается договор по организационно-финансовому и техническому сопровождению гранта, составляется смета. На основании договора эта сумма выделяется в доход института по коду 130. Накладные расходы в соответствии со сметой включают возмещение услуг связи, зарплату сотрудников администрации, участвующих в сопровождении гранта, командировочные расходы.

Головное учреждение перечислило грант филиалу. В филиале сделана проводка по дебету счета 2 201 11 510 и кредиту счета 2 304 04 510. Какой корреспонденцией счетов выделяются накладные расходы филиала в размере 7% согласно смете? Облагается ли сумма накладных расходов НДС 20%?

Гранты - денежные и иные средства, которые передаются безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями (ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ).

По общему правилу поступление и расходование грантов отражается в рамках вида финансового обеспечения (деятельности) 2 "Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)" (письмо Минфина России от 22.12.2016 № 02-07-10/77351). Однако из этого правила есть исключения.

Гранты могут учитываться и по КФО 5 в рамках субсидий на иные цели. Согласно п. 4 ст. 78.1 БК РФ гранты в форме субсидий предоставляют уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления по итогам проводимых конкурсов, а также органы исполнительной власти (местного самоуправления). Главное условие при квалификации гранта в качестве субсидии на иные цели - требование о контроле за использованием гранта органом-учредителем (п. 4 письма Минфина России от 30.08.2013 № 02-13-09/35843).

В письме Минфина России от 20.09.2019 № 02-05-10/72629 также сказано, что для отражения поступлений грантов в форме субсидии в соответствии со ст. 78.1 БК РФ в зависимости от цели предоставления грантов применяются соответствующие коды вида финансового обеспечения 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения), 5 - субсидии на иные цели.

На сайте Пермского филиала ИЭ УрО РАН указано, что функции и полномочия учредителя Центра от имени Российской Федерации осуществляет Минобрнауки России. Поэтому грант, полученный от Минобрнауки России и перечисленный филиалу от головного учреждения, может быть учтен по КФО 5. В такой ситуации орган-учредитель перечисляет субсидию учреждению с применением КВР 612 "Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели" (п. 48.6.1.2 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, далее - Порядок № 85н).

Если грант отражен в учете Минобрнауки России по КВР 613 "Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям", то учреждение и филиал учитывают средства гранта по КФО 2. Этот момент необходимо уточнить у учредителя и при необходимости уточнить учетные данные по применению КФО.

Для учета расчетов между головным учреждением и его обособленными подразделениями по поступлению и выбытию нефинансовых, финансовых активов и обязательств между ними предназначен счет 304 04 "Внутриведомственные расчеты" (п. 276 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее - Инструкция № 157н).

Следовательно, в бухгалтерском учете филиала бюджетного учреждения поступление гранта отражается записью:

Дебет 2(5) 201 11 510, увеличение забалансового счета 17 (КОСГУ 510) Кредит 2(5) 304 04 510 - поступил грант от головного учреждения (п. 72 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, далее - Инструкция № 174н).

Из вопроса следует, что между исследовательским центром и ученым - руководителем проекта заключается договор по организационно-финансовому и техническому сопровождению проекта, выполняемого в рамках гранта. Как правило, на основании такого договора учреждение предоставляет ученым необходимые условия для реализации проекта. При этом учреждение за такую услугу может получать плату в виде части гранта (компенсацию накладных расходов).

Накладные расходы - это расходы по созданию учреждением необходимых условий для выполнения проекта членами научного коллектива. Конкретные направления их использования учреждение устанавливает самостоятельно.

Возможность самостоятельного распоряжения полученными денежными средствами является основанием для их учета в качестве доходной операции в рамках КФО 2. Учитывая, что условия для реализации проекта предоставляются ученым на основании договора, полагаем, что накладные расходы в этом случае могут быть квалифицированы в качестве дохода от оказания услуг.

Доходы от оказания платных услуг, работ отражаются по подстатье 131 КОСГУ (п. 9.3.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н) и статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 12.1.3 Порядка № 85н). Для учета расчетов по доходам от оказания платных услуг (работ) предназначен счет 205 31 (п. 199 Инструкции № 157н, п. 93 Инструкции № 174н).

Списание расходов за счет гранта отражается в соответствии с п. 153 Инструкции № 174н. Выделение накладных расходов не поименовано в перечне затрат Порядка № 209н. Полагаем, что такие расходы могут быть отражены по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ как расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенные на подстатьи 221 - 225, 227 - 229 КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).

Если грант учтен по КФО 5, выделение накладных расходов отражается записями:

Дебет КРБ 5 401 20 226 Кредит КРБ 5 302 26 732 - начислены накладные расходы за счет гранта (п. 153 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 2 205 31 562 Кредит КДБ 2 401 10 131 - начислен доход учреждения в сумме вознаграждения (п. 109 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ 5 302 26 832 Кредит КИФ 5 201 11 610, увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 226) - перечислены с отдельного лицевого счета на лицевой счет, открытый подразделению, суммы в размере накладных расходов за счет гранта (п. 73 Инструкции № 174н);

Дебет КИФ 2 201 11 510, увеличение забалансового счета 17 (КОСГУ 131) Кредит КДБ 2 205 31 662 - поступили денежные средства в сумме вознаграждения на лицевой счет (п. 72 Инструкции № 174н).

Если грант учтен по КФО 2, выделение накладных расходов отражается записями:

Дебет КРБ 2 401 20 226 Кредит КРБ 2 302 26 732 - начислены накладные расходы за счет гранта (п. 153 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 2 205 31 562 Кредит КДБ 2 401 10 131 - начислен доход учреждения в сумме вознаграждения (п. 109 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ 2 302 26 832 Кредит КДБ 2 205 31 562 - произведен зачет накладных расходов (п. 94 Инструкции № 174н).

Накладные расходы целесообразно рассматривать в качестве дохода от оказания услуг. Следовательно, такие услуги облагаются НДС в общем порядке на основании п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 162 НК РФ.

Положение о порядке расходования средств гранта рнф

Об утверждении Правил предоставления в 2021 году грантов в форме субсидий из федерального бюджета бюджетным учреждениям на реализацию проектов по разработке лекарственных препаратов и медицинских изделий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2020 г. № 2187
МОСКВА
Об утверждении Правил предоставления в 2021 году грантов в форме субсидий из федерального бюджета бюджетным учреждениям на реализацию проектов по разработке лекарственных препаратов и медицинских изделий

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления в 2021 году грантов в форме субсидий из федерального бюджета бюджетным учреждениям на реализацию проектов по разработке лекарственных препаратов и медицинских изделий.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 21 декабря 2020 г. № 2187

ПРАВИЛАпредоставления в 2021 году грантов в форме субсидий из федерального бюджета бюджетным учреждениям на реализацию проектов по разработке лекарственных препаратов и медицинских изделий

1. Настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2021 году грантов в форме субсидий из федерального бюджета бюджетным учреждениям на реализацию проектов по разработке лекарственных препаратов и медицинских изделий в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" (далее соответственно - государственная программа, получатель гранта, грант).

Целями предоставления гранта являются формирование научного, технологического и производственного потенциала фармацевтической и медицинской промышленности, а также развитие инвестиционной инфраструктуры исследований и разработок в области фармацевтической и медицинской промышленности.

Сведения о гранте размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Бюджет" (далее - единый портал) при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период).

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"индустриальный партнер" - юридическое лицо, осуществляющее производственную деятельность в области фармацевтической и (или) медицинской промышленности и заинтересованное в коммерческом использовании разработанных лекарственных препаратов и (или) медицинских изделий, полученных в рамках проекта;

"проект" - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процессов, ограниченных по времени и ресурсам, реализуемых получателем гранта в том числе с привлечением третьих лиц, включая индустриальных партнеров, направленный:

на проведение разработки, доклинических и клинических исследований лекарственных препаратов;

на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (разработка конструкторской и технологической документации и организация опытного производства), проведение комплекса технических и (или) клинических испытаний медицинских изделий, а также на поиск и привлечение индустриального партнера с целью регистрации лекарственных препаратов и (или) медицинских изделий и организации производства разработанных лекарственных препаратов и (или) медицинских изделий.

3. Гранты предоставляются по результатам конкурса, проводимого Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящими Правилами (далее - конкурс).

4. Гранты предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства промышленности и торговли Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

Остаток гранта, не использованный в 2021 году, может быть использован получателем этого гранта в следующих финансовых годах реализации проекта в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.

5. Результатом предоставления гранта является количество реализованных проектов по разработке лекарственных препаратов и медицинских изделий, направленных на увеличение объема инвестиций в научные исследования, разработки, технологические инновации и перевооружение производства фармацевтической и медицинской продукции и увеличение объема привлеченных внебюджетных средств.

Показателями, необходимыми для достижения результата предоставления гранта, являются:

количество полученных в рамках проекта регистрационных удостоверений на лекарственные препараты или медицинские изделия;

объем привлеченных в проект внебюджетных средств, включая средства индустриальных партнеров.

6. Грант предоставляется на основании соглашения о предоставлении гранта, заключенного между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и получателем гранта (далее - соглашение о предоставлении гранта).

Соглашение о предоставлении гранта, дополнительные соглашения к соглашению о предоставлении гранта заключаются в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации, с соблюдением требований о защите государственной тайны в форме электронного документа с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, имеющих право действовать от имени каждой из сторон.

7. В соглашении о предоставлении гранта предусматриваются в том числе:

а) наименование и цели проекта и план-график реализации проекта;

б) целевое назначение гранта (перечень затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляется грант, в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил);

в) размер гранта и условия его предоставления, а также обязательство по направлению внебюджетных средств на реализацию проекта, их объем и сроки направления;

г) значения показателей, необходимых для достижения результата предоставления гранта, установленных в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;

д) обязанность представления отчетности о достижении значений результата предоставления гранта и показателей, необходимых для достижения результата предоставления гранта, а также об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является грант, в соответствии с пунктами 30 и 31 настоящих Правил;

е) форма аналитической справки о выполнении плана-графика реализации проекта, предусмотренной подпунктом "в" пункта 30 настоящих Правил, а также формы и сроки представления дополнительной отчетности, подтверждающей целевое использование гранта;

ж) обязательство получателя гранта о представлении информации и документов, подтверждающих целевое использование гранта;

з) обязанность ведения получателем гранта раздельного учета затрат на реализацию проекта;

и) согласие получателя гранта на осуществление Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля проверок соблюдения им целей, порядка и условий предоставления гранта;

к) ответственность сторон за нарушение условий соглашения о предоставлении гранта;

л) последствия недостижения получателем гранта значений показателей, необходимых для достижения результата предоставления гранта, установленных соглашением о предоставлении гранта;

м) порядок возврата получателем гранта средств гранта в федеральный бюджет;

н) порядок внесения изменений в соглашение о предоставлении гранта и условия его расторжения;

о) порядок согласования новых условий соглашения о предоставлении гранта или расторжения соглашения о предоставлении гранта при недостижении согласия по новым условиям в случае уменьшения ранее доведенных до Министерства промышленности и торговли Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств, приводящих к невозможности предоставления гранта в размере, определенном в соглашении о предоставлении гранта.

8. Максимальный размер гранта на реализацию одного проекта не может превышать 260 млн. рублей и составлять более 70 процентов затрат на реализацию проекта.

Объем внебюджетных средств должен составлять не менее 30 процентов затрат на реализацию проекта и включать средства бюджетного учреждения от приносящей доход деятельности и (или) средства, предоставляемые индустриальным партнером на цели реализации проекта.

9. Грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат бюджетного учреждения, связанных с достижением указанных в пункте 1 настоящих Правил целей, включающих в себя:

а) расходы на оплату труда работников бюджетного учреждения, непосредственно участвующих в реализации проекта, а также отчисления на страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию, отчисления на страховые взносы по обязательному социальному страхованию, отчисления на страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию. При этом оплата труда научных сотрудников бюджетного учреждения, непосредственно участвующих в реализации проекта, не может превышать двойной размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации, в котором осуществляет свою деятельность бюджетное учреждение;

б) материальные расходы (за исключением капитальных вложений в основные фонды бюджетного учреждения) (с налогом на добавленную стоимость);

в) накладные расходы (кроме представительских расходов, оплаты проезда к месту отдыха, расходов по организации выставок и участию в выставках) - в размере не более 60 процентов суммы расходов, указанных в подпункте "а" настоящего пункта;

г) расходы на приобретение лабораторного оборудования, необходимого для проведения работ в рамках реализации проекта, - в размере не более 50 процентов размера гранта;

д) расходы на оплату услуг (работ), оказанных сторонними организациями, привлекаемыми для реализации проекта на территории Российской Федерации (с налогом на добавленную стоимость), - в размере не более 80 процентов размера гранта.

10. Индустриальный партнер не может быть исполнителем работ по проекту, финансируемых за счет средств гранта.

11. Внебюджетные средства, привлеченные получателем гранта на цели реализации проекта, направляются на софинансирование разработки и исследований лекарственных препаратов или разработки и испытаний медицинских изделий, а также на финансирование мероприятий по организации производства, в том числе по разработке проектной документации, выполнению строительно-монтажных работ на производственных участках, закупке технологического и контрольно-измерительного оборудования, пусконаладочным работам, проведению маркетинговых мероприятий, сертификации и лицензированию производств.

12. Соглашения о предоставлении грантов заключаются по результатам конкурса, проводимого в соответствии с настоящими Правилами.

13. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации проводит конкурс с учетом приоритетных направлений, определяемых Министерством здравоохранения Российской Федерации по запросу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации не позднее 1 февраля 2021 г.

Под приоритетными направлениями в настоящих Правилах понимаются научно-технические направления разработки лекарственных средств или медицинских изделий, определяемые с учетом действующих стратегических документов, а также потребностей системы здравоохранения в лекарственных препаратах для медицинского применения и медицинских изделиях.

С учетом предложений Министерства здравоохранения Российской Федерации для каждого приоритетного направления Министерство промышленности и торговли Российской Федерации устанавливает следующие требования, включаемые в конкурсную документацию:

суммарный размер грантов по приоритетному направлению;

требования к результатам проектов и порядку их выполнения;

нормативный (максимальный) срок реализации проекта по приоритетному направлению.

14. Получатель гранта определяется по итогам конкурса, который проводится исходя из наилучших условий достижения целей (результатов) предоставления гранта.

наименование приоритетного направления, в рамках которого проводится конкурс;

сроки проведения конкурса (даты и время начала (окончания) подачи (приема) заявок на участие в конкурсе с приложением документов, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил (далее - заявка на участие в конкурсе), которые не могут быть меньше 30 календарных дней, следующих за днем размещения объявления о проведении конкурса;

наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, проводящего конкурс;

цели предоставления гранта в соответствии с пунктом 1 настоящих Правил, а также результат предоставления гранта в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;

доменное имя, и (или) сетевой адрес, и (или) указатели страниц сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с использованием которого обеспечивается проведение конкурса;

требования к участникам конкурса, указанные в пункте 15 настоящих Правил, и перечень документов, представляемых участниками конкурса для подтверждения их соответствия указанным требованиям;

порядок подачи заявок на участие в конкурсе бюджетными учреждениями и требования, предъявляемые к форме и содержанию заявок;

порядок отзыва заявок на участие в конкурсе, порядок возврата заявок на участие в конкурсе, определяющий в том числе основания для возврата заявок на участие в конкурсе бюджетным учреждениям, порядок внесения изменений в заявки на участие в конкурсе;

правила рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил;

порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам конкурса разъяснений положений объявления о проведении конкурса;

срок, в течение которого бюджетные учреждения, признанные победителями конкурса, должны подписать соглашение о предоставлении гранта;

условия признания бюджетных учреждений, признанных победителями конкурса, уклонившимися от заключения соглашения о предоставлении гранта;

дату размещения результатов конкурса на едином портале, которая не может быть позднее 14-го календарного дня, следующего за днем определения победителей конкурса.

15. Участниками конкурса являются бюджетные учреждения, соответствующие на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором подается заявка на участие в конкурсе, следующим требованиям:

а) у бюджетного учреждения отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

б) у бюджетного учреждения отсутствуют просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных из федерального бюджета в том числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иная просроченная (неурегулированная) задолженность перед федеральным бюджетом;

в) бюджетное учреждение не находится в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, деятельность бюджетного учреждения не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

г) в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированных руководителе или главном бухгалтере бюджетного учреждения;

д) бюджетное учреждение не должно получать средства из федерального бюджета на основании иных нормативных правовых актов Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил;

е) у бюджетного учреждения отсутствует просроченная задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, определенным в статье 934 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

ж) бюджетное учреждение не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;

з) бюджетное учреждение имеет материально-техническую базу и (или) нематериальные активы (результаты интеллектуальной деятельности), которые можно использовать при проведении разработок лекарственных препаратов или медицинских изделий по приоритетному направлению, установленному в объявлении о проведении конкурса в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил (при наличии);

и) проекты, представленные бюджетным учреждением в составе заявки на участие в конкурсе, соответствуют требованиям, установленным в соответствии с абзацами пятым и шестым пункта 13 настоящих Правил в отношении данного приоритетного направления.

16. Для участия в конкурсе бюджетное учреждение в период, указанный в объявлении о проведении конкурса, представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявку на участие в конкурсе в произвольной форме, подписанную руководителем бюджетного учреждения или уполномоченным лицом (с представлением документов, подтверждающих полномочия этого лица), с приложением оформленных в соответствии с требованиями, указанными в объявлении о проведении конкурса, следующих прошитых, постранично пронумерованных и запечатанных в конверт документов:

а) согласие на размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о бюджетном учреждении, о поданной заявке на участие в конкурсе и об иной информации о бюджетном учреждении, связанной с конкурсом, подписанное руководителем или уполномоченным им лицом (с представлением документов, подтверждающих полномочия этого лица) бюджетного учреждения;

б) справка, подписанная руководителем и главным бухгалтером (при наличии) бюджетного учреждения, с указанием реквизитов расчетных счетов бюджетного учреждения и лицевого счета, открытого в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), на который перечисляется грант;

в) справка, подписанная руководителем и главным бухгалтером (при наличии) бюджетного учреждения, подтверждающая соответствие бюджетного учреждения требованиям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 15 настоящих Правил;

г) справка, подписанная руководителем и главным бухгалтером (при наличии) бюджетного учреждения, подтверждающая соответствие бюджетного учреждения требованиям, предусмотренным подпунктами "б" - "ж" пункта 15 настоящих Правил;

д) справка, подписанная руководителем и главным бухгалтером (при наличии) бюджетного учреждения, подтверждающая наличие или отсутствие у бюджетного учреждения материально-технической базы и (или) нематериальных активов (результатов интеллектуальной деятельности), необходимых для проведения разработок лекарственных препаратов или медицинских изделий по приоритетному направлению, в соответствии с подпунктом "з" пункта 15 настоящих Правил;

е) заверенная копия бизнес-плана проекта, включающего обоснование соответствия целей реал

О порядке выполнения работ по проектам, поддержанным Российским фондом фундаментальных исследований, и использования гранта

Изменив в 2014 году «Правила организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фундаментальных исследований», Фонд значительно расширил возможности получателей грантов и организаций, предоставляющих условия для выполнения проектов, для установления отношений, максимально благоприятствующих выполнению работ по проектам. Поскольку нет универсальных или типовых методик реализации этих возможностей, грантополучатели и организации имеют большую свободу в определении содержания своих отношений и их оформления. Фонд не имеет полномочий толковать действующее законодательство, в том числе относящееся к применению бюджетной классификации и регулирующее начисление и оплату налогов и страховых взносов. Поэтому пояснения Фонда, опубликованные на сайте Фонда, могут быть использованы грантополучателями и организациями только как основа для формирования их собственной целостной и не противоречащей закону позиции по всем аспектам взаимодействия между собой и с Фондом.

В начале августа 2014 года Фонд опубликовал на своем сайте ответы на наиболее часто задаваемые вопросы об использовании грантов и организации работ по выполнению проектов, поддержанных Фондом.

Благодарим организации и получателей грантов, приславших нам свои комментарии.

Для удобства получателя гранта Фонд публикует систематизированное изложение своей позиции применительно к одному из возможных вариантов взаимодействия получателей грантов и организации.

Общие положения

Почти во всех случаях, когда Проект на конкурс Фонда подают физические лица, в нем указана Организация, которая предоставит условия для выполнения Проекта. При этом не имеет значения, состоят ли исполнители проекта в трудовых отношениях с Организацией или не состоят.

Последнее обстоятельство связано с тем, что исследования по такому проекту (представленному физическим лицами), не могут входить в основную деятельность Организации, т.е. Организация не является заказчиком этих работ. Соответственно, даже если исполнители проекта состоят в трудовых отношениях с Организацией по другим основаниям, работы по проекту выполняются в нерабочее время и отношения в связи с выполнением проекта между получателем гранта и Организацией являются гражданско-правовыми. В этих отношениях:

- организация является исполнителем – обеспечивает условия для выполнения проекта, производит расчеты по поручениям Руководителя проекта, заключает договоры с третьими лицами,

- получатель гранта является заказчиком работ (услуг) Организации.

Получатель гранта оплачивает услуги Организации (до 20 процентов от суммы гранта).

Согласно Трудовому кодексу РФ зарплаты, надбавки, премии, отпускные, командировочные расходы и пособия по временной трудоспособности выплачиваются организацией (как работодателем) работнику, находящемуся с ней в трудовых отношениях, оформленных трудовым договором. Поэтому за выполнение работ по проекту не могут выплачиваться зарплаты, надбавки, премии, отпускные, командировочные расходы и пособия по временной нетрудоспособности.

Трехсторонний договор получателя гранта, Организации и Фонда предусматривает возможность для получателя гранта распорядиться денежными средствами (грантом) которые находятся на счете Организации, в том числе получить все или часть денежных средств на свой счет или наличными (в зависимости от возможностей организации), поручить Организации заключить и оплатить за счет гранта договоры на поставку оборудования, выполнение работ и оказание услуг с третьими лицами.

Получатель гранта и Организация имеют возможность заключить любые другие договоры (как равноправные участники гражданско-правовых отношений) для урегулирования своих отношений.

Основные документы

После принятия решения о предоставлении гранта Фонд, получатель гранта (Руководитель проекта) и Организация подписывают трехсторонний Договор.

Отношения сторон в период выполнения проекта регулируются трехсторонним Договором, «Правилами организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фундаментальных исследований» и «Перечнем допускаемых расходов».

В основу этих документов положены следующие принципы:

1. Все члены коллектива физических лиц, включенные в Проект в качестве исполнителей, являются (как и Руководитель проекта) получателями гранта. Замены в составе коллектива физических лиц – получателей гранта, в течение года не допускаются. (Они возможны на следующий год выполнения Проекта).

2. Денежные средства, перечисленные Фондом на счет Организации, являются денежными средствами получателей гранта, соответственно, распоряжаться этими денежными средствами имеют право только получатели гранта в лице Руководителя проекта.

3. Трудовые отношения у Организации с получателем гранта в связи с выполнением работ по Проекту не возникают. Если трудовые отношения между получателем гранта (в том числе Руководителем проекта) и Организацией существуют, проект выполняется вне рамок этих отношений и в нерабочее время.

4. Отношения Организации и получателя гранта являются гражданско-правовыми. Отношения получателя гранта и Организации по вопросам, неурегулированным документами Фонда, оформляются дополнительными договорами.

Дополнительные договоры

На основе перечисленных выше документов Организация при наличии соответствующего поручения Руководителя проекта имеет законные основания: перечислять денежные средства Руководителю проекта, исполнителям Проекта, заключать и оплачивать договоры поставки, подряда, оказания услуг с третьими лицами.

Поэтому дополнительно заключать договоры агентского характера (поручения комиссии, агентские) необходимости нет.

При этом получатель гранта и Организация могут заключить любые соглашения гражданско-правового характера, если это не противоречит перечисленным выше документам.

Грантополучатель и Организация могут заключить договор на выполнение работ и/или оказание услуг, необходимых для реализации проекта, например, договор об оказании транспортных услуг, о хранении опасных веществ и т.п. В этом случае Организация в обычном порядке оплачивает работу своих работников, выполняющих заказанную работу.

Организация по поручению Руководителя проекта за счет гранта может заключить гражданско-правовые договоры на выполнение работ и оказание услуг с физическими и юридическими лицами. Предметом договора могут быть работы и услуги, предусмотренные Перечнем допускаемых расходов.

В этом случае Организация будет действовать на основании договора поручения или агентского договора. В последнем случае в соответствии с законом услуги Организации должны быть оплачены.

Организация и получатель гранта, который состоит с Организацией в трудовых отношениях, могут заключить соглашение о сотрудничестве, например, об одновременном выполнении в другом населенном пункте работ по проекту и по планам Организации.

Оформлять дополнительные договоры и определять их содержание – право получателя гранта и Организации.

Как минимум, необходимо соглашение, определяющее размер компенсации затрат Организации в связи с выполнением Проекта и содержание услуг (описание условий), предоставляемых Организацией.

Выплаты по поручениям получателя гранта (Руководителя проекта)

Трехсторонний Договор содержит поручение Грантополучателя Фонду на перечисление гранта на счет Организации. После перечисления Фондом по поручению Грантополучателя гранта на счет Организации на счете Организации оказываются денежные средства, принадлежащие физическому лицу. Для Организации это средства, которые находятся в ее временном распоряжении, которые она имеет право и обязана направлять только на цели, указанные Руководителем проекта. Это – «долг» Организации перед получателем гранта до тех пор, пока она не передаст эти средства получателю гранта или не израсходует их по его поручениям.

По Договору Организация обязана по распоряжению Руководителя проекта передавать (возвращать) ему денежные средства на любые цели, указанные в Перечне допускаемых расходов, заключать с третьими лицами договоры поставки, подряда, услуг и оплачивать эти договоры.

Передавая Грантополучателю денежные средства по его поручению, Организация, фактически, возвращает получателю гранта принадлежащие ему средства. Какие бы цели при этом не были указаны Руководителем проекта в его поручении, эта операция для Организации с позиции ее отнесения к КОСГУ всегда одинакова.

Получатель гранта имеет право получить часть гранта в собственное распоряжение и от собственного имени и за счет этих средств заключать договоры с исполнителями работ (не исполнителями Проекта) и лицами, оказывающими услуги. В этом случае при перечислении части гранта получателю гранта Организация обязана контролировать только соответствие целей, заявленных в поручении Руководителя проекта, Перечню допускаемых расходов. За расходование этих средств получатель гранта отчитывается перед Фондом.

Если расходы, которые необходимы для выполнения Проекта, не предусмотрены Перечнем, Руководитель проекта имеет право получить денежные средства, указав в поручении Организации пункт Перечня, предоставляющий возможность оплатить «другие услуги».

Компенсация трудозатрат получателя гранта

Перечнем допускаемых расходов разрешается «Компенсация трудозатрат». Это — часть гранта, которую получатель (получатели) гранта использует для личных нужд. Получатель гранта (получатели гранта) не отчитывается перед Фондом и Организацией за то, как были израсходованы эти денежные средства.

Выплаты «Компенсации трудозатрат» производятся по поручению руководителя проекта. Поручение может быть следующего содержания: «Прошу выплатить мне часть гранта по Договору №___ от «__»_____2014 года на «Компенсацию трудозатрат получателей гранта».

По своей природе эта выплата является возвратом денежных средств со счета Организации собственнику этих средств — получателю гранта. Эта выплата не может быть произведена в рамках трудовых или гражданско-правовых отношений, в которых Организация является заказчиком работ по Проекту. Выплаты производятся на основании трехстороннего Договора и относятся на статью 290 КОСГУ.

Форма выплат определяется соглашением получателя гранта и Организации с учетом возможностей Организации. Возможными формами являются перечисление на счет, указанный Руководителем проекта, выдача наличных и др. При согласии Организации выплаты могут быть произведены каждому из исполнителей проекта (выданы или перечислены), но только по поручению Руководителя проекта.

Если выплата по статье «Компенсация трудозатрат» произведена Руководителю проекта, он имеет возможность распределить эти денежные средства между исполнителями Проекта по согласованию с ними (законодательно определено), или если он имеет такие полномочия от исполнителей решить этот вопрос единолично. Руководителю проекта рекомендуется получить от исполнителей Проекта подтверждение двух обстоятельств:

- каждый исполнитель согласен с распределением,

- каждый исполнитель получил денежные средства в соответствии с согласованным распределением.

Форма подтверждения любая, например, протокол и/или расписка.

О поездках получателя гранта, в том числе для участия в конференциях и экспедициях

Исполнитель проекта выполняет работы по Проекту в нерабочее время. Это относится и к поездкам для участия в конференциях или для выполнения работ за пределами населенного пункта, в котором находится Организация или проживает получатель гранта, например, для участия в экспедициях.

В рамках отношений, оформленных документами Фонда, Организация обязана по поручению Руководителя проекта выплатить («вернуть») получателю гранта часть гранта для оплаты расходов исполнителя Проекта на участие в конференции или на выполнение работ по Проекту за пределами населенного пункта, в котором проживает исполнитель Проекта или находится Организация.

Получатель гранта за расходование полученных от Организации средств отчитывается перед Фондом. Та часть средств, которую он потратит на собственные нужды (питание, местные переезды и т.д.), будет им отнесена на статью «Компенсация трудозатрат» Перечня допускаемых расходов.

Документы Фонда позволяют получателю гранта, состоящему в трудовых отношениях с Организацией (не в связи с выполнением Проекта), заключить с Организацией соглашение, предусматривающее направление получателя гранта (в качестве работника) в командировку для выполнения работ по заданию (планам) Организации и, одновременно, по проекту, поддержанному Фондом. Этим соглашением могут быть установлены пределы, в которых получатель гранта компенсирует расходы Организации на свою командировку из принадлежащих ему денежных средств, находящихся на счете Организации. В соответствии с Перечнем допускаемых расходов получатель гранта может компенсировать расходы на билеты, проживание в гостинице и т. д., в том числе «суточные». При этом «суточные» в отчете Фонду, также как в первом случае, будут учтены по статье «Компенсация трудозатрат».

Отчет о командировке работник (получатель гранта) представляет Организации по правилам, действующим в Организации.

Закупки для нужд получателя гранта, учет приобретенного оборудования

Документы Фонда предоставляют следующие две возможности для приобретения оборудования:

1. Оборудование может быть приобретено непосредственно получателем гранта. В этом случае Организация по поручению Руководителя проекта перечисляет («возвращает») денежные средства получателю гранта. Получатель гранта самостоятельно заключает договор на поставку оборудования;

2. Организация может по поручению Руководителя проекта приобретать оборудование за счет гранта. Организация может заключать договор от имени получателя гранта или от собственного имени.

Фонд допускает, что закупки оборудования, работ и услуг могут осуществляться Организацией без использования процедур, предусмотренных федеральными законами, регулирующими закупки для государственных нужд и нужд учреждений. Это возможно, поскольку закупки осуществляются Организацией для нужд физического лица и за счет денежных средств, принадлежащих физическому лицу.

Во всех случаях собственником приобретенного оборудования становится получатель гранта. У получателя гранта есть обязанность после окончания Проекта оставить оборудование в Организации. У Организации есть обязанность оставить у себя приобретенное для получателя гранта оборудование. При этом Организация по согласованию с получателем гранта имеет возможность поступить одним из следующих трех способов:

получить оборудование от получателя гранта в собственность и учитывать его на своем балансе,

получить оборудование в безвозмездное пользование (для получателей грантов Фонда, а не для Организации) и учитывать за балансом,

принять оборудование на ответственное хранение.

В любом случае Организация имеет право вести учет такого оборудования по действующим в ней правилам.

Налог на доходы физического лица — получателя гранта

Грант Фонда, полученный физическим лицом (физическими лицами), освобождается от обложения налогом на доходы физического лица. Фонд оставляет за собой право требовать возврата средств гранта, израсходованных на выплату НДФЛ.

Основание: п. 6 Ст. 217 НК РФ.

Страховые взносы

В отношениях Организации и Грантополучателя обязательств по начислению и уплате страховых вносов нет ни у одной из сторон. Организация не является заказчиком работ по проекту. Получатель гранта является заказчиком услуг Организации.

Фонд полагает, что выплаты страховых взносов, если они осуществляются Организацией в рамках отношений, оформленных документами Фонда, не могут быть признаны обоснованными.

Отчеты

Получатель гранта и Организация отчитываются перед Фондом за те расходы, которые каждый из них произвел. В частности, получатель гранта отчитывается за те средства, которые Организация передаст непосредственно в его распоряжение, а Организация, в этом случае, учтет (и отчитается) эти средства, как переданные получателю гранта.

Получатель гранта обязан сохранять документы, подтверждающие его расходы, в течение 5 лет и представить их по требованию Фонда.

Если имели место расходы, которые необходимы для выполнения Проекта, но не предусмотрены Перечнем, то в отчете по Проекту Руководитель проекта должен будет предоставить обоснование необходимости этих расходов. Их целесообразность определяет экспертный совет Фонда.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Читайте также: