Повышение или понижение высоты ступеней лада это

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Повышение или понижение высоты ступеней лада это

Повышение или понижение основной ступени диатонического лада (см. словарь) называется хроматизмом. Новая ступень, образованная таким образом, является производной и своего названия не имеет. В силу вышесказанного, новая ступень обозначается как основная со знаком альтерации (см. статью).

Сразу поясним сказанное. Например, пусть у нас основной ступенью является нота «до». Тогда в результате хроматического изменения мы получим:

  • «до-диез»: основная ступень повышена на полутон;
  • «до-бемоль»: основная ступень понижена на полутон.

Знаки альтерации, хроматически изменяющие основные ступени лада, являются случайными знаками (см. словарь). Это значит, что они не ставятся при ключе, а пишутся перед той нотой, к которой относятся. Однако напомним, что действие случайного знака альтерации распространяется на весь такт (если знак «бекар» не отменит его действие раньше, как на рисунке):

Рисунок 1. Пример случайного знака альтерации

Знаки альтерации в рассматриваемом случае не указываются при ключе, а указываются перед нотой, когда она встречается.

Например, рассмотрим гармонический до-мажор. У него понижена VI ступень (нота «ля» понижена до «ля-бемоля»). В результате всякий раз, когда встречается нота «ля», перед ней указывается знак бемоля, но в ключе ля-бемоль не указывается. Можно сказать, что хроматизм в данном случае является постоянным (что свойственно самостоятельным видам лада).

Хроматизм может быть как постоянным, так и временным.

Альтерация

Хроматическое изменение неустойчивых звуков (см. статью), в результате чего усиливается их тяготение к устойчивым звукам, называют альтерацией. Это значит следующее:

В мажоре может быть:

  • повышена и понижена II ступень;
  • повышена IV ступень;
  • понижена VI ступень.

В миноре может быть:

  • понижена II ступень;
  • повышена и понижена IV ступень;
  • повышена VII ступень.

Хроматически изменив звук, автоматически меняются и интервалы, присутствующие в ладе. Наиболее часто появляются уменьшенные терции, которые разрешаются в чистую приму, а также увеличенные сексты, которые разрешаются в чистую октаву.

Итоги

Вы познакомились с важными понятиями хроматизм и альтерация. Эти знания понадобятся вам как при чтении нот, так и при сочинении собственной музыки.

Каюсь, уже довольно много времени прошло с момента публикации последнего материала. Дело в том, что мне самому нужна подготовка, чтобы писать дальше. Кроме того, читателей часто волнует вопрос: как теория может помочь сочинить музыку? То есть они пытаются нащупать какое-то правило расположения нот, какую-то закономерность, которая должна привести к созданию мелодии.

Закономерность действительно есть, но можно ли на неё рассчитывать? Давайте разбираться по порядку.

Ранее мы разбирали лады, построенные от нот "до", "ре", "ми" и т.д. Я называл их "до-мажор", "ре-минор", и т.д. Все они или мажорные, или минорные. Это определяется звучанием первого аккорда лада.

Так вот, я говорил о звучании, но классифицировать эти лады просто как мажор и минор неправильно (это делалось только для простоты). Из них только до-мажор и ля-минор являются настоящими мажором и минором (также они называются натуральными).

Остальные лады, хотя и имеют мажорный или минорный первый аккорд, имеют свою сигнатуру, которая отличается от сигнатуры до-мажора или ля-минора. И вот эти не совсем натуральные мажоры и миноры имеют свои имена, такие как гармонический и мелодический. Кроме того, есть т.н. модальные лады, которые не являются ни тем, ни тем (об этом чуть позже).

Я сейчас не буду расписывать все сигнатуры и названия, потому что они пока не нужны. Если вам интересно узнать прямо сейчас, то можно просто посмотреть в Википедии. Ничего сложного нет, это просто названия, которые соответствуют определённым сигнатурам ладов. Скажем, в сигнатуре мелодического мажора понижены 6-я и 7-я ступень относительно сигнатуры натурального мажора.

То есть, если натуральный до-мажор это CDFEGAB, то мелодический до-мажор это CDEFGAbBb. И так же вы можете узнать про всё остальное.

Нас, однако, сейчас интересует конкретно натуральный мажор, потому что именно в нём работают функции, о которых пойдёт речь.

В звукоряде лада обычно 7 ступеней. И каждая ступень имеет своё название и функцию. Давайте начнём с названий. Я до последнего старался избегать странных слов, но это приводит и к неточностям и придиркам комментаторов, и в общем, чем дальше в лес, тем больше необходимость в специфичных музыкальных терминах.

Функции ступеней

Ступени имеют имена, которые также обозначают их функции:

  • I ступень – тоника
  • II ступень – нисходящий вводный звук
  • III ступень – медианта (средняя)
  • IV ступень – субдоминанта
  • V ступень – доминанта
  • VI ступень – субмедианта (нижняя медианта)
  • VII ступень – восходящий вводный звук

Отвечая на вопрос о закономерностях – да, за каждой ступенью закреплена своя функция. Одну из них мы уже точно знаем: это тоника , или "дом", куда должна возвращаться мелодия.

Практически вся современная музыка строится на основе тонального центра, вокруг которого развивается мелодия.

Вот вам первая закономерность: мелодия должна иметь тональный центр. Собственно говоря, ранее мы уже обсуждали музыку как путешествие из дома и назад в дом.

Легко сказать, но как сделать? Посмотрим на функции других ступеней.

Они в целом делятся на два типа: устойчивые и неустойчивые. Есть триада самых устойчивых ступеней: тоника (первая), медианта (третья), доминанта (пятая). Ничего не напоминает? Это же аккорд.

Остальные ступени неустойчивые. Это значит, что когда они звучат, у нас возникает естественное желание, чтобы они перешли в устойчивые, или разрешились.

Почему я делал акцент именно на натуральном мажоре? Потому что вышеуказанные функции ступеней работают именно в его сигнатуре (и ещё в натуральном миноре). Роль ступени зависит от интервала между ней и тоникой. Поменяйте сигнатуру – поменяются интервалы, и функции ступеней либо ослабнут, либо совсем исчезнут.

Хорошо, какой план?

Чтобы писать музыку, основываясь на закономерностях, должны ли мы использовать устойчивые ступени? Да, но тогда музыка не сможет "пойти в путешествие". Ведь чтобы вернуться домой и получить заслуженное удовольствие от этого, нужно сначала далеко уйти.

Часто про музыку говорят как про диалог. Есть музыкальные фразы. Сначала звучит фраза-вопрос, а затем фраза-ответ. Фраза-вопрос создаёт напряжение, так же как если бы мы услышали реальный вопрос. Фраза-ответ создаёт разрешение – вопрос разрешается, и мы снова дома и в спокойствии.

Неустойчивая ступень создаёт напряжение, которое естественным образом заставляет её перейти в ближайшую устойчивую. Вторая ступень стремится перейти в первую или третью. Четвертая – в третью или пятую. Шестая – в пятую. Седьмая – в первую.

Таким образом, в ваших руках находится инструмент для построения музыкальных фраз. Чтобы задать вопрос, вы выстраиватете ступени так, чтобы они двигались из дома в сторону такого напряжения, которое нужно вам. И затем вы строите фразу, чтобы вернуться домой. Это также можно сделать или коротким, или длинным путём.

Проблема заключается в том, что можно сколько угодно делать анализ уже готовых музыкальных произведений и находить в них правильные зависимости, только это не сильно помогает при попытке написать что-то новое. Например, посмотрим на этот отрывок:

Он написан в тональности фа-мажор натуральный, следовательно нота "фа" является тоникой, а ступени лада выглядят так:

1:фа 2:соль 3:ля 4:си-бемоль 5:до 6:ре 7:ми

Посмотрим на строение мелодии:

фа - ре - ми - до - соль - фа

Что мы можем о ней сказать с точки зрения вышеописанной теории?

Мы начинаем с тоники "фа", замечательно, мы задаём тональный центр. Затем переходим на "ре" и "ми", которые являются 6-й и 7-й возрастающе неустойчивыми ступенями. 7-я ступень должна хотеть разрешиться в 1-ю (по теории). Но она разрешается в 5-ю, "до", которая является доминантой. Что про это скажет теория? Я не знаю. Но доминанта это устойчивая ступень, а значит мы всё-таки как-то разрешились. Затем идёт "соль", 2-я неустойчивая ступень, которая теперь в полном согласии с теорией разрешается в тонику "фа", и это прекрасно слышно. Если попробовать представить сигнатуру этой мелодии в виде устойчивых и неустойчивых ступеней, то получим:

У - Н - Н - У - Н - У

Является ли это неким шаблоном, по которому можно писать мелодии? Не знаю, но надеюсь, что вопрос о закономерностях стал немного более понятен.

Повышение или понижение высоты ступеней лада это


Ладовая альтерация

Альтерация (лат. alteratio – изменение) – повышение или понижение на полутон или тон ступеней звукоряда. Альтерации могут подвергаться только те ступени, которые отстоят от соседних ступеней на целый тон. Невозможно повышение и понижение ступеней, находящихся на расстоянии малой секунды. В этом случае альтерированный звук будет энгармонически равен соседней ступени.

Ладовая альтерация повышение или понижение неустойчивых ступеней лада для обострения их тяготения в устойчивые ступени. В мажоре повышаются II и IV ступени, понижаются VI и II . В миноре повышаются IV и VII ступени, понижаются IV и II .

Задание 3.5

1. Построить восходящую гамму с восходящей альтерацией, нисходящую гамму с нисходящей альтерацией A – dur , Es – dur , h – moll , f – moll .

2. Досочинить варьированный ответ с использованием альтерированных ступеней


3. Пропойте или сыграйте данные фрагменты. Определите тональность. Определите альтерацию:

а)


б)


 в)


4. Выпишите альтерированные интервалы, которые входят в состав данных аккордов, и разрешите их в тональности F - dur :


5. У вас есть возможность довести до совершенства знание знаков в тональностях, также потренироваться в построении интервалов и их обращений

Повышение или понижение высоты ступеней лада это

Раздел IV

СТРОЙ

Строй является одним из главных элементов хоровой техники. Он требует постоянной кропотливой работы, неослабевающего внимания исполнителей во все моменты деятельности хора. Особенно труден строй при исполнении a`cappella. Пение a`cappella требует особой точности строя. В оркестре неточность интонации становится нарушением стройности звучания, но не отражается на строе последующего исполнения. В пении a`cappella отдельные неточности строя могут отклонить хор от тональности, хор «поползёт», потеряв тональную устойчивость.

Хоровой строй это степень выравненности звучания хора по отношению к интонации. Чистая же интонация есть результат точного воспроизведения высоты того или иного звука.

Исходя из практического понимания строя как верного исполнения интервалов, П.Г. Чесноков делит его на два вида: мелодический (горизонтальны, строй хоровой партии) и гармонический (вертикальный, строй всего хора).

Мелодический строй

Мелодический или горизонтальный строй – это чистота интонирования мелодии вокальным унисоном (хоровой партией, группой партий, всем хором, поющим в унисон).

Хоровая практика выработала определённые правила интонирования ступеней мажорного и минорного лада. Впервые эти правила были систематизированы П.Г. Чесноковым в его книге «Хор и управление им».

Интонирование главных ступеней лада (I, IV, V) не имеет выраженной тенденции к отклонению в мажоре, т.е. исполняются устойчиво. В миноре I и V ступеней требуется некоторое подтягивание: IV ступень при движении вверх – повышения, при движении вниз – понижения. Наибольшие отклонения от нормы замечены у тех ступеней, которые оказывают влияние на ладовую окраску музыки (III, VI), и являются вводными тонами (VII, II).

ІІІ ступень в мажоре интонируется несколько выше темперированной. В миноре она не имеет ясно выраженной тенденции к понижению. Сильное влияние на нее оказывает гармоническое окружение, но самое большое отклонение в сторону повышения наблюдается, когда ІІІ ступень принадлежит тонической гармонии лада.

VI ступень в мажоре повышается, в миноре может повышаться мелодический минор и понижаться натуральный и гармонический минор. ІІ ступень характеризуется в мажоре более ярко выраженным тяготением к І ступени, чем к ІІІ. В миноре тяготение ІІ ступени к ІІІ выражено острее, чем в мажоре, поэтому в сравнении с мажором в миноре чаще встречается тенденция к отклонению в сторону повышения звука. Если звук ІІ ступени входит в субдоминантовую гармонию лада или является неаккордовым звуком, он всегда интонируется с повышением. Понижение наблюдается только тогда, когда звук ІІ ступени входит в доминантовую гармонию лада главным образом при нисходящих мелодических оборотах. Пение ступеней лада, имеющих широкую зону интонирования, особенно III и VII, значительно сложнее тех, которые обладают относительной интонационной стабильностью (I, V).

Из закономерностей интонирования ступеней лада вытекают правила интонирования интервалов: чистые интонируются устойчиво, малые и большие – соответственно, с односторонним сужением и расширением, увеличенные и уменьшённые с двухсторонним расширением и сужением.

Акустическими исследованиями установлено, что малые секунды по способам интонирования можно поделить на две группы: восходящие и нисходящие. Наибольшую сложность представляет интонирование полутона вверх. При движении восходящего вводного тона на малую секунду вверх возникает потребность в его завышении. Вместе с тем соединение малой секунды с предыдущим интервалом, обладающим относительной стабильностью (кварта, квинта), уменьшает потребность в завышении, а с интервалом, обладающим широкой интонационной зоной, такую потребность увеличивает. Нисходящие полутоны не нуждаются в дополнительном сужении. Их сужение может быть вызвано желанием более выпукло проинтонировать соседний интервал. У больших секунд стабильно прослеживается тенденция к сужению при движении вверх и к расширению при нисходящем направлении.

Уменьшенная квинта и увеличенная кварта – очень сложные для пения интервалы. Их рекомендуется воспринимать в связи с более устойчивыми интервалами. При интонировании увеличенной кварты надо представлять чистую квинту и верхний тон увеличенной кварты как вводной в верхний звук квинты. При интонировании уменьшенной квинты необходимо ориентироваться на чистую кварту, где верхний тон уменьшенной квинты является вводным в верхний звук кварты.

Зависимость интонирования мелодических последовательностей от ритма и темпа выражается следующим образом. Ритмическое однообразие и крупные длительности вызывают тенденцию к понижению интонации, то же происходит и при медленных темпах и длительных замедлениях. Быстрые темпы и ускорения вызывают стремление к повышению интонации. В то же время альтерированные звуки, если они длятся достаточно долго, приобретают относительную устойчивость. Степень их повышения или понижения значительно уменьшается. Акцентируемый тон мелодии отличается большей интонационной устойчивостью, чем неакцентируемый.

Все эти отклонения от равномерной темперации необходимо применять, учитывая индивидуальные возможности хорового коллектива и особенности каждого хорового произведения.

Гармонический строй

Гармонический или вертикальный строй – это правильное интонирование созвучий аккордов в их последовательном движении, образующихся в звучании всего хора или его голосовых групп.

Гармонический строй в музыкальном произведении связан с логикой развития в нем многоголосия, функциональной взаимосвязи аккордов, поэтому его стали называть вертикальным строем, или строем многоголосного хора.

Вся многовековая история формирования музыкальных строев вплоть до середины ХХ в. утверждала интонационную стабильность гармонических интервалов. Однако в 60-е годы нынешнего столетия Н. Переверзеву удалось установить, что некоторые гармонические интервалы все же обладают зоной интонирования. Возникает она в результате ладового тяготения у гармонических терций и секст. Ладовые тяготения способствуют музыкальному движению, в то время как устойчивость располагает к остановке движения.

Сравнение мелодических терций с гармоническими показало, что большие гармонические интервалы уже мелодических, а малые шире. Примерно такая же картина наблюдается и при сопоставлении секст. Гармонические кварты и квинты, а также секунды существенно от мелодических не отличаются.

Таким образом, мелодические последовательности и гармонические созвучия находятся между собой в относительном противоречии. Разрешение этих противоречий возможно на основе гибкого использования закономерностей гармонического и мелодического строя, контролируемого и направляемого высоко развитым музыкальным слухом и художественным чувством.

Интонирование многоголосной музыки

Многоголосная музыка состоящая из трех и более голосов, по сравнению с одноголосной и двухголосной, не имеет особых разновидностей интонирования, во всяком случае таковые еще не выявлены. Но совершенно очевидно, что при ее интонировании необходимо гибкое сочетание всех закономерностей интонирования ступеней лада и мелодических интервалов, а также двузвучий.

В зависимости от фактуры хорового произведения и особенностей его партитуры при работе над строем приходится уделять большее внимание то мелодическому, то гармоническому строю.

Опыт хормейстеров позволил выявить ряд специфических сложностей, которые возникают при исполнении многоголосной музыки. Например, общеизвестно, что широкое расположение аккордов сложнее для выстраивания, чем узкое. Определенную трудность представляет исполнение партитуры гомофонного склада, где один голос солирует, а остальные выполняют роль гармонического фона, или движение хоровых партий на фоне выдержанного звука в одной из них, параллелизм в партиях. Осложняет голосоведение «переплетение» ладов, широко распространенное в народной музыке. Развитый тональный план в хоровых произведениях композиторов, особенно современных, влечет за собой неограниченные тональные сдвиги, цепочки септаккодов, интонационно своеобразные вступления отдельных партий и многое другое. Ритмические, мелодические контрасты, а также темп и агогика могут стать серьезной причиной, осложняющей хоровой строй при исполнении многоголосной музыки.

Методы работы над хоровым произведением

Чистое интонирование у певцов хора формируется в процессе систематических и целенаправленных занятий. Здесь важную роль играют специальные упражнения, которые помогают певцам хора освоить наиболее сложные вокальные интонации: движение по полутонам и целым тонам, скачки по терциям, квартам, квинтам и другим интервалам, пение неустойчивых интервалов и аккордов, интонационно сложные вступления отдельных партий и хора в целом.

При работе над вертикальным строем большое значение приобретает выстраивание больших и малых терций, чистых квинт и октав. Полезным упражнением является также пение коротких кадансовых построений, которые дают возможность каждому певцу найти такую высоту звука, которая позволит создать наиболее убедительное и выразительное звучание всей многоголосной последовательности.

Достижение хорового строя – это длительный процесс всестороннего воспитания хора. Строй зависит от слуховой культуры певцов и дирижёра, от вокальной подготовленности певцов, от ансамбля и других компонентов хоровой звучности, от особенностей самого произведения и системы работы над ним, от состояния исполнителей, и т.д. певец хора должен уметь различать малейшие интонационные оттенки, иметь развитый внутренний слух – способность мысленно воспроизводить, предслышать исполняемое произведение.

В выработке строя немалую роль играет и репертуар. Произведения спокойные, напевные, не содержащие сложных исполнительских заданий, дают возможность сосредоточить все внимание на чистоте интонирования. Сдержанный темп позволяет исправлять неточности на ходу. Облегчает также работу над интонацией средний регистр звучания, умеренная динамика, ясный гармонический язык и ладотональный план. Обостряет слуховой контроль пение без сопровождения.

Понимание певцами логики музыкального развития произведения является одним из непременных условий чистого интонирования. Положительно сказывается на интонировании пение партитуры в процессе ее разучивания в разных тональностях. Этот прием позволяет, во-первых, создать наиболее удобные тесситурные условия в сложных эпизодах произведения. Во-вторых, частая смена тональностей активизирует работу слуха и помогает обострению интонации у певцов. Полезно также пение с закрытым ртом и на отдельные гласные. Этот прием дает возможность добиться чистой интонации с помощью определенной артикуляции и окрашенности звука, а также нахождения нужной позиции.

Настройка хора на ладотональность разными дирижёрами производится по-разному. Большую роль здесь играет и квалификация хора, и особенности вступления. Настройка даётся непосредственно перед началом исполнения, когда весь хор сосредоточил своё внимание на дирижёре. Наиболее часто дирижёры пропевают аккорд настройки закрытым ртом.

Хороший строй в хоре – результат постоянного внимания к нему со стороны дирижёра, правильного и систематического воспитания певцов. Постоянное пение с поддержкой фортепиано снижает слуховую активность и самостоятельность певцов, нивелирует исполнительский строй, делает его менее устойчивым в условиях концертного исполнения.

В хоровой практике работа над горизонтальным и вертикальным строем происходит в тесной взаимосвязи. Недооценка одного из видов строя непременно сказывается на качестве исполнения. Это относится к системе занятий хорового коллектива в целом. В большинстве случаев мелодический и гармонический строй является равнозначными компонентами исполнения, тесно связанными между собой, оказывающими взаимное влияние.

Важным фактором создания устойчивого строя является процесс впевания произведения, когда в ходе правильного повторения, в тесной связи с художественно-исполнительскими задачами окончательно устанавливаются и закрепляются слуховые представления и технические приёмы, приобретается необходимая свобода и уверенность в исполнении.

Классификации ступеней лада

1. В ладу выделяют устойчивые (на которых можно завершить движение) и неустойчивые (требуется дальнейшее продолжение) ступени. Как правило, все неустойчивые ступени разрешаются (переходят) в ближайшие устойчивые в нисходящем направлении (за исключением VII).

Устойчивые ступени – I, III, V, неустойчивые VII – II – IV – VI. Одновременное сочетание 3-х устойчивых ступеней образует тоническую функцию.

2. В ладах выделяют также главные и побочные ступени:

На этих ступенях строятся 3 главных трезвучия, необходимых для элементарного сопровождения к мелодии.

Все остальные ступени называются побочными. На них строятся побочные трезвучия:

Без этих трезвучий можно обойтись в сопровождении, но они разукрашивают произведение, делают его более выразительным.

Название ступеней лада:

I - тоника (основная, главная) Т, t

II - нисходящий вводный тон II

III - медианта (средняя – между Т и D) III или М или TD (выполняет роль T или D)

IV - субдоминанта (нижняя доминирующая) S, s

V - доминанта (доминирующая) D, d

VI - субмедианта (нижняя средняя – между Т и S) VI или SM или TS (выполняет роль T или S)

VII - восходящий вводный тон VII

Мажорный лад

Мажор ( от итал. больший, старший) – семиступенный лад, между I и III ступенями которого б.3.

Все обозначения, связанные с мажором, в классическом обозначении пишутся с большой буквы: в эстрадно-джазовом – заглавной латинской:

Виды мажора:

Наиболее часто в музыкальной практике применяются 3 вида мажора:

1) натуральный – в нем встречаются только ключевые знаки;

2) гармонический – возникает путем понижения VI ступени на ½ тона. Звукоряд получает «восточный оттенок». Понижение этой ступени влияет на звучание S, превращая ее из мажорного трезвучия в минорное.

3) мелодический(встречается реже) – возникает путем понижения VI и VII ступеней.

Минорный лад

Минор ( от итал. меньший) – семиступенный лад, между I и III ступенями которого м.3.

Все обозначения, связанные с минором, в классическом обозначении пишутся с маленькой буквы: в эстрадно-джазовом – заглавная латинская + лат. m:

Виды минора:

Наиболее часто в музыкальной практике применяются 3 вида минора:

1) натуральный (встречается в русской народной, православной духовной музыке, в старинной европейской музыке) – соответствует структуре;

2) гармонический – возникает путем повышения VII ступени на ½ тона. Звукоряд получает «восточный оттенок». Повышение этой ступени влияет на звучание D, превращая ее из минорного трезвучия в мажорное.

Это самый распространенный вид минора.

Правило построения: а) определить по таблице тональностей ключевые знаки и записать их после ключа; б) записать ноты подряд по звукоряду от тоники до следующей тоники; в) если гамма не натуральная, определить по таблице ладов ее структуру и внести необходимые изменения.


ЛАДЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ

Наряду с мажором и минором, существуют другие диатонические (т. е. натуральные) семиступенные лады, получившие название лады народной музыки (в части применения).

Их названия пришли из Древней Греции, так назывались области в этой стране.

Различают лады мажорного и минорного наклонения в зависимости от того, какое трезвучие образуют I – III – V ступени этих ладов.

Мажорное наклонение: 1) ионийский (белые клавиши от до) 2) лидийский (- « - фа) 3) миксолидийский (- « - соль) Минорное наклонение: 4) эолийский (- « - ля) 5) дорийский (- « - ре) 6) фригийский (- « - ми)

7) Особняком стоит локрийский лад (- « - си), не имеющий наклонения, т.к. I – III – V ступени образуют уменьшенное трезвучие (диссонанс).

Лады строятся от всех звуков в соответствии со структурой, для чего применяют необходимые знаки альтерации.

Определение лада в данной мелодии:

- найти тонический звук (либо последний, либо наиболее часто встречающийся в конце построений);

- от него выстроить звукоряд вверх из использованных в мелодии звуков с учетом всех знаков альтерации (и ключевых, и случайных);

- по структуре определить вид лада.

Пентатоника - звукоряд без полутонов, состоящий из 5 звуков. Встречается в музыке народов Дальнего Востока (Китай, Япония, Монголия, Корея), Татарстана, Башкирии, Чувашии, а также в Шотландии, Скандинавии, иногда в музыке кантри (Америка).

В пентатонике основным звуком (тоникой) может быть любой звук. В результате возникают следующие ее варианты (по принципу обращения):

Параллельно-переменный лад – совокупность параллельного мажора и минора, объединенных в одну систему, тоники которых равноправны в данном произведении.

Признаки:1) начало в 1-ой из 2-х параллельных тональностей, окончание в другой;

2) переходы (отклонения) внутри построения из 1-ой тональности в другую с возвращением в первоначальную.

Мажор с 2 увеличенными секундами – возникает при использовании 2 пониженных ступеней – II и VI (дважды гармонический мажор).

Минор с 2 увеличенными секундами – возникает при повышении IV и VII ступеней (дважды гармонический мажор).

Целотонный звукоряд состоит только из тонов.

Существуют некоторые авторские лады, встречающиеся в произведениях композиторов, придуманные ими для создания определенного образа. Например, у Н. А. Римского-Корсакова есть звукоряды: а) тон – полутон; б) полутон - тон


ТОНАЛЬНОСТЬ

Тональность – это высота, на которой расположен лад. Название складывается из ноты, от которой строится звукоряд данной тональности и вида лада.

В буквенной системе слово мажор меняют на dur, минор - на moll. Слоговое обозначение ноты заменяется соответствующей буквой латыни. Все мажорные обозначения пишутся с большой буквы, минорные – с маленькой.

Знаки альтерации, требующиеся для образования той или иной тональности, называются ключевыми (пишутся после ключа, действуют на протяжении всего произведения).

Знаки альтерации, появляющиеся внутри произведения дополнительно к ключевым, называются случайными (действуют только в одном такте!).

Параллельные тональности – мажор и минор, в которых одинаковые ключевые знаки. Тоника параллельного мажора находится на м.3 выше тоники параллельного минора и наоборот.

Одноименные тональности – мажор и минор, в которых одинаковая тоника.

Энгармонически равные тональности – тональности, расположенные на одной высоте (одинаково звучащие), но различные по названию.

Определение тональности произведения:

1) в одноголосном произведении посмотреть на самую последнюю ноту, в многоголосном – посмотреть на самый нижний звук в последнем такте. Чаще всего это I ступень тональности. Например:

2) определяя I степень, смотреть на ключ и ключевые знаки.

3) по таблице проверить знаки в 2х возможных тональностях (мажоре и миноре), найдя нужную.

Повышение или понижение высоты ступеней лада это

Ладом называется система устойчивых и неустойчивых звуков, объединённых тяготением к единому устойчивому центру тонике. Лад является одним из главных понятий в музыкальной системе, поскольку объединяет звуки в функционально взаимосвязанную систему. Звукоряд это тоже система звуков, но в отличие от лада звукоряд не определяет то, как звуки взаимодействуют между собой в мелодическом и гармоническом плане.

Знание функционирования ладов вместе с практическим опытом даёт музыканту мощный инструмент для анализа и понимания гармонии в музыке, что помогает найти выход из ситуаций, когда из-за недостаточно развитого слуха сложно понять, насколько хорошо звучит мелодия, аккомпанемент или импровизация. В системе лада определены функции, понимание которых позволит сочинять красивую и гармоничную музыку.

Ладов в музыке существует большое количество, но среди всего их множества наибольшую популярность завоевали два лада мажорный и минорный, а также их разновидности. Эти лады состоят из семи диатонических ступеней, расположенных таким образом, что между соседними ступенями образуется тон или полутон. Диатонику понимают как ряд звуков, которые можно последовательно расположить по чистым квинтам (квартам) или как последовательность через тон (диа тонос), в отличии от хроматики, в которой ступени отстоят друг от друга на полутоны.

Ступени лада имеют собственные названия, а некоторые ещё и буквенное обозначение, которое в мажоре является заглавной буквой, а в миноре прописной. Порядковые номера ступеней обозначаются римскими цифрами:

I ступень (T, t) тоника (основной тон).
II ступень полунапряженный нисходящий вводный звук
III ступень (M, m) медианта или верхняя медианта (от латинского media - средняя, поскольку находится посередине между тоникой и V ступеней выше тоники).
IV ступень (S, s) субдоминанта (латинская приставка sub обозначает под)
V ступень (D, d) доминанта (от латинского "господствующий"). Данный звук является самым высоким из устойчивых звуков
VI ступень (SM, sm) субмедианта или нижняя медианта (находится посередине между IV ступени ниже тоники и тоникой)
VII ступень напряженный восходящий вводный звук

Если расположить тонику в центре, а все остальные звуки вокруг неё, то получится следующая картина:

IV - V - VI - VII - I - II - III - IV - V

Все устойчивые звуки (выделены жирным) расположены выше тоники, а субдоминанта, находящаяся ниже тоники, является как бы зеркальным отражением доминанты. Центральное положение тоники как раз и отражает тот факт, что она является самой устойчивой ступенью лада и центром притяжения всех остальных ступеней.

Каждая ступень лада характеризуется разной степенью устойчивости. Неустойчивость звука на слух выражается в том, что при его появлении возникает напряженность, которую хочется устранить путём игры устойчивого звука. Неустойчивость можно представить в виде мяча на наклонной плоскости внутри воронки, который стремится скатиться в центр воронки, где он окажется в устойчивом состоянии покоя. Но это не значит, что мелодия или вся музыкальная композиция обязательно должна оканчиваться на устойчивых звуках. В конце предложения чаще всего ставится точка, но может быть и задумчивое многоточие. Окончание рассказа, фильма, сериала и др. также не обязано иметь понятное завершение. Неразрешенность в конце музыкальной композиции или песни обладает сильным эффектом, который может либо смазать все впечатление, либо глубже передать смысл ранее сыгранного.

Устойчивым звуком является первая ступень лада – тоника. Также к устойчивым ступеням (особенно если они берутся одновременно с тоникой) относят третью ступень и пятую. Остальные ступени являются неустойчивыми.

Стремление неустойчивых ступеней в устойчивые называют тяготением, а сам переход в устойчивый звук – разрешением.

Устойчивые и неустойчивые ступени в семиступенных ладах показаны ниже.

Рис. 1. Устойчивые и неустойчивые ступени лада.

Степень тяготения неустойчивых ступеней II, IV, VI и VII к устойчивым различна. Она зависит от:

  • степени устойчивости звука. Тяготения к тонике сильнее, чем к III и V ступени
  • интервала, образованного между неустойчивым и устойчивым звуком. Полутоновое тяготение проявляется сильнее тонового. Полутоновое восходящее тяготение VII ступени к I является наиболее сильным, что нашло отражение в названии VII ступени VII. II ступень имеет более сильное тоновое тяготение вниз к тонике. Тоновое тяготение слабее полутонового, по причине чего вторая ступень называется полунапряженным звуком.

По функциональности ступени лада делятся на главные и побочные. I, IV и V - это главные ступени лада, а II, III, VI и VII – побочные. Главными они называются по той причине, что от них строятся трезвучия (аккорды из трёх звуков, расположенных по терциям), имеющие наклонения лада: в мажорном ладу это мажорные трезвучия, а в минорном – минорные, на чём мы ещё остановимся.

Рис. 2. Главные и побочные ступени лада

Мажорным ладом называется семиступенный лад, устойчивые звуки в котором образуют мажорное трезвучие

Минорным ладом называется семиступенный лад, устойчивые звуки в котором образуют минорное трезвучие

Оба этих лада имеют три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический.

Гармоническим мажором называется мажорный лад пониженной VI ступенью, а мелодическим с пониженными VI и VII ступенями.

Гармоническим минором называется минорный лад с повешенной VII ступенью, а мелодическим с повышенными VI и VII ступенями.

Каждый вид лада имеет определённую последовательностью тонов и полутонов (тоновое строение лада). Например, тоновое строение натуральных видов выгядит так:

, где т тон, а п полутон

Увидеть это легко, если посмотреть на расположение белых клавиш от ноты до (для мажора) и ля (для минора).

Для лучшего понимания структуры мажорных и минорных ладов примем во внимание тот факт, что они состоят из двух тетрахордов. Тетрахордами называются четырёхступенные лады в пределах кварты. Они были широко распространены в древности, а с развитием музыкальной практики и необходимости расширения диапазона ладов два тетрахорда стали соединять вместе. Применительно к мажорным и минорным ладам нижний тетрахорд определяет наклонение лада, а верхний вид лада.

В натуральном мажоре нижний и верхний тетрахорд имеют одинаковое строение:

Знание этого факта поможет гитаристам быстро комбинировать тетрахорды для более удобной игры.

Если сравнить тоновое строение тетрахордов в семиступенных диатонических ладах, то можно увидеть, что при помощи них задаётся тот или иной характер звучания, который может быть мажорным, минорным, иметь яркий восточный оттенок или более напевный и мелодичный.

Понижение шестой ступени в гармоническом мажоре придаёт верхнему тетрахорду восточное звучание, а понижение седьмой ступени в мелодическом мажоре с одной стороны ослабляет тяготение её в тонику, а с другой стороны устраняет увеличенную секунду, в результате чего получается мелодичное звучание с минорным оттенком, из-за появления малой терции между пятым и седьмым звуком.

Гармонический минор широко используется в различных стилях эстрадной (и не только) музыки. Есть музыкальные стили, в которых гармонический мажор используется в подавляющем большинстве песен. "Дворовые аккорды" Am, Dm и E, при помощи которых можно много всего сыграть, как раз и задают аккордовый аккомпанемент в гармоническом миноре.

Для устранения трудно интонируемой увеличенной секунды в гармоническом миноре, которая образуется между VI и повышенной VII ступенями, решили повысить и шестую ступень, в результате чего получился более напевный и мелодичный минор, откуда и произошло его название.

Помимо мажорных и минорных ладов существуют и другие семиступенные лады, которые необходимо рассмотреть, но, для более простого их запоминания отложим их рассмотрения до следующей темы, в которой речь пойдёт о том, что необходимо для использования ладов на практике.

Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами

лады народной музыки

Перед тем, как европейская музыкальная теория окончательно оформилась в виде четких правил отношения нот друг к другу, народы мира использовали в своих песнях так называемые лады народной музыки. Они представляли собой структуры, очень схожие с теми гаммами, которые мы видим сейчас, однако имели свое построение и особый окрас. В данной статье мы подробно расскажем общую теорию ладов, как они развивались со временем и как выглядят сейчас.

История ладов народной музыки

лады народной музыки

В первую очередь, лады народной музыки ассоциируются с Грецией, поскольку носят названия греческих провинций, в которых они появились. Однако подобные семиступенные звукоряды на самом деле вовсе не изобретение греков. На деле структуры, подобные известным нам ладам, появлялись в разных местах земного шара в разное время. При этом названия ладов изначально не были статичны, они менялись вместе с тем, как развивалась и менялась музыкальная мысль. Стоит также упомянуть, что помимо ладов с семью ступенями, среди народов были распространены и пятиступенные лады – их мы сейчас называем пентатоники на гитаре .

Во время структуризации музыки во времена Средневековья и Возрождения, лады также нашли свое место в европейской теории. Сначала на их основе была выстроена система церковных хоралов, которую чуть позже стали называть церковными ладами.


С появлением темперированного строя можно говорить о пропаже разницы между ряда ладов и гамм – а именно, между эолийский и ионийским ладом и натуральным минором и мажором соответственно. Сейчас эти лады считаются полностью идентичными своим гаммам.

В двадцатом веке лады, до этого использовавшиеся очень сдержанно, пережили второе рождение. Это связано с повышенным интересом к народной музыке, который продолжается до сих пор. Самый известный пример ладов народной музыки в современных композициях – фригийский лад, который постоянно используется в тяжелом металле.

Отличия от обычной гаммы

Народные лады отличаются от обычных гамм двумя чертами. Первая – это повышенные или пониженные ступени, которые как раз и создают то самое характерное звучание конкретного лада. В случае гамм на гитаре , вам потребуется понять, какая нота находится на нужной ступени и поднять или опустить ее в зависимости от того, какое звучание хотите получить.

Кроме этого, народные лады – модальны, а не тональны. Это означает, что привычные гармонические отношения тоника-субдоминанта-доминанта в них выражается гораздо слабее. Если вы находитесь внутри лада, то вам совершенно не обязательно завершать фразу доминантой в тонику, вы вольны использовать любые гармонические и фразовые ходы, которые сочтете нужными или приятными с музыкальной точки зрения.

Для аранжировщиков это так же означает значительное расширение гармонических возможностей, поскольку при помощи ладов можно не только задать композиции определенную краску настроения, но и выстроить необычную гармонию, которая будет удивлять слушателя.

лады народной музыки примеры

Группы ладов

Все народные лады разделяются на две группы.

Лады мажорного наклонения. Их отличительная черта – высокая третья ступень. К этим ладам относятся:

Лады минорного наклонения с низкой третьей ступенью. Это:

Список ладов народной музыки

Ионийский

Лад мажорного наклонения, который легче всего строить от ноты до. Не имеет в себе поднятых ступеней и соответствует натуральной мажорной гамме. Выстраивая его в тональности до-мажор вы получаете следующие ноты:

C – D – E – F – G – A – B

Данный лад параллелен Эолийскому минору.

Фригийский

Минорный лад, отличительная черта которого – пониженная вторая ступень в гамме. Отличается агрессивным, злым, очень мрачным настроением. Легче всего выстраивается от гаммы ми-минора. В нем вы получите вот такие ноты:

Лидийский

Лад мажорного наклонения с повышенной четвертой ступенью. Отличается возвышенным, радостным звуком. Легче всего строить от Фа-мажора, внутри этой тональности у лидийского лада будут следующие ноты:

Дорийский

Минорный лад, содержит в себе поднятую шестую ступень. По настроению – менее минорный и более радостный, светлый, восторженный. Легче всего строится от ноты Ре в тональности ре-минор. Является параллельным Лидийскому ладу.

Миксолидийский

Мажорное наклонение, в гамме понижена седьмая ступень. Легче всего его выстраивать от соль-мажора. Характерен для музыки Ирландии и кельтов, а также кантри, блюза и рок-н-ролла. Параллелен фригийскому ладу. В соль-мажоре имеет следующие ноты:

Эолийский

Минорный лад, который своим звучанием и структурой соответствует обычной минорной гамме. Легче всего выстраивается от ноты Ля:

Локрийский

Самый необычный лад. Внутри него понижены вторая и пятая ступени. Дает мрачное, таинственное, страшное звучание. Легче всего выстраивается из гаммы ля-минор:

B – C – D – E – F – G – A

Как вы уже заметили, основой для всех ладов народной музыки является гамма до-мажор. Каждой из гамм в народных ладах соответствует своя нота, и если внутри этой тональности играть тот же звукоряд, что вы играете внутри до-мажора – то вы автоматически будете находиться в интересующем вас ладу. При этом для того, чтобы построить народные гаммы в любой другой тональности, вам достаточно просто запомнить структуру гаммы до-мажор, и отталкиваться именно от нее.

Повышение или понижение высоты ступеней лада это

Аккорд - это созвучие, состоящие как минимум из трех разных по высоте звуков.

Аккорд с задержанием - это трезвучие или септаккорд, в котором терция (III ступень) заменена на секунду (II ступень) или кварту (IV ступень).

Аккордовые формы - это аппликатурные решения аккордов, соответствующие пяти классическим аппликатурам мажорных аккордов от нот E, D, C, A, G в открытой позиции. Обозначаются как Ef-Df-Cf-Af-Gf (также EDCAG-форма или CAGED-форма).

Альтерация (альтерирование, изменение) - это повышение или понижение нот (звуков) с основными названиями, а результате чего образуются ноты с производными названиями. Для обозначения производных нот применяют знаки альтерации.

Альтерированная пентатоника - это пентатоника, в которой альтерирована (изменена) одна из ступеней. Наиболее распространены: альтерированная мажорная пентатоника с 2 или 6 ступенью (соответственно 4 или 1 ступенью в параллельной минорной).

Альтерированный лад - это диатонический или условно-диатонический лад, у которого альтерированы (повышены или понижены) одна или две ступени, при этом сохранено качесто лада, но изменено ощущение неустоев в нем.

Аппликатура - положение пальцев левой руги на грифе.

Арпе́джио - способ игры аккордов, при котором звуки аккорда извлекаются поочередно друг за другом.

Бокс (гитарный бокс) – совокупность нот определенной гаммы в пределах 5. 7 ладов на грифе гитары. Боксы помогают лучше видеть гриф, упрощают позиционную игру, позволяют увеличить скорость игры, особенно за счет таких приемов, как hammer-on (восходящее легато) и pull-off (нисходящее легато). Наиболее удачная аппликатура боксов – по три ноты на струне.

Восходящий вводный звук - это VII ступень (побочная) натурального мажорного лада.

Гамма - звукоряд неопределенной длины, в основе которого лежит тот или иной лад.

Гармонический мажор - это условно-диатонический лад, отличающийся от натурального мажорного лада 6 ступенью: 1 2 3 4 5 6 7

Гармонический минор - это условно-диатонический лад, отличающийся от натурального минорного лада 7 ступенью: 1 2 3 4 5 6 7

Гармонический оборот - связанная последовательность аккордов.

Дважды гармонический лад - это лад, в структуре которого присутствуют две увеличенные секунды. К дважды гармоническому ладу относятся: дважды гармонический мажор и дважды гармонический минор.

Дважды гармонический мажор (цыганская мажорная гамма) - это условно-диатонический лад, отличающийся от натурального мажорного лада 2 и 6 ступенью: 1 2 3 4 5 6 7

Диатоника -

Диатонический лад (звукоряд) - это лад, состоящий из 7 звуков, имеющий структуру натуральной мажорной гаммы, в котором за тонику принята одна из ее ступеней.

Доминанта - это V ступень (главная) натурального мажорного лада.

Доминантовая функция (D) - это функция, которую выполняет V ступень в диатоническом или условно-диатоническом ладе и, соответственно, аккорд, построенный от этой ступени.

Доминантовый септаккорд (доминантсептаккорд) - это септаккорд, которые строится от пятой ступени (доминанты) натурального мажорного лада. Также доминантсептаккорд строится от пятой ступени гармонического и мелодического миноров.

Доминантовый круг - это квинтовый круг, в котором любой аккорд представлен как доминанта по отношению к следующему аккорду против часовой стрелки.

Доминантовый лад -

Дорийский минор (лад) - это один из диатонических ладов, имеющий структуру натурального мажорного лада, у которого за тонику принята вторая ступень: 1 2 3 4 5 6 7

Дорийско-фригийский минор (лад) - это условно-диатонический лад, отличающийся от натурального минорного лада 6 и 2 ступенями (характерные ступени дорийского и фригийского ладов соответственно, отсюда и название): 1 2 3 4 5 6 7 . Дорийско-фригийский минор строится от шестой ступени лидийско-миксолидийского мажора, данные лады являются параллельными.

Замена (в гармонии) - это замена одного аккорда на другой в какой-либо гармонической последовательности аккордов, с целью ее усложнения, обогащения или развития.

Интервал (от лат. intervallum — промежуток, расстояние) - сочетание двух звуков по высоте. Если звуки берутся поочередно, интервал называется мелодическим, если одновременно, — гармоническим. Нижний звук интервала называется его основанием, верхний - вершиной.

Ионийский мажор (лад) - это один из диатонических ладов, имеющий структуру натурального мажорного лада и полностью совпадающий с ним, так как у него за тонику принята первая ступень: 1 2 3 4 5 6 7

Испанский лад (фригийский мажор) - это доминантовый лад, который имеет такую же аппликатурную схему, как и гармонический минор с тоникой на 5-ой ступени, а от фригийского минора отличается 3 ступенью: 1 2 3 4 5 6 7

Квинтовый круг (кварто-квинтовый круг тональностей) - это схематическое, наглядное изображение (чаще всего в виде окружности) последовательности тональностей, отражающее степень их родства, ладовую функцию, гармонические обороты.

Квинтовый тон трезвучия - это третий звук трезвучия, который относительно основного тона расположен на квинту выше.

Локрийский лад - это один из диатонических ладов, имеющий структуру натурального мажорного лада, у которого за тонику принята седьмая ступень: 1 2 3 4 5 6 7

Мажорное трезвучие - это трезвучие, звуки которого расположены по терциям в следующей последовательности: Б.3+М.3; соответственно ступеневая запись: 1 3 5

Миксолидийский мажор (лад) - это один из диатонических ладов, имеющий структуру натурального мажорного лада, у которого за тонику принята пятая ступень: 1 2 3 4 5 6 7

Медианта - это III ступень (средняя, побочная) натурального мажорного лада.

Мелодический мажор - это условно-диатонический лад, отличающийся от натурального мажорного лада 6 и 7 ступенями: 1 2 3 4 5 6 7

Мелодический минор - это условно-диатонический лад, отличающийся от натурального минорного лада 6 и 7 ступенями: 1 2 3 4 5 6 7

Минорное трезвучие - это трезвучие, звуки которого расположены по терциям в следующей последовательности: М.3+Б.3; соответственно ступеневая запись: 1 3 5

Мелодический интервал - это интервал, звуки которого звучат последовательно, один за другим.

Натуральный мажорный лад (гамма) - это строгая последовательность тонов (Т) и полутонов (ПТ): Т-Т-ПТ-Т-Т-Т-ПТ. Так как тон и полутон - это, соответственно, большая (Б.2) и малая (М.2) секунды (интервалы), так же натуральный мажорный лад можно выразить строгой последовательностью секунд: Б.2-Б.2-М.2-Б.2-Б.2-Б.2-М.2

Натуральный минорный лад (гамма) -

Нисходящий вводный звук - это II ступень (побочная) натурального мажорного лада.

Обращение трезвучия - это такое расположение звуков трезвучия, при котором его первая ступень не является нижним звуком, т.е. нижним звуком становится третья или пятая ступени.

Октавная позиция - участок грифа, который определен положением одной из пяти октав, находящейся в данной системе октав.

Основной тон трезвучия (также прима, тоника) - это первый звук, от которого строится трезвучие.

Пентатоник а - звуковая система, содержащая пять ступеней в пределах одной октавы, расположенных по большим секундам и малым терциям. Так же пентатонику можно понимать, как неполный диатонический звукоряд.

Переменный штрих -

Позиция - участок грифа из 4. 7 ладов, играя на котором, кисти левой руки нет необходимости покидать этот участок, чтобы сыграть заданную последовательность звуков. Часто, номер позиции определяют, как номер лада, над которым находится первый палец левой руки.

Позиционная игра (игра в позиции) - игра (или извлечение нот) для левой руки в позиции (см. определение Позиция).

Секвенция - последовательное повторение музыкальной фразы на разной высоте.

Септаккорд - это созвучие (аккорд), состоящее из четырех звуков, расположенных по терциям. В таком созвучии интервал между крайними звуками септима, что и отражено в названии.

Система октав - это последовательность из октавных интервалов на грифе гитары.

Ступеневая запись - это последовательность ступеней в ладе, характеризующая интервальное соотношение звуком между собой по отношению к расположению звуков в натуральном мажорном ладе, для которого принята строгая последовательность тонов (Т) и полутонов (ПТ) - Т-Т-ПТ-Т-Т-Т-ПТ - и которому соответствует "эталонная" ступеневая запись: 1 2 3 4 5 6 7.

Ступеневый оборот - это ступеневая запись в гармонии для условного обозначения гармонических оборотов (например, стандартный гармонический оборот, записанный ступеневым оборотом: I - IV - V).

Субдоминанта - это IV ступень (главная) натурального мажорного лада.

Субдоминантовая функция (S) - это функция, которую выполняет IV ступень в диатоническом или условно-диатоническом ладе и, соответственно, аккорд, построенный от этой ступени.

Субмедианта - это VI ступень (нижняя медианта, побочная) натурального мажорного лада.

Терцовый тон трезвучия - это второй звук трезвучия, который относительно основного тона расположен на терцию выше.

Тоника - это I ступень, самая устойчивая и главная ступень лада, от которой строятся и к которой тяготеют все остальные ступени. В гармонии тоника - это трезвучие (аккорд), построенное от первой ступени мажорного или минорного лада.

Тоническая функция (T) - это функция, которую выполняет I ступень в диатоническом или условно-диатоническом ладе и, соответственно, аккорд, построенный от этой ступени.

Транспонирование -

Трезвучие - это созвучие, состоящее из трех звуков, расположенных, как правило, по терциям. Первый звук (1-я ступень) в трезвучии называется тоникой, второй звук (3-я ступень) - терцовый тон, третий звук (5-я ступень) - квинтовый тон.

Тритон - это интервал в три тона.

Уменьшенное трезвучие - это трезвучие, звуки которого расположены по терциям в следующей последовательности: М.3+М.3; соответственно ступеневая запись: 1 3 5

Условно-диатонический лад (звукоряд) - это диатонический звукоряд, в котором альтерированы одна или две ступени, при этом альтерированные ступени не всегда становятся основными ступенями лада, а существуют с диатоническими параллельно (например, являясь вводными к ним), сохраняя качесто лада, но усиливая ощущение неустоев в нем.

Фригийский минор (лад) - это один из диатонических ладов, имеющий структуру натурального мажорного лада, у которого за тонику принята третья ступень: 1 2 3 4 5 6 7

Фригийский мажор (испанский лад) - это доминантовый лад, который имеет такую же аппликатурную схему, как и гармонический минор с тоникой на 5-ой ступени, а от фригийского минора отличается 3 ступенью: 1 2 3 4 5 6 7

Хроматический лад (полный хроматический звукоряд) - это последовательность из 12-и звуков (нот) с основными и производными названиями, расположенными по полутонам (малым секундам).

Цыганская гамма - это дважды гармонический минорный (цыганская минорная гамма) и дважды гармонический мажорный (цыганская мажорная гаммы) лады.

Эолийский минор (лад) - это один из диатонических ладов, имеющий структуру натурального мажорного лада, у которого за тонику принята шестая ступень, также является натуральным минорным ладом: 1 2 3 4 5 6 7

Читайте также: