Принцип работы системы охлаждения ваз 2107

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Устройство системы охлаждения двигателя ВАЗ 2107

Система охлаждения двигателя ВАЗ-2107, фото

↑ Схема системы охлаждения двигателя ВАЗ-2107

1 — трубка отвода жидкости от радиатора отопителя; 2 — шланг отвода горячей жидкости из головки цилиндров в радиатор отопителя; 3 — перепускной шланг термостата; 4 — выпускной патрубок рубашки охлаждения; 5 — подводящий шланг радиатора; 6 — расширительный бачок; 7 — рубашка охлаждения; 8 — пробка радиатора; 9 — радиатор; 10 — кожух вентилятора; 11 — вентилятор; 12 — резиновая опора радиатора; 13 — шкив привода насоса охлаждающей жидкости; 14 — отводящий шланг радиатора; 15 — ремень привода насоса и генератора; 16 — насос охлаждающей жидкости; 17 — шланг подачи охлаждающей жидкости в насос; 18 — термостат.

Стрелками указано направление движения жидкости.

↑ Проверка уровня и плотности жидкости в системе охлаждения

Правильность заправки системы охлаждения проверяется по уровню жидкости в расширительном бачке, который на холодном двигателе (при 15–20°С) должен находиться на 3–4 см выше метки "МIN", нанесенной на расширительном бачке.

При необходимости проверяйте ареометром плотность охлаждающей жидкости, которая должна быть 1,078–1,085 г/см3 для жидкости Тосол А-40. При низкой плотности и высокой (не более 1,085–1,095 г/см3) повышается температура кристаллизации жидкости, что может привести к ее замерзанию в холодное время года.

Система охлаждения двигателя ВАЗ-2107, фото

Доливать дистиллированную воду надо когда уровень жидкости в бачке ниже нормы, а плотность выше нормы. Если плотность нормальная — доливайте жидкость той же плотности и марки, какая находится в системе охлаждения.

Если плотность жидкости в системе охлаждения ниже нормы, доливайте жидкость Тосол-А.

↑ Заправка системы охлаждения жидкостью

Заправка производится при смене охлаждающей жидкости или после ремонта двигателя. Операции по заправке выполняйте в следующем порядке:

  1. снимите пробки с радиатора и с расширительного бачка и откройте кран отопителя;
  2. залейте охлаждающую жидкость (9,85л) в радиатор (жидкость заливается до тех пор, пока она не будет выливаться из горловины) и поставьте на место пробку радиатора;
  3. долейте оставшуюся жидкость в расширительный бачок и закройте его пробкой;
  4. запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу 1–2 мин. для удаления воздушных пробок.

После остывания двигателя проверьте уровень охлаждающей жидкости. Если уровень ниже нормального, а в системе охлаждения нет следов подтекания, то долейте жидкость.

Система охлаждения ВАЗ-2107: устройство, 2 способа проверки герметичности и ремонт

Гидросистема двигателя имеет задачу не допустить его перегрева. При этом тепло уходит в окружающее пространство и частично может использоваться для обогрева салона транспортного средства. Агрегаты, через которые циркулирует антифриз у ВАЗ-2107, соединяются между собой патрубками и образуют замкнутую цепь.

Циркуляцию хладагента в системе охлаждения ВАЗ-2107 (карбюратор) и 21074 (инжектор) обеспечивает водяной насос. Для поддержания относительно постоянной температуры двигателя поток охлаждающей жидкости регулируется термостатом.

Система охлаждения ВАЗ-2107: устройство, 2 способа проверки герметичности и ремонт

Охладительная конструкция привода автомобиля

Гидросистема охлаждения автомобиля — это группа устройств и соединяющих их трубопроводов, а также каналы в блоке двигателя внутреннего сгорания, позволяющие отводить от деталей полученное тепло в процессе работы механизмов. Структура системы охлаждения в ВАЗ-2107:

  • радиатор;
  • расширительный бачок;
  • водяной насос;
  • термостат;
  • вентилятор.

Система охлаждения ВАЗ-2107: устройство, 2 способа проверки герметичности и ремонт

Главной задачей охладительной структуры является поддержание оптимальной температуры при работе мотора независимо от условий работы путём удаления части произведённого в нём тепла через охлаждающую жидкость. В автомобилях используется промежуточный макет охлаждения:

  • тепло от двигателя;
  • охлаждающая жидкость;
  • теплообменник, каким является радиатор.

Следовательно, конструкция охлаждения не допускает перегрев двигателя и снижение температуры ниже оптимального значения, что обеспечивает стабильную работу мотора, хорошую смазку трущихся частей, уменьшение зазоров при контакте деталей. В модели автомобиля 2107 с инжектором установлен подогрев корпуса дроссельной заслонки.

Тепло, полученное от двигателя, можно использовать для обогрева автомобиля. Эту задачу реализует второй подобный по конструкции теплообменник, в котором происходит процесс противоположный радиатору охлаждения. Нагретый воздух от теплообменника подаётся в салон автомобиля. Структура устройства системы охлаждения двигателя ВАЗ-2107 карбюратор состоит из двух схем:

  • циркуляция хладагента по малому кругу внутри двигателя;
  • контур большого круга, куда входят радиатор и расширительный бачок.

Тепловой комфорт современного двигателя требует охлаждения, состоящего из двух независимых контуров — для блока и головки цилиндров. Это позволяет достичь высокой температуры цилиндров для улучшения их смазки, так как вязкость масла меньше, и сопротивление трения также уменьшается. Также снижается температура головки блока, что предохраняет двигатель от возникновения детонационного сгорания топлива.

Современный взгляд на регулирование температурных условий работы двигателя при помощи так называемой умной системы охлаждения 21074 с инжектором включает в себя:

  • электронное управление помпой независимо от работы двигателя;
  • вентилятор с регулируемой переменной скоростью вращения;
  • датчики температуры, помещённые в прокладке головки цилиндров, для контроля условия работы двигателя;
  • многофункциональный клапан вместо традиционного термостата.

Такое устройство быстро и гибко регулирует температуру жидкости в текущем режиме работы двигателя. Его обслуживание состоит из таких операций:

  • контроль и периодическое пополнение количества хладагента;
  • проверка герметичности гидросистемы;
  • тест пригодности охлаждающей жидкости;
  • периодическая замена антифриза;
  • контроль эксплуатации датчиков и индикаторов.

Проверка герметичности системы

При осмотре трубопроводов необходимо проверить, плотно ли шланги сидят на радиаторе и агрегатах двигателя. Также нужно осмотреть тонкие шланги для отопления салона и дроссельной заслонки и убедиться, что они не потрескались.

Система охлаждения ВАЗ-2107: устройство, 2 способа проверки герметичности и ремонт

Твёрдые немедленно заменить. Необходимо убедиться, что концы шлангов глубоко натянуты на патрубки, иначе может случиться их отсоединение. Также проверить, хорошо ли затянуты болты хомутов.

Ржавые хомуты могут ослабить крепление во время езды, при полном рабочем давлении в гидросистеме это опасно. Если есть коррозия, необходимо их заменить. Трещины, идущие вдоль шланга, являются результатом его старения. Повреждения внутренней поверхности усложняют поток жидкости.

Предварительный визуальный осмотр

Необходимо проверить состояние радиатора и расширительного бачка. Любые пятна, подтёки, следы жидкости свидетельствует о негерметичности системы. Механические повреждения, вмятины, трещины, расшатывания соединений не допускаются. Следует проверять натяжение ремня водяного насоса и вентилятора, а также крепление электрических соединений электродвигателя вентилятора.

Пузырьки воздуха в расширительном бачке свидетельствуют о завоздушивании системы. Пятна масла в антифризе свидетельствуют о повреждении прокладки водяного насоса или головки блока.

Простой тест термостата

Следует запустить двигатель и проверить участок верхних патрубков и шлангов, соединяющих двигатель с верхним отделом радиатора, прямо за термостатом. Если при работе двигателя в течение трёх минут шланг не нагревается, это означает, что термостат заблокирован в закрытом положении. Если сразу начинает нагреваться, термостат заблокирован в открытом положении. Если прогрев шланга происходит постепенно примерно после 3 минут, термостат работает правильно.

Тест на герметичность проводится с помощью специального устройства, создающего давление, например, ручного насоса. Давление на манометре 0,1 МПа (около 1 атмосферы) следует держать не менее 2 минут. Во время контроля герметичности не следует применять чрезмерное давление жидкости, так как это может грозить повреждению радиатора.

Контроль герметичности радиатора можно провести после его демонтажа. Для этого нужно закупорить отверстия, погрузить радиатор в воду и подать в него сжатый воздух. Наличие пузырьков позволит найти место утечки. Ремонт радиатора, как правило, малорентабельное занятие и касается в основном соединений с патрубком.

Кроме видимой снаружи негерметичности, может возникнуть внутренняя утечка жидкости в камеру сгорания, в систему смазки и т. д. Симптомы проникновения жидкости в камеру сгорания:

  • большое количество пара в выхлопных газах;
  • бульканье в расширительном бачке, связанное с прорывом выхлопных газов в систему охлаждения.

Симптомы проникновения жидкости в систему смазки двигателя:

  • увеличение уровня масла в картере;
  • изменение цвета моторного масла (цвет кофе с молоком).

Как правило, основной причиной этого типа утечки является повреждение прокладки головки блока цилиндров.

Система охлаждения ВАЗ-2107: устройство, 2 способа проверки герметичности и ремонт

Пригодность охлаждающей жидкости

Проверка хладагента производится на основании контроля её температуры замерзания. Эта температура со временем повышается, поскольку уменьшается содержание в жидкости гликоля, который испаряется быстрее, чем вода. Контроль можно провести путём измерения плотности жидкости ареометром.

Измерение плотности антифриза может также быть выполнено с помощью тестера оптических дисков — рефрактометром. В этом приборе используется связь между концентрацией гликоля в жидкости и коэффициентом преломления света. На призму прибора наносится капля исследуемого материала, и наблюдается, где проходит граница между полями белого и синего цвета. Применяются две шкалы для двух сортов гликолей.

Периодическая замена хладагента

Срок замены жидкости указывается производителем в инструкции по эксплуатации. В более старых двигателях интервал замены составляет обычно 2 года или 60 тысяч км пробега автомобиля. В новых двигателях этот период увеличен до 5 лет или до 120 тысяч километров общего пробега.

Чтобы заменить охладитель, необходимо отработанный слить. Для слива нужно выполнить следующие операции:

  • подождать, пока двигатель остынет, в противном случае существует угроза ожога;
  • открыть пробку радиатора;
  • установить широкий сосуд под радиатором;
  • открутить сливные пробки в радиаторе и блоке двигателя.

При замене охлаждающей жидкости, а особенно при изменении её типа, необходимо промыть гидросистему. Промывка заключается в подаче шлангом воды в заливную горловину радиатора и прохождении её через всю гидросистему. Во время процедуры можно запустить двигатель, чтобы работающий насос участвовал в процессе промывки.

После опорожнения и промывки необходимо затянуть сливную пробку. Медленно заполнить радиатор, рубашку блока и помпу до максимального уровня. При открытой пробке радиатора необходимо запустить двигатель, чтобы из трубопровода удалился воздух. Только когда появится уверенность в том, что воздух был удалён, можно плотно закрутить пробку.

Система охлаждения ВАЗ-2107: устройство, 2 способа проверки герметичности и ремонт

После заполнения антифризом необходимо оставить работающий двигатель ещё на 10 минут, чтобы проверить герметичность, а также время достижения нужной температуры (сигнализирует включением вентилятора радиатора).

Агрегаты и патрубки

Для качественного охлаждения механизмов автомобиля в конструкцию гидросистемы включены следующие агрегаты:

  1. Водяной насос или помпа — для циркуляции охлаждающей жидкости. Применяются насосы, приводимые в действие ремнём вместе с вентилятором, зубчатым ремнём, электрическим приводом независимо от мотора.
  2. Вентилятор, который служит для улучшения обмена тепла и повышения потока воздуха, проходящего сквозь радиатор. Обычно применяются вентиляторы осевой конструкции (поток воздуха течёт вдоль оси вентилятора).
  3. Соединительные патрубки. Например, патрубки системы охлаждения ВАЗ-2107 (инжектор) в количестве четырёх штук, имеющие своё название и применение:
  • отводящий, или нижний;
  • подводящий, его ещё называют верхний;
  • муфта водяного насоса;
  • перепускной патрубок или уголок.

Система охлаждения ВАЗ-2107: устройство, 2 способа проверки герметичности и ремонт

Ремонт своими силами

Неправильно проведённый ремонт может создать много серьёзных проблем. Прежде всего, водитель должен знать, что неисправность гидросистемы автомобиля очень быстро приведёт к полному разрушению двигателя.

Устройство системы охлаждения ВАЗ 2107


Движение – это жизнь, но движение – это тепло. Попробуйте потереть ладошки друг об друга, и убедитесь в этом сами. Тепло – это финал превращений всех энергий, друг в друга. В теле человека происходят взаимные превращения белков, жиров, углеводов, которые в результате распадаются путём многостадийного ферментативного окисления с выделением тепла. В сердце автомобильного двигателя происходят также химические превращения топлива в выхлопные газы и воду, с выделением большого количества энергии, которая преобразуется в механическую, а часть рассеивается в виде тепла. Более того, это тепло нужно целенаправленно собирать и отводить, сколько бы его не образовалось. Именно для этого служит система охлаждения у автомобиля ВАЗ 2107.

Если вспомнить, что КПД бензинового двигателя составляет в идеале 25%, а по городским пробкам – около 7%, то это значит, что из 40 литров полностью заправленного бака ВАЗ 2107 в условиях города вы на движение автомобиля потратили всего три литра! Сколько? Повторяем, три литра, мы не ошиблись. Куда девались остальные тридцать семь? Правильно, они сгорели бесполезным огнём, загрязняя воздух и изнашивая автомобиль. Карбюратор и инжектор улучшают КПД, но ненамного. Отведением этого тепла и занимается система охлаждения автомашины ВАЗ 2107.

Схема системы охлаждения двигателя следующая:


Устройство главных частей системы: (на рисунке двигатель ВАЗ 2106, на котором установлен карбюратор).

  • Собственно рубашка системы охлаждения двигателя (7), ходы и отверстия в блоке цилиндров, с её выпускным патрубком (4).
  • Насос системы охлаждения, или помпа (16), при работе которой возникает циркуляция охлаждающей жидкости (тосола, антифриза). Его устройство – на манер крыльчатки. Он находится в едином соединении с генератором, единым ремнём (15).
  • Термостат (18) разделяющий малый (при холодном двигателе) и большой (при горячем) круги циркуляции жидкости. Устройство термостата несложно, его задача открывать или закрывать клапан перепуска жидкости.
  • Шланги системы охлаждения (отводящие охлаждённую жидкость от радиатора и подводящую горячую жидкость в радиатор, шланги термостата, шланги к помпе и др.).
  • Радиатор – основной теплообменник, несущий охлаждающую функцию. Устройство радиатора может быть различным, сейчас используется алюминиевый, но медный радиатор гораздо эффективнее, но менее стоек.
  • Вентилятор радиатора, в обиходе – «карлсон» (11) , включающийся при необходимости при повышении температуры двигателя.
  • Расширительный бачок, доступный для визуального контроля качества жидкости и её долива. От расширительного бачка к горловине радиатора идёт прочный шланг. Некоторые считают, что это шланг системы охлаждения, но это неправильно. Его функция – просто держать радиатор заполненным.

Полная схема системы охлаждения включает в себя дополнительные детали, такие как сливные пробки, датчик включения вентилятора, предохранитель вентилятора и другие. Напомним, что на ВАЗ 2107 устройство электрической цепи таково, что предохранитель вентилятора и звукового сигнала один общий, на 10 А. Это значит, что если вы будете чересчур сигналить при работающем вентиляторе (а это легко можно заметить по лёгкому шуму и увеличению расхода заряда), то рискуете остаться с перегретым двигателем.

Полный объём системы охлаждения на ВАЗ 2107 составляет 9,85 л. Неопытным водителям иногда кажется невозможным залить более 3-5 л, этому мешают воздушные пробки, которые нужно удалять. Объём пробок может составлять половину объёма всей системы! Емкость рассчитана на целиком заполненную рубашку, шланги, радиатор, и расширительный бачок.

В системе охлаждения температура замерзания антифриза должна быть не выше -40градусов по Цельсию.

Часто спрашивают: инжектор и карбюратор – есть ли разница в системе охлаждения? Да, есть, но незначительная.



Верхний рисунок – карбюратор, нижний – двигатель, на котором установлен инжектор. Разница в установке датчика системы управления температуры охлаждающей жидкости (5) если установлен инжектор, а также наличием узла подогрева корпуса дроссельной заслонки (4), на рисунке справа (инжектор). Двигатель, на котором установлен карбюратор, имеет более простую систему охлаждения.

Промывка системы охлаждения рекомендуется специальными жидкостями, но можно их подготовить самому на примере смеси для двигателя ЯМЗ 236 (двигатель ЯМЗ 236 дизельный, устанавливается на отечественные грузовые автомобили КАМАЗ, Урал).

В её состав входит соляная техническая кислота 30%, ингибитор ПБ-5, уротропин технический, пеногаситель, вода. Так как двигатель ЯМЗ 236 является дизельным, хорошо работающим на низких оборотах, то указанные компоненты хорошо промывают систему.

Упрощённая промывка системы охлаждения включает чистую воду, с добавлением ортофосфорной кислоты, которая хорошо убирает накипь как в ЯМЗ 236, так и в двигателях «классики».

2. 011я. Система охлаждения.

Почему я подробно останавливаюсь на системе охлаждения? а потому, что, как и многое на рус-авто, в его создании был применён метод "ректально-ориентированное проектирование". Сделано через задницу, короче. Поэтому, многие технические решения были отработаны на нуль-одиннадцатой, и переползли на 7ку. Что-то переползло в сборе, что-то в качестве идеи.

итак, система охлаждения.

что меня в ней не устраивало изначально? Прежде всего, т.н. "верхняя подпитка". Эта система с подпиткой из расширительного бачка через двойной клапан в пробке радиатора. Не устраивало, прежде всего, следующее: если расширившаяся жижа уходит в бачок по превышению давления в системе, то обратно она может попасть только с появлением там разряжения. А надо бы сразу. Особенно, если появились утечки, и система стала негерметичной. В этом случае разряжения не создаётся, и жижа не подтягивается… И сплошь и рядом попадается парадоксальная ситуация: из системы охлаждения уже почти всё вытекло, а бачок полный.

Что делать и как бороться? Переделывать систему на "нижнюю подпитку". Такая схема на всех нормальных иномарках, на переднеприводных ВАЗах, на Газелях.

Работает оно так: низ системы охлаждения соединён с низом расширительного бачка. Верх системы охлаждения соединён с верхом расширительного бачка. Никаких клапанов между бачком нету. Беспрепятственный обмен жижой и воздухом. Тут уже начинает работать система сообщающихся сосудов, и уровень жижи в бачке всегда точно равен уровню жижи в системе охлаждения, в любой момент времени. Более того, при подтеканиях, жижа из бачка сразу пойдёт в систему охлаждения.

Для сохранения давления в системе, крышка радиатора переползает на бачок. Бачок делается герметичным, и клапан сброса давления уже в его крышке.

поэтому, если мы видим на авто бачок с клапаном в крышке — перед нами система охлаждения с нижней подпиткой.

более того, т.к. низ бачка теперь соединён с низом системы охлаждения, то надобность в горловине радиатора уже отпадает, т.к. жижу можно заливать через бачок. Это тоже типичный признак такой системы.

латунный радиатор был "доработан напильником" для этого: в его верх и низ были впаяны латунные трубки для соединения шлангами с верхом и низом расширительного бачка. Сливная пробка срезана, вместо неё на самый низ был впаян сливной краник, чтобы сливалось всё.

Латунь радиатора была зачищена мягкой дисковой металлической щёткой для дрели, до состояния "у кота яйца". Паял паяльником 100Вт и флюсом ЛТИ-120

шланг с верха радиатора туго вставлялся в просверленное отверстие на макушке расширительного бачка. Там идёт обмен воздухом, поэтому, верхний шланг тонкий, и его называют "паро-отводящим".

Позже, в магазине попался расширительный бачок от Шнивы, он уже штатно имеет патрубок сверху, и пробку с клапаном в крышке.

и в этом же была моя главная ошибка в идеологии. Нежелательно сильно модифицировать готовые детали. Радиатор потёк следующей зимой, и всю эту красоту пришлось выкинуть.

следующий радиатор был уже пластиково-люминевым, и дополнительные соединения были в виде переходников шлангов.

Система охлаждения ВАЗ 2107: обслуживание и принцип действия


Охладительная система ваз
система охлаждения ваз 2107

Система охлаждения ДВС (двигатель внутреннего сгорания) функционирует за счет целенаправленного принудительного движения технического раствора по замкнутому контуру. Циркуляция автожидкости осуществляется под действием водяного насоса. При этом она, отнимая тепло у нагретых участков, обеспечивает охлаждение мотора.

  • Состав

В общем виде система охлаждения мотора включает в себя:

  1. 1. Радиатор с основным вентилятором;
  2. 2. Неразборный термостат;
  3. 3. Циркуляционный (водяной) насос;
  4. 4. Рубашки охлаждения блока цилиндров и головки блока;
  5. 5. Бачок расширительный;
  6. 6. Радиатор отопителя с электрическим вентилятором;
  7. 7. Патрубки и шланги соединительные;
  8. 8. Кран радиатора отопителя («печки»);
  9. 9. Датчик температуры;
  10. 10. Прибор контроля температуры технического раствора (входит в комбинацию приборов).

В системе охлаждения мотора с инжектором дополнительно устанавливается узел подогрева корпуса дроссельной заслонки. Это предотвращает обмерзание дроссельной заслонки в зимний период (при малых углах открытия).



Схема работы

В силовых установках ВАЗ-2107 роль охлаждающей жидкости выполняет тосол, который обладает оптимальным соотношением «цена/качество». Возможно также применение более дорогого антифриза, однако для этого необходимо предварительно тщательно промыть всю систему. Объем технической жидкости, заливаемой в систему охлаждения мотора ВАЗ-2107 составляет 9,85 л.

ВАЖНО: использование воды при охлаждении ДВС запрещено. При возникновении непредвиденных ситуаций возможно кратковременное заполнение системы водой с последующим ее промыванием.

Сайт по ремонту автомобиля Лада своими руками

система охлаждения ваз 2107 инжектор


Промывка системы

Регулярно необходимо осуществлять промывку. Делается она несложно, достаточно только применить специальный раствор, предназначенный для этой цели. Заливаете его в систему, запускаете двигатель и даете ему прогреться до рабочей температуры. После этого глушите мотор, сливаете раствор и повторяете процедуру 2-3 раза, только используйте чистую воду. Растворы, предназначенные для промывки, очень агрессивны и способны разрушить резину и металл при долгом контакте.

ремонт система охлаждения ваз 2107

Обратите внимание, перед сливом жидкости из системы необходимо выждать некоторое время, чтобы температура снизилась до безопасного значения – порядка 50 градусов. Если имеются повреждения, то проведите ремонт. Система охлаждения ВАЗ-2107 имеет два сливных отверстия – на радиаторе и блоке цилиндров. И не забывайте открывать кран печки при промывке, чтобы в радиатор попадал раствор. Цена данной процедуры на СТО колеблется в интервале 500-700 рублей. Это не так уж много, по сравнению с ремонтом.

Принцип действия

При запуске двигателя циркуляция тосола происходит под действием водяного насоса. Первоначально ее движение осуществляется по малому контуру (кругу) при закрытом термостате. При этом в радиатор она не попадает. Это позволяет ускорить процесс прогрева двигателя до оптимальной рабочей температуры.

При нагревании тосола увеличение его объема компенсирует расширительный бачок. Именно в него поступает горячая автожидкость, которая затем возвращается в контур охлаждения.

После прогрева мотора до температуры 85-95 градусов Цельсия, открывается термостат и техническая жидкость начинает циркулировать через радиатор, то есть по большому кругу. При этом прохладный тосол, находящийся в радиаторе, поступает в рубашки силовой установки и охлаждает его до оптимальной температуры.



Вентилятор

В случае дальнейшего нагрева силовой установки (если он не успевает охлаждаться), по команде датчика контроля температуры включается электрический вентилятор, который принудительно охлаждает радиатор и мотор до тех пор, пока жидкость не охладится до определенного значения, после чего выключается. Таким образом постоянно поддерживается необходимая температура технического раствора и двигателя.

↑ Заправка системы охлаждения жидкостью

Заправка производится при смене охлаждающей жидкости или после ремонта двигателя. Операции по заправке выполняйте в следующем порядке:

  1. снимите пробки с радиатора и с расширительного бачка и откройте кран отопителя;
  2. залейте охлаждающую жидкость (9,85л) в радиатор (жидкость заливается до тех пор, пока она не будет выливаться из горловины) и поставьте на место пробку радиатора;
  3. долейте оставшуюся жидкость в расширительный бачок и закройте его пробкой;
  4. запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу 1–2 мин. для удаления воздушных пробок.

После остывания двигателя проверьте уровень охлаждающей жидкости. Если уровень ниже нормального, а в системе охлаждения нет следов подтекания, то долейте жидкость.

Диагностика негерметичности системы

Одна из основных неисправностей системы — нарушение ее герметичности. Свидетельствуют об этом:

  • постоянное снижение уровня тосола в расширительном бачке;
  • специфический запах технического раствора;
  • мокрые следы под автомобилем.

Недостаточный объем технической жидкости способствует перегреву двигателя. Места протечек определяются при визуальном осмотре подкапотного пространства или салона (при нарушении герметичности радиатора «печки» или крана отопителя).



Внимание! Технические жидкости, используемые для охлаждения двигателя токсичны. Поэтому, работая с ними, необходимо соблюдать требования безопасности. Сливать ее из мотора можно только в специально подготовленную емкость объемом не менее 5 литров.

Возможности тюнинга системы охлаждения ВАЗ 2107

Повысить эффективность системы охлаждения ВАЗ 2107 можно различными способами. Кто-то устанавливает на радиатор вентилятор от «Калины» или «Приоры», кто-то пытается получше обогреть салон, дополнив систему электрической помпой от «Газели», а кто-то ставит силиконовые патрубки, полагая, что с ними двигатель будет быстрее прогреваться и остывать. Однако целесообразность такого тюнинга весьма сомнительна. Система охлаждения ВАЗ 2107 сама по себе довольно неплохо продумана. Если все её элементы исправны, двигатель никогда не перегреется летом, а зимой в салоне будет тепло и без включения вентилятора печки. Для этого необходимо лишь периодически уделять внимание обслуживанию системы, а именно:

  • заливать в двигатель только качественную ОЖ;
  • менять ОЖ через каждых 50 тыс. км пробега с полным сливом и промывкой системы;
  • следить за уровнем ОЖ и при необходимости доливать её;
  • при доливке ни в коем случае не смешивать тосол с антифризом;
  • при замене неисправных элементов использовать только качественные сертифицированные детали.

Таким образом, система охлаждения ВАЗ 2107 довольно надёжна и проста. Тем не менее и она нуждается в периодическом обслуживании, которое сможет выполнить даже неопытный автолюбитель.

Термостат системы охлаждения

Можно даже сказать, что это основной элемент, так как он позволяет производить переключение потоков жидкости между малым и большим кругами. Если выразиться грубо, то большой круг от малого отличается лишь тем, что в работе участвует радиатор. Когда производится запуск двигателя, то жидкость циркулирует по малому кругу. Так она будет быстрее прогреваться и достигнет рабочей температуры (82-87 градусов). В этот контур включена и печка, чтобы в салоне автомобиля можно было зимой быстрее согреться.

Стоит учесть, что к дроссельной заслонке также подключается система охлаждения ВАЗ-2107. Инжектор должен прогреваться, чтобы не образовывался конденсат. Именно такое распределение по каналам и производится термостатом, который изготовлен из биметаллической пластины. Недостатков у него несколько – при поломке циркуляция происходит по малому кругу (двигатель закипает), невозможно провести его ремонт, для замены требуется сливать тосол из системы.

Эффективная работа системы

Время от времени нужно проводить техническое обслуживание всего автомобиля и охлаждения в частности. Очень важна промывка, так как попадание даже небольшого количества воды или пыли может привести к образованию накипи на стенках рубашки. К сожалению, некоторые автомобилисты грешат тем, что заливают воду – а она является причиной появления накипи. Только представьте, что ваш двигатель внутри выглядит точно так же, как нагревательный элемент электрического чайника.


Для промывки системы охлаждения используется множество рецептов. Кто-то газированной водой это делает, а кто-то покупает в магазинах специальные промывочные жидкости. Но если подумать, то даже легкое ополаскивание чистой водой принесет свои результаты. Обратите внимание на то, что растворы агрессивные. И если слишком долго их не сливать (или же плохо смыть), то появление течей обеспечено.

Схема промывки системы охлаждения проста – сливаете старый тосол, заливаете промывочную жидкость. Прогреваете двигатель до рабочей температуры и даете ему остыть. Сливаете раствор и ополаскиваете водой систему охлаждения ВАЗ 2107. При необходимости повторите процедуру еще 1-2 раза. Но и увлекаться не стоит. Не забывайте, что нужно открывать кран печки, чтобы ее радиатор также очистился.

Как провести замену проводки

Если в работе электрооборудования начались регулярные перебои, связанные с неисправной проводкой, специалисты рекомендуют заменить всю проводку в автомобиле. То же самое следует сделать после покупки автомобиля у хозяина, который вносил изменения в схему, что-то добавлял или усовершенствовал. Такие изменения влияют на параметры бортовой сети, например, может быстрее разряжаться аккумуляторная батарея и т. п. Поэтому новому владельцу будет правильнее привести всё к первоначальному виду.

Для замены проводки в салоне необходимо:

    Вынуть разъёмы из монтажного блока.

Если необходимо выполнить замену проводки какого-либо электрического компонента ВАЗ 21074, но под рукой нет «родных» проводов, можно воспользоваться аналогичными изделиями. Например, для «семёрки» подойдёт проводка, имеющая следующие индексы:

  • 21053–3724030 — на приборную панель;
  • 21053–3724035–42 — на щит приборов;
  • 21214–3724036 — на топливные форсунки;
  • 2101–3724060 — на стартер;
  • 21073–3724026 — к системе зажигания;
  • 21073–3724210–10 — плоский задний жгут.

Одновременно с проводкой меняют, как правило, и монтажный блок. Лучше устанавливать монтажный блок нового образца с предохранителями штекерного типа. Следует помнить, что, несмотря на внешнее сходство, монтажные блоки могут быть разных типов, поэтому нужно посмотреть маркировку старого блока и установить такой же. В противном случае электрооборудование может работать некорректно.

Видео: специалист устраняет неисправности электрики ВАЗ 21074

Снимаем панель и ставим потихоньку, там сложного ничего нет. Вначале подключаем панель и салон, протягиваем косу под капот к месту блока. Раскидываем проводку в подкапотном пространстве: гофра, хомуты, чтоб ничего не висело и не болталось. Ставим блок, соединяем и готово. На аккумулятор бы посоветовал ещё нормальные клеммы поставить, штатные фигня (по крайней мере, на штатной девятой проводке). И предохранителей два комплекта чешских купить, а не непробиваемых китайских.

Неисправности системы охлаждения двигателя ваз 2107


Охладительная система ваз
система охлаждения ваз 2107

1 — трубка отвода жидкости от радиатора отопителя; 2 — шланг отвода горячей жидкости из головки цилиндров в радиатор отопителя; 3 — перепускной шланг термостата; 4 — выпускной патрубок рубашки охлаждения; 5 — подводящий шланг радиатора; 6 — расширительный бачок; 7 — рубашка охлаждения; 8 — пробка радиатора; 9 — радиатор; 10 — кожух вентилятора; 11 — вентилятор; 12 — резиновая опора радиатора; 13 — шкив привода насоса охлаждающей жидкости; 14 — отводящий шланг радиатора; 15 — ремень привода насоса и генератора; 16 — насос охлаждающей жидкости; 17 — шланг подачи охлаждающей жидкости в насос; 18 — термостат.
Стрелками указано направление движения жидкости.


система охлаждения ваз 2107 инжектор


Жгут проводов в салоне

В салоне ВАЗ 21074 находятся жгуты проводов:

  • под панелью приборов. В этом пучке собраны провода, отвечающие за фары, указатели поворотов, приборную панель, подсветку салона;
  • протянутый от блока предохранителей в заднюю часть автомобиля. Проводами этого пучка запитаны задние фонари, обогреватель стекла, датчик уровня бензина.

Провода, которые используются в «семёрке» для электрических соединений, относятся к типу ПВА и имеют сечение от 0,75 до 16 мм2. Количество медных проволок, из которых скручены провода, может составлять от 19 до 84. Изоляция проводки изготовлена на основе стойкого к температурным перегрузкам и химическому воздействию поливинилхлорида.


Для упрощения ремонта, обслуживания и замены электрооборудования заводская электропроводка автомобилей ВАЗ 21074 имеет установленную расцветку.

Таблица: сечение и цвет проводки наиболее важных электроприборов ВАЗ 21074

Участок электрической цепиСечение провода, мм2Цвет изоляции
минус АКБ — «масса» кузова16чёрный
плюс стартера—АКБ16красный
плюс генератора—АКБ6чёрный
генератор—чёрный разъём6чёрный
клемма «30» генератора—белая колодка МБ4розовый
клемма «50» стартера—реле пуска стартера4красный
пусковое реле стартера—чёрный разъём4коричневый
реле зажигания—чёрный разъём4голубой
клемма «50» замка зажигания—голубой разъём4красный
клемма «30» замка зажигания—зелёный разъём4розовый
соединитель правой фары — «масса»2,5чёрный
соединитель левой фары—голубой разъём2,5зелёный (серый)
клемма «15» генератора—жёлтый разъём2,5оранжевый
ЭД вентилятора радиатора — «масса»2,5чёрный
ЭД вентилятора радиатора—красный разъём2,5голубой
контакт «30/1» замка зажигания—реле зажигания2,5коричневый
контакт «15» замка зажигания—одноконтактный разъём2,5голубой
прикуриватель—голубой разъём1,5голубой (красный)

↑ Проверка уровня и плотности жидкости в системе охлаждения

Правильность заправки системы охлаждения проверяется по уровню жидкости в расширительном бачке, который на холодном двигателе (при 15–20°С) должен находиться на 3–4 см выше метки «МIN», нанесенной на расширительном бачке.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Уровень охлаждающей жидкости рекомендуется проверять на холодном двигателе, так как при нагревании ее объем увеличивается и у прогретого двигателя уровень жидкости может значительно подняться.

При необходимости проверяйте ареометром плотность охлаждающей жидкости, которая должна быть 1,078–1,085 г/см3 для жидкости Тосол А-40. При низкой плотности и высокой (не более 1,085–1,095 г/см3) повышается температура кристаллизации жидкости, что может привести к ее замерзанию в холодное время года.

Система охлаждения двигателя ВАЗ-2107, фото

Доливать дистиллированную воду надо когда уровень жидкости в бачке ниже нормы, а плотность выше нормы. Если плотность нормальная — доливайте жидкость той же плотности и марки, какая находится в системе охлаждения.

Если плотность жидкости в системе охлаждения ниже нормы, доливайте жидкость Тосол-А.

Схема электрооборудования ВАЗ 21074

В автомобилях ВАЗ 21074 электрическая энергия доставляется к потребителям по однопроводной схеме: «плюсовой» вывод каждого электроприбора запитан от источника, «минусовый» подключён к «массе», т. е. присоединён к кузову транспортного средства. Благодаря такому решению упрощается ремонт электрооборудования и замедляется процесс коррозии. Все электроприборы автомобиля запитаны от АКБ (при выключенном моторе) или генератора (при работающем двигателе).


Схема проводки ВАЗ 21074 инжектор

Выпущенные с заводского конвейера инжекторные версии «семёрки», имеют индексы:

  • LADA 2107–20 — в соответствии со стандартом Евро-2;
  • LADA 2107–71 — для китайского рынка;
  • LADA-21074–20 (Евро-2);
  • LADA-21074–30 (Евро-3).

В инжекторных модификациях ВАЗ 2107 и ВАЗ 21074 используются ЭСУД (электронная система управления двигателем), электробензонасос, форсунки, датчики управления и контроля параметров двигателя. Как следствие — возникла необходимость в дополнительной подкапотной и внутрисалонной проводке. Кроме того, ВАЗ 2107 и ВАЗ 21074 оснащены дополнительным блоком реле и предохранителей, расположенным под бардачком. К дополнительному блоку подводится проводка, запитывающая:

  • предохранители: силовых цепей главного реле;
  • цепи постоянного питания контроллера;
  • цепи реле электробензонасоса;
    главное;


Схема проводки ВАЗ 21074 карбюратор

Электросхема карбюраторной «семёрки» во многом совпадает со схемой инжекторной версии: исключение составляет отсутствие компонентов управления двигателем. Все электроприборы ВАЗ 21074 принято делить на системы:

  • обеспечения электроэнергией;
  • пуска;
  • зажигания;
  • освещения и сигнализации;
  • вспомогательного оборудования.
Обеспечение электроэнергией

За обеспечение потребителей электроэнергией в «семёрке» отвечают:

  • АКБ напряжением 12 В, ёмкостью 55 Ач;
  • генератор типа Г-222 или 37.3701;
  • регулятор напряжения Я112В, который автоматически поддерживает напряжение в пределах 13,6–14,7 В.


Запуск двигателя

Система пуска в ВАЗ 21074 — это запитанный от АКБ стартер и замок зажигания. В цепи стартера предусмотрено два реле:

  • вспомогательное, которое подаёт питание на выводы стартера;
  • втягивающее, благодаря которому происходит сцепление вала стартера с маховиком.


Система зажигания

В ранних версиях седьмой модели ВАЗ использовалась контактная система зажигания, которая имела в своём составе:

  • катушку зажигания;
  • распределитель с контактным прерывателем;
  • свечи зажигания;
  • высоковольтную проводку.


В 1989 году появилась так называемая бесконтактная система зажигания, в схему которой вошли:

  1. Свечи зажигания.
  2. Распределитель.
  3. Экран.
  4. Датчик Холла.
  5. Электронный коммутатор.
  6. Катушка зажигания.
  7. Монтажный блок.
  8. Блок реле.
  9. Ключ и замок зажигания.


В «семёрках» с инжекторными двигателями используется более современная схема зажигания. Работа этой схемы основана на том, что сигналы от датчиков поступают на ЭБУ (электронный блок управления), который на базе полученных данных генерирует электрические импульсы и передаёт их на специальный модуль. После этого напряжение повышается до требуемой величины и по высоковольтным кабелям подаётся на свечи зажигания.

↑ Заправка системы охлаждения жидкостью

Заправка производится при смене охлаждающей жидкости или после ремонта двигателя. Операции по заправке выполняйте в следующем порядке:

  1. снимите пробки с радиатора и с расширительного бачка и откройте кран отопителя;
  2. залейте охлаждающую жидкость (9,85л) в радиатор (жидкость заливается до тех пор, пока она не будет выливаться из горловины) и поставьте на место пробку радиатора;
  3. долейте оставшуюся жидкость в расширительный бачок и закройте его пробкой;
  4. запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу 1–2 мин. для удаления воздушных пробок.

После остывания двигателя проверьте уровень охлаждающей жидкости. Если уровень ниже нормального, а в системе охлаждения нет следов подтекания, то долейте жидкость.

Как провести замену проводки

Если в работе электрооборудования начались регулярные перебои, связанные с неисправной проводкой, специалисты рекомендуют заменить всю проводку в автомобиле. То же самое следует сделать после покупки автомобиля у хозяина, который вносил изменения в схему, что-то добавлял или усовершенствовал. Такие изменения влияют на параметры бортовой сети, например, может быстрее разряжаться аккумуляторная батарея и т. п. Поэтому новому владельцу будет правильнее привести всё к первоначальному виду.

Для замены проводки в салоне необходимо:

    Вынуть разъёмы из монтажного блока.

Если необходимо выполнить замену проводки какого-либо электрического компонента ВАЗ 21074, но под рукой нет «родных» проводов, можно воспользоваться аналогичными изделиями. Например, для «семёрки» подойдёт проводка, имеющая следующие индексы:

  • 21053–3724030 — на приборную панель;
  • 21053–3724035–42 — на щит приборов;
  • 21214–3724036 — на топливные форсунки;
  • 2101–3724060 — на стартер;
  • 21073–3724026 — к системе зажигания;
  • 21073–3724210–10 — плоский задний жгут.

Одновременно с проводкой меняют, как правило, и монтажный блок. Лучше устанавливать монтажный блок нового образца с предохранителями штекерного типа. Следует помнить, что, несмотря на внешнее сходство, монтажные блоки могут быть разных типов, поэтому нужно посмотреть маркировку старого блока и установить такой же. В противном случае электрооборудование может работать некорректно.

Видео: специалист устраняет неисправности электрики ВАЗ 21074

Снимаем панель и ставим потихоньку, там сложного ничего нет. Вначале подключаем панель и салон, протягиваем косу под капот к месту блока. Раскидываем проводку в подкапотном пространстве: гофра, хомуты, чтоб ничего не висело и не болталось. Ставим блок, соединяем и готово. На аккумулятор бы посоветовал ещё нормальные клеммы поставить, штатные фигня (по крайней мере, на штатной девятой проводке). И предохранителей два комплекта чешских купить, а не непробиваемых китайских.

rapid

Агрегаты и патрубки

Для качественного охлаждения механизмов автомобиля в конструкцию гидросистемы включены следующие агрегаты:

Читайте также: