Признаки неисправности дпдз на ланосе

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 05.10.2024

Проверка датчика положения дроссельной заслонки и его цепей Шевроле Ланос

Проверка датчика положения дроссельной заслонки и его цепей Шевроле Ланос

Неисправность датчика положения дроссельной заслонки приводит к неустойчивой работе двигателя, снижению его мощности, рывкам и провалам при движении автомобиля.

При выключенном зажигании отсоединяем колодку жгута проводов системы управления двигателем от датчика положения дроссельной заслонки (см. Снятие датчика положения дроссельной заслонки Шевроле Ланос).

Для проверки цепи питания датчика…

…подключаем щупы тестера к выводам «А» и «В» колодки.

При включенном зажигании прибор должен зафиксировать напряжение 4,5–5,5 В.

При отсутствии напряжения проверяем исправность цепи (обрыв и замыкание на «массу») между выводом «М32» колодки жгута ЭБУ и выводом «А» колодки жгута проводов («+» питания). Также проверяем цепь между выводом «М64» колодки жгута ЭБУ и выводом «В» колодки — заземление датчика.

Проверяем исправность цепи между выводом «М6» колодки жгута ЭБУ и выводом «С» колодки жгута проводов.

Если цепи исправны, а напряжение не соответствует норме — неисправен ЭБУ.

Для проверки датчика подсоединяем к нему колодку жгута проводов.

Со стороны входа проводов в колодку вставляем в ее гнезда, соответствующие выводам «А» и «С», два отрезка проволоки (или иглы), так чтобы появился контакт между ними и выводами проводов.

Подсоединяем к отрезкам проволоки щупы тестера.

При включенном зажигании измеряем напряжение между выводами «А» и «С». У исправного датчика при закрытой дроссельной заслонке напряжение должно быть равным 3,9–4,9 В, а при открытой заслонке — 0,1–0,9 В.

Если напряжение выходного сигнала датчика выходит за пределы указанных диапазонов, датчик необходимо заменить.

Неисправности датчика дроссельной заслонки

Неисправности датчика дроссельной заслонки приводят к нестабильной работе двигателя автомобиля. Что ДПДЗ работает некорректно можно понять по таким признакам: нестабильные холостые, снижение динамики авто, повышенный расход топлива и другие подобные неприятности. Основной признак тому, что датчик положения дроссельной заслонки неисправен, являются скачущие обороты. А главной тому причиной — износ контактных дорожек датчика заслонки дросселя. Однако есть и ряд других.

Проверка датчика положения дроссельной заслонки достаточно проста, и под силу даже начинающему автолюбителю. Для этого нужен лишь электронный мультиметр, способный измерять постоянное напряжение. При выходе датчика из строя ремонт его, чаще всего, невозможен, и это устройство просто меняют на новое.

Неисправности датчика дроссельной заслонки

Признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки

Перед тем как перейти к описанию симптомов поломки ДПДЗ, имеет смысл вкратце остановиться на вопросе, на что влияет датчик положения дроссельной заслонки. Необходимо понимать, что основная функция указанного датчика состоит в определении угла, на который повернута заслонка. От этого зависит угол опережения зажигания, расход топлива, мощность двигателя, динамические характеристики машины. Информация от датчика попадает в электронный блок управления двигателем, и на ее основании компьютер посылает команды о количестве подаваемого топлива, угле опережения зажигания, что способствует образованию оптимальной топливовоздушной смеси.

Соответственно, неисправности датчика положения дроссельной заслонки выражаются в следующих внешних признаках:


  • Нестабильные, «плавающие», обороты холостого хода.
  • Двигатель глохнет во время переключения передач, либо после перехода с какой-либо передачи на нейтральную скорость.
  • Мотор может произвольно заглохнуть при работе на холостом ходу.
  • Во время езды имеются «провалы» и рывки, в частности, при разгоне.
  • Ощутимо снижается мощность двигателя, падают динамические характеристики автомобиля. Что очень заметно на показателях динамики разгона, проблемах при езде на машине в гору, и/или при ее значительной загрузке или буксировке прицепа.
  • На приборной панели активируется (загорается) сигнальная лампа Check Engine. При сканировании ошибок из памяти ЭБУ диагностический прибор показывает ошибку р0120 или другую, связанную с датчиком положения дроссельной заслонки и ее неисправностью.
  • В некоторых случаях отмечается повышенный расход топлива автомобилем.

Здесь же стоит отметить, что перечисленные выше признаки могут указывать и на проблемы с другими узлами двигателя, в частности, на неисправность дроссельной заслонки. Однако в процессе выполнения диагностики имеет смысл также проверить и датчик ДПДЗ.

Причины неисправности ДПДЗ

Существуют два типа датчиков положения дроссельной заслонки — контактный (пленочно-резистивный) и бесконтактный (магниторезистивный). Чаще всего из строя выходят именно контактные датчики. Их работа основана на движении специального ползунка по резистивным дорожкам. Со временем они изнашиваются, из-за чего датчик начинает выдавать некорректную информацию на ЭБУ. Итак, причинами поломки пленочно-резистивного датчика может быть:


  • Потеря контакта на ползунке. Это может быть вызвано как просто его физическим износом, так и обломком наконечника. Может попросту износиться резистивный слой, из-за чего также пропадает электрический контакт.
  • Не повышается линейное напряжение на выходе датчика. Такая ситуация может быть вызвана тем, что напыление основы стерлось практически до основания в том месте, где начинается движение ползунка.
  • Износ шестерен привода ползунка.
  • Обрыв проводов датчика. Это могут быть как питающие, так и сигнальные провода.
  • Возникновение короткого замыкания в электрической и/или сигнальной цепи датчика положения дроссельной заслонки.

Что касается магниторезистивных датчиков, то у них нет напыления из резистивных дорожек, поэтому его поломки сводятся, в основном, к обрыву проводов или возникновению в их цепи короткого замыкания. А методы проверки у одного и другого типа датчиков аналогичные.

В любом случае ремонт вышедшего из строя датчика вряд ли возможен, поэтому после выполнения диагностики необходимо попросту заменить его на новый. При этом желательно использовать бесконтактный датчик положения дроссельной заслонки, поскольку такой агрегат имеет гораздо более длительный срок службы, хоть и стоит дороже.

Как определить неисправность датчика дроссельной заслонки

Проверка ДПДЗ сама по себе несложная, и все что понадобится, это электронный мультиметр, способный измерять постоянное напряжение. Итак, чтобы проверить неисправность ДПДЗ, необходимо действовать по приведенному далее алгоритму:


  • Включите зажигание автомобиля.
  • Отсоедините фишку от контактов датчика и с помощью мультиметра удостоверьтесь, что на датчик подходит питание. Если питание есть — продолжайте проверку. В противном случае необходимо «прозвонить» питающие провода с тем, чтобы найти место обрыва либо другую причину, почему не подходит напряжение на датчик.
  • Минусовый щуп мультиметра установить на «массу», а плюсовой — на выходной контакт датчика, с которого информация идет на электронный блок управления.
  • При закрытой заслонке (соответствует полностью отжатой педали акселератора) напряжение на выходном контакте датчика не должно превышать значения 0,7 Вольта. Если полностью открыть заслонку (полностью выжать педаль акселератора), то соответствующее значение должно быть не менее 4 Вольт.
  • Далее нужно вручную открывать заслонку (вращать сектор) и параллельно следить за показаниями мультиметра. Они должны плавно повышаться. Если соответствующее значение поднимается скачкообразно, то это говорит о том, что в резистивных дорожках имеются потертые места, и такой датчик нужно заменить на новый.

Владельцы отечественных ВАЗов зачастую сталкиваются с проблемой неисправности ДПДЗ по причине низкого качества проводов (в частности, их изоляции), которыми штатно комплектуются эти машины с завода. Поэтому рекомендуется их заменить на более качественные, например, производства ЗАО «ПЭС/СКК».

Ну и, конечно же, необходимо выполнить проверку с помощью диагностического прибора OBDII. Популярным сканером поддерживающим работу с большинством автомобилей является Scan Tool Pro Black Edition. Он поможет точно узнать номер ошибки и увидеть параметры работы дроссельной заслонки, а также определит, есть ли еще проблемы у автомобиля, возможно в других системах.

Коды ошибок 2135 и 0223

Самая распространенная ошибка, связанная с датчиком положения дроссельной заслонки имеет код р0120 и расшифровывается как «Неисправность цепи датчика/выключателя «A» положения дроссельной заслонки/педали». Другая возможная ошибка р2135 имеет название «Несовпадение показаний датчиков №1 и №2 положения дроссельной заслонки». На неправильную работу ДЗ или ее датчика также могут указывать такие коды: Р0120, Р0122, Р0123, Р0220, Р0223, Р0222. После замены датчика на новый нужно обязательно стереть информацию об ошибке из памяти ЭБУ.


В диагностическом приложении сканер даст возможность увидеть данные идущие с датчика в реальном времени роботы. Двигая заслонку необходимо смотреть на показания в вольтах и процентах ее открытия. При исправном состоянии заслонки датчик должен выдавать плавные значения (без каких либо скачков) от 03, до 4,7В или 0 — 100% при полностью закрытой или открытой заслонке. Удобнее всего смотреть работу ДПДЗ в графическом виде. Резкие провалы будут говорить об износе резистивного слоя на дорожках датчика.

Заключение

Это что, бунт?! (ДПДЗ Ланос)

Всем большущий привет, кто читает это. Возможно, дальнейший текст вам будет непонятен и через чур напичкан тех.терминами, цифрами и аббревиатурами. Но я всё же постараюсь изложить проблему понятно и, надеюсь, кто-нибудь поможет.

В один день у меня начинают подвисать холостые обороты где-то на 1500. Непорядок, бесит меня, когда в машине с работой мотора непорядок.
Раньше уже была подобная история с ХХ, тогда проблема кроилась в скрутках моторной проводки, но я пропаял всё. На всякий случай проверил — пошевелил провода на заведенной машине в местах скруток — обороты не падают.
Снова достаю компуктер, подключаю к OBD скандок иии… новый ДПДЗ нагло врёт! «Ах ты ж сын шакала!», подумал я, и сделал сброс ЭБУ. На некоторое время проблема ушла, но потом вернулась с новыми силами — обороты зависали на 1500, 2000 и даже 2800 оборотов.
Заезжаю к одному диагносту, после осмотра ошалелой газующей машины получаю рекомендацию поменять цитата «эту китайскую шнягу» на оригинальный ДПДЗ, ибо этот при закрытой дроссельной заслонке может показывать 2…4…8% (что угодно, только не 0%) открытия дросселя.
Разумно. Вроде бы. Но уже тогда я подозревал, что не всё так просто.

Еду уже в крупный магазин, покупаю оригинальный датчик (как потом оказалось, самый что ни ни на есть китайский датчик, но в ориджинал упаковке), сразу же ставлю на машину. Вроде всё.
Ан нет. Очередной раз стоя в пробке заметил, что обороты не 860, как должны быть, а 1000-1100…

Чисто ради интереса ставлю ЭРА-вский датчик — оп! машина работает идеально какое-то время, потом история повторяется, то же самое с «оригинальным». Подозреваю, что дело не в датчике.

У меня начинается паранойя.

Еду в гараж, беру мультиметр и каак давай всё прозванивать. Нормально, нормально, нормально… хмм… закуривая очередную сигарету замечаю, что в скандоке напряжение на эбу показывается

11в, а на вольтметре, который у меня под капотом на аккуме стоит — 12.8в.
Ничего себе разница! Это где почти 2 вольта протерялось? Ах да, массы же у ланосов дерьмовые…
Кидаю один провод от ГБЦ на корпус ЭБУ и второй от корпуса ЭБУ на массовый провод ДПДЗ. Теперь с массами всё ок должно быть.

Но лучше не стало, проблема опять ушла на какое-то время…
…но спустя время она всегда возвращалась с новой силой — обороты зависают чаще и выше, плюсом ко всему машина стала дергаться, сначала только когда педаль газа в одном положении, а потом и при разгоне — ездил с компуктером, иногда ДПДЗ стал даже при разгоне внезапно показывать закрытый дроссель, топливо отсекается в этот момент, машину лихорадит. (пример езды по трассе.: 20…20…14…20…0…20% открытия дросселя)
Подмена датчика, равно как и отсоединение-присоединение разъема датчика на время решает проблему.

Я в ступоре. Не дай бог во всём этом виноват ЭБУ. Хотя, мне кажется именно он и виноват, но у меня подменного нету, проверить не могу.
Надо бы снимать осциллограмму с контактов разъема… и думать дальше.

Вот такой вот, мужики, бунт ДПДЗ на моём корабле…

P.S. Дядя Серёжа, помогиии, сил моих нет уже 🏳 😫

P.P.S. Картинка просто так

UPD. Модераторы Драйв2, простите, я исправился. Вроде бы.
Ну, на эмоциях, сами понимаете…)

По каким признакам можно определить поломку датчика дроссельной заслонки

Как можно определить, что именно датчик положения заслонки вышел из строя – рассмотрим основные признаки, которые проявляет автомобиль.

Добрый день, дорогие друзья. Всем известно, что дроссельная заслонка в машине – важный узел, контролирующий поступление воздуха в двигатель. Он напрямую влияет на качество топливовоздушной смеси. Если он выйдет из строя, мотор будет работать с перебоями.

Кроме загрязнения и заклинивания заслонки, виновником поломки может стать датчик её положения, который передает информацию блоку управления, открыта она и насколько градусов или закрыта. Из-за его поломки ЭБУ не будет знать, в каком положении дроссель и будет неправильно готовить топливную смесь.

Сегодня рассмотрим основные признаки, по которым можно определить, когда в нестабильной работе двигателя виноват датчик положения заслонки.

Как себя проявляет поломка ДПДЗ

Двигатель плохо заводиться после длительной стоянки. После ночной или длительной стоянки проблематично заводиться силовой агрегат машины. Если завелся, то его потряхивает, пока он не прогреется.

Нестабильные обороты мотора. На холостых, на средних оборотах, при нагрузке на двигатель стрелка тахометра может «плавать».

Пропала мощность. Если заметили, что автомобиль перестал разгоняться, мотор не реагирует на нажатие педали акселератора, то это один из признаков поломки датчика дросселя. При движении в горку машина отказывается нормально ехать, груз сзади, кажется непосильной ношей для двигателя – все эти признаки можно сложить в одну копилку.

Увеличенный расход топлива . Это непрямой признак неисправности датчика положения заслонки. Ему виной могут быть другие поломки. Обычно при выходе из строя ДПДЗ к этому признаку добавляются еще несколько. Поэтому, если в вашем случае наблюдается только большой расход – это не повод грешить на датчик дросселя.

Контрольная лампа «Чек» на приборной панели . Если блок управления двигателем получает от датчика некорректные значения, то выпадает «Check» на приборке. Сканером можно проверить, в каком положении заслонка, если они сильно отличаются от номинальных значений или в реальности дроссель закрыт, а ЭБУ видит что он открыт – явный признак поломки датчика. При этом, аварийная лампа будет периодически гаснут, то есть, она может гореть непостоянно.

Мотор внезапно заглох. Если его повторно запустить, он может работать нормально, но через время ситуация повториться.

Небольшие хлопки в глушителе или впускном коллекторе при работе ДВС. Может присутствовать запах топлива. Это связано с неправильным приготовлением топливной смеси, её догоранием в выхлопной системе, поэтому хлопки и запах.

Вывод

Не стоит все перечисленные признаки относить к неисправностям датчика положения дроссельной заслонки. Они могут быть причиной других поломок. Для точно диагностики рекомендуется подключать сканер, и считывать ошибки с показаниями датчика дросселя. Только так будет понятно, что ДПДЗ нужно менять.

Датчик дроссельной заслонки автомобиля Шевроле Ланос

Датчик положения дроссельной заслонки автомобиля Ланос (ДПДЗ) нужен для передачи информативных сигналов в электронный блок управления (ЭБУ) двигателя. В ответ ЭБУ регулирует поток воздуха и дозировку топлива в коллекторе мотора.

ДПДЗ

Разновидности ДПЗД

На автомобилях Шевроле Ланос устанавливают два вида приборов — это плёночно-резисторный (контактный) и магниторезисторный (бесконтактный) ДПЗД. Первое устройство представляет собой плёночные дорожки, вдоль которых передвигается ползунок, меняя величину их сопротивления. Распиновка состоит из трёх контактов: «+», «−» и сигнализатор ЭБУ. Оба вида питаются постоянным напряжением 12 В и 4 В.

Схема механического ДПЗД:

Схема механического ДПЗД

Магниторезисторный датчик работает по принципу изменения влияния магнитного поля постоянного магнита (эффект Холла). В корпусе прибора встроена плата с интегральной микросхемой. Она считывает изменения интенсивности магнитного потока. Это происходит за счёт поворота магнита, посаженного на ось дроссельной заслонки. Устройства такого типа стоят дороже, чем контактные ДПЗД, зато они более надёжные и долговечные.

Бесконтактный прибор

Конечная цель обоих видов ДПЗД — это фиксация изменений характеристик тока, поступающего по сигнальному проводу в ЭБУ двигателя в зависимости от угла поворота дроссельной заслонки.

Неисправности

Недолговечностью в основном «страдают» механические ДПЗД. Их работа рассчитана максимум на 50 тыс.км пробега при условии, что это «родная» деталь. Как правило, новый плёночно-резисторный прибор, купленный на замену, выдерживает 15–20 тыс.км. Суть в том, что ползунок со временем стирает плёночные дорожки. Срок службы во многом зависит от качества исполнения устройства и стиля вождения.

Износ плёночного контактора:

Износ плёночного контактора

Для контактных и бесконтактных датчиков характерны такие недостатки, как окисление контактов распиновки и ослабление крепления (возникает люфт, и работа прибора нарушается).

Замена ДПЗД

Операция по смене датчика доступна практически всем. Поступают следующим образом:

  1. Поднимают капот автомобиля Шевроле Ланос и снимают клемму с отрицательного контакта аккумулятора.
  2. ДПЗД очищают от пыли и грязи. Прибор закреплён на дроссельном узле с обратной стороны двигателя по направлению к радиатору.
  3. Отжимают фиксатор и снимают колодку с проводами с разъёма прибора.
  4. Крестовой отвёрткой вывинчивают крепёж и снимают ДПЗД.
  5. Все действия по установке нового устройства повторяют в обратном порядке.

Машина начинает плохо слушаться резкого нажатия на педаль акселератора, увеличивается расход топлива, плохой запуск мотора, а на панели приборов начинает светиться надпись «Check Engine»? Всё это — верные признаки выхода из строя датчика дроссельной заслонки автомобиля Ланос, который нужно заменить.

Установка бесконтактного датчика положения дросселя (БДПДЗ) на Шевроле Ланос

Итак, для чего предназначен датчик положения дроссельной заслонки? При помощи этого датчика блок управления (ЭБУ) определяет, на какой угол была повернута дроссельная заслонка относительно нулевого (закрытого) положения. От работоспособности этого датчика зависит устойчивость холостого хода и плавность трогания с места. В мощносных режимах показания ДПДЗ практически не учитываются.

Устройство ДПДЗ

Если рассмотреть устройство датчика положения дросселя, то здесь все достаточно просто, даже можно сказать примитивно. Впрочем многие, казалось бы, навороченные датчики имеют довольно простое устройство. Датчик положения дросселя представляет собой простой потенциометр (переменный резистор).

Датчик имеет трехконтактную колодку для подключения. На один контакт подключается «масса», на второй подается +5V с ЭБУ, а с третьего контакта снимается сигнал, на основе которого блок и определяет, насколько сильно открыта заслонка.

Методика проверки

Проверить работоспособность датчика положения дросселя достаточно легко. Для этого необходимо знать распиновку ДПДЗ:

Если опорное напряжение не соответствует норме, то это означает обрыв проводки от колодки датчика до ЭБУ или неисправность самого блока управления. Однако неисправности контроллеров встречаются крайне редко. При отклонениях опорного напряжения, скорее всего, вы имеете дело с плохим контактом в косе ЭБУ.

Помимо всего прочего, контактный датчик положения дросселя можно протестировать несколько иначе. Для этого необходимо снять колодку с датчика, зажигание включать не нужно. Переведите мультиметр в режим замера сопротивления и произведите измерение между контактами «В» и «С» датчика. При закрытой заслонке сопротивление должно лежать в диапазоне 1-3 кОм, при полностью открытой – 5.5-7.5 кОм. Если показания отклоняются, то датчик не исправен. Бесконтактный ДПДЗ таким образом проверить нельзя!

Неисправности ДПДЗ

Так что же может случиться с простейшим потенциометром? Элементарно – он просто стирается. Внутри датчика имеются токопроводящие дорожки, по которым перемещается медный с серебряным напылением ползунок. Перемещается ползунок синхронно с движением дроссельной заслонки. Через определенное время токопроводящие дорожки стираются, и датчик начинает давать сбои. Причем ЭБУ не принимает это за ошибку, а вот двигатель начинает работать не так как нужно. Появляется неравномерный холостой ход и в момент трогания с места или при переключениях передач на ходу могут возникать неприятные рывки.

Для наглядности, ниже на фотографии представлен разобранный ДПДЗ (от автомобиляMazda).

ДПДЗ Шевроле Ланос устроен аналогично. Но токопроводящие дорожки нанесены на пленку, которая располагается по окружности датчика. А подвижный контакт расположен на центральном «цилиндрике», который и имеет зацепление с лопаткой дроссельной заслонки.

Преимущества бесконтактного ДПДЗ (БДПДЗ)

Бесконтактный датчик положения дросселя лишен недостатка контактного, так как в нем нет трущихся деталей. Соответственно и изнашиваться там просто нечему. Помимо всего прочего, установка БДПДЗ позволяет добиться более плавного отклика двигателя на открытие дросселя. Это уменьшает рывки при движении и трогании с места.

Выглядит бесконтактный датчик точно так же, как и контактный. Внешне их отличить довольно сложно.

Однако при установке БДПДЗ многие автовладельцы сталкивались с проблемой. После установки БДПДЗ появлялась некоторая неравномерность холостого хода. Проявляется проблема следующим образом:

  • заводим холодный автомобиль – холостой ход в норме;
  • прогреваем немного и едем;
  • после того как стрелка указателя температуры займет привычное положение – останавливаемся и не глушим автомобиль;
  • холостой ход начинает колебаться в пределах 800-1000 об/мин;
  • глушим автомобиль и запускаем снова – проблема исчезает!

Если вы тоже столкнулись с этим явлением, то помните – бесконтактный датчик здесь не виноват. Дело в том, что БДПДЗ очень чувствителен к плохим контактам в проводке. При появлении подобной проблемы после установки БДПДЗ следует пропаять скрутки в косе ЭБУ и нестабильные обороты вас больше не побеспокоят.

При установке нового ДПДЗ помните, что ставится он с доворотом! Необходимо установить ДПДЗ на лопатку дроссельной заслонки и довернуть его по часовой стрелке до совпадения крепежных отверстий под винты.

Неисправности датчика дроссельной заслонки

Неустойчивое поведение двигателя машины часто бывает связано с повреждением датчика положения дроссельной заслонки (обычно износ контактных дорожек), сокращённо называемого ДПДЗ. Некорректное поведение силового агрегата проявляется снижением динамики, увеличением расхода горючего и ухудшением холостого хода.

ДПДЗ - зачем он нужен

Этот датчик автомобиля — крайне важный элемент современных бензиновых агрегатов с впрыском.

Блок в свою очередь полученные данные использует для расчёта нужного количества горючего — по косвенному расчёту процента поступающего воздуха. Другими словами, эта информация становится поводом для активации/отключения режима кикдауна и подачи/закрытия воздушного потока в обход дросселя через клапан нейтрального хода.

Режим продувки мотора включается, когда дроссельная заслонка открывается более чем на 75 процентов.

Устроена схема датчика положения таким образом:

  • пластико-металлический корпус;
  • отверстие для соединения с приводом заслонки;
  • ось вращения токосъёмника;
  • фиксаторные точки;
  • штекер для подключения к бортовой сети машины.

Схема ДПДЗ
Схема датчика положения дроссельной заслонки

Функционирует элемент дросселя через преобразователи. Электрический импеданс ДПДЗ составляет 8 Ом. Состоит регулятор из 4-х контактов: на первые три, напряжение подаётся 5-вольтовое, а четвёртый — индикаторный, он непосредственно соединён с акселератором. Когда шофер отпускает газ, на электронный блок управления поступает импульс, сообщающий о том, что надо прекращать лить бензин. Это вызывает автоматическое торможение двигателя — подача топлива закрывается на определённое время. И наоборот, если скорость машины увеличивается, то горючее поступает в прежних пропорциях.

Типы датчиков

Различают несколько типов ДПДЗ, но главных отличий всего два. В конструкции обычного датчика положения дроссельной заслонки, используемых всеми производителями автомобилей, имеются резистивные дорожки и ползунок. Такой регулятор жёстко фиксируется к патрубку системы воздушной подачи и соединяется с осью. Затворка открывается при давлении шофером газа, что естественно, разворачивает ось и перемещает ползунок.

Бесконтактные датчики производятся как альтернатива контактному потенциометру. Функционируют устройства за счёт динамического изменения магнитного поля. Бегунок здесь непосредственно с рабочей частью не контактирует, все завязано на электронном компоненте.

Бесконтактный датчик дроссельной залонки
Бесконтактный ДПДЗ

Такие регуляторы реже ломаются, но стоят заметно дороже.

Подробнее о типах потенциометров в таблице.

Способы повышения надёжности

возможность установки 2-х резервных датчика

Признаки неисправности датчика

В датчике удельная проводимость меняется, если элемент находится:

  • в открытом положении — на третий индикаторный контакт подаётся напряжение в 4 вольта;
  • в закрытом положении — минимальное значение тока составляет до 0,7 вольта.

Очевидно, что регулятор дросселя отвечает за многое и его неправильное напряжение вызывает различные проблемы с движком. На высоких оборотах он глохнет и работает, как попало. Особенно часто это происходит во время переключения скоростей коробки, либо при переходе с любой передачи на нейтральный ход. В это же время растёт потребление горючего.

Другие признаки: мотор произвольно глохнет и в нейтральном режиме. Часто наблюдаются провалы педали газа, рывки — преимущественно во время ускорения автомобиля. Естественно, падает мощность ДВС, что легко определяется на подъёмах, при буксировке или переброске грузов. Ещё одним характерным симптомом неполадки регулятора дросселя является загорание индикатора Check. После подключения сканера обычно выскакивает ошибка P0120.

Индикатор Check
Индикатор Check на приборной панели

Причины неполадок

Основной причиной неисправности датчика дроссельной заслонки становится подгорание контактов или стачивание резистивного слоя. Чаще повреждаются контактные ДПДЗ — их ещё называют резистивными. Принцип их функционирования заключён в передвижении особого ползунка по резистивным дорожкам. Последние рано или поздно стачиваются, и регулятор передаёт ложную информацию. Таким образом, причины повреждения ДПДЗ контактного типа следующие:

  • износ резистивного слоя, поломка наконечника или другое повреждение механического свойства;
  • истирание напыления основы, что не позволяет току повышаться;
  • устаревание приводных шестерён ползунка и других подвижных частей регулятора — контакт может пропадать, если зазор между ДПДЗ и проводником оси увеличивается;
  • обрыв сигнальной или питающей проводки;
  • вышло из строя реле;
  • пробои в цепи;
  • окисление, загрязнение, коррозия соединений.

Окисление и коррозия ДПДЗ
Окисление и коррозия датчика дроссельной заслонки

Магнитные или бесконтактные регуляторы выходят из строя редко, так как не включают напыления. Поэтому неполадки сводятся лишь к повреждениям выводов, соединений и проводов.

Как и было сказано, первым реагирует на неисправность ДПДЗ мотор. Особенно часто это происходит в холостом режиме функционирования двигателя. Дело в том, что в инжекторных системах нет карбюратора, управляющего агрегатом в режиме холостого хода. Всю регулировку выполняет электроника, оперируя исключительно данными, которые посылает датчик.

Проверка работоспособности ДПДЗ

Датчик дроссельной заслонки обычно проверяют мультиметром в режиме прозвона. Имитируют работу клапана, затем следят за скачками напряжения на шкале прибора в режиме звукового контроля. Если слышны хрипы, потенциометр однозначно нуждается в замене.

Проверка ДПДЗ
Проверка работы датчика мультиметром

Подробнее о том, как делают проверку в автосервисах:

  • активируют систему зажигания автомобиля;
  • отсоединяют фишку от контактов ДПДЗ, подсоединяют к тестеру и убеждаются, что ток поступает — если напряжения нет, прозванивают всю проводку и находят место обрыва;
  • затем подключают датчик дросселя к мультиметру, бросив один вывод на «массу», а другой — на главный контакт блока управления;
  • снимают значение тока при закрытой затворке (педаль газа не задействована) — должно показывать не выше 0,7 вольта;
  • рассчитывают ток при выжатой педали газа (заслонка открыта) — показатель не менее 4 вольт;
  • следят за показаниями на шкале, одновременно вращая сектор прибора — повышение тока обязано проходить максимально плавно, иначе дорожки протёрты, изношены.

Далее осуществляют проверку с использованием специального оборудования через встроенную систему OBD II.

Тестер системы ODB II
Диагностический тестер системы ODB II

Компьютерная диагностика даёт возможность получить коды ошибок, изучив которые, специалисты судят о конкретных причинах неисправности.

Только после этого устанавливают новый датчик дроссельной заслонки, так как без анализа полной картины работы узла, что-либо делать рискованно.

Вот например, некоторые данные по ошибкам с расшифровкой: p0120 — неисправность цепи датчика положения дроссельной заслонки и p2135 — несовпадение показаний ДПДЗ. Также о неполадках с потенциометром указывают ошибки под номерами: p0122, p0123, p0220, p0222, p0223. Что касается повреждений проводки, то обычно такое происходит из-за низкого качества материалов. В частности, это касается изоляции. После установки нового регулятора, обязательно стирается информация об ошибке из памяти блока управления. Обычно для этого достаточно обесточить аккумулятор, подождать около 15 минут, затем поставить клемму минуса на место.

Специалисты умеют выявлять неисправности датчика дроссельной заслонки также по работе педали акселератора. Если при разгоне ощущаются провалы, и автомобиль сильно дёргается. Или мотор вибрирует, но газ отпущен.

Как устранить неисправность

Ремонт потенциометра дроссельной заслонки не предусмотрен. При его повреждениях следует установить новый элемент. Однако в некоторых ситуациях возможно частичное восстановление:

  • плохая «масса» — достаточно зачистить окислившиеся места, устранить обрывы в проводке;
  • поломка реле — заменить деталь, подобрав такую же 40-амперную;
  • неисправность выходов — подогнуть их в разъёмах изнутри, воспользовавшись иголкой или другим тонким предметом;
  • повреждение дросселя — заменить узел целиком.

Желательно устанавливать дорогие бесконтактные датчики. Цена их выше, зато они отличаются повышенной надёжностью и длительным ресурсом.

Новый ДПДЗ
Новый датчик дроссельной заслонки

Методы профилактики

Хотя поломка датчика — поломка не критичная, выявлять симптомы неисправности положения дроссельной заслонки и исправлять их надо как можно скорее. Иначе мотор начнёт испытывать существенные нагрузки, что обязательно сократит его срок службы.

Выполняется до тех пор, пока металлическая поверхность не становится полностью светлой.

Делают это мастера обычно вручную, в следующей последовательности:

  • демонтируют воздуховод и другие элементы, закрывающие доступ к заслонке;
  • снимают узел, открутив болты крепления;
  • разъединяют все штекеры, включая и разъём для продувки абсорбера;
  • очищают поверхность специальным химическим средством.

В конце заслонка обязательно протирается досуха. Если конструкцией автомобиля предусмотрена также защитная решётка, то прочищается и она. Затем узел собирается в обратной последовательности.

Используется также другой способ, когда узел не снимается с машины. Его преимущество — быстрота выполнения, но эффекта, который достигается при ручной обработке, он не даёт. Чтобы прочистить заслонку таким вариантом, надо использовать жидкость для впускного тракта или клапана ЕГР. Также подойдут средства WD-40 и хорошие растворители.

Процедура очистки без снятия дросселя выглядит так:

  • снимают воздуховод для облегчения доступа;
  • брызгают чистящим средством на поверхность узла, находящегося в закрытом положении;
  • потом открывают заслонку, убирают грязь с боковых частей;
  • обеспечивают подачу жидкости во все доступные зоны узла.

Обслуживать такими способами дроссельную заслонку рекомендуется каждые 10 тыс. километров пробега автомобиля или раньше. Конкретно всё зависит от условий эксплуатации (город, деревня), климата, манеры вождения. Если заслонка очищается вручную, со снятием, то достаточно будет делать такой ремонт раз в 5 лет.

Следствием проблем с ДПДЗ может стать обеднённая горючая смесь. Поэтому время от времени надо также проверять качество её состава, анализируя признаки неполадок. В первую очередь следует осмотреть лямбда-зонд и измеритель расхода воздуха. Например, отключить регулятор кислорода, а потом довести обороты двигателя до средних. Если работа агрегата улучшится, замене подлежит лямбда-зонд. Также надо исключить всевозможные зоны подсоса лишнего воздуха, не считая самого устройства заслонки.

Методы проверки датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)

Диагностика ДПДЗ мультиметром

Ранее мы писали о симптомах, которые могут проявляться при поломке датчика положения дроссельной заслонки. Но такие признаки нередко вызывают и поломки других датчиков или компонентов двигателя. Поэтому перед покупкой нового ДПДЗ имеющийся датчик необходимо проверить на работоспособность.

ДПДЗ установлен на корпусе дроссельной заслонки. Этот датчик содержит резистор переменного сопротивления (или контактные точки, в зависимости от модели), который передает сигнал в электронный блок управления двигателем. Показания датчика зависят от положения дроссельной заслонки.

Когда водитель нажимает на педаль газа, заслонка вращается, увеличивая приток воздуха во впускной коллектор. При работающем моторе положение заслонки (и данные с других датчиков) сообщает компьютеру, сколько топлива нужно двигателю в определенный момент.

Поэтому, без правильного сигнала, поступающего от ДПДЗ, возникают проблемы с топливно-воздушной смесью. Отметим, что проверить датчик положения дроссельной заслонки не очень сложно. Вам понадобится информация о заводских параметрах работы датчика, после чего его проверяют с помощью цифрового мультиметра.

Купить мультиметр можно во многих магазинах, этот простейший диагностический прибор пригодится вам ещё не раз.

Самая распространенная неисправность датчика дроссельной заслонки – износ, короткое замыкание или обрыв в электрической цепи либо резисторе. С помощью этой статьи вы сможете понять, как проверить ДПДЗ мультиметром лишь за несколько минут. Это поможет понять, нуждается ли элемент в замене или проблема не в нём.

Цифровой ультиметр

Симптомы неисправности ДПДЗ:

  • бедная или богатая топливная смесь;
  • проблемы с зажиганием;
  • неправильные сигналы для других исполнительных механизмов;
  • неровный холостой ход;
  • провалы при разгоне;
  • подергивание;
  • остановка двигателя.

Методы диагностики ДПДЗ

Самый распространенный тест датчика – измерение сопротивления или напряжения в различных положениях дроссельной заслонки (закрытое, полуоткрытое и полностью открытое). Мы будем выполнять тестирование, используя функцию измерения напряжения.

  1. Откройте капот и снимите узел воздушного фильтра в том месте, где он соединяется с корпусом дроссельной заслонки.
  2. Осмотрите пластину дроссельной заслонки и стенки корпуса дроссельной заслонки, расположенные вокруг неё.

* Если вы видите нагар на стенках или под пластиной заслонки, выполните очистку этого узла с помощью очистителя карбюраторов (карбклинера) и чистой ветоши. Поверхность должна быть полностью чистой. Нагар и грязь могут препятствовать закрытию дроссельной заслонки и её свободному перемещению.

  1. Найдите ДПДЗ, установленный на боковой части корпуса дроссельной заслонки. Датчик выполнен в виде небольшого пластикового блока с трехжильным разъемом.

Дроссельная заслонка и датчик

Подключен ли ваш ДПДЗ к «земле»?

  1. Аккуратно отсоедините электрический разъем от датчика положения дроссельной заслонки.
  2. Проверьте разъем и клемму на наличие загрязнений и повреждений.
  3. Установите мультиметр в подходящий режим, к примеру, 20V на шкале постоянного напряжения (DCV).
  4. Поверните ключ зажигания в положение ON, но не запускайте двигатель.
  5. Подключите красный щуп мультиметра к плюсовой клемме аккумулятора, обозначенной символом «+».
  6. Прикоснитесь черным щупом мультиметра к каждому из трех электрических контактов разъема проводки, который подключается к ДПДЗ.

* Один из контактов, при прикосновении к которому на экране мультиметра появляется напряжение около 12 вольт, является контактом заземления. Обратите внимание на цвет этого провода.

* Если ни один из контактов не отображает 12 вольт, это является признаком дефекта проводки, которая идёт к датчику положения дроссельной заслонки. Датчик не имеет заземления, поэтому он не может правильно работать. В такой ситуации нужно решать проблему с проводкой.

  1. Выключите зажигание.

Подключен ли ДПДЗ к источнику опорного напряжения?

  1. Теперь подключите черный щуп мультиметра к контакту заземления на разъеме ДПДЗ, который вы только что идентифицировали.
  2. Поверните ключ зажигания в положение ON, но не запускайте двигатель.
  3. Подключите красный щуп мультиметра к каждому из двух других контактов разъема.
  4. На одном из контактов напряжение должно составлять около 5 вольт. Этот контакт передаёт опорное напряжение на ДПДЗ. Обратите внимание на цвет провода, подключенного к этому контакту. Третий провод является сигнальным.
  1. Выключите зажигание.
  2. Вставьте электрический разъем в ДПДЗ.

Расположение датчика дроссельной заслонки

Выдает ли датчик положения дроссельной заслонки правильный сигнал?

  1. Для выполнения такой проверки необходимо использовать пару штырьков или скрепок.
  2. Подключите красный щуп тестера к сигнальному проводу датчика, а черный – к проводу заземления.
  3. Включите зажигание, но не запускайте двигатель.
  4. Убедитесь в том, что дроссельная заслонка полностью закрыта.
  5. Ваш мультиметр должен отображать значение в диапазоне 0,2-1,5 вольт или около этого, в зависимости от конкретного автомобиля. Если на экране вы видите ноль, убедитесь, что вы выбрали правильный режим прибора – обычно оптимальным является 10 или 20 вольт. Если на экране все ещё виднеется ноль, продолжайте проверку.
  6. Постепенно открывайте дроссельную заслонку, пока она не будет полностью открыта (или же ваш помощник может постепенно нажимать педаль газа до упора).

* При полностью открытой дроссельной заслонке на мультиметре должно отображаться около 5 вольт.

* Убедитесь в том, что напряжение постепенно увеличивается, когда вы медленно открываете дроссельную заслонку.

* Если вы заметили, что в определенных положениях заслонки есть скачки напряжения или оно зависает на одном уровне, ваш ДПДЗ не работает правильным образом, поэтому его необходимо заменить.

* Если датчик положения дроссельной заслонки не достигает напряжения в 5 вольт или около этого (в некоторых автомобилях – 3,5В) при полностью открытой заслонке, его надо менять.

  1. Выключите зажигание и снимите штырьки (скрепки).

Если на вашем автомобиле установлен регулируемый датчик положения дроссельной заслонки (они встречаются на старых моделях), и его показания не соответствуют норме, попробуйте сначала отрегулировать его. Датчик подлежит регулировке, если вы можете ослабить болты его крепления и повернуть элемент влево или вправо.

Разъем ДПДЗ

Регулировка датчика положения дроссельной заслонки

Этот способ подходит для настройки внешнего датчика. Следующие советы дадут вам общее представление о процедуре регулировки ДПДЗ.

  1. Ослабьте крепежные болты датчика так, чтобы вы могли вращать его, слегка постукивая по нему рукояткой отвертки.
  2. Оттяните датчик для проверки напряжения с помощью мультиметра.
  3. Поверните ключ зажигания в положение ON, но не запускайте двигатель.
  4. Удерживайте дроссельную заслонку в закрытом положении (или в положении, указанном в руководстве по ремонту или обслуживанию вашего автомобиля).
  5. Убедитесь, что напряжение соответствует указанному в руководстве. Если нет, поверните датчик влево или вправо, пока не получите заданное напряжение.
  6. Удерживайте ДПДЗ в этом положении и затяните крепежные винты.

Если датчик не поддаётся регулировке и не достигает требуемого напряжения, замените его.

Информация о том, как проверить датчик дроссельной заслонки, может сэкономить ваше время и поможет избежать ненужной замены компонентов. С помощью простого теста вы сможете быстрее вернуть свой автомобиль в строй. Такая проверка легко выполняется всего за несколько минут.

Признаки неисправности дпдз на ланосе

Шевроле Ланос (Sens). Неисправности датчика положения дроссельной заслонки

За что отвечает датчик положения дроссельной заслонки
Такая деталь, как датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) предназначена для того, чтобы передавать в электронный блок управления двигателем информацию о том, в каком именно состоянии в данный конкретный момент времени находится пропускной клапан. По сути дела, он представляет собой комбинацию постоянного и переменного резистора, а его максимальное суммарное сопротивление равняется приблизительно 8 Ом. ДПДЗ имеет в своей конструкции три контакта, причем на два из них подается напряжение (обычно его величина составляет около 5 В), а третий является сигнальным и связан с соответствующим контроллером

Симптомы неисправности датчика положения дроссельной заслонки
Датчик положения дроссельной заслонки в топливной системе играет «сглаживающую» роль, и поэтому если он исправен, то автомобиль едет без рывков, плавно, при нажатии на педаль газа демонстрирует «отзывчивость». Если же ДПДЗ неисправен, то это можно определить по следующим признакам:

-Двигатель начинает плохо заводиться;
-Существенно возрастает расход топлива;
-Автомобиль едет «рывками»;
-Серьезно возрастает количество оборотов двигателя на холостом ходу;
-Когда автомобиль ускоряется, то это происходит с некоторой задержкой;
-Из впускного коллектора раздаются «хлопающие» звуки;
-Двигатель глохнет на холостом ходу;
-Лампочка Check Ingine или горит постоянно, или загорается периодически.
Если проявляется хоть один из перечисленных выше признаков, то вполне вероятно, что ДПДЗ неисправен. Как показывает практика, в большинстве случаев поломка этой детали связана с ее естественным износом. Дело в том, что переменный резистор, имеющийся в конструкции датчика положения дроссельной заслонки, имеет напыленный слой основы, который металлический контакт, перемещающийся по нему, со временем истирает. Соответственно, ДПДЗ начинает выдавать неправильные данные.

Признаки неисправности дроссельной заслонки
Дроссельный узел регулирует подачу воздуха во впускной коллектор, благодаря чему в дальнейшем образуется топливовоздушная смесь с оптимальными для двигателями параметрами. Соответственно, при неисправной дроссельной заслонке технология создания указанной смеси меняется, что негативно сказывается на поведении автомобиля. В частности, признаками неисправности положения дроссельной заслонки является:

-проблемный запуск двигателя, особенно «на холодную», то есть, на непрогретом моторе, а также его нестабильная работа;
-значение оборотов двигателя постоянно колеблется, причем в самых разных режимах — на холостых оборотах, под нагрузкой, в среднем диапазоне значений;
-потеря динамических характеристик автомобиля, плохой разгон, потеря мощности при езде в гору и/или с грузом;
-«провалы» при нажатии педали акселератора, периодические потери мощности;
-увеличение расхода топлива;
-«гирлянда» на приборной доске, то есть, контрольная лампа Check Engine то загорается, то гаснет, и это периодически повторяется;
-мотор внезапно глохнет, после повторного запуска работает нормально, однако ситуация вскоре повторяется;
-частое возникновение детонации двигателя;
-в системе выпуска выхлопных газов возникает специфический бензиновый запах, связанный с неполным сгоранием топлива;
-в некоторых случаях происходит самовоспламенение топливовоздушной смеси;
-во впускном коллекторе и/или в глушителе иногда слышны негромкие хлопки.

Причины неисправности дроссельной заслонки

Существует ряд типовых причин, которые приводят к сбоям в работе дроссельного узла и описанным выше проблемам. Перечислим по порядку какие могут быть неисправности дроссельной заслонки.

Регулятор холостого хода
Регулятор холостого хода (или сокращенно РХХ) предназначен для того, чтобы подавать воздух во впускной коллектор двигателя при его работе на холостом ходу, то есть, когда дроссельная заслонка закрыта. При частичном или полном выходе регулятора из строя будет наблюдаться нестабильная работа двигателя на холостых оборотах вплоть до его полной остановки. Так как он с дроссельным узлом работают в паре.

Неисправности датчика дроссельной заслонки
Еще одна распространенная причина неисправности дросселя — проблемы с датчиком положения дроссельной заслонки (ДПЗД). Функция датчика заключается в фиксации положения дроссельной заслонки на своем посадочном месте и передаче соответствующей информации ЭБУ. Блок управления, в свою очередь, выбирает определенный режим работы, количество подаваемого воздуха, топлива и корректирует момент зажигания.
При неисправности датчика положения дроссельной заслонки этот узел передает некорректную информацию к ЭБУ, либо не передает ее вовсе. Соответственно, электронный блок на основании неверной информации выбирает неправильный режимы работы двигателя, либо переводит его в работу в аварийном режиме. Обычно при выходе датчика из строя на приборной панели загорается контрольная лампа Check Engine.


Привод дроссельной заслонки

Существует два типа привода дроссельной заслонки — механический (с помощью троса) и электронный (на основе информации от датчика). Механический привод устанавливался на автомобили старых моделей, и в настоящее время встречается все реже. Его работа основана на использовании стального троса, соединяющего педаль акселератора и рычаг на оси вращения дросселя. Трос может растянуться либо порваться, хотя это и встречается достаточно редко.

В современных автомобилях повсеместно используется электронный привод управления дроссельной заслонкой. Команды на положение дросселя принимает электронный блок управления на основании полученной информации от датчика привода заслонки и ДПЗД. При выходе из строя одного или другого датчика блок управления принудительно переходит в аварийный режим работы. При этом привод заслонки отключается, в памяти ЭБУ формируется ошибка, а на приборной панели загорается контрольная лампа Check Engine. В поведении машины возникают описанные выше проблемы:

-машина слабо реагирует на нажатие на педаль акселератора (или вовсе не реагирует);
-обороты двигателя не подымаются выше 1500 оборотов в минуту;
-снижаются динамические характеристики машины;
-нестабильные обороты холостого хода, вплоть до полной остановки мотора.
В редких случаях выходит из строя электродвигатель привода заслонки. В этом случае заслонка располагается в одном положении, что фиксирует блок управления, переводя машину в аварийный режим.


Разгерметизация системы

Часто причиной неустойчивой работы двигателя автомобиля выступает разгерметизация во впускном тракте. В частности, воздух может подсасываться в следующих местах:
-места прижимания заслонки к корпусу, а также ее ось;
-жиклер холодного старта;
-соединительная гофрированная трубка за датчиком положения дроссельной заслонки;
-стык (вход) патрубка очистителя картерных газов и гофры;
-уплотнения форсунок;
-выводы для бензиновых испарений;
-трубка вакуумного тормозного усилителя;
-уплотнения корпуса дроссельной заслонки.

Подсос воздуха приводит к некорректному образованию топливовоздушной смеси и появлению ошибок в работе впускного тракта. Кроме этого, просачивающийся таким образом воздух не проходит очистку в воздушном фильтре, поэтому он может иметь в своем составе много пыли или других вредных мелких элементов.


Загрязнение заслонки


Корпус дроссельной заслонки в двигателе автомобиля имеет непосредственную связь с системой вентиляции картерных газов. По этом причине на ее корпусе и оси со временем скапливаются смолистые и масляные отложения и прочий мусор. Возникают типичные признаки загрязнения дроссельной заслонки. Это выражается в тому, что заслонка двигается не плавно, зачастую она заедает и подклинивает. Как результат — двигатель работает нестабильно, в электронном блоке управления формируются соответствующие ошибки.

Чтобы избавиться от таких неприятностей, нужно регулярно проверять состояние дроссельной заслонки, а при необходимости чистить ее специальными средствами, например, очистителями карбюратора или их аналогами.

Слетела адаптация заслонки


В редких случаях возможно сбрасывание адаптации дроссельной заслонки. Это может также привести к указанным проблемам. Причинами слетевшей адаптации может быть:
-отключение и дальнейшее подключение аккумуляторной батареи на автомобиле;
-демонтаж (отключение) и последующая установка (подключение) электронного блока управления;
-дроссельная заслонка была демонтирована, например, для чистки;
-педаль акселератора демонтирована и вновь установлена.
Также причиной слетевшей адаптации может быть попавшая в фишку влага, обрыв или повреждение сигнального и/или питающего провода. Нужно понимать, что внутри дроссельной заслонки есть электронный потенциометр. Внутри него имеются дорожки с графитовым напылением. Со временем, в процессе эксплуатации узла, они изнашиваются и могут износиться до такой степени, что не будут передавать корректную информацию о положении заслонки.

Читайте также: