Признаки неисправности рхх ланос

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Регулятор холостого хода Шевроле Авео (Ланос) – проверка, профилактика, замена


Как бы то ни было, но Шевроле Авео и Шевроле Ланос оказались достаточно удачными автомобилями бюджетной категории, хотя и им присущи определенные недостатки. Так, например, часто встречающиеся проблемы, выражающиеся в неустойчивых холостых оборотах и «зависании» двигателя на повышенных режимах, нередко объясняются ненормальной работой регулятора холостого хода. Причем на Шевроле причиною этому может послужить как отказ данного элемента, так и его тривиальное загрязнение вследствие крайне неудачного расположения.


При появлении команды указывающей на неисправность цепи регулятора холостого хода и просто при возникновении подозрений на его отказ не следует спешить его заменой, а рекомендуется, предварительно, выполнить ряд несложных проверок. Прежде всего, следует проверить целостность обмоток регулятора, для чего от него отсоединяется бортовая колодка, а на самом регуляторе (иногда его называют датчиком холостого хода) через клеммы «A» «B» «C» «D» проверяется сопротивлении обмоток. В общем случае между контактами «A» и «B», а также «C» и «D» сопротивление должно быть в пределах от 40 до 80 Ом.


Если же параметры выходят за указанные значения, регулятор придется заменить. Что касается управляющей цепи, то ее проверяют следующим образом. После выключения зажигания от регулятора отсоединяется жгут и на бортовой колодке проверяется отсутствие замыканий проводов на корпус, в качестве контролирующего прибора можно использовать обычный пробник у которого, при нормальном состоянии контактов лампочка гореть не должна. При выявлении короткого замыкания жгут отсоединяется также и со стороны контролера и вновь производится проверка – если результат получился таким же, значит на корпус замкнута цепь, находящаяся непосредственно в жгуте.

В случае, если со жгутом все в порядке вновь присоединяем его к контролеру и относительно массы замеряем напряжение на контактах «A» «B» «C» «D», бортовой колодки регулятора, которое должно составлять от 4 до 6В. При отсутствии указанных напряжений необходимо проверить цепи жгута на обрыв.

Вполне понятно, что если к состоянию регулятора и соединительного жгута претензий не имеется – причиной появления аварийной сигнализации является неисправность контроллера.

Как уже указывалось выше, достаточно часто причиной многих проблем с холостым ходом является загрязнение регулятора и правильная его очистка позволяет полностью восстановить его нормальную работоспособность. При выполнении такой профилактики регулятора в первую очередь тщательно очищается уплотнительное кольцо, далее седло клапана и пространство воздушного канала. При выявлении трудно выводимых отложений можно воспользоваться щеткой и жидкостью, рекомендованной для чистки карбюраторов.


При наличии значительного количества отложений в воздушном канале, возможно, придется снять дроссельный патрубок. Обращается внимание, что при очистке регулятора не следует использовать жидкости, в состав которых входит метилэтилкетон. Также регулятор можно вывести из строя, если полностью погрузить его в чистящую жидкость или просто слишком обильно поливать ею. В случае, если на уплотнительном кольце обнаружены трещины, порезы, деформации и прочие повреждения – такое кольцо подлежит замене. Кроме всего прочего от грязи, масла и нагара следует очистить все задействованные шланги и гофр.


Искать где стоит регулятор холостого хода долго не приходится – он установлен на дроссельном патрубке и если, все же, принято решение регулятор менять, то для его демонтажа отсоединяется колодка бортового жгута и откручиваются винты крепления. Винты откручиваются отверткой под крест, причем она должна быть очень короткой, так как с длинным инструментом подлезть к винтам не так уж просто. При снятии регулятора с посадочного гнезда чрезмерных усилий прикладывать не требуется, иначе можно не повредить хрупкие зубцы червячной передачи. При установке нового регулятора особое внимание уделяют величине просвета между регулятором и монтажным фланцем. Указанный просвет не должен превышать 23 миллиметров.

Болезни РХХ. Пpoфилaктикa и лечение

Сегодня я поведаю о «болезнях» РХХ (Регулятор Холостого Хода), он же РДВ (Регулятор Добавочного Воздуха), он же "Приоткрыватель (дросселя)". Coбcтвeннo пoд "PXХ" (o кoтopoм и пoйдeт peчь нижe) пpинятo пoдpaзyмeвaть "шaгoвый" peгулятop, a пoд "РДВ" — "мoмeнтный"… однако в наш век тотальной эклектики и то и другое называют и так, и так (чаще употребляют термин "РХХ", термин же "РДВ" постепенно уходит в историю, в том числе из-за совпадения с аббревиатурой регулятора давления воздуха)

И пoжaлyйcтa: нe oбзывaйтe peгyлятop xoлocтoгo xoдa "дaтчикoм". Этo нe дaтчик, a иcполнитeльный мexaнизм. "Дaтчиком" xoлocтoгo xoда пpинято нaзывaть элeктpoмaгнитный клaпaн кapбюpaтopa (xoтя этo тoжe иcпoлнитeльный мexaнизм), oн нa фoтo нижe: зaпoмнитe кaк oн выглядит, и впpeдь нe пyтaйтe ни сeбя, ни oкpyжaющиx:

C этим c тexничecкoй тoчки зpeния дoвoльнo пpocтым мexaнизмoм мoгyт пpиключaтьcя caмыe paзличныe нeпpиятнocти. Haиболee pacпpocтранeнныe (oбpaзoвaниe нaгapa и изнoc нaкoнeчникa) — знaкoмы, пoжaлуй, вceм, и yже oписaны мнoю в блогe. Ho этo дaлeкo нe всe…

1. "Пpoбyкcoвкa". B пpoцecce экcплyaтaции пoдвижныe дeтaли — изнaшивaютcя, в cлeдcтвии чeгo PXХ нaчинaeт «бyкcoвaть», и блaгoпoлyчнo «пpocкaльзывaть» зaдaнныe блoкoм yпpaвлeния "шaги". Haпpимep, шaг PXХ нa xoлocтoм xoдy paвeн 35. Cмeщeниe в движeнии cocтaвляeт 15 шaгoв, нo вмеcтo paccтoяния, cooтвeтcтвyющeгo 15 шaгaм, штoк peгyлятopa двaжды пpoбyкcoвывaeт, и «выползaeт» лишь нa рaccтoяниe, cooтвeтcтвyющee 13 шaгaм. Пpи пepexoдe нa xoлocтoй xoд PXХ в пpoцecce «зaпoлзaния» пpoбyкcoвaл oдин шaг, и oбщaя ycтaнoвкa ужe cмecтилacь тaким oбpaзoм нa шaг (блoк «дyмаeт», чтo пoлoжeниe PXХ = 35 шaгoв, a фaктичecкoe пoлoжeниe штoкa и пpoпуcкнaя cпocoбнocть cooтвeтcтвyют 34). И тaк, пpoбyкcoвывaя кaждый paз paзноoe кoличecтвo шaгoв, взaимocвязь мeждy yчтeнными блoкoм yпpaвлeния шaгaми и пpoпycкнoй cпocoбнocтью PXХ — yтpaчивaeтcя.

Ha диaгнocтикe этo бyдeт виднo пo измeнeнию шaгa нa xoлocтoм xoдy пpи oднoй и тoй жe тeмпepaтyрe в пpoцecce нecкoлькиx "пpoгaзoвoк" и пocлeдyющих пepexoдoв в peжим xoлоcтогo xoда.

Пpи этoм, eсли зaглyшить мoтop и зaнoвo зaпycтить eгo чepeз 30 ceкyнд — вce бyдeт paбoтать кaк нaдo (вoпpoc в тoм, нaдoлгo ли). Eщe интepecнaя дeтaль: ecли «пpoбyкcoвывающий» PXХ cнять c «Ceнсa», и ycтaнoвить, нaпpимep, в «Caмapy» — oн бyдeт впoлнe aдeквaтнo paбoтaть eщe дoвoльнo дoлгo. Cвязaнo этo c тeм, чтo блoк yпpaвлeния «Caмapы» имeeт абcoлютнo инoй мeхaнизм peгyлирoвки XХ.

2. "Клин". Штoк peгyлятopa мoжет зaклинить "нaмepтвo"…

! He cтoит пyтaть этoт дeфeкт c нeиcпpaвнocтью шaгoвогo двигaтeля: пpи зaклинивaнии мexaничecкoй чacти шaгoвый мoтop пpoдoлжaeт paбoтaть (PXХ "шypшит"), нo штoк oстaeтся нeпoдвижным; пpи нeиcпpaвнocти шaгoвoгo двигaтeля штoк пpи мexаничecкoм вoздeйcтвии нa нeго — пepeмeщaeтся

…a мoжeт "пoдклинивaть" в кaкoм-тo oднoм пoлoжeнии (кaк пpaвилo, в кpaйнeм), пpи этoм ecли вpyчную чyть cмecтить штoк — PXХ eщe пpoдoлжит кaкoe-тo вpeмя paбoтaть.

! Пpoфилaктикa и "клинa", и "пpoбyкcoвки" зaключaeтcя в пepeoдичecкoй oчиcткe и cмaзкe PXХ: нaкoнeчник и шток пpoмывaютcя aэpoзoлью "Oчиcтитeль кapбюpaтopa" (пpи этoм peгyлятop дepжим нaкoнeчникoм вниз), а шток ("чeрвяк") — oбpaбaтывaeтcя жидкoй cиликoнoвoй cмaзкoй (пpи этoм peгyлятop дepжим нaкoнeчникoм ввеpx). Peкoмeндую пpoизвoдить пoдoбнoго poдa "пpoфилaктикy" пpи кaждoй cмeне мoтоpнoго мacла

3. Oткaз шaгoвoгo двигaтeля. Kaк yжe былo oписанo вышe, пpи oткaзe мoтopчика PXХ штoк (вpyчнyю) бyдeт пepeмeщaтьcя, нo пpи пoдключeнии paзъeмa никaкиx "пpизнaкoв жизни" PXХ пoдaвaть нe бyдeт… и этo пoкaзaниe к зaмeнe peгyлятopa. Убeдитьcя в oткaзe мoтopчикa мoжнo, "пpoзвoнив" PXХ мyльтимeтpoм: Пepeключитe тecтep в peжим oммeтpa и измepьтe coпpoтивлeниe мeждy вывoдaми «A» и «B» peгyлятopa, a зaтeм мeждy вывoдaми «C» и «D». Coпpoтивлeниe дoлжнo быть в пpeдeлaх 0,040–0,080 кОм.

4. "Пoдcoc". Явлeниe дoвoльнo peдкoe, нo "мeткoe". Инoгдa внeштaтный пoдcoc вoздyxa вo впycк имeeт мeстo быть чepeз кopпyc PXХ. Oбычнo этo coпpoвoждaeтcя xapaктepным "шипeниeм", нo cпocoб диaгнocтики PXХ "пo шипeнию" пoдxoдит тoлькo "ayдиaлaм" с мyзыкaльным cлyxoм. Для "визyaлoв" ecть нaглядный cпocoб для oбнapyжeния пoдcoca вoздyxa чepeз кopпyc РХХ: пpoлив eгo вoдoй нa хoлocтoм xoдy:

— Haбиpaeм в 0.35 — 0.5л ПЭT бyтылкy вoды и пpoдeлывaeм в кpышкe бyтылки дыpoчку шилoм

— Зaпycкaeм мoтop и нaчинaeм пpoливaть PXХ, ocoбeннo в мecтax cтыка "бoчки" и зaдней чaсти

— Пpи oтcyтcтвии пoдcoca вoздyxa чepeз кopпyc PXХ никaкиx измeнeний в paбoтe двигaтeля быть нe дoлжнo. Ecли чepeз кopпyc-тaки пoпaдaeт вoздyx в cиcтeмy — oбopoты нaчнyт снижaтьcя, и вoзмoжнo мoтop дaжe нaчнeт "тpoить" — в этoм cлyчae PXХ пoдлeжит зaмeнe (дaжe ecли Bы тoлькo чтo кyпили eгo в мaгeзинe)

5. Pacпaд PXХ. Heиcпpaвнocть чpeзвычайнo pacпpocтpaнeннaя. Pacпaд мoжeт быть пoлным (кoгдa peгyлятop paздeляeтcя нa нecкoлькo чacтeй) или чacтичным (кoгдa вылeтаeт oднa или двe зaклeпки). Пoлный pacпaд PXХ — 100% пoкaзaниe к eгo зaмeнe, ибo зaчacтyю нe yдaeтcя дaжe oбнapyжить всce eго чacти пoд кaпoтoм…

Чacтичный pacпaд PXХ — "бeдa" кyдa мeньшeгo мacштaбa.

Ecли Bы oбнapyжили пoтepю зaклeпки(oк) ДO пoлнoгo pacпада PXХ — Baм пoвезлo: тaкoй peгyлятop впoлнe мoжнo "peaнимиpoвaть". Для этoгo пoнaдoбитcя "cyпep-клeй" и двe (xoтя мoжнo oбoйтиcь и oднoй) зyбoчиcтки…

1. Boccтaнaвливaeм изнaчaльнyю гeoмeтpию peгyлятopa, coвмeщaя oтвepcтия для зaклeпoк в "бoчке" и в зaглушкe peгyлятopa

2. Bcтaвляeм (a ecли быть тoчнee, тo кaк бы вкpyчивaeм) зyбoчиcтки в oтвepcтия для зaклeпoк

3. Oблaмывaeм\oбрeзaeм лишнюю (выxoдящyю зa пpeдeлы кopпycа peгyлятopa) чacть зyбoчиcтoк

4. Зaкaпывaeм в oтвepcтиe для зaклeпoк c ycтaнoвлeнными в них и.o зaклeпoк cyпep-клeй и ждeм, пoкa клeй впитaeтcя и выcoxнeт

Oт пoдoбнoгo poдa нeпpиятнocти (pacпaдa PXХ) пpи ycтaнoвкe нoвoгo peгyлятopa ceбя можно "зacтpaxoвaть" пpи пoмoщи oбычнoй изoлeнты:

Для нaгляднocти я иcпoльзoвcл зeлeнyю, нy a Baм цeлecooбpaзнo бyдeт иcпoльзoвaть чepную…

6. Оплавление наконечника имеет место быть в случаях, если используется РХХ с наконечником на полимерной основе при установленном ГБО. Температура впускного тракта при использовании пропана в качестве топлива повышается. Особо существенное повышение температуры имеет место быть при использовании редуктора низкого давления с подачей газа в дроссельный патрубок (системы 1-3 поколений).

P.S.: Дopoгиe Ceнcoводы и Taвpoвoды! Зaпoмнитe oднy пpocтyю нo гopькyю для Baшeго вocпpиятия иcтинy: "opигинaльнoгo" peгyлятopa xoлocтoго xoда для SENS в пpиpoде нe cyщecтвyeт! He пoпaдaйтecь нa yлoвки cпeкyлянтoв! Ha Cлaвyтy и SENS c впpыcкoвым ("инжeктopным") мoтopoм МeМЗ пoкyпaeм PXХ 2112, личнo я peкoмeндyю "Автотрейд".

C Лaнoсoм cлoжнee — для нeгo opигинaльный peгyлятop xoлocтoго xoда-тaки cyщecтвyeт, нo oтличaeтся oн oт peгyлятopa впpыcкoвoй "Нивы" лишь pacпoлoжeниeм (opиeнтaциeй) кoннeктopa. Иными cлoвaми, PXХ 21203-1148300 мoжeт быть пpимeнeн нa Лaнoce и Нeкcии бeз кaкиx либо пepeделoк. Между собой регуляторы 2112 и 21203 НЕ взаимозаменяемы!

Неисправности РХХ: профилактика и устранение

РХХ ( регулятор холостого хода ) бывает двух видов: шаговый (о котором пойдёт речь ниже) и моментный (который так же иногда именуется регулятором добавочного воздуха — РДВ). В карбюраторных автомобилях применялся электромагнитный клапан холостого хода. Почему-то большинство автолюбителей называют РХХ (а заодно и клапан) «датчиком», а это не правильно: всё это исполнительные механизмы ! Впредь призываю называть вещи своими именами: регулятор - «регулятором», а клапан - «клапаном»:

Итак, с этим с технической точки зрения довольно простым механизмом (РХХ) могут приключаться самые различные неприятности. Рассмотрим детально самые распространённые.

1. Образование нагара на наконечнике РХХ

Основная причина - угар моторного масла; причины же повышенного угара - завышенный интервал замены моторного масла либо низкое качество самого масла. Для очистки РХХ потребуется ветошь и бензин. Для удаления отложений можно так же воспользоваться аэрозолем "очиститель карбюратора". Не забываем чистить так же посадочное отверстие (воздушный канал) РХХ!

При выборе нового регулятора следует отдать предпочтение изделию с защитой от нагара (это может быть "юбка" в основании наконечника, но лучше если защищён весь шток с пружиной)

2. Износ наконечника РХХ

Основные причины: дефект дроссельного патрубка (неправильно центровано отверстие); низкое качество исполнения (слишком хрупкий материал). Пластиковый наконечник может оплавиться на автомобиле, оснащённым газобалонным оборудованием: для таких автомобилей допустимо использование только регуляторов с металлическими наконечниками. Регулятор со следами износа подлежит замене

3. Пробуксовка

В процессе эксплуатации подвижные детали изнашиваются, в следствии чего РХХ начинает «буксовать», и благополучно «проскальзывать» заданные блоком управления "шаги". Например, шаг на холостом ходу в статике равен 35. Смещение в движении составляет 15 шагов, но вместо расстояния, соответствующего 15 шагам, шток регулятора дважды пробуксовывает, и «выползает» лишь на расстояние, соответствующее 13 шагам. При переходе на холостой ход РХХ в процессе «заползания» проскочил один шаг, таким образом общая установка уже сместилась на шаг (блок «думает», что положение РХХ = 35 шагов, а фактическое положение штока и пропускная способность соответствуют 34). Так, пробуксовывая каждый раз разное количество шагов, взаимосвязь между учтёнными блоком управления шагами и пропускной способностью РХХ — утрачивается.

На диагностике это будет видно по изменению шага на холостом ходу при одной и той же температуре в процессе нескольких "подгазовок" и последующих переходов в режим холостого хода. При этом, если заглушить мотор и заново запустить его через 30 секунд — всё начнёт работать как надо (но ненадолго).

Как правило, в памяти ЭБУ автомобиля с таким дефектом РХХ хранится ошибка P0505 (лампа неисправности при этом может не гореть). Ещё интересная деталь: если «пробуксовывающий» РХХ снять с «СЕНСа» (автомобиля, оснащённого ЭБУ МИКАС-10.3) и установить, например, в «Самару» (автомобиль, оснащённый ЭБУ ЯНВАРЬ-7.2) — он будет какое-то время работать вполне адекватно. Связано это с тем, что разные блоки управления имеют различные алгоритмы регулировки холостого хода

Шток регулятора может заклинить "намертво" (не стоит путать этот дефект с неисправностью шагового двигателя: при заклинивании механической части шаговый мотор продолжает работать - РХХ "шуршит"), а может "подклинивать" в каком-то одном положении (как правило, в крайнем), при этом если демонтировать РХХ и вручную чуть сместить шток — РХХ продолжит какое-то время работать штатно.

Профилактика и "клина", и "пробуксовки" заключается в переодической очистке и смазке РХХ : наконечник и шток промываются аэрозолем "Очиститель карбюратора" (при этом регулятор держим наконечником вниз), а механизм — обрабатывается жидкой силиконовой смазкой (при этом регулятор держим наконечником вверх). Рекомендую производить подобного рода "профилактику" при каждой смене моторного масла.

5. Отказ шагового двигателя

При отказе моторчика РХХ шток вручную будет перемещаться, но при подключении разъёма никаких "признаков жизни" РХХ подавать (шуршать) не будет… На панели приборов при этом зажигается лампа неисправности , и это однозначное показание к замене регулятора. Убедиться в отказе моторчика можно, "прозвонив" РХХ: переключите тестер в режим омметра и измерьте сопротивление между выводами «А» и «В» регулятора, затем между выводами «C» и «D». Сопротивление должно быть в пределах 0,040–0,080 кОм.

6. Потеря герметичности

Явление довольно редкое, но крайне неприятное. Иногда внештатный "подсос" воздуха во впуск имеет место быть через корпус РХХ . Обычно это сопровождается характерным "шипением", но способ диагностики РХХ "по шипению" подходит только обладателям музыкального слуха. Для всех остальных есть наглядный способ для обнаружения подкачки воздуха через корпус РХХ: полив его водой при работе двигателя на холостом ходу; для этого:

1. Набираем в 0.35 — 0.5 л ПЭТ бутылку воду и проделываем в крышке бутылки дырочку шилом

2. Запускаем мотор и начинаем проливать РХХ (особо тщательно в местах стыка "бочки" и задней части регулятора)

При отсутствии подкачки воздуха через корпус РХХ никаких изменений в работе двигателя быть не должно. Если через корпус регулятора всё же попадает воздух в систему — обороты начнут снижаться, и возможно мотор даже начнёт "троить": в этом случае РХХ подлежит замене (даже если Вы приобрели его совсем недавно)

7. Распад РХХ

Неисправность чрезвычайно распространённая. Распад может быть полным (когда регулятор разделяется на несколько частей) или частичным (когда вылетает одна или две заклёпки). Полный распад РХХ — однозначное показание к его замене так как зачастую не удаётся даже обнаружить все его части под капотом автомобиля… При частичном распаде на помощь могут придти. ЗУБОЧИСТКИ!

Как распознать неисправный РХХ

Несмотря на то что признаки неисправности РХХ схожи с поломками многих других элементов инжекторного ДВС, некоторые симптомы прямо указывают на неисправность датчика холостого хода. Рассмотрим, как провести диагностику своими руками и определить неисправный регулятор.

Признаки поломки

Симптомы неисправности РХХ:

устройство дроссельной заслонки

  • двигатель не держит холостой ход. При этом холостые обороты могут подскакивать, зависать, а потом опять возвращаться в норму;
  • двигатель троит на холостом ходу;
  • не происходит компенсация возросшей нагрузки на двигатель;
  • затрудненный пуск двигателя. Если нажатие на газ облегчает запуск, то это верный признак неисправности РХХ;
  • поддерживаются недостаточные либо и вовсе отсутствуют прогревочные обороты;
  • автомобиль глохнет на холостых, при сбросе газа, смене передач.
Роль в работе двигателя

Чтобы правильно распознать поломку регулятора, нужно понимать, как работает РХХ. Подробно устройство регулятора холостого хода и краткий процесс диагностики мы уже рассматривали, поэтому сейчас сосредоточимся только на роли в работе двигателя.

В системе жизнеобеспечения ДВС датчик холостого хода используется для регулировки подачи воздуха, проходящего мимо дроссельной заслонки (по байпасному каналу, начало которого расположено перед дроссельной заслонкой). При включении сразу многих потребителей электричества возрастает нагрузка на генератор и, как следствие, на сам мотор. Для поддержания стабильного холостого хода и напряжения зарядки аккумулятора, РХХ приоткрывает канал, пропуская больше воздуха в ДВС. Таким же способом реализуются повышенные обороты при прогреве ДВС.

Поломки

Основные неисправности регулятора холостого хода:

    • обрыв питания, виной чему могут стать проблемы с электропроводкой, окисление контактов в разъемах. При ненадежном соединении такая неисправность проявляет себя периодически, что может затруднить процесс диагностики;
    • некорректный ход штока вследствие загрязнений;
    • поломка электродвигателя;
    • разрушение уплотнительного кольца;
    • износ штока. Движение шторки исправного РХХ происходит без закусываний, также не должно быть проскальзывания в червячной передаче. Для оценки состояния штока и червячной передачи рекомендуем посмотреть, как разобрать РХХ.

    Среди вышеуказанных неисправностей загрязнение штока является наиболее распространенной поломкой. В процессе эксплуатации в каналах дроссельного узла скапливаются грязевые отложения. Если на вашем авто продолжительное время не производилась чистка дроссельной заслонкой, скорее всего, проблемы с холостым ходом связаны с нагаром на штоке регулятора. Для проверки РХХ необходимо снять с дроссельного узла. В качестве промывки можно использовать очиститель карбюратора.

    Рекомендуем не допускать критичного загрязнения штока регулятора, поскольку повышенная нагрузка на электродвигатель может повредить элементы системы управления РХХ. Были случаи выхода из строя резистора электронного блока управления (ECU) из-за токовой перегрузки канала регулирования. Вероятнее всего, повышенную нагрузку провоцировало сопротивление грязевых отложений и нагара движению штока. Стоимость нового резистора смешная, но оперативное определение такого типа неисправности требует диагностического оборудования, а также квалификации мастера.

    Диагностика

    Существуют три вида системы стабилизации холостого хода:

    • соленоидный (в разъеме всего 2 контакта);
    • роторный (в разъеме 3 контакта);
    • шаговый (в разъеме 4 контакта).

    схема датчика холостого хода

    В современном автомобилестроении чаще всего применяется шаговый электродвигатель. В основе такого устройства расположен кольцевой магнит и 4 обмотки, расположенные под прямым углом относительно друг друга. Подача напряжения на определенные обмотки провоцирует вращательное движение ротора, который через червячную передачу двигает шток (шторку). Чтобы определить рабочий РХХ, нужно проверить состояние обмоток электродвигателя. Для этого необходимо замерить сопротивление на первых двух контактах и на вторых двух. Для измерения вам потребуются базовые навыки владения мультиметром, а также сам прибор.

    • на выводах А,Б и С,D должно быть сопротивление от 40 до 80 Ом. Отсутствие сопротивления будет говорить об обрыве (для ВАЗ значение обычно составляет 50-53 Ом);
    • на выводах А и С, А и D, В и С, В и D должно быть бесконечно большое сопротивление, что будет свидетельствовать об отсутствии замыкания. Поломка такого рода требует покупки нового РХХ.

    Чтобы определить обрыв проводов питания, необходимо «прозвонить» проводку мультиметром в режиме измерения сопротивления.

    Check engine

    не держит холостой ход
    Современные системы управления инжекторным двигателем способны регистрировать некоторые неисправности датчика холостого хода. Для примера рассмотрим регистрируемые отклонения, указанные в маске ошибок (перечень неисправностей, при которых загорается Check engine) блока управления двигателями ВАЗ M7.9.7 под нормы токсичности EURO III:

    Также при расшифровке код ошибки может значиться как «Неполадка РХХ». В таком случае не следует сразу покупать новый регулятор, так как проблема может быть в проводах питания.

    проверка РХХ

    Считать коды ошибок можно через диагностический разъем с помощью специального сканера. Расшифровки кодов можно без труда найти в Сети. В большинстве случаев отсрочить замену помогает тщательная чистка. Наиболее точно и быстро определить неисправный регулятор оборотов холостого хода можно, отслеживая его работу в реальном времени. Для этого потребуется осциллограф, а также навыки диагноста. Подать напряжение на выводы датчика, чтобы посмотреть за движением штока, не получится. РХХ управляется Широтно-Импульсной Модуляцией (ШИМ). В продаже существуют специальные приборы для быстрой проверки РХХ автомобилей ВАЗ. Но стоимость их слишком высока, если говорить о частоте использования при ремонте личной машины. На форумах радиолюбителей встречаются тестеры, изготовленные своими руками.

    Что такое регулятор холостого хода

    Небольшой воздушный клапан холостого хода, который часто еще называют регулятор холостого хода (рхх), расположенный внутри дроссельной заслонки двигателя вашего автомобиля, обеспечивает плавную работу двигателя на холостом ходу.

    регулятор холостого хода

    Регулятор холостого хода в разобранном состоянии

    Принцип работы датчика холостого хода состоит в регулировании количества воздуха, поступающего в двигатель, когда двигатель работает на холостом ходу. Правильная частота вращения двигателя на холостом ходу жизненно важна для экономии и безопасности деталей двигателя. Система холостого хода при запуске автомобиля холодному двигателю потребуется больше воздуха для плавного холостого хода. Кроме того, когда вы нажимаете на газ и затем отпускаете, подача воздуха в двигатель прекращается. Но для того, чтобы двигатель не останавливался, в двигатель должно подаваться немного воздуха. Из вышеупомянутых случаев ясно, что регулирование подачи воздуха является жизненно важным для бесперебойной работы двигателя. В то же время следует контролировать количество воздуха, поступающего в двигатель вашего автомобиля, иначе в двигателе будет больше воздуха, чем топлива.

    Большинство регулирующих клапанов холостого хода имеют форму моторизованного клапана или двигателя, установленного где-то на впускном коллекторе автомобиля. Клапан или двигатель управляются модулем управления двигателем, который регулирует скорость холостого хода в соответствии с такими параметрами, как температура двигателя и нагрузка электрической системы.

    Где находится датчик холостого хода

    Месторасположения датчика может незначительно отличаться в зависимости от марки вашего автомобиля. Чтобы долго не расписывать, лучше всего для понимания того где стоит датчик холостого хода, лучше посмотреть на картинку ниже.

    Признаки неисправности датчика холостого хода

    Обычно плохой или неисправный клапан управления холостым ходом вызывает несколько симптомов, которые предупреждают водителя о потенциальной проблеме:

    1. Нерегулярная скорость холостого хода

    Одним из наиболее распространенных симптомов, связанных с проблемным клапаном контроля холостого хода, является нерегулярная скорость холостого хода. Клапан управления подачей воздуха на холостом ходу запрограммирован на регулирование и поддержание постоянной скорости вращения двигателя на холостом ходу. Если клапан выходит из строя или имеет какие-либо проблемы, это может вызвать сброс скорости холостого хода. Это может привести к необычно высокой или низкой скорости холостого хода или, в некоторых случаях, к увеличению скорости холостого хода, которая постоянно поднимается и падает.

    признаки неисправности рхх

    1. Проверьте, загорается ли лампа двигателя

    Другим признаком потенциальной проблемы с клапаном контроля холостого хода является загорающаяся контрольная лампа двигателя. Если модуль управления двигателем обнаружит проблему с цепью или сигналом клапана управления подачей воздуха на холостом ходу, он выключит контрольную лампу двигателя, чтобы уведомить водителя о наличии проблемы. Индикатор «Check Engine» также может быть выключен из-за множества проблем, поэтому рекомендуется проверить компьютер автомобиля на наличие кодов неисправностей .

    1. Двигатель глохнет

    Другим более серьезным признаком проблемы с клапаном управления холостым ходом является полная остановка двигателя. Если регулирующий клапан холостого хода полностью выходит из строя, он может оставить автомобиль, потому что, не будет источника воздуха для поддержания надлежащего холостого хода. Это может привести к остановке двигателя во время работы, а в некоторых случаях может привести к тому, что двигатель вообще не будет работать на холостом ходу и остановится при запуске.

    Проверка датчика холостого хода

    Распознавание проблем на холостом ходу

    • При утечке вакуума обычно клапан холостого хода полностью выдвигается (закрытое положение). В основном, это означает, что в двигателе произошла утечка воздуха, а компьютер двигателя пытается снизить обороты холостого хода, замыкая цепь воздуха на холостом ходу. Если разомкнутая или замкнутая цепь в клапане регулирования подачи воздуха на холостом ходу, в контуре привода или на скорости холостого хода выходит за пределы допустимого диапазона, обычно устанавливаются один или несколько кодов неисправности и загорается индикатор. Когда индикатор горит, вам необходимо подключить диагностический прибор к диагностическому порту и прочитать коды, которые устанавливают индикатор.
    • Автомобили с электроприводом, как правило, не имеют регулирующего клапана холостого хода, поскольку компьютер получает информацию со всех датчиков и автоматически регулирует угол дроссельной заслонки по мере необходимости. Неисправность в режиме ожидания может потребовать очистки или замены корпуса дроссельной заслонки и использования профессионального сканера для сброса системы.

    Необходимые материалы

    • цифровой универсальный измерительный прибор
    • Профессиональный автомобильный сканер
    • Подсказки
    • Корпус дроссельной заслонки / впускной фильтр
    • Руководство по техническому обслуживанию транспортных средств

    Проверка рхх путем отключения

    Шаг 1: Доступ к клапану холостого хода. Информацию о положении клапана холостого хода на вашем автомобиле см. В руководстве по техническому обслуживанию автомобиля.

    Шаг 2: Отсоедините клапан холостого хода . Найдите электрическое соединение клапана холостого хода и отсоедините клапан.

    Шаг 3: Запустите двигатель . Запустите двигатель и посмотрите, как автомобиль реагирует. Если транспортное средство, возможно, застопорилось после запуска двигателя, отключение клапан, это откроет байпасный контур и позволит автомобилю работать на холостом ходу, когда клапан отключен.

    Шаг 4: Подсоедините клапан. Выключите зажигание и снова подключите электрический разъем клапана холостого хода.

    Шаг 5: Запустите двигатель . В этот момент холостой ход двигателя должен снова стать нормальным. Если это так, клапан может работать правильно. Если нет, используйте следующий метод, чтобы проверить, нуждается ли он в очистке.

    отключение рхх

    Визуальный осмотр и чистка регулятора и клапана холостого хода

    Шаг 1: Доступ к клапану. Информацию о положении клапана IAC на вашем автомобиле см. В руководстве по техническому обслуживанию автомобиля.

    Шаг 2: Отсоедините клапан. Найдите электрическое соединение клапана и отсоедините клапан холостого хода.

    Шаг 3: Снимите клапан с автомобиля . Используйте процедуру, описанную в руководстве по техническому обслуживанию автомобиля, чтобы снять клапан.

    Шаг 4: Проверьте клапан холостого хода. Осмотрите клапан и место установки на наличие отложений углерода, ржавчины или грязи. Проверьте штифт клапана и место установки на наличие повреждений.

    Шаг 5: Очистите клапан и обводной канал . Используйте угольный очиститель или растворитель для впускного очистителя, чтобы удалить мусор и грязь с клапана. Используйте соломку, прилагаемую к аэрозольному баллончику, для очистки места установки клапана и обходного канала.

    Предупреждение . Не используйте металлические проволочные щетки для очистки клапана или обходного контура. Очистка стен или колышков металлической проволочной щеткой может изменить функцию клапана.

    Шаг 6: Установите клапан. Установите клапан с НОВОЙ прокладкой. Использование старого уплотнения может привести к утечке вакуума или потере охлаждающей жидкости на автомобилях, охлаждающая жидкость которых протекает через клапан.

    Шаг 7: Запустите двигатель . Если вы использовали много растворителей, двигатель может за короткое время работать шероховато, так как он забирает растворитель и сгорает. После короткого периода грубой работы холостой ход должен нормализоваться.

    Использование мультиметра для проверки спецификации сопротивления клапана

    проверка рхх мультиметром

    Шаг 1: Доступ к клапану ХХ . Информацию о положении клапана на вашем автомобиле см. В руководстве по техническому обслуживанию автомобиля.

    Шаг 2: Отсоедините клапан. Найдите электрическое соединение клапана и отсоедините клапан холостого хода.

    Шаг 3: Снимите клапан с автомобиля . Используйте процедуру, описанную в руководстве по техническому обслуживанию автомобиля, чтобы снять клапан.

    Шаг 4: Проверьте клапан. Осмотрите клапан и место установки на наличие отложений углерода, ржавчины или грязи. Проверьте штифт клапана и место установки на наличие повреждений. Устраните эти проблемы, прежде чем осудить клапан.

    Шаг 5: Проверьте сопротивление клапана. Используйте спецификации, перечисленные в Руководстве по техническому обслуживанию автомобиля для клапана холостого хода, и следуйте указаниям по проверке клапана с помощью цифрового мультиметра на электрические контакты электрического разъема клапана. Если значение находится в пределах спецификации, клапан должен звучать так как и звучал, это значит, что ошибка в другом месте. Если показания не соответствуют техническим характеристикам, замените устройство на новое.

    Как заменить как поменять датчик холостого хода

    Замена клапана холостого хода

    Необходимые материалы:

    • Очиститель дроссельной заслонки
    • Плоскогубцы (при необходимости)
    • Запасной клапан холостого хода
    • Набор розеток и храповик

    Как заменить клапан управления воздушным движением на холостом ходу 2

    Шаг 1. Отсоедините аккумулятор . Отсоедините кабель аккумулятора от аккумулятора и отложите его в сторону.

    Шаг 2. Найдите клапан. Расположение регулирующего клапана холостого хода будет зависеть от марки и модели вашего автомобиля. В руководстве по эксплуатации вашего автомобиля будет информация о точном местоположении. Клапан почти всегда будет находиться на впускном коллекторе.

    Шаг 3. Отсоедините жгут проводов . Найдите жгут проводов, подключенный к клапану, и отсоедините электричество от клапана.

    Там будет зажим или язычок для отключения, и может быть легче аккуратно удалить его с помощью плоскогубцев.

    Шаг 4. Снимите старый клапан холостого хода . Снимите каждый из стопорных болтов клапана.

    Теперь, когда болты и провода сняты, клапан должен просто сдвинуться с места.

    Шаг 5. Очистите гнездо . Открыв гнездо клапана, используйте очиститель корпуса дроссельной заслонки, чтобы очистить участок, к которому будет прикреплен новый клапан. Это обеспечивает чистое уплотнение между клапаном и его седлом.

    Шаг 6. Установите новый клапан . Сначала сравните старый клапан, который вы заменяете, с новым клапаном. Убедитесь, что клеммы электропроводки, схема удерживающих болтов и расположение сидений одинаковы.

    Затем установите новый клапан на место и установите крепежные болты, затянув их рукой к седлу. Используйте свое гнездо и храповик, чтобы постепенно прижать их вниз один за другим.

    Шаг 7. Переустановите жгут проводов . Присоедините жгут проводов к клапану. Убедитесь, что терминал выполняет правильное соединение и зажим полностью зацеплен для обеспечения этого соединения.

    Шаг 8. Подключите аккумулятор . Присоедините отрицательный провод аккумулятора к аккумулятору. Затяните болт, чтобы вибрация двигателя не ослабла. Это восстановит питание автомобиля.

    Шаг 9. Проверьте работу холостого хода . Запустите двигатель и соблюдайте скорость холостого хода. В зависимости от вашего конкретного автомобиля и температуры окружающего воздуха ваша скорость холостого хода должна оставаться стабильной между 550 об / мин (самое низкое, когда на улице жарко) и 1000 об / мин (при максимальных и более низких температурах).

    Регулятор холостого хода

    Смысл назначения РХХ — регулятора холостого хода, вытекает из его названия — стабилизация оборотов двигателя на холостом ходу.

    Регулятор холостого хода

    Принцип работы и местонахождение РХХ

    Вкратце, все происходит следующим образом. Когда двигатель работает на холостых, в него поступает определенный объем воздуха, который позволяет ему ровно функционировать.

    ДПКВ учитывает количество оборотов, эти данные поступают на блок управления, с которого на РХХ дается команда уменьшить или увеличить подачу воздуха. Что он и делает, игнорируя прикрытую дроссельную заслонку.

    Устройство регулятора холостого хода

    Устройство РХХ: 1) клапан; 2) корпус регулятора; 3) обмотка статора; 4) ходовой винт; 5) штекерный вывод обмотки статора; 6) шариковый подшипник; 7) корпус обмотки статора; 8) ротор; 9) пружина.

    Если прогреть двигатель до рабочей температуры, контроллер автоматически начинает поддерживать обороты холостого хода. Если же двигатель не нагрелся до нужного градуса, тогда сам контроллер за счет РХХ увеличит обороты, тем самым обеспечив прогрев двигателя на повышенных оборотах. Такой режим работы двигателя разрешает начать движение автомобиля сразу, без прогрева.

    Где находится регулятор холостого хода? Да в корпусе дроссельной заслонки — там крепится двумя винтами. Встречаются автомобили, головки крепежных винтов на которых могут быть рассверлены или же сами винты посажены на лак, что, безусловно, может значительно усложнить замену или прочистку воздушного канала РХХ. В таких случаях крайне сложно обойтись без демонтажа корпуса дроссельной заслонки.

    В настоящее время автопроизводители используют следующие типы регуляторов холостого хода:

    • соленоидный;
    • шаговый;
    • роторный.

    Рассмотрим каждый из перечисленных типов более детально.

    Соленоидный регулятор холостого хода работает, используя электромагнитную силу. Так, когда на его катушку подается напряжение, сердечник втягивается, а механически связанная с ним заслонка поднимается, открывая тем самым воздушный канал. Когда напряжение пропадает (то есть, соленоид отключается), заслонка возвращается на свое место, перекрывая канал.

    Регулировка работы соленоидного РХХ выполняется путем изменения частоты подачи командных сигналов на исполнительный орган. Для того чтобы пропустить через себя точно отмеренное количество воздуха, на рабочий орган подаются сигналы большой частоты. Это позволяет подавать воздух небольшими порциями.

    Шаговый регулятор холостого хода имеет в своей конструкции кольцевой магнит, а также четыре электромагнитные обмотки. На них поочередно подается напряжение, благодаря чему создается вращающееся магнитное поле, заставляющее вращаться управляющий ротор. Он соединен с исполняющим механизмом, который и запирает или отпирает воздушный канал.

    Что касается роторных регуляторов холостого хода, то они управляются с использованием частотных импульсов. Алгоритм работы схож с соленоидным типом, однако вместо соленоида в данном случае используется именно ротор.

    Неисправности регулятора холостого хода

    Как и любая другая деталь, РХХ не застрахован от поломок. При этом признаки выхода из строя во многом сходны с теми, которые возникают при проблемах с датчиком положения дроссельной заслонки. Только в отличии от ДПДЗ, уведомление об ошибке (чек энджин) — не появится, поскольку регулятор ХХ — устройство исполнительное.

    О неисправности РХХ можно судить по таким признакам:

    Обрыв электро цепи на РХХ

    Обрыв электропроводки на РХХ

    1. Неустойчивость оборотов двигателя на холостом ходу, в некоторых случаях отключение двигателя (если не поддерживать обороты с помощью педали акселератора).
    2. Снижение или повышение оборотов без причины.
    3. Полная остановка двигателя в момент включении передач или при трогании машины с места.
    4. При холодном запуске двигатель работает не на повышенных оборотах.
    5. Падение оборотов двигателя на холостом ходу при включении фар или печки.

    Далее рассмотрим причины неисправности регулятора холостого хода. Их всего две:

    • естественный износ направляющей иглы регулятора;
    • обрыв электрических контактов внутри корпуса регулятора.

    Как проверить регулятор холостого хода

    Исходя из этих симптомов, можно сделать вывод, что регулятор холостого хода нуждается в проверке. Существует несколько методов.

    Проверка мультиметром


    Несколько способов проверить РХХ

    Самый известный способ. Сначала надо выключить зажигание и отсоединить фишку жгута от регулятора. Затем мультиметром померить сопротивление обмоток. Если между С и В, А и D показывает обрыв цепи, не стоит волноваться, так и должно быть. А вот между А и В или С и D сопротивление должно находится в пределах 40-80 Ом.

    Проверка самодельным тестером

    На впрысковых авто от проверки мультиметром мало толку. Зачастую поломка РХХ кроется в том, что регулятор заедет в открытом или закрытом состоянии.

    Если вышло так, тогда подойдет и самодельный тестер, который можно смастерить своими руками из трансформатора переменного тока на 6В (подойдет от обычной зарядки для мобильного телефона). Играя выключателями, следует проверить ход штока регулятора холостого хода. При исправном штоке лампочка будет еле светиться, а яркий свет говорит о том, что шток где-то заедает.

    Визуальный осмотр

    Самая простая и, пожалуй, первоочередная диагностика — визуальный осмотр. Он проводится после демонтажа узла из посадочного места. При визуальном осмотре можно выявить дефекты корпуса, износ иглы или другие, видимые глазу, неисправности. Однако если в процессе такой проверки вы выявили повреждение останавливаться лишь на этом этапе нельзя. Необходимо продолжить проверку для выявления возможных причин поломки.

    Если в случае выполнения визуальной проверки вы обнаружили значительное загрязнение корпуса или внутреннего объема регулятора, то рекомендуем вам выполнить его очистку. Причем независимо от того, находится ли РХХ в исправном или неисправном состоянии.

    РХХ и дроссельная заслонка

    РХХ и дроссельная заслонка

    Снятие/замена РХХ

    Рассмотрим детальнее процесс демонтажа и замены регулятора холостого хода. Стоит сразу отметить, что на разных автомобилях процесс может отличаться в некоторых деталях, однако в целом же алгоритм будет состоять из следующих этапов:

    1. Все работы необходимо выполнять при выключенном двигателе. Также желательно отсоединить минусовую клемму от аккумуляторной батареи.
    2. Отсоединить разъем (фишку) контакта, идущего к регулятору.
    3. Открутить монтажные болты, с помощью которых крепится корпус регулятора. При этом следите, чтобы открученные болты не упали в двигательный отсек.
    4. Извлечь непосредственно регулятор из посадочного места.

    Расстояние от фланца до крайней точки иглы

    Установка нового регулятора выполняется в обратной последовательности. Однако перед тем как выполнять монтаж, необходимо смазать уплотнительное кольцо фланца моторным маслом. Марка в данном случае неважна, главное, чтобы оно было неагрессивным по отношению к резине. Также проверьте расстояние от фланца до крайней точки конусной иглы. Оно должно составлять 23 мм. Такой зазор нужен для того, чтобы при монтаже РХХ его конусная игла не смогла упереться в седло на корпусе дроссельной заслонки. Значение зазора можно регулировать с помощью специального мультитестера или формирователя управляющих импульсов.

    Как не попасться на подделку при выборе РХХ

    Если проверка показала поломку регулятора, стоит быть готовым к его замене, о которой было упомянуто чуть выше. Если говорить о РХХ на ВАЗ, то по качеству и надежности выделяются регуляторы холостого хода ОМЕГА и КЗТА (Калуга). Разумеется, речь идет об оригинальных деталях, а не подделках.

    Сама поддельная деталь тоже имеет изъяны. Как правило, это люфт направляющей втулки и самой шляпки. Со временем люфт только увеличивается, что негативно сказывает на работе РХХ. Кроме этого на корпусе регулятора может быть зазор, из-за которого появится подсос воздуха. Не исключена и плохая припайка контактов.

    Уберечься от подделки можно и с помощью самого производителя, который применяет меры защиты. Это может быть уникальный код запчасти, который можно сверить по СМС или на сайте.

    Датчик холостого хода Шевроле Ланос

    Шевроле Ланос принадлежит к категории бюджетных автомобилей, и качество сборки этих автомобилей весьма удачное. Однако могут быть неисправности, связанные с датчиком холостого хода. Поэтому важно знать, где располагается этот элемент, для чего требуется и по какому принципу работает.

    Назначение прибора

    Датчик холостого хода модели Шевроле Ланос предназначен для нормализации работы двигателя в состоянии холостого хода. Этот элемент обеспечивает подачу не хватающего воздуха в бензобак, а оттуда в топливо, что позволяет движку продолжать функционировать. Прибор монтируется только на транспорте, у которого есть система электронного запуска.

    Датчик холостого хода Ланос

    Если агрегат будет неисправен, прекратится поступление кислорода в топливо, что повлечет за собой прекращение работы ДВС. Поэтому важно вовремя замечать неисправность регулятора, чтобы избежать поломки движка.

    Принцип работы регулятора

    Датчик выглядит как минидвигатель с редуктором червячного типа. Ротор может двигаться в 2 стороны, благодаря этому открывается, вбирает воздух и снова закрывается. Прибор имеет следующую систему функционирования:

    • во время включения зажигания, шток выходит до упора, контактируя с седлом, чем запускает работу пропускного канала;
    • если мотор прогретый, клапан будет в рабочем состоянии пропускать некоторое количество воздуха в бак, во время этого процесса обороты коленчатого вала будут находиться на уровне 800;
    • если движок не прогрет, то после запуска клапан открывается на максимальную возможность, это позволит войти внутрь большому количеству воздуха, так двигатель быстрее будет прогрет, а оборот вала будет на уровне 2000.


    Из этого можно вывести, что датчик холостого хода на авто Ланос, имеет 3 уровня работы — открытое положение клапана, рабочее состояние и закрытое значение. Каждый из режимов запускается в зависимости от состояния двигателя.

    Важно понимать, что при неисправности, например, при зацикливании устройства в закрытом состоянии, ДВС не запустится.

    Расположение регулятора

    Рассматриваемый агрегат располагается вблизи дроссельной заслонки прямо на коллекторе. У автомобиля Ланос несколько модификаций, однако, местоположение данного элемента не меняется, поэтому найти его легко.

    Канал, передающий воздух, находится прямо перед дроссельной заслонкой. Поэтому при изъятии агрегата нужно соблюдать осторожность, чтобы не повредить оборудование.

    Узнав, для чего требуется регулятор, как он осуществляет работу и где находится, можно понять, что элемент занимает одну из самых значимых ролей в конструкции машины. Его поломка может привести к сбою в работе транспорта, поэтому рекомендуется следить за устройством и вовремя ремонтировать его.

    Читайте также: