Ремонт дроссельной заслонки газель бизнес

Обновлено: 01.07.2024

Датчик дроссельной заслонки двигателя 405-406-409-4213-4216 - ДПДЗ

В этой статье описан датчик дроссельной заслонки двигателей 405, 406, 409, 4213, 4216 автомобилей УАЗ и Газель. Представлены его технические характеристики и методы проверки исправности. Указано место, где расположен датчик дроссельной заслонки на двигателе 405, 406, 409, 4213, 4216. Описана замена датчика дроссельной заслонки. С данной статьей изучение датчика положения дроссельной заслонки станет намного легче.

Назначение и принцип действия датчика дроссельной заслонки 406.1130000-01

Датчик дроссельной заслонки предназначен для определения угла расположения воздушной заслонки в любой момент времени функционирования двигателя и тем самым обеспечивает данными электронный блок управления о режимах его работы. По выходному импульсу ДПДЗ ЭБУ определяет текущее расположение воздушной заслонки, а по быстроте изменения сигнала определяется динамика управления педалью газа, что в свою очередь является главным значением для запуска режимов кикдауна или включения подачи воздуха мимо дроссельной заслонки через узел холостого хода. По сигналу датчика дроссельной заслонки (ДПДЗ) контроллер определяет угол поворота дроссельной заслонки. При пуске двигателя компьютер определяет угол поворота воздушной заслонки и, если она открыта больше чем на 75%, переводит движок на режим продувки. По импульсу датчика дроссельной заслонки о крайнем положении воздушной заслонки - в закрытом положении ЭБУ начинает управлять РХХ и, таким образом, обеспечивает подачу воздуха в движок в обход закрытой воздушной заслонки. ДПДЗ участвует в управлении движком с момента запуска. С помощью датчика положения дроссельной заслонки ЭБУ определяет режим работы мотора.

Питание прибора осуществляется постоянным током от компьютера автомобиля равным 5±0.1 В

Принцип работы датчика дроссельной заслонки заключается в преобразовании угла поворота воздушной заслонки в напряжение постоянного тока. При изменении угла открытия дроссельной заслонки меняется выходное напряжение за счет изменения сопротивления токопроводящих пластин датчика. Это хорошо демонстрирует формула расчета напряжения U=I*R . Оно составляет 250-650 мв при закрытом дросселе и 3900-4700 мв при открытой воздушной заслонке. ЭБУ получает сигнал о закрытой дроссельной заслонке - управляющее напряжение минимальное 250-650 мв. При резком открытии воздушной заслонки управляющее напряжение от ДПДЗ растет и тем самым ЭБУ получает сигнал о повышении оборотов мотора. При установившихся оборотах работы движителя управляющее напряжение почти не изменяется и ЭБУ таким образом узнает о данном режиме. Изменение выходящих данных с датчика дроссельной заслонки 405, 406, 409, 4213, 4216 возникает при нажимании на педаль газа. Таким образом водитель управляет вращением движителя на различных моментах его работы.

Устройство датчика дроссельной заслонки (ДПДЗ) 405, 406, 409, 4213, 4216

В практике присутствуют два вида датчиков дроссельной заслонки: контактный и бесконтактный.

Функционирование контактного ДПДЗ 405, 406, 409, 4213, 4216 движка основано на методе реостата, потенциометра и изменяющегося резистора. Контактные устройства изготовлены в виде потенциометра. Вал поворачивание токосъёмника соединена с воздушной заслонкой. При открывании воздушной заслонки производится скольжение лепестков ползунков по закрепленным токопроводимым полоскам электро проводника от 0 до 90 0 . Обычно в корпусе ДПДЗ размещается от двух до шести полосок. Такие датчики положения дроссельной заслонки установлены на 405, 406, 409, 4213, 4216 движках автомобиле УАЗ и Газель.

Электрическая схема подключения контактного ДПДЗ 405, 406, 409 движка модели 406.1130000-01

Внизу на рисунке представлена электрическая схема подключения датчика дроссельной заслонки 405, 406, 409 мотора. На ней указано назначение клемм ДПДЗ и ответных клемм на контроллере.

Разъем датчика дроссельной заслонки 406.1130000-01

Колодка ДПДЗ трехконтактная. Фиксация ее осуществляется рамочной пружиной

Датчик дроссельной заслонки подсоединяется к жгуту проводов с помощью трех контактной вилки. По первому проводу, контакт №1, подается питание от ЭБУ в размере 5В. Второй провод, контакт №2, соединен с общей массой, с корпусом автомобиля. По третьему проводу, контакт №3, ЭБУ получает сведения от ДПДЗ об угле открытия воздушной заслонки.

ДПДЗ состоит из пластмассового корпуса, внутри которого по секторным электропроводным полоскам скользит ползунок. На валу ползунка размещена выемка для совмещения с выемкой вала воздушной шторки. Вал ползунка герметизирован уплотнительным кольцом. При эксплуатации прибор не обслуживается и не настраивается. Когда сломается, то меняется на такой же или аналог.

Бесконтактный ДПДЗ основан на применении явлении Холла. В нем нет обычных контакты. Вместо движущихся контактов используется эллипсоидной формы постоянный магнит, а в кожухе расположен интегральный устройство Холла. Данное устройство фиксирует изменения магнитного поля когда передвигается магнит, и переводит эти данные в сигнал напряжения.

Технические характеристики датчика положения дроссельной заслонки 405, 406, 409, 4213, 4216 двмжка модели 406.1130000-01

  • Напруга питания посреди клемм 1—2 равна 5,0+0,1В
  • Сопротивление посреди штырьков 1 и 2 составляет 1800. 2000Ом
  • Свободный ход составляет от 0 до 2%
  • Напруга между клемами 3—2 при закрытой воздушной заслонке: 250..650мв
  • Открывание воздушной заслонки более 90%
  • Напруга между клемами 3 и 2, при открытом дросселе составляет от 3900мв до 4700мв
  • Прибор способен поворачиваться до 1000000 раз
  • Величина выходящей напруги устройства линейно зависит от угла поворачивания и располагается в отрезке 0. 100 0 (250. 4800мв). Наклон характеристики равна 0,048 В/ о
  • Рабочая область датчика располагается в линейном отрезке графика 10. 90 0 . Это отвечает величине открытия дросселя от 0 до 100%. Наклон графика равно 0,039 В/%.

Неисправности ДПДЗ

  • Разрыв соединительных проводоа датчика дроссельной заслонки. Само диагностика ЭБУ отмечает коды неисправности 23 или 24.
    • Проконтролируйте целостность проводов 53, 12 и 30г.
    • Посмотрите и настройте механизм управления воздушной шторкой на максимальное закрывание.
    • Смените устройство
    • Скорее всего происходит дребезжание клемм ДПДЗ. Смените прибор.
    • Проконтролируйте и настройте управление дросселем на полное открывание

    Где находится датчик положения дроссельной заслонки ?

    На моторах 405, 406, 409 датчик дроссельной заслонки распологается на оси воздушной заслонки, слева на дроссельном узле.

    Крепление прибора производится двумя метизами М5. Лыска на валу устройства совмещается с лыской на валу воздушной шторки.

    Место крепления ДПДЗ на моторах УМЗ 4213, 4216

    Датчик дроссельной заслонки устанавливается на корпусе дроссельного узла. Он одевается на вал дроссельной заслонки и крепится двумя винтами.

    Аналоги датчика дроссельной заслонки 405, 406, 409 мотора марки 406.1130000-01 (НРК1-8)

    • Прибор фирмы "Cartronic", 406.1130000-01 (24.3855 Ref Ctr)
    • Устройство предприятия "ПЕКАРЬ" 406.1130000-01
    • ДПДЗ BOSCH с каталожным номером 0 280 122 001

    Каталожный номер ДПДЗ

    • 406.1130000-01 - ДПДЗ 24.3855
    • 406.1130000(-01) - производство предприятия "ПЕКАРЬ"
    • 406.1130000-01 - прибор НРК1-8 (АДШК 434)

    Все приборы с каталожными номерами 406.1130000, 406.1130000-01(02. 09) - взаимозаменяемые. А датчики с номером 406.1130000-10 уже не взаимозаменяем.

    Проверка датчика положения дроссельной заслонки 405, 406, 409, 4213, 4216

    Проверка ДПДЗ осуществляется в следующей последовательности:

    1. Включите ток и измерьте напряжение между клеммами 1 м 2. Оно должно равняться 5,0+0,1В
    2. Отключите ключем зажигания ток и проверьте сопротивление между выводами 1 и 2. Оно должно равняться от 1800 ДО 2000Ом
    3. Включите зажигание и измерьте напругу между клеммами 2 и 3 при закрытом дросселе. Оно должно равняться 250. 650МВ
    4. Включите зажигание и измерьте напряжение между клеммами 2 и 3 при открытом дросселе. Полное значение открывания дросселя составляет 90 o . Оно должно равняться 3900. 4700МВ

    Если данные тестера сильно разнаться с приведенными выше, значит датчик дроссельной заслонки вышел из строя и его нужно заменить.

    Двигатель теперь работает как новый. За 10 минут решил все проблемы с холостым ходом. Восстановил дроссельную заслонку. Делюсь

    Дроссельный патрубок, имеет подвижные детали, это дроссельная заслонка, ось заслонки, поэтому он со временем изнашивается и требует обслуживания. На внутренней поверхности патрубка и на заслонке, могут образовываться отложения, это масло кокс которые летят из шлангов вентиляции картера. Все это приводит к тому, что на холостом ходу и на переходных режимах двигатель начинает работать не устойчиво либо глохнуть.

    При засорении либо износе дроссельного патрубка обороты холостого хода могут быть либо завышенными, либо плавать в каком-то диапазоне. На переходном режиме, когда мы резко закрываем дроссель, обороты могут сильно проседать.

    Эти неисправности дроссельного узла, оказывают влияние именно на холостой ход, потому, что на этом режиме двигатель потребляет минимальное количество воздуха и по этому, даже не значительные изменения в пропускной способности патрубка (загрязнение либо износ) могут изменить его объем. Контролер не правильно рассчитает время впрыска на форсунках, не правильно выставит регулятор хх и в результате состав смеси будет не оптимальным для этого режима. К тому же дроссель может даже заедать на загрязнениях, то есть не полностью закрываться.

    Почему так происходит.

    Для регулирования подачи воздуха в двигатель на холостом ходу служит регулятор хх, он установлен в специальном канале. Но не весь воздух на холостом ходу проходит через этот канал. Между корпусов и дроссельной заслонкой есть зазор, часть воздуха поступает через него.

    Это тепловой зазор, который нужен для того, что бы заслонка, не заедала в корпусе, во всем диапазоне рабочих температур двигателя. Так же при отсутствии зазора заслонка при закрытии и открытии будет тереться об корпус, в результате чего на этих деталях со временем появится выработка. Обычно этот зазор составляет 0,04 миллиметра, регулируется он с помощью специального винта. Но в слепую правильно его настроить не получиться, для этого нужно контролировать много параметров (напряжение датчика положения дросселя, положение рхх, расход воздуха). В общем это тема для отдельной статьи.

    Для контролера, который управляет двигателем важно, что бы этот зазор был именно таким, каким его установили на заводе. Потому, что при расчетах топливопадачи и положения регулятора хх он учитывает тот объем воздуха, который поступает в двигатель через этот зазор. Это называется величина перетечек воздуха через дроссельный патрубок. И если этот параметр изменяется, начинаются проблемы с регулированием холостого хода.

    По этому, при загрязнении дроссельного патрубка обороты холостого хода могут быть не стабильными, при сбросе газа двигатель может глохнуть. Но часто бывает так, что после того, как помоют дроссель, двигатель начинает работать с повышенными оборотами холостого хода. Происходит это потому, что дроссельный узел изношен, когда отмыли весь налет, появился большой зазор между заслонкой и корпусом и величина перетечек воздуха выросла. Обороты хх могут плавать в этом случае.

    Изнашивается дроссельный узел из-за того, что дроссельная заслонка под давление возвратной пружины может немного перемещаться в осевом направлении, она упирается в корпус и поэтому происходит износ.

    Ремонт дроссельной заслонки газель бизнес

    Обычно регулировку троса дроссельных заслонок регулируют при смене троса привода дроссельных заслонок, при ремонте двигателя

    Проверка и регулировка троса привода дроссельной заслонки на двигателе ЗМЗ-40522, ЗМЗ-406

    Отсоединяем «минусовую» клемму аккумуляторной батареи.

    Регулировка привода дроссельной заслонки автомобиля Газель
    Регулировка привода дроссельной заслонки автомобиля Газель

    Отверткой ослабляем винт, снимаем хомут и резиновый воздуховод с корпуса дроссельной заслонки.

    Ключом на 10 ослабляем затяжку гайки фиксатора троса на секторе.

    Регулировка привода дроссельной заслонки автомобиля Газель

    Со стороны сектора 3 дроссельной заслонки нужно вытянуть трос 1 до упора.

    Верхний рычаг 5 педали акселератора должен упираться в буфер 4 на кронштейне.

    Затягиваем гайку 2 крепления троса на секторе.

    Регулировка привода дроссельной заслонки автомобиля Газель
    Регулировка привода дроссельной заслонки автомобиля Газель

    При этом дроссельная заслонка должна быть полностью закрыта.

    Ослабляем затяжку гайки «А» и передвигаем ограничитель «Б» рычага педали до упора в кронштейн педали, Затягиваем гайку «А».

    Регулировка привода дроссельной заслонки автомобиля Газель

    Если полностью нажимаем на педаль газа, заслонка должна быть полностью открытой, а нижний рычаг педали должен упираться в коврик

    Откорректировать положение троса можно перемещением наконечника 1 оболочки в кронштейне, ослабив затяжку гаек 2.

    После корректировки гайки 2 затянуть.

    При необходимости регулировку повторяем. По окончании регулировки ставим на место воздуховод.

    Проверка и регулировка троса привода дроссельной заслонки на двигателе ЗМЗ-4025, ЗМЗ-4026, ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063

    Нажимаем на педаль газа до упора в коврик и удерживаем или фиксируем ее в этом положении, вставив подходящий деревянный брусок.

    Регулировка привода дроссельной заслонки автомобиля Газель

    Отворачиваем на два – три оборота гайку 1 и поворачиваем сектор 2 привода дроссельных заслонок до упора так, чтобы заслонки полностью открылись.

    Натягиваем трос и затягиваем гайку 1.

    Отпускаем педаль газа.

    Дроссельные заслонки должны полностью закрыться, сектор должен дойти до упора.

    Если этого не происходит, регулируем положение сектора 2, перемещая наконечник 3 с помощью гаек 4.

    Регулировка привода дроссельной заслонки автомобиля Газель

    Ослабляем затяжку гайки «А» и передвигаем ограничитель «Б» рычага педали до упора в кронштейн педали. Затягиваем гайку «А».

    Проверяем правильность регулировки.

    Нажимаем до упора на педаль газа, при этом дроссельные заслонки должны полностью открыться, а сектор заслонки должен дойти до упора.

    Отпускаем педаль – заслонки должны полностью закрыться, а сектор должен дойти до упора.

    Дроссель сдался!

    Эта мелочь, меня уверяли мелочь давно досаждала. Не понимал как, но знал что не правильно! БК показывал 7.4% при обсалютно закрытой дросельной заслонке. На ряду с этим шли рывки и раскачка, провалы.Пустой так сяк, а вот гружоным…
    Визит на сервис многое объяснил-НИ ЧЕГО! Диагност посоветовал поставить антистатики! В ответ посоетовал ему надеть шерстяные трусы и на свой комп энергию на катывать на попе по эбонитовому полу! Это лирика, вообщем еще одна крамола ложилась на мои плечи. Что делать?! Как быть?! Рейс в СПБ оборвал нить терпения, заставил вгрызться в суть!
    —По опыту знал такие симптомы на карбюраторе, называется это <<дребезг ДЗ>> Нет, не звук и вибрация, а именно не своевременное вступление переходного режима.Либо опаздование, либо из -за прососа с поплавковой камеры дополнительного топлива.Нарушая и тем и этим вакум в поддросельном пространстве.Это актуально для карбюраторов имеющие автономный ХХ. Они имеют по мимо главной дозирующей системы свою. С воздушными и топливными тарирровочными каналами. И по этому излишний воздух, либо капля топлива вызывает рывок, провал, серию-раскачку…
    ==========================================================
    — Решил пойти по этому пути взяв за основу как 0 -это полностью закрытая ДЗ. Расчет оказался верным! Дросельный узел я не успел снять, заметил однобокий поясок выроботки от ДЗ. Подложил нить, так и есть! С одной стороны рубит, с другой просто вытягивается целой!

    — Напомню о том что конечно знаете, но можете забыть! Болты которые крепят ДЗ в прорези оси дросельной заслонки -обычно кернятся с резьбы .Однобоко. И это оправданная мера, для поправки как раз таких гимморов. При ослаблении для регулировки достаточно пол оборота, что однобокая керновка с успехом позволяет сделать и не требуется повторно кенить.

    Для справки: Не закерненый болтик пролетает по впускному колектору в нутрь цилиндра со всеми вытекающими. Открутиться он может от хлопков заслонки о стенки камеры, + воздействия входящего потока воздуха!

    ===========================================================
    — …Я ослабил винты, даже четверти достаточно оказалось в моем случае. Прихлопал ДЗ. Сново нить-рубится везде! Ура! Цель достигнута! Идем в кабину и смотрим БК… О! Чудо! << Положение дроссельной заслонки: 0 >> Опачки! Ну ксь прокатимся… Есссс! Рывки и прыжки моей ласточки стали страшным воспоминанием! И не гавкает больше на пешеходов ! )))

    P.S Что бы не вляпаться в новое исповедание и не ныть об исключениях выяснил, механника? Или датчик? Дабы не снимать датчик использовал свободный. Подсоединил к проводки и установил на <<закрыто>> БК показал — 0. Значит механника! Для пущего аворитизма ! И убеждения самого себя приобрел Автотестер, который показал что датчик исправен 2.3 Ом (норма от 2.2 до 2.6)

    — Еще на УМЗике использовал такое НоуХау…Не помню откуда у меня взялся этот китай -салюминт, может на дороге поднял-фиг знает! Но вбив в него боек, насадку-кто как завет … Получился офигительная отвертка. она позволяет открутить тот же датчик ДЗ без проблем! Я имею ввиду не снимая дроселя! Полноценной отверткой не влезть! Для нажима в затылок бойка упираю настоящей отверткой и рву за ключик…

    Вот у меня теперь стабильный НОЛЬ!

    ГАЗ Газель 2011, 143 л. с. — своими руками

    Машины в продаже


    ГАЗ 31029 Волга, 1997


    ГАЗ 3102 Волга, 2006


    ГАЗ 2217, 2008


    ГАЗ 24 Волга, 1982

    Комментарии 12

    Хммм вот то что Дроссель должен быть без щелей, как то не вериться.Так как была грязная заслонка мотор холостые еле держал помыл и все гуд стало.

    Спасибо друзья! За теплые слова! За Ваше внимание! За поздравление. В свою очередь поздравляю Вас! Именно от чистого сердца, и только с искренностью в душе .желаю вам успехов во всем с чем соприкоснетесь! Наиполнейшего исполнения желаний! Здоровья и благополучия! всего…Всего…Всего… И с перегрузом всего! )

    тоесть заслонка должна быть полностью закрыта, без щелей?

    Не совсем понял.Ты про карб или дроссельный блок? По карбу точно знаю без щелей, но это не возможно. По этому важно распредлить равномерно, на просвет. И там фишка поймать момент когда дроссельная заслонка при переходном режиме находится между отверствиями. Это порой добиться можно подпилами скоса самой заслонки. Ну на крайняк распечатать подстроечный винт, иголку…Что там конструктивно заложено, и убрать поток воздуха. Порой достаточно уровень в поплавковой камере не по букварю, а примерно до 1мм! ниже дна эмульсионного колодца выставить . И заленить бензонасос прокладками или проставкой увеличеной. равномерно распределив щель ты добиваешься грубо сказать вялого потока воздуха через дифузор при полном его объеме.Он не способен захватывать топливо. Можешь на классике сам посмотреть у кого нибудь на отстроенном карбе, без воздухана циклично будет появляться из дифузора капелька. Но она падает на заслонку и потоком воздуха высушивается. И мотор ни как не реагирует.При одетом воздушном фильтре этого не будет. Стоит переместить заслонку куда нибудь, или просто упорным винтом сделать щель, как та же капля пойдет внутрь, да она уже не такая редкая будет, и мотор начнет трясти.Регулеровка холостого хода станет не возможной. Возрастет СО ну и так далее…
    ============
    По блоку не знаю, посмотрим.На первых выводах-да! Без щелей и закусывания.Похоже все считывается по СО. Почему? Потому что заслонка на камере надолбила не хилую борозду.И при открытии чуть подвисала. Я ее выравнил но понял что подвисает, приоткрыл упорным винтом, но как по фото видно ни чего не изменилось. Ни 0, не потерялся, с оборотами все так же в поряде…И время впрыска осталось та же. Пластика хода не изменилась. Вообщем все говорит о том что либо закрыта, либо с минимумом. Дальше посмотрим что будет.

    Электронная дроссельная заслонка: как она устроена, и как её ремонтировать?


    Тренд автомобильного инжиниринга всех последних лет – планомерное отстранение водителя от непосредственного управления машиной. Пока, слава богу, мы не дошли массово до потери жесткой связи наших рук и ног с поворачивающимися колесами и тормозами, но к тому все явно идет… Как минимум, ни один автомобиль в наши дни уже не выпускается без электронной дроссельной заслонки, при которой мы не отдаем прямую команду дросселю «больше воздуха!» правой ногой через тросик, а высказываем пожелание блоку управления двигателем, который уже сам отправляет команду на заслонку. Хорошо это или плохо, и как с этим жить?

    История вопроса

    П ринято считать, что так называемый E-газ – это технология последнего примерно десятилетия. В чистом виде – да, но интегрированный электропривод в дроссельных заслонках появился гораздо раньше – еще в 80-х. В те годы на оси заслонки с одной стороны располагался сектор газа, связанный с педалью акселератора классическим тросиком (да-да, «колесико», которое приводится в движение тросиком от педали, называется «сектором газа»!), а с другой стороны ось заслонки соединялась через шестеренчатую передачу с небольшим электромотором.

    Собственно, на поведение машины при движении моторчик влияния не оказывал – связь с ногой водителя была олдскульная, механическая и четкая: как надавишь, так и поедешь! А вступал в работу электромотор только в режиме холостого хода, корректируя степенью приоткрытия заслонки обороты при прогреве и после прогрева, а также чуть добавляя газку при включении мощных потребителей электроэнергии и крутящего момента – кондиционера летом, ГУРа на морозе, разных обогревов и т.п. Чуть позже функции моторчика в дросселе расширились – при практически неизменной конструкции добавилось электронных команд: он стал управлять не только оборотами холостого хода, но и оборотами в движении – при включении круиз-контроля и при активации антипробуксовочной системы.


    Сейчас же все достигло «апофигея технологичности» – механическая связь заслонки с педалью газа исчезла в принципе, и все команды – как от ноги водителя, так и от сервисных систем – дроссель получает лишь при посредничестве блока управления двигателем. Причин тому – три:

    • Экологические требования;
    • Рост экономии топлива;
    • Удобство в реализации множества современных функций автомобиля.


    Электронный дроссель в наши дни

    Итак, прямая связь дроссельной заслонки с педалью упразднена полностью и окончательно. Как я уже говорил, нажатием на педаль мы отправляем сигнал в блок управления, а тот в свою очередь анализирует обстановку и множество параметров, а затем отдает команду на подачу воздуха. При этом надо сказать, что за добрый десяток лет развития тандема электронной педали газа и электронного дросселя в его современном понимании система благополучно переросла ряд детских болезней – как чисто физических, так и софтовых.

    Изнашивающиеся скользящие контакты датчиков положения заслонки вытеснила бесконтактная индуктивная связь, появилось множество новых функций – не настолько явных, чтобы занять строчку в техническом описании автомобиля, но в комплексе достаточно важных.

    Например, ход педали газа стал нелинейным, что позволило лучше контролировать автомобиль во время начала движения: при мощном моторе (где заслонка имеет большой диаметр) исчез риск избыточно резко рвануться вперед при легком касании педали – электронный дроссель в первой четверти хода педали газа реагирует намеренно вяло.

    E-газ позволяет наиболее оптимально провести разгон на авто с турбированным двигателем, в значительной мере борясь с турбоямой и обеспечивая более ровное ускорение с низов. Е-газ поможет и при режиме «педаль в пол», когда в случае классической тросовой заслонки первые мгновения идет неоптимальное сгорание смеси, и теряются секунды на разгоне. Конечно же, нельзя не упомянуть эффективную систему автоматического управления тягой мотора для борьбы со сносами и проскальзываниями ведущих колес.

    При этом, правда, нужно отметить, что поведение электронного дросселя на бюджетных машинах по-прежнему серьезно отличается от среднеценовых и, тем более, премиальных автомобилей. В «бюджетках» E-газ, к сожалению, излишне туповат, задумчив и не способствует получению истинного удовольствия от драйва.

    Да еще порой и на безопасность влияет отрицательно – дроссель с неоптимальным управляющим программным обеспечением реагирует на нажатие педали с задержкой, выдавая момент на колесах тогда, когда уже поздно. При отсутствии систем стабилизации зимой на скользком покрытии и в повороте такая реакция машины способна свести на нет ваши традиционные навыки зимнего вождения и создать аварийную ситуацию.

    Простота и сложность электронного дросселя

    Обычно внедрение электроники сопровождается невероятным усложнением конструкции. В случае с дросселем все с точностью до наоборот! Вдумчиво изучив его, можно обнаружить, что он невероятно прост и лишен ряда хитрых технических решений, имевшихся прежде у классических дросселей с тросовым приводом. А уж старый добрый двухкамерный карбюратор по сравнению с E-дросселем – и вовсе сложнейший и дорогущий в производстве прибор эпохи «стимпанк»…

    Во-первых, конечно же, E-дроссель не нуждается в регуляторе холостого хода – клапане подачи воздуха по тоненькому каналу, управляемому шаговым двигателем, который склонен к загрязнению картерными газами и нестабильной работе. В случае электронного дросселя клапан регулировки холостого хода исчезает – ХХ обеспечивается приоткрытием основной заслонки – ведь она и так электроуправляемая, а стало быть, прекрасно справляется с регулировкой оборотов, подстраиваясь под включенные потребители, температуру наружного воздуха и антифриза, и т.п.

    Еще в систему холостого хода при классическом дросселе часто входили дополнительные байпасные воздушные каналы в обход заслонки, также весьма склонные к засорению. Эти каналы открывались не плавно, а по принципу «вкл/выкл», внешними электроклапанами – к примеру, для компенсации нагрузки на двигатель при включении кондиционера. В электронном дросселе это все тоже оказалось ненужным – компенсация просадки оборотов делается опять же самой дроссельной заслонкой.

    Также у классического дросселя имелся подогрев антифризом от системы охлаждения, поскольку все вышеупомянутые тоненькие каналы в холодное время боялись обмерзания. В электронном дросселе, особенно если монтируется он на пластиковом впускном коллекторе, нужды в подогреве часто нет – штуцеры подвода и отвода антифриза из него исчезают.

    Иначе говоря, электронный дроссель взял на себя сразу несколько функций, до предела упростив свою механическую часть.

    Да, по «механике» ломаться стало практически нечему – настолько все там просто и примитивно: простейший электромоторчик, который через пару пластиковых, но достаточно крепких шестеренок связан с осью заслонки, да возвратная пружина на той же оси.

    Собственно, даже вопрос периодической чистки дросселя заметно снизил свою актуальность после избавления от системы узких байпасных каналов. Однако существенно усложнилась электронная часть, преподносящая порой сюрпризы – как объяснимые, так и совершенно загадочные и беспричинные.

    Проблема заключается в том, что электронная плата дросселя, являющаяся, по сути, только сдвоенным датчиком, отслеживающим положение и динамику открытия заслонки, зачастую неремонтопригодна и отсутствует в продаже. Если электродвигатель при подаче диагностических 12 вольт ровно жужжит, редукторные шестеренки не имеют повреждений и заеданий, а в проводке от заслонки к ЭБУ нет плохих контактов, может потребоваться замена дроссельной заслонки в сборе. Увы.

    И вот тут-то многие могут столкнуться с неприятным сюрпризом. На Лада Гранта этот узел в сборе стоит 5 000 рублей, что немало, но в целом подъемно, а на Volkswagen Polo Sedan – 25 000 рублей… Такая сумма способна пробить серьезную дыру в бюджете, а расстройства добавит тот факт, что обе детали, за 5 и за 25 тысяч рублей, технически почти идентичны, но конструктивно и программно несовместимы.

    Что делают «jetter», «шпора» и «бустер педали газа»?

    Говоря об электронном дросселе, этот класс устройств нельзя не упомянуть. Под такими названиями известен популярный гаджет для машин с E-газом, который, по словам производителей, «дает рост динамике и скорости». «Джеттер» – небольшая коробочка, включающаяся в цепь между педалью газа и блоком управления двигателем и искажающая сигнал педали так, чтобы заставить ЭБУ думать, что «тапка в полу», когда вы лишь слегка коснулись акселератора.

    На самом деле, ни скорости, ни динамики эти гаджеты не добавляют и добавить не могут. Они просто меняют электромеханическую характеристику педали акселератора. Характеристика педали всегда нелинейна – изначально электронная педаль чаще всего настроена так, чтобы в первой половине хода быть малоотзывчивой, выдавая четверть мощности двигателя, а за оставшуюся половину выдавать остальные три четверти. Это, безусловно, весьма упрощенное описание, цифры тоже условны, но суть именно такова. «Джеттер» же меняет заводскую характеристику «наизнанку» – педаль начинает выдавать почти всю мощность двигателя на первой половине хода, субъективно делая машину «резкой». Некоторый эффект действительно ощутим, особенно при первом сравнении, но надо понимать, что ничего такого, чего бы нельзя было сделать ногой без применения электронной «примочки», не происходит.

    Собственно говоря, программные аналоги «джеттера» давно имеются во многих автомобилях высокого класса. Там это называется переключением режимов вождения, под которыми понимается управление настройками двигателя, КПП и иногда – шасси, если в нем имеются управляемые амортизаторы. Смена режима «нормал» на «спорт» (названия могут быть иными в авто разных марок и моделей) включает в себя наряду с изменением массы других настроек и коррекцию характеристики педали газа, как это делает и «джеттер».

    Заслонка изнутри

    Перед нами дроссельная заслонка Volkswagen Polo Sedan. Машина приехала на сервис с жалобой на неадекватное поведение педали газа, горящий «чек» и двигатель, явно не развивающий положенную мощность. Диагностика выявила неисправность дроссельной заслонки, которая и была заменена по гарантии. Никаких более глубоких причин выхода её из строя дилерский сервис искать не стал, поскольку подобные процедуры не предусмотрены регламентом. Пользуясь случаем, на примере «приговоренной» заслонки изучим её устройство и попробуем обнаружить неисправность. Ведь гарантия сохранилась не у всех!

    Снаружи на дросселе видны четыре отверстия, через которые болты притягивают дроссель к коллектору, небольшой зазор в закрытом состоянии для поступления в цилиндры воздуха в режиме холостого хода, а также логотип итальянского производителя Magneti Marelli. Кстати, одной из старейших в мире компаний, производящих автомобильную электронику.

    Плавают обороты холостого хода газель 4216

    О неполадках в топливно-воздушной системе двигателя могут свидетельствовать следующие симптомы, явно проявляющиеся в процессе эксплуатации автомобиля: плавают обороты на холостом ходу, машина глохнет при торможении, мотор глохнет непосредственно после запуска на холодную.

    Автор: Raul_ Механик по ХЧ и сход-развалу; стаж — 3 года. Консультант по сервисному обслуживанию/ремонту в ДЦ Тойота; стаж — 4 года.

    В ряде случаев неисправность может быть связана с нарушениями работоспособности компонентов других систем, функционирующих совместно с системой подачи топливной смеси.

    Возможные причины неисправностей:

    • нарушение герметичности вакуумного шланга усилителя тормозов
    • неисправность вакуумного усилителя тормозов
    • загрязнен топливный фильтр
    • неисправен бензонасос
    • неисправен или сильно загрязнен клапан холостого хода
    • неисправность компонентов системы зажигания

    Для выявления точной причины необходима проверка состояния и работоспособности всех вышеперечисленных компонентов и узлов.

    Нарушение герметичности вакуумного шланга

    Нарушение герметичности шланга, соединяющего вакуумный усилитель тормозов с впускным коллектором, приводит к попаданию в систему излишнего объема воздуха. Это может быть совсем небольшая трещина или разрыв, которую сложно заметить невооруженным глазом. При движении автомобиля под действием потока воздуха она расширяется и вызывает нежелательный эффект. На месте подобные симптомы могут не проявляться. Попадание воздуха в разряженный впускной коллектор обедняет горючую смесь, что приводит к частичной или полной потере оборотов двигателя.

    Решение – ремонт или замена шланга.

    Технические характеристики двигателя УМЗ 4216

    • объем – 2890 см³;
    • диаметр стандартных поршней – 100 мм;
    • степень сжатия (компрессия в цилиндрах) – 9,2;
    • ход поршня – 92 мм;
    • мощность – 107 л. с.;
    • система охлаждения ДВС – жидкостная (заливается тосол или антифриз).

    Блок и ГБЦ отлиты из алюминиевого сплава. Двигатель первой комплектности весит 177 кг, в комплектацию мотора входит сам силовой агрегат, также на нем установлено навесное оборудование:

    • стартер;
    • генератор;
    • впускной коллектор (ресивер);
    • модуль зажигания с проводами и наконечниками;
    • приводные ремни;
    • водяной насос;
    • шкив коленчатого вала;
    • корзина и диск сцепления;
    • датчики ЭСУД.

    По заводским нормам расход топлива «Газели» с Ульяновским ДВС составляет 10 л/100 км на трассе за городом, в смешанном режиме он равен 11 л/100 км. На практике обычно бензина потребляется больше, многое зависит:

    • от загруженности автомобиля;
    • скоростного режима;
    • периода эксплуатации (зимой на разогрев топлива расходуется больше).

    Двигатель модификации УМЗ 42164-80 оснащается гидрокомпенсаторами, этим мотором комплектуются коммерческие авто «Соболь Бизнес» и «Газель Бизнес». От стандартного мотора 4216 модель 42164-80 отличается немногим – на этом двигателе установлены другие, специальные штаги, в верхней части которых крепятся сами компенсаторы.


    Коленчатый вал 4216 состоит из четырех шатунных и пяти коренных шатунных шеек, имеет диаметры:

    • коренных шеек – 64 мм;
    • шатунных шеек – 58 мм.

    На всех шейках установлены по два сталебаббитовых вкладыша, заводской допуск размеров коленвала – 0, 013 мм. Во время ремонта ульяновского движка микрометром замеряются коренные и шатунные шейки – при износе их более 0,05 мм вал подлежит обязательной шлифовке. Диаметр поршневых пальцев – 25 мм, пальцы устанавливаются в бронзовых втулках шатунов. Со временем могут изнашиваться как сами пальцы, так и втулки, в случае появления люфтов в соединении детали подлежат замене.

    Коленвал в блоке цилиндров крепится на опорах крышками, которые затягиваются болтами с определенным усилием. Каждая крышка имеет свое место – их нельзя путать местами, тем более, подбирать с другого БЦ. Также крышки необходимо ставить замок к замку – если их установить неправильно, коленвал может не прокрутиться (его зажмет), а если даже вал и прокрутится, двигатель быстро выйдет из строя.

    Неисправность вакуумного усилителя тормозов

    Функционирование вакуумного усилителя тормозов возможно только при работающем двигателе. Вакуумная камера усилителя тормозов сообщается с впускным коллектором, где создается разряжение, посредством обратного клапана и соединительного шланга или трубки. При остановке мотора обратный клапан закрывается, разъединяя вакуумную камеру усилителя и впускной коллектор.

    Тормоза при заглушенном двигателе работают только от механического усилия непосредственно на педаль. Остающегося в камере объема вакуума может хватить разве что на два-три нажатия на тормоз без приложения чрезмерных усилий для остановки автомобиля.

    Неисправность обратного клапана или самого вакуумника также приводит к попаданию воздуха в систему в момент торможения. В результате состав смеси обедняется и машина глохнет. Неисправность может проявляться как на автомобилях, где за подачу топлива отвечает карбюратор, так и на инжекторе.

    Проверить работоспособность вакуумного усилителя несложно. Достаточно зажать педаль тормоза и завести мотор. Рабочий вакуумный усилитель сделает педаль мягче и при запуске двигателя по ощущениям она провалится. В противном случае – замена обратного клапана или усилителя.

    Плавают обороты на холостом 4216

    На прошлой неделе попалась мне запись на глаза Хелп. Газель тупит!. Мотор такой же как и у меня, ну думаю поможем человеку! Мы же все это прошли, и диагностировать прогар клапана в третьем цилиндре можем по количеству запятых в посте просящего))). Беда в том что на микасах старше 10.3 ЧЕК не всегда загорается. А еще проблема в самоуверенности. Я парню советую поменять ДПДЗ, на что получаю ответ — у него евро 4 и электронная педаль. ДПДЗ отсутствует за ненадобностью. Поднимаю записи, еще был похожий случай с виновником — датчиком фаз. Что в первом, что во втором симптомы очень похожие: машина дергается на ходу, на холостых колбасит, расход повышен… Парню мои советы конечно же не помогли, но речь не про это… Проходит два дня. Иду груженый с Полевского — какие то непонятные подергивания на прямой передаче — на долю секунды пропадает тяга. Останавливаюсь — мотор колбасит страшно! Холостые от 600 до 1200(Симптомы как у subaslafff). Глушу, вспоминаю про совет, и меняю Датчик дросселя. Результат отрицательный! Может датчик не исправный? С инструментами валялся пару лет. Блин, ведь это уже было, вот бы вспомнить. Еду мимо магаза, покупаю еще один ДПДЗ. Мимо! Заехал в сервис, поменял Датчик колена (был заведомо исправный). Нет, не то. На вечер договорился с диагностом. Кто то в сервисе упал на ухо — «Меняй датчик фаз! Не очкуй, я тысячу раз так делал…» Пошел, купил датчик фазы (он же синхронизации, он же датчик распредвала) поменял.


    Результат как и прежде. Сижу, листаю свой БЖ, дохожу до своего поста про прогар клапана, и тихо охреневаю. Один в один! Да…, капиталить бошку в мои планы точно не входило. С тяжелыми предчувствиями еду на диагностику. Первым делом нужно посмотреть разряжение на холостых, оно четко говорит о прогаре или подсосе. Коннект с ЭБУ получился не сразу — пришлось диагностировать диагностическое оборудование))) Графики пошли, цифры замелькали: холостой гуляет: 600 — 1200 об.мин рхх прыгает во всем диапазоне разряжение при 800 об. 280 мм. рт. ст. — ага, при прогаре было 360 мм. рт. ст. Выдохнул! А вот ДК совсем не шевелится — напряжение держится в районе 0.9 в. А должно рисовать синусоиду. Решаем слегка поиздеваться над логикой ЭБУ — отцепляем РХХ. Обороты 900, и блок не имея возможности «баловаться воздухом», начинает корректировать работу топливом. Сначала слегка беднит, потом начинает ЛИТЬ, увеличивая время впрыска в 4 раза.

    Загрязнение или выход из строя клапана холостого хода

    Клапан холостого хода предназначен для поддержания повышенных оборотов на холодном двигателе при прогреве и обеспечения минимальных оборотов при холостой работе мотора. Также он не дает упасть оборотам ниже установленного предела при закрытой дроссельной заслонке. Загрязнение клапана приводит к невозможности его штатной работы и может вызвать недостаточную подачу воздуха в систему впрыска, что и вызывает перебои в работе мотора вплоть до остановки. Обычно симптомы проявляются при резком отпускании педали акселератора. На газу этого, как правило, не происходит.

    Решение проблемы – чистка клапана с помощью специального обезжиривающего состава или спрея. Если процедура не вернула детали работоспособность, клапан подлежит замене. Совместно с клапаном стоит проверить состояние загрязненности и при необходимости прочистить дроссельную заслонку.

    Смотрите также

    Комментарии 20

    Всем привет ребята подскажите пожалуйста в чем причина может быть устал уже мастерам переплачивать движок 405 евро 2 2006 год перебрал движок компрессия 14-15 поменял дроссель прочистил форсунки поменял всю моторную проводку свечи свечные провода катушки тоже хорошо работают топливный насос давление хорошее на холостых мотор колбасит е мотористы не диагностики не могут дать точный ответ все только предполагают а я меняю все что они говорят а проблема остаётся.

    Подсос воздуха где то… Может в фазу не попал… Или РХХ грязный…

    Подсоса нет 100 процентов зажигание выставлено по шаблону форсунки новые чистые проводка мотора новая свечи и свечные провода тоже новые комп подключал другой та же история вот что выдала Диагностика

    Герметичность… Это либо клапан, либо резинка на форсунке порвалась, а может и гидкик подклинил!

    Подсоса нет 100 процентов зажигание выставлено по шаблону форсунки новые чистые проводка мотора новая свечи и свечные провода тоже новые комп подключал другой та же история вот что выдала Диагностика

    Шаблон может побрехивать… Для идеальной фазы надо разрезные звёзды ставить…

    Звезды нормальные и зажигание выстовленно правильно рхх это что такое? И ещё хочу датчик дрмв почистить правда не знаю чем его чистят ?

    Регулятор холостого хода, на рессивере стоит… ДМРВ если не пластинами, не стоит туда лезть… Нить порвешь и привет новый датчик…

    Всем привет! 405 дв евро 2 была такая же проблема плавали обороты при пуски дв 2000—3000 об еще на газу бывала глохла на ходу( Решил проблему! Снял РХХ почистил (сначало брызнул для карбов потом вд) и все ништяк)

    Купил не так давно, газель 2007г длиннобазую, 405 дв простой с двумя бобинами. Оказалась проблема, плавают обороты, медленно подымаются до 1500 и резко падают до 1000. Были такие советы, поменять датчик массового расхода воздуха что на патрубке с воздушного фильтра, датчик дроссельной заслонки, регулятор холостого хода, почистить дроссельную заслонку. Причина оказалась простая, прям под впускным коллекторам, разрыв шланчика адсорбера (абсорбера), (который забирает пары бензина из бака). Просто происходил подсос воздуха в впускной коллектор, а эбу и датчики реагировали такими обаротами.

    у меня нет адсорбера… заглушен там патрубок…

    Неисправность компонентов системы зажигания

    Неисправность системы зажигания приводит к невозможности воспламенения горючей смеси при соответствующем такте работы двигателя. Это проявляется как регулярные пропуски зажигания, нарушающие стабильность его вращения. Обороты плавают, при нажатии на акселератор не повышаются или повышаются с трудом, мотор троит и может заглохнуть. Все это сопровождается густым дымом выхлопа, нехарактерным для нормального сгорания топлива.

    Неисправность может заключаться в износе свечей, бронепроводов, катушек зажигания. Также причина может крыться в неправильной настройке угла опережения зажигания, на двигателях с трамблером. Проверке и дефектовке подлежат все компоненты системы, после выявления дефектной детали требуется ее замена или регулировка.

    Нестабильность работы ДВС при различных условиях может быть вызвана целым рядом причин. Почему и требуется комплексная диагностика оборудования и узлов, сопряженных с топливно-воздушной системой, если плавают обороты на холостом ходу.

    Принцип действия датчика холостого хода ЗМЗ 405

    Кроме того, ЭБУ получает сигналы о температуре охлаждающей жидкости и масла в системе. При запуске в холодное время года необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры, чтобы снизить износ деталей трения, поэтому канал РХХ приоткрывается для обогащения смеси инжектору, даже без нажатия педали газа водителем.

    В момент старта алгоритм работы следующий:

    • ключ поворачивается, включается зажигание;
    • шток выдвигается до упора, игла перекрывает байпасный канал;
    • в момент упирания штока в калибровочное отверстие компьютер отсчитывает шаги назад;
    • на обмотки подается напряжение, клапан возвращается в открытое положение.

    Если датчик холостого хода ЗМЗ 405 предлагаю вам сделать следующий порядок действий:

    Ремонт дроссельной заслонки газель бизнес

    Снятие и установка дроссельного узла двигателя ЗМЗ-40522, ЗМЗ-406

    Выключив зажигание, отключаем «минусовую» клемму аккумуляторной батареи

    Снятие и установка дроссельного узла автомобиля Газель

    Снятие и установка дроссельного узла автомобиля Газель

    Отсоединяем разъем датчика положения дроссельной заслонки.

    Отверткой ослабляем хомут шланга подвода воздуха к корпусу дроссельной заслонки и снимаем шланг.

    Снятие и установка дроссельного узла автомобиля Газель

    Отсоединяем трос привода дроссельной заслонки.

    Не обязательно сливать всю жидкость охлаждения, нужно просто быстро вставить заранее приготовленную заглушку или подставить емкость для сбора жидкости.

    Отверткой ослабляем хомуты шлангов подвода охлаждающей жидкости

    Снятие и установка дроссельного узла автомобиля Газель

    Снятие и установка дроссельного узла автомобиля Газель

    Отверткой ослабляем хомуты шлангов регулятора холостого хода, вентиляции картерных газов и снимаем шланги с патрубков корпуса дроссельной заслонки

    Снятие и установка дроссельного узла автомобиля Газель

    Снятие и установка дроссельного узла автомобиля Газель

    Шестигранным ключом на 6 отворачиваем четыре болта крепления дроссельного патрубка к ресиверу

    Аккуратно, чтобы не повредить прокладку, снимаем корпус дроссельной заслонки

    Устанавливаем корпус дроссельной заслонки в обратном порядке. После установки нужно отрегулировать привод дроссельной заслонки.

    Снятие и установка дроссельного узла двигателя ЗМЗ-40524

    Отсоединяем клемму «минус» от АКБ

    Снятие и установка дроссельного узла автомобиля Газель

    Снятие и установка дроссельного узла автомобиля Газель

    Отсоединяем колодку жгута проводов от датчика массового расхода воздуха

    Снятие и установка дроссельного узла автомобиля Газель

    Снятие и установка дроссельного узла автомобиля Газель

    Ослабляем хомут и отсоединяем воздухоподводящий шланг от крышки фильтра

    Ослабляем хомут и отсоединяем шланг от дроссельного узла

    Снятие и установка дроссельного узла автомобиля Газель

    Снятие и установка дроссельного узла автомобиля Газель

    Ослабляем хомут и отсоединяем шланг вентиляции картера от воздухоподводящего рукава

    Снимаем воздухоподводящий рукав вместе с глушителем шума впуска и датчиком массового расхода

    Читайте также: