Руководство по ремонту москвич 401

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Литература по М-400 и 401

Архаичная внешность, наружные крылья-пузыри, капот с центральной продольной петлей и вертикальная запаска сзади сильно роднят их с машинами 30-х годов прошлого столетия. Более того, "Москвич" являлся практически копией немецкого Opel Kadett К 38. Хотя расхожее мнение о том, что машину выпускали на вывезенном из поверженной Германии оборудовании, верно только отчасти. Все кузовные штампы — наиболее сложное в изготовлении оборудование — были отечественного производства. Доходило до смешного — скопировали даже проштамповки пола, сделанные немцами "про запас", для переноса на другую сторону глушителя при переходе на выпуск другого двигателя, который так и остался в проекте. На ранних машинах приходится частенько встречать комплектующие (колесные диски, резинотехнические изделия и т.д.) с "вражеской" символикой.

Для непосвященных выпускавшиеся с 1946 по 1954 годы модель 400 и сменившая ее 401-я (1954-1956 гг) практически неразличимы, но это далеко не так.

Световых приборов было по минимуму — фары и один задний габаритный фонарь, работавший заодно и стоп-сигналом. Всё, что сверх того, — самодельщина (ножка фонаря в июле 1951 года значительно укоротилась). Свежий полистироловый рассеиватель рубинового цвета — редкость. Стёкла фар первых лет выпуска имели мелкую надпись "Москвич" на нижней кромке, а их отражатели были посеребрены. До января 1948 г. на левом кронштейне переднего бампера крепился звуковой сигнал, а на экспортные машины на правый кронштейн ставили жёлтую противотуманную фару.
Интерьер 400-го примечателен цельночёрным рулём с маленькой кнопкой сигнала в хромированном обрамлении, напольными рычагами коробки передач и ручного тормоза, иногда приборами.
С января 1954 года баранка 401-го получила железные спицы, обод из пластмассы синего, коричневого, белого или серого цветов и кнопку сигнала того же цвета. Под рулём располагался рычаг новой коробки передач.

Перчаточные ящики до 1949 года оставались открытыми. Появившиеся затем крышки были гладкими, но 2.10.52 г. оформление переднего щитка изменилось. Появились молдинги на крышках, новые накладки между спидометром и комбинацией приборов, состоявшей из бензиномера и механического масляного манометра, соединённого тонкой медной трубкой с двигателем.
Приборы "Москвичей" менялись четыре раза. При схожей начинке они имели разные шкалы. Самые экзотические — черные, производства завода "Автоприбор" г. Владимира назывались СП18 (спидометры), КП8 (комбинация приборов)-шли до января 1948 года, появившиеся после них желтые — СП18а и КП8 — выпускались до 01.08.49 г., отличаясь от последующих верхним расположением одометра. Затем производство перенесли в г. Ригу на завод "Автоэлектроприбор" (СП18б и КП8 ), там же с 02.10.50 г. до декабря 1956 года выпускались СП18В и КП8 с белыми шкалами.
Отличить четырехсотый кузов от четыреста первого можно по исполнению гнезда для аккумулятора, которое первоначально было накладным, а затем оказалось утопленным в передний щит.
Двадцатитрехсильный двигатель модели 400 практически повторял немецкий образец. 01.08.1949 г. в конструкцию были введены некоторые усовершенствования, в частности, появился фильтр тонкой очистки масла, 401-й мотор стал на три "лошадки" мощнее за счет изменения распределительного вала, поршней и головки блока, получившей вертикальное расположение свечей, вместо наклонного. Водяная помпа с открытым валом стала закрытой, изменились впускной и выпускной коллекторы.

До 1952 года "Москвичи" комплектовались трехщеточными генераторами Г28 (6V, 18 A, 100W) и реле ЦБ4118 или РС28, располагавшимися на корпусе генератора. Конструкция повторила BOSCH-евскую и позволяла регулировать зарядный ток перестановкой третьей щетки, в зависимости от времени года или суток. Пришедший на смену Г28 генератор Г29 (6V, 17 A, 130W) в паре с реле РР29 просуществовал до декабря 1956 г. Оба генератора производились на АТЭ-1 (г. Москва). На двигателях моделей 400 и 401 генератор располагался сверху и нес на своем шкиву лопасти вентилятора охлаждения радиатора, при переходе на 402-й мотор, он занял более традиционное место — сбоку, слева.

До июля 1951 года КПП имела напольное управление, затем, в целях улучшения эргономики, ее рычаг перевели под рулевое колесо, связав с коробкой системой валов, менявшейся в январе 1954 г., .и тяг. Вся эта механика великолепно работает, позволяя переключаться одним пальчиком, не отрывая ладони от баранки, но только при условии минимальных зазоров в сочленениях. При износе резино-металлических втулок (взаимозаменяемы с 402, 407, 408, 412 и 2140) и тяг процесс переключения начинает раздражать, требуя срочного ремонта.

Самые ранние машины с 1946 по июнь 1947 комплектовались немецкими стартерами BOSCH, вывезенными с завода OPEL. Затем их производство освоил АТЭ-1 (Москва), выпускавший до 01.08.49 г. стартеры СТ28, а затем, до декабря 1956 — СТ28Б.

С 1946 г. "Слон" комплектовался двухдиффузорным карбюратором К-24, повторявшим немецкий аналог, скопированный в свою очередь с американского карбюратора Carter W-0-5395, с механически действующей иглой регулировки качества смеси в зависимости от нагрузки. Появившийся 01.08.1950 г. карбюратор К25, в июле 1952 года сменил К25А. До перехода на 402-е моторы, прямо на карбюраторы надевались сетчатые фильтры, требовавшие частой промывки бензином и пропитки маслом, о чем гласила инструкция — памятка на верхней крышке. Со временем все памятки оказались замазаны краской и сетки смазывать перестали. Более современные инерционно-масляные фильтры ставились на крыло, но продолжалось это совсем недолго.

Изменения в конструкции автомобиля "Москвич" модели 400 и 401…

с 1946 по июнь 1947 комплектовались немецкими стартерами BOSCH, вывезенными с завода OPEL. Затем их производство освоил АТЭ-1 (Москва), выпускавший до 01.08.49 г. стартеры СТ28, а затем, до декабря 1956 — СТ28Б
c 1946 г. комплектовался двухдиффузорным карбюратором К-24, повторявшим немецкий аналог, скопированный в свою очередь с американского карбюратора Carter W-0-5395.
до января 1948 — на левом кронштейне переднего бампера крепился звуковой сигнал
до января 1948 — комбинация приборов черного цвета КП8
до 01.08.49 — комбинация приборов желтого цвета СП18а, СП18б и КП8 (отличалась от последующих верхнем расположением одометра).
с 02.10.50 по декабрь 1956 — комбинация приборов белого цвета СП18В и КП8
до 1949 — перчаточные ящики оставались открытыми, появившиеся затем крышки были гладкими, но 2.10.52 г. оформление переднего щитка изменилось, появились молдинги на крышках, новые накладки между спидометром и комбинацией приборов
c 01.08.1950 г. карбюратор К25, в июле 1952 года сменил К25А. До перехода на 402-е моторы, прямо на карбюраторы надевались сетчатые фильтры. Более современные инерционно-масляные фильтры ставились на крыло.
Задние мосты 400 и 401 модели внешне почти одинаковы, однако в 1950 году были увеличены размеры подшипников полуосей; появились сапуны, предотвращавшие течь масла через сальники при нагреве моста при работе; изменилось расстояние от фланца крепления редуктора до гнезд подшипников дифференциала.
до июля 1951 года КПП имела напольное управление, затем, в целях улучшения эргономики, ее рычаг перевели под рулевое колесо, связав с коробкой системой валов, менявшейся в январе 1954 г. и тяг.
июль 1951 — ножка заднего фонаря значительно укоротилась
до 1952 — трехщеточный генератор Г28 и реле ЦБ4118 или РС28
в июле 1952 года — рычаг ручного тормоза перекочевал с пола под торпедо, для чего возле стойки левой передней двери добавили кронштейн
с января 1954 — руль получил железные спицы, обод из пластмассы синего, коричневого, белого или серого цветов и кнопку сигнала того же цвета.

По № двигателя или кузова или шасси …

Новый распределительный вал (устанавливается на двигатели с № 5287395*) имеет кулачки с улучшенной формой профиля, обеспечивающей расширенные фазы газораспределения и, кроме того, снижающей шумность работы клапанного механизма.
Новая чугунная головка блока цилиндров (устанавливается на двигатели с № 5295689) имеет большее проходное сечение для поступления рабочей смеси, меньшие пути горения смеси и повышенную, степень сжатия.
Выбранная форма камеры сгорания обеспечивает бездетонационную работу двигателя.
Повышение износостойкости цилиндро-прршневой группы деталей двигателя за счет применения коротких гильз из специального антикоррозионного чугуна, запрессовываемых в блок цилиндров (с двигателя № 529172, и применения пористого хромирования верхних компрессионных поршневых колец (устанавливаемых на двигатели с № 5291285).
Изменение крепления выхлопной системы двигателя за счет введения дополнительной эластичной подвески глушителя к основанию кузова (на автомобилях, имеющих шасси с № 52207 — "седан" и с № 16644 — "кабриолет").
Применение нового водяного насоса системы охлаждения двигателя с измененной конструкцией подшипников и уплотнения валика крыльчатки (устанавливается на двигателях с № 5184457).
Применение нового маслоприемника маслонасоса двигателя (устанавливается на двигателях с № 5290289). Применение нового прерывателя-распределителя типа Р-34 (устанавливается на двигателях с № 5291530), отличающегося малыми габаритными размерами и весом.
Применение нового шунтового генератора типа Г-29 повышенной мощности, работающего совместно с реле-регулятором типа РР-29(устанавливается на автомобили, имеющие шасси с № 69002 — "седан" и с № 17753"- "кабриолет")
Повышение надежности и долговечности заднего моста за счет применения новых усиленных подшипников качения для ведущей шестерни главной передачи, для коробки дифференциала и для задних колес. Новый задний мост устанавливается на автомобили, имеющие шасси с № 66153 — "седан" и с № 17753 — "кабриолет".
Применение подвесного рычага ручного тормоза с измененной конструкцией тросового привода (устанавливается на автомобилях, имеющих шасси с № 66120 — "седан" и с № 17753 — "кабриолет"). Введение газопровода новой конструкции (устанавливается на двигателях с № 15385).
Применение новой крышки подшипника щита переднего тормоза, отличающейся от крышки прежней конструкции наличием угловой пресс-масленки и измененной установкой сальника в крышке. Сальник установлен так, что кромка его резиновой манжеты обращена в сторону крышки подшипника. Крышка подшипника с пресс-масленкой устанавливается на автомобилях, имеющих шасси с № 117896 и далее. Введение нового рулевого колеса с литой ступицей из цинкового сплава и необлицованными пластмассой спицами. Новое рулевое колесо устанавливается на автомобили, имеющие шасси с № 123673.
При определении номера двигателя следует иметь в виду, что с последнего квартала 1953 г. заводом была изменена система нумерации. Первые две цифры номера, обозначавшие раньше год выпуска двигателя, были исключены.

Применение нового, утопленного в щит передка кузова, гнезда для установки и крепления аккумуляторной батареи. Введение защиты от помех радиоприему за счет установки высокоомного подавительного сопротивления в провод высокого напряжения, соединяющий катушку зажигания с распределителем, и за счет улучшения электрического контакта между частями кузова и шасси при помощи дополнительной гибкой перемычки (плетеной медной шины), соединяющей блок цилиндров двигателя со щитом передка кузова. Введение смазки втулок педалей, для чего в наружном торце оси педалей поставлена пресс-масленка. Устройство принудительной смазки втулок и оси педалей исключило возможность заедания педалей на оси. Введение окраски нижней поверхности основания кузова, что значительно повысило стойкость основания против коррозии. Применение новой крышки подшипника щита переднего тормоза, отличающейся от крышки прежней конструкции наличием угловой пресс-масленки и измененной установкой сальника в крышке. Сальник установлен так, что кромка его резиновой манжеты обращена в сторону крышки подшипника. Крышка подшипника с пресс-масленкой устанавливается на автомобилях, имеющих шасси с № 117896 и далее.
Бензопровод, проложенный изначально слева, чтоб размежеваться с выхлопной трубой в целях пожарной безопасности, перекочевал, при смене модели, на правую сторону.

Руководство по ремонту москвич 401

В данном разделе представлены руководства по ремонту и эксплуатации легковых автомобилей марки ЛуАЗ всех моделей

Практические руководства по ремонту всех моделей и модификаций автомобилей Москвич-412. В мануалах приводятся особенности конструкции систем и узлов автомобиля. Детально описываются наиболее частые неисправности, причины их возникновения и способы скорейшего устранения. Сборочно-разборочные процессы проведения ремонтных работ подробно проиллюстрированы и сопровождаются детальными комментариями.

Справочное техническое пособие по эксплуатации, уходу и обслуживанию автомобиля Москвич-410. В данном пособии описываются основные элементы конструкции автомобиля, излагаются сведения о текущем ремонте и техническом обслуживании автомобиля Москвич-410, приводятся практические советы и рекомендации по настройке и регулировке приборов, механизмов и отдельных агрегатов автомобиля, предоставляется информация по методикам диагностики технического состояния данного автомобиля.

Сборник инструкций и руководств по ремонту, уходу, техническому обслуживанию и эксплуатации автомобиля Москвич 408. В сборнике находится инструкция по уходу и обслуживания автомобиля, содержащая основные сведения по техническому обслуживанию и уходу за автомобилями Москвич моделей 408, 426 и 433, которые необходимые для правильной эксплуатации автомобиля и поддержании его в надлежащем состоянии.

В архиве содержатся руководств и инструкции по ремонту, уходу и обслуживанию автомобиля Москвич 407. В этих руководствах содержатся подробные сведения по техническому обслуживанию, уходу и ремонту автомобилей Москвич 407, которые необходимы для правильной и безопасной эксплуатации данного автомобиля.

Данная книга является руководством по ремонту и обслуживанию автомобилей Москвич 403. В ней рассмотрены характеристики основных дефектов, которые возникают в процессе эксплуатации автомобиля, вследствие временного естественного износа и ряда других причин, также в книге приведены способы и методики определения технического состояния отдельных механизмов и узлов, а также автомобиля в целом ,и определения потребности проведения их ремонта.

Подробная инструкция по эксплуатации, уходу, ремонту и техническому обслуживанию автомобиля Москвич-402. Мануал составлен в виде инструкции по эксплуатации и уходу за автомобилем марки Москвич 402. Соблюдая привила и указания по эксплуатации и уходу за автомобилем, указанные в дано мануале, можно обеспечить наивысшую работоспособность вашего автомобиля Москвич-402. В книге излагаются самые подробные сведения и привила для правильной эксплуатации автомобиля.

Подборка книг по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию автомобилей Москвич-401. Собраны лучшие руководства по устройству, обслуживанию и ремонту данного автомобиля. В книгах содержатся практические указания по ремонту, подробно описаны конструкция автомобиля, изложены правила правильного технического обслуживания, которые обеспечат надежную его работу в эксплуатации.

В архиве собраны пособия и руководства по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию автомобилей марки Москвич 2141 и его модификаций: -214122, -21412-01, -2335, -233522, -23352, Святогор. В руководствах содержится множество информации об автомобиле в оптимальном количестве, необходимом для правильного ухода, эксплуатации, проведения обслуживания и ремонтных работ. Вся информация доступно излагается и сопровождается наглядными иллюстрациями.

В архиве содержатся подборка лучших инструкций и руководств по техническому обслуживанию, ремонту, уходу и эксплуатации автомобиля Москвич 2140 и его модификаций 2137, 2734, 2140SL (2140СЛ, 2140-117), 2138 (1360), 2136, 2733. Данные руководства предназначены как для работников станций технического обслуживания и автосервисов, так и для технически грамотных автолюбителей, которые обслуживают и ремонтируют свои автомобили самостоятельно.

В данном руководстве содержится подробная информация по устройству и ремонте автомобилей ИЖ-2715, а также его модификаций -21251, -27151-01, 27156. составление пособия было основано на документациях изготовителя и опыте работников автомастерских. В мануале рассматриваются наиболее распространенные поломки и неисправности трансмиссии, рулевого управления, двигателя, ходовой части, тормозной системы. Для лучшего восприятия излагаемой информации описания ремонтных операций сопровождаются детальными иллюстрациями и рисунками.

"Сутулый Слон". Москвич 400/401/420

Несмотря на свою явную технологическую отсталость даже в 50-е, этот автомобиль был очень любим в народе, ведь по большому счёту, Москвич 401 был первым автомобилем, который мог себе позволить обычный советский рабочий или служащий…

Своими корнями Москвич401 идет к довоенному Opel Kadett 38, по факту первые образцы машины были точной копией немецкого предшественника, и даже комплектовались немецкими стартерами Bosch, машины до 1947 года выпуска. Самый первый же Москвич, по имеющейся информации, был собран в ночь с 8 на 9 декабря 1946 года. Серийное производство первой советской «народной» легковушки началось в апреле 1947 года, но до конца года было выпушено всего около 1500 машин. В 1948 году было сделано более 6700 экземпляров, а всего за годы выпуска с 1947 по 20 апреля 1956 года, когда последний Москвич четыреста первый сошел с конвейера, было изготовлено более 247 тыс. экземпляров.

Москвич четырехсотой серии был очень выносливой машиной. Сказывалась немецкая конструкция. Я видел их на дорогах даже в начале 90-х, и это были явно не коллекционные, не выставочные образцы. В «нулевых» даже чуть было не купил один такой. Заехал однажды в гаражный кооператив к мастеру, у которого свою машину обслуживал и приметил у одного из гаражей Москвич такой, цвета «электрик». Состояние его было, можно сказать – отличным, уровень «колхоза» небольшой, видно было что машина использовалась мало и лет 20 просто стояла без движения. Ценник был $1100 вроде, точно уже не помню. Было желание купить, но в то же время были и сомнения. Если москвичи 2 поколения еще как-то можно использовать в качестве резервной машины, а не только выставочного образца, заменив там ряд деталей на детали более поздних Москвичей, то 401-й в наше время это просто старинная машинка, пригодная лишь для ретро-показов, пробегов олдтаймеров и тому подобных мероприятий. В общем, передумал я его покупать, но до сих пор его вспоминаю.

В основном 401-е Москвичи красились в унылый серый цвет, и получили ряд народных прозвищ – «сутулый», «слон», из-за своего горбатого профиля, иногда их называли «горбатый», правда, впоследствии это прозвище закрепилось за «Запорожцем» ЗАЗ 965.

За время производства Москвич претерпел ряд изменений, но его внешний облик остался практически нетронутым. Не появилось на нем и так необходимого в нашем холодном климате отопителя. Opel Kadett 38 был без отопителя, и Москвич унаследовал этот серьёзный конструктивный недочёт. У немцев, правда, климат помягче, зима потеплее и покороче, почему же наши конструктора не оборудовали машину «печкой» - сложно теперь сказать. Автовладельцы, эксплуатировавшие машину круглогодично, своими силами решали эту проблему, хотя большая часть автовладельцев просто ставили её в гараж с первыми заморозками, и начинали ездить уже весной. Антифриза ведь тоже не было, и ежедневная эксплуатация такой машины в режиме с дому – на работу, с работы- домой зимой доставляла бы просто сказочных неудобств.

Москвич 400-420/401-420 (photo by Zac-allan)

Реле-регулятор автомобиля Москвич 401-420 установлен на передней стенке кузова под капотом. Оно состоит регулятора напряжения и реле обратного тока.

Реле обратного тока (рисунок 3, справа) замыкает электроцепь между аккумулятором и генератором, когда напряжение генератора больше напряжения аккумулятора. В этот момент происходит зарядка. Когда напряжение, которое создает генератор, уменьшается и становится ниже напряжения аккумулятора, цепь размыкается. Таким способом аккумулятор предохраняется от разряда тока через генератор, а генератор от повреждений.

Схема электрического соединения генератора, реле-регулятора и аккумуляторной батареи автомобиля Москвич 401-420: 1 — сердечник регулятора напряжения; 2 — добавочное сопротивление; 3 — сериесная обмотка регулятора; 4 — шунтовая обмотка регулятора; 5 — оттяжная пружина регулятора; 6 — якорь регулятора; 7 — подвижный контакт регулятора; 8 — неподвижный контакт регулятора, 9 — ярмо регулятора; 10 — оттяжная пружина реле; 11 — якорь реле; 12 — подвижный контакт реле; 13 — неподвижный контакт реле; 14 — шунтовая обмотка реле; 15 — сердечник реле; 16 — сериесная обмотка реле; 17 — ярмо реле; 18 — генератор; 19 — аккумуляторная батарея; 20 — замок зажигания; 21 — контрольная лампочка зарядки батареи.

Рис. 3. Схема электрического соединения генератора, реле-регулятора и аккумуляторной батареи автомобиля Москвич 401-420: 1 — сердечник регулятора напряжения; 2 — добавочное сопротивление; 3 — сериесная обмотка регулятора; 4 — шунтовая обмотка регулятора; 5 — оттяжная пружина регулятора; 6 — якорь регулятора; 7 — подвижный контакт регулятора; 8 — неподвижный контакт регулятора, 9 — ярмо регулятора; 10 — оттяжная пружина реле; 11 — якорь реле; 12 — подвижный контакт реле; 13 — неподвижный контакт реле; 14 — шунтовая обмотка реле; 15 — сердечник реле; 16 — сериесная обмотка реле; 17 — ярмо реле; 18 — генератор; 19 — аккумуляторная батарея; 20 — замок зажигания; 21 — контрольная лампочка зарядки батареи.

Регулятор напряжения Москвича поддерживает в определенных пределах электрическое напряжение генератора при широких изменениях скорости вращения его якоря и изменении электрической нагрузки в сети.

Благодаря постоянству напряжения генератора происходит автоматическое регулирование величины зарядного тока при зависимости от степени заряженности (напряжения) аккумуляторной батареи.

Система зажигания автомобиля состоит из: свечей зажигания 4 (см. рисунок 1), которое ввернуты в отверстия головки цилиндров двигателя автомобиля, прерывателя-распределителя 5, размещенной на передней стенке кузова катушки зажигания 6 и смонтированного в кузове на приборной панели замка зажигания 22.

В систему освещения Москвича входят: укрепленные в гнездах облицовки радиатора фары 1, фонарь задний 25, центральный переключатель света 16, ножной переключатель света 14, плафоны 23 для внутреннего освещения кузова, лампочки 18 для освещения приборного щитка и их переключатели 15.

Система сигнализации автомобиля состоит из: звукового сигнала 2, расположенной в гнезде руля кнопки звукового сигнала 12, находящегося в заднем фонаре стоп-сигнала 25 и находящийся в передней части главного тормозного цилиндра выключателя 11 для включения стоп-сигнала.

Стартер 8 представляет собой электрический двигатель постоянного тока. Он находится на картере сцепления слева от двигателя. На валу якоря стартера установлена шестерня, входящая в зацепление с шестерней на маховике коленчатого вала двигателя при включении стартера. Стартер включается посредством системы рычагов при помощи педали, которая стоит на передней стенке кузова.

В состав контрольных приборов Москвича 401-420 входят: указатель 19 уровня бензина с укрепленным в баке датчиком 24, лампочка 20, показывающая заряд аккумулятора и установленная на приборной панели сигнальная лампочка 17 дальнего света фар.

Проводка состоит, главным образом, из трех пучков проводов. Провода имеют разные цвета и находятся под капотом двигателя, под крышкой кузова и за приборной панелью. Провода между собой соединены муфтами 10 панелью 21.

Некоторое агрегаты электрического оборудования автомобиля Москвич 401-420 защищены находящимися на передней стенке кузова плавкими предохранителями 13.

Модельный ряд автомобилей марки Москвич

Первый «Москвич» с индексом 400 появился в 1946 году и просуществовал он до 1954, после чего его заменили модификацией 401. Отличался он от «первенца» более мощным силовым агрегатом (на 26 л. с.), также авто обзавелось дополнительными внешними световыми приборами – передними подворотниками. На этом отличия между 400 и 401 и закончились.


тюнингованный москвич 401

Основной модификацией была 401-я модель, имевшая кузов седан. Но также выпускался этот автомобиль в кузовах фаэтон (401-420А) и фургон (401-422). Имелась также и версия для инвалидов, имевшая полностью ручное управление – 401Б.

На смену модели 401 пришел «Москвич-402», тюнинг которого также не редко выполняется автолюбителями. У новой модификации использовался более мощный силовой агрегат (на 35 л. с.), который в паре с 3-ступенчатой МКПП позволял разгонять машину до 90 км/ч.

Ремонт технической части

«Родной» двигатель «Москвич-401» отремонтировать вряд ли удастся из-за отсутствия запчастей. К примеру, клапана «Москвич-401» уже не найти, поэтому придется подыскивать подходящие и переделывать ГБЦ. В общем, ремонт двигателя «Москвич-401» может оказаться просто нецелесообразным.


ремонт двигателя москвич 401

Но вполне возможно его заменить. Самый простой способ – использовать силовую установку М-408 от более поздних версий «Москвича» — 408 и 412, найти который не составит труда. К тому же он мощнее – 50 л. с. Радиатор же на «Москвич-401» можно взять от версии 412.

При этом, чтобы улучшить систему питания мотора, лучше вместо «родного» карбюратора установить ВАЗовский (от ВАЗ-2108). Также от этого авто можно позаимствовать и глушитель системы отвода выхлопных газов.


новый радиатор на москвиче 401

Помимо силового агрегата от этих автомобилей можно также использовать сцепление и коробку передач. Сложнее ситуация будет обстоять с карданным валом. Если «родной» вал восстановить не получиться, то его можно также взять от более поздних версий, но придется его несколько переделывать – укорачивать, после чего балансировать.

Что касается ходовой части, то здесь тоже придется решать проблемы. В первую очередь это будет касаться подвески. Хотя и здесь можно воспользоваться элементами от более поздних версий.

Аналоговые диски «Москвич-401» в продаже не найти. Поэтому придется переделывать ступицы под современные, к примеру – от BMW 520.

Москвич 400420


Исследователи считают, что славная история автомобиля «Москвич» начинается именно с этой модели, выпущенной в начале декабря 1946 года. Производство машин было организовано на немецкой линии Russelhime, доставшейся СССР в качестве трофея. Первое число цифрового индекса этого семейства автомобилей указывало на модель двигателя, а второе обозначало модификацию кузова.

В базовой модификации 420 «Москвич» представлял собой четырехдверный седан, внешне являющийся почти полной копией OPEL KADETT. Естественно, для запуска в серию американский Опель был существенно «переработан». Вся автомобильная документация была переведена в метрическую систему, да и конструкция машины подверглась серьезным изменениям. Свое название «Москвич» получил в честь 800-й годовщины со дня основания столицы СССР.

Кузов и салон

Закончив с технической частью – силовой установкой, трансмиссией и ходовой частью, можно приступать к восстановлению внешнего вида и салона.

В первую очередь проводятся кузовные работы – имеющие дефекты на кузове восстанавливаются путем восстановления геометрии поверхностей, грунтовки. После проводиться шпатлевание и покраска. Здесь уже можно проявлять фантазию и окрасить машину в какие-то оригинальные цвета, а также декорировать внешность молдингами, нанесением узоров и прочее.


кузов москвич 401

Если «родная» оптика пришла в негодность, ее можно заменить фарами от ВАЗ-2101. Но при этом лучше приобретать тюнинговые изделия, в которых используются галогеновые осветительные элементы. Что касается подворотников, то их можно взять от старого внедорожника УАЗ-69. С боковыми зеркалами проблем не возникнет, поскольку выбор их – значительный и подходящий вариант найти будет не трудно. То же касается и дворников.

Салон тоже можно преобразить по-разному. Сначала следует подобрать материалы отделки. К примеру, вполне подойдут материалы, используемые в ВАЗ. Хотя при желании запросто можно отделать салон дорогостоящей отделкой и обшивкой.


салон москвича 401

Сиденья можно оставить как родные, но их придется реставрировать или же установить их от других авто.

Приборную доску желательно оставить винтажной, только поменять приборы, которые подойдут от «Москвич-408». А саму переднюю панель покрыть декоративными отделочными материалами или кожей. Останется только подобрать место под аудиосистему.

В общем, при желании можно из старинного «Москвич-401» сделать вполне себе современный автомобиль, который будет «обернут в раритетную обертку». Но стоит отметить, что сильно увлекаться украшением авто современными изделия тоже не следует, иначе можно испортить внешность и сделать ее нелепой.

Багажник, поскольку объем его небольшой, можно приспособить под нишу для сабвуфера и акустических колонок.

Такая машина всегда будет выделяться из общего потока и привлекать к себе больше количество восхищенных взоров.

Москвич 412


Новая, более мощная и престижная модель, ставшая преемницей «Москвича 408», впервые сошла с конвейера осенью 1967 года. Автомобиль комплектовался приемистым мотором, созданным на основе немецкого двигателя БМВ – М 10, с верхним расположением клапанов, синхронизированной КПП, двухконтурными тормозами с вакуумным усилителем и быстросменным воздушным фильтром.

Силовой агрегат машины отличался компактностью – это достигалось, благодаря наклонному расположению блока (10 по ходу движения). Сам блок, головка цилиндров с крышкой, впускной коллектор и масляный картер были выполнены из алюминия. Имея рабочий объем 1490 см3, мотор марки УЗАМ 412 мог развивать мощность 75 л. с.

Выпускались следующие модификации авто: 412Э (экспортный вариант), 412Ю (для жаркого климата), 412М (медицинская), 412П (с «правым» рулем), 412Т (служба такси), 412И (с повышенной пассивной безопасностью). Вначале 1970-го автомобиль «Москвич 412» на конвейере сменила его модернизированная модификация – 412ИЭ.

Комментарии

18 сентября 2011 г.
Bonneville

18 сентября 2011 г.
Cadillac

18 сентября 2011 г.
Bonneville

ну кому как, а мне эта машинка нравится

18 сентября 2011 г.
Дедлёша

18 сентября 2011 г.
Степан Александрович

18 сентября 2011 г.
Дедлёша

19 сентября 2011 г.
Степан Александрович

20 сентября 2011 г.
Дедлёша

похожая машинка на КИМ была у OPELА не наоборот?

21 сентября 2011 г.
Степан Александрович

21 сентября 2011 г.
Дедлёша

1 сентября 2013 г.
u12243

25 февраля 2014 г.
Александр К.

19 мая 2015 г.
S_IONES

Внешних отличий у моделей 400-420 и 401-420 НЕ БЫЛО! Никакие указатели поворота в серийную комплектацию машин для внутреннего рынка НЕ ВХОДИЛИ! Индекс 401, под которым с 1946 года разрабатывали новые двигатель и шасси, введён в 1954-м при переиздании Технических условий.

15 мая 2019 г.
Владимир Беляев

Чтобы иметь возможность оставлять комментарии, необходимо зарегистрироваться или войти на сайт с помощью учётной записи в одной из социальных сетей

Спортивная линейка модельного ряда автомобилей Москвич

404 «Спорт»


Модель была разработана специально для участия в автогонках и выпускалась с 1954 года. «Донором» основных агрегатов (за исключением мотора) был «Москвич 400», а спортивной машина считалась из-за двигателя с форсажем. Рабочий объем силовой установки составлял 1074 см3, а мощность – 39 л. с. (с дополнительными карбюраторами повышалась до 55 л. с.).

Г1–405


Автомобиль был создан в 1955 году, в связи с появлением новой силовой установки – двигателя М405 с верхним расположением клапанов. Мотор отличался блоком цилиндров из алюминия, роликовой цепью привода распределительного вала и короткими штангами привода клапанов. Все эти новшества позволяли агрегату выдавать мощность до 40 л. с. при рабочем объеме всего 1090 см3. Машина была спроектирована специально для участия в кольцевых автогонках.

Полностью зависимая подвеска от 401-го и заднее расположение двигателя увеличивали колесную базу авто до 2400 мм. Установка четырех мотоциклетных карбюраторов вместо одного стандартного повысила мощность двигателя до 70 л. с. Модель имела раздельный привод тормозов и съемное рулевое колесо, а ее снаряженная масса достигала 670 кг. В ходе заводских испытаний автомобиль показал максимальную скорость около 205 км/ч.

Г2–407


Модель была выпущена в 1956 году на базе своего предшественника. Единственным значительным изменением стала более обтекаемая форма кузова, которая позволяла увеличить максимальную скорость авто до 220 км/ч. Машина поставила три рекорда скорости среди советских гоночных моделей своего класса и стала основой для разработки болидов нового поколения.


Работа над созданием машины началась в 1961 году. Конструкторы усилили кузов с помощью трубчатого каркаса, оставив двигатель и подвеску от 407-го. Автомобиль был оборудован новой коробкой переключения передач. В 1962 году модель подверглась модернизации, заключавшейся в установке более совершенного карбюратора, выхлопной системы и поршней с выпуклыми днищами. Эта доработка позволила увеличить мощность мотора до 75 л. с. В период с 1961 по 1964 год машина выиграла одну золотую и три серебряные медали первенства СССР по кольцевым автогонкам.


Этот гоночный болид был разработан в 1963 году. От предшественника ему достался только двигатель, а вот остальная конструкция машины была абсолютно новаторской для советского автопрома того времени. Мотор машины с двумя новыми карбюраторами типа «Вебер» располагался сзади, его мощность была увеличена до 80 л. с. Прочная трубчатая рама несла легкий кузов из алюминия. «Москвич Г–4» имел независимую подвеску рычажного типа и реечное рулевое управление.


Новая модель гоночного «Москвича» была создана в 1969 году. На нее устанавливался форсированный силовой агрегат с двумя распределительными валами, который мог выдавать мощность до 112 л. с. Г–5 был оснащен пятиступенчатой КПП с синхронизатором, дисковыми тормозами на всех колесах и стеклопластиковым кузовом. Автомобиль имел массу 580 кг и мог развивать скорость до 200 км/ч. Разработка болидов для гонок была постепенно прекращена в связи с недостаточным финансированием программы.

Кроме фото модельного ряда «Москвич» вашему вниманию представлен видеоролик, рассказывающий о славной истории автомобилестроительного предприятия.

  • Какой самый дорогой автомобиль в мире
  • Летающие автомобили
  • Самая лучшая малолитражка
  • Разница между хэтчбеком и седаном

Москвич 2142


Решение о выпуске этой модели было принято в 1990 году. На базе стандартного седана был создан седан-стрейч с кузовом, имевшим четыре двери, который получил название «Князь Владимир». Автомобиль отличала увеличенная колесная база, капот новой формы, современные фары производства компании HELLA и облицовка радиатора. Очертания передней части машины были перенесены на весь модельный ряд «Москвич». Основному седану с видоизмененным «передком» было дано имя былинного богатыря «Святогор».

Большинство этих моделей оснащалось французскими двигателями Renault F3R или F4R объемом 2000 см3. Была разработана модификация авто с полным приводом, которая получила 16-клапанный двухлитровый мотор F7R и цифровое обозначение 2144. «Москвич 2142» был оборудован гидроусилителем руля, кондиционером и CD магнитолой. На модель устанавливались литые колесные диски и центральный замок. Впоследствии на ее базе был собран более дорогой представитель линейки – автомобиль «Иван Калита».

Москвич 444


Первый автомобиль этой модели сошел с конвейера в 1957 году. Своим внешним видом и конструкцией агрегатов машина обязана «итальянцу» FIAT – 600. Ранние образцы авто оснащались двухцилиндровым мотором МД 65, имевшим объем 650 см3. Впоследствии «Москвич 444» планировалось оборудовать более мощным V-образным двигателем объемом 745 см3, но он пошел в серию уже на другой модели.

Несколько опытных образцов с опускающимися стеклами и отражателями на задних фонарях были собраны в начале 1959 года. Тогда же конструкторы МЗМА, совместно с проектировщиками Запорожского автозавода, стали готовить выпуск машины в серию. Позднее чертежи и вся проектная документация по автомобилю были переданы украинским инженерам, а модель увидела свет под всем известным именем «Запорожец ЗАЗ 965».

Это ж Опель? История Москвич-400


История появления этого автомобиля на свет опутана противоречиями, домыслами и слухами в виде версий. Однако его появление состоялось – и вместе с ним состоялся массовый советский автопром. К 70-летию Москвича вспоминаем об этом легендарном автомобиле.

Писательский вес по машинам Они измеряли в беседе: Гений — на ЗИМе длинном, Просто талант — на «Победе», А кто не сумел достичь В искусстве особых успехов, Покупает машину «Москвич» Или ходит пешком. Как Чехов. Самуил Маршак, «Меры веса» (1954)

В июне 1946 года начали выпускаться сразу два советских автомобиля – легковой ГАЗ-М-20 Победа и грузовик ГАЗ-51. А 4 декабря того же года на заводе ЗМА собрали первый Москвич-400. Казалось бы, всё логично – страна ускоренными темпами, напрягая все жилы, встаёт из руин. Но появлению первого Москвича предшествовала длинная и запутанная история.

До Москвича

Ещё до войны, в 1930-е, руководству страны было понятно, что автопрому пора осваивать модель «индивидуального пользования». О том, что личный автомобиль давал советскому гражданину слишком уж много свободы, в те годы ещё не думали (этот «тренд» в советской власти возникнет позже), доводы были другими: личный автомобиль мог быть хорошим средством поощрения рядовых граждан, а также мог служить целям подготовки водителей для сельского хозяйства и армии. Эти задачи представлялись весьма важными, особенно на фоне бума автомобилизации на Западе.

У нас же в то время простые граждане были почти полностью лишены возможности купить авто. За редким исключением: приобретение через профсоюзную организацию (не иначе как, опять-таки, за серьёзные заслуги) или же покупка подержанного авто через комиссионный магазин. Ещё можно было выиграть автомобиль ЗИС-101 в лотерею, но возможность эта была, скорее, теоретической. И всё перечисленное – это фактически единичные случаи. В остальном машины «распределялись» по организациям, ведомствам и министерствам.

Дабы создать «народный» автомобиль, экономический совет при Совнаркоме СССР в марте 1939 года выпустил постановление, где были утверждены характеристики будущей модели. Уже в следующем, 1940-м, на заводе Коммунистического интернационала молодёжи (КИМ, позднее переименованный в ЗМА, а потом в МЗМА) началось мелкосерийное производство автомобиля КИМ-10, в основу которого лёг английский Ford Perfect.

Байка о четырёх дверях

Но «фордовскому варианту» не суждено было дойти до серии. В 1940 году Сталину показывали зарубежные «аналоги» и двухдверный КИМ-10-50. Сталин непрактичную машину не одобрил и указал на Opel Kadett K38, имевший схожий дизайн и пропорции, но представленный именно в четырёхдверном варианте – мол, вот как должна выглядеть советская малолитражка.

На фото: Opel Kadett 4-door (K38) '1938–1940

Этот факт, кстати, полностью опровергает известную байку о послевоенном смотре 1945 года, когда Сталин якобы сказал директору МЗМА фразу «садись и ты, дорогой», предлагая сесть на заднее сиденье, воспользовавшись задней дверью.

В 1945 году вождь знакомился уже с 4-дверным седаном КИМ-10-52. Что именно он там сказал и кому, мы не знаем, но проект был обречен по вполне объективной причине. Дело в том, что при эвакуации завода КИМ в октябре 1941 года на Урал большая часть документации и оснастки для выпуска КИМ-10 была утрачена. Об альтернативе думали недолго – взяли «одобренный» Сталиным немецкий седан. Постановление ГКО от 26 августа 1945 года именовалось так: «О постановке на производство на МЗМА автомобиля Опель-Кадет К-38 в его существующем виде».

На фото: КИМ-10-52

На фото: КИМ-10-52 '1941

Решено было воспроизвести наиболее прогрессивный и достаточно редкий вариант Кадета – с четырёхдверным кузовом и независимой передней подвеской. Но с этим «чистым копированием» тоже возникли сложности.

Москвич под СВАГом

Был ли первый Москвич полностью сделан на оборудовании и по документации, вывезенной с завода Opel в немецком Рюссельсхайме? Такого мнения придерживается знаменитый Юрий Долматовский в книге «Мне нужен автомобиль», и эта версия очень популярна. Но ведь могло быть так, что чертежи на Кадет были уничтожены в ходе бомбёжек или же спрятаны немцами?

О том, что документацию пришлось почти полностью восстанавливать из небытия по части чудом уцелевшей оснастки, говорит не менее авторитетный источник – Лев Шугуров в книге «Автомобили России и СССР». А ещё один источник, А.Ф. Андронов, генеральный конструктор МЗМА (АЗЛК) с 1949 года, в своих воспоминаниях и вовсе утверждает, что чертежи Москвича-400 создавались самостоятельно Отделом главного конструктора в Москве, а вся оснастка делалась на ГАЗе и ЗИСе… Так где же правда?

Пожалуй, максимально возможную на данный момент ясность в этом вопросе вносят воспоминания инженера МЗМА Е.И. Борычева. Советский Союз имел право на использование части промышленного оборудования побеждённой Германии, в том числе и находившегося на заводе в Рюссельсхайме, но проблема была в том, что использовать там было особо нечего – во время войны завод делал не автомобили, а авиационные детали, и поэтому при наступлении был действительно разбомблен британскими ВВС до основания. Кое-что, однако, нашлось в тайниках – уцелела оснастка для производства шасси и кузова Кадета, но только в двухдверном исполнении, самом популярном в довоенной Германии. Никаких сведений не сохранилось и по двигателю.

И тогда к восстановлению утраченного знания привлекли немецких специалистов – трудовые коллективы, состоящие из немцев и возглавляемые гражданами СССР, создавались под началом Советской военной администрации в Германии (СВАГ) ещё с лета 1945 года.

В результате четырёхдверный кузов, включая деревянную мастер-модель и шаблоны для штампов, был воссоздан конструкторским бюро в Шварценберге, а нижнеклапанный двигатель с чугунным блоком и баббитовыми подшипниками «перерождён» в Берлине.

К сроку, правда, всё равно не успели – долгое время заняла «увязка» репарационного и заново созданного оборудования, а также устранение проволочек со смежниками – и 17 августа 1946 года изначально установленный срок перенесли Приказом Министра Автотракторной промышленности СССР на IV квартал 1946-го.

В серии

Большинство источников утверждает, что первый серийный автомобиль был выпущен на МЗМА 4 декабря 1946 года – именно этот день считается днём рождения Москвича. Однако есть мнение, что первые серийные машины собрали в ночь с 8 на 9 декабря. Как бы там ни было, а подготовка к производству, учитывая все проблемы, заняла всего полтора года, и новый, 1947-й год завод встречал явно на подъёме. В 1947 году Москвич даже заимел свой собственный «спешл эдишн» – к 800-летию Москвы выпустили юбилейную партию машин с миниатюрным геральдическим щитом на левой боковине капота.

На фото: Москвич-400-420 '1946–1954

Первая модель послевоенного МЗМА, согласно полному обозначению, именовалась Москвич-400-420 (цифры указывали, соответственно, на номер двигателя и номер кузова), однако долгое время «четырёхсотый» называли просто Москвич, ведь других Москвичей просто не существовало.

На фото: Москвич-400

На фото: Москвич-400 '1946–1954

Машина получилась удачной – технологичной, симпатичной и надёжной. В целом не блиставшая новаторством конструкция всё же отличалась некоторыми интересными решениями – весьма прогрессивно воспринимались послевоенной общественностью несущий кузов, алюминиевые поршни двигателя, гидравлические тормоза и, главное, независимая подвеска типа Дюбонне, воплощающая истинное инженерное изящество. Вместе с тем, у машины не было указателей поворота, зато стеклоочиститель (сам по себе бывший тогда редкостью) имел механический привод от… распредвала двигателя.

Со временем машина получила некоторые обновления, обзаведясь синхронизаторами на третьей и четвёртой передачах, более удобным (по сравнению с напольным) рычагом КПП на рулевой колонке и усиленными подшипниками в заднем мосту. Всё это, плюс блок цилиндров с короткими сухими гильзами, новая головка блока, изменённая конструкция распредвала, обоих коллекторов, водяного насоса, стартера и генератора, в 1954 году оформилось в модификацию Москвич-401, а точнее – Москвич-401-420. Мощность мотора поднялась с 23 до 26 л. с. при 4 000 об/мин. В салоне «четыреста первый» отличался от предшественника более «дорогим» рулевым колесом с цветным пластиком обода и переехавшей вслед за рычагом КПП на рулевую колонку рукояткой «ручника».

На фото: Москвич-401-420 '1954–56

После запуска четырёхдверного седана в серии появились и деревянные фургоны Москвич-400-422, они выпускались с 1949 и до 1956-го, то есть практически до конца выпуска основной модели.

"Москвич 401" - 1955 года выпуска, история восстановления.

"Москвич 401" - первый послевоенный народный советский автомобиль .

После окончания Великой Отечественной войны в 1945 году, страна приступила к восстановлению народного хозяйства. Большое внимание при этом, было уделено развитию автомобильной промышленности. В августе 1945 года было подписано постановление Государственного Комитета Обороны "О восстановлении и развитии автомобильной промышленности", что было предусмотрено первым послевоенным пятилетним планом (1946-1950 гг). Московскому заводу малолитражных автомобилей(МЗМА) было поручено в кратчайшие сроки создать "народный" автомобиль.
И уже с января 1947 года, завод начал производство автомобиля Москвич 400. На самом деле, основой этого автомобиля был немецкий довоенный
Opel Kadet R-38, выпускаемый в Германии с 1937 года. В счет репараций из Германии было вывезено оборудование автомобильного завода Opel города Рюссельхайм, производившего модель R-38. Эта модель почти без изменений пошла в производство, и в декабре 1946 года был готов первый опытный экземпляр. Автомобиль быстро модернизировался с учетом российских условий, и в 1954 году получил индекс "401". и действительно стал первым советским легковым автомобилем, который продавали для индивидуального пользования, по истине "народной" машиной.

Opel Kadet R-38, прообраз автомобиля Москвич 400.

Выпуск автомобилей Москвич 400-401 производился с 1946 по 1956 годы, было выпущено 247439 автомобилей, они пользовались большой популярностью у населения. И в наши дни спрос среди коллекционеров и реставраторов на эти машины очень велик, для многих он стал пропуском в мир ретроавтомобилей.
Автомобиль "Москвич 401" , первый советский послевоенный легковой автомобиль, имел несущую конструкцию кузова, независимую подвеску передних колес, гидравлический привод тормозов. Четырехцилиндровый нижнеклапанный двигатель рабочим объемом 1074 см.куб, развивает мощность 23 л.с. при 3600 об/мин. Невысокая степень сжатия - 5.8 позволяет использовать низкооктановый бензин А-66. При снаряженной массе в 855 кг. наибольшая скорость Москвича-400 составляет - 90 км/час.
По принятой заводом системе обозначения - "400", это модель двигателя, модель кузова обозначалась дополнительно и первоначально выпускаемому седану соответствовал индекс - "420". Московский завод малолитражных автомобилей постоянно наращивал производство, ведя работу по модернизации и созданию новых машин. Однако уже в 1956 году завод перешел на совершенно новую модель.


"Москвич 401" первый советский народный автомобиль.


Москвич 401 - воплащение моей мечты.

Еще в детстве, глядя на эту машину, которая была в нашем дворе, я мечтал о том, что когда вырасту, накоплю денег и куплю себе такую-же. И вот, я давно вырос и даже перерос, и могу позволить себе купить любой автомобиль, однако детская мечта оставалась мечтой. И вот пришло время, когда я смог воплотить свою мечту в реальность. Однажды, поздней осенью 2008 года, проезжая сельскую местность по служебным делам, в одном из задонских хуторов, я увидел его. Он стоял сиротливо уткнувшись носом в стог сена, старый заброшенный автомобиль. Только местные куры облюбовавшие его для своего укрытия гордо восседали на его облезлой крыше и крыльях. Что-то екнуло у меня внутри, вид этой картины заставил меня остановиться. Около дома, на заваленке сидел пожилой мужчина, задумчиво потягивая самокрутку. Увидев меня он оживился, поднялся навстречу бурча и громко кашляя. Я давно искал такой автомобиль, и увидев его понял, что это он. Мы быстро сговорились о цене, я оставил задаток и поехал дальше, а через неделю он уже стоял в моей мастерской.
Предмет моей мечты - "Москвич - 401", 1955 года выпуска с достаточно сносной оригинальной комплектацией, но в удручающем техническом состоянии.


"Москвич 401" 1955 года предмет реставрации.

Работы начали в марте 2009 года. Автомобиль был полностью разобран, все узлы и детали были пронумерованы и сложены на полки. Проведена тщательная проверка всех деталей на пригодность и необходимость восстановительных работ. Составлен перечень недостающих деталей и узлов, выявлены все произведенные изменения в конструкции от оригинала. Подобрана вся необходимая техническая литература. На основании произведенных исследований, составлен план и график восстановительных работ.


Москвич 401 на "стапелях", подготовка к восстановлению.

Кузов был разобран и подвергнут пескоструйной обработке, удалены и зачищены все проржавевшие места, выполнены замеры как контрольные так и ремонтные. По замерам изготовлены заготовки элементов кузова из нового металла. Восстановление кузова начали с днища, как наиболее пострадавшего от коррозии. Были согнуты новые короба порогов из листовой стали толщиной 1 мм. Согнуты П-образные элементы подрамника из листовой стали толщиной 2 мм.
Все это было смонтировано на кузове автомобиля вместо сгнивших элементов несущей системы, проварено электро-дуговой сваркой в среде инертного газа.


Из такого материала собирался автомобиль.

Нет ни одной детали кузова, которая бы не потребовала к себе пристального внимания. Крылья и решетку радиатора собирали из кусочков, тщательно подгоняя их друг к другу. По завершению сборки и сварки, кузов подвергли контрольным промерам, после чего пристутили к подготовке кузова к покраске.
Это был один из самых трудоемких этапов реставрационной работы, который потребовал много времени, терпения и сил. После завершения подготовки кузова, произвели его контрольную сборку с подгонкой всех стыкующихся элементов: крыльев, дверей, решетки радиатора, капота. Для покраски выбрали современную, отечественную акриловую эмаль Vika, при этом цвет решили применить современный - синий металлик.


"Москвич 401" 1955 года после покраски.

Полностью новым был изготовлен передний подрамник и все элементы его крепления к кузову, а так же и узлы крепления рессор.
Задний мост потребовал замены всех подшипников, главной пары редуктора, осей саттелитов, ремонта полуосей. Были изготовлены прессформы и отлиты манжеты рабочих тормозных цилиндров, как передних, так и задних. Были изготовлены и наклепаны накладки, задних и передних тормозных колодок. Проточены тормозные барабаны. Полностью изготовлены новые рессоры из москвичевских рессор более поздних моделей.
Некоторые технические трудности мы испытали при восстановлении узлов передней независимой подвески, очень интересной оригинальной конструкции, а так же при восстановительных работах по задним рычажным аммортизаторам.


Двигатель Москвич 401 до восстановления.

Сердце машины - двигатель к нашей радости был почти полностью оригинален и даже чуть-чуть "фурычил", но внимания к себе потребовал больше всех. Прежде всего, закрыв все отверстия мы подвергли его пескоструйной обработке. Поршневая группа требовала замены, но ничего подобного найти не могли. После долгих поисков, было принято решение изготовить поршня из поршней "Таврии", что и было сделано. Под выбранные поршня, был расточен и отшлифован блок цилиндров. Изготовлены три новых клапана (из клапанов двигателя М 408), все восемь отшлифованы и притерты по восстановленным седлам. Отшлифован коленвал, изготовлены новые шатунные и коренные вкладыши, из вкладышей М-408, распредвал с распределительной шестернью оказался в запчастях.
Тщательно восстановлены были; помпа, карбюратор, трамблер, воздушный фильтр, стартер и остальные узлы и детали двигателя. И вот пришло время сборки. Основательно очистив детали и продув все каналы приступили к сборке. После сборки и покраски двигатель действительно выглядел как новый.


Двигатель Москвич 401 с коробкой передач после востановления.

Не меньших хлопот от нас потребовала и коробка передач. Блок шестерня коробки требовала замены, так как на двух шестернях из четырех, отсутствовали несколько зубъев. Изготовить такую шестерню на современном оборудовании никто не брался, а старые станки давно уже все сдали в металлолом. Около трех месяцев мы пытались найти исполнителя такого заказа, и вот, когда уже потеряли всякую надежду, наши поиски вдруг увенчались успехом. В подвале старого дома на окраине города, на чудом уцелевшем трафейном станке выпуска 1937 года, трудился не менее древний пенсионер с золотыми руками. Это были те самые "золотые руки" нашей страны которые самоотверженно восстанавливали нашу промышленность в послевоенный период, строили города и заводы поднимая мощь нашей Родины. Он сделал нам не только эту блок-шестерню, но и другие сложные детали необходимые нам.

Москвич 401 перед ходовыми испытаниями.

Настало время сборки, один из самых волнующих моментов во всем процессе - так как это шаг к завершению. Были смонтированы передняя подвеска и задний мост, изготовлена и проведена электрическая разводка, установлены педальный и рулевой механизмы, тормозная система, все подходило без проблем. Двигатель установили вместе с коробкой передач, подсоединили кардан и тяги управления КПП. Несмотря на то, что двигатель был обкатан в "холодную", хотелось как можно быстрее его оживить.


Двигатель Москвич 401 на автомобиле и готов к работе.

И вот этот день настал, ключ вставлен в замок зажигания, бензин подкачен в карбюратор. Пуск! Мотор завелся с полоборота, заурчал ровно, уверенно. От неожиданности такого запуска, мы несколько секунд стояли молча, как завороженные смотрели на спокойно работающий мотор, не веря своим глазам. Потом был всплеск бурных эмоций. Несмотря на то, что впереди была еще большая работа по остеклению, установки хрома, обтяжке салона и других работ, настроение было финишное. Качество сборки мотора было на высоте. Чуть позже "забрахлил" карбюратор, был дырявым поплавок, пришлось заменить изготовив его из поплавка "Запорожского" карбюратора.


"Москвич 401" после востановления, салон в оригинале.

Для остекления кузова пришлось изготовить все новые стекла, так как старые имели множественные царапины, а несколько стекол вообще были изготовлены из обычного оконного. Так же были изготовлены все основные резиновые уплотнители. Часть резиновых уплотнителей остекления, куплены новодельные. Все хромовые изделия подверглись реставрированы, на них были восстановлены крепления и нанесен новый хром.


"Москвич 401", салон после восстановления с инструкцией на заднем сидении.

Была подобрана ткань и изготовлена новая обивка салона, сидений и потолка. Дверные панели изготовили из ДВП и обшили кожзаменителем серого цвета с паралоновой проставкой внутри, закреплена на двери саморезами. Боковые верхние и задныы панель потолка изготовили из толстого картона толщиной 2 мм, с обшивкой кожзаменителем серого цвета, закреплена на саморезах. Потолок изготовлен из велюроной ткани и закрепили с помощью 10 дуговых скоб.
Сидения на автомобиле использованы оригинальные. Трубчатый каркас передних сидений был отремонтирован и усилен, восстановлены шарнирные механизмы регулировок спинок и перемещений нижних полозьев. После ремонта паредние сидения полностью перетянуты новой обивочной тканью с вытным наполнителем. Задние сидения ремонта не требовали и были просто перетяныты новой обивкой.
Полному восстановлению подверглись замки дверей и стеклоподъемники, а также дверные ручи, при этом были использованы старые реставрированные оригинальные детали и детали от автомобилей Москвич последующих моделей.



Автомобиль "Москвич 401" снова в строю, первый выезд морозным солнечным днем февраля 2010 год.




В конце февраля 2010 года, автомобиль "Москвич - 401" 1955 года выпуска, получил второе рождение и солнечным зимним днем совершил свой первый выезд.. Видео . Сбылась моя мечта обладать таким автомобилем. Поездка на нем будоражит воспоминания детства, приносит удовлетворение и неописуемый восторг, идущий из того далекого времени, кагда "деревья были большими".

Читайте также: