Самая первая модель из кременчуга называлась краз 222 днепр

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

КрАЗ-222 "Днепр" - Это первый тяжелый самосвал СССР, который завоевал доверие во многих странах

Немногое из нас вспомнят или читали но мало о самосвале КрАЗ-222 "Днепр", а ведь это наш первый самосвал в Советский Союзе. Первые две машины были созданы на Кременчугском заводе. Первоначально машину стали выпускать на предприятии Ярославского автомобильного завода (ЯАЗ) в 1958 году. А вот на следующий год производство уже перенесли на Кременчугский автомобильный завод.

10 апреля 1959 года были собраны первые самосвалы КрАЗ-222 "Днепр". Машина получилось очень удачной, и стал первым среди самосвалов в Советском Союзе. Не смотря, что отсутствовал полный привод, он показывал отличную производительность и работоспособность.

С первых дней работы над машиной, конструкторы работали над задачей, как улучшить всю конструкцию машины и через несколько лет в 1963 году ставил выпускать модернизированные машины: КрАЗ-219Б, КрАЗ-221Б и КрАЗ-222Б. Они отличались улучшенной рамой и подвеской. Вместо 12-вольтовой системы электрооборудования она была заменена на 24-вольта. Двигатель стоял "ЯАЗ-206", это двухтактный шестицилиндровый дизель и мощность увеличилась с 165 до 180 лошадиных сил. Минус у данного двигателя было его капризность в топливе и масле.

Не смотря, что у модели век был не очень долгим, выпуск самосвалов прекратили уже в 1966 году. Машина КрАЗ-222 "Днепр" за свое небольшое серийное производство успел заслужить хороший почет не только в СССР, но и за его пределами.

Например: в течение несколько лет в ГДР поставляли данный самосвал. В основном машина работала на разнообразных земельных работ. Отлично оценили его не капризность и низкую стоимость. С хорошей выгодой машина отличалась на рынке в Европе по соотношению качества и стоимости.

Самосвал имел грузоподъемность в 10 тонн, с его помощью можно было легко ставить рекорды по производительности. Очень быстро на смену машине КрАЗ-222 "Днепр" поступила модификация КрАЗ-222Б, а позже и знаменитый КрАЗ-256.

Ведь не одни немцы пользовались самосвалами из Советского Союза, также он был и в Англии, где о нем оставили, хороши отзывы, но по достоинству его оценили только в ГДР.

Краз-222

Первенцем Кременчугского автомобильного завода стал выпущенный в апреле 1959 года десятитонный самосвал Краз-222. Первая опытная партия этих грузовиков, состоящая из пяти машин, после окончания своей сборки сразу же была отправлена для проведения первомайской демонстрации Полтаву, Кременчуг и Киев. Позже они попали и на ВДНХ где вызвали удивление москвичей и гостей столицы внушительной по тем временам мощью и выдающимися габаритами.

Так как этому автомобилю первоначально планировалось присвоить имя «Днепр-222», однако по неизвестной причине от него отказались. При этом стоит отметить тот факт что, в технической документации достаточно долго встречалось многовариантное наименование этого грузовика как Днепр-222, КрАЗ-222 или КрАЗ-222 «Днепр».

Прототипом этого тяжёлого грузовика стал трехосный Diamond 980, поставлявшийся в СССР во время Великой Отечественной войны по системе ленд-лиз. На его основе в Ярославле на местном автомобильном заводе разработали трехосные самосвалы и грузовики, которые оснащались отечественным дизелем ЯАЗ-206 – лицензионной копией американского дизельного мотора GMC 71-6.

В связи с тем, что в пятидесятые годы ЯАЗ перепрофилировали под выпуск дизельных двигателей, после чего он получил новое название ЯМЗ. Производство же грузовиков перевели в Минск и Кременчуг. При этом завод в Кременчуге пришлось реконструировать, так как он на тот момент занимался выпуском комбайнов для уборки кукурузы.

Первоначально первые КрАЗы отличались от ЯАЗов только лишь другим названием и отсутствием эмблемы в виде медведя на своём капоте. Позже в них стали появляться собственные оригинальные черты. Краз-222 же первоначально был назван как Днепр-222, однако это название не прижилось. Эксплуатировался он, в основном, на карьерах и в строительных организациях. Так, например, именно с Краз-222 в 1959 году было произведена операция перекрытия реки Днепр при Кременчугской ГЭС.

Поскольку автомобиль эксплуатировался в весьма суровых условиях, то для обогрева салона хорошим решением была установка отопителя планар, однако на время выпуска этого автомобиля данная система еще не была разработана.

Этот грузовик понравился водителем и пользовался у них заслуженным уважением. Однако при его эксплуатации выявился так же и серьёзный недостаток: разбухавшие и рассыхающиеся деревянные двери, что приводило к проблемам с закрыванием дверей. Всего же до снятия автомобиля с производства с конвейера сошло 11 630 его экземпляров.

Экспортировалась машина и за границу, в основном в страны социалистического лагеря. Кроме того, в КНДР было налажено его производство под местным названием «Чачжоу» (Jaju).

В настоящее время в музее Кременчугского автозавода на хранении имеется восстановленный к пятидесятилетию завода экземпляр данного грузового автомобиля под названием Днепр-222. Он находится в рабочем состоянии и может двигаться своим ходом.

Заводская коллекция. Музей КрАЗа



Начиная с 2003 г., на Кременчугском автозаводе восстановили уже пять исторических образцов — внедорожный трехосник КрАЗ-214, самосвал КрАЗ-222 «Днепр», КрАЗ-255Б, КрАЗ-260, и экспериментальный четырехосник КрАЗ-6Э6316 «Сибирь».

С чего должна начинаться любая музейная экспозиция исторического собрания автомобилей любой марки? Конечно, с самой первой машины! В коллекции компании «АвтоКрАЗ» первенец присутствует. Его имя — КрАЗ-222 «Днепр». Кстати, это первый и единственный серийный КрАЗ советского периода, у которого было официальное собственное имя. Первое время даже аббревиатура КрАЗ не употреблялась; машина называлась просто «Днепр-222».


Эту конструкцию на КрАЗ передали с ярославского ЯАЗа. Первые два самосвала из машинокомплектов в Кременчуге собрали 10 апреля 1959 г. Еще год эти машины параллельно строили и в Ярославле, и в Кременчуге. Ярославль готовился окончательно стать производителем двигателей, а Кременчуг — автомобилей. С весны 1960 г. 10-тонный самосвал модели «222» стали выпускать только в Кременчуге, направляя большинство машин на главные «стройки коммунизма» тех времен. При участии самосвалов КрАЗ-222 были возведены, например, знаменитые Братская и Усть-Илимская гидроэлектростанции. До 1966 г. в Кременчуге собрали 11 633 самосвала «Днепр-222».

«Дед» и «внук»

Самосвалы КрАЗ-222 были заметным элементом пейзажа практически всех «великих строек» 1960-х гг., однако главной службой грузовиков марки КрАЗ была служба военная.

В армии КрАЗы прославились, прежде всего, благодаря полноприводным моделям. Первая такая конструкция досталась КрАЗу также «по наследству» от Ярославского автомобильного завода.

Речь о 214-й модели, которую разработали на ЯАЗе в 1951 г. В Ярославле ее серийно выпускали с 1956 по 1959 гг., а затем производство было переведено в Кременчуг, где машину подвергли модернизации.



КрАЗ-214Б — первый внедорожник кременчугской марки



КрАЗ-260 — последний «лаптежник» советского периода



152-мм гаубица 2А36 «Гиацинт-Б» органично дополняет облик музейного КрАЗ-260

Модернизированная версия получила наименование КрАЗ-214Б. Именно такой автомобиль 1960 г. выпуска восстановлен и сохранен заводчанами.

В музее представлена бортовая версия с двигателем ЯАЗ-М206Д мощностью 205 л.с. Всего же в период с 1959 по 1964 гг. построили 32 870 внедорожников КрАЗ-214Б.

В 2007 г. экспозицию музея пополнил еще один военный бортовой внедорожник. КрАЗ-260 – это полноприводный трехосник периода Перестройки.

Дебют КрАЗ-260 состоялся на военном параде на Красной Площади в 1985 г.

В тот день новенькие КрАЗы-260 буксировали артсистемы «Гиацинт-Б». У украинских военных нашлась такая гаубица, которую «демилитаризовали» и передали КрАЗу. Орудие, по габаритам, кстати, превосходящее сам автомобиль, очень органично дополняет облик музейного грузовика — одного из 15 279 изготовленных.

Земноводный

КрАЗ-214Б — это первый внедорожник Кременчугского автозавода, КрАЗ-260 — последний советского периода. Однако военным олицетворением марки КрАЗ не является ни тот, ни другой. Настоящий военный символ завода — это, безусловно, «промежуточная» модель — КрАЗ-255Б.

Автомобилей КрАЗ-255Б за четверть века их производства построили без малого 160 732 экземпляра — это почти в пять раз больше, чем КрАЗ-214Б и в десять раз больше, чем КрАЗ-260.

КрАЗ-255Б, оснащавшийся 240-сильным дизелем ЯМЗ-238, поставлялся в 57 стран мира, в их числе Китай, Пакистан, Индия, африканские государства, страны Латинской Америки и Ближнего Востока. Множество военных спецнадстроек устанавливались на КрАЗ-255Б — тяжелые механизированные мосты, эвакуаторы, радары ПВО, ремонтные мастерские. Самым необычным оборудованием, носителем которого был КрАЗ-255Б, несомненно стал понтонно-мостовой парк ПМП.






В комплект одного парка входили 36 автомобилей КрАЗ-255Б, оборудованных для перевозки понтонных звеньев. Зрелище, когда такая армада заезжает в воду и синхронно сбрасывает понтоны, поистине завораживает.

После сброса понтоны необходимо было скомплектовать в наплавной мост. Работу эту осуществляли буксирно-моторные катера БМК-Т. На один комплект понтонно-мостового парка ПМП полагалось 12 таких катеров и, соответственно, 12 транспортеров для них. Транспортерами для БМК-Т служили, нетрудно догадаться, тоже автомобили КрАЗ-255Б.

КрАЗ с водруженным на него катером — один из самых харизматичных советских военных автомобилей. Неудивительно, что великолепно сохраненный именно такой вариант входит в заводскую музейную коллекцию ХК «АвтоКрАЗ».

Жемчужина экспозиции заводского музея — это, безусловно, экспериментальный четырехосный полноприводный грузовик — КрАЗ-6Э6316 «Сибирь». В кратком изложении его история выглядит так:
В середине 1970-х гг. в военных кругах СССР созрела идея: перевести некоторые виды вооружения с гусеничного хода на колесный, с целью удешевления затрат. В итоге КрАЗу было поручено разработать семейство армейских автомобилей под кодовым названием «Открытие».

В семейство «Открытие» должны были войти автомобили колесной формулы 6х6, 8х8 и автопоезда с активным полуприцепом 10х10. С трехосниками и автопоездами никаких проблем не было, а вот четырехоски пришлось разрабатывать с нуля.



КрАЗ-6Э6316 «Сибирь» — один из последних опытных образцов проекта «Открытие»





Музейный экспонат, как и все машины заводской коллекции, ходовой и иногда участвует в демо-показах на испытательном полигоне

В 1982 г. первый образец опытного четырехосника был готов. В последующее время Министерство обороны СССР несколько раз меняло требования к машинам, в результате чего на свет появлялись новые и новые варианты перспективных шасси.

К концу 1980-х гг. кразовская четырехоска уже представляла собой абсолютно оригинальный автомобиль с двигателем за кабиной. Кабина, кстати, тоже стала абсолютно оригинальной и ничего общего с серийной продукцией не имела.

Заводская коллекция. Музей КрАЗа


Надпись «Turbo» — бутафорская. Турбины на машине не было, а эмблема предназначалась исключительно для отвлечения внимания во время испытаний

В декабре 1989 г. военные в очередной раз пересмотрели технические требования. КрАЗ в очередной раз взялся за перепроектирование, а через два года распался Советский Союз. Нетрудно догадаться, что тема «Открытия» была закрыта за прекращением финансирования.


Эти неприхотливые и простые в обслуживании автомобили стали простой «рабочей лошадкой» эпохи больших свершений, той опорой, на которой, в основном, держалась экономика СССР.

Первые КрАЗы можно считать украинскими, несмотря на то, что они были собраны по чертежам и из деталей ЯАЗа. За ними навсегда закрепилось право называться первыми серийными украинскими грузовиками. Именно с них в мировом автомобилестроении началась история новой марки «КрАЗ».

«Вопрос о том, какие именно машины должен выпускать наш завод волнует многих из нас. Перед тобой, товарищ читатель, фотография, на которой изображен автомобиль ЯАЗ-222. Решение начать именно с него». Такая подпись под фото автомобиля ЯАЗ-222 появилась 31 июля 1958 года в заводской многотиражке «Комбайнобудівник». Вверху большими буквами заглавие: «Продукция недалекого будущего», внизу – основные технические характеристики.

Уже в сентябре 1960-го завод производит первые автомобили с рамами, раздаточными коробками и мостами собственного производства. Темпы выпуска нарастают, и в этом же году изготовлен 10-тысячный автомобиль, которым стал самосвал КрАЗ-222 «Днепр».

Интересна история создания товарного знака новой автомобильной марки «КрАЗ». Условиями конкурса, объявленного в ноябре 1958 года, оговаривались мельчайшие детали конструкции этого знака. Он должен был стать не только декоративным элементом автомобиля, но и нести в себе функцию ручки капота, при этом точно встать на место эмблемы Ярославского автозавода вместо медведя на капоте и таблички с надписью ЯАЗ на облицовке радиатора. Из поданных на рассмотрение в одел главного конструктора нескольких вариантов товарного знака, комиссия отобрала один – аббревиатуру КрАЗ. Помимо этого, были предложения дать новому заводу и автомобилю имя УАЗ (Украинский автомобильный завод), КАЗ (Кременчугский автозавод), Днепр и другие.

КрАЗ-222 выпускался заводом вплоть до июля 1964 года. Всего самосвалов КрАЗ 222-й модели было выпущено на Кременчугском автозаводе 11 641 штуку. На конвейере его сменили сразу два самосвала: модернизированный КрАЗ-222Б и КрАЗ-256.

Вот уже полвека, как эта модель снята с производства. Сегодня этот самосвал увидишь разве что в кинохронике и на фото. А вот среди экспонатов музея техники КрАЗ автопервенец КрАЗ-222 «Днепр» занимает почетное место старейшины. В 2006 году он был отреставрирован в экспериментальном цехе автозавода. Разбитый и разукомплектованный, самосвал был найден в одном из автохозяйств Украины. Целый ряд оригинальных узлов искали на складах разных предприятий и автохозяйств страны. Некоторые детали, которые найти не удалось, были изготовлены работниками экспериментального цеха завода в точном соответствии с чертежами и с использованием технологии того времени.

Первому КрАЗу исполнилось 55 лет!

КрАЗ-222. Фото ХК «АвтоКрАЗ» 10 апреля 1959 года стало одной из знаменательных дат в истории Кременчугского автозавода. В этот день были собраны два первых автомобиля — самосвалы КрАЗ-222 «Днепр». Этим неприхотливым и простым в обслуживании автомобилям довелось вынести на себе все тяготы масштабных строек. Они стали «рабочей лошадкой» эпохи больших свершений, той опорой, на которой, в основном, держалась экономика СССР.

Первые автомобили КрАЗ можно считать украинскими, несмотря на то, что они были собраны по чертежам и из деталей, поступивших с Ярославского автозавода. Но за ними навсегда закрепилось право называться первыми серийными украинскими грузовиками. Именно с них в мировом автомобилестроении началась история новой марки «КрАЗ», сообщает пресс-служба ХК «АвтоКрАЗ».

«Вопрос о том, какие именно машины должен выпускать наш завод волнует многих из нас. Перед тобой, товарищ читатель, фотография, на которой изображён автомобиль ЯАЗ-222. Решение начать именно с него». Такая подпись под фото автомобиля ЯАЗ-222 появилась 31 июля 1958 года в заводской многотиражке «Комбайнобудівник». Вверху большими буквами заглавие: «Продукция недалёкого будущего», внизу – основные технические характеристики.

Мало кто в Кременчуге, да и на заводе, видел грузовик ЯАЗ, изготовление которого предстояло освоить. Тем не менее, за рекордно короткие сроки — четыре месяца, вводится в эксплуатацию главный сборочный конвейер и до конца года удаётся собрать 364 самосвала КрАЗ-222. Все они прямо с конвейера уходят на заводы, стройки и в карьеры.

Уже в сентябре 1960-го завод производит первые автомобили с рамами, раздаточными коробками и мостами собственного производства. Темпы выпуска нарастают, и в этом же году изготовлен 10-тысячный автомобиль, которым стал самосвал КрАЗ-222 «Днепр», а в апреле 1963 года он стал 25-тысячным юбилейным автомобилем.

Интересна история создания товарного знака новой автомобильной марки «КрАЗ». Условиями конкурса, объявленного в ноябре 1958 года, оговаривались мельчайшие детали конструкции этого знака. Он должен был стать не только декоративным элементом автомобиля, но и нести в себе функцию ручки капота, при этом точно встать на место эмблемы Ярославского автозавода вместо медведя на капоте и таблички с надписью ЯАЗ на облицовке радиатора. Из поданных на рассмотрение в одел главного конструктора нескольких вариантов товарного знака, комиссия отобрала один – аббревиатуру КрАЗ. Помимо этого, были предложения дать новому заводу и автомобилю имя УАЗ (Украинский автомобильный завод), КАЗ (Кременчугский автозавод), Днепр и другие.

КрАЗ-222 выпускался заводом вплоть до июля 1964 года. Всего на Кременчугском автозаводе было выпущено 11641 самосвал КрАЗ 222-й модели. На конвейере его сменили сразу два самосвала: КрАЗ-222Б и КрАЗ-256.

Вот уже полвека, как эта модель снята с производства. Сегодня нигде не увидишь этот самосвал, разве что в кинохронике и на фото. А вот среди экспонатов музея техники КрАЗ автопервенец КрАЗ-222 «Днепр» занимает почётное место старейшины. В 2006 году он был отреставрирован в экспериментальном цехе автозавода. Разбитый и разукомплектованный, самосвал был найден в одном из автохозяйств Украины. Целый ряд оригинальных узлов искали на складах разных предприятий и автохозяйств страны. Некоторые детали, которые найти не удалось, были изготовлены работниками экспериментального цеха завода в точном соответствии с чертежами и с использованием технологии того времени.

Современные автомобили КрАЗ совсем не похожи на своих далёких предков. Для них обычными стали колёсные формулы 4×4, 6×6, 8×4, 8×8. Они имеют новую компоновку, оснащаются комфортными кабинами, новыми силовыми агрегатами и оригинальными платформами. Их грузоподъёмность увеличилась в разы, значительно снизился расход топлива. Но это, как и прежде, могучие, прочные, выносливые и неприхотливые КрАЗы – достойные последователи нынешнего юбиляра — КрАЗ-222 «Днепр».

Тяжелый интернационал: каким был первый КрАЗ


У настоящего символа украинского автопрома – тяжелых грузовиков КрАЗ –порядком запутанная родословная. Тем весомее успехи, которых они со временем достигли.

Первенец крупнейшего в Европе “грузового” автозавода – самосвал КрАЗ-222 “Днепр” – родился в самом начале 1950-х. Тогда завод в Кременчуге ни о каких автомобилях еще не мечтал, а занимался производством … стальных мостов для рек. Потом он еще производил кукурузоуборочные комбайны, свеклопогрузчики и асфальтовые катки, но большое автомобильное будущее было все также далеко.

Тем временем в городе Ярославле, на тамошнем автомобильном заводе уже заканчивали проектировать трехосный грузовик с 6-цилиндровым наддувным дизелем, самосвальным кузовом и грузоподъемностью 10 тонн. Конструкторы завода ЯАЗ (Ярославского автомобильного, как вы понимаете) создали его на основе своих более ранних моделей ЯАЗ-200 и ЯАЗ-210.


Ярославский автозавод имел давние традиции, но в 1958 г. он сменил статус на моторный завод, передав свои автомобильные технологии в Минск и Кременчуг

Но производством своих детищ ярославцы занимались недолго, конструкторскую документацию вместе с технологиями раздали “братьям-славянам”: двухосный ЯАЗ-200 передали в белорусский Минск, где он стал МАЗом, а трехосную новинку ЯАЗ-222 – в украинский Кременчуг.


Первый украинский грузовик и первая украинская легковушка появились почти одновременно – в 1959 г. и 1960 г. соответственно

Конкурс на новое имя для теперь уже украинской машины объявили за несколько месяцев до того, как заработал главный сборочный конвейер, лучшей признали идею одного из инженеров заводского КБ. К слову, для участников конкурса выделили пять поощрительных премий, причем первая составляла 500 рублей.


Собственное имя “Днепр” кременчугские грузовики носили недолго, его сменили на аббревиатуру КрАЗ с цифровым индексом. Причину сегодня не знают даже на заводе

Алюминиевую табличку (сейчас бы сказали – шильдик) с утвержденным именем “Днепр-222” укрепили на боковинах капота. А сверху, там, где на ярославском прототипе красовалась литая фигурка медведя, водрузили металлический флажок в цветах тогдашнего украинского флага. Форма этого “гребешка” была рассчитана так, чтобы он мог одновременно служить ручкой для поднимания капота.

На молодом КрАЗе планировали делать целое семейство 10 – 12 тонных машин, но начали с самого необходимого для государства – с самосвала. Специфика советской плановой экономики, не знающей конкуренции, но поражающей масштабами, диктовала конструкцию машины: немодную, но технологичную, прочную, но несложную. И все это – не ради снижения цены, а для долговечности, простоты обслуживания и высокой ремонтопригодности. Ведь заранее было известно, что автомобиль будет работать на крупных стройках в отдаленных районах огромной страны – то есть там, где нет никаких дорог и квалифицированного сервиса.


На фото не КрАЗ-222 “Днепр”, а его двойник ЯАЗ-222: на капоте видна литая фигурка медведя – символа г. Ярославля. Вторая машина – более поздний КрАЗ-256

Так сложилось, что КрАЗы-самосвалы всех поколений практически всегда эксплуатировались со значительным перегрузом. В архивах Кременчугского завода и сегодня хранятся свидетельство того, как во многих отдаленных районах страны КрАЗы эксплуатировались с нагрузкой 12 – 14 тонн вместо 10 паспортных. Естественно, долговечности машине это не добавляло, но тем не менее перегруз в пару-тройку тонн был практически повсеместным явлением.


Анализ отказов заводскими инженерами и учеными КАДИ показал: причина в том, что большинство “Днепр-222” эксплуатционники систематически и значительно перегружают

В основе “Днепра” – мощная лонжеронная рама, рессорная подвеска с амортизаторами спереди и балансиром на оси сзади. Неторопливый и тяговитый дизель с турбонаддувом при объеме 6,9 л развивал 180 л.с. мощности (при 2000 об/мин) и 700 Нм крутящего момента (при 1000 об/мин). Устройство трансмиссии подчинено теме унификации. Чтобы довести число передач до десяти, добавили двухступенчатую раздаточную коробку, как на полноприводных машинах, причем от нее же могли отбирать мощность и гидроподъемник кузова, а в перспективе и лебедка. Межосевой дифференциал тоже поместили в раздатке – еще одно технически красивое решение.


Первые КрАЗы в Кременчуге собирали стапельным методом. Но со временем суточный выпуск нарастал и был запущен конвейер

Такие сложные агрегаты, как редукторы задних мостов для упрощения обслуживания и ремонта сделали одинаковыми. Да, из-за этого пришлось использовать два лишних кардана, но они куда проще по устройству, чем модный проходной мост.


Конечно, КрАЗ-222 имел недостатки, главными были недостаточная долговечность шасси. В следующих моделях завод исправлял проблемы

Но на конструкции КрАЗа не старались экономить, большинство деталей сделаны с большим запасом прочности. Рулевое управление и тормоза “обслуживаются” развитой пневматической системой, подъемник кузова приводится двумя гидроцилиндрами с целой системой кинематики. Для надежного пуска в любые морозы “Днепр-222” комплектовался четырьмя аккумуляторами и двумя системами предпускового подогрева.

На этом фоне может показаться архаизмом кабина с деревянным каркасом, но смысла в сложной оснастке для ее производства целиком из металла заводчане не нашли ни тогда, ни позднее. Не зря ведь древесина сохранилась в каркасе кабины вплоть до 1990-х годов.


На протяжении всего советского перода именно самосвалы доминировали в модельной линейке Кременчугского автозавода

Таким был первый КрАЗ. До лета 1964 г. было выпущено 11641 самосвалов “Днепр-222”. Машина работала на всех крупнейших стройках Союза во всех его климатических зонах, а также на добыче полезных ископаемых – в тяжелейших условиях рудников, карьеров и разрезов. Экспортная модификация “Днепр-222Э” поставлялась в 26 стран мира – Польшу, Объединенные Арабские Эмираты, Югославию, Восточную Германию, Кубу, Вьетнам и другие.


Вплоть до распада СССР самосвалы линейки КрАЗ, ведущие родословную от “Днепр-222”, были основными на всех гигантских стройках страны

Как показало время, этой моделью “Днепр-222” была заложена на долгие годы вперед логика и харизма КрАЗов всех поколений: неприхотливость, прочность, ремонтопригодность. Вопреки рыночным тенденциям, заводчанам удалось сохранить эту рациональность и здоровую прагматичность, необходимую тяжелой строительной и армейской технике в большей мере, чем “легковой” комфорт и динамика. Кстати, в следующий раз мы поговорим об официальных результатах сравнительных испытаний КрАЗов и самосвалов-иномарок.

Юбилей КрАЗ-222 Днепр - интересные факты (Фото)

Юбилей КрАЗ-222 Днепр - интересные факты (Фото)

60 лет назад, 10 апреля 1959 года на Кременчугском автозаводе собрали первые два грузовика - самосвалы КрАЗ-222 Днепр. По случаю юбилея бережно хранящийся в музее АвтоКрАЗ самосвал Днепр занял почетное место перед заводоуправлением, пишет "Автоцентр".

Напомним, что Кременчугский автозавод начал работу в 1946 году с изготовления мостов - причем не автомобильных, а железнодорожных. А в 1956-м он был перепрофилирован под выпуск кукурузоуборочных комбайнов, здесь также выпускали и башенные краны.

К концу 50-х гг. в стране резко возросла потребность в тяжелых грузовиках. Единственный производитель такой техники - Ярославский автозавод - уже не мог обеспечить их поставки в необходимом количестве. Поэтому было принято решение: оставить на предприятии выпуск силовых агрегатов, а производство автомобилей перевести в Минск (двухосные машины) и в Кременчуг (трехосные). Для кременчугского завода переход на выпуск автомобилей вместо комбайнов потребовал нового, более высокого уровня техники и технологии.

Первые грузовики КрАЗ-222 Днепр собрали из ярославских деталей, но мощные рамы были уже свои - пригодился богатый мостостроительный опыт. К концу апреля собрали еще три машины.

Сначала автомобили собирали на стапелях, но уже в мае запустили главный конвейер, и выпуск стал нарастать. Вскоре освоили производство других моделей: полноприводного КрАЗ-214 (6х6) на 7 т груза, 12-тонного бортового КрАЗ-219 и седельного тягача КрАЗ-221.

С самого начала в Кременчуге работали над улучшением конструкции ярославских машин. В 1963 году начался выпуск модернизированных грузовиков: КрАЗ-219Б, КрАЗ-221Б и КрАЗ-222Б. У них были усовершенствованы подвеска и рама, а взамен 12-вольтовой системы электрооборудования применена 24-вольтовая. Мощность двигателя ЯАЗ-206 возросла со 165 до 180 л. с.

Двухтактные ярославские дизели оказались, однако, привередливыми к топливу и маслам, а при низкой температуре плохо заводились. И в 1963 году в серию запустили самосвал КрАЗ-256 - с новым, 4-тактным двигателем ЯМЗ-238А мощностью 215 л. с. А в 1966 году началось производство еще более совершенной машины - КрАЗ-256Б. Грузоподъемность возросла с 10 до 12 т, а мощность двигателя - до 240 л. с. Такие же моторы получили бортовой КрАЗ-257Б и седельный тягач КрАЗ-258Б. Это было новое, второе поколение кременчугских машин.

КРАЗ – 222 «Днепр»

Переоценить вклад тяжелых грузовиков-самосвалов, произведенных в Кременчуге в масштабных стройках по всей территории СССР – тяжело. Работали они везде, и на стройках гидроэлектростанций, в угольных карьерах, на стройплощадках жилых районов и промышленных гигантов. Строили они Камский автозавод.

А началось история самого грузовика даже не на Кременчугском автозаводе, а в Ярославле, где он и был разработан под маркой ЯАЗ-219, и даже выпускался там с 1957 по 1959 год. Затем Ярославский автозавод перепрофилируется в завод двигателей, а производство грузовика переезжает на Украину, в Кременчуг, где до этого выпускалась сельхозтехника.

Поначалу грузовик, созданный ярославскими конструкторами выпускался в Кременчуге почти без изменений. В апреле 1959 года на заводе собрали первую машину, получившую название «Днепр». Это был тяжелый большегрузный трёхосный, бортовой грузовик с тремя мостами, два из которых были ведущими. Впрочем, под названием «Днепр» грузовик был недолго, вскоре был переименован в привычный нам и сегодня КРАЗ.

В движение машину приводил шестицилиндровый рядный двухтактный семилитровый дизель ЯАЗ-206, который по сути являлся копией американского дизеля GMC 6-71, разработанного еще в конце 30-х годов. Мощность двигателя составляла 165л.с. (позже - 180 л.с), максимальная скорость грузовика была небольшой, всего 55 км/ч, к тому же двигатель был требователен к качеству топлива и масла, доставляя автохозяйствам сложности, особенно в зимний период и на севере.

Грузовик производился в трёх модификациях. Базовая – бортовой КРАЗ-219, седельный тягач КРАЗ-221 и самая распространённая, так необходимый для работы в тяжелых условиях самосвал КРАЗ-222. Кабина у всех машин была деревянной, обшитой листовым металлом, трёхместной, все машины были унифицированными по основным узлам и агрегатам.

В 1961 году на базе КрАЗ-219 был в единственном экземпляре построен троллейбусовоз, который мог работать как от троллейбусной контактной электросети, так и от своего штатного дизельного двигателя. Эта машина является творением института УкрНИИпроект, работала она в Крыму, на линии Ялта-Симферополь.

Передняя подвеска - на двух полуэллиптических рессорах подвешенная балка, в подвеске были амортизаторы, задняя – так же на двух рессорах, но балансирная, с шестью реактивными тягами.

Тормозная система – пневматическая, с барабанами на всех колёсах, рулевое управление так же было с пневматическим усилителем, механически рулевой вал с редуктором у машины соединен не был, если упрощенно, то водитель поворотом руля управлял пневмоклапанами, которые в свою очередь приводили в движение пневмоцилиндр, который управлял поворотом колёс.

Система, как нетрудно догадаться, была ненадёжной и недолговечной.

В 1961 году на заводе начали разрабатывать новую, улучшенную модель грузовика будущей 250-й серии. Это была первая попытка создать преемника 219-й серии. Конструкторы работали не только над технической частью, но и пытались найти способ избавиться от архаичной деревянной, оббитой металлическим листом кабины. Предприняли попытку применить кабину от ЗИЛ-130, как видим.

В ходе производства в конструкцию грузовика постоянно вносились изменения, в процессе выявления эксплуатационных недостатков. Наибольший пакет изменений был внесен в 1962 -63 годах, была усовершенствована подвеска, усилена рама, электрооборудование с 12 вольтового сменилось на 24 вольтовое, а к цифровым индексам у всех трёх грузовиков добавилась буква «Б».

В производстве эта модель КРАЗа продержалась недолго, с 1959 по конец 1963 года, но именно она стала основой будущей серии машин, ставших уже простыми и неприхотливыми, выносливыми легендарными трудягами.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.

Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.

Юбиляр с берегов Днепра: КрАЗ 222

Пятьдесят пять лет тому назад из ворот Кременчугского автомобильного завода вышла первая продукция — автомобили-самосвалы КрАЗ-222. Событие для завода, который до этого специализировался на выпуске сельскохозяйственной техники, в том числе свеклоуборочных комбайнов, весьма значительное. Это стало первым шагом в становлении индустриального гиганта. Грузовой автомобиль требует специальной подготовки рабочих, точности в изготовлении, да и навыка самих конструкторов. Коллектив завода приложил немало усилий, чтобы первые самосвалы были собраны точно в срок.

06__________________1.jpg

Но прежде чем первые машины покинули заводские ворота, была проведена серьезная реконструкция самого предприятия. Для полномасштабного производства автомобилей требовалось увеличить производственные площади на 20 тыс. м2 и установить на них 1500 единиц различного оборудования. Нужно было создать рамно-кузовной, термический, деревообрабатывающий и экспериментальный цехи. Огромную помощь по переводу кременчугского предприятия на автомобильные рельсы оказал Ярославский автозавод. Этим предприятием была передана значительная часть технологического оборудования и оснастки, конструкторская и технологическая документация. Из Ярославля прибыла группа специалистов, которые и составили костяк конструкторского бюро.

Работы продолжались почти 10 месяцев, к весне 1959 г. реконструкция завода была завершена. Началась сборка первых машин. По конструкции они копировали ЯАЗ-222, большинство узлов и агрегатов были ярославского производства. Сборка первенцев давалась нелегко. Многие детали и узлы "не хотели" становиться на свои места. Старожилы рассказывали, что первые двигатели устанавливали по несколько суток, подгоняя крепления к раме собственного производства, которая была единственной кременчугской деталью на этих машинах. Первые машины собирались не на конвейере, а на стапелях. Конвейер запустили в мае.

Кроме обозначения КрАЗ-222 первые самосвалы имели собственное имя "Днепр", которое впоследствии так и не прижилось. Чтобы отличаться от своих ярославских собратьев, "двести двадцать вторые" получили собственную символику. Капот украшал не медведь, а красно-голубой гребешок, на решетке радиатора красовалась надпись "КрАЗ".

И вот, наконец, два новеньких самосвала покинули производственные цехи и разместились на открытой площадке. Сборщики вместе с конструкторами сфотографировались на фоне своего детища. Этот исторический снимок до сих пор появляется на страницах книг и периодических изданий.

С этого момента открылась новая страничка предприятия. Большегрузная техника под маркой КрАЗ станет визитной карточкой многих гигантских строек. А пока собранные первенцы проходили всесторонние заводские испытания, в конструкторскую документацию вносились изменения, пересматривались технологические процессы, велась работа по запуску конвейерной линии. Вслед за двумя новенькими самосвалами вскоре появились еще три машины. При этом сборка каждого последующего автомобиля проходила быстрее.

Новенькие темно-зеленые самосвалы стали участниками многих парадов и выставок. Сначала кременчугские "богатыри" участвовали в первомайских демонстрациях в родном городе, затем – в Полтаве и Киеве. А позднее автомобили были отправлены на Выставку Достижений Народного Хозяйства (ВДНХ) СССР. Впоследствии производство самосвалов было передано на конвейер, где стали собирать также бортовые автомобили и седельные тягачи. Автомобиль "Днепр-222" был снят с производства в 1966 г. За это время было собрано 11630 самосвалов данной модели.

Как выглядел первый самосвал, теперь можно увидеть разве что на фотографии. Но история приготовила очередной сюрприз для всех. Несколько лет назад руководство ХК "АвтоКрАЗ" приняло решение о создании на территории завода автомобильного музея. И с этого момента закипела работа: отыскивали раритеты, договаривались об их депортации на историческую родину.

Отдельной строкой в списке экспонатов числился и самый первый автомобиль. Было решено найти на просторах страны первый самосвал КрАЗ-222 и воссоздать его так, словно машина только что выехала с конвейера. Однако его поиски не увенчались успехом. Наиболее приемлемым вариантом стал самосвал 1960 года выпуска, обнаруженный в одном из автохозяйств Украины почти полностью в разрушенном состоянии.

Реставрацией кременчугского первенца занялся коллектив экспериментального цеха предприятия, где трудятся самые опытные специалисты завода. Они создают уникальные опытные машины, "доводят до ума" их конструкцию, передавая затем в серийное производство.

Первым делом специалисты провели техническую экспертизу обветшавшего самосвала, определились с объемом работ и сформировали план восстановления. Основной целью стало достижение максимального соответствия машины конструкторской документации, техническим требованиям и нормам, которые действовали в далеком 1959 г. Но, кроме абсолютной идентичности, перед экспериментальным цехом стояла задача получить действующий автомобиль. Восстановленная машина должна была сама ездить и проходить достаточное расстояние без буксировки.

Возрождение КрАЗа-222 происходило практически вручную. На первом этапе автомобиль был полностью разобран. Все детали и узлы были разложены по группам и продефектированы. Много времени ушло на подготовительные операции по восстановлению существующих, на поиск и изготовление недостающих узлов и деталей. "Ориентиром" при восстановлении автомобиля была конструкторская документация из заводских архивов. Помогли и старые каталоги, инструкции по эксплуатации, исторические фотографии.

Для полной комплектации самосвала требовалось найти отдельные узлы, не сохранившиеся на реставрируемой машине. Поиск оригинальных узлов и деталей проходил в странах СНГ. Например, силовой агрегат – дизель ЯАЗ-206 – привезли из России. В ходе восстановления оказалось достаточным его просто почистить, перебрать, заменить масло и фильтрующие элементы. Были восстановлены после длительной эксплуатации оригинальные элементы трансмиссии – раздаточная коробка, мосты и др. При восстановлении рамы самосвала сгнившие лонжероны заменили новыми, сделанными по архивным чертежам. Если не было возможности отремонтировать старые или приобрести пусть новые, но оригинальные детали, то необходимые узлы изготавливали по обходной технологии.

Немало усилий пришлось приложить, чтобы "довести до ума" кабину самосвала. На автопредприятии города Черкассы были найдены детали пневматической системы рулевого управления, некоторые другие элементы – в украинских автохозяйствах. Заново, по имеющимся чертежам, были изготовлены деревянный каркас металлической кабины и щиток приборов.

Однако удалось найти не все "родные" детали автомобиля. Так, работникам экспериментального цеха пришлось заново делать радиатор, крылья, рессоры, переднюю ось. Прежде чем восстановленные узлы и агрегаты собрать воедино, требовалось определиться с окраской самосвала. На рекламных буклетах машины всегда выглядели ярко, нарядно. Но в реальной жизни, как сказано в заводской документации и как помнят старожилы, КрАЗ-222 отгружался потребителю окрашенным в защитный темно-зеленый цвет. Было решено не отходить от традиций и окрасить машину в полном соответствии с документацией. В результате цвет был подобран, а саму окраску провели в несколько слоев.

В работе по восстановлению "Днепра" были задействованы все производственные участки экспериментального цеха. О том, насколько огромной была проделанная работа, свидетельствует уже тот факт, что пришлось отремонтировать или заново сделать 8 тысяч деталей. Результат оправдал ожидания – отреставрированный КрАЗ-222 "Днепр" практически не отличался от самосвала, сошедшего с конвейера предприятия в 1959 г.

И вот настал долгожданный момент, когда взревел мотор и машина, выехав на территорию цехового двора, сделала несколько кругов на площадке. Весь коллектив, причастный к восстановлению самосвала, с любопытством наблюдал, как самый первый заводской автомобиль переливался под лучами весеннего солнца. Работа была окончена в срок.

В конце мая 2006 г. КрАЗ-222 участвовал в весеннем украинском автосалоне, став его самым востребованным экспонатом. Пожалуй, только самые ленивые не фотографировались на его фоне. Каждый мог войти в кабину, посидеть за рулем, почувствовать себя водителем из прошлого. Конечно, ощущения были бы еще большими, если бы было возможно завести автомобиль и проехаться на нем хотя бы несколько сотен метров. Но и в неподвижном самосвале можно ощутить себя частью той эпохи. Однако уже спустя несколько минут понимаешь, что и кабина тесновата, и сиденье жесткое, и информативность панели приборов не такая насыщенная, как на современных самосвалах. Но полвека назад о комфорте мало думали. Главным для водителя было – без поломок и простоев выполнять свою работу. КрАЗы-222 буквально круглосуточно трудились на стройках и в карьерах. Мотор самосвала не выключался неделями. Пересмена водителей осуществлялась прямо на ходу.

Кременчугский юбиляр – яркий пример старой школы автоконструкторов. Огромный запас прочности и выносливости позволил эксплуатировать эти машины еще несколько десятилетий после окончания их выпуска.

Историческая справка

КрАЗ-222 "Днепр" – первый серийный автомобиль Кременчугского автозавода, представлявший собой копию разработанного и выпускавшегося на Ярославском автозаводе десятитонного трехосного самосвала ЯАЗ-222. Внешне от ЯАЗ-222 отличался отсутствием накапотного знака в виде медведя и наличием шильдика "Днепр-222".

Читайте также: