Самые большие волны на волге

Обновлено: 05.07.2024

Самые большие волны на волге

В начале марта 2013 года в городе-курорте Кабо-Сан-Лукас, Мексика, двое пожилых туристов во время прогулки по пляжу были смыты в океан гигантской волной. К прибытию медиков женщина была мертва; мужчина доставлен в больницу в тяжёлом состоянии.

Это не «страшилка» для путешественников, а одно из доказательств существования прибрежных волн-убийц, которые изучает нижегородка Ирина Диденкулова.

Напугала учёных

- Волна-убийца в 2 раза больше «средней» ветровой волны. Это означает, что если на море почти полный штиль и есть сантиметровые волны, то «убийца» будет порядка 10 см высотой. Конечно, это убийца согласно математическому определению, в реальности такая волна никому не угрожает. Однако если на море 10-метровые волны, то убийца будет порядка 20 м. Особенность волн-убийц в том, что они возникают как бы из ниоткуда, потому моряки не имеют возможности к ним подготовиться.

- Почему начали изучать это явление?

- Как часто и где появляются такие волны?

2 метра «гнева»

- Где возможно возникновение таких волн?

На Балтике в «полуштиль» мы регистрировали максимальную высоту «убийц» в 1 метр. По большому счёту, такая волна для человека не опасна.

- Какие условия нужны для возникновения «аномальных» волн?

- На возникновение «убийцы» влияет несколько факторов: метеоусловия, особенности донного рельефа (в прибрежной зоне), самих волн… К примеру, если в залив «придут» волны отдалённого шторма и столкнутся с волнами «местными», может возникнуть «убийца». Вблизи берега волны-убийцы часто возникают из-за особенностей рельефа дна. Есть выделенные области, где их фиксируют чаще. Вместе с тем, у берега «убийца» опасна не только сама по себе, а из-за сильного течения, которое как раз и «утаскивает» человека…

Непредсказуемая, мощная, опасная

- Принимаются ли сведения об «убийцах» в кораблестроении?

- Такие работы только начаты и их цель - повысить устойчивость судов в море. Кораблестроители пришли к выводу, что страшна не столько амплитуда волны, сколько её фронт. Если она подходит очень крутым фронтом, то сметает корабль своей мощью: он теряет устойчивость, опрокидывается, тонет.

- Много ли людей погубили волны-убийцы?

- Я изучаю появление морских катастроф в прибрежной зоне. Прибрежные волны-убийцы «слизывают» человека, идущего по берегу. Случаев гибели, по нашим сведениям, довольно много. За 5 последних лет волны-убийцы унесли несколько сотен человек: такие сведения мы брали из мировых СМИ. Да, это не статистика гибелей ДТП, но всё равно большое число. С учётом того, что для исследований мы брали в основном англоязычные газеты.

- Возможно ли предсказать появление такой волны – как, к примеру, цунами…

- В данный момент это, к сожалению, невозможно. Предсказание появления такой волны может носить только вероятностный характер. Для цунами заранее создаётся банк сценариев развития ситуации и делается соответствующий расчёт, выносится предупреждение. Мы же можем пока только на вероятностном уровне предсказать убийцу, полагаясь на данные метеорологических служб.

- Как в таком случае поступать нижегородцам? Мы любим отдыхать на море, как бы себя ещё обезопасить?

У нас есть статистика по регулярным летальным исходам с привязкой к конкретным местам в прибрежной зоне. Там людей может смывать волной из года в год – как в Мексике (в том же месте люди гибли в 2012, 2009 году – прим.корр.). По нашим данным, чаще смывает людей (в 2/3 случаев) на парапетах, рифах – там, где есть берегоукрепительная стена. Эти сведения подтверждают исследования аналитиков: если ставить вертикальную стенку у берега, то вероятность возникновения неожиданно больших волн возрастает. Так что главный совет: гуляя по берегу, посматривать на море…

Куйбышевское водохранилище, третье в мире по площади. Раз в 2 года шторм 9 баллов, раз в 5 лет - 10


Куйбышевское водохранилище — самое крупное на реке Волге водохранилище, образованное в 1955-1957 годах после завершения строительства плотины Жигулёвской ГЭС (до 1958 г. — Куйбышевская ГЭС имени В.И. Ленина, до 2004 г. — Волжская ГЭС имени В.И. Ленина), перекрывшей долину Волги в Жигулях у ныне затопленного города Ставрополь-на-Волге (перенесен и выстроен на новом месте под названием Тольятти).
Является третьим в мире по площади водохранилищем. Название дано по городу Куйбышеву (ныне Самара), расположенному по течению ниже.

Длина водохранилища более 500 км, наибольшая ширина в устье Камы — 40-44 км, площадь водного зеркала — 6,45 тыс. км² (среди речных — второе место в мире), полный объём воды — 58 км³, из них 34 км³ — полезный.

Подпор уровня воды у плотины ГЭС 29 метров, он распространяется по Волге до города Новочебоксарска, где расположена Чебоксарская ГЭС, а по реке Каме — до города Набережные Челны, где расположена Нижнекамская ГЭС.

Глубина Куйбышевского водохранилища составляет от 4 до 41 метра, глубина по судовому ходу — от 10 до 34 метров.

Крупные заливы Куйбышевского водохранилища образуют реки Кама, Свияга, Казанка и другие.
На берегах водохранилища расположены города нескольких республик и областей, таких как Чувашия, Марий Эл, Татарстан, Ульяновская и Самарская области.

На Куйбышевском водохранилище расположены города (перечисление вниз по течению реки Волги): Новочебоксарск, Мариинский посад, Звенигово, Козловка, Волжск, Зеленодольск, Свияжск, Казань, Камское устье, Куйбышевский затон, Тетюши, Болгар, Старая Майна, Ульяновск, Новоульяновск, Криуши, Сенгилей, Димитровград, Тольятти.

Целью создания водохранилища было использование воды Волги для нужд энергетики, водного транспорта, ирригации и водоснабжения.
Будучи водоемом комплексного назначения, оно играет большую экономическую роль в регионе: выработка электроэнергии дает в среднем в год 11 млрд кВт-ч.

Куйбышевское водохранилище — основной сезонный регулятор стока на Средней и Нижней Волге. Колебания уровня воды у Казани составляют 5-6 м (раньше — 10-11 м).

Воды Куйбышевского водохранилища хватает на орошение почти 1 млн га сельскохозяйственных земель.

Водохранилище сильно изменило режим стока Волги как выше, так и ниже плотины:
сток в половодье существенно уменьшился, а в межень (низкий уровень воды в реке) — возрос. Колебания уровней воды сейчас у города Казани составляют 5—6 метра, в то время как до создания водохранилища они достигали 10—11 метров.
После создания водохранилище стало на 3—5 дней раньше замерзать и позже освобождаться ото льда.
Существенно изменился микроклимат в зоне 3—6 км около водохранилища, перестроились процессы на дне и в береговой полосе, начались абразия и размыв берегов, активизировались оползни. Очень изменились условия произрастания прибрежной и водной растительности, обитания птиц и рыб.


Во время весенних половодий водохранилище аккумулирует воду и защищает берега от наводнений, которые еще в начале XX в. были серьезным бедствием для приволжских областей.

Температура воды
Температурный режим водохранилища имеет однородные условия, т.е. вода прогревается равномерно, что на поверхности, что у самого дня. Некоторые скачки в изменении температуры, когда слои могут отличаться друг от друга, происходят в период летнего прогревания водоема. А весной и осенью температурный режим выравнивается.

Летом вода прогревается до +15 градусов, самый жаркий месяц – август, в этот период температура может дорасти до отметки в +22 градуса. Средняя температура воды в теплые периоды года (поздняя весна и лето) составляет от +13 до +23 градусов.

Зимой водохранилище промерзает, при этом период между замерзанием и сходом льда занимает более 140 дней. Температура воды опускается до нулевой, а иногда и до -2 градусов. Случается это в самые холодные зимние месяцы – декабрь, январь.

Жигулевская ГЭС

Водосборная плотина проектировалась и возводилась вместе с водохранилищем. Ее длина составила 982 метра, ширина – 43 метра, высота около 40 метров.
Конструкция плотины состоит из четырех частей: понур, водобой, водосливной отсек и рисберма.



Водосливная часть сложена из 19 секций, длиной в 52 и 62 метров. В центре плотины размещена небольшая потерна, служащая для направления отфильтрованных водных потоков и регулирования измерительной аппаратуры. Водосливная часть состоит из 38 блоков, каждый из них имеет длину 20 метров. Водобой состоит из двух частей по 55 и 40 метров, его предназначение – уменьшать энергию сбрасываемой воды. За водобоем находится рисберма, представленная в виде двух участков – наклонного (толщина 1 метр) и горизонтального (толщина 2 метра). Завершается рисберма объемным ковшом ко дну, ширина достигает 40 метров.

Мосты на Куйбышевском водохранилище
Романовский железнодорожный мост в Зеленодольске (Татарстан);
Займищенский автодорожный мост выше Казани (Татарстан);
Президентский автодорожный мост в Ульяновске;
Императорский железнодорожный автодорожный мост в Ульяновске.


Катастрофа теплохода «Александр Суворов» на Куйбышевском водохранилище в 1983 году
Вечером 5 июня 1983 года пассажирский теплоход «Александр Суворов», следовавший вверх по реке Волге рейсом Ростов-на-Дону — Москва, из-за халатности экипажа зашел в несудоходный пролет моста, в результате чего произошел удар об конструкции моста надстройкой судна, со стороны железнодорожных путей. На теплоходе были снесены ходовая рубка и кинозал. В катастрофе погибло 176 человек: подробнее о причинах и последствиях.

Катастрофа «Булгарии» на Куйбышевском водохранилище в 2011 году
Крупнейшая в новейшей истории речного флота России трагедия, произошедшая 10 июля 2011 года, примерно в 13 часов 30 минут по московскому времени, в акватории Куйбышевского водохранилища, в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан. В результате крушения судна погибло 122 человека.

Южную часть водохранилища огибают Жигулевские горы — часть Приволжской возвышенности на правом берегу Волги, где расположены созданный еще в 1927 г. Жигулевский природный заповедник имени И. Спрыгина (1873-1942 гг.) — основоположника природоохранного дела в России, и государственный природный национальный парк «Самарская Лука» в излучине Волги. Целью заповедника является сохранение резервата дикой природы в густонаселенной зоне среди промышленных городов. Здесь встречаются таежные, степные и даже полупустынные растения и животные. Проводится работа по сохранению популяции пятнистого оленя.

При наполнении водохранилища больше всего было затоплено земель в Алексеевском, Ааишевском и Куйбышевском (ныне Спасском) районах.

Только на территории Татарии было затоплено 149 населенных пунктов: 88 полностью, 61 — частично.

Водохранилище не всегда может похвастаться тихой водной гладью, оно считается крайне неспокойным: высота волны может превышать 3 метра.
Средняя скорость ветра на Куйбышевском водохранилище 2,2–4,9 м/с, в районе акватории в 1,5 раза выше.
Характерны штормы с максимальной скоростью ветра 24 м/с, порывами до 28 м/с при ветрах всех румбов; раз в два года наблюдается шторм 9 баллов, раз в 5 лет – 10 баллов.

Продолжительность штормов осенью в среднем составляет: 7 баллов – 15 часов, 8 баллов – 24 часа, 9 баллов – 40 часов, 10 баллов – 34 часа; наибольшее количество штормовых дней приходится на октябрь.
Весной 1967 г. был зафиксирован шторм продолжительностью шесть суток (из них 26 часов – 8–9 баллов; высота ветровых волн 1,2–2,6 м).
В 1973 г. юго-западный ветер достигал ураганной силы 30–35 м/с с порывами до 40 м/с, при этом волны достигали высоты 2,4–3,6 м, в районе пос.Камского Устья – 4,2 м.
С мая по сентябрь штормовая деятельность обычно слабая, но наблюдаются шквалы с ливневыми дождями и градом, кратковременным понижением температуры.

С образованием водохранилища на прилегающей к нему территории скорость ветра увеличилась как над водной поверхностью, так и в прибрежной зоне на расстоянии 4–5 км от берега, особенно в прилегающей к урезу километровой полосе.
Вблизи уреза воды наблюдается усиление скорости ветра за счёт вихревых образований. Создание водохранилища оказало также заметное влияние на режим температуры воздуха: в весеннее время на акватории она ниже, чем на береговых станциях, в осеннее – выше, разница может составлять более 10°С весной и 2–3°С осенью.


Местоположение: Европейская часть России, среднее течение реки Волги.

Административная принадлежность: Самарская область, Ульяновской область, Республика Татарстан, Республика Марий Эл, Чувашская Республика.

Способ питания: преимущественно снеговое.
Впадающие реки: Кама, Свияга, Казанка, Большой Черемшан, Уса, Актай, Илеть, Малая Кокшага, Сенгилейка, Урень, Мелекесс, Муранка, Тишерек.

Важнейшие порты:Казань — 1 161 308 чел.(2012г.),Тольятти —719 484 чел. (2011г.),Ульяновск —623 000 чел.(2011г.).

Куйбышевское водохранилище является одним из крупнейших в России по величине полезного объёма, которая составляет 34600 млн. м3. Нормальный подпорный уровень (НПУ) и уровень мёртвого объёма (УМО) водохранилища – 53 и 45,5 м соответственно.
Площадь зеркала при НПУ – 6150 км2, при УМО – 3060 км2. Полный объём водохранилища при НПУ составляет 58000 млн м3. Куйбышевское – крупнейшее водохранилище Европейской части России и Европы по полному и полезному объёму

Использованы материалы и фото:
Круизер.jpg
Планета Земля Историческая география.jpg
Вода России.jpg

Прогноз шторма и волнения моря в Самаре

В данном разделе приведены данные состояния моря на сегодня и ближайшие дни. В таблице указана высота волн в метрах, направление волн и оценка шторма в баллах по девятибальной шкале. Данная информация предназначена для купальщиков, серфингистов и отдыхающих и не может быть использована для навигации.

Прогноз состояния моря в Самаре на несколько дней

Сегодня высота волн в Самаре превышает 1 метр и это уже опасно для купания. Если же высота волн достигает 1,5 метра, то купание запрещено. В ближайшие дни море будет оставаться бурным. В таблице ниже представлена детальная информация о состоянии моря на ближайшие 10 дней по времени суток. Приведена высота волн в метрах, направление движения волн и оценка волнения моря по девятибальной шкале (WMO Sea State Code)

Время и даты прогноза высоты волн и волнения моря в таблице и на графике в формате GMT +0. Вы можете выбрать любую другую временную зону для себя:

На первом графике указана высота и направление волн в Самаре на ближайшие несколько дней. На втором показана скорость и направление ветра

Прогноз шторма и волнения моря в Самаре

Прогноз шторма и волнения моря в Самаре

Прогноз ветра в Самаре

Прогноз ветра в Самаре

Состояние моря

0 - Штиль - Поверхность моря спокойная, зеркально неподвижная
1 - Мелкая рябь - На море небольшая рябь, пены на гребнях волн пока нет. Высота волн от 0 до 10 см
2 - Небольшие волны - Поверхность моря еще гладкая, но начинают формироваться небольшие волны без пены. Высота волн от 10 см до полуметра
3 - Слабые волны - Короткие волны. На гребнях волн появляются небольшие барашки. Высота волн от 0,5 до 1,25 метра
4 - Умеренные волны - Волны становятся длинее, по всей поверхности видны барашки. Высота волн от 1,25 метра до 2,5 метров
5 - Неспокойное море - Гребни волн начинают ломаться, появвляется пена. Высота волн от 2,5 метра до 4 метров
6 - Крупное волнение - Волны ломаются везде видна пена и брызги. Высота волн от 4 метров до 6 метров
7 - Сильное волнение - Брызги и сильный ветер ухудшают видимость. Высота волн от 6 метров до 9 метров
8 - Жестокое волнение - большие волны и сильный ветер. Высота волн от 9 до 14 метров
9 - Исключительное волнение - очень большие волны, отсутствие видимости. Высота волн более 14 метров

Похожие запросы

Самара фотогалерея

Если у вас есть интересные фотографии данного места и вы хотите их показать, то загрузите их здесь. Фотографии для просмотра будут доступны после их проверки модератором.

Для расчета температуры воды в Самаре используются спутниковые данные совместно с результатами наблюдения на наземных станциях. Значения температуры воды, прогноза погоды и состояния моря обновляются ежедневно. Температура на мелких участках возле берега может быть немного выше приведенной здесь.

Волгоград переживает четвертую, самую опасную волну экстремальной жары


Глобальное потепление наградило волгоградцев очередным жарким летом. Уже в мае среднемесячная температура превысила норму на 1,9 °C. В июне превышение составило 1,2 °C, что при продолжавшейся полтора месяца погоде черноморского типа с пышными кучевыми облаками не доставляло особых неудобств. Жизнь казалась прекрасной, но всё испортил июль, он выдался по-настоящему жарким. Температура прошлого месяца оказалась на 3,1 °C выше нормы, составив в среднем 27,2 °C.

Какие еще погодные потрясения грозят Волгоградской области, «Городские вести» узнали у климатолога Анатолия Судакова.

Смертельно опасный «плюс»

- Волнами тепла (жары) метеорологи условно называют периоды от пяти дней и больше с экстремально жаркой температурой, превышающей среднюю для этих дат более чем на пять градусов. Однако для периодов пиковой жары, я полагаю, следует ориентироваться не столько на цифры превышения суточной температурой средних показателей, сколько на её максимальные значения, если они существенно превосходят зону физиологического комфорта человека, - объясняет ученый. - Когда температура воздуха вплотную приближается к температуре человека, теплоотдача от организма в окружающую среду практически прекращается, и единственным механизмом его охлаждения становится испарение пота с поверхности тела.

При низкой влажности воздуха экстремальной температурой следует считать 35 °C и выше, а при высокой, когда и механизм теплоотдачи через потоотделение также перестаёт работать, – выше 30 °C. Близкая к ста процентам относительная влажность при температурах выше 30 °C уже может привести к тепловому удару, а при 35 °C она смертельно опасна даже для здорового человека. К счастью, в Нижнем Поволжье в период летней жары средняя относительная влажность в летние месяцы составляет 50%, хотя и по этому показателю бывают суточные эксцессы.


Идём на рекорд?

Этим летом Волгоград уже пережил три волны жары. Сейчас идёт четвёртая, отмечает Анатолий Судаков.

- Первая волна случилась 22 – 28 июня. В эти семь дней температура была в среднем на 6,5 °C выше нормы, пиковое превышение 26 июня достигло 8 °C! 23 июня был обновлён рекорд жары для этой календарной даты – 36,9 °C, - говорит ученый.

Третья волна жары началась 30 июля, когда среднесуточная температура превысила 29 °C, а в пик жары термометр показал 36,3 °C. В эти шесть дней средняя температура была на 5,5 °C выше нормы. Максимальное превышение было 3 августа, на 8,2 °C. В пик жары зафиксирована температура 40,9 °C – рекорд для этой даты в Волгограде!

Похолодание 5 - 7 августа было очень относительным. Суточные температуры были на полтора-три с половиной градуса выше нормы. Но хотя бы ночью при 19 – 20 °C волгоградцы могли почувствовать облегчение. 8 августа на город нахлынула четвёртая волна убийственной жары. От всех предыдущих она отличается тем, что ночные температуры устойчиво превысили 25 °C. В микрорайонах многоэтажной застройки ночной воздух нагревался от асфальта и зданий до 30 °C, лишив людей нормального сна при отсутствии в жилищах кондиционеров. Таким образом экстремальная погода стала круглосуточной, опасной даже для здоровых людей. В минувшую четырёхдневку среднесуточная температура была выше нормы на 7,5 °C, а вчера на 8,5 °C.


11 августа снова случился очередной рекорд: пиковая суточная температура была 39,8 °C, максимальная для этой даты за весь период наблюдений за погодой в нашем городе.

- Сегодня, 12 августа, в утренние часы относительная влажность воздуха достигла 70%, ночь была душной. День тоже будет экстремально жарким, до 37 °C, - продолжает волгоградский климатолог.

Средняя температура воздуха в Волгограде за одиннадцать дней августа также поставила рекорд, превысив норму для этого периода на 5,4 °C. 11 августа зафиксировано наибольшее в это лето положительное отклонение температуры от нормы – на 8,5 °C. Как видим, погодные рекорды сыплются как из рога изобилия. И в ближайшие десятилетия они будут непрерывно обновляться.

Завтра, 13 августа, наступит похолодание. Но станет ли четвёртая волна жары последней? Скорее всего, нет. Следующая волна может накрыть Нижнее Поволжье уже в конце текущей декады. Но её пиковые значения будут меньше, чем у четвёртой волны.

Волной несёт в пустыню


Закономерен вопрос: почему характерная для предыдущих десятилетий устойчивая летняя жара стала волнообразной?

- Климатологи отмечают, что это общая мировая тенденция и связывают такие волны с глобальным потеплением, - отвечает Анатолий Судаков. - Ещё одной причиной волнообразной жары, по крайней мере, в Европейско-Атлантическом секторе Евразии, стало наступление в середине прошлого десятилетия меридиональной фазы атмосферной циркуляции в рамках внутривекового климатического цикла Брикнера для которой характерно преобладание субмеридионального переноса воздуха и разнообразие погод на линиях атмосферных фронтов, где соприкасаются отличающиеся друг от друга по физическим свойствам воздушные массы различного происхождения. Именно этим и объясняется неостановимая погодная свистопляска в Нижнем Поволжье на протяжении всего текущего года.

Ученый уверен, что даже в случае успеха планируемых международным сообществом мер по стабилизации климата в середине века летняя жара в Нижнем Поволжье станет устойчиво экстремальной и будет продолжаться три-четыре месяца подряд.

- Продолжительность тёплого периода года вырастет до восьми месяцев, из которых половина будет нестерпимо знойной. Значительно ухудшатся условия увлажнения, которые сейчас относительно благоприятны. Волгоградская область превратится в пустыню, а обитание людей в её пределах в летние месяцы станет возможным только в условиях помещений с искусственным климатом, - говорит Судаков.

Если вы стали очевидцем происшествия, у вас есть фото или видео с места ЧП, или вы хотите поделиться своей новостью или проблемой, — пишите или звоните!

Звоните в любое удобное для вас время, чтобы лично задать вопросы журналистам «Городских вестей». Будем рады общению!

В Татарстане на Волге затонул теплоход "Булгар" , есть пострадавшие

""По уточненным данным, на борту теплохода находились 135 пассажиров и 22 члена экипажа. В настоящее время известно об одном погибшем"", - рассказал агентству представитель Главного управления МЧС РФ по республике Татарстан. При этом известно уже, что 74 человека были спасены. Судьба остальных пока неизвестна.

В настоящее время на месте ЧП работает вертолет Ми-8 и два катера МЧС России.

Двухпалубный теплоход "Булгария" проекта 785 , был построен в Чехословакии в 1955 году, развивает скорость до 22 километров в час. Количество посадочных мест - 140.

Как утонул-то? Торпедировали штоль?

Боле 9 км ширина водохранилища в это месте. И если теплоход шел не близко к берегу, то неподготовленные не осилят.
Пусть же у них хватит ума просто держаться на поверхности воды.

Не случайный прохожий

По каналу Вести-24 только что сказали, что по последним данным 169 чел. спасено, 1 погиб. Надеюсь, что информация достоверна и удалось отделаться малой кровью.

84 спасенных сейчас сказали, по списку

В Татарстане, неподалеку от Казани, на Куйбышевском водохранилище, в воскресенье, 10 июля, произошло крушение круизного теплохода "Булгария", на борту которого находились 182 человека - 125 пассажиров, среди которых есть дети, 22 - члены команды и 35 человек обслуживающего персонала. Об этом журналистам рассказали в Приволжском региональном центре МЧС.

Сообщается об одной погибшей, спасены 84, из них двое пострадали, около 60 пропали. По словам очевидев, теплоход, следовавший из г. Болгар в Казань, по предварительным данным, из-за неисправности ушел на дно буквально за несколько минут. Инцидент произошел около 14 ч. по московскому времени. Эвакуация людей проходила на находящихся на судне шлюпках.

К потерпевшим, которых подобрало проходящее мимо судно "Арабелла", уже прибыли врачи, которые оказывают им необходимую помощь. Спасенных переправят в Казань на теплоходе. Ориентировочное время прибытия судна - 21:00 мск. Пропавших ищут спасатели, всего 80 человек, и 22 единицы техники, в том числе вертолеты.

Глава МЧС России Сергей Шойгу по телефону доложил Дмитрию Медведеву о ходе спасательных работ на месте крушения теплохода "Булгария". В свою очередь, президент РФ поручил главе Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину создать следственную группу для установления причин, из-за которых затонул на Волге теплоход "Булгария", а также выявить виновных в трагедии. Для исполнения приказа Медведева председатель СК планирует в ближайшие время вылететь на место трагедии. Также президент дал указания главе Татарстана Рустаму Миниханову оказать всю необходимую помощь пострадавшим и их родственникам.

Для расследования инцидента, случившегося с теплоходом "Булгария", Минтранс РФ создал оперативный штаб, который возглавил замминистра Виктор Олерский. В его состав также вошли представители Федерального агентства по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и Федерального агентства по морскому и речному транспорту (Росморречфлот). На место происшествия вылетают руководитель Росморречфлота Александр Давыденко и замруководителя Ространснадзора Владимир Попов.

В свою очередь министр здравоохранения Татарстана поручил главврачам близлежащих от места катастрофы районных больниц развернуть койки для оказания медицинской помощи пострадавшим.

В связи со случившимся кораблекрушением Следственный комитет возбудил дело по статье "Нарушение правил безопасности эксплуатации судов".

Известно, что двухпалубный теплоход водоизмещением 77,4 т "Булгария" был построен в Чехословакии в 1955 года. Он принадлежал компании "Аргоречтур".

Классификация силы ветра, волнения на море и видимости

0 баллов - штиль
Зеркально гладкое море, практически неподвижное. Волны практически не набегают на берег. Вода больше похожа на тихую заводь озера нежели на морское побережье. Над поверхностью воды может наблюдаться дымка. Край моря сливается с небом так, что границы не видно. Скорость ветра 0-0,2 км/час.

1 балл - тихий
На море легкая рябь. Высота волн достигает до 0,1 метра. Море по-прежнему может сливаться с небом. Чувствуется легкий, почти незаметный ветерок.

2 балла - легкий
Небольшие волны, высотой не более 0,3 метра. Скорость ветра 1,6-3,3 м/с, его можно почувствовать лицом. При таком ветре флюгер начинает двигаться.

3 балла - слабый
Скорость ветра 3,4-5,4 м/с. Легкое волнение на воде, изредка появляются барашки. Средняя высота волн до 0,6 метров. Хорошо заметен слабый прибой. Флюгер крутится без частых остановок, колышатся листья на деревьях, флаги и проч.

4 балла - умеренный
Ветер - 5,5 - 7,9 м/с - подымает пыль и мелкие бумажки. Флюгер крутится беспрерывно, гнутся тонкие ветви деревьев. Море неспокойное, во многих местах видны барашки. Высота волн до 1,5 метра.

5 баллов - свежий
Почти все море покрыто белыми барашками. Скорость ветра 8 - 10,7 м/с, высота волны 2 метра. Качаются ветки и тонкие стволы деревьев.

6 баллов - сильный
Море во многих местах покрыто белыми гребнями. Высота волн достигает 4 х метров, средняя высота 3 метра. Скорость ветра 10,8 - 13,8 м/с. Гнуться тонкие стволы деревьев, и толстые сучья деревьев, гудят телефонные провода.

7 баллов - крепкий
Море покрыто белыми пенистыми гребнями, которые время от времени срываются ветром с поверхности воды. Высота волн достигает 5,5 метров, средняя высота 4,7 метров. Скорость ветра 13,9 - 17,1 м/с. Качаются средние стволы деревьев, гнутся сучья.

8 баллов - очень крепкий
Сильные волны, на каждом гребне пена. Высота волн достигает 7,5 метров, средняя высота 5,5 метров. Скорость ветра 17,2 - 20 м/с. Идти против ветра трудно, разговаривать практически невозможно. Ломаются тонкие сучья деревьев.

9 баллов - шторм
Высокие волны на море, достигающие 10 метров; средняя высота 7 метров. Скорость ветра 20,8 - 24,4 м/с. Гнутся большие деревья, ломаются средние ветки. Ветер срывает плохо укрепленное покрытие с крыш.

10 баллов - сильный шторм
Море белого цвета. Волны обрушиваются на берег или о скалы с грохотом. Максимальная высота волн 12 метров, средняя высота 9 метров. Ветер, со скоростью 24,5 - 28,4 м/с, срывает крыши, значительные повреждения строений.

11 баллов - жестокий шторм
Высокие волны достигают 16 метров, при средней высоте 11,5 метров. Скорость ветра 28,5 - 32,6 м/с. Сопровождается большими разрушениями на суше.

12 баллов - ураган
Скорость ветра 32,6 м/с. Серьезные повреждения капитальных строений. Высота волн более 16 метров.

  • 1 я категория - скорость ветра - более 120 км/час.
  • 2 я - более 150 км/ час,
  • 3 я - 180 км/ час;
  • 4 я - при 210км/ час;
  • 5 я - самая опасная категория - со скоростью ветра более 250 км/час.

Шкала волнения моря

Ниже представлено описание высоты волн:

  • 0 баллов - штиль,
  • 1 балл - рябь (SWH < 0,1 м),
  • 2 балла - слабое волнение (SWH 0,1 - 0,5 м),
  • 3 балла - легкое волнение (SWH 0,5 - 1,25 м),
  • 4 балла - умеренное волнение (SWH 1,25 - 2,5 м),
  • 5 баллов - бурное волнение (SWH 2,5 - 4,0 м),
  • 6 баллов - очень бурное волнение (SWH 4,0 - 6,0 м),
  • 7 баллов - сильное волнение (SWH 6,0 - 9,0 м),
  • 8 баллов - очень сильное волнение (SWH 9,0 - 14,0 м),
  • 9 баллов - феноменальное волнение (SWH > 14,0 м).

Шкала дальности видимости

Видимость - это предельное расстояние, с которым днем обнаруживаются предметы, а ночью навигационные огни.

Видимость зависит от погодных условий.

В метрологии влияние погодных условий на видимость определяется условной шкалой баллов.

Это шкала является способом указания прозрачности атмосферы.

Различают дневную и ночную дальность видимости.

Ниже приведена дневная шкала определения дальности видимости:

До 1/4 кабельтова
Около 46 метров. Очень плохая видимость. Густой туман или пурга.

До 1 кабельтова
Около 185 метров. Плохая видимость. Густой туман или мокрый снег.

2-3 кабельтова
370 - 550 метров. Плохая видимость. Туман, мокрый снег.

1/2 мили
Около 1 км. Дымка, густая мгла, снег.

1/2 - 1 миля
1 - 1,85 км. Средняя видимость. Снег, сильный дождь

1 - 2 мили
1,85 - 3,7 км. Дымка, мгла, дождь.

2 - 5 миль
3,7 - 9,5 км. Легкая дымка, мгла, слабый дождь.

5 - 11 миль
9,3 - 20 км. Хорошая видимость. Виден горизонт.

11 - 27 миль
20 - 50 км. Очень хорошая видимость. Горизонт виден резко.

27 миль
Свыше 50 км. Исключительная видимость. Горизонт виден четко, воздух прозрачный.

Ветра и волны на ВВП России

Волга - не СРЕДНЕрусская речка
Волга - самая большая река Европы
Я лично ходил по волнам на реке Волга(если ЭТО можно назвать рекой - когда до ближайшего берега 10-20км) с "накатом" в три корпуса моей 3,9м лодки(не знаю как это назвать правильно - потому, что таких "волн" на той же Ладоге - уверен нет):
Вообщем - "долго-долго"(2-3 секунды) добираешься(примерно 30км/ч) до гребня волны, из под ножья предыдущей, и потом очень стремительно(но не менее долго - пресловутые 3-4 корпуса лодки) "летишь" к основанию следующей волны . и так - часами(..загнул конечно про часы). Причём всё проходит довольно спокойно - без особых стрессов.
Я, сам - алтайский. Вывезен в детстве на Среднюю Волгу. Мой Батя тут(на Средней Волге) - известная личность, и председатель охот обществ в прошлом и прочее. об Волге говорит в превосходной степени в качестве рыбалки(и то - в прошедшем времени) и в уничижительном, в качестве - охоты. И на Телецком он бывалый(я - нет, только в мечтах, жена с детьми предпочитает Испанию и Грецию). Но Катунь - наше всё. Знал бы - батю сегодня пораспросил бы. Деда сегодня хоронили - 87 лет. .. Редкий случай когда четыре поколения Ивановых вместе были.

Не хайте Волгу. Кто Волгу не видел - тот России не знает. Не мною сказанно.

  • Из: Тольятти

Попытался фотографии какие найти:
вот пример прибойной волны, не самой "великой", но за час оная "съела" около 10-15 метров берега - лодку три раза перетаскивали. Хорошо, лодка - "пузырь", а не "кастрюля": лёгкая и выход в прибой безопасный.
Думая о более серьёзных лодках, понимаю, что эти берега для меня станут недоступными.

фотографии не передают реальный разгул стихии - причём регулярный(обыкновенный) и не самый штормовой(это когда по трое суток "на том берегу" сидишь).

Прикрепленные изображения

Рулевой 1-го класса

  • Из: Санкт-Петербург
  • Судно: тримаран
Прикрепленные изображения
  • Из: Тольятти

Прибой на Ладоге в сентябре о.Веркосаари.

Всё верно.
В моём понимании(а я вполне могу ошибаться), на Ладоге стихия непрогнозируемо опасна и коварна, на Волге всё проще - но тут постоянные ветра(хотя последние года всё меняется - поначалу недели штиля очень удивляли. а вот теперь как в субтропиках - дожди по пять раз на дню и бешеная влажность), на Алтае в моей памяти - ветра редкость, что особенно "убивает" в жару - до сих пор вспоминаю фланелевую рубаху, пот и тучи бесцеремонных слепней и оводов вокруг.

сегодня на Волге 38 и как в бане после очередного дождя. растительность бьёт рекорды, одуванчики как лопухи, крапива до трёх метров, вот первый попавшийся подорожник сфоткал..
Может климат везде меняется? Мне отец рассказывал про песчаные бури с Казахстана на Алтае - после них всё толстым слоем песка покрыто. но это были скорей исключения, чем правило.

Прикрепленные изображения
  • Из: СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Рулевой 1-го класса

  • Из: Жуковский
  • Судно: Водозамещающий
  • Название: Р5886МЦ и ещё 3

Не менее трагичные последствия вызывают так называемые одиночные барические волны, возникающие в результате резкого перепада атмосферного давления. Пройдя несколько сотен, а то и тысяч километров от места зарождения, такая волна неожиданно обрушивается на берег, все смывая на своем пути. В 1 900 году одиночная волна, обрушившаяся на побережье североамериканского штата Техас, в одном только городе Гальвестоне унесла в море 6 тысяч человек. От такой же волны в 1932 году погибло 2500 человек —более половины жителей маленького кубинского городка Санта-Крус-дель-Сур. В сентябре 1935 года барическая одиночная волна высотой 9 метров накатилась на берег Флориды, унеся с собой 400 человеческих жизней.

  • Из: СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger
  • Из: СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Рулевой 1-го класса

  • Из: Жуковский
  • Судно: Водозамещающий
  • Название: Р5886МЦ и ещё 3
  • Из: Горно-Алтайск
  • Судно: шхунка продана

Волга - не СРЕДНЕрусская речка
Волга - самая большая река Европы
Я, сам - алтайский. Вывезен в детстве на Среднюю Волгу. Мой Батя тут(на Средней Волге) - известная личность. И на Телецком он бывалый. Но Катунь - наше всё. Знал бы - батю сегодня пораспросил бы.
Не хайте Волгу. Кто Волгу не видел - тот России не знает. Не мною сказанно.

ЗЫ: фотка с камнями - с Чулышмана. Кемеровчане приезжали покататься. Ребенка утопили.

  • Из: СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

.
Вот и Волну, скорее видно глазом (иллюзия-? не обидно, но бывает), сопротивлением Воды ходу- это уже инструментальное свидетельство.

  • Из: Горно-Алтайск
  • Судно: шхунка продана

Может кто-нибудь просветит меня, что такое Средняя Волга? Вот в бассейнах 1 и 2 разряда я Волги не нашел. Ладога в 1-м разряде, Телецкое - во 2-м, Волга - в 3-м.
Про крутые водохранилища заливать не надо. Например, Обское водохранилище - это совсем отличный по гидрометеорологическим условиям водоем от реки Обь.

К бассейнам 1 РАЗРЯДА отнесены:
прибрежные морские воды;
озера - Байкал, Ладожское , Онежское;
реки - р. Енисей (от Усть-Порта до северной оконечности Бреховских островов), Обская губа (от Нового Порта до линии м. Каменный - м. Трехбугорный), Тазовская губа (от м. Поворотный до Обской губы).
К бассейнам 2 РАЗРЯДА отнесены:
озера - Выгозеро, Телецкое (от м. Ажи до устья р. Чулышман);
водохранилища - Братское (по р. Ангаре от п. Н. Бархатово до плотины Братской ГЭС; по р. Оке от п. Топорок до устья; по р. Ие от 45 км до устья), Волгоградское (от Увекского моста до плотины Волгоградской ГЭС ), Воткинское (от пристани Частые до плотины Воткинской ГЭС), Зейское (от 180 до 65 км), Камское (от г. Березники до плотины Камской ГЭС), Красноярское (по р. Енисей от пристани Черногорск до плотины Красноярской ГЭС, по р. Тубе от д. Николо-Петровка до устья), Куйбышевское (по р. Волге от п. Камское Устье до плотины Куйбышевской ГЭС, по р. Каме от Чистополя до п. Камское Устье), Новосибирское (от г. Камень-на-Оби до плотины Новосибирской ГЭС), Рыбинское (за исключением северной части от г. Череповца до д. Вичелово), Цимлянское (от Пятиизбянских рейдов до плотины Цимлянской ГЭС);
реки - Амур (от г. Николаевска-на-Амуре до линии с. Астрахановка - с. Субботино), Дон (от г. Азова до п. Таганрог), Енисей (от г. Игарка до Усть-Порта), Колыма (от пос. Михалкино до м. Медвежий), Лена (от Быкова Мыса до п. Тикси), Мезень (от устья р. Большая Чепа до Мезенского приемного буя), Печора (от о-ва Алексеевский до линии м. Болванский Нос - сев. оконечность о-ва Ловецкий), Сев. Двина (по Маймаксанскому рукаву от с. Лапоминка до южной оконечности о-ва Мудьюгский, по Мурманскому рукаву до о-ва Кумбыш);
канал - Волго-Каспийский (от буя № 217 - 146 км - до Астраханского приемного маяка);
перегрузочные рейды устьев рек Индигирка, Оленек, Яна в районах приемных буев баров.
К бассейнам 3 РАЗРЯДА отнесены:
озера: Белое, Ильмень, Кубенское, Псковское, Телецкое (от п. Артыбаш до м. Ажи), Чудское;
водохранилища: Веселовское, Горьковское, Зейское (от 65 км до плотины и выше 180 км), Иваньковское, Иркутское, Краснодарское, Красноярское (по р. Енисей от п. Усть-Абакан до пристани Черногорск, по р. Дербино от 30 км до устья, по р. Езагаш от 20 км до устья, по р. Сисим от 20 км до устья, но р. Сыде от 25 км до устья, по р. Тубе от п. Городок до д. Николо-Петровка), Рыбинское (от г. Череповца до д. Вичелово), Саратовское (от Сызранского моста до плотины Саратовской ГЭС), Угличское, Шекснинское;
реки: Алдан (от п. Усть-Мая до устья), Амур (от г. Благовещенска до г. Николаевска-на-Амуре), Ангара (от плотины Иркутской ГЭС до п. Н. Бархатово), Волга (от г. Твери до п. Коприно, от плотины Рыбинской ГЭС до п. Камское Устье, от плотины Куйбышевской ГЭС до Увекского моста, от плотины Волгоградской ГЭС до п. Бертюль) , Дон (от г. Ростова-на-Дону до г. Азова), Енисей (от плотины Красноярской ГЭС до г. Игарка], Индигирка (от п. Дружина до о-ва Немкова), Иртыш (от г. Омска до устья), Ия (от 180 до 45 км), Кама (от плотины Камской ГЭС до пристани Частые, от плотины Воткинской ГЭС до г. Чистополя), Колыма (от п. Зырянка до п. Михалкино), Лена (от устья р. Витим до с. Жиганск), Мезень (от г. Мезень до устья р. Н. Чепа), Нева (от истока до границы внутренних водных путей: по р. Б.Нева - мост л-та Шмидта, по р. М. Нева - створ Тополевской улицы, по р. Б. Невка - створ стрелки Елагина о-ва, по р. С. Невка - верхний мысок устья р. Чухонки, по р. М. Невка - Петровский мост), Обь (от плотины Новосибирской ГЭС до п. Салемал и до Ямсальского бара по Хаманельской Оби), Ока (приток р. Ангары: от 330 км до п. Топорок), Печора (от с. Усть-Цильма до о-ва Алексеевский, включая зал. Васильково), Свирь, Сев.Двина (от устья р. Пинеги до с. Лапоминка по Маймаксанскому рукаву), Селенга, Яна (от п. Янский до п. Уэдей);
каналы: Беломорский входной канал до приемного буя, Волго-Каспийский канал (от п. Красные Баррикады до буя № 217);
заливы: Вислинский и Калининградский (включая Калининградский морской порт и канал до линии, соединяющей головы северного и южного молов порта Балтийск), Куршский (до границы территориальных вод), Невская губа (от границы внутренних водных путей до дамбы, вдоль линии Горская-Кронштадт-Ломоносов);

Борьба за живучесть во время шторма на Волге.

Начало 80-х годов прошлого века. Лето. Ко мне в гости в г. Пучеж приехал товарищ и коллега, родом из Сокольского района сержант милиции Поздеев Владимир, который из Сокольского РОВД по семейным обстоятельствам перевелся в Юрьевецкий РОВД, где в последнее время и проходил милицейскую службу. Погостив у меня 1 сутки, Поздеев В. собрался ехать обратно в г. Юрьевец.

Было воскресенье. Я предложил ему прогулку по реке Волга на мотолодке, которую я периодически брал у своего товарища по речному училищу Сазанова Александра, проживавшего в микрорайоне Завражье. Сазанов Саша работал капитаном теплохода типа «Ярославец» под № 880. До службы в Армии после окончания речного училища мы с ним работали в г. Кинешме на теплоходах, Сазанов А.- на буксире "Соболь", а я на служебно-разъездном т/х № 365, которые базировались по соседству в одном порту. У Сазанова А. была в личной собственности моторная дюралевая лодка «Воронеж» и лодочный мотор «Вихрь-30». Я часто у него ее брал съездить на родину в Сокольский район. Он мне лодку доверял, так как знал, что я тоже имею диплом судоводителя и опыт управления мотолодкой. В этот раз я снова взял у него мотолодку. Заправив топливный бак бензином, прихватив с собой еще запасную канистру, мы втроем: я, Поздеев В.

Мы решили отвезти Поздеева В. в г. Юрьевец, и заодно на обратном пути хотели заскочить в п. Сокольское, навестить двоюродного брата Волкова Леонида, который проживал с семьей в микрорайоне Пискариха. Погода в этот день выдалась замечательная, на Волге тишь, да гладь, светило яркое солнце. Был кажется июль месяц. До г. Юрьевца доехали мы очень быстро, времени было около обеда. Пришвартовав лодку в Юрьевецком порту в районе пристани, мы с братом проводили Поздеева В. и решили сбегать в магазин, чтоб купить что-нибудь поесть на дорогу, так как собирались поехать еще в п.Сокольское.

В г. Юрьевце в магазине мы купили батон хлеба, банку консервов, пачку печенья, какой-то напиток и полбатона вареной колбасы и вернулись к лодке. Только спрыгнули с причала в лодку и собирались уже отчалить от берега, тут к нам подошли две девушки и парень, всем примерно по 20 с небольшим лет, которые спросили нас, куда мы едем. Я им ответил, что сейчас мы едем в пос. Сокольское. Они стали проситься у нас, взять их с собой, так как они торопятся домой, им не хочется ждать парома, который отправляется только через час. Мы согласились их подкинуть до пос.Сокольское, так как нам было по пути.

Молодые люди сели к нам в лодку и мы отчалили от берега. Я завел лодочный мотор и мы выехали из портового залива на Волгу. От г. Юрьевца до п. Сокольское примерно 15 км через Волгу наискосок, может немного побольше. Все было бы хорошо, но когда мы находились еще в г. Юрьевце, то на горизонте уже появилась черная туча со стороны г. Юрьевца. Эта туча мне очень не нравилась, она была очень страшная, видно было, что приближалась гроза. Мы решили, что успеем до начала грозы перемахнуть реку Волгу на лодке. И так в лодке нас находилось 5 человек. Мы с братом сидели в кормовой части лодки на заднем сиденье возле лодочного мотора, так как управление мотором было ручное, румпельное, девушек и парня мы посадили на скамейку посредине лодки. Лодка была сильно загружена, поэтому скорость движения лодки была не так велика, как до этого мы ехали втроем из Пучежа.

Во время поездки, мы с девушками и парнем познакомились, оказалось, что обе девушки педагоги, одна из которых работала корреспондентом в районной газете «Сельская Новь» в пос. Сокольское, а другая, кажется, была учительницей в какой-то школе, а где работал парень я уже не помню. Но все они родом из Сокольского района. Мы с братом тоже были уроженцами Сокольского района, но проживали в г. Пучеже, о чем мы им также сообщили.

Отъехав от берега примерно на 2 км и оказавшись напротив Глазовой горы, неожиданно подул сильный ветер, который стал наганять волну, черная туча приблизилась к нам вплотную и уже оказалась над нами. Ветер дул с юго-западного направления, волна шла вдоль реки Волги со стороны г. Пучежа. Начался дождь. Разразилась сильная гроза, сверкали молнии, гремел гром. Ветер с каждой минутой усиливался, волна увеличивалась по высоте, начинался шторм.

К началу шторма мы оказались примерно в 4 км от Юрьевецкого берега. Высота волны иногда достигала 1 м и более, порывы ветра были сильные, мне приходилось постоянно маневрировать лодкой, чтоб ее не залило водой и не опрокинуло волной. Когда шел ряд волн поменьше, я поворачивал руль мотора к Сокольскому берегу, подставляя борт лодки волнам, и давал газу, чтоб лодка как можно дальше прошла к противоположному берегу. Но как только подходили крупные валы волн в виде беляков, я сразу же разворачивал нос лодки им навстречу и сбрасывал газ. Когда лодка встречала крупную волну, и одновременно начинался сильный порыв ветра, нос лодки подлетал кверху и лодка вставала почти на дыбы. В этом случае возникала опасность перевертывания лодки, которая могла нас накрыть. Я сразу же сбрасывал газ, чтоб этого не произошло. Как только крупные валы проходили, я подставлял борт лодки волнам, направляя его к Сокольскому берегу и снова давал газу, чтоб как можно быстрее и дальше продвинуться к Сокольскому берегу. И такие маневроы делал поочередно, чтоб пересечь водохранилище.

Но ветер все усиливался, высота волн увеличивалась, лодку кидало из стороны в сторону. Мало того лодку стало захлестывать волной. Летели брызги волн, лил дождь. На лодке началась паника, девушки кричали со страха, что мы утонем. В глазах их был сильный страх. Я им в ответ сквозь ветер, рев мотора и шум волн всем закричал: «Прекратите панику, иначе мы с Вами точно утонем и нас никто не спасет, положитесь на меня, все с Вами будет хорошо, делайте все, что я Вам говорю и Вы останетесь живы». Паника- страшное дело, поворачивать назад было уже поздно, крупная волна нас бы залила с кормы сразу и мы могли просто утонуть в пучине моря. Поэтому я решил штормовать водохранилище и двигаться через Волгу в направлении Сокольского берега, но не в п. Сокольское, так как туда было еще дальше, лучше сократить расстояние до Сокольского берега, и чтоб как можно быстрее пересечь середину водохранилища, где был самый разгар шторма. Подобный опыт управления мотолодкой в штормовых условиях у меня уже был, но с таким сильным штормом на Волге я не сталкивался.

Когда подходили крупные волны, я снова поворачивал нос лодки наперерез волне и сбрасывал газ, чтоб лодку не задрало кверху и не опрокинуло, но сильный порыв ветра подбрасывал нос лодки, пытаясь ее запрокинуть по ходу движения. Тогда я попросил брата Александра и парня-пасажира сесть на нос лодки, чтоб носовая часть была потяжелее и чтоб лодка в случае чего не запрокинулась. После этого при большой волне нос лодки так высоко не запрокидывался, но зато волна стала заливать лодку. Нос зарывался в очередной вал волны и лавина воды хлынула в лодку. Когда крупные волны проходили, начинались волны поменьше, я снова поворачивал руль лодки, подставляя ее борт волнам и направлял ее к Сокольскому берегу, сразу же давал газу, в этот момент начиналась бортовая качка, нас сильно швыряло с борта на борт, иногда не успевая сманеврировать, подходили крупные валы и волна снова заливала лодку с носа сбоку.

Когда сильная волна стала заливать лодку, я крикнул сквозь сильный ветер брату и парню, чтоб те хватали емкости и быстро вычерпывали воду из лодки за борт, так как вода начала прибывать в лодке. Лодочный мотор был открыт, колпак с него был снят и лежал на дне лодки. В лодке было ведро. Ведро я кинул парню, а брату- колпак от мотора «Вихрь-30» и сказал им, чтоб они быстро вычерпывали воду из лодки. Они черпали воду изнутри лодки и выливали ее за борт. Но отчерпывать всю воду они не успевали, как следующая большая волна снова заливала лодку, иной раз воды попадало в лодку чуть ли не на четверть лодки. В лодке были мои резиновые сапоги по колено и черпак, я попросил девушек также помочь отчерпывать воду из лодки и бросил им резиновый сапог и черпак и потребовал, чтоб и они тоже отчерпывали воду из лодки сапогом и черпаком, если они не хотят утонуть. При этом я попросил их не подниматься из лодки высоко и держаться как можно ниже, чтоб случайно не вылететь из лодки при сильной волне. Все понимали опасность нашего положения и быстро вычерпывали воду из лодки при каждом ее заливании волной.

Так мы боролись за живучесть лодки, спасая самих себя. Спасательных средств тогда у нас в лодке никаких не было. Две девушки, парень и брат весь период штормования водохранилища усердно трудились, отчерпывая воду из лодки за борт. Хорошо еще, что наша лодка была мореходная и выдерживала этот яростный шторм. Неожиданно одна из крупных волн залила лодочный мотор, так как он был без колпака, вода попала на свечи, лодочный мотор стал барахлить, один цилиндр мотора стал работать с перебоями.

Признаюсь честно, тогда я сильно испугался за всех нас, боялся я только одного, чтоб лодочный мотор не заглох. Если лодочный мотор заглохнет, шансы на спасение у нас будут невелики, маневрировать лодочным мотором я не смогу, крупная волна просто зальет нашу лодку, или перевернет и нам тогда конец. Я не показывал пассажирам в лодке чувство своего внезапно возникшего страха, чтоб те не поддались ему и чувствовали по прежнему во мне какую-то надежду на спасение. Тогда вся их жизнь зависела только от меня одного, как я смогу провести лодку к противоположному берегу, сквозь яростный шторм, бурю на Волге, как смогу проштормовать и доставить их на берег целыми и невредимыми.

Я бывший военный моряк и речник, судоводитель, за 5 лет службы на море и реке бывал в разных переделках, ранее не мало ездил по реке Волге в шторм на служебной дюралевой лодке «Прогресс-4» с лодочным мотором «Вихрь-25», когда работал госинспектором охотнадзора в Сокольском районе. Но в такой сильный шторм на лодке и с пассажирами я никогда не попадал. Мысленно я молил Бога о том, чтоб лодочный мотор не заглох и перестал работать с перебоями. Тогда я понимал, что мы реально можем погибнуть, в обе стороны до берегов было не менее 5-6 км.

В конце концов лодочный мотор прочихался и стал работать нормально, без перебоев. У меня сразу на душе и на сердце отлегло. Появилась сразу уверенность в себе, в близкой победе над стихией, борясь с которой мы постепенно пересекли середину водохранилища, самое страшное место, где буйствовала непогода. Вскоре волна постепенно стала уменьшаться по высоте, порывы ветра были уже не такие сильные, лодку перестало заливать волной, летели лишь одни брызги от волн. Скорость движения лодки увеличилась. Мне стало легче маневрировать лодкой. Мои пассажиры и брат по-прежнему вычерпывали воду из лодки за борт. Только тогда я смог осмотреться по сторонам и увидел, что паром из г. Юрьевца уже идет в п. Сокольское, который пересек половину пути до Сокольского.

Приближаясь все ближе к сокольскому берегу, ветер постепенно стихал, волна становилась все меньше, мы двигались к берегу по более короткому пути, и постепенно подъехали к мелководью, к лесному берегу, не доезжая до пос. Сокольское примерно 5 км. Лодка к берегу не подошла примерно на 100 метров, так как коснулась дна. Перед самой мелью я заглушил мотор и поднял его, на веслах мы догребли до самой мели, дальше лодка не двигалась, уперлась в речное дно. Дождь и буря на Волге как-то разом прекратились, страшная черная туча ушла в сторону, выглянуло солнышко, было видно, что паром уже подходил к пос. Сокольское. Получается, что мы штормовали водохранилище во время бури не менее полутора часов, боролись за живучесть судна, чтоб не погибнуть и чтобы как можно быстрее достичь сокольского берега.

Коснувшись дна на мелководье, мы мужчины втроем выпрыгнули за борт, оставив девушек в лодке. Лодка облегчилась и мы потащили ее как можно ближе к берегу. Я предложил девушкам и парню, а также брату достичь лесного берега, развести костер, просушиться, отдохнуть от этого шторма, а затем уже вернуться в п. Сокольское. Все были со мной согласны. Протащив лодку к берегу, сколько было возможно, мы помогли девушкам выбраться из лодки в воду и все вместе пошли к берегу, оставив лодку на мели.

На нас не было сухого места, вся одежда наша намокла от дождя, брызг волн и самих волн. Даже стало как-то зябко, несмотря на то, что было лето. Девченки вовсе дрожали от холода. Добравшись до леса, мы с братом быстро с помощью зажигалки развели костер в лесу, и все стали сушиться. Мы разделись до трусов, сняли и выжали одежду и стали сушить ее у костра. Девушки явно озябли, но стеснялись при нас раздеваться и сушились стоя в сырых платьях у костра. Я им предложил нас не стесняться, снимать свои платья и сушиться, иначе нормально они не высушат свою одежду и не согреются. Все-таки они решились, сняли свои платья, стали сушиться и греться у костра. Костер мы развели крупный, так как сухих дров в лесу хватало. Все сразу согрелись и продолжали сушить одежду.

Я вспомнил, что в лодке в пакете у нас находится еда и мы с братом сходили к лодке за пакетом с продуктами и принесли их к костру. Мы добавили дров в костер, чтоб он горел сильнее, затем я достал продукты из пакета. Они сильно намокли. Батон раздулся и стал толще в два раза, чем был, его есть было невозможно, а печенье превратилось в кашу, мы их просто выбросили. Охотничьим ножом я открыл консервы, порезал колбасу и мы все вместе поели то, что можно было есть. Все изрядно проголодались и никто не отказался от еды. Просушившись, согревшись у костра, и надев сухую одежду, мы решили продолжить наше путешествие до пос. Сокольское на нашей лодке. У костра в лесу мы пробыли еще не менее полутора часов, после чего двинулись мелководьем к лодке. Девушкам мы помогли забраться в лодку, а сами втроем вывели лодку с мели, затем забрались в нее и сами.

На веслах мы отъехали подальше от мелкого места, я завел лодочный мотор и мы поехали в пос. Сокольское. До Сокольского мы доехали очень быстро, я спросил у пассажиров, где их лучше высадить. Они сказали, чтобы я их высадил напротив центра, райкома партии, где с набережной спускалась металлическая лестница. Туда я и подъехал с ними на лодке, где и пришвартовались. Времени было около 15 часов дня. После таких событий навещать двоюродного брата в пос. Сокольское у нас не было никакого желания. Наши пассажиры- две девушки и парень пытались со мной расплатиться за поездку на лодке и предложили мне оплату за поездку каждый по 1 рублю. Я им сказал, чтоб они немедленно убирали свои деньги назад, так как нам ничего от них за эту поездку не нужно. Я только им сказал на прощание, чтоб они благодарили Бога, что мы так легко отделались и остались все живы. Могло бы быть все иначе.

После этого мы с братом на мотолодке двинулись в обратный путь в г. Пучеж и быстро доехали до города. Погода на Волге снова наладилась, было тихо, никакого волнения, как будто ничего и не было. Приехав в г. Пучеж и выйдя на берег, мы с братом еще долго сидели у лодки на берегу и обсуждали наши приключения на реке Волге. От этой поездки у нас остались большие незабываемые впечатления на всю жизнь.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: