Самый большой корабль на волге

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

"Мясорубка на Волге". Крупнейшая катастрофа на речном флоте СССР

Круизный теплоход "Александр Суворов" врезался в железнодорожный мост, по которому в тот момент шёл грузовой состав. Металл давил и разрывал людей. Официально заявили о 170 погибших, однако жертв было больше. Никто до сих пор точно не знает, сколько всего людей было на борту. Власти скрывали правду, засекретив материалы о катастрофе.

Эту катастрофу прозвали "мясорубкой на Волге", потому что последствия её были ужасны: по официальным данным, в ней погибло 170 пассажиров, шесть членов экипажа, 49 человек были ранены. Однако настоящее количество жертв в СССР скрывалось — по неофициальным данным, только раненых было больше ста человека, а тела погибших вылавливали из Волги-матушки целый месяц.

Теплоход "Александр Суворов". Фото © chanych-85.livejournal.com

На роскошный лайнер были распроданы все билеты

Жарким летом 1983 года катастрофу на Волге ничего не предвещало. Пассажиры, которые купили билеты на речной круиз Ростов-на-Дону — Москва, были совершенно уверены в безопасности путешествия. Ещё бы — идти вверх по Волге им предстояло на огромном белоснежном красавце — круизном судне "Александр Суворов", принадлежавшем Волго-Донскому пароходству.

Теплоход "Климент Ворошилов", один из девяти аналогичных судов серии "Валериан Куйбышев". Фото © chanych-85.livejournal.com

Теплоход "Климент Ворошилов", один из девяти аналогичных судов серии "Валериан Куйбышев". Фото © chanych-85.livejournal.com

Теплоход был новенький, только что со стапелей чехословацкой компании Národný Podnik Škoda Komárno, его длина составляла больше 135 метров, ширина — 17 метров, водоизмещение — около 4 тыс. тонн, а общая мощность двигателей — 3 тыс. лошадиных сил. Речной лайнер мог вместить 336 пассажиров.

Но это не всё: "Александр Суворов" был по-настоящему роскошным лайнером с богатой отделкой, с прекрасной кухней, баром и двумя ресторанами, танцзалом, солярием, библиотекой и кинотеатром в надстройке верхней палубы — просто мечта советского отпускника! Поэтому не стоило удивляться, что в рейс теплоход пошёл с перегрузом, взяв на борт 330 пассажиров, 55 членов экипажа и 35 человек обслуги — горничных, кухработниц и массовиков-затейников. Были на борту и зайцы — родственники членов экипажа, которым нужно было попасть в Москву. Предположительно, всего на лайнере находилось 438 человек.

Путешествие было весёлым и беспечным вплоть до воскресного вечера 5 июля, когда пароход подошёл к Ульяновску. После 22:00 веселье переместилось из ресторанов на верхние палубы — там скопилось около 250 человек. Гремела музыка в диско-зале, около ста человек в кинотеатре смотрели знаменитый советский детектив "Возвращение "Святого Луки", многие поднялись наверх подышать воздухом и полюбоваться вечерним Ульяновском — хотя уже наступали сумерки, видимость была отличной.

Верхняя палуба теплохода "Александр Суворов". Фото © chanych-85.livejournal.com

Тем более невероятной оказалась катастрофа: по какой-то причине рулевой направил круизный лайнер в непроходимую шестую секцию железнодорожного ульяновского моста вместо того, чтобы провести теплоход через третью секцию, под которой "Александр Суворов" без происшествий проходил уже 17-й раз! Ничего не понимавшие пассажиры ещё успели заметить, как на мост въехал железнодорожный состав, замелькали вагоны.

В следующую секунду удар в мост срезал и превратил в кашу верхние палубы лайнера. "Удар, вспышка короткого замыкания — и всё полетело навстречу людям", — так описывал случившееся один из очевидцев. Кинотеатр со зрителями и танцпол были в один миг смяты, превращены в кашу вместе со всеми, кто там находился. Дети, женщины в лёгких летних платьях, улыбающиеся мужчины — всё было изрезано, смято, растёрто. Мясорубка.

"Александр Суворов" во время следственного эксперимента после катастрофы. Фото © chanych-85.livejournal.com

"Александр Суворов" во время следственного эксперимента после катастрофы. Фото © chanych-85.livejournal.com

Из-за врезавшегося в мост теплохода были разрушены железнодорожные пути, несколько товарных вагонов сошли с рельсов и обрушили вниз на теплоход зерно и брёвна. Каким-то чудом у перил моста задержалась огромная цистерна с горючим. Если бы она упала на теплоход — не выжил бы никто.

После удара о мост "Александр Суворов" по инерции прошёл ещё около трёхсот метров и только потом остановился. Машинист поезда, дававший позже показания о катастрофе, говорил, что сверху лайнер казался "накрытым красной скатертью" — из-за крови людей, залившей палубы. Внизу был ад.

Повреждённый мост. Фото © chanych-85.livejournal.com

Это роковое мгновение разлучило людей — кого на время, кого навсегда. Двое мужчин остались в каюте — выпить водки и поговорить, а их жёны отправились потанцевать. Больше женщин никто не видел. Молодожёны пошли наверх танцевать, но молодой человек забыл внизу сигареты и вернулся за ними. Когда он вышел на палубу, катастрофа уже произошла. Он начал звать жену по имени. Она отозвалась из воды. Тогда мужчина бросился в Волгу и поддерживал израненную жену на поверхности воды, пока не пришла помощь.

Как любовь советских красоток сгубила лётчиков ВВС США

Пассажир Владимир П. позже рассказал, как потерял жену: она пошла посмотреть на Ульяновск, а ему вдруг стало лень. После удара он сразу же метнулся наверх и увидел, как по ступеням трапа стекает кровь. Первое, что он увидел, выбравшись на палубу, — это умирающую девушку с оторванными ногами и груды железа вперемешку с обломками дерева и частями человеческих тел. Жену он нашёл, но было поздно — она умерла у него на руках. Кто-то из пассажиров в отчаянии размахивал рядом с ним пиджаком — пытался привлечь внимание людей на берегу.

Помощь пришла только через 40 минут. Ульяновск буквально содрогнулся от ужаса. Всю ночь с теплохода снимали пассажиров — уцелевших и раненых, вывозили изуродованные тела. Больницы и морги вдруг оказались забиты до отказа, хирурги не справлялись с потоком тяжелораненых — почти все, кто выжил той страшной ночью, остались инвалидами на всю жизнь.

Фото © ТАСС / Мусаэльян Владимир, Песов Эдуард

Фото © ТАСС / Мусаэльян Владимир, Песов Эдуард

Уже на следующий день город был закрыт, прилетавших родственников в аэропорту встречали сотрудники КГБ и отвозили в штаб, а затем в гостиницу, персоналу которой было запрещено разговаривать с людьми о произошедшем. Из-за отсутствия достоверных сведений город наполнился слухами. Одни шёпотом говорили, что экипаж лайнера отмечал чей-то день рождения и был пьян, другие муссировали версию о захвате теплохода террористами.

Погибших людей собирали буквально по кускам. Работы на теплоходе велись месяц. Однажды туда привезли "суточников" — тех, кого осудили на трое или 15 суток. Так, один из них, увидев покорёженный металл, смешанный с частями человеческих тел, прыгнул за борт.

Репетиция второй мировой. Кто ликвидировал самого влиятельного генсека ООН

Виноватых не найти?

Следователи быстро выяснили, что капитан судна Владимир Клейменов на мостике отсутствовал — он отдыхал в каюте перед ночной вахтой, на что имел полное право. После столкновения корабля с мостом он якобы сразу оказался в воде, помог какому-то тонущему пассажиру выбраться на берег, но позже даже не принимал участия в ликвидации катастрофы и действиями экипажа не руководил "из-за ранений". На суде будут говорить, что серьёзных травм у капитана не было, но позже выяснится, что у него была травма селезёнки и "оторвана" почка.

Капитан Клейменов. Фото © chanych-85.livejournal.com

На мостике оставались двое — первый штурман Евгений Митенков и рулевой Уваров. Причём Митенков, по свидетельствам заходивших в рубку пассажиров, читал книжку, — какой-то детектив, а рулевой Уваров был новичком и не обладал достаточным опытом. Были и другие нарушения: железнодорожный мост был по каким-то причинам не освещён — то есть достаточной сигнализации не было, путевой обходчик не включил огни. В сумерках рулевой, скорее всего, принял железнодорожную будку над шестой секцией моста за квадратный сигнальный щит проходного пролёта и по ошибке направил лайнер туда. Спросить вину с него или со штурмана уже было невозможно — и Митенков, и Уваров погибли в катастрофе. Экспертиза показала, что в момент гибели оба были совершенно трезвые.

Однако всё это не объясняло случившегося: видимость тем вечером была отличной, и заметить, под какой пролёт необходимо вести теплоход, экипаж мог за три километра до моста. Получалось, что виноваты все и никто — железнодорожников к суду по какой-то причине не привлекли. Тогда следствие вцепилось в капитана Клейменова, обвинив его в халатности, в неспособности наладить удовлетворительную работу экипажа и в самоустранении от спасения людей. Суд состоялся уже 10 сентября. Точное количество погибших так и не узнали — Клейменов не знал точно, сколько человек находилось на борту теплохода.

Сокровище царского дворца. Какие следы знаменитой Янтарной комнаты обнаружили в Калининграде

Капитан "Александра Суворова" Владимир Клейменов был приговорён к 10 годам лишения свободы, но освободился через шесть лет и умер через год — не выдержало сердце. Через 25 лет после трагедии у ульяновского моста был открыт памятник погибшим. Он представляет собой кусок фермы с того самого пролёта и православный крест. Теплоход "Александр Суворов" был отремонтирован и передан в Волжское пароходство, а позже куплен частной компанией.

Крупнейшая катастрофа на советском речном флоте

Речные круизы по Волге и Дону – одно из немногих достижений отечественного туризма, доступных советским гражданам. Поэтому круизные суда, курсирующие летом по крупным рекам Советского Союза, всегда были переполнены, а путевки в такие круизы доставали «по блату».

Четырехпалубный теплоход «Александр Суворов» в июне 1983 совершал рейс по популярному маршруту Ростов-на-Дону – Москва. Судно на тот момент новое – построено в 1981 году в Чехословакии. Путёвки дефицитные и дорогие, но все каюты заполнены пассажирами. На борту – свыше 330 отдыхающих, 50 членов экипажа и 35 человек обслуживающего персонала. Впрочем, точное количество людей на борту установить сложно – вместе с экипажем следуют члены их семей, как обычно на борт попадает некое количество безбилетников и так далее…

Поздним вечером 5 июня 1983 года теплоход «Александр Суворов» следует вверх по Волге около Ульяновска. На верхней палубе, в кинозале, показывают новый фильм. В зал набилось более сотни отдыхающих. После фильма ждут дискотеку – на верхней палубе также находится и танцплощадка, куда уже подтягиваются туристы.

Незадолго до полуночи раздался страшный грохот и треск, корпус теплохода содрогнулся, огромное судно остановилось. Отовсюду слышались жуткие крики. С верхней палубы вниз потекла кровь…

Что же случилось?! Теплоход на полной скорости столкнулся с автомобильно-железнодорожным мостом через Волгу. Вместо того, чтобы пройти в предназначенный для этого третий пролёт моста, старший помощник капитана и Митенков и рулевой Уваров завели «Александра Суворова» в шестой, несудоходный пролёт. Высота моста на этом участке такова, что рулевую рубку и надстройки верхней палубы срезало как ножом, убив всех находившихся там.

Кроме того, по мосту в это время проходил железнодорожный состав, груженый углем и лесом! Бревна и куски угля посыпались на палубу, на раненых и умирающих… По официальной статистике, погибло 176 человек. Многие пропали без вести, упав в реку.

Виновными в происшествии были признаны старпом Митенков и рулевой Уваров. По данным расследования, они направили теплоход в несудоходный пролёт моста, будучи дезориентированными. По халатности диспетчерских служб, мост не был подсвечен навигационными огнями, а будка путевого обходчика на шестом пролёте моста напоминала своими очертаниями навигационный знак, указывающий судоходный пролёт…

Капитан судна Владимир Клейменов выжил: во время катастрофы он находился в своей каюте, отдыхая после вахты. Так как старпом Митенков и рулевой Уваров погибли на мостике, перед судом предстал капитан. Владимиру Клейменову дали 10 лет тюрьмы, однако спустя шесть лет он был освобождён по состоянию здоровья и через год умер от инфаркта. Теплоход "Александр Суворов" был восстановлен и через год вновь вышел на круизные линии. Он и сегодня возит туристов из Санкт-Петербурга.

Столкновение теплохода «Александр Суворов» с железнодорожным мостом у Ульяновска 5 июня 1983 года стало крупнейшей катастрофой в истории советского и российского речного флота.

Самый большой корабль на волге

«Михаил Фрунзе» отправился в круиз по маршруту Нижний Новгород — Москва — Нижний Новгород

«Михаил Фрунзе», построенный в 1980 году в Чехословакии, до сих пор считается одним из самых больших речных пассажирских теплоходов

Советский Союз был лидером мирового речного туризма. Огромной стране и теплоходы нужны были соответствующие. Настоящие круизные лайнеры! Именно такими стали теплоходы проекта 92-016 (тип «Валериан Куйбышев») — четырехпалубные красавцы, которые в конце 70-х-начале 80-х годов прошлого века были изготовлены по спецзаказу СССР на судоверфях в чехословацком городе Комарно.

Девять теплоходов: «Валериан Куйбышев», «Фёдор Шаляпин», «Феликс Дзержинский», «Сергей Кучкин», «Мстислав Ростропович», «Александр Суворов», «Семён Будённый», «Георгий Жуков» и главный герой нашего материала — «Михаил Фрунзе» стали самыми большими речными пассажирскими судами в мире. До сих пор теплоходы 92-016 удерживают этот рекорд.

Длина — 135,80 метра, высота — 16,8 метра. Официально самым большим из всех судов проекта 92-016 был «старший брат» этого семейства «Валериан Куйбышев», «рост» которого составляет 137,5 метра. Остальные теплоходы получились немного короче, но их габариты все равно впечатляют. «Михаил Фрунзе» и остальные семь лайнеров составляют в длину 135,80 метра. До сих пор никто в мире не смог переплюнуть советские речные теплоходы.

Осадка — 2,9 метра, водоизмещение — 3935 тонн. А вот этот рекорд пал в 1995 году, когда американские судостроители спустили на воду огромный колесный корабль American Queen водоизмещением ровно в 4000 тонн. Но звездно-полосатый гигант получился на целых 10 метров короче, поэтому занять первое месте в топ-листе самых больших речных теплоходов не смог.

В машинном отделении

Самое брутальное место на судне — машинное отделение. Резкий запах дизельного топлива и шум колотящегося «сердца» теплохода, от которого закладывает уши. У гиганта «Михаила Фрунзе» двигатели под стать. Все теплоходы проекта 92-016 оборудованы тремя могучими «машинами» общей мощностью в 3000 лошадиных сил!

А на площади, которую занимает машинное отделение, могли бы уместиться несколько кают класса «Люкс». Настоящий мир кнопок, клапанов и сигнальных лампочек, в котором правит главный механик.

Кстати, все двигатели для теплоходов проекта 92-016 были изготовлены на легендарном заводе «РУМО» (бывший «Двигатель революции») в городе Горьком.

Тайна гибели «Александра Суворова»


Говорить во всеуслышание о катастрофах, произошедших в СССР, было не принято. Зачем будоражить общественность, разрушая уверенность в том, что советские граждане живут в самой стабильной, надёжной и безопасной стране?

Всеобщая уверенность в надёжности нашего «корабля» пошатнулась только после катастрофы, произошедшей на ЧАЭС в 1986 году, когда скрывать масштабы трагедии мирового значения было уже бессмысленно.

В середине 1980-х произошли «знаковые» катастрофы с речными и морскими судами отечественного флота. Терпели бедствие круизные лайнеры «Михаил Лермонтов» и «Адмирал Нахимов», столкнувшийся с балкером «Пётр Васёв» в 13 км от Новороссийска, что привело к гибели 423 пассажиров. Множество аварий с жертвами и без них произошло на реках Сибири.

Положила начало серии катастроф авария на теплоходе «Александр Суворов». Она произошла ровно 36 лет назад, 5 июня 1983 года.

Ночные похороны

Поздней ночью в аэропорту Ростова приземлился самолёт, принесший «Груз-200» из Ульяновска. Военные, доставившие к месту захоронения труп, понятия не имели, кем был погибший.

У трапа их ожидал грузовик, в кузове которого гроб был доставлен на кладбище. Никаких венков. Никаких плачущих жён и матерей. Никаких почестей, которых при ином раскладе был бы достоин старший помощник капитана теплохода «Александр Суворов», не было.

Тело Евгения Митенкова, признанного виновным в страшной катастрофе судна на реке Волге, было втихаря закопано на местном кладбище.

Немногим ранее теплоход «Александр Суворов» шёл к мосту через Волгу в городе Ульяновске. Примерно в это же время к мосту, под которым должен был пройти круизный лайнер, приближался проследовавший станцию «Ульяновск-Товарная» грузовой состав 3702.

На палубе царило оживление. Часть пассажиров угорала от смеха, присутствуя на вечере юмора. Другие, затаив дыхание, следили за коллизиями, которые происходили на экране. Показывали остросюжетный фильм «Пираты ХХ века», снятый Борисом Дуровым в 1979 году.


Никто из зрителей не догадывался, что с минуты на минуту произойдёт трагедия куда более страшная чем, та, которая разворачивалась на экране.

Теплоход «Александр Суворов» медленно шёл навстречу своей гибели к шестому пролёту упомянутого выше моста, пройти под которым он… не мог.

Авария происходит в 21.06. Рубка теплохода цепляет перекрытие моста и… складывается — словно гигантская гильотина! — срезая, убивая, калеча и сметая в воду тех, кто находится на верхней палубе.

Колоссальной силы динамический удар и частичное разрушение моста приводят к опрокидыванию вагонов товарного поезда 3702. Сверху на теплоход летят брёвна, высыпается зерно. Огромная цистерна с бензином, готовая вот-вот рухнуть на палубу, чудом застревает в перекрытиях.

Теплоход со срезанной четвёртой палубой с дьявольским скрежетом пролетает под мостом, замирая в трёхстах метрах от места катастрофы. Этот участок Волги мгновенно превратился в «ад на воде».

Те, кто не погиб сразу, взывали о помощи. Люди с переломанными конечностями, продавленными черепами, разбитыми лицами держались из последних сил на поверхности. Стояла какофония из множества голосов тех, кто отчаянно пытался спастись.

Предпринимал ли действия по спасению экипаж? Сколько смогли —загрузили на катер. На воду сбросили шлюпку, которая мгновенно стала оранжевой от крови изнутри.

Большая часть погибших были женщинами, решившими увенчать начало лета путешествием на красивом лайнере. Да что там – лайнере! То был флагман Волго-Донского пароходства, плавучий пансионат, четырёхпалубный гигант, пребывавший в плаванье 5-е сутки.

После сокрушительного удара теплохода о мост и падения за борт все пассажиры, находившиеся на четвёртой палубе, уместиться в катере и шлюпке не могли. Спасательных кругов на такое количество людей в одночасье оказавшихся за бортом, припасено не было.

Был ли шанс на спасение у сотен людей?

Да. Но для этого надо было, преодолев страх, плыть назад и приблизившись к мосту, ухватиться за мостовые опоры. Этого не сделал практически никто.

Те, кто выжил, поступали в приёмное отделение Ульяновской областной клинической больницы, медперсонал которой испытал шок. Такого количества пострадавших с тяжелейшими травмами и ранами (засыпанными зерном из вагонов товарняка) в мирное время себе было невозможно представить!

Упавшие отсеки верхней палубы теплохода поднимали кранами. И то, что пришлось увидеть машинистам и членам следственной группы, они будут помнить всю жизнь. Тела людей в причудливых позах – там, где их застала смерть – в душевых и каютах.

Количество погибших не поддавалось счёту и не могло быть установлено точно. Журнал регистрации пассажиров «куда-то исчез». По официальным данным на судне находилось 343 туриста, 6 работников круиза, 35 рабочих и служащих ресторана, и 55 доблестных моряков — лучший экипаж на Волге.

А сколько было «зайцев» — друзей, родственников и знакомых экипажа, а также персонала?

Тела уносило течением. Над их поиском работали не только сотрудники специальных служб, вылавливавшие утопленников в течение месяца, но и мародёры, которые вырывали из ушей серьги и срывали с распухших пальцев покойниц кольца. Попадались с бриллиантами. Не брезговали и простыми – обручальными золотыми и серебряными с фианитом.

Обезумевших от горя родственников погибших, прибывших на опознание, селили невдалеке от места катастрофы с весьма символичным названием «Венец». Гостиница «Венец», всегда хорошо подсвеченная снаружи, была в других обстоятельствах хорошим ориентиром для судоводителей, ведь мост был далеко не всегда хорошо освещён. И в эти сумерки освещения на нём… не было.

Как не замалчивали, как не скрывали советские спецслужбы от общественности происшествие близ Ульяновска на Волге, в западных газетах сведения о трагедии с фотографиями появились едва ли не на следующий день.


Кто был признан виновным?

Бремя ответственности легло на рулевого по фамилии Уваров, отправившегося в свою третью и последнюю навигацию, а также штурмана и старпома Евгения Митенкова.

Это его тело спустя несколько недель, после выполнения всех следственных действий, закопали на Ростовском кладбище под покровом ночи.

Ну, а капитана теплохода — Владимира Клеймёнова, отдыхавшего в момент катастрофы в своей каюте, заклеймили по полной. Он спал, потому что должен был заступить на мостик в полночь. Теоретически могли дать расстрел. Но пожалели — дали «червонец». Из назначенных судом 10 лет Клейменов пробыл в местах лишения свободы всего 6.

Поводом для УДО стала тяжёлая форма гипертонии, диагностированная уже на зоне у этого уже немолодого человека. Освободившись, он почти сразу умер от сердечного приступа.

Версии случившегося были самыми разными. С учётом того, что западные СМИ раструбили об этом с установившей рекорд оперативностью, отрабатывалась возможность диверсии.

Якобы Митенков — вражеский агент! — умышленно повёл корабль к беде. А может быть, кто-то из экипажа речного судоходства, желая подставить капитана или имея другой умысел, отключил сначала штурмана, затем отлучавшегося на комсомольское собрание 20-летнего рулевого Уварова?

Оперативники КГБ и следователи Прокуратуры отрабатывали эту версию, прося врачей Ульяновской областной больницы, устроить им встречи с тяжелоранеными людьми и задавая каждому из них один и тот же вопрос:

Просил ли вас кто-то специально подняться на четвёртую палубу?

Опросив практически каждого из выживших и воссоздав посекундную хронологию трагедии, следователи и оперативники записали в рапортах:

«Следственным и оперативным путём всесторонне исследовалась версия об умышленных действиях членов экипажа, пассажиров и других лиц, повлекших аварию. Материалов, заслуживающих внимание, не получено».

Измышления расследователей иногда казались странными «Экипаж принял шестой пролёт за третий в результате того, что Ульяновск стоит на горе и отбрасывает тень!». А иногда до боли правдоподобными. Кто плыл на «Александре Суворове»? В основном шахтёры Донбасса. Передовики производства, которые были награждены дефицитными билетами в круиз по Волге.

Что это значило для советского человека? Примерно то же, что и для современного россиянина кругосветное путешествие. Мир наших отцов и дедов был, фактически, ограничен железным занавесом. За границу попадали только единицы.

Как проводили шахтёры свой досуг на теплоходе? Весело и задорно, со свойственной русским людям широтой. Перепадало и экипажу «Александра Суворова» — ультрасовременного по меркам 1983 года теплохода проекта 92016, построенного на чехословацкой судоверфи со столетними традициями судостроения. А тут ещё во время ужина в ресторане объявили о том, что экипаж корабля поздравляет шеф-повара с днём рождения. Ну, как тут не поздравить кока, который, действительно, готовил отменно? Что же выходит?

Напились и утопили людей? Так ли всё просто?

И рулевого Уварова, и штурмана, старпома Митенкова подняли вместе с рубкой из воды далеко не сразу. Экспертиза показала, что моряки… были трезвы в момент смерти. Но так это было или нет – установить доподлинно невозможно, так как тела провели в воде много времени. Произошли гнилостные изменения, а значит результаты экспертизы, мягко говоря, весьма относительны.

Зато установлено доподлинно, что ранее и непосредственно в течение часа, предшествовавшего катастрофе, были допущены нарушения. Так Митенков, как старший в рубке, отпускал Уварова на комсомольское собрание и оставался длительное время один, чего не мог делать вовсе.

Это запрещают правила речного судоходства 1973 года. Старпом не имел права принимать управление теплоходом на себя и управлять кораблём в одиночку.

В материалах уголовного дела сохранились странные донельзя переговоры теплохода «Александр Суворов» (а именно – старпома Митенкова) с узлом связи Ульяновского порта.

Приводим их расшифровку:

— Ульяновск 4 — «Суворову», Ульяновск 4 — «Суворову», - фразу следует читать так: «Ульяновск 4, ответьте «Суворову». Произносит её Митенков, запрашивая порт и в конце обращения дважды называя свой штатный позывной «Суворов».

— Кто вызывает? — переспрашивает, тем не менее, диспетчер порта.

— «Суворов» пассажирский, — в третий раз говорит Митенков.

— Снизу проходим вас.

В странный диалог включается другой мужской голос:

— Не 3-Ульяновск! Два — пассажирский!

— Он пассажирский, что ли? — продолжается обмен информацией между диспетчерами.

— Вроде пассажирский, — демонстрируя искусство чёткого радиообмена, говорит один из диспетчеров.

— Кто вызывает? Кто проходит? — раздаётся сонный голос девушки, видимо это и есть диспетчер с позывным «Ульяновск-2».

— Добрый вечер. Суворов-пассажирский, — вновь слышен голос Митенкова, повторяющего доклад в эфире, после чего наступает пауза. — Какой габарит моста? — словно помогает диспетчеру Митенков.

— Тринадцать и восемь, — говорит девушка-диспетчер (Ульяновск-2)

— Сколько? — переспрашивает Митенков.

— Тринадцать и восемь, — бесстрастно повторяет она.

— …Совсем плохо! — вдруг сообщает старпом, вероятно, заподозривший, что габарит проёма, в который он направляет теплоход, визуально не совпадает с озвученным параметром 13,8 м. Значит ли это, что Старпом понял, что идёт не в тот пролёт? Большой вопрос.

— Снимайте мачту, — следует директива диспетчера.

— Мы мачту давно положили…

То, что говорит Митенков далее, не укладывается в голове:

— Ну, ясно, всё, спасибо, до связи!

— До связи, — равнодушно отвечает диспетчер, не ставшая утруждать себя вопросом, а что же, в итоге, намерен предпринять старпом?

А, действительно, что же он хотел предпринять?

Ведь шёл не туда! И несовпадение заявленного в эфире параметра высоты 13,8 м с высотой визуально наблюдаемого пролёта было очевидно даже… единственному адекватному «специалисту» во всей этой ситуации. Им оказался охранник моста.

Увидев, что происходит, и осознав, что катастрофа неминуема, этот человек попытался хоть как-то предупредить людей на теплоходе. Он пробовал привлечь внимание рулевых выстрелами из табельного пистолета в воздух (что впоследствии породит версию о произошедшей на судне перестрелке).

Куда там! На теплоходе вечер юмора сменился вечером танцев. Они проходили на самой верхней, четвертой палубе. Спустя менее чем через минуту она будет усеяна телами мгновенно убитых, а также раненых и покалеченных людей. При этом те, кто будет сметён с корабля, до потери сил будут захлёбываться водой внизу.

В числе прочих на палубе плыли молодожёны Ольга и Сергей, которого — парадоксально! — спасла вредная привычка. Спустившись в каюту за сигаретами, молодой муж, отправившийся с любимой женой в свадебное путешествие по реке Волге, вернулся буквально через минуту.

Из репродукторов всё ещё неслась задорная музыка, но на палубе творился кромешный ад. Услышав голос Оли откуда-то снизу и сумев различить его среди сотен других голосов, умоляющих о спасении, Сергей стремглав бросился в воду и… удерживал покалеченную, изуродованную страшным ударом жену на плаву. Не надеясь особо ни на что, но и не теряя надежды окончательно. Он сумел удержать её живой до того момента, как с первого же подоспевшего с берега спасательного катера им протянули руку помощи.

Как сложилась жизнь этих людей – нам неизвестно. Но так уж случилось, что жизнь преподнесла их союзу проверку на прочность в своеобразной манере, в самом начале совместного бытия. И эта проверка была пройдена Сергеем, не убоявшимся заглянуть в лицо смерти, на «отлично».

Что же стало причиной катастрофы, унесшей сотни других человеческих жизней?

Ответ прост. Никаких заговоров. Никаких диверсий. Никакого теракта, подстроенного ЦРУ. Лишь сочетание ряда предлагаемых обстоятельств, оказавшихся трагическими.

Здесь и очевидная надежда старпома на русское «Авось проскочим!». И, быть может, излишне «праздничный» настрой разболтанного не в меру экипажа. И равнодушие диспетчера. И «клиническая неопытность» отправившегося в третье и последнее плаванье рулевого Уварова.

Трагедия, произошедшая 5 июня 1983 года, ознаменовала собой длинную плеяду роковых ошибок и катастроф. Все они стали по-настоящему знаковыми (хоть и тщательно замалчиваемыми!) событиями уходящей советской эпохи.

Фаталисты, читая о них и смотря документальные фильмы, с придыханием произнесут слово «Судьба». Реалисты назовут это куда более ёмким, но менее пафосным словом «Бардак».

И будут правы. Разве не бардак, царивший в сердцах, умах и душах, поставил точку в существовании страны, которую кто-то назовёт великой, кто-то прекрасной, а кто-то ужасной? Каждый по-своему будет прав.

4-х палубные теплоходы

Теплоход проекта PV300 «Мустай Карим»

Четырехпалубные теплоходы – самые большие и самые новые суда на водных просторах России. В большинстве своем комфортабельность этих теплоходов на порядок выше 2-х и 3-х палубных собратьев. В частности, все каюты оборудованы санузлами. Большинство 4-х палубных теплоходов обслуживают иностранных туристов на маршруте Москва – Санкт-Петербург. Часть теплоходов обслуживают только российских туристов. Но практически на любой теплоход можно достать путевку, например, на рейсы в начале и конце навигации. Кроме того, многие компании продают путевки российским туристам на рейсы для иностранцев при наличии мест. Обычно такие маршруты идут с подписью «совместный круиз с иностранными туристами». Преимущества таких совместных круизов – высокий уровень сервиса, более тихое поведение попутчиков, возможность потренироваться в общении на иностранном языке. Недостатки – высокая стоимость путевки, цен на экскурсии, цены в барах, возможно экскурсионное обслуживание будет только на иностранном языке.

Абсолютное большинство 4-х палубных теплоходов управляется крупнейшими туроператорами:

Наиболее часто встречаются теплоходы проектов 301 и 302, которые шутливо называются в среде речников «чемоданами» из-за прямоугольной формы или «немцами» поскольку были произведены в Германии. Все каюты оборудованы санузлами, но будьте готовы к тому, что стандартная каюта лишь чуть больше чем стандартное купе в поезде.

Теплоходы проекта 92-016 – самые большие пассажирские речные суда в России – имеют длину 135,7 метров и пассажировместимость – 400 человек. Шутливо называются «крокодилами», видимо из-за своих размеров или скошенного носа. Как Вы догадываетесь, такое количество пассажиров не могло появиться просто так. На теплоходах данного проекта очень тесные каюты, особенно одноместные и двухместные двухярусные каюты. Один из теплоходов данного проекта – «Александр Суворов», тот самый который столкнулся с мостом в Ульяновске. В той катастрофе погибло 176 человек. Судно восстановлено и работает как круизное и сейчас.

Внешне «немцев» от «крокодилов» легко отличить по количеству труб – у теплоходов проекта 301 и 302 одна труба, у теплоходов проекта 92-016 – две трубы.

Теплоходы проектов q-056 и q-040 произведены в Австрии и встречаются на реках России значительно реже. По комфортабельности теплоходы проекта q-040 в оригинальной планировке несколько уступают своим собратьям из-за того, что каюты не оборудованы санузлами. Однако пароходства один за другим модернизируют данные суда.

Теплоходы проекта q-056 "Антон Чехов" и "Лев Толстой" до недавнего времени считались самыми комфортабельными на Волге. В частности, в кормовой части судна имеется крытый бассейн приличных размеров. Однако время не стоит на месте. Турфирмы стремятся удовлетворить запросы самых платежеспособных покупателей, в том числе из США и Европы. Теплоходы модернизируются один за другим. Обычно такая модернизация предусматривает увеличение площади каюты до стандартного отельного номера около 20 кв.м, санузел разумных размеров, перепланировка лестничных пролётов (чтобы угол наклона был меньше для пожилых туристов) или даже установка лифтов.

Самый большой корабль на волге

Мы с мужем были в круизе с 10 по 26 июля 2021 года. Впечатления самые позитивные. Вся команда работает слаженно, все хорошо организованно, все внимательны и всегда готовы ответить на все вопросы. Мы много путешествуем на теплоходах (в вашей компании первый раз), но так вкусно и разнообразно ,пожалуй, не кормили нигде. Развлекательная программа тоже на достойном уровне. Особенно хотелось бы отметить: Константина Ширяева, Вадима Чухрия, ансамбль "Красный Яр", театр "Тест", Валерия Никифорова, ведущего Сергея, Федора Соловьева. Очень понравились мастер-классы Елены Сулимы, было жаль с ней расставаться и надеюсь встретиться с ней в следующей навигации, чтобы еще научиться у нее чему-нибудь интересному. Хотелось бы отметить наиболее понравившиеся экскурсии: город Тетюши(там был самый лучший экскурсовод на всем маршруте-Наталья Геннадьевна Понедельникова); культурно-выставочный центр "Донская казачья гвардия" (Ростов-на-Дону); пешеходная экскурсия по Старочеркасской; инсценировка "Казачья свадьба"; музей истории Волго-Донского канала. Отдельное спасибо-за Ритуал Памяти, Это так торжественно и трогательно, мы навсегда это запомним. В заключение хочется сказать самые теплые слова благодарности каждому члену экипажа и наилучшие пожелания. Мы будем рекомендовать своим друзьям и знакомым совершать путешествия с компанией "Водоход"!

Это было первое подобное путешествие. Всегда как-то скептически относился и считал данный вид путешествий пенсионерским. Так что или я постарел или я ошибался :) Да, на корабле минимум людей младше 40 лет. Либо пенсионеры, либо пенсионеры с внуками. Но я нашел в этом плюс: нет шума и бесконечных детских визгов. Все спокойно, вежливо, без суеты. Для меня это оказалось идеальным отдыхом от социума.
Корабль:
Я ожидал худшего. Если вам нужно 5* то вас в Европу. Это нужно принять с самого начала и тогда все будет ок. В общем представьте купе поезда чуть большее по размеры и с туалетом, в котором и умывальник и душ. Обстановка корабля классика с ковролином. Но все добротно, чисто и свой функционал выполняет. Рестораны, бары, кофейня, детский клуб и прочее. Любой найдет чем заняться если вы настроены изначально на отдых а не на негатив и критику. Команда(абсолютно все) стараются на все 100% чтобы вы отдыхали и не испытывали дискомфорта. Всем огромное спасибо за их труд и старание! Лайфхак: старайтесь выбирать каюту в носовой или средней части, т.к там совсем не чувствуется вибрация и шум сердца теплохода.
Питание: Вау! Вы реально каждый прием пищи проводите в ресторане. Все очень вкусно, разнообразно и качественно и порции большие. Мясо, рыба, птица всегда. + веганское блюдо. Я брал расширенный пакет и вам рекомендую. Не дорого, но оцените. Огромное спасибо официантам и отдельное Спасибещще Александру! Все видит, слышит и помогает. Профи!
Экскурсии:
Мы не брали дополнительных. Включенные в тур не все интересны, экскурсоводы. как повезет. Одни рассказывают интересно и с богатым багажом знаний, другие состоят из слов паразитов и посредственного знания материала, у таких спит весь автобус.

Что взять исходя из личного опыта:
Стирка на корабле либо сервисом (за время круиза отдадите стоимость самих вещей), либо сами в раковине. По этому я вещи брал из расчета что не буду стирать и ежедневно менять. Благо футболки и белье не занимает много места. Для жены и дочки натянул скрученный бинт от ручки окна до крючка на шкафу. В санузле только жидкое мыло, так что берите то, что вам нужно сами. В каюте одна розетка и по этому брал тройник, чтобы все гаджеты ставить на зарядку. Воду дают из расчета 2 полторашек на человека (1 в одну сторону и вторую на обратный путь). Есть кулеры и по этому можно не выбрасывать бутылки и набирать повторно. Белье и полотенца меняют постоянно, с собой не берите. Даже пляжные выдают на стоянках. Берите наушники, чтобы своим же не мешать. Если есть бинокль то берите. Мне пригодился, т.к виды шикарные и полно разного зверья для разглядывания. Антисептики везде, так что возьмите только карманный объем.
Резюмируя: я отдохнул на 100%. Обязательно отправлюсь в круиз еще раз. Водоход не разочаровал и т.к другими компаниями не пользовался, то доверюсь им еще раз. Повторюсь, что это не тусовочный отдых. Наоборот, тихо и спокойно. Бальзам для нервной системы.
Всем хорошего отдыха!

Как замечательно ждать каждым летом встречи с командой теплохода "А.Суворов". Спасибо, что умеете сохранять на высоком уровне ваши лучшие традиции теплого, доброжелательного общения с путешественниками!
Особая признательность совершенно потрясающему шеф-повару, ее команде и дружному коллективу молодых официантов ресторана "Онега". Так держать!
Всем здоровья, а компании "Водоход" пожелание премировать профессионалов своего дела за волшебный талант делать нашу жизнь теплой и уютной , а отдых незабываемым .

Для тех, кто рассмотривает в небольшой круиз по Волге на корабле Александр Суворов. Корабль замечательный, команда очень внимательные. Каюты удобные, уборка ежедневная, полотенца меняют каждый день, с собой можно ничего не брать, всё можно приобрести на борту. Кипяток и питьевая вода в доступе круглосуточно.
Особая благодарность работникам кухни все что мы пробовали было очень вкусно и разнообразно. Обслуживающему персоналу отдельный респект, Ксении из Нижнего Новгорода особенно, девчата вежливые и вниматеные. Развлекательная программа на разный возраст, свободного времени на борту практически не было. Экскурсии по городам изумительные, прощание с Волгоградом до слез. Спасибо организаторам и капитану теплохода Александр Суворов. Всем советую! Спасибо огромное!

Несмотря на выдавшийся сложный год, с 15 по 25 сентября 2020г. состоялся наш четвертый круиз с любимым Водоходом на теплоходе "Александр Суворов"- путешествие по Волге от Казани до Астрахани и обратно. Волга поразила своим величием и живописными берегами. Жугулевские горы на обратном пути были желто-красными, глаз не оторвать! Посетили Самару, Саратов, Волгоград и Астрахань, окунулись в историю этих мест, на катерах с ветерком промчались по дельте Волге. Понравилось почти везде, но впечатления, естественно были по силе разными. Лотосы уже отцвели, но рыба в нашей матушке реке не переводится!
Как обычно отель-менеджером Евгенией Казаковой все было четко организовано, без сбоев, экскурсии с замечательными экскурсоводами. А на теплоходе круизеров развлекали под руководством зажигательного Тимура Сайфулина замечательные танцоры Александр и Юлия Чекмаревы, очаровательный цыганский ансамбль "Очи черные", виртуозные баянист Сергей Филиппов и пианистка Виктория Иванова. Незабываемый талантливый гитарист Юрий Нугманов украшал отдых своими необыкновенными концертами
В каютах и на палубах, как обычно, было чисто, в ресторанах вкусно и разнообразно кормили. Спасибо всей команде теплохода за отличный отдых! Надеемся на будущие круизы с Водоходом!
Семья Долженко, каюта 185

Большое спасибо команде круиза. Обслуживание, питание, команда теплохода были на высоте. Особые слова благодарности команде культурно- массовых мероприятий во главе с Казаковой Е. А. Она собрало высокопрофессиональную команду. Мы посещали практически все мероприятия. Особенно запомнились концерты и творческие вечера артистов: Сергея Филиппова, Юрия Нугманова, Александра и Юлии Чекмаревых. Александру и Юлии отдельные восторженные слова за время круиза я поверила, что могу танцевать сальсу и танго. Это просто восторг.

Благодарю команду теплохда А.Суворов за отличную организацию круизов в непростую навигацию 2020! Большое спасибо отель-менеджеру Казаковой Е.А. за профессионализм,такт,отзывчивость. Особая благодарность тур. бригаде и,особенно, ансамблю "Очи черные" и танцевальной паре Чекмаревых! Восторг и восхищение вызывает игра гитариста Юрия Нугманова! Гитарист мирового уровня и ему подвластно все! Ю.Нугманов-это большая удача для теплохода А.Суворов !Спасибо Юрий Александрович!




Я не в первый раз отправляюсь в круиз на теплоходе «Александр Суворов» и снова и снова выбираю маршрут именно на этот теплоход, потому что знаю: там нам обеспечен отличный отдых с познавательной и интересной программой.
На концертах всегда радостно видеть прекрасную танцевальную пару Александра и Юлию Чекмаревых, виртуозного гитариста Юрия Нугманова. А также в этом году мне понравился ведущий вечерней программы Андрей Цветков-Толбин. Он умеет развлечь отдыхающих веселой шуткой, привлечь нас к участию в интеллектуальных играх. Андрей создает на концерте атмосферу настоящего праздника , оставляющего каждый раз теплое чувство.
Отдельное спасибо за песни под баян, которые каждый год проводят на теплоходе для всех желающих прекрасные баянисты.
Спасибо всей команде теплохода, артистам, организаторам и поварам теплохода за прекрасный отдых!

В полной мере нас поймет лишь тот, кто, как и мы, не мыслит лета без путешествия на теплоходе. В этом году мы с особым чувством ждали открытия навигации и благодарим компанию «Водоход» за то, что круиз все-таки состоялся! Мы второй год путешествуем на борту теплохода «Александр Суворов» и были счастливы вновь попасть в его теплую дружественную атмосферу, создаваемую удивительной командой. Как же здорово было вновь увидеть уже ставшие родными лица сотрудников и артистов теплохода! Особенно счастливы были встретить танцевальный дуэт Александра и Юлии Чекмаревых, которые украсили наши концерты и сумевшие обучить сальсе и танго даже самых бездарных энтузиастов, к числу которых себя отношу; одного из лучших гитаристов мира, Юрия Нугманова, зажигательных солистов ансамбля «Очи черные» Александра Гусева и Татьяну Биалонс, виртуозного джазиста Леонида Бронштейна… Но какое путешествие без новых открытий и сюрпризов? Таким было знакомство с замечательным ведущим наших концертов, Андреем Цветковым-Толбиным, солистом Большого Театра - человеком ярким, добрым, интеллигентным и очень талантливым. Благодаря его искрометности, искренности и задушевности, вечера получались очень яркими и запоминающимися. А также благодаря голосу прекрасной певицы Ольги Тихомоловой, чей репертуар включает романсы, арии из опер и оперетт, народные и эстрадные песни.
Спасибо и сотрудникам ресторана, к «минусам» можно отнести лишь то, что кормили нас слишком обильно, вкусно и разнообразно, что серьезно грозило нашим фигурам.
Благодарим всю команду теплохода «Александр Суворов» за то, что сумели в непростых обстоятельствах нынешнего сезона организовать наш отдых наилучшим образом и обеспечить настоящий праздник!

Выражаю искреннюю благодарность творческому коллективу «Александра Суворова» за прекрасные музыкальные вечера!
У Леонида Бронштейна наверняка множество поклонников, но не могу не сказать свои слова восхищения.
Леонид Бронштейн — непревзойденный Мастер, пианист-виртуоз, настоящее украшение круиза, человек-праздник. Я б в путешествие на теплоходе «Александр Суворов» отправилась только ради встречи с этим блистательным музыкантом. Его концерты проходят на едином дыхании, становятся незабываемыми.
«Когда по клавишам твои скользили пальцы, каким родным казался каждый звук». Благодаря выступлениям Леонида Бронштейна круиз на теплоходе «Александр Суворов» можно назвать роскошным.
Браво, Маэстро!

Круиз закончен. И уже становится традицией оставлять отзывы о нем на сайте Водохода. В этом году нас было 13. Возможно, эта цифра и внесла негативные коррективы: из заявленных семи дней полноценных только пять, учитывая позднюю посадку на теплоход и ранее прибытие. Несколько поменялось расписание экскурсий. Причины для тревог у нас в общем были. Но рассеялись они очень быстро, благодаря, конечно же, слаженной работе всего коллектива теплохода Александр Суворов.
Чистота в каютах- не ясно, когда девочки успевали их убирать. Безупречная работа администраторов- Леночки и Дмитрия. И, конечно же ресторан. Каждая из нас — немного повар, но любой «поход» в ресторан таил интригу- чем же удивят сегодня. Спасибо Вам, Татьяна Евгеньевна, за такую великолепную организацию нашего питания! Ваши блюда туристы фотографировали не реже, чем другие события теплоходной жизни!
Не хлебом единым жив человек. Теперь о главном- это творческая бригада теплохода! Здесь нам особенно повезло. Задавал настроение Валерий Осипович. Его обаяние, искрометные шутки, бархатный голос и умение одинаково здорово и петь и говорить и даже. танцевать, еще раз доказывают, что на Суворове все артисты- универсалы!
Нам, наконец-то, посчастливилось впервые попасть на концерт Ольги Тихомоловой. Мы восхищены Вашим талантом!
Полюбившийся с прошлого года ансамбль «Очи черные» заряжает такой энергией, что хочется горы свернуть. Браво, Татьяна и Александр!
Зажигательные мелодии Сергея Филиппова и оригинальная манера исполнения так полюбилась зрителям, что сольный концерт Сергея «Баян-шоу» прошел с таким аншлагом, что многие программы центрального телевидения просто отдыхают.
Нам бесконечно повезло вновь услышать гитару Юрия Нугманова! После каждого Вашего концерта, Юрий Александрович, стихи писать хочется. А в этом круизе Вы подарили нам настоящую сказку- совместное исполнение музыкальных произведений с Леонидом Бронштейном. Для которого, кажется, любая музыка- исполнима, любой музыкальный инструмент в руках Леонида Иосифовича живет яркой насыщенной жизнью. И когда встречаются два таланта такого уровня- рождается чудо! Мы стали свидетелями такого рождения. Низкий Вам поклон! Мы получили колоссальное удовольствие.
И конечно же. наша первая и давняя любовь- Ольга Овчинникова. Именно Ваши песни привязали нас к теплоходу «Александр Суворов». Они- своеобразный знак качества, визитная карточка теплохода. Меняются артисты на Суворове, а Ваш хрустальный голос, как ручеек с чистой водой звучит над Волгой, задевая самые тайные струны нашей души. После Ваших концертов, как после причастия на душе светлей становится. Спасибо огромное!
Все, что происходило на Суворове в наш круиз хочется назвать одним словом- «Гармония!». Ни у одного из нашей «чертовой дюжины» ни разу, ни на секунду не возникло какого-либо неудовольствия или повода для грусти. Это говорит о безупречной работе всей команды теплохода, умением РУКОВОДСТВА круиза организовать работу коллектива, выделить приоритеты и продумать каждую мелочь.
За эти 5 дней мы прожили целую жизнь. Впечатлений теперь нам хватит надолго.
И пожалуйста, извините нас, дорогая наша Джульетта за то, что не на все Ваши мастер-классы нам удалось прийти. Мы исправимся, поверьте.
Уже завтра наш поезд прибывает домой. «Мы станем жить воспоминаниями». Спасибо!
Любим Вас! «И целуем. . . в самое сердце!»

Хочу выразить огромную благодарность всей команде теплоход А.Суворов. Спасибо надежному капитану Буренкову И.А., он работает на отлично! Спасибо директору круиза Казаковой Е.А. Умеет работать с людьми, уверенная, внимательная, отзывчивая, всегда с улыбкой. С ней решаются все вопросы. А как она поет! Спасибо директору ресторана Сметаниной Т.Е. и всему персоналу ресторана за высококлассное обслуживание. Любое блюдо очень вкусно приготовлено, прекрасно оформлено. Столы сервированы на высшем уровне. Персонал всегда с улыбкой, очень приветливые, с уважением относятся к людям. Татьяна Евгеньевна — Вы лучшая! Подняли ресторан на высшей уровень и подобрали замечательную команду. Спасибо артистической бригаде. После каждого концерта уходили с восторгом и восхищением. Какой был красивый, со слезами на глазах, концерт с песнями о войне. Все артисты выступали сердцем, все туристы в зале встали и рукоплескали. Долго еще будем вспоминать этот круиз. До новых встреч на Суворове.

Вот и завершился наш третий речной круиз с компанией «ВодоходЪ» на теплоходе «Александр Суворов». В этом году путешествовали из Казани в Пермь и обратно по реке Каме. Погода была чудесной, поэтому много времени проводили на палубе, любуясь дивной красотой прикамских высоких берегов и вдыхая чистейший ароматный воздух. Кама поразила своим величием, а посещенные города историческими событиями и людьми. Весь круиз нас сопровождал голос экскурсовода по маршруту Романа Баканова, который по радио знакомил отдыхающих с историей мест, мимо которых проплывали.
Круиз был организован директором Казаковой Е. замечательно. Это касается и чистоты во всех помещениях, и всеобщей приветливости, и вкусными разнообразными блюдами в ресторане, и прекрасной развлекательной программы, и на все вкусы экскурсионного сопровождения, и безупречного ювелирного управления нашим теплоходом. Особая благодарность капитану теплохода И. Буренкову.
Ежедневные вечера были «украшены» концертами. Бесконечно хотелось слушать виртуоза гитариста Юрия Нугманова и фортепианного импровизатора Леонида Бронштейна. Звонкий и чистый голос Ольги Овчинниковой переливался в народных песнях. А вокальный дует «Очи черные», танцевальный коллектив семьи Чекмаревых и самая главная «зажигалка» всех концертов Валерий Осипович превращали все концерты в настоящие шоу. Спасибо всем Вам за подаренную нам радость! До новых встреч!
Елена и Сергей , каюта 171, Рязань

Читайте также: