Самый дорогой камаз арктика

Обновлено: 06.07.2024

Самый крутой КАМАЗ — «Арктика» 8х8

У КАМАЗа есть немало интересных разработок, но этот КАМАЗ-Арктика 8х8 с кабиной К5 превзошел всех.

Он предназначен для работы в условиях Арктики и Крайнего Севера, где не место слабакам: несмотря на невероятные размеры, он способен проехать везде без исключения.

«Арктика» 8х8 — не первая попытка КАМАЗА создать супервездеход для Крайнего Севера. Ранее был выпущен КАМАЗ 6345 (на фото слева). Это вездеход с формулой 6х6, со старой кабиной и более скромными колесами. На фоне «Арктики» 8х8 он кажется небольшим и скромным. Да так оно и есть, тем более что новый вездеход улучшили по многим параметрам. Как заявил главный конструктор по спецпроектам НТЦ КАМАЗа Сергей Назаренко, в этом автомобиле новое буквально всё.

Под кабиной рядный камазовский турбодизельный двигатель Р6 объемом 12 литров и мощностью 450 л.с. При этом экологический класс мотора соответствует нормам Евро-5 и может быть повышен до уровня Евро-6.

«Арктика» получила четыре ведущих моста. В угоду вездеходным качествам максимальная скорость КАМАЗа была снижена до 55 км/ч. Мало? Это для трассы мало, а представьте, что вы едете на такой скорости по пересеченной местности, перемахивая через топи и взгорки.

Если на первой «Арктике» стояли шины шириной 80 см (для того чтобы машина имела допуск на дороги общего пользования), то на вторую «Арктику» установили шины для езды по слабонесущим грунтам. Их ширина — один метр, а радиус составляет 86 см. Такие колеса сделали вездеход более устойчивым и снизили давление на грунт, что, кроме всего прочего, позволяет наносить меньше вреда природе Арктики.

Размеры вездехода впечатляют не только на картинке, но и в цифрах, где нет места сантиметрам — только метры: длина — 12 метров, ширина — 2,53 метра, высота — 4 метра, а дорожный просвет — почти 0,7 метра.

Что касается краново-манипуляторной установки, то она нужна не только для загрузки кузова, но и для замены колеса. Ее грузоподъемность составляет 3 тонны. Сзади вездеход оснастили лебедкой с тяговой силой 2,5 тонны.

КАМАЗ-Арктика 8х8, кажется, готов ко всему. Не хватает ему только автономного жилого модуля со спальным местом. Но это, наверное, для слабаков.

КамАЗ-великан: самый большой грузовик из Набережных Челнов получил кабину К5 17:31, 28 января 2020 Версия для печати

В конце 2017 года Камский автомобильный завод впервые представил вездеходный грузовик Арктика. А на прошедшей осенью 2019 года выставке Комтранс было показано второе исполнение этой гигантской машины – с современной кабиной серии К5.

Об отличиях нового внедорожного гиганта от его первоначальной версии рассказал ведущий канала 4WHEELS Денис Сахаров.

— Это уже второй автомобиль в линейке снегоболотоходов Камаз. Первый был совершенно другим. У него была старая камазовская кабина третьего поколения, старый камазовский двигатель, был огромный жилой модуль. Теперь вместо этого модуля за кабиной расположен большой ящик для инструментов, причем выдвижной. За ним – запаска, кран-манипуляторная установка грузоподъемностью три тонны и бортовая платформа, в которую помещается полноценный 20-футовый контейнер.


Арктика – полноприводный снегоболотоход c колесной формулой 8х8 (предыдущая машина была 6х6). Здесь установлена кабина нового поколения К5 со спальным местом. Двигатель – Камаз Р6 и полноценный гидротрансформатор, шестиступенчатый автомат.


То есть колеса тут вообще не поворачивают – они слишком огромные. А поворачивает машина за счет сгибания рамы, как старые "Кировцы" – помните, во дворах раньше чистили снег? Сам узел сочленения был разработан при участии специалистов МГТУ им. Баумана. Сквозь этот узел насквозь проходят карданный вал, гидроцилиндры, рукава и шланги.

Широченные колеса на низком давлении шириной в один метр выходят за габарит 2550. В этом случае автомобиль не может эксплуатироваться на дорогах общего пользования. Есть и другие колеса, использовавшиеся в предыдущей версии Арктики. Они поуже, но повыше и входят в габариты. Давление в них также выше.


С такими колесами автомобиль может передвигаться по слабонесущим грунтам: машина не тонет.

Как устроена подвеска? Два передних моста на индивидуальных рессорах, а сзади подвеска балансирная. Межосевое расстояние огромное, применены нестандартные решения – очень длинные реактивные штанги, очень большой балансир.

Огромная кабина уже нового поколения К5 мало где успела засветиться. На магистральном тягаче 54901 тоже используется эта кабина шириной 2,5 метра. Здесь она в исполнении 2,3 метра, чуть-чуть поуже.

Чтобы подняться на этого монстра, нужно сначала открыть дверь, и потом только забираться. Целая наука! Ступеней много, зато обзорность просто супер.

В "узком" варианте К5 – всё то же самое, что и в широком. Запуск производится не с ключа, а с брелока. Есть кнопки старт и стоп, есть мультимедиа-проигрыватель, у водителя всегда есть доступ в интернет и к навигационной системе. Если нашлось время отдохнуть – можно зайти в соцсети и посмотреть киношку.


Моторный тоннель (в простонародье шахта) очень низкий, всего 170 миллиметров. Модуль управления КП Allison – кнопочный, обит кожей и выглядит винтажно. Передачи включаются нажатием соответствующей кнопки. Автомат, с точки зрения разработчика, на бездорожье лучше. Наверное, так и есть – для водителя будет гораздо удобнее. Включил режим D и поехал, а автомат будет сам решать, что лучше. Но чтобы под эту коробку подобрать соответствующие передаточные числа, чтобы сделать автомобиль более тяговитым, пришлось применить трехступенчатые мосты.


Мосты здесь очень интересные – гибридные. С виду задний мост самый обычный, от шасси 5320. Но он сочленен с колесными редукторами, то есть здесь три точки соприкосновения шестеренок. Итого получается передаточное отношение мостов – 15. Это очень тихоходные мосты, но пришлось так сделать, потому что шестиступка Allison несильно понижает передаточное число.

Есть специальный ящик с инвентарем – топорами, пилами, лопатами, канистрами. КМУ поднимает груз весом до трех тонн: по сути, Арктика может грузить сама себя.

Самый гигантский КАМАЗ — «Арктика» 8×8

Производители отечественного предприятия КАМАЗ в последнее время разрабатывают достаточно интересные модели транспортных средств, привлекающие к себе внимание.

Одной из самых ярких разработок бесспорно можно назвать гигантский КАМАЗ, получивший название "Арктика". Главной особенностью модели грузового автомобиля становится наличием экстремальной модификации.

Конструктивные особенности. Испытательный "КамАЗ-Арктика" с индексом 6355 получил новейшую кабину К5 от премиального тягача КамАЗ-54901. Вездеход имеет колесную формулу 8Х8, что позволяет без возникновения каких-либо проблем эксплуатировать его в любых условиях.

Грузовик также имеет бортовую платформу и краново-манипуляторную установку за кабиной. Автомобиль оснащен 12-литровым турбированным дизельным мотором. Его мощность 450 лошадиных сил. Вместе с ним работает шестиступенчатая автоматическая коробка передач, что добавляет удобства во время эксплуатации машины.

Условия работы. Согласно заявленным производителем данным и проведенным исследованиям, машина идеально подходит для работы в условиях Крайнего Севера и Арктики. Дорожный просвет грузовика составляет 600 миллиметров, а его общая высота более четырех метров. Еще одним положительным моментом становится шарнирно-сочленённая рама, представляющая собой сложный и дорогой элемент в конструкции, но с ней, застрявший на бездорожье автомобиль, способен вытянуть сам себя.

Экстерьер и интерьер грузовика являются очень современными. Кузов отличается резкими линиями, а также выразительным и эффектным передним бампером, выполненным из качественного пластика. Внешне экстерьер очень брутальный и резко граничит с другими грузовыми машинами отечественного производителя.

В салоне все сделано для удобства водителя. Учитывая тот момент, что автомобиль разработан для эксплуатации в сложных природных условиях, машина отличается высоким уровнем безопасности и надежности. Тканевый материал отделки является очень прочным. Приборная панель выполнена таким образом, что водитель без труда может воспользоваться всеми функциями помощи и оснащением грузовика, настраивая его работу под собственные пожелания.

Заключение. В настоящее время грузовой автомобиль выпускается серийно. Приобрести его могут крупные компании по предварительным заказам, так как количество сходящих с конвейера машин не велико. Стоимость каждого грузовика составляет 7,099 млн. рублей. Что касается оснащения, то наличие тех или иных опций обговаривается с покупателями лично, при заключении контракта на покупку грузовика.

Зил -130

Зил -130

Камаз Арктика 6х6 цена фото характеристики двигатель

Камаз Арктика

Камаз Арктика 6х6 самый дорогой автомобиль среди Камаза

КАМАЗ Арктика колесной формулой 6х6 это уже специализированное транспортное средство для перевозки грузов на грунтах с низкой несущей способностью, и по неуплотненному снегу. Дорожный просвет составляет 670 мм и весит такой вездеход массой 17 тон. Максимальная скорость вездехода 55 км\ч.

Камаз Арктика

Камаз Арктика

КАМАЗ Арктика перевозит груз массой 13 тон. На транспортном средстве применены шины низкого давления шириной 710 мм для создания большего пятна контакта. Диаметр колеса составляет почти 2 метра для улучшения геометрических свойств проходимости.

Технические характеристики

Технические характеристики

Технические характеристики

Не смотря, что установлены высокие шины автомобиль остается по ширине в габаритах простого Камаза . Применено совершенно новое рулевое управление, это сочлененная шарнирная рама, и узел сочленения. На автомобиле установлен жилой модуль за кабиной.

Узел сочленения

Узел сочленения

Жилой модуль

Он рассчитан на комфортное проживание в нем трем человек. Модуль оборудован хорошей теплоизоляцией. В модуле два спальных места для третьего спальник в кабине. Модуль оснащен кухонным отсеком. Установлена складная раковина, чайник, микроволновая печь, варочная панель, вытяжка.

Установлен кондиционер, так как и в Арктике может быть летом жарко. Много ящиков, полок для хранения пищи, вещей. Зона приема пищи, тут под спальником находится система управления воздушными отопителями и электроприборами. Встроен холодильник, вещевой отсек.

Вещевой отсек отапливаемый для сушки вещей. В противоположной стороне установлен сантехнический блок. В нем есть туалет и душ. Закреплен телевизор на стене, внизу расположен бак с питьевой водой. Внутри модуля встроен бензиновый генератор, он питает все электроприборы.

Камаз Арктика

Камаз Арктика

Жилой модуль можно снять с автомобиля на землю и он станет маленьким автономным домом.
КАМАЗ Арктика это полноценный внедорожник 6х6 формулой с полной блокировкой межосевого дифференциала. Несмотря на необычную компоновку применены все стандартные агрегаты для Камаза .

Камаз Арктика

Камаз Арктика

Мосты, кабина, коробка передач все серийное, и не займет много времени поставить на поток автомобиль . Совместная разработка Камаза и политеха им Баумана после испытаний и сертификации будет запущен в серийное производство.

Двигатель КАМАЗ 6345 Арктика

Двигатель КАМАЗ

Двигатель КАМАЗ

На КАМАЗ 6345 установлен 8 цилиндровый дизельный мотор с одной турбиной, соответствует стандарту евро-3. Мощность мотора 400 л\с, рабочий объем 11,76 л, максимальный крутящий момент 1764 Нм, диаметр цилиндра 120 мм, частота вращения 1900 об\м. Данный двигатель доработали и сократили расход топлива на 10 процентов.

Камаз Арктика цена

Цена такого автомобиля составляет от 7000000 рублей в зависимости от комплектации машины.

Арктический грузовик КамАЗ-6355 накануне испытаний и производства



Трехосный грузовик КамАЗ-6345

ПАО «КамАЗ» сообщает о скором начале нового этапа испытаний перспективной колесной платформы КамАЗ-6355. Четырехосный грузовик уже прошел проверку в условиях средней полосы и теперь ему предстоит продемонстрировать свои характеристики и возможности в Арктике. По результатам таких испытаний будет определено реальное будущее новой разработки.

Грузовики для Севера

В 2014 г. была принята государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», рассчитанная на период до 2020 г. В ней предлагался широкий круг мер разного рода, в т.ч. создание перспективных образцов техники, способных обеспечивать полноценную логистику в сложных условиях Арктики.

Разработка новой автомобильной платформы осуществлялась предприятием «КамАЗ» в сотрудничестве с кафедрой «Колесные машины» МГТУ им. Баумана и Московским политехническим университетом. Поддержку проекту оказывало министерство образования и науки. Уже в 2015 г. были представлены первые наработки по теме, а в 2017-м на одной из выставок показали полноценный опытный образец, построенный на основе новых решений.

Вездеходное транспортное средство (ВТС) КамАЗ-6345 «Арктика» представляло собой трехосное шасси на базе шарнирно-сочлененной рамы, пригодное для установки различных кузовов или специального оборудования. Все основные агрегаты были разработаны с учетом работы в холодном климате. В дальнейшем опытная машина КамАЗ-6345 прошла необходимые испытания на площадках завода-разработчика.


Конструкторские работы по теме «Арктика» на этом не закончились. В 2019 г. представили новый опытный образец, КамАЗ-6355. Это было четырехосное шасси на основе уже известных решений и некоторых новых идей. Позже второй вариант «Арктики» прошел заводские испытания. Как сообщается, проверки на площадках Научно-технического центра завода завершились успешно.

На днях «КамАЗ» сообщил о скором старте нового этапа испытаний. В июне КамАЗ-6355 отправится в Ямало-Ненецкий автономный округ, где пройдет проверку в условиях реальной эксплуатации. Опытному грузовику предстоит показать ходовые характеристики на всех ландшафтах и грунтах, характерных для Севера. Также он должен будет подтвердить расчетную работоспособность при температурах до -60°C.

Технические особенности

Грузовые шасси «Арктика», КамАЗ-6345 и КамАЗ-6355, построены с использованием общих решений, но заметно отличаются друг от друга, за счет этого обеспечивается разный уровень характеристик. Так, трехосный грузовик при полной массе 30 т способен перевозить 13 т груза, а четырехосная машина весит 40 т и перевозит 16 т.

Как и предшественник, КамАЗ-6355 строится на раме сочлененной компоновки с шарниром, обеспечивающим отклонение только в горизонтальной плоскости на угол до 45°. Такая мера позволила обеспечить максимально возможную маневренность и минимальный радиус разворота при длине машины порядка 14 м.


Восьмиколесное ВТС «Арктика» комплектуется турбированным дизелем «КамАЗ» новой модели мощностью 450 л.с. и автоматической коробкой передач Allison. Трансмиссия обеспечивает полный привод. Все агрегаты силового блока и трансмиссии доработаны с учетом эксплуатации при низких температурах.

Ходовая часть построена на мостах, выполненных на основе одной из существующих конструкций. Два передних моста устанавливаются на листовых рессорах. Две задние оси соединены жесткими продольными балансирами. Подобная конструкция ходовой части не может показывать высокие характеристики на сильно пересеченной местности, но полностью соответствует особенностям Арктики.

Шасси КамАЗ-6345/6355 могут комплектоваться двумя типами шин, обозначенными как «габарит» и «негабарит». В первом случае используются шины диаметром 1960 мм и шириной 716 мм. На таких колесах грузовик показывает удельное давление не более 1,5 кг/кв.см. «Негабаритные» шины отличаются меньшим диаметром (1920 мм) и увеличенной шириной (1052 мм). С ними удельное давление падает до 1,1-1,15 кг/кв.см.

«Арктика» оснащается кабиной К5, уже освоенной в других проектах «КамАЗ». Эргономика рабочего места водителя определена с учетом упрощения работы и управления всеми процессами. В задней части кабины имеется одно спальное место. Для эксплуатации на Севере предусматривается кондиционер и отопитель повышенной мощности. Также имеются средства обогрева лобового стекла и боковых зеркал.



КаамАЗ-6355 на выставке Comtrans-2019

За кабиной размещаются контейнер ЗИП и место для запасного колеса. Рядом находится гидравлический манипулятор «Инман» ИМ77 для работы с грузами. Максимальный вылет – 6,8 м, грузоподъемность – 1,1 т.

Опытное ВТС КамАЗ-6355 получило бортовой кузов. Серийные машины могут получать открытые и закрытые кузова, а также фургоны различного назначения. В частности, разработан полноценный жилой модуль с автономностью до 3 сут. Возможна установка специального оборудования – крановых, бурильных и иных установок.

Длина четырехосной «Арктики» достигает 12 м, ширина – 3,4 м, высота – 3,9 м. Клиренс превышает 600 мм. Снаряженная масса достигла 25 т, полная – 40 т. При таких размерах и весе, машина способна развивать скорость 50 км/ч. Высокие характеристики подвижности обеспечиваются как на дорогах общего пользования, так и на северном бездорожье. Шасси рассчитано на перемещение по мягкому и утрамбованному снегу, болотистой местности и т.д. Преодолеваются уклоны до 30° и броды глубиной 1,8 м.


Предприятие-разработчик раскрыло стоимость новой техники. В зависимости от модели и комплектации, ВТС будет стоить от 12 до 15 млн рублей. В результате этого «Арктика» становится самым дорогим изделием за всю историю завода «КамАЗ».

Вызовы и ответы

Вооруженные силы, гражданские и коммерческие структуры усиливают присутствие в Арктике и реализуют целый ряд важных проектов в сфере обороны, инфраструктуры или бизнеса. Основу арктической логистики составляют грузовые автомобили большой грузоподъемности, и от их характеристик зависит успешное выполнение намеченных планов.

В этом контексте руководство ПАО «КамАЗ» отмечает, что в нашей стране сейчас практически нет колесных платформ, способных перевозить грузы массой от 10 т в суровых арктических условиях. Существует, строится и эксплуатируется целый ряд грузовиков с подобными характеристиками, но они имеют ограниченный «северный» потенциал. Их конструкция лишь доработана под холодный климат, что смягчает эксплуатационные ограничения, но не убирает их полностью.

Текущий проект «Арктика» изначально разрабатывается с учетом всех вызовов и трудностей. Конструкция машины в целом и основных ее агрегатов адаптирована к работе в низких температурах. Шасси, включая шарнирное устройство и ходовую часть, выполнены простыми и эффективными, а также соответствующими условиям будущей эксплуатации.


Таким образом, впервые в отечественной практике для работы на Крайнем Севере создана не специализированная модификация готового автомобиля, а совершенно новая конструкция с особыми возможностями. Положительные последствия такого подхода очевидны. Предприятие-разработчик освоило новое направление и приобрело важные компетенции, а промышленность и армия теперь могут рассчитывать на получение техники, способной эффективно работать в Арктике.

Впрочем, пока не следует торопиться и проявлять излишний оптимизм. Автомобиль КамАЗ-6355 уже прошел испытания в условиях средней полосы, но еще не демонстрировал свои возможности в регионах будущей эксплуатации. Испытания такого рода начнутся в ближайшее время, и тогда станет понятен реальный потенциал техники.

Арктическое будущее

Можно ожидать, что будущие испытания «Арктики» в суровом климате покажут необходимость тех или иных доработок конструкции, но в целом будут успешными. Это откроет двум новым колесным платформам дорогу к серийному производству и к последующей эксплуатации в различных организациях.

Очевидно, что «Арктика» двух типов не будет производиться большой серией. Потребности армии и промышленности в такой технике значительно меньше, чем в «обычных» грузовиках. Кроме того, некоторое влияние на объем заказов окажет стоимость техники. Однако за рекордную цену Камский автозавод предложит заказчикам уникальное вездеходное транспортное средство с особыми возможностями – и выгоды от него полностью перекроют все расходы.

КАМАЗ создал вездеход для покорителей севера

Камский автозавод специально для крайнего севера создал вездеходное транспортное средство под названием «Арктика».

Новая машина разработана под госпрограмму «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Ее целями заявлены социальное развитие и освоение ресурсов Арктической зоны РФ.

«КАМАЗ-Арктика» представляет собой полноприводный вездеход 6x6, с классическим камазовским турбодизелем V8 и механической коробкой передач. Особенность конструкции вездехода — «ломающаяся» шарнирно-сочлененная рама. Такое решение вызвано габаритами колес: они у вездехода очень широкие, так называемого арочного типа. Как отмечает издание «Вести КАМАЗа», с их помощью решается проблема проходимости в особых климатических условиях и на нестабильных грунтах: заболоченных территориях, тундре, фирновых снегах. Шины могут быть двух размеров — более 1000 мм шириной (версия «Негабарит») и 700 мм (версия «Габарит»). Вариант «Габарит» позволяет передвигаться по дорогам общего пользования, вариант «Негабарит» предназначен для движению по дорогам с рыхлой поверхностью. Клиренс автомобиля — 677 мм. Максимальная скорость — 50 км/ч.

«КАМАЗ-Арктика» может использоваться как «альфамобиль», то есть головным в колонне других автомобилей. Машину планируют сертифицировать как снегоболотоход.

В разработке «Арктики» помимо КАМАЗа принимали участие два университета — МГТУ им. Баумана и Московский политех (бывший МАМИ). Расходы на разработку КАМАЗ разделил с Министерством образования и науки РФ.

Машина оснащена пассажирским модулем, в котором можно жить или ждать помощи в самых суровых климатических условиях как минимум трое суток. Здесь есть спальные места, душ и туалет, микроволновая печь, подогреватель, запас воды, умывальник, холодильник, ТВ, спутниковый телефон, варочная панель, электрогенератор, система кондиционирования. Жилой модуль разрабатывало СКБ МАМИ — конструкторское бюро Московского политеха.

В ближайшее время «Арктику» начнут испытывать в районах Крайнего Севера. Место для испытаний пока обсуждается: выбор стоит между Якутией и Ямалом. В течение нынешнего года построят еще один образец — с колесной формулой 8x8. На этой машине применят перспективную кабину K5 (от Mercedes-Benz Actros) и новейший двигатель P6, разработанный совместно с Liebherr.

КамАЗ-6345 / 6355 Арктика: технические характеристики

КамАЗ-6345 / 6355 Арктика: технические характеристики

Этот грузовик-вездеход, названный «альфа-автомобилем» от КамАЗа, стал ответом завода на программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», принятую Правительства России в 2014 году. Разработку и производство данного вездеходного транспортного средства Научно-технический центр ПАО «КамАЗ» произвёл совместно с Министерством образования России, МГТУ им. Баумана, Московским политехническим университетом и студенческим конструкторским бюро Московского автомеханического института. КамАЗ-6345 Арктика был разработан в двух вариантах: с колёсными формулами 6х6 (КамАЗ-6345) и 8х8 (КамАЗ-6355).

Первый их них был впервые представлен широкой аудитории на многоотраслевой выставке Вузпромэкспо-2017 в Москве. Это снегоболотоход, работающий на классическом КамАЗовском дизельном двигателе V8 и оснащённый механической коробкой переключения передач.

Четырёхосный КамАЗ-6355 с колёсной формулой 8х8 впервые был представлен отечественной публике осенью 2019 года, на выставке Комтранс-2019. Он был оснащён уже новой кабиной, типа К5. КамАЗ-Арктика стал первым из челнинских спецгрузовиков, на который установили новую кабину, выпускаемую на недавно открытом Заводе каркасов кабин ПАО «КамАЗ». Ширина данной кабины составляет 2300 мм.

Внутренний объём кабины нового образца – в полтора раза больше, чем у кабин предыдущего поколения. В связи с этим, инженерами была повышена мощность кондиционера и внедрён дополнительный электрообогрев для зеркал заднего вида, ветрового стекла, рулевого колеса, сидений и даже для спального места.

Электропитание автомобиля осуществляется от двух 12-ти вольтных батарей (сетевое напряжение 24 В) ёмкостью 210 Ампер-часов.

Уникальность и особенности КамАЗ-6345 / 6355

Это абсолютно новые разработки с точки зрения их конструкции – подобных машин Камский автомобильный завод никогда ещё прежде не создавал. Приоритетными задачами указанной правительственной программы по освоению Севера стали комплексное социально-экономическое развитие, прогрессирование науки и технологий, грамотное использование ресурсной базы российской Арктики при помощи использования прогрессивных технологий. Грузовик-вездеход от КамАЗа призван помогать исследователям первопроходцам (прежде всего – нефтяникам и газовикам, разработчикам недр), а также российским медикам и МЧС.

Уникальность и особенности КамАЗ-6345 / 6355

По имеющимся условиям, для работы в регионах Крайнего Севера и Арктики данный автомобиль может функционировать при экстремально низких морозах: до минус 50-60 градусов, и уверенно передвигаться в условиях полного бездорожья.

Рама, подвеска, ходовая часть КамАЗ-6345 / 6355

Ключевой особенностью вездехода КамАЗ-Арктика стала не типичная для грузовиков Камского автомобильного завода рама шарнирно-сочленённой конструкции: как у трактора «Кировец». Такая грузовая машина поворачивает не за счёт вращения колёс, а при помощи «ломающейся» рамы. Подобное решение было вызвано габаритами колёс: они у данного вездехода сделаны очень широкими, попросту не дающими достаточного ресурса для полноценного поворота.

Узел сочленения рамы оборудован двумя листовыми коробчатыми конструкциями, которые соединены двумя шарнирами шарового типа. Поворот вокруг оси осуществляется с помощью гидравлических цилиндров. Максимальный угол складывания равняется 45-ти градусам.

Шарнирно-сочленённая рама является подвижной в горизонтальной плоскости и обеспечивает минимальный радиус поворота. Узел сочленения унифицирован для разных колёсных формул. Поскольку специфика эксплуатации автомобиля не предусматривает сложно-пересечённую местность, конструкторы посчитали, что при недостатке сцепных свойств достаточно будет межколёсной блокировки. В целом, узел сочленения с одной степенью свободы надёжнее. В таком виде (но только с удлинённой передней секцией) конструкция была перенесена на вариант 8х8.

С помощью особых широких шин, которые составляют важную характерную черту КамАЗа-Арктики, достигается превосходная проходимость автомобиля в экстремальных климатических условиях и на грунтах нестабильного типа. На заболоченных территориях, в тундре, на фирновых снегах. Шины для данного вездехода представлены в двух размерах: в варианте «Габарит» они имеют ширину 700 мм, а тип «Негабарит» предполагает ширину свыше 1000 мм. Для установки на колёса широких негабаритных шин используются специальные расширители крыльев.

Рама, подвеска, ходовая часть КамАЗ-6345 / 6355

Первый вариант штатных шин Nortec TA-01 710/70 R38 (производства Алтайского шинного комбината) позволяет грузовику укладываться в предусмотренные Правилами дорожного движения габаритные параметры и передвигаться по дорогам общего пользования. Второй предназначен для поездок по грунтам с низкой несущей способностью.

Наружный диаметр первого варианта шин составляет 1960 мм, а их точная ширина равна 716 мм. Максимальная нагрузка на шину достигает 5,3 тонны, а внутреннее давление воздуха в ней – не более 160 кПа (1,63 кгс/см2). При таких показателях возможно обеспечивать максимальную скорость 60 км/ч и давление на грунт 140 кПа (1,43 кгс/см2). Масса колеса в сборе составляет 526 килограммов.

2-й вариант колёсного движителя (негабаритного типа) отличается несколько меньшим внешним диаметром широкопрофильной шины – 1650 мм, но зато увеличенную до 1050 мм ширину. Благодаря пониженному до 113 кПа (1,15 кгс/см2) удельному давлению достигается лучшая проходимость на деформируемой опорной поверхности, однако появляются габаритные ограничения для движения по дорогам общего назначения. Одна негабаритная шина весит 388 килограммов.

На выставочном четырёхосном КамАЗе-Арктика в версии «негабарит» были установлены китайские бескамерные шины Henan размерностью 66х43.00-25.

При длине 12 м угол складывания рамы в 45° обеспечивает диаметр разворота в 32 метра.

Рама, подвеска, ходовая часть КамАЗ-6345 / 6355-01

В конструкции подвески были выбраны следующие технические решения. Передняя подвеска данного автомобиля выполнена рессорной – за её основу взята задняя подвеска КамАЗ-5460 и задний мост от грузовика КамАЗ-6520. Амортизаторы и стабилизатор привлечены при этом от подвески КамАЗ-65225.

Задняя подвеска – балансирного типа. Мосты – трёхступенчатые, с передаточным числом 15. Это особенные тихоходные мосты, разработанные конкретно для КамАЗа-Арктики.

Сзади смонтирована лебёдка с тяговой силой 2,5 тонны, которой будет вполне достаточно для выполнения всевозможных аварийно-спасательных задач.

Двигатель и трансмиссия КамАЗа-Арктики

Трёхосные КамАЗ-6345 оснащаются традиционными V‑образные «восьмёрки» КамАЗ‑740.37–400. Это двигатель мощностью в 400 лошадиных сил (294 кВт), достигаемой при 1900 об/мин; максимальным крутящим моментом 1765 Н.м, достигаемым при 1300 об/мин; с индивидуальными алюминиевыми головками, турбонаддувом, ОНВ, электронным управлением и системами топливоподачи типа Коммон Рэйл. Рабочий объём данного восьмицилиндрового двигателя равен 11,76 л. Диаметр цилиндра составляет 120 мм, ход поршня – 130 мм. Степень сжатия равна 18 к 1. Габаритные размеры – 1212×908×1050 мм. Масса двигателя равна 885 кг.

Четырёхосник КамАЗ-6355 оборудован перспективной шестицилиндровой рядной силовой установкой КамАЗ Р6 910.12, которая развивает мощность в 450 лошадиных сил (331 кВт), при 1900 об/мин. Наибольший крутящий момент двигателя составляет 2059 Н·м и достигается при частоте вращения 1300 оборотов в минуту.

Этот новый мотор КамАЗа, запущенный в производство в 2017 году, был разработан и сделан на основе 12‑литрового дизеля Liebherr D946, который изначально использовался только на строительной технике, не на автомобилях.

Двигатель КамАЗ Р6 910.12 схож со многими другими европейскими рядными дизелями для тяжёлых грузовиков: у него чугунный блок, мокрые гильзы; распределительный вал расположен в блоке; привод клапанов осуществляется штангами; шестерни газораспределительного механизма и насосов – со стороны маховика. Точный рабочий объём этого мотора составляет 11,946 литра, диаметр цилиндра 130 мм / ход поршня 160 мм. То есть, Камский автозавод тут отошёл от привычного своего диаметра поршня 120 мм.

Двигатель и трансмиссия КамАЗа-Арктики

Дизель КамАЗ Р6 910.12 оснащён одноступенчатым турбонаддувом, ОНВ, электронным управлением топливной системой Common Rail, системой подачи горючего аккумуляторного типа, бортовой диагностикой. Степень сжатия составляет 17.5 к 1. Габаритные размеры двигателя: 1373×927×1156 мм (длина / ширина / высота). Масса нетто дизеля КамАЗ Р6 910.12 равна 1140 кг.

Моторные отсеки данных автомобилей оборудуются опцией электрического подогрева двигателя, а также жидкостными подогревателями.

Также, арктическая адаптация дизеля потребовала применения морозостойких РТИ, выдерживающие до –80 °С, концентрированного антифриза, синтетических масла и смазки; а также установки топливных фильтров с дополнительным электрическим обогревом. Картер двигателя снизу снабжён мощной защитой в виде поддона, армированного крепкими защитными дугами.

Сцепление применено фрикционное, дисковое, сухого вида, модели MFZ 430.

Трёхосный КамАЗ-6345 6х6 оборудован 16-ступенчатой механической коробкой передач модели ZF 16 S1822.

КамАЗ-Арктика 8х8 оборудован шестистуспенчатой автоматической коробкой переключения передач от компании Allison – модели Allison 4500 – с электронным управлением, использующим CAN-шину.

Крутящий момент распределяется двухступенчатой раздаточной коробкой КамАЗ-633-1800020 с понижающей передачей, пневматическим управлением и блокируемым межосевым дифференциалом.

К передним колёсам КамАЗа-Арктики передаётся 27,5% номинальной мощности двигателя, а 72,5 процента – к колёсам задним. На машине используются оригинальные ведущие мосты КамАЗ-6355 с тройной передачей и колёсными редукторами, передаточным отношением главной пары в 15,239.

Жилой модуль (КамАЗ-6345) или хозблок и КМУ (КамАЗ-6355) за кабиной

Ещё одна важная особенность данной машины – наличие развитого жилого модуля – полноценного жилого пространства, в котором можно автономно проживать с комфортом, несмотря на самые суровые климатические условия, не менее трёх суток.

В оснащение жилого модуля входят спальные места, умывальник, душ и туалет, бойлерный подогреватель, запас воды, микроволновая печка, варочная панель, холодильник, телевизор, спутниковый телефон, генератор электричества, большое количество встроенных ящиков и полок. В качестве дополнительной опции, в жилом модуле КамАЗ-6345 предусматривается установка кондиционеров. Т.е., рабочие на борту могут полностью изолировать себя от комаров, мошкары и гнуса.

Жилой модуль (КамАЗ-6345) или хозблок и КМУ (КамАЗ-6355) за кабиной

Располагается жилой модуль между кабиной и кузовом грузовика. Он не соединяется с водительской кабиной напрямую, но имеет переговорную станцию с ней. При необходимости, жилой модуль можно вовсе снимать с машины, при помощи подъёмного крана.

Сама машина работает на дизельном топливе, а электрогенератор жилого модуля – на бензине. Поэтому возить с собою нужно оба вида горючего. Впрочем, в будущем возможно применение дизельного электрогенератора вместо бензинового.

Во втором, четырёхосном варианте 8х8 вездехода КамАЗ-Арктика, автономный жилой модуль отсутствует. Его место за кабиной заняли запасное колесо, краново-манипуляторная установка Инман ИМ77 производства Ишимбайского кранового завода и хозяйственный блок для размещения различных инструментов и приспособлений.

Хозблок (как и жилой модуль КамАЗ-6345) оборудован трёхсекционной складывающейся лестницей и выдвижным механизмом, для обеспечения доступа ко всему его содержимому. Краново-манипуляторная установка Инман ИМ77 смонтрирована перед кузовным отсеком, при её помощи можно загрузить машину или поменять колесо. Максимальная грузоподъёмность данной установки составляет 3000 кг. При максимальном вылете стрелы (6,8 м), грузоподъёмность составляет 1100 кг. Кузов машины – стандартный, с откидными бортами.

Кабина КамАЗа-Арктики

Вездеход укомплектован кабиной типа F1T (удлинённой с низкой крышей и низким моторным тоннелем, есть одно спальное место). Она закреплена на раме на четырёх сайлентблоках. Установлена кабина высоко. Взобраться в неё можно по шести ступеням, приём поручни с обеих сторон не покажутся конструкторским излишеством.

На рабочем месте водителя не нужно манипулировать рычагами управления полноприводной трансмиссией. Всё максимально упрощено – как раз для тыкания пальцами в рукавице. Под правой рукой шофёра находится компактная и удобная «тумбочка» с селектором автоматической коробки передач Allison.

Кабина КамАЗа-Арктики

В целом, панель приборов в кабине привычная КамАЗовская. Имеется уютный одноместный «спальник» – около задней стенки. А прямо над головой водителя размещён стандартный мультимедийный блок, в котором предусмотрено даже наличие тахографа.

Некоторые технические характеристики КамАЗ-6345 в цифрах

  • Снаряжённая масса – 17 тонн.
  • Грузоподъёмность – 13 тонн.
  • Общая масса автомобиля – 30 тонн.
  • Габаритные размеры: длина – 11070 мм, ширина – 2530 мм, высота – 4000 м.

Некоторые технические характеристики КамАЗ-6345 в цифрах

  • Снаряжённая масса – 25 тонн.
  • Грузоподъёмность – 15 тонн.
  • Общая масса автомобиля – 40 тонн.
  • Габаритные размеры: длина – 12000 мм, ширина – 2530 мм, высота – 4000 м.
  • База автомобиля – 2080 + 4405 + 2320 мм.
  • Ёмкость топливных баков: 2 по 350 литров солярки (в версии 6х6) или 2 по 400 л (в варианте 8х8).
  • Радиус поворота – 12 метров (КамАЗ-6345 6х6); 14 метров (КамАЗ-6355 8х8).
  • Угол переднего въезда – 27 градусов.
  • Внутренняя длина грузовой платформы – 5 метров, погрузочная высота – 2,2 метра.
  • Максимальная скорость – 65 км/ч.

Стоимость снегоболотохода КамАЗ-Арктика

Цена этого специального грузового транспортного средства, установленная предприятием-изготовителем осенью 2019-го года, находится в диапазоне от 12 000 000 до 15 000 000 рублей. Такие цифры делают КамАЗ-Арктику самым дорогим грузовиком в истории Камского автомобильного завода. О серийном производстве, естественно, речь не идёт: только о мелких партиях, для конкретных заказчиков – государственных структур и нефтегазовой отрасли.

Стоимость снегоболотохода КамАЗ-Арктика

То, что эта специальная машина востребована и конкурентоспособна, сомнению не подлежит. КамАЗ-Арктика обладает рядом ключевых преимуществ для выполнения транспортных работ в суровых климатических условиях – жизнестойкостью конструкции, высокими тяговыми динамическими качествами.

В 2017 году, после всесторонних испытательных заездов на территории НТЦ в Набережных Челнах и появления на выставках, КамАЗ-6345 отправился в суровые регионы нашей страны (в Якутию) для продолжения испытаний уже в условиях Крайнего Севера.

«КАМАЗ Арктика»: этот российский вездеход удивит любого

Арктическому семейству предписано одинаково успешно передвигаться по дорогам общего пользования и непроходимой местности (снежной целине, тундре, сыпучему песку и другим слабонесущим грунтам) без нанесения ущерба растительному покрову и почве. Помимо этого, вездеходы станут заделом для создания дистанционно управляемых, роботизированных транспортных средств.

ДЛЯ ШТУРМА СЕВЕРНЫХ ШИРОТ

Если посмотреть на российский рынок внедорожной техники, то легко обнаружить, что здесь в основном представлены машины, пригодные для использования в средней полосе и совсем не приспособленные для эксплуатации в экстремальных условиях. Особенно ощущается дефицит тяжелых моделей грузоподъемностью 10 тонн и выше, в том числе для работы в арктической зоне. На снегоболотоходы-большегрузы, способные работать при температуре до –60°С, и сделали ставку.

«КАМАЗ Арктика»: этот российский вездеход удивит любого

«Складываю­ща­яся» рама — гарант маневренности вездехода.

В альянс, который возглавил КАМАЗ, вошли Московский Политех, НТЦ «Промышленный дизайн», МГТУ им. Баумана и компания «Автодизайн». У руля проекта встал главный конструктор по инновационным продуктам НТЦ «КАМАЗ» Сергей Назаренко. Ядром проекта станут машины с колесными формулами 6х6 и 8х8. Они будут использоваться преимущественно для перевозки грузов, буксировки прицепов, монтажа спецоборудования и инженерных установок народно-хозяйственного назначения. Ходовые качества вездеходов позволяют им выступать в роли транспортных средств, которые будут прокладывать путь колонне общетранспортных автомобилей.

«КАМАЗ Арктика»: этот российский вездеход удивит любого

«КАМАЗ Арк­тика» строился с использованием немалого числа серийных агрегатов.

«КАМАЗ Арктика»: этот российский вездеход удивит любого

Сзади установили тросовую лебедку.

Надо сказать, что КАМАЗ и его партнеры машинами такого типа прежде не занимались. Поэтому им пришлось решать ряд новых сложных задач. По замыслу создание единого семейства трех- и четырехосных вездеходов, базирующихся на агрегатах серийных КАМАЗов, которые дополнены оригинальными системами и устройствами, обеспечивающими сверхвысокую проходимость, обеспечивает снижение затрат на производство и значительно облегчает проведение ТО и ремонта, в том числе в отдалении от ремонтных баз.

«ОБУВЬ» НА ЗАКАЗ

Компоновку и многие инженерные решения вездеходов во многом определил выбор движителей. Изучив отечественный и зарубежный опыт, разработчики остановились на колесах предельно возможного для данного случая размера. За решение этого вопроса взялся МГТУ им. Баумана. Поскольку к колесам для работы на бездорожье предъявляются весьма противоречивые требования — минимальное давление на подстилающую поверхность, высокие сцепные свойства и возможность движения вездехода по дорогам общего пользования — конструкторы пошли по пути создания двух видов движителей: «Габарит» и «Негабарит».

«КАМАЗ Арктика»: этот российский вездеход удивит любого

Снизу двигатель защищает специальная панель.

Версия «Габарит» обеспечивает незначительное давление на грунт и возможность движения вездехода по дорогам общего пользования. Поскольку внешняя ширина грузовика должна укладываться в 2,55 м, для размещения шин остается не много места. При этом необходимо, чтобы опорная поверхность движителей была максимально возможной. В соответствии с этими условиями наружный диаметр шины определили величиной 1960 мм, а ширину — 716 мм. Максимальная нагрузка на шину — 5,3 тонны. Максимальная скорость — 60 км/ч.

«КАМАЗ Арктика»: этот российский вездеход удивит любого

Изюминка машины — узел сочленения.

У варианта «Негабарит» меньший диаметр широкопрофильной шины — 1650 мм, но зато увеличенная до 1050 мм ширина. За счет сниженного удельного давления улучшается проходимость на мягких грунтах, но нельзя двигаться по дорогам общего пользования. Скорость ограничена 50 км/ч. После установки этих колес на машину монтируются расширители крыльев, защищающие кабину от грязи.

«КАМАЗ Арктика»: этот российский вездеход удивит любого

Неразрезной передний мост с рессорной подвеской.

Не дожидаясь, пока освоят выпуск новых шин, внедорожники «обули» в наиболее близкие серийные аналоги. Самой подходящей в рамках варианта «Габарит» оказалась радиальная шина Nortec TA-01 710/70R38 (наружный диаметр — 1920 мм, ширина профиля — 710 мм), применяемая на сельхозтракторах. Для версии «Негабарит» лучшей оказалась модель 66х43.00R25 SB-1, используемая на тракторах «Кировец» К-700 и К-701. Ее наружный диаметр составляет 1650 мм, ширина профиля — 1052 мм. Серийные шины не приспособлены для работы при очень низких температурах, но для проверки ходовых качеств опытной машины это оправданно.

«ЛОМАТЬСЯ», НО НЕ СДАВАТЬСЯ

Как и предполагалось, первенцем стала модель КАМАЗ-6345‑3101 с колесной формулой 6х6 грузоподъемностью 13 тонн. Внушительные размеры колес заставили создателей реализовать шарнирно-сочлененную схему. Для этого лонжеронную раму разрезали на две части, соединив между собой механизмом, обеспечивающим их взаимный поворот в горизонтальной плоскости на угол ±45°. Узел сочленения представляет собой две коробчатые конструкции, связанные парой шаровых шарниров. Перемещение секций вокруг вертикальной оси выполняют гидроцилиндры, размещенные внутри рамы. Это позволило защитить штоки гидроцилиндров от грязи и механических повреждений, использовать в качестве заднего упора стандартную поперечину рамы, сделать унифицированными точки крепления гидроцилиндров для трех- и четырехосных моделей. «Ломающаяся» рама обеспечила трехоснику длиной 11 м минимальный радиус поворота (по наружному переднему колесу) 12 или 14 м в зависимости от типа установленных шин.

«КАМАЗ Арктика»: этот российский вездеход удивит любого

Неповтори­мый колорит вездеходу придают перелицованная кабина, оригинальный бампер, масса поручней и лестниц.

Энергетику КАМАЗ-6345‑3101 полной массой 30 тонн обеспечивает дизель КАМАЗ-740.37‑400 (V8, 11,76 л) мощностью 400 л. с. В силовую цепочку входят однодисковое диафрагменное сцепление MFZ 430 с дистанционным пневмогидравлическим приводом, механическая 16‑ступенчатая коробка передач ZF 16S 1822, двухступенчатая раздаточная коробка КАМАЗ-633‑1800020, оснащенная блокируемым межосевым дифференциалом, и заимствованные у КАМАЗ-6520 ведущие мосты с колесными редукторами. Причем к передним колесам подводится 27,5% мощности мотора, к задним — 72,5%.

«КАМАЗ Арктика»: этот российский вездеход удивит любого

На всех мостах установлены стабилизаторы поперечной устойчивости.

Передняя подвеска рессорная. В ней используются упругие элементы от задней подвески КАМАЗ-5460, тогда как амортизаторы, стабилизатор поперечной устойчивости со стойками, буферы и другие детали достались от КАМАЗ-65225. Задняя подвеска — это пара жестких балансиров, которые связаны ведущими мостами с помощью четырех упругих опор. В ходовой части использованы реактивные тяги и стабилизаторы поперечной устойчивости.

«КАМАЗ Арктика»: этот российский вездеход удивит любого

3. Брутальность дизайна КАМАЗ-6345‑3101 трудно отрицать.

Дорожный просвет вездехода с шинами «Габарит» достигает 677 мм, а угол переднего въезда — 27°. Запас топлива хранится в двух баках объемом по 350 л каждый. На задней секции вездехода разместили грузовую платформу длиной около 5 м с откидными бортами и тяговое устройство. При этом погрузочная высота составляет 2,2 м. Под кузовом в задней части рамы закрепили гидроприводную лебедку с тяговым усилием 22,5 тонны.

К УСЛУГАМ ЭКИПАЖА

Над внешней архитектурой и интерьером «КАМАЗ Арктики» трудились сотрудники НТЦ «Промышленный дизайн», а их челнинские партнеры из компании «Автодизайн» изготовили жилой модуль, силовые и каркасные элементы, композитные детали нижнего пояса. В процессе поисковых работ решили, что главными визуальными элементами станут «облагороженная» камазовская кабина и отдельно расположенный бытовой отсек. Кабину дополнительно утеплили, оборудовали поручнями и боковыми лесенками, сверху установили проблесковые маячки. Удачно вписался в общую композицию массивный бампер, в котором под защитными решетками притаились основные фары, размещенные в два яруса по высоте. Бытовой отсек представляет собой каркас, обшитый стеклопластиковыми панелями, внутренние полости межу которыми заполнены теплоизолирующим материалом. Объем жизненного пространства и внутреннее оснащение позволяют путешествовать трем членам экипажа, которые в случае ЧП могут ожидать помощь извне минимум трое суток. Для отдыха служат широкие и мягкие спальные полки, расположенные в два яруса у передней стенки и одна в кабине. Рядом находятся откидной стол и платяной шкаф. Под нижней полкой устроен вместительный отсек для багажа и холодильника. У противоположной стенки находятся еще одно сиденье и кухонный блок, который включает варочную панель, микроволновую печь, раковину, вытяжку, ящики для хранения продуктов, 200‑литровый бак для воды. Автономный отопитель поддерживает нужный микроклимат при температуре окружающего воздуха до –50° С. Летом действует кондиционер. В штатную комплектацию входит санузел. В бытовой отсек можно попасть только снаружи, с помощью лестницы, которая в походном положении задвигается под его дно. Для удобства экипажа — площадки, дополнительные ступеньки, поручни и лестницы. Модуль можно в любой момент демонтировать, сделав из него отдельное компактное жилище со всеми удобствами.

«КАМАЗ Арктика»: этот российский вездеход удивит любого

Штатное оснащение включает кухонный блок и санузел.

«КАМАЗ Арктика»: этот российский вездеход удивит любого

К услугам экипажа — удобные спальные места и откидной столик.

КАМАЗ-6345‑3101 прошел все лабораторные испытания, после чего в Набережных Челнах машина выполнила цикл тестовых заездов. Вездеход ждут холодные регионы страны, где он пройдет серьезную проверку.

Продолжаются работы по четырехосной модели, которую планируют построить в конце текущего года. Грузоподъемность машины достигает 16 тонн, полная масса — 40 тонн. Возросшая грузовместимость позволяет разместить увеличенный по объему жилой модуль и более внушительные надстройки. Внедорожник оснастят дизелем КАМАЗ-910.12 (450 л. с.) и 6‑ступенчатой АКП Allisоn. Ресурс мотора, выпуск которого помогает осваивать компания Liebherr, будет составлять 1,5 млн км.

Читайте также: