Система охлаждения сааб 9000 схема

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Дорабатываем систему охлаждения. Электрическую часть. :)

Или меняем — так, наверное проще. После того, как я выкинул штатный интеркулер и поставил фронтальник в юбку — мне не давали покоя два момента:

1. Куча свободного места перед радиаторами. Реально куча, порядка 9.5 см. от радиатора кондиционера до телевизора.

2. Полное отсутствие свободного места между турбиной и радиатором — все что можно и нельзя — занимал штатный вентилятор.

И решил я, что это нехорошо. Сначала долго изучал универсальные вентиляторы, потом их системы крепления, потом лазил с рулеткой и какой-то матерью…а потом я нашел вот это:

Штатная спарка НАГНЕТАЮЩИХ вентиляторов от Нивы. Т.е. уже изначально ориентированных на установку перед радиатором.

Уже на раме, уже с креплениями.

Цена вопроса — меньше 3000. Качество внешне — вполне приличное — все аккуратно, на крыльчатках есть балансировочные грузы, о края крыльчаток реально можно порезаться — проверил лично. :(

Прикупил я это дело, договорился с Игорем на Варшавке, показал фронт работ, поставил задачу из серии. "Хрен знает как но влезть должно, я проверил!", и загнал к ним Зеленого.

Который тут же попал в умелые руки механика Паши, ну и вообщем почти до вечера в них и находился. Павлу я могу только еще раз выразить свое уважение и сказать огромное спасибо, ибо совершенно нестандартную для сервиса работу он сделал исключительно вдумчиво, качественно и аккуратно. Также огромное спасибо электрику Сергею за не менее вдумчивое подключение спарки с использованием штатных реле и предохранителей (9k изначально позволяет использование двух скоростных вентиляторов, поэтому каждый из вентиляторов получил свое реле и свой предохранитель). Ну и разумеется Игорю, который как мастер присматривал за процессом и подавал умные мысли. :)

Кроме самого блока вентиляторов — нам понадобились два угловых кронштейна из строительного магазина и две резиновые втулки (опоры радиаторов) от 9-5.

Итак, фото. Их не много, но суть они передают. Разумеется, все это возможно только при условии наличие правильного фронтального интеркулера (в моем случае — сделанного Андреем Ком четко под 9k) вместо штатного.

Взгляд спереди, гудки пока убраны.

Вид снизу — на переднем плане интеркулер в юбке, также видны доработанные по месту угловые кронштейны (золотистого цвета по краям):

Кронштейны, крупный план — вид сверху — кстати, под ними и крепление интеркулера, которое теперь сверху зажато новыми кронштейнами:

В кронштейнах сделаны отверстия, в отверстия вставлены штатные резиновые втулки крепления радиаторов от 9-5. Подошли под опять-таки штатные Нивовские кронштейны идеально.

Основная нагрузка у нас в итоге пошла на нижние кронштейны, поэтому задача верхних креплений — просто не дать вентилятором болтаться.

Подкладываем резиновые прокладки (вырезали из старого патрубка — оригинал Сааб, все по заводу;)))

Справа — фиксируем болтом в штатный кронштейн на радиаторе кондиционера:

Слева — фиксируем стяжкой опять-таки к боковине радиатора кондиционера:

Далее Зеленый попадает в руки к электрику Сереге. Который выкидывает штатные вазовские разъемы с вентиляторов и ставит родные саабовские. До левого вентилятора проводка дотянулась без доработок, до правого — пришлось слегка удлинить. Под левый задействовано реле и предохранитель малой скорости вращения, под правый — высокой. Ну и на разъем высокой подключена дополнительная земля в разъем, поскольку изначально на обе скорости идут два плюса и одна земля. Мы же делаем полностью параллельное подключение:

Ну и финальный вид — со снятой решеткой, со стоящей — отличий от стока вообще не видно:

Теперь впечатления. Как не странно, при включении спарка дает меньший пинок по системе электроснабжения. Хотя по уму она мощнее. Возможно, сказывается усталость старой крыльчатки.

Вибрации не обнаружено. Звук стал громче, тут сомнений нет — снаружи машины рев такой, что +15 км/ч как минимум. :) В салоне его почти не слышно. Вернее, если у меня включено радио как обычно или например дует вентилятор отопителя — вообще не слышно. Если музыку выключить или приглушить — слышны верхние нотки воя спарки, но на мой взгляд — они не мешают вообще.

В данный момент — оба вентилятора включаются одновременно. Насколько это надо — будет понятно летом, пока выводы делать рано. Возможно, оставлю так, возможно — задействую штатную схему двух скоростей, просто разнесу ее на два вентилятора. Благо, все разъемы остались штатными, и перекинуть пару проводов в штатной коробке проблемы не составит.

Также сразу вывели провод для подключения кнопки принудительного включения вентиляторов. Попозже поставлю на всякий случай. Когда придумаю, куда и какую.

Ну а дальше — будем продолжать тестирование. :) Штатный вентилятор пока висит мертвым грузом, на днях сниму и отправлю на заслуженный отдых. Ибо надо еще придумать нормальное крепление клапана APC, который висит на его кожухе. Но мысли уже вообщем-то есть.

Ну и еще раз огромное спасибо Паше, Серега, Игорю и всем прочим, кто крутил пальцем у виска, глядя на происходящее на Варшавке. :)

Как сменить охлаждающую жидкость на Саабе 9000 самостоятельно?


В последнее время все большую популярность приобретает ремонт транспортного средства собственными руками. При этом владелец автомобиля может быть уверен в качестве выполняемых работ, а также в экономии денежных средств. На Saab 9-5 замена охлаждающей жидкости происходит согласно техническому руководству пользователя в срок, установленный производителем. Для того чтобы качественно заменить антифриз необходимо вооружиться пошаговой инструкцией пользователя и четко соблюдать все необходимые этапы.

Функции ОЖ в системе охлаждения

В Саабе 9000 замена охлаждающей жидкости должна происходить каждые 50 тысяч километров. В противном случае автомобиль ведет себя крайне непредсказуемо:

  • Появляются посторонние звуки при движении транспортного средства, а также на холостом ходу.
  • Происходит общее понижение мощности автомобиля.
  • Происходит выделение специфического запаха из системы.
  • Происходит коррозия основных элементов радиатора.

Согласно техническому руководству пользователя, основной функцией антифриза является охлаждение системы радиатора транспортного средства. В случае недостаточного количества охлаждающей жидкости автомобиль реагирует незамедлительно – на датчиках температурного режима появляются повышенные температурные значения.

Как самостоятельно сменить ОЖ в Саабе 9000?

Список инструментов для замены охлаждающей жидкости в Саабе 9000 достаточно невелик. В первую очередь, как начинающему, так и опытному водителю, понадобятся:

  • Перчатки для защиты кожи рук.
  • Ветошь.
  • Новая охлаждающая жидкость выбранной категории и указанной марки.
  • Емкость для слива старого антифриза из системы.

Стоит помнить что идеальные сроки замены антифриза считаются такие – периодичность 2-3 года, а также общее количество пробега около 60 тысяч километров.

При замене антифриза на указанном автомобиле необходимо четко соблюдать правила техники безопасности – прогнать автомобиль около 5-6 километров и выждать некоторое количество времени для того чтобы транспортное средство остыло. Подготовительный этап включает в себя сбор необходимого инструментария, использование эстакады или любой ровной поверхности для транспортного средства и откручивания специальной пробки на системе радиатора.

Слив старого антифриза и промывка системы

Сливание старого хладагента включает в себя следующие этапы:

  • Подготовка специальной емкости для слива антрифриза из системы.
  • Откручивание сливной пробки на радиаторе.
  • Слив остатков старого антифриза.

Как правило, этап слива охлаждающей жидкости из системы занимает до получаса времени владельца транспортного средства. При этом важно не торопиться, а тщательно удалять остатки жидкости.


После слива старого антифриза необходимо перейти к следующей фазе – промывке системы радиатора. Для этого необходимо воспользоваться следующей пошаговой инструкцией:

  • Включить автомобиль на первую передачу.
  • Осуществить заливку жидкости для промывки и прогреть двигатель до рабочей температуры.
  • При помощи емкости слить промывочное средство, которое удалит слой грязи, а также металлическую стружку, следы накипи и ржавчины из системы радиатора.

Заливка нового хладагента в систему охлаждения

Заливка новой охлаждающей жидкости в Сааб 9000, согласно техническому руководству пользователя, содержит следующие этапы:

  • Откручивание специальной помпы системы радиатора.
  • Заливка нового антифриза указанного цвета и торговой марки.
  • Измерение уровня антифриза.

Прежде чем закручивать пробку на радиаторе, необходимо убедиться что антифриз достиг своего необходимого уровня. Недостаточный уровень жидкости будет мешать полноценной работе транспортного средства. Для того чтобы измерить количество антифриза в системе следует воспользоваться специальным универсальным щупом. Согласно техническому руководству пользователя, уровень антифриза должен находиться между минимальной и максимальной отметкой расширительного бачка.

Представляем принципиальные схемы электрооборудования на Saab 9000 1985-1997 г.в. Все двигатели имеют шестнадцатиклапанную конструкцию с двумя, расположенными сверху распредвалами, версия с объемом двигателя 2290 см3 представлена в конце 1989 года на моделях 9000i и CDi. На этом двигателе установлена система прямого зажигания SAAB с раздельными катушками зажигания для каждой свечи совместно с системой электронного контроля взамен предыдущей системы зажигания, с распределителем, основанной на эффекте Холла. Первоначально двигатель оснащался системой впрыска топлива BOSCH LH- Jetronic. Система фирмы SAAB TRIONIK, установленная на моделях с объемом 2290 см 3 в 1993 году, является единой системой управления двигателем, управляющей впрыском топлива, зажиганием и турбонаддувом. Позже эта система применяется также и на моделях, не оснащенных турбонаддувом. На всех двигателях установлены гидравлические толкатели клапанов, а на поздних двигателях также установлены балансировочные валы.

Схема системы APC и впрыска топлива LH-Jetronic (1985)


Эл.схема системы впрыска топлива LH-Jetronic (1986 и позже), сигнальные лампы и датчики



Электросхема сегментного индикатора (монитора), натяжителя ремней безопасности и сигнальных лам


Схема путевых компьютеров и системы управления скоростью (темпостата)



Эл.схема внешнего освещения на Saab 9000





Электросхема внутреннего освещения на Сааб 9000



Схема электроприводной панели люка крыши и магнитолы



Эл.схема стеклоочистителей/стеклоомывателей, клаксона и вентилятора отопителя



Схема обогрева сидений, обогрева заднего стекла, прикуривателя и электропривода окон (1985)



Электросхема электрических приводов окон (1986 и позже), единого замка и электроприводов зеркал



Схема управления и разъема блока управления Bosch Jetronic 2.4 на моделях по 1991 г.





Электросхема управления и разъема блока управления Bosch Jetronic 2.4.2



Схема автоматического кондиционирования воздуха, модели с 1993 г.



Эл.схема кондиционирования воздуха, модели с 1993 г.



Схема системы зажигания, запуска, зарядки и электрического вентилятора системы охлаждения двигателя

Проблема заключается в следующем: ехал по трассе, загорелся чек радиатора и стала резко подниматься температура. Я остановился и заглушил двигатель. Оказалось порвался нижний патрубок на радиатор и антифриз вышел весь. Притянул машину домой, сделал из подручных средств патрубок и чтобы проверить систему решил залить воду. Двигатель работает нормально, в системе масла или пузырьков воздуха нет. Но когда температура ОЖ начинает подниматься, в определенный момент вода начинает идти в бачок и двигатель резко греется( в радиаторе по ходу появляется воздух). Глушу двигатель и через некоторое время вода уходит в систему. Заливал-сливал воду пару раз, печка греет, не могу просто понять в чем проблема. Если это воздушная пробка, то как от нее избавиться? Или дело в другом?

2 Ответ от DS→ 07-07-2009 17:57:08

Проверьте работает ли термостат, потрогайте шланг на основной радиатор когда температура начинает подниматься, горячий ли он.
Что значит вода начинает идти в бачок? Понимается уровень? Через крышку начинает выбивать?

Воздушная пробка на 9000 практически не возможна.

3 Ответ от ZooM→ 07-07-2009 18:32:03

именно резко поднимается уровень и начинает выбивать через крышку. шланг горячий.

4 Ответ от DS→ 07-07-2009 18:49:08

Можно попробовать поменять крышку бачка для начала. Может она давление не держит.
Но по симптомам похоже на пробой прокладки/искривление плоскости/трещина головы..

5 Ответ от ZooM→ 07-07-2009 19:00:20

я об этом сам думал, но почему это происходит не постоянно, а только при определенной температуре?

6 Ответ от DS→ 07-07-2009 19:15:21

При нагреве происходит расширение элементов двигателя. Коэф. расширения разный у прокладки и материала головки, зазоры меняются.
Начните с пробки, на время взять у кого можно. Дальше к спецам. Голову на опресовку. Если все в порядке - прокладка. Нет. Искать голову.

похоже подклинивает термостат

А возможно и не тот теплоноситель..коэф температурного расширения разный у воды он намного больше..замени охлаждайку и проверь..

спасибо за советы! пойду все проверять по порядку. надеюсь что до снятия головы дело не дойдет(((

если у тебя выхлоп в бачек не идет и масляной пленки нет,и в моторе нет эмульсии . ничего у тебя с ГБЦ не случилось. а то сейчас напугают тебя=))не похоже на гбц просто никаким ра. ом не похоже.. крышку туго не заитягивай а то давление подымится радиатор потеряешь=))) смотри термостат и заливай антифриз..

сегодня снял термостат, проверил- мертв. был куплен новый. установил его, залил антифриз- все норм в этой ситуации меня смутило то, что верхний патрубок нагревался. оказывается в тарелке термостата есть отверстие и небольшая циркуляция ОЖ идет. век живи- век учись))))) еще раз всем спасибо.

12 Ответ от Nob→ 11-10-2009 23:35:20

вот и я столкнулся. Предпредыстория: с месяц назад потерял антифриз на трассе. Остановился сразу, без воды был не больше минуты. От старости развалился пластиковый переходник между шлангами (врезка редуктора). Приколхозил металлическую трубку подходящего диамаетра, долил воду, поехал дальше. Неделю назад начал обращать внимание на помаргивание чек радиатор на ГОРЯЧЕЙ машине. Обычно, когда подтекает жидкость, это происходит на холодную, потом прекращается. А тут наоборот. Выяснилось, что давлением в ситеме распирало патрубок между блоком и радиатором (толстый, идущий рядом с аккумом). В панике заменил шланг, проверил пробку давлением (открывается на 1.3, закрывается на 1.2), пузырей в бачке нет (крышка открыта, холостые или обороты - пофиг). Масла в воде и эмульсии на щупе нет. Течей нет (не считая едва заметного сочения через датчик карлсона и стрелки. Уровень не уходит (за неделю - без видимых изменений). Если стравить давление на горячем моторе - оно растет очень медленно, если не ехать. При этом, когда держишь шланг и газуешь, ощущается небольшое повышение давления в шланге, отпускаешь газ - падает. Но при этом давление в системе при реальной езде близко к максимальному, порядка атмосферы. На "братских" автосах оно значительно ниже, субъективно около 0.5-0.7. Термостат планирую проверить в ближ время. Основной вопрос: является ли такое давление (близкое к пороговому пробки) в системе нормой и я зря парю себе моск, либо все же продолжать копать, начиная термостатом и помпой, и заканчивай прокладкой головы и самой головой ? Не хотелось бы потерять мотор.

13 Ответ от Igor_1978→ 12-10-2009 12:20:40 Отредактировано Igor_1978 (12-10-2009 13:30:37)

Вообще повышение давления в системе охлаждения во многом зависит от эффективности охлаждения. А это - радиатор и сама жидкость. Если в него раньше кидали гермет пачками и ни разу не мыли- вот и ответ. Использование в качестве ОЖ воды из-под крана вызывает появление извести(накипи) -- тоже негативный фактор.
Давление в системе возрастает, т.к. РЕАЛЬНАЯ температура охл. жидкости из-за низкой эффективности охлаждения приближается к точке кипения (ок 130град). (Т.е. чем хуже охладилась- тем сильнее нагрелась) Отсюда и возможные траблы с системой . Старые штуцера и сгнившие трубки (гниют армирующие нити, резина теряет свойства) естесственно не выдерживают повышенного давления. А Помпа здесь явно не при делах, и термостат похоже тоже. Банальная потеря эффективности системы охлаждения.

Всем известно про теплонагруженность турбомотора, и естесственно, давление в системе будет зависеть от нагрузки на мотор - из-за повышения темперауры ОЖ. А величина давления тем сильнее, чем хуже работает радиатор.
ИМХО
Я бы помыл/почистил радиатор и сменил ОЖ (на G12. ) и устроил ревизию патрубков системы охлаждения и отопления- для профилактики.

14 Ответ от Nob→ 12-10-2009 13:33:41

Радиатор относительно новый (около года), промывку никогда не заливали. Сегодня постараюсь поменять датчик.

15 Ответ от Igor_1978→ 12-10-2009 14:09:36 Отредактировано Igor_1978 (12-10-2009 14:15:35)

Радиатор относительно новый (около года), промывку никогда не заливали. Сегодня постараюсь поменять датчик.

тогда скорее всего все в порядке. У меня летом лопнул по шву патрубок на печку - банально сгнили нитки армируюшие. А перед этим весной сорвало и обломало на два сантиметра патрубок верхний радиатора. При чем помпа и термостат новые. Теперь и радиатор

про подключение основного вентилятора охлаждения двиг-ля

у знакомого 9к 94 года, b234L..капиталил движок и заодно заменил основной радиатор с 9к 95 года. вентилятор основного радиатора на 94 годе включался от датчика, вкрученного в радиатор. как на 202 двигателе. на радиаторе с 9к 95года такого датчика нет, как и нет отверстия под датчик.. неужели на авто 94 года основной вентилятор мог включаться только с датчика на радиаторе? или это колхоз?
спасибо

2 Автор ответа: Vladimir_V 05.11.11 17:07

  • Vladimir_V
  • Саабер
  • Offline
  • Откуда: нижний новгород

ну если логически посудить то датчик работает при достижении определённой температуры в радиаторе (большой круг) он стоит после термостата там он и должен стоят ИМХО просто логически как будет считываться информация о температуре в большом круге охлаждения!? кмк либо на радиаторе либо на магастрали охлаждения при сбросе из радиатора

3 Автор ответа: villi579 05.11.11 17:39

  • villi579
  • Саабер
  • Offline
  • Откуда: Старый Оскол Белгородской обл.

Володь.. я о другом.. что включает вентилятор на двигатель на b234L 94 года? трионик или датчик на радиаторе?

4 Автор ответа: Дядя Фёдор 05.11.11 19:24

  • Дядя Фёдор
  • саабер
  • Offline
  • Откуда: Спб, Юго-Запад

От датчика на радиаторе и есть.
Более того, и на более свежих 9000 вентилятор включает не Трионик, а ЕДУ, та самая хрень, что с дисплейчиком под спидометром. Трионик, есичо, потому и "три" что управляет системами питания, зажигания и наддува, насколько я помню, но не охлаждения.

5 Автор ответа: villi579 05.11.11 19:46

  • villi579
  • Саабер
  • Offline
  • Откуда: Старый Оскол Белгородской обл.

а посоветуйте плиз, как подключить вентилятор на 9к 94 года при условии, что установлен б/у радиатор от 95 года, где нет датчика включения венитилятора?
спс

6 Автор ответа: Дядя Фёдор 05.11.11 20:28

  • Дядя Фёдор
  • саабер
  • Offline
  • Откуда: Спб, Юго-Запад

По просьбам общественности озвучиваю, в описанных выше условиях и если это ОРИГОВЫЙ радиатор без дырки под датчик, то просто, дёшево и, быть может, с заявкой на аутентичность ( )
http://s53.radikal.ru/i142/1111/1e/a7fd41ef5536t.jpg

деталь 46, тройник, на старые 9000 ставился в оригинале в некоторых случаях, мне не встречался.
Подобный бывает не то на Волгу, не то на Жигуль, стоит копейки, а резьба под датчик та же, уж не говоря про то, что и датчик то тоже можно неаутентичный поставить. С академической точки зрения работать там датчик будет чуть иначе, но функцию свою выполнит, имхо.

Как заменить антифриз Saab 9000

Тосол – марка отечественного антифриза, разработанная еще в 1971 г, которая начала производиться в Тольятти во времена СССР. Существовало всего 2 вида отечественного антифриза: тосол-40 (синий цвет) и тосол-65 (красный цвет).

  • Традиционные антифризы;
  • Гибридные антифризы G-11 (Hybrid, «hybrid coolants», HOAT (Hybrid Organic Acid Technology));
  • Карбоксилатные антифризы G-12, G-12+ («Carboxylate coolants», OAT (Organic Acid Technology));
  • Лобрид антифризы G-12++, G-13 («Lobrid coolants» или «SOAT coolants»).
  • Заканчивается срок антифриза - концентрация ингибиторов в нем понижается, теплопередача уменьшается;
  • Снизился уровень антифриза от протечек - его уровень в расширительном бачке Сааба должен оставаться постоянным. В этом случае он может уходить через неплотности в соединениях, или трещины в радиаторе, патрубках.
  • Снизился уровень антифриза из-за перегрева двигателя - антифриз начинает закипать, в пробке расширительного бачка системы охлаждения Сааба 9000 открывается предохранительный клапан, сбрасывая пары антифриза в атмосферу.
  • Производится замена деталей охлаждающей системы Сааба 9000 или ремонт двигателя;
  • Результаты тест-полоски;
  • Измерение антифриза в Saab 9000 рефрактометром или ареометром;
  • Изменение цветового оттенка: например, был зеленый, стал ржавый или желтый, а также мутность, блеклость;
  • Наличие стружки, сколов, накипи, пены.
  1. Вначале следует заглушить работающий двигатель Saab 9000 и по возможности дать ему остыть.
  2. Под радиатором поставить емкость, объемом от 7 до 11 литров.
  3. Чтобы сбросить давление в системе охлаждения Сааб 9000, медленно поворачивайте крышку расширительного бачка против часовой стрелки. Если снять пробку быстро, то антифриз, находящийся под высоким давлением может обжечь руки и лицо водителя.
  4. Слить жидкость из радиатора в Saab 9000 можно двумя способами: через сливной краник, нижнего бачка, или отсоединив нижний патрубок. На носик дренажа одевается резиновый шланг, который должен вести в тару для слива.
    Как поменять старый антифриз на Сааб 9000 ?
  5. Слить антифриз в Сааб 9000 также потребуется из блока цилиндров. Для этого нужно найти сливную пробку.
  6. Полностью открыв пробки, снимается вакуум внутри гидросистемы радиатора Saab 9000, а антифриз самотеком сливается в емкость. По состоянию использованной охлаждающей жидкости определяют, необходима ли промывка. Если жидкость не вытекает, слив может быть забит грязью.
  7. Промывка системы охлаждения Сааба 9000 полностью удаляет защитный слой старого антифриза, это необходимо при переходе с одного типа антифриза на другой.
  8. Теперь закручиваем все сливные пробки, заливаем новый антифриз через расширительный бачок или верхнее отверстие радиатора.
  9. Затем следует завести двигатель и дать поработать минут 5-10. При прокачке системы, воздух выходит через заливную горловину. По мере убавления охлаждающей жидкости надо доливать ее, пока она не установится на необходимом уровне. Уровень отмечен на расширительном бачке. Перед доливкой дождаться, пока движок остынет.
  10. По окончанию работ проверить наличие течи.

Готовая промывка заливается в расширительный бачок радиатора Сааба 9000 с заглушенным двигателем. Его обязательно предварительно требуется прогреть до рабочей температуры, чтобы открылся термостат и антифриз начал циркулировать по большому кругу системы охлаждения.

Электросхемы

ЭлектросхемыПредохранители, функционирование замка зажигания и ключ к обозначениямПредохранители моделей 1985 г. вып.ПредохранительСила токаКонтур110 А автоматический контроль климата (АCC)2 10 А темпостат, электрические зеркала 3 10 А сигнальная лампа и огни блокировки ремней безопас.

19.1 Типичные схемы систем APC и впрыска топлива LH-Jetronic (1985)

Типичные схемы систем APC и впрыска топлива LH-Jetronic (1985).

19.2 Типичные схемы системы впрыска топлива LH-Jetronic (1986 и позже), сигнальные лампы и датчики

Типичные схемы системы впрыска топлива LH-Jetronic (1986 и позже), сигнальные лампы и датчики.

19.3 Типичные схемы сегментного индикатора (монитора), натяжителя ремней безопасности и сигнальных лам

Типичные схемы сегментного индикатора (монитора), натяжителя ремней безопасности и сигнальных лам.

19.4 Типичные схемы путевых компьютеров и системы управления скоростью (темпостата)

Типичные схемы путевых компьютеров и системы управления скоростью (темпостата).

19.6 Типичные схемы внешнего освещения

Типичные схемы внешнего освещения.

19.7 Типичные схемы внешнего освещения (продолжение)

Типичные схемы внешнего освещения (продолжение).

19.8 Типичные схемы внутреннего освещения

Типичные схемы внутреннего освещения.

19.9 Типичные схемы электроприводной панели люка крыши и магнитолы

Типичные схемы электроприводной панели люка крыши и магнитолы.

19.10 Типичные схемы стеклоочистителей/стеклоомывателей, клаксона и вентилятора отопителя

Типичные схемы стеклоочистителей/стеклоомывателей, клаксона и вентилятора отопителя.

19.12 Типичные схемы обогрева сидений, обогрева заднего стекла, прикуривателя и электропривода окон (1985)

Типичные схемы обогрева сидений, обогрева заднего стекла, прикуривателя и электропривода окон (1985).

19.13 Типичные схемы электрических приводов окон (1986 и позже), единого замка и электроприводов зеркал

Типичные схемы электрических приводов окон (1986 и позже), единого замка и электроприводов зеркалТраливали подпись к картинке сбоку.

19.15 управления и разъем блока управления Bosch Jetronic 2.4 на моделях по 91 г

Система управления и разъем блока управления Bosch Jetronic 2.4 на моделях по 91 гПояснения к схемамХарактеристикаЗначениеA4 Блок управления зажиганиемA5 Комбинация приборовA15 Блок управления темпостатомA19 Путевой компьютерA35 Электронный модуль управления (ECM)A5.

19.16 управления и разъем блока управления Bosch Jetronic 2.4 на моделях 92 - 94 г

Система управления и разъем блока управления Bosch Jetronic 2.4 на моделях 92 - 94 гПояснения к схемамХарактеристикаЗначениеA4 Блок управления зажиганиемA5 Комбинация приборовA15 Блок управления темпостатомA19 Путевой компьютерA35 Электронный модуль управления (ECM).

19.17 управления и разъем блока управления Bosch Jetronic 2.4.2

Система управления и разъем блока управления Bosch Jetronic 2.4.2Пояснения к схемамХарактеристикаЗначениеA4 Блок управления зажиганиемA5 Комбинация приборовA15 Блок управления темпостатомA19 Путевой компьютерA35 Электронный модуль управления (ECM)A52 Усилитель.

19.19 автоматического кондиционирования воздуха. Модели с 93 г.

Система автоматического кондиционирования воздуха. Модели с 93 г.Пояснения к схемамХарактеристикаЗначениеA4 Блок управления зажиганиемA5 Комбинация приборовA15 Блок управления темпостатомA19 Путевой компьютерA35 Электронный модуль управления (ECM)A52 Усилитель.

19.20 кондиционирования воздуха. Модели с 93 г.

Система кондиционирования воздуха. Модели с 93 г.Пояснения к схемамХарактеристикаЗначениеA4 Блок управления зажиганиемA5 Комбинация приборовA15 Блок управления темпостатомA19 Путевой компьютерA35 Электронный модуль управления (ECM)A52 Усилитель зажигания.

19.21 Типичная схема систем зажигания, запуска, зарядки и электрического вентилятора системы охлаждения двигателя

Типичная схема систем зажигания, запуска, зарядки и электрического вентилятора системы охлаждения двигателя.

Руководства по маркам

  • Audi
  • BMW
  • Chevrolet
  • Citroen
  • Daewoo
  • Ford
  • Honda
  • Hyundai
  • Infiniti
  • Isuzu
  • Jeep
  • Kia
  • Lexus
  • Mazda
  • Mercedes
  • Mitsubishi
  • Nissan
  • Opel
  • Peugeot
  • Renault
  • Saab
  • Skoda
  • Subaru
  • Suzuki
  • Toyota
  • Volkswagen
  • Volvo
  • АЗЛК
  • ВАЗ
  • ГАЗ
  • Иж
  • УАЗ

AutoDocBook

Итальянский дизайн, немецкий мотор и кассета зажигания: мифы и факты о SAAB 9000


Saab 9000 – один из самых «обычно-необычных» Saab, произведённых за всю 75-летнюю историю марки. Немаловажно, что эта машина стала одной из первых массовых «иномарок», попавших в наши автосалоны, что называется, «в целлофане»: официально с 1990 по 1998 год в нашу страну было ввезено около 13 000 новых «девятитысячников», а еще несколько десятков тысяч экземпляров попали в Россию позже, будучи уже подержанными. Сегодня мы будем вспоминать интересные факты и правдоподобные мифы, связанные с историей этого автомобиля.

Так называемые автомобили бизнес-класса активно развивались в Европе еще в середине семидесятых годов. Большие, хоть и неудачные Фиаты, Mercedes W123, Opel Rekord, Citroen CX, Audi 100, Peugeot 504, «пятёрка» BMW E12, Ford Granada – машин в этом сегменте становилось всё больше.

Именно поэтому шведский автопроизводитель задумался о собственном автомобиле бизнес-класса, которым впоследствии стал «девятитысячник» (или «тысячник», как его зовут любители Саабов). Первые идеи по созданию нового большого Сааба возникли еще в 1974 году, однако оказалось, что у шведской компании не было особого опыта, который позволил бы создать конкурентоспособный автомобиль такого класса, да и средства для этого требовались слишком большие.


Saab 99 был предтечей модели 900, но к «тысячнику» этот автомобиль не имел отношения, поскольку находился на класс ниже

Поэтому лишь пять лет спустя в 1979 году Saab начал сотрудничество с итальянским концерном Fiat, который «сообразил на четверых», создав на платформе Type Four несколько автомобилей: Fiat Croma, Lancia Thema, Alfa Romeo 164 и Saab 9000. И, как ни удивительно сотрудничество шведской компании и итальянского гиганта, стоит вспомнить, что еще в восьмидесятые годы хэтчбек Lancia Delta продавался под общей маркой SAAB-Lancia.


С 1980 по 1982 год под названием SAAB-Lancia 600 в Швеции было продано около 6000 хэтчбеков Lancia Delta​

Представленный в мае 1984 года автомобиль даже визуально весьма схож с Lancia Thema и Fiat Croma, в то время как одноплатформенная Alfa 164 получила совсем другой кузов с дизайном от Энрико Фумиа. Именно поэтому считается, что технически Saab 9000 практически не отличается от «итальянцев» Lancia и Fiat.



Alfa 164 использовала ту же платформу, что и остальная тройка, но была единственной, получившей другой кузов с дизайном не от Джуджаро ​


Fiat Croma и Lancia Thema в этом квартете были наиболее близки технически ​

Однако Saab 9000 получил оригинальную заднюю подвеску, а в его конструкции появилось множество собственных решений – в частности, теоретически взаимозаменяемые с Фиатом и Лянчей двери имели собственную силовую структуру для лучшей защиты от боковых ударов. Другим было и основание передка – опять же, из соображений безопасности.


У Сааба были собственные решения, связанные с безопасностью. Отсюда – отличия во многих элементах силовой структуры, включая переднюю часть

Европейские издания в восьмидесятые годы проводили сравнительные тесты этих машин. И, разумеется, находили отличия в их характере.

Всего лишь около 10 элементов кузова из 155 имеют полную взаимозаменяемость с итальянскими автомобилями. Еще одно важное отличие скрывалось под капотом: изначально 9000-й получил собственный четырехцилиндровый турбированный 175-сильный двигатель В202, который в атмосферном варианте (1986 год) развивал 130 «лошадок», в то время как у Croma базовым был бензиновый 1,6-литровый мотор мощностью 83 л.с. Поэтому Сааб с турбиной под капотом разгонялся от 0 до 100 км/ч за впечатляющие 8,3 секунды, добираясь до 220 км/ч.


16 клапанов и обычный трамблёр? У Saab 9000 могло быть и так

Для автомобиля такого класса с четырехцилиндровым мотором в то время это был феноменальный показатель, ведь немцы из Штутгарта и Мюнхена для аналогичных характеристик ставили рядные «шестёрки» объемом от 3,0 литра.


У седана пропорции кузова заметно менялись, из-за чего увеличивалось сходство с Lancia Thema (на втором фото)​

Собственная «начинка» и оригинальный интерьер, который выгодно отличал Saab 9000 от «итальянцев» – это заслуга Йорана Ларссона и Олле Гранлунда, которые работали под руководством Гуннара Ларссона и Рольфа Сарстена. И поэтому расхожее мнение о том, что «на Fiat Croma всего лишь поменяли решетку передка и приборную панель», применительно к Saab 9000 является не более чем досужим вымыслом.

В силу коллаборации с итальянским концерном над дизайном Fiat Croma, Lancia Thema и SAAB 9000 действительно работал Джорджетто Джуджаро, возглавлявший итальянское кузовное ателье ItalDesign. Сохранив общую угловатость силуэта, Сааб получил оригинальное решение передней части и кормы, а также другой интерьер. Этому способствовал Бьёрн Энвалл, который с 1969 до 1992 года занимался созданием целого ряда автомобилей Saab: EV-1, 98, 99 Combi Coupe и 900. Разумеется, сотрудничество с итальянским концерном не обошлось без его активного участия, благодаря чему «девятитысячник» стал более безопасным и получил собственный интерьер, выдержанный в духе автомобилей Saab.


Saab Automobile: салон модели 9000 заметно отличался от соплатформенников, сохранив визуально общий стиль и самобытность автомобилей шведской марки

Впрочем, шведы никогда не оспаривали, что к внешности машины приложил руку именно Джуджаро, который является «крестным отцом» дизайна трёх автомобилей на платформе T4. Но Сааб не получил особой итальянской экспрессии по простой причине – она не наблюдалась и у других машин, произведённых на этой платформе, а общий «угловато-строгий» стиль экстерьера отлично подходил шведскому Saab. Исключение, пожалуй, Alfa 164 со своим оригинальным кузовом.

Если Alfa Romeo 164 (первое фото) могла быть и полноприводной, то Сааб – только с приводом на передние колёса, что вполне укладывалось в историческую канву марки ​

Несмотря на собственную оригинальную линейку турбированных и атмосферных двигателей объемом 2,0-2,3 литра, уже на закате своей конвейерной жизни в 1995 году Saab 9000 начал оснащаться трёхлитровым двигателем V6 под индексом B308E мощностью 211 л.с. Этот мотор с индексом Х30ХЕ действительно был разработан компанией Opel – но не для Сааба, а для Omega B. Таким же двигателем оснащался и бейдж-инжиниринговый Cadillac Catera

Разумеется, этот атмосферный мотор радикально отличался по конструкции от «четвёрок» Saab, поскольку имел V-образную компоновку и систему управления двигателем Bosch Motronic.

Многие начинающие сааберы считали 9000 продолжателем решений прежних моделей Saab – в частности, из-за переднеприводной компоновки и турбированного двигателя. Однако и в силу унификации с другими автомобилями на этой платформе, и благодаря желанию шведской компании закрепиться в новом для себя сегменте, от большинства традиционных решений в Тролльхеттане решили отказаться. Поэтому силовой агрегат расположили поперёк, а не вдоль, вдобавок наклонив его вперед, стояночный тормоз действовал на задние, а не на передние колёса, а замок зажигания «переехал» со своего привычного для владельцев шведских машин места (центральный тоннель между передними сиденьями) на более традиционное для абсолютного большинства во всем мире – на рулевую колонку.


Заводить здесь: «ключ на старт» 9000-го владельцу приходилось вставлять обычным для других машин движением, в то время как на прежних моделях вроде 99 замок располагался между передними креслами ​



Не тот Сааб: поперечное расположение мотора, «ручник» как у всех, замок зажигания на рулевой колонке и другие решения приблизили эту машину не только к «собратьям» платформы Type 4, но и к другим автомобилям этого класса ​

Однако благодаря Бьёрну Энваллу интерьер сохранил свой узнаваемый «авиационный» стиль, напоминающий не рабочее место водителя автомобиля, а кокпит самолёта.

Летайте самолётами Saab: несмотря на чужую основу, салон получился стопроцентно «саабовским» ​

Еще одно важное отличие Саабов от итальянских соплатформенников – богатая комплектация: в подавляющем большинстве автомобилей присутствовали электроприводы стёкол и зеркал, а начиная с девяностых – кондиционер (или климат-контроль), а также отделка сидений кожей. Еще одна интересная особенность всех 9000-х – бортовой компьютер. Он показывал средний расход топлива и запас хода на имеющемся остатке. В пределах от −3,3 до +3,3 ˚С компьютер предупреждал водителя о вероятности обледенения дороги, что было особенно актуально в условиях скандинавских стран.


Комбинация приборов 9000-го была весьма информативной для своего времени. Указатель давления турбины – не дань моде, а насущная необходимость

Несмотря на то, что 9000-й с длиной кузова в 4620 мм был короче прежней модели 900 (4685 мм), он был заметно просторнее внутри благодаря увеличенной длине колёсной базы (2672 мм против прежних 2517 мм). А отличительной особенностью 900-го с его своеобразным силуэтом были длинные свесы, которые и «съедали» значительную часть полезного пространства.


Парадоксы геометрии: SAAB 900 (первое фото) был длиннее, но теснее модели 9000. Причина – в нюансах компоновки ​

Отличительной особенностью некоторых двигателей SAAB 9000 была система зажигания, лишенная «трамблёра», высоковольтных проводов и отдельных катушек. Их заменяла так называемая «кассета» красного (система Trionic 5) или черного цвета (Trionic 7), которая со временем выходила из строя.


Цвет имеет значение: черная «кассета» генерировала переменный ток искрообразования, а красная – постоянный. Из-за этого у блоков отличалась длительность подачи искры и реакция на детонацию мотора

Это заставляло многих владельцев заниматься покупкой «кассет» на разборках, не обращая внимания на такую мелочь, как отличие цвета корпуса. Однако, несмотря на абсолютно одинаковые геометрические размеры «кассет» и возможность заменить одну другой, делать этого было нельзя. Многие сааберы доходили до этого «ногами» – то есть, заменив свою красную «кассету» черной, после чего автомобиль вроде бы запускался и ездил. Однако ездить так было нельзя по простой причине – «кассета» красного цвета Direct Ignition, существовавшая в двух разных модификациях (DI и Т5), генерировала постоянный ток для искрообразования, а черного цвета (Т7) – переменный. Поэтому в последнем случае продолжительность искры была примерно втрое больше, чем на «красной». Еще одной важной функцией этих электрических блоков была не только непосредственная подача искры на свечи, но и определение детонации, которая в «Трионике» происходила за счет ионизации.


В рекламной брошюре немало места уделили именно инновационной системе зажигания Direct Ignition, лишенной большинства привычных элементов

У красной и чёрной «кассет» отличались алгоритмы определения детонации из-за простого конструктивного различия: в красной был предусмотрен тиристор, проводящий ток только в одном направлении, а в чёрной – триодный тиристор (симистор), который был симметричным с точки зрения проводимости тока. Поэтому «кассету» чёрного цвета не допускалось применять на автомобилях с блоком T5, выпущенных с 1992 по 1998 год.


Несмотря на хорошие мощностные показатели, многие автомобилисты считали 9000-й довольно медленным автомобилем, чему способствовало состояние некоторых конкретных экземпляров, а также общий имидж шведских машин, причём Volvo, как это ни забавно, оказывала в девяностые годы влияние и на мнение о Саабах. Возможно, атмосферный двухлитровый 130-сильный мотор В202, обеспечивавший набор первой сотни за 11 секунд, и не производил особого впечатления, однако он же в версии Turbo набирал «сотку» с места за каких-то 7,6-8,3 секунды в зависимости от модификации!

Системы охлаждения, отопления

Системы охлаждения, отопления На автомобилях данной системы применяется система охлаждения гидравлического типа с повышенным давлением, включающаяся в себя водяной насос, приводимый в движение от вспомогательного ремня, поперечно-поточный радиатор, электрический вентилятор системы охлаждения, термос.

Отсоединение и замена шлангов системы охлаждения

Отсоединение и замена шлангов системы охлаждения Количество, способ прокладки и сечение шлангов зависит от модели автомобиля, однако процедура работы со шлангами для всех моделей является одинаковой. Перед тем, как приступить к работе, удостоверьтесь, что под рукой имеются новые шланги с новыми шлан.


Снятие, осмотр и установка на место радиатора

Снятие, осмотр и установка на место радиатора Если Вы собираетесь снимать радиатор с целью устранить утечки, то стоит сперва попробовать компаунд для герметизации радиатора такой, как Holts Radweld - компаунд добавляется в охладитель и вскоре устраняет незначительные утечки в радиаторе без сняти.


Снятие, проверка и установка на место термостата

Снятие, проверка и установка на место термостата Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Термостат установлен на левом (обращенном к трансмиссии) конце головки цилиндров. 2. Слейте систему охлаждения (см. Главу Текущее обслуживание). 3. На двигателях В204 и В234 снимите измеритель воздушного потока и.


Проверка, снятие и установка на место электрического вентилятора системы охлаждения

Проверка, снятие и установка на место электрического вентилятора системы охлаждения Проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Питание подается к электрическому вентилятору системы охлаждения непосредственно от батареи (см. Главу Системы запуска и заряда), блок предохранителей (см. Главу Система элект.


Проверка, снятие и установка на место электрических выключателей системы охлаждения

Проверка, снятие и установка на место электрических выключателей системы охлаждения Термостатический выключатель электрического вентилятора системы охлаждения ПроверкаПроцедура проверки выключателя описана в Разделе Проверка, снятие и установка на место электрического вентилятора системы охлаждения.


Снятие и установка на место водяного насоса

Снятие и установка на место водяного насоса Двигатель В202 (без балансировочных валов) Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Водяной насос приводится в действие с помощью вспомогательного приводного ремня и расположен на передней правой стороне двигателя. 2. Взведите ручной тормоз и поддомкрать.

Система отопления/вентиляции - общая информация

Система отопления/вентиляции - общая информация На автомобилях данной модели могут быть установлены три типа систем отопления / вентиляции - стандартная система с ручным управлением, стандартная система с воздушным кондиционером, также управляемая вручную и система автоматического контроля климата.


Снятие и установка на место компонентов системы отопления / вентиляции

Снятие и установка на место компонентов системы отопления / вентиляции Мотор вентилятора отопителя (модели без системы кондиционирования воздуха или автоматического контроля климата (ACC)) Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините отрицательный провод батареи. 2. Снимите вентиляционный возд.


Система кондиционирования воздуха - общая информация и меры предосторожности

Система кондиционирования воздуха - общая информация и меры предосторожности На некоторых моделях устанавливается система кондиционирования воздуха. Система поддерживает температуру и влажность воздуха внутри салона автомобиля на заданном уровне, создавая комфортабельную атмосферу. Ресивер во.

Снятие и установка на место компонентов системы кондиционирования воздуха

Снятие и установка на место компонентов системы кондиционирования воздуха Не пытайтесь вскрывать охладительный контур. См. меры предосторожности, приведенные в Разделе Система кондиционирования воздуха - общая информация и меры предосторожности. Единственная процедура, которая легко может бы.

Общая информация и предупреждения

Общая информация и предупреждения Спецификации Основные параметры Давление открывания крышки расширительного бачка 0.9-1.2 бара Термостат Температура открывания 89 ± 2° С Электрический вентилятор системы охлаждения Те.

Читайте также: