Сколько едет камаз до 100

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

КамАЗ 65201

КамАЗ 65201

Достоинства : очень мало.

Недостатки : больше проблем, чем достоинств.

КамАЗ 65201, 2017 г

КамАЗ 65201-43, четырехосный самосвал, 400 л.с., КПП 16 ZF, 2017 года, пробег 48000 км. Первый месяц просто ездил с огромным удовольствием, но потом началось – куда только я не лез, вспомнил свой предыдущий старенький «совок» с двигателем ЯМЗ. И что я Вам хочу поведать, дорогие пользователи сайта, в данный момент антифриз пошел в поддон, снял головку. Короче говоря, не рекомендую КамАЗ 65201, проблемный автомобиль.

Достоинства : кабина. Грузоподъемность. Тормоза. Мощный двигатель.

Недостатки : капризный. Ненадежный.

КамАЗ 65201, 2011 г

Не так давно взял в лизинг самосвал КамАЗ 65201 (рестайлинговый вариант). Мотор с Common Rail (400 л.с.), КПП ZF16, топливный насос Bosch. От гарантии, которую предлагал дилер, отказался. На мой взгляд, это ерунда, ведь главное, сколько дали на заводе (в моем случае – 60 тыс. км или 1 год). Поначалу у меня сложилось хорошее мнение о КамАЗ 65201 – кабина на пневмоподвеске, едет очень мягко. Работать на нем было одно удовольствие. Садился за руль каждый день. Спустя два месяца одометр показывал 35 тыс. км. За это время неоднократно снимали и пропаивали интеркулер, поскольку правый бачок все время отходил. С горем пополам проблему устранили. Тем не менее, счастье было недолгим. Спустя какое-то время КамАЗ 65201 перестала развивать обороты. Что интересно, на холостых движок работает правильно. Но как только прогреется, тут же загорается чек, и автомобиль встает, как вкопанный. Обращаться к дилеру, у которого взял самосвал, было бесполезно, вот почему на второй день решил потихоньку погнать его к официалам. Оказалось, что у них нет программы на данный двигатель. Вскоре после этого обратился прямо на завод. Спустя какое-то время со мной связался руководитель сервисной службы. Он меня заверил, что это ЭБУ. В общем, ждать этот самый блок пришлось целый месяц. Приехали специалисты. Часов десять проводили диагностику и сделали вывод, что поломка не имеет никакого отношения к ЭБУ. Решили, что проблема связана с системой подачи топлива. Позвонили на завод, там сказали, что нужно снять насос. Специалист перебрал его полностью. По его словам, он был в белом налете. Привезли КамАЗ 65201, а он опять не едет. Причина неисправности неизвестна по сегодняшний день. Звоню в сервис, но безрезультатно. Вот и получается, самосвал стоит мертвым грузом, а деньги за него платить нужно, иначе заберут. Даже не знаю, что и делать.

Гроза «Дакара». Как устроен гоночный грузовик «КАМАЗ»?

Жара под 40 градусов, солнце беспощадно разогревает песок и всё вокруг, где-то вдалеке нарастает гул, который по мере приближения начинает сопровождаться треском веток и всё более выраженным рокотом могучего двигателя. Проходит несколько секунд, и появляется грузовик, выскакивая из поворота с эффектным заносом. Разгон, гудок, трамплин — десятитонный «КАМАЗ» пролетает в воздухе несколько метров и уносится дальше, поднимая клубы пыли. И это не марафон «Дакар», а полигон в окрестностях Набережных Челнов!

Как всё начиналось?

Удивительно, но мы впервые оказались не только на полигоне, но и на базе команды «КАМАЗ-мастер», которая при поддержке завода и партнёров уже больше 30 лет готовит гоночные грузовики — официальной датой создания считается 17 июля 1988 года. В первых ралли-рейдах челнинцы использовали практически серийный трёхосный «КАМАЗ-4310», но главные успехи пришли к ним позже — к середине 90-х стало понятно, что за победы могут бороться только спортпрототипы, лишь отдалённо похожие на дорожные машины.

В 1994-м появился «КАМАЗ-49252» — тот самый двухосник с характерным окрасом и скошенной платформой. Могучий дизель ЯМЗ был расположен в пределах колёсной базы и при объёме 17 литров выдавал 750 «лошадей» и разгонял машины вплоть до 180 км/ч! А первые победные «Золотые бедуины», главные призы за победу в марафоне «Дакар» приехали в Набережные Челны в 1996-м, долгожданный триумф принёс экипаж Виктора Московских.

С тех пор синие двухосные «КАМАЗы» не покидают число лидеров «Дакара» — с 2000 по 2011 годы Владимир Чагин побеждал в легендарной гонке рекордные (в грузовой категории) семь раз! Соперники прозвали его «Царь Дакара». В 2012 году Чагин занял пост руководителя команды, но смену вырастили достойную: из десяти последних «Дакаров» было выиграно восемь!

Как стать пилотом гоночного грузовика?

Путь за руль такого «КАМАЗа» отличается от более привычных дисциплин автоспорта — грузовик стоит дорого (заводчане не раскрывают точных цифр, но это явно десятки миллионов рублей), и в аренду его взять негде, как, например, легковую машину для ралли или кольцевых гонок. Поэтому всё начинается ещё в далёком детстве с. картинга!

Да, оказывается, «КАМАЗ-мастер» имеет программы поддержки картинга и багги, затем молодые ребята присоединяются к команде на различных тренировочных сборах и тестах, впитывая знания и опыт. Если кандидат подходящий, то следующим этапом становится кресло механика — в грузовых экипажах ездят по 3 человека. И только потом, если в руководстве сочтут, что «пора», то попадёшь за руль. Поэтому все гонщики достаточно взрослые — самому молодому, Айрату Мардееву, в этом году исполнилось 33.

Именно такие этапы прошёл Эдуард Николаев — родился в Набережных Челнах, занимался картингом, а в 2010 году в возрасте 25 лет стал победителем «Дакара», будучи механиком как раз в экипаже Владимира Чагина. Спустя три года он повторил успех уже за рулём «КАМАЗа», а в дальнейшем выиграл ещё три раза подряд (с 2017 по 2019). Так что до рекорда Чагина Николаеву осталось всего два «Золотых бедуина».

Как устроен гоночный «КАМАЗ»?

Технический регламент «Дакара» часто меняется, иногда даже в самый неподходящий момент — организаторы марафона не любят доминирования одной команды, но «КАМАЗ-мастер» каждый раз находит лучшие решения. Например, постоянно уменьшают рабочий объём двигателя, что вынуждает менять партнёра или поставщиков. Когда-то «камазовцы» использовали огромные двигатели ЯМЗ — V8 объёмом до 18 литров и даже 26-литровый V12 (последний не прижился, так как буквально уничтожал трансмиссию), в 2013 году ограничение вынудило перейти на импортный V8 Liebherr, а очередной новый грузовик пришлось создавать к «Дакару» 2019 года.

КамАЗ-43509: технические характеристики

КамАЗ-43509: технические характеристики

Грузовой автомобиль КамАЗ-43509 – это гоночная машина Камского автозавода, изготовленная специально для участия в ралли. Прежде всего – в знаменитых трансконтинентальных марафонах «Дакар». Впервые этот автомобиль был представлен широкой аудитории в 2015 году, а первое его участие в гонке «Дакар» состоялось в 2017 году. КамАЗ-43509 был выпущен с кабинами как с бескапотной, так и капотной компоновки.

Новая модификация раллийного грузовика КамАЗ-43509 стала необходимостью по причинам изменения регламента трансконтинентального ралли-марафона «Дакар» и завершения действия омологации предыдущей версии машины.

Новые КамАЗ-43509, помимо технических характеристик, существенно отличаются от своих спортивных предшественников и внешним видом. Болид КамАЗ-43509 – это совершенно другой грузовик, хоть внешне он, конечно, немного напоминает своего предшественника – КамАЗ-4326-9 VK. Но и отличается от него н тоже очень заметно: более стремительным дизайном, в котором преобладают рубленные и клиновидные формы.

Новый гоночный грузовик получил 13-литровый дизельный двигатель, который пришёл на смену силовому агрегату с рабочим объемом 16,2 литра. В общей сложности, команда «КамАЗ-Мастер» получила четыре такие модифицированные «боевые машины».

В 2019 году такой автомобиль принес экипажу Эдуарда Николаева триумфальную победу на ралли «Дакар».

Двигатель гоночного КамАЗ-43509

Ранее в гоночных грузовых автомобилях команды «КамАЗ-Мастер» применялись восьмицилиндровые V-образные дизельные моторы – классические КамАЗовские, естественно, в доработанном виде. Поэтому их замена на другие силовые установки рядного типа вызвала определённые трудности и необходимость в использовании оригинальных конструкторских решений, которые прежде не применялись. Можно даже сказать, что была осуществлена не модернизация грузовиков предыдущего поколения, а разработка совершенно новых автомобилей. Они были сделаны на основе богатейшего практического опыта команды в различных ралли.

Двигатель гоночного КамАЗ-43509

Форсировка силовых агрегатов серийного типа была выполнена силами отечественных инженеров из НП «КамАЗ-Автоспорт», без привлечения к этому делу иностранных специалистов. Из моторов Cummins ISZ-13 удалось выжать максимум возможного, повысив их технические характеристики практически в два раза.

Так, специалистам с КамАЗа удалось добиться от серийного дизеля максимальной мощности в 1050 лошадиных сил при 2400 мин, и 4500 Н.м наибольшего крутящего момента.

Особенного внимания и упоминания также заслуживает тщательная работа наших отечественных специалистов по оптимизации программного обеспечения управления данным двигателем и подбору характеристик турбокомпрессора. Ведь она позволила в значительной степени улучшить динамические качества силовой установки гоночного грузовика КамАЗ-43509.

Специалисты КамАЗа существенно поработали над рабочими процессами двигателя, а также магистралями и системами впуска/выпуска. Серьёзно было уменьшено сопротивление магистрали впуска; также была усовершенствована газодинамика выпускной системы. Вследствие этого, температура отработавших газов стала значительно ниже. Ещё больше были снижены показатели дымности мотора, при этом без ущерба для его динамических свойств.

Кстати, тему экологичного топлива, тему газодизельного спортивного грузовика, которая была начата КамАЗеще в 2013 году при поддержке ПАО «Газпром» и Банка ВТБ, мы активно поддерживаем и начинаем развивать.

Трансмиссия КамАЗ-43509

На всех спортивных грузовиках предыдущих поколений использовались коробки переключения передач механического типа. Однако потом появились официальные разрешения на установку и применение коробок-«автоматов» в гоночных автомобилях категории Т4-2.

Трансмиссия КамАЗ-43509

Поэтому, приняв к сведению данное обстоятельство, а также тот факт, что основные конкурентами команды «КамАЗ-мастер» уже довольно активно и эффективным образом используются АКПП в их автомобилях, КамАЗовские инженеры решили применить автоматическую трансмиссию и на своих гоночных КамАЗ-43509. Машины оснастили 6-ступенчатыми автоматическими коробками переключения передач с гидространсформаторами. Такая АКПП, производства компании Allison, предоставляет возможность переключения передач без потерь крутящего момента. Также пилот может меньше отвлекаться, уделяя большее внимание дороге.

Для автоматической коробки переключения передач используется электронный рычаг. Специалисты КамАЗа разработали что-то похожее на секвентальную коробку передач: ведь в автоматическом режиме ездить на гоночном грузовике можно далеко не везде. Есть места, где потребуется использовать механический режим – например, в песчаных дюнах. Тогда и используется рычаг механического переключения скоростей – он просто двигается вперёд-назад.

В целом, работы и доработки в данном направлении велись на протяжении 2-х лет. В итоге, автоматическими коробками были решено оснастить два из четырёх гоночных грузовика КамАЗ-43509, а на оставшихся двух специалисты решили сохранить проверенную временем и надёжную механическую трансмиссию.

Подвеска и ходовая часть гоночных КамАЗ-43509

Серьёзные изменения коснулись и подвески гоночного автомобиля. Для улучшения технических характеристик, её подвергли серьёзной оптимизации, потратив на эти работы более года, пока они принесли реальные плоды.

Спортивные КамАЗы 43509 были переставлены на новые 22,5-дюймовые колёса. Это обеспечило автомобилю уверенное движение при низком давлении в шинах, а также превосходную управляемость. Данное конструктивное решение обеспечило также более качественное охлаждение компонентов тормозной системы.

Подвеска и ходовая часть гоночных КамАЗ-43509

Кроме того, характеристики автомобиля КамАЗ-43509 были улучшены за счёт использования новых электронных блоков управления распределением тормозного усилия. Усовершенствования в подвеске предоставили возможность осуществлять настройку пружин и рессор индивидуальным образом для каждой конкретной машины.

Центр тяжести в КамАЗ-43509 был смещён (опущен ниже) – за счёт перекомпоновки внутреннего кузовного оснащения (узлов топливной системы и бака для горючего). Такое техническое решение не только уменьшило опасность опрокидывания спортивного грузовика во время гонок, но также и повысило среднюю скорость автомобиля во время прохождения им извилистых участков трасс. Автомобиль стала более отзывчивым на резкие и стремительные изменения направлений при движении.

Некоторые другие технические характеристики КамАЗ-43509 в цифрах

Некоторые другие технические характеристики КамАЗ-43509 в цифрах

  • Полная масса автомобиля – 10,2 тонн.
  • Скорость разгона с 0 км/час до 100 км/час – 6 секунд.
  • Колёсная формула – 4 × 4.
  • Габаритные характеристики: длина 7220 мм, ширина 2550 мм, высота 3350 мм.
  • Колёсная база – 4250 мм.
  • Ширина колеи – 2155 мм.
  • Объём топливного бака – 1000 литров дизтоплива.

КамАЗ-43509 с кабиной капотной компоновки (КамАЗ-43509К)

Капотный гоночный КамАЗ-43509 впервые появился на ралли «Золото Кагана-2016», причём – выкрашенный в матовый чёрный цвет. В общей сложности, на втором этапе чемпионата России по ралли-рейдам «Золото Кагана-2016» в Астрахани команда «КамАЗ-мастер» выставила на гонку шесть грузовиков. Особенный интерес широкой аудитории вызвала именно новая модель в капотной компоновке. За рулем «капотника» был дакаровский призёр Эдуард Николаев.

Создан этот экспериментальный вариант был, как и все остальные раллийные капотные грузовики современности, целью снижения ударных нагрузок на экипаж. Лучшее охлаждение дизельного двигателя – это тоже ещё одно преимущество капотников перед бескапотниками на длительных ралли-рейдах в суровых условиях жары и зноя.

КамАЗ-43509 с кабиной капотной компоновки (КАМАЗ-43509К)

Кабину в нём использовали от грузовика Mercedes-Benz Zetros. Отличий от оригинала много: агрегатная база, можно сказать, не имеет ничего общего с обычным «Цетросом».

В основу шасси капотного КамАЗ-43509 лёг классический раллийный КамАЗ-4326, многократно испытанный на Дакаре. Двигатель установлен под передней стойкой кабины. Обслуживать его менее удобно, чем дизель, установленный на бескапотнике, но гонщикам в грузовике капотной компоновки ехать, безусловно, комфортнее.

Капотные гоночные грузовики КамАЗ-43509 оснащены 980-сильными турбодизелями Caterpillar C13 / Gyrtech 12.5 Rally, которые были подготовлены чешской фирмой Buggyra.

Поскольку места в кабине капотной компоновки размещаются практически в середине колёсной базы, экипаж гоночного грузовика-капотника испытывает заметно меньшие вертикальные нагрузки и удары, чем экипаж бескапотного автомобиля, который располагается непосредственно над передней осью.

В кабине КамАЗ-43509

Отличия КамАЗ-43509 от предыдущих моделей гоночных грузовиков команды «КамАЗ-мастер» состоят не только во внешнем дизайне. В данной машине конструкторами были полностью заменены аналоговые приборы на три цифровых дисплея, связанных CAN-шиной. Дисплеями оборудовали места всех трёх членов экипажа: водителя, штурмана и механика. В интерьере новых кабин многое поменялось. Были убрали аналоговые приборы и вообще всё лишнее, а оставили только самое необходимое.

В числе этого необходимого оборудования – и видеотерминал ОКО, который подключен к облачной платформе Omnicomm, одного из давнишних партнёров гоночной команды «КамАЗ-мастер». Данное устройство собирает, хранит и передаёт в систему мониторинга транспорта видеозаписи с подключенных IP-видеокамер. Они фиксируют абсолютно все события, даже в режиме ночной съёмки. Терминалом также фиксируется местопорасложение грузовика. Такое решение помогает на тренировках и при перегонах автомобилей к местам соревнований. Но перед стартами гонок видеотерминалы ОКО демонтируются, потому что использование систем мониторинга запрещается.

В кабине КамАЗ-43509

В новых грузовиках были применены новые датчики дизтоплива, гораздо более корректные по сравнению с теми, что использовались ранее. Точность их показаний достигает 99,5%. Такие датчики способны показывать расход горючего в двух режимах – мгновенном, либо в пересчёте на сотню километров.

Модифицирован был и руль, в целях облегчения управление тяжёлой машиной – теперь её водителю-пилоту требуется тратить немного меньшее усилие, что помогло сократить время на преодоление разнообразных извилистых участков.

По словам водителя-пилота «КамАЗ мастер» Айрата Мардеева, «самый главный инструмент любого пилота – это руль. Все данные по автомобилю показываются на мониторе за рулём. На него выводится вся самая основная информация: давление масла, обороты двигателя, давление наддува, температуры все, скорость… Это главный прибор, на который водитель обращает внимание. Да и то не постоянно, потому что точно такой же прибор имеется у механика – и бо́льшую часть времени за всем следит он. Водитель следит за показаниями в каких-то нестандартных ситуациях – к примеру, чтобы увидеть, какая включена передача, и оценить реакцию автомобиля».

Кнопки разного цвета на руле – это управление монитором (переключение страниц, вывод разных показаний). Есть страница основная, а есть – дополнительные. К примеру, с уровнем дизтоплива в баке. Это нужно скорее для дублирования – на тот случай, если у механика что-то откажет – пилот может посмотреть. Также данными рулевыми кнопками меняется баланс тормозов. Если не нравится торможение, если какая-то ось блокируется, можно чуть-чуть подкорректировать. Либо когда одна из осей начинает перегреваться».

В кабине КамАЗ-43509-01

Подрулевые лепестки отвечают за стабилизаторы поперечной устойчивости. Они отключаемые. На извилистых дорогах пилоты КамАЗ-43509 оба стабилизатора подключают, а на прямолинейном бездорожье – выключают.

Красная кнопка на подставке для левой ноги является кнопкой пневмосигнала. Она используется, если на трассу выбежало животное или выскочил автомобиль. Пилот среагирует быстрее механика, потому что он всегда смотрит на дорогу, а механик со штурманом могут изучать свои приборы. Поэтому пилот посигналит быстрее.

У штурмана в кабине КамАЗ-43509 – приборы от компании ERTF, которая уже далеко не первый год сотрудничает с «Дакаром» и занимается всей навигацией гонки. Один GPS штурман использует в качестве одометра, второй показывает курс, взятие всех точек. Чуть ниже располагается прибор терратрип. Он выступает дублирующим одометром – на тот случай, если что-либо случится с GPS. Но основной прибор работает гораздо точнее.

Цена вопроса

В 2020 году КАМАЗ впервые озвучил актуальный бюджет участия в «Дакаре». По словам Владимира Чагина (руководителя «КамАЗ-мастер», а в прошлом – прославленного гонщика, семикратного победителя «Дакара»), участие четырёх экипажей и всей команды в целом в одной гонке стоит 11 млн евро. В том числе, взнос только за одного человека, независимо от того, пилот это или механик, равен 12 тыс. евро, а сам выезд обходится в 1,5 млн евро.

Вместе с тем, генеральный директор ПАО «КамАЗ» Сергей Когогин, отметил, что успех команды «КамАЗ-мастер» – это лучшая рекламная площадка. Когда телевизионная картинка с гонки идёт практически на все страны мира, и весь мир видит кадры, где российский грузовик в лидерах – никакой рекламной кампанией это не заменишь.

Цена вопроса

Помимо 4-х боевых КамАЗов в команду входят 6 грузовиков технического сопровождения и 58 сотрудников: специалисты по различным системам автомобиля, медработники, медиакоманда для освещения ралли. При этом на свои первые «Дакары» команда «КамАЗ-мастер» выезжала в составе всего 10-15 человек.

Синяя армада: как «Камаз» стал единственным русским суперкаром


В автомобильном мире до сих пор не придумано лучшего способа проверки новых технологий и обкатки конструкторских решений, чем автоспорт. Из ралли, «Формулы-1» и кузовных чемпионатов под капоты гражданских автомобилей пришли компрессоры и турбины, непосредственный впрыск и системы рекуперации энергии, оттуда же рядовым водителям достались бесчисленные электронные ассистенты. Но если для производителей легковых машин наличие гоночных команд естественно и понятно, то в мире грузового транспорта все не так очевидно.

«Камазу» повезло — он подхватил автоспортивный «вирус» от своего волжского собрата «Автоваза». Переведенный из Тольятти в Набережные Челны решением министра на должность директора автосборночного завода Михаил Годзинской организовал там секцию ледовых гонок по аналогии с тольяттинской. Она стала очень популярной, и из нее вскоре выросло ежегодное ледовое ралли «Интер-директор» на легковых автомобилях — по сути тимбилдинг для директоров автомобильных заводов СССР и их иностранных партнеров.

На ралли приезжали, как сегодня сказали бы, топ-менеджеры со всей страны, а также поставщики деталей из Европы. Об уровне челнинских любителей автоспорта говорит тот факт, что, когда на заводе открылась еще и секция багги, пять ее членов вскоре вошли в сборную страны, а когда в Москве по аналогии с «Интер-директором» было организовано летнее ралли «Директор», его первым победителем стал руководитель Научно-технического центра «Камаза» Семен Якубов, будущий руководитель команды «Камаз-Мастер» и штурман экипажа Владимира Чагина.

В январе 2018 года команда «Камаз-Мастер» одержала свою 15-ю победу в зачете грузовых автомобилей ралли «Дакар»
В январе 2018 года команда «Камаз-Мастер» одержала свою 15-ю победу в зачете грузовых автомобилей ралли «Дакар» / DR

«Грузовой спорт тогда уже существовал, и у нас на заводе была команда по кроссу, — вспоминает Якубов, — но после того как один из членов ЦК выступил в газете с критикой, мол, грузовики должны возить грузы, а не гоняться друг за другом, это направление прикрыли, и потом эти грузовики долго стояли в углу двора автосборочного завода. Потом была попытка соревнования в кольцевых гонках. Раскрашенные грузовики, девушки в купальниках — все побуждало к участию, и мы подготовили два автомобиля, но выше пятого места подняться не могли. Знаете, наша автомобильная промышленность не была лучшей в мире. Я понимаю, что не открыл для вас Америку, но мы это на себе почувствовали: двигатели наши были слабые, про электронику мы еще не слышали, у всех инжекторы, а у нас — карбюраторы, дисковые тормоза даже на легковые машины не ставили. Соревноваться было тяжело. И хотя мы завоевывали призы, но только зрительских сим­патий, все видели, как мы боролись. Мы проходили повороты в заносе, обходя соперников, но на прямых все равно отставали. И тут я узнал про «Дакар».

Увы, сразу попасть на гонку­ легенду не удалось. На «Дакаре» 1988 года произошла трагедия: уникальный грузовик DAF Turbo Twin с двумя моторами, каждый из которых управлял отдельной осью, попал в аварию, в которой погиб штурман. Тот DAF по ходу гонки раз­ гонялся до 200 км/ч и легко обгонял и грузовики, и легковые машины, но трагедия заставила организаторов ввести ограничения: в классе гру­ зовиков теперь могли участвовать только серийные модели. Так что первые международные старты раллийных «Камазов­-4310» состоялись на ралли «Ельч» и ралли «Обжектив Сюд», на каждом из них советские грузовики заняли второе и третье места. В 1990 году с определенными ограничениями разрешили участие грузовиков в «Дакаре».

«Камаз-Мастер» 4326

Классические суперкары способны поражать только на идеальных дорогах, но российский суперкар от «Синей армады» готов лететь не разбирая дороги. Пустыни и скалы, болота и снежные поля — все это для него естественная среда обитания. Вот какие технологии обеспечивают грузовику «Камаз-Мастер» превосходство на любом покрытии.

Двигатель

16-литровый V8 Liebherr D9508, мощностью 950 л. с. с крутящим моментом 4500 Нм. Первое время боевые машины использовали 305-сильные 11-литровые V8 «Камаз-7403», но в пожаре, уничтожившем завод двигателей, погибли и проходившие там подготовку боевые дакаровские агрегаты, поэтому команде пришлось временно перейти на 14-литровые 520-сильные Cummins N14-500E, после чего началась почти 20-летняя эпоха моторов Ярославского и Тутаевского моторных заводов — ЯМЗ и ТМЗ 7Э846/7/8, объемом 18 л, мощностью 850 л. с. и с крутящим моментом 2700 Нм (модификации этих двигателей можно встретить на карьерных самосвалах «Белаз», речных буксирах и локомотивах). Тяжелые и прожорливые, но неубиваемые и всеядные, они легко справлялись с любым топливом и были заменены только после введения на «Дакаре» ограничения на объем. На смену им пришли 13-литровый Cummins ISZ-13 и 16-литровый Liebherr D9508, мощностью 920 и 980 л. с. соответственно. Моторы «Камаз-Мастер» закупает серийные, после чего форсирует и перестраивает моторы в своем Научно-техническом центре. О масштабе доработок гово- рит тот факт, что после них мощность возрастает примерно в два раза.

Масса

10,2 тонны. Для сравнения: первый грузовик весил 10,5 тонны, а был в истории команды и 12-тонный монстр. Чтобы сделать машину легче, идут на всевозможные хитрости — например, обрезают болты, которыми крепятся колеса. Минимально разрешенная по регламенту масса — 8,5 тонны.

Кабина

Замена кабины по ходу гонки запрещена, при этом менять двигатель, оси, трансмиссию и другие ключевые детали можно. На стадии проектировки грузовика размер и расположение кабины зависит от выбранного двигателя. В ближайшее время место немецкого мотора займет камазовский, который сейчас проходит последние испытания.

Радиатор

Январь в Южной Америке более жаркий, чем в Африке. Поэтому система охлаждения была переделана, ведь от температуры масла зависит скорость машины.

Тест гоночного КАМАЗ 43509 с автоматом: быстрее, выше, сильнее

Летний жаркий день. Два десятитонных спортивных грузовика носятся по грунтовке тестовой трассы в Тарловке, разгоняясь на прямиках до максимально разрешенных 140 км/ч. Это первая показательная тренировка КАМАЗ-43509 образца 2018 года — новой разработки команды «КАМАЗ-мастер». Ранее в кабину автомобиля, внешне отличающегося от старших собратьев более агрессивным дизайном, журналисты не попадали.

Тест гоночного КАМАЗ 43509 с автоматом: быстрее, выше, сильнее
Тест гоночного КАМАЗ 43509 с автоматом: быстрее, выше, сильнее

В кабине КАМАЗ-43509 нет аналоговых приборов; рабочие места водителя, механика и штурмана оснащены цифровыми дисплеями.

Сухие щелчки пряжки ремней безопасности, чуть шипящий фон в наушниках шлема, перед глазами панель со штурманским оборудованием. Место пилота занимает Айрат Мардеев, бронзовый призер ралли «Дакар-2018». Готовясь к очередному старту дня, спортсмен всматривается в плоский экран приборной панели. Прежде всего, его интересует остаток топлива. Неудивительно, ведь желающих почувствовать собственной шкурой, что такое ралли-рейд в категории грузового зачета, сегодня больше обычного.

Тест гоночного КАМАЗ 43509 с автоматом: быстрее, выше, сильнее

Российская команда окончательно переходит на автоматическую коробку передач.

К слову, в своей новой разработке команда «КАМАЗ-мастер» полностью отказалась от аналоговых приборов, оснастив рабочие места водителя, механика и штурмана цифровыми дисплеями и связав их CAN-шиной. «В интерьере новой кабины все поменялось. Убрали аналоговые приборы и все лишнее, оставили только необходимое», — говорит Мардеев.

Тест гоночного КАМАЗ 43509 с автоматом: быстрее, выше, сильнее

Видеотерминал ОКО собирает, хранит и передает в систему мониторинга транспорта видеозаписи с подключенных IP-камер.

В перечень необходимого вошел видеотерминал ОКО, подключенный к облачной платформе Omnicomm, одного из давних партнеров гоночной команды. Устройство собирает, хранит и передает в систему мониторинга транспорта видеозаписи с подключенных IP-видеокамер, которые фиксируют все события даже в режиме ночной съемки. Терминал также фиксирует местоположение грузовика. Данное решение помогает на тренировках и при перегонах машин к месту соревнования, а вот перед стартом гонки ОКО демонтируют — на «Шелковом пути» использование систем мониторинга запрещено.

Новый спортивный грузовик разгоняется до 100 км/ч всего за 6 секунд. «На этом участке трассы мы испытываем двигатели, — слышу в наушниках голос Айрата. — А теперь держись, нас немного потрясет». Опыт предыдущих подобных покатушек (обычно их устраивают перед отправкой команды на «Дакар») подсказывает, что нужно плотнее вжаться в ковш сиденья. А ведь на трассе еще и трамплин…

Тест гоночного КАМАЗ 43509 с автоматом: быстрее, выше, сильнее

Пилоты называют этот темп прогулочным. Трудно представить, какие нагрузки приходится выдерживать экипажу в условиях реальных гонок, когда протяженность скоростных участков составляет несколько сотен километров. А ехать нужно так, чтобы в каждое мгновение быть готовым к любой нештатной ситуации. Тем не менее, Айрат играючи обращается с «летающим» грузовиком, одной рукой держась за руль, а другой — за джойстик АКП (пилот выбирает передачу самостоятельно).

Тест гоночного КАМАЗ 43509 с автоматом: быстрее, выше, сильнее

Подвеска на спортивных автомобилях будет совершенствоваться всегда.

Российская команда окончательно переходит на автоматическую коробку передач: на «Шелковом пути» механика будет стоять лишь у Сергея Куприянова, так как у его автомобиля другой двигатель — газодизельный, и адаптация к нему коробки — отдельный процесс. На остальных КАМАЗах шестиступенчатая АКП Allison прошла тесты, показав свои достоинства и недостатки, и была признана надежной и более удобной для пилотов.

Тест гоночного КАМАЗ 43509 с автоматом: быстрее, выше, сильнее

Датчик уровня топлива LLS 5 обеспечивает точность показаний до 99,5%.

Подробнее о подготовке к ралли «Шелковый путь» рассказал Сергей Савостин, заместитель директора команды «КАМАЗ-мастер» по производству и развитию. Беседа состоялась в техническом центре «Синей армады», где происходящее говорило о важности ближайшего старта. Само собой, больше всего вопросов касалось трансмиссии грузовиков. Савостин объяснил все на пальцах: «В песках и горах с обычным сцеплением лучше не рисковать переключаться: можно либо там и остаться, либо вообще укатиться. Коробка с гидротрансформатором позволяет переключаться без потери момента. Также пилот меньше отвлекается, уделяя внимание дороге.

Нет предела совершенству и в вопросах подвески. Здесь команда всегда в поиске новых интересных решений. Прежде всего, это касается настроек рессор и пружин в амортизаторных стойках. Причем каждый экипаж подбирает настройку, подходящую под себя. Продолжаются эксперименты с подпружиниванием кабины. Скорости и нагрузки на экипаж в гонках растут. Понятно, что это является вызовом не только для спортсменов, но и для инженеров и конструкторов. Другой пример профессионального решения задачи — форсировка силового агрегата. В новом спортивном грузовике, как и в ранее получившем широкую известность капотнике с индексом 43509 K, использован рядный шестицилиндровый мотор Cummins DCEC ISZ-13. В данном случае с объема 13 л (ограничен правилами «Дакара») инженерам «КАМАЗ-мастера» удалось получить 980 л. с.

Тест гоночного КАМАЗ 43509 с автоматом: быстрее, выше, сильнее

Когда видишь всю работу над подвеской и новой силовой установкой, складывается ощущение, что российскую команду на «Шелковом пути» не остановит ничто. Однако и соперники не стоят на месте, также улучшая свои автомобили. Мардеев философски замечает: «Им во многих вещах проще и быстрее получать какие-то детали, проводить тестовые заезды. У наших конкурентов всегда стоит две задачи: выиграть гонку и победить ”КАМАЗ”».

Евгений Дешкин, ведущий инженер НП «КАМАЗ-АВТОСПОРТ»

Тест гоночного КАМАЗ 43509 с автоматом: быстрее, выше, сильнее

Все три спортивных автомобиля, участвующих в ралли «Шелковый путь 2019», оснащены новыми датчиками уровня топлива LLS 5 компании Omnicomm. Основное их назначение — сбор информации для расчета расхода топлива: мгновенного и в пересчете на 100 км. Для обработки сигнала используется специальная программа. Данные выводятся на электронную приборную панель. Такой способ более точен, чем интерпретации информации от блока управления двигателем. Датчики выполнены по технологии Fuelscan, поэтому подстраиваются под свойства измеряемого топлива и обеспечивают точность показаний до 99,5%. Новая линейка имеет максимально возможный уровень защиты от влаги и пыли IP69k.

Сергей Савостин, заместитель директора команды «КАМАЗ-мастер» по производству и развитию

Тест гоночного КАМАЗ 43509 с автоматом: быстрее, выше, сильнее

Команда продолжит осваивать авто­матические коробки. Они установлены на машинах Андрея Каргинова, Айрата Мардеева и Антона Шибалова. Механическая коробка останется только на автомобиле Сергея Куприянова, где мы решили сохранить проверенную схему «мотор-механическая коробка передач». Его машина работает на смеси дизельного топлива и газа, что позволяет быстрее разгоняться и достигать максимальных мощностей на низких оборотах, чрезвычайно необходимых в песках. Вообще, тему экологичного топлива, тему газодизельного спортивного грузовика, начатую еще в 2013 году при поддержке ПАО «Газпром» и Банка ВТБ, мы активно поддерживаем и начинаем развивать.

Александр Зиновьев, руководитель направления «Датчики уровня топлива» Omnicomm

Тест гоночного КАМАЗ 43509 с автоматом: быстрее, выше, сильнее

«Омникомм» сотрудничает со спортивной командой «КАМАЗ-мастер» более 6 лет. Мы поставляем датчики уровня топлива, навигационные и видеотерминалы. Команда одной из первых в мире тестирует все наши разработки, в этом году мы оснастили гоночные «КАМАЗы» датчиками уровня топлива нового поколения LLS 5. Во время гонки важно контролировать расход топлива так, чтобы его хватило от старта до финиша и при этом не перегружать машину. В гонке каждый килограмм на счету. Поэтому при разработке датчика самым сложным является расчет математической модели с точностью измерения 99,5%. Но когда мы собрали прототип LLS 5 и увидели, как показания датчика подстраиваются под различные виды топлива, то поняли, что новая разработка внесет свой вклад в победы «КАМАЗ-мастер».

Китайский мотор, финские мосты: тест-драйв самого быстрого КамАЗ в мире

На первый взгляд, ничего особенного здесь нет, поскольку такая картина имеет место всякий раз, когда команда «КАМАЗ-мастер» выезжает на ралли «Дакар». Но если не смотреть это по телевизору, а оказаться в кабине этого гоночного грузовика, ощущения будут совершенно иные.

c25bebe72ff0f140838787cc5a2ccd3f_w650.jpg

В кабине гоночного грузовика ощущения совершенно другие

Команда и ее традиции. Команда «КАМАЗ-мастер» имеет отличную традицию – летом и осенью собирать представителей прессы с целью рассказать и показать, чем живет легендарный коллектив. Обязательной частью такой программы становится поездка на спортивном камине (так называют гоночный грузовой автомобиль), продолжительностью 20 минут на специальном полигоне для испытаний.

Но вначале стоит сказать несколько слов о самой команде. Это совсем не гараж небольшого размера, а отличная и огромная база, где выполняется постройка и ремонт автомобилей. Здесь самостоятельно делаются рамы, форсируются моторы, по причине чего штат сотрудников «сборной по автомобильному спорту» составляет порядка 200 человек.

Поэтому, наблюдая за моментами, когда команда из России будет громить очередного соперника на машинах иностранного производства, стоит иметь в виду, что это является результатом кропотливой и тщательной работы. Немалую роль в этом играют партнеры команды. За все основные моменты ответственность несет известная компания Total – в спортивные КАМАЗы залиты только масла и жидкости, рекомендованные специалистами этой компании после тщательного отбора.

Конструкция автомобилей. Устройство боевых машин заслуживает отдельного рассказа, так как ни для кого не секрет, что от серийных автомобилей там нет практически ничего. Это соответствует действительности, так как от товарной машины компания взяла для установки на гоночные только кабину. Но это является нормальным, так как конкуренты в большей части случаев поступают так же.

89ac486139ac5ef8811727feab2625dc_w650.jpg

Поездка на автомобиле стала намного комфортнее после сделанных улучшений, но все же ощущения захватывают.

В этом и состоит искусство создания проектов для многотонных грузовых автомобилей спортивного назначения. Разрешается брать любые компоненты от любого производителя, но из них требуется собрать быстрый, легкий и надежный автомобиль. Следующим этапом будет настройка машины, а управлять ей будут опытные пилоты, штурманы, обслуживать опытные механики.

Теперь о составных частях: мосты поставляет финская Sisu, автоматические коробки — американская Allison, амортизаторы — голландская Reiger. Силовая установка же китайского производства – DCEC, несмотря на то, что немало людей ошибочно называют двигатели объемом 13 литров «Камминсом». В команду они приходят в стандартной комплектации, мощностью 400 л.с., где инженеры уже доводят мощность до 1000 л.с. Смазка выполняется правильно подобранным маслом, предоставляемым техническим партнером команды – компанией Total.

Поездка на автомобиле стала намного комфортнее после сделанных улучшений, но все же ощущения захватывают. До 100 км/ч машина разгоняется на грунтовой дороге за 10 секунд на «механике», с «автоматом» за 6 секунд. Для управления нужно не только отличное зрение, стальные мышцы и скорость от природы, но также и фантастическое умение чувствовать габариты.

e83c0a2416ae1a63979ec67ed820113d_w650.jpg

Заключительной частью поездки стал фирменный трюк в виде разгона и прыжка с полуметрового трамплина, во время которого присутствует ощущение зависания в воздухе.

Заключение. Заключительной частью поездки стал фирменный трюк в виде разгона и прыжка с полуметрового трамплина, во время которого присутствует ощущение зависания в воздухе. После приземления, во время парковки пилотом машины, имеется возможность перевести дух.

КАМАЗ 5350: технические характеристики

Нынешние военные грузовые авто - настоящая элита среди грузовиков. Один из ярчайших экземпляров данной категории - военный КАМАЗ-5350, ТТХ которого отличаются надёжностью, выносливостью, многофункциональностью и проходимостью.

Возможности, которыми наделён бронированный КАМАЗ-5350, подтверждены им на полигонах и в условиях боевых действий, в болотистом бездорожье, высокогорных перевалов, снежных полей и горячих песков. Эта машина относится к серии "Мустанг", объединяющей грузовые авто, обладающие высокой проходимостью.

Это 6-ти тонное авто универсального назначения, имеющее колёсную формулу 6х6 и предназначенное для транспортировки грузов военного назначения, буксирования прицепов, артиллерийских орудий, установки разных систем ведения огня. В автомобильный парк российских ВС эта машина вошла в 2002.

История

Камаз 5350

Разрабатывать КАМАЗ-5350 начали в 1987-м, когда экономическая ситуация была нестабильной. Инженерам удалось воплотить те наработки, что оказались не реализованными в предшествующем КАМАЗ-43114. Предназначением многоцелевого семейства "Мустанг", куда вошёл 5350, стало использование в тяжелейших условиях, к примеру, в высокогорье.

Данное грузовое авто способно эффективно работать, находясь на высоте 4 км. Благодаря универсальной платформе возможна установка разных боевых систем, имеющих тактическое предназначение.

КАМАЗ-5350: технические характеристики

Технические характеристики КАМАЗ-5350 6х6 превосходят аналогичные параметры множества конкурентов.

Размеры

Габариты модели КАМАЗ:

  • длина - 7,96 м;
  • ширина - 2,550 м;
  • высота - 3,29 м;
  • клиренс - 39 см;
  • наружный поворотный радиус - 11,3 м;
  • снаряжённый вес - 9,8 т;
  • полный вес - 15,85 т;
  • максимальный вес прицепа - 12 т.

Благодаря уникальным техническим характеристикам КАМАЗ-5350 его грузоподъёмность достигла 12000 кг. Он может использоваться как часть автопоезда. Общая масса возрастает до 27,85 т. Максимальная скорость - 100 км/ч.

Камаз 5350 Габариты

Размеры платформы внутри:

  • длина - 7,96 м;
  • ширина - 2,47 м;
  • высота - 73 см.

Технические характеристики КАМАЗ-5350-3035-42 дают ему возможность преодолеть подъём, имеющий угол до 31 градуса, и брод, глубина которого может достигать 1,75 м, либо ров глубиной не более 60 см.

Расход топлива

Преодоление 100 километров пути требует среднего расхода топлива на уровне 27 литров (показатель определяется типом местности, а также сезоном). КАМАЗ-5350 имеет основной и дополнительный баки для горючего. Объём баков КАМАЗ-5350 - 170 и 125 литров соответственно.

Мотор

Мотор имеет повышенную надёжность. Это авто оснащено дизельным двигателем КамАЗ-740.30-260, который имеет V-образное размещение цилиндров и отвечает критериям Евро-2.

Двигатель КамАЗ-740.30-260

Двигатель КамАЗ-740.30-260 обладает следующими параметрами:

  • ёмкость- 9,85 литра;
  • мощность - 260 лошадиных сил;
  • крутящий момент - до 1078 Нм;
  • число цилиндров - восемь.

Кабина

Кабина может вместить 3 человека, включая водителя. Отличается высоким уровнем комфорта и вмещает специальную полку для сна. В ней возможен монтаж военного и специального оборудования. В случае, когда есть откидные скамейки, возможно размещение 39 человек.

Главной областью применения этого авто остаётся военная сфера. Не зря КАМАЗ-5350 доныне используется в ВС. Возможно опциональное оснащение его кабины бронёй 5А, которая обеспечивает защиту кабины от попаданий из АКМ. Военный КАМАЗ-5350 благодаря своим техническим характеристикам может успешно использоваться в условиях пересечённой местности.

Кабина Камаз 5350

Тормоза

Этот автомобиль оснащён рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозными системами. Они обладают общими элементами, однако работают автономно. Благодаря этому обеспечивается торможение в любой ситуации. Рабочая тормозная система уменьшает скорость авто либо полностью останавливает его. Тормозной механизм есть на каждом колесе.

Тормозной механизм на переднем мосту, а также на задней тележке, в раздельном режиме активирует 2-контурный пневмопривод, которым управляют, используя ножную педаль, соединённую с краном тормозов. Исполнительные органы привода - камеры тормозов. С помощью запасных тормозов дублируются функции, которые выполняет рабочая тормозная система. Такое дублирование происходит в случае, когда она частично либо целиком приходит в неисправность.

Испытание Камаз 5350

Трансмиссия

Руководство по эксплуатации КАМАЗ-5350 предусматривает наличие 10-ти ступенчатой механической КПП, а также 2-х ступенчатой раздатки, которая распределяет крутящий момент между мостом спереди и 2-осной тележкой сзади. Мост сзади приводит в движение карданный вал, который идёт от проходного моста посредине.

Передачи переключаются фрикционным сцеплением сухого типа с гидроприводом и усилителем. Значительная проходимость авто обеспечивается системой блокирования дифференциалов, расположенных в промежутке, разделяющем колёса моста сзади.

Подвеска

Новый военный Камаз 5350

Этот автомобиль имеет зависимую подвеску. Мост спереди оснащён установленными листовыми рессорами, а также телескопическими гидроамортизаторами. Тележка сзади имеет рессорно-балансирную подвеску, включающую 2 листовые рессоры продольного типа, закреплённые жёстким способом на лонжероне, а также 2 гидроамортизатора телескопического типа.

Благодаря такой конструкции обеспечивается плавный ход, а также снижается вертикальное передвижение несущей автомобильной рамы в случае, когда одно колесо наезжает на преграду. Улучшается сцепление колеса с дорогой, уменьшается общее динамическое воздействие на автомобильную раму и исключается слишком раннее изнашивание ходовой.

КАМАЗ-5350: цена

Цена КАМАЗ-5350 зависит от модификации. Сейчас самый дорогостоящий вариант - это модель, имеющая автокран. Её стоимость находится в диапазоне 3 500 000 - 4 000 000 руб. Самосвал с нулевым пробегом имеет цену примерно 2 500 000 руб., авто бортового типа - 2 100 000 руб. Самые популярные КАМАЗ-5350 - выпущенные в 2013-14 гг. Их цена ниже, чем цена новых, и находится в диапазоне 1 500 000 - 2 400 000 руб.

Читайте также: