Сколько можно ехать на докатке мерседес

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.10.2024

Как долго вы можете безопасно ездить на "докатке"?

Говоря о запасном колесе или «докатке», важно помнить, что это так называемое «запасное» колесо, на самом деле совсем не запасное, и предназначено только для того, чтобы выйти из сложившейся ситуации, связанной с проколом основного колеса, и дать возможность водителю добраться (на короткое расстояние) до ремонтной мастерской и отремонтировать пробитое колесо.

Предостережение: не превышайте 80 км/ч на докатке.

Это правда, что прокол может испортить вам день, но в большинстве случаев вы можете установить докатку, и вы уже в пути. И, теперь вам становится интересно, как долго вы можете ездить на этой «запаске»; возможно из-за ограничений по времени или из-за того, что вы надеетесь отремонтировать колесо после зарплаты, вы захотите заменить докатку на полноценное колесо, только спустя какое-то время. Но перед тем, как решить, как долго вы сможете, так «безопасно ездить», вы должны рассмотреть несколько ситуаций.

Краткая история запасного колеса, или «Докатки»

В свое время запасное колесо, означало именно это; полноразмерные покрышку и колесный диск, которое хранилось у вас в багажнике. Однако в конце 80-х годов немецкий автопроизводитель Volkswagen, представил уменьшенную версию запасного колеса, чтобы сократить расходы на производство, и увеличить пространство в компактных автомобилях. Эти запасные колеса, также обычно называемые «Докатками», с тех пор стали популярными у автопроизводителей и сегодня широко применяются для увеличения свободного пространства.

Не смотря на то, что она легкая и компактная, у докатки есть свои недостатки

Такая «запаска» менее прочна, чем стандартное колесо. Поскольку она предназначена только для краткосрочного использования, у неё меньшая площадь сцепления с дорогой. Диаметр меньше, и ей нужно вращаться быстрее, чтобы не отставать от обычных колес.

У докатки, очень низкая износостойкость, что связанно с экономией при её производстве, ведь для этого она и была внедрена.

Использование докатки, может повлиять на тормозной путь и подвеску. Вы можете заметить, что ваше транспортное средство управляется по-разному. Плохие повороты и торможение, являются общими проблемами при использовании докатки, а транспортное средство имеет тенденцию тянуть в сторону докатки при торможении.

Поскольку докатка не так долговечна, как обычное колесо, её использование сопряжено с определёнными рисками, вы всегда должны помнить, что ее нужно заменить, как можно скорее. В руководстве по эксплуатации вашего автомобиля и инструкциях для докатки, могут быть разные рекомендации, поэтому всегда выбирайте более низкие параметры для её применения, считаю что использование докатки, до скорости превышающей 50 км/ч, наиболее оптимальный и безопасный вариант.

Если вам не нравится идея проехаться на докатке, есть еще несколько других вариантов.

Во-первых, некоторые новые автомобили поставляются укомплектованными колесами по технологии RunFlat. Покрышки «RunFlat» имеют специальную конструкцию, которая позволяет движение при полной потере давления в колесе. Но движение может продолжаться не продолжительное время, и вам все равно нужно будет заменить колесо, зато вам не нужно будет менять его на дороге.

В качестве второго варианта вы можете сохранить полноразмерное колесо в своем автомобиле и использовать его, как запасное. В идеале лучше приобретать дополнительное колесо, когда вы меняете весь комплект своей резины (покупайте пять, а не четыре), и использовать дополнительное колесо, в качестве обычной запаски.

В итоге докатка, предназначена только для чрезвычайной ситуации. Общее правило заключается в том, что вы должны ехать не быстрее, чем 80 километров в час, и не раскатывать на ней слишком долго, избегая при этом движения по магистралям.

Эти рекомендации, должны помочь, безопасно доставить вас домой или в ремонтную мастерскую, где вы сможете заменить докатку на обычное и безопасное колесо.

Когда размер имеет значение!

Перелопатив весь интернет в поисках «докатки» к своему автомобилю, причем на двух языках, русском и немецком, сделав три поста на эту тему, с помощью неравнодушных владельцев GLC я наконец-то выяснил, что укомплектовать свой автомобиль могу одним из двух вариантов «докаток» предназначенных для моего автомобиля, а именно — Mercedesа GLC (X253)

Первый вариант, это тот, что мне предлагали дилеры Мерседеса и он, кстати на сегодня является единственным вариантом, который сегодня можно отыскать в немецкоязычном поле интернета.
Это «докатка» с такими данными:

A 253 400 0300
T155/80 R19110 M
4.5 Bx19H2 ET 35

И выглядит она так:

А вот про второй вариант мне рассказали счастливые обладатели новеньких GLC, которые уже с завода, после "Рестайла" начали комплектовать запасками.
У них в багажнике лежит «докатка» с такими данными:

A 223 400 0100
T145/80 R19110 M
4.00 Bx19H2 ET 3

И выглядит она так:

Оговорюсь сразу, что широко распространённый в нашей ветке на ДРАЙВЕ2.ру вариант использования в качестве «докатки» колеса от мерседеса W 164, ML с такими данными:

Я даже не рассматривал, так этот вариант на мой взгляд достаточно странный, ведь всем известно, что "докатка" это своего рода костыль, но если этот костыль можно использовать только на одной оси автомобиля, то получается это костыль в квадрате!

Да и по диаметру, (в сравнении с двумя «докатками» от GLC), она больше всех, что не маловажно при размещении её в багажнике, где каждый лишний миллиметр на счету.

Кстати по поводу размеров!

"Докатка" имеет меньший диаметр и толщину и служит лишь для одной цели — в случае прокола штатного колеса позволить автомобилю своим ходом добраться до ближайшего шиномонтажа, так как возникает множество проблем:

Во-первых сильно уменьшается площадь контакта с дорогой. Как следствие — значительное увеличение тормозного пути и ухудшение управляемости.
Во-вторых, страдает дифференциал. Причина — в увеличенной разнице угловых скоростей между колесами на той оси, где ставится докатка.
В-третьих — перестают адекватно работать электронные системы стабилизации — ABS, ESP, DSTC. При использовании докатки они воспринимают меньший диаметр диска как проскальзывание и начинают с ним бороться, что доставляет водителю массу неприятных минут.

Другими словами:
Чем значительнее разница между диаметрами докатки и остальных трех колес, тем в большей степени вышеуказанные проблемы будут усугубляться. Если подобная разница невелика и не превышает 1 дюйма, то передвигаться можно вполне сносно — системы стабилизации будут работать корректно, следовательно будут помогать в управлении машиной и при торможении.

Исходя из вышеизложенного, остаётся сравнить оба варианта «докаток» для GLC и выбрать наиболее щадящий подвеску и дифференциал автомобиля.
Приступаем:
Беру за основу размеры оригинальных колёс моей машине и сравниваю их с самой компактной «докаткой» с шириной шины в 145 миллиметров, и выясняю:

Что её диаметр на 24 мм (3,2%) меньше оригинала. А это на грани: 1 дюйм = 25,4 мм.
Разница в вылете (ЕТ) целых 35 мм.
Длина окружности меньше на 75 мм, а это значит что на каждый километр пути «докатка» сделает на 14,5 оборотов больше, чем все остальные колёса.

А теперь сравниваю с той «докаткой», что предлагал мне дилер и выясняю:

Что её диаметр только на 8 мм (1,1%) меньше оригинала. Разница в вылете (ЕТ) всего 2 мм.
Длина окружности меньше только на 25 мм, а это значит что на каждый километр пути «докатка» сделает только на 4,8 оборотов больше, чем все остальные колёса.

Тут всё очень близко к оригиналу, и возможно машина и не определит подмену.

Плюс ширина шины на 10 мм шире первого варианта, что тоже предпочтительней в плане пятна контакта.

Однако из за этого, да и из-за вылета (ЕТ40) высота этой «докатки» 163 мм,

притом что первая «докатка» всего лишь 150 мм, да она и на 6,7 кг. легче!
Её вес всего лишь 10,6 килограмма!
Вес второй из нашего сравнения — 17,3 килограмма.

Вывод очевиден: второй вариант не очень сильно отличается по размерам от оригинальных колёс, и я бы купил такой, но вот войдёт ли он под пол багажника?

Если судить по постам в нашей ветке, где владельцы GLC умудрялись разместить «докатку» от старого ML с параметрами:

Которая по диаметру больше обоих рассматриваемых вариантов, то вроде должна и эта разместится, так как она чуть меньше по диаметру, при той же толщине.

С другой стороны, зачем возить с собой лишний вес?
Никто же не собирается ездить на "докатке" сотнями километров, поэтому вообще можно откинуть сомнения по самой компактной "докатке", размерами которой поделились наши коллеги по драйву2, ру ну не идиоты же на мерседесе, раз комплектуют такими тонкими запасками мерседесы GLC?
Значит использовать их можно, машине это не повредит!

Вывод: можно смело покупать самую тонкую и легкую «докатку» и свободно, без каких-то проблем, благодаря её самым маленьким габаритам, размещать под полом багажника, надёжно закрепив, разумеется.

Ну вот теперь, когда всё стало ясно, (надеюсь не только мне, но и всем тем, кто привык решать проблемы самостоятельно, а не надеятся на службы АDAC, мобильные телефоны, такси и друзей), можно приступать к её поискам.)

Если я установил докатку, сколько на ней можно проехать?

Докаткой называется любое запасное колесо с размером диска и шины, отличающимися от размеров колес, смонтированных на автомобиль. Также модель шины должна быть идентична основному комплекту покрышек. Обычно производители используют докатку, чтобы сэкономить место в багажном отсеке и удешевить автомобиль.

Однако далеко не у всех машин есть докатка. На европейских автомобилях вероятность увидеть в багажнике докатку, а то и просто ремкомплект для шин, выше. А вот японские, корейские и в особенности китайские производители чаще отдают предпочтение полноценному пятому колесу, да еще на легкосплавном диске. Это своего рода адаптация к плохим дорогам в тех странах, где предстоит колесить их продукции. На такой запаске, понятное дело, можно ездить сколь угодно долго, но! Все это относится только к летней поре. Ведь любое запасное колесо (будь то полноразмерная запаска или докатка) подразумевает летнюю шину. А летнее колесо в довесок к трем зимним уже будет являться докаткой. Даже неопытный водитель почувствует неладное в поведении такого автомобиля. Поэтому при использовании докатки зимой важно соблюдать следующее правило:

Если до цивилизации, где можно починить пробитую покрышку или купить новую, далеко, то докатка должна быть установлена на задней оси, пусть и ценой двойной перестановки колес. Это относится и к заднеприводным автомобилям. У них задние колеса служат для того, чтобы хорошо разгоняться, а передние — чтобы хорошо тормозить. И что вам важнее?

Впрочем, докатки тоже бывают разные. От ее типа зависит давление внутри шины. Давление в большинстве случаев указано на той же табличке, где и давление во всех колесах. Часто оно указано на самой шине докатки или, в случае утраты этой информации, следует смотреть инструкцию к автомобилю. Иногда производители кладут в багажник запаску с шиной шириной как у остальных колес или отличающейся ненамного, но смонтированной на стальной диск меньшего, чем у остальных колес, диаметра. Часто это колесо «взято» от базовой комплектации такого же автомобиля. Внешний диаметр такой запаски будет совпадать, но соотношение высоты и ширины шины будет иное. Давление в таком запасном колесе должно быть таким, какое предписал производитель для обычных колес автомобиля.

Еще одной разновидностью докатки является колесо с нормальным диском номинального диаметра и шиной с невысоким (2–4 мм) протектором. С таким колесом надо быть еще более осторожным зимой из-за малой высоты протектора. Даже если оно будет установлено на задней оси, машину может запросто занести. Давление в таком колесе обычно несколько больше, чем рекомендованное производителем для остальных колес.

Но больше всего в российской глубинке с ее, как правило, разбитыми дорогами не любят классические евродокатки. Тоненький и узенький стальной диск, покрышка с профилем, ненамного более широким и высоким, чем у горного велосипеда, но, в отличие от последнего, высота протектора напоминает полуистершиеся надписи на древних плитах. По моему мнению, на наших дорогах такое колесо должно оказываться только на задней оси даже в летний период. Пробить его на неровностях дороги вроде ям или трамвайных рельсов очень легко. Если при этом евродокатка будет установлена на задней оси, то водителю будет проще контролировать и остановить автомобиль. Да, и не забывайте, что давление в такой докатке должно быть очень высоким: до 4,2–4,5 бара.

И еще: даже при эксплуатации в летнее время обязательно соблюдайте скоростное ограничение, которое написано на любой докатке. Как правило, это 80 км/ч.

Главное: на любой докатке имеется надпись «Тemporary use only» («Временное использование»). Этим все сказано. Чем меньше вы проедете на любой из докаток — тем лучше. Конечно, в теории даже евродокатка по своим физическим свойствам выдержит несколько тысяч километров пробега. Но при этом протектора будет оставаться все меньше. А вдруг еще когда-нибудь понадобится?

Что такое докатка в автомобиле и сколько можно проехать на таком колесе

Подобно людям, получившим повреждение ноги, машины, проколов шину, нуждаются в неком подобии костыля, чтобы добраться до места лечения, то есть шиномонтажа. Иногда это временное изделие среди водителей так и называется костылём, но чаще используется термин «докатка».


Почему в автомобиле докатка, а не обычное колесо

Запасное колесо, а то и сразу два, раньше были непременным атрибутом внешнего вида брутальных транспортных средств первой половины 20 века.

Дорог в нашем сегодняшнем понимании почти не существовало, поэтому пробить шину было совершенно обыденным случаем. Да и сами они надёжностью не отличались. При этом шиномонтажи были редкой экзотикой.

Первой стадией отхода от традиционных автомобильных ценностей начала века стали попытки куда-то спрятать запаску, чтобы не очень искажать стремительный облик автомобиля.


Таких мест оказалось неожиданно много:

  • просто положить в багажник;
  • предусмотреть в багажнике отдельный отсек, защищающий вещи от грязного колеса;
  • разместить запасное колесо под автомобилем, в его родной среде грязи и брызг;
  • спрятать его в декоративном колпаке, установленном сбоку автомобиля или на крышке багажника;
  • совсем уж неожиданно – предусмотреть место под капотом, такое решение многим сразу не понравилось, но, например, отечественная Нива использует его до сих пор.

Все эти способы натолкнули конструкторов на мысль, что так много места тратить на хранение редко используемой вещи нерационально. Пространство для пассажиров и груза с точки зрения конкурентоспособности автомобиля бесценно.

Лобовое решение – уменьшить размеры запаски или отказаться от неё вообще. Последний радикальный подход отложили на будущее, то есть сейчас уже настоящее, а вот с размерами поступили решительно. Запаска стала намного компактней и превратилась в то, что сейчас известно, как докатка.

Отличия

Внешне неполноценное запасное колесо может отличить каждый.

Разница бросается в глаза:

  • докатка заметно меньше по ширине профиля шины, его высоте, а в большинстве случаев и по наружному диаметру;
  • диск колеса выполнен штамповкой из стали, покрашен без претензий на декоративность, при этом снабжён яркой цветовой маркировкой;
  • размерность диска необычная, как правило, у него большой вылет, поскольку он должен заменять полноценное колесо, и узкое посадочное место для шины очень скромного размера, больше похожей на мотоциклетную;
  • колесо достаточно лёгкое, что помогает его извлекать и устанавливать, но не внушает доверия к его прочности.


И не зря, поскольку скрытых отличий у докатки тоже немало:

  • такое запасное колесо дешевле в силу своей примитивности и ограниченных возможностей по применению;
  • качество шины оставляет желать лучшего, она не предназначена для долгих путешествий;
  • докатка некомфортна, в силу малых размеров давление в ней примерно вдвое выше, чем у полноценного колеса;
  • прочность тоже ограничена, здесь нет задачи преодолевать все невзгоды дорог, надо лишь дотянуть до мастерской;
  • докатку мало кто балансирует, поскольку скорость движения на ней сильно ограничена, вибраций не возникнет.

Отличия появляются даже у автомобиля, переобутого в докатку. Обычно он сильно припадает к дороге соответствующим углом кузова из-за разницы во внешнем диаметре колес.

Особенности выбора

Докатка обычно входит в заводскую комплектацию автомобиля. Но не у всех. И не всегда устраивает размер. А иногда приходится покупать запасное колесо взамен вышедшего из строя, что при таких размерах и прочности неудивительно.


Руководствоваться при покупке следует разболтовкой диска колеса в первую очередь, иначе оно просто не станет на место. Проверять надо также вылет и форму диска, возможно задевание за элементы тормозов.

Уменьшать габариты следует за счёт толщины колеса, то есть минимальной ширины профиля, а не внешнего диаметра. Иначе возможны большие неприятности.

Как минимум, может «сойти с ума» система ABS тормозов, которая заметит, что одно колесо вращается быстрее, чем все остальные, а вслед за ней и все прочие, построенные на базе её датчиков.

Но главной неприятностью станет быстрый износ дифференциала, если колесо установлено на ведущую ось. Он не рассчитан на постоянную работу с проскальзыванием, а если это узел с повышенным трением или самоблокированием, то разрушения вообще неминуемы.

Посадочный диаметр диска особого значения не имеет. Обычно его приобретают меньшим, чем штатные диски, чтобы максимально увеличить относительный профиль шины и получить хоть какую-то энергоёмкость пневматики.

Да и найти низкопрофильную докатку вряд ли получится, они не производятся в таких размерах. Типичная относительная высота профиля колеса составляет 90%. Можно сравнить с обыденными шинами современных автомобилей, где этот параметр в диапазоне 45-65%, с относительно редкими отклонениями в обе стороны.

Преимущества и недостатки докаток

Достоинство у неполноценного запасного колеса одно – малый вес и габариты. Всё остальное надо относить к недостаткам, иногда очень серьёзным:

  • ограниченная скорость использования, это приходится соблюдать из-за отвратительной управляемости автомобиля, едущего фактически на трёх нормальных колёсах;
  • эффективность тормозов также снижается из-за недостаточных сцепных свойств узкого запасного колеса, да ещё и с некачественным протектором;
  • быстрый износ эрзац-покрышки даже в совершенно нормальных условиях;
  • высокое давление в колесе множит на ноль всю комфортабельность поездки;
  • при выборе колеса с недостаточным диаметром начинают ошибаться все электронные помощники водителя, которые берут информацию с датчиков ABS, расположенных на каждом колесе.
  • приходится следить за давлением в запаске, которое должно быть очень высоким, обычно это около 4 атмосфер.

Всё это приводит к тому, что некоторые производители считают докатки злом и продают автомобили вообще без запасных колёс, ограничиваясь ремкомплектом, или даже комплектуя машины покрышками типа run-flat, позволяющими двигаться после прокола не хуже, чем на докатке.

Полноценное колесо предлагается в качестве опции тем, кому спокойствие важнее нескольких литров объёма багажника.

Сколько можно проехать на докатке

Многое зависит от разности в диаметрах штатного и докаточного колеса, а также от места установки его, на ведущих или свободно катящихся колёсах. Условия поездки тоже могут быть разными, влияет всё, скорость, состояние дороги, давление в шине.

При идеальных условиях даже типичная докатка с протектором минимальной толщины и не самого высокого качества способна пройти несколько тысяч километров, прежде чем износиться в ноль.

Гораздо важнее не превышать скорость, обычно она указывается в инструкции и составляет не более 80 км/ч, даже если на шине указан более высокий порог.

Износ с повышением темпа движения ускоряется в разы, особенно за счёт перегрева. К быстрому разрушению приведут и экстренные торможения. Мало того, что это небезопасно, машину буквально швыряет в стороны, причём гораздо раньше разрешённых 80 км/ч, но и протектор исчезнет мгновенно и неравномерно.

В любом случае ехать надо только до ближайшего сервиса. Законодательно такие путешествия тоже ограничены, согласно правилам, на одной оси шины должны быть одинаковыми. То есть такая поездка – уже исключение, и означает, что автомобиль добирается до места ремонта со всеми предосторожностями.

Как подобрать докатку - все что нужно знать

Пробой колеса — проблема, с которой рано или поздно сталкивается каждый водитель. Ямы и колдобины, разбросанные острые камни, гвозди и другие опасные для резины предметы – вот неполный список из-за чего в поездке может случиться пробой покрышки. Продолжать движение с пробитым колесом опасно. Требуется поменять на новое.

Все больше автолюбителей вместо запаски использую докатку или бублик. Размер бублика меньше, чем у запаски, и его единственная функция – позволить водителю доехать до ближайшего шиномонтажа.

Чем отличается докатка от запаски

Главное отличие докаткиот полноценной запаски – в том, что на нем нельзя ездить долго. Производители указывают на то, что максимальное расстояние, которое можно проехать на докатке – не более 200 км. Кроме того, аварийный протектор значительно уже и легче. Чем еще отличается докатка от запаски?

  • Стоимость. Докатки на 70% дешевле штатных колес.
  • Качество. Для второстепенных колес используют дешевые материалы – резина не отличается износостойкостью, и протектор быстро истирается. Аварийные шины устанавливаются на стальные диски небольшой толщины металла.

Поскольку пятно контакта с дорогой уменьшено почти в два раза, давление в докатке увеличено в сравнении с запаской на 40-80% и составляет 4-4,2 А.


Докатка и запаска

Плюсы и минусы

Учитывая, что сервисов шиномонтажа сегодня достаточно, использование бублика выгодно отличается от запаски.

Небольшие габариты. Для хэтчбеков размер запаски играет большую роль – багажные отделения не отличаются большим объемом.

Дешевый ремонт. Отремонтировать аварийную шину, если докатка получит пробой, намного проще из-за небольших размеров и веса – материалы для восстановления стоят на 80% дешевле, чем ремонт полноценной покрышки.

К минусам относят:

  1. Сложность управления – на 50% уменьшено пятно сцепления с трассой.
  2. Снижение тормозной управляемости.
  3. Недолговечность протектора. Производители не скрывают, что используют самые дешевые материалы.
  4. Быстрый износ, повреждение дифференциала ведущей оси и подвески за счет того, что во время движения возникает большая разница угловых скоростей.
  5. Хрупкость диска. Во время передвижения по гравию и попадания в яму тонкий диск докатки может лопнуть.
  6. На современных автомобилях при эксплуатации докатки могут сбоить датчики скорости, параметров давления и пр.

Простота монтажа может считаться условным преимуществом. Если пробито ведущее переднее колесо, потребуется проводить две переустановки – снимать с ведомой оси полноразмерное колесо и устанавливать его на ведущую ось, а докатку поставить на ведомую ось. Такая переустановка требует осторожности и сноровки, поскольку с авто потребуется одновременно снять два колеса.

Как подобрать размер докатки

Размер докаточного колеса определяют по типоразмеру штатных шин. Допускается выбирать докатку на 1 дюйм меньше, но не больше. Использование большего второстепенного колеса может привести к потере управляемости – автомобиль будет заносить на трассе.

Если штатный диаметр дисков R16, то на авто можно устанавливать аварийное колесо радиусом R 16 и 15. При этом должна совпадать разболтовка диска. Рисунок протектора для докатки должен быть проработанным, с четкими блоками и ламелями.


Сравнительные размеры докатки и основного колеса

Учитывая меньший объем покрышки, атмосфер в докатке должно быть в диапазоне 4-4,2, поэтому с собой в машине нужно возить насос.

Можно ли ставить докатку вперед

По правилам, на ведущую и переднюю ось такое колесо не ставят. В случае с переднеприводными комплектациями проблема решается двойной переустановкой, если пробито любое переднее колесо. Для заднеприводных моделей использование докатки – более сложная задача.

Водители выбирают решение в зависимости от опыта.

Сколько можно ехать на докатке

В зависимости от производителя, пробег для докаток установлен в диапазоне 60-200 км. За использование аварийных шин не по назначению в ПДД предусмотрен штраф 500 руб.

Во время остановки инспектор ГИБДД может попросить показать пробитое колесо, чтобы удостоверится, что автомобиль направляется в гараж. Водитель может отказать в просьбе, а сотруднику запрещено самому открывать багажник и проводить осмотр, но такое поведение послужит поводом для составления административного протокола и выписки штрафа. Вариант, что пробитое колесо оставлено на обочине, не рассматривается – в этом случае можно получить штраф за загрязнение окружающей среды.

Особенности езды на докаточном колесе

Скорость на докатке не должна превышать 80 км/ч, а для некоторых моделей – например BMW X1,7, производитель установил предел скорости не более 60 км. Кроме основных показателей ограничения скорости, существуют нюансы, как ехать на докатке в зависимости от состояния дорожного полотна, а также во время выполнения маневров:

  1. Перед началом движения активируют аварийную сигнализацию (рекомендации ПДД) и передвигаются только по крайней правой полосе.
  2. При маневре торможения по прямой тормозной путь увеличивается на 20 %. Авто может заносить при резком нажатии на тормоз в сторону установленной докатки.
  3. Рекомендуется каждые 40-50 км проверять давление в докатке.
  4. На поворотах необходимо максимально снижать скорость, плавно тормозить и плавно начинать движение.
  5. Если предстоит поездка по грунтовой дороге, надо по возможности избегать глубоких выбоин – скорость поездки снижается до 40 км/ч. На грунтовке, при наезде на булыжник на скорости от 80 км/ч стальной диск докатки может лопнуть.


На докатке указаны максимальные нагрузка, давление и скорость

Водителям-новичкам не рекомендуется отключать электронных помощников автомобиля, даже если датчики после установки докатки сигнализируют сбой. В критической ситуации это поможет удержать управление четкой передачей сигналов на остальные узлы и агрегаты. При всей своей доступности и достоинстве докатка никогда не заменит полноценное запасное колесо. Но свою функцию довести машину до места ремонта она выполняет полностью.

докатка

Докатка – специальное запасное колесо, предназначенное для временной установки. Заменить поврежденное колесо можно полноценной запаской или докаткой. Перед приобретением докатки следует узнать ее основные характеристики, правила установки и требования безопасности при использовании.

Что такое докатка

Запасное колесо, совпадающее по размеру с колесом основного, рабочего комплекта, но имеющее различия по ширине шины, называется аварийным колесом или «докаткой». Стандартная докатка включена в комплектацию большинства автомобилей, имеет отличительную окраску и крепится в специальном отсеке багажника.

докатка

Назначение такой запаски – самостоятельное движение до ближайшей шиномонтажной мастерской, гаража или магазина в случае прокола или повреждения автомобильной шины.

Чем отличается докатка от обычного колеса

Аварийное колесо имеет облегченную конструкцию, поскольку служит для экстренной замены поврежденного колеса основного комплекта в неблагоприятных условиях: на трассе, во время дождя или при низкой температуре воздуха.

докатка

Масса

Масса докатки значительно снижена по сравнению с массой колеса основного комплекта. Причиной этого является:

  • штампованный диск имеет облегченную конструкцию и меньшую ширину;
  • номинальная ширина шины меньше на 1/3;
  • толщина шины меньше за счет небольшого слоя тканевого корда и высоты протектора.

Такая конструкция докатки призвана уменьшить занимаемую площадь в багажнике автомобиля и повысить удобство при установке.

докатка

Типоразмеры

Внешний диаметр аварийного колеса должен совпадать с размером колес рабочего комплекта.

Допускается в экстренных случаях установка колес с разницей в единицу, например, вместо R14 поставить R13 или R15, но при этом следует быть готовым к существенному снижению маневренности автомобиля и повышенному износу деталей подвески.

Качество

докатка

Аварийное колесо изготавливается и проходит испытание в соответствии с методами, установленными ГОСТ Р 41.64 – 99 г. «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств, оборудованных запасными колесами/шинами для временного пользования». Следовательно, качество докатки соответствует требованиям безопасности, а движение на таком автомобиле достаточно комфортно, но при условии строгого соблюдения скоростного режима и времени использования.

Прочность

Способ и материалы изготовления запасного колеса предусматривают максимальный пробег докатки в 2500 – 3000 км в зависимости от производителя. До достижения этого значения аварийное колесо соответствует всем требованиям прочности и обеспечивает безопасное движение.

докатка

Цена аварийного колеса снижена за счет:

  • способа производства диска – штамповка и сварка;
  • материала диска – углеродная сталь;
  • упрощенной технологии изготовления корда шины;
  • отсутствия дополнительных вставок в конструкцию шины.

Стоимость докатки на автомобиль среднего класса варьируется в пределах 600 – 2500 рублей.

Какое давление должно быть в докатке

докатка

Рабочее или максимально допустимое давление в шинах основного комплекта и аварийного колеса указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля. Кроме того, такая информация может быть нанесена на стойку между дверями со стороны водителя или на боковую поверхность самой шины. Среднее значение составляет 4,0 – 5,5 атм в зависимости от модели автомобиля.

Важно помнить, что максимально возможное давление выше номинального рабочего на 25%.

На какую ось можно ставить докатку

докатка

Общие рекомендации производителей аварийного колеса заключаются в том, что ставить докатку необходимо на ось, не являющуюся ведущей. Однако существуют и некоторые нюансы:

  1. Полноприводный автомобиль. Установка временного колеса только на заднюю ось. При повреждении переднего колеса необходимо заменить его любым колесом с задней оси, а на его место поставить «докатку».
  2. Автомобиль с передним приводом:
  • Установка аварийного колеса на переднюю ось затрудняет начало движения, увеличивает тормозной путь и снижает устойчивость автомобиля на поворотах.
  • Колесо на задней оси не влияет на маневренность автомобиля и практически не влияет на торможение.
  1. Автомобиль с задним приводом:
  • Докатка на передней оси не влияет на распределение потоков мощности, но может служить причиной увеличения тормозного пути. Вхождение в поворот рекомендуется со скорость не более 20 км/ч, особенно при неблагоприятных погодных условиях.
  • Запаска, установленная за заднюю ось, мало влияет на процесс торможения, но снижает маневренность автомобиля на поворотах и требует внимания в начале движения – трогаться с места нужно медленно, не допуская рывков.

Таким образом, оптимальным решением является установка докатки на задний мост автомобиля. При отсутствии такой возможности – во время движения необходимо усилить контроль за управлением.

С какой скоростью можно ехать на докатке

докатка

Поскольку докатка по своей сути является аварийным колесом, скорость движения на автомобиле не должна превышать установленных правилами 60 км/ч, несмотря на то, что производители разрешают использовать такое колесо при скорости до 80 км/ч.

Важно помнить, что маневренность автомобиля с докаткой значительно снижена, поэтому выбирать скоростной режим следует исходя из опыта водителя и дорожных условий.

Сколько можно ехать на докатке

Если диаметр докатки совпадает с диаметром основных колес, то расстояние, которое можно на ней проехать, составляет 200 км в сухую и теплую погоду, в зимний период – не более 50 – 100 км.

докатка

Если размер докатки больше или меньше остальных колес (например основные колеса 16 диаметра, а докатка либо 15 либо 17), то путь следует сократить в два раза.

Правила езды на докатке

Основные нюансы при движении на автомобиле с докаткой выглядят следующим образом:

  • за счет меньшей ширины колеса площадь соприкосновения шины с дорожным полотном уменьшена, что приводит к увеличению тормозного пути;
  • коэффициент сцепления шины с дорогой уменьшен за счет небольшой глубины рисунка протектора, что грозит нарушением маневренности автомобиля;
  • в потоках мощности, передаваемых от двигателя на колеса одной оси, имеющие разную массу, взаимосвязь между угловыми скоростями нарушается, что приводит к потерям КПД и возможным пробуксовкам на дороге.

докатка

Поскольку прокол колеса и установка запаски является аварийной ситуацией, то, учитывая все нюансы, при движении на таком автомобиле необходимо придерживаться следующих правил:

  • по возможности не ставить запаску на ведущую ось;
  • не использовать колесо с низким давлением в шине;
  • ставить аварийное колесо, равное по наружному диаметру;
  • отключить электронные системы блокировки колес при установке колеса, имеющего различия по наружному диаметру;
  • не допускать превышения скорости;
  • трогаться с места плавно, не допускать резкого давления на педаль газа;
  • снижать скорость на поворотах до 20 – 40 км/ч;
  • вращение рулевого колеса должно быть плавным, не допускать рывков;
  • торможение следует начинать заблаговременно, не допуская резкого нажатия на педаль.

Важно помнить, что тормозной путь автомобиля с аварийным колесом всегда увеличен, независимо от погодных условий.

Плюсы докатки

докатка

Использование докатки в качестве запасного колеса имеет следующие преимущества:

  • небольшой размер;
  • низкая стоимость;
  • простота и удобство монтажа;
  • отсутствие необходимости периодической замены запасного колеса с основными колесами с целью обеспечения равномерного износа.

При соблюдении скоростного режима и правил торможения движение на автомобиле с докаткой абсолютно безопасно и достаточно комфортно.

Минусы докатки

докатка

Минусы использования докатки заключаются в следующем:

  • давление в колесе, состояние резины и высоту протектора необходимо регулярно проверять;
  • по причине уменьшенной площади сцепления колеса с дорогой увеличивается тормозной путь и ухудшается маневренность автомобиля на высокой скорости;
  • существует риск повреждения запаски при движении по неровной дороге на высокой скорости (более 60 км/ч).

Отказ работы электронных систем ABS, ESP или DSTC случается только при установке колеса меньшего диаметра, поскольку разница размеров воспринимается как проскальзывание или пробуксовка.

Как подобрать докатку

докатка

Чтобы правильно выбрать докатку для автомобиля, следует ориентироваться на следующие показатели:

  • размер – должен полностью совпадать с размером колес основного комплекта;
  • качество резины – сухая и потрескавшаяся шина быстро выйдет из строя;
  • глубину протектора – чем она меньше, тем хуже сцепление с дорогой.

Лучшая докатка – колесо, изготовленное для каждой конкретной марки автомобиля.

Аварийное колесо – оптимальный выбор в качестве запаски. Обладая низкой стоимостью и хорошими показателями качества, докатка занимает мало места в багажнике и не требует особенного ухода. Важное условие – двигаться к ближайшему пункту СТО необходимо с соблюдением правил безопасного движения.

Что такое «докатка» и сколько можно ездить на ней до появления проблем?

Что такое «докатка» и сколько можно ездить на ней до появления проблем?

В случае, когда автомашина потеряла одно из колес, можно с легкостью установить докатку, которая поможет на ней добраться до ближайшего автосервиса и не придется тратить средства на вызов эвакуатора.

Но сколько может прослужить докатка? Правда ли, что на ней можно проехать тысячи километров?

Что такое докатка и какие у нее положительные стороны?

Докатка это шина или колесо, которое имеет меньший размер, чем стандартное колесо автомобиля.

Что такое «докатка» и сколько можно ездить на ней до появления проблем?

Докатки используют редко, так как с развитием в стране системы платной эвакуации автомашин, автовладельцы все реже обращаются к «дедовским» способам доковыляния до ближайшего автосервиса.

Раньше, да и сейчас, докатку использовали для того, чтобы временно заменить утерянное колесо. Любой прокол, либо проблема с болтами на колесе, могут осложнить управление автомобилем.

В этих случаях и использовалась докатка, если нет под рукой полноценного колеса для замены. К положительным сторонам докатки можно отнести:

  1. Малый размер, что позволяет с легкостью размещать докатку даже в сильно нагруженном багажнике.
  2. Дает возможность сэкономить на вызове эвакуатора, если авария с колесом произошла в дороге
  3. Низкая стоимость.
  4. Возможность без труда установить ее вместо любого полноценного колеса, так как докатка имеет малый вес.

Все эти очевидные положительные стороны докаток говорит о том, что век их еще не прошел и они до сих пор активно используются автомобилистами, которые желают сэкономить на вызове эвакуатора.

Стоит использовать их, любить и ценить, так как докатки могут, как палочка выручалочка, прийти на помощь любому автомобилисту в любую минуту.

Сколько километров можно проехать на докатке?

Многие неопытные автомобилисты, даже не используя докатки, но слыша о них, постоянно спрашивают у более опытных автолюбителей- сколько же километров это импровизированное колесо способно выдержать?

Что такое «докатка» и сколько можно ездить на ней до появления проблем?

Никаких экспериментов в этом плане не проводилось, но опытные автолюбители могут говорить об одном- на докатке можно доехать хоть до Владивостока, хоть до Токио! Если колесо выполнено качественно, то и без наполненной газом покрышки докатка может довести автомобиль на тысячи километров. Главное условие- ровная трасса и техническое состояние автомобиля самого высокого качества!

Важно! Знания и опыт автовладельцев действительно неоценимы во многих случаях при эксплуатации автомобиля в нашей стране! Но не стоит на сто процентов верить догадкам опытных водителей, которые и не пробовали на докатке доезжать до Владивостока из Москвы!

В любом случае, установи докатку, можно добраться до ближайшего автосервиса проще некуда и при этом не нужно будет вызывать эвакуатор для того, чтобы его перевезли к месту замены колеса. Докатка очень нужна и в наше время, когда вроде бы нужда в этом особом колесе просто отсутствует.

Стоимость обычной докатки привлекает даже владельцев дорогих иностранных автомобилей, и поэтому этот вид колеса всегда лежит в багажнике авто, дожидаясь своего звездного часа, когда вдруг не будет под рукой полноценной замены колеса!

100+ на ДОКАТКЕ. это нормально?

Да примерно в том районе. Однако не путайте, это уже скорость разрушения идет, а не эксплуатации.Так же ,к примеру, баллоны высокого давления опресовывают. Давление разрушения - 450 атм., стало быть рабочее до 250 .

бредятину пишешь. на докатке написана максимальная скорость !! и как правило не более 80км в час.

Да примерно в том районе. Однако не путайте, это уже скорость разрушения идет, а не эксплуатации.Так же ,к примеру, баллоны высокого давления опресовывают. Давление разрушения - 450 атм., стало быть рабочее до 250 .

бредятину пишешь. на докатке написана максимальная скорость !! и как правило не более 80км в час.

Советую ознакомится с правилами сертификации РТИ в целом и автошин в часности.А потом писать .

если ты с головой не дружишь то это твои проблемы. а у почти всех производителей на докатке или в мануале про докатку написано не более 80 км в час. а

Советую ознакомится с правилами сертификации РТИ в целом и автошин в часности.А потом писать .

если ты с головой не дружишь то это твои проблемы. а у почти всех производителей на докатке или в мануале про докатку написано не более 80 км в час. а

Русским языком пишу -ОЗНАКОМТЕСЬ с правилами и методикой сертификации автошин.

почти на всех докатках максималка 80 км в час это написано или на докатке или в мануале!! !и зачем мне другая информация.

Русским языком пишу -ОЗНАКОМТЕСЬ с правилами и методикой сертификации автошин.

почти на всех докатках максималка 80 км в час это написано или на докатке или в мануале!! !и зачем мне другая информация.

Тогда внимательно прочитайте вопрос темы.Я ответил что да, не сильно нормально, но и ничего страшного, т.к. испытания резины проводятся с солидным запасом по скоростному режиму.

дело не только в скоростном запасе и то что докатка лопнет хотя ресурс докатки тоже очень ограничен!! !а ещё и в безопасности при маневре !! безопасности при торможении!!а в машинах с навороченными системами можно комп в ступор поставить.

Тогда внимательно прочитайте вопрос темы.Я ответил что да, не сильно нормально, но и ничего страшного, т.к. испытания резины проводятся с солидным запасом по скоростному режиму.

дело не только в скоростном запасе и то что докатка лопнет хотя ресурс докатки тоже очень ограничен!! !а ещё и в безопасности при маневре !! безопасности при торможении!!а в машинах с навороченными системами можно комп в ступор поставить.

Советую ознакомится с правилами сертификации РТИ в целом и автошин в часности.А потом писать .

если ты с головой не дружишь то это твои проблемы. а у почти всех производителей на докатке или в мануале про докатку написано не более 80 км в час. а

Советую ознакомится с правилами сертификации РТИ в целом и автошин в часности.А потом писать .

если ты с головой не дружишь то это твои проблемы. а у почти всех производителей на докатке или в мануале про докатку написано не более 80 км в час. а

Советую ознакомится с правилами сертификации РТИ в целом и автошин в часности.А потом писать .если ты с головой не дружишь то это твои проблемы. а у почти всех производителей на докатке или в мануале про докатку написано не более 80 км в час. аНа заборе тоже написано.

как остроумно. прям убил своим аргументом!! теперь за советом буду только к тебе обращаться. и всем тебя рекомендовать.

Советую ознакомится с правилами сертификации РТИ в целом и автошин в часности.А потом писать .если ты с головой не дружишь то это твои проблемы. а у почти всех производителей на докатке или в мануале про докатку написано не более 80 км в час. аНа заборе тоже написано.

как остроумно. прям убил своим аргументом!! теперь за советом буду только к тебе обращаться. и всем тебя рекомендовать.

Если он змейку ,или лосиный тест , к примеру, не проводит на дороге , то опасность только для ЕГО подвески.Докатки сертифицируются как обычные шины, по тем же параметрам.Принимая во внимание пониженную управлямость.Отсюда и ограничения по скорости, но сертификация проводится с 2-3 х кратным запасом , т.е. 100 км.ч для неё отнюдь не смертельно. И без разницы куда её ставить.

на современных авто ты на докатке больше 80 км в час и не разгонишься комп не даст.

Что такое докатка в автомобиле

Докатка – это небольшое по размерам запасное колесо, которое устанавливают вместо поврежденного, если нельзя отремонтировать шину и нужно добраться до ближайшего пункта шиномонтажа. Когда используется докаточная шина, каковы ограничения при передвижении, штрафы и особенности эксплуатации – обо всем этом далее в статье.

Докатка и полноразмерная запаска – в чем разница

Докатка вместо полноценного запасного колеса автомобиля занимает меньше места в багажнике или в салоне, и помогает без посторонней помощи доехать до ближайшего сервиса, если в дороге прокололось колесо. Из названия понятно, что его используют в критических ситуациях и «докатывают» на нем к месту ремонта.

фото 1

На докаточном колесе можно проехать от 60 до 200 км в зависимости от модели, не превышая скорость 80 км/ч. Большинство брендов, которые комплектуют новые машины не полноценной запаской, а докаткой, например, BMW X1, X7, рекомендуют не ездить при этом быстрее 60 км/ч.

Популярность докаток объясняется двумя факторами:

  1. Меньшая стоимость.
  2. Минимум занимаемого места в багажнике.

Устанавливать докатку на автомобиль проще за счет ее небольшого веса, но при замене колес необходимо учитывать особенности комплектации машины, в первую очередь – тип привода.

Первое аварийное колесо появилось одновременно с полноразмерной запаской, но активно его стали использовать последние 10 лет. Комплектация докаткой снижает стоимость новой машины – это главный фактор, который используют производители, оснащая им моноприводные модели.

Докатка отличается от стандартного колеса техническими характеристиками, весом и размером. При выборе аварийного колеса рекомендуется в первую очередь обращать внимание на типоразмеры – размер докатки может быть меньше штатной шины не более чем на 1 дюйм. Если на автомобиле установлены шины типоразмера R15, то необходимо подбирать размер докатки с диаметром диска не менее 14 дюймов.

фото 2

Разница между докаткой и полноценной запаской также видна в материалах изготовления. На стандартные колеса идет высокопрочная сталь или алюминий, для аварийных используется обычная промышленная сталь минимальной толщины. Протектор аварийного колеса имеет максимальный срок эксплуатации 2 000 км.

Поскольку площадь соприкосновения протектора докатки намного меньше, чем у штатного, необходимо следить за уровнем давления в аварийной шине. Давление в докатке эксперты рекомендуют держать на уровне 4,0-4,2 атмосферы. В некоторых случаях допускается увеличение давления до 5 атм.

Для примера, характеристики докаточного колеса на Nissan X-Trail:

  • диаметр – 17 дюймов;
  • диск – штампованный;
  • профиль ширина – 155 мм, высота – 90 %:
  • обод ширина – 40 мм.

Для данного кроссовера на докатке можно ездить до 200 км без остановки.

Особенности управления и передвижения на аварийном колесе

Даже если установлена оригинальная докатка, характер управления автомобилем меняется, по-другому начинают работать электронный блок управления, дифференциалы и пр. Что необходимо при этом запомнить водителю:

  1. Увеличивается на 120% тормозной путь за счет уменьшенной площади контакта протектора докатки с дорогой.
  2. Увеличивается разница угловых скоростей на той оси, где установлено аварийное колесо, есть опасность повредить дифференциал.
  3. Системы стабилизации (ESC) необходимо отключить, если размер диска докатки критично мал и расходится с типоразмером штатного колеса более чем на 1 дюйм. Система может сбоить и некорректно перераспределять крутящий момент на колеса за счет того, что меньший диаметр диска может фиксироваться как проскальзывание.

Как ставить докатку на автомобиль в зависимости от типа привода

Производители рекомендуют не устанавливать аварийное колесо на ведущую ось. Если в переднеприводном автомобиле прокололась передняя шина, рекомендуется провести полноценную замену: снять заднее колесо, переставить на переднюю ось, сзади установить докатку.

фото 3

Многие водители пренебрегают таким порядком работ, поскольку достаточно сложно на дороге снимать с машины два колеса.

Если авто имеет привод на заднюю ось, устанавливать докатку необходимо на переднюю. Это минимизирует нагрузку на дифференциал, но значительно снизит управляемость. Скорость при такой установке не должна превышать 50-60 км/ч.

Правила эксплуатации аварийного колеса:

  1. При вхождении в поворот желательно максимально сбрасывать скорость.
  2. При движении следует избегать резких маневров, резко сбрасывать и набирать скорость также не стоит, автомобиль может занести.
  3. Опытные водители советуют не отключать электронные системы, которые помогут в критической ситуации удержать авто новичкам, несмотря на их возможную некорректную работу.

Каким бы странным это не казалось, но управление автомобилем с докаткой требует от водителя соответствующего опыта.

Можно ли ездить на докаточном колесе

ПДД в этом вопросе однозначны: докаточное колесо используется только в аварийной ситуации, и ехать на нем можно только до места ремонта – на шиномонтаж или в гараж.

Оно не предназначено для скоростного режима и имеет ограничения по расстоянию. Штраф за постоянное использование докатки – 500 руб.

Аварийное колесо позволит быстро выбраться из затруднительного положения и доехать до ремонтной мастерской, но только в том случае, если колесо пробито не во время длительного путешествия. Постоянно использовать докатку нельзя, перед поездкой ее необходимо правильно накачать и следить за уровнем давления. И все же полноразмерная запаска остается лучшим вариантом для замены – она позволяет не потерять ни скорость, ни управление.

Читайте также: