Тесла самая дорогая компания

Обновлено: 05.07.2024

Почему Tesla на самом деле стала самой дорогой автокомпанией в мире

Никого почему-то не удивляет, что сегодня Nvidia стоит на рынке $216 миллиардов, а Toyota только $173. А Фейсбук, который вообще ничего не производит - $639?

A ведь Тесла делает свои процессоры для автопилота, лучше чем Nvidia (по совокупности: цена + производительность + энергопотребление). Intel купил Mobileye - разработчика чипов для автопилота, (которые использовались в первой версии автопилота Тесла) за $15 миллиардов - наверняка с целью отбить вложенные деньги и заработать на этом. но, прошло три года и пока ничего не cлышно и не видно про их успехи, а автопилотом Тесла я пользуюсь не первый год. Конечно, он пока в режиме бета тестирования, но лучше на рынке нету. Когда он формально будет разрешен к использованию, а это случится рано или поздно, Тесла сразу убьет Uber($54млрд), Lyft ($10 млрд) и другие похожие компании. Robotaxi с ресурсом на 1-1.5 миллиона километров и дешевой энергией сделают все другие решения устаревшими за один день (образно говоря). Софт для машины, своих фабрик и мобильных приложений тоже пишет сама, не дожидаясь чужих решений. а сколько стоит Waymo, которая уже более 11 лет, имея за спиной все ресурсы Гугла, не может сделать коммерческий продукт которым может воспользоваться обычный покупатель.

Тесла не имеет сети сторонних дилеров и сервисных центров - вся прибыль, которую получают эти организации, паразитирующие на автопроизводителе и клиентах, остается в компании и позволяет ей держать конкурентную цену на автомобили. Где, скажите мне, продажи других марок электромобилей, за которые в США можно сейчас получить $7500 кредитной скидки от правительства, в то время как Тесла ее лишилась на 100% в прошлом году? Нету. А сколько бы стоила сервисная компания глобального масштаба с 434 (на конец 1 квартала 2020) центрами и магазинами? Сколько таких у Тойоты и других? Своих собственных, по крайней мере в Штатах, ни одного.

Дальше - назовите автопроизводителя, который сам страхует свои машины? А Тесла уже начала этот бизнес в Калифорнии и расширяет его дальше. А страховой бизнес, в условиях, когда вы сами ремонтируете эти машины, избегая накруток от дилеров - это еще один многомиллиардный бизнес, в который другие автогиганты нос не суют. Кроме того, имея доступ ко всем данным каждой машины, можно адаптивно менять расценки анализируя стиль вождения, положение на карте и пробег, демпингуя на рынке этих услуг без риска подставиться.

Тесла также финансирует покупку или лизинг своих машин, т.е. Тесла еще и банк. А в какой машине вы можете сделать покупку сервиса прямо с экрана автомобиля? Я не знаю, в какой еще машине есть полноценный интернет браузер и можно поиграть в игры типа Fallout Shelter, подскажите, вдруг отстал от жизни? Тесла также начала продавать сервисы в автомобиль - уже сегодня можно купить подписку за $10 в месяц на премиальный интернет и смотреть в машине Netflix, Youtube, Hulu и прочие сервисы для видео, музыки и игры. не удивлюсь, если скоро Тесла откроет свою версию AppleStore и вы сможете покупать программы для авто от сторонних разработчиков, дополнительно финансируя Теслу и повышая ее привлекательность для покупателя.

Потом возьмем энергетический рынок - "зеленая" энергетика без аккумуляторов энергии бесперспективна, а Тесла и тут впереди планеты - Powerwall для частников, PowerPack и MegaPack для индустриальных приложений - и лучших вариантов по цена/качество нету. При внедрении долгоживущих батарей, машины станут также использоваться в построении виртуальных распределенных электростанций. И программное обеспечение для этих распределенных электростанций тоже уже написано и тестируется в реальных условиях. А это еще один многомиллиардный бизнес в начальной фазе развития.

Кроме того, Тесла не только умеет потреблять в авто, хранить и перераспределять энергию, но и генерировать - производит солнечные панели и крыши.

Добавьте сюда сеть зарядных станций по всему миру, которая является огромным преимуществом Теслы по сравнению с конкурентами - это тоже добавляет к цене компании.

Цену акций определяет рынок не как оценку былых заслуг, а оценку перспективы развития. Тесла получила разрешение китайского правительства на начало производства Model 3 с LFP батареями, без кадмия, а это дешевые, пожаробезопасные и более долговечные батареи, которые еще на шаг приближают повсеместное распространение электромобилей. В России видимо, это случится позже и может не повсюду, но все равно переход состоится. Сто лет назад конезаводчики тоже смеялись над автомобилями, но это было не очень долго. Хотя в глухих деревнях и сейчас лошадь эффективнее авто, кто бы спорил.

В общем взгляните на ситуацию шире и станет понятно почему небольшая компания шестнадцати лет отроду, c огромным трудом выпустившая в 2012 за целый год 2653 автомобиля, и над которой только ленивый не смеялся, сейчас воспринимается как серьезный производитель и конкурент, потрясающий целые индустрии мировой экономики, включая производство углеводородов.

Tesla возглавила рейтинг самых дорогих автомобильных компаний мира

Tesla возглавила рейтинг самых дорогих автомобильных компаний мира

philipus / DepositPhotos

Tesla возглавила рейтинг самых дорогих автомобильных компаний мира

Стоимость акций компании Tesla, выпускающей электромобили, на торгах 10 июня впервые в истории превысила 1 тыс. долларов за акцию. В результате капитализация компании превысила 185 млрд долларов, и по этому показателю Tesla превзошла японскую компанию Toyota, которая потеряла звание самого дорогого автопроизводителя в мире, пишет The Verge.

Поводом для роста акций Tesla послужило письмо главы компании Илона Маска сотрудникам, в котором говорится, что Tesla готова приступить к серийному производству электрического грузовика Tesla Semi. Кроме того, инвесторы ожидают, что в скором времени компания представит новые батареи для электромобилей, которые будут стоить дешевле существующих аккумуляторов и обеспечат электрокарам больший запас хода без подзарядки.

Однако проблемой для компании может стать эпидемия коронавируса. К настоящему времени по меньшей мере шесть работников завода Tesla в Калифорнии заразились Covid-19. Это произошло вскоре после того, как Илон Маск со скандалом открыл предприятие, приостановившее выпуск электромобиля из-за карантина. При этом бизнесмен не раз критиковал введенные властями США из-за эпидемии ограничения. Коронавирус подцепил также как минимум один работник завода Tesla в Баффало (штат Нью-Йорк), где выпускаются солнечные панели.

Отметим также что в этом году акции Tesla пережили одно серьезное падение. Так, в феврале стоимость бумаг компании впервые превысила 900 долларов за акцию на фоне данных о рекордных продажах в 2019 году и открытия завода в Китае, однако уже в марте стоимость акций упала до примерно 360 долларов. Это падение во многом было связано с пандемией коронавируса.

Tesla стала самой дорогой автомобильной компанией в мире

10 июня 2020 года в ходе торгов на Нью-Йоркской фондовой бирже произошло знаменательное событие: стоимость акций компании Tesla впервые преодолела отметку в 1000 долларов и закрепилась к концу торгов на значении $1029.

реклама


Таким образом, рыночная капитализация Tesla достигла 189 миллиардов долларов и обогнала прошлого лидера - японского гиганта индустрии Toyota. Путь к этой цели был сложный и тернистый, акции знали фееричные взлёты и трагичные падения, однако упорная вера инвесторов и спекулянтов лично в Илона Маска и все его проекты сделала своё дело, психологически значимая вершина была покорена. Кроме того, многие специалисты по рынку ценных бумаг уверенно заявляют, что через 2-3 года акции Telsa будут стоить уже 2500-3000 долларов.


Финальным толчком к взятию новой высоты стали успехи по продажам электромобилей в Азии, начало производства электрогрузовика Tesla Semi и активные действия Маска по перезапуску производства на фоне эпидемии коронавируса. Тем более невероятным этот рост выглядит на фоне того, что компания много лет являлась глубоко убыточной и генерировала миллиарды долларов убытков. Вы многом это было связано с активным строительством новых заводов и модернизацией существующих. Компанию постоянно называли банкротом, финансовой пирамидой, мыльным пузырём и пророчили ей скорый и неминуемый крах. Однако, сейчас подход Илона Маска к ведению бизнеса, похоже, начинает оправдывать себя. Его компании Tesla и SpaceX регулярно демонстрируют впечатляющие успехи, вырываясь в лидеры своих сегментов рынка.

реклама

Как знать, возможно через несколько лет мы увидим на своих экранах видеотрансляцию с Марса, где астронавты будут ездить по поверхности красной планеты на марсоходе Tesla, доставленном туда ракетой SpaceX.

Tesla стала самой дорогой автомобильной компанией в мире

Tesla стала самой дорогой автомобильной компанией в мире

Акции Tesla выросли на 4% на минувших торгах, поднявшись до нового максимума - более 1120 долларов за акцию. При такой цене рыночная капитализация Tesla составляет почти 210 млрд долларов.

Таким образом, это делает проект Илона Маска самой дорогой автомобильной компанией на планете, опережая Toyota по рыночной стоимости, но все еще серьезно уступая японскому конкуренту по фактическому производству автомобилей. Совокупная стоимость американских автопроизводителей General Motors и Ford Motor втрое меньше, чем у Tesla.

На сегодняшний день в S&P 500 только 19 компаний стоят дороже, чем Tesla. Одна из них - владелец CNN AT&T. Tesla стоит больше, чем PayPal, которая была образована в результате слияния с другой платежной компанией, соучредителем которой является Маск.

Стремительный рост акций (более чем на 163%) с начала 2020 года, подчеркивает растущую уверенность инвесторов в будущем электромобилей и переход Tesla из нишевого автопроизводителя в глобального лидера в области экологических автомобилей.

После нескольких лет потерь Tesla выдала три прибыльных квартала со второй половины 2019 года, а также приятно удивила инвесторов надежными поставками своих моделей в первом квартале 2020, несмотря на пандемию.

Оптимизм рынка в отношении электромобилей не ограничивается детищем Маска. Акции производителя электрических грузовиков Nikola взлетели с тех пор, как компания стала публичной в июне в результате слияния с Вlank check. Nikola сейчас стоит почти на 25 млрд долларов, больше, чем Ford.

А бумаги компании Еlectric battery maker Workhorse, которая имеет долю в частном стартапе Lordstown Motors, за последнюю неделю выросли более чем вдвое.

«Мы продолжаем проявлять осторожность в отношении Tesla, однако все, что связано с электромобилями сейчас очень актуально для инвесторов. Существует не много способов инвестировать в этот сегмент, поэтому мы видим, что акции продолжают "работать в краткосрочной перспективе", несмотря на нашу осторожность в отношении конкурентного позиционирования во времени и оценки», - сказал аналитик Cowen Джеффри Осборн.

Tesla стала самой дорогой автомобильной компанией в мире опередив Toyota


Компания Tesla сейчас стоит больше, чем Toyota, Disney и Coke. Акции компании Tesla (TSLA) выросли на бирже на 5%, достигнув нового рекордного максимума в $1135, что дало компании рыночную оценку в 206,5 миллиарда долларов по сравнению с оценкой Toyota в 202 миллиарда долларов.

Акции Tesla выросли на 170%, так как инвесторы продолжают активно вкладывать деньги в производителя электромобилей.

Это делает Tesla самой дорогой автомобильной компанией в мире, опередив Toyota (TM).

Хотя компания Tesla и превзошла Toyota по рыночной стоимости, но она значительно отстает от японской компании по фактическому производству автомобилей.

Tesla прошла рыночные ограничения компонентов Dow: Coca-Cola (KO), Disney (DIS), Cisco (CSCO), Merck (MRK) и Exxon Mobil (XOM).

Во главе с Илоном Маском у компании Tesla были свои взлеты и падения, но с конца 2019 года ее акции неуклонно росли, поскольку она достигла ключевых производственных показателей для своего электромобиля Model 3, при этом автопроизводитель превзошел японскую Toyota по рыночной оценке.


Илон Маск представляет электромобиль Model 3

Однако Тесла не является достаточно прибыльным бизнесом, чтобы присоединиться к рейтингу S & P 500, но скоро это может изменится.

Оптимизм на рынке в отношении электромобилей не ограничивается одной компанией Tesla. К примеру, акции производителя электрокара Nikola значительно выросли с тех пор, как компания стала публичной в июне в результате слияния с существующей публичной компанией VectoIQ.

Компания Nikola, которая также производит полуприцепы, теперь стоит около $26 млрд., исходя из цены закрытия на бирже в понедельник, хотя до 2021 года компания не будет приносить никаких продаж, не говоря уже о прибыли.

Это делает компанию Nikola более ценной, чем легендарный Ford (F) и Fiat Chrysler (FCAU), и она быстро догоняет GM (GM).


Электромобиль Nikola

VectoIQ, после слияния изменила свое название на Nikola и тикер на NKLA, в 2020 году уже выросла более чем на 600%, причем большая часть этого роста произошла после того, как компания Nikola объявила о планах купить VectoIQ в марте.

Одним из главных инвесторов Nikola является CNH (CNHI), глобальный промышленный конгломерат, который производит тракторы, автобусы и строительную технику.

Tesla стала самой дорогой компанией в мире, обогнав Toyota.

Стоимость акций Tesla превысили $1000 на торгах 10 июня. Этот психологический рубеж был преодолен впервые. В итоге торги закончились на отметке $1025.

Примечательно, что еще в начале 2020 года Tesla торговалась в районе $420 за акцию. Иными словами, инвесторы, вложившиеся в акции в январе, могли приумножить свои капиталы почти в 2,5 раза.

Tesla стала самой дорогой компанией в мире, обогнав Toyota.

Стоимость акций Tesla

В целом акции американской компании всегда сохраняли высокую волатильность: они могли резко расти и падать. Инвесторы внимательно прислушиваются к финансовым отчетам Теслы и заявлением ее главы Илона Маска. Порой после очередного острого высказывания котировки могли уйти существенно вниз или вверх. Однако все предыдущие годы стоимость акций не поднималась выше $400.

Аналитик Дэниэл Айвз считает восстановление спроса в Китае оптимистичным фоном, который помог Тесле подорожать, передает Bloomberg. Предполагается, что в 2020 году новый завод Tesla в Шанхае сможет поставить до 100 000 электромобилей.

Дальнейший спрос на электромобиль в мире будет связан с ослаблением ограничений, вызванных пандемией, в США и большинстве стран Европы. Также Айвз возлагает большие надежды на внедрение аккумуляторов следующего поколения, которые позволят изменить правила игры. Не исключено, что речь идет о начале поставок «вечных» батарей (их ресурс составит 2 млн км, что уже перекрывает жизненный цикл остальных систем электромобиля).

Tesla стала самой дорогой компанией в мире, обогнав Toyota.

Взятие акциями Tesla нового рубежа является не единственной примечательной новостью. Теперь капитализация компании достигла $190 млрд. Это даже больше, чем стоит Toyota ($182 млрд), не говоря уже о Volkswagen AG ($75 млрд), Honda ($48 млрд) и Daimler AG ($41 млрд).

Маск стал самым богатым в мире, а Тесла, продавая 0.8% всех авто в мире стала стоить дороже чем ТОП-10 автопроизводителей: что происходит

Запасся «Колой» с попкорном и продолжаю следить за блокбастером с «Теслой» в главной роли.

Вопреки логике, здравому смыслу и всем фундаментальным факторам, этот производитель электромобилей, пока выживающий исключительно за счет «зеленых» дотаций, каждый месяц ставит рекорды по капитализации и уже стоит дороже, чем вся топовая десятка мировых автопроизводителей вместе взятая.

А Илон Маск примеряет на себя корону богатейшего человека планеты, подвинув с пьедестала Джефа Безоса с его Amazon.

Какая сейчас капитализация у «Теслы» по сравнению с другими производителями авто

Весь рыночный Tesla-беспредел хорошо раскрыт на этом графике. Правда, информация о стоимости главного героя обзора уже успела устареть. В течение 2020 года акции (тикер TSLA) выросли почти на 700 %, а к моменту написания этой заметки компания стоит уже 827,3 млрд долларов США.


Это больше, чем совокупная стоимость Toyota, Volkswagen, Daimler, GM, BMW, Honda, Nicola и Ford. «Тесла» — самая дорогая автомобильная компания в мире, с точки зрения рыночной капитализации, притом что реальные заработки с продаж мизерные.

Реальная доля «Теслы» в мировых продажах автомобилей к началу года выглядит так.


Худо-бедно компании удалось выполнить план продаж на 2020 — полмиллиона автомобилей. В 2021 Tesla собирается утроить годовые поставки и захватить примерно 2 % мирового рынка.

Планы у Маска амбициозные — наводнить мир электрокарами на аккумуляторных батареях, задавив производство всех других типов автомобильных.

Реально ли это сделать с 2 % доли рынка? Я не спец, но думаю, что не реальнее, чем вживую слетать на Марс на следующие выходные. А ведь 2 % — это только план, которые еще предстоит отработать.

А что сейчас с акциями «Теслы», сколько стоят

Tesla стала публичной в 2010 году, выкатив на рынок 13,3 миллиона акций по $17 за штуку. На момент написания этой статьи стоимость акций составляла более $860 долларов за одну ценную бумагу.

Окупаемость инвестиций просто восхитительная, хотя целый год то и дело гремели скандалы по разным поводам — от срывов производства до массового возврата бракованных автомобилей.

Тем не менее акции растут бодро. Волатильность снизилась по сравнению с прошлыми годами и теперь находится в районе 9–10 %. Ценные бумаги более или менее ровно карабкаются вверх.

Последнее падение, которое видно на годовом графике, случилось после публикации отчетов по реальной прибыли. Она, как всегда, удручает своей мизерностью — компания, как и раньше, живет на дотации. Впрочем, жадность быстро победила, и рост продолжился.

Если взглянуть на прогноз средневзвешенной цены в 2021 году, то он будет выглядеть так.


Рост на 40% (зеленый пунктир), почти 100% падение (красный пунктир).

Примерно 30 из 300 аналитиков Уолл-стрит, опрошенных агентствами Zacks и медиапорталом CNN, настроены крайне пессимистично и прогнозируют падение до $67 (с учетом возможного разделения акций).

Остальные дают более оптимистичный прогноз и предполагают рост до 1010, 1030 и даже 1200 долларов за штуку. Поэтому прогнозируемая средневзвешенная цена — 730, что ниже текущих 860.

Впрочем, не относитесь к таким прогнозам слишком серьезно. Уже видно, что обычные методы фундаментального анализа с Tesla не работают, поэтому все прогнозы писаны вилами по воде.

Почему я не советую вкладываться сейчас в «Теслу»

Для меня Tesla — это чисто спекулятивный актив. Но как же так, спросите вы, — годовой график говорит сам за себя. Рост налицо. Но так происходит со всеми финансовыми пузырями.

До часа «Ч» все выглядит круто, а потом в один момент станет некруто. Проблема только в том, что, глядя на прошлые графики, не знаешь, когда случится обвал.

Вот как выглядит график справедливой стоимости акций Tesla: всего лишь 671 % перекупленности.


В долгах как в шелках.


Даю свою взгляд на долгосрочные перспективы. График производства и доли Tesla на глобальном рынке вы видели — еле-еле осилили 500К электроповозок, получив почетные 0,8 %.

Возникает вопрос — если компания осыпана халявными деньгами, почему она не скупает менее успешные компании или не покупает/арендует их цеха для своих нужд?

В конце концов, Китай может предложить километры сборочных конвейеров, чтобы штамповать новые тачки в режиме 24/7, и уже нет Трампа, который бы давил новыми пошлинами и запретами.

Ответ, я думаю, такой — сам рынок уперся в потолок. В настоящее время ни в Европе, ни в США, ни даже в передовом и технологичном Китае нет инфраструктуры для поддержки большего количества аккумуляторных электромобилей.

Нет ни нужного количества спотов для быстрой зарядки, ни оборудованных паркомест, ни дешевого электричества для их зарядки. Особенно в Германии, где заряжаться током из розетки дороже, чем заправляться соляркой.

Скорее всего, именно поэтому такие гиганты, как Ford, GM и Volkswagen, не клепают электрокары как горячие пирожки, хотя могут.

И тут им особенно обидно — ребята вынуждены делать бензиновые и дизельные тачки только потому, что рынок не готов к наплыву электрокаров. А их в это время заставляют платить «зеленые» сборы. И никуда от этого не деться. Акции же Теслы растут на пустом месте. Рынка нет, а рост есть. Поэтому внезапные обвалы до 60 баксов за акцию выглядят уже не так бредово, правда? Хотя, повторюсь, на «Тесла» обычные правила анализа уже не действуют.

В идеале, конечно, дождаться обвала и купить приличный пакет по дешевке. Ведь инфраструктура все-таки хоть и медленно, но подтягивается, так что продажи по-любому будут.

Хотя с другой стороны, если они таки будут, Ford, GM и Volkswagen и прочие тоже вряд ли станут щелкать клювом — все необходимое для производства у них есть.

Куда стоит вложиться вместо «Теслы»

С точки зрения стоимостного инвестирования, у Tesla много крутых и более «материально обеспеченных» альтернатив. Вот мои соображения:

  1. Xerox Holdings Corp — древняя технологическая и не очень хайповая «голубая фишка». Владеет 18 000 патентов на разные вещи, которыми мы пользуемся каждый день. Например, даже на протоколы передачи данных по Ethernet-кабелю, а также 3D-печать, ИИ и массу другого. Из-за ковида за год потеряла больше 20 %. Сейчас идет на взлет.
  2. American Express. Одна из топовых американских финкомпаний. Из-за ковида тоже неплохо пострадала. Сейчас восстанавливается. Хороший вариант для покупки.

Если инвестиции а-ля Баффетт — это не ваше, инвестируйте во что-то более горяченькое.


Меня бы заинтересовали:

  • Amazon (черная линия);
  • Apple (оранжевая);
  • Alphabet (Google) (красная);
  • AMD (зеленая);
  • Nvidia (синяя).

Стабильные успешные компании, каждая почти что монополист в своей нише. Зарабатывают с реальных продаж. Перспективы отличные, графики красивые, бизнесы диверсифицированные.

И главное, в отличие от Tesla, их акции растут в соответствии с логикой фундаментального анализа, вероятность неприятных сюрпризов очень низкая.

Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Tesla, пожалуй, самая обсуждаемая компания среди инвесторов на протяжении многих лет. С начала года котировки Tesla взлетели в 7.5 раз и компания обогнала по капитализации весь мировой автопром, став 6 самой дорогой компанией в мире.

В сегодняшней статье мы посмотрим на то:

- что продает Tesla помимо автомобилей;

- какое у Tesla положение на рынке;

- есть ли шанс у Tesla оправдать ожидания инвесторов.

Tesla — самый крупный производитель электрокаров в мире. Компания занимает около четверти всего мирового рынка и значительно опережает основных конкурентов (Nissan, Volkswagen, Chevy):
Tesla: пузырь или реальные перспективы?


Спрос на автомобили Tesla чрезвычайно большой, и история показывает, что компанию на сегодняшний день ограничивает только производственная мощность:

Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Tesla недавно открыла завод в Китае и планирует расширяться дальше. По заявлениям менеджмента, выпуск электрокаров каждые несколько лет будет удваиваться. Сейчас строится 3 новых завода, в разработке еще 4:

Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Почему Tesla — самый популярный электрокар?


Tesla выпускает 4 модели электрокаров. Две модели премиального сегмента — Model S и Model X — и две модели среднеценового сегмента — Model 3 и Model Y.

Изначально Tesla фокусировалась на автомобилях премиум класса Tesla S и X, которые в среднем стоили 90 000$. В 2017 году за счет более дешевой модели — Tesla 3 (средняя цена 50 000$) — компания смогла завоевать нового клиента из среднего класса, который более чувствителен к цене автомобиля. Более того, наблюдается тенденция снижения стоимости автомобиля за счет снижения стоимости батарей:
Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Помимо цены, Tesla продает самые энергоэффективные модели на рынке. В среднем электрокар Tesla на 10–30% эффективнее конкурентов. Также Tesla, ежегодно увеличивает запас хода своих автомобилей (330–400 миль, в зависимости от модели), что больше, чем у конкурентов:

Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Не машиной едины!


Более 80% выручки Tesla генерирует именно продажа автомобилей. Остальные 20% приходятся на Энергетическое направление и Сервисное обслуживание.

Солнечная энергия


Tesla производит литий-ионные аккумуляторы со встроенным инвертором Powerwall. Продукт удовлетворяет законодательным требованиям США и предназначается для хранения энергии в жилых домах.

Powerpack и Megapack — полностью интегрированные решения для хранения энергии для коммерческих, промышленных, коммунальных предприятий. Аккумуляторы могут собираться в целые блоки для увеличения ёмкости накопления энергии.

По данным Международного энергетического агентства, спрос на солнечную энергетику вырастет в 4 раза за 10 лет:

Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Помимо аккумуляторов и накопителей, Tesla работает на рынке поставок электричества через свою сеть электрозаправок Supercharger. На данный момент на территории Америки находятся порядка 2 200 полноценных зарядных станций и 19 500 отдельных зарядных точек, которые работают 24/7. C увеличением числа электромобилей зарядка на станциях перестала быть бесплатной. На данный момент стоимость зарядки примерно вдвое дешевле, чем бензиновый аналог.

Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Tesla также уже успела построить 600 станций в Китае.

По сути, Tesla решает две проблемы:

1. Создает инфраструктуру для своих автомобилей — дает людям возможность недорого и эффективно заряжать электрокары дома.

2. Диверсифицируется в растущий сектор солнечной энергетики.

На данный момент Tesla только начинает активно развиваться на рынке зеленой энергетики, и перед ней открывается большой потенциал. Илон Маск считает, что энергетический сектор за 10 лет сможет достичь по размеру автомобильный.

Автопилот — защитный барьер для Теслы в ближайшие годы


Tesla активно вкладывала средства в разработку нового автопилота для автомобилей (FSD). С помощью автопилота водителю теперь совсем не нужно касаться автомобиля — он все сделает сам, даже выедет из гаража.

Миллионы намотанных километров и сотни калибровок системы позволили автопилоту Tesla в октябре 2020 года занять второе место в списке Consumer Report, уступив Cruise от Cadillac. Однако, по версии того же агентства, автопилот Теслы самый производительный и простой в использовании.

Tesla каждый квартал публикует отчет о кол-ве аварий автопилота на Х пройденных километров. И, согласно данным Tesla, автопилот попадает в аварии в два раза реже, чем обычный водитель:

Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Автопилот — это дополнительная опция к автомобилю Tesla. На данный момент он доступен как одноразовая покупка и стоит около 7000–10000 долларов. Это 30% стоимости автомобиля Model 3.

Автопилот является дополнительной надстройкой к бортовому компьютеру в машину, поэтому не требует никаких специальных затрат, что дает чистую операционную маржинальность Tesla. В будущем компания планирует перевести автопилот на режим подписки (SaaS), что позволит ей увеличить выручку на одного клиента.

По данным менеджмента, около 25% автомобилей продаются с автопилотом. Если Tesla увеличит продажу автомобилей в 2021 году на 50% (как планирует), то выручка от автопилота составит около 2 млрд долларов. А если учесть, что автопилот — это чистый маржинальный продукт, то FSD составит

20% операционной прибыли компании.

Горизонтальная интеграция ускорит развитие Tesla


В конце 2021 года Tesla планирует выпустить серию новых автомобилей:

Tesla Roadster — спортивный электрокар, который разгоняется до 100 км/ч за 1.9 секунды, а максимальная скорость — 400 км/ч. Tesla Roadster в среднем дешевле своих конкурентов в 7–8 раз и стоит порядка 250 тыс. долларов.

Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Tesla Semi — футуристический электротрак для транспортировки грузов. Он будет оснащен автопилотом и иметь полную загрузку в 36 тонн, при этом зарядка от 0 до 100% займет не более 40 минут, запас хода = 800 км. Прогнозная цена = 200 тыс. долларов.

Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Tesla Cybertruck — электрический пикап. Автомобиль создан как для бездорожья, так и для обычной дороги. Грузоподъёмность кибертрака = 1.6 тонн, а самая мощная версия разгоняется до сотни за 2.9 секунд. По версии Илона Маска, кибертрак на дистанции 402 метра обгоняет Porsche 911. Стоимость машины оценивается в 70 тыс. долларов.

Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Если прогнозы Илона Маска сбудутся, то в 2022 году Tesla сможет продать:

1 150 Tesla Roadster по цене в 250 тыс. долларов.

1 000 Semi Truck по цене в 200 тыс. долларов.

10 000 Cybertruck по цене в 70 тыс. долларов.

Новые модели способны сгенерировать в 2022 году выручку = 1.2 млрд долларов.

Пассивные деньги помогут Tesla расти дальше

С учетом веса Tesla, только три крупных фонда, которые копируют индекс — SPDR, BlackRock и Vanguard — будут вынуждены купить акций на 6.4 млрд долларов, что меньше среднего дневного оборота за день.

У Tesla появляются отличные возможности для привлечения денег в компанию. 6.4 млрд долларов при текущих котировках составляют менее 1% акций компании. Таким образом, компания сможет эффективно профинансировать обещанное увеличение производственных мощностей на 50% ежегодно.

Tesla — не простой автопром


На данный момент основной сегмент выручки Tesla — электрокары. В области машиностроения Tesla активно наращивает производственные мощности и собирается выпустить новые линейки автомобилей (спорткары, пикапы, грузовики).

Помимо автомобилей, Tesla активно развивает автопилот и решения в области электроэнергетики. Автопилот — дополнительный драйвер и причина покупки Тесла, он обеспечивает безопасное вождение на дорогах и, скорее всего, заменит людей в такси. Электроэнергетика позволяет компании диверсифицировать выручку по разным направлениям и создать поддержку циклическому сегменту электромобилей. Более того, создание собственных электрозаправок и накопителей энергии позволяет Tesla создавать инфраструктуру для развития основного бизнеса.

Все эти шаги ведут к монопольному положению на рынке электрокаров. При этом на данный момент рынок электромобилей достаточно маленький относительно рынка бензиновых машин. Например, в 2019 году было произведено 92 млн автомобилей, Tesla произвела 367 тысяч, то есть её доля

Илон Маск планирует увеличивать мощность производства на 50% ежегодно. Если план Маска сбудется, то ему удастся достигнуть 10% доли рынка к 2028 году:
Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Тесла сейчас — ставка на венчурную историю, которая может как превратиться в тыкву, так и вырасти в несколько раз.

Инвестидея: Tesla, потому что так больше нельзя

Сегодня спекулятивная идея: дождаться, когда упадут акции производителя электрокаров Tesla, и заработать на отскоке.

Потенциал роста: до 25% в абсолюте.

Срок действия: до года.

Почему акции могут вырасти: Tesla — это модная компания, капитализацию которой после падения акций снова будут накачивать.

Как действуем: ждем падения акций с 2000 до 1200 $. С учетом сплита ждем падения до 240 $. И только потом покупаем.

Без гарантий

Наши размышления основаны на анализе бизнеса компании и личном опыте наших инвесторов, но помните: не факт, что инвестидея сработает так, как мы ожидаем. Все, что мы пишем, — это прогнозы и гипотезы, а не призыв к действию. Полагаться на наши размышления или нет — решать вам.

Если хотите первыми узнавать, сработала ли инвестидея, подпишитесь на Т⁠—⁠Ж в «Телеграме»: как только это станет известно, мы сообщим.

И что там с прогнозами автора

Исследования, например вот это и вот это, говорят о том, что точность предсказаний целевых цен невелика. И это нормально: на бирже всегда слишком много неожиданностей и точные прогнозы реализовываются редко. Если бы ситуация была обратная, то фонды на основе компьютерных алгоритмов показывали бы результаты лучше людей, но увы, работают они хуже.

На чем компания зарабатывает

Tesla продает и сдает в лизинг электрокары собственного производства. Еще она обслуживает эти автомобили, продает для них различные товары и участвует в продажах на вторичном рынке. Валовая маржа этой части бизнеса — 17% от выручки.

Также у компании есть бизнес по производству солнечных панелей для жилых домов — бывший SolarCity. Его присоединили к Tesla для развития батареек электромобилей, и здесь валовая маржа равна 12% от прибыли.

Почему не стоит брать акции прямо сейчас

Сразу к делу: текущая цена акций Tesla, равная 2000 $, кажется неадекватно высокой. Брать акции сейчас весьма рискованно, и более привлекательными они будут после сильного падения. Вот аргументы в пользу снижения котировок.

Продажи не соответствуют капитализации. Сейчас Tesla — крупнейший автопроизводитель в мире по капитализации. Проблема в том, что продажи не соответствуют столь высокому статусу.

Если посмотреть на статистику по выручке, то из 19 автопроизводителей в США Tesla делает выручки меньше всех. С прибылью ситуация примерно та же.

Фанаты Маска могут возразить, что это молодая, развивающаяся компания, создавшая рынок электрокаров. Когда рынок разовьется, она будет доминировать. Но тут и кроется основная проблема.

Всего в мире в 2019 году продали электрокаров на 162 млрд долларов. При этом Tesla — это далеко не единственный игрок на этом рынке. Ее выручка составила примерно 24,6 млрд долларов. Компания стоит в два с лишним раза дороже своего рынка и при этом занимает на нем меньше трети.

Даже в США у компании не полная монополия: она занимает примерно половину рынка. Рынок электрокаров, конечно, будет расти, но и другие производители будут стараться увеличить свою долю рынка. Продажи других брендов растут и будут расти.

Очень дорого. У компании сумасшедший P / E , около 1000. Это значит, что при текущей стоимости и прибыли компания будет окупаться почти тысячу лет.

Для сравнения: Toyota при капитализации 189 млрд долларов имеет P / E в районе 13, а ведь у Toyota тоже есть электрокары. При этом Toyota, в отличие от Tesla, платит дивиденды, доходность которых в районе 3% годовых.

Рынок в США дорогой. Один из немногих моментов нашей истории, в котором Tesla не виновата, — это явная перекупленность американского рынка. На дворе техническая рецессия, а индексы растут. Значит, коррекция очень вероятна, и слишком дорогим компаниям вроде Tesla сильно достанется.

Учитывая дороговизну компании, за разумную цену для покупки акций можно взять почти любую цену с потолка — как с потолка взялась безумная капитализация Tesla. Но я склоняюсь к цене в районе 1200 $ за акцию.

Да, это сильное падение, ведь сейчас акции стоят около 2000 $, но компания его полностью заслуживает. Ничто не должно окупаться тысячу лет, особенно производственное предприятие без монополии.

Сильная коррекция — это обязательное условие для входа в эти акции. А после падения мы можем ждать отскока.

Инвестиции — это не сложно

Почему акции могут вырасти после падения

Государственные субсидии и протекция. Разумных аргументов в пользу этой компании быть не может. Но здесь мы имеем тот самый случай, когда политическая протекция — это все, что нужно для бизнеса, точнее его успешной имитации.

В течение многих лет производителей электрокаров щедро кормили субсидиями и льготами, которые могли составлять до половины стоимости машины. Во многих штатах Tesla все еще пользуется ощутимыми льготами.

Tesla накачали до неприличия вопреки экономической логике по той же причине, что и Beyond Meat до нее: в рамках навязывания тренда на экологичное потребление. Поэтому акции Tesla росли, пока компания годами терпела убытки и выпускала новые акции.

Хорошим примером политического патронажа Маска будет недавняя история с тем, как он открыл калифорнийский завод Tesla. Он сделал это в период карантина, нарушив указ об ограничениях, и ему за это ничего не было.

На другом случае я даже смог заработать. В конце сентября 2018 года акции Tesla обвалились, потому что регуляторы в США решили наказать Маска за манипуляции рынком. Но вскоре они пришли к Маску с мировым соглашением, суть которого заключалась в небольших санкциях и штрафе. Тут я понял, что акции нужно брать.

Так я понял, что Tesla еще не скоро пойдет ко дну, и купил акции по 273,8 $. При открытии рынка в США акции начали расти, и я в тот же день продал их за 309 $.

Я думаю, что власти США через крупных институциональных инвесторов накачивают Tesla и другие стартапы для того, чтобы подвигнуть массовых автопроизводителей к переходу на электрокары. Можно вспомнить о железнодорожном и канальном бумах в 19 веке в Европе и Северной Америке: многие гиганты той эпохи обанкротились, зато стратегически важные и сложные отрасли привлекли достаточно капитала.

При этом сам по себе электрокаровый бизнес не очень привлекателен и низкомаржинален. В этом убедился Джеймс Дайсон, потративший примерно 2 миллиарда фунтов на проект в этой сфере, прежде чем свернуть его без результатов.

У самой Tesla маржа находится в районе 1,5%, и это после долгих лет убытков. Но ничего — акции растут. Более того, появляются еще более наглые и успешные подражатели: акции электрокаровой компании Nikola Motors при полном отсутствии выручки выросли за это лето с момента IPO на 336,5%, и ей пришел заказ на производство 2,5 тысячи электромусоровозов.

Снижение цены сделает акции Tesla более доступными для розничных инвесторов, и они смогут более активно торговать этими бумагами. После серьезного падения акций инвесторы смогут быстро накачать капитализацию компании.

В популярности Tesla среди розничных инвесторов, особенно молодых, немалая заслуга самого Маска, который из кожи вон лезет, чтобы нравиться молодежи: то косяком в прямом эфире пыхнет, то анимешникам подмигнет, то «пасхалочку» в линейке автомобилей оставит. Я считаю, что инвесторы с сайтов вроде Reddit и 4chan поднимут котировки Tesla после падения.

Что может помешать росту

Массовость продукта вызывает сомнения. Самая дешевая модель Tesla стоит 32 тысячи долларов. Это довольно много с учетом того, что большая часть населения США беднеет.

За 20 тысяч долларов потребитель может взять себе обычную подержанную машину, тем более дешевое топливо к этому располагает. Не очень понятно, зачем среднестатистическому американцу, который и так по уши в долгах, дорогой электрокар.

Конкуренция. Выше я уже говорил о факторе конкуренции. И несмотря на то что в 2019 году Tesla увеличила дистанцию между собой и конкурентами, они никуда не делись. С ними придется бороться, что очень плохо скажется на и без того низкой прибыли компании.

Доля Tesla на рынке электрокаров велика, но преимущество компании не абсолютно. Главная ее проблема, как мне видится, — это то, что массовые производители вроде General Motors освоят технологию производства электрокаров и начнут нормально конкурировать с Tesla.

Стоимость ресурсов. Еще одной угрозой можно считать цену лития и кобальта — важного сырья для электрокаров. Это не очень распространенные ресурсы, а при прогнозируемом увеличении производства электрокаров в мире спрос на них увеличится. Это приведет к росту цен и снижению рентабельности бизнеса Tesla — вплоть до получения убытков.

При этом цена лития и кобальта может взлететь и без явных причин: просто кто-то из производителей решит повыкручивать руки покупателям.

Так себе бизнес. С экономической точки зрения Tesla — это средненький бизнес с очень низкой маржой. Учитывая растущую конкуренцию, нет причин считать, что маржа сильно выправится. Компания очень легко может вернуться к привычному для себя убыточному состоянию.

Долги и допэмиссия. Согласно последнему отчету, у Tesla есть задолженности на 25,754 млрд долларов — против примерно 10,1 млрд долларов в распоряжении компании. Учитывая, что она так и норовит скатиться в убыток, это не очень хорошо.

С некоторых пор сумма задолженностей Tesla перестала стремительно увеличиваться, зато компания стала практиковать эмиссию новых акций на крупные суммы. Меня беспокоит сам факт обращения Маска к такому способу финансирования. Это может значить, что «наверху» решили: свои операции Tesla должна финансировать за счет не очень умных инвесторов, минимизируя риски респектабельных финансовых учреждений.

Это плохо: значит, у Tesla нет безусловной поддержки. Момент, когда компания станет не нужна и ей дадут плыть по течению в сторону банкротства, может оказаться ближе, чем мы думали.

Что в итоге

Ждем падения акций компании с 2000 до 1200 $, берем, ждем цены 1500 $ и продаем. После сплита акций в соотношении 1:5 это будет означать, что мы ждем падения до 240 $, покупаем, затем продаем за 300 $.

Я считаю, что целевая цена продажи вполне достижима в течение 12 месяцев после падения акций.

Безусловно, эта идея подходит только для тех, кто готов терпеть волатильность. Практически вся идея строится на ожидании отскока по причине жадности инвесторов.

Читайте также: