Тнвд маз евро 2 схема

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Тнвд маз евро 2 схема

ТОПЛИВНЫЙ НАСОС ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ЯМЗ-6582.10

Топливный насос высокого давления (ТНВД) типа

«Компакт-40» с электронной системой управления (ЭСУ) в сборе с механизмом электромеханическим исполнительным, насосом топливоподкачивающим и муфтой демпферной показан на рисунке 10.

Обозначение ТНВД с ЭСУ и их применяемость на двигателях и силовых агрегатах приведены в таблице 3.

DLLA 160 P 1780

Допускается замена на 204.1112010-50-10

DLLA 160 P 1780

ТНВД с ЭСУ рассчитаны на эксплуатацию в условиях температур окружающего воздуха от минус 40 до плюс 55ºС и относительной влажности воздуха до 100 % при 35ºС. Допускается пребывание в нерабочем состоянии при температуре до минус 60ºС.

Основные параметры и характеристики ТНВД с ЭСУ приведены в таблице 4.

Направление вращения кулачкового вала

Допустимые углы кренов, не более:

УСТРОЙСТВО И РАБОТА ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ

С топливным насосом высокого давления 1 в одном агрегате объединены механизм электромеханический исполнительный (ЭИМ) 2, топливоподкачивающий насос (ТПН) 3 и демпферная муфта 4 (рис. 10).

ТНВД, состоящий из секций (отдельных насосных элементов), размещенных в общем корпусе, установлен в развале двигателя между рядами цилиндров. Количество секций ТНВД соответствует количеству цилиндров двигателя.

image

Рис. 10. ТНВД с ЭСУ:

1 ТНВД; 2 ЭИМ; 3 ТПН; 4 муфта демпферная; 5 крышка рейки; 6 клапан перепускной; 7 вилка кабеля ЭИМ; 8 ЭБУ; 9 модуль педальный; 10, 11 датчик синхронизации (частоты вращения); 12 датчик температуры наддува воздуха; 13 датчик температуры охлаждающей жидкости; 14 датчик давления наддува воздуха

Устройство секции ТНВД показано на рисунке 11.

image

Рис. 11. Секция топливного насоса высокого давления:

1 – корпус насоса; 2 – вал кулачковый; 3 – толкатель; 4 – тарелка пружины толкателя нижняя; 5 – пружина толкателя; 6 – пробка; 7 – кольцо пружинное; 8 – втулка поворотная; 9 – рейка; 10, 11, 20 – кольцо уплотнительное; 12 – плунжер; 13 – втулка плунжера; 14 – штифт; 15 – экран; 16 – седло нагнетательного клапана; 17 – клапан нагнетательный; 18 – ролик толкателя; 19 – шпилька; 21 – фланец нажимной; 22 – корпус секции; 23 – штуцер; 24 – тарелка верхняя; 25 – пружина нагнетательного клапана; 26 – упор клапана; 27 – гайка; 28, 29, 30 – прокладки

В корпусе 1 ТНВД установлены корпуса секций 22 с парами плунжерными, клапанами нагнетательными, толкателями плунжера 3 и штуцерами топливными 23, к которым присоединяются топливопроводы высокого давления. Плунжер 12 и втулка плунжера 13, седло нагнетательного клапана 16 и клапан нагнетательный 17 являются прецизионными парами, замена которых возможна только комплектно. Втулка плунжера фиксируется в определенном положении штифтом 14, запрессованным в корпус секции.

Плунжер приводится в движение от кулачкового вала 2 через роликовый толкатель. Пружина толкателя 5 через тарелку пружины толкателя нижнюю 4 постоянно прижимает ролик толкателя к кулачку. Толкатели плунжера, имеющие лыски на боковых поверхностях, удерживаются от разворота фиксаторами, запрессованными в корпус ТНВД.

Конструкция плунжерной пары позволяет дозировать топливо изменением момента начала и конца подачи. Для изменения количества и момента начала подачи топлива плунжер во втулке поворачивается втулкой поворотной 8, входящей в зацепление с рейкой топливного насоса 9.

Регулировка равномерности подачи топлива на максимальном режиме каждой секцией ТНВД производится разворотом корпуса секции при ослабленных гайках 27 крепления секций. Изменение начала подачи топлива в зависимости от ее величины (нагрузки двигателя) обеспечивается управляющими кромками, выполненными на торце плунжера.

Работа секции осуществляется следующим образом.

При движении плунжера вниз под действием пружины топливо под небольшим давлением, создаваемым топливоподкачивающим насосом, поступает через продольный канал корпуса ТНВД в надплунжерное пространство. При движении плунжера вверх топливо через нагнетательный клапан поступает в топливопровод высокого давления и перепускается в топливоподводящий канал до тех пор, пока торцовая кромка плунжера не перекроет впускное отверстие втулки плунжера. При дальнейшем движении плунжера вверх давление топлива в надплунжерном пространстве резко возрастает. Когда давление достигнет величины, превышающей усилие пружины форсунки, игла форсунки поднимется и начнется процесс впрыскивания топлива в цилиндр двигателя. При дальнейшем движении

плунжера вверх спиральные кромки плунжера открывают отсечные отверстия во втулке, что вызывает резкое падение давления топлива в топливопроводе. При этом нагнетательный клапан, опускаясь в седло под действием пружины, увеличивает объем в топливопроводе между форсункой и клапаном. Этим достигается более четкое окончание впрыскивания топлива и разгрузка топливопровода высокого давления.

На внутренней поверхности втулки плунжера имеется кольцевая канавка, а в стенке отверстие для отвода топлива, просочившегося через зазор в плунжерной паре. Герметизация зазоров между втулкой плунжера и корпусом секции, корпусом секции и корпусом ТНВД осуществляется резиновыми уплотнительными кольцами 10, 11, 20. Из полости вокруг втулки плунжера просочившееся топливо поступает по пазу на втулке плунжера в топливный канал корпуса ТНВД и далее через перепускной клапан по топливопроводу в топливный бак.

В нижней части корпуса ТНВД расположен кулачковый вал, вращающийся в роликовых конических подшипниках. Он имеет в зависимости от модели ТНВД одну или две промежуточные опоры. Кулачковый вал установлен с осевым натягом 0,01…0,07 мм, который обеспечивается регулировочными прокладками, установленными между крышкой подшипника и корпусом ТНВД.

Связь секций с исполнительным механизмом осуществляется через рейку топливного насоса, перемещающуюся в направляющих втулках, запрессованных в корпус ТНВД. Выступающий из корпуса конец рейки защищен крышкой рейки 5 (рис. 10).

МЕХАНИЗМ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ (ЭИМ)

ЭИМ, представляющий собой электромагнит поворотный с активным ротором ЭМП 01-30, размещен в корпусе, крепящемся к корпусу ТНВД. ЭИМ, получая команды от электронного блока управления, через систему рычагов обеспечивает перемещение рейки в полном диапазоне от стартовой подачи топлива до полного выключения подачи.

Поворотный электромагнит изготовлен в общеклиматическом исполнении О по ГОСТ 15150.

режим работы продолжительный S1 по ГОСТ Р 52230.

Топливоподкачивающий насос 3 (рис. 12) – поршневого типа, двойного действия, предназначен для подачи топлива из топливного бака через фильтры грубой и тонкой очистки топлива к ТНВД. Производительность ТПН значительно превышает производительность ТНВД, что гарантирует стабильность процесса топливоподачи от цикла к циклу.

Устройство ТПН показано на рисунке 12.


Рис. 12. Топливоподкачивающий насос:

1 – корпус; 2 – поршень; 3 – пружина поршня; 4, 20, 26, 27 – кольцо уплотнительное; 5 – пробка пружины; 6 – втулка штока толкателя; 7 – шток толкателя; 8 – толкатель поршня; 9 – сухарь толкателя; 10 – кольцо стопорное толкателя; 11 – ось ролика; 12 – кольцо запорное; 13 – ролик толкателя; 14 – седло клапана; 15– нагнетательный клапан; 16 – пружина клапана; 17, 28 – шайба; 18 – пробка клапана; 19 – корпус цилиндра; 21 – поршень насоса; 22 – шток; 23 – рукоятка; 24 – колпачок защитный; 25 – цилиндр; 29 – клапан всасывающий; 30 – ввертыш; 31 – прокладка

ТПН крепится на корпусе ТНВД и приводится в действие от двойного кулачка кулачкового вала. В корпусе топливоподкачивающего насоса 1 размещены: поршень ТПН 2, пружина поршня 3, фиксируемая пробкой пружины 5, втулка штока толкателя 6 со штоком толкателя 7, толкатель поршня 8. В корпус ТПН запрессованы четыре седла клапана 14, к которым пружинами клапана 16 прижаты клапаны топливного насоса, из которых клапан 29 является всасывающим, а клапан 15 – нагнетательным. Полость корпуса ТПН, в которой перемещается поршень, соединена каналами с полостями клапанов. Привод поршня осуществляется толкателем через шток. Ролик толкателя

13 вращается на плавающей оси ролика 11. Ролик и ось фиксируются кольцом стопорным толкателя 10. Сухарь толкателя 9 предохраняет толкатель от разворота. Втулка штока толкателя, служащая направляющей для штока, ввернута в корпус ТПН на специальном клее. Втулка и шток составляют прецизионную пару, замена которой возможна только комплектно.

Над всасывающей полостью ТПН установлен ручной топливопрокачивающий насос, устройство которого также показано на рисунке 3. Данный насос служит для удаления воздуха из топливной системы перед пуском двигателя и для заполнения магистрали низкого давления топливом после проведения технического обслуживания системы питания. Для приведения его в действие необходимо вывернуть шток 22 с поршнем 21 из корпуса цилиндра 19 за рукоятку 23 и прокачать топливную систему двигателя.

ДЕМПФЕРНАЯ МУФТА ДВИГАТЕЛЯ ЯМЗ-6582.10

ТНВД комплектуется демпферной муфтой, предназначенной для защиты механизмов от разрушения. Она устанавливается на конической поверхности переднего конца кулачкового вала с фиксацией установочной шпонкой и затягивается гайкой.

Демпферная муфта представляет собой неразборную конструкцию с маховиком, свободно вращающимся в специальной высоковязкой жидкости. Вмятины на корпусе демпферной муфты могут вывести ее из строя.

Форсунка 267-21 (рис. 13), входящая в состав топливной аппаратуры, относится к форсункам закрытого типа с многоструйным распылителем и гидравлическим управлением подъема иглы.

Детали форсунки собраны в корпусе форсунки 7. К нижнему торцу форсунки гайкой распылителя 5 присоединяются проставка 3 и корпус распылителя 1, внутри которого находится запорная игла распылителя 2. Взаимное расположение корпуса форсунки, проставки и корпуса распылителя определяется штифтами 4, запрессованными в проставку. Корпус распылителя и игла распылителя являются прецизионной парой.


Рис. 13. Форсунка:

1 – корпус распылителя; 2 – игла распылителя; 3 – проставка; 4 – штифт; 5 – гайка распылителя; 6 – пружина форсунки; 7 – корпус форсунки; 8 – штанга форсунки; 9 – винт регулировочный; 10 – фильтр щелевой; 11 – тарелка пружины; 12 – штуцер; 13 – шайба; 14 – гайка; 15 – колпак форсунки

Регулировка давления начала впрыскивания производится винтом 9 при снятом колпаке форсунки 15 и отвернутой гайке 14.

Подвод топлива осуществляется через штуцер 12, ввернутый в корпус форсунки, и щелевой фильтр 10. Топливо, просочившееся через зазор между иглой и корпусом распылителя, отводится через резьбовое отверстие в колпаке форсунки.

Форсунка устанавливается в стакан головки цилиндров. Под торец гайки распылителя устанавливается гофрированная шайба для уплотнения от прорыва газов.

ВНИМАНИЕ! ПОВТОРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШАЙБ ЗАПРЕЩАЕТСЯ

Форсунка 267-21 комплектуется распылителем в сборе модели DLLA 160 P 1780 фирмы BOSCH.

Допускается замена форсунок 267-21 производства ОАО

«ЯЗДА» на форсунки производства ЗАО «АЗПИ» 204-50-10 или 204А-50-10. Форсунки 204-50-10 и 204А-50-10 комплектуются соответственно распылителями моделей DLLA 160 P 1780 фирмы BOSCH и 069.1112110 производства ЗАО «АЗПИ».

ВНИМАНИЕ! УСТАНОВКА ФОРСУНОК ИЛИ РАСПЫЛИТЕЛЕЙ ДРУГИХ МОДЕЛЕЙ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ

Устройство и регулировки ТНВД дизеля ЯМЗ-238

1 – топливный насос высокого давления; 2 – клапан перепускной; 3 – демпферная муфта; 4 – болт ограничения частоты максимальной вращения; 5 – регулятор частоты вращения; 6 – управления рычаг регулятором; 7 – болт ограничения минимальной вращения частоты; 8 – скоба останова; 9 – топливоподкачивающий насос; 10 – регулировки болт пусковой подачи; 11 – корректор подачи наддуву по топлива.

А – положение рычага при минимальной вращения частоте холостого хода; Б – положение рычага максимальной при частоте вращения холостого хода; В – скобы положение при работе; Г – положение скобы выключенной при подаче

С ТНВД ЯМЗ-238 в агрегате одном объединены регулятор частоты вращения 5, насос топливоподкачивающий 9 и демпферная муфта 3.

Устройство ТНВД ЯМЗ дизеля-238

Топливный насос высокого ТНВД давления ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-МАЗ, 5516-64229, 6303 и Краз-255, Краз, 6510-65101 состоит из секций, отдельных элементов насосных, размещенных в общем корпусе.

Число равно секций числу цилиндров двигателя.

Устройство ТНВД секции ЯМЗ-238 показано на рис. 15.

1 – корпус насоса; 2 – нижняя тарелка пружина; 3 – толкателя толкателя; 4 – верхняя тарелка толкателя; 5 – поворотная втулка; 6 – плунжер; 7 – втулка плунжера; 8 – седло нагнетательного клапана; 9 – нагнетательный клапан; 10 – упор клапана; 11 – фланец; 12 – штуцер нажимной; 13,14 – прокладки; 15 – корпус секции; 16 – толкатель; 17 – рейка; 18 – ролик толкателя; 19 – вал кулачковый

В насоса 1 корпусе установлены корпуса секций 15 с плунжерными нагнетательными, парами клапанами и штуцерами 11, к которым присоединяются высокого топливопроводы давления.

Нагнетательный клапан 9 и седло также 8, а клапана плунжер 6 с втулкой 7 являются прецизионными которые, парами могут заменяться только комплектно.

плунжера Втулка стопорится в определенном положении штифтом, корпус в запрессованным секции.

Плунжер 6 приводится в движение от вала кулачкового 19 через роликовый толкатель 17.

Пружина 3 нижнюю через тарелку 2 постоянно прижимает ролик кулачку к толкателя

От разворота толкатели, имеющие лыски на поверхностях боковых, удерживаются фиксаторами, запрессованными в корпус ТНВД насоса ЯМЗ-238.

Конструкция плунжерной позволяет пары дозировать топливо изменением момента конца и начала подачи.

Для изменения количества и начала момента подачи топлива плунжер во втулке поворотной поворачивается втулкой 5 (рис. 2), входящей в зацепление с Регулировка 16.

Изменение геометрического нагнетания начала в зависимости от величины подачи (нагрузки обеспечивается) двигателя управляющими кромками, выполненными на торце Принцип.

плунжера действия секции ТНВД дизельного ЯМЗ двигателя-238

При движении плунжера 6 под вниз действием пружины 3 топливо под давлением небольшим, создаваемым топливоподкачивающим насосом, поступает продольный через канал в корпусе в надплунжерное пространство.

движении При плунжера вверх топливо через клапан нагнетательный поступает в топливопровод высокого давления двигателя дизельного ЯМЗ-238 и перепускается в топливоподводящий тех до канал пор, пока торцовая кромка перекроет не плунжера впускное отверстие втулки.

При движении дальнейшем плунжера вверх давление в надплунжерном резко пространстве возрастает.

Когда давление достигнет величины такой, что превысит усилие, создаваемое форсунки пружиной, игла форсунки поднимется и начнется впрыскивания процесс топлива в цилиндр двигателя.

При движении дальнейшем плунжера ТНВД ЯМЗ-238 отсечные вверх кромки плунжера открывают отсечные втулке во отверстия, что вызывает резкое падение топлива давления в линии нагнетания, посадку иглы запирающий на форсунки конус распылителя и прекращение подачи камеру в топлива сгорания.

На внутренней поверхности втулки 7 имеется плунжера кольцевая канавка, а в стенке отверстие отвода для топлива, просочившегося через зазор в паре плунжерной.

Уплотнение между втулкой плунжера и секции корпусом, корпусом секции и корпусом насоса резиновыми осуществляется кольцами.

Из полости вокруг втулки просочившееся плунжера топливо поступает по пазу на втулке полость в плунжера низкого давления корпуса насоса и через далее перепускной клапан и трубопровод в топливный нижней.

В бак части корпуса топливного насоса ЯМЗ ТНВД-238 автомобилей МАЗ-5516, 64229-МАЗ, 6303 и Краз-255, 6510, 65101-Краз расположен кулачковый вал.

Кулачковый вращается вал в роликовых конических подшипниках и промежуточной Кулачковый.

опоре вал установлен с натягом 0,01 – 0,07 мм, который регулировочным обеспечивается и прокладками, установленными между крышкой корпусом и подшипника насоса.

Связь секций с регулятором вращения частоты насоса ТНВД ЯМЗ-238 через осуществляется рейку.

Рейка ТНВД ЯМЗ-перемещается 238 в направляющих втулках, запрессованных в корпусе выступающем.

На насоса из насоса конце рейки имеется рис 10 (болт. 1), которым она упирается в защитный при колпачок положении рейки перед пуском При.

двигателя вывертывании болта из рейки пусковая уменьшается подача.

Смазка ТНВД ЯМЗ-238 - масляной, от централизованная системы двигателя.

Масло подводится к наддуву по корректору, откуда, сливаясь в полость регулятора, полость в поступает кулачкового вала насоса.

Регулятор вращения частоты ТНВД дизеля ЯМЗ-238

частоты Регулятор вращения ТНВД ЯМЗ-238 МАЗ автомобилей-5516, МАЗ-64229, 6303 и 255-Краз, 6510, Краз-65101 (рис. 16) всережимный механический прямого действия с повышающей передачей на грузов привод, предназначен для поддержания заданного скоростного водителем режима работы двигателя путем изменения автоматического количества подаваемого топлива в зависимости от нагрузки изменения на двигатель.

Рис. 16. Регулятор частоты ТНВД вращения двигателя ЯМЗ-238

1 – корректор топлива подачи по наддуву; 2 – ось двуплечего рычага; 3 – смотрового крышка люка; 4 – пружина регулятора; 5 – двуплечий пружина; 6 – рычаг рычага рейки; 7 – винт двуплечего буферная; 8 – рычага пружина; 9 – корпус буферной пружины; 10 – болт регулировочный; 11 – вал рычага пружины; 12 – отрицательный корпус; 13 – корректор пружины корректора; 14 – пружина отрицательного скоба; 15 – корректора кулисы; 16 – втулка отрицательного корректора; 17 – регулятора рычаг; 18 – рычаг отрицательного корректора; 19 – винт мощности подрегулировки; 20 – рычаг рейки; 21 – кулиса; 22 – пята; 23 – грузов муфта; 24 – грузы регулятора; 25 – державка грузов; 26 – грузов ось; 27 – ведущая шестерня; 28 – сухари; 29 – валик грузов державки; 30 – стакан; 31 – рычаг пружины 32 – тяга рейка; 33 – рейки; 34 – упор

Кроме того, регулятор ЯМЗ ТНВД-238 ограничивает максимальную частоту двигателя вращения и обеспечивает работу двигателя в режиме хода холостого.

Регулятор ТНВД ЯМЗ-238 устройство имеет для выключения подачи топлива в момент любой независимо от режима работы двигателя.

поддерживая Автоматически скоростной режим при изменяющихся регулятор, нагрузках обеспечивает экономичную работу двигателя.

регулировки Рабочие ТНВД ЯМЗ-238

Минимальная вращения частота холостого хода регулируется болтом 7 (корпусом. 1) и рис буферной пружины 9 (рис. 16);

Максимальная вращения частота холостого хода (начало выброса регулируется) рейки болтом 4 (рис. 14).

Номинальная мощность (регулируется) подача болтом 10, подрегулируется винтом 19 (рис. 16).

натяжение Предварительное пружины (разность оборотов конца и выброса начала рейки) регулируется винтом 7.

Подача при топлива 500 мин-1 регулируется гайкой корректора обратного 12.

Предварительное натяжение пружины обратного обороты (корректора начала срабатывания корректора) регулируется корректора корпусом 13 (рис. 16).

Подрегулировку действия начала регулятора производить винтом двуплечего Демпферная.

рычага муфта ТНВД ЯМЗ-238

насос Топливный высокого давления ТНВД ЯМЗ-комплектуется 238 демпферной муфтой, которая устанавливается на поверхности конической переднего конца кулачкового вала с создаваемым, натягом кольцевой гайкой и фиксируется от проворота Демпферная.

шпонкой муфта ТНВД ЯМЗ-238 для предназначена защиты механизмов от разрушения.

Демпферная ТНВД муфта ЯМЗ-238 представляет собой конструкцию неразборную со свободно вращающимся маховиком в специальной жидкости высоковязкой.

Смазка топливного насоса ЯМЗ 236

Смазка топливного насоса ЯМЗ 236

Двигатель ЯМЗ-238АМ2 является модификацией двигателя ЯМЗ-238М2, мощность которого ограничена до 225 л.с. на весь период эксплуатации.

Двигатель ЯМЗ-238ВМ имеет те же номинальную мощность и максимальный крутящий момент, что и двигатель ЯМЗ-238М2, отличается он комплектностью и специальным масляным поддоном, допускающим эксплуатацию при повышенных кренах и дифферентах.

На рисунке 1 общий вид дизеля

Двигатель ЯМЗ-238ГМ2 предназначен для стационарного или циклически переменного режима работы и отличается от двигателя ЯМЗ-238М2 в основном комплектацией и регулировкой топливной аппаратуры.

На рисунке 2 продольный разрез дизеля

Двигатель ЯМЗ-238КМ2 предназначен для установки на подземный самосвальный автопоезд.

На рисунке 3 поперечный разрез дизеля

Двигатели ЯМЗ-236М2, ЯМЗ-238М2, ЯМЗ-238АМ2, ЯМЗ-238ВМ, ЯМЗ-238ГМ2 и ЯМЗ-238КМ2 взаимозаменяемы с двигателями ЯМЗ-236М, ЯМЗ-238М, ЯМЗ-238АМ, ЯМЗ-238ВМ, ЯМЗ-238ГМ и ЯМЗ-238КМ, выпускавшимися до 1988 года, а также с двигателями ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-238А, ЯМЗ-238В, ЯМЗ-238Г и ЯМЗ-238К, выпускавшимися до августа 1985 года.

Система смазки

Смешанная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулки верхних головок шатунов, втулки коромысел клапанов, втулка промежуточной шестерни масляного насоса, сферические опоры штанг, втулки толкателей.

Топливный насос высокого давления и регулятор частоты вращения оборудованы циркуляционной смазкой из системы смазки двигателя

Зубчатые передачи, подшипники качения и кулачки распределительного вала смазываются разбрызгиванием.

Давление в масляной системе, кПа (кгс/см2) для всех двигателей:

Масляные фильтры

Давление открытия клапанов системы смазки, кПа (кгс/ см2):

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Система питания

Порядок работы секции топливного насоса двигателя ЯМЗ–236М2: 1-4-2-5-3-6

Порядок работы секции топливного насоса двигателей ЯМЗ–238М2, ЯМЗ–238АМ2, ЯМЗ–238ВМ, ЯМЗ–238ГМ2, ЯМЗ–238КМ2: 1-3-6-2-4-5-7-8

Установочный угол опережения впрыска, градусы:

Топливные фильтры

Два, грубой и тонкой очистки со сменными фильтрующими элементами.

В крышке фильтра тонкой очистки установлен перепускной жиклер

Система охлаждения

Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости; оборудована термостатом для поддержания постоянного теплового режима работы двигателя

Сцепление

Модель для двигателя:

Коробка передач

Масса незаправленного двигателя, кг:

Заправочные емкости, л

Схема нумерации цилиндров

​Изучаем строение ТНВД ЯМЗ 236

Смазка топливного насоса ЯМЗ 236

Прочный ТНВД ЯМЗ 236 располагается в развале блока цилиндров силового агрегата. На конце рейки имеется втулка с винтом.

Плунжерные пары монтируются в корпусе установки ТНВД ЯМЗ 236.

Внутри также находятся штуцеры и нагнетательные клапаны. Детали соединяются с трубопроводом.

Принцип работы

Масло разбрызгивается и смазывает трущиеся пары на ТНВД ЯМЗ 236. Под давлением жидкость направляется к нескольким элементам системы:

  • Подшипникам;
  • Толкателям;
  • Коромыслам;
  • Опором штанг;
  • Приводу;
  • Подшипникам пневмотормозов.

Для зубчатых передач, цилиндров и кулачков не нужна отдельная смазка. Трущиеся механизмы отрабатываются маслом, вытекшим из отверстий подшипников.

У устройства ТНВД ЯМЗ 236 смазка автономная. Жидкость собирается в поддоне из патрубка. Объем смазки регулируется проволочным щупом с метками уровня. Двойная система фильтрации обеспечивает тонкую и грубую очистку масла.

Особенности топливного насоса высокого давления

Устройство ТНВД ЯМЗ 236 устанавливается на дизельные двигатели. Имеет V-образное расположение плунжеров. Состоит из шести секций, находящихся друг от друга на расстоянии 36 мм.

ТНВД обеспечивают цикловую подачу и давление впрыска до 1600 бар. Прибор укомплектован всережимным регулятором.

Как работает установка ТНВД ЯМЗ 236?

Плунжер перемещается вниз. Топливо заполняет внутреннюю полость втулки. В этом момент помпа низкого давления подает горючее в клапан корпуса.

При открытии впускного отверстия топливо направляется в надплунжерное пространство. Давление в системе возрастает. Топливо нагнетается через топливопровод к форсунке. Плунжер сжимает горючее. При увеличении давления запускается впрыск топлива.

Регулировка ТНВД ЯМЗ 236

Топливный насос проверяют на специальном стенде. Определяют:

  • Момент начала;
  • Величина;
  • Равномерность подачи горючего.

Регулировка ТНВД ЯМЗ 236 служит для изменения количества топлива, подающегося в систему. Порция горючего определяется исходя из нагрузки на двигатель. Благодаря регулировкам можно поддерживать установленную водителем частоту вращения коленвала.

Также обеспечивается при помощи механического регулятора. Прибор находится на торце насоса.

Для регулировки начала подачи топлива установите пяту толкателя под плунжер. Замерьте углы поворота вала и сверьте с табличными данными. Допускается неточность не более 1/3 градуса.

Величина и равномерность подачи топлива ТНВД двигателя ЯМЗ 236 регулируется с помощью комплекта форсунок. На входе в насос создают давление в 0,1 Па. Регулировку выполняют по схеме:

  1. Сначала проверяют частоту вращения вала;
  2. Затем поворачивают рычаг управления до упора;
  3. Осуществляют проверку момента выброса реек.

Для снижения частоты вращения ТНВД ЯМЗ 236 регулировочный болт ослабляют.

Подводящий и отводящий каналы закупорены пробками с кольцевыми уплотнителями. Топливопровод подсоединен со стороны муфты. Избыток горючего удаляется через перепускной клапан.

Осевой люфт устройства ТНВД ЯМЗ 236 регулируется с помощью набора прокладок в пределах до 0,07 мм.

2.1.4. Система питания двигателя. Устройство

Система питания двигателя (рис.19) включает узлы, детали и агрегаты, предназначенные для тщательной очистки и равномерного распределения по цилиндрам строго дозированных порций топлива.
Система питания работает следующим образом. Топливо из топливного бака 4 засасывается топливоподкачивающим насосом 5 через фильтр 3 грубой очистки топлива. Из насоса топливо поступает в фильтр 1 тонкой очистки, в котором оно окончательно очищается от мельчайших загрязнений и затем поступает в насос 6 высокого давления. Из насоса дозированные порции топлива подаются по топливопроводам высокого давления в форсунки для впрыска в цилиндры. Топливоподкачивающий насос подает к насосу высокого давления топлива больше, чем необходимо для работы двигателя. Излишки топлива отводятся через перепускной клапан топливного насоса обратно в топливный бак. Перепускной клапан, отрегулированный под давление топлива 0,5-1.0кгс/см², создаёт постоянное давление топлива в каналах насоса, что обеспечивает хорошие условия заполнения надплунжерного пространства топливом независимо от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Кроме того, циркуляция через перепускной клапан способствует удалению пузырьков воздуха, которые при попадании в подплунжерное пространство насоса могут отрицательно на величину подачи топлива. Удалению пузырьков воздуха из топлива способствует также непрерывная циркуляция топлива через жиклёр фильтра тонкой очистки и по топливопроводу в бак. Топливо, просачивающееся в полость пружины форсунки через зазор между иглой и распылителем, отводится в топливный бак.

МАЗ.Система питания двигателя

МАЗ.Топливный насос двигателя (ТНВД)

Топливный насос высокого давления (ТНВД) (рис.20). Плунжерного типа, приводится в действие от распределительного вала через шестерню привода топливного насоса. Насос имеет восьми насосных секций, объединенных в общем, алюминиевом корпусе 10 с общим приводом их от кулачкового валика 16. Вместе с насосом высокого давления в этом агрегате объединены муфта автоматического опережения впрыска, которая закреплена на переднем конце кулачкового валика, регулятор частоты вращения, размещённый в корпусе 12, и топливоподкачивающий насос 13. Основным рабочим элементом каждой насосной секции является плунжерная пара, подающая топливо к форсунке и состоящая из плунжера 46 и втулки 52. Плунжер и втулку обрабатывают с высокой точностью и спаривают друг с другом не методом совместной притирки, а методом селективной (выборочной по размеру) сборки. Подобранную на заводе плунжерную пару в дальнейшем раскомплектовывать нельзя: детали заменяют только комплектом. Каждый топливный насос комплектуется плунжерными парами одной размерной группы.
Нижняя часть плунжера имеет два направляющих выступа, входящих в пазы поворотной втулки 45, установленной на втулке плунжере. На поворотной втулке стяжным болтом закреплён зубчатый венец 48, находящийся в зацеплении с рейкой 8 топливного насоса. Эта рейка передвигается регулятором; при этом повертываются все поворотные втулки, а, следовательно, и плунжеры во втулках всех восьми насосных секций. Таким образом, изменяется количество подаваемого топлива.
Необходимое положение рейки к зубчатому венцу определяется стопорным винтом, входящим в продольный паз рейки. Угловым смещением поворотной втулки 45 относительно зубчатого венца 43 при ослабленном винте 44 регулируется подача топлива каждой секцией насоса.
Под действием пружины 47 плунжер нижней головкой через верхнюю тарелку 26 пружины толкателя плотно прижимается к головке регулировочного болта 49, ввернутого в толкатель 51 плунжера. Другой конец пружины 47 опирается на нижнюю тарелку 48, установленную в кольцевую выточку корпуса насоса. Толкатель роликом 54 прижимается к кулачку валика 16 и от поворота фиксируется осью 52 ролика, выступы которой входят в пазы на расточках в корпусе насоса. Ролик толкателя имеет плавающую втулку. Под действием кулачка валика 16 насоса и пружины 47 плунжер совершает во втулке возвратно-поступательное движение. Регулировочный болт 49, ввернутый в толкатель, стопориться контргайкой 50 и служит для регулировки начала подачи топлива. На верхнем торце втулки 42 плунжера установлен нагнетательный клапан 39, прижимаемый к седлу 41 пружиной 38. Нагнетательный клапан служит для разобщения нагнетательного и всасывающего трубопроводов при ходе плунжера вниз. Нагнетательные клапаны так же, как и плунжерные пары, по гидравлической плотности делятся на две группы. Топливные насосы комплектуют нагнетательными клапанами только одной группы. Раскомплектовка пары клапан – седло в процессе эксплуатации недопустима так же, как и плунжерной пары.
Осевое перемещение кулачкового валика 16 в подшипниках допускается в пределах 0,01-0,07мм. Для устранения излишнего перемещения валика служит набор регулировочных прокладок 21.
Рейка 8 топливного насоса перемещается в направляющих втулках, запрессованных в корпус насоса. Выступающий из насоса конец рейки защищён втулкой 5, в которую ввернут винт 6, ограничивающий мощность двигателя во время обкатки. Этот винт законтрен проволокой и опломбирован.
В верхней части насоса имеются каналы для подвода и отвода топлива, по которым оно поступает к плунжерным парам. Избыточное количество топлива отводится через перепускной клапан 9.
Топливо, подаваемое подкачивающим насосом, поступает через входное отверстие во втулке плунжера в надплунжерное пространство. При движение плунжера вверх топливо вначале перетекает обратно в топливоподающий канал до тех пор, пока верхняя кромка торца плунжера не перекроет входное отверстие. Топливо начинает сжиматься, и при давлении 10-18кгс/см² нагнетательный клапан, преодолевая сопротивление пружины, поднимается, а топливо поступает в топливопровод высокого давления к форсунке. При дальнейшем движении плунжера 46 вверх давление в топливопроводе возрастает и при движении величины 200кгс/см² происходит впрыск топлива форсункой в камеру сгорания. Продолжая двигаться вверх, плунжер своей винтовой кромкой открывает выходное отверстие во втулке, соединенной с выходным каналом. По мере открывания выходного отверстия давление под плунжером резко уменьшается, а нагнетательный клапан под действием пружины начинает закрываться. При движении плунжера вниз под действием пружины толкателя надплунжерное пространство заполняется топливом и процесс повторяется.
Количество топлива, подаваемого каждой секцией за один ход плунжера, определяется длиной хода нагнетания. Длина хода нагнетания изменяется поворотом плунжера относительно его втулки, т.е. изменением положения винтовой отсечкой кромки плунжера относительно выходного отверстия втулки.
Таким образом, дозирование количества подаваемого топлива осуществляется изменением не начала, а конца подачи топлива.

Форсунка(рис.21). Предназначена для впрыска в камеру сгорания двигателя топлива в мелко распыленном состоянии. На двигателе установлены форсунки закрытого типа с многодырчатым распылителем и гидравлически управляемой иглой. Форсунки расположены в головке цилиндров (в латунных стаканах) против каждого цилиндра между клапанами и закреплены скобой. Конец распылителя форсунки входит в камеру сгорания.
Основные детали форсунки – распылитель 3 с иглой 4, пружина 9 и регулировочный винт 10 смонтированы в корпусе 1 форсунки. К нижнему торцу корпуса форсунки гайкой 2 присоединен корпус распылителя 3, внутри которого находится запорная игла. Уплотнение между торцами корпусов распылителя и форсунки достигается путем тщательной обработки этих поверхностей с последующей притиркой их без дополнительных уплотняющих деталей. Так же, как плунжерная пара и нагнетательный клапан топливного насоса, распылитель с иглой подбирают парами, и раскомплектовка их в процессе эксплуатации не допускается.
В нижней части корпуса распылителя имеются четыре сопловых отверстия, через которые топливо впрыскивается в камеру сгорания. Внутреннее отверстие корпуса распылителя внизу переходит в конус, который служит седлом под уплотняющий конус иглы. Распылитель зафиксирован относительно корпуса форсунки двумя штифтами 6.

В верхнюю часть корпуса форсунки ввернута гайка 11, на которую навернут колпак 13 с уплотнительной шайбой 14. В гайку снизу ввернут регулировочный винт 10, упирающийся заплечиками в пружину 9. Другой конец пружины через тарелку 9 давит на штангу 7, которая нижним концом с шариком прижимает иглу к гнезду распылителя, закрывая выходное отверстие. Усилие предварительной затяжки пружины регулируется винтом 10, фиксируемым контргайкой 12.В корпусе сбоку на резьбе ввернут штуцер 15, по которому топливо подводиться к форсунке. В конце штуцера установлен сетчатый фильтр 17 для последней очистки топлива перед поступлением к игле. Резиновое уплотнение 18 н а штуцере служит для герметизации пространства головки цилиндров в месте, где штуцер прикрывается крышкой головки. Под торец гайки распылителя подложена медная гофрированная шайба, предотвращающая прорыв газов.

МАЗ.Форсунка системы питания двигателя

Регулятор частоты вращения коленчатого вала (рис.22). Всережимный, центробежного типа, изменяет подачу топлива в зависимости от нагрузки, поддерживая заданную водителем частоту вращения коленчатого вала двигателя. Установлен в задней части топливного насоса высокого давления и приводится в действие от кулачкового вала посредством шестерен.
На конусе кулачкового вала установлена ведущая шестерня 20. Вращение от вала насоса на ведущую шестерню передаётся через резиновые сухари 19. Ведомая шестерня выполнена как одно целое с валиком 16 державки грузов и установлена в стакан 15 на двух шарикоподшипниках. На валик 16 напрессована державка грузов 7, на осях которой качаются грузы 22. Грузы своими роликами упираются в торец муфты 27, которая через упорный подшипник и пяту 37 передаёт усилие грузов силовому рычагу 43, подвешенному вместе с двуплечим рычагом 5 на ось 11. Муфта с упорной пятой в сборе одним концом опирается через 27 шариков на направляющую поверхность державки, а за второй конце подвешена на серьге 39, закрепленной на силовом рычаге 43.

Пята регулятора связана общей осью с рычагом 35 рейки и через тягу 13 с рейкой 12 топливного насоса. К верхней части рычага рейки присоединена пружина 24 рычага рейки, а в нижнюю часть запрессован палец, который входит в паз кулисы 34.
Вал 25 жестко связан с рычагом управления 2 и рычагом 8 пружины. За рычаг пружины и двуплечий рычаг 5 зацеплена пружина 6 регулятора, усилие которой передаётся с двуплечего рычага на силовой через регулировочный винт 3. На силовом рычаге имеется регулировочный болт 40, который упирается в вал рычага регулятора.
Скоростной режим работы двигателя устанавливается рычагом управления 2, который посредством тяг связан с педаль управления подачи топлива. При нажатии на педаль рычаг 2 поворачивается на некоторый угол и через жестко связанный с ним рычаг 8 вызывает натяжение пружины 6, под действием которой рейка перемещается в сторону увеличения подачи топлива и частота вращения коленчатого вала двигателя возрастает. Это происходит до тех пор, пока центробежная сила грузов не уровновесит силу натяжения пружины 6, т.е до установления устойчивого режима работы двигателя.

МАЗ.Регулятор частоты вращения коленчатого вала двигателя

Муфта опережения впрыска топлива (рис.23). Предназначена для автоматического изменения момента впрыска топлива в цилиндры в зависимости от изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя. Установлена на кулачкового вала насоса высокого давления и изменяет момент впрыска топлива за счёт дополнительного поворота кулачкового вала насоса во время работы в ту или другую сторону относительно вала привода насоса (максимальный угол поворота ±6°).

МАЗ.Муфта опережения впрыска

МАЗ.Топливоподкачивающий насос

Топливоподкачивающий насос (рис. 24). Поршневого типа, установлен на ТНВД и приводится в действие от эксцентрика кулачкового вала. В корпусе 1 насоса размещен поршень 2, пружина 3 поршня, упирающаяся одним концом в поршень, другим в пробку 5, всасывающий 25 и нагнетательный 14 клапаны, которые прижаты к сёдлам 26 пружинами 15. Полость корпуса насоса, в которой перемещается поршень, соединена каналами с полостями над всасывающим и нагнетательным клапанами.
Привод поршня осуществляется толкателем 9 через шток 7. Ролик 13 толкателя вращается на плавающей оси 12, застопорённой от продольного перемещения сухарями 11. Одновременно сухари, перемещаясь в пазах корпуса 1 насоса, предотвращают толкатель от разворота. Пружина 8, упирающаяся во втулку 6, прижимает толкатель к эксцентрику. Шток 7 перемещается в направляющей втулке 6, которая завёрнута на специальном клее в корпус насоса. Шток и втулка представляют собой прецизионную пару.
На топливоподкачивающий насос установлен ручной подкачивающий насос. Уплотнением между корпусом 18 цилиндра насоса и цилиндром 19 служит резиновая прокладка 23, которая при навёрнутой на цилиндр рукоятке 22, одновременно уплотняет зазор между поршнем 20 и корпусом 18.

МАЗ. Фильтр грубой очистки

Фильтр грубой очистки топлива (рис.25). Расположен непосредственно в топливном баке, состоит из корпуса 5 с крышкой 3 и фильтрующего элемента 6. Герметичность соединения крышки с корпусом обеспечивается резиновой прокладкой 1. Фильтрующий элемент 6 состоит из металлического каркаса с отверстиями, на который навит в несколько слоёв ворсистый хлопковый шнур.

Фильтр тонкой очистки топлива (рис. 26). Состоит из корпуса 5 с приваренным к нему стержнем 6, крышки 8 и фильтрующего элемента 4. Корпус с крышкой соединён болтом 12, под головку которого поставлена уплотнительная прокладка 12. В крышку ввёрнут жиклёр 11, через который сливается часть топлива вместе с воздухом, попавшим в топливо проводы низкого давления. Сменный фильтрующий элемент пружиной 3 прижимается к крышке. С торцевых поверхностей фильтрующий элемент укреплён прокладками.

Устройство ТНВД ЯМЗ-238

Для обеспечения корректной и продуктивной работы силового агрегата в его цилиндры должно постоянно подаваться топливо. Одним из основных узлов системы транспортировки и впрыска рабочей смеси является топливный насос высокого давления.

Большегрузные автомобили МАЗ и КРАЗ имеют ТНВД ЯМЗ-238, который отличается надежностью и высокой производительностью. Но для обеспечения корректного процесса топливоподачи, ему требуется регулировка.

Конструкция системы подачи топлива

Конструкция системы обеспечения силового агрегата топливом состоит из следующих элементов:

  • ТНВД;
  • корректор смесеобразования;
  • трубки высокого давления;
  • магистральные топливопроводы;
  • регулятор частоты вращения;
  • фильтровальные элементы;
  • насос подкачки топлива;
  • форсунки.

Кратко опишем принцип функционирования системы топливоподачи. Насос подкачки топлива обеспечивает его подачу к ТНВД через фильтры грубой и тонкой очистки. В соответствии с режимом работы силового агрегата, ТНВД через форсунки осуществляет впрыск рабочей смеси в цилиндры двигателя. Схема топливной системы устроена таким образом, что излишки смеси через магистральные трубки поступают обратно в бак.

Принцип работы ТНВД ЯМЗ-238

Насос имеет компактные размеры, располагается в подкапотном пространстве на плоскости силового агрегата, между рядами цилиндров. ТНВД имеет восемь секций (по одной на каждый цилиндр) и шестеренчатый привод. Насос топливный, в зависимости от мощности мотора, бывает нескольких типов, каждый из которых выделяется своими конструкционными особенностями и способом регулировки.

Принцип функционирования ТНВД не отличается сложностью, но имеет определенные нюансы. Для создания первичного давления в системе предусмотрен насос подкачки топлива, который подает рабочую смесь в камеры ТНВД, при этом плунжер занимает нижнее положение.

Как только плунжер начинает поступательное движение, при достижении определенного положения он открывает нагнетательный клапан для дальнейшей подачи смеси и осуществления ее впрыска. Увеличение давления в топливной камере осуществляется за счет поступательного движения плунжера вверх.

При достижении максимального давления игла форсунки поднимается и в цилиндр начинает подаваться рабочая смесь. Как только плунжер достигнет конечное верхнее положение, давление рабочей смеси в нагнетательном контуре резко начнет снижаться. В результате этого игла форсунки займет свое начальное положение и впрыск топлива прекратится.

Одной из самых распространенных неисправностей ТНВД является изношенный сальник. В этом случае ремонт не составляет трудностей и его можно выполнить самостоятельно. В сети Интернет можно найти видео с подробным описанием рабочего процесса.

Регулировка ТНВД ЯМЗ-238

От правильности выполнения регулировки насоса зависят все рабочие показатели силового агрегата: мощность, производительность, экономичность, эксплуатационный ресурс. Поэтому все этапы процесса регулировки крайне важны и должны выполняться только высокопрофессиональными специалистами с использованием технологического оборудования.

Зачастую ТНВД описываемой марки регулируется на таких стендах:

  1. НЦ-108 (ЧССР).
  2. Стар-12.
  3. Минор-8.

Регулировка параметров ТНВД на стенде обязательно осуществляется с форсунками, которые будут работать с ним на двигателе. Порядок работы во время проведения настроек очень важен, поскольку нарушение последовательности выполняемых мероприятий является причиной некорректной работы насоса в дельнейшем.

На начальном этапе настраивается топливоподача между секциями насоса, после чего – оптимальная величина впрыска. Подача рабочей смеси настраивается при помощи моментоскопа, при этом автоматическая муфта опережения должна быть снята. Равномерность и величина подачи смеси по секциям ТНВД регулируется при помощи кулачкового вала. Конечным этапом настройки является смазка всех взаимодействующих элементов.

Схема подключения

Во время монтажа ТНВД на силовой агрегат необходимо обратить внимание на то, чтобы метки полумуфты привода и опережения впрыска находились на одном уровне. Нужно правильно выставить все осевые зазоры между кулачками и торцами муфт и полумуфт, перед тем как окончательно затягивать крепежные болты. Величина зазоров не должна превышать 0,3 мм. После установки отрегулированного ТНВД на двигатель следует подключить топливоподводящие магистрали.

Главной особенностью схемы подключения топливного насоса высокого давления является правильная последовательность подключения топливных магистралей и форсунок.

Схема установки ТНВД для двигателя ЯМЗ-238. Тнвд ямз 238 регулировка

Топливный насос


Топливный насос ЯМЗ-238
Кратко опишем принцип функционирования системы топливоподачи. Насос подкачки топлива обеспечивает его подачу к ТНВД через фильтры грубой и тонкой очистки. В соответствии с режимом работы силового агрегата, ТНВД через форсунки осуществляет впрыск рабочей смеси в цилиндры двигателя. Схема топливной системы устроена таким образом, что излишки смеси через магистральные трубки поступают обратно в бак.

Принцип работы ТНВД ЯМЗ-238

Насос имеет компактные размеры, располагается в подкапотном пространстве на плоскости силового агрегата, между рядами цилиндров. ТНВД имеет восемь секций (по одной на каждый цилиндр) и шестеренчатый привод. Насос топливный, в зависимости от мощности мотора, бывает нескольких типов, каждый из которых выделяется своими конструкционными особенностями и способом регулировки.

Принцип функционирования ТНВД не отличается сложностью, но имеет определенные нюансы. Для создания первичного давления в системе предусмотрен насос подкачки топлива, который подает рабочую смесь в камеры ТНВД, при этом плунжер занимает нижнее положение.

Как только плунжер начинает поступательное движение, при достижении определенного положения он открывает нагнетательный клапан для дальнейшей подачи смеси и осуществления ее впрыска. Увеличение давления в топливной камере осуществляется за счет поступательного движения плунжера вверх.

Обязательно почитайте: Регулировка и ремонт тракторного магнето

При достижении максимального давления игла форсунки поднимается и в цилиндр начинает подаваться рабочая смесь. Как только плунжер достигнет конечное верхнее положение, давление рабочей смеси в нагнетательном контуре резко начнет снижаться. В результате этого игла форсунки займет свое начальное положение и впрыск топлива прекратится.

Одной из самых распространенных неисправностей ТНВД является изношенный сальник. В этом случае ремонт не составляет трудностей и его можно выполнить самостоятельно. В сети Интернет можно найти видео с подробным описанием рабочего процесса.

Чертеж ТНВД


Схема топливного насоса



Последовательность регулировки угла опережения впрыскивания топлива

Для качественной регулировки выполняется:

  • проверка плотности посадки полумуфты на приводном валу и затягивание болта клеммового;
  • отворот двух болтов и поворотного зажимного устройства опережения с помощью овальных отверстий, на фланце демпферной муфты совместить метки «А» и «Б»;
  • зажимание болтов на приводе;
  • выполнение измерений вблизи мест крепления пластин (допустимое выделение пакета пластин от уровня плоскости равно ±1 мм);
  • поворот коленвала и проверка правильности выставить УОВТ (допустимое расхождение отметок равно одному делению или 1° поворота коленвала);
  • проверка уровня масла в зажимном устройстве ОВТ;
  • проверка правильности установки УОВТ.


Чтобы это проконтролировать, следует поставить зажимное устройство отверстиями в верхнее положение и выкрутить пробки. Если медленно повернуть зажимное устройство на 70°, из одного отверстия должна начать течь смазка. После добавки масла надо закрутить пробки.

Регулировка ТНВД ЯМЗ-238

От правильности выполнения регулировки насоса зависят все рабочие показатели силового агрегата: мощность, производительность, экономичность, эксплуатационный ресурс. Поэтому все этапы процесса регулировки крайне важны и должны выполняться только высокопрофессиональными специалистами с использованием технологического оборудования.

Зачастую ТНВД описываемой марки регулируется на таких стендах:

  1. НЦ-108 (ЧССР).
  2. Стар-12.
  3. Минор-8.

Регулировка параметров ТНВД на стенде обязательно осуществляется с форсунками, которые будут работать с ним на двигателе. Порядок работы во время проведения настроек очень важен, поскольку нарушение последовательности выполняемых мероприятий является причиной некорректной работы насоса в дельнейшем.

На начальном этапе настраивается топливоподача между секциями насоса, после чего – оптимальная величина впрыска. Подача рабочей смеси настраивается при помощи моментоскопа, при этом автоматическая муфта опережения должна быть снята. Равномерность и величина подачи смеси по секциям ТНВД регулируется при помощи кулачкового вала. Конечным этапом настройки является смазка всех взаимодействующих элементов.

Регулировочные данные ТНВД 805.7-50 Двигатель ЯМЗ-238НД5 — ТНВД — Справочник моториста

Регулировочные Параметры мин-1Число ходовКол-во топ., см3Прираще- ние подачиНе- равн. Прим.
1 Номинальная подача 93010 200 28,0-28,8 5
2 Контроль подачи 85010 200 1,2-2,0
3 Максимальная подача 65010 200 2,4-3,2 8
4 Контроль подачи 65010 200 30,4-32,0 Рвозд.=(0,5+0,2) кгс/см2
5 Контроль подачи 65010 200 26,4-27,6 Рвозд.=(0,350,01) кгс/см2
6 Контроль подачи 65010 200 24,0-25,2 Рвозд.=(0,2-0) кгс/см2
7 Пусковая подача 8010 100 23,0
8 Контроль подачи 25010 200 10,0-18,0
9 Контроль подачи 30010 200 3,0-4,0 50
10 Контроль подачи 315-350 200 0
11 Начало выкл. подачи (975-1000) мин-1
12 Полное выкл. подачи (975-1000) + (50-100) мин-1
№ п/пПараметры муфты опережения впрыскивания мин-1Угол разворота, град.
1 Контроль угла разворота 93010 1,00,5

Примечание: 1. Регулировку ТНВД по п. 1,2,3,7,8,9,10,11,12 производить при отключенном подводе масла и воздуха к узлу корректора по наддуву. 2. При регулировке подачи с корректором по наддуву давление масла на входе в корректор должно быть (2,750,25) кгс/см2. 3. Остальные требования см. в инструкции по эксплуатации двигателя. 4. При поставке ТНВД в запчасти номинальная цикловая подача уменьшается винтом подрегулировки мощности на величину от 2 до 3 %.

Схема подключения

Во время монтажа ТНВД на силовой агрегат необходимо обратить внимание на то, чтобы метки полумуфты привода и опережения впрыска находились на одном уровне. Нужно правильно выставить все осевые зазоры между кулачками и торцами муфт и полумуфт, перед тем как окончательно затягивать крепежные болты. Величина зазоров не должна превышать 0,3 мм. После установки отрегулированного ТНВД на двигатель следует подключить топливоподводящие магистрали.

Главной особенностью схемы подключения топливного насоса высокого давления является правильная последовательность подключения топливных магистралей и форсунок.

Регулировочные данные ТНВД 804.7-21 Двигатель ЯМЗ-238Н — ТНВД — Справочник моториста

Как проверяется точность значения впрыскивания топлива

Расхождение в показаниях не должно превышать 1°. Чтобы проверить точность выставления угла опережения подачи на ЯМЗ-238 необходимо:

  • Поставить фиксирующий элемент из выточки на маховом колесе, не закрепляя его в верхнем положении.
  • Прокрутить коленвал на полтора оборота.
  • Умеренно прокручивать коленвал и наблюдать за топливом в стеклянной камере измерительного прибора.

Двигатель ЯМЗ 238

Когда в камере горючее начнёт перемещаться, отметки на кожухе вращательного колеса должны совпасть с цифровым значением, указанным на торцевой части муфты ОВТ. Либо засечка на рабочем колесе коленчатого вала должна быть напротив отметки с похожей цифрой на корпусе распределительных шестерен.

Если в начале перемещения топлива в камере совпадение отметок ещё не состоялось, нужно отвернуть крепёжные болты, потом прокрутить полумуфту валика мотора на фланце в противоположном направлении кручения, затянуть обратно крепёжные болты, и снова проверить положение угла опережения впрыскивания топлива.

Действия, указанные выше, нужно выполнять с наличием специального оборудования. Если нет достаточного опыта, знаний и материально-технической базы для правильного выставления зажигания двигателя и регулирования ТНВД, с этим вопросом лучше обратиться к профессионалам. Неправильно установленный УОВТ – причина серьёзных, дорогостоящих и, зачастую, не подлежащих восстановлению поломок.

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Устройство и регулировки ТНВД дизеля ЯМЗ-238

Топливный насос ТНВД дизельного двигателя ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 в сборе показан на рис. 14.



Рис. 14. ТНВД ЯМЗ-238 1 – топливный насос высокого давления; 2 – перепускной клапан; 3 – демпферная муфта; 4 – болт ограничения максимальной частоты вращения; 5 – регулятор частоты вращения; 6 – рычаг управления регулятором; 7 – болт ограничения минимальной частоты вращения; 8 – скоба останова; 9 – топливоподкачивающий насос; 10 – болт регулировки пусковой подачи; 11 – корректор подачи топлива по наддуву. А – положение рычага при минимальной частоте вращения холостого хода; Б – положение рычага при максимальной частоте вращения холостого хода; В – положение скобы при работе; Г – положение скобы при выключенной подаче С ТНВД ЯМЗ-238 в одном агрегате объединены регулятор частоты вращения 5, топливоподкачивающий насос 9 и демпферная муфта 3. Устройство ТНВД дизеля ЯМЗ-238 Топливный насос высокого давления ТНВД ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 состоит из секций, отдельных насосных элементов, размещенных в общем корпусе. Число секций равно числу цилиндров двигателя. Устройство секции ТНВД ЯМЗ-238 показано на рис. 15. Рис. 15. Секция топливного насоса высокого давления ЯМЗ-238

1 – корпус насоса; 2 – нижняя тарелка толкателя; 3 – пружина толкателя; 4 – верхняя тарелка толкателя; 5 – втулка поворотная; 6 – плунжер; 7 – втулка плунжера; 8 – седло клапана нагнетательного; 9 – нагнетательный клапан; 10 – упор клапана; 11 – штуцер; 12 – фланец нажимной; 13,14 – прокладки; 15 – корпус секции; 16 – рейка; 17 – толкатель; 18 – ролик толкателя; 19 – вал кулачковый В корпусе 1 насоса установлены корпуса секций 15 с плунжерными парами, нагнетательными клапанами и штуцерами 11, к которым присоединяются топливопроводы высокого давления. Нагнетательный клапан 9 и седло клапана 8, а также плунжер 6 с втулкой 7 являются прецизионными парами, которые могут заменяться только комплектно. Втулка плунжера стопорится в определенном положении штифтом, запрессованным в корпус секции. Плунжер 6 приводится в движение от кулачкового вала 19 через роликовый толкатель 17. Пружина 3 через нижнюю тарелку 2 постоянно прижимает ролик толкателя к кулачку От разворота толкатели, имеющие лыски на боковых поверхностях, удерживаются фиксаторами, запрессованными в корпус насоса ТНВД ЯМЗ-238. Конструкция плунжерной пары позволяет дозировать топливо изменением момента начала и конца подачи. Для изменения количества и момента начала подачи топлива плунжер во втулке поворачивается поворотной втулкой 5 (рис. 2), входящей в зацепление с рейкой 16. Регулировка равномерности подачи топлива на максимальном режиме каждой секцией насоса ТНВД дизеля ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 производится разворотом корпуса секции при ослабленных гайках крепления секций. Изменение геометрического начала нагнетания в зависимости от величины подачи (нагрузки двигателя) обеспечивается управляющими кромками, выполненными на торце плунжера. Принцип действия секции ТНВД дизельного двигателя ЯМЗ-238 При движении плунжера 6 вниз под действием пружины 3 топливо под небольшим давлением, создаваемым топливоподкачивающим насосом, поступает через продольный канал в корпусе в надплунжерное пространство. При движении плунжера вверх топливо через нагнетательный клапан поступает в топливопровод высокого давления дизельного двигателя ЯМЗ-238 и перепускается в топливоподводящий канал до тех пор, пока торцовая кромка плунжера не перекроет впускное отверстие втулки. При дальнейшем движении плунжера вверх давление в надплунжерном пространстве резко возрастает. Когда давление достигнет такой величины, что превысит усилие, создаваемое пружиной форсунки, игла форсунки поднимется и начнется процесс впрыскивания топлива в цилиндр двигателя. При дальнейшем движении плунжера ТНВД ЯМЗ-238 вверх отсечные кромки плунжера открывают отсечные отверстия во втулке, что вызывает резкое падение давления топлива в линии нагнетания, посадку иглы форсунки на запирающий конус распылителя и прекращение подачи топлива в камеру сгорания. На внутренней поверхности втулки 7 плунжера имеется кольцевая канавка, а в стенке отверстие для отвода топлива, просочившегося через зазор в плунжерной паре. Уплотнение между втулкой плунжера и корпусом секции, корпусом секции и корпусом насоса осуществляется резиновыми кольцами. Из полости вокруг втулки плунжера просочившееся топливо поступает по пазу на втулке плунжера в полость низкого давления корпуса насоса и далее через перепускной клапан и трубопровод в топливный бак. В нижней части корпуса топливного насоса ТНВД ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 расположен кулачковый вал. Кулачковый вал вращается в роликовых конических подшипниках и промежуточной опоре. Кулачковый вал установлен с натягом 0,01 – 0,07 мм, который обеспечивается регулировочным и прокладками, установленными между крышкой подшипника и корпусом насоса. Связь секций с регулятором частоты вращения насоса ТНВД ЯМЗ-238 осуществляется через рейку. Рейка ТНВД ЯМЗ-238 перемещается в направляющих втулках, запрессованных в корпусе насоса. На выступающем из насоса конце рейки имеется болт 10 (рис. 1), которым она упирается в защитный колпачок при положении рейки перед пуском двигателя. При вывертывании болта из рейки пусковая подача уменьшается. Смазка ТНВД ЯМЗ-238 — централизованная, от масляной системы двигателя. Масло подводится к корректору по наддуву, откуда, сливаясь в полость регулятора, поступает в полость кулачкового вала насоса. Регулятор частоты вращения ТНВД дизеля ЯМЗ-238 Регулятор частоты вращения ТНВД ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 (рис. 16) механический всережимный прямого действия с повышающей передачей на привод грузов, предназначен для поддержания заданного водителем скоростного режима работы двигателя путем автоматического изменения количества подаваемого топлива в зависимости от изменения нагрузки на двигатель. Рис. 16. Регулятор частоты вращения ТНВД двигателя ЯМЗ-238 1 – корректор подачи топлива по наддуву; 2 – ось двуплечего рычага; 3 – крышка смотрового люка; 4 – пружина регулятора; 5 – двуплечий рычаг; 6 – пружина рычага рейки; 7 – винт двуплечего рычага; 8 – буферная пружина; 9 – корпус буферной пружины; 10 – регулировочный болт; 11 – вал рычага пружины; 12 – отрицательный корректор; 13 – корпус пружины корректора; 14 – пружина отрицательного корректора; 15 – скоба кулисы; 16 – втулка отрицательного корректора; 17 – рычаг регулятора; 18 – рычаг отрицательного корректора; 19 – винт подрегулировки мощности; 20 – рычаг рейки; 21 – кулиса; 22 – пята; 23 – муфта грузов; 24 – грузы регулятора; 25 – державка грузов; 26 – ось грузов; 27 – ведущая шестерня; 28 – сухари; 29 – валик державки грузов; 30 – стакан; 31 – рычаг пружины 32 – тяга рейки; 33 – рейка; 34 – упор Кроме того, регулятор ТНВД ЯМЗ-238 ограничивает максимальную частоту вращения двигателя и обеспечивает работу двигателя в режиме холостого хода. Регулятор ТНВД ЯМЗ-238 имеет устройство для выключения подачи топлива в любой момент независимо от режима работы двигателя. Автоматически поддерживая скоростной режим при изменяющихся нагрузках, регулятор обеспечивает экономичную работу двигателя. Рабочие регулировки ТНВД ЯМЗ-238 Минимальная частота вращения холостого хода регулируется болтом 7 (рис. 1) и корпусом буферной пружины 9 (рис. 16); Максимальная частота вращения холостого хода (начало выброса рейки) регулируется болтом 4 (рис. 14). Номинальная мощность (подача) регулируется болтом 10, подрегулируется винтом 19 (рис. 16). Предварительное натяжение пружины (разность оборотов конца и начала выброса рейки) регулируется винтом 7. Подача топлива при 500 мин-1 регулируется гайкой обратного корректора 12. Предварительное натяжение пружины обратного корректора (обороты начала срабатывания корректора) регулируется корпусом корректора 13 (рис. 16). К особенностям регулировки ТНВД ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 следует отнести то, что для обеспечения уменьшенного усилия на рычаге управления рычаг пружины при регулировке частоты вращения начала действия регулятора должен быть максимально приближен к упору в корпусе регулятора, ограничивающему его поворот. Подрегулировку начала действия регулятора производить винтом двуплечего рычага. Демпферная муфта ТНВД ЯМЗ-238 Топливный насос высокого давления ТНВД ЯМЗ-238 комплектуется демпферной муфтой, которая устанавливается на конической поверхности переднего конца кулачкового вала с натягом, создаваемым кольцевой гайкой и фиксируется от проворота шпонкой. Демпферная муфта ТНВД ЯМЗ-238 предназначена для защиты механизмов от разрушения. Демпферная муфта ТНВД ЯМЗ-238 представляет собой неразборную конструкцию со свободно вращающимся маховиком в специальной высоковязкой жидкости. Вмятины на корпусе муфты выводят ее из строя.

Читайте также: