Упр 444 я видел вас холмы и нивы

Обновлено: 03.07.2024

ГДЗ-Русский язык-10-11-Греков-Крючков-Чешко-2003 (Пособие для занятий по русскому языку в старших классах), страница 31

Файл "ГДЗ-Русский язык-10-11-Греков-Крючков-Чешко-2003" внутри архива находится в следующих папках: 8, gdz-10-11-grekov. PDF-файл из архива "Пособие для занятий по русскому языку в старших классах", который расположен в категории "гдз (готовые домашние задания)". Всё это находится в предмете "русский язык" из раздела "Средняя школа (5-9 классы)", которые можно найти в файловом архиве ГОУ СОШ. Не смотря на прямую связь этого архива с ГОУ СОШ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "курсовые/домашние работы", в предмете "русский язык" в общих файлах.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 31 страницы из PDF

а) 1) К несчастью, частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия. 2) Погода, к удивлению, все же скороулучшилась.б) 1) Лицо Ноздрева, безусловно, уже несколько знакомо читателю.2) В шашки играл Ноздрев, по-видимому, не совсем безгрешно.в) 1) По-моему, мы давно должны были уже прийти в деревню, ноее все не было видно. 2) Виды на урожай, говорят, очень хорошие.г) 1) Когда делаешь утреннюю зарядку, необходимо, во-первых,предварительно хорошо проветрить комнату, во-вторых, во времяупражнений соблюдать правильное дыхание, наконец, по окончаниизарядки обтереться до пояса холодной водой. 2) Утренняя гимнастика благотворно действует на организм человек, следовательно,ею надо обязательно заниматься.

3) Хорь был человек положитель124ный, практический, административная голова, рационалист, Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. 4) Он не рассердился, а, наоборот, рассмеялся.

5) Мы все подготовили к походу и, таким образом,завтра отправляемся в путь.№ 387. II. 1) Лошади, сани, деревья, бык, привязанный к столбу, —все было бело и казалось мягким, пушистым. 2) И плетни, и белевшая на дворах скотина, и крыши домов, и стройные раины — все,казалось, спало здоровым, тихим трудовым сном. 3) Ружья, пробывшие двое суток на морозе и, вероятно, густо смазанные маслом,дали осечки. 4) На такой ясный и убедительный довод отвечать, разумеется, было нечего. 5) У самого края воды лежала какая-тобольшая темная масса. Несомненно, это был морской зверь, выброшенный волнами на берег. 6) Птицы, по-видимому, зябли наснегу, и поэтому сбились в одну кучу. 7) К несчастью, частые исильные дожди мешали успешному ходу путешествия.

8) Сквозь отверстие виднелась часть низенького дома с двумя, к удивлению моему, освещенными окнами. 9) Самое лучшее время для ловли неводом бывает, по рассказам крестьян, весной и осенью. 10) Итак, двапочтенных мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собой. 11) Он [Овсянников], например, не любил рессорных экипажей.

1) Так вот, как высказано выше, с годами важен я не стал.2) Осмотревшись, я пошел, как мне казалось, прямо к морю, но напути встретил лесное болото, заваленное колодником. 3) Проводивжениха, Надя пошла к себе наверх, где жила с матерью (нижнийэтаж занимала бабушка). 4) Дмитрий, так звали моего соседа, былмало заметен в классе. 5) Однажды (наступил уже май, но никто,кажется, не заметил тогда ни ледохода на Москве-реке, ни цветущейчеремухи) я стоял в толпе у памятника. 6) Мужское население станицы живет в походах и на кордонах, или постах, как называют казаки. 7) Овсянников полетел в овраг с беговыми дрожками, мальчиком, сидевшим сзади, и лошадью.

К счастью, на дне оврага грудами125лежал песок. 8) Мне помогал маляр, или, как он сам называл себя,подрядчик малярных работ. 9) Однажды, было это в конце мая, мысидели на крыльце и ожидали ужина. 10) Хотя для настоящегоохотника дикая утка не представляет ничего особенно пленительного, но за неимением пока другой дичи (дело было в начале сентября:вальдшнепы еще не прилетали, а бегать по полям за куропаткамимне надоело), я послушался моего охотника и отправился в Льгов.III. 1) Итак, я в Ялте. Теперь вечер.

Ветер дует, как в четвертомакте «Чайки», но ко мне никто не приходит, а, напротив, я сам должен буду уйти после десяти, надевши шубу. 2) Он предчувствовал,что Князь Андрей одним словом, одним аргументом уронит все егоумение. 3) Одним словом, у этого человека [Беликова] наблюдалосьпостоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой,создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитилбы от внешних влияний. 4) Рыбачьи лодки, с трудом отмечаемыеглазом (такими они казались маленькими), дремали в морской гладинедалеко от дому.

5) Сторожка лесника, как успел заметить НиколайНиколаевич, была поставлена на сваях так, что между ее полом иземлею оставалось свободное пространство. 6) Многие разумеют унас еще до сих пор под словом «литература» повести, романы, стихи, словом, беллетристику. 7) Эти господа [дипломаты], повидимому, охотно, как своего (честь, которую они делали немногим), приняли в свой круг князя Андрея.№ 388. Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь,говорили, что, напротив, в С.

очень хорошо, что в С. библиотека,клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства.(когда…), [то ], (что…), (что…), (что…), (с которыми…). И указывали на семью Туркиных как на самую образованную и талантливую.Эта семья жила на главной улице возле губернатора, в собственном доме. Сам Туркин Иван Петрович — полный красивый брюнетс бакенами — устраивал любительские спектакли с благотворительной целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял оченьсмешно.

Он знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутитьи острить, и всегда у него было такое выражение, что нельзя былопонять, шутит он или говорит серьезно. Жена его, Вера Иосифовна,худощавая миловидная дама в пенсне, писала повести и романы иохотно читала их вслух своим гостям. Дочь, Екатерина Ивановна,126молодая девушка, играла на рояле.

Одним словом, у каждого членасемьи был какой-нибудь свой талант.№ 389. I. 1) Вы, Петя, расскажите лучше о планетах. 2) Что же высердитесь, Варя? 3) Прощай, дом! Прощай, старая жизнь! 4) Пойдем, родная, пойдем! 5) Уважаемая Мария Владимировна, Машаполучила от Вас письмо и вкратце рассказала мне его содержание.6) Пишу Вам, дорогой Алексей Сергеевич, вернувшись с охоты.7) Многоуважаемый Иван Максимович! Недели две тому назадмною послана в цензуру, и, вероятно, уже разрешена новая одноактная пьеса «Трагик поневоле».II.

1) Я видел вас, холмы и нивы! 2) Простите, вольные станицы,и край отцов, и тихий Дон! 3) О море, кого же вызвать на бой?4) Читатель, друг, я не нарушу условий дружбы дорогой. 5) Смело,братья! Бурей полный, прям и крепок парус мой! 6) Приветствуютебя, опустошенный дом, завядшие дубы, лежащие кругом, и моресинее, и вас, крутые скалы, и пышный прежде сад — глухой и одичалый! 7) О витязь мой! Завидую тебе! 8) Не прав твой, о небо, святой приговор!III.

1) Как ты чудесен и как ты хорош в шуме своем, замечательный город! 2) Волга-реченька, Волга-матушка, ты недаром нам дорога! 3) Мы за мир! И песню эту понесем, друзья, по свету, пустьона в сердцах людей звучит! 4) В защиту мира вставайте, люди! Ряды тесней, страна к стране! 5) Не шей ты мне, матушка, красный сарафан, не входи, родимая, попусту в изъян. 6) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина, головой склоняясь до самого тына? 7) Ах, душаль моя ты, душенька! Что сидишь? Что ты думаешь? Али речь мояне по сердцу? 8) Что ты рано, травушка, пожелтела? Что вы рано,цветики, облетели? Что ты так, красавица, похудела: впалы алы щеченьки, побледнели. № 390.

Обращения: колокольчики мои (существительное с зависимым словом), цветики степные (существительное с зависимым словом), темно-голубые (субстантивированное прилагательное).№ 391. 1) Ах, быстро молодость моя звездой падучею мелькнула.2) Чу, тройка тронулась опять! Гремит, звенит и улетает! 3) О, тонкая штука! Эх, куда метнул.

4) Ах! Вот и дуб заветный. 5) Ну, выкинул ты штуку. 6) Ба! Друг старый, мы давно знакомы. 7) Эх, Чичиков, ну что тебе стоило приехать? 8) Увы, Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит. 9) Ух! Жарко! До полдня грибы собирали.10) Да, через час мы уже знали все! 11) Да, милый критик, вы правы.

12) Нет, я бы не ужился с этой долей! 13) О нет! Кого боятьсямне? 14) Вокруг была лишь черная тайга да темная ночь. 15) Да,верь ему. 16) Короткий сон не освежил его, нет.127№ 392. 1) Ну, гость неприглашенный, быть может, батюшка войдет!2) Конечно, вам расстаться тяжело? 3) Ах, в самом деле, рассвело!4) Пожалуй, на меня всю суматоху сложит. 5) Проснулась — кто-тоговорит: «Ваш голос был, что, думаю, так рано?» 6) Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами,а при звездах не все богаты, между нами. Ну, разумеется, к тому б иденьги, чтоб пожить, чтоб он давать мог балы; вот, например, полковник Скалозуб: и золотой мешок, и метит в генералы. 7) Да, сЧацким, правда, мы воспитаны, росли. 8) Пусть посватаюсь, вы чтобы мне сказали? — Сказал бы я, во-первых, не блажи именьем, брат,не управляй оплошно, а, главное, поди-тка послужи.

9) Ах, Александр Андреич, дурно, брат. Ко мне он жалует частенько; я всякому, ты знаешь, рад. 10) По моему сужденью, пожар способствовалей много к украшенью. 11) Ну, право, что бы вам в Москве у насслужить? 12) Из шумного я заседанья. Пожалуйста, молчи, я словодал молчать.№ 393. Дорогой Михаил Осипович, что за болезнь у Толстого, понять не могу. Черинов мне не ответил, а из того, что я читал в газетах и что Вы пишите, вывести ничего нельзя. Болезнь его напугаламеня и держала в напряжении. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми и .)…Во-первых, я ни одного человека не любил так, как его.

Вовторых, когда в литературе есть Толстой, то легко и приятно бытьлитератором; даже сознавать, что ничего не сделал и не сделаешь,не так страшно, так как Толстой делает за всех. Его деятельностьслужит оправданием тех упований и чаяний, какие на литературувозлагаются. В-третьих, Толстой стоит крепко, авторитет у негогромадный, и пока он жив, дурные вкусы в литературе, всякое пошлячество, наглое и слезливое, всякие шершавые, озлобленные самолюбия будут далеко и глубоко в тени.№ 394. 1) Читатель догадается, что (подчинительный союз) на другой день Лиза не замедлила явиться к роще.2) Заря сияла на востоке,и (сочинительный соединительный союз) золотые ряды облаков,(вв.сл.) казалось, ожидали солнца.

Я видел Вас

Как - то неловко стоять в центре города, у входа в мэрию, с плакатом. Редкие прохожие смотрят на тебя, как буд - то ты нищий попрошайка, и на листе ватмана написано: "Дайте денег на алкоголь". В принципе, так и есть. Приезжие ребята меня "поправили" с утра, "чекушкой" водки и пельменями в кафешке, уважительным, тёплым разговором, дали плакатик и денег. Я давно уже не ощущал себя кому - то нужным. Спившийся интеллигент, без образования и работы. Все заслуги перед миром, это толстые очки и вид профессора, немного подержаного, уставшего, но гены не заставишь молчать. Они кричат об интеллекте. Надо постоять часик у входа в мэрию. На плакате написано: "Я видел Вас 14.09.2019. в 21:40". Ну что ж, постою. Водка и порция пельменей грели. На душе хорошо. Происходит что - то необычное. Я как артист. Ну, почему бы и нет. Пока покурим. Вкусный табачный дым заполнил лёгкие, в кармане шуршат новые купюры, которые клятвенно обещают пьяную сытость сегодня и завтра, возможо даже. Про Ольгу Петровну я даже не могу мечтать. Ладно, постою ещё сорок минут, и поеду домой. Естественно выпив пивка в центральном гастрономе.

Из мэрии вышел хорошо одетый мужчина, с запахом дорогого парфюма. Прочитав надпись на моём плакате, он сделал вид что что - то забыл, и вернулся обратно. Через несколько минут, у обочины остановился автомобиль ВАЗ 2107. Из машины вышли трое кавказцев. Мускулистые, сухопарые, лица сосредоточенны, серьёзны. Осматриваясь по сторонам, они подошли ко мне,один из троих, резко ударил меня в живот кулаком, в область печени. Впечатал в моё правое подреберье годы тренировок. Я задохнулся от боли, начал падать на тротуар, но двое других, взяли меня под руки и повели к машине. Когда меня впихнули в машину, пахнущую табаком и освежителем воздуха, с запахом ёлки, краем глаза, я увидел летящий кулак, потом яркие звёзды и темноту.

Вот. Конец сентября, бабье лето, дивный воздух, пахнущий прелой листвой и возможностью новой жизни. Ольга Петровна. Я захлебнулся своей кровью. Очнулся. Лежу на земле, на прохладной, Матери Сырой Земле, на устлавших её ковром, больных гепатитом листьях. Во рту вкус железа. Сплёвываю кровь, чувствую, что я живу, не существую в пьяном небытии, а живу. Я значительный персонаж в этом спектакле, со значительными людьми, которые вышли из своих "мерседесов" и обступили меня. Вижу жёлтые листья, чёрную, влажную землю и дорогие, чёрной кожи ботинки. Повернул голову, вижу, что после дорогих ботинков, вверх, к небу, растут голубые джинсы, потом толстый живот и в самом верху, заслоняя Солнце, голова мэра нашего города.
- Так что ты видел, уважаемый? - спросил меня мэр.
- Я ничего не видел, мне заплатили. Я не успел договорить, один из кавказцев, как будто бы футболист бьющий пенальти, как по мячу ударил ботинком по моей голове.
- Андарбек, почисти тут, поеду к Деду. - вальяжно произнёс мэр, направляясь к своему "мерседесу". Заведённый, пятилитровый двигатель, заглушил раздавшийся выстрел.

Через какое - то время, уже ничего не могло напомнить, о недавних событиях. Я спокойно горел в городском крематории, Ольга Петровна пила чай с мятой, а плакат, с надписью: "Я видел Вас 14.09.2019. в 21:40", среди других, дурацких бумажек, был сдан в приём вторсырья, и увезён на переработку.

Фото из интернета.

Такое нужно писать только от первого лица. Согласен, что страшно. Автор отдает свою душу на растерзание демонам. Но такова его участь. Не жертвуя собой, не напишешь искренне. Михаил, прочти: "Небольшая прогулка" и :http://proza.ru/2020/11/14/821

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Путешествие Онегина, расширенная версия

Вышла в свет уникальная расширенная версия романа «Евгений Онегин», содержащая на 67 строф больше, чем в стандартной версии, а так же комментарии и иллюстрации:

Что побудило Пушкина выпустить главу? По некоторым данным, в ней шла речь о посещении Онегиным военных поселений, устроенных Александром I, где царила гнетущая казарменная атмосфера. По цензурным соображениям Пушкин уничтожил или не написал строфы на эту тематику. А без них глава показалась ему слишком короткой, чтобы публиковать её.

Тем не менее, в рукописях и черновиках Пушкина сохранилось достаточно строф, чтобы восстановить «Путешествие Онегина» почти полностью. Я публикую сводный текст, состоящий из 36-и строф, из них обычно публикуются в примечаниях к роману лишь фрагменты 19-и строф.

Нумерация строф выполнена редактором. Строфы, частично или полностью не опубликованные при жизни Пушкина отмечены знаком + перед номером строфы. В квадратных скобках – текст Пушкина, не вошедший в опубликованные им строфы. В полностью добавленных строфах квадратные скобки не используются. В угловых скобках – редакторские конъектуры и реконструкции текста на основе черновиков. Буква «П» после номера строфы означает, что пунктуация в строфе частично или полностью принадлежит редактору.

Блажен, кто понял голос строгой
Необходимости земной;
Кто в жизни шёл большой дорогой,
Большой дорогой столбовой;
Кто цель имел и к ней стремился;
Кто знал, зачем он в свет явился,
И Богу душу передал
Как откупщик иль генерал.
«Мы рождены, – сказал Сенека, –
Для пользы ближних и своей»
(Нельзя быть проще и ясней),
Но тяжело, прожив полвека,
В минувшем видеть только след
Утраченных бесплодных лет.

<Хотя Евгений меньше прожил
В кругу взыскательной толпы, –
В нём друга гроб тоску умножил.
И как бы ни были глупы
Для мрачного анахорета
Сужденья совести и света,
Они родили, наконец,
Несносно колющий венец.
Так, без любви и без занятья,
В соседях толки возбудив,
Весьма сомнительным прослыв,
Страшась томленья, как проклятья,
Онегин мой уж не хотел
В деревне прозябать без дел.>

Наскуча или слыть Мельмотом,
Иль маской щеголять иной,
Проснулся раз он патриотом.
Дождливой, скучною порой
Россия, господа, мгновенно
Ему понравилась отменно,
И решено. Уж он влюблён,
Уж Русью только бредит он.
Уж он Европу ненавидит
С её политикой сухой,
С её развратной суетой.
Онегин едет; он увидит
Святую Русь: её поля,
Пустыни, грады и моря.

Он собрался, и, слава Богу,
Июня третьего числа
Коляска лёгкая в дорогу
Его по почте понесла.
Среди равнины полудикой
Он видит Новгород Великой.
Смирились площади: средь них
Мятежный колокол утих.
Но бродят тени великанов:
Завоеватель скандинав,
Законодатель Ярослав
С четою грозных Иоанов;
И вкруг поникнувших церквей
Кипит народ минувших дней.

Тоска, тоска! Спешит Евгений
Скорее далее: теперь
Мелькают мельком, будто тени,
Пред ним Валдай, Торжок и Тверь.
Тут у привязчивых крестьянок
Берёт три связки он баранок,
Здесь покупает туфли. Там –
По гордым Волжским берегам
Он скачет сонный. Кони мчатся,
То по горам, то вдоль реки.
Мелькают вёрсты, ямщики
Поют и свищут, и бранятся.
Пыль вьётся. Вот Евгений мой
В Москве проснулся на Тверской.

Москва Онегина встречает
Своей спесивой суетой,
Своими девами прельщает,
Стерляжьей подчует ухой.
В палате Английского Клоба
(Народных заседаний проба),
Безмолвно в думу погружён,
О кашах пренья слышит он.
Замечен он. Об нём толкует
Разноречивая Молва.
Им занимается Москва,
Его шпионом именует,
Слагает в честь его стихи,
И производит в женихи.

«Женись». — На ком? — «На Вере Чацкой».
— Стара. — «На Радиной». — Проста.
«На Хальской». — Смех у ней дурацкой.
«На Шиповой». — Бедна, толста.
«На Минской». — Слишком томно дышит.
«На Торбиной». — Романсы пишет,
Шалунья мать, отец дурак.
«Ну так на Энской». — Как не так!
Приму в родство себе лакейство.
«На Маше Липской». — Что за тон!
Гримас, ужимок миллион.
«На Лидиной». — Что за семейство!
У них орехи подают,
Они в театре пиво пьют…

<Как описал Фонвизин дедов!
Он всю Москву созвал на бал.
Как живо колкий Грибоедов
В сатире внуков показал!
Напрасно! На больших обедах
Бояре всё ворчат о бедах.
Мельканье карт, стаканов стук –
Онегину постылый круг.
Он видит башню Годунова,
Дворцы и площади Кремля,
И храм, где царская семья
Почиет близ мощей святого.
Он бродит меж ночных огней
В садах московских богачей.>

[Тоска, тоска! Он в Нижний хочет,
В отчизну Минина.] Пред ним
Макарьев суетно хлопочет,
Кипит обилием своим.
Сюда жемчу;г привёз индеец,
Поддельны ви;ны европеец,
Табун бракованых коней
Пригнал заводчик из степей,
Игрок привёз свои колоды
И горсть услужливых костей,
Помещик – спелых дочерей,
А дочки – прошлогодни моды.
Всяк суетится, лжёт за двух,
И всюду меркантильный дух.

Тоска! Евгений ждёт погоды
Уж Волга, «рек, озёр краса»,
Его зовёт на пышны воды
Под полотняны паруса.
Взманить охотника нетрудно.
Наняв купеческое судно,
Поплыл он быстро вниз реки.
Надулась Волга. Бурлаки,
Опёршись на багры стальные,
Унывным голосом поют
Про тот разбойничий приют,
Про те разъезды удалые,
Как Стенька Разин в старину
Кровавил Волжскую волну.

Поют про тех гостей незваных,
Что жгли да резали. Но вот,
Среди степей своих песчаных,
На берегу солёных вод
Торговый Астрахань открылся.
Онегин только углубился
В воспоминанья прошлых дней,
Как жар полуденных лучей
И комаров нахальных тучи,
Пища, жужжа со всех <сторон>,
Его встречают. И, взбешён,
Каспийских вод брега сыпучи
Он оставляет тот же час.
Тоска! Он едет на Кавказ.

Он видит: Терек своенравный
Крутые роет берега;
Пред ним парит орёл державный,
Стоит олень, склонив рога;
Верблюд лежит в тени утеса,
В лугах несётся конь черкеса,
И вкруг кочующих шатров
Пасутся овцы калмыков,
Вдали – кавказские громады,
К ним путь открыт. Пробилась брань
За их естественную грань,
Чрез их опасные преграды;
Брега Арагвы и Куры
Узрели русские шатры.

<Но вот, конвоем окружён,
Вослед за пушкою степною,
В край гор Евгений был введён,
В край древний, с дикою красою.>
Обвалы сыплются и блещут.
Вдоль скал прямых потоки хлещут.
Меж гор, меж двух <высоких> стен,
Идёт ущелие. Стеснен
Опасный путь: всё уже, уже!
Вверху – чуть видны небеса.
Природы мрачная краса
Везде являет дикость ту же.
Хвала тебе, седой Кавказ,
Онегин тронут в первый <раз>.

Во время оное, былое,
<В те дни я знал тебя>, Кавказ!
В своё святилище пустое
Ты <призывал> меня не раз.
В тебя влюблён я был безумно,
Меня приветствовал ты шумно
Могучим гласом бурь своих.
Я слышал <плеск> ручьёв твоих,
И снеговых обвалов грохот,
И клик орлов, и пенье дев,
И Терека свирепый рев,
И эха дальнозвучный хохот.
И зрел я, слабый твой певец,
Казбека царственный венец.

Уже пустыни сторож вечный,
Стеснённый холмами вокруг,
Стоит Бешту остроконечный
И зеленеющий Машук,
Машук, податель струй целебных;
Вокруг ручьёв его волшебных
Больных теснится бледный рой:
Кто жертва чести боевой,
Кто Почечуя, кто Киприды;
Страдалец мыслит жизни нить
В волнах чудесных укрепить,
Кокетка злых годов обиды
На дне оставить, а старик
Помолодеть – хотя <б> на миг.

Питая горьки размышленья,
Среди печальной их семьи,
Онегин взором сожаленья
Глядит на дымные струи
И мыслит, грустью отуманен:
«Зачем я пулей в грудь не ранен?
Зачем не хилый я старик,
Как этот бедный откупщик?
Зачем, как тульский заседатель,
Я не лежу в параличе?
Зачем не чувствую в плече
Хоть ревматизма? – ах, Создатель!
[И я, как эти господа,
Надежду мог бы знать тогда.]

[Блажен, кто стар! Блажен, кто болен,
Блажен, чья смерть уже близка!
Но я здоров, я молод, волен,
Чего мне ждать? тоска! тоска. »
Простите, снежных гор вершины,
И вы, кубанские равнины;
Он едет к берегам иным,
Он прибыл из Тамани в Крым.]
Воображенью край священный:
С Атридом спорил там Пилад,
Там закололся Митридат,
Там пел Мицкевич вдохновенный
И, посреди прибрежных скал,
Свою Литву воспоминал.

Прекрасны вы, брега Тавриды,
Когда вас видишь с корабля
При свете утренней Киприды,
Как вас впервой увидел я;
Вы мне предстали в блеске брачном:
На небе синем и прозрачном
Сияли груды ваших гор,
Долин, деревьев, сёл узор
Разостлан был передо мною.
А там, меж хижинок татар…
Какой во мне проснулся жар!
Какой волшебною тоскою
Стеснялась пламенная грудь!
Но, муза! прошлое забудь.

Какие б чувства ни таились
Тогда во мне – теперь их нет:
Они прошли иль изменились…
Мир вам, тревоги прошлых лет!
В ту пору мне казались нужны
Пустыни, волн края жемчужны,
И моря шум, и груды скал,
И гордой девы идеал,
И безыменные страданья…
Другие дни, другие сны;
Смирились вы, моей весны
Высокопарные мечтанья,
И в поэтический бокал
Воды я много подмешал.

Иные ну;жны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи –
Да пруд под сенью ив густых,
Раздолье уток молодых;
Теперь мила мне балалайка
Да пьяный топот трепака
Перед порогом кабака.
Мой идеал теперь – хозяйка,
Мои желания – покой,
Да щей горшок, да сам большой.

Порой дождливою намедни
Я, завернув на скотный двор…
Тьфу! прозаические бредни,
Фламандской школы пёстрый сор!
Таков ли был я, расцветая?
Скажи, фонтан Бахчисарая!
Такие ль мысли мне на ум
Навёл твой бесконечный шум,
Когда безмолвно пред тобою
Зарему я воображал
Средь пышных, опустелых зал…
Спустя три года, вслед за мною,
Скитаясь в той же стороне,
Онегин вспомнил обо мне.

Я жил тогда в Одессе пыльной…
Там долго ясны небеса,
Там хлопотливо торг обильный
Свои подъемлет паруса;
Там всё Европой дышит, веет,
Всё блещет югом и пестреет
Разнообразностью живой.
Язык Италии златой
Звучит по улице весёлой,
Где ходит гордый славянин,
Француз, испанец, армянин,
И грек, и молдаван тяжёлый,
И сын египетской земли,
Корсар в отставке, Морали.

Одессу звучными стихами
Наш друг Туманский описал,
Но он пристрастными глазами
В то время на неё взирал.
Приехав, он прямым поэтом
Пошёл бродить с своим лорнетом
Один над морем – и потом
Очаровательным пером
Сады одесские прославил.
Всё хорошо, но дело в том,
Что степь нагая там кругом;
Кой-где недавний труд заставил
Младые ветви в знойный день
Давать насильственную тень.

А где, бишь, мой рассказ несвязный?
В Одессе пыльной, я сказал.
Я б мог сказать: в Одессе грязной –
И тут бы, право, не солгал.
В году недель пять-шесть Одесса,
По воле бурного Зевеса,
Потоплена, запружена,
В густой грязи погружена.
Все до;мы на аршин загрязнут,
Лишь на ходулях пешеход
По улице дерзает вброд;
Кареты, люди тонут, вязнут,
И в дрожках вол, рога склоня,
Сменяет хилого коня.

Но уж дробит каменья молот,
И скоро звонкой мостовой
Покроется спасённый город,
Как будто кованой бронёй.
Однако в сей Одессе влажной
Ещё есть недостаток важный;
Чего б вы думали? – воды.
Потребны тяжкие труды…
Что ж? это небольшое горе,
Особенно, когда вино
Без пошлины привезено.
Но солнце южное, но море…
Чего ж вам более, друзья?
Благословенные края!

Бывало, пушка зоревая
Лишь только грянет с корабля,
С крутого берега сбегая,
Уж к морю отправляюсь я.
Потом за трубкой раскалённой,
Волной солёной оживлённый,
Как мусульман в своём раю,
С восточной гущей кофе пью.
Иду гулять. Уж благосклонный
Открыт Casino; чашек звон
Там раздаётся; на балкон
Маркёр выходит полусонный
С метлой в руках, и у крыльца
Уже сошлися два купца.

Глядишь – и площадь запестрела.
Всё оживилось; здесь и там
Бегут за делом и без дела,
Однако больше по делам.
Дитя расчёта и отваги,
Идёт купец взглянуть на флаги,
Проведать, шлют ли небеса
Ему знакомы паруса.
Какие новые товары
Вступили нынче в карантин?
Пришли ли бочки жданных вин?
И что чума? и где пожары?
И нет ли голода, войны
Или подобной новизны?

Но мы, ребята без печали,
Среди заботливых купцов,
Мы только устриц ожидали
От цареградских берегов.
Что устрицы? пришли! О радость!
Летит обжорливая младость
Глотать из раковин морских
Затворниц жирных и живых,
Слегка обрызнутых лимоном.
Шум, споры – лёгкое вино
Из погребов принесено
На стол услужливым Отоном;
Часы летят, а грозный счёт
Меж тем невидимо растёт.

Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень – Орфей.
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же, вечно новый,
Он звуки льёт – они кипят,
Они текут, они горят,
Как поцелуи молодые,
Все в неге, в пламени любви,
Как зашипевшего аи
Струя и брызги золотые…
Но, господа, позволено ль
С вином равнять do-re-mi-sol?

А только ль там очарований?
А разыскательный лорнет?
А закулисные свиданья?
A prima donna? а балет?
А ложа, где, красой блистая,
Негоциантка молодая,
Самолюбива и томна;,
Толпой рабов окружена?
Она и внемлет и не внемлет
И каватине, и мольбам,
И шутке с лестью пополам…
А муж – в углу за нею дремлет,
Впросонках фора закричит,
Зевнёт и – снова захрапит.

Финал гремит; пустеет зала;
Шумя, торопится разъезд;
Толпа на площадь побежала
При блеске фонарей и звезд,
Сыны Авзонии счастливой
Слегка поют мотив игривый,
Его невольно затвердив,
А мы ревём речитатив.
Но поздно. Тихо спит Одесса;
И бездыханна и тепла
Немая ночь. Луна взошла,
Прозрачно-лёгкая завеса
Объемлет небо. Всё молчит;
Лишь море Чёрное шумит…

Итак, я жил тогда в Одессе
[Средь новоизбранных друзей,
Забыв о сумрачном повесе,
Герое повести моей.
Онегин никогда со мною
Не хвастал дружбой почтовою,
А я, счастливый человек,
Не переписывался ввек
Ни с кем. Каким же изумленьем,
Судите, был я поражён,
Когда ко мне явился он
Неприглашённым привиденьем!
Как громко ахнули друзья
И как обрадовался я!]

«Святая дружба, глас натуры!»
Взглянув друг на друга потом,
Как Цицероновы Авгуры,
Мы засмеялися тишком…
<Текли рекой у нас беседы.
Онегин без прикрас поведал,
Как был в деревню занесён,
Как Ленский в Ольгу был влюблён,
И как от ревности и сплина
Погиб восторженный поэт…
Про Таню приоткрыл секрет…
Письмо, что пылко и невинно,
Тогда явил Онегин мне,
Не мысля о его цене.>

Недолго вместе мы бродили
По берегам Эвксинских вод.
Судьбы; нас снова разлучили,
И нам назначили поход.
Онегин, очень охлажденный
И тем, что видел, насыщенный,
Пустился к невским берегам.
А я от милых Южных дам,
От <жирных> устриц черноморских,
От оперы, от тёмных лож
И, слава богу, от вельмож
Уехал в тень лесов Тригорских,
В далёкий северный уезд;
И был печален мой приезд…

О, где б Судьба не назначала
Мне безыменный уголок,
Где б ни был я, куда б ни мчала
Она смиренный мой челнок,
Где поздний мир мне б ни сулила,
Где б ни ждала меня могила,
Везде, везде в душе моей
Благословлю моих друзей.
Нет-нет! нигде не позабуду
Их милых, ласковых речей…
Вдали, один, среди людей
Воображать я вечно буду
Вас, тени прибережных ив,
Вас, мир и сон Тригорских нив

И берег Сороти отлогий,
И полосатые холмы,
И в роще скрытые дороги,
И дом, где пировали мы;
Приют, сияньем Муз одетый,
Младым Язы;ковым воспетый:
Когда из капища наук
Являлся он в наш сельский круг
И нимфу Сороти прославил,
И огласил поля кругом
Очаровательным стихом.
Но там и я свой след оставил,
Там, ветру в дар, на тёмну ель
Повесил звонкую свирель.

__
Вышла в свет уникальная расширенная версия романа «Евгений Онегин», содержащая на 67 строф больше, чем в стандартной версии, а так же комментарии и иллюстрации:

Упр 444 я видел вас холмы и нивы

Житков Борис Степанович

Эта книга - о вещах. Писал я её, имея в виду возраст от трёх до шести лет.

Читать её ребёнку надо по одной-две главы на раз. Пусть ребёнок листает книгу, пусть рассматривает, изучает рисунки.

Книжки этой должно хватить на год. Пусть читатель живёт в ней и вырастает.

Ещё раз предупреждаю: не читайте помногу! Лучше снова прочесть сначала.

КАК МЕНЯ НАЗЫВАЛИ

Я был маленький и всех спрашивал: "Почему?"

- Смотри, уже девять часов.

А я опять говорю:

- Потому что поздно.

- А почему поздно?

- Потому что девять часов.

- А почему девять часов?

И меня за это называли Почемучкой. Меня все так называли, а по-настоящему меня зовут Алёшей.

ПРО ЧТО МАМА С ПАПОЙ ГОВОРИЛИ

Вот один раз приходит папа с работы и говорит мне:

- Пускай Почемучка уйдёт из комнаты. Мне нужно тебе что-то сказать.

Мама мне говорит:

- Почемучка, уйди в кухню, поиграй там с кошкой.

- Почему с кошкой?

Но папа взял меня за руку и вывел за дверь. Я не стал плакать, потому что тогда не услышу, что папа говорит. А папа говорил вот что:

- Сегодня я получил от бабушки письмо. Она просит, чтобы ты с Алёшей приехала к ней в Москву. А оттуда он с бабушкой поедет в Киев. И там он пока будет жить. А когда мы устроимся на новом месте, ты возьмёшь его от бабушки и привезёшь.

- Я боюсь Почемучку везти - он кашляет. Вдруг по дороге совсем заболеет.

- Если он ни сегодня, ни завтра кашлять не будет, то, я думаю, можно взять.

- А если он хоть раз кашлянет, - говорит мама, - с ним нельзя ехать.

Я всё слышал и боялся, что как-нибудь кашляну. Мне очень хотелось поехать далеко-далеко.

КАК МАМА НА МЕНЯ РАССЕРДИЛАСЬ

До самого вечера я не кашлянул. И когда спать ложился, не кашлял. А утром, когда вставал, я вдруг закашлял. Мама слышала.

Я подбежал к маме и стал кричать:

- Я больше не буду! Я больше не буду!

- Чего ты орёшь? Чего ты не будешь?

Тогда я стал плакать и сказал, что я кашлять не буду.

- Почему это ты боишься кашлять? Даже плачешь?

Я сказал, что хочу ехать далеко-далеко. Мама сказала:

- Ага! Ты, значит, всё слышал, что мы с папой говорили. Фу, как нехорошо подслушивать! Такого гадкого мальчишку я всё равно не возьму.

- Почему? - сказал я.

- А потому, что гадкий. Вот и всё.

Мама ушла на кухню и стала разводить примус. И примус так шумел, что мама ничего не слыхала.

А я её всё просил:

- Возьми меня! Возьми меня!

А мама не отвечала. Теперь она рассердилась, и всё пропало!

Когда утром папа уходил, он сказал маме:

- Так, значит, я сегодня еду в город брать билеты.

- Какие билеты? Один только билет нужен.

- Ах, да, - сказал папа, - совершенно верно: один билет. Для Почемучки не надо.

Когда я это услыхал, что для меня билета не берут, я заплакал и хотел побежать за папой, но папа быстро ушёл и захлопнул дверь. Я стал стучать кулаками в дверь. А из кухни вышла наша соседка - она толстая и сердитая - и говорит:

- Это ещё что за безобразие?

Я побежал к маме. Бежал и очень плакал.

- Уходи прочь, гадкий мальчишка! Не люблю, кто подслушивает.

А вечером папа приехал из города и сразу меня спросил:

- Ну, как ты? Кашлял сегодня?

Я сказал, что "нет, ни разу".

- Всё равно - он гадкий мальчишка. Я таких не люблю.

Потом папа вынул из кармана спичечную коробку, а из коробки достал не спичку, а твёрдую бумажку. Она была коричневая, с зелёной полоской, и на ней буквы всякие.

- Вот, - сказал папа, - билет! Я на стол кладу. Спрячь, чтобы потом не искать.

Билет был всего один. Я понял, что меня не возьмут.

- Ну, так я буду кашлять. И всегда буду кашлять и никогда не перестану.

- Ну что же, отдадим тебя в больницу. Там на тебя наденут халатик и никуда пускать не будут. Там и будешь жить, пока не перестанешь кашлять.

КАК СОБИРАЛИСЬ В ДОРОГУ

А на другой день папа сказал мне:

- Ты больше никогда не будешь подслушивать?

- А потому, что коли не хотят, чтобы слышал, значит, тебе знать этого не надо. И нечего обманывать, подглядывать и подслушивать. Гадость какая!

Встал и ногой топнул. Со всей силы, наверное.

Мама прибежала, спрашивает:

А я к маме головой в юбку и закричал:

- Я не буду подслушивать!

Тут мама меня поцеловала и говорит:

- Ну, тогда мы сегодня едем. Можешь взять с собой игрушку. Выбери, какую.

- А почему один билет?

- А потому, - сказал папа, - что маленьким билета не надо. Их так возят.

Я очень обрадовался и побежал в кухню всем сказать, что я еду в Москву.

А с собой я взял мишку. Из него немножко сыпались опилки, но мама быстро его зашила и положила в чемодан.

А потом накупила яиц, колбасы, яблок и ещё две булки.

Папа вещи перевязал ремнями, потом посмотрел на часы и сказал:

- Ну, что же, пора ехать. А то пока из нашего посёлка до города доедем, а там ещё до вокзала.

С нами все соседи прощались и приговаривали:

- Ну вот, поедешь по железной дороге в вагончике. Смотри, не вывались.

И мы поехали на лошади в город.

Мы очень долго ехали, потому что с вещами. И я заснул.

Я думал, что железная дорога такая: она как улица, только внизу не земля и не камень, а такое железо, как на плите, гладкое-гладкое. И если упасть из вагона, то о железо очень больно убьёшься. Оттого и говорят, чтобы не вылетел. И вокзала я никогда не видал.

Вокзал - это просто большой дом. Наверху часы. Папа говорит, что это самые верные часы в городе. А стрелки такие большие, что - папа сказал даже птицы на них иногда садятся. Часы стеклянные, а сзади зажигают свет. Мы приехали к вокзалу вечером, а на часах всё было видно.

У вокзала три двери, большие, как ворота. И много-много людей. Все входят и выходят. И несут туда сундуки, чемоданы, и тётеньки с узлами очень торопятся.

А как только мы подъехали, какой-то дяденька в белом фартуке подбежал да вдруг как схватит наши вещи. Я хотел закричать "ой", а папа просто говорит:

- Носильщик, нам на Москву, восьмой вагон.

Носильщик взял чемодан и очень скоро пошёл прямо к двери. Мама с корзиночкой за ним даже побежала. Там, в корзиночке, у нас колбаса, яблоки, и ещё, я видел, мама конфеты положила.

Папа схватил меня на руки и стал догонять маму. А народу так много, что я потерял, где мама, где носильщик. Из дверей наверх пошли по лесенке, и вдруг большая-большая комната. Пол каменный и очень гладкий, а до потолка так ни один мальчик камнем не добросит. И всюду круглые фонари. Очень светло и очень весело. Всё очень блестит, и в зелёных бочках стоят деревья, почти до самого потолка. Они без веток, только наверху листья большие-большие и с зубчиками. А ещё там стояли красные блестящие шкафчики. Папа прямо со мной к ним пошёл, вынул из кармана деньги и в шкафчик в щёлочку запихнул деньгу, а внизу в окошечке выскочил беленький билетик.

Я только сказал:

- Это касса-автомат. Без такого билета меня к поезду не пустят вас провожать.

Папа быстро пошёл со мной, куда все шли с чемоданами и узлами. Я смотрел, где мама и где носильщик, но их нигде не было. А мы прошли в дверь, и там у папы взяли билет и сказали:

Канакина. 4 класс. Учебник №2, упр. 85, с. 40

Канакина. 4 класс. Учебник №2, упр. 85, с. 40

85. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Н. К. Рериха «Заморские гости». Она была написана в 1899 г., сейчас она находится в Государственной Третьяковской галерее. Почему картина так названа?

Картина переносит нас в глубь веков. Длинным рядом плывут расписные 3 ладьи, гружённые товаром. Гордо вздымаются на носах кораблей узорчатые головы грифонов-драконов. Борта украшены разноцветными щитами. Алые паруса пылают на фоне небесной лазури. На корме варяги в шлемах. Как вы думаете, куда направляются заморские гости?Всмотритесь в пейзаж северной природы. Какими вы видите воду, волны, стайку чаек, холмы и курганы, стены далёкого града, синеву небес? Чувствуется ли на картине радостное сияние утреннего 3 солнца?

  • Чем вас привлекла эта картина? Подготовьтесь поделиться своими впечатлениями о картине.

расписные 3 (ладьи) – прил., какие?, н. ф. — расписной, ж. р., в И. п., в ед. ч., вт. чл.

утреннего 3 (солнца) – прил., какого?, н. ф. — утренний, ср. р., в Р. п., в ед. ч., вт. чл

Н. К. Рерих всемирно известный художник, создавший более семи тысяч полотен. Он не только художник, но ещё и писатель, философ, педагог, учёный-археолог, путешественник, историк культуры. Сюжет картины «Заморские гости» возник у художника во время путешествия в город Новгород, где много веков назад проходил торговый путь скандинавских варяг (торговцев и воинов) через славянские земли в Грецию.)

Длинным рядом по реке идут расписные ладьи — заморские корабли, гружённые товаром. Ладьи ярко окрашены, борта украшены щитами, полосатые алые паруса пылают на фоне голубого неба, на носах гордо вздымаются узорчатые головы грифонов-драконов, середина ладьи покрыта расписным намётом, скрывающим гребцов в случае дождя и жары, ладьи плавно рассекают воду. Много варягов: кто сидит, кто стоит; пристально всматриваются в славянские берега или разговаривают между собой; на головах шлемы, тяжёлые, металлические, рубахи с узорами, поверх защитный жилет.) Тёмно-синяя вода, спокойная, ветер рябит воду, в воде отражаются разноцветные (красные, зелёные, синие) заморские узоры, чайки кружат над водой. Обратите внимание на пейзаж северной природы. Что видят заморские гости? Зелёные холмы, поля, синеву небес, курганы, на одном из холмов три кургана (места захоронения вождей древних народов), на другом холме град, обнесённый стеной. Художник изобразил весенний день. Чувствуется радостное сияние весеннего солнца.

Почему картина названа «Заморские гости»? Сюжет картины родился у художника во время путешествия в г. Новгород по пути «из варяг в греки». Этот древний торговый путь существовал примерно 1000 лет назад и проходил по главным дорогам того времени через реки Двину и Днепр, соединяя Балтийское море с Чёрным морем. Маршрут проходил через славянские земли, на этом пути встречались иноземцам города Великий Новгород и Киев. Эту важнейшую торговую ветвь освоили скандинавские викинги, целью которых было попасть в Константинополь - столицу Византии, крупнейший мировой торговый центр. На восточнославянских землях викингов называли варягами. Варяги были лучшими торговцами и воинами Европы того времени. Что это за заморские гости изображены художником?

План сочинения:
1. Художник Н. К. Рерих и его картина.
2. Расписные ладьи.
3. Северная природа, или Сияние весеннего дня.

Синтаксический разбор предложения в тексте

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1
    Г Вставьте

    Характеристика предложения

    По цели высказывания
    По интонации (по эмоциональной окраске)
    По количеству грамматических основ
    По количеству главных членов предложения
    По наличию второстепенных членов
    -

    О инструменте

    После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

    Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

    Какой вариант разбора выбрать?

    Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

    Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

    Пример ситаксического разбора слова

    Часть речи сверху слова

    Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

    Сочинения к варианту №6 ОГЭ-2021

    Сочинения 9.1, 9.2, 9.3 к новому сборнику ОГЭ-2021 "Типовые экзаменационные варианты" под редакцией И.П. Цыбулько.

    Начало текста

    Дело было ранней весной. Мы с Аглаей пришли на речку, чтобы полюбоваться ледоходом. Сели на брёвна и стали грызть подсолнухи.

    Дело было ранней весной. Мы с Аглаей пришли на речку, чтобы полюбоваться ледоходом. Сели на брёвна и стали грызть подсолнухи.

    Сегодня и глядеть-то не на что, — сказала Аглая. — Вот вчера такие льдины плыли — весь мост дрожал. А на одной льдине мы кошку видели.

    Бывает, что и людей уносит, не то что кошек, — ответил я. — На Днепре вот двух девчонок унесло, а пятиклассник их спас.

    Аглая покосилась на меня:

    Кто-о. Пятиклассник? Выдумываешь!

    Не веришь? Почитай вчерашнюю газету.

    Я передал Аглае скомканный листок. Шепча себе под нос, она прочла заметку и принялась разглядывать портрет.

    Жил себе мальчишка как мальчишка, никто на него и внимания не обращал, и вдруг — на всю страну прославился. Вот бы нам кого-нибудь спасти! И чтобы наши портреты тоже напечатали, — продолжала Аглая. — Мы бы с тобой шли по улице, а нас бы все узнавали. Во было бы! А в школе. Вот бы ребята на нас глаза таращили!

    Я молча кивнул. Аглая вскочила на ноги.

    Лёшк! Видишь льдину? Её чуток от бревна отпихнуть, она и поплывёт.

    Ну и что? — спросил я.

    Неужели не понял? Ты стань на эту льдину, а я буду гулять по берегу, будто тебя не замечаю. А потом ты вон тем шестом оттолкнись и кричи: «Спасите!» Только громче кричи, чтобы люди с моста услышали. Они побегут тебя спасать, а я первая брошусь в речку, и ты тоже бросайся, и я тебя вытащу. И получится, вроде я тебя спасла.

    Я даже отодвинулся от этой сумасшедшей и молча замотал головой.

    Во! Струсил уже! — воскликнула Аглая.

    Вовсе я не струсил, а просто. я не хочу лезть в холодную воду.

    Я почувствовал, что, если я откажусь, Аглая в самом деле примет меня за труса. С большой неохотой я согласился. Вздохнул и сошёл с бревна.
    Толкайся! — послышалось с берега.

    Я оттолкнулся от сваи и увидел, как берег, дощатый забор на невысоком косогорчике и стоящая у забора Аглая поплыли влево.
    Маши руками! Кричи! — скомандовала Аглая.

    Я помахал немножко руками и сказал «спасите» так тихо, что сам себя не услышал.

    Э-эй! На помощь! — крикнула что было сил Аглая и понеслась с косогора к брошенному мной шесту. Скачок, другой, третий. Шлёп! Ноги Аглаи увязли, и она растянулась в грязи.

    Тут я увидел, что пологий берег кончился. Теперь в трёх метрах от меня тянулся невысокий глинистый обрыв. Вплотную к обрыву бежала тёмно-бурая вода, бежала быстро, закручиваясь водоворотиками.

    Аглая появилась над краем обрыва. Сначала она бежала вровень со мной, потом обогнала льдину, остановилась и опустила с обрыва шест.
    Прыгай! Тут близко!

    Я молча проехал мимо. Аглая рванулась и побежала так быстро, что конец шеста, который она волочила, запрыгал по бурой траве.

    Я увидел её метров за десять впереди. Она сидела на берегу, свесив ноги. Льдина почти поравнялась с ней. Аглая, как была — в сапожках и в пальто, скользнула с обрыва. Конец шеста заскрёб по краю моей льдины.

    Я увидел голову девчонки в воде под кустом, увидел её красную руку с побелевшими косточками.

    Прыгай! Прыгай! — снова закричала она, но прыгать уже было не нужно: подтянутая шестом льдина причалила к берегу по другую сторону куста, да так удачно, что рядом с ней на обрыве оказался выступ.

    Я перешагнул на него и даже ног не замочил. Как я выбрался наверх, как вскарабкалась туда Аглая, я не запомнил. Я только помню, как она предстала передо мной в потемневшем от воды коричневом пальто, с забрызганным лицом. Нижняя челюсть у неё дрожала крупной дрожью.
    Смотри никому не болтай, слышишь? Скажи, что я нечаянно в воду упала: стала на льдину, поскользнулась и упала.

    Я молчал о своей поездке на льдине, молчала об этом и Аглая. 0 славе она больше не вспоминала.

    (По Ю. В. Сотнику*)
    * Сотник Юрий Вячеславович (1914—1997) — писатель, автор книг для подростков.

    9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Юлия Абрамовича Бельчикова: «Разговорным словам свойственная известная свобода, непринуждённость выражения мысли, эмоций».

    Ю.А. Бельчиков считает, что с помощью разговорной лексики создаётся непринуждённая атмосфера. Действительно, мы употребляем подобные выражения в кругу друзей и хороших знакомых.

    В предложении 22 используется разговорное слово «таращить». Аглая беседует с приятелем, поэтому не чувствует напряжения и открыто говорит о переполняющих её эмоциях.

    В предложении 73 Аглая употребляет ещё одно экспрессивно окрашенное слово «не болтай». Тем самым она подчёркивает, что стыдится собственного поступка.

    Таким образом, зачастую люди, хорошо знающие друг друга, используют разговорную лексику. Их не интересует правильность речи, гораздо важнее – передать содержание. К тому же в неофициальной обстановке собеседники стремятся выразить свою мысль как можно короче.

    9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Я молчал о своей поездке на льдине, молчала об этом и Аглая. О славе она больше не вспоминала».

    Смысл финала текста я понимаю так: когда стремление к славе переходит в тщеславие, это мешает развитию личности. Аглая осознаёт, что совершает ошибку, стремясь прославиться во что бы то ни стало. Она выбирает неправильный способ и чувствует стыд.

    Главной героине хочется увидеть свой портрет в газете, и она мечтает о том, чтобы её узнавали на улице (предложения 16-22). Совершенно очевидно, что девочка просто желает славы, поэтому не готова совершать бескорыстные поступки.

    Чтобы прославиться, Аглая предлагает рассказчику броситься в речку и сделать вид, что он тонет. Девочка даже не задумывается о том, что кто-нибудь из них может пострадать. Тщеславные люди считают, что для достижения цели хороши любые средства.

    Таким образом, жажда славы и признания может привести к негативным и даже трагическим последствиям.

    9.3. Как вы понимаете значение слова СЛАВА?

    Слава – это всеобщее уважение и признание достоинств личности. Чтобы этого добиться, нужно совершить что-нибудь выдающееся.

    Иногда непреодолимая жажда славы делает человека тщеславным, а это уже серьёзный недостаток. Например, в тексте Ю.В. Сотника главная героиня позавидовала успеху пятиклассника, спасшего двух девочек. Аглая тоже хочет стать знаменитой, поэтому совершает легкомысленный поступок, бросаясь с обрыва в воду. В какой-то момент девочка понимает, что действительно могла утонуть, и чувствует стыд (предложения 75-76).

    Однако есть люди, которые не стремятся прославиться и всё равно завоёвывают авторитет в обществе. Б.Л. Пастернак в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво»

    пишет: «Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех». Его лирический герой – творец, не пытающийся возвыситься над другими; он «привлекает к себе любовь пространства» искренностью, увлечённостью своим делом.

    Таким образом, прославиться можно разными способами. Однако гораздо приятнее осознавать, что ты на самом деле заслуживаешь уважения и признания.

    Читайте также: