Установка картера маховика камаз 740

Обновлено: 04.07.2024

Установка картера маховика камаз 740

СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ КамАЗ-740

Трудоемкость — 640,0 чел. мин
96. Установить блок цилиндров на стенд и проверить герметичность масляных каналов блока цилиндров. Нарушение герметичности не допускается.

(Стенд для проверки герметичности, кран-балка, подвеска).

97. Установить блок цилиндров на стенд для разборки-сборки двигателя в горизонтальное положение. (Стенд для разборки-сборки двигателя, кран-башка, подвеска).

98. Продуть тщательно все внутренние полости блока цилиндров сжатым воздухом. (Пистолет для обдува деталей сжатым воздухом С-417).

99. Смазать нижние 26 (Рис. 1) и верхние 25 уплотнительные кольца гильз цилиндров моторным маслом М10Г2К ГОСТ 8581-78. (Емкость, кисть).

100. Установить нижние уплотнительные кольца 26 гильз в блок цилиндров.

101. Надеть верхние уплотнительные кольца 25 на гильзы 24 цилиндров, установить гильзы в блок цилиндров и запрессовать их. Перед установкой гильз, заходные фаски гильз и блока цилиндров смазать моторным маслом М10Г2К ГОСТ 8581-78. (Приспособление для установки гильз, емкость для масла, кисть).

102. Установить блок цилиндров на стенд для проверки герметичности и проверить герметичность водяной рубашки блока цилиндров. Нарушение герметичности не допускается. (Стейд, кран-балка, подвеска).

103. Установить блок цилиндров на стенд для разборки-сборки в вертикальное положение. (Стенд, кран-балка, подвеска).

104. Установить направляющие 31 (Рис. 15) толкателей на блок цилиндров, завернуть болты крепления со стопорными шайбами и уплотнительными кольцами и загнуть усы стопорных шайб. Величина момента затяжки болтов 85—95 Н. м (8,5—9,5 кгс. м). (Головка сменная 19 мм, ключ с п. к., рукоятка динамометрическая мод. 131 М).

105. Смазать толкатели 2 маслом и установить их в направляющие 3 толкателей. Применять масло М10Г2К ГОСТ 8581—78. (Емкость, кисть).

106. Смазать опорные шейки распределительного вала 1 маслом и установить распределительный вал 1 в сборе в блок цилиндров. Применять масло М10Г2К ГОСТ 8581-78. (Емкость, кисть).

107. Установить на вал корпус 15 подшипника, завернуть болты 18 крепления с замковыми шайбами 19 корпуса подшипника распределительного вала и отогнуть усы замковых шайб 19 на грани головок болтов.

Болты крепления затянуть крутящим моментом 25 Н. м (2,5 кгс. м).

(головка сменная 17 мм, ключ с п. к., рукоятка динамометрическая мод. 131 М, молоток, зубило).

108. Отвернуть болты 40 (Рис. 1) крепления с шайбами крышек 39 и 36 коренных подшипников коленчатого вала. (Головка сменная 24 мм, ключ с п. к.).

109. Отвернуть стяжные болты 37 и 41 блока цилиндров и снять крышки 36 и 39 коренных подшипников 43 блока цилиндров и уложить их по порядку на верстак. (Верстак слесарный, головка сменная 19 мм, ключ с п. к., съемник).

110. Подобрать вкладыши коренных подшипников. Вкладыши коренных подшипников выбирать согласно таблицы 1. Обозначение вкладышей наносится на тыльной стороне вкладыша.


111. Проверить вкладыши, постели блока, установить последовательно верхние вкладыши коренный подшипников в постели блока цилиндров и нижние вкладыши коренных подшипников в крышки. При установке вкладышей необходимо совместить выточки во вкладыше с выточками соответственно в постели блока и в крышке. (Салфетка).

112. Смазать вкладыши коренных подшипников маслом. Применять масло М10Г2К ГОСТ 8581-78. (Емкость, кисть).

113. Установить в блок цилиндров коленчатый вал в сборе. (Кран-балка, подвеска).

114. Установить нижние и верхние полукольца упорного подшипника коленчатого вала (Рис. 21) и проверить осевой зазор в упорном подшипнике. Канавки А на полукольцах должны прилегать к упорным торцам вала.

Нижние полукольцо устанавливать одновременно с крышкой заднего коренного подшипника. Выступы на нижних полукольцах 14 (Рис. 12) при установке крышки 15 необходимо совместить с выточками в крышке 15.

115. Установить крышки коренных подшипников с вкладышами, совместив крышки с перегородками блока по порядковым номерам, выбитым на нижней поверхности крышек (отсчет перегородок блока, вести начиная с переднего торца двигателя).

116. Завернуть и затянуть болты 40 крепления крышек в два приема: первый с величиной момента затяжки 96—120 Н. м (9.6—12,0 кгс. м) второй 210—235 Н. м (21,0—23,5 кгс. м). Болты заворачивать сначала со стороны Правого ряда цилиндров, а затем со стороны левого ряда цилиндров. (Головка сменная 24 ^м, удлинитель, ключ с соединительным квадратом, ключ динамометрический ПИМ-1754).

117. Замерить осевой зазор коленчатого вала. Он должен, быть в пределах 0,100—0,195 мм. При необходимости осевой зазор отрегулировать установкой полуколец упорного подшипника другой толщины. (Набор щупов № 2).

118. установить завернуть и затянуть стяжные болты 37 и 41 с шайбами блока цилиндров. Болты затягивать с величиной момента затяжки 82—92 Н. м (8,2—9,2 кгс. м). (Головка сменная 19 мм, ключ с присоединительным квадратом, рукоятка динамометрическая мод. 131 М).

119. Проверить легкость вращения коленчатого вала. Коленчатый вал должен свободно поворачиваться от руки.

120. Установить ось 16 (Рис. 2) ведущей шестерни привода распределительного вала на блок цилиндров, завернуть болты 18 крепления с замковыми шайбами 17 оси и загнуть усы замковых шайб на грани головок болтов. Величина момента затяжки болтов 50—60 Н. м (5—6 кгс. м).

(Головка сменная 17 мм, ключ с п. к., рукоятка динамометрическая мод. 131 М, зубило, молоток).

121. Установить на ось ведущую шестерню 21 привода распределительного вала в сборе с промежуточной шестерней 2 привода распределительного вала. Шестерню установить так, чтобы метки «О» на промежуточной шестерне 2 привода распределительного вала и на распределительной шестерне 24 коленчатого вала совпала. Также должны совпасть риски на ведущей шестерне 21 привода распределительного вала и на шестерне 27 распределительного вала. (Оправка, молоток).

122. Проверить окружной зазор в зацеплении шестерен 2, 24, 21 и 27.

Зазор проверять не менее, чем в трех точках. Зазор должен быть 0,1—0,3 мм (Набор щупов V № 2).

123. Завернуть болт 1 крепления с замковой 25 и упорной 26 шайбами ведущей шестерни 2 привода t распределительного вала и загнуть усы замковой шайбы 25 на грани головки болта. Величина момента затяжки болта крепления 90—100 Н. м (9—10 кгс. м). (Головка сменная 19 мм, ключ с j п. к., рукоятка динамометрическая мод. 131 М, зубило, молоток).

124. Повернуть коленчатой вал так, чтобы шатунная шейка 1-го цилиндра находилась в верхнем I положении. (Рычаг для поворота коленчатого вала).

125. Заменить расстояние А (Рис. 22) от образующей шатунной шейки 1 в верхнем ее положении до торца уплотнительного выступа гильзы 2 при вертикальном положении гильзы. Замеряемое расстояние — это превышение над размером 260,13 мм. (Приспособление для замера).

126. Нанести на не рабочем выступе торца гильзы номер цилиндра и индекс варианта поршня на стороне, обращенной к вентилятору в соответствии с таблицей 2. На поршне индекс выбивать на днище поршня. Старая маркировка на гильзе и на поршне должна быть удалена или забита. (Молоток, набор клейм). В запасные части для ТО и ТР поступают поршни только группы 10, которые можно устанавливать в любую группу гильз.


129. Смазать вкладыши 12 (Рис. 10) шатунных подшипников и установить их в крышки 10 шатунов и в нижние головки шатунов. Смазать маслом М10Г2К ГОСТ 8581-78. Выступы на вкладышах должны совпасть с выточками на крышке и на шатуне. (Емкость с маслом, кисть).

130. Повернуть коленвал для установки первой шатунной шейки в нижнее положение. (Рычаг).

131. Развести замки поршневых колец поршня с шатуном и кольцами в сборе первого цилиндра на 180° относительно друг друга и установить поршень с шатуном и кольцами в сборе в соответствующий цилиндр с помощью оправки. Индекс поршня должен быть одинаковым с индексом гильзы. Поршни с индексом 10 можно устанавливать в любые гильзы. При установке поршней выточки под клапаны на днище поршня сместить в сторону развала блока цилиндров. (Оправка для установки поршня, деревянный молоток).

132. Установить крышку 10 шатуна на соответствующий шатун и предварительно закрепить болтами 9 с гайками 11 с величиной момента затяжки 29—31 Н. м (2,9—3,1 кгс. м). Клейма спаренности из цифр на шатуне и на его крышке должны быть одинаковыми. Канавка на шатуне должна совпасть при установке с замковым усом на крышке шатуна. (Головка сменная 19 мм, ключ с п. к., удлинитель, рукоятка динамометрическая мод. 131 М).

133. Повторить работы 130—132 для последовательной установки поршней с шатунами и кольцами в сборе в 8, 2, 7, 3, 4, 5 и 6 цилиндры.

134. Повернуть коленчатый вал так, чтобы первая шатунная шейка оказалась в нижнем положении. Отсчет нумерации вести от передней части блока цилиндров. (Рычаг).

135. Произвести окончательную затяжку гаек шатунных болтов первой шатунной шейки. Затяжку гаек производить до удлинения шатунных болтов 0,25—0,27 мм. Гайки шатунных болтов М 13 х 1,25 изготавливаемых с июля 1985 г. затягивать с величиной момента затяжки 120—130 Н. м (12—13 кгс. м). (Головка сменная 19 мм, ключ с п. к., приспособление для контроля удлинения, рукоятка динамометрическая мод. 131 М).

136. Проверить зазор между торцами нижней головки шатуна и щеками коленчатого вала. Зазор должен быть не менее 0,15 мм. (Набор щупов № 2).

137. Повернуть блок цилиндров в горизонтальное положение. (Стенд).

138. Смазать прокладку 1 (Рис. 9) картера маховика, установить прокладку 1, с помощью оправки (Рис. 23) картер 2 (Рис. 9) маховика на блок цилиндров, совместить отверстия в картере, прокладке и блоке, установить в совмещенные отверстия болты 7 и 9 крепления с пружинными 6 и 10 и плоскими 5 и 11 шайбами и завернуть их. Применять смазку 1—13 ГОСТ 1631-61 или ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74. Величина момента затяжки болтов крепления картера маховика 90—110 Н. м (9—11 кгс. м). (Емкость, кисть, оправка, головка сменная 17 мм и 19 мм, ключ с п. к., рукоятка динамометрическая мод. 131 М).

139. Установить на двигатель М&хрвик 8 (Рис. 7) в сборе и совместить отверстия под болты крепления маховика. Маховик устанавливать таким образом, чтобы установочный штифт на коленчатом валу вошел в отверстие в маховике. (Кран-балка, подвеска для снятия — установки маховика).

140. Установить и завернуть болты 11 крепления с замковыми пластинами 12 маховика и загнуть

141. Проверить биение торца маховика относительно оси коленчатого вала. Величина биения должна быть не более 0,25 мм. Биение замерять на максимальном диаметре. (Приспособление с индикатором мод. ПРИ-1П).

142. Установить вал привода гидромуфты.

143. Смазать прокладку передней крышки блока. Применять смазку 1-^13 ГОСТ 1631-61 или ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74. (Емкость, кисть).

14’4. Установить прокладку 44 (Рис. 1) и гидромуфту привода вентилятора с передней крышкой блока 6 в сборе на передний торец блока цилиндров и завернуть болты 3,49 и 50 крепления с пружинными 4 и 48 и плоскими шайбами 5 и 47. Величина моментов затяжки болтов крепления М10 50—62 Н. м (5,0—6,2 кгс. м), а болтов М12 90—110 Н. м (9,0—11,0 кгс. м). (Кран-балка, подвеска, головки сменные 17 и 19 мм, ключ с п. к., рукоятка динамометрическая мод. 131 М).

145. Установить штанги толкателей в сборе первого цилиндра в толкатели штанг.

146. Установить прокладку 2 (Рис. 24) головки блока цилиндров и уплонительную прокладку 4, Материал прокладки уплотнительной: резина.


147. Установить головку 31 блока (Рис. 4) цилиндров с клапанами 1 и 20 в сборе на блок цилиндров и завернуть болты 13 крепления с шайбами.

Перед заворачиванием резьбу болтов крепления головки цилиндров смазать тонким слоем графитовой смазки. Перед установкой головки блока необходимо вывернуть на несколько оборотов регулировочные винты коромысел. Болты крепления головки блока цилиндров затягивать по схеме (Рис. 25). Величина момента затяжки болтов 40—50 Н. м (4—5 кгс. м). (Головка сменная 19 мм, ключ с п. к., рукоятка динамометрическая мод. 131 М, емкость с графитной смазкой (УСсА) ГОСТ 3333-80, кисть).

148. Повторить работы 145—147 для каждого цилиндра блока цилиндров.

1.49. Затянуть окончательно болты крепления головок цилиндров в два приема. Порядок затяжки болтов крепления см. рис. 25. Величина момента затяжки болтов крепления для 1 приема 120—150 Н. м (12—15 кгс. м); для 11 приема 160—180 Н. м (16—18 кгс. м). (Головка сменная 19 мм, ключ динамометрический мод. ПИМ-1754).

150. Повернуть коленчатый вал так, чтобы шток фиксатора маховика вошел в паз маховика, а метка — «0» шестерни 27 (Рис. 2) распределительного вала находилась в верхнем положении. (Рычаг).

151. Установить ведомую шестерню 12 привода ТНВД в сборе с валом 9 на двигатель. Ведомую шестерню 12 устанавливать так, ч+обы метка — «0» ведомой шестерни 12 совпала с аналогичной меткой шестерни 27 распределительного вала.

152. Установить прокладку 7, корпус 6 заднего подшипника в сборе с манжетой 5 и завернуть болты 3 крепления с пружинными шайбами 4. Величина момента затяжки болтов 45—50 Н. м (4,5—5,0 кгс. м). (Головка сменная 17 мм, ключ с п. к., рукоятка динамометрическая мод. 131 М, молоток)

153. Вывести фиксатор из паза маховика и повернуть коленчатый вал на 60° по ходу вращения, установив его тем самым в положение 1 (см. таблицу 4). Поворот маховика на угловое расстояние между двумя соседними отверстиями на выступах, соответствует повороту коленчатого вала на 30°. (Рычаг).

Углы поворота коленчатого вала при регулировке тепловых зазоров

154. Отрегулировать зазоры в клапанных механизмах первого и пятого цилиндров. Величина зазоров: для впускного клапана 0,25—0,30 мм для выпускного клапана 0,35—0,40 мм. Величина момента затяжки гаек регулировочных винтов 34—42 Н. м (3,4—4,2 кгс. м).

Регулировку тепловых зазоров производить в следующем порядке:

— проверить момент затяжки гаек крепления стоек коромысел регулируемых цилиндров, при необходимости подтянуть;

— проверить щупом зазор между носками коромысел 5 (Рис. 26) и стержней клапанов 1-го и 5-го цилиндров. Щуп толщиной 0,3 мм для впускного и 0,4 мм для выпускного клапанов должен входить с усилием (передние клапаны первого ряда цилиндров — впускные, левого ряда — выпускные);

— установить приспособление для регулировки зазоров при необходимости регулировки, ослабить гайку 3 винта, установить в зазор щуп и вращая винт 4 отверткой 2, установить требуемый зазор. Придерживая винт 4 отверткой 2, затянуть гайку 3 ключом 1 и проверить величину зазоров.

(Приспособление для регулировки тепловых зазоров, набор щупов № 2, головка сменная 13 мм, рукоятка динамометрическая мод. 131 М).

155. Повернуть коленчатый вал на 180° по ходу вращения в положение 11. (Рычаг).

156. Отрегулировать зазоры в клапанных механизмах второго и четвертого цилиндров. Величина зазора для впускного клапана 0,25—0,30 мм, для выпускного клапана 0,35—0,40 мм. Величина момента затяжки гаек регулировочных винтов 34—42 Н. м (3,4—4,2 кгс. м). (Набор щупов № 2, головка сменная 13 мм, рукоятка динамометрическая мод. 131 М, приспособление для регулировки зазоров).

157. Повторить работы 155—156 для клапанных механизмов шестого и третьего цилиндров и седьмого и восьмого цилиндров соответственно.

158. Установить прокладку 27 (Рис. 4), крышку 12 головки первого цилиндра и завернуть болт 9 крепления с плоскими шайбами 10 и 11. Момент затяжки болта 17—22 Н. м (1,7—2,2 кгс. м). (Головкасменная 13 мм, ключ с п. к., рукоятка динамометрическая мод. 131 М).

159. Повторить работу 158 для оставшихся семи крышек головок цилиндра.

160. Надеть на передний рым-болт 16 (Рис. 1) регулировочные шайбы 15 и завернуть рым-болт в блок цилиндров. Регулировочных шайб должно быть не более четырех. Болт навернуть относительно продольной оси двигателя на 15°. (Вставка специальная).

161. Повернуть двигатель картерной частью вверх. (Стенд).

162. Установить прокладку 12 (Рис. 27) переднего фланца трубки 13 клапана системы смазки, масляный насос 4 в сборе с трубками, завернуть болты 6 и 7 крепления с замковыми шайбами масляного насоса и болта 20 кронштейна всасывающей трубки к блоку цилиндров и загнуть усы замковых шайб на грани болтов. Момент затяжки болтов крепления 50—60 Н. м (5,0—^6,0 кгс. м). На двигателях с № 163856 произведена замена замковых шайб на пружинные 7 (крепления масляного насоса) и плоские 19 (крепление кронштейна). (Головкасменная 17 мм, ключ с п. к., рукоятка динамометрическая мод. 131 М, молоток, зубило).

164. Наклеить прокладку 12 (Рис. 28) поддона на блок цилиндра, смазав ее поверхность тонким слоем смазки или пасты уплотнителя. Применять смазку Литол-24 ГОСТ 21150-75 или пасту «Герметик» ТУ 6-10-1796-71 или УН-25 ТУ МХП 3336-52. Материал прокладки: резина. (Емкость, лопатка деревянная).

165. Проверить тщательно чистоту внутренних поверхностей двигателя, установить поддон 3 и завернуть болты 20 крепления и гайки 1 с пружинными шайбами 2 и 19. (Пневмогайковерт мод.

ИП-3113, головка сменная 13 мм).

166. Повернуть двигатель на стенде головками блока цилиндров вверх. (Стенд).

Ремонт двигателя (часть первая)

До истечения гарантийного срока не разбирайте двигатель (не снимайте головки цилиндров, масляный картер, не нарушайте пломбы топливного насоса высокого давления и не разбирайте его), в противном случае утрачивается право на гарантийный ремонт двигателя. При необходимости допускается заменять топливопроводы высокого и низкого давления, шланги, фильтры очистки масла, топлива и воздуха, водяной насос, вентилятор, выключатель гидромуфты, внешние крепежные детали, впускные воздухопроводы и выпускные коллекторы, водосборные трубы, форсунки, штанги толкателей, турбокомпрессоры;

Для разборки рекомендуется использовать поворотный стенд Р-770, на котором двигатель имеет возможность поворачиваться вокруг вертикальной и горизонтальной оси.

Перед установкой двигателя на стенд снимите масляный фильтр с теплообменником, вентилятор, выпускные коллекторы, кронштейны передних опор, стартер;

трущиеся поверхности деталей, кроме оговоренных особо, при сборке смазывайте моторным маслом;

при креплении деталей посредством резьбовых соединений, кроме указанных в тексте особо, обеспечьте момент затяжки согласно приложению 9;

неметаллические прокладки для удобства сборки, при необходимости, ставьте с нанесением на одну из сопрягаемых деталей консистентной смазки. Следите, чтобы прокладки равномерно прилегали к сопрягаемым поверхностям, были плотно зажаты и не выступали за контур сопряженных поверхностей;

при установке резиновые уплотнительные кольца и заходные фаски сопрягаемых деталей смазывайте консистентной смазкой;

не подгибайте шпильки при надевании на них деталей.

Рекомендации по снятию, установке и дефектовке деталей и узлов двигателя.

Для снятия шестерни привода топливного насоса в сборе с валом:

-выверните четыре болта крепления компрессора и снимите компрессор;

-выверните три болта крепления насоса гидроусилителя руля и снимите насос;

-ослабьте затяжку стяжного болта 10 (рис. Установка угла опережения впрыскивания топлива двигателя 740.13-260) или 6 (рис. Установка угла опережения впрыскивания топлива двигателей 740.11-240 и 740.14-300).

-снимите корпус заднего подшипника в сборе с манжетой;

-снимите шестерню привода топливного насоса высокого давления в сборе с валом (рис. Снятие шестерни привода ТНВД в сборе с вапом ).

При сборке совместите метки на торцах шестерни привода и шестерни распределительного вала.


Снятие шестерни привода ТНВД в сборе с валом

Для снятия гильзы цилиндра съемником 801.05.000 (рис. Снятие гильзы цилиндров съемником ) сложите захват вдоль винта 1 и в таком виде вставьте его внутрь гильзы.

Зацепив захват за нижний торец гильзы 5, установите его перпендикулярно винту, после этого установите опоры 4 в отверстие на привалочной плоскости блока и, вращая рукоятку 2, выверните винт до полного снятия гильзы.


Снятие гильзы цилиндров съемником: 1 - винт; 2 - рукоятка; 3 - корпус; 4 - опора; 5 - гильза; 6 - захват.

Для снятия картера маховика:

-снимите компрессор (см. выше);

-снимите насос гидроусилителя руля (см. выше);

-выверните три болта и снимите рым задний;

-снимите скобы крепления трубки отвода топлива от форсунок;

-выверните болт крепления масляного щупа;

-выверните болты крепления маховика и монтажными болтами с резьбой М8 (рис. Снятие маховика монтажными болтами );


Снятие маховика монтажными болтами

-выверните болты крепления картера маховика, снимите картер.

При установке картера маховика, для предохранения манжеты уплотнения хвостовика коленчатого вала, используйте оправку (рис. Оправка манжеты для установки картера маховика) : при этом манжету обильно смажьте моторным маслом.


Оправка манжеты для установки картера маховика

Для ремонта коленчатого вала, блока и шатуна предусмотрено семь ремонтных размеров вкладышей (см. приложения 1 и 2). Обозначение вкладышей нанесено на его тыльной стороне.

Для снятия и разборки шатунно-поришевой группы:

-снимите головку цилиндра (см. «Механизм газораспределения»);

-удалите нагар с верхнего пояса гильзы;

-снимите крышку нижней головки шатуна съемником (рис . Снятие съемником нижн е й головки шатуна );

-извлеките поршень в сборе с шатуном из цилиндра;

-снимите поршневые кольца приспособлением (рис. Снятие поршневых колец съемником И801.08.000);

-выньте стопорные кольца из бобышек поршня щипцами И801.23.000;

-нагрейте поршень в масляной ванне до температуры 80 - 100°С;

-выньте поршневой палец.

При сборке и установке шатунно-поришевой группы:

-компрессионные кольца устанавливайте конической поверхностью (с клеймом ВЕРХ) к днищу поршня, на двигателях 740.13-260 и 740.14-300 верхнее кольцо устанавливается так, чтобы внутренняя выборка была расположена со стороны днища;

-маслосъемные кольца устанавливайте так: сначала встаньте в канавку пружинный расширитель, затем наденьте маслосъемное кольцо таким образом, чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца; смежные кольца направьте замками в противоположные стороны;


Снятие съемником нижнем головки шатуна


Снятие поршневых колец съемником И801.08.000: 1 - поршень; 2 - кольцо; 3 - съемник

-поршень и шатун при сборке устанавливайте так, чтобы выточки А под клапаны в днище поршня и паз В в шатуне под замковый ус вкладыша были на одной стороне (см. рис. Установка поршня с шатуном и кольцами в сборе в гильзу цилиндров ):

-не запрессовывайте палец в холодный поршень;

-при установке поршня в цилиндр предварительно вставьте его в обойму И801.00.000 (см рис. Установка поршня с шатуном и кольцами в сборе в гильзу цилиндров );

-индекс, выбитый на днище поршня, должен быть одинаковым с индексом, выбитым на торце гильзы, если не было замены поршня. Выточки под клапаны на днище поршня смести те в сторону развала блока цилиндров. Клейма спаренности из цифр на шатуне и крышке шатуна должны быть одинаковыми.


Установка поршня с шатуном и кольцами в сборе в гильзу цилиндров: 1 - поршень; 2 - обойма И801.00.01; 3 - гильза цилиндра

Для снятия коленчатого вала демонтируйте:

-шатунно-поршневую группу (см. выше);

-переднюю крышку блока с гидромуфтой в сборе;

-масляный насос с маслозаборником в сборе;

-крышки коренных опор;

-снимите коленчатый вал подъемником или талями, зацепив латунными крюками за первую и четвертую шатунные шейки.

При установке коленчатого вала на двигатель: совместите метки на шестернях привода агрегатов;

-обеспечьте соответствие размеров вкладышей размерам шеек вала;

-установите полукольца упорного подшипника так, чтобы стороны с канавками прилегали к упорным торцам вала (см. рис. Установка полуколец упорного подшипника коленчатого вала );

-проследите за совпадением номеров крышек коренных подшипников с порядковыми номерами опор на блоке цилиндров (см. рис. Установка крышек коренных опор )

-номера начинаются от переднего торца;

-болты крепления крышек коренных подшипников и стяжные болты блока затягивайте в такой последовательности:

1 Очистите от грязи резьбу в отверстиях блока и на болтах, смажьте моторным маслом резьбу на болтах, избыток масла удалите.

2. Установите по посадочным поверхностям плотно, без перекоса крышки коренных подшипников.

3. Вверните с установкой шайб 16x3 болты M16 крепления крышек, обеспечив предварительный момент затяжки 95-120 Н.м (9,6 - 12 кгс.м).


Установка полуколец упорного подшипника коленчатого вала: 1 - полукольцо; А - канавка.

4. Затяните окончательно болты крепления крышек, обеспечив момент затяжки 275-295 Н.м (28 - 30 кгс.м)

5. Вверните и затяните стяжные болты блока, обеспечив момент затяжки 147-167 Н.м (15-17 кгс.м). При затяжке болтов динамометрическим ключом сопротивление должно нарастать плавно, без рывков. Момент отсчитывайте при движении ключа. По окончании затяжки коленчатый вал должен свободно проворачиваться от усилия руки, приложенного к установочным штифтам маховика, осевой зазор в упорном подшипнике должен быть не менее 0,05 мм.


Установка крышек коренных опор: 1 - порядковый номер на крышке коренной опоры

Примечание: В переходный период освоения выпуска в составе двигателя может быть использован блок цилиндров с привертными направляющими толкателей, с втулками распределительного вала увеличенной размерности, без увеличенных маслоканалов, с моментами затяжки болтов крепления крышек коронных подшипников:

-предварительная затяжка - 95-120 Н.м (9,6-12 кгс.м);

-окончательная затяжка - 206-230 Н.м (21-23.5 кгс.м);

-стяжные болты затягиваются моментом 81-91 Н.м (8.2-9.2 кгс.м).

Для разборки и сборки коленчатого вала:

снимите передний и задний противовесы, а также ведущую шестерню коленчатого вала и шестерню привода масляного насоса съемником И801.01.000. Для снятия шестерни коленчатого вала и заднего противовеса лапы захватов 1 (см. рис. Сн ятне шестерни и заднего противовеса коленчатого вала съемником ) заведите за край шестерни противовеса и зафиксируйте стопорами 5. Винт 3 через наконечник 2 уприте в торец коленчатого вала и, вращая рукоятку 6, вверните винт 3 в траверсу 4 до полного снятия шестерни.


Для снятия шестерни привода масляного насоса и переднего противовеса коленчатого вала (рис. Снятие шестерни и заднего противовеса коленвала. ) на наконечник 3 установите наконечник 2 и снимите шестерню аналогично снятию шестерни коленчатого вала;


Снятия шестерни привода масляного насоса и переднего противовеса коленчатого вала: 1 - захват; 2 - наконечник; 3 - винт; 4 - траверса; 5 - стопор: 6 - рукоятка.

-перед сборкой очистите маслоподводящие отверстия от отложений;

-промойте вал и продуйте каналы сжатым воздухом;

Примечание: при применении нового коленчатого вала необходимо вывернуть ввертыш, промыть вал, продуть каналы сжатым воздухом.

Сборку коленчатого вала производите в обратной последовательности, перед напрессовкой на коленчатый вал передний противовес, шестерню привода масляного насоса, задний противовес и ведущую шестерню коленчатого вала нагревайте до температуры 105 °С.

РАЗМЕРЫ ДЕТАЛЕЙ, мм


Для снятия головки цилиндра при замене, а также устранения неисправностей клапанного механизма и цилиндро-поршневой группы:

-слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя:

-выверните болты крепления выпускного коллектора и снимите коллектор;

-выверните из снимаемой головки болты крепления впускного воздухопровода и водосборной трубы,

-ослабьте крепления этих же болтов на других головках с целью получения необходимого зазора для снятия *;

* Для снятия головок цилиндров правого ряда предварительно снимите с двигателя компрессор.

-снимите соединительный патрубок впускных воздухопроводов;

-отсоедините от головки все трубопроводы и защитите их полости от попадания пыли и грязи;

-снимите форсунку, предохраняя распылитель от ударов и засорения отверстий, крышку головки цилиндра, стойки вместе с коромыслами и штанги;

-ослабьте болты крепления головки цилиндра, соблюдая ту же последовательность, что и при затяжке (рис. Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндра ), затем выверните их;

-снимите головку цилиндра с двигателя.


Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндра

При установке головки цилиндра обратите внимание на правильность монтажа прокладок. Болты крепления головки цилиндра затяните в три приема в последовательности, указанной на рис. Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндра . После затяжки болтов проверьте и, если необходимо, отрегулируйте тепловые зазоры между клапана ми и коромыслами.

Для разборки и сборки клапанного механизма приспособлением И801.06.000 (см. рис. Разборка головки цилиндра в приспособлении И801.06. 000 ):

-установите на основание головку блока цилиндров так, чтобы штифты вошли в штифтовые отверстия головки;

-вращая вороток 2, вверните винт 1 и тарелкой 3 отожмите пружины клапанов;

-снимите сухари и втулки;

-выверните винт 1 из траверсы, снимите тарелку и пружины клапанов;

-выньте впускной и выпускной клапаны.


Разборка головки цилиндра в приспособлении И801.06.000: 1 - винт; 2 - вороток; 3 - тарелка; 4 - штифт.

Размеры клапанов приведены в табл. «Клапаны».

При сборке клапанного механизма стержни клапанов смажьте дизельным маслом.


Размеры клапанов: А - длина направляющей; В - высота седла; Д - диаметр отверстия под седло; Д 1 | - диаметр тарелки; Д 2 - диаметр седла; Д 3 - диаметр стержня; Д 4 - внутренний диаметр направляющей; Д 5 - наружный диаметр направляющей; Д 6 - диаметр отверстия под направляющую; а - угол фаски седла; у - угол фаски клапана.

Для притирки клапанов:

-разберите клапанный механизм, как описано выше:

-приготовьте пасту из 1.5 частей (по объему) микропорошка карбида кремния зеленого, одной части дизельного масла и 0.5 части дизельного топлива. Перед применением притирочную пасту перемешайте (микропорошок способен осаждаться):

-нанесите на фаску седла клапана тонкий равномерный слой насты, смажьте стержень клапана моторным маслом. Притирку производите возвратно-вращательным движением клапана дрелью с присоской или приспособлением. Нажимая клапан, поверните его на 1/3 оборота, затем на 1/4 оборота в обратном направлении. Не притирайте клапаны круговыми движениями. Притирку продолжайте до появления на фасках клапана и седла равномерного матового пояска шириной не менее 1.5 мм (рис. Расположение матового пояска на седле клапана);

Установка картера маховика камаз 740

Для разборки рекомендуется использовать поворотный стенд Р-770, на котором двигатель имеет возможность поворачиваться вокруг вертикальной и горизонтальной оси

Перед установкой двигателя на стенд снимите масляный фильтр с теплообменником, вентилятор, выпускные коллекторы, кронштейны передних опор, стартер;

- трущиеся поверхности деталей, кроме оговоренных особо, при сборке смазывайте моторным маслом;

- при креплении деталей посредством резьбовых соединений, обеспечьте соответствующий момент затяжки;

- неметаллические прокладки для удобства сборки, при необходимости, ставьте с нанесением на одну из сопрягаемых деталей консистентной смазки. Следите, чтобы прокладки равномерно прилегали к сопрягаемым поверхностям, были плотно зажаты и не выступали за контур сопряженных поверхностей;

- при установке резиновые уплотнительные кольца и заходные фаски сопрягаемых деталей смазывайте консистентной смазкой;

- не подгибайте шпильки при надевании на них деталей.

Рекомендации по снятию, установке и дефектовке деталей и узлов двигателя

Для снятия шестерни привода топливного насоса в сборе с валом:

- выверните четыре болта крепления компрессора и снимите компрессор;

- выверните три болта крепления насоса гидроусилителя руля и снимите насос;

- ослабьте затяжку стяжного болта 10 (рис. Установка угла опережения впрыскивания топлива двигателя 740.13-260) или 6 (рис. Установка угла опережения впрыскивания топлива двигателей 740.11-240 и 740.14-300).

- снимите корпус заднего подшипника в сборе с манжетой;

Снятие шестерни привода ТНВД в сборе с валом

- снимите шестерню привода топливного насоса высокого давления в сборе с валом (рис. Снятие шестерни привода ТНВД в сборе с валом).

При сборке совместите метки на торцах шестерни привода и шестерни распределительного вала.

Для снятия гильзы цилиндра съемником 801.05.000 (рис. Снятие гильзы цилиндров съемником) сложите захват вдоль винта 1 и в таком виде вставьте его внутрь гильзы.

Зацепив захват за нижний торец гильзы 5, установите его перпендикулярно винту, после этого установите опоры 4 в отверстие на привалочной плоскости блока и, вращая рукоятку 2, выверните винт до полного снятия гильзы.

Для снятия картера маховика:

- снимите насос гидроусилителя руля;

- выверните три болта и снимите рым задний;

- снимите скобы крепления трубки отвода топлива от форсунок;

- выверните болт крепления масляного щупа; выверните болты крепления маховика и монтажными болтами с резьбой М8

Снятие маховика с помощью монтажных болтов

- выверните болты крепления картера маховика, снимите картер.

Оправка манжеты для установки картера маховика

При установке картера маховика, для предохранения манжеты уплотнения хвостовика коленчатого вала, используйте оправку (рис. Оправка манжеты для установки картера маховика):

- при этом манжету обильно смажьте моторным маслом.

Для ремонта коленчатого вала, блока и шатуна предусмотрено семь ремонтных размеров вкладышей. Обозначение вкладышей нанесено на его тыльной стороне.

Для снятия и разборки шатунно-поршневой группы:

- снимите головку цилиндра (см. «Механизм газораспределения»);

- удалите нагар с верхнего пояса гильзы;

Снятие съемником нижней головки шатуна

- снимите крышку нижней головки шатуна съемником (рис. Снятие съемником нижней головки шатуна):

- извлеките поршень в сборе с шатуном из цилиндра;

Снятие поршневых колец съемником

- снимите поршневые кольца приспособлением (рис. Снятие поршневых колец съемником);

- выньте стопорные кольца из бобышек поршня щипцами И801.23.000;

- нагрейте поршень в масляной ванне до температуры 80-100° С;

- выньте поршневой палец.

При сборке и установке шатунно-поршневой группы:

- компрессионные кольца устанавливайте конической поверхностью (с клеймом ВЕРХ) к днищу поршня, на двигателях 740.13-260 и 740.14-300 верхнее кольцо устанавливается так, чтобы внутренняя выборка была расположена со стороны днища;

- маслосъемные кольца устанавливайте так: сначала встаньте в канавку пружинный расширитель, затем наденьте маслосъемное кольцо таким образом, чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца; смежные кольца направьте замками в противоположные стороны;

Установка поршня с шатуном и кольцами в сборе в гильзу цилиндров

- поршень и шатун при сборке устанавливайте так, чтобы выточки А под клапаны в днище поршня и паз «В» в шатуне под замковый ус вкладыша были на одной стороне (см. рис. Установка поршня с шатуном и кольцами в сборе в гильзу цилиндров):

- не запрессовывайте палец в холодный поршень;

- при установке поршня в цилиндр предварительно вставьте его в обойму И801.00.000 (см рис. Установка поршня с шатуном и кольцами в сборе в гильзу цилиндров):

- индекс, выбитый на днище поршня, должен быть одинаковым с индексом, выбитым на торце гильзы, если не было замены поршня. Выточки под клапаны на днище поршня сместите в сторону развала блока цилиндров.

Клейма спаренности из цифр на шатуне и крышке шатуна должны быть одинаковыми.

Для снятия коленчатого вала демонтируйте:

- переднюю крышку блока с гидромуфтой в сборе;

- масляный насос с маслозаборником в сборе;

- крышки коренных опор;

- снимите коленчатый вал подъемником или талями, зацепив латунными крюками за первую и четвертую шатунные шейки.

При установке коленчатого вала на двигатель:

- совместите метки на шестернях привода агрегатов;

- обеспечьте соответствие размеров вкладышей размерам шеек вала;

- установите полукольца упорного подшипника так, чтобы стороны с канавками прилегали к упорным торцам вала (см. рис. Установка полуколец упорного подшипника коленчатого вала):

Установка крышек коренных опор

- проследите за совпадением номеров крышек коренных подшипников с порядковыми номерами опор на блоке цилиндров (см. рис. Установка крышек коренных опор) – номера начинаются от переднего торца;

- болты крепления крышек коренных подшипников и стяжные болты блока затягивайте в такой последовательности:

Очистите от грязи резьбу в отверстиях блока и на болтах, смажьте моторным маслом резьбу на болтах, избыток масла удалите.

Установите по посадочным поверхностям плотно, без перекоса крышки коренных подшипников.

Вверните с установкой шайб 16x3 болты M 16 крепления крышек, обеспечив предварительный момент затяжки 95 -120 Нм (9,6 - 12 кгс.м).

Затяните окончательно болты крепления крышек, обеспечив момент затяжки 275-295 Нм (28 - 30 кгс.м)

Вверните и затяните стяжные болты блока, обеспечив момент затяжки 147-167 Нм (15-17 кгс.м).

Затяжка болтов крышек коренных подшипников

При затяжке болтов динамометрическим ключом сопротивление должно нарастать плавно, без рывков. Момент отсчитывайте при движении ключа.

По окончании затяжки коленчатый вал должен свободно проворачиваться от усилия руки, приложенного к установочным штифтам маховика, осевой зазор в упорном подшипнике должен быть не менее 0,05 мм.

Примечание: В переходный период освоения выпуска в составе двигателя может быть использован блок цилиндров с привертными направляющими толкателей, с втулками распределительного вала увеличенной размерности, без увеличенных маслоканалов, с моментами затяжки болтов крепления крышек коренных подшипников:

- предварительная затяжка - 95-120 Нм (9,6-12 кгс.м);

- окончательная затяжка - 206-230 Нм (21-23,5 кгс м).

- стяжные болты затягиваются моментом 81-91 Нм (8,2-9.2 кгс м).

Для разборки и сборки коленчатого вала:

- снимите передний и задний противовесы, а также ведущую шестерню коленчатого вала и шестерню привода масляного насоса съемником И801.01.000.

Снятие шестерни и заднего противовеса коленчатого вала съемником

Для снятия шестерни коленчатого вала и заднего противовеса лапы захватов 1 (см. рис. Снятие шестерни и заднего противовеса коленчатого вала съемником) заведите за край шестерни противовеса и зафиксируйте стопорами 5.

Винт 3 через наконечник 2 уприте в торец коленчатого вала и, вращая рукоятку 6. вверните винт 3 в траверсу 4 до полного снятия шестерни.

Снятие шестерни привода маслонасоса и заднего противовеса коленвала

Для снятия шестерни привода масляного насоса и переднего противовеса коленчатого вала (рис. Снятие шестерни привода маслонасоса и заднего противовеса коленвала) на наконечник 3 установите наконечник 2 и снимите шестерню аналогично снятию шестерни коленчатого вала;

- перед сборкой очистите маслоподводящие отверстия от отложений;

- промойте вал и продуйте каналы сжатым воздухом;

Примечание: при применении нового коленчатого вала необходимо вывернуть ввертыш, промыть вал, продуть каналы сжатым воздухом.

Сборку коленчатого вала производите в обратной последовательности, перед напрессовкой на коленчатый вал передний противовес, шестерню привода масляного насоса, задний противовес и ведущую шестерню коленчатого вала нагревайте до температуры 105 °С.

Размеры деталей, мм

Кольца поршневые

Зазор в замке компрессионных поршневых колец * 0,4-0,6

Зазор в замке маслосъемного поршневого кольца * 0,30-0,60

Торцовый зазор верхнего компрессионного кольца 0,12-0,17

Торцовый зазор нижнего компрессионного кольца*. 0,09-0,14

Торцовый зазор маслосъемного кольца* 0,077-0,112

Поршень

Диаметр отверстий под палец. 44,987 - 44,994

Зазор в сопряжении поршень — гильза (на длине поршня 104 мм от днища) 0,119-0,162

* Зазор поршневых колец замеряйте в калибре 0 (120+0,03) мм

Гильза

Внутренний диаметр 120,0 0 - 120,021

Палец поршневой

Диаметр поршневого пальца 44,993-45,000

Зазор в сопряжении поршневой палец — верхняя головка шатуна 0,017-0,031

Вкладыши

Толщина вкладышей подшипников коренных опор 2,440-2,452

Толщина вкладышей подшипников шатунных шеек. 2,453-2,465

Вал коленчатый

Диаметр коренных шеек 94,989-95,011

Зазор в подшипниках коренных шеек 0,085-0,152

Диаметр шатунных шеек 79,9905-80,0095

Зазор в подшипниках шатунных шеек 0,06-0,104

Осевой зазор 0,100-0,195

Диаметр шейки вала под передний противовес и шестерню привода масляного насоса: 125,080-125,110

Диаметр шейки вала под задний противовес и заднюю шестерню коленчатого вала: 105,070-105,096

Диаметр шейки вала под заднюю манжету: 104,86-105,00

Диаметр гнезда под подшипник первичного вала коробки передач: 51,977-52,008

Диаметр отверстия под установочную втулку маховика: 51,977-52,008

Полукольца упорного подшипника пятой коренной опоры коленчатого вала

Вал распределительный

Диаметр промежуточных опорных шеек 59,895 - 59,915

Диаметр втулки промежуточных опорных шеек 60,00 - 60,03

Диаметр задней опорной шейки. 41,930 - 41,950

Диаметр втулки задней опорной шейки. 42,000 -42,015

Зазор в сопряжении втулка — промежуточные опорные шейки распределительного вала: 0,135 -0,085

Зазор в сопряжении втулка — задняя опорная шейка распределительного вала: 0,085 - 0,050

Зазор в сопряжении торец корпуса заднего подшипника - ступица шестерни: 0,15-0,30

Детали ГРМ

Диаметр стержня толкателя. 21,993 -21,972

Диаметр отверстия направляющей толкателя 22,000 - 22,023

Зазор между стержнями толкателя и направляющей: номинальный 0,007 - 0,051

Зазор между стержнем и направляющей клапана, мм:

- впуска 0,03 - 0,072

Угол α фаски седла (впуска, выпуска) 45° - 45°15'

Угол γ фаски клапана (впуска, выпуска) 44°45' - 45°

Для снятия головки цилиндра при замене, а также устранения неисправностей клапанного механизма и цилиндро-поршневой группы:

- слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя;

- выверните болты крепления выпускного коллектора и снимите коллектор;

- выверните из снимаемой головки болты крепления впускного воздухопровода и водосборной трубы, ослабьте крепления этих же болтов

На других головках с целью получения необходимого зазора для снятия;

Для снятия головок цилиндров правого ряда предварительно снимите с двигателя компрессор.

- снимите соединительный патрубок впускных воздухопроводов;

- отсоедините от головки все трубопроводы и защитите их полости от попадания пыли и грязи;

- снимите форсунку, предохраняя распылитель от ударов и засорения отверстий, крышку головки цилиндра, стойки вместе с коромыслами и штанги;

- ослабьте болты крепления головки цилиндра, соблюдая ту же последовательность, что и при затяжке (рис. Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндра), затем выверните их;

- снимите головку цилиндра с двигателя.

При установке головки цилиндра обратите внимание на правильность монтажа прокладок.

Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндра

Болты крепления головки цилиндра затяните в три приема в последовательности, указанной на рис. Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндра.

После затяжки болтов проверьте и, если необходимо, отрегулируйте тепловые зазоры между клапанами и коромыслами.

Для разборки и сборки клапанного механизма приспособлением И801.06.000 (см. рис. Разборка головки цилиндра в приспособлении И801.06.000):

Разборка головки цилиндра в приспособлении И801.06.000

- установите на основание головку блока цилиндров так, чтобы штифты вошли в штифтные отверстия головки;

- вращая вороток, вверните винт и тарелкой отожмите, пружины клапанов;

- снимите сухари и втулки;

- выверните винт из траверсы, снимите тарелку и пружины клапанов;

- выньте впускной и выпускной клапаны.

При сборке клапанного механизма стержни клапанов смажьте дизельным маслом.

Размеры клапанов

Размеры клапанов даны на рисунке

Для притирки клапанов:

- разберите клапанный механизм, как описано выше;

- приготовьте пасту из 1.5 частей (по объему) микропорошка карбида кремния зеленого, одной части дизельного масла и 0.5 части дизельного топлива. Перед применением притирочную пасту перемешайте (микропорошок способен осаждаться);

- нанесите на фаску седла клапана тонкий равномерный слой пасты, смажьте стержень клапана моторным маслом. Притирку производите возвратно-вращательным движением клапана дрелью с присоской или приспособлением.

Нажимая клапан, поверните его на 1/3 оборота, затем — на 1/4 оборота в обратном направлении. Не притирайте клапаны круговыми движениями.

Расположение матового пояска на седле клапана

Притирку продолжайте до появления на фасках клапана и седла равномерного матового пояска шириной не менее 1.5 мм (рис. Расположение матового пояска на седле клапана);

- по окончании притирки клапаны и головку цилиндра промойте дизельным топливом и обдуйте воздухом.

Соберите клапанный механизм, как указано выше, и определите качество притирки клапанов проверкой на герметичность:

- установите головку цилиндра поочередно впускными и выпускными окнами вверх и залейте в них дизельное топливо. Хорошо притертые

клапаны не должны пропускать его в местах уплотнения в течение 30 секунд. При подтекании топлива постучите резиновым молотком по торцу клапана. Если подтекание не устраняется, клапаны притрите повторно.

При необходимости качество притирки проверьте «на карандаш», для чего поперек фаски клапана мягким графитовым карандашом нанесите на равном расстоянии шесть-восемь черточек.

Осторожно вставьте клапан в седло и. сильно нажав, проверните на ¼ оборота, все черточки должны быть стертыми, в противном случае притирку повторите. При правильной притирке матовый поясок на седле головки должен начинаться у большего основания

Читайте также: