Установка мпз на ваз 2106

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Микропроцессорное зажигание на классику

Всем привет! Хочу поделится с вами. Многие слышали про микропроцессорное зажигание.
Его бывает много видов и разные производители предлагают свое. Я когда решил его поставить понял что все те системы которые предлагают нам прочие производители не сильно надежны. Многие использую тот же трамблер. Даже те у которых нет трамблера используют свой блок управления, а представьте если он выйдет из строя. Немного подумав я вспомнил что есть система управления Микас 7.1 на карбюраторной Газели и она подходит как никогда. Во первых найти ее проще простого на любой разборке. Учитывая ее не актуальность стоить она будет копейки (мне моя досталась вообще бесплатно). Редактировать и прошивать можно блок легко, есть куча бесплатных программ. И все датчики продаются в любом магазине.
Что нам понадобится:
1. Сам блок управления Микас 7.1 с проводкой, с карбюраторной Газели.
2. Передняя крышка двигателя с инжекторной классики
3. ДПКВ ваз
4. Датчик температуры ВАЗ инжектор.
5.Тройник для установки датчика температуры с инжекторной классики.
6. Датчик детонации ваз
7. 2 катушки зажигания с той же Газели или одна катушка с Калины
8. Датчик абсолютного давления с Газели карбюратор — можно забрать на той же разборке.
9. Шкив коленвала с инжекторной классики.
10. Выточить проставку под ДД — любого токаря из шестигранника чтоб накручивался на шпильку крепления коллектора, а на него ДД.

П.С. Я думаю сразу пойдут вопросы зачем это нужно и не проще ли поставить двухконтурное зажигание.
Отвечу: это нужно, падает расход, вырастает мощность, появляется плавность мотора.
У меня стояло двухконтурное зажигание и на простом около стоковом моторе его хватает за глаза, но если вы увеличили степень сжатия путем срезания ГБЦ как я на 1,5 или больше мм, то нужна точная настройка УОЗ, и эта система нам в этом помогает. Так же заряженные тачки с горбатыми валами и на карбютаторе (особенно горизонталках) тоже нужна эта система.
Для любителей карбюратора она будет приятным бонусом в доработке своего авто.
Еще одним немаловажным + данной системы является отсутствие трамблера, что позволит нам поставить ГРМ с однорядной цепью и маленькой шестерней маслонасоса, что увеличивает давление масла.

Как установить систему бесконтактного зажигания на автомобиле ВАЗ 2106 своими руками?

Несмотря на то что «классика» ВАЗ 2106 давно снята с производства, на российских просторах эксплуатируется немалое количество этих машин. Поскольку их конструкция устарела, то желание владельцев шестой модели Жигулей усовершенствовать её любыми способами вполне понятно. Один из эффективных вариантов — поставить вместо штатной системы зажигания бесконтактную (сокращённо — БСЗ), где искрообразованием ведает электроника. Процедура замены довольно проста и доступна каждому, кто пожелает улучшить работу двигателя своей «шестёрки».

Что собой представляет БСЗ и как она работает?

Чтобы успешно установить и настроить бесконтактное зажигание, желательно понять принцип действия системы, состоящей из следующих элементов:

  1. Главный распределитель зажигания (иначе — трамблёр). Внутри него установлен фотоэлектрический датчик Холла, вакуумный привод корректировки угла опережения и так называемый бегунок с подвижным контактом.
  2. Катушка, создающая импульс высокого напряжения. Имеет 2 обмотки: первичную, состоящую из малого числа витков толстого провода, и вторичную, намотанную тонкой проволокой с большим количеством витков.
  3. Электронный блок — коммутатор, оборудованный алюминиевым радиатором охлаждения. Последний играет роль крепёжного элемента.
  4. Свечи зажигания, соединённые высоковольтными проводами с трамблёром.
  5. Провода для соединения элементов между собой.

Система зажигания ВАЗ 2106

Так выглядит система зажигания классики Жигулей

Для справки. В штатных устаревших системах ВАЗ 2106 внутри распределителя вместо датчика Холла стояла контактная группа, а коммутатора не было вовсе.

Элементы электронного зажигания

Схема работы БСЗ

Первый контакт катушки соединяется через реле замка зажигания с генератором, а второй — с блоком управления. Также от неё к трамблёру идёт высоковольтный провод большого сечения. Из распределителя выходит 2 пучка проводов, соединяющих его с коммутатором и свечами зажигания. Система функционирует по такому алгоритму:

  1. После включения зажигания поворотом ключа в замке на первичную обмотку катушки подаётся напряжение 12 В, отчего возникает электромагнитное поле.
  2. Когда происходит вращение коленчатого вала и один из поршней выходит в верхнюю мёртвую точку (ВМТ), фотоэлектрический датчик посылает сигнал коммутатору, а тот кратковременно разрывает связь катушки с источником напряжения — генератором либо аккумуляторной батареей.
  3. Во время разрыва цепи во вторичной обмотке катушки образуется импульс напряжением от 20 до 24 кВ, передаваемый по проводу большого сечения на бегунок трамблёра.
  4. Подвижный контакт бегунка направляет импульс к той свече зажигания, где поршень вышел в ВМТ. Между её контактами проскакивает мощная искра, воспламеняющая смесь топлива с воздухом в камере сгорания.
  5. Вал распределителя приводится в действие шестерёнчатой передачей, связанной с коленчатым валом. Когда очередной поршень движется к ВМТ, вал поворачивается и подвижный контакт соединяется с другой свечой, а датчик Холла посылает следующий сигнал и цикл искрообразования повторяется.

Справка. В старых системах разрыв цепи производился механическим способом с помощью кулачка на валу трамблёра, нажимающего на контактную группу.

Преимущества бесконтактных систем

Для несведущего автолюбителя главным аргументом в пользу БСЗ является тот факт, что на данный момент ни один производитель не выпускает автомобилей с контактно-кулачковой системой искрообразования. Зарубежные бренды отказались от неё в далёких 80-х годах прошлого столетия, а в Российской Федерации механическое зажигание продержалось вплоть до 90-х. Причины отказа вполне понятны:

  • на контактах постоянно проскакивала искра, отчего они подгорали и требовали частой зачистки;
  • контактная группа изнашивалась достаточно быстро, в среднем её хватало на 15—20 тыс. км пробега, после чего элемент приходилось менять;
  • давал о себе знать износ подшипника, на котором размещались контакты, что вызывало нестабильную работу силового агрегата;
  • растягивались пружины грузиков — балансиров.

Искрообразование в камере сгорания

Бесконтактное зажигание дает мощную искру, отчего топливо сгорает лучше

Все перечисленные неисправности проявлялись поочерёдно, не давая покоя хозяину «классики» Жигулей. Из-за несовершенной конструкции мощность искры на свечах постоянно снижалась, работа двигателя ухудшалась, а расход топлива увеличивался. Новые системы БСЗ лишены подобных недостатков, они отличаются долговечностью и стабильным искрообразованием. Повысилась и мощность искры, поскольку напряжение выходного импульса возросло от 16—18 кВ до 24 кВ, что способствует лучшему воспламенению топлива.

Примечание. В первое время слабым местом отечественных бесконтактных систем считался коммутатор, быстро выходящий из строя и не подлежащий ремонту. Но позже он был усовершенствован и надёжность работы БСЗ повысилась.

Выбор комплекта электронного зажигания

Поскольку «шестёрки» комплектовались тремя разновидностями двигателей (объёмом 1,3, 1,5 и 1,6 л.), то и комплекты БСЗ для них отличаются по конструкции трамблёра. В моторе 1,3 л. (модель ВАЗ 21063) стоит распределитель с укороченным валом, а в двигателях 1,5 и 1,6 л. (ВАЗ 21061 и 2106 соответственно) этот вал одинаково длинный. Состав комплекта электронного зажигания такой:

  • трамблёр с каталожным номером 38.3706–01 для силового агрегата объёмом 1,3 л. либо 38.37061 — для двигателей 1,5 и 1,6 л.;
  • катушка высокого напряжения с маркировкой 27.3705;
  • электронный блок управления, маркировка — 36.3734 или 3620.3734;
  • провода соединительные.

Внимание! Покупая бесконтактный комплект на «классику» Жигулей, не перепутайте его с изделиями, предназначенными для Нивы ВАЗ 2121, трамблёры внешне очень похожи. Но «нивовская» деталь отличается по техническим характеристикам и маркируется так: 3810.3706, 38.3706–10 или 038.3706–10. Ставить её на «шестёрку» категорически не рекомендуется.

Готовый комплект БСЗ

Набор для установки бесконтактного зажигания

Из производителей, продающих свои комплекты зажигания на территории Российской Федерации, наибольшую популярность среди автомобилистов снискали запчасти от фирмы СОАТЭ из г. Старый Оскол. Стоит отметить, что новые свечи марки А-17ДВР, устанавливающиеся на классические ВАЗы с электроникой, в комплект поставки не входят, их придётся приобрести отдельно. Чтобы ощутить результаты замены в полной мере, также рекомендуется поставить новые высоковольтные провода, если вы не меняли их в недавнем прошлом.

Несмотря на то, что масляный насос является одним из самых надёжных узлов в автомобилях ВАЗ 2106-2107, иногда и он выходит из строя. Для того чтобы произвести его замену, рекомендуется изучить данный материал: https://vazweb.ru/desyatka/dvigatel/zamena-maslyanogo-nasosa-vaz-2107.html

Подготовка к замене БСЗ

Работа по снятию старого зажигания и монтажу нового не требует никаких специальных инструментов, приспособлений или приборов. Не нужна и смотровая канава, а всю операцию можно провести на улице при хорошем дневном освещении. Достаточно располагать таким инструментарием:

  • рожковый ключ размером 13 мм для откручивания гайки крепления распределителя;
  • с помощью ключей на 10 и 8 мм снимается катушка;
  • отвёртка плоская и крестообразная;
  • пассатижи;
  • дрель электрическая или ручная со сверлом под диаметры саморезов крепления коммутатора.

Совет. Для удобства выполнения работ возьмите напрокат или у знакомых накидной ключ с длинной рукояткой, надевающийся на гайку храповика и применяющийся для вращения коленчатого вала вручную.

Вращение коленвала вручную

Поворачивать коленвал таким ключом гораздо удобнее

Для начала выполните несколько этапов предварительной разборки:

  1. Откройте капот и отсоедините минусовую клемму аккумулятора.
  2. Снимите со свечей и крышки распределителя высоковольтные провода.
  3. Выкрутите свечи.
  4. Опустите отвёртку в свечное отверстие 1 цилиндра и поворачивайте коленвал до тех пор, пока поршень в нём не достигнет ВМТ. При этом метка на шкиве вала встанет напротив самой длинной риски, нанесённой на блоке цилиндров.

Откручивание клеммы АКБ

Первым делом надо отключить аккумулятор

Совет. Если ключа под гайку храповика у вас не нашлось, коленчатый вал можно поворачивать, вращая вывешенное заднее колесо автомобиля. Не забудьте зафиксировать машину противооткатными средствами, снять с ручного тормоза и включить 4 или 5 передачу.

Метки на блоке цилиндров

Когда 1-й поршень находится в ВМТ, метки на шкиве и блоке должны совпадать

Сопоставив метки и приготовив новые детали, можно приступать к основному этапу работ.

Порядок установки электронного зажигания

Первым делом необходимо демонтировать старую систему, выполняя операции в такой последовательности:

  1. Отключите высоковольтный провод, идущий от катушки, снимите крышку трамблёра и запомните положение бегунка. Для удобства направление можно отметить мелом на клапанной крышке двигателя.
  2. Отсоедините от распределителя провода и вакуумную трубку, идущую от карбюратора. Открутите гайку крепления ключом на 13 мм и снимите элемент с блока цилиндров.
  3. Отверните гайки контактов высоковольтной катушки и снимите провода, запомнив, куда были подключены жилы от реле замка зажигания и тахометра.
  4. Демонтируйте катушку и уберите её в сторону.

Совет. Между трамблёром и посадочным местом блока цилиндров стоит прокладка, не потеряйте её при снятии детали с авто.

Подключение элементов БСЗ

Схема подключения элементов электронного зажигания

Выполнив разборку, приступайте к монтажу БСЗ, соблюдая следующий порядок действий:

  1. Переставьте прокладку со старого распределителя на новый и снимите с него крышку. Повернув бегунок в нужном направлении, которое вы наметили мелом, вставьте вал трамблёра в гнездо и зафиксируйте его положение гайкой. Сильно её затягивать не стоит, поскольку ещё придётся регулировать зажигание и отпускать гайку снова.
  2. Вкрутите свечи зажигания, предварительно установив зазор между электродами 0,8—0,9 мм. Поставьте крышку распределителя на место и присоедините высоковольтные провода, соблюдая номера цилиндров (выбиты сверху на крышке).
  3. На место старой катушки закрепите новую. Если контакты на ней расположены наоборот, то сначала ослабьте крепёжный хомут, проверните корпус на 180° и установите деталь на авто.
  4. Прикрепите неподалёку от катушки коммутатор. Сняв бачок омывателя, предварительно просверлите в лонжероне кузова 2 отверстия и прикрутите блок саморезами. Обратите внимание: электронный элемент не должен стоять ниже бачка, чтоб его не залило водой в случае протечки.
  5. Возьмите соединительные провода и подключите электронный блок, трамблёр и катушку согласно схеме (прилагается к комплекту БСЗ). Разобраться в ней несложно: разъем от коммутатора подключается к колодке распределителя, а провода — к контактам «Б» и «К» высоковольтной катушки. Не забывайте о жилах, подключённых ранее к старой катушке (в том числе от тахометра), их нужно присоединить к новому элементу таким же образом.
  6. Наденьте на штуцер мембранного узла трамблёра вакуумную трубку, идущую от карбюратора. На этом установка бесконтактной системы закончена.

Справка. В моделях ВАЗ 2106 последних выпусков уже сделаны отверстия, рассчитанные на монтаж коммутатора. Посмотрите внимательно на лонжероне с левой стороны (по ходу движения машины).

Инструкция по монтажу в фотографиях

Положение бегунка
Бегунок должен стоять в такой позиции перед снятием трамблера Снятие крышки распределителя
Крышка трамблера снимается путем освобождения двух защелок Откручивание проводов
Ключом на 8 и 10 нужно открутить провода от распределителя Катушка зажигания
С катушки снимается высоковольтный провод и откручиваются жилы, ведущие к замку зажигания и тахометру Снятие распределителя
Таким образом трамблер вынимается из блока цилиндров Новая катушка зажигания
Провода к новой катушке подключаются так же, как к старой Установка коммутатора
Коммутатор ставится на свободном месте выше бачка омывателя Подключение свечей
Не перепутайте провода, подключая новый распределитель

Видеоролик о монтаже электронной системы на «классику»

Запуск двигателя и настройка зажигания

Если в процессе замены элементов вы не сдвинули метки, а проводку подключили правильно, то «шестёрка» заведётся сразу же. Дайте ей прогреться минуту-другую, манипулируя педалью акселератора, после чего переходите к настройке зажигания. Её выполняют двумя способами:

  • наиболее распространённая методика – «на слух»;
  • с помощью специального прибора — стробоскопа.

Совет. Если двигатель автомобиля не завёлся и при вращении стартера не подаёт признаков жизни, то следует проверить правильность подключения высоковольтных проводов. Причина вторая: во время монтажа вы повернули крышку распределителя на 180°, отчего бегунок стал передавать импульс на 4-й цилиндр вместо первого и наоборот.

Регулировка зажигания

Угол опережения зажигания регулируется поворотом корпуса распределителя

Регулировка зажигания «на слух» производится так:

  1. При работающем двигателе ослабьте гайку крепления трамблёра.
  2. Потихоньку поворачивайте его за и против часовой стрелки, добиваясь наиболее стабильной работы силового агрегата. Угол поворота не должен превышать 15°.
  3. Уловив положение чёткой работы двигателя, окончательно затяните гайку распределителя.

С помощью стробоскопа угол опережения зажигания устанавливается не в пример точнее. Если вам удалось раздобыть этот прибор или взять где-то на время, то подключите его к клеммам аккумулятора и высоковольтному проводу первого цилиндра. Запустите мотор и аккуратно поднесите мигающую лампу к меткам на блоке. Стробоскоп поможет увидеть положение риски, выбитой на шкиве, при работающем двигателе. Теперь вы можете ослабить гайку трамблёра и поворотом корпуса добиться совмещения этой риски с последней, самой короткой меткой.

Прибор для настройки зажигания

Так выглядит стробоскоп для регулировки угла опережения

После регулировки прогрейте машину до рабочей температуры и попробуйте проехать на ней в разных режимах. Если при резком нажатии на педаль газа слышен стук поршневых пальцев, то вы имеете дело с детонацией, вызванной слишком ранним зажиганием. Ослабьте крепление трамблёра и поверните его по часовой стрелке на 1—2°, не более. Стук должен исчезнуть.

Совет. После монтажа БСЗ нередко случается, что обороты двигателя на холостом ходу возрастают из-за лучшего искрообразования. Частота оборотов уменьшается до значения 850—900 об/мин винтом количества топлива. В карбюраторах типа «Озон» это винт больших размеров, находящийся справа (по ходу движения) в нижней части агрегата. В карбюраторах «Солекс» это пластиковая рукоятка, выглядывающая из задней части и упирающаяся в ось заслонки. Винт «качества» без знания дела трогать не допускается!

Видео о настройке бесконтактного зажигания

Если вы сняли распределитель и высоковольтные провода с крышкой без совмещения меток, то правильно выставить зажигание по новой вам поможет представленный видеоматериал:

Эксплуатация автомобиля с электронной системой разительно отличается от езды на старом зажигании. Двигатель работает гораздо ровнее и стабильнее, а очистка контактной группы уходит в прошлое. Но владельцу ВАЗ 2106 не помешает возить в запасе датчик Холла на случай поломки штатного. Эта деталь ремонту не поддаётся, хотя и ломается достаточно редко.

Установка мпз на ваз 2106

Съёмщег.

Итак потребуется:
1 Пкупка Январь 5.1-41 или 61 от ваз 2111 или 2112.
2 Покупка проводки от впрысковой ВАЗ 21073-20.
3 Покупка передней крышки двиателя от ВАЗ 21214 с датчиком коленвала.
4 Покупка модуля зажигания от ВАЗ 2111 или 2112.
5 Покупка реперного шкива коленвала от 21214.
6 Покупка датчика детонации.

Купив проводку от ВАЗ 21073-20 делаем следующие нужно вывести дополнительные выводы на датчик детонации и датчик абсолютного давления с завода их в проводке нет для этого чтоб было наглядно берем книгу по ВАЗ 2112 и открываем вкладку схема впрыска топлива и находим на ней датчик детонации и смотрим к какому выводу ЭБУ идут провода и делаем в своей проводке тоже самое с экранируемым (на пример с микрофонным) проводом длину смотрите сами примерно от полки под бардачком в салоне до левой стороны центра блока (по ходу) чтобы вывести доп. выводы вам потребуются контакты лира которые располагаются в разъеме ЭБУ (их надо будет добавлять) с уже припайными к ним проводами.
Контакты ‘лира’ в количестве штуки 2-3. Cлева на фото валютный контакт стоит пару центов в рыбных местах. Справа наше латунная фигня. В принципе любые подойдут, какие купите.

Далее: Надо вывести провода на датчик абсолютного давления в книге по вазу этого нет смотрим с каких выводов разъема ЭБУ надо сделать выводы смотрим ниже СТАВИМ ДАД длинна провода тоже примерно от полки до примерно вакуумного усилителя тормозов я поставил ДАД рядом с ним и с другого конца проводов к ним надо подпаять разъем ДАД.
Я закрепил датчик абсолютного давления на стенку моторного отсека рядом с вакуумным усилителем.
Январь 5.1 - 2112-1411020-41 – гуд.
Январь 5.1 - 2111-1411020-61 – гуд
Поездка в магазин.
Разъем ДАД:
Разъем датчика скорости ВАЗ-2112 или разъем от датчика холла ВАЗ21083 (3-х контактная мама). Примерная цена 50-30р. На фото жгутик от трамблера.

Трубочка вакуумного корректора опережения зажигания 21083 (белая или синяя - силиконовая). Будет использоваться для соединения ДАД с коллектором. то есть к штуцеру ДАД и к штуцеру впускного коллектора если к штуцеру коллектора у же подседина трубочка которая идет на клапан ПХХ или на иконометр просто разрезаем подключаем через тройник от трубки смывателя. Изолента. Рекомендуется брать специализированную автомобильную изоленту, такую делает например MATEQUS. Это довольно критично, поскольку обычный китайский noname под капотом плавится и разваливается на куски, или висит, как тряпка, поскольку клей не держит ее.
Провода разноцветные, припой и прочие расходные материалы для монтажа.
Если требуется замена ЭБУ.
Покупать только ЭБУ 2112-1411020-41 или 2111-1411020-61 – эти эбу полностью аппаратно идентичны, имеют в своем составе полный набор элементов, различаются прошивками.

после установки шкива вставляем в отлив крышки датчик колен вала

и прикручиваем потом надо просверлить в выступе блока дырку и нарезать резьбу под шпилькуМ8 ( выступ находится под свечей третьего цилиндра) для крепления датчика детонации

шагрень блока в месте прилегания датчика надо сравнять это важно лучше бы если датчик крепился по центру блока но там масляный канал сверлить нельзя но если кому удастся будет лучше шпилька подойдет от выпускного коллектора не забудьте резбу шпильки которая вкручивается в блок намазать резьбовым герметиком потом надеваете датчик и прикручиваете
Далее снимаем трамблер и ставим вместо него заглушку трамблера от 21214 8)* (для двигателей 1200куб. и 1300куб. надо найти кольцо толщиной 7мм. и поставить между заглушкой и блоком чтоб компенсировать высоту блока) потом надеваем на шпильку трамблера куда мы поставили заглушку трамблера кронштейн модуля зажигания и стягиваем заглушку и кронштейн модуля в месте чтоб нечего не болталось

потом надеваем на шпильки кронштейна модуль

и закручиваем его предварительно одев на одну шпильку два коричневых провода с проводки это масса один толстый другой тонкий)коричневые два провода потом защелкиваем все разъемы на датчиках с проводки которую вы проложили. По поводу тройника ГБЦ надо его заменить на тройник от впрысковой ваз21214 что в нем есть отверстие с резьбой под датчик температуры охлаждающей жидкости.

Насчет пятых моторов как правильно поставить датчик колен вала и датчик температуры охлаждающей жидкости.
Определение положения коленчатого вала.
Система Январь-5.1 работает только с определенным реперным диском положения коленчатого вала так называемым 60-2 (колесо с 60-ю зубьями из которых 2 отсутствуют).

для настройки ( просмотра качества смеси ) которая должна быть 14,7- к одному, сам датчик покупать не надо потому что он будет вкручиваться один раз при настройке человеком который будет настраивать двигатель. Для этого берем приемную трубу делаем отверстие под гайку ступицы 2101 с правильной резьбой ( не с левой ) и привариваем гайку вставив ее буртик в отверстие приемной трубы сделанного вами, когда будете делать отверстие десять раз проверьте чтобы отверстие было горизонтально плоскости днища кузова чтобы потом вкрученный датчик не упирался ни в тоннель пола ни в днище кузова на расстоянии примерно 25см. от ( торца ) стыка со средней частью еще чтобы потом после настройки можно было заглушить отверстие надо купить сливную пробку от поддона от ГАЗ 2410 ( Волга ) она точно подходит по резьбе к гайке ступицы 2101.

Установка SECU-3T МПСЗ на классику ВАЗ 2106 1995г

Установка МПСЗ SECU-3T зажигания на ВАЗ 2106 1995г Или МПСЗ на классику.

ВАЗ 2106 с SECU-3T

ВАЗ 2106 1995 г. МПСЗ на классику

В 2008 году сменил штатную контактную на бесконтактную систему зажигания на коммутаторе 76.3734. Эффект ощутим был. Но хотелось еще больше. Тогда установил карбюратор, такой как у восьмерки «Солекс», номер не помню (табличку при установке снял как лишний вес J). Да, жигули ободрилось. При обгоне намного проще и лучше маневр. На какое-то время меня удовлетворило. С приходом холодов всегда доставало то, что пока не прогреть двигатель противно ехать по городу, и часто зажигание устанавливал ранее. Но, когда приходилось ехать на расстояния по длиннее, двигатель прогревался до рабочей температуры, и при нагрузках слышно было детонацию. Не чего не оставалось, как опять остановится и вернуть трамблер на прежнее место.

Сначала хотел поставить шаговый двигатель вместо вакумника на трамблере и кнопки управления в кабину, чтоб регулировать не выходя из машины . Уже сделал драйвер на Аtiny2313 и оставалось установить все это. Потом подумал, что б сделать типа «октан-коректор» на каком-то контролере чтоб не лепить шаговый двигатель. Велосипед изобретать не стал и полез в инет за готовыми решениями. Вот так наткнулся на СЕКу. Как раз то, что надо.

Бегло читая форум, посвященный этому проекту, захотелось все и сразу. Не стал делать плату, искать запчасти и т.д. Купил готовый блок. Остальное заказал в магазине:

Датчик положения коленвала и шкив 60-2 для SECU-3T

Катушку и коммутатор оставил прежние. Если вдруг сека умрет, фишку коммутатора вставляю назад в трамблер, и классический вариант довезет J.

В моем варианте, нет смысла ставить две катушки с комутаторами. А четыре – дороговато. Резистор в трамблере убрал и поставил перемычку. Хочу купить и поставить провода к свечам без сопротивления (комплект 20$). Искра будет немножко мощнее, хотя уровень помех тоже, но мешать не будет.

В общем, установил все это. Места установки на фото:

датчик абсолютного давления для секи

электрическое управление экономайзером мощностных режимов с помощью секу



Блок зажигания SECU-3T установили в салоне

Ну и самое главное, какой с всего этого результат получился?.

Раньше на 100км (70км на трасе + 30 по Львову) выпивала 8 литров. А сейчас где-то 6.8литр. Конечно для меня это не на первом месте было в ожидании но радует.

Установка бесконтактного зажигания ВАЗ 2106


Двигатель

Как выставить электронное зажигание на ВАЗ-2106 — распространенный запрос в Сети среди владельцев данного автомобиля. Электронная схема искрообразования на этой модели начала появляться только в последних модификациях. До этого все машины оснащались механической системой. Однако как электронное, так и механическое зажигание требуется регулярно выставлять, настраивать и регулировать. Процесс регулировки проходит довольно просто: нужно проверить провода, правильность их подключения, установить момент зажигания и отрегулировать трамблер. При желании можно даже произвести замену старой механической системы на новую самостоятельно.

Электронная система зажигания

Автомобиль ВАЗ-2106 давно стал легендой на отечественных дорогах. Производилась «шестерка» с 1976 до 2006 г. За это время было выпущено 4,3 млн экземпляров.

Первые машины оснащались довольно простой, однако ненадежной механической системой зажигания. Последние модификации, производившиеся с середины 90-х гг., стали оснащаться электронной системой. Иногда она называется бесконтактной (БСЗ).

Установка бесконтактного зажигания ВАЗ 2106

БСЗ автомобиля ВАЗ-2106 состоит из следующих деталей и устройств:

  • трамблер или основной распределитель зажигательных импульсов;
  • производящая высокое напряжение катушка. При помощи напряжения создается искра;
  • провода и разъемы для соединения компонентов;
  • коммутаторы;
  • провода высокого напряжения, имеющие усиленную изоляцию;
  • свечи зажигания.

От так называемой механической схемы остались только свечи и высоковольтные провода. Все остальные детали и устройства снаружи могут показаться похожими, однако внутренняя начинка полностью изменена. Из новых компонентов добавились коммутатор управления и жгут проводов.

Можно произвести замену старой контактной схемы на новую без необходимости конструктивных изменений.

В бесконтактной схеме присутствует катушка, которая имеет большее количество витков как в первичной, так и во вторичной обмотках. То есть она обладает большей мощностью и может создавать импульс в 24 тыс. В. Более старое устройство было способно лишь на 18 кВт.

Также к зажиганию относится шлейф с разъемами. Он нужен для того, чтобы соединение клемм было надежно подключено к коммутатору и зажиганию.

Ключевым составляющим БСЗ считается трамблер. Корпус разъединителя включает в себя такие детали:

  • вал, имеющий площадку и бегунок на конце;
  • поворачиваемая на подшипнике опорная пластина;
  • магнитный датчик Холла;
  • стальной экран с просветами, который установлен на валу. Он вращается внутри зазора датчика;
  • вакуум-корректор. Соединяется при помощи трубки разряжения с карбюратором.

Снаружи корпуса находится вакуумный блок опережения зажигания. Он имеет связь с опорной площадкой за счет тяги. В верхней части при помощи защелок крепится крышка, к которой стыкуются провода, идущие от свечей зажигания.

Трамблер не имеет механических деталей, поэтому в качестве прерывателя служит специальный датчик Холла. Он реагирует на провод через зазор стального экрана. В то время, когда пластина закрывает магнитное поле между деталями, датчик Холла не работает, но, когда просвет появляется, он начинает создавать постоянный ток.

Установка бесконтактного зажигания ВАЗ 2106

Коммутатор управления является специальной платой для контроля и управления. Он находится под крышкой из пластика и соединен с кузовом машины. В «шестерке» он находится внутри под капотом в лонжероне с правой стороны, то есть пассажирского места. Недалеко установлен бачок с охлаждающей жидкостью.

Состоит из двух основных электронных элементов:

  • специального контроллера;
  • мощного транзистора.

Транзистор создан для усиления сигнала, который идет от трамблера и управляет функционированием первичной обмотки у катушки.

Контроллер направлен на решение таких задач:

  • передача команд на транзистор для разрыва цепи катушки;
  • просчитывание количества оборотом мотора;
  • создание опорного напряжения в цепи электромагнитного датчика;
  • защита от возникновения импульсов с высокой вольтажностью, которые превышают 24 В.

Электронная схема коммутатора соединяется с радиатором из алюминия и служит для того, чтобы охлаждать транзистор во время работы.

Коммутатор создан таким образом, что изменение полярности его не затронет. Даже если владелец автомобиля случайно перепутает массу с плюсовым кабелем. Специально установленный диод играет роль закрытия линии, если возникают такие проблемы. В таком случае контроллер не сможет сгореть, он просто отключится, и это не приведет к возникновению искры.

Установка бесконтактного зажигания ВАЗ 2106

Принцип работы

Компоненты системы зажигания имеют непосредственную связь с мотором. Происходит это так:

  • трамблер при помощи вала осуществляет вращение от привода шестеренки двигателя;
  • датчик Холла имеет прямое соединение с коммутатором внутри распределителя;
  • катушка имеет прямое соединение при помощи линии низкого напряжения с контроллером. Линия высокого напряжения идет на основной электрод крышки трамблера;
  • кабели с высокой вольтажностью от свечей зажигания соединяются с боковыми контактами крышки основного распределителя.

Катушка имеет несколько резьбовых зажимов. Обозначаемый буквой «К» подключен с контактом «+» на реле замка и входит в клемму под номером 4 на коммутаторе. Зажим номер два соединен с контактом 1 на контроллере. К нему же идет проводок от тахометра для просчета количества оборотов. Клеммы под номерами 3, 5 и 6 в коммутаторе используются для соединения датчика Холла.

Работа бесконтактной системы зажигания происходит таким образом:

  • владелец авто поворачивает ключ, после чего подается напряжение на электромагнитный датчик и обмотку трансформатора под номером один;
  • вокруг сердечника из металла возникает магнитное поле;
  • при помощи стартера происходит вращение коленчатого вала и привода распределителя. Если между частями возникает экранная прорезь, то создается импульс, который отправляется на коммутатор, где на верхней точке располагается поршень;
  • при помощи транзистора контроллером создается размыкание цепи первичной обмотки катушки. В это же время во вторичной создается небольшой импульс до 24 тыс. В, который проходит по проводу на центральный электрод крышки трамблера;
  • при прохождении через подвижный бегунок или контакт, который расположен в направлении необходимой клеммы, электрический ток отправляется на боковой электрод, а потом на свечу;
  • свеча создает импульс в камере сгорания, что ведет к зажиганию бензина и толчку поршня в нижнюю сторону;
  • это приводит к тому, что мотор заводится.

В случае с электронным зажиганием импульс, который возникает, намного превышает по мощности более старую механическую систему.

По правилам сгорание бензина при движении, возгорание в цилиндрах должно происходить до того, как поршень перейдет в верхнее положение. В бесконтактной системе зажигания создается схема для опережения образования искр с определенным углом. Величина его зависит от того, какие обороты имеет коленвал, и какая нагрузка приходится на двигатель.

Производят корректировку угла коммутатор и трамблер при помощи вакуумного блока. Происходят считывание количества импульсов с датчика коммутатором и механическое действие от разрежения с карбюратора трамблером.

Плюсы и минусы электронного зажигания

Бесконтактная система зажигания имеет свои преимущества перед устаревшей механической:

  • возможность завести мотор без применения «подсоса»;
  • ровные обороты двигателя на холостом ходу при заводе;
  • легкий процесс набора оборотов даже без прогрева мотора;
  • отсутствие провалов в оборотах при начале движения;
  • быстрая подача искры на свечи зажигания;
  • отсутствие пригорания контактов, в связи с чем не требуется их частая замена.

Однако у БСЗ есть и минусы, которые проявляются в следующем:

  • высокая цена комплекта электронного оборудования;
  • невысокая надежность датчиков Холла. Их необходимо постоянно иметь в запасе в количестве нескольких штук во избежание проблем на дороге.

Как выставить зажигание БСЗ на ВАЗ-2106

Бесконтактное зажигание на ВАЗ-2106 нужно выбирать, учитывая тип двигателя. Для мотора на 1,3 л требуется вал трамблера на 7 мм меньше длины, чем для других моторов с объемами 1,5 и 1,6 л.

Установка бесконтактного зажигания ВАЗ 2106

Чтобы корректно настроить систему бесконтактного зажигания, понадобятся следующие приспособления:

  • набор крестовых и плоских отверток;
  • ключи с размерами на 7-13 мм;
  • плоскогубцы;
  • дрель и сверла. Обязательно иметь размеры сверла в 4 мм.

После подготовки инструментов можно приступать к работе. Для начала потребуется снять главный распределитель и катушку старого зажигания. Для этого нужно:

  1. Достать с крышки трамблера из креплений все кабели, предварительно разблокировав застежки.
  2. Перевернув коленчатый вал, установить бегунок с углом 90° к двигателю и установить метку на крышке клапана.
  3. Открутить гайку крепления распределителя.
  4. Освободить зажимы предыдущей катушки и вытащить кабели. Рекомендуется запомнить схему их подключения.
  5. Открутить крепления хомута и снять катушку вместе с трамблером.

При извлечении распределителя зажигания рекомендуется оставить прокладку между деталью и блоком цилиндров. Она подойдет для трамблера.

Перед установкой бесконтактного зажигания важно совершить проверку всех кабелей и свечей. Заключается она в визуальном осмотре состояния изоляции, соединений. Если имеют место сомнения в их корректной и долгосрочной работе, желательно заранее их заменить. Не стоит дожидаться поломки.

Дальнейшие этапы установку БСЗ:

  1. Снять крышку распределителя бесконтактной системы и установить прокладку, которая снята со старой детали.
  2. Перевернуть бегунок в необходимую сторону и установить вал трамблера в гнездо, прижав гайкой площадку.
  3. Установить крышку, которую закрепить специальными защелками. Соединить все провода со свечами по указанным на крышке цифрам.
  4. Катушку БСЗ закрепить к кузову. Клеммы с значениями «К» и «Б» должны располагаться в необходимом положении. Корпус требуется повернуть внутрь хомута.
  5. Провода соединить с контактами замка зажигания и тахометра по схеме.
  6. Установить контроллер на лонжероне. При помощи сверла сделать два отверстия.
  7. Соединить провода с трамблером, трансформатором и коммутатором. Синий цвет жилы подключить к клемме «Б». Коричневый цвет жилы подвести к контакту «К». Высоковольтный провод установить между центральным электродом трансформатора и крышкой распределителя.

Как выставить и проверить зажигание

После установки, если она прошла успешно, машина должна сразу завестись. После этого следует:

  1. Сбросить крышку основного распределителя и вывернуть свечу зажигания.
  2. Установить в отверстие для свечей отвертку большой длины и провернуть коленвал при помощи храповика по часовой стрелке, если смотреть на деталь спереди автомобиля. Следует найти ВМТ поршня, при помощи которого произойдет выброс отвертки из отверстия.
  3. Открутить гайку, которая крепит блок и трамблер. Вращая корпус, нужно сделать так, чтобы зазор датчика Холла совпал с прорезью экрана. Контакт бегунка, который движется, должен совпасть с контактом сбоку под номером 1, находящийся на крышке трамблера.
  4. Затянуть крепление, установить свечу и крышку.
  5. Завести двигатель.
  6. Дождаться его прогрева до 60° и выставить зажигания при помощи стробоскопа или «на слух».

Правильный процесс выставления зажигания заключается в том, чтобы медленно отпускать крепление трамблера и поворачивать корпус. Все это производится на холостых оборотах мотора. В конце останется только плотно затянуть крепление.

Выставление электронного зажигания является относительно трудоемким процессом. Все можно сделать своими руками, если есть хотя бы малейший опыт. Новичку лучше обратиться на станцию технического обслуживания, где все тоже самое сделают за считанные минуты.

Установка бесконтактного зажигания на ВАЗ 2106

Легковушка марки ВАЗ 2106 давно не выпускается, но часто можно встретить ее на дорогах страны. Конечно, конструкция модели считается устаревшей, но многим она нравится за надежность и простоту обращения. Многие владельцы машины задумываются над вопросом улучшения характеристик двигателя. Причем сделать это хочется не тратя много средств. Существует один способ модернизации, который часто применяется на практике. Это установка электронного зажигания на ВАЗ 2106.

Схема электронного зажигания на ВАЗ 2106

Различие между заводским устройством и системой электронного типа

Любой механизм зажигания подразумевает одинаковое устройство. Схема подключения электронного зажигания на ваз 2106 предусматривает присутствие многих общих элементов. Это – свечи, бронепровода, устройство распределения, катушка. Наличие свечей обязательно, ведь без них не произойдет образование искры.

Бронепровода служат для соединения высоковольтных частей. Представляют собой шнуры из особых волокон, по которым движется силовой заряд.

Устройство для распределения зажигания (трамблер) отличается для многих автомобилей. Его функции можно понять исходя из названия. Установка бесконтактного зажигания ваз 2106 не обходится без такого элемента.

Катушка обладает свойством увеличения напряжения, подаваемое на обмоточную поверхность.
Сравнивая контактное и электронное зажигание ваз 2106, следует вывод, что для первого характерна центральная ось, осуществляющая свое движение благодаря приводящему механизму от масляного насоса. На оси предусмотрен маленький кулачок, участвующий функционирование контактного блока. Эта деталь также служит для передачи силового заряда на катушку. Для передачи большого тока требуется функционирование всей контактной группы, что усложняет процесс и приводит к многим проблемам.

Электронная система зажигания ваз 2106 предполагает наличие датчика Холла. Этот компонент служит контактным прерывателем и не имеет прямого контакта. А также он образует толчок слабой силы, который не сможет способствовать зажиганию верхней обмоточной поверхности катушки. Данное устройство усиливает толчок и подает в нужное время.

Недостатки обычного механизма зажигания

На сегодняшний день используется бесконтактная система зажигания ваз 2106 на многих машинах этого ряда. Контактный механизм отсутствует на вновь выпускаемых автомобилях. Ведь связано это с такими недочетами в работе автомобиля и его частей:

  • Возникновение такого явления как проскакивание искры, что отражалось на их подгорании;
  • Частая чистка;
  • Недолгий период эксплуатации контактной группы;
  • Частый износ подшипника, на котором находятся контакты, что приводило к нестабильности работы двигателя;
  • Растяжение балансиров.

Данные недочеты возникают не сразу, а по очереди. Поэтому хозяин «шестерки» может находиться в постоянном ремонте. Конструкционное строение контактной группы влияет на мощность заряда, уменьшая данную величину. В итоге силовой агрегат начинает хуже функционирует и повышается расход топлива.

Поэтому собственники авто начинают задумываться над вопросом – как поставить электронное зажигание на ваз 2106? А тем, кто уже это сделал, интересна тема – как выставить электронное зажигание?

Комплект электронного зажигания на ВАЗ 2106

Комплект электронного зажигания на ВАЗ

Достоинства электронного зажигания

Новым бесконтактным механизмам не присущи отрицательные качества контактной группы, что отражается на их долговечности. Подаваемый импульс становится устойчивым и топливная смесь лучше воспламеняется. В итоге установка бесконтактного зажигания ВАЗ 2106 обладает рядом достоинств:

  • Уменьшение расхода топлива;
  • Облегченный запуск автомобиля при отрицательной температуре воздуха;
  • Стабильность работы мотора на холостых оборотах;
  • Правильная регулировка системы не потребует быстрой перенастройки;
  • Увеличение срока эксплуатации свечей.

Подбор электронного зажигания

Схема бесконтактного зажигания ваз 2106 зависит от типа силового агрегата автомобиля. Предусмотрены различные конструкционные особенности распределяющего элемента. Если установлен мотор вместимостью 1,3 л, то распределитель имеет укороченный шпиндель. При наличии мотора 1,5 л или 1, 6 л шпиндель распределителя одинаков для этих разновидностей. В поставочную упаковку бесконтактного механизма входят такие составляющие:

  • Трамблер, служащий для распределения зажигания. Применительно к объему автомотора различают разные артикулы. Для 1,3-литрового движка требуется устройство с артикулом 38.3706-01. Автодвигателям 1,5 л и 1, 6 л следует подбирать элемент с обозначением 38.37061.
  • Катушка, характеризующаяся большим напряжением. Она обеспечивает преобразование тока, не превышающего показатель в 12 В. Элемент служит для преумножения низкого напряжения. Может поднять до 20 кВ. Артикульная позиция устройства – 27.3705.
  • Модуль контроля электронного типа – имеет обозначение 36.3734 или 3620.3734.

В качестве соединяющих элементов подбираются провода. Возможно применение комплекта от «Нивы».
Схема подключения бесконтактного зажигания на ваз 2106 не может быть выполнена с применением бесконтактного комплекта для Ваз 2121. Трамблер, входящий в комплект для такой марки, снаружи схож с требуемым устройством, но технические показатели у них разные. Поэтому употреблять данное устройство не стоит.

А также требуется приобрести свечи. Промежуток между электродами у них должен составлять 0,7-0,8 мм. Они позволяют быстро воспламенить воздушно-топливную смесь в цилиндрах.

Стандартная система зажигания классики

Стандартная система зажигания классики

Подготовительный этап

Многих интересует вопрос – как поставить бесконтактное зажигание на ваз 2106, если нет гаража и смотровой ямы. Но данное устройство не предполагает наличия смотровой ямы, все операции можно произвести у капота. Потребуются дополнительное вспомогательное оборудование:

  • Набор ключей (на 8,10,13);
  • Две отвертки – плоская и крестообразная;
  • Пассатижи;
  • Дрель (допускается употребление сверл для работы с металлом);
  • Шурупы.

А также можно заимствовать ключ накидного вида, у которого имеется длинная рукоять. Он позволит вращать коленчатый вал. Если он не найдется, то можно применить метод вращения заднего колеса, предварительно расположив противооткатные предметы и включив 4 или 5 скорость.

При решении задачи как установить электронное зажигание на ваз 2106, для начал нужно провести этап подготовки:

  • Открыть капот автомобиля;
  • Снять отрицательную клемму аккумулятора;
  • Убрать провода со свечей и распределяющего устройства;
  • Произвести выкручивание свечей.

Далее, необходимо подготовить новый комплект и приступать к процессу демонтажа.

Этапы замены контактного механизма

Как установить бесконтактное зажигание на ваз 2106? Сначала производится демонтаж старого механизма по схеме:

  • Снять крышку трамблера и поставить его бегунок в перпендикулярную позицию к средней линии двигателя. Это делается при помощи выключения и включения стартера.
  • Применив маркер или мелок сделать соответствующие отметки о положении бегунка.
  • Отсоединить вакуум-канал и провода от трамблера.
  • Взяв ключ на 13, выкрутить фиксирующий элемент катушечно-проводного соединения.
  • Удалить провода с катушки. Требуется запомнить, в каком положении располагаются те или иные жилы.
  • Убрать катушку.

Следует учесть, что при снятии трамблера может выпасть прокладка, находящаяся в месте посадочной площадки корпуса цилиндров.

Метки на шкиве и блоке должны совпадать

Метки на шкиве и блоке должны совпадать

После проведенных операций начинается этап монтажа нового комплекта:

  • Сняв прокладочный элемент со старого трамблера, разместить его на вновь монтируемом устройстве. Открепить крышку распределителя.
  • Осуществив поворот бегунка, выставить его в позиции, которая соответствует намеченной при прошлых операциях.
  • Поместить вал распределителя в гнездо и закрутить гайку. Так как в дальнейшем будем проводиться регулировка бесконтактного зажигания ваз 2106, то применять силу при закручивании не надо.
  • Закрутить свечи и установить крышку трамблера.
  • Установить провода к нужным цилиндрам.
  • Монтировать новую катушку. При несоответствии контактов нужно ослабить хомут, и развернуть корпус.
  • Снять омывательный бак и сделать пару отверстий в лонжероне для фиксации электронного модуля. Стоит предусмотреть, что модуль не должен находиться ниже бака, чтобы исключить залив водой.
  • Осуществить подключение нового модуля согласно прилагаемой схеме. А также присоединить старые провода от тахометра и других устройств.
  • Закрепить вакуумную трубку.
  • Завести автомобиль. Если не получилось произвести запуск, то следует изменить положение трамблера для смены угла опережения зажигания.

Модели автомобиля, выпущенные в недавнее время, снабжены отверстиями для монтажа. После того, как выставить бесконтактное зажигание на ваз 2106 удалось, начинается процесс установки подходящего момента зажигания

Работы по изменению зажигания

Как отрегулировать электронное зажигание на ваз 2106 после процедуры размещения нового комплекта на авто? Первым этапом регулировки является настройка трамблера:

  • Убрать свечу с первого цилиндра;
  • Разместить палец руки на ее отверстии;
  • Осуществить поворот коленвала в направлении часовой стрелки.

Регулировка электронного зажигания на ваз 2106 проводится, когда на палец начнет поступать струя воздуха. В этот момент следует прекратить поворот. Далее изменяется расположение трамблера, а именно бегунок должен смотреть в сторону ведущего цилиндра.

Следующим этапом ответа на вопрос как настроить электронное зажигание на ваз 2106 выступает изменение момента зажигания. Этап предполагает подведение центрального катушечного провода к свечке и дальнейшее замыкание на массу. Бегунок поворачивается в направлении противоположном часовой стрелке до образования искры. А также требуется следить за тем, чтобы этот участок находился в месте взаимодействия бегунка и первого цилиндра.

Как выставить электронное зажигание на ваз 2106, если появилась детонация? После оборудования автомобиля приобретенным комплектом и регулировки необходимо прогреть автомобиль и надавив на газ, установив вторую передачу, слушать работу двигателя. Если нет никаких шумов и детонации, то настройка верна. В ситуации, если появляются детонация, то надо настроить зажигание позднее.

Как отрегулировать бесконтактное зажигание на ваз 2106, если требуется скорректировать опережающий угол посредством стробоскопа. Прибор присоединяется напряжению машины с предварительным снятием и заглушкой вакуумного шланга. После этого мотор должен поработать до нормальных холостых оборотов и ослабить болт на распределяющем устройстве. Луч стробоскопа должен падать на шкив коленвала. Вращая трамблер добиться расположения меток напротив отметок на крышке распределения топливной смеси. После этого закрепить устройство.

Таким образом, теперь многие будут знать, каким образом смонтировать и как настроить бесконтактное зажигание на ваз 2106. Процедура может быть выполнена самостоятельно при наличии подручных средств и комплекта нового устройства.

Читайте также: