Установка тесла в истре

Обновлено: 23.06.2024

Башни Тесла. Инопланетные Пейзажи Подмосковья

На окраинах города Истра находится самый большой каскад трансформаторов в мире. Сегодня место почти заброшено и больше напоминает базу пришельцев из фантастического фильма.

Этот электрополигон создавался как универсальный научно-исследовательский комплекс для испытания и исследования объектов техники на стойкость к воздействию импульсных электромагнитных полей естественного и искусственного происхождения в 1970-е годы.

"Катушки Тесла" или "Башни Тесла" — народные названия и к самому Тесле они не имеют никакого отношения. Технически верное название — Испытательные Стенды ВНИЦ ВЭИ (Высоковольтного Научно-Исследовательского Центра Всероссийского Электротехнического Института).

На первых фото каскад трансформаторов 3 МВ. Был предназначен для испытаний изоляции электрооборудования сверх- и ультравысокого напряжения.
Технические характеристики, которые удалось найти в интернете:
Испытательное напряжение, МВ — 0-33
Ток нагрузки, А — 4
Мощность установки, МВА — 12
Напряжение питания, кВ — 10

Рядом в зарослях находятся генераторы.

Также недалеко расположен склад.

Но через мутные стекла можно кое что разглядеть внутри.

По всей территории раскиданы керамические изоляторы.

Вдалеке видна ещё одна установка, до которой мы решили не ходить что бы не встретиться с охраной.

Единственный работающий объект — Генератор Импульсных Напряжений 9 МВ.

ГИН 9 МВ превосходит лучшие известные в мире генераторы по совокупности параметров испытательных импульсов. С помощью этого генератора получен аномальный искровой разряд длиной 150 метров. Разработана и экспериментально обоснована методика испытаний самолетов на молниепоражаемость, приближающая испытания к натурным воздействиям молнии и повышающая достоверность полученных результатов.

Технические характеристики:
Номинальное напряжение, МВ — 9
Запасаемая энергия, МДж — 1,3
Длительность фронтов импульсов, мкс — 2-600
Длительность импульсов, мкс — 50-7500
Высота ГИН, м — 43

Вышка служит для крепления провода, по которому разряд подаётся на тестируемый объект.

Место однозначно рекомендовано к посещению для поездки выходного дня.

«Катушки Тесла» под Истрой

«Катушки Тесла» под Истрой регулярно попадают в топы самых странных мест и объектов на территории Московской области. Сюда едут фанаты игры S.T.A.L.K.E.R., готы, безумные инженеры и рекламные фотографы. Что ж, место это действительно необычное и запоминающееся. Мы готовы рассказать всю правду об этих загадочных сооружениях.

Территория, на которой находятся объекты, хоть и полузаброшенная, но закрытая и охраняемая.

Как попасть внутрь, мы расскажем ниже. Пока лишь хотим предупредить, что всё в этой миссии делается на свой страх и риск.

Катушки Тесла или лучевые пушки?

Истринские «катушки Тесла» к знаменитому сербскому изобретателю и электротехнику никакого отношения не имеют. Официальное название комплекса – Испытательные стенды Высоковольтного научно-исследовательского центра Всероссийского электротехнического института. Полигон создавался в 1970-е годы для испытания воздействия сверхмощных электромагнитных импульсов – здесь, например, проверяли, что произойдет с самолетом, если в него попадет молния. Конспирологи утверждают, что военные на полигоне занимались разработкой сверхоружия – лучевой пушки, стреляющей сгустками плазмы, но оставим эту информацию на совести пишущих.

Крупных объектов здесь всего три, но каждый из них заслуживает отдельного описания. Основная, хоть и не самая живописная постройка – генератор Аркадьева-Маркса, или просто «башня Маркса» – зиккурат высотой с десятиэтажный дом.

Многогранная Истра

Сыроварня «Русский пармезан»

Сыроварня «Русский пармезан»

групповые платные экскурсии

Музей «Новый Иерусалим»

Музей «Новый Иерусалим»

Экспозиция «Особая кладовая» в музее «Новый Иерусалим»

Экспозиция «Особая кладовая» в музее «Новый Иерусалим»

На одного человека

Контактный зоопарк «ZOOландия»

Контактный зоопарк «ZOOландия»

На одного человека

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Ленино-Снегиревский военно-исторический музей

Ленино-Снегиревский военно-исторический музей

На одного человека

Галерея скульптуры Сергея Казанцева

Галерея скульптуры Сергея Казанцева

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Церковь Рождества Христова

Церковь Рождества Христова

Спасо-Преображенский храм

Спасо-Преображенский храм

Рыбокомбинат «Малая Истра»

Рыбокомбинат «Малая Истра»

На одного человека

Центр водных видов спорта «Веселый ветер»

Центр водных видов спорта «Веселый ветер»

Батутный центр «Лето»

Батутный центр «Лето»

На одного человека

Мотопарк «Вельяминово»

Мотопарк «Вельяминово»

Разовая тренировка с инструктором

Катушки Тесла
Катушки Тесла

Искусственная молния бьет в небольшой шарик, подвешенный над помостом. В ходе испытаний с помощью генератора был получен аномальный искровой разряд длиной 150 метров. Сейчас башня производит впечатление заброшенной, но это не совсем так – испытания тут крайне редко, но проходят, причем иногда разряды уходят в лес.

Мощный каскад трансформаторов

Второй феерический объект этих мест – каскад трансформаторов мощностью 3 МВ с коммутационной приставкой. Это, кстати, самый большой трансформатор в мире, он был изготовлен немецкой компанией TuR Dresden. Сооружение имеет футуристический вид, напоминая внутренности машины времени или стоянку для боевых единиц Космофлота. Место отлично подходит для необычных фотосессий. Будьте аккуратны – железный помост под трансформаторами проржавел, ходить по нему опасно.

Катушки Тесла
Катушки Тесла

Гигантская молекула ДНК

Третий объект находится ближе всего к дороге и проходной. Это установка постоянного напряжения на 2,25 МВ. Внешне она напоминает увеличенную модель ДНК или гигантскую головоломку. К сожалению, конструкция пострадала от времени больше остальных – некоторые изоляторы повреждены, причудливые металлические кольца покрывает ржавчина. Что тут происходило во времена СССР и как она работала, можно только представить. Очевидцы пишут, что от увиденного у них в буквальном смысле вставали дыбом волосы – настолько было сильным поле статического электричества. Сейчас это просто неподвижная и странная вещь.

Доехав, следует пересечь автомобильную трассу через подземный переход, и около километра двигаться по улице Почтовой. Справа будет пожарная часть, слева – два кладбища. За последним из них и начинается территория полигона.

Катушки Тесла
Катушки Тесла

«Купол Ельцина»

В полукилометре южнее полигона находится еще один объект – руины Высоковольтного испытательного стенда предприятия Р-6511. «Купол Ельцина», как его называют в народе, строился по заказу Всесоюзного электротехнического института имени Ленина. Циклопическое сооружение (диаметр купола – 236,5 метра, высота – 118,4 метра) служило для испытания высоковольтного оборудования и исследования электромагнитных импульсов, возникающих при грозовых разрядах и атомных взрывах. Купол был построен в ноябре 1984 года, но уже в конце января 1985 года рухнул из-за ошибок в расчетах конструкции и скопившегося на крыше снега. Макет этой конструкции можно увидеть по дороге к испытательному стенду.

Его крыша заросла темно-зеленым мхом. Подойти к нему нельзя, так что остается только догадываться, что происходит внутри. В Истре, если вам не хватило приключений, тоже есть на что посмотреть. От полигона за полчаса можно пройти по паломнической тропе до Новоиерусалимского монастыря и музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим».

Отзыв: Экскурсия к "Катушкам Тесла" или генератору Аркадьева-Маркса (Россия, Истра) - Оригинально, но ТОЛЬКО ради этого ехать не стоит, если только делать нечего;)

К экскурсии одного дня (я бы даже сказал не одного дня, а пары часов) могу причислить поездку к так называемым в народе "Катушкам Теслы". Находятся они в подмосковном городе Истра.

На машине добраться легко. Можно по Волоколамскому шоссе до города Истра. Но я бы рекомендовал двигаться по Новой Риге. Это автострада, так что домчитесь с ветерком. Потом, когда свернете направо, конечно, потащитесь в общем потоке, но в начале с ветерком :)

В Истре вам нужна улица Почтовая. По ней двигайтесь все время прямо, прямо, прямо до кладбища, которое огорожено зеленым профнастилом. Еще несколько лет назад ограды такой не было. Если повернете у кладбища направо, то попадете в клуб любителей горных лыж "Истра - Тур", где сможете покататься на горных лыжах, но сейчас не об этом.

Экскурсия к Катушкам Тесла или генератору Аркадьева-Маркса (Россия, Истра) фото

На фото выше как раз виден зеленый забор вокруг кладбища. Советую припарковаться у самого начала забора, а потом пешочком прогуляться немного вперед по дороге (показал стрелкой на фото выше). Там вы увидите два прохода на кладбище. Вам нужен тот, который подальше.

Сразу за кладбищем как раз и расположена огороженная сеткой рабицей искомая территория, где размещены т. н. "Катушки". Можно прогуляться (или проехать на машине) чуть дальше. Тогда вы увидите вход на территорию. Ворота всегда закрыты.

Говорят, что охране можно дать 100 рублей на корм собачкам и пройти посмотреть. Однако лично мой опыт говорит о том, что охранник человек простой, маленький, всего боится. Но больше всего он боится своего начальства и потерю такой непыльной работы. Поэтому мне так ни разу и не удалось попасть на территорию относительно честным путем ;)

Итак, заходим на территорию кладбища через второй от дороги проход в зеленом заборе.
Сейчас зима и снега навалило по самые "небалуйся". Лучше, конечно, поздней весной или летом сюда приезжать. Намного комфортнее. Но и так, пока мы там гуляли, приехали еще две машины посмотреть на это чудо инженерной мысли.

Экскурсия к Катушкам Тесла или генератору Аркадьева-Маркса (Россия, Истра) фото

Через кладбище проходим насквозь.
Как вошли через забор, так и идите прямо.
Строго прямо не получится из-за того, что будете постоянно петлять среди оград могил, но смысл вы поняли.

Идите пока за деревьями по правую руку не увидите инопланетные сооружения (см. фото ниже).

Экскурсия к Катушкам Тесла или генератору Аркадьева-Маркса (Россия, Истра) фото

Подобные конструкции не могут никого оставить равнодушными. Может кого-то это вдохновит, кого-то заставит задуматься о вечном (все-таки кладбище рядом), а кому-то подарит сильные впечатления на всю жизнь.

Давайте подойдем поближе к ограде в виде порванной местами сетки рабица и посмотрим за нее.

Экскурсия к Катушкам Тесла или генератору Аркадьева-Маркса (Россия, Истра) фото

Я банально перелез через рабицу и подошел ко второму контуру заборов.
"СТОЙ напряжение". Стою. Не напрягает.

Поэтому двигаюсь дальше. Где-то справа в стороне лают сторожевые собаки. Но они на цепи. Их ночью отпускают. И то сомневаюсь, так как в глубоком (по колено) снегу следы собак я не заметил. Только там, где было расчищено, то есть там, где ходят сами охранники. Но ПОД самыми катушками снег был нетронут. Один я бродил.

Обходим с левой стороны внутренний забор и видим, что проход к футуристическим сооружениям открыт. Надо только по снегу пробиться. Начерпал полные ботинки снега. Так что учтите этот момент при планировании зимней экскурсии.

Экскурсия к Катушкам Тесла или генератору Аркадьева-Маркса (Россия, Истра) фото

Все ближе и ближе. Отлично видны какие-то завитки, керамические изоляторы, хитрые переплетения конструкций.

Экскурсия к Катушкам Тесла или генератору Аркадьева-Маркса (Россия, Истра) фото

Теперь взглянем на "ноги" этого приземлившегося корабля пришельцев.

Экскурсия к Катушкам Тесла или генератору Аркадьева-Маркса (Россия, Истра) фото

Снизу вид еще более захватывающий! Несколько этажей заумных хитросплетений.

Экскурсия к Катушкам Тесла или генератору Аркадьева-Маркса (Россия, Истра) фото

Справа в стороне расположена башня, от которой (или к которой?) при испытаниях шел разряд электрического тока в миллиарды вольт.

Экскурсия к Катушкам Тесла или генератору Аркадьева-Маркса (Россия, Истра) фото

До этой башни я уже не дошел, так как там как раз расположен домик со сторожами.
Мне и так неплохо в одиночестве.

Экскурсия к Катушкам Тесла или генератору Аркадьева-Маркса (Россия, Истра) фото

Еще несколько фотографий из-под низа:

Экскурсия к Катушкам Тесла или генератору Аркадьева-Маркса (Россия, Истра) фото

Внизу пахнет машинным маслом, которое вытекло из разбитых контуров. Все же объект находится в нерабочем состоянии и без вандалов не обошлось.

Экскурсия к Катушкам Тесла или генератору Аркадьева-Маркса (Россия, Истра) фото

Ходить надо с особой осторожностью. Под землей есть технологические пустоты, которые были когда-то закрыты, но со временем обнажились. Под снегом их не всегда видно. Можно запросто провалиться и получить травмы. Будьте осторожны!

Экскурсия к Катушкам Тесла или генератору Аркадьева-Маркса (Россия, Истра) фото

Немного истории и разъяснений.

"Катушки Тесла" — это народное название. Видимо по аналогии с чем-то непонятным, но смутно знакомым появилось название.

Место было уникальным и единственным в мире. Был создан т. н. генератор Аркадьева-Маркса. Официальное название - испытательный стенд ВНИЦ ВЭИ (Высоковольтный Научно-Исследовательский Центр Всероссийского Электротехнического Института).

По сути это электрополигон, который создавался как научно-исследовательский комплекс в 70-ые годы. Сегодня место больше напоминает площадку для заправки космических кораблей из фантастических фильмов.

Сооружение под которым я ходил и фотографировал - это отлично заземленный помост, по которому лупили искусственные молнии. Прямо по шарам, которые видны на фотографиях выше. Так проверяли на стенде элементы, например самолетов, на их устойчивость при попадании молнии. Не исключено, что военные также испытывали здесь что-то свое.

Экскурсия к Катушкам Тесла или генератору Аркадьева-Маркса (Россия, Истра) фото

Надеюсь, было интересно и познавательно.

PS в жизни, как мне показалось, не так грандиозно, как на фотографиях, учтите и это))

PPS и да, больше фотографий плюс работающая установка - все это есть в Интернете.

Установка тесла в истре

Пресс-тур в Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь

Музей «Бородинское поле»

Зосимова пустынь

Главные достопримечательности Серпухова, 3 часть

Виды городского округа Коломенское

Истра, катушки Тесла

Контактная информация

Московская область, городской округ Истра, полигон ВНИЦ ВЭИ.

55.92375, 36.818487
показать на карте

Высоковольтные испытательные стенды, называемые «Катушки Тесла», находятся на окраине города Истры. В советское время здесь зафиксировали искусственный разряд молнии длиной 150 метров. В наши дни этот полузаброшенный объект впечатляет лишь масштабом конструкций.

Истра, катушки Тесла

История

Катушками, или Башнями Теслы в народе называют испытательные установки полигона ВНИЦ ВЭИ (Высоковольтного научно-исследовательского центра Всероссийского электротехнического института). Другое наименование объекта — генератор Аркадьева-Маркса. Комплекс построили в 1970-е годы для проведения испытаний прочности изоляции в электротехнике. Среди важных целей — защита самолетов от попадания молний и разработка сверхвысоковольтной импульсной техники.

В наши дни застать установки в работающем состоянии практически невозможно, исследования проходят крайне редко из-за их высокой стоимости.

Истра, катушки Тесла

Интересные факты

  • Катушка Тесла — устройство, которое изобрел физик Никола Тесла. Он запатентовал прибор в 1896 году как «Аппарат для производства электрических токов высокой частоты и потенциала».
  • Бытует мнение, что Советский Союз с помощью этих установок хотел получить сверхмощное оружие, которое бы изменило мир.

Истра, катушки Тесла

Что посмотреть

  • На полигоне размещены три крупных установки.
  • Самая высокая башня — генератор импульсных напряжений, способный создавать электрические разряды длиной до 150 метров с напряжением в 9 миллионов вольт.
  • Второй объект — каскад трансформаторов, который создает напряжение в 3,6 миллиона вольт.
  • И последняя установка, напоминающая структуру кристаллической решетки, — это установка постоянного напряжения на 2,25 миллиона вольт.

Истра, катушки Тесла

Как проехать

Варианта попасть на территорию два: с разрешения охраны или через бреши в заборах.

На электричке с Рижского вокзала до станции Новоиерусалимская, далее 1,5 км пешком.

На автомобиле по Волоколамскому шоссе до города Истра, далее по улице Панфилова на Почтовую улицу, далее прямо 1,5 км.

Установка тесла в истре

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Насмотревшись жути из сериала "Чернобыль" очень захотелось посетить какой нибудь техноген, залезть в какую нибудь заброшку и погонять мурашек по коже. Вспомнил, что совсем недалеко от Москвы в городе Истра есть очень интересный объект, связанный с ультравысоким напряжением - установки Тесла.

В это место я уже ездил один раз, но так и не нашел установки. Несмотря на кучу отчетов в интернете, точных координат почему то нет. Все координаты ссылаются на немного другой объект, находящийся по соседству. Дело в том что на окраине Истры находится сразу несколько опытно исследовательских полигонов.
"Опытный завод ВНИИЭТО". ЭТО еще не то что нас интересует, хотя за колючкой были видны огромные трансформаторы.


Мы же пошли в другую сторону искать техноген. Высоковольтный научно-исследовательский центр. Заходим легально, через дверь.

На территории оказались таджики, которым все пофиг. Прошли дальше вглубь по заросшей дороге.

На самом деле мы оказались на месте некогда самого большого в мире купола. Некогда гигантский купол был в диаметре 236 метров и высотой 118 метров. Геоточка>>
К сожалению купол рухнул во время постройки и уже давно разобран, но о его размерах можно судить по остаткам кольцевого фундамента. Слева на фото видна кирпичная кладка фундамента, противоположная его часть находится почти на уровне леса.


От былого купола не осталось и следа. Видимо , кто то не прочел эту табличку и потрогал купол.

Сейчас внутри бывшего купола находится какой то испытательный стенд в виде лесенки.

На лисенке лежат какие то стержни с проводами.

По низу тоже стержни.

Рядом с бывшим большим куполом сохранился малый. К сожалению он находится на закрытой территории и как нам поведала уборщица, сейчас он используется не для научных целей, а просто как ангар.

masterok


То, что вы видите на приведенных здесь снимках, является одним из самых мощных генераторов высоковольтных электрических импульсов, построенных во времена Советского Союза. Эта установка, на самом деле являющаяся реализацией так называемого генератора Маркса (Marx Generator), способна генерировать импульсы напряжением в 6 мегавольт и создавать электрические разряды, длиной до 200 метров. Построенный в 1970-х годах, этот генератор предназначен для проведения испытаний прочности изоляции, защиты от молний самолетов и исследований в области систем вооружений на базе электромагнитных импульсов. Но после краха СССР установка была заброшена и оставлена ржаветь на открытом воздухе в течение длительного времени.

Видео и описание под катом, давайте посмотрим .

Фото 2.

Генератор способен вырабатывать импульсы высокого напряжения, длительностью около 100 микросекунд. Но в течение этих микросекунд моментальная мощность импульса превышает суммарную мощность всех российских энергетических станций, включая и ядерные.

Сейчас генератор высоковольтных импульсов находится в распоряжении Исследовательского центра высоких напряжений Всероссийского электротехнического института имени В.И. Ленина (ФГУП ВЭИ). И в последние годы исследователи центра производят крайне редкие включения установки, что объясняется достаточно высокой стоимостью энергии, требующейся для выработки высоковольтного импульса. На сайте ВНИЦ ВЭИ это называется «Универсальный комплекс для испытания и исследования объектов техники на стойкость к воздействию импульсных электромагнитных полей естественного и искусственного происхождения».

Фото 3.

Судя по информации, размещенной на официальном сайте ФГУП ВЭИ, воспользоваться возможностями генератора высоковольтных импульсов может каждый желающий, способный оплатить затрачиваемую на это электроэнергию и нуждающийся в проведении подтвержденных соответствующими свидетельствами испытаний самолетов, транспортных средств и промышленного оборудования. Кроме этого, руководство ФГУП ВЭИ рассчитывает, что доказательства работоспособности генератора привлекут к нему внимание потенциальных заказчиков, которые смогут обеспечить финансирование реконструкции и дальнейшей модернизации этой невероятной установки.

Фото 4.

Вот такая была штуковина:

А осталось вот такое кольцо:

Внутри кольца находится небольшой ангар, с какой то хитрой установкой. Одна стена ангара стеклянная, и из неё выходят множество антенн образующих огромный парус:

Так эта штука выглядит внутри:

А вот как это было.

Происшествие, о котором пойдет речь сегодня, стало частью истории Истры в далеком 1985 году. Именно тогда произошел случай, изменивший весь город - по крайней мере, его внешний облик. Нам удалось побеседовать с человеком, который стал свидетелем событий почти 30-летней давности, когда 25 января из истринского пейзажа навсегда исчезло грандиозное сооружение в виде купола диаметром 234 метра и высотой 112,3 метра. Гигантский купол, по воспоминаниям многих притягивавший взоры днем и ночью, был любимым детищем флагмана истринской науки ВНИЦ ВЭИ, а также гордостью и надеждой всей оборонки. Об этом свидетельствуют пожелтевшие страницы научных и популярных журналов того времени. Хотя все, что связано с куполом, до сих пор окружено тайной, известно лишь, что он предназначался для проведения экспериментов в области высоковольтных испытаний. После того, как амбициозный проект провалился в буквальном смысле этого слова, кроме официального заключения, возникло множество версий и слухов. Сегодня, спустя годы, своими воспоминаниями с "Истра.РФ" поделился человек, на глазах у которого произошли описываемые события. Вот что рассказала наша собеседница, в то время - рядовая сотрудница ВЭИ. − 25 января. Утро. Темно, как ночью. Я иду на работу.

Падает тяжелый мокрый снег, − именно эта деталь рассказа легла в основу одной из последующих версий обрушения купола. Но начиналось то далекое утро для нашей героини как обычно - ранняя электричка, безлюдная проходная. - В 7.30 пересекаю проходную, и вдруг раздается страшнейший грохот. Потом писали, что падало тихо, но я до сих пор помню, как это случилось. Было страшно. На проходной все замерли: и я, и вахтер. Я кое-как дошла до основного корпуса, а наша лифтерша, Любовь Михайловна, которая приходила раньше всех, лежит на полу, за батарею схватилась, голову накрыла и кричит: «Батюшки, что там такое, война, наверное, началась!».

Мы сначала вообще не поняли, в чем дело. Потом стало собираться начальство, пришел директор. Когда рассвело, мы подошли к окну, а купол было видно из окон ВЭИ, все просто обалдели: эта громадина из железа сложилась внутрь, как тряпка. Железо обвисло складками, как огромное количество ткани. Конечно, сначала испугались больше всего из-за того, что там могли быть сотрудники. Подумали о том, что погибли люди. Но оказалось, что они не успели прийти на объект. Слава Богу, что там никого не было внутри. Стояла только техника, которая разрывала котлован внутри купола… Это была трагедия для всех. И для тех, кто там работал, и для тех, кто не имел отношение к этому куполу. У нас был настоящий траур. Даже в столовой все в тот день стояли в очереди и ели с каменными лицами. Впоследствии была комиссия, расследовали причины, но нам, простым смертным, об этом ничего не говорили.

Среди людей было много разговоров, склонялись к мнению, что причиной стал сильный снегопад. С тех пор прошло несколько десятков лет, наша собеседница давно не работает в ВЭИ, но события того дня врезались в память на всю жизнь. Хотя история эта обросла слухами, но, как выяснилось, большинство из них не имеют под собой основы: при падении никто не погиб - ни охраны, ни сторожа внутри не было. А единственным пострадавшим можно считать одного из приехавших на место обрушения конструкторов сооружения, у которого действительно случился инфаркт.

Фото 5.

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Ну а подробнее про Теслу - повелителя молний я вам рассказывал вот тут: Никола Тесла. Тот, кто разговаривает с электричеством

Катушки Тесла в Истре - ультравысоковольтный испытательный стенд РФЯЦ-ВНИИТФ

Ультравысоковольтный испытательный стенд РФЯЦ-ВНИИТФ состоит из

  • Каскада трансформаторов (КТ) на 3 мегавольта с коммутационной приставкой
  • Генератора импульсных напряжений (ГИН) 9 мегавольт
  • Установки постоянного напряжения (УПН) 2,25 мегавольта

Ультравысоковольтный испытательный стенд РФЯЦ-ВНИИТФ в Истре

Исследовательский комплекс ВНИЦ создает искусственные молнии

Размеры молний от совсем небольших, до довольно внушительных, повторяющих настоящие природные.

Ультравысоковольтный испытательный стенд генерирует молнии

Всероссийский электротехнический институт основан в СССР в 1921 году и занимался ведущими разработками в области электротехники и электрофизики.

Всероссийский электротехнический институт проводит эксперименты с молниями на катушках Теслы

Основными направлениями деятельности ультравысоковольтного испытательного стенда являлись исследования и разработка высоковольтной техники, силового и электротехнического оборудования, комплексных систем автоматизации и электроники различного назначения.

Исследования и разработка высоковольтной техники, силового и электротехнического оборудования

Последние 20 лет основная часть оборудования этого уникального стенда не использовалась и ветшала, что было вызвано недофинансированием науки в целом, а также отсутствием коммерческого и государственного спроса на серьезные исследования в молниеустойчивости оборудования.

Старое оборудование истринских катушек Теслы

Но в 2018 году в Истре на ультравысоковольтном стенде РФЯЦ запустили трансформатор Маркса мощностью 6 миллионов вольт.

В Истре запустили трансформатор Маркса мощностью 6 миллионов вольт

Трансформатор Маркса, установленный в Истре, позволяет изучать траектории молний и выявлять точки попадания разрядов в самолёт, тем самым обеспечивая повышение защиты авиалайнеров для избежания авиакатастроф в небе.

Долгое время истринский трансформатор Маркса не функционировал, как и другое оборудование испытательного стенда. Надеемся, что такая богатая госкорпорация как Ростех сможет вдохнуть новую жизнь в эти уникальные приборы.

Катушка Тесла или генератор Аркадьева-Маркса под Истрой

Катушка Тесла — это народное название, появившееся в последнее десятилетие. Так прозвали место, которое является уникальным и единственным в мире! Находится оно в городе Истра. Создавался научный комплекс как испытательный полигон для разработки сверхоружия. Он действует и сейчас. А как туда попасть и стать свидетелем искусственной молнии или новой разработки - сейчас вам расскажу.

Катушкой Тесла или генератором Аркадьева-Маркса научно называется испытательный стенд ВНИЦ ВЭИ (Высоковольтный Научно-Исследовательский Центр Всероссийского Электротехнического Института). Название мудреное и не очень романтичное. Но народная молва готова приукрасить и наименование электро-полигона. Создавался научно-исследовательский комплекс в 70-ые годы для обороны страны. В те времена научная и военная мысли пересекались постоянно. Вся государственная машина работала на обеспечение безопасности Советского Союза от возможной внешней угрозы. В этих разработках не было преград: любые финансовые и физические затраты были оправданы работой на будущее. Таким образом и появился в подмосковной Истре уникальный центр. Состоит он из странных и непонятных для обывателя конструкций. Всюду проходят какие-то футуристические сооружения. Над комплексом возвышается башня, состоящая из трансформаторов. Неподалеку стоит небольшой помост с усиленным заземлением. Это место напоминает скорее площадку для дозаправки автомобилей из научно-фантастических фильмов о будущем, чем на действующий научный объект.

Разберемся, как сюда попасть и что здесь происходит. Есть много романтиков и любителей острых ощущений, которые перепрыгивают через забор и бегают от охранников. Но эти сложности - для экстремалов. Есть путь проще. Приехав на своем автомобиле или подойдя к воротам, можно просто попросить охранника вас пустить. Существует неофициальная такса: 100 рублей с человека. После этого проход вам обеспечен, а если у сторожа хорошее настроение – то и обзорная экскурсия, без углубления в вопрос: «А что тут испытывают?»

На самом деле, в настоящий момент функционирует не весь комплекс. Реально работающими объектами являются только высокая башня и помост. Тем не менее, объект является уникальным и не имеющим аналогов в мире. Огромная башня генерирует в себе электрический ток. Создается заряд энергии в девять миллиардов вольт. Только вдумайтесь в эти цифры! Напряжение на этом объекте сопоставимо с секундной выработкой всех электростанций в Российской Федерации. А здесь все происходит мгновенно и в одной точке. Если вам посчастливится оказаться неподалеку от станции при подготовке эксперимента, то волосы встанут дыбом! Это не образное выражение. Поле статического электричества при подготовке генератора к испытаниям так высоко, что у всех вокруг поднимаются волосы.

Кульминацией испытаний становится разряд от башни в небольшой шарик, подвешенный над помостом. Процесс занимает сотые доли секунды. Так что увидеть глазами такое явление практически невозможно. Но если использовать высокоскоростную камеру, то можно его заснять. Я бы не советовал вам гнаться за красивым кадром и караулить ученых. Ведь испытания проводятся не часто. Это связно с дороговизной использования установки. Правда, если уж вам повезло, и вы стали очевидцем исследования, то не стоит перелезать через ограду, желая лучше разглядеть уникальное явление. Дело в том, что молния до сих пор не изучена окончательно, а ее поведение не всегда предсказуемо.

Сейчас на полигоне проводятся исключительно гражданские исследования. Поведение электрического тока и его взаимодействие с другими объектами для того и изучается, чт бы было понятно поведение этого явления. Так что разряд в девять миллиардов вольт вполне может уйти и за пределы намеченного квадрата, особенно если рядом появится зевака с мобильным телефоном в руках.

Советую вам посетить это место просто для осознания человеческих возможностей и понимания могущества природы. Мы с детства видели молнии, а их искусственное создание требует колоссальных вложений. В этом месте понимаешь, что человеку подвластно практически все, вопрос только в цене. И это не всегда касается финансов.

Но на этом объекте комплекс не заканчивается. Если пройди буквально метров 600, можно наткнуться на руины другой части этого комплекса. В 80-ых годах на этом месте сооружалась огромная лаборатория по изучению электрического тока в замкнутом пространстве. Собой она представляла невероятных размеров шарообразный ангар. Но, видимо из-за ошибки проектировщиков, сооружение рухнуло. Сейчас остались только невысокие части стен. Все остальное разобрано и вывезено. Но в центре этого периметра виднеется электрическая установка, и, судя по ее состоянию, используется сейчас.

Если вы оказались неподалеку от Истры и хотите погрузиться в мир будущего и электричества – вам сюда. Подобные конструкции и перспектива человеческой мысли не оставляют равнодушными. Окрестности подмосковных городов полны невероятных объектов, сооружений и природных явлений. Все это нас окружает. Кого-то вдохновляет, кого-то заставляет задуматься о вечном, а кому-то просто дарит приятные впечатления на выходные. Путешествуйте по Неизведанному Подмосковью и узнавайте новое.

Как добраться

На машине: из Москвы по Волоколамскому шоссе до города Истра. По городу двигайтесь по улице Панфилова на улицу Почтовая. Далее по прямой.

На общественном транспорте: с Ленинградского вокзала до станции Новоиерусалимская. Выходите на Почтовую улицу и двигаетесь прямо 1,4 км.

Величайший «Купол» науки из Истры

image

Археологи удивляются мастерству древних архитекторов. Не имея современных инструментов, они могли строить поражающие воображение объекты. Здания далекого прошлого настолько не вписываются в наши представления о жизни предыдущих поколений, что дают почву для роста альтернативных теорий про атлантов, пришельцев, хрононавтов. Если через множество лет, когда от человечества останутся лишь осколки пластика, разбросанные на окаменевшем ложе между ископаемыми сланцами Бёрджес и тысячелетним слоем грязи, на Землю прилетят инопланетяне, то они с той же недоверчивостью будут изучать наши железобетонные мегалитные сооружения.

Чтобы испытать эмоции от соприкосновения с историей, не нужно далеко ходить. Достаточно выехать в Подмосковье, где под кустами, землей и древней бетонной плитой лежат останки крупнейших загадочных сооружений. Сегодня расскажем об одном из таких мест — главном испытательном полигоне Всероссийского электротехнического института.

Высоковольтные проекты

image

Источник

В 70–80 гг. прошлого столетия в Советском Союзе стартовал масштабный проект строительства сверхмощного энергомоста, который должен был связать электростанции Сибири, Экибастузский энергоузел, где расположена крупнейшая тепловая электростанция Казахстана, с промышленно развитым Уралом и европейской частью России.

В 1978 году началось строительство самой длинной ЛЭП в мире — линия постоянного тока длиной 2414 километров связала бы города Экибастуз и Тамбов. Максимальная мощность должна была составить 6000 МВт.

В 1988 году была построена уникальная высоковольтная линия переменного тока проектного напряжения 1150 кВ «Барнаул — Экибастуз — Кокшетау — Костанай — Челябинск». Это единственная в мире линия электропередачи такого класса напряжения, пропускная способность которой достигает 5500 МВт.

Проекты подобного масштаба невозможно было осуществить без реальных проверок высоковольтной техники, но испытательного стенда, оснащенного необходимым оборудованием и соответствующего высокому уровню безопасности, на тот момент не было.

Кроме того, в рамках подготовки «асимметричного ответа» на «Стратегическую оборонную инициативу» Рейгана, военные рассматривали различные теории создания оружия на базе искусственных молний. Площадка, на которой свободно удалось бы генерировать мегаваттные электрические разряды, стала бы ответом на все вопросы как для гражданских ученых, так и для армии.

Истринская доминанта

image

Диаметр основания — 236,5 метров. Высота — 118,4 метров

Проект, названный «Высоковольтный испытательный стенд предприятия Р-6511», строили для Всесоюзного энергетического института имени В. И. Ленина (ВЭИ) на площадке, уже принадлежащей ВЭИ, у города Истра, на высоком берегу одноименной реки. В строительстве здания высоковольтного испытательного центра участвовали разные организации. Проект металлической части был разработан ведущей организацией страны в области металлических конструкций — Центральным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским и проектным институтом строительных металлоконструкций им. Н. П. Мельникова.

В ВЭИ приняли решение, что здание должно быть сделано в виде купольной конструкции — именно по сфере должны были распространяться волны от генератора электромагнитных импульсов во время испытаний, а оболочка должна была экранировать импульсы. Строительство началось в 1982-м, и через два года был возведен самый большой в истории человечества купол, построенный без использования внутренних опор.

Вызывающая уникальность

image

Так как монтаж производился без использования поддерживающих конструкций, потребовалось внедрение особых технических решений. Подсказку дала сама природа. Форму сооружения выбрали в виде капли, лежащей на ровной поверхности. Капля — это весьма устойчивая структура, благодаря поверхностному натяжению. Стены огромного купола, возвышающегося над пустотой, должны были работать аналогично «стенкам» капли.

image

Первые 10 ярусов здания были собраны двумя башенными кранами, двигавшимися по кольцевому пути снаружи купола, а далее монтаж производился одним установленным внутри краном. Наклонная часть сферы своим весом давила на нижние слои и так сохраняла устойчивость. Явных причин для отказа от поддерживающих конструкций не было, в расчет брали прогрессивность и технологические достоинства метода навесного монтажа, позволявшего возводить огромное сооружение в кратчайшие сроки и при этом сократить расход необходимых материалов.

image

Тонкая «скорлупа» купола представляла собой сеть из массивных стальных стержней, образующих равнобедренные треугольники. Стержни каркаса были выполнены в виде ферм с параллельными стальными поясами, состоящими из спаренных углов. К внутренней стороне крепились обшитые алюминием панели, начиненные минеральной ватой для тепло- и звукоизоляции. Общая толщина оболочки составляла 2,5 метра.

image

К наружным поясам каркаса приваривалась мембрана из атмосферостойкой стали толщиной всего в полтора миллиметра, которую сразу окрашивали в светлый цвет, придавший внешнему виду купола сходство с яичной скорлупой.

image

На купол ушло около 10 тысяч тонн стали и 363 тонны алюминия, был смонтирован 21 симметричный блочный ярус, сверху было установлено коробчатое кольцо диаметром 34 м, на которое подняли центральную часть оболочки весом свыше 600 т. Фундамент купола был выполнен из 63 бетонных опор, некоторые из которых уцелели до наших дней.

В вершине купола собрали технологическое помещение диаметром 34 м с площадью пола 900 м² и массой 110 т. К нему в самом центре купола должны были прикрепить на подвесах генератор импульсных напряжений большой мощности.

image

На внутренней поверхности купола были оборудованы грузовые подъемники на 5, 25 и 100 тонн, установленные на высоте 106,7 метров. С целью обслуживания наружной поверхности купола предусматривалось устройство в виде полуарки, внутри которой были расположены грузопассажирский лифт и лестницы.

Катастрофа и расследование

image

На месте обрушения конструкции. Сверху — остатки самоходной полуарки, находившейся на внешней стороне купола

К осени 1984 года основные работы были завершены, но спустя всего несколько месяцев, 25 января 1985 года, купол рухнул. Лишь раннее время катастрофы (7:30 утра) позволило избежать жертв. Было уничтожено свыше 16 тысяч тонн металлоконструкций.

Техническая комиссия по расследованию причин аварии рассматривала множество версий произошедшего, от тектонических толчков до диверсии. Проверялся вариант того, что действительная форма купола значительно отличалась от проектной. Если изначально в проекте были ошибки, то со временем они накапливались, уменьшая кривизну верхней части купола. В результате «крышка» купола могла давить на всю остальную конструкцию как плита.

Во время монтажа некоторые сжатые стержни действительно теряли устойчивость. Причину перегрузки устранили, а прогибы, видимо, остались. Кроме того, перед обрушением сильные морозы сменились оттепелью. Под куполом собрался холодный воздух, а на поверхности стал давить теплый. Стремление сэкономить на сроках и деньгах привело к тому, что некоторые стержни были выполнены не из стали повышенной прочности, а из обычной. Не все несущие высокопрочные болты были поставлены.

Однако эксперты комиссии пришли к выводу, что все эти недочеты не могли стать причиной обрушения. На этапе проекта статистические расчеты купола производились в программе «Парадокс», учитывавшей верхнюю часть купола, как плоскую плиту, опертую по контуру. Таким образом, одно только дополнительное воздействие снега, воды или воздуха, не говоря уже о собственном весе, не могли обрушить «крышу» купола. Техническая комиссия пришла к выводу, что авария произошла в результате неблагоприятного сочетания десятков небольших погрешностей при проектировании, изготовлении и монтаже конструкций. Одним из важнейших факторов критического накопления ошибок стало игнорирование заказчиком научно-исследовательских и экспериментальных работ на реальных моделях. А уже во время монтажа не хватало приборов для наблюдения за деформациями купола в автоматическом режиме — их просто не было в СССР.

Последствия

Госстрой СССР пытался заставить Главспецстрой построить купол заново за два года. Более того, строить собирались по прежнему проекту. Однако прежде чем удалось решить все вопросы, связанные с финансированием, наступила перестройка, за ней распад СССР, и денег на амбициозные научные проекты не осталось.

Несколько лет спустя после падения купола в Истре был разработан действующий в настоящее время национальный стандарт «Надежность строительных конструкций и оснований». В нем появились следующие очень важные строчки: «для уникальных сооружений, не имеющих надежных методов расчетов или опробованных ранее в России аналогичных решений, расчет конструкций и оснований необходимо производить на основе специально поставленных экспериментальных исследований на моделях или натурных конструкциях».

Для наблюдения за возможной деформацией материалов во время строительства в конце 90-х годов в России стали использовать безотражательные электронные тахеометры. Их применяли, например, при строительстве Лефортовского тоннеля в Москве.

image

Тысячи тонн железобетонных конструкций вывезли с места обрушения. Остался только забетонированный котлован. Позже на нем построят «Стационарный имитатор электромагнитного импульса "Аллюр"», предназначенный для испытаний и исследований объектов авиационной, радиолокационной, бронетанковой и автомобильной техники, ракетных комплексов, систем связи, энергоснабжения и боевого управления, вычислительной техники и различной аппаратуры на стойкость к воздействию мощных электромагнитных импульсов техногенного и природного происхождения.

image

На территории ВЭИ находится еще один испытательный корпус с купольным завершением, так называемый «Малый купол», но его размеры несоизмеримы с рухнувшим большим куполом.

image

На переднем плане генератор «Аркадьева-Маркса», установка постоянного напряжения до 2,25 мегавольта. На заднем плане виден генератор импульсных напряжений Маркса

Неподалеку находится испытательная площадка открытого типа, на которой установлена 43-метровая башня — генератор импульсных напряжений Маркса мощностью 9 МВ. Она использовалась для исследований по физике молнии.

image

В последние годы объект находится в полузаброшенном состоянии, а сам ВЭИ ведет тяжелую борьбу за собственное выживание и не имеет денег на содержание инфраструктуры.

Читайте также: