Ваз 2105 спецверсия для милиции чем отличается от обычной

Обновлено: 03.07.2024

Мелкосерийный автомобиль ВАЗ-21059 для спецслужб СССР с роторным двигателем

Автомобиль ВАЗ-2105 всем нам хорошо знаком, но мало кто знает о существовании такой редкой модификации как ВАЗ-21059 . Модель ВАЗ-21059 выпускалась специально для спец служб СССР ( ГАИ, КГБ, МВД ). Изюминкой ВАЗ-21059 является установленный в автомобиль роторный мотор ВАЗ-4132 .

Двух секционный роторный двигатель ВАЗ-4132 объемом 1.3 литра, мощностью 140 лошадиных сил, способен разогнать автомобиль до ста километров в час приблизительно за 9 секунд. Хочу отметить, что характеристики двигателя ВАЗ-4132 намного превосходят характеристики поршневого двигателя ВАЗ-2106 объемом 1.6 литров и мощностью около 72 лошадиных сил. В то время среди многих автовладельцев "классики" бытовало такое мнение, что двигатель ВАЗ-2106 - это самый мощный мотор, устанавливаемый в "Жигули". Однако на службе в правоохранительных органах находились автомобили ВАЗ-21059 способные развенчать этот миф.

Вот так выглядит роторный мотор под капотом автомобиля ВАЗ-21059.

Кроме плюсов, роторный двигатель ВАЗ-4132 имеет так же ряд существенных минусов. В первую очередь это связанно с тем, что мото-ресурс у роторного двигателя намного меньше, чем у поршневого ДВС . Расход топлива у двигателя ВАЗ-4132 выше примерно в два раза чем, к примеру, у двигателя ВАЗ-2106 . В процессе эксплуатации автомобиля с роторным мотором нужно постоянно следить за уровнем масла в двигателе, так как его большой расход считается нормой. И самый огромный минус у роторного двигателя - это его сложность в ремонте. Отсутствие запчастей в магазинах и различных приспособлений для ремонта в автосервисах делают роторный двигатель неремонтопригодным.

Двухсекционный роторный двигатель в паре с механической коробкой передач.

Роторный двигатель ВАЗ-4132 имеет две секции, по две свечи зажигания на одну секцию, где происходит сгорание топлива. В каждой из секций установлен трехгранный ротор, который "играет" роль поршня. В роторном четырехтактном моторе отсутствуют клапана газораспределительного механизма. В виде топлива может использоваться бензин марки АИ-76 или АИ-92.

Принцип работы роторного двигателя.

ВАЗ-21059 был не единственной мелкосерийной моделью "АвтоВаза", на которую устанавливали роторный двигатель, попыток было много, но все они не имели массового серийного производства. По моему мнению, из-за имеющихся минусов, описанных выше, роторный двигатель в наше время не рентабелен. Почти все документы, касающиеся автомобилей для спец служб, комплектовавшихся роторно-поршневым двигателем, на сегодняшний день засекречены.

Спасибо за внимание! Пишите комментарии! Подписаться на канал можно здесь!👍

Рядовые патрульные: спецверсии Москвичей и Жигулей для советской милиции


В послевоенные десятилетия и до самой перестройки в СССР, наряду с милицейскими Волгами, получали всё большее распространение доступные автомобили малого класса — как тогда говорили, малолитражные. Сначала это были «Москвичи», а с 1970 года к ним добавились «Жигули». Массовый выпуск недорогих легковушек позволил обеспечить советскую милицию большим количеством патрульных машин.

П ервым из автомобилей малого класса широкое распространение в СССР получил «Москвич-400-420», выпускавшийся с 1947 года Московским заводом малолитражных автомобилей МЗМА. В 50-е годы фондов, выделенных МВД на служебный транспорт, не всегда хватало на закупку автомобилей «Победа» М-20. Поэтому в некоторых регионах в милицейские гаражи поступали «Москвичи». Завод в то время не получал задания на разработку специальной модификации «Москвича» для милиции, и такая машина в производственную программу не входила.

На местах автохозяйства сами оборудовали седаны «Москвич» громкоговорителями, дополнительными осветительными приборами и другими устройствами. Также самостоятельно машины окрашивали в синий цвет и наносили отличительные знаки – красную полосу и надписи.

Единая окраска милицейских автомобилей была утверждена приказами министра внутренних дел СССР 1953 и 1957 годов. Автомобиль «Москвич» по всем параметрам превосходил распространённые тогда в милиции мотоциклы с коляской М-72. Он отличался устойчивостью, управляемостью, предоставлял четырём пассажирам такие комфортабельные условия передвижения, какие не мог обеспечить мотоцикл. По маневренности «Москвич» превосходил «Победу», а по проходимости мало уступал ГАЗ-67, что в условиях того времени играло заметную роль.

В 60-е годы, когда правительство упразднило общесоюзное МВД и передало руководство милицией республиканским министерствам охраны общественного порядка (МООП), централизованная система закупки автотранспорта не действовала. В то время местные хозяйственные управления нередко приобретали для милиции и госавтоинспекции не «Волги», а «Москвичи» моделей 407 и 403.

Просторный отапливаемый салон создавал более удобные условия для работы дежурного экипажа, чем были в прежнем «Москвиче». Багажник вмещал набор необходимого криминалистического инструмента или служил для установки радиостанции, обеспечивавшей связь машины с диспетчерской. МЗМА на несколько лет раньше ГАЗа выпустил модификацию с кузовом универсал. Машины «Москвич-423Н» тоже служили в милиции. Их преимущества, в частности, оценили кинологи — сзади в универсал было удобно посадить служебную овчарку.

Поначалу «Москвичи» этого семейства носили принятую в 50-х годах синюю окраску с красной полосой. С 1963 года МООП РСФСР ввел новый стандарт – бирюзово-голубой кузов и красную полосу только на передних дверях. В таком виде «Москвичи» этого поколения служили в милиции. Но часто из-за сложностей с перекраской автомобилей, красную полосу наносили на машины произвольных цветов.

Это продолжалось и после 1964 года, когда МЗМА сумел оперативно обновить базовую модель. Новые «Москвичи-408» получили в милиции ещё большее распространение, встречались даже машины с четырьмя фарами, по документам проходившие как «экспортные», но на самом деле массово поставлявшиеся и на внутренний рынок.

Москвич 408 Приезд Ю.А. Гагарина в Обнинск '1966

Конец 60-х годов ознаменовался несколькими важными событиями. Во-первых, конструкторы МЗМА разработали для «Москвича» принципиально новый двигатель модели 412, который уверенно поставил московскую машину в один ряд современными для тех лет европейскими моделями. Выпуск этих двигателей развернул Уфимский моторный завод. Во-вторых, было принято решение дублировать производство автомобилей «Москвич» на машиностроительном заводе в Ижевске, и вскоре автомобильный парк страны пополняли уже два завода. В-третьих, в Тольятти развернулась стройка нового завода-гиганта по производству автомобилей на базе FIAT-124. В-четвёртых, кресло министра охраны общественного порядка занял Н.А. Щелоков, который возродил общесоюзное МВД и вплотную занялся обновлением парка милицейского автотранспорта.

Приказ министра внутренних дел №338 от 22 сентября 1969 года утвердил новый стандарт окраски милицейских автомобилей – жёлтый кузов, синяя полоса вдоль каждого борта, синяя крышка багажника. Для автомобилей разных марок был предложен одинаковый набор специального оборудования: Два рупора громкоговорителя, проблесковый маячок синего цвета на высокой «ножке», фара-искатель на левом переднем крыле, пара жёлтых противотуманных фар, фонарь с надписью «остановитесь» на багажнике, радиостанция «Пальма».

Москвич-412 АЗЛК

Москвич 412 АЗЛК

В первые же списки автомобилей, которые следовало закупить МВД, помимо ГАЗ-69, «Волг» ГАЗ-21 и ГАЗ-24, входили машины «Москвич-412». Причем, предполагалось в год покупать «Москвичей» вдвое больше, чем «Волг». И ещё до начала серийного производства в Тольятти Щёлоков проявил интерес к новинке советского автопрома ВАЗ-2101. Эти машины тоже подлежали закупке и переоборудованию.

Опытные образцы «Жигулей» в милицейской окраске и комплектации существовали уже в 1970-1971 годах, но в больших количествах продукция ВАЗа начала поступать в дорожно-патрульную и патрульно-постовую службу только с 1973 года. Первые лет 7 все милицейские «Жигули» отличались кузовом и салоном базовой модели ВАЗ-2101, самой массовой и дешёвой. Но часть машин для МВД оснащалась прямо на заводе в Тольятти более мощным двигателем ВАЗ-2103 с соответствующими передаточными числами трансмиссии. Из-за очень большого количественного выпуска на заводе ВАЗ в 70-е годы удалось обеспечить массу милиционеров и инспекторов ГАИ служебным автотранспортом, а многих пересадить с мотоцикла на автомобиль.

ВАЗ-2101 нач.70-х

ВАЗ-2101 начало 70-х

В 1975 году желто-синюю окраску милицейских машин узаконил введённый в действие ГОСТ. Но уже к началу 80-х годов этот стандарт всё чаще и чаще нарушали на местах, в том числе в Москве и Ленинграде. Если милицейские машины начала 70-х поступали в гаражи МВД со специализированных предприятий, где были все условия для перекраски и переоборудования автомобилей, то к концу десятилетия возродилась практика закупки стандартных машин на автозаводах и оборудования их силами местных автобаз. Поэтому на улицах замелькали «Жигули» и «Москвичи» с синими полосами на белых, бежевых, даже ярко-зелёных и ярко-красных кузовах, бессистемно подобранными моделями радиооборудования, громкоговорителей и специальных световых сигналов.

ВАЗ-2101 и Москвич 2140

ВАЗ-2101 и Москвич-2140

С 1976 по 1988 годы базовой моделью АЗЛК был «Москвич-2140». В патрульно-постовой и дорожно-патрульной службах милиции эти машины встречались очень часто. Обычно им оставляли конвейерную окраску. Но завод выпускал большое количество гражданских «Москвичей» жёлтого цвета нескольких оттенков. Если такие машины приходили в милицию, соблюдение ГОСТа получалось само собой. Параллельно с московскими машинами МВД закупало ижевские седаны. Сначала это были «Москвичи-412» образца 70-х, а потом модернизированные автомобили образца 1982 года с приставкой «028» в индексе. В Ижевске базовые гражданские машины в 80-х в жёлтый не красили, поэтому в милиции обычно работали машины произвольных цветов с синей полосой.

Москвич-2140

Во время Олимпиады 1980 года в московской милиции помимо ВАЗ-2101, появились ВАЗ-2103. К середине 80-х Волжский автозавод заменил свою первую модель автомобилем ВАЗ-21013 с кузовом от ВАЗ-21011. Такие машины, как самая бюджетная версия, тоже получили в гаражах системы МВД массовое распространение. Что касается «Жигулей» следующих моделей, ВАЗ-2106, ВАЗ-2105, ВАЗ-2107, то на них милиционеры и инспекторы ГАИ массово пересели уже в перестроечные и постсоветские годы.

lsvsx


Недавно попалась мне на глаза любопытная машина с небольшим пробегом и в отличном состоянии. Практически «капсула времени», на которой сохранились все опции, которые шли с завода. Поэтому на её примере можно увидеть отличия экспортной версии от обычной, которую могли купить советские автолюбители.

Первое, что бросается в глаза – хромированная решетка радиатора, на которой видно экспортное название «Nova». Не раз слышал миф о том, что решетка металлическая, но это не так. Довелось однажды держать её в руках, обычный пластик с хромированным покрытием. К слову, сделано хорошо, качественно, хромировка не облазила.



Полное название экспортного ВАЗ 21051 - LADA NOVA Junior, но машины из разных европейских стран, куда они официально поставлялись, имеют незначительные отличия, благодаря местным дилерам, занимавшихся их локализацией. Венгерский вариант, можно сказать, самый скромный.

Тем не менее, есть «дворники» на фарах. Эффективность их работы – так себе, но на внутреннем рынке такая опция практически не встречалась. По низу дверей и крыльев идут клееные резиновые молдинги.



Немецкие наружные зеркала Hagus смотрятся на машине очень органично, в отличие от родных узких зеркал. В салоне мягкая обивка дверей, задние инерционные ремни безопасности установлены с завода.

Варианты расцветки обивки были разные, были и поинтереснее этого, в коричневых тонах.








На мой взгляд, существенных отличий венгерской экспортной версии от ВАЗ 2105 для внутреннего рынка нет.

Специальные версии машин для советской милиции

Специальные версии машин для советской милиции

Вначале ими стали «Москвичи», а с 1970 года к ним присоединились и «Жигули». Организация массового производства недорогих легковых автомобилей дала возможность обеспечения советской милиции достаточным количество патрульных машин.

Первые автомобили. Первым из таких автомобилей распространение получил «Москвич-400-420», выпускавшийся на Московском заводе малолитражных автомобилей. В 50-е годы средств, которые выделялись на закупку служебных машин, было недостаточно для приобретения «Победа» М-20. Это стало причиной использования в некоторых отделениях милиции «Москвичей». На тот момент заводу не было предписано разработать машину особой конструкции, уже на месте автомобильные хозяйства своими силами обустраивали эти седаны громкоговорителями, добавочными приборами освещения и остальными необходимыми приспособлениями. Самостоятельно проводилась и работа по окрашиванию машин в синий цвет, и нанесению отличительных знаков - красных полос и надписей.

Специальные версии машин для советской милиции 3

Придание автомобилям милиции единой окраски было утверждено приказами министра внутренних дел от 1953 и 1957 годов. «Москвич» был на порядок лучше, получившего в то время большое распространение в рядах милиции, мотоцикла с коляской модели М-72. Его положительными качествами были устойчивость и управляемость, а также предоставление уровня комфорта, недоступного мотоциклам. По такому показателю, как маневренность, он был намного лучше «Победы», а по проходимости был не хуже ГАЗ-67, что на тот момент было немаловажным.

Специальные версии машин для советской милиции 4

«Москвич 403 и 407». В 60-е годы, когда приказом было устранено общесоюзное МВД, а руководство милицией стало осуществляться Министерством охраны общественного порядка, централизованная система проведения закупок автотранспорта перестала действовать. В это время местными хозяйственными управлениями часто закупались для милиции не «Волги», а «Москвичи» 407 и 403 модели.

Специальные версии машин для советской милиции 5

Наличие просторного салона с возможностью отопления создавало для экипажа, осуществляющего дежурство, более комфортные условия, чем это было в моделях предыдущих поколений. В багажнике мог разместиться набор инструмента для криминалистических исследований, или радиостанция для обеспечения связи. МЗМА несколькими годами раньше ГАЗа была выпущена модель с кузовом универсал. Ее преимущества были оценены кинологами, так как на заднее сиденье можно было легко разместить служебную собаку. «Москвичи» этого поколения были окрашены в синий цвет с красной полосой на боковой части кузова. С 1963 МООП были введены новые стандарты - кузов бирюзово-голубого цвета, и полоса красного цвета исключительно на передних дверях. Для «Москвича» конструкторами МЗМА был разработан новый тип мотора 412, сумевшего уверенно поставить эту машину советского производства в один ряд с передовыми европейскими моделями. Производились они на Уфимском моторном заводе.

Специальные версии машин для советской милиции 6

Новый внешний вид. Приказом министра МВД№ 228 от 22 сентября 1969 года, был утвержден новый стандарт для окраски автомобилей милиции - кузов желтого цвета, синяя полоса на бортах, синего цвета багажник. Вне зависимости от марки автомобиля, для них предлагался идентичный набор особого оборудования. Такую окраску примерили на себя и машины старого образца, выпущенные в 1964-1969. Но большую часть автомобилей представлял улучшенный транспорт нового образца, который нес службу одновременно с «Волгами». К 1975 году такая окраска была узаконена еще и действием ГОСТ. Но уже к началу 80-х он нередко не соблюдался на местах. Выразилось это в том, что до этого машинами парки МВД снабжались непосредственно от завода-производителя, где они могли быть полностью перекрашены и переоборудованы. В дальнейшем все действия производились силами местных автомобильных баз.

Специальные версии машин для советской милиции 7

С 1976 по 1988 год основной моделью стал «Москвич-2140». Окраски машин были различные, единственной общей чертой оставались синие полосы на боку. Касательно моделей ВАЗ-2106, 2107, 2105, то их массовое использование началось уже в годы перестройки и после них.

Итог. В период после распада СССР для силовых ведомств производились закупки любых автомобилей, которые были доступны на тот момент. Продукция завода «АвтоВАЗ» еще длительное время удерживала лидирующие позиции в этом рейтинге, и начала уступать машинам иностранного производства только к началу XXI века.

ВАЗ для спецслужб: как модернизировали «Жигули», которые поставлялись КГБ

Зачастую легендарный Волжский автозавод ассоциируется своими «классическими» моделями, которые не отличались особой мощностью. Да только в реальности это было не совсем так. Ведь тамошние специалисты все-таки создали целое семейство неплохих двигателей, которые выдавали 120, 140 и даже 210 лошадиных сил. Однако только к концу девяностых об этих машинах стало известно общественности. Тогда на рынке и появились ВАЗы с необычной для отечественного уха аббревиатурой РПД в техпаспорте, причем ее расшифровывали самыми разными способами.

А на самом деле история этих трех букв началась еще в двадцатые годы прошлого столетия. Тогда немецкий инженер Феликс Ванкель проектировал очередную модификацию двигателя внутреннего сгорания, однако она имела отличия в конструкции и более высоким КПД. Это и был ставший уже легендарным РПД — роторно-поршневой двигатель, который также известен как «двигатель Ванкеля».

Двигатель Ванкеля еще с середины прошлого века стали активно использовать в автомобильной промышленности, однако наиболее успешной в этом вопросе тогда была компания Mazda, которая в итоге выпустила целое семейство машин с РПД. Советские специалисты же, когда было создано специальное конструкторское бюро при ВАЗ, заинтересовались этой системой, а потому попросту купили модель Mazda RX-2 и изучили ее двигатель.

Инженеры работали над советским роторным движком несколько лет, и к 1975 году представили первый прототип односекционного двигателя с индексом ВАЗ-301, а чуть позже - ВАЗ-311, который уже был пущен в мелкосерийное производство автомобилей, предназначавшихся для спецслужб и силовых структур. Правда, выдавал он только 70 лошадиных сил, да и недостатков у него хватало, поэтому машины довольно быстро вернули производителям на доработку.

Однако тольяттинские инженеры из спецбюро не остановились и продолжили модернизировать этот автоконцепт. Довольно быстро они сумели усовершенствовать первый вариант РПД до более надежного двухсекционного ВАЗ-411, мощность которого составляла уже 120 лошадиных сил. Такими двигателями оснащали ВАЗ-21019 и ВАЗ-21059, которыми пополнялись гаражи МВД и КГБ.

На протяжении последующих почти тридцати лет специальное конструкторское бюро ВАЗ создало почти четыре десятка модификаций машин с РПД, а в девяностых годах они поступили и в свободную продажу. Однако время на месте не стояло, а двигатель за ними уже не успевал: как и за границей от него стали отказываться, так и на отечественных просторах тоже. Недолго после этого просуществовало и спецбюро: в 2004 году были приостановлены все его разработки, и вскоре его и вовсе ликвидировали.

Автомобили для советской милиции

В послевоенное время на территории СССР всё большую популярность набирали малолитражные автомобили марки «Москвич» и «Жигули». Серийный выпуск этих автомобилей позволил полностью обеспечить автопарк советской милиции.

Первым подобным транспортным средством стал Москвич-400–420, который выпускался с 1947 года.

Москвич-400–420

На службу в милицию эта модель поступила в середине 50-х годов, когда на покупку привычных для служителей закона «Побед» не хватало финансов. В то время спецзаказа на модификации не было. Переоборудовались машины уже на местах. На автомобили устанавливались громкоговорители, дополнительные фонари и другие нужные устройства.

Москвич-400–420

Мог меняться и цвет кузова. Чаще всего такие Москвичи перекрашивались в синий. Отличительным знаком являлась красная полоса и соответствующая надпись.

В 60-е годы централизованной закупки всё ещё не было. Уже на местах переделывались две модели Москвича: 407 и 403.

Москвич-407

Эти машины были выбраны не зря, ведь они отличались наличием вместительного салона с отоплением, что делало патрулирование улиц более комфортным.

Москвич-403

Большим был и багажник. В него легко умещались инструменты криминалистов и радиостанция.

Москвич-403

Первым спецтранспортом стал универсал Москвич-423Н. Преимущество модели оценили кинологи, поскольку на задних сидениях удобно было сажать служебную овчарку.

Москвич-423Н

Изначально Москвич выпускался с привычным синим кузовом с красной полосой. С 1963 года основным стал сине-бирюзовый цвет, а полоса располагалась только спереди.

Через год завод выпустил Москвич-408. В автопарк милиции были отправлены экземпляры с четырьмя фарами. Такая модификация считалась экспортной.

Москвич-408

Увеличить количество выпускаемых машин было решено за счёт производства в двух городах: Москве и Ижевске. Чуть позже началось строительство завода в Тольятти. Благодаря этим решениям удалось полностью обновить парк милицейского автотранспорта.

Автомобиль советской милиции

В 1969 году служебные машины получили новый окрас — жёлтый кузов с синей полосой. Независимо от модели оборудование было стандартным.

Автомобили советской милиции

Первыми в массовой закупке для МВД стал ГАЗ-69, ГАЗ-21 и 24, Москвич-412.

Москвич-412 милиция

Чуть позже такая участь ждала и ВАЗ-2101.

ВАЗ-2101 милиция

Большая часть последней модели действительно переделывалась непосредственно на местах, но уже в 70-е годы было принято решение об оснащении таких спецмашин силовыми агрегатами ВАЗ-2103, которые отличались повышенной мощностью.

ВАЗ-2101

Это всё позволило полностью обеспечить автопарк советской милиции, причём практически все мотоциклисты пересели с двухколёсного транспорта на четырёхколёсный.

С 1976 года в милиции всё чаще начал встречаться Москвич-2140, при этом при поступлении на службу заводской окрас оставляли.

Москвич-2140 милиция

Во время Олимпиады в милиции появились ВАЗ-2103, а уже через 5 лет эта модель была заменена модификациями ВАЗ-21013 и ВАЗ-21011.

ВАЗ-21013 милиция

Эти модели считались бюджетными, поэтому именно они и получили наиболее массовое распространение.

ВАЗ-21011 милиция

На Жигули ноль шестой, ноль пятой и ноль седьмой модели милиция пересела уже в постсоветское время.

ВАЗ-2106

Первый ВАЗ специально разработанный для использования сотрудниками милиции был выпущен в 1988 году. Автомобиль получил индекс АЗЛК-21418.

АЗЛК-21418

Он был оснащён дополнительной АКБ, фарой-искателем и противотуманкой, громкоговорителем СГУ-60, розетками для обеспечения возможности использования спецоборудования, кронштейнами для наручников.

Под капотом такой машины располагался двигатель объёмом 1,5 л.

Дополнительно завод выпускал такие же машины, но без специальной окраски и с частичным оборудованием. Его индекс был АЗЛК-21417.

В милиции можно было встретить даже такие модели, как НИВА-2121 и ВАЗ-2108.

Нива-2121

Первый автомобиль характеризовался повышенной проходимостью, а второй — хорошими скоростными и динамическими качествами.

ВАЗ-2108 милиция

Отечественная продукция длительное время лидировала в списке спецтранспорта милиции, а потом уже и полиции. И только буквально 10 лет назад на службу начали заступать иномарки, которые и вытеснили ВАЗ и Москвич из рядов служителей закона.

ВАЗ 2105 ВФТС

VFTS/ВФТС. Эта аббревиатура витает в атмосфере разных форумов автомобильного рунета. О ней многие слышали, некоторые читали бездарную статью на Картюнинге, а избранные даже видели фотографии на восточноевропейских сайтах. Эту машину больше остальных окружает мистика, загадки, а где неизведанное, там и мифы и суеверия. Кто-то кричит, что «ну никак нельзя из классики 160 коней выжать, она же развалится», кто-то пускает шептуны про роторные двигатели и т.п.
А правда гораздо прозаичнее. Машина существует. Легендарный советский раллист Стасис Брундза в конце 70-х обосновался на подразделении Вильнюсского авторемзавода, позже получившем название «Вильнюсская Фабрика Транспортных Средств» – где начал готовить машины для соревнований. До 1981 года выпускалась машина, фигурировавшая в протоколах зарубежных ралли как LADA 1600 которая представляла 21011, но КПП и мотором от 2106. Фактически на LADA 1600 были отработаны агрегаты будущей LADA VFTS, которая в 1982 году была омологирована в FIA по группе Б – автомобили специальной постройки. Конечно, по всем параметрам автомобилям группы Б типа Lancia 037 Rally нашей Ладе было далеко, да и целей таких перед машиной никто не ставил, машина была опытным полигоном для отработки решений, однако на раллийных трассах соцлагеря ВФТС основательно потеснила Шкоды 130 LR и FSO Polonez 2000C. Кроме того, «Автоэкспорт» сделал самую быструю Ладу неплохим товаром, поставляя автомобиль на экспорт. Чешский МТХ готовил совместно с ВФТС машины практически идентичные, только в протоколах ралли они фигурировали как LADA MTX.
Среди отличий машины от серийного прототипа следует отметить кулачковые 4 и 5 ступенчатую КПП, причем пятиступенчатая изготавливалась в корпусе четырехступенчатой, который считался более прочным, при этом у пятиступенчатой коробки была оригинальная схема переключения передач – первая передача находилась на месте привычной нам пятой, а вторая на месте первой.
Под выпускную систему в днище машины вваривался отдельный тоннель, а в моторном отделении появилась дополнительная опора двигателя. В салоне на приборной панели расположился выключатель генератора, способный высвободить на прямых несколько лошадиных сил. После нескольких случаев поломок заднего моста на многих машинах стали усиливать задний мост (см. фото). Впоследствии на машинах, пытаясь улучшить неудобную «классическую» посадку стали изменять крепление рулевого механизма, меняя вылетом руля и расположением рулевой колонки.
В настоящее время машина существует в двух ипостасях – выпущенные в Союзе или чуть позже его распада немногочисленные оригинальные ЛАДА 2105 ВФТС, и многочисленные новоделы, от полных копий до отдаленно схожих. В России VFTS немного – 1-2 машины, вернее их можно назвать машинами «по мотивам VFTS». Достоверно известно о выпуске 200 машин, т.к. это было количество, необходимое для получения омологации в группе Б. Однако, не исключено, что в Вильнюсе машин было выпущено несколько больше, так как всесоюзная омологация действовала до 1991 года. В основном на фотографиях и видео с венгерских, чешских и польских сайтов фигурируют новоделы «под VFTS», с моторами 1.3-1.9 литра, в остальном - достаточно схожие с оригиналом, благо в конструкции VFTS нет ничего сверхсложного. По слухам, в Вильнюсе якобы до сих пор по заказу изготавливают советскую раллийную легенду. Цена вопроса – ВАЗ 2105+10-15 тысяч долларов, однако при последнем моем контакте с литовскими товарищами информация не подтвердилась.

На поиски достоверной информации у меня ушел год. Зато теперь предоставляю всем фанам одной их самых быстрых «Лад», взятые из официальных документов FIA данные по мотору и КПП.

Техническое описание Лады ВФТС:

Блок цилиндров чугунный (2106) с алюминиевой ГБЦ.
Рабочий объем 1588 см3.
Диаметр поршня – 79,5 мм, ход – 80 мм.
Шатун – стальной, весом 570 грамм, с прямым разъемом, длиной 136 мм.
Коленвал на подшипниках скольжения, литой, чугунный весом 10,4 кг, диаметр шеек 50,795 мм.
Маховик стальной, весом 4,2 кг.
Карбюраторы WEBER 45 DCOE.
Распредвал: подъем впускного/выпускного клапана 11,5 мм/11,5 мм, фазы – впуск 330 градусов, выпуск 320 градусов.
Диаметр впускного канала 39,5 мм, выпускного 34,5 мм.
Диаметр тарелки впускного клапана 41 мм, выпускного 36 мм.
Степень сжатия 11,5 единиц.
Силовые характеристики - 160 л.с. при 7000 об/мин, крутящий момент 164,8 Нм при 5500 об/мин. (Имеются упоминания о машине на которой выступал сам Стасис Брундза, развивавшей 180 л.с. при 7500 об/мин. и 182 Нм при 6000 об/мин).
Диаметр передних тормозных дисков – 252,7 мм, задние тормоза барабанные.
Рулевое управление: глобоидальный червяк с двухгребневым роликом
Передаточное число рулевого механизма – 16,4
Габариты машины – длина 409 см, ширина 172,5 см, высота 140 см (варьировалась в зависимости от настроек подвески), колея спереди/сзади – 136,5 см/132,1 см. (варьировалась в зависимости от типа применяемых колес)
На международные соревнования машину обували в шины Pirelli 210/595-15 или Dunlop 195/555-15.
Вес машины (в версии алюминиевыми элементами кузова) без топлива - 780 кг. Снаряженный вес со стальным кузовом – 920 кг.
Главные пары 4,3; 4,4; 4,77
КПП VAZ-R3 прямозубая, с кулачковыми муфтами включения.

Как в СССР создавали самые быстрые «Жигули» для КГБ и МВД




Что главное в автомобиле для милиции и разведки? Наличие пуленепробиваемого слоя под кузовом? Быть может присутствие дополнительных аксессуаров вроде радиостанции или мобильной лаборатории? Меняющиеся номерные знаки, как у Джеймса Бонда, или выдвижной пулемет Максим из багажника? На самом деле все перечисленное, как и многое еще неназванное, полная ерунда. Специальный автомобиль в первую очередь делает его двигатель. Такая машина должна быть самой быстрой и самой маневренной на просторах Отечества или во всяком обязана быть существенно динамичнее большинства гражданских моделей и машин, использующихся дипломатическими миссиями других стран.


Создатель РПД
История самых быстрых «Жигулей» началась вовсе не в Советском Союзе. В 1920-е годы немецкий инженер Феликс Ванкель создает свой первый роторно-поршневой двигатель. От обычных ДВС на тот момент РПД отличался не только необычной конструкцией, но и куда большей производительностью. По иронии судьбы, на родине двигатель РПД не принес славы и богатства его создателям. Наибольшего коммерческого успеха во внедрении данной технологии добились инженеры японской компании Mazda. А в 1970-е технологией вплотную заинтересовался и Советский Союз.


В СССР уделяли большое внимание двигателям
В СССР на ВАЗ была доставлена новенькая Mazda RX-2 с целью изучения. Интересовал инженеров главным образом мотор. В 1975 году на свет появился первый отечественный РПД, который оказался исключительно неудачным. Мотор давал всего 70 л.с, регулярно барахлил, сбоил и выходил из строя. Несмотря на то, что первый блин оказался комом, работы отечественных мотористов не утихали, и уже совсем скоро в свет вышел новый мотор с отдачей 120 л.с. Модель оказалась едва ли не самой мощной и надежной в СССР. Новый ДВС тут же стали устанавливать на ВАЗ-21019 и ВАЗ-21059. Эти загадочные «классические» модели поставлялись только на службу МВД и КГБ страны.


Внутренние службы получали лучшие авто
Работа над моторами не утихала. Уже совсем скоро их производительность подняли до 140 л.с. Милицейские машины получили возможность разгоняться до 100 км/ч за 8 секунд, а максимальная скорость достигала 200 км/ч, что для советских (и не только советских) дорог в то время было просто запредельными цифрами. Успех оказался настолько значительным, что разработкой новых моделей РПД заинтересовались и другие советские предприятия. Уже к излету СССР в стране производились моторы данного типа мощностью до 280 л.с. Ставились они не только на машины сотрудников госбезопасности, но также на правительнице авто, мотоциклы, амфибии и катера.

ВАЗ-2105: попытка номер пять

Выбирая автомобиль для ретротеста, я неспроста остановился на ВАЗ-2105. Пятая модель Жигулей 1982 года выпуска была первым автомобилем в нашей семье. Именно на нем я учился ездить самостоятельно, а не сидя на коленях.

Учитывая, что было выпущено больше двух миллионов «пятерок», я не думал, что с поиском возникнут проблемы. Как оказалось, большинство живых автомобилей свежие, выпущенные уже в этом веке. ВАЗ-2105 собирался до 2010 года и стал самым долгоиграющим из всего семейства Жигулей. А вот найти живую вазовскую «пятерку» начала восьмидесятых в приличном состоянии, да еще и с родным пятерочным мотором оказалось ой как непросто. Сейчас куда легче отыскать аутентичные «копейки», «двойки» или «трешки». И все же мне повезло, и я нашел ВАЗ-2105 1981 года выпуска.

При виде бежевой «пятерки» у меня заколотилось сердце — ведь именно такого цвета была и наша машина (да и год почти тот же). И тоже с ременным двигателем ВАЗ-2105. Хорошее состояние «жигуленка» впечатлило. Родная краска неплохо сохранилась. На кузове почти нет ржавчины — только несколько сколов и царапин. Полностью оригинальный салон редкого синего цвета с объемными дверными картами. Сохранился даже советский радиоприемник А-275В, работающий на УК-волнах. Удивило, что остались родные металлические форсунки омывателя, хромированные поводки дворников с клеймом «Made in USSR» и хромированные же окантовки задних фонарей.

ВАЗ-2105

ВАЗ-2105

ВАЗ-2105

ВАЗ-2105

ВАЗ-2105

ВАЗ-2105

ВАЗ-2105

Стоило сесть за руль, как я почувствовал знакомый с детства запах жигулевского салона. Знакома и посадка за рулем — ноги согнуты в коленях, руки прямые. Запустить двигатель сразу не вышло — клеммы аккумулятора сброшены. Оказалось, фонари освещения салона не выключаются при закрытых дверях, и рычажок, отключающий их совсем, тоже не работает — проблема многих Жигулей в возрасте. Вот батарея и отсоединена от греха подальше.

Подсоединил клеммы, вытягиваю ручку «подсоса» и поворачиваю ключ зажигания. Двигатель, чуть прокашлявшись, затарахтел как новый. Даже с учетом того, что один из клапанов требует регулировки, двигатель ВАЗ-2105 объемом 1,3 литра с ремнем ГРМ все равно самый тихий из всех «классических» двигателей. Но с годами от этого агрегата отказались — все из-за того же ремня, надежность которого оставляла желать лучшего.

ВАЗ-2105

ВАЗ-2105

ВАЗ-2105

ВАЗ-2105

ВАЗ-2105

ВАЗ-2105

Мощность в 64 л.с. по сегодняшним меркам выглядит смешно. Тем не менее «пятерка» трогается довольно бодро и уверенно разгоняется. До определенного момента — на высоких оборотах весь задор сходит на нет. Поэтому орудовать рычагом коробки передач приходится часто. Благо делать это очень приятно — четкость механизма переключения «классической» коробки великолепна даже на фоне современных автомобилей.

А вот ждать хорошей управляемости от ходовой родом из шестидесятых было бы наивно. Отсутствие усилителя компенсируется большим диаметром руля — крутить его несложно. Но точность реакций на вращения баранкой растворяется в червячном редукторе. Приходится работать на опережение, закладывая время на выбор зазоров в большом количестве соединений рулевой трапеции.

Зато разбитой дороги Жигули никогда не боялись. Подвеска без труда справляется с нашими «направлениями». А большой клиренс выручает на заснеженных парковках. Ходом можно брать даже небольшие сугробы. На тестовой машине почти все элементы ходовой до сих пор родные, за что спасибо тольяттинским инженерам.

Рентген ВАЗ-2105

Изначально нежная подвеска донора, Fiat 124, после адаптации к нашим условиям стала очень живучей. Чем еще покоряют классические автомобили, так это своим обзором. Даже отсутствие правого наружного зеркала не смущает. Тоненькие стойки кузова и большая площадь остекления позволяют уверенно «мониторить» ситуацию по периметру «пятерки». Современные автомобили способны подарить схожее чувство лишь с помощью многочисленных электронных помощников.

Конечно, сегодня ездить по городу на Жигулях тяжело: динамика, управляемость и, самое главное, тормоза — все это из прошлого. Но это же прошлое вызывает ностальгическую улыбку. Так что регулярно садиться за руль классических Жигулей, Москвичей или Волг я бы советовал всем. Вы не только окунетесь в молодость, но и пересмотрите некоторые автомобильные ценности, навеянные нынешними реалиями. Тем паче, что представителей того времени с каждым годом становится все меньше. За этот экземпляр я спокоен — его владелец наверняка продолжит прикладывать все усилия, чтобы сохранить частичку нашей истории.

Читайте также: