Ваз 21083 и 21081 отличия

Обновлено: 06.07.2024

О двигателях LADA 2109 1 поколение (1987 — 2011)

ВАЗ 2109 (Лада Самара), в народе - девятка, является пятидверным хетчбеком, продолжателем линейки Samara. Его разработали в 1987 году взяв за основу трехдверный хетчбек ВАЗ 2108. Сама же девятка стала основой для создания ВАЗ 21099.

О двигателях LADA 2109 1 поколение (1987 — 2011)

Автомобиль получил широкую популярность распространение благодаря стремительному дизайну, неплохим, по тем временам, моторам, а также практичному пятидверному кузову. Все это, помноженное на невысокую стоимость, а также широкий выбор запчастей сделали ВАЗ 2109 очень привлекательным. Эта привлекательность передалась и ее последователю ВАЗ 2114. В противовес восьмерке, на движки 2109 инжектор ставили серийно (силовой агрегат 2111).

Помимо инжектора, на 2109 устанавливали карбюратор с рабочим объемом 1.1 л, 1.3 л и 1.5 л. Такие движки можно увидеть если заглянуть и под капот 2108.

О двигателях LADA 2109 1 поколение (1987 — 2011) 3

В статье мы рассмотрим сами движки для ВАЗ 2109, их характеристики и слабые стороны.

ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ 2108

Движок 1.3 является базовым для восьмерки, его разработали с нуля, и конструкционно у них с движком 21011 1,3 л. нет ничего общего. Этот движок стал основой при создании силовых агрегатов для установки на семейство Самара имеющих рабочий объем 1,1 л., 1,5 л. Это рядный движок карбюраторного типа, имеет 4 цилиндра и верхнее расположение распредвала. В приводе ГРМ используется ремень.

Относительно ресурса движка справедливо будет сказать, что аккуратная и спокойная эксплуатация, правильное и постоянное обслуживание позволят превысить официальные 120 тыс. км и ресурс может составить 180-200 тыс. км.

В части минусов, наиболее часто отмечают следующие. Довольно быстро изнашиваются детали охлаждающей системы. Потребуется частая замена масляного фильтра и регулировка клапанов. Нередко возникают течи масла, из-за ненадежного уплотнения клапанной крышки, топливного насоса и датчика-распределителя. Следует отметить и ненадежные карбюраторы типа «Солекс» вообще, и ЭПХХ в частности.

В случае обрыва ремня ГРМ может гнуть клапаны. Также, со временем, могут возникнуть проблемы с зажиганием и троение двигателя. Кроме того, из-за проблем с зажиганием, двигатель может детонировать. Еще одной причиной этого может быть низкооктановое некачественное топливо. О детонации говорит дым черного цвета, выходящий из выхлопной трубы и потеря мощности.

ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ 21081

Движок ВАЗ 21081 1,1 л. является аналогом силового агрегата 2108 1.3. Однако имеет коленвал меньшего хода, и как следствие пониженную тягу. Это рядный двигатель карбюраторного типа, с четырьмя цилиндрами, имеющий верхнее расположение распредвала, и ремень в приводе ГРМ. Что касается ресурса, то обеспечив аккуратную эксплуатацию и качественное обслуживание, можно рассчитывать на официальные 125 тыс. км.

Разница между 21081 и 2108 обусловлена уменьшенным ходом поршня и как следствие сокращенным рабочим объемом. Кроме того разница в более низком по сравнению с 2108 блоке цилиндров.

Движок ВАЗ 081 встречается редко, так как шли такие двигатели на экспорт. Наверное, это и к лучшему, так как это откровенно хилый агрегат. Также следует помнить, что в случае обрыва ремня ГРМ, движок может гнуть клапаны. ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ 21083 Данный движок, является прародителем актуальных силовых агрегатов для Лада, он стал основой для 16 клапанных движков 2112, 124, 126 для Приоры, 127, 114, 116, 194 для Калины.

Заменой данному двигателю стал этот его же вариант инжекторного типа. ВАЗ 2108 1,5 л. является рядным двигателем карбюраторного типа, с четырьмя цилиндрами, имеющий верхнее расположение распредвала. В приводе ГРМ используется ремень, при обрыве которого движок клапана не гнет.

Если говорить о слабых сторонах двигателя, то нужно упомянуть следующие. Необходимо регулировать клапана. Быстро изнашиваются детали охлаждающей системы. Потребуется частая замена масляного фильтра и регулировка клапанов. Нередко возникают течи масла, из-за ненадежного уплотнения клапанной крышки, топливного насоса и датчика-распределителя. Следует отметить и ненадежные карбюраторы типа «Солекс» вообще, и ЭПХХ в частности.

Могут обламываться крепления приемной выхлопной трубы, так как использованы стальные, а не латунные гайки. Кроме того двигатель может стучать, это говорит о необходимости регулировки клапанов. Движок может троить, и в этом случае причину нужно искать в клапанах, забитом карбюраторе или неисправной электрике.

ДВИГАТЕЛЬ 2114 / 2111

Движок ВАЗ 2111 который в народе именуют 2114, в целом является восемьдесят третьим движком. Однако в отличии от 21083 на 2114 используется инжектор, а не карбюратор. Кроме того для 2114 характерно наличие плавающего пальца шатуна и иного распредвала. Наконец, 2114 обладает большей мощностью. Движок ВАЗ 2114 1,5 л. рядным, инжекторным, с четырьмя цилиндрами, имеет верхнее расположение распредвала, в приводе ГРМ используется ремень. При этом при обрыве ремня движок клапана не гнет.

В части недостатков отмечают следующие. Необходимо регулировать клапана, быстро изнашиваются детали охлаждающей системы, требуется частая замена масляного фильтра, проблемы с уплотнением клапанной крышки, топливным насосом и датчиком-распределителем. Могут ломаться крепления приемной выхлопной трубы, так как использованы стальные, а не латунные гайки. Кроме того нередко начинают плавать обороты. Двигатель может троить. Зачастую двигатель не прогревается до нужной рабочей температуры. Проблема, скорее всего, в термостате. Кроме того двигатель может стучать и шуметь, как правило из-за неотрегулированных клапанов.

Советский даунсайз: история двигателя ВАЗ-21081


Как известно, первым в серии переднеприводных ВАЗов был трехдверный хэтчбек 2108 с мотором 1,3 литра – уже потом появился мотор 1,5, ставший наиболее востребованным. Одновременно с «полторашкой» был создан необычный по своему рабочему объему двигатель 21081, который отличался уменьшенным до 1,1 литражом. Мощность дефорсированного агрегата снизилась с 64 л.с. до 53 «лошадок». Зачем он был нужен, и в чем его особенности? Вспомним традиции отечественного даунсайзинга.

В жигулёвскую эпоху самым скромным по объему был ведший свою родословную от Фиата 1200-кубовый двигатель 2101. Причина, по которой ВАЗовцы еще больше «ужали» рабочий объем на «восьмом» семействе, довольно необычна: в некоторых европейских странах налог на транспортное средство зависит от литража, причем до 1,2 л в то время ставка в странах Бенилюкса (Бельгии и Нидерландах) была существенно ниже, чем на автомобили с моторами большей кубатуры.

Именно для того, чтобы повысить привлекательность машин в глазах прижимистых европейцев, и была выпущена модификация двигателя ВАЗ-21081. Lada Samara 1100 любили покупать и скуповатые бюргеры, и родители начинавших автомобилистов – пусть не престижно, зато шансов убиться на высокой скорости меньше.

Большинство Самар с этим мотором в нашей стране оказалось именно путём реэкспорта. Это были отбегавшие своё по Западной Европе дилерские модификации Deutsche Lada (например, тот же Hanseat!), отличавшиеся от «голого зубила» доработанными салоном и экстерьером.

На фото: Lada Samara 1,1L для рынка Великобритании

Внешне двигатель 21081 был идентичен своим более мощным собратьям. Рабочий объем сократили простым и классическим способом – уменьшили ход поршня посредством применения оригинального коленчатого вала и блока цилиндров уменьшенной на 5,6 мм высоты. Поршни же остались обычные «восьмые» диаметром 76 мм. Визуально коленчатые валы 2108 и 21081 различаются расположением смазочных отверстий на шатунных шейках.

Головка блока цилиндров на «маленьком» моторе – стандартная 2108, но поскольку блок стал ниже, то расположение шпильки для натяжного ролика ремня ГРМ изменилось. Интересная деталь: в любой головке 2108 изначально предусмотрены оба резьбовых отверстия!

P10100371.JPG

Распределительный вал «восемьдесят первого» мотора отличается профилем кулачков, поскольку у двигателя иные фазы газораспределения. Именно поэтому трамблёр с индексом 40.3706-10 имел свои настройки центробежного и вакуумного регуляторов, а начальный момент УОЗ составлял +6 градусов. Кроме того, в системе питания стоял карбюратор с индексом 21081-1107010, который отличался от «восьмерочного» проходным сечением жиклеров. Немного упростили выпускную систему: вместо двойных «штанов» – одинарная приёмная труба и такой же выпускной коллектор.

PA0707171.JPG

Чтобы компенсировать падение мощности, ВАЗовцы поступили довольно необычно – они «укоротили» главную пару, применив ГП с передаточным числом 4,13 вместо 3,9 на версии 2108, при этом остальные числа в КП остались неизменными.

lada_samara_3-door_1.jpg

На фото: Lada Samara Hanseat 1100 (Deutsche Lada)

На практике реэкспортные «восемьдесят первые» удивляли резвостью по сравнению с обычными Самарами – видимо, во многом благодаря короткой паре, а в городском диапазоне скоростей разницы с «обычной восьмеркой» практически не было! Правда, с полной загрузкой или на затяжных подъемах 1100-кубовая версия моментально «скисала» – ощущалась нехватка и мощности, и крутящего момента на низах.

Lada_Samara_Fun_reklaam_11.jpg

На фото: брошюра Lada Samara Fun, которые также предлагались с двигателем 21081

Бытовало мнение, что «зажатый» мотор проигрывал обычному двигателю по ресурсу и был очень экономичен. Однако на практике многие реэкспортные «восьмерки» и «девятки» с двигателем 21081 легко пробегали до капитального ремонта 200-250 тысяч километров. Если, конечно, где-то на полпути этого марафона не показывался «кулак дружбы» вследствие обрыва ремня ГРМ – как и базовый двигатель объемом 1,3 л, мотор при этом фактически выходил из строя. Да и по расходу топлива ВАЗ-21081 практически ничем не отличался от любого другого «зубила», потребляя примерно восемь-девять литров в городском цикле и на литр меньше – за городом.

lada_samara__envi__1.jpg

На фото: Lada Samara 1,1 Envi для рынка Великобритании

Приятно, что из-за широкой унификации с обычным двигателем «восемьдесят первый» можно было спокойно эксплуатировать (и ремонтировать) так же, как любой другой силовой агрегат Самары. Именно поэтому в некоторых странах бывшего СССР (например, Украине) до сих пор встречается немало Самар с даунсайзинговой модификацией мотора.

ВАЗ-2108, ВАЗ-21081, ВАЗ-21083

Двигатели ВАЗ-2108, ВАЗ-21081, ВАЗ-21083
http://sg.uploads.ru/t/LdAFe.jpg

Изготовитель: Волжский автомобильный завод имени 50-летия СССР

Начало выпуска:
ВАЗ-2108 1984 г. устанавливался на автомобили ВАЗ-2108, -2109
ВАЗ-21081 1986 г. устанавливался на автомобили ВАЗ-21081
ВАЗ-21083 1985 г. устанавливался на автомобили ВАЗ-21083, -21093

Общие сведения:
Двигатели карбюраторные четырёхтактные с рядным расположением цилиндров и верхним расположением распределительного вала и клапанов.

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатели рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +45° до -40°С и относительной влажности воздуха до 90% при +27°С. Конструктивно обеспечен пуск без пускового подогревателя при температуре до -27°С.

http://sg.uploads.ru/t/NBgqj.jpg

Эксплуатационные данные
Топливо АИ-93
Масло
0°С и выше М-12ГИ
+10°С и ниже М-8Г1; М-8ГИ
всесезонно М-6з/10Г1; М-10ГИ
Охлаждающая жидкость Тосол А-40

http://sh.uploads.ru/t/trGc8.jpg

Основные узлы и детали

Блок цилиндров литой, из специального чугуна, без гильз

Головка цилиндров литая из алюминиевого сплава, со вставными сёдлами и направляющими клапанов

Камера сгорания клиновая

Поршни литые, из алюминиевого сплава, лужёные, с залитыми в них стальными терморегулирующими вставками

Поршневые кольца:
компрессионные: 2, чугунные: верхнее хромированное, нижнее- фосфатированое со скребкообразным выступом
маслосъёмное: 1, чугунное, со специальным профилем и стальной расширительной пружиной

Поршневые пальцы стальные, пустотелые, с прессовой посадкой в верхней головке шатуна

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, с отверстием в верхней головке для запрессовки поршневого пальца

Коленчатый вал литой, из высокопрочного чугуна, 5-опорный, с противовесами. Диаметр коренных шеек - 50,809 мм, шатунных - 47,840 мм

Подшипники коренные и шатунные
со сменными тонкостенными сталеалюминиевыми вкладышами
Толщина, мм: коренного вкладыша - 1,85; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,45

Маховик литой, чугунный, с зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал 5-опорный, чугунный, с отбелом кулачков

Привод распределительного вала зубчатым ремнём

Направляющие втулки клапанов чугунные, со специальным резьбовым лабиринтным уплотнением

Рычаги клапанов стальные, кованые, со сферической опорной поверхностью

Клапаны тарельчатые, по два клапана на цилиндр, расположены в головке цилиндра наклонно к оси цилиндра под углом 14°,
впускные из специальной стали. диаметр тарелки 35, для 21083 - 37 мм, угол фаски седла 45,5°, высота подъёма клапана 9 мм
выпускные составные: верхняя часть из жаропрочной стали, нижняя из специальной стали с наплавкой рабочей поверхности сплавом ЭП616А, диаметр тарелки 30,5 мм, угол фаски седла 45,5°, высота подъёма клапана 9 мм

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т. 33
закрытие впускного клапана после н.м.т. 79
открытие выпускного клапана до н.м.т. 47
закрытие выпускного клапана после в.м.т. 17

Сцепление
1-дисковое, сухое, привод тросовый с сервомеханизмом

Подвеска двигателя
количество опор 3, передняя и левая опоры прикреплены к блоку двигателя, задняя опора закреплена на заднем торце крышки коробки передач

Система смазки

Тип системы смазки комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала и вала привода вспомогательных агрегатов
Масляный насос шестерёнчатый, расположен на оси коленчатого вала в передней части двигателя
Масляный фильтр сменный, неразборный, полнопоточный
Масляный картер из стального листа, штампованый
Система вентиляции картера закрытая, принудительная с маслоотделителем в головке цилиндров

Система питания

Система охлаждения

Тип системы охлаждения: жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией жидкости и расширительным бочком
Водяной насос центробежный
Вентилятор 4-лопастной с электроприводом автоматического включения от датчика расположенного в правом бачке радиатора
Термостат 2-клапанный с твёрдым наполнителем и перепускным клапаном

Электрооборудование

Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания безконтактная
Катушка зажигания 27.3705
Датчик-распределитель 40.3706
Электронный коммутатор 36.3734
Добавочное сопротивление 17.3729
Свечи зажигания А-17ДВ-10
Генератор 37.3701, со встроенным регулятором 17.3702
Стартер 29.3708

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя 3,5 л
Система охлаждения, включая систему отопления салона 7,8 л

Основные данные для контроля

Зазор в механизме газораспределения, мм
для впускных клапанов 0,2
для выпускных клапанов 0,35
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +85°С
на рабочих оборотах 3,5-4,5 кгс/см 2
на холостом ходу не менее 0,8 кгс/см 2
Температура масла в картере 85°С
Температура жидкости в системе охлаждения, град не более 115°
Зазор между электродами свечей зажигания 0,7-0,85 мм
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки не более 0,4%

Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 2. Отраслевой каталог ЦНИИТЭИАВТОПРОМ 1989 г.

Двигатель ВАЗ 21081

Силовой агрегат ВАЗ 21081 под капотом Лада 21081.

В восьмое семейство также входят двс: 2108 и 21083.

Технические характеристики мотора ВАЗ 21081 1.1 литра

Все самые основные параметры этого двигателя сведены в единую таблицу.

Марка двигателя21081
Система питаниякарбюратор
Тип двигателярядный
Объем двигателя1100 см³
Кол-во цилиндров4
Клапанов на цилиндр2
Ход поршня60.6 мм
Диаметр цилиндра76 мм
Степень сжатия9.0
Мощность54 л.с.
Крутящий момент79 Нм
Экологические нормыЕвро 0

Немного о конструкции двигателя Лада 21081 8 клапанов

Специально для экспорта в страны, где существовали налоговые льготы для малокубатурных агрегатов был разработан мотор с рабочим объемом 1.1 литр. Сделано это было путем установки иного коленвала с меньшим ходом поршня. Блок цилиндров сделали немного ниже, примерно на 5.6 мм. Иных отличий нет.

Двигатель VAZ 21081 фото.

Мотор Рено VAZ 21081 вид сбоку.

В остальном это типичный двс восьмого семейства с верхним расположением одного распредвала, ременным приводом грм, а еще без гидрокомпенсаторов. Так что тепловые зазоры клапанов слесарям придется регулировать вручную. А также при обрыве ремня клапана гнет практически в ста процентах случаев.

Однажды такой блок цилиндров попал на обзор в блог Евгения Травникова.

На какие модели концерна ВАЗ ставился двигатель 21081

Данный мотор встречается под капотом трех различных моделей автомобилей:

Лада
21081987 - 1996
21091987 - 1996
210991990 - 1996

Аналогичные двигатели других производителей:

Отзывы, регламент замены масла и ресурс 21081

В результате реэкспорта нам вернулось некоторое количество моделей Лада, оснащенных таким силовым агрегатом. И хотя их владельцы обычно не очень довольны мощностными характеристиками двс и его невысокой надежностью, но недорогое обслуживание и копеечные запчасти легко перекрывают минусы.

Лада 2109 с бензиновым двигателем 1.1 литра 1990 года.

Опытные сервисмены рекомендуют водителям проводить маслосервис чаще определенных заводом-изготовителем 10 000 км. Лучше каждые 5 - 7 тысяч км. На замену идет 3 литра полусинтетики 5W-30 либо 10W-40. Подробнее на видео.

Компания АвтоВАЗ заявила ресурс двигателя в 125 000 километров пробега, однако по опыту пользования он примерно в полтора, а то и в два раза больше.

ВАЗ-2108

ВАЗ-2108

ВАЗ-2108 «Спутник»/Samara (другое неоф. название «Восьмёрка» или «Зубило») — легковой трехдверный переднеприводный автомобиль с кузовом типа хэтчбек. Разработан и серийно выпускался на Волжском автомобильном заводе в 1984 — 2003 годах. Представлял собой базовую модель в семействе моделей Лада «Спутник». C 2003 года на конвейере автомобиль заменён моделью ВАЗ-2113.

Содержание

История

В поисках решений

Производство первой партии из 2000 товарных автомобилей было начато в IV квартале 1984 года [2] , а в первой половине 1985-го автомобили стали поступать в магазины.

Дизайн

Экстерьер

Первоначально автомобиль выпускался с так называемым "коротким" передним крылом, но это оказалось непрактично, так как пластмассовая накладка на передок быстро "отходила" от крыльев и деформировалась от воздействия солнца. Начиная с 1991-го года был разработан новый дизайн передка, с крыльями и капотом увеличенной длины.

Интерьер

С начала выпуска автомобиль комплектовался "низкой" панелью приборов. С 1991 года на ВАЗ-2108 начали устанавливать "высокую" панель приборов, которая отличалась наличием тахометра и стабилизатора напряжения, а также измененной эргономикой.

Описание конструкции

Кузов

Двигатель и коробка передач

На автомобиле установлен четырехцилиндровый четырехтактный карбюраторный или инжекторный двигатель обьема цилиндров 1100 см3, 1300 см3, или 1500 см3, (в зависимости от модификации) с рядным расположением цилиндров и с распределительным валом, размещенным на головке цилиндров. Двигатель специально спроектирован для поперечного расположения на переднеприводном автомобиле. Двигатель в сборе с коробкой передач и сцеплением образуют силовой агрегат. Он установлен на автомобиле на трех эластичных опорах.

В зависимости от комплектации автомобиля устанавливается четырех- или пятиступенчатая коробка передач. Конструктивно коробка передач объединена с главной передачей и дифференциалом. Крутящий момент от коробки передач передается на ведущие колеса через привод передних колёс.

Шасси

Подвеска
Передняя подвеска

На автомобиле установлена подвеска типа "качающаяся свеча" или МакФерсон [4]

Задняя подвеска

На автомобиле установлена торсионно-рычажная подвеска задних колес. Направляющим устройством подвески являются два продольных рычага, соединенных между собой упругим соединителем. Независимость хода каждого колеса обеспечивается за счет скручивания усилителя, имеющего U-образное сечение, которое обладает большой жесткостью на изгиб и малой - на кручение.

Амортизатор задней подвески гидравлический телескопический двухстороннего действия. Упругие элементы подвески состоят из пружины и буфера хода сжатия. Пружина выполнена из пружинной стали круглого сечения. Она установлена на амортизаторе. Пружины задней подвески, как и передней, под контрольной нагрузкой по длине делятся на два класса - А и Б. Пружины класса А маркируются желтой краской по внешней стороне средних витков, класса Б - зеленой. [5]

Рулевой механизм

На автомобиль устанавливается рулевой механизм реечного типа.

Тормозная система

Передний тормозной механизм - дисковый, открытый. Задний - барабанный, с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном. [6]

Электрооборудование

На ВАЗ-2108 применяется однопроводная схема соединений - от источника энергии подходит один провод, а роль второго - выполняет масса автомобиля.

На модификации ВАЗ-21083 устанавливается микропроцессорная система управления двигателем.

Модификации

Серийные

Опытные

  • ВАЗ-210834 - В 1998 году на базе моделей 21083 и 21213 был разработан внедорожник ВАЗ-210834 - прототип Лада Тарзан
  • ВАЗ-21084 - внешне полностью идентична ВАЗ-2108, установлен двигатель объемом 1600 см3. Представляет собой мотор ВАЗ-21083 с увеличенным по высоте на 1,2 мм блоком, несколько измененной головкой и новым коленвалом и распредвалом. Выпускалась мелкими сериями в условиях опытно-промышленного производства.
  • ВАЗ-21085 - модель с инжекторным 16 клапанным двигателем ВАЗ 2112 объемом 1.5 литра и 5-ти ступенчатой КПП.
  • ВАЗ-2108 ИКС - автомобиль - измеритель коэффициента сцепления взлётно-посадочной полосы. По заказу Аэрофлота было выпущено 10 автомобилей. [7]

ВАЗ-2108 в кино

В игровой и сувенирной индустрии

Масштабная модель ВАЗ-2108 в масштабе 1:43 с 1989 года по настоящее время выпускается заводом «Тантал», хотя с конца 1990-ых годов, наблюдаются большие нарушения в отливке кузова. К тому же модели от фирмы «Тантал», в большинстве случаев, имеют кривые формы моделей, неподогнанные детали и слабую окраску.

В ноябре 2009 года модель автомобиля ВАЗ-2108 светло-зелёного цвета в масштабе 1:43 вышла в рамках серии «Автолегенды СССР» от издательства «ДеАгостини». Судя по многочисленным отзывам пользователей Интернета про данную модель, можно сказать, что модель выполнена в хорошем качестве и максимально приближена к оригиналу.

Также модель производится китайской фирмой Welly для серии Autotime Collection «Русская серия», в масштабе примерно 1:34. Моделька от «Autotime» имеет моторчик на задних колёсах, открывающиеся двери и багажник. Предлагаются различные варианты окраски, в том числе и спецраскраски различных служб. Модель продаётся и под собственным брендом Welly. Среди коллекционеров ценится низко из-за грубоватого исполнения, распространённости и необщепринятого масштаба.

Двигатель 21083 – проблемный вариант Авто ВАЗа

Возникновением двигатель 21083 обязан необходимости увеличения мощности серийного ДВС 2108 производителя АвтоВАЗ. Для этого конструкторы увеличили размер цилиндра, но «забыли» спроектировать впускной коллектор для изменившихся режимов.

ДВС 21083 с синим блоком

В результате раскрываются трещины на выпускном коллекторе, заминаются бобышки, продавливается плоскость головки. Разгон до 100 км/ч происходит за 14 секунд, но обороты слишком высокие для получившегося крутящего момента.

Рабочие характеристики мотора 21083

В теории технические характеристики ДВС 2108 должны были удовлетворять режимам передвижения трехдверного хэтчбэка ВАЗ 2108. На практике потребовался тюнинг, чтобы увеличить мощность, а чуть позже – снижение объема до 1,1 л для поставок «Восьмерки» на экспорт в страны со специальными требованиями к характеристикам ДВС.

Мотор 21081

Причем, модель 2108 проектировали немцы из концерна Порше под 5 ступенчатую МКПП, на большее бюджета завода производителя АвтоВАЗ не хватило, поэтому форсировка ДВС производилась отечественными конструкторами, результатом стал мотор 21083 объемом 1,5 л, а затем 21081 объемом 1,1 л.

Впускной коллектор 2108

Для последнего варианта создали специальный входной коллектор, как для двигателя экспортного исполнения. На модификацию 21083 монтировался впускной коллектор от 2108, что изначально неверно, поскольку не удовлетворяются потребности в качестве топливной смеси для формированного мотора. В мануал занесли те же требования, какое масло лить, и оставили прежними регламенты замены охлаждающих жидкостей.

На выходе характеристики двигателя получились следующими:

класс В – 82,01 – 82,02 мм

класс С – 82,02 – 82,03 мм

класс D – 82,03 – 82,04 мм

класс В – 81,95 – 81,96 мм

класс С – 85,96 – 81,97 мм

класс D – 81,97 – 81,98 мм

смешанный цикл 8,6 л/100 км

маховик – 62 – 87 Нм

болт сцепления – 55 Нм

крышка подшипника – 70 – 84 Нм (коренной) и 44 – 54 Нм (шатунный)

Из приведенных характеристик видно, какое масло в двигателе рекомендовано изготовителем. Несмотря на недостатки конструкции, мотор 21083 имеет низкий расход бензина и прочих эксплуатационных жидкостей.

Особенности конструкции

Основной особенностью ДВС по аналогии с образцом 2108 стало применение ременной передачи на шкив ГРМ. Кроме того, схема двигателя обладает нюансами:

  • распредвал остался внутри ГБЦ, то есть сверху блока;
  • использовано бесконтактное зажигание из распределителя, коммутатора и катушки;
  • для снижения себестоимость применяются детали от 2108: коленвал, маховик и шатуны, впускной коллектор и блок;
  • поршни созданы совместно с Kolbenschmitd и Porsche, вместо олова использовано микропрофильное покрытие, задерживающее смазку на поверхности;
  • кольца хромируются для повышения ресурса;
  • головка блока цилиндров с увеличенным размером клапанов 37 мм.

Конструкция ДВС

Затронула модернизация и помпу охлаждающей системы, но ресурс этого узла повысился незначительно. В результате увеличившиеся объемы камер сгорания добавили всего 6 л. с. мощности, но не были подобраны передаточные числа КПП и улучшена конструкция впускного коллектора. Для узнаваемости ДВС руководство АвтоВАЗ решило окрашивать блоки 21083 в синий цвет.

Недостатки и преимущества

Основное достоинство – двигатель 21083 не гнет клапана при обрыве ремня ГРМ. Кроме того, в двигатель заложены конструкционные решения, обеспечивающие ряд преимуществ:

  • отсутствие масляного голодания при запуске – для сохранения масла на поверхности поршней использовано специальное покрытие;
  • свободное вращение пальца в бобышках шатуна – капремонт производится реже;
  • массивная верхняя головка шатуна – повышается ресурс КШМ, капитальный ремонт дешевле;
  • доработка помпы – система охлаждения служит дольше.

Комплект поршневой группы

Несмотря на то, что цилиндры имеют максимальный диаметр, возможен тюнинг ДВС своими руками другими способами. Минусами являются:

  • на вал ДВС невозможно установить шкивы дополнительного навесного оборудования;
  • крутящий момент на высоких оборотах низкий;
  • высокие тепловые нагрузки опасны продавливанием плоскости головки, смятием бобышек и трещинами выпускного коллектора.

Второй модификации мотора 21081 повезло больше, так как в нем объем, наоборот, был уменьшен, а разработка производилась более тщательно для экспорта за рубеж.

Автомобили линейки ВАЗ, использующие мотор 21083

Применялся двигатель 21083 для комплектации следующих моделей производителя ВАЗ:

  • 2108 – трехдверный хэтчбэк;
  • 21083 – трехдверный хэтчбэк;
  • 2109 – пятидверный хэтчбэк;
  • 21093 – пятидверный хэтчбэк;
  • 21099 – седан;
  • 2113 – трехдверный хэтчбэк;
  • 2114 – пятидверный хэтчбэк;
  • 2115 – седан.

ВАЗ 2115

То есть, вся линейка переднеприводных авто, выпущенных до 2013 года, оснащалась этими ДВС.

Техобслуживание

Классическое устройство ДВС в сочетании с поперечным расположением мотора под капотом переднеприводных авто подчиняется следующему регламенту ТО:

Объект техобслуживания Время или пробег (что наступает раньше)
Ремень ГРМ замена через 100 тысяч км
Батарея АКБ 12 месяцев/20 тысяч км
Зазор в клапане 24 месяца/20 тысяч км
Вентиляция картера 24 месяца /20 тысяч км
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование 24 месяца /20 тысяч км
Топливопровод и крышка бака 24 месяца /40 тысяч км
Масло моторное 12 месяцев/10 тысяч км
Фильтр масляный 12 месяцев/10 тысяч км
Фильтр воздушный 21 – 24 месяца /40 тысяч км
Фильтр топливный 48 месяцев/40 тысяч км
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения 24 месяца /40 тысяч км
Жидкость охлаждающая 24 месяца /40 тысяч км
Датчик кислородный 100 тысяч км
Свеча зажигания 12 – 24 месяца /20 тысяч км
Коллектор выпускной 12 месяцев

В сопроводительной инструкции содержится описание параметров, производитель настоятельно рекомендует придерживаться порядка обслуживания движков 21083.

Неисправности: причины, устранение

Основными проблемами ДВС этого типа являются:

Неисправность Чем вызвана Способ устранения
Расход бензина повысился засорение топливной системы и навесного оборудования промывка топливопроводов, насоса, карбюратора
ДВС не заводится сбой системы зажигания, засор или разрегулировка карбюратора диагностика электроники, регулировки винтов качества и количества
Мотор «троит» пробой прокладок, изменение компрессии замена расходников, восстановление компрессии

Конкретно для модификации мотора 21083 характерны прогоревшие клапаны, не справляющиеся с температурными режимами ДВС. Это конструкционная недоработка «лечится» тюнингом существующих агрегатов.

Регулировка клапанов

Методы тюнинга

Используется тюнинг нескольких типов:

  • «чипование» – установка электронного аналога механического регулятора, мощность повышается на 15% максимум;
  • замена воздушного фильтра – используются варианты с пониженным сопротивлением, выпускной коллектор с одинаковой длиной патрубков и 52 мм дроссель.

Тюнинг 21083

Производитель не рекомендует турбировать двигатель 21083, так как это заметно влияет на эксплуатационный ресурс в худшую сторону.

Таким образом, модификация 21083 стала не лучшим вариантом ДВС для автомобилей ВАЗ. Однако заметным плюсом является безопасность клапанов при обрыве ремня ГРМ, улучшенный карбюратор Озон и повышение мощности на 6 л. с.

АВТОМОБИЛЬ ВАЗ-21083

На этом автомобиле устанавливается двигатель модели 21081 с уменьшенным ходом поршня (60,6 мм). Поэтому имеются отличия в конструкции и ремонте некоторых узлов двигателя.


Рис. 2.34. Основные размеры блока цилиндров

Блок цилиндров . По сравнению с двигателем 2108 (см. рис. 2.34) высота блока цилиндров уменьшена на 5,6 мм и составляет 242–242,2 мм. Особенностей в ремонте блока цилиндров нет.


Рис. 9.3. Расположение смазочных отверстий на шатунных шейках коленчатого вала: I – на двигателе 2108; II – на двигателе 21081

Коленчатый вал . В связи с уменьшенным ходом поршня уменьшено на 5,2 мм расстояние между осями шатунных и коренных шеек. Коленчатые валы двигателей 21081 можно отличить по габаритным размерам и по расположению смазочных отверстий на шатунных шейках. У коленчатых валов 2108 они смещены на 1,5 мм от оси шейки в направлении коренных шеек, а у коленчатых валов 21081 — на 3,7 мм в другую сторону от оси (рис. 9.3).


Рис. 9.4. Расположение шпилек натяжного ролика на головках цилиндров: 1 – отверстие для установки шпильки на двигателе 2108;

2 – отверстие для установки шпильки на двигателе 21081

Головка цилиндров . Головки цилиндров двигателей 21081 и 2108 различаются только местом установки шпильки натяжного ролика. На двигателях 2108 шпилька завертывается в нижнее отверстие 1 (рис. 9.4), а на двигателях 21081 — в верхнее отверстие 2.

Таблица 9.1. Тарировочные данные карбюраторов


Система выпуска отработавших газов . Установлен выпускной коллектор с одним выходным отверстием для отработавших газов и приемная труба глушителей с одним трубопроводом. Также изменен прижим и кронштейн крепления приемной трубы к блоку цилиндров.


Рис. 9.5. Характеристика центробежного регулятора датчика-распределителя зажигания типа 40.3706-10: А – угол опережения зажигания, град; n – частота вращения валика датчика-распределителя зажигания, мин -1

Система зажигания . Устанавливается датчик-распределитель зажигания типа 40.3706-10 с иными характеристиками центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания (рис. 9.5 и 9.6). Для отличия этих датчиков-распределителей зажигания на крышке вакуумного регулятора ставится метка красного цвета.

Начальный угол опережения зажигания двигателей 21081 смотрите в приложении 4.


Рис. 9.6. Характеристика вакуумного регулятора датчика-распределителя зажигания типа 40.3706-10: А – угол опережения зажигания, град; Р – разрежение, (мм рт. ст.)

21081 – двигатель ВАЗ 1.1 литра | Otoba.ru

Годы выпуска – (1984 – 1996) Материал блока цилиндров – чугун Система питания – карбюратор Тип – рядный Количество цилиндров – 4 Клапанов на цилиндр – 2 Ход поршня – 61мм Диаметр цилиндра – 76мм Степень сжатия – 9 Объем мотора – 1100 см. куб. Мощность 21081 – 54 л.с. /5600 об.мин Крутящий момент – 79Нм/3600 об.мин Топливо – АИ91 Расход топлива — город 8,2л. | трасса 7 л. | смешанн. 7,7 л/100 км Расход масла – 50 г/1000 км Масло в двигатель 21081: 5W-30 5W-40 10W-40 15W40 Сколько масла в двигателе 21081: 3.5 л. При замене лить 3.2 л.

Ресурс : 1. По данным завода – 125 тыс.км 2. На практике – н.д.

ТЮНИНГ Потенциал – н.д. Без потери ресурса – н.д.

Отзывы, регламент замены масла и ресурс 21081

В результате реэкспорта нам вернулось некоторое количество моделей Лада, оснащенных таким силовым агрегатом. И хотя их владельцы обычно не очень довольны мощностными характеристиками двс и его невысокой надежностью, но недорогое обслуживание и копеечные запчасти легко перекрывают минусы.

Опытные сервисмены рекомендуют водителям проводить маслосервис чаще определенных заводом-изготовителем 10 000 км. Лучше каждые 5 – 7 тысяч км. На замену идет 3 литра полусинтетики 5W-30 либо 10W-40. Подробнее на видео.

Компания АвтоВАЗ заявила ресурс двигателя в 125 000 километров пробега, однако по опыту пользования он примерно в полтора, а то и в два раза больше.

Неисправности двигателя ВАЗ 21081

Двигатель ВАЗ 21081 1,1 л. представляет собой мотор 2108 1.3, но с коленвалом с меньшим ходом, за счет этого и тяга куда ниже. Сам движок карбюраторный рядный 4-х цилиндровый с верхним расположением распределительного вала, газораспределительный механизм имеет ременный привод. Ресурс мотора 21081, при аккуратной эксплуатации и качественному обслуживанию, по данным завода изготовителя, составляет 125 тыс. км. Отличия 21081 от 2108 в уменьшенном ходе поршня и за счет этого сокращен рабочий объем. Блок цилиндров соответственно стал ниже на 5,6 мм. Важно: при обрыве ремня ГРМ на 21081 1,1 гнет клапана. Мотор ВАЗ 081 встречается не часто, модели в основном поставлялись на экспорт, двигатель слабый и неедущий. Счастливым обладателям сего чуда хочется пожелать поскорее пересесть на 21083.

Советский даунсайз: история двигателя ВАЗ-21081


Как известно, первым в серии переднеприводных ВАЗов был трехдверный хэтчбек 2108 с мотором 1,3 литра – уже потом появился мотор 1,5, ставший наиболее востребованным. Одновременно с «полторашкой» был создан необычный по своему рабочему объему двигатель 21081, который отличался уменьшенным до 1,1 литражом. Мощность дефорсированного агрегата снизилась с 64 л.с. до 53 «лошадок». Зачем он был нужен, и в чем его особенности? Вспомним традиции отечественного даунсайзинга.

В жигулёвскую эпоху самым скромным по объему был ведший свою родословную от Фиата 1200-кубовый двигатель 2101. Причина, по которой ВАЗовцы еще больше «ужали» рабочий объем на «восьмом» семействе, довольно необычна: в некоторых европейских странах налог на транспортное средство зависит от литража, причем до 1,2 л в то время ставка в странах Бенилюкса (Бельгии и Нидерландах) была существенно ниже, чем на автомобили с моторами большей кубатуры.

Именно для того, чтобы повысить привлекательность машин в глазах прижимистых европейцев, и была выпущена модификация двигателя ВАЗ-21081. Lada Samara 1100 любили покупать и скуповатые бюргеры, и родители начинавших автомобилистов – пусть не престижно, зато шансов убиться на высокой скорости меньше.

Большинство Самар с этим мотором в нашей стране оказалось именно путём реэкспорта. Это были отбегавшие своё по Западной Европе дилерские модификации Deutsche Lada (например, тот же Hanseat!), отличавшиеся от «голого зубила» доработанными салоном и экстерьером.


На фото: Lada Samara 1,1L для рынка Великобритании

Внешне двигатель 21081 был идентичен своим более мощным собратьям. Рабочий объем сократили простым и классическим способом – уменьшили ход поршня посредством применения оригинального коленчатого вала и блока цилиндров уменьшенной на 5,6 мм высоты. Поршни же остались обычные «восьмые» диаметром 76 мм. Визуально коленчатые валы 2108 и 21081 различаются расположением смазочных отверстий на шатунных шейках.

Головка блока цилиндров на «маленьком» моторе – стандартная 2108, но поскольку блок стал ниже, то расположение шпильки для натяжного ролика ремня ГРМ изменилось. Интересная деталь: в любой головке 2108 изначально предусмотрены оба резьбовых отверстия!

Тюнинг двигателя ВАЗ 21081 1,1 л.

Все доработки этого движка как мертвому припарка, но если руки чешутся.. доработайте карбюратор, по факту как не ехала так и не поедет. Лучший тюнинг замена 081 мотора на двигатель 083 1,5 л.

РЕЙТИНГ ДВИГАТЕЛЯ: 1

В жигулёвскую эпоху самым скромным по объему был ведший свою родословную от Фиата 1200-кубовый двигатель 2101. Причина, по которой ВАЗовцы еще больше «ужали» рабочий объем на «восьмом» семействе, довольно необычна: в некоторых европейских странах налог на транспортное средство зависит от литража, причем до 1,2 л в то время ставка в странах Бенилюкса (Бельгии и Нидерландах) была существенно ниже, чем на автомобили с моторами большей кубатуры.

Именно для того, чтобы повысить привлекательность машин в глазах прижимистых европейцев, и была выпущена модификация двигателя ВАЗ-21081. Lada Samara 1100 любили покупать и скуповатые бюргеры, и родители начинавших автомобилистов — пусть не престижно, зато шансов убиться на высокой скорости меньше.

Большинство Самар с этим мотором в нашей стране оказалось именно путём реэкспорта. Это были отбегавшие своё по Западной Европе дилерские модификации Deutsche Lada (например, тот же Hanseat!), отличавшиеся от «голого зубила» доработанными салоном и экстерьером.

Технические характеристики ВАЗ 2108 «Восьмёрка»

Сейчас ВАЗ 2108 не выпускается, зато в автосалонах можно приобрести ее приемницу — ВАЗ 2113, которая отличается измененным передком, бамперами и пластмассовыми насадками на боках. Помимо этого на задней двери появился спойлер.

Наиболее распространенные поломки двс 21081

Выход из строя одного из компонентов системы зажигания нередко сопровождается троением силового агрегата. Сперва стоит обратить внимание на крышку трамблера, высоковольтные провода и свечи.

Почти все проблемы с нестабильной работой силового агрегата так или иначе связаны с карбюратором Солекс. Вам нужно или научится чистить и ремонтировать его самостоятельно или же подружиться с хорошим специалистом, услуги которого вам будут нужны постоянно.

Обо всех оставшихся поломках мы расскажем коротко. Двигатель склонен к детонации и очень не любит плохое топливо. Регулировать тепловые зазоры клапанов приходится постоянно, а то будут громко стучать. Нередко случаются течи масла в районе клапанной крышки. Мотор частенько перегревается из-за неисправности его термостата.

Модификации

внешне полностью идентична ВАЗ-2108, установлен двигатель объемом 1100 см3. Модель в основном поставлялась на экспорт.

  • ВАЗ-21083
    внешне полностью идентична ВАЗ-2108, установлен карбюраторный двигатель объемом 1500 см3.

С 2001 г. была принята новая программа комплектации моделей. В результате модель ВАЗ-21083 получила удлиненные индексы, в зависимости от комплектации:

  • ВАЗ-21083-00 — комплектация «стандарт»
  • ВАЗ-21083-01 — комплектация «норма»
  • ВАЗ-21083-02 — комплектация «люкс»

Первая серийная инжекторная модель ВАЗ-21083 имела индекс ВАЗ-21083-20 и была выпущена в 1994 году. С 2001 г. была принята новая программа комплектации моделей, в результате чего комплектации модели ВАЗ-21083-20 присвоили наименование «стандарт».

Переднеприводная схема давно привлекала автомобильных конструкторов, но массовый переход в мире на такие модели начался лишь в середине 1970-х годов. При этом даже в условиях европейской дорожной сети их распространение сдерживалось недостаточной проработанностью конструкции и технологии узлов привода колёс, рулевого управления, подвески силового агрегата. Однако поперечное расположение силового агрегата и передние ведущие колёса при существовавшем тогда уровне развития техники уже позволяли сделать автомобиль малого класса компактнее и легче обычного. Проект переднеприводного автомобиля начал разрабатываться Волжским автозаводом в 1971 году. С 1971 по 1977 годы на заводе было спроектировано и построено несколько опытных образцов переднеприводных машин. Проектирование ВАЗ—2108 начато в мае 1977 года. 17 февраля 1978 года Министерство автомобильной промышленности СССР утвердило техническое задание ВАЗу на семейство переднеприводных автомобилей.[4] К этому моменту на заводе уже имелась вполне отработанная концепция будущей машины. Первый прототип ВАЗ-2108 был готов в конце 1978 года, а в феврале 1979-го начались его лабораторные испытания. Некоторые узлы и агрегаты ВАЗ-2108 разрабатывались совместно с западными компаниями Porsche и UTS[5]. 29 мая 1979 года вышло постановление Совета министров СССР № 470 «О разработке и освоении на Волжском автозаводе семейства переднеприводных автомобилей». Официально о создании в Тольятти новой модели легкового автомобиля объявил министр автомобильной промышленности В. Н. Поляков в своём выступлении на XXVI съезде КПСС в феврале 1981 года. Он сообщил, что в одиннадцатой пятилетке на ВАЗе будет создана машина с передними ведущими колёсами, не связанная по конструкции и технологии с выпускаемыми «Жигулями» классической компоновки.
Производство первой партии из 2000 товарных автомобилей было начато 17 декабря 1984 года[6], 22 декабря 1984 первые серийные ВАЗ-2108 сошли с конвейера[7], а в первой половине 1985 года автомобили стали поступать в магазины по цене 8345 руб.[8] 80% всех средств, выделяемых могущественному ГКНТ (Государственному комитету по науке и технике) для закупки лицензий и новых образцов оборудования для всех отраслей промышленности СССР, в то время осваивал ВАЗ. Всего было закуплено около 20. В частности, у фирмы Lucas — на передние дисковые тормоза и вакуумный усилитель тормозов, у Zahnradfabrik — на реечный рулевой механизм и синхронизаторы коробки передач, у Automotiv Prodax — на сцепление, у Way-Assauto — на стойки передней подвески, у Hardy Spicer — на шарниры равных угловых скоростей, у Solex — на карбюратор. Позднее купили балку задней подвески у Volkswagen.У Michelin приобрели лицензию и технологическое оборудование для производства бескамерной радиальной шины с металлокордом размерности 165/70R13 (позднее к ней добавился вариант с шириной профиля в 175 мм).Технологический партнер Fiat — фирма UTS — оказывала ВАЗу помощь в организации нового производства и налаживании оборудования[9] ВАЗ-2108 вписан в тайм-линию историй Porsche под названием The Lada Samara -1984[10]

Читайте также: