Ваз 2109 перепутал жиклеры

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Советы по настройке и регулировке карбюраторов Солекс

!Статья взята из интернета! Это значит, что не нужно мне задавать вопросы в личке по настройке карба, в свое время нашел эту статью, и она мне несколько помогла) Решил поделится с другими, сразу указав, что это не мое:)

Первое, с чего надо начать – это выставление уровня в поплавковых камерах. В мануале уровень выставляется по положению поплавков относительно крышки карбюратора при помощи специального шаблона. Скажу сразу – этот метод можно смело посылать подальше, как и миф о том, что с завода там «все настроено». Дело в том, что у всех разные бензонасосы, разное количество прокладок под ними, кто-то делает обратку, у кого-то она заглушена, как результат – разное давление на запорный клапан (иглу карбюратора), что в большинстве случаев приводит к жестокому переливу. Поэтому методика выставления уровня бензина следующая:

— Заводим двигатель, даем ему минут 5 поработать, аккуратно подгазовываем, т.к. может стрелять или в карбюратор или в выхлопную. Тут стоит отметить, что любой солекс на любом объеме должен завестись, даже при страшном переливе и бедных жиклерах. Мой солекс для 1,8л завелся сразу же на двигателе 1,5л при том, что жутко переливал.
– После того как двигатель поработал, глушим его.
– Снимаем топливоподводящий шланг, осторожно из него брызнет бензин. Это необходимо делать, чтобы при снятии крышки карбюратора бензин из шланга под давлением не полился в камеру и не повлиял на показания.
– Откручиваем 5 винтов, которые держат крышку карбюратора и снимаем трос подсоса.
– Строго горизонтально(!) поднимаем крышку карбюратора, чтобы не повредить поплавки.
– Замеряем штангенциркулем или линейкой расстояние от поверхности бензина в камерах до привалочной поверхности крышки карбюратора(см. фото выше). Оно должно лежать в пределах 23-25мм в обоих камерах, но уровни в камерах будут отличаться друг от друга т.к. коллектор у нас не горизонтален, так что меряем уровень в каждой камере и берем среднее. Если уровень больше или меньше заданного, аккуратно подгибаем язычок поплавков в нужную сторону, удаляем часть бензина из камер, чтобы старый уровень не помешал новому замеру, собираем все в обратной последовательности. Заводим и с фонариком смотрим в камеры карбюратора секунд 30 минимум, за это время с малых диффузоров не должно упасть ни единой капли бензина. Капанье с диффузоров свидетельствует о переливе. При этом ни в коем случае нельзя газовать, а то может чихнуть карбюратор, что может сказаться плачевно на ваших глазах! Далее снова замеряем уровень в камере, если все нормально, первый этап завершен. Я поймал нужный уровень с 3-го снятия крышки
Выставлять уровень не заводя двигатель, а только подкачивая ручкой не следует — получите перелив на заведенном двигателе (больше относится к тем, у кого заглушена обратка)

Установка холостого хода.

После того как выставили уровень, прогреваем двигатель до рабочей температуры, глушим и производим следующие действия:

1. Нащупываем плоской отверткой винт качества смеси в отверстии подошвы карбюратора (поз.7)
2. Заворачиваем его до упора по часовой стрелке, только без применения силы, а то сорвете резьбу!
3. От этого положения отворачиваем на 5-6 оборотов назад
4. Заводим двигатель, убираем полностью подсос и винтом количества (поз.6) устанавливаем минимальные обороты таким образом, чтобы двигатель устойчиво работал и в штуцере вакуумного опережения было минимальное разряжение (пробуем через трубку вакуумного опередителя на язык) Обороты должны быть в пределах 500-1200, это говорит об исправности карбюратора.)
5. Начинаем заворачивать винт качества до тех пор пока двигатель начнет неустойчиво работать и отворачиваем назад его на 1-1,5 оборота возвращая устойчивую работу. Винт качества надо крутить медленно.
6. Выставляем винтом количества обороты ХХ около 850-900. Если с этим проблемы и двигатель начинает глохнуть, то добавляем немного винтом качества, откручивая его
7. Пункты 5-6 повторяем до тех пор, пока не поймаем оптимальное соотношение, при котором двигатель будет устойчиво работать и будет иметь минимальное разряжение в трубке.

Проблемы при установке холостого хода.
1. Двигатель никак не реагирует на закручивание винта количества. (По мере закручивания винта двигатель должен терять обороты, нестабильно работать и в конце-концов заглохнуть).
Это индикатор того, что в канал холостого хода поступает слишком много бензина и винт качества не в состоянии его перекрыть. Причины этого могут быть следующие:
– Установлен слишком большой жиклер ХХ
– Неплотно закручен электромагнитный клапан или заглушка, вследствие чего бензин подсасывается мимо жиклера ХХ
– Деформировано посадочное место жиклера ХХ и/или сам жиклер.
Выявление причины и выход из ситуации:
– На работающем двигателе на ХХ снять провод с электромагнитного клапана, двигатель должен сразу же заглохнуть. Если все ок – скорее всего установлен сильно большой жиклер ХХ и надо поставить меньший
Если двигатель не заглох (при переливе поплавковой камеры он еще лучше работать начнет ) – это говорит о том, что, бензин поступает мимо жиклера ХХ или вообще мимо системы холостого хода (последнее – если неправильно выставлен уровень). Делаем следующее:
– Выкручиваем электромагнитный клапан (заглушку) и исследуем жиклер ХХ и посадочное место на предмет деформации. В случае выявления последней скорее всего придется менять крышку карбюратора Если деформации нету, надеть жиклер на клапан, смазать уплотнительное колечко маслом и закрутить его ключом, не прилагая особых усилий(зажимать ключом с помощью одного пальца руки!).

Подбор жиклеров.

Перед тем, как начинать втупую менять жиклеры, надо понимать, зачем это надо как это влияет на мотор, поэтому немного теории. Через отверстие большого диффузора двигатель засасывает воздух, увлекая за собой через топливный жиклер некоторое количество бензина. Чем больше объем двигателя, тем большее количество воздуха будет проходить в единицу времени через диффузор и тем самым больше бензина засосет двигатель. Поэтому в карбюраторах под большой объем стоят маленькие жиклеры. Если установить такой карбюратор на двигатель меньшего объема (например солекс 21041 на 1,5л), то заводские жиклеры будут слишком бедными для него.
Подбор жиклеров всегда начинается с топливного жиклера, а потом к нему подбирается воздушный и начинать с первой камеры, пока не настроите первую камеру — во вторую не лезть! Перед началом следует найти заводской карбюратор солекс, который рассчитан на ваш объем или близкий к нему и ставить на свой жиклеры от него.
Для примера возьмем солекс 21041 (1,8л) и двигатель 1,5л: солекс 21041 имеет диффузоры 24х26, ТЖ первой камеры 102,5, что очень мало для двигателя 1,5л. Ищем похожую камеру и близкий объем среди других модификаций (совпадение диффузора имеет больший приоритет): самый близкий – это солекс 21073 (1,7л) имеет диффузоры 24х24 и жиклер 107,5, первые камеры этих карбюраторов совпадают. Далее немного логики: если диффузор одинаков, а объем двигателя меньше, значит и засосет он меньше бензина, поэтому такой жиклер может быть бедноват. Увеличиваем на один шаг значение ТЖ и получаем жиклер 110. Этот жиклер принимаем за «точку отсчета» и набираем жиклеров исходя из того, что хотим получить – прыткость или экономию. А далее дело техники – небольшое обеднение/обогащение достигается подбором большего/меньшего воздушного жиклера соответственно. Стоит отметить тот факт, что все солексы, кроме 21041 рассчитаны под жигулячие двигатели, поэтому ориентироваться на их жиклеры, как на единственно правильные – глубокое заблуждение. У кого-то они поедут сразу, у кого-то не пойдут ни в какую, помните, что поведение машины зависит не от только от карба, а в большой мере от зажигания, от совпадения меток на КВ и РВ, от качества топлива.
Пара слов про эмульсионные трубки (разг. – «флейта»). Они идут в сборе вместе с воздушным жиклером, нужны для того, чтобы изменять состав смеси в зависимости от оборотов двигателя, есть 3 типа эмульсионных трубок: ZD, ZC, 23. Для двигателя узам эмульсионные трубки должны быть в первую камеру – тип ZD, во вторую – тип ZC. Трубка 23 применяется для зубильных поперечных двигателей (карбюратор 21083) поэтому должна быть заменена на тип ZD.

Ускорительный насос.

Нужен для того, чтобы давать дополнительное количество бензина при открытии дроссельной заслонки для лучшего ускорения. Приводится в действие кулачком ускорительного насоса (поз. 8) Для двигателя УЗАМ на любом солексе кулачек ускорительного насоса должен быть №4 – самый большой. Носик (или носики) ускорительного насоса при открытии заслонок должны давать ровную и мощную струю бензина, никакого капанья или вялой струйки быть не должно даже при небольших открытиях дросселя! Кроме того, надо отрегулировать положение носика так, чтобы струя попадала аккурат между стенкой диффузора и дроссельной заслонкой – прямиком в коллектор. Если будет лить на заслонку или диффузор – при резком газе машина будет тупить. Для двигателя УЗАМ рекомендуется устанавливать двойной носик ускорительного насоса в разные камеры маркировка 40х40 (штатный для солекса 21041) или 40х45 для маньяков Для экономных – одинарный носик на 45 в первую камеру от солекса 21073.

Переходной режим работы карбюратора.
При работе на холостых оборотах дроссельные заслонки закрыты и под ними получается область высокого разряжения, которое и высасывает из маленького канала ХХ через жиклер бензин для работы. При резком открытии заслонки разряжение так же резко падает, при этом оно сильно слабое, чтобы начала нормально работать главная дозирующая система первой камеры, а системы холостого хода и ускорительного насоса уже не хватает, чтобы поддерживать нормальную работу и получается провал. Для его устранения и используется переходная система – щелевидное отверстие, которое находится над дроссельной заслонкой первой камеры. Как только мы нажимаем газ – отверстие попадает в область сильного разряжения и из него подсасывается дополнительная порция бензина. Это отверстие получает бензин так же через жиклер ХХ.

Вторая камера и эконостат.
Как вы заметили, вторая камера вообще не трогается на этапе настройки карбюратора, в большинстве случаев достаточно заводских жиклеров, их недостаток компенсируется эконостатом – трубка которая торчит во второй камере под углом вниз. Суть эконостата в том, что при полном форсаже разряжение возникающее в карбюраторе высасывает через эконостат дополнительный бензин. Он включается в работу на высоких оборотах и обогащает смесь. Если хочется резкого ускорения от второй камеры – можно ставить жиклеры богаче, метод подбора аналогичен подбору первой камеры. К слову, на моем 1,5л отлично прижились заводские настройки второй камеры солекса 21041 для 1,8л.

Заключение.
Здесь я постарался описать лишь основную настройку карбюратора, т.к. нету предела маньячным улучшениям этого девайса, начиная с полировки МД, заканчивая засверливанием каналов и дроссельных заслонок, запаиванием эпульсионных трубок и так далее. Это руководство рассчитано на настройку в гараже своими руками, но все же лучше поехать и настроить все по газоанализатору. Все что здесь описано – это результат личного опыта, чтения огромного количества информации по мануалам и форумам. Свой первый солекс я настраивал почти месяц…

Для того чтобы эта статья была закончена, попрошу всех обладателей выкладывать сюда тарировочные данные ГДС первой и второй камер, жиклер ХХ, носик УН, номер кулачка, а так же те параметры, которые вы меняли относительно заводских (например жиклер ЭМР), заводские значения указывать не надо. Желательно указать примерный расход топлива. Указывайте вот в таком виде (начну с себя):

Двигатель 1,5л
Солекс 21041-10 (24х26)
1 камера: ТЖ 110, ВЖ135ZD
2 камера: ТЖ 120, ВЖ155ZC
Жиклер ХХ 39
Носик УН 40х40 в разные камеры, в первую камеру рассверлен сверлом 0.5мм
Кулачек №4

Примеры подбора жиклеров:

двигатель 1,6
солекс 21083 (21/23)
1 камера: тж 95, вж 150 ZD
2 камера: тж 95, вж 135 ZC
жиклёр хх 41
распылитель ун самодельный — 2 короткие трубки от 2108, тоесть 2х35, обе трубки в 1ю камеру
кулачёк №4
ЭМР 40 (иногда при разгоне в горку чувствуется, что его не хватат.)
расход: трасса

8, смешанный цикл

УЗАМ 3313
21073 (24X26.5 пилил вторую камеру. )
1к 115тж 165zd вж(Нижний конец трубки запаян. Отв в паике 1,1мм )
2к 122,5тж 135zc вж
ЭМР 60 (40 рассверлил сверлом 0,6)
УН 45Х40 (45 в первую 40 во вторую)
ХХ 41
Кулачек №4
Расход 13 по городу
бензин А80

Двигатель 1,5л Д
Солекс 21083 (21х23)
1 камера: ТЖ 97, ВЖ145ZD
2 камера: ТЖ 95, ВЖ150ZC
Жиклер ХХ 40
Носик УН 35х35 в первую камеру
Кулачек №4
ЭМР-55
Расход:
Трасса

есть ещё на 21073 солекс
под тот же двигатель

1 камера: ТЖ 115, ВЖ155ZD
2 камера: ТЖ 115, ВЖ135ZC
Жиклер ХХ 41
УН 35х40 первая камера
Кулачек №4
ЭМР 40
Расход:
Трасса

10-11л(взависимости от скорости)
Смешанный цикл

12л
Бензин А 80
(динамика на этом карбюраторе была хуже)

Двигатель 1.6
1- 150\115
2- 135\107.5
Носики 45\40
ХХ 41
кулачок 4
Карбюратор: 21073

Двигатель 1,5л
Солекс 2108 (21х23)
1 камера: ТЖ 95, ВЖ150ZD
2 камера: ТЖ 122,5, ВЖ155 23
Жиклер ХХ 38
Носик УН 40х45
Кулачек №7
ЭМР 40
Расход: Пока не известен.
Бензин А92
Провалов нет, ХХ стабильный.

!Статья взята из интернета! Это значит, что не нужно мне задавать вопросы в личке по настройке карба, в свое время нашел эту статью, и она мне несколько помогла) Решил поделится с другими, сразу указав, что это не мое!

Карбюратор ВАЗ 2109 – особенности конструкции

Конструкция, которую имеет карбюратор ВАЗ 2109, обеспечивает его стабильную работу при эксплуатации транспортного средства. Такие карбюраторы несложно настраивать самостоятельно без обращения в автосервис.

Карбюратор ВАЗ 2109: как он устроен?

Все ВАЗовские «восьмерки» и «девятки» оборудовались автомобильными карбюраторами отечественного производства «Солекс», которые относят к агрегатам эмульсионного типа.

Такой механизм питания двигателя внутреннего сгорания имеет две камеры и схему открытия дроссельных заслонок последовательного вида.

  • дозирующие главные системы в количестве двух штук;
  • механизм холостого хода и переходная система первой камеры, снабженная запорным электромагнитным клапаном;
  • пусковое диафрагменное устройство;
  • переходной механизм второй камеры;
  • ускорительный диафрагменный насос;
  • экономайзер режимов мощностей;
  • эконостат.

Фото автомобильного карбюратора производства Солекс, dvizhok.net

Также в рассматриваемом нами автомобильном карбюраторе предусмотрен экономайзер холостого хода, который запускается принудительно. Состоит он из:

  • выключателя винта, который предназначен для регулировки объема смеси холостого хода;
  • блока управления (электронного);
  • запорного клапана;
  • комплекта проводов, соединяющих все указанные элементы системы.

На фото - схема экономайзера холостого хода, blogautolive.ru

Установка карбюратора производится при помощи четырех шпилек на впускную трубу. Крепят его гайками. Открытие дроссельных заслонок осуществляется при помощи педали, находящейся в салоне авто. К ее верхней части крепится трос в специальной оболочке, который позволяет управлять заслонками. А при помощи рукоятки, размещенной в салоне транспортного средства под приборной панелью, производится управление воздушной заслонкой.

Жиклеры карбюратора ВАЗ 2109

Данные элементы системы представлены двумя видами. Они могут быть:

  • воздушными;
  • топливными.

Фото видов жиклеров карбюратора ВАЗ 2109, ladaclub.kz

По своему действию на качество и состав топливной смеси они являются противоположными:

  • обеднение смеси фиксируется при повышении площади сечения воздушного жиклера;
  • обогащение отмечается при увеличении сечения топливного жиклера.

При этом уровень их влияния зависит от конкретного режима работы «Солекс». Состав горючей смеси регулируется прямо пропорционально для любых режимов дросссерирования сечением топливного жиклера. А вот воздействие его «собрата» больше отмечается при повышении угла открытия дроссельной заслонки.

На фото - топливный жиклер холостого хода ВАЗ 2109, vaz2109.net

За счет таких особенностей жиклеров карбюратора ВАЗ 2109 следует запомнить, что:

  • показатели кривой топливной смеси нужно изменять посредством воздушного жиклера;
  • состав же смеси по диапазонам характеристик изменяется топливным жиклером.

Настройка поплавковой камеры карбюратора Солекс

Чтобы проверить уровень горючего и отрегулировать его под индивидуальные запросы водителя, следует провести настройку поплавковой камеры. Делается это так:

  • запускают мотор на несколько минут, затем глушат его;
  • с карбюратора демонтируют фильтр (воздушный);
  • шланг подачи горючего отсоединяют;
  • убирают крышку карбюратора (для этого необходимо отвернуть пять болтов).

Фото карбюратора ВАЗ 2109, avto-all.com

После этого замеряют дистанцию между уровнем горючего в поплавковых камерах и их кромками, используя хвостовик штангенциркуля. Оптимальной считается дистанция в 25,5 миллиметров. Привести расстояние к такому показателю можно посредством подгибания кронштейнов поплавков (их язычков). Требуемого результата обычно добиваются при повторении процедуры подгибания 2–3 раза.

На фото - настройка поплавковой камеры карбюратора ВАЗ 2109, autoprospect.ru

При снятой крышке также рекомендуется сразу провести и проверку параллельности поплавков (кромок данных элементов). Отрегулировать параллельность можно посредством воздействия на их кронштейны.

Замена жиклеров на ВАЗ-2109

бред полный ,в 70% ДААЗов-2108 присутствует "провал" - заложенный заводом изготовителем и не излечимый регулировками , это карбюраторы со свалки , или спецы которые жиклёрами подымают мощность двигателя

Согласен на все 100. Ну невозможно увеличить мощность двигателя с помощью карбюратора. Железо нужно переделывать, иначе не как. А с помощью карбюратора, можно просто улчшить работу двигателя и этим самым увеличит КПД именно этого двигателя. Но мощность больше не сделать. Просто заводской карб не настроен правильно под этот конкретный двигатель, но его можно подстроить именно под этот двигатель.

бред полный ,в 70% ДААЗов-2108 присутствует "провал" - заложенный заводом изготовителем и не излечимый регулировками , это карбюраторы со свалки , или спецы которые жиклёрами подымают мощность двигателя

Согласен на все 100. Ну невозможно увеличить мощность двигателя с помощью карбюратора. Железо нужно переделывать, иначе не как. А с помощью карбюратора, можно просто улчшить работу двигателя и этим самым увеличит КПД именно этого двигателя. Но мощность больше не сделать. Просто заводской карб не настроен правильно под этот конкретный двигатель, но его можно подстроить именно под этот двигатель.

Карбюратор - это на минуточку система питания. И первый шаг к увеличению мощности ЛЮБОГО мотора как раз на систему питания и приходится!

Вы еще скажите, что установка двух или четырех карбюраторов вместо одного на мощности не скажется.

Вы просто не видели показания моторных стендов /по замеру мощности/, на разных схемах жиклеров и настройках систем зажигания . .Простой пример: ВАЗ-2108 мотор 1,3 ЗАВОД. Система выпуска - делается замер, 59 л.с. Вместо резонатора задней части глушителя вваривается резонатор со средней части, т.е. получается на систему выпуска два "тонких" резонатора. Показания стенда после переделки 63 л.с.

Карбюратор - это на минуточку система питания. И первый шаг к увеличению мощности ЛЮБОГО мотора как раз на систему питания и приходится!

Вы еще скажите, что установка двух или четырех карбюраторов вместо одного на мощности не скажется.

Вы просто не видели показания моторных стендов /по замеру мощности/, на разных схемах жиклеров и настройках систем зажигания . .Простой пример: ВАЗ-2108 мотор 1,3 ЗАВОД. Система выпуска - делается замер, 59 л.с. Вместо резонатора задней части глушителя вваривается резонатор со средней части, т.е. получается на систему выпуска два "тонких" резонатора. Показания стенда после переделки 63 л.с.

Карбюратор - это на минуточку система питания. И первый шаг к увеличению мощности ЛЮБОГО мотора как раз на систему питания и приходится!Вы еще скажите, что установка двух или четырех карбюраторов вместо одного на мощности не скажется. Вы просто не видели показания моторных стендов /по замеру мощности/, на разных схемах жиклеров и настройках систем зажигания . .Простой пример: ВАЗ-2108 мотор 1,3 ЗАВОД. Система выпуска - делается замер, 59 л.с. Вместо резонатора задней части глушителя вваривается резонатор со средней части, т.е. получается на систему выпуска два "тонких" резонатора. Показания стенда после переделки 63 л.с.

Алекс23 , вы просто не совсем правильно понимаете. В двигатель конструктивно заложенна определённая мощность. Но конструкция всего автомобиля не позволяет использовать всю мощность. Представьте что двигатель имеет 100% мощности, а из за недочётов конструкции, потерь в впускной системе, выпускной системе и в карбюраторе, мы можем ипользовать только 60% всей мощности двигателя. Так вот после переделок о котором вы говорите, возможно ещё взять какое то количество мощности с этого двигателя и увеличить используемую мощность до 80%. Но это не увеличивает мощность двигателя, а просто повышает его КПД. А что бы увеличить мощность двигателя, нужно изменять сам двигатель. Пошня менять, распредвалы, коленвал, и тд и тп.

Карбюратор - это на минуточку система питания. И первый шаг к увеличению мощности ЛЮБОГО мотора как раз на систему питания и приходится!Вы еще скажите, что установка двух или четырех карбюраторов вместо одного на мощности не скажется. Вы просто не видели показания моторных стендов /по замеру мощности/, на разных схемах жиклеров и настройках систем зажигания . .Простой пример: ВАЗ-2108 мотор 1,3 ЗАВОД. Система выпуска - делается замер, 59 л.с. Вместо резонатора задней части глушителя вваривается резонатор со средней части, т.е. получается на систему выпуска два "тонких" резонатора. Показания стенда после переделки 63 л.с.

Алекс23 , вы просто не совсем правильно понимаете. В двигатель конструктивно заложенна определённая мощность. Но конструкция всего автомобиля не позволяет использовать всю мощность. Представьте что двигатель имеет 100% мощности, а из за недочётов конструкции, потерь в впускной системе, выпускной системе и в карбюраторе, мы можем ипользовать только 60% всей мощности двигателя. Так вот после переделок о котором вы говорите, возможно ещё взять какое то количество мощности с этого двигателя и увеличить используемую мощность до 80%. Но это не увеличивает мощность двигателя, а просто повышает его КПД. А что бы увеличить мощность двигателя, нужно изменять сам двигатель. Пошня менять, распредвалы, коленвал, и тд и тп.

Да не вопрос. объясните, тогда, мне глупому, почему мотор карбюраторный ВАЗ-2106 после глубокой переделки топливной системы, системы выпуска и системы зажигания при замере на моторном стенде показывает 114 л.с. при 6500 об/мин и 138 н*м крутящего момента с 4800 об/мин, и начинает крутиться до 9500 об/мин. И это без вмешательства в железо.
И так для справки КПД соременного ДВС максимум 40 %,если уж на то пошло!
А если менять железо, то на данный момент собран не один мотор ВАЗ-1118 мощностью за 160 л.с. причем без турбин и кислоты, а это 100 л.с. с литра. Сейчас начнут кричать - это сказки - это противоречит законам физики.
Я останусь при своем мнении, продолжу нарабатывать опыт и мне в принципе все равно на чье-либо мнение.

Неисправности карбюратора

неисправности карбюратора и их решение

Задача карбюратора – делать правильную смесь (1 часть бензина и 16 частей воздуха). При таком соотношении смесь эффективно воспламеняется, и двигатель работает с максимальной мощностью. Когда проявляются первые неисправности карбюратора, мотор начинает работать рывками, пропадает холостой ход или увеличивается расход бензина. Определить причину поломок бывает сложно, поэтому рассмотрим основные признаки неисправностей.

Признаки сбоев в топливной системе

О наличии возможных сбоев в работе системы питания автомобиля можно судить по характерным признакам поведения транспортного средства на дороге:

  • Провал – в процессе нажатия педали «газ» автомобиль небольшой интервал времени (от 1 до 30 секунд) продолжает движение с набранной скоростью (или же с замедлением), и лишь спустя время начинает набирать скорость;
  • Рывок – напоминает провал, однако он более кратковременный;
  • Раскачивание – периодичные провалы;
  • Подергивание – это несколько рывков, которые следуют друг за другом;
  • Вялый разгон – это сниженная интенсивность увеличения скорости транспортного средства.

Кроме того, о наличии неисправностей системы питания двигателя вы можете судить по следующим признакам:

  • Увеличенный расход топлива;
  • Пуск двигателя не срабатывает;
  • Понижены или повышены обороты холостого хода;
  • Затруднение в процессе пуска горячего/холодного двигателя;
  • Затруднительная работа двигателя автомобиля в режиме холодного хода.

Смещение фаз газового распределения, износ кулачков распределительного вала, неправильная регулировка зазоров тепла, пониженная или же неравномерная компрессия в цилиндрах, а также прогар клапанов существенно снижают мощность автомобиля, вызывают вибрацию и повышают расход топлива.

Также немаловажную роль играет карбюратор и его неисправности. Рассмотрим наиболее часто встречаемые неисправности карбюратора на примере Солекс. О том как правильно чистить, проверять и регулировать карбюратор, на примере ВАЗ 2109, описано в статье. И так.

Если цилиндро поршневая группа изношена, то картерные газы, пары масла и смолистые вещества могут попасть в область карбюратора, засорить фильтрующий элемент фильтра, а также осесть на жиклерах и иных элементах карбюратора, тем самым нарушая работу двигателя.

Характерные неисправности карбюратора

Если двигатель не запускается или же глохнет сразу же после запуска. Возможно, это вызвано тем, что в поплавковой камере отсутствует топливо или же нарушен состав смеси (допустим, смесь слишком обогащенная или наоборот).

Двигатель на холостом ходу работает нестабильно или регулярно глохнет. При исправной деятельности других систем карбюратора подробнее неисправности возможны из-за следующих факторов:

  • Засорение каналов или жиклеров холостого хода;
  • Сбои в работе электромагнитного клапана;
  • Сбои в работе элементов ЭПХХ и блока управления;
  • Сбои в работе и деформирование резинового уплотнительного кольца – винта «качества».

Так как переходная система первой камеры взаимодействует с системой холодного хода, при неполных оборотах возможен провал, а порой и полная остановка двигателя в процессе плавного пуска автомобиля. При помощи промывки или же продувки каналов можно устранить засорение, однако необходимо будет частично его разобрать. Также необходимо сменить неисправные детали.

solex_неисправности

Высокие обороты холостого хода

Пониженные/повышенные обороты холостого хода может вызывать:

  • Неисправная регулировка холостого хода:
  • Пониженным/повышенным уровнем топлива в камере;
  • Засорением воздушного или топливного жиклеров;
  • Подсоса кислорода во впускной трубопровод или карбюратор через соединительные шланги или в местах соединений;
  • Частичное открытие воздушной заслонки.

Затруднённый запуск двигателя и расход топлива

Затрудненный запуск холодного двигателя может спровоцировать неправильная регулировка пускового механизма. Частичное закрытие воздушной заслонки может вызвать обеднение смеси, что в свою очередь вызовет отсутствие вспышек в цилиндрах, а неправильно ее открытие после запуска двигателя достаточно сильно обогащает смесь, поэтому двигатель «захлебывается».

Затрудненный пуск автомобиля при прогретом двигателе может быть вызван тем, что в цилиндры поступает богатая смесь из-за большого уровня топлива, которое находиться в поплавковой камере. Причиной тому может быть нарушение регулировки топливной камеры или же топливный клапан недостаточно хорошо герметичен.

Чрезмерный расход топлива. Устранить данный «дефект» сложнее всего, так как он может быть вызван различными причинами. Первоначально стоит убедиться, что повышенное сопротивление движению транспортного средства отсутствует, чему способствует торможение колодок об барабаны или диски, нарушение углов монтажа колес, ухудшение аэродинамических данных при перевозке габаритного груза на крыше или же загрузка автомобиля. Немалую роль играет и стиль вождения автомобиля.

1, 4, 13, 17, 20 — винты крепления крышки карбюратора к корпусу; 2 — малый диффузор (распылитель) главной дозирующей системы второй камеры; 3 — распылитель эконостата; 5 — воздушный жиклер переходной системы второй камеры; 6, 7 — заглушки каналов эконостата; 8, 21 — балансировочные отверстия поплавковой камеры; 9 — ось воздушной заслонки; 10, 15 — винты крепления воздушной заслонки; 11 — малый диффузор (распылитель) второй камеры; 12 — воздушная заслонка; 14 — канал главного воздушного жиклера второй камеры; 16 — канал главного воздушного жиклера первой камеры; 18, 19 — заглушки каналов холостого хода; 22 — распылитель ускорительного насоса

К большому расходу топлива могут привести нарушения функциональности карбюратора:

  • Неисправность системы ЭПХХ;
  • Засорение воздушных жиклеров;
  • Неплотное закрытие электромагнитного клапана (просачивание топлива между стенками канала и жиклером);
  • Неполное открытие воздушной заслонки;
  • Дефекты экономайзера.

Глубокий провал до полной остановки двигателя при открытой дроссельной заслонке одной камеры может быть спровоцировано засорением основного топливного жиклера. Если двигатель автомобиля работает на холостом ходу или же в режиме несущественных нагрузок, то потребление топлива двигателем достаточно мало. Пытаясь выйти в режим полноценной нагрузки, расход топливной массы резко возрастает, не хватает проходимости топливным жиклерам, которые засорились, в работе двигателя возникают провалы.

Автомобиль дергает в процессе движения, а также вялый разгон при «плавном» нажатие «газа» зачастую провоцирует низкий уровень топлива при неправильной регулировке поплавковой системы. Раскачивание, провалы и рывки автомобиля – это распространенные явления при повышенных нагрузках, которые исчезают при переходе на холодный ход. Как правило, они связаны с перебоями в системе подачи топлива, а также следующими факторами:

  • Клапаны топливного насоса не герметичны;
  • Сетчатые фильтры топливного заборника и карбюратора засорены;

Провалы при резком нажатие «газа», которые исчезают при работе двигателя автомобиля в течение пяти секунд, в таком же режиме могут быть вызваны неисправностью ускорительного насоса.

Какие жиклеры ставить на карбюратор ваз 21083

Карбюратор солекс 21083: устройство, регулировка, настройка


В этой статье будет рассмотрен карбюратор Солекс 21083: устройство, регулировка, настройка узла, его особенности, а также основные неисправности.

Устройство карбюратора Солекс 21083

Карбюраторы типа «Солекс» стали применяться на российских (советских) автомобилях с середины 80-х годов прошлого века, сначала они ставились на машину ВАЗ-2108. Первые карбюраторы предназначались для работы с двигателями 1100 и 1300 см³, и они имели маркировку ДААЗ-2108. Позднее была разработана модель Солекс 21083, и цифровой индекс означает, что устройство предназначено для установки на двигатели ВАЗ-21083 объемом 1,5 литра.

Карбюратор служит для приготовления топливной смеси, на которой работает мотор, обеспечивает бесперебойную стабильную работу силового агрегата на любых оборотах и нагрузках. Solex-21083 состоит из следующих основных частей:

  1. основного корпуса, в котором находятся диффузоры, главная дозирующая система (ГДС), система холостого хода, экономайзер и ускорительный насос;
  2. крышки с воздушной заслонкой, поплавками, электромагнитным клапаном, пусковым устройством холодного ДВС.

Карбюратор Солекс – двухкамерный, топливные жиклеры ГДС находятся посередине камер в самой глубине основного корпуса, сверху их устанавливаются воздушные жиклеры ГДС. В устройстве карбюратора Солекс 21083 предусмотрен блок подогрева топливовоздушной смеси, к которому подсоединяются шланги системы охлаждения. Дроссельные заслонки находятся внизу основного корпуса и открываются последовательно, открытие заслонки во второй камере обеспечивается за счет рычагов привода.

В крышке имеется два патрубка – один из них предназначен для подачи топлива в карбюратор, второй является обратным и служит для возврата излишком топлива в бензобак, также за счет «обратки» снижается давление в топливной системе.


Карбюратор Солекс 21083: жиклеры, виды и подбор

Для карбюраторов 21083 промышленностью предусмотрены ремкомплекты, в которые входят топливные и воздушные жиклеры ГДС для первичной и вторичной камеры. В зависимости от величины сечения диффузоров есть разные ремонтные комплекты, рассчитанные на работу с двигателями 2108, 21081 или 21083, поэтому жиклеры в наборах имеют разное сечение.

Часто вазовские карбюраторы устанавливают на другие марки автомобилей (например, УАЗ, «Волга» ГАЗ-31029/3110), и если оставить «родные» жиклеры ГДС, то их сечения не хватит, так как топливовоздушная смесь будет поступать в цилиндры не в той пропорции и количестве, которая требуется движку.

Часто для улучшения разгона и динамики автомобиля некоторые автомобилисты ставят топливные жиклеры большего сечения, но следует учитывать, что в этом случае может существенно возрасти расход топлива, и не всегда эксперимент с установкой дает нужные результаты. Самое правильное решение – не заниматься экспериментами, и устанавливать в карбюратор тот ремкоплект, который предназначен именно для этой марки карбюратора (например, для мотора 1,5 л следует ставить жиклеры, предназначенные для модели 21083).


Если динамика двигателя не устраивает, следует искать причины вялого разгона автомобиля, а их может быть достаточно много:

  1. слабая компрессия в цилиндрах;
  2. не отрегулировано зажигание;
  3. плохо работают свечи зажигания;
  4. пробивают высоковольтные провода.

Есть еще много разных причин, из-за которых теряется мощность двигателя. Мнения у автовладельцев насчет тюнинга карбюратора разные, но практика все же показывает, что лучше ставить на машину тот карбюратор, который рекомендован заводом-изготовителем.

Одно время на ГАЗ-31029 или 3110 в целях экономии топлива нередко хозяева этих машин ставили себе вазовские Solex, но такая установка в основном себя не оправдывала – если даже и получалось сэкономить бензин, то только при очень аккуратной езде и слабом разгоне. Так что в карбюраторе Солекс 21083 жиклеры подбирать следует те, которые рекомендованы заводом-изготовителем. Еще следует учесть, что для вазовского Solex сейчас продается много ремкомплектов от разных производителей, в том числе детали выпускает и Китай. В таких комплектах сечение жиклеров может не соответствовать заявленным параметрам, поэтому нужно стараться приобретать детали оригинального производства или хотя бы от проверенных фирм, хорошо зарекомендовавших себя на рынке.

Регулировка карбюратора Солекс 21083

В карбюраторе Солекс предусмотрено несколько видов регулировок, и регулировать можно:

  1. уровень бензина в поплавковой камере;
  2. количество минимальных холостых оборотов;
  3. качественный состав топливной смеси (ТС) с помощью винта качества холостого хода (ХХ).

Регулируется качество ТС очень просто, и любой автовладелец может выполнить регулировку своими руками. Для этого нужно хорошо прогреть движок и винтом количества выставить обороты в пределах 800-900 об/мин. Затем:

  1. закручиваем винт качества до тех пор, пока ДВС не начнет работать с некоторыми перебоями и снижать кол-во оборотов;
  2. отворачиваем винт так, чтобы мотор опять заработал ровно, обычно достаточно сделать один оборот. Если винт отпустить слишком много, расход топлива увеличится.


В иных случаях приходится винт количества ослаблять больше, так как в работе двигателя появляются провалы.

Одна из самых частых проблем холостого хода – невозможность регулировки карбюратора Солекс 21083 с помощью винта качества – при его закручивании и откручивании обороты ДВС не меняются. Причин такой неисправности несколько:

  1. засорился жиклер в электромагнитном клапане;
  2. засорился канал ХХ, который находится под «качественным» винтом;
  3. неисправен сам электромагнитный клапан (ЭК).

Работоспособность самого ЭК проверить достаточно просто, делаем это следующим образом:

  1. на неработающем двигателе снимаем провод с клапана;
  2. выкручиваем ЭК;
  3. снимаем с него топливный жиклер, он сдергивается руками;
  4. включаем зажигание;
  5. соединяем провод с ЭК – в момент контакта должен раздаться сухой четкий щелчок, и шток клапана утапливается. Если щелчка нет, а шток не двигается, такой ЭК необходимо заменить.

Также необходимо сразу продуть и жиклер – в некоторых случаях в него попадает настолько мелкая соринка, что ее практически не видно. Есть еще проблема Солекса – канал холостого хода под винтом качества засоряется так, что его невозможно продуть.


Проверить работоспособность ЭК можно и другим способом – во время работы ДВС на холостом ходу нужно сдернуть провод с электромагнитного клапана – если мотор заглохнет, значит, электромагнитный клапан работает исправно.

Если каналы ХХ засорились, мотор на минимальных оборотах начинает работать с перебоями, глохнет при сбросе газа. Когда нет времени заниматься ремонтом, а доехать то точки назначения необходимо срочно, есть один способ, которым можно заставить работать мотор стабильно на холостом ходу. Для этого во время работы ДВС на ХХ ослабляем ключом на 13 ЭК, находим то положение, в котором движок работает наиболее стабильно. Но так ездить постоянно не следует – при таком положении электромагнитного клапана резко возрастает расход топлива, так как система холостого хода работает в обход топливного жиклера ХХ.

Уровень топлива в карбюраторе Солекс 21083

Чтобы карбюратор работал бесперебойно, его необходимо настроить, в первую очередь следует выставить уровень в поплавковой камере. Для выполнения такой регулировки снимать весь карбюратор не требуется, достаточно снять только верхнюю крышку узла.


На автомобиле ВАЗ-2109 регулируем уровень топлива следующим образом:

  1. останавливаем двигатель, демонтируем корпус воздушного фильтра;
  2. отсоединяем провод электромагнитного клапана, освобождаем трос подсоса;
  3. раскручиваем хомуты и сдергиваем с карбюраторной крышки топливные шланги (основной и обратный);
  4. отвинчиваем пять винтов, которые крепят крышку;
  5. снимаем крышку и переворачиваем ее, держим ее горизонтально, смотрим, какой имеется зазор между поплавками и горизонтальной поверхностью самой крышки – он должен находиться в пределах 1,0-1,5 мм;
  6. регулировку нужного зазора производим путем подгибания пластины, держащей поплавки. При регулировке нужно добиться одинакового расположения поплавков над поверхностью крышки.


Согласно книжной инструкции, уровень топлива в карбюраторе Солекс 21083 замеряется с помощью штангенциркуля – определяется расстояние между верхней поверхностью основного корпуса и уровнем имеющегося в камере топлива, он должен составлять 24-26 мм. Замер следует производить сразу после снятия карбюраторной крышки, так как бензин быстро испаряется.

Настройка карбюратора Солекс 21083

Все перечисленные выше регулировки относятся к настройкам карбюратора Солекс 21083, и от того, как хорошо будет отрегулирован узел, зависит характер работы двигателя, расход топлива. Есть еще некоторые настройки, на которые также следует обратить внимание.

В электромагнитном клапане находится жиклер холостого хода, и диаметр его сечения может быть разным – от 39 до 42 мм, также ест распылители ускорительного насоса с различным сечением «носиков» (35х40, 40х40, 45х40, 35х35). Подбором необходимого диаметра обоих элементов можно добиться работы карбюратора без провалов, хорошей приемистости. Что-то определенное здесь рекомендовать трудно, в каждом конкретном случае нужен индивидуальный подход, и достигается наилучший результат методом проб и ошибок. Кстати, «носики» распылителей могут быть направлены:

  1. оба в первичную камеру;
  2. один распылитель – в первую камеру, другой – во вторую.


Еще часто при установке карбюратора многими автомобилистами допускается одна ошибка – неточно устанавливается трос подсоса, и поэтому на холодную двигатель 21083 запускается проблематично, особенно в морозную погоду. После закрепления троса подсоса перед установкой воздушного фильтра необходимо проверить, до конца ли с помощью троса закрывается воздушная заслонка. Если заслонка при вытянутом подсосе остается приоткрытой, необходимо закрепить оплетку тросика в другом положении.


Снятие и установка Solex

Для того чтобы произвести ремонт или продувку (промывку) карбюратора, его необходимо снять. Снимается узел достаточно просто, это может сделать практически любой автомобилист самостоятельно. Снимаем устройство следующим образом:

  1. выключаем зажигание, в первую очередь производим съем корпуса воздушного фильтра;
  2. демонтируем с привода дроссельной заслонки возвратную пружину;
  3. отсоединяем трос газа;
  4. отворачиваем крепления тросика подсоса;
  5. откручиваем четыре гайки, на которых крепится сам корпус карбюратора;
    демонтируем узел.

Установка производится в обратной последовательности.

Основные неисправности Solex 21083

Есть неисправности, которые наиболее характерны для карбюраторов Солекс:

  1. засорение топливного жиклера ГДС;
  2. попадание соринок в систему холостого хода, особенно часто забивается жиклер ХХ в электромагнитном клапане;
  3. деформация нижней поверхности основного корпуса вследствие перегрева;
  4. выход из строя диафрагмы ускорительного насоса;
  5. дефект электромагнитного клапана;
  6. ослабление посадки диффузоров в корпусе.

Если деформируется корпус, между карбюратором и впускным коллектор подсасывает воздух, и мотор начинает работать с перебоями, так как топливовоздушная смесь обедняется. Холостой ход плохо поддается регулировке, и для исправления дефекта требуется шлифовать поверхность на наждачном круге. Если коробление поверхности значительное, шлифовка уже не поможет, требуется замена корпуса.

Диафрагма ускорительного насоса со временем может растрескаться, потерять эластичность, в ней появляются разрывы.


Проверить состояние диафрагмы достаточно просто, для этого снятие карбюратора не потребуется. Чтобы добраться до диафрагмы, нужно открутить 4 винта крышки ускорительного насоса и извлечь деталь. Проверяется состояние диафрагмы путем ее внешнего осмотра.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как самостоятельно выполнить настройку карбюратора ВАЗ 2109

Большая часть автомобилей семейства «Самара», включая «девятку», комплектовалась карбюраторной системой питания, и лишь незначительное количество машин последней выпущенной серии 2109 были оснащены инжектором. Считается, что карбюраторы «Солекс», которые устанавливались на ВАЗ 2109 и прочие модели, являются достаточно надёжными, отличаясь простотой конструкции, невысокой стоимостью и доступностью запчастей. В то же время не секрет, что со временем настройки карбюратора могут сбиться, что приведёт к нестабильной работе мотора на всех или некоторых режимах, к росту расхода топлива.

Как отрегулировать карбюратор на ВАЗ-2109

Устройство карбюратора «девятки»

Опытным, а тем более начинающим автолюбителям следует выучить конструкцию карбюратора своего автомобиля – это поможет решать проблемы, возникновение которых при длительной эксплуатации авто неизбежно.

Карбюратор ВАЗ 2109

В руководстве пользователя достаточно подробно изложена схема карбюратора, назначение его узлов и систем, описываются режимы работы и способы устранения самых распространённых неполадок. Другими словами, этот мануал можно назвать вашим первым и основным учебником, позволяющим изучить азы ремонта деталей авто, в том числе карбюратора.

Единственный момент, который следует упомянуть, – в этом руководстве вы не увидите каких-то подробных сведений и нюансов, касающихся разборки карбюратора, с которыми вы можете столкнуться. Разбираться с ними придётся по ходу дела, самостоятельно или обратившись за помощью ко всемирной паутине – в интернете можно найти ответы практически на любые автомобильные вопросы, тем более по ВАЗ 2109.

карбюратор Солекс

На автомобили этого семейства устанавливали карбюратор Солекс – отечественную разработку, адаптированную для вазовской классики и более поздних серийных моделей. По этой причине при выходе из строя карбюратора найти подходящий аналог будет нелегко – система автоподсоса присутствует в карбюраторах других марок редко. Впрочем, Солексы выпускаются до сих пор, невзирая на то, что эра карбюраторных машин канула в лету.

Конструкция карбюратора

Особенности конструкции вазовского карбюратора:

  • он двухкамерный, между камерами располагаются топливные и воздушные жиклёры;
  • у Солекса имеется основная часть и крышка, соединяемые винтами. В крышке смонтированы поплавки, воздушная заслонка, здесь расположено пусковое устройство, установлен электромагнитный клапан;
  • в состав основной части входят диффузоры, система ХХ, дозировки бензина, ускорительный насос. Здесь же нашлось место и экономайзеру, и системе подогрева;
  • сверху к крышке присоединён патрубок подачи топлива, а также патрубок для возврата излишков горючего в бензобак.

Конструкция карбюратора постоянно совершенствовалась, но улучшения не затрагивали принцип функционирования основных блоков и систем.

Как работает карбюратор ВАЗ 2109

Подробно рассматривать принцип работы Солекса мы не будем: во-первых, это долго, а во-вторых, эта тема нами уже обсуждалась. Но в общих чертах изложим.

Главное назначение любого карбюратора – бесперебойное снабжение мотора топливно-воздушной смесью (ТВС), независимо от текущего режима работы силового агрегата.

Нормальный запуск холодного двигателя обеспечивается открытием воздушной заслонки (ВЗ), на Солексах это осуществляется вручную рычагом подсоса из салона машины. Это позволит обогатить ТВС, чтобы мотор запустился. По мере его прогрева подсос убирают, ВЗ закрывается, и карбюратор начинает функционировать в штатном режиме.

Устройство ВАЗ-2109

Горючее нагнетается бензонасосом в поплавковые камеры до определённого уровня, регулируемого посредством игольчатого клапана. Из поплавковой камеры бензин направляется в главный жиклёр, а оттуда – в первичную камеру. Объёмы подачи зависят от того, насколько нажата педаль акселератора, связанная посредством тяги с дроссельной заслонкой. Если педаль вжата наполовину, начинает работать вторичная камера, позволяющая плавно переходить со средних на высокие обороты без провалов.

Режим холостого хода также отличается своей спецификой – главная дозирующая система в процессе подачи топлива не используется, и бензин, и наружный воздух поступают в карбюратор через отдельные каналы, на которых присутствуют и свои жиклёры.

Чаще всего карбюраторные проблемы начинаются именно с режима ХХ, но на Солексе это дела поддаётся регулировке.

Настройка карбюратора «девятки»

Кроме регулировки числа оборотов коленвала (когда силовой агрегат функционирует без нагрузки, то есть в режиме ХХ), на ВАЗ 2109 можно самостоятельно регулировать уровень горючего в поплавковых камерах. К настроечным процедурам прибегают по мере необходимости в следующих случаях:

  • когда двигатель начинает «плавать» на холостых оборотах;
  • мотор запускается неохотно, требуется много попыток;
  • при резком нажатии газа динамика разгона не соответствует ожиданиям;
  • во время разгона ВТО наблюдаются провалы в работе мотора.

Каждый из приведённых симптомов говорит о том, что проблема, скорее всего, кроется в нештатной работе карбюратора. Примерно в половине случаев – из-за нарушения уровня топлива.

Регулировка поплавка карбюратора «девятки»

Настройка поплавков в камерах Солекса – процедура несложная, не требующая использования специализированного инструмента и особенных навыков.

Впрочем, в заводских условиях эта процедура частично автоматизирована и выполняется с применением специального шаблона, существенно упрощающего выполнение регулировки. Но при самостоятельном выполнении работ шаблон не нужен, а из инструментов и приспособлений нам потребуется:

штангенциркуль

  • две отвёртки, с плоским и крестообразным наконечником;
  • штангенциркуль или линейку (металлическую, деревянную или пластиковую лучше не использовать);
  • кусок проволоки диаметром не более 2 мм (можно использовать тонкое сверло или аналогичный пруток круглого сечения).

Этого набора достаточно для выполнения всего комплекса регулировочных процедур.

Классический метод

В соответствии с рекомендованным способом настройка уровня горючего карбюратора Солекс производится поэтапно в следующей последовательности:

  • заводим мотор и даём ему поработать пару минут, чтобы наполнить камеры карбюратора бензином;
  • конструктивно доступ к карбюратору перекрывает воздушный фильтр, поэтому его необходимо демонтировать вместе с корпусом. Это делается просто: откручиваем верхнюю гайку, для снятия крышки отстёгиваем боковые фиксаторы, извлекаем сам фильтр, а затем демонтируем корпус воздухофильтра, открутив 4 крепёжных гайки;
  • после поднятия корпуса необходимо отсоединить от него резиновые патрубки;
  • теперь ту же операцию проделываем с топливными патрубками, присоединёнными к карбюратору, при их снятии существует риск пролива бензина, оставшегося в системе, это обстоятельство нужно учесть;
  • теперь необходимо отсоединить провод, идущий к электромагнитному клапану системы ХХ;
  • пришёл черёд отсоединить привод воздушной заслонки (тросик, идущий от рукоятки подсоса);
  • можно приступать к снятию крышки Солекса, которая фиксируется пятью винтами;Винты
  • после того, как крышка карбюратора отложена в сторону, можно сразу же измерить текущий уровень горючего в ПК, используя глубиномер штангенциркуля или просто опустив линейку вниз до упора. В норме это расстояние должно быть в пределах 2,5-2,6 см, если это так, последующая регулировка уровня горючего карбюратора Солекс не требуется;
  • если же уровень бензина меньше или больше, нужно осмотреть механизм крепления поплавков, и если всё в норме, отрегулировать их;
  • для этого укладываем снятую ранее крышку на горизонтальную поверхность, поплавки при этом окажутся наверху;
  • внимательно осматриваем взаимное расположение элементов. Наружные боковины поплавков должны быть строго параллельны оттискам, выполненным на прокладке. Если имеются искривления, то это может стать причиной того, что поплавки соприкасаются с прилегающими поверхностями и деталями, что и приводит к изменению уровня топлива. Проблема решается подгибанием рычагов крепления так, чтобы после этого поплавки ходили свободно и ничего не касались;Наружные боковины поплавков
  • если дело не в этом, измеряем расстояние между прокладкой и поплавками. Этот зазор должен быть равен двум миллиметрам, для чего нам и потребовалась проволока соответствующего диаметра. Если расстояние не соответствует нормативному, подгибаем язычок, посредством которого поплавок толкает клапан (иглу). После этого измеряем высоту поплавков (ориентир – 3,4 см). Если указанного расстояния добиться не удалось, повторяем процедуру с подгибанием язычка до тех пор, пока не добьёмся поставленной цели;
  • завершающий этап процедуры – измерение рабочего хорда поплавков. Принцип простой: устанавливаем штангенциркуль около поплавка, измеряем расстояние от поверхности солексовской крышки до нижней кромки поплавка, а затем руками приподнимаем поплавок до упора. Фиксируем, где теперь находится его нижний угол. В норме рабочий ход должен составлять 1,5 см, если он больше/меньше – снова обращаемся к процедуре подгибания язычка поплавка.измерение рабочего хорда поплавков

Альтернативный способ

Большинство водителей в курсе, как отрегулировать Солекс своими руками более простым способом, не прибегая к большому числу манипуляций.

Начальная процедура проверки идентична той, что мы уже описали: укладываем крышку Солекса на ровную поверхность и внимательно изучаем выштамповки, имеющиеся на боковых поверхностях. Если поплавки отрегулированы как следует, эти полоски будут строго параллельны крышке.

Верхняя часть карбюратора

Если это так, идём дальше: вручную поднимаем поплавки до упора (без фанатизма) и внимательно изучаем их дно. Если всё хорошо, дно поплавков также должно находится параллельно поверхности крышки. Если это не так, без всяких линеек и измерений подгибаем язычок, повторяя первую или вторую процедуру до получения положительных результатов.

Останется только собрать карбюратор в обратном порядке (не забудьте смонтировать воздухофильтр).

Регулировка холостого хода

Это вторая доступная автовладельцу регулировка карбюратора Солекс, которую несложно выполнить самостоятельно. Отметим, что эта настройка может быть частичной или полной. К первой прибегают в том случае, когда количество оборотов необходимо подкорректировать совсем ненамного. Полную настройку выполняют, когда требуется выполнение регулировки количества поступающего воздуха (так называемая регулировка уровня выброса углекислоты в выхлопе).

Частичная регулировка осуществляется подкручиванием винта количества ТВС. Вращая его в ту или иную сторону, мы изменяем величину угла открытия ДЗ, а значит, корректируем объёмы поступающей в камеры сгорания топливовоздушной смеси при свободной (не нажатой) педали акселератора.

Вращение винта

Этот винт количества контактирует с рычагом управления ДЗ, упираясь в него, и если мы закручиваем винт, он опускается и толкает рычаг, приподнимая дроссельные заслонки.

Регулировке ХХ осуществляют на работающем силовом агрегате при снятом воздушном фильтре и демонтированной крышке. Винт количества корректируется до тех пор, пока обороты ХХ не станут оптимальными, для «девятки» это 800-900 об/минуту. Отслеживать число оборотов следует посредством встроенного тахометра, а если он отсутствует, используйте подключаемый.

Если в результате частичной регулировки решить проблему с плавающими на холостом ходу оборотами не удалось, остаётся выполнить полную настройку, предполагающую манипулирование двумя регулировочными винтами, качества (РВКЧ) и количества (РВКЛ).

  • обязательно прогреваем двигатель, глушим его;
  • ищем винт качества (если ранее он не крутился, то будет закрыт заглушкой, её нужно извлечь), закручиваем его до упора. Затем откручиваем, сделав полных три-четыре оборота;
  • снова заводим двигатель, нагружаем бортовую сеть включением ДСФ и печки;
  • теперь начинаем подкручивать РВКЛ, добиваясь, чтобы стрелка тахометра установилась в диапазоне 700-800 об/минуту;
  • теперь вращаем винт качества для увеличения оборотов до максимума (после достижения определённого уровня обороты повышаться перестанут);
  • крутим РВКЛ, добиваясь 900 об/минуту;
  • снижаем их до 800 об/минуту, но на сей раз винтом качества;
  • начинаем очень медленно закручивать винт качества, одновременно прислушиваясь к работе силового агрегата. Как только появятся первые перебои, отворачиваем винт ровно на один оборот;
  • снова добиваемся установки оборотов винтом количество до нормативных значений – 800-900 об/минуту;
  • проверяем действенность выполненной регулировки, осуществив резкое нажатие и отпускание педали акселератор. Если настройка выполнена корректно, двигатель среагирует столь же оперативно без провалов, как вверх, так и вниз, до холостых оборотов.

Как видим, регулировка карбюратора ВАЗ 2109 – процедура несложная, но последовательность действий нужно запомнить, она важна. Это удаётся не всем, поскольку подобная настройка выполняется нечасто, но интернет вам в помощь, если инструкция по регулировке не изложена в мануале.

Читайте также: